Доступная среда для инвалидов – государственная программа

Доступная среда для инвалидов – государственная программа

от 29 марта 2019 года N 363

(с изменениями на 18 октября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 1480 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.11.2019, N 0001201911220003);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года N 1932 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2019, N 0001201912310034) (вступило в силу c 1 января 2020 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2020 года N 2236 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.12.2020, N 0001202012250080);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2021 года N 449 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.03.2021, N 0001202103300005);

Правительство Российской Федерации

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.

3. Признать утратившими силу:

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 марта 2019 года N 363
(В редакции, введенной в действие
с 1 января 2022 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 октября 2021 года N 1770. –
См. предыдущую редакцию)

Государственная программа Российской Федерации “Доступная среда”

Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации “Доступная среда”

1. Оценка текущего состояния сферы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., подписанной Российской Федерацией в 2008 году и ратифицированной в 2012 году (далее – Конвенция), в Российской Федерации необходимо обеспечить принятие надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.

Согласно Конвенции в Российской Федерации признается равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания при равных с другими людьми вариантах выбора и вовлеченности в местное сообщество.

До принятия государственной программы Российской Федерации “Доступная среда” (далее – Программа) отсутствовал комплексный подход по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации, как в охвате сфер жизнедеятельности инвалидов, так и потребностей самих инвалидов. Кроме того, не было определено участие общероссийских общественных организаций инвалидов в формировании доступной среды.

За период реализации Программы к 2021 году количество доступных приоритетных объектов составило 27,9 тысячи (70,4 процента из их общего количества – 39,7 тысячи).

Количество общеобразовательных организаций, в которых обучаются дети-инвалиды, увеличилось в 5 раз – с 2 тысяч в 2011 году до 10,1 тысячи (24,5 процента) к 2021 году. Количество дошкольных образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования к 2021 году составило 8,1 тысячи (21 процент от общего количества таких организаций).

Оказана поддержка 66 учреждениям спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в 60 субъектах Российской Федерации, что позволило повысить долю инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, с 13 процентов в 2011 году до 76 процентов к 2021 году от их общего числа.

Так, результаты практической реализации Программы в регионах позволили путем принятия законодательных и нормативных правовых актов реализовать положения Конвенции и определить полномочия органов власти по обеспечению доступной среды в различных сферах.

Программы социальной защиты в ведущих странах мира включают доступную и безбарьерную среду: все культурные организации и места отдыха оснащены специальными пандусами, автоматическими дверями, лифтами и прочим; работу специалистов с инвалидами; создание групп по общению инвалидов и совместному восстановлению; просветительскую работу о том, как нужно вести себя в общении с инвалидами, о толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья.

В странах Европы создана и эффективно функционирует законодательная база для поддержки людей с ограниченными возможностями. Широкое распространение получили программы по реабилитации и интегрирования инвалидов в общество. Важное значение имеет равенство в правах со здоровыми людьми и недопустимость дискриминации людей с тяжелыми недугами.

Оценка состояния анализируемой сферы с состоянием данной сферы у ведущих стран мира и стран Европы показывает во многом схожесть в механизмах обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, а также формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

В части прогноза развития в сфере реализации Программы стоит отметить, что повышение уровня образования инвалидов, в том числе в условиях инклюзивного образования, уровня доступности объектов и услуг, предоставляемых населению, повысит степень экономической активности инвалидов, будет способствовать более высокому уровню занятости этой категории граждан и приведет к относительной независимости от социальных выплат (пенсия по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты) и, как следствие, к повышению потребительского спроса.

2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы

Основные приоритеты и цели государственной политики в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения включают в себя:

создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, а также обеспечение приспособленности жилых помещений для использования инвалидами;

социальное сопровождение граждан, в том числе инвалидов, при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в оказании медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь (мероприятия по социальному сопровождению осуществляются с использованием методик преемственности и в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг);

создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

обеспечение информационной доступности в части выпуска книг, изданий, в том числе учебников и учебных пособий для инвалидов по зрению, и в части адаптации телевизионных программ для инвалидов по слуху;

формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг инвалидам, в том числе детям-инвалидам, которые должны решать вопросы медицинского и социального характера, а также учитывать то, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны;

создание условий доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством обеспечения деятельности ресурсных учебно-методических центров, функционирующих на базе образовательных организаций высшего образования, а также базовых профессиональных образовательных организаций в субъектах Российской Федерации.

Одним из механизмов, обеспечивающих реализацию целей в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы (в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на создание в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих модернизацию региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья).

3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации

Для достижения цели “Формирование безбарьерной среды в Российской Федерации посредством повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов до 73,2 процента к 2030 году и обеспечения трансляции не менее 16 тысяч часов ежегодно скрытых субтитров телепрограмм общероссийских обязательных общедоступных телеканалов для глухих и слабослышащих граждан” решаются задачи, в том числе:

информационно-методическое обеспечение и выработка дополнительных мер по формированию и развитию доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

повышение информированности граждан, в том числе инвалидов, о вопросах, связанных с обеспечением доступности объектов и услуг;

организация скрытого субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных телеканалов;

обеспечение выпуска книг, изданий, в том числе учебников и учебных пособий, для инвалидов по зрению, в том числе рельефно-точечным шрифтом Брайля, плоскопечатным крупно-шрифтовым способом.

Для достижения цели “Повышение качества жизни инвалидов посредством обеспечения 98 процентов нуждающихся качественными реабилитационными услугами к 2030 году” решаются следующие задачи государственного управления.

В качестве одного из элементов комплексной реабилитации инвалидов рассматривается сопровождаемое проживание инвалидов, включая трудовую (социальную) занятость и трудовую деятельность, в основе которого лежит необходимость формирования у инвалидов реабилитационных и абилитационных навыков (с помощью других лиц) задолго до того, как наступает самостоятельное проживание.

Для реализации программ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, необходимо как обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги, так и получение информации самими инвалидами и членами их семей об использовании ассистивных устройств и технологий, относящихся к комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.

Реализация мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, правильно организованный реабилитационный процесс будут способствовать достижению национальных целей развития в части повышения ожидаемой продолжительности жизни, которые лежат в основе национальных проектов в сфере демографического развития, входящих в их состав федеральных проектов, а также решению поставленных задач, в частности, по разработке и реализации программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения, созданию условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет, созданию для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом.

Важной составляющей в оказании помощи инвалидам является своевременное обеспечение качественными техническими средствами реабилитации и их обновление. Для решения этой задачи на ежегодной основе ведется актуализация действующих национальных стандартов Российской Федерации в области реабилитационной индустрии. Реабилитационные мероприятия также предусмотрены для инвалидов с одновременным нарушением слуха и зрения.

4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями

В рамках Программы реализуются мероприятия, направленные на достижение национальной цели развития Российской Федерации “Сохранение населения, здоровье и благополучие людей” и ее целевого показателя “Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет”, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”.

Продолжительность жизни – один из важнейших индикаторов качества жизни людей.

Меры по повышению ожидаемой продолжительности жизни в рамках Программы сконцентрированы на оказании адресной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая их обеспечение техническими средствами реабилитации, развитие безбарьерной среды, создание условий для профессионального развития, а также развитие адаптивной физической культуры и спорта.

5. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, а также иные задачи в сфере реализации Программы

Цели и задачи Программы соответствуют приоритетам и целям государственной политики в области социально-экономического развития приоритетных территорий Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, Калининградской области, Арктической зоны Российской Федерации, Республики Крым и г.Севастополя.

Для достижения указанных приоритетов государственной политики в области обеспечения потребностей и условий для нормальной жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утвердили и реализуют в установленной сфере деятельности планы мероприятий (“дорожные карты”) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.

Программа “Доступная среда”

Программа «Доступная среда» реализуется в РФ с 2011 года. За годы действия госпрограммы суммарно под потребности и возможности людей с ограничениями здоровья уже приспособлено более 18 тыс. социальных объектов во всех регионах нашей страны. Это поликлиники и аптеки, магазины и спортивные сооружения, банки, кинотеатры и прочие общественные учреждения. Все они были обязаны организовать пространство и доступ таким образом, чтобы инвалиды беспрепятственно могли получать товары и услуги. В 2018 году президент поручил правительству РФ проработать продление программы до 2025 года.

На текущий момент перед правительством поставлено сразу несколько задач:

  • подготовить предложения по применению электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
  • представить предложения о создании инклюзивного Дома искусств,
  • создание реабилитационной инфраструктуры (модели по выстраиванию системы реабилитации);
  • предусматривать мероприятия, учитывающие потребности инвалидов, при разработке и корректировке госпрограмм, приоритетных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения граждан жильем, формирования комфортной городской среды;
  • проработать такие направления социальной защиты и реабилитации инвалидов, как самостоятельное сопровождаемое проживание, включая учебное (тренировочное) проживание, когда инвалида обучают навыкам самостоятельной жизни.

Условия адаптации зданий и территорий

На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса – это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.

Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.

Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.

Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.

Специалисты «Без Преград» реализовали уже более сотни проектов по адаптации в самых разных сферах. Накопленный опыт и знания законодательства в области доступной среды – наша прочная база для решения любой задачи по адаптации зданий и территорий.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Программа “Доступная среда” была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Проблемы которые решает программа Доступная среда Проблемы которые решает программа Доступная среда Проблемы которые решает программа Доступная среда

Цели Программы:

формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Задачи Программы:

  • разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
  • разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
  • внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
  • повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
  • повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
  • увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
  • внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
  • оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.

Этапы и сроки реализации программы “Доступная среда”

I этап: 2011 – 2012 годы;
II этап: 2013 – 2015 годы;
III этап: 2016 – 2018 годы;
IV этап: 2019 – 2020 годы;
V этап: 2021 – 2025 годы

Программа “Доступная среда” для инвалидов в 2022 году

Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие ее впоследствии было продлено до 2025 года.

Рассмотрим ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на 2022 год.

Законодательная база

Федеральную целевую программу «Доступная среда» (ФЦП) впервые утвердили распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. В основу ее разработки была положена конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006.

Внедрение в практику заявленных мероприятий и приоритетов показало, что достичь целей в краткие сроки не получится. К усовершенствованию программы, корректировке ее текста Правительство РФ возвращалось еще дважды.

Были изданы документы, продлевающие действие программы, а также корректирующие и конкретизирующие задачи исполнителей:

  • Распоряжение от 21.07.2014 № 1365;
  • Постановление от 01.12.2015 № 1297;
  • Распоряжение Правительства РФ от 23.02.2018 г. № 308-р

Указанные правительственные акты регулируют деятельность органов местного и федерального уровня по созданию доступной среды для инвалидов.

В регионах создаются собственные программы, имеющие ту же цель. Их финансирование происходит из бюджета субъекта федерации. Скачать для просмотра и печати

Этапы программы

Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
    • федеральных и региональных ведомств;
    • организаций — исполнителей и органов власти.
      В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  4. 2022 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  5. 2022-2025 годы:
    • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2022 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
      • закупки оборудования в реабилитационные центры,
      • обучения специалистов,
      • разработки ИС.

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

  • Министерства связи и массовых коммуникаций РФ ;
  • Министерство образования и науки РФ :
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Мероприятия задумывались для обеспечения:

  • равного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам;
  • объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.
Заявленные цели

Цель мероприятий правительство видит в создании законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями в социальной сфере на основании самостоятельной экономической активности.

  1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • транспортных объектов;
    • социальной направленности.
  2. Выявление и анализ мнений граждан по проблемам инвалидов, ожидается рост числа лиц с ограниченными возможностями, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов.
  3. Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в субъектах РФ.
  4. Увеличение численности инвалидов, получивших реабилитационные и абилитационные мероприятия.
  5. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
  7. Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями, увеличение численности бюро медико-социальных экспертиз.

Вопросы финансирования ФЦП

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и региональных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие — не больше 70%.

Подпрограммы «Доступной среды»

Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

  1. Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. В том числе:
  • формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми;
  • обеспечение доступности инвалидов к объектам и услугам в наиболее важных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения (социальная защита, здравоохранение, культура, образование, транспорт, информация и связь, физическая культура и спорт);
  • формирование методической базы по обеспечению доступности к приоритетным объектам и услугам инвалидов.
  1. Совершенствование комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов. А именно:
    • определение потребности инвалидов в реабилитационных и абилитационных мероприятиях;
    • формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов;
    • формирование и поддержание нормативно-правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Особое внимание планируется уделить детям-инвалидам;
    • формирование условий для развития комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов;
    • формирование современной отрасли по производству товаров для лиц с ограниченными возможностями.
  2. Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы:
    • выработка и внедрение объективных методик медэкспертизы;
    • повышение доступности и качества предоставление государственной услуги медико-социальной экспертизы.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»

Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте и пр.

Что делается для детей-инвалидов

В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.

Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Последние изменения

Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается. Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много. И не только правительству и ведомствам. От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит.

В феврале 2018 г. произошло продление программы «Доступная среда» до 2025 г.

В июне 2019 г. была введена юридическая (административная) ответственность за невыполнении должностными лицами своих обязанностей по выдаче предписаний об устранении правонарушений в сфере соцзащиты инвалидов. В частности, изменены главы 23 и 28 КоАП РФ , определяющие процедуры рассмотрения и пресечения правонарушений в области обеспечения доступа инвалидов к социальным объектам и услугам.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

23 февраля 2017, 01:42 Дек 28, 2021 12:48 Льготы всем Ссылка на текущую статью

Добрый день! спасибо за прекрасную статью с разъяснениями по программе!
У меня вопрос касающийся адаптивных спортивных школ в части получения федеральных субсидий для спортсменов-инвалидов:
1. Возможно ли получение субсидий ДЮАШ или Центр адаптивного спорта?
2. Возможно ли участвовать региону в строительстве Центра адаптивного спорта за счет федеральных субсидий?
спасибо, ждем ответа

Такого рода вопросы необходимо задавать непосредственно в Правительство РФ и ведомства/министерства, ответственные за реализацию мер в рамках обозначенной программы. К таковым, в частности, относится:
– Минтруд России (ответственный исполнитель) см. https://rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0

Добрый день, подскажите, пожалуйста, какие размеры дверей должны быть в туалете для людей с ограниченными возможностями

Доступная кабина в общественной уборной должна иметь размеры в плане, м, не менее: ширина – 1,65, глубина – 2,2, ширина двери – 0,9. Остальные параметры см. в п. 6.3 Санитарно-бытовые помещения СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.

Почему не исполняется программа Доступная среда в отношении меня инвалида колясочника в соответствии с рекомендациями в моей ИПР о нуждаемости в проживании в доме оборудованном по потребностям

1. Вы, видимо, неверно понимаете, что подразумевает программа “Доступная среда”. Действующая в настоящее время программа включает следующие подпрограммы:
– подпрограмма 1 “Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения”;
– подпрограмма 2 “Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов”;
– подпрограмма 3 “Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы”.
Задачи программы:
– обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
– обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;
– обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.
Подробнее о программе см. на сайте Минтруда https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0
2. Ваша ИПР – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. В наличии в муниципальном образовании зачастую нет столько спец.жилья, оборудованного под нужды инвалидов, сколько есть инвалидов с соответствующими нуждами. Вас должны были поставить в соответствующую очередь на обеспечение спец.жильем и как только ваша очередь подойдет, то вас могут обеспечить таким жильем. Если вы никуда с соответствующим заявлением не обращались, то о наличии таких рекомендаций в в вашей ИПР попросту никто не знает.
3. Для начала обратитесь в местную администрацию при содействии ОСЗН, чтобы узнать о наличии в вашем населенному пункте специализированного жилого фонда, оборудованного под нужды инвалидов. Если такой фонд (жилье) есть, то подайте заявление о постановке вас на учет как нуждающейся в проживании в жилье, оборудованном под нужды инвалида-колясочника согласно рекомендациям ИПР.

Добрый день! Не совсем понятно, как можно попасть в программу доступная среда, куда писать?

Эта программа действует без непосредственного участия в ней граждан. Программа включает следующие подпрограммы:
– «Адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения».

– «Социальная интеграция инвалидов и других маломобильных групп населения в общество».
Задачи программы:
– формирование условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

– совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации с целью интеграции инвалидов в общество.

Цели и особенности государственной программы «Доступная среда» для инвалидов

По статистическим данным 2017 года, в России насчитывается около 15 млн инвалидов, что составляет 10% от общей численности населения. В это сложно поверить, так как в общественных местах встретить инвалида можно нечасто. Виной тому инфраструктура российских городов, абсолютно не адаптированная под нужды людей с ограниченными возможностями. Исправить сложившуюся ситуацию Правительство РФ намерено с помощью федеральной программы «Доступная среда». Рассмотрим, в чем заключаются основные задачи и этапы данной программы, а также каких результатов удалось добиться на сегодняшний день.

Законодательство

Власти озаботились созданием комфортных условий существования для людей с ограниченными возможностями после подписания Россией в сентябре 2008 года конвенции ООН «О правах инвалидов». В этот же год правительством было принято распоряжение №1663р от 17.11.2008 г., которое стало отправной точкой программы «Доступная среда». Позже программу еще не раз продлевали, и последним действующим в ее отношении нормативным документом является Постановление Правительства №1297 от 01.12.2015 г. (в ред. от 09.11.2017 г.).

Сроки реализации программы

Согласно последнему постановлению, общий срок реализации программы приходится на 2011-2020 годы. Он включает в себя 4 этапа.

  1. Подготовка законодательной базы в период с 2011 по 2012 годы.
  2. Формирование материальной базы с 2013 по 2015 год. Здесь подразумевается дооборудование общественных объектов специальными устройствами для инвалидов, строительство реабилитационных центров, их техническое оснащение и т. п.
  3. На 2016-2018 годы приходится реализация основных задач госпрограммы, которые мы рассмотрим позже.
  4. С 2020 по 2020 год планируется период подведения итогов проделанной работы и выработка дальнейших направлений развития.

Социальная интеграция инвалидов

Органом, ответственным за поэтапную реализацию госпрограммы, было назначено Министерство труда и социального развития. Среди других участников Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, министерства образования, спорта, жилищного строительства, финансов и другие ведомства. Разумеется, также важна деятельность и инициативы региональных органов власти.

Цели и задачи программы «Доступная среда»

Главная цель программы – повышение качества жизни инвалидов и интеграция их в общество. Ее реализация планируется за счет достижения следующих задач.

  1. Создание доступной средыдля маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры.
  2. Обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных (формирование новых навыков) услуг для граждан с ограниченными возможностями. Эта же задача подразумевает доступ к образовательным услугам и трудоустройству.
  3. Повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений.

Автобус с откидным пандусом

На реализацию поставленных задач запланирован бюджет в размере 401 млрд рублей. В частности в 2020 году планируется расход свыше 45 млрд рублей. Источниками формирования бюджета программы выступают федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

На основании каждой из вышеуказанных задач составлены отдельные подпрограммы.

Подпрограмма №1

Первая подпрограмма направлена на оценку существующего уровня доступности для инвалидов жизненно важных объектов городской среды, а также создание условий для ее повышения.

В состав мероприятий в рамках данной подпрограммы входит следующее.

  1. Проектирование новых зданий и модернизация уже существующих с учетом потребностей инвалидов. Это пандусы и лифты для свободного передвижения малоподвижных граждан, создание дополнительных баннеров, упрощающих поиск нужного объекта, и т. п. Адаптировать к возможностям инвалидов необходимо не только государственные ведомства, но и строящиеся жилые дома.
  2. Установка на улицах светофоров и остановок со звуковым сопровождением.
  3. Оснащение общественного транспорта выдвижными пандусами и внедрение новых единиц с пониженным уровнем пола.
  4. Обеспечение детям-инвалидам возможности получать образование наравне с остальными сверстниками. Это касается не только создания безбарьерной среды, но и технического оснащения школ оборудованием для физического и психологического восстановления детей (тренажеры, компьютеры для детей с ограничениями по слуху и зрению, сенсорные комнаты для релаксации и др.). Не менее важно иметь в штате образовательного учреждения психологов, оказывающих ребенку-инвалиду поддержку при возникновении проблем в общении со сверстниками.
  5. Финансирование спортивных учреждений, деятельность которых направлена на развитие адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта.
  6. Проведение культурных мероприятий, предполагающих участие лиц с ограниченными возможностями.
  7. Внедрение сурдоперевода в трансляции главных российских телеканалов.

На реализацию подпрограммы №1 запланирован бюджет в размере 35 млрд рублей.

Табличка со шрифтом Брайля

Подпрограмма №2

Вторая подпрограмма направлена на повышение качества и доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов. Другой важной целью является создание условий для получения ими профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства наравне с теми гражданами, которые не имеют ограничений по здоровью.

Для реализации поставленных целей запланирован ряд мероприятий.

  1. Оценка потребностей инвалидов и создание в соответствии с ними отрасли по изготовлению специализированных товаров.
  2. Открытие центров, ориентированных как на общую реабилитацию инвалидов посредством медикаментозного лечения и санаторно-курортных услуг, так и медицинскую абилитацию в виде реконструктивной хирургии и протезирования.
  3. Введение в образовательную программу уроков, направленных на формирование адекватного восприятия детей-инвалидов остальными сверстниками.
  4. Организация совместных мероприятий органами соц. защиты и центрами занятости по профессиональной подготовке граждан, из-за проблем со здоровьем лишившихся возможности работать по прежней специальности.
  5. Стимулирование работодателей с помощью налоговых льгот на создание рабочих мест для инвалидов.

На реализацию данных целей предусмотрено финансирование в размере 33,5 млрд рублей.

Подпрограмма №3

Третья подпрограмма нацелена на повышения объективности решений МСЭ. Цель планируется достигнуть за счет осуществления следующих мероприятий.

  1. Разработка новых методик проведения экспертизы.
  2. Совершенствование критериев назначения групп инвалидности.
  3. Оснащение бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
  4. Создание системы независимой оценки эффективности работы экспертов МСЭ.
  5. Налаживание эффективного взаимодействия между учреждениями МСЭ разных уровней.
  6. Повышение квалификации сотрудников.
  7. Создание при главных бюро МСЭ общественных советов, рассматривающих обращения граждан по поводу неэтичного поведения экспертов.
  8. Противодействие коррупции. С этой целью планируется внедрить в деятельность МСЭ такие современные технологии, как электронная очередь, аудио- и видеонаблюдение.

На реализацию подпрограммы №3 планируется выделить 103 млрд рублей.

Пандус для инвалидов

Ожидаемые результаты

К моменту окончания действия программы «Доступная среда» в 2020 году планируется получить такие значения целевых показателей:

  • повышение доли доступных для маломобильных граждан объектов инженерной и транспортной инфраструктуры до 55%;
  • формирование у 52,5% инвалидов положительной оценки по поводу отношения к ним в обществе;
  • оснащение реабилитационными центрами до 44,7% регионов;
  • увеличение доли граждан, прошедших курсы по реабилитации и абилитации, до 53,6% среди взрослого населения и до 69,3% среди детей;
  • повышение занятости среди трудоспособных инвалидов до 40%;
  • оснащение 100% главных бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.

Это целевые показатели, актуальные на 2020 год. Но в программу ежегодно вводятся дополнения, которые отражаются и на ее конечных целях.

Подъемник для инвалидов в жилом доме

Промежуточные итоги программы

По итогам 2017 года в сфере повышения качества жизни инвалидов удалось достигнуть следующих результатов.

  1. С 1 января 2017 года начал функционировать федеральный реестр инвалидов. Он представляет собой информационный сервис, в котором каждый участник имеет доступ к личному кабинету с информацией по всем полагающимся ему выплатам и льготам. Система позволяет получать доступ к государственным услугам в электронной форме без посещения ведомств.
  2. Доля общественного транспорта, дооборудованного специализированными устройствами для инвалидов, составила 11,1%. На начало реализации программы показатель был равен 8,3%.
  3. В 5 раз увеличилось количество субтитрированных телевизионных передач.
  4. Доступность медицинских учреждений для маломобильных граждан повысилась до 50,9%.
  5. Доля доступных учреждений культуры достигла 41,4%.
  6. Среди спортивных объектов для инвалидов стали доступны 54,4%.
  7. В сфере образования 21,5% школ адаптировано под потребности детей-инвалидов. На начало реализации программы этот показатель составлял всего 2%.
  8. В 2017 году началась реализация пилотного проекта по внедрению системы комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в Свердловской области и Пермском крае. На его реализацию за год потрачено порядка 300 млн рублей.
  9. На обеспечение нуждающихся граждан вспомогательными техническими средствами за год выделено 32,84 млрд рублей, что позволило охватить 1,6 млн человек.
  10. В ноябре 2017 года депутаты в третьем чтении приняли проект по внесению изменений в федеральный закон «О занятости населения в РФ». Его цель – привести российское трудовое законодательство в соответствие с конвенцией ООН «О правах инвалидов». Законопроект предполагает взаимодействие учреждений МСЭ с центрами занятости в плане повышения доли трудоустроенных инвалидов. На настоящий момент только 25% от трудоспособных граждан с ограниченными возможностями имеет постоянное место работы. В Европе этот показатель достигает 40%.

Масштаб реализации госпрограммы в тех или иных субъектах РФ также зависит от активности и финансовых возможностей региональных властей. Некоторые из них добились значительных результатов в улучшении качества жизни инвалидов. Так, в столице Бурятии для людей с ограниченными возможностями спроектирован целый жилой квартал. Помимо жилого фонда, он включает в себя медицинские учреждения, магазины, спортивные объекты. Адаптированные под нужды колясочников дома также активно строятся в Москве и Санкт-Петербурге.

Реализация программы «Доступная среда» осуществляется уже на протяжении 7 лет. За это время удалось добиться серьезных улучшений в качестве жизни инвалидов и их положении в российском обществе. Первые значительные результаты подтверждают правильность избранного направления, в связи с чем правительством рассматривается возможность о продлении госпрограммы до 2025 года.

Проект «Доступная среда» для инвалидов

Люди с ограниченными возможностями относятся к уязвимой социальной категории, в связи с чем государство постоянно поддерживает их и разрабатывает всё новые программы. Одной из самых распространенных является «Доступная среда» для инвалидов, которая учитывает особенности каждого типа и категории нетрудоспособности. Предназначение программы сводится к формированию доступной и полноценной атмосферы для жизни этих людей.

Основная цель программы Доступная среда

Программа направлена на оказание помощи инвалидам, обеспечение их интеграции в общество. Мероприятия нацелены на то, чтобы они не чувствовали себя ущемленными, не ощущали преграды в доступе к объектам инфраструктуры – аптекам, общественному транспорту, учреждениям здравоохранения. Приспособления ориентированы не только на тех граждан, которые передвигаются в колясках, но и на тех, у кого есть проблемы со слухом, зрением.

Структура программы «Доступная среда» для инвалидов состоит из нескольких этапов реализации. В 2019 году подходит к завершению четвертый период – созданы приспособления в школах, пунктах общественного питания, концертных залах, на работе. Основными задачами разработанного проекта являются:

  1. Внедрение достижений науки, техники в инфраструктуру для того, чтобы адаптировать ее под людей с инвалидностью.
  2. Обеспечение санаторных, образовательных и учреждений здравоохранения приспособлениями для реабилитации.
  3. Повышение количества льготных мест в школах, университетах и иных образовательных учреждениях.
  4. Разработка новых проектов объектов инфраструктуры, которые могли бы быть адаптированными под инвалидов.
  5. Формирование поощрений для организаций, работающих с данными лицами, оказывающих им помощь.
  6. Налаживание социальных связей между ослабленной категорией граждан и основным обществом.

Проведение федеральной программы Безбарьерная среда для инвалидов продолжается с 2011 по 2025, а это значит, что сейчас позади больше половины проведенных подпрограмм и достигнутых задач.

Приспособления для инвалидов в государственных учреждениях

Помещения государственных учреждений не отличаются от иных зданий, поэтому оснащаются как кинотеатры, музеи, аптеки, магазины, общественный транспорт. Постепенно меняется планировка строений и внутренних помещений, ведомства переезжают в новые, более совершенные сооружения. В зависимости от вида учреждения, используются следующие технологии:

  1. Организации здравоохранения уже оснащены специализированными лифтами, пандусами, обозначенными путями движения внутри здания (направляющая тактильная плитка с выступами, маркировка ступеней), подъемными установками, переоборудованными окнами регистратуры, умывальниками, тактильными табличками с указателями.
  2. Учреждения социальной защиты оборудуются пандусами, поручнями для подъема, кнопками вызова, табличками с тактильными обозначениями, помогающими ориентироваться в здании.
  3. Органы занятости населения должны быть оборудованы табличками и специализированными гигиеническими помещениями.
  4. Сооружения, помещения в сфере культуры обязательно оснащаются поручнями, пандусами, подъемными устройствами, кнопками вызова сотрудника, способного оказать помощь, оборудованным зрительным залом для детей с несовершенствами, санитарно-гигиеническими помещениями.

В рамках проекта Доступная среда для инвалидов формируются разнообразные приспособления, которые могли бы обеспечить их доступ к объектам. На региональном уровне установленные списки оборудования могут быть дополнены, это зависит от бюджета и возможностей субъекта РФ.

По Доступной среде для инвалидов действует карта доступности субъекта РФ. Ее Вы найдете на официальном сайте программы. Нужно только ввести название субъекта, тип учреждения и его название, чтобы узнать, какими приспособлениями оно оборудовано, для каких категорий предназначено. Это очень удобно, ведь информация обновляется постоянно и соответствует реальности.

Двери для инвалидов-колясочников

Наиболее важными требованиями, которые заложены программой Безбарьерная среда для инвалидов, являются:

  1. Наличие кнопки или речевого информатора, которые могли бы обеспечить связь посетителя инвалида с сотрудниками учреждения, организации.
  2. Материалом двери должен быть пластик или стекло, чтобы не заграждать обзор для человека. Кроме того, двери должны защищать от удара.
  3. Дверной проем часто монтируется с порогом, его нужно либо исключить, либо снизить до 2,5 см от пола.
  4. В торговых центрах, офисах рекомендуется вставлять двери с датчиками движения, которые могли бы открываться при приближении гражданина.
  5. На дверях запасного входа должны быть нажимные ручки.

В большинстве случаев оборудуются двери с автоматической системой, которые питаются от сети. Они не требуют замены, состоят на 90 % из пластика или стекла, облегчают проникновение в здание. Вариантом открывания может быть пульт, кнопка, сенсорный датчик.

Санузел для инвалидов

Для обеспечения доступа инвалидов к современной инфраструктуре, необходимо оборудовать хотя бы один санузел в здании, который соответствует требованиям программы. Кардинальных изменений туалет не потребует, он не разительно отличается от «обычного»:

  1. Унитаз с обеих сторон должен быть оборудован металлическими поручнями, устанавливаемыми на уровне рук. Один из них должен откидываться и убираться, чтобы облегчить подъезд к унитазу на инвалидной коляске. Второй при этом может быть литым.
  2. Раковина должна оснащаться одним цельным поручнем, расположенным по ее периметру. Допускается использовать два приспособления в отдельности, однако это нежелательно. Цельная конструкция повысит уровень безопасности при использовании, ведь она более надежна и крепка.
  3. Вокруг писсуара устанавливаются поддерживающие конструкции, которые помогут людям держать равновесие в положении стоя. Опять же рекомендовано применять цельную конструкцию с прикреплением к полу или стене.
  4. У сушки для рук, приспособлений для бумаги также рекомендуется воздвигать поручни. Желательно оборудовать и кнопу вызова, которой можно воспользоваться в тяжелой ситуации.
  5. Зеркала бывают подвижными, они опускаются вниз для того, чтобы можно было смотреть в них, сидя в коляске.
  6. Ручка смесителя должна быть длиннее обычной, желательно использовать хирургическую.

Тамбур для инвалидов

С целью организации доступной среды для инвалидов оборудуются и тамбуры в движущихся составах поездов, электричек. Так, если направление движения транспорта идет по прямой, то глубина помещения должна быть 1,8, а ширина – 2,2 метра. Если в маршруте есть поворот, то тамбур должен быть в форме квадрата по 2,2 м каждая сторона. Когда двери открываются только в одну сторону, глубина должна быть около 2,3, а ширина – 1,5 метра. Это связано с тем, что колясочники в более узкие габариты просто не проедут.

Запрещено использовать зеркала, стены с зеркальным эффектом, который визуально расширяют площадь и создают обманчивую видимость габаритов помещения. В настоящее время не все поезда и электрички оборудованы такими помещениями, и проверить это по карте доступности для инвалидов нельзя, поэтому лучше спрашивать у сотрудника РЖД.

Пандусы

Для реализации мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к зданиям обязательным условием является возведение пандусов. Они строятся на входе в сооружение, рядом с лестницей, как правило, в обход ступенек по кругу. Предназначены пандусы для того, чтобы человек в инвалидной коляске смог заехать. Наклон не должен превышать допустимых пределов, установленных конкретными локальными актами.

Кроме того, важно соблюдать ширину и построить поручни необходимой высоты. На всем протяжении пандуса должны быть отдельные площадки, которые необходимы для проведения маневров (поворота или разворота).

Лестницы

Важнейшим требованием к помещениям по Доступной среде для инвалидов является наличие оборудованных лестниц. Без них не могут обойтись многие здания, а вот приспособить их к ограниченным людям смогли не все. Наиболее важными требованиями являются:

  1. Ступеньки должны быть ровными, поверхность немного шероховатая. Исключить любую возможность скольжения.
  2. Не допускается наличие впадин, пустот, ступени должны быть глухими. В противном случае повышается риск падений.
  3. Края не должны быть острыми, желательно округлыми. Радиус края не должен быть больше 5 см.
  4. Лестница должно отличаться по цвету от площадки рядом с ней.
  5. Ребра начальной низшей и заключительной высшей ступеней должны быть окрашены в яркий цвет, чтобы инвалиды видели, в каком направлении двигаться.

Поручни

Поручни должны быть оборудованы в санузле, о чем ранее уже говорилось, а также на входе и по максимуму внутри помещения для обеспечения безопасности и поддержания равновесия. Жилые дома оборудованы такими поручнями только с одной стороны. Наиболее важными условиями являются:

  1. Высота не менее 90 см, желательно даже больше, но не больше чем на 5 см. Около пандусов поручни должны быть 70 см в высоту с обеих сторон.
  2. По внутренней стороне лестницы должны идти беспрерывно.
  3. Важно, чтобы поручни по длине выходили за лестницу на 30 см внизу и вверху. Это делается для того, чтобы человек мог остановиться и передохнуть.

Лифты и подъемники

Если пандус установить невозможно, выстраивается подъемник по типу открытого лифта. Он является электрическим и работает от пульта. Лифты имеют ту же конструкцию, что подъемники, только крыты и являются своеобразной капсулой. Важное условие и для тех, и для других – должны помещаться человек в коляске и сопровождающий.

Если же архитектура здания не позволяет установить подъемник и лифт, обеспечивается наличие кнопки вызова. После того как человек нажал на нее, сотрудник выходит и оказывает помощь в подъеме.

Противоударная полоса на двери

Для того чтобы двери были защищены от ударов колясками, тростями или иными сопроводительными приспособлениями, используется полоса, которая крепится на уровне 30 см от пола. Лучше, чтобы она были изготовлена из ударопрочного и стойкого материала. Отсутствие окраски – это важный критерий. Она, как и дверь, должна быть прозрачной. Это устройство больше предназначено не для инвалидов, а для двери, ведь оно защищает установку от повреждений и необходимости замены.

Доступная среда для инвалидов в школе

Для того чтобы неполноценный ребенок чувствовал себя комфортно, необходимыми установками оборудуются школы и иные образовательные организации. Это связано с тем, чтобы обеспечить доступ инвалида к обществу с полноценными людьми. В процессе реализации программы проводятся такие мероприятия, как:

  1. Помещение оборудуется нужными приспособлениями, обозначенными выше.
  2. Сформированный свободный доступ и подъезд к строению для детей-колясочников.
  3. Классные кабинеты, холлы, актовые залы, столовые и гардероб адаптируются под неполноценных детей.
  4. Важно наличие тактильных табличек.
  5. Звуковые, световые сигналы.
  6. Налаженные индукционные программы для малышей с инвалидностью по слуху.
  7. Разработанные планы и карты эвакуаций, передвижения по учреждению.

Федеральная программа Доступная среда и созданные на ее основе региональные проекты имеют социальное значение, они направлены на адаптацию и интеграцию неполноценных граждан в общество. Кроме того, программа направлена на доступ каждого человека с ограниченными возможностями к объектам инфраструктуры путем установки пандусов, поручней, лифтов, подъемников.

Муниципальное бюджетное учреждение

0

С 2011 года в России реализуется программа «Доступная среда».

Термин «Доступная среда» употребляется во многих законодательных актах, но единого, признанного всеми, определения нет. Доступная среда = улучшение качества жизни.

В широком смысле «доступная» или «безбарьерная» среда — это пространство, которое позволяет легко вести независимый образ жизни наибольшему числу людей.

Программа “Доступная среда” предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, что будет способствовать полноценному участию инвалидов в жизни страны.

Участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.

Программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Программа “Доступная среда” была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Цели Программы

Формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

  1. “Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения”;
  2. “Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов”;
  3. “Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы”.
  • обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения,
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;
  • обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

Создание условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов является одной из значимых целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов.

В учреждении проведен ряд мероприятий, направленных на создание безбарьерной среды для маломобильных групп населения.

Оснащение входной группы и прилегающей территории учреждения

12

Парковочное место для инвалидов

34

Кнопка вызова персонала Входной пандус

56

Контрастная маркировка ступеней Контрастная маркировка на двери

78

Электронный информационный стенд с озвучиванием Табличка с шрифтом Брайля

910

Санитарная комната ОДП

1112

Нормативные правовые акты

Постановление Правительства Российской Федерации № 363 от 29.03.2019 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»;

Приказ Минтруда России № 20 от 17 января 2020 г. “Об утверждении детального плана–графика реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г;
№ 363, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов”;

Приказ Минтруда России от 27.08.2019 N 585н “О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы”;
Приказ Минтруда России от 23.07.2019 N 521н “Об утверждении перечня технических средств реабилитации, протезов и протезно-ортопедических изделий, в отношении которых уполномоченным органом проводится медико-техническая экспертиза для определения соответствия приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства реабилитации, протеза и протезно-ортопедического изделия предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам и протезно-ортопедическим изделиям, а также подлежащих замене по истечении установленного срока пользования, если необходимость замены подтверждена заключением медико-технической экспертизы”;

Приказ Минтруда России от 13.06.2017 N 486н (ред. от 04.04.2019) “Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм; Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”;

Постановление Правительства Российской Федерации № 1770 от 18 октября 2021 г. «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2015 № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»слуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Ссылка на основную публикацию