Декларация соответствия условий труда

Декларирование соответствия условий труда

В связи с принятием Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» появилось понятие «декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

Разберем подробнее, условия труда на каких рабочих местах подлежат декларированию и почему.

Идентификация

В п. 1 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ говорится о том, что в отношении рабочих мест, на которых по результатам осуществления идентификации вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Работодатель представляет декларацию в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, имеющий право проводить федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства по месту своего нахождения.

Декларирование соответствия условий труда на рабочих местах напрямую зависит от процесса идентификации вредных и (или) опасных факторов на рабочих местах.

Для определения на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов изучают представленные работодателем документы:

техническую (эксплуатационную) документацию на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;

документы, содержащие характеристики применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленные по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);

декларации о соответствии и (или) сертификаты соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям; если оборудование или СИЗ привезены из-за рубежа, на них должны иметься соответствующая декларация;

результаты ранее проводившихся на данном рабочем месте исследования (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;

проекты строительства и (или) конструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений).

Перечень документов зависит от того, какими материалами располагает работодатель на момент выявления вредных факторов.

Выявление вредных и (или) опасных факторов и их источников может проводиться непосредственно при обследовании рабочего места. Обследование представляет собой осмотр и ознакомление с трудовой деятельностью, которую выполняют сотрудники в режиме штатной работы.

Если вредные и (или) опасные факторы в ходе идентификации не были выявлены или наименования имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса не совпадают с наименованиями вредных и (или) опасных факторов, предусмотренных в Классификаторе, то фиксируется отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов. Соответствие условий труда на этих рабочих местах государственным нормативным требованиям подлежит декларированию.

Условия действия декларации

Из п. 2 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ следует, что форма и порядок подачи декларации устанавливаются федеральными органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в трудовой сфере. Он же обеспечит формирование и ведение реестра таких деклараций. Внесенная в реестр декларация действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (СОУТ).

Возникает такая проблема: работодатель может задекларировать соответствие условий труда на любом рабочем месте, если захочет. Это возможно при сотрудничестве с недобросовестными компаниями, готовыми за определенную сумму закрыть глаза на недостатки при проведении СОУТ. В законе № 426-ФЗ предусмотрены условия, при которых фиктивная декларация будет прекращена.

Иногда на уже задекларированных рабочих местах происходят несчастные случаи на производстве. Согласно п. 5-7 ст. 11 закона № 426-ФЗ в отношении такого рабочего места действие декларации прекращается и проводится внеплановая СОУТ.

Прекратить действие декларации может федеральный орган исполнительной власти, имеющий право на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. О прекращении действия декларации сообщается за 10 календарных дней, о чем делается запись в реестре деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.

Почему это выгодно

Декларирование соответствия условий труда выгодно работодателю.

Первый аспект – финансовый. Речь идет о страховых отчислениях в Пенсионный фонд РФ, размер которых определяется в зависимости от класса условий труда на занятом сотрудников рабочем месте (это прописано в п. 2.1 ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательно пенсионном страховании в Российской Федерации»). Работодатель обязан сам выплачивать компенсации (в размере как минимум 4%) сотрудникам, работающим на местах, соответствующих классу условий труда 3.1 и выше. Помимо этого работодатель должен предоставлять им дополнительные отпуска и сокращенный рабочий день.

Работодателю целесообразнее модернизировать производство и рабочие места, чем обеспечивать своих сотрудников вышеперечисленными льготами.

Второй аспект – социальный. Практически каждый занятый на рабочем месте с вредными условиями труда готов продолжать работать в таких условиях постоянно, чтобы получать дополнительные выплаты и льготы. Важно, чтобы работодатель сумел грамотно расставить приоритеты для работников и разъяснить им, что ы действительности будет для них выгодно и полезно.

Какие условий подлежат декларированию

Декларированию подлежат в основном условий труда на рабочих местах первого (оптимального) и второго (допустимого) классов по условиям труда. Классы присваивают рабочим местам в результате проведения СОУТ.

Если разбираться подробнее, это не все рабочие места, подпадающие под декларирование. Дополнительно декларируют соответствие условий труда на рабочих местах, на которых факторы по условиям труда не превышают предельно допустимых уровней. Это определяется после исследования результатов СОУТ.

Журнал «Охрана труда и социальное страхование», №5 от мая 2014 г.

Декларация соответствия условий труда

Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

1. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивает формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Ч. 4 ст. 11 (в ред. ФЗ от 30.12.2020 N 503-ФЗ) также применяется в отношении действующих на 30.12.2020 деклараций соответствия, внесенных в соответствующий реестр.

4. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является бессрочной в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае, если с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2016 N 136-ФЗ, от 30.12.2020 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Решение о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о чем в срок не позднее чем в течение десяти календарных дней со дня наступления указанных в части 5 настоящей статьи обстоятельств делается соответствующая запись в реестре деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Как составить декларацию соответствия условий труда: изменения в 2021 году

Декларация СОУТ в инспекцию по труду — это документ, с помощью которого работодатель сообщает Роструду о том, что на определенных рабочих местах никаких вредных и опасных факторов не выявлено. Это делается после того, как организация провела специальную оценку. Отчет сделали бессрочным.

Понятие СОУТ

Специальная оценка условий труда (СОУТ) является обязанностью каждого работодателя в России. Ее проводят в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ , которым определены требования к этой процедуре. Там же сказано, что после утверждения отчета о проведении СОУТ каждый работодатель заполняет и направляет в территориальный орган трудовой инспекции по местонахождению юридического лица или местожительству предпринимателя декларацию по спецоценке условий труда вместе с документами о проведенной проверке в территориальный орган Роструда. В нее включаются рабочие места, на которых все благополучно и соответствует установленным нормам.

Любое декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда осуществляется в отношении рабочих мест организации по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н . Последние изменения в этот порядок внесены приказом Минтруда России от 14.11.2016 № 642н . Документ имеет множество особенностей и нюансов.

Правила оформления декларации СОУТ изменятся

Минтруд России опубликовал на Едином портале для размещения проектов НПА поправки в правила подачи декларации СОУТ. Изменения внесут в приказ Минтруда № 80н от 07.02.2014, которым утверждены действующие форма и порядок предоставления деклараций.

Изменения связаны с принятием 503-ФЗ от 30.12.2020 , который внес поправки в статьи 8 и 11 закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 о специальной оценке условий труда и установил бессрочное действие деклараций СОУТ. Чиновники учли отсутствие срока действия и необходимость обновления декларации и установили, что декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда подается только при нарушениях после их устранения или изменении рабочих мест.

Меняются порядок формирования и ведения реестра деклараций. После утверждения приказа Минтруда и его опубликования в установленном порядке работодателей обяжут использовать обновленную форму.

СОУТ стала бессрочной

В конце 2020 года законодатели приняли Федеральный закон № 503-ФЗ от 30.12.2020 с поправками в действующий Федеральный закон № 426-ФЗ от 28.12.2013 о спецоценке условий труда. Законодатели устранили правовую коллизию: срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда составлял 5 лет. Если у работодателя не появилось новых вредных факторов, она автоматически продлевалась еще на 5 лет. Но не все работодатели об этом знали.

Когда основной период действия декларации заканчивался, они проводили СОУТ за собственный счет, в том числе тогда, когда основания для прекращения действия ранее проведенной оценки и отчета о ней не наступили. Бессрочное действие декларации СОУТ позволит работодателям не проводить спецоценку, если условия на декларируемых рабочих местах не изменились. А это снизит финансовую нагрузку на мероприятия по охране труда.

Проверка рабочих мест обязательна

Подтверждение того, что рабочие места в организации или у индивидуального предпринимателя соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда, должны подавать не все работодатели. Декларирование рабочих мест по СОУТ осуществляют только те, у кого рабочие места по итогам проведения спецоценки признали:

  • безвредными;
  • безопасными;
  • оптимальными;
  • допустимыми.

Проверить необходимо абсолютно все рабочие места, где есть вероятность идентификации опасных или вредных факторов, включая офисы. Места, где такие факторы не выявлены, и рабочие места с 1 или 2 классом условий включаются в декларацию. В законе определено, какое требование предъявляется в случае подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, — работодатель сообщает, что его работникам комфортно трудиться. За это он получает возможность платить страховые взносы по сниженной ставке и подтверждает обоснованность компенсационных выплат сотрудникам «за вредность». Обычно проверку проводят сразу на всех рабочих местах, где она требуется.

Работодатель обязан направить отчет по результатам проверки в Роструд не позднее чем через 30 дней после ее завершения.

Нужно провести СОУТ?

За нарушения предусмотрены большие штрафы. Бесплатно используйте руководство от экспертов КонсультантПлюс, чтобы все сделать правильно.

Спецоценка условий труда: изменения в 2021 году

В закон о специальной оценке условий труда внесены изменения. Во-первых, декларации соответствия условий труда (СОУТ) государственным нормативным требованиям теперь действуют бессрочно при сохранении на рабочем месте соответствующих условий труда. Кроме того, если условия труда на рабочих местах не изменились, по истечении срока действия декларации работодатели могут не проводить спецоценку условий труда. Подробнее рассказывают эксперты 1С.

Бессрочное действие декларации соответствия условий труда

С 30.12.2020 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”. Первое изменение касается декларации соответствия условий труда (СОУТ).

Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда подается работодателем в территориальный орган Роструда по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы;

условия труда признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ.

До 30.12.2020 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

Бессрочными станут декларации, которые были внесены в соответствующий реестр до 30.12.2020 и считались поданными на 5 лет. Этот вывод следует из пункта 2 статьи 2 Закона № 503-ФЗ.

Форма, порядок представления деклараций соответствия условий труда утверждены приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н.

Отметим, что Минтруд России подготовил поправки в порядок представления декларации СОУТ, а также в порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда в связи с тем, что указанные декларации стали бессрочными.

В учетных решениях “1С:Предприятие 8” обновленная форма декларации соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда будет реализована после утверждения соответствующего приказа Минтруда и его опубликования в установленном порядке с выходом очередных версий. Подробнее о сроках можно узнать в “Мониторинге законодательства” .

Работодатели с нормальными условиями труда освобождены от проведения спецоценки

Второе изменение касается пятилетнего срока проведения спецоценки. Напомним, что в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ.

Закон № 503-ФЗ добавил в эту часть новое положение. Так, работодатель может не проводить повторную спецоценку на рабочих местах, в отношении которых была подана декларация соответствия.

Исключения (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ):

когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);

когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;

когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные частью 5 статьи 11 Закона № 426-ФЗ.

От редакции. Подробнее об основных изменениях законодательства с 2021 года и их поддержке в “1С:Бухгалтерии 8” (ред. 3.0) см. видеозапись онлайн-лекции, которая состоялась 28.01.2021 в 1С:Лектории .

Декларация соответствия условий труда

Приказ Минтруда России №80н от 7 февраля 2014 г.

О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

(Приказ направлен на регистрацию в Минюст России)

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Российская газета, 30 декабря 2013 г., № 295) приказываю:

· форму декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны согласно приложению № 1;

· порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению № 2;

· порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению № 3.

2. Федеральной службе по труду и занятости (В.Л. Вуколову) организовать работу по:

а) приему от работодателей деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны, форма которой утверждена настоящим приказом (далее – декларация), в том числе в электронном виде на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

б) формированию и ведению реестра деклараций.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации С.Ф. Вельмяйкина.

Министр
М.А. Топилин

Приложение № 1 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

от ____________ ____ г. № _____

декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

(наименование юридического лица/индивидуального предпринимателя (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального ______________________________________________________________________________________________________

предпринимателя, действующего без образования юридического лица), подавшего декларацию, место нахождения и место ______________________________________________________________________________________________________

осуществления деятельности, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер)

заявляет, что на рабочем месте (рабочих местах)

_________________________________________________________________________________________________________________ (наименование должности, профессии или специальности работника (работников), занятого (занятых) на рабочем месте (рабочих местах), индивидуальный номер (номера) рабочего места (рабочих мест), численность занятых работников в отношении каждого рабочего места)

не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, условия труда соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.
Декларация подана на основании ___________________________________________

(реквизиты заключения эксперта организации, проводящей специальную

оценку условий труда)

Специальная оценка условий труда проведена ________________________________

(наименование организации, проводившей специальную

оценку условий труда, регистрационный номер в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда)

Дата подачи декларации «___» ________________ 20____г.

М.П. * ____________________ ____________________

(подпись)* (инициалы, фамилия)*

Сведения о регистрации декларации**

(наименование территориального органа Федеральной службы по труду и занятости, зарегистрировавшего декларацию)

(дата регистрации) (регистрационный номер)

М.П. ___________________ ____________________________

(подпись) (инициалы, фамилия должностного лица территориального органа

Федеральной службы по труду и занятости, зарегистрировавшего декларацию)

Приложение № 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

от ____________ ____ г. № _____

подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

1. Настоящий Порядок устанавливает правила подачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно – работодатель, декларация).

2. Декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены.

3. Декларация подается работодателем по форме согласно приложению № 1 в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее – государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

4. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, оформляемого по результатам проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

6. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковыми в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

7. Основанием для отказа в принятии декларации может служить ее несоответствие утвержденной согласно приложению № 1 форме.

Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.

8. При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации обеспечивает ее возвращение работодателю с указанием причин возврата посредством почтовой связи.

9. В случае устранения основания, послужившего отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию в порядке, установленном пунктами 2 – 4 настоящего Порядка в срок не позднее шести месяцев со дня отказа в принятии декларации.

10. По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

11. Действия (бездействие) должностных лиц государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации в соответствии с настоящим Порядком могут быть обжалованы в судебном порядке.

к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

от ____________ ____ г. № _____

формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

1. Настоящий Порядок определяет правила формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно – декларация, реестр).

2. Формирование и ведение реестра осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами с применением стандартизированных технических и программных средств, позволяющих осуществлять обработку информации на основе использования единых форматов и стандартных протоколов и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.

3. Федеральная служба по труду и занятости обеспечивает:

а) техническое функционирование реестра;

б) безопасное хранение и использование информации, содержащейся в реестре;

в) осуществление автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и анализа информации, содержащейся в реестре;

г) доступ в установленном порядке к информации, содержащейся в реестре;

д) защиту информации, содержащейся в реестре, от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации, включая защиту сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

е) взаимодействие реестра с иными информационными системами.

4. В реестр вносятся сведения о поступивших декларациях, сведения о продлении их действия, прекращении их действия в отношении рабочих мест, на которых с работниками произошли несчастные случаи на производстве (за исключением несчастных случаев на производстве, произошедших по вине третьих лиц), или в случаях, если у работников выявлены профессиональные заболевания,причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также в случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка.

5. Сведения о декларации вносятся в реестр в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления декларации на бумажном носителе в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости или заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

6. В случае выявления факта недостоверности сведений, указанных в декларации, Федеральная служба по труду и занятости или ее территориальный орган в течение пяти рабочих дней с момента их выявления обеспечивает внесение в реестр записи о прекращении действия декларации.

7. В реестре содержатся следующие сведения:

а) полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

б) место нахождения и место осуществления деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

в) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

г) основной государственный регистрационный номер юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

д) полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда;

е) перечень рабочих мест, в отношении которых подана декларация, с указанием индивидуального номера рабочего места, численности работников, занятых на данном рабочем месте;

ж) реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, явившегося основанием для подачи декларации;

з) срок действия декларации;

и) дата прекращения действия декларации.

8. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службой по труду и занятости в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, указанных в подпунктах «в» и «г» пункта 7 настоящего Порядка, составляющих закрытую часть реестра.

** Заполняется территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости в случае поступления декларации на бумажном носителе. При подаче декларации в электронном виде данная информация заполняется автоматически с учетом места нахождения рабочих мест, в отношении которых подается декларация.

О непредоставлении декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”, работодатель НЕ ПОДАЛ декларацию в Государственную инспекцию труда УР. Прошло 6 месяцев либо год, как это выяснилось.

Вопрос.

Какой порядок действий работодателя?

Ответ.

Организация, у которой по результатам специальной оценки не выявлено вредных факторов, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки обязана подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. В противном случае с 01.01.2015 возможно привлечение организации к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Представление декларации после установленного срока ответственности не снимает, кроме случая, когда декларация подана по истечении срока давности привлечения к ответственности.

В целях обеспечения безопасности условий и охраны труда работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (далее – Закон N 426-ФЗ) (ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ).

Сведения о результатах специальной оценки условий труда передаются в инспекцию труда организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении (ст. 6, ч. 1, 3 ст. 18, ч. 2, 3 ст. 28 Закона N 426-ФЗ).

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).

Отметим, что представить данную декларацию – в интересах самого работодателя, поскольку декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). А по истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве с занятыми на нем работниками (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или случаев профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет (п. 3 Информации Минтруда России “Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)”).

Данная декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых она представляется (ч. 2 ст. 11 Закона N 426-ФЗ, п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н).

Нарушение данной обязанности влечет за собой привлечение к ответственности:

– до 01.01.2015 – по ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; для юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

– с 01.01.2015 – по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде предупреждения или административного штрафа для должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; для юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

При этом привлечение к ответственности за непредставление декларации не отменяет обязанности организации ее представить.

В то же время следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности составляет год со дня совершения административного правонарушения по нарушениям трудового законодательства.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. п. 14 и 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Неисполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением, оно является оконченным с момента истечения этого срока.

В рассматриваемой ситуации организация-работодатель не сообщила в территориальный орган инспекции труда о результатах специальной оценки в определенный срок (не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки). Таким образом, поскольку нарушение в виде непредставления декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда не может быть отнесено к длящимся, организация может быть привлечена к ответственности в течение года со дня, следующего за последним днем для представления декларации. Следовательно, представление декларации по истечении этого срока для организации не влечет никакой ответственности.

Статья: Спецоценка условий труда: дополнительные возможности и ограничения (Смолева М.Е.) (“Руководитель автономного учреждения”, 2016, N 7)

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, апрель 2017 г.

Ссылка на основную публикацию