В законодательство об отходах производства и потребления внесут изменения

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
“Об отходах производства и потребления”

, 18 декабря 2006 г.

О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

Законопроект предлагает обеспечивать механизм реализации РОП только уплатой экологического сбора, средства которого в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора будут предоставляться российскому экологическому оператору для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, для финансирования инвестиционных проектов в области обращения с отходами от использования товаров (включая разработку проектно-сметной документации), а также работ по строительству, реконструкции, модернизации объектов капитального строительства, необходимых для осуществления деятельности в области обращения с отходами от использования товаров.

Планируется, что выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров российский экологический оператор будет осуществлять путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), в том числе в целях сбора, транспортирования и обработки отходов от использования товаров.

Также обязанность по выполнению нормативов утилизации ОИТ в отношении импортеров товаров предлагается установить с момента ввоза товаров или упаковки на территорию Российской Федерации. При этом для производителей товаров и упаковки на территории Российской Федерации обязанность по выполнению нормативов утилизации сохраняется с момента первичной реализации.

За производство или ввоз упаковки предлагается взимать экологический сбор, как за готовый товар.

При этом в случае если юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство упаковки товаров на территории Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, импортирующие упаковку товаров из третьих стран или ввозящие товары из государств — членов Евразийского экономического союза, инвестировали строительство объектов обработки и объектов утилизации отходов от использования товаров, приобретение оборудования, предназначенного для сбора и транспортирования отходов от использования товаров до вступления в силу настоящего Федерального закона, таким лицам предоставляется право уменьшить величину уплачиваемого экологического сбора в 2021 году на величину указанных инвестиций, но не более чем на величину экологического сбора, уплачиваемого за 2021 год.

Учитывая сроки внесения экологического сбора, предусмотренные Федеральным законом № 89-ФЗ, срок вступления законопроекта в силу предлагается установить .

Положения, касающиеся самостоятельной утилизации товаров, сохраняют силу .

Проектом постановления устанавливается, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (ФНС России).

Функция государственного экологического надзора сохраняется за Росприроднадзором.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Принятие проекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

В проекте постановления содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.

О внесении изменений в Федеральный закон Об отходах производства и потребления.

В законодательство об отходах производства и потребления внесут изменения

Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 503-ФЗ) был внесен ряд существенных изменений в области правового регулирования.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 503-ФЗ) был внесен ряд существенных изменений в области правового регулирования.

В статье 1 уточняются понятия «сбор отходов», «накопление отходов» и «отходы от использования товаров». Теперь термин «сбор отходов» относится только к лицам, осуществляющим обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов.

Пересматриваются полномочия федеральных, региональных и местных властей в области обращения с отходами.

В соответствии с внесенными изменениями в статью 5 к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся установление порядка разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и утверждение правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правил ведения их реестра.

Органы местного самоуправления в соответствии со статьей 8 данного закона наделяются полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, схем их размещения и ведения их реестра, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Требования к местам накопления отходов выведены из определения в отдельную статью 13.4 «Требования к местам (площадкам) накопления отходов».

В соответствии с положениями данной статьи накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов и допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства. Накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

“Органы местного самоуправления должны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации”.

С 01.01.2019 вступают в силу положения данного закона, согласно которым органы местного самоуправления должны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, а также требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО. В реестры мест (площадок) накопления ТКО будут включены данные о месте нахождения площадок, их собственниках и технических характеристиках, а также об источниках образования ТКО, которые складируются в местах накопления ТКО. (Части 4, 5статьи 13.4 вступает в силу с 01.01.2019)

Поправки также касаются деятельности регионального оператора по обращению с ТКО. Так статья 24.6 Закона № 89-ФЗ дополнена пунктами 7, 8, 9, 10. В соответствии с которыми зоны деятельности региональных операторов должны определяться в территориальной схеме обращения с отходами на основании соглашения, заключенного с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться. Предусматривается обязанность региональных операторов соблюдать схему потоков ТКО.

Статья 24.7 Закона № 89-ФЗ дополнена частью 6, которая закрепила право юридических лиц в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО.

Изменениями, внесенными в статьи 24.8, 24.9 уточняются правила установления тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами и установления льгот при их уплате. Данным законом также конкретизируется обязанность производителей и импортеров товаров обеспечивать выполнение нормативов утилизации. В случае неисполнения нормативов утилизации выпущенных товаров и упаковки, производители должны уплатить экологический сбор, который должен расходоваться на создание мощностей по утилизации.

Федеральным законом № 503-ФЗ внесено изменение в часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включается в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые жителям многоквартирных домов.

Федеральным законом № 503-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» согласно которым статья 23 дополнена частью 8.1 предусматривающей, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Читайте также:  Пенсионный фонд в районе Люблино: особенности деятельности, режим работы, адрес

Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Управляющая организация, ТСЖ, ЖК, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.

Таким образом, исключение платы по обращению с твердыми коммунальными отходами из платы за содержание жилого помещения и включение ее в состав платы за коммунальные услуги не требует принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

2019 вступают в силу положения данного закона, согласно которым органы местного самоуправления должны определять схему размещения мест площадок накопления ТКО и вести реестр мест площадок накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами

С 2019 года изменяются полномочия местных органов власти касательно обращения с ТКО (№503-ФЗ от 31 декабря 2017 г.): на некоторых уровнях зона ответственности расширилась, на других, напротив, была сокращена.

Власти городских поселений теперь отвечают не только за сбор и транспортировку мусора, но также за следующее:

  • создание и содержание мест накопления ТКО;
  • разработку схемы размещения территорий захоронения ТКО;
  • ведение реестра созданных мест накопления;
  • проведение мероприятий, направленных на воспитание экологической ответственности и формирование экологической культуры в области обращения с ТКО (п. 1 ст. 8 №89-ФЗ).

Из ведения органов местного самоуправления муниципальных районов исключены мероприятия по сбору, транспортировке, обработке, утилизации и захоронению ТКО. Теперь они уполномочены:

  • создавать и содержать места накопления ТКО;
  • разрабатывать схемы размещения созданных территорий;
  • вести реестр мест накопления;
  • организовывать мероприятия по воспитанию и формированию культуры обращения с ТКО (п. 2 ст. 8 №89-ФЗ).

Их цель – смягчить процесс проведения мусорной реформы, обеспечив поэтапное внедрение новых правил обращения с отходами.

Font Size

  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size

Предусмотренный Федеральным законом экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета и уплачивается производителями, импортёрами подлежащих утилизации товаров.

О 4-ой главе

Ст.18 раздела 4 охватывает особенности нормирования утильсырья.

Лимит на размещение – это допустимый объем конкретного вида отбросов, разрешенный для определенного метода с учетом экологического состояния данной территории.

Для каждого объекта локализации мусора разрабатывается отдельный проект нормативов. Государственный учет относится к инструментам госуправления, осуществляющийся путем ведения государственного кадастра. Отчетность ведется посредством предоставления статистических данных хозяйствующими субъектами в установленной форме. Контролю подлежат все виды отходов, кроме радиоактивных.

Перечень лиц, обязанных предоставлять подобные сведения, устанавливается Ростехнадзором. Исключением являются:

  • органы управления образования, культуры и спорта;
  • страховые и финансовые компании.

Государственный кадастр — форма систематизации данных об отходах, включающая три компонента:

  • ФККО;
  • федеральный реестр свалок;
  • банк информации о технологиях применения и обезвреживания отходов.

Организация единой системы относится к компетенции Ростехнадзора.

Представители исполнительной власти имеют право вести региональные кадастры.

Представители исполнительной власти имеют право вести региональные кадастры.

Мусорный атлас

Конфликты из-за обращения с отходами от Сочи до Владивостока

Источник “Ъ”, близкий к правительству, говорит, что законодательная инициатива активно продвигалась лоббистами мусоросжигательных заводов как единственная реальная альтернатива переработке: «Полигоны якобы уже устарели, а переработка слишком дорогостоящая, для нее нет объектов должного уровня, а люди пока не готовы». Если законопроект будет принят, говорит собеседник “Ъ”, одним из главных бенефициаров станет «РТ-Инвест». Информацию о том, что поправки разрабатывались специально для компании, подтверждает и собеседник “Ъ”, близкий к Кремлю.

Ранее в компании заявляли, что на уже введенном комплексе сортировки в Коломенском округе мощностью 650 тыс.

Скачать или прочитать последнюю редакцию 89 ФЗ об отходах производства и потребления

Полный текст федерального закона N 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года с последними изменениями можно прочитать или скачать по ссылкам ниже:

ФЗ 89 об отходах производства и потребления

главные определения, принципы;.

Некоторые положения ФЗ-458 об отходах

Рассматриваемый нормативно-правовой акт состоит из 24 статей. Основные термины, которые используются в законе, приводятся в первых четырех (ст. 1, ст. 2, ст. 3, ст. 4). Здесь же раскрывается смысл этих обозначений.

Следующей статьей вносятся изменения и дополнения в Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ст.5). Они касаются того, что в законе вводятся нормы о накоплении отходов в промышленном и потребительском секторах. В седьмой статье меняются нормативы для образования мусора, определяется раздельный порядок собирания отходов.

Обращению отходов, которые включены в первые четыре класса опасности, посвящена девятая статья. А в ст. 11, ст. 12, приняты изменения в жилищное законодательство, в результате чего у органов самоуправления, управляющих компаний (УК, ТСЖ, ЖК) и домовладельцев появились новые обязанности по сбору и вывозу мусора.

Следующие положения (ст. 13, ст. 14) определили изменения в градостроение и водопользование, которые внесены в соответствующие кодексы (Градостроительный и Водный). В частности, они касаются схем организации сбора и вывоза отходов, их размещения поблизости воды.

Основное, что удалось внедрить с появлением рассмотренного нормативно-правового акта, дифференцированный учет норм образования и утилизации отходов в промышленном секторе.

Важные положения Федерального закона № 89

В рамках изучения нормативно-правового акта об отходах производства и потребления рекомендуется обратить внимание на содержание следующих статей:

  • Ст. 11 — Определяет нормативы эксплуатации строений, связанных с обращением отходов. Юридические лица, при использовании подобных объектов обязаны:
    • Разрабатывать стратегию по уменьшению количества свободного утиля и вредного воздействия такового на окружающую среду;
    • Вносить установленную действительным законодательством Российской Федерации плату в случае, если урон окружающей среде, всё-таки, был нанесён;
    • Внедрять экологические и малоотходные технологии;
    • Инвентаризировать получившийся производственный утиль;
    • Следить за состоянием окружающей среды;
    • Соблюдать иные правила, предписанные рассматриваемым законом об обращении с отходами;
  • Ст. 12 — Устанавливает требования местам размещения средств, подлежащих утилизации или переработке, полученных в итоге производства и потребления. В частности указывается запрет на хранение таковых в пределах населённых пунктов;
  • Ст. 14 — Определяет требования по обращению с производственными издержками всех классов опасности;
  • Ст. 15 — Устанавливает требования к лицам, на которых возлагаются обязательства по перевозке, переработке и упразднению излишков производства. В частности указывается, что данные лица обязуются предоставлять документы, свидетельствующие о соответствующей квалификации;
  • Ст. 18 — Определяет уровень нормирования;
  • Ст. 24 — Устанавливает меры экономического стимулирования в области обращения с отходами, а именно:
    • Понижение финансовых выплат за причинение вреда окружающей среде в случае, если юридическим лицом установлены технологии, обеспечивающие минимальное количество утиля;
    • Ускоренная амортизация ведущих финансовых фондов;
    • Предоставление определённых, текущим законодательством, финансовых льгот;
    • Предоставление льгот по выплатам за причинение вреда окружающей среде (при производстве упаковочного материала);
    • Предоставление материальных средств из государственного бюджета для улучшения экологического положения;
  • Ст. 26 — Устанавливает принципы производственного контроля в изучаемой сфере. Данная процедура является важным звеном в области защиты экологии и защиты окружающей среды.

2016 Об отходах производства и потребления рекомендуется обратиться к его актуальному регламенту.

В законодательство об отходах производства и потребления внесут изменения

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», направленные на обеспечение перехода субъектов Федерации с 1 января 2019 года на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Законопроектом предусматривается возможность для субъектов Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя до 1 января 2022 года не применять положения настоящего Федерального закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении ТКО. Правительство России поддерживает законопроект при условии его доработки с учётом замечаний.

Проект федерального закона №581681-7 «О внесении изменения в статью 29.1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”» внесён депутатами Государственной Думы В.И.Ресиным, Д.А.Беликом, И.В.Белых и другими. Принят Государственной Думой в первом чтении 20 ноября 2018 года, подготовлен к рассмотрению во втором чтении.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», направленные на обеспечение перехода субъектов Федерации с 1 января 2019 года на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Правительство Российской Федерации поддерживает эти предложения.

Законопроектом предусматривается возможность для субъектов Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя до 1 января 2022 года не применять положения настоящего Федерального закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении ТКО. При этом этапы и сроки перехода этих регионов на новую систему обращения с ТКО устанавливаются планом мероприятий, утверждаемым исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Плата за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в течение такого переходного периода будет взиматься в составе платы за содержание жилого помещения.

Читайте также:  Скачать шаблон документа "Жалоба о неправомерном отказе в надбавке к пенсии".

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона в редакции, подготовленной ко второму чтению.

Вместе с тем Правительство Российской Федерации отмечает, что, поскольку с 1 января 2019 года деятельность по обращению с ТКО вправе осуществлять только региональные операторы, необходимо предусмотреть переходные положения для субъектов Российской Федерации, по различным причинам не успевших перейти на новую систему обращения с ТКО, в целях недопущения приостановки на их территории деятельности по обращению с отходами. Так, для субъектов Российской Федерации, не выбравших регионального оператора до 1 января 2019 года, или в случае, если деятельность выбранного регионального оператора по какой-либо причине окажется прекращена, необходимо предусмотреть возможность определения регионального оператора путём заключения соответствующего соглашения без проведения конкурсного отбора. При этом соглашение может быть заключено с региональным оператором, осуществляющим деятельность на территории этого региона или соседних регионов, а в случае их отказа – с государственным унитарным предприятием или муниципальным унитарным предприятием, имеющим лицензию на деятельность по обращению с отходами, на период до присвоения статуса регионального оператора в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не более чем на один год. В случае если субъект Российской Федерации не реализует указанное право, то до 1 января 2020 года он может не применять положения настоящего Федерального закона на территории зоны деятельности, на которой отсутствует региональный оператор. В таком случае этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами региональными операторами должны устанавливаться планом мероприятий, утверждаемым исполнительным органом государственной власти этого субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, а плата за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами должна взиматься в составе платы за содержание жилого помещения.

Кроме того, в целях снижения транспортной составляющей в структуре стоимости услуги регионального оператора по обращению с отходами Правительство Российской Федерации считает целесообразным по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации установить возможность временного использования объектов размещения ТКО, введённых в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Ввод данных объектов в эксплуатацию возможен без выдачи лицензии и должен осуществляться при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности их использования для размещения ТКО. Порядок ведения перечня таких объектов и порядок выдачи заключения должны устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения подобных объектов размещения ТКО должны подлежать включению в территориальную схему обращения с отходами.

Рассматриваемые объекты размещения ТКО подлежат исключению из перечня и территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года, а также должны быть обустроены и впоследствии рекультивированы в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Законопроект поддерживается с учётом данных предложений.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон Об отходах производства и потребления , направленные на обеспечение перехода субъектов Федерации с 1 января 2019 года на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами далее ТКО.

Общая информация

Закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ в ред.2019 г. представляет собой главный законодательный акт в РФ на федеральном уровне об обращении с отходами. Принят он был еще в 1998 году, но подвергался существенным изменениям за время своего действия.

Закон состоит из 9 глав и 50 статей. При этом некоторые статьи утратили силу, а другие статьи и главы напротив были добавлены и получили составные номера (например, статья 5.1 и глава V.1. или 5.1.). Это говорит о сложности регулируемых взаимоотношений, следствием которой являются затруднения в применении норм на практике.

Фактически после последних изменений за федеральным центром закреплен контроль и надзор, а также осуществление лицензирования, а вот на места переданы полномочия по организации сбора, хранения, утилизации, а также разработке программ, выбору организации, осуществляющей сбор и транспортировку, установлению предельных тарифов и нормативов потребления.

О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3009; 2001, № 1, ст. 21; 2009, № 1, ст. 17; 2015, № 1, ст. 11; № 27, ст. 3994; 2016, № 1, ст. 24) следующие изменения:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

«отходы производства и потребления (далее – отходы) – веществ или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг, в результате потребления продукции, товаров, упаковки в связи с утратой ими потребительских свойств или в процессе потребления, которые подлежат обработке, обезвреживанию, утилизации или размещению;»;

б) абзац тридцатый первый изложить в следующей редакции:

«норматив утилизации отходов от использования товаров и упаковки (далее также – норматив утилизации) – выраженная в процентах установленная доля реализованных на территории Российской Федерации товаров определенного вида, а также доля упаковки определенного вида, использованной производителями реализованных на территории Российской Федерации товаров для их упаковки, отходы от использования которых должны быть утилизированы;»;

в) дополнить абзацем тридцать вторым следующего содержания:

«раздельное накопление отходов – организация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем мест накопления для складирования видов отходов от использования товаров аналогичного назначения таких товаров и упаковки одного вида или из одного материала для добровольного отчуждения собственности на отход лицом, от потребления которого отход от использования товара образовался;»;

2) пункт 1 статьи 9 дополнить словами «за исключением утилизации отходов I – IV классов опасности, образующихся в результате осуществления деятельности того же индивидуального предпринимателя или юридического лица, который осуществляет утилизацию отходов I – IV классов опасности»;

а) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Территориальная схема обращения с отходами до ее утверждения подлежит общественному обсуждению путем ее размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации.

Утвержденная территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.»;

б) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. Территориальная схема обращения с отходами подлежит корректировке и последующему согласованию в соответствии с пунктами 3 – 4 статьи 13.3 настоящего Федерального закона при изменении нормативов накопления твердых коммунальных отходов, количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов, балансе количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, схеме потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.»;

а) в пункте 2 слова «, включая упаковку» заменить словами «и упаковки»;

б) дополнить пунктом 4.2 следующего содержания:

«4.2. Обеспечение выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, производителем, импортером товаров, может осуществляться, путем передачи, на основании соответствующего договора отходов от использования товаров индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим прием и утилизацию отходов с соблюдением требований настоящего закона и законодательства в области охраны окружающей среды.»;

в) дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:

«6.1. Индивидуальные предприниматели, юридические лица осуществляющие, на основании соответствующего договора, прием на утилизацию отходов от использования товаров, обязаны осуществить их утилизацию в срок, не превышающий один год с момента приема таких отходов.»;

г) пункт 12 изложить в следующей редакции:

Читайте также:  Москва, Кунцево - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

«12. Нормативы утилизации устанавливаются для каждой группы товаров и упаковки, указанных в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в процентах от общего количества реализованных производителями, импортерами товаров, для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за истекший календарный год, выраженного в единицах массы или числе единиц товаров или выраженного в единицах массы упаковки, использованной для упаковки товаров.»;

а) пункты 2 – 4 изложить в следующей редакции:

«2. Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров по каждой группе товаров, указанных в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

3. При реализации на территории Российской Федерации товаров в упаковке, используемых для производства других товаров, экологический сбор уплачивается только в отношении самой упаковки, использованной для упаковки товаров.

4. Экологический сбор не уплачивается в отношении товаров, указанных в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, которые вывозятся из Российской Федерации.»;

б) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств (в зависимости от вида товаров), реализованных на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для упаковки товара, на норматив утилизации.»;

6) статью 24.6 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. В целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов региональный оператор, оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по их утилизации, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.»;

Часть 1.1 статьи 15 Федерального закона от 4 мая 2001 года № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 19, ст. 2716; 2015, № 1, ст. 11) изложить в следующей редакции:

«1.1 Приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором указываются виды отходов I – IV классов опасности либо группы, подгруппы, позиции отходов с одинаковым агрегатным состоянием, физической формой, классом опасности, установленные в соответствии с законодательством в области обращения с отходами, и соответствующие им виды деятельности.».

Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2006, № 1, ст. 10; 2011, № 29, ст. 4281; 2013, № 39,
ст. 4059; 2015, № 1, ст. 11; 2016, № 27, ст. 4286) следующие изменения:

1) пункт 4 статьи 51 после слов «ежегодно опубликовывают» дополнить словами «с использованием единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, предусмотренной Федеральным законом «Об отходах производства и потребления»;

2) статью 68 дополнить пунктами 8 – 13 следующего содержания:

«8. В целях обеспечения общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) создается федеральная государственная информационная система общественного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

9. Создание федеральной государственной информационной системы общественного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования и обеспечение ее функционирования осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

10. Федеральная государственная информационная система общественного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования должна обеспечивать сбор обращений граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содержащих сведения, указывающие на наличие нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, поступающих с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – информационные сообщения), рассмотрение информационных сообщений федеральными органами исполнительной власти, сообщение гражданам, общественным объединениям и иным некоммерческим организациями о результатах рассмотрения их информационных сообщений, а также формирование, обработку и представление сведений информационно-аналитического характера и статистических сведений в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

11. Функциями федеральной государственной информационной системы общественного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования являются:

сбор, систематизация (учет) и анализ информационных сообщений с возможностью приложения к ним фото- и видеоматериалов, указания координат возможных мест нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования;

оперативный обмен между федеральными органами исполнительной власти сведениями, указывающими на наличие нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, для принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных правонарушений;

информирование граждан о выявленных нарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования, принятых предусмотренных законодательством Российской Федерации мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

формирование, обработка и представление сведений информационно-аналитического характера и статистических сведений в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в том числе сведений о правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования, принятых мерах по пресечению таких правонарушений, привлечению виновных лиц к ответственности, иных мерах реагирования.

12. Оператором федеральной государственной информационной системы общественного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

13. Порядок создания, эксплуатации и модернизации системы устанавливается Правительством Российской Федерации.».

2 пункт 1 статьи 9 дополнить словами за исключением утилизации отходов I IV классов опасности, образующихся в результате осуществления деятельности того же индивидуального предпринимателя или юридического лица, который осуществляет утилизацию отходов I IV классов опасности ;.

Об экономическом регулировании в действиях с отходами из закона

Закон говорит о трех главных принципиальных пунктах экономического регулирования осуществления практики, касающейся отходов. Одним из главных принципиальных положений является максимальное сокращение числа веществ и материалов, образующихся в результате протекающих процессов как отбросы и выбросы, и включение их в производственную деятельность в качестве вторсырья.

Вторым принципиальным положением, указанным в Главе V этого Федерального закона, является установление определенного уровня денежной компенсации за размещение отходов индивидуальными предпринимателями и юрлицами. Если быть точнее, то плата взимается в случае, когда отбросы представляют опасность для нормальной экологической обстановки, здоровья людей. Однако если организация обеспечена техническими разработками и сооружениями, позволяющими полностью защищать природную среду от негативного воздействия образующихся отходов, то компенсация не взимается. При этом отсутствие отрицательного влияния промышленного, бытового мусора должно подтверждаться данными проведенных мониторингов. Также плата не взимается с предприятий, которые подвергают остатки производственной и другой деятельности накоплению в течение не более 11 месяцев с целью их дальнейшей утилизации. Статья 23 данного закона говорит и о других нюансах, о которых должны знать предприниматели для осуществления своей деятельности.

Третьим основным положением является экономическое стимулирование. Суть данного принципа заключается в том, что компенсация за оказание отрицательного влияния на среду снижается, если предприниматель использует в своей деятельности новейшие технологические разработки, позволяющие снижать количество образующегося мусора. Также, например, предпринимателям будут предоставлены льготы на плату за негативное влияние на среду размещаемых отходов, если они используют в своей деятельности для изготовления товаров биоразлагаемые материалы.

Статья 24.5 рассматриваемого ФЗ говорит об экологическом сборе, являющимся неналоговым доходом бюджета страны. Такой сбор должны проплачивать изготовители и поставщики продукции, подлежащей совершению утилизационных мероприятий при утрате ее потребительских свойств, в нужный срок. Формирование ставки этого сбора совершается исходя из средних денежных показателей затрат на действия с единицей товара или массы изделия, утратившего свои технические, экономические и эстетические качества. Расчет экологического сбора производят путем умножения ставки на массу выпущенной продукции или на число единиц утилизируемого товара в зависимости от его вида, или на массу упаковки, использованной в изготовлении этого товара, и еще на утилизационный норматив, считающийся в относительных единицах. Очень подробно о теме экологического сбора, о его расчете рассказано в 12 подпунктах Статьи 24.5 закона.

Также, например, предпринимателям будут предоставлены льготы на плату за негативное влияние на среду размещаемых отходов, если они используют в своей деятельности для изготовления товаров биоразлагаемые материалы.

Текст ФЗ 89

С момента вступления настоящего федерального закона в силу, прошло почти два десятка лет. За это время ФЗ 89 претерпел множество изменений и редакций. Лицам, заинтересованным в изучении данного вопроса, или чья деятельность относится к переработке мусора, рекомендуется скачать по ссылке последнюю редакцию ФЗ 89 — «об отходах производства и потребления».

Последняя редакция закона в статью изменений не внесла.

Добавить комментарий