Как освободиться от уплаты госпошлины

Как освободится от уплаты госпошлины в суд?

При обращении к мировым судьям, в судебные органы общей юрисдикции, а также в Верховный Суд РФ в российском законодательстве предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины.

Данные льготы закреплены в ст. 333.35 (применительно к уплате государственной пошлины на все виды юридически значимых действий, в частности, при обращении к мировым судьям и в суды общей юрисдикции), 333.36 (при обращении к мировым судьям и судам общей юрисдикции) Налогового кодекса Российской Федерации и устанавливаются исходя из категории спора и статуса лица.

Льготы, предусмотренные налоговым законодательством

Для лиц, обладающих специальным статусом

От уплаты государственной пошлины в суды освобождаются:

  • лица, являющиеся героями Советского Союза, героями Российской Федерации (награжденные медалью «Золотая Звезда»), полными кавалерами ордена Славы (I, II и III степеней);
  • лица, являющиеся инвалидами и ветеранами Великой Отечественной войны, узниками концентрационных лагерей и мест насильственного содержания, основанных фашистами (и их союзниками), а также военнопленные, бывшие в плену в период Великой Отечественной войны.

При подаче исковых заявлений

Истцы при подаче заявлений по делам, подведомственным судам общей юрисдикции, мировым судьям, Верховному Суду Российской Федерации согласно гражданско-процессуальному законодательству РФ и законодательству об административном судопроизводстве:

  • о взыскании заработной платы, пособий и иных требований, вытекающих из трудовых отношений;
  • о взыскании алиментов;
  • о компенсации вреда, который наступил вследствие увечья или другого повреждения здоровья;
  • о компенсации вреда, вызванного смертью кормильца;
  • о компенсации материального и (или) морального вреда, наступившего в результате преступления;
  • о компенсации материального и (или) морального вреда, наступившего в результате уголовного преследования по предмету нарушения прав и свобод;
  • об удочерении и (или) усыновлении ребенка;
  • об защите прав и детей;
  • об обеспечении законных интересов и прав инвалидов при заявлении иска неимущественного характера.

В иных случаях

Кроме того, освобождение от госпошлины в суд общей юрисдикции закреплено в следующих случаях:

  • при выдаче документов организациям и физическим лицам по гражданским делам о взыскании алиментов на нетрудоспособных членов семьи и уголовным делам;
  • для сторон в процессе при подаче ими апелляционных либо кассационных жалоб по гражданским делам о разводах;
  • при поступлении в суд от физических лиц и организаций заявления об отсрочке исполнения вынесенного решения, об изменении способа (порядка) исполнения, о новом производстве по делу в связи с заново открывшимися обстоятельствами, о повороте исполнения решения суда, о пересмотре заочного решения судебным органом, его вынесшим;
  • при подаче административного иска, заявления об обжаловании действий (или бездействия) пристава-исполнителя, жалобы по делу об административном правонарушении. При подаче частной жалобы на определение суда (в числе прочего, об обеспечении иска, о замене одной формы обеспечения другой, об использовании средств первоначальной защиты по административному иску, об отказе в суммировании или снижении размера штрафа, назначенного судом);
  • при подаче в суд физическими лицами жалоб по уголовным делам в порядке кассации, оспаривающим правомерность компенсации имущественного вреда, полученного в результате преступления;
  • по вопросам применения законов о восстановлении в правах жертв политических репрессий — для реабилитированных лиц, а также лиц, признанных государством пострадавшими от политических репрессий (исключение — споры между данными лицами и их наследниками);
  • при подаче заявлений о несогласии с отказом в оформлении прошения о признании граждан вынужденными переселенцами и беженцами;
  • по делам административного судопроизводства о госпитализации лица в психиатрическое медицинское учреждение без добровольного согласия и (или) психиатрическом обследовании в недобровольном порядке — для административных истцов;
  • по искам о предоставлении права автору использования результата своей умственной деятельности, монопольное право на который находится у иного лица.

Прокуроры являются теми, кто освобождается от уплаты госпошлины в суд, если обращаются с заявлениями об охране прав, законных интересов и свобод граждан, интересов Российской Федерации в целом, субъектов РФ и муниципальных образований в частности.

При подаче прошения о проверке приговора, вступившего в законную силу, постановления, определения, решения суда от уплаты госпошлины освобождается Уполномоченный по правам человека в РФ.

Если в качестве истца (в т.ч. административного) или ответчика выступает государственный орган (федеральные министерства, службы, агентства), орган местного самоуправления, то госпошлина ими не оплачивается.

По искам в интересах потребителей, которые предъявляются специальными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления либо объединениями потребителей — государственная пошлина также не оплачивается.

Освобождение от уплаты госпошлины в зависимости от цены иска

Согласно ч. 2, 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, при рассмотрении административных и гражданских дел в судах от государственной пошлины при сумме иска до одного миллиона рублей освобождаются:

  • истцы по делам, основанием для которых является нарушение прав потребителей;
  • общественные организации и объединения инвалидов; , военной службы по делам о защите своих прав;
  • пенсионеры по делам материального характера к Пенсионному фонду Российской Федерации и негосударственным пенсионным фондам.

При цене иска, выходящей за рамки 1 000 000 рублей, данные плательщики оплачивают государственную пошлину с суммы, которая превышает один миллион рублей.

Следует подчеркнуть, что во исполнение требований ч. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суд вправе освободить плательщика от уплаты государственной пошлины, уменьшить её размер или предоставить отсрочку (рассрочку) в её оплате, основываясь на материальном положении плательщика.

Как освободиться от уплаты госпошлины

НК РФ Статья 333.36. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 333.36 НК РФ

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются:

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2014 N 198-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

2) истцы – по искам о взыскании алиментов;

3) истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

4) истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

5) организации и физические лица – за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

6) стороны – при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

7) организации и физические лица – при подаче в суд:

заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами;

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) физические лица – при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

9) прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

10) истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, – при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

12) вынужденные переселенцы и беженцы – при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

(пп. 12 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, исполнительно-распорядительные органы федеральной территории “Сириус”, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) – по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) физические лица – при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

15) истцы – при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – при совершении действий, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации – при совершении действий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ “Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации”;

(в ред. Федеральных законов от 01.02.2016 N 8-ФЗ, от 17.02.2021 N 7-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка – при совершении действий, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона “Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации”;

(пп. 16.1 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 490-ФЗ)

17) истцы – по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

18) административные истцы – по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и (или) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

(пп. 18 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

19) государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории “Сириус”, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

(в ред. Федеральных законов от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

20) утратил силу с 1 января 2013 года. – Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

21) авторы результата интеллектуальной деятельности – по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

(пп. 21 введен Федеральным законом от 10.07.2012 N 100-ФЗ)

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

2) истцы (административные истцы) – инвалиды I или II группы, дети-инвалиды, инвалиды с детства;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

5) истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, – по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Особенности уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел арбитражными судами

Госпошлина – это обязательный платеж, установленный законом, обязательный на всей территории государства и для всех субъектов, на которых законом возложена уплата государственной пошлины. Она взимается за совершение юридически значимых действий. Отправление правосудия путем рассмотрения и разрешения дел, как и другая государственная деятельность (нотариат, загс, лицензирование и т.д.), требует значительных бюджетных затрат. Таким образом, государственная пошлина не только присуща судебной системе, но и необходима как вид денежного сбора.

Государственная пошлина служит своего рода платой за услуги, оказываемые, в частности, судебными органами физическим и юридическим лицам от имени государства.

В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина – сбор, взимаемый с вышеуказанных лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Согласно ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица при обращении их за совершением юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, при выступлении ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Различают государственную пошлину простую и пропорциональную. Простая взимается в твердой сумме, пропорциональная в процентном соотношении к соответствующей сумме.

Государственная пошлина взимается:

  • с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;
  • за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
  • за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;
  • за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, установленных законодательством.

Общие условия уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд

По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд.

В соответствии со сложившейся практикой государственная пошлина оплачивается заявителем до подачи заявления и является необходимым приложением к перечню подаваемых в суд заявлений. Согласно ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если государственная пошлина не уплачена, заявление остается без движения. Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, в наличной форме – либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата. Срок действия платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины, законодательно не установлен, в связи с чем, судебная практика связывает его со сроком исковой давности по оплаченному требованию, что представляется правильным, поскольку такой документ лишь подтверждает факт уплаты государственной пошлины за рассмотрение судом конкретного дела в установленном порядке и размере.

Нововведения при уплате госпошлины

Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Данное правило было зафиксировано и судом. Так, согласно п. 18 разъяснений, данных Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме N 91 от 25.05.2005 “О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации”, в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Таким образом, до недавнего времени оплата госпошлины представителем за представляемого была невозможна. В таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения. Примером являются следующие судебные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.10.2006 по делу N А06-3150/2-9/05; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2006 по делу N А06-1483/1-6/05.

Однако в настоящее время ситуация поменялась. 29 мая 2007 года Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было издано Информационное письмо № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей». В данном письме было разъяснено, что в силу статьи 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей; при этом согласно части 1 статьи 254 Кодекса иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российским организациями и гражданами.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата государственной пошлины с банковского счёта представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платёжном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счёта представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Уплата государственной пошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.

2. Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иные органами, обратившимися в арбитражный суд.

В соответствии с подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.

До недавнего времени, в том случае, если государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования выступали в судебном процессе в качестве Ответчика, они также не оплачивали госпошлину, например, если подавали апелляционную и кассационную жалобы.

Между тем, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с

неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовыум образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.

В определенной степени на принятие данного положения повлияла сложившаяся «нездоровая» ситуация, при которой налоговые органы (руководствуясь внутренней инструкцией) в обязательном порядке обжаловали все судебные акты вплоть до кассационной инстанции. При этом независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличии правовых оснований. «Бесплатность» процессов сыграла злую шутку.

После принятия Информационного письма № 117 налоговые органы заняли однозначную позицию непринятия данных положений. Со стороны официальных лиц налоговых органов были попытки говорить о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедетного права в Российской Федерации.

Между тем, данное доводы несостоятельны по следующим причинам:

В соответствии со ст.16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде информационных писем.

Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм можно сделать вывод, что акты судебных органов – постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в которых на основании обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят общеобязательный и нормативный характер для судов. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами (общей юрисдикции и арбитражными) федерального законодательства.

Поскольку разъяснение по вопросам судебной практики дает высший судебный орган, который осуществляет и надзор за рассмотрением судами конкретных дел, то этот орган, следуя собственному толкованию, должен будет отменять судебные решения, которые противоречат ему.

3. Возврат госпошлины при принятии решения не в пользу государственных органов.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования” с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

4. Взыскание госпошлины при отказе Истца от иска.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса при отказе истца от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований уплаченная истцом государственная пошлина возврату из бюджета не подлежит. Данная норма не может рассматриваться как исключающая применение положений АПК РФ о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возлагающая на истца бремя уплаты пошлины.

В соответствии со статьей 112, частью 1 статьи 151 АПК РФ при вынесении определения о прекращении производства по делу суд, руководствуясь общим принципом отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть 1 статьи 110 АПК РФ), разрешает вопрос о распределении расходов исходя из того, что в рассматриваемом случае требования истца фактически удовлетворены.

Следовательно, если истец отказался от иска из-за того, что ответчик после вынесения определения о принятии искового заявления к производству удовлетворил исковое требование добровольно, арбитражный суд взыскивает с ответчика в пользу истца понесенные последним расходы по уплате государственной пошлины.

5. Оплата госпошлины при обжаловании инкассового поручения.

При подаче заявления о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового органа государственная пошлина уплачивается в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса и пунктом 2 части 1 статьи 103 АПК РФ исходя из оспариваемой суммы, подлежащей взысканию на основании указанного документа.

Эти и другие нововведения значительно изменили сложившуюся практику уплаты госпошлины при рассмотрении дел арбитражными судами.

В своем большинстве изменения носят не только уточняющий, конкретизирующий характер, но и направлены на защиту прав граждан и юридических лиц при обжаловании актов государственных органов и органов местного самоуправления.

Автор — генеральный директор консалтинговой компании «РосБизнесЛегис»(www.rbl-samara.ru ), к.ю.н., налоговый консультант

Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.

При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».

Баханов Дмитрий Михайлович

По общему правилу, за подачу исковых заявлений, заявлений особого производства и жалоб в суд подлежит взиманию государственная пошлина, которая подлежит уплате до подачи соответствующих документов. При этом ставки государственной пошлины устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (Особенной частью). Так, например, при обращении в суды, за исключением судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, экономических судов областей (города Минска) за рассмотрение искового заявления имущественного характера (за исключением искового заявления о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении), в том числе заявления о праве собственности на имущество, об истребовании имущества, а также встречного заявления и заявлений третьих лиц, содержащих самостоятельные требования на предмет спора в начатом процессе, устанавливается ставка в 5 процентов цены иска (по состоянию на 17 марта 2018 г.).

При взыскании денежных сумм ценой иска является взыскиваемая сумма, в исках об истребовании имущества – стоимость истребуемого имущества, в исках о праве собственности на капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, изолированные помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности, – стоимость строений.

Так, например, в случае предъявления исковых требований о признании права собственности на ½ доли в праве собственности на квартиру, цена иска будет составлять 5 процентов от стоимости ½ доли в указанном жилом помещении (а не от всей квартиры).

При этом особо следует отметить, что в последнем случае цена иска определяется исходя из оценочной стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, изолированных помещений, определяемой территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

В случае, если исковое заявление содержит требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Также, в процессе рассмотрения дела судом может иметь место ситуация, когда истец увеличил свои исковые требования. В этом случае, в соответствии с п.2 ст. 251 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенной части) производится доплата государственной пошлины в соответствии с увеличением цены иска по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день подачи искового заявления, а в случае, предусмотренном частью первой пункта 5 настоящей статьи, – на день фактической уплаты государственной пошлины.

Однако в соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 02 июня 2011 г. №1 «О практике взыскания судебных расходов по гражданским делам и процессуальных издержек по уголовным делам», в случае невыполнения истцом требования о доплате государственной пошлины в ходе рассмотрения дела довзыскание государственной пошлины производится судом при вынесении решения по существу спора.

Вместе с тем, законодательством предусмотрены определенные льготы по уплате государственной пошлины, перечень которых содержится в статье 257 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенной части) (например, освобождаются от государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, истцы по искам о лишении родительских прав, о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного преступлением, истцы по искам о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, а также за подачу кассационных и надзорных жалоб по таким делам и т.д.).

Кроме того, суд (судья), за исключением судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, экономических судов областей (города Минска) и их судей, вправе полностью или частично освободить от государственной пошлины по судебным делам физических лиц исходя из их имущественного положения по объектам обложения государственной пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

В этом случае, в качестве документов, подтверждающих имущественное положение физического лица, могут выступать справки о заработной плате и иных доходах, сведения о наличии в собственности транспортных средств, объектов недвижимого имущества, свидетельства об инвалидности, сведения о нахождении на иждивении несовершеннолетних детей и иных иждивенцев, о наличии кредитных и иных имущественных обязательств и т.д.

Заявление об освобождении от уплаты государственной пошлины подается одновременно с подачей соответствующего искового заявления, заявления особого производства или жалобы в суд.

Следует также иметь ввиду, что уплаченная при подаче в суд соответствующего заявления государственная пошлина относится к судебным расходам, а в соответствии со ст. 135 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает за счет другой стороны возмещение всех понесенных ею судебных расходов по делу, хотя бы эта сторона и была освобождена от уплаты их в доход государства. Если иск удовлетворен частично, то указанные в настоящей статье суммы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику – пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Образец заявления

Суд Октябрьского района г. Минска

Ист ца Ф.И.О.

проживающе го по адресу ________________

Об освобождении от уплаты государственной пошлины

При подаче мною искового заявления в суд Октябрьского района г. Минска к Иванову Ивану Ивановичу о признании права на ½ доли в праве собственности на жилое помещение, разделе жилого помещения, изменении доли в праве собственности на жилое помещение и определении порядка пользования жилым помещением подлежит уплате государственная пошлина в размере 5% от цены иска, а также в размере 3-х базовых величин за требование неимущественного характера.

Я являюсь инвалидом 2-й группы, имею не значительный доход, у меня на иждивении находятся 2-ое несовершеннолетних детей в возрасте 7 и 1 3 лет, а ответчик уклоняется от уплаты алиментов, в связи с чем образовалась большая задолженность с его стороны по их уплате.

У читывая изложенное и принимая во внимание необходимость оплачивать обязательства по кредитному договор у ответчика, где я являюсь поручителем, а также образовавшуюся задолженность по коммунальным платежам около 1 5 00 рублей, уплата для меня вышеуказанной государственной пошлины является крайне затруднительной.

Согласно п.2 ст.258 Налогового Кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) суд (судья) вправе полностью или частично освободить от государственной пошлины по судебным делам физических лиц исходя из их имущественного положения по объектам обложения государственной пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п.2 ст.258 Налогового Кодекса Республики Беларусь (Особенная часть),

–– освободить меня от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд Октябрьского района г. Минска к Иванову Ивану Ивановичу о признании права на ½ доли в праве собственности на жилое помещение, разделе жилого помещения, изменении доли в праве собственности на жилое помещение и определении порядка пользования жилым помещение.

1 . копия договора поручительства ;

2 . справка ОПИ Октябрьского района г. Минска о задолженности по алиментам у ответч ика;

ВС: Статус госоргана – достаточное основание для освобождения от уплаты госпошлины

По мнению экспертов «АГ», выводы Верховного Суда понятны и обоснованны. Хотя определение нельзя назвать инновационным, оно в очередной раз направляет практику в русло, предписываемое нормами налогового законодательства.

13 августа Верховный Суд вынес Определение № 310-ЭС18-781, в котором указал, что отделу МВД достаточно статуса государственного органа для освобождения от уплаты госпошлины.

Поводом к рассмотрению стала кассационная жалоба отдела МВД по Белгородскому району на определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2017 г. и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 ноября 2017 г. по делу № А08-5276/2017.

ПАО «Квадра-Генерирующая компания» обратилось к ОМВД с иском о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию. Решением Арбитражного суда Белгородской области иск удовлетворен частично, с ОМВД взыскана задолженность по договору.

Ответчик не согласился с решением и обратился в суд апелляционной инстанции, который оставил жалобу без движения, указав на необходимость уплатить госпошлину. На что ОМВД обжаловал определение в кассацию, указав, что наличия у него как ответчика по делу статуса государственного органа достаточно для освобождения от уплаты госпошлины.

Кассация оставила определение апелляции без изменения. Суд применил подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса, а также п. 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах».

Свою позицию кассация аргументировала тем, что ОМВД, зарегистрированный в качестве юрлица, в данном случае выступает как потребитель – участник хозяйственного спора в гражданско-правовых отношениях, его участие в арбитражном процессе не обусловлено выполнением отдельных функций госоргана, в связи с чем он не может быть освобожден от уплаты госпошлины.

Рассматривая жалобу, Верховный Суд указал, что вопреки выводам судов апелляционной и кассационной инстанций подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ в данном случае неприменим, поскольку касается иных органов, под которыми понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции.

Суд подчеркнул, что законодательством о налогах и сборах установлено правило, согласно которому наличие у лица процессуальной роли наряду со статусом госоргана или органа местного самоуправления является самостоятельным и достаточным основанием для освобождения от обязанности по уплате госпошлины.

ВС напомнил, что в соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 МВД России входит в структуру федеральных органов исполнительной власти и действует непосредственно и (или) через органы внутренних дел, куда также входят территориальные органы. Их статус утвержден Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699. На эту же норму указал УОС МВД в официальном ответе на обращение «АГ».

На основании изложенного Суд установил, что ОМВД по Белгородскому району является государственным органом и как ответчик по арбитражному делу имеет право на освобождение от уплаты госпошлины в соответствии со специальной нормой – подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Дело направлено в апелляцию для решения вопроса о принятии жалобы ОМВД по основному спору.

Комментируя определение, старший юрист АБ КИАП, адвокат Дмитрий Калиниченко отметил, что оно однозначно закрепило право государственных органов и органов местного самоуправления не уплачивать госпошлину при обращении в суд, даже если обращение не связано с защитой государственных и (или) общественных интересов.

Эксперт пояснил, что в результате параллельного толкования положений НК РФ судебная практика двигалась различными путями: «Встречаются судебные акты, обязывающие госорганы, если они выступают не в защиту государственных и (или) общественных интересов, платить госпошлину (например, определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2010 г. по делу № А21-3211/2010; определение Десятого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2013 г. по делу № А41-47495/2012)».

Юрист арбитражной практики VEGAS LEX Станислав Матюшов назвал выводы ВС РФ понятными и обоснованными. При этом он считает, что определение не повлияет на практику распределения судебных расходов в делах, где стороной является государственный орган – в таких случаях его освобождение от уплаты госпошлины не влечет освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов.

Эксперты добавили, что аналогичная позиция по данному вопросу была отражена ранее – в Определении ВС РФ от 9 марта 2017 г. № 307-ЭС16-15395 по делу № А21-6452/2015, а также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. по делу № А40-31694/2012.

По мнению Дмитрия Калиниченко, определение ВС РФ нельзя назвать инновационным, но оно в очередной раз направляет правоприменительную практику в русло, предписываемое нормами налогового законодательства.

ТЕМА 7.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

Государственная пошлина относится к числу федеральных налогов и сборов. Удельный вес государственной пошлины в доходах федерального бюджета в 2006 г. составляет 0,5 %. В отличие от налогов, пошлина представляет собой возмездный платеж, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами юридически значимых действий, включая выдачу документов. В отличие от налогов взимание пошлин всегда связано со специальной целью – покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они взимаются. Размер пошлины определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

  • определить назначение государственной пошлины;
  • назвать состав налогоплательщиков государственной пошлины;
  • знать размеры государственной пошлины за совершение различных действий;
  • применять льготы по уплате государственной пошлины.

Оглавление

7.2.1. Плательщики, порядок
и сроки уплаты государственной пошлины

В соответствии с Налоговым кодексом РФ государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

При этом выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ;

2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ.

Государственная пошлина, как правило, уплачивается до совершения в отношении плательщика юридически значимых действий или выдачи документов (см. табл. 7.2).

В том случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно или несколько лиц освобождены от уплаты государственной пошлины, ее размер уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от уплаты пошлины. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от уплаты.

Сроки уплаты государственной пошлины

Вид юридически значимого действия

Срок уплаты пошлины

При обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям

До подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной)

Если плательщики выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины

В 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда

При обращении за совершением нотариальных действий

До совершения нотариальных действий

При обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов)

До выдачи документов (их копий, дубликатов)

При обращении за проставлением апостиля

До проставления апостиля

При обращении за совершением иных юридически значимых действий

До подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата.

По ходатайству заинтересованного лица ему может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины на срок до шести месяцев. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются.

7.2.2. Размеры государственной пошлины
за совершение различных действий

Размеры государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, включая выдачу документов, установлены гл. 25.3 НК РФ. Они являются едиными на всей территории РФ. Ставки государственной пошлины зависят от характера совершаемых государственными органами действий и установлены либо в твердой сумме, выраженной в рублях, либо в процентах к соответствующей сумме (например, при вывозе культурных ценностей ставки – в процентах к их стоимости). В некоторых случаях установлены комбинированные ставки пошлины с использованием регрессивной шкалы (например, при подаче в суд общей юрисдикции или арбитражный суд искового заявления имущественного характера). Примеры размеров государственной пошлины за совершение различных действий приведены в табл. 7.3.

Следует отметить, что с вступлением в действие гл. 25.3 НК РФ в 2005 г. перечень видов действий, за которые взимается государственная пошлина, был существенно расширен. Так, например, были установлены размеры государственной пошлины:

  • за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
  • за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;
  • за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг;
  • за совершение регистрационных действий, связанных с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг;
  • за государственную регистрацию в Государственном судовом реестре, судовой книге или бербоут-чартерном реестре;
  • за государственную регистрацию воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации;
  • за получение ресурса нумерации оператором связи и др.

Размеры государственной пошлины за совершение различных действий

Размер государственной
пошлины

1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

  • при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

4 % цены иска, но не менее 200 руб.

от 10 001 до 50 000 руб.

400 руб. плюс 3 % суммы, превышающей 10 000 руб.

от 50 001 до 100 000 руб.

1600 руб. плюс 2 % суммы, превышающей 50 000 руб.

от 100 001 до 500 000 руб.

2600 руб. плюс 1 % суммы, превышающей 100 000 руб.

свыше 500 000 руб.

6600 руб. плюс 0,5 % суммы, превышающей 500 000 руб., но не более 20 000 руб.

2. За совершение нотариальных действий

за удостоверение доверенностей, требующих нотариальной формы в соответствии с законодательством РФ

за удостоверение брачного договора

за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами:

  • детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам;
  • другим физическим лицам

3. За государственную регистрацию актов гражданского состояния

за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства

за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств:

  • при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей
  • при расторжении брака в судебном порядке
  • при расторжении брака по заявлению одного из супругов в случае, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет

200 руб. с каждого из супругов

4. За совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации

за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию

5. за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий

за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий

за открытие филиала банка

за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

за выдачу и обмен паспорта гражданина Российской Федерации

за право вывоза:

  • культурных ценностей, созданных более 50 лет назад
  • культурных ценностей, созданных 50 лет назад и менее
  • предметов коллекционирования по палеонтологии
  • предметов коллекционирования по минералогии

10 % стоимости ценностей

5 % стоимости ценностей

10 % стоимости ценностей

5 % стоимости ценностей

за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц

за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка

0,1 % заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 40 000 руб.

за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы

7.2.3. Льготы по уплате государственной пошлины

По уплате государственной пошлины Налоговым Кодексом РФ установлен широкий перечень льгот, которые предоставляются определенным категориям граждан и организаций в следующих формах:

1. Полное освобождение от уплаты государственной пошлины.

Например, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном суде РФ, при обращении в органы или к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, от уплаты государственной пошлины освобождены:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы;
  • участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Например, за совершение нотариальных действий от уплаты государственной пошлины освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом; общественные организации инвалидов; физические лица – за удостоверение завещаний имущества в пользу государства.

Кроме того, государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях:

1) за выдачу приглашения на въезд в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства в целях его обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении;

2) за продление срока действия разрешения на временное пребывание в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в целях осуществления благотворительной деятельности или доставки гуманитарной помощи либо по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника;

3) за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику;

4) за государственную регистрацию прав РФ, субъекта РФ, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну;

5) за государственную регистрацию арестов недвижимого имущества;

6) за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона;

7) за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

8) за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества.

2. Освобождение от обложения государственной пошлиной отдельных операций.

Например, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы по искам:

  • о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;
  • о взыскании пособий;
  • о взыскании алиментов;
  • о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
  • о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;
  • при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;
  • по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов, и др.

По делам, рассматриваемым в арбитражных судах , от уплаты государственной пошлины освобождаются:

1) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины физические лица за государственную регистрацию актов гражданского состояния в следующих случаях:

  • за выдачу свидетельств при исправлении или изменении записей актов о рождении в связи с усыновлением (удочерением);
  • за внесение исправлений и или изменений в записи актов гражданского состояния и выдачу свидетельств в связи с ошибками, допущенными при государственной регистрации актов гражданского состояния по вине работников, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния;
  • за выдачу справок о регистрации актов гражданского состояния для представления в уполномоченные органы по вопросам назначения либо перерасчета пенсий или пособий;
  • за выдачу свидетельств о смерти при исправлении и изменении записей актов о смерти необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных лиц на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий, а также за выдачу повторных свидетельств о смерти лиц указанной категории;
  • за выдачу извещений об отсутствии записей актов гражданского состояния для восстановления утраченных записей актов гражданского состояния в установленном порядке.

3. Установление необлагаемой суммы.

Например, от уплаты государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений имущественного характера или исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. освобождаются:

  • общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
  • истцы – инвалиды I и II групп;
  • ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
  • истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
  • истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, – по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

4. Понижение ставки государственной пошлины.

Например, инвалиды I и II групп уплачивают государственную пошлину в размере 50 % по всем видам нотариальных действий.

Ссылка на основную публикацию