Закупочные и экспертные комиссии государственных и муниципальных заказчиков по Федеральному закону №44-ФЗ

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 11

Евгений Баланцев,
преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ГАПМ им. Пастухова

Из этого материала вы узнаете о нюансах осуществления госзакупок образовательными учреждениями и органами местного самоуправления, о порядке действий при признании конкурентных способов определения поставщика не состоявшимися, а также о том, в каких случаях необходимо устанавливать обеспечение контракта и проводить экспертизу товара.

На вопросы наших читателей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечает преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ГАПМ им. Пастухова Евгений Баланцев.

Каковы правила закупок образовательными учреждениями?

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Образовательные учреждения, как и любые другие заказчики, осуществляют закупки по нормам Закона № 44-ФЗ. Если образовательное учреждение является бюджетным, оно вправе принять решение об осуществлении закупок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон № 223-ФЗ). Однако это возможно только при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе. При этом данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году лишь закупки:

  • за счет грантов;
  • за счет средств, полученных от физических и юридических лиц при осуществлении иной приносящей доход деятельности;
  • в качестве исполнителя по контракту (ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Сумма закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по общему правилу установлена п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и не должна превышать 100 тыс. руб. При этом для образовательных организаций действует специальная норма (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), которая имеет приоритет перед общей. Так, образовательные организации вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. при совокупном годовом объеме закупок не более 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика, что составит не более 20 млн руб. в год.

При заключении контрактов в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчикам важно помнить, что:

  • сведения о контрактах не вносятся в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ);
  • такие контракты должны полностью соответствовать требованиям ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Всегда ли заказчик обязан устанавливать обеспечение контракта при запросе котировок или есть исключения?

Заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Исключение предусмотрено только для некоторых видов госконтрактов, заключаемых по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ): для таких контрактов заказчик вправе установить обеспечение, но не обязан это делать. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок как раз относится к случаю, когда заказчик не обязан устанавливать обеспечение контракта.

В соответствии с договором о централизованном бухгалтерском обслуживании, финансовые операции всех образовательных учреждений нашего района проходят через централизованную бухгалтерию отдела образования. Вправе ли директора образовательных учреждений назначить контрактным управляющим работника централизованной бухгалтерии, который занимался бы закупками всех образовательных учреждений?

Заказчики, чей совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб. в год, в случае отсутствия у них контрактной службы должны назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок (включая исполнение каждого контракта) – контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Закон № 44-ФЗ не содержит определения понятия “должностное лицо”, поэтому возможно применение по аналогии определения должностного лица, данного в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ: под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях России. Более подробно понятие должностного лица раскрыто в Постановлении Пленума ВС РФ от 16 октября 2009 г. № 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”.

В соответствии с п.п. 4-5 названного постановления, под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Полномочия контрактного управляющего установлены ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ. К ним относится:

  • разработка плана закупок и плана-графика, осуществление подготовки изменений для внесения в данные планы, размещение в единой информационной системе плана закупок и плана-графика и внесение в них изменений;
  • осуществление подготовки и размещения в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектах контрактов, подготовки и направления приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
  • обеспечение осуществления закупок, в том числе заключения контрактов;
  • участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществлении подготовки материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
  • организация в случае необходимости консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях;
  • осуществление иных полномочий, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Чтобы осуществлять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, лицо должно быть штатным сотрудником. Таким образом, поскольку контрактный управляющий является должностным лицом заказчика, он, по моему мнению, должен состоять в штате заказчика, то есть быть его работником. Только в этом случае работник централизованной бухгалтерии может быть назначен контрактным управляющим.

Вправе ли Совет народных депутатов (представительный орган местного самоуправления) согласно п. 1 ст. 26 Закона № 44-ФЗ принять решение о наделении администрации района полномочиями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей)?

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”).

Обычно в уставе муниципального образования прописаны полномочия администрации муниципального образования по регулированию муниципальных закупок, в том числе по определению поставщиков.

Структура администрации муниципального образования (департаменты, отделы) обычно устанавливается Советом народных депутатов. Структурное подразделение (структурные подразделения), уполномоченное (ые) на определение поставщиков для заказчиков, осуществляющих закупки для нужд соответствующего муниципального образования, определяется на основании нормативно-правовой базы конкретного муниципального образования, в первую очередь его Устава.

Может ли администрация района согласно п. 3 ст. 26 Закона № 44-ФЗ принять решение о наделении администрации или ее конкретного отдела полномочиями по определению поставщиков для нескольких муниципальных органов, муниципальных казенных и бюджетных учреждений?

В данной ситуации, на мой взгляд, возможен следующий алгоритм действий.

Нормативным правовым актом администрации (в соответствии с Уставом и нормативными правовыми актами муниципального образования) определяется структурное подразделение, входящее в структуру администрации и уполномоченное на определение поставщиков, осуществляющих закупки для нужд муниципального образования – “общий” уполномоченный орган (например, комитет муниципального заказа). Скорее всего, на него будут возложены полномочия по определению поставщиков путем проведения конкурсов или аукционов. При этом стоит учитывать, что на такой орган власти запрещено возлагать полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта (ч. 1 ст. 26 Закона № 44-ФЗ). Другое структурное подразделение (например, департамент образования) определяется администрацией как уполномоченный орган в соответствии с ч. 3 ст. 26 Закона № 44-ФЗ для конкретных муниципальных заказчиков – он становится “специальным” уполномоченным органом. При этом на него запрещено возлагать полномочия по планированию, заключению, исполнению и оплате контрактов для бюджетных учреждений. Таким “специальным” органом может быть орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя соответствующих муниципальных заказчиков.

Читайте также:  Пенсионный фонд в Межгорье: особенности деятельности, режим работы, адрес

В случае если определение поставщиков осуществляется, например, путем запроса предложений или запроса котировок, его проводит “специальный” уполномоченный орган, если путем проведения конкурса или аукциона – “общий”. Каждый орган местного самоуправления обязан до 2016 года принять решение о порядке осуществления подведомственными ему муниципальными заказчиками функций и полномочий заказчиков в зависимости от наличия или отсутствия соответствующих уполномоченных органов. Например, если создан “общий” уполномоченный орган, орган местного самоуправления принимает решение о наделении уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков (п. 2 ч. 5 ст. 26 Закона № 44-ФЗ).

Всегда ли заказчик в ходе исполнения контракта должен проводить экспертизу товара и привлекать для этого сторонних экспертов?

Пользователь под ником mediko2012

Часть 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ обязывает заказчиков во всех случаях осуществления закупок проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. При этом по общему правилу заказчик вправе проводить такую экспертизу своими силами либо привлекать для ее проведения третьих лиц – экспертов или экспертные организации.

Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы результатов исполнения контрактов, если закупка осуществляется у единственного поставщика, за исключением случаев, указанных в п. 1, п.п. 4-6, п. 8, п. 15, п.п. 17-18, п.п. 22-23, п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с действующим законодательством, контракт может предусматривать этапы его исполнения. При этом законодательством не регламентируется порядок выделения таких этапов. На мой взгляд, под этапом исполнения контракта понимается исполнение части обязательств (поставка партии товара, выполнение отдельных работ, оказание отдельных услуг), предусмотренной контрактом и имеющей самостоятельное значение. При этом оно должно завершиться приемкой и оплатой результатов заказчиком.

Таким образом, заказчик обязан проводить экспертизу поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг при одновременном выполнении двух условий:

  • поставка данной партии товаров, выполнение данных работ, оказание данных услуг предусмотрено в контракте как этап исполнения контракта;
  • контрактом предусмотрена самостоятельная приемка и оплата данной партии товаров, выполнение данных работ, оказание данных услуг.

При этом законодательство не регламентирует порядок и сроки проведения такой экспертизы. Полагаю, что заказчик вправе самостоятельно установить их в контракте.

Если процедура торгов не состоялась (никто из участников не допущен или не подал заявки, подана только одна заявка), то что следует делать в таком случае: осуществить закупку у единственного поставщика или провести повторные торги?

Пользователь под ником mediko2012

Конкурентные способы определения поставщика могут быть признаны не состоявшимися по двум причинам:

  • если на участие в конкурентной процедуре подана только одна заявка, либо если по результатам рассмотрения заявок отклонены все поданные заявки, кроме одной;
  • если на участие в конкурентной процедуре не подано ни одной заявки, либо все поданные заявки отклонены.

Если есть только один претендент на заключение контракта, заказчик может принять решение о заключении контракта неконкурентным способом – с единственным претендентом (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Если претендентов нет вовсе, заказчик не вправе заключать контракт в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Если потребность в товарах, работах, услугах, являющихся предметом такой закупки, сохранилась, заказчик проводит повторную конкурентную процедуру.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
Определяем размер пени и штрафов за нарушение госконтракта на конкретных примерах.

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО “Тендеры.ру” Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Мнение:

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок.

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы “Ветров и партнеры”

Другое структурное подразделение например, департамент образования определяется администрацией как уполномоченный орган в соответствии с ч.

Как создать комиссию?

Комиссия должна быть создана до начала проведения торгов. Заказчик формирует комиссию по своему усмотрению — для каждой торговой процедуры отдельно или единую комиссию для всех своих закупок. Могут быть одновременно сформированы сразу несколько структур — аукционная, конкурсная и котировочная комиссии. Статья 39 Закона № 44-ФЗ разрешает и создание универсального коллегиального органа для различных способов закупок.

Пошагово создание комиссии выглядит следующим образом:

  • Заказчик издает Приказ о создании комиссии. В нем указывает состав комиссии, порядок ее работы, назначает председателя и его заместителя. Издается приказ в произвольной форме. За оформление приказа чаще всего несет ответственность работник контрактной службы. Документ визируется руководителем организации. Приказ выпускается не позднее даты размещения извещения о проведении закупки.
  • Утверждает Положение о комиссии не позднее дня, установленного для публикации извещения об осуществлении торговой процедуры. Это основной документом, регламентирующий деятельность закупочной комиссии. В положении указываются следующие обязанности коллегиального органа: регистрация и обработка заявок участников закупки; определение победителей; принятие решения об отклонении заявок, содержащих нарушения; оформление протоколов по каждому этапу работы.

Сколько человек нужно включить в состав комиссии? В ст. 39 Закона № 44-ФЗ указано, что:

  • не менее 5 чел. – в конкурсной, аукционной или единой комиссии;
  • не менее 3 чел. – в котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений

Это основной документом, регламентирующий деятельность закупочной комиссии.

Комиссии по осуществлению закупок в соответствии с положениями Федерального закона “О контрактной системе”

Федеральное законодательство в сфере закупок устанавливает требования к государственному заказчику, в соответствии с которыми такой заказчик или приравненное к нему юридическое лицо обязано создавать специальные комиссии, чтобы обеспечить максимальное качество проведения всех видов закупок независимо от того, идет ли речь о конкурентных или неконкурентных закупках.

  • Закупочные комиссии заказчика
  • Функционирование закупочных комиссий
  • Экспертная комиссия
Читайте также:  Детские пособия в Республике Коми и Сыктывкаре: условия получения

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

В частности, одним из таких требований является создание специальных закупочных и приемочных комиссий.

котировочную комиссию ;.

Статьи

Как часто и по каким контрактам должна проводится экспертиза.

Правила осуществления деятельности комиссий по закупкам

Если же говорить о том, каким именно образом функционируют все существующие у заказчика закупочные комиссии, в том числе Единая комиссия, то выглядит это следующим образом:

Комиссия для проведения конкурсных процедурКомиссия для проведения аукционных процедурКомиссия для проведения запросов котировокКомиссия для проведения запросов предложенийЕдиная закупочная комиссия заказчика
Состав комиссии
Состав комиссии по осуществлению различных видов закупок, в том числе Единой комиссии, формируется заказчиком только на основании требований статьи 39 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» и должен отвечать следующим требованиям:
  • численность комиссии должна превышать пять членов;
  • в состав должны быть включены сотрудники, которые имеют специальное образование либо занимают профильные должности по осуществляемым закупкам в части понимания требований к объявляемым предметам закупок;
  • если в рамках осуществления закупочной деятельности заказчика нередкими являются закупки, предметом которых выступают различные результаты интеллектуальной деятельности, то не менее пятидесяти процентов членов комиссии должны иметь принадлежность к такой сфере интеллектуальной деятельности, в области которой происходит закупка;
  • кроме того, у членов закупочной комиссии не должно быть личной заинтересованности в допуске к проводимым процедурам конкретной организации либо в отказе в таком допуске.

Если говорить о том, каким образом происходит назначение всех членов комиссий, то тут имеет место специальное решение руководителя организации-заказчика. На основании такого решения происходит формирование приказа, указывающего на персональный состав комиссии (то есть в тексте приказа должны быть поименованы все сотрудники, которые входят в основной и резервный составы комиссии, а также указаны должности, которые они занимают в соответствии со штатным расписанием). В этом же приказе происходит утверждение тех регламентирующих документов, которыми должна руководствоваться создаваемая комиссия.

На каждый вид комиссий создается свой приказ, отражающий состав только конкретного коллегиального органа заказчика.

Председателем закупочной комиссии может быть либо руководитель самого государственного или муниципального заказчика, либо специально назначенное должностное лицо, на которого возложены обязанности по обеспечению руководства таким коллегиальным органом. При этом нельзя допустить того, чтобы контрактный управляющий или руководитель контрактной службы занимали должность руководителя закупочной комиссии.

На председателя комиссии возлагаются обязанности по общему руководству осуществлением деятельности создаваемого коллегиального закупочного органа у заказчика, ведение заседаний такого органа, а в случае возникновения спорных ситуаций с равным числом голосов по результатам того или иного заседания – принятие окончательного решения. Кроме того, если возникает такая необходимость, именно председатель комиссии выносит решение о переносе заседания.

Если говорить о том, какие обязанности лежат на председателе комиссии по закупкам в процессе уже ведения самого заседания, то к ним относятся следующие:

  • приказ о создании комиссии. Четких требований о том, каким именно образом должно происходить оформление данного приказа, на сегодняшний день в действующих федеральных нормативных актах и принятых в их исполнение подзаконных нормативных актах не содержится. Однако имеются требования относительно того, что в таком приказе должно быть отражено: поименный состав комиссии с указанием занимаемых должностей (необходимо для определения степени компетентности в рассмотрении некоторых вопросов, связанных с предметами проводимых закупок в части определения ключевых характеристик таких предметов и соответствия поданных заявок установленным требованиям в части совпадения), перечень должностей, которые будут занимать сотрудники организации в таком коллегиальном закупочном органе заказчика, а также указание на утверждение Положения о деятельности комиссии. Сформировать такой приказ должен контрактный управляющий или руководитель контрактной службы, а итоговая проверка подготовленного документа и его подписание является прямой обязанностью руководителя организации или специально назначенного в качестве ответственного уполномоченного должностного лица из числа сотрудников организации;
  • собственно Положение о функционировании закупочной комиссии. Данный документ в своем тексте должен иметь определение полномочий той комиссии, для функционирования которой был сформирован сам документ, цели, которые преследовал заказчик при формировании комиссии, перечень задач, решение которых ложится на плечи созданного коллегиального закупочного органа, перечень прав и обязанностей руководителя комиссии, а также всех ее членов, обстоятельства, при которых возможно производить замену членов, а также необходимость либо отсутствие такой необходимости в формировании документов, обосновывающих произведенную замену, правила работы такой комиссии. Отдельным пунктом формируется порядок функционирования комиссии в части проведения ее заседаний, в том числе о возможности допуска представителей потенциальных участников закупок на заседания такой комиссии.
  • подготовка и последующее размещение в Единой информационной системе в сфере закупок документации о проводимой закупочной процедуре, а также объявление начала периода для подачи заявок и предложений на участие в конкретном закупочном мероприятии;
  • подготовка ознакомительного пакета документов, который предоставляется каждому участнику закупочной процедуры, если такой участник выразил желание дополнительно ознакомиться с документами по проводимой закупке;
  • в случае поступления запросов о разъяснении положений документации о закупке на комиссию ложится обязанность о необходимости подготовки таких разъяснений и направлении их в адрес участника, который подготовил такой запрос, а также внесение корректировок в документацию о закупке и продление сроков подачи заявок;
  • по истечении срока подачи заявок – предоставление доступа к таким заявкам всех лиц, которые принимают участие в их рассмотрении и оценки вне зависимости от того, каким образом такие заявки были поданы;
  • собственно рассмотрение поданных заявок и предложений и их оценка на предмет соответствия требованиям документации о проводимой закупке и действующих норм закупочного законодательства;
  • обеспечение технической возможности и собственно ведение аудиозаписи, а при необходимости и видеосъемки заседаний комиссии при вскрытии поданных заявок и их рассмотрении и оценке;
  • подведение итогов процедуры путем определения участника, который может быть признан победителем, либо объявление процедуры несостоявшейся и подготовка специальных протоколов, отражающих результат каждого этапа проведенной закупки;
  • направление уведомления участникам проведенной закупки в закрытой форме о том, каковы результаты у такой закупки;
  • формирование и последующее подписание протокола, подводящего все итоги проведенной закупочной процедуры, на основании которого после его размещения в Единой информационной системе в сфере закупок победителю будет направлен проект контракта для ознакомления с ним и последующего подписания.

В тексте протокола отражаются все события, которые имели место в рамках заседания, в том числе возникшие вопросы по содержанию поданных заявок. Легитимность составления такого документа определяется подписями всех членов комиссии, которые присутствовали на заседании. Кроме того, в протоколе может быть отражена также и позиция того члена, который не согласен с общим решением. Для этого оформляется приложение, на котором такой член должен обосновать свою позицию, в том числе с использованием положений норм действующего законодательства, а также правоприменительной практики. Завершает подписание протокола подпись председателя комиссии, а в его отсутствие – заместителя председателя.

собственно Положение о функционировании закупочной комиссии.

Кто входит в состав

В любом закупочном совете есть председатель и его члены. Необходимо определить заместителя председателя (выполняет управленческую функцию в случае отсутствия председателя) и секретаря (ведет всю документацию).

По правилам, в состав комиссии по осуществлению закупок должны включаться:

  1. Сотрудники организации-заказчика независимо от должности. Директор, бухгалтеры, юристы, представители контрактной службы, административно-хозяйственные работники — включайте в совещательный орган любого сотрудника, никаких должностных ограничений не предусмотрено. Единственное уточнение — если в локальных документах о работе контрактной службы установлен запрет на членство ее сотрудников в закупочном органе, включить таких сотрудников в совет не получится (п. 8 Типового положения № 631).
  2. Работники любых учреждений. Это служащие, которые не имеют трудовых связей с организацией-заказчиком (письмо Минэкономразвития № Д28и-634 от 17.03.2016).

должностные лица контрольного органа, которые осуществляют контроль закупочной деятельности;.

Экспертиза закупок по 44-ФЗ: порядок проведения и ответственность

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Когда необходима экспертиза по 44-ФЗ
  • Обязательна ли внешняя экспертиза в 2019
  • Как проводится внешняя экспертиза закупок по 44-ФЗ
  • Экспертиза закупок по 44-ФЗ своими силами

Экспертиза закупок по 44-ФЗ является необходимым мероприятием, о чем прописано в статье 94 части 3 указанного закона. Эта норма направлена на защиту самого заказчика, так как данное мероприятие проводится до подписания документов о приемке товара (услуг или работ) и позволяет избежать некачественного выполнения контракта.

Данная экспертиза может проводиться как своими силами, так и с помощью привлеченных экспертов. В любом случае должен быть составлен акт, а сама процедура – осуществлена по соответствующим правилам. Нарушение порядка проведения экспертизы влечет наложение ответственности на должностных лиц. О том, как сделать все правильно, расскажет наша статья.

Письмо МЭР Д28и-2919 от 31.

​ Состав закупочной комиссии

Состав закупочной комиссии определяется на основании ч. 4-6 ст.39 закона № 44-ФЗ. В нее рекомендуется включать лиц:

  • которые прошли курсы для членов закупочной комиссии (курсы повышения квалификации профессиональной переподготовке по 44-ФЗ);
  • обладающих профессиональными знаниями в отношении объекта тендера (например, если требуется поставка сельскохозяйственной продукции, то в уполномоченный орган желательно включить агрария);
  • творческих профессий (не менее 50% от состава комиссии), если реализуются произведения искусства и литературы.

В состав закупочной комиссии не должны входить:

  • родственники как государственных или муниципальных служащих из органа-заказчика, так и исполнителей, подрядчиков, поставщиков (для последних также в число исключений включаются учредители, акционеры и сотрудники);
  • лица, способные как прямо, так и косвенно повлиять на определение победителя тендера и заинтересованные в назначении конкретного исполнителя, подрядчика или поставщика;
  • эксперты, проводившие предквалификационный отбор членов комиссии, анализирующие тендерную документацию.

В случае, если в состав закупочной комиссии вошли вышеуказанные лица, ее решение признается недействительным и может быть оспорено в судебном порядке.

лица, способные как прямо, так и косвенно повлиять на определение победителя тендера и заинтересованные в назначении конкретного исполнителя, подрядчика или поставщика;.

Как организовать

Заказчик оформляет решение создать коллегиальный орган приказом в произвольной форме. При составлении указывайте вид, данные председателя и всех лиц, которые входят в ее состав.

В обязательном порядке заказчик устанавливает порядок работы такого органа. Он устанавливается отдельным документом — положением о работе. Целесообразно в нем определить сроки, место проведения заседаний, порядок рассмотрения заявок, порядок уведомления членов о проведении такого рода заседаний, их права и обязанности и ответственность.

В составе не менее пяти человек.

Экспертиза по 44-ФЗ — Приемка по госконтракту

Видео-блог Адвоката Мугина А.

Плановая проверка

Одним из инструментов контроля в области закупочных процедур на исполнении любого этапа является проведение плановых проверок. Порядок осуществления установлен Правительством и его применяют ФАС, региональные и местные контрольные органы. Такая проверка может быть инициирована в адрес:

  • заказчика;
  • его контрактной службы;
  • контрактного управляющего;
  • закупочной комиссии и ее членов;
  • уполномоченных органов;
  • уполномоченных учреждений;
  • операторов ЭТП;
  • операторов специализированных ЭТП.

Плановые проверки могут осуществляться контрольным органом не чаще, чем один раз в 6 месяцев.

Обычно срок проведения таких проверок составляет 30 календарных дней, но по приказу может быть продлен. В любом случае максимальное время — не более 2 месяцев. В ряде ситуаций может возникнуть необходимость продления до 6 месяцев, если:

  • проверяемый не предоставил в контрольный орган закупочную документацию;
  • своевременно не были устранены нарушения, установленные при плановой проверке;
  • был отказ в доступе контролеров на территорию проверяемого субъекта.

Результаты оформляют соответствующим актом проверки и размещают его в ЕИС не позднее трех дней с даты подписания.

жалобы в адрес должностных лиц контрактной службы.

Правила проведения внутренней экспертизы

Как было отмечено выше, Закон № 44-ФЗ не содержит конкретных требований к экспертам организации. Кроме того, он не устанавливает правил проведения внутренней экспертизы и требований к оформлению ее результатов.

Поэтому приведем примерный порядок проведения экспертизы собственными силами заказчика:

  1. Издается приказ о назначении внутреннего эксперта или о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников заказчика.
  2. В установленные сроки комиссия (эксперт) оценивает результат исполнения договора.
  3. По итогам экспертизы оформляется документ о приемке товаров (работ, услуг). Это может быть акт приема-передачи, либо заключение по результатам работы экспертной комиссии.
  4. При выявлении несоответствия условиям контракта заказчик отказывает в приемке до устранения нарушений.
  5. В отчете о проведенной экспертизе отражается информация о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.
  6. Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС. К нему прилагается отчет экспертной комиссии.

Пройти курс обучения «Управление государственными и муниципальными закупками»

По итогам экспертизы заказчик принимает решение о соответствии товаров (работ, услуг) условиям контракта. Если его все устраивает, то он ставит свою подпись на акте приемки. Такой акт должен содержать:

  • перечень работ, услуг и товаров с указанием стоимости;
  • заключение экспертной комиссии;
  • при несоответствии — указывается информация обо всех выявленных недостатках;
  • подпись представителя комиссии;
  • документы и выводы экспертизы.

Кроме того, во избежание недоразумений с поставщиком, стоит разработать.

Статья 41 44-ФЗ – Эксперты, экспертные организации

1. Заказчики привлекают экспертов, экспертные организации в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. К проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены:

1) физические лица:

а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

3. Эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).

4. В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации.

5. Дополнительные требования к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по государственному оборонному заказу, а также особенности проведения такой экспертизы могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”.

6. Для проведения экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы.

7. Результаты экспертизы, проводимой экспертом или экспертной организацией в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертом, экспертной организацией требования части 3 настоящей статьи эксперт, экспертная организация, уполномоченный представитель экспертной организации, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. В случае, если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.

1) не руководствоваться положениями статей 23, 28, 30, 34 – 37, 41, 44, 45, 103 и частей 4 – 6 статьи 104 настоящего Федерального закона; Открыть статью

1 физические лица.

Закупочные процедуры по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Действуя в рамках 44-ФЗ, заказчик обязан обосновать начальную цену контракта и объект закупки, а также подробно описать характеристики заказываемых услуг или товаров.

Новости госзакупок

Такую приемочную комиссию можно считать внутренней экспертизой.

Добавить комментарий