Статус и права апатрида

Права и обязанности апатридов в мире, получение гражданства

В основу получения гражданства всегда закладываются принципы натурального проживания человека в данной стране. Законодательство этого государства дает определенные права человеку и наделяет его обязанностями перед страной. Но иногда случается так, что люди оказываются без родины. Таких людей называют апатридами. Это греческое слово, означающее в переводе лишение родины. Однажды я сама оказалась в такой ситуации, когда фактически не имела гражданства. Поэтому мне хорошо известно это правовое состояние человека. В этой статье я поделюсь с вами особенностями нахождения человека в таком статусе, правами, которыми все же наделен апатрид, а также возможными способами получения гражданства.

Общие сведения

К сожалению, данный термин получает все большее распространение в мире. Так называются все люди, которые не имеют гражданства. Оказаться в такой ситуации может каждый. Наибольшая часть обстоятельств связана с войнами. Многие люди вынуждены бежать от военных действий, чтобы спасти свою семью. Но далеко не все из них могут легально пересечь границу других государства. Жители многих бедных стран не имеют заграничного паспорта, а также элементарных знаний, которые помогли бы им оформить свое нелегальное нахождение в качестве законного.

население государства

Лица без гражданства есть практически в каждом государстве. Территориально они могут находиться где угодно. Но присутствие их в определенной стране не дает им статуса полноправного жителя. Несмотря на это, эти люди обязаны подчиняться законам, действующим на данной территории. Кроме обязательств, накладываемых на них местными законодательными органами, эти люди имеют свои права. Конечно, они значительно меньше тех, которыми наделены местные граждане, но они есть, и их обязаны соблюдать все государства.

Законодательство

Каждая страна вправе устанавливать свои законы, касающиеся нахождения апатридов. Но все они должны соответствовать общепринятым международным положениям. В 1954 году большинством стран была принята Конвенция, где устанавливается правовой статус апатридов. Основой этого правового документа стали такие положения:

  1. Недопустимость дискриминации таких людей по стране происхождения, национальности, расе, религиозным или политическим убеждениям.
  2. Обязанность каждой страны предоставлять возможность въезда экипажам морских кораблей на территорию государства, если между этими государствами ведутся определенные переговоры. Также они должны выдавать проездные документы апатридам.
  3. Обязанность людей, находящихся в данном статусе, соблюдать законодательство того государства, где они находятся.

Кроме этого, есть много других моментов, которые регулируются данной конвенцией. И если права апатрида нарушаются в какой-либо стране, он имеет право подать иск в европейский суд, которые занимается рассмотрением подобных дел, связанных с нарушением правам человека.

Преимущества и недостатки статуса апатрида

Назвать данный правовой статус выигрышным сложно, так как таким людям очень сложно получить от страны, где они проживают, элементарные права:

  • на трудоустройство наравне с ее гражданами;
  • на получение бесплатного образования;
  • на получение бесплатной медицинской помощи;
  • на оформление других льгот;
  • на участие в выборах власти.

Также у них возникает много сложностей при пересечении границы других стран, поэтому путешествовать по миру с таким статусом практически невозможно.

В качестве положительного момента можно отметить только то, что в мире существует несколько стран, где данный статус человека не противоречит законодательству, а также дает возможность в упрощенном порядке приобрести гражданство. Среди них можно отметить:

Данный список достаточно большой. Лично мне тоже пришлось отказаться от российского гражданства перед тем, как я смогла оформить подданство Германии.

Эти страны зачастую создают такие условия для апатридов, что именно в их статусе намного проще получить подданство, чем официальным гражданам других стран, готовых в последующем написать отказ от подданства своей родины.

Также апатриды освобождаются от службы в армии, в том числе они не могут быть приняты туда по контракту. Помимо этого, такой человек не сможет работать на тех профессиях, которые связаны с секретностью, государственной тайной и политикой.

Статус апатрида в РФ

Находясь в России, апатриды должны знать основные требования местного законодательства к их статусу:

  • они могут временно проживать на территории страны, но на руках у них должны быть все обязательные документы, разрешающие им находиться в РФ;
  • в определенных случаях Россия оставляет за собой право аннулировать выданное разрешение или предоставить человеку отказ;
  • при получении отказа заявитель может подать повторную заявку только через год;
  • в России действует специальная программа, помогающая вернуться на родину своим соотечественникам, она значительно облегчает получение правового статуса для апатрида;
  • срок действия разрешительных документов для проживания не превышает 3 лет.

Получить разрешающий документ можно в виде отметки в паспорт либо в форме специального документа, который выдается в России.

При проживании в России апатрид может быть ограничен в праве передвижения по определенным регионам. Если специального ограничения нет, то он может свободно передвигаться по стране. Также все апатриды имеют право на получение образования в России. При поступлении в вуз апатрид получает ВНЖ, который при дальнейшем трудоустройстве можно продлять неограниченное количество раз.

Аналогично предоставленному статусу в России апатриды могут иметь такие же или другие права, находясь в другой стране.

Но важным моментом является тот факт, что для поступления в учебное заведение обязательно требуется документ о принадлежности к определенному государству. Аналогичные требования предъявляют и все работодатели. Поэтому на практике апатриды в России могут трудоустроиться только нелегально, что не гарантирует соблюдение их прав.

При проживании на территории конкретного государства апатрид обязательно должен знать местное законодательство, предоставляющее ему определенные права, а также наделяющее его обязательствами.

Лишение гражданства

Правовое положение апатрида противоречит основным мировым Конвенциям, где прописываются права человека. Потому что так указано право каждого человека на получение им гражданства. То есть все дети с рождения должны наделяться этим статусом, которого впоследствии никто не сможет лишить без их личного желания.

Среди основных причин, по которым люди могут оказаться в таком статусе, можно выделить следующее:

  1. Рождение ребенка людьми, не имеющими определенного гражданства. Не все страны присваивают данный статус только по территориальному местоположению рождения ребенка. В РФ дети получают подданство страны на основании наличия российского гражданства у его родителей. А в США все дети, рожденные там, могут стать американскими подданными, независимо от принадлежности родителей к определенному государству.
  2. Лишение приобретенного гражданства, если он предоставил ложные сведения или поддельные документы, несоответствующие действительности, для получения такого статуса.
  3. Добровольный отказ от своей родины в связи с тем, что данный человек решил оформить гражданство другой страны. Есть страны, не признающие двойное гражданство. Их в мире большинство. Поэтому для получения паспорта этой страны требуется отказаться от паспорта своей страны. В период оформления документов такой человек считается временным апатридом. Но если по определенным причинам ему будет отказано в получении гражданства нового государства, то он рискует остаться в таком статусе на постоянной основе.
  4. Распад страны и ее полная ликвидация. Так произошло при распаде Советского Союза. Но причин для ликвидации страны может быть много, при этом они могут быть не самыми гуманными, как распад СССР.
  5. Специальное исключение человека из подданства страны. Большинство стран предусматривает такую меру наказания за самые опасные преступления, связанные с терроризмом, шпионажем, разжиганием национальных войн и другого.

В любом из этих случаев ситуация не так безнадежна. Всегда есть возможность получить легальный статус той страны, где фактически находится человек.

Получение гражданства

Важно знать, что Россия признает двойное гражданство, в связи с этим отказываться от подданства своей страны не стоит. Люди, имеющие подданство одновременно двух государств, называются бипатридами. Большинство стран мира не считает этот статус законным, поэтому не дает возможность оформления их подданства без отказа от имеющегося. Если случилось так, что апатрид оказался в России, для получения официального статуса он должен действовать. Алгоритм будет следующий:

  1. Подтверждение личности. Во всех обычных ситуациях для этого используется паспорт гражданина страны или международного образца. Но апатриды его не имеют, поэтому они должны представить иные документы. Вместе с ними надо подать соответствующее заявление в Миграционную службу России.
  2. Получить РВП или статус ВНЖ для оформления возможности длительного легального нахождения в стране.
  3. Трудоустроиться. Это даст возможность зарабатывать денежные средства и обеспечивать себя всем необходимым.
  4. Оформить гражданство. Для этого требуется прожить на территории страны не меньше 5 лет, имея официальный статус, разрешающий официальное нахождение апатрида в стране.

С виду процедура кажется вполне понятной и даже несложной. Но на практике апатриды сталкиваются с большими трудностями, которые усложняют процесс получения гражданства, а в некоторых случаях это становится практически невозможным.

Установление личности

Это первоначальный этап, с которого начинается процедура легализации личности в любом государстве. В зависимости от законодательства разных стран, человеку могут требоваться различные документы. Рассмотрим принцип действий на примере России. Для легализации своей личности надо подать заявление в МВД страны по установленной форме. В нем потребуется указать:

  • персональные данные: ФИО, дату, место рождения;
  • дату прибытия в РФ;
  • обстоятельства прибытия и цель.

Вместе с заявлением требуется подать все имеющиеся документы человека, которые могут подтвердить его статус:

  • паспорт, который уже не является действующим;
  • документы о наличии образования;
  • водительские права;
  • документы о вступлении в брак, а также о его расторжении;
  • свидетельство, подтверждающее факт рождения заявителя;
  • пенсионные документы;
  • автобиография заявителя;
  • документы родителей;
  • справки о наличии ранее регистрации в РФ и иные документы, подтверждающие отсутствие регистрации на текущий день;
  • документы, подтверждающие оплату госпошлины;
  • фотографии в количестве 2 штук размером 3 на 4 см цветного или черно-белого формата.

После принятия документов заявителю выдается опись о том, что все эти бумаги были приняты сотрудником МВД. Иногда могут потребоваться свидетели, поэтому сведения о них также лучше указать в заявлении.

Через 3 месяца при успешном рассмотрении заявления человек получает справку с фотографией 3 на 4 см. Этот документ считается временным удостоверением личности.

Получение РВП или ВНЖ

Эти документы одни из главных, на основании которых человек получает право официально проживать и работать в стране. РВП – это разрешение, дающее право на временное проживание апатрида или иностранного человека, а ВНЖ – вид на право жительства. Получить эти документы можно только при наличии полученной ранее справки.

Помимо возможности проживания, эти разрешения дают их владельцу следующие права:

  • на пересечение границы страны;
  • оформление страховки;
  • получение медицинской помощи.

Различные страны предоставляют разные права с такими документами. Но в целом они схожи с правами граждан этих государств.

ВНЖ России

РВП в России можно получить по упрощенной системе или по квоте. В других странах могут быть другие условия его получения. ВНЖ дает больше возможностей его обладателю. ВНЖ дает право претендовать на государственные пособия и возможность оформления кредитов в банках.

Также эти документы дают возможность апатриду устраиваться на работу в стране без получения специального разрешения или патента. Но надо знать, что статус выдается определенным регионом, поэтому работать можно только в нем.

Получение гражданства

Это финальный этап, которого желают добиться все апатриды. Каждая страна устанавливает свои требования для получения этого статуса.

Паспорт РФ

Одним из обязательных условий в большинстве стран является обязательное проживание в ней в течение конкретного времени. Для России этот срок установлен в пределах 5 лет. Существует упрощенный порядок для:

  1. Русскоязычных апатридов.
  2. Лиц, живших или учившихся в СССР.
  3. Лиц, находящихся в семейном союзе с россиянином более 3 лет.

Также люди, потерявшие свой статус по причине распада Советского союза, имеют возможность его восстановить в РФ по заявительной схеме. Кроме заявления, потребуется подтвердить документально свое право на получение гражданства таким способом.

Аналогичным способом происходит получение подданства других стран. Хотя каждое государство имеет свои особенности, практически каждая страна предоставляет возможность легализоваться лицам без гражданства. Апатридам приходится нелегко в любой стране, поэтому зачастую они вынуждены защищать свои права. Без особой нужды не стоит спешить отказываться от имеющегося подданства. Потому что в некоторых случаях человек рискует оказаться в постоянном статусе апатрида на долгие годы.

Кто такие апатриды и бипатриды. Разбираемся в правовых статусах

В Российской Федерации, как и практически в любом другом государстве, имеют право находиться не только ее граждане, правовой статус которых подтвержден документами, удостоверяющими принадлежность к этому гражданству, но и граждане других государств, а также лица без гражданства. Это допустимо только в том случае, если пребывание таких граждан не нарушает действующие нормы законодательства России.

Апатриды: кто это

Апатриды – это лица без гражданства. Следовательно, безгражданство – это правовое состояние, характеризующееся отсутствием у лиц гражданства какого-либо государства. Потерять свое гражданство они могут по различным причинам, которые не всегда зависят от них. При этом одновременно с потерей гражданства, как правового положения, происходит и потеря правового статуса таких людей.

Апатриды могут быть абсолютными (то есть рожденными в семье людей, у которых нет гражданства) и относительными (то есть теми, кто лишился гражданства по причине его утраты).

С юридической точки зрения, апатриды подпадают под действие законодательства только той страны, в которой они в данный момент находятся.

Нормативная основа

Регулирование статуса апатрид происходит сразу на двух ключевых уровнях существующих норм права.

Международные правовые акты:

    , закрепляющая статус апатридов, принятая в 1954 году. Она действует не на устранение ситуации с безгражданством определенных физических лиц, а на защиту их прав и свобод, установление их правового статуса и предоставления им определенных возможностей в том или ином государстве. . Главным принципом этого нормативного акта является присвоение гражданства того государства, где родился ребенок, даже если речь идет о найденном ребенке. В случае если у человека прекращается гражданство того государства, где он проживал, то это может произойти только при условии присвоения ему гражданства нового государства. , реализующей принципы сокращения случаев безгражданства. Она по своему содержанию подтверждает действие норм предыдущих конвенций и запрещает выход из гражданства человеку, если у него не будет автоматического присвоения нового гражданства.

Национальные федеральные нормативные акты:

  • Конституция Российской Федерации (статья 62), которая определяет положение для иностранных граждан и лиц без гражданства в России таким же, как и для граждан России, но с ограничениями, которые могут быть установлены с помощью федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов; ; .

Кроме того, могут быть приняты также и подзаконные акты (Постановления Правительства, Приказы МВД в части регулирования вопросов миграции и т. д.), на основе которых происходит регулирование вопросов, связанных с положением апатридов в России.

Потеря гражданства: как это происходит

Чаще всего появление апатрида, с юридической точки зрения, связано со следующими причинами:

  • появление ребенка, как лица без гражданства, в семье, где оба родителя обладают статусом апатридов. Однако в том случае, если ребенок родился в той стране, где юридически закреплено на национальном уровне присвоение гражданства по рождению на его территории (принцип почвы), то даже при отсутствии гражданства у обоих родителей ребенок апатридом не станет;
  • если человек добровольно отказался от гражданства, например, при оформлении гражданства другого государства, то до момента, пока он не получит документ, удостоверяющий его личность в новом государстве, он будет считаться апатридом;
  • наказание со стороны государства человека или группы лиц за совершение ими каких-то преступлений, от негативного действия которых государство хочет оградить своих граждан. В этом случае лишение гражданства рассматривается именно с позиции применения наказания в отношении преступника. Так, практика лишения гражданства, как наказания за «неугодные» мысли и дела, была очень распространена в СССР к оппозиционным деятелям разных сфер науки и искусства, литературы и других отраслей, где люди могли высказывать свое мнение широким массам;
  • в случае если правоохранительные органы государства выявили факт осуществления фиктивности какой-либо юридически значимой процедуры, с помощью которой человек получал гражданство, в качестве одной из мер наказания становится отмена такой процедуры и, соответственно, отобрание полученного гражданства у человека;
  • прекращение фактического и юридического существования государства, в результате чего люди теряют гражданство своего государства. Яркими примерами являются распад СССР на несколько самостоятельных государств, граждане которого должны были оформить новые паспорта в соответствии с проживанием на территории того или иного нового государства, чтобы получить гражданство этих государств; распад Югославии на Сербию, Македонию, Черногорию, Хорватию, Словению, Боснию и Герцеговину;
  • на основании столкновения норм действующего законодательства разных государств. Ярким примером может быть заключение брака между мужчиной и женщиной из стран с разными нормами законодательства, где приняты правила потери женщиной своего гражданства в случае замужества с иностранцем, а в государстве мужчины заключение брака не является основанием для предоставления гражданства – женщина в этом случае становится апатридом.

Как получить статус

Статус апатрида, если он получен в установленном законом порядке, позволит человеку жить на территории Российской Федерации и пользоваться определенными правами, а также исполнять некоторые обязанности. Если данный статус не будет получен, то человек подлежит административному выдворению за пределы государства.

Получение статуса апатрида и его подтверждение с целью получения возможности проживания на территории РФ происходит следующим образом:

  • подтверждение личности лица без гражданства. Это можно сделать на основании тех документов, которые имеются у человека. Для того чтобы подтвердить свою личность, апатриду потребуется обратиться в то территориальное подразделение управления по вопросам миграции, которое занимается приемом и легализацией таких людей. В качестве предоставляемых документов потребуется свидетельство о рождении (или другой документ, который его заменял в том государстве, где родился апатрид), а также любой из его старых паспортов, в том числе недействительных. Предоставить нужно будет оригинал и нотариально заверенную копию (если язык документов нерусский – нотариально заверенный перевод документов);
  • после того как личность человека была подтверждена, ему необходимо оформить квоту на получение разрешения на временное пребывание. Квота – это разрешение от государственных органов подать документы на получение разрешения на временное проживание (РВП). Без нее оформить РВП получится только в том случае, если у человека есть серьезные основания проживать в РФ (например, здесь живет супруг, ребенок);
  • если квота была предоставлена, апатрид оформляет собственно разрешение на временное пребывание.

После того как РВП было получено, можно считать, что свой статус апатрид подтвердил. После этого возможно – по истечении установленного срока в один год – оформление вида на жительство, которое становится последним шагом перед потерей статуса апатрида и получения вида на жительство.

Да, само собой, так как это очень удобно. Нет, потому что не вижу в этом необходимости. Не задумывался(лась) над этим вопросом.

Плюсы и минусы

Плюсы:

  • возможность пользоваться практически всеми правами, которыми обладают граждане государства;
  • возможность получения защиты от государства в тех случаях, когда это необходимо апатриду;
  • возможность находиться под юрисдикцией только страны своего пребывания.

Минусы:

  • необходимость подтверждения своей личности в каждой новой стране пребывания до того момента, пока не будет оформлено гражданство какой-либо одной страны;
  • юридически закрепленное отсутствие возможности принимать участие в решении политических и иных существенных вопросов страны пребывания. В Российской Федерации апатридам запрещено участвовать в выборах, как кандидатам и как голосующим лицам;
  • отсутствие возможности служить в вооруженных силах того государства, где проживает апатрид (если законодательно закреплен запрет иностранным гражданам и лицам без гражданства служить в вооруженных силах государства пребывания, как, например, в Российской Федерации);
  • невозможность занятия должностей на государственной службе, а также невозможность занимать высокопоставленные должности.

Бипатриды: кто это

Иногда человек обладает двумя или более гражданствами разных государств. Возникновение второго гражданства у человека может быть обусловлено различными причинами, но в любом случае они могут быть продиктованы только правовыми основаниями.

Бипатриды – это всегда лица, которые имеют два гражданства или более, оформленные с помощью различных юридически значимых документов. Человек, обладающий статусом бипатрида, может иметь и множественное гражданство, что заставляет его соблюдать требования действующих норм законодательства всех государств, гражданства которых он получил.

Статус бипатрида является усложненным по отношению к статусу людей, обладающих гражданством одного государства. Это связано с необходимостью действовать в юридическом поле тех стран, чье гражданство было получено, даже в случае пребывания на территории третьего государства. Как правило, такая необходимость возникает в случае, если государство, предоставившее свое гражданство человеку, может наказать его за совершение преступления даже в том случае, если ранее он понес наказание в стране пребывания.

Нормативная основа

Международное право:

    (является неотъемлемой частью Устава Организации Объединенных наций). В статье 3 данного Статута содержится указание на возможность существования людей с гражданствами нескольких государств. В соответствии с данной нормой при наличии двух гражданств человек признается в приоритете гражданином того государства, гражданством которого он пользуется в преимущественном виде; . Содержит в себе главу о множественном гражданстве, в соответствии с которыми люди, обладающие несколькими гражданствами, пользуются в странах их пребывания такими же правами, как и их граждане с одним гражданством.

В Российской Федерации к основным нормам права, регулирующим правовой статус бипатридов, относятся:

    , где закреплено право российских граждан иметь также гражданство другого государства (если оно было получено на основании федерального законодательства или специально подписанного международного договора);
  • национальное законодательство во всех его нормах (при условии, что речь идет о человеке, у которого оформлено российское гражданство, как одно из доступных ему); ; .

Последние два закона берутся в учет в том случае, если речь идет о бипатриде, у которого оформлено гражданство других государств, нежели Российской Федерации.

Как становятся бипатридами

Бипатридом можно стать в следующих случаях:

  • если иностранец оформляет гражданство Российской Федерации и при получении пишет заявление о том, что отказывается от гражданства своей страны (но по факту у него на руках остается два паспорта, как документы, удостоверяющие личность);
  • если второе или последующее гражданства оформляются в том государстве, которое не требует по своему законодательству отказа от предыдущих оформленных документов о принадлежности к гражданству других государств;
  • если у иностранца были украдены документы, ему восстановят документы Российской Федерации (на основании Указа Президента Российской Федерации №1325 от 14 ноября 2002 года). В этой ситуации он становится бипатридом;
  • если родители являются гражданами разных стран, где действует принцип кровного родства для предоставления гражданства (принцип крови), то ребенок будет обладать сразу двумя гражданствами. Если же он родился на территории третьей страны, где действует принцип почвы, то у него будет три гражданства;
  • заключение брака с гражданином другого государства (при условии, что в этом государстве брак расценивается, как основание для предоставления гражданства), если отказа от гражданства своего государства не произошло.

Как получить статус

Получение статуса бипатрида в Российской Федерации происходит на основании уведомления миграционных органов о том, что у человека появилось второе гражданство.

Уведомление территориального подразделения управления по вопросам миграции происходит в письменной форме в течение двух месяцев с момента получения второго гражданства или вида на жительство (если человек проживает в Российской Федерации) или в течение одного месяца с даты возвращения (если человек временно проживает за пределами России).

Уведомить потребуется об оформленном виде на жительство, открытии постоянного места проживания либо об оформлении паспорта второго или последующего государства.

Уведомление может быть осуществлено либо лично, либо посредством использования услуг представителя (его полномочия должны быть подтверждены нотариальной доверенностью), либо через портал Госуслуг.

Двойное гражданство в России и второе гражданство – разница понятий

Двойное гражданство – это такое правовое явление, когда у человека имеются официально два паспорта разных государств, а все уполномоченные органы этих государств официально знают о таком факте и не противятся ему, так как подобные ситуации урегулированы международными договорами. Ярким примером возможности оформления двойного гражданства является Испания, которая подписала международные договоры с некоторыми странами Латинской Америки о возможности оформления их гражданам двойного подданства в силу давних особых исторических связей.

Второе гражданство – это правовая ситуация, когда у человека есть два паспорта разных государств (то есть в двух или более государствах получено гражданство), но права и обязанности этого человека в каждой стране устанавливаются по-своему и своеобразного «перезачета» не происходит. В этом случае каждое государство рассматривает человека только своим гражданином и может не знать о том, что у человека есть второе гражданство (если только законодательно не установлено требование о необходимости предоставления такой информации).

В Российской Федерации имеются два международных договора о возможности обладания ее гражданами двойным гражданством – с Таджикистаном и Туркменистаном.

Если в отношении Таджикистана ничего не изменилось и граждане двух государств признаются в своих партнерах по международному договору, то Туркменистан при реформе своего законодательства отказался от признания российских граждан в качестве своих подданных – теперь признание происходит только со стороны Российской Федерации в одностороннем порядке граждан Туркменистана, имеющих два паспорта, как своих граждан.

Кого нельзя назвать бипатридом

Бипатридами нельзя назвать людей, которые получили второе гражданство с использованием фиктивных схем (так как в этом случае речь идет о прямом нарушении действующего законодательства).

Нельзя назвать бипатридами людей, которые потеряли первое гражданство при оформлении второго – например, такая ситуация характерна для Китая, Казахстана, Монако и ряда других стран.

Кроме того, если родители из разных государств по гражданству, но между ними заключено соглашение о том, что рожденному ребенку гражданство присваивается по принципу почвы, то ребенок так же не сможет называться бипатридом.

Статус и права апатрида

Одной из базовых потребностей здравомыслящего существа является ощущение принадлежности к своему государству. Подданство позволяет человеку ощущать почву под ногами и даёт ему определённые права. Апатрид этого всего не имеет. Сегодня в мире имеется немалое количество людей, имеющих статус апатрида.

Апатрид

Общая информация

Апатрид – это греческое понятие. В переводе с греческого языка этот термин означает человека, лишённого родины. Это означает то, что человек не имеет возможности удовлетворить свою принадлежность к гражданству той или иной державы. К сожалению, сегодня термин “апатрид” стал глобальным.

В широких кругах этот термин обозначает лицо без гражданства. Этот термин обозначает физических лиц, не обладающих статусом подданного той или иной державы. Лица, не имеющие гражданства, полноправными подданными не признаются.

Апатриды

Нелёгкая жизнь апатридов

Не смотря на это, лица, не имеющие гражданства обязуются подчиняться закону того государства, которое их приютило. Но не стоит полагать, что апатриды являются бесправными и безмолвными существами. У них есть все права человека, но нет главных привилегий, актуальных для лица, имеющего гражданство.

О чём говорит Конвенция

28.09.1954 г. была принята Конвенция о статусе апатридов. В главе первой “Общие положения” говорится о недопустимости дискриминации апатридов по признаку:

  1. Расы.
  2. Страны рождения.
  3. Религиозных убеждений.

Апатриды имею полное право на исповедание своих религиозных убеждений и предоставление своему потомству религиозного воспитания.

В этой же главе говорится об апатридах-моряках. Этот термин подразумевает служащих экипажей кораблей, которые ходят под флагом одного из государств. Если апатрид окажется на территории одной из Договаривающихся стран, то власти обязуются предоставить ему право на временный въезд. Также этот термин предполагает наличие права человека на получение проездных документов.

Международная конвенция

Международное положение

Правоспособность зарубежных подданных и лиц, не имеющих гражданства, заслуживает отдельного рассмотрения. Во всех странах регулирование правового положения иностранцев осуществляется законодательством страны. Регулирование в обязательном порядке должно соответствовать нормам, признанным в международном порядке.

Международно-правовое положение иностранных подданных предполагает сочленение обязанностей и прав людей на территории конкретной державы. Существует 3 формы международно-правового положения иностранцев:

  • специальная;
  • национальная;
  • режим наилучшего благоприятствования.

Специальная форма, в соответствии с международно-правовым положением иностранцев, предполагает предоставление подданным других стран некоторых прав. Руководствуясь международно-правовым положением иностранцев, подданные бывших союзных республик пользуются многочисленными правами на территории российского государства.

Национальная форма, в соответствии с международно-правовым положением иностранцев, способствует уравнению статуса в определенной сфере иностранных подданных и лиц, имеющих гражданство. Режим наилучшего благоприятствования соответственно международно-правовому положению зарубежных подданных предполагает предоставление подданным других государств наиболее выгодных прав.

Когда иностранный подданный пребывает за пределами своей державы, он, соответственно международно-правовому положению, имеет полное право обратиться за защитой в своё дип. учреждение. Одновременно иностранный подданный обязуется подчиняться законодательству приютившей его державы.

О чём нужно помнить апатридам

Административно-правовой статус дозволяет подданным других держав временно проживать на территории российского государства. При этом на руках у человека должны быть все разрешительные документы. Административно-правовой статус предполагает, что дозволение временно находиться в России может быть оформлено:

  • как отметка в паспорте;
  • как документ определённой формы (выдаётся на территории РФ).

Также административно-правовой статус дозволяет нахождение подданного другого государства на фоне специальной квоты, которая была утверждена российским правительством. Срок действия разрешительного документа в соответствии с административно-правовым статусом подданного иного государства составляет 36 месяцев.

Разрешение на временное проживание в РФ

Отметка в паспорте о разрешении на временное проживание в РФ

Важно понимать, что в положении “Об административно-правовом положении подданных других государств” говорится о возможности отказа в выдаче разрешительного документа. Также в положении “Об административно-правовом положении подданных других государств” говорится о возможностях аннулирования разрешительных документов.

Если подданный другой страны, например Украины, получил отказ при попытке въехать на территорию России, то, в соответствии со своим административно-правовым положением, он имеет право на повторную подачу заявления. Выступить с заявлением согласно административно-правовому положению иностранец может только через 12 мес. со дня отказа.

На территории РФ действует программа переселения соотечественников, которая значительно упрощает жизнь апатридам.

Административно-правовой статус дозволяет иностранцу ходатайствовать о получении вида на жительство.

Этот вопрос может решиться как положительно, так и отрицательно.

Вопрос бипатридов

Понятие “апатриды и бипатриды” не тождественно. Бипатрид также именуется биполидом. Этот термин обозначает лицо, имеющее гражданство одновременно двух или более стран.

Два паспорта

Подавляющее большинство государств негативно относятся к двойному гражданству. Это объясняется тем, что на фоне двугражданства могут возникнуть серьёзные сложности при осуществлении обязанностей людей и их конституционных прав. По этой причине двойное гражданство нередко запрещено. Лица, имеющие двойное подданство, нередко подвергаются судебному преследованию.

Российская Конституция двойное подданство признает. Лица, имеющие двойное подданство, не ущемляются в правах и не преследуются в судебном порядке.

Сегодня термин “бипатризм” стал более актуальным, нежели несколько лет назад. Острые дискуссии ведутся как внутри стран, так и во время международных встреч. Очень часто русскоязычные граждане стран СНГ, рождённые до 1991 года, высказывают желание иметь ещё и российское подданство. К сожалению, такую возможность своим гражданам предоставляют далеко не все страны.

Сегодня между Россией и некоторыми странами СНГ заключены важные соглашения. Может быть, что в ближайшем будущем положительно решится и вопрос бипатризма.

Сложное положение

Каждый апатрид имеет право на пользование нац. режимом. Это значит, что человек имеет права, практически аналогичные правам гражданина. Существуют и некоторые исключения. Так, апатрид не имеет права участвовать в выборах Президента или депутатов в Государственную Думу. Также апатрид до получения российского подданства не может начать свою политическую карьеру.

Такие же ограничения касаются и иностранных граждан. Отличие состоит в том, что в случае ущемления прав иностранец имеет право обратиться за помощью в дип. учреждение своего государства.

Служба в армии

Апатриды в армии не служат

В России апатрид не имеет права проходить службу в армии. Это касается как срочной, так и контрактной службы. Сложный правовой статус не предполагает наличие возможности занять даже должность, не имеющую и никакого отношения к политике. Так, человек, являющийся апатридом, не имеет права стать командиром экипажа в авиатранспорте.

Это касается не только военного корабля, но и гражданского. Кроме того, человек, ставший апатридом на территории России, не может стать хранителем государственной тайны. Работать на государственной службе лицо, не имеющее подданства, также не имеет возможности.

Существуют и другие ограничения. Так, при наличии соответствующего распоряжения, силовые структуры России могут ограничить апатрида в передвижении по территории страны. Если такового распоряжения нет, то человек имеет возможность беспрепятственного передвижения в пределах российского государства.

Находиться на территориях, для посещения которых необходимо специальное разрешение, лицо, являющееся апатридом, не может.

Право на получение образования у апатридов есть. По окончании университета человек может официально трудоустроиться и даже подняться по карьерной лестнице. Также апатриды имеют возможность получить медицинский полис. Есть у них и право на пересечение границы. Вид на жительство, полученный лицом, не имеющим подданства, может продляться. Иногда выдаётся бессрочный ВНЖ.

ВНЖ в РФ

Вид на жительство в РФ

Заключение

Одним из главных прав человека, имеющего статус апатрида, является его прекращение. К сожалению, далеко не все страны готовы принять в подданство человека, не имеющего на то серьёзных оснований. Требуется подготовить множество документов, чтобы получить подданство страны лицу без гражданства. Сегодня на эту тему продолжаются дискуссии в ООН.

Статус иностранных граждан и апатридов, находящихся в РФ без документов, урегулирован

Согласно вступившим в силу поправкам в Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ такие лица могут получить временное удостоверение личности, а также трудиться в России без оформления дополнительных документов

По мнению одной из адвокатов, принятый закон является более конкретным по отношению к внесенному в Госдуму законопроекту. В то же время она обратила внимание на ряд аспектов, требующих уточнения. Другая считает, что с принятием закона появилась надежда на новые, более существенные изменения в урегулировании положения апатридов, однако предполагает, что на практике реализация поправок может затянуться.

Вступили в действие поправки в Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ и отдельные законодательные акты в части регулирования правового статуса апатридов (Закон от 24 февраля 2021 г. № 22-ФЗ, вступил в силу спустя 180 дней после подписания).

Законопроект предусматривает выдачу таким лицам временного удостоверения личности, а также возможность трудиться в РФ без оформления дополнительных документов и получать разрешение на временное проживание без учета квоты

Как ранее писала «АГ», соответствующий законопроект (№ 948528-7) был разработан с целью урегулирования правового статуса лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории России и не имеющих документа, удостоверяющего личность.

В пояснительной записке указывалось, что ст. 101 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ, появившаяся в 2013 г. и предусматривающая специальную процедуру установления личности иностранного гражданина или апатрида, не имеющего действительного удостоверяющего личность документа, значительно облегчила урегулирование правового статуса иностранных граждан в России. Однако после идентификации на основании указанной нормы лицо без гражданства не получает документ, удостоверяющий личность.

При этом в Постановлении Конституционного Суда РФ № 14-П/2017 по делу Ноэ Мсхиладзе указано, что законодатель вправе установить специальный миграционный статус лица без гражданства, в отношении которого постановление о принудительном выдворении за пределы России не может быть исполнено в связи с отсутствием государства, готового его принять, а также предусмотреть создание механизма надзора (контроля) со стороны уполномоченных органов за лицами, в отношении которых применение обеспечительной меры в виде содержания в специальном учреждении отменено.

Содержание поправок

Положения КоАП РФ, не позволяющие освобождать апатридов из центров содержания при невозможности их выдворения за пределы страны, признаны не соответствующими Конституции РФ

Так, п. 1 ст. 2 Закона дополнен абз. 7 о том, что временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ – документ, выданный апатриду в подтверждение его личности и временного пребывания в России. Он не может быть выдан в форме электронного документа. Абзац 10 был скорректирован. Согласно новой редакции временно пребывающий в России иностранный гражданин – лицо, находящееся в РФ на основании визы или прибывшее в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту (за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ), либо временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории России, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Кроме того, теперь это абз. 11.

В п. 1 ст. 5 внесено дополнение, касающееся срока временного пребывания в России указанных категорий лиц, который определяется сроком действия соответствующего документа.

Закон также дополнен ст. 5.2 о временном удостоверении личности лица без гражданства в РФ. Статья содержит 8 пунктов. В частности, установлено, что временное удостоверение личности выдается в случае отсутствия у апатрида документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Россией в этом качестве, а также при отсутствии государства, в которое апатрид может выехать из России при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении него решения об административном выдворении, депортации или реадмиссии. Такой документ может быть выдан в том числе в форме карты, которая также содержит электронный носитель биометрической информации, и может использоваться госорганами для идентификации лица без гражданства с помощью биометрии. Срок действия документа – 10 лет.

В частности, ведомство намерено отменить разрешения на временное проживание иностранцев, заменив их новыми миграционными режимами

Определены также порядок выдачи временного удостоверения личности, а также основания для замены и аннулирования. Так, удостоверение не выдается (аннулируется) при установлении факта сообщения апатридом заведомо ложных сведений о себе либо представления поддельных или подложных документов при подаче заявления, а также при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства или государства, готового принять его, либо в случае, если апатрид имеет или получил разрешение на временное проживание (вид на жительство).

Также отмечается, что указанные лица не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение иммиграционных правил, а также незаконное осуществление трудовой деятельности в РФ, если такие нарушения были выявлены при подаче ими заявления об установлении личности или о выдаче временного удостоверения личности.

Статья 6 Закона дополнена п. 3.1 о том, что без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано лицу, имеющему временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, а также лицу без гражданства, постоянно проживавшему на территории Украины, признанному беженцем либо получившему временное убежище на территории России.

В ст. 10.1 об установлении личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, включен п. 12. В нем указано, что по результатам проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются ему. Копия заключения об установлении личности вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления заключения.

Статья 31 дополнена п. 12.1 о том, что в случае выдачи лицу временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ решение о его депортации подлежит отмене уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня поступления информации о выдаче временного удостоверения.

Скорректирован п. 4 ст. 35.1 об основах содержания иностранных граждан в спецучреждениях. Поправками установлено, что такое лицо содержится (пребывает) в спецучреждении до его административного выдворения за пределы РФ, депортации или отмены соответствующего решения, передачи иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии или прекращения реадмиссии, до его выезда за пределы России в порядке, предусмотренном законодательством РФ, либо до выдачи ему в порядке, предусмотренном ст. 5.2 Закона, временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ.

Корреспондирующие изменения внесены в законы о порядке выезда из РФ и въезда, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и о полиции.

Адвокаты оценили значимость изменений

По мнению адвоката КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Анны Минушкиной, комментировавшей «АГ» поправки на стадии проекта, вступивший в силу закон является более конкретным по отношению к внесенному в Госдуму проекту: конкретизированы основания для получения временного удостоверения личности лица без гражданства, указан порядок подачи заявления о выдаче временного удостоверения личности в случае, если лицо находится в административном учреждении, более детально прописан порядок установления личности в ситуации, если в установленные сроки не поступили ответы на запросы, – в таком случае установление личности происходит по имеющимся документам. «В числе существенных изменений – увеличение срока действия временного удостоверения личности лица без гражданства до 10 лет, указаны новые основания для аннулирования ранее выданного документа», – пояснила она.

Адвокат отметила, что такое основание, как предоставление ложных сведений о себе и предоставление поддельных и подложных документов при предъявлении заявления о выдаче временного удостоверения лица без гражданства, на практике порождает огромное количество проблем и злоупотреблений. «Поэтому крайне важно, что согласно принятому закону по данному основанию удостоверение личности может быть аннулировано только при установлении у лица гражданства иной страны. Однако не конкретизировано, каким образом данный факт должен быть установлен (в судебном порядке или нет)», – обратила внимание Анна Минушкина.

Также, отметила она, принятый закон содержит норму, запрещающую привлекать к административной ответственности при выявлении нарушения при предъявлении лицом заявления об установлении личности: «Безусловно, это положительный момент, поскольку лица, не имеющие документов, “боятся” начинать легализовываться именно по причине возможного привлечения к ответственности и неблагоприятных последствий». В то же время Анна Минушкина обратила внимание, что закон не содержит порядка отмен постановлений судов об административном выдворении. По ее мнению, наиболее правильным представляется внесение изменений в КоАП РФ по данному вопросу, и, как он будет решаться на практике, станет понятно позже.

«Почти 30 лет прошло с момента распада СССР. По разным причинам наши бывшие соотечественники не смогли урегулировать свое правовое положение в новом государстве – Российской Федерации, – заметила адвокат АП Ивановской области Ирина Соколова. – Длительное время, десятки лет, такие лица проживали в России без каких-либо документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих право на пребывание или проживание здесь. Они абсолютно не имели возможности реализовать никакие человеческие права: ни право на труд, ни на социальное и пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, образование, заключение брака, совершение сделок по приобретению имущества, открытию банковского счета и пр. По той же причине они часто подвергались задержанию сотрудниками полиции для установления личности».

Адвокат добавила, что в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан апатриды приравниваются к иностранным гражданам. На них распространяются в том числе обязанности покинуть Россию по истечении установленного законом общего срока пребывания. «Такая обязанность для лиц без гражданства невыполнима в силу объективных причин, так как ни одно государство не готово их принять», – подчеркнула Ирина Соколова. Госорганы и суды, пояснила она, не учитывали данные обстоятельства и принимали решения о высылке в любой форме, руководствуясь исключительно формальными положениями закона, помещая их в спецучреждения камерного типа для временного содержания иностранных граждан.

«Если иностранные граждане имели возможность в достаточно короткие сроки покинуть ЦВСИГ и вернуться на родину, то апатриды задерживались там и на год, и на два. Причем задержания могли повторяться неоднократно в разных регионах страны, если такое лицо вдруг решило путешествовать по стране, съездить в гости к родным и знакомым. Отсутствие у них документа, удостоверяющего личность и право пребывать в РФ, серьезно ограничивало их право на свободу передвижения – они не имели возможности купить билет на автобус, поезд, самолет, поселиться в гостинице, – рассказала адвокат. –Принятие указанных поправок разрешило значительную часть проблем лиц без гражданства».

Во-первых, пояснила она, теперь такие лица получат временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, которое предотвратит необоснованные задержания со стороны сотрудников полиции под предлогом установления их личности.

Во-вторых, лицо, получившее временное удостоверение лица без гражданства, подлежит немедленному освобождению из спецучреждения для временного содержания иностранных граждан, подлежащих выдворению. «В отношении такого лица почти незамедлительно отменяются всякие решения о высылке: об административном выдворении, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания и неразрешении въезда. Нет необходимости обращаться в судебные органы о признании их незаконными и отмене. Судебные процедуры очень длительные и затратные. Лица без гражданства в силу своего бесправного положения не в состоянии нести такие расходы, – подчеркнула Ирина Соколова. – Законодатель упростил процедуру отмены таких решений, установив для госорганов, их принявших, обязанность отменить их в пятидневный срок».

В-третьих, наличие удостоверения позволит таким лицам свободно передвигаться по территории России.

В-четвертых, они смогут получить разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности в РФ, а также разрешение на временное и постоянное проживание здесь.

«Полагаю, в будущем, после внесения соответствующих поправок в другие законы – например, в Закон об актах гражданского состояния, – временное удостоверение лица без гражданства РФ позволит таким лицам заключать браки, внести сведения о них как о родителе в свидетельство о рождении ребенка и пр. Пока таких поправок не внесено, и эта сфера личной и семейной жизни для апатридов недоступна, как и многие сферы жизнедеятельности человека», – обратила внимание адвокат.

Конечно, добавила она, данных поправок недостаточно, но появилась надежда, что они повлекут другие, более существенные изменения в урегулировании положения апатридов. «Уже сейчас они очень активно проявляют инициативу в получении временного удостоверения лица без гражданства, обращаясь в миграционные органы. Последние пока еще не готовы провести необходимые процедуры по установлению личности, установлению наличия или отсутствия гражданства (подданства) иностранного государства, поскольку в настоящее время не принято никаких подзаконных актов в виде административных регламентов МВД России, не определены сроки и порядок проведения процедуры по выдаче удостоверения. Предполагаю, что на практике реализация поправок будет затягиваться территориальными органами в сфере миграции», – заключила Ирина Соколова.

Особенности жизни апатрида — человека без гражданства

Жизнь апатрида в России

Апатриды – лица без гражданства, которые в силу определенных причин утратили подданство какой-либо страны или были принудительно лишены его. Таким образом их права и свободы несколько ограничены, так как ни в одном субъекте они не смогут воспользоваться ими в полной мере. Отношение властей к данной категории лиц во многом зависит от международных соглашений и выработанной миграционной политики. Касательно РФ, можно сказать, что Правительство практически не разделяет апатридов и иностранных граждан. Но некоторые нюансы все же имеются. Чтобы понять жизнь без подданства, следует рассмотреть данные особенности на конкретном примере.

Причины, почему лицо может быть без гражданства

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Федеральный номер: +7 (800) 511-86-74

    Отсутствие какого-либо гражданства у человека обусловлено наличием одной из следующих причин:

    Важно! Международными соглашениями могут быть предусмотрены дополнительные причины, когда может быть присвоен статус апатрида.

    Иностранцы и апатриды: одно и то же?

    Каждая страна может самостоятельно определять права и обязанности иностранных граждан и апатридов, в связи с чем во многих государствах устанавливается собственная специфика отношений, которая во многом отличается от соседних субъектов. Касательно позиции правительства Российской Федерации стоит отметить, что по большей части статусы иностранца и лиц без гражданства почти идентичны, за исключением отдельных позиций:

    • апатрид не может рассчитывать на получение покровительства в дипломатическом представительстве;
    • в отношении иностранного гражданина всегда действуют правовые нормы страны нахождения и родного государства; в случае с лицом без подданства актуальны положения законодательства исключительно субъекта пребывания;
    • иностранец обладает удостоверением личности, тогда как апатрид не имеет никаких документов, с помощью которых может быть подтверждена связь с каким-либо государством.

    В остальном две данные категории лиц обладают одинаковыми ограничениями и свободами. К примеру, они не подлежат призыву на военную службу, не имеют права голоса, а также не могут заниматься определенными видами деятельности.

    Правовой статус апатридов в РФ

    Статус лица без гражданства и иностранца во многом соответствует статусу полноправного гражданина России. Подобное утверждение означает, что данные категории могут воспользоваться правом на:

    • социальную поддержку от государства;
    • свободу чести, слова, совести и т.п.;
    • невмешательство в личную жизнь;
    • занятие предпринимательской деятельностью;
    • обращение в судебные или правоохранительные структуры для защиты собственных прав;
    • использование предусмотренных медицинских услуг на бесплатной основе;
    • безвозмездное получение основного образование;
    • осуществление трудовой деятельности;
    • вступление в брак с гражданами России или иных государств;
    • и т.д.

    При этом права лиц без гражданства имеют конкретные ограничения:

    1. Несмотря на допущение свободного занятия трудовой деятельности, лица без гражданства не могут занимать некоторые должности, а именно: в государственных и муниципальных структурах, а также в службах, обеспечивающих национальную безопасность страны.
    2. Не могут выступать в качестве замещающего, если должность предполагает нахождение на судах, самолетах или военных кораблях.
    3. Отсутствует возможность занимания руководящей должности в организациях, где более 50% уставного капитала находится в ведении РФ.
    4. Не могут быть призваны на службу в Вооруженных Силах Российской Федерации – отдельно рассматривается служба на контрактной основе.

    Помимо прав и ограничений, существуют конкретные обязанности, которые должен выполнять апатрид, если желает беспроблемно пребывать на территории России:

    • своевременная оплата обязательных сборов и предусмотренных налогов;
    • обеспечение сохранности окружающей среды, а также объектов исторического и культурного значения;
    • неукоснительное следование нормам Конституции и положениям иных нормативно-правовых актов России;
    • соблюдение прав, свобод и интересов других людей;
    • своевременное прохождение регистрационных мероприятий в миграционной службе по месту текущего пребывания;
    • выезд за пределы территории РФ в случае истечения срока действия визы; это же актуально и для РВП и ВНЖ – в этой ситуации покинуть страну нужно на протяжении двух недель после окончания отведенного периода.

    Важно! При пересечении границы необходимо оставить миграционную карту на пограничном контроле.

    Документы апатридов

    Для пересечения границы Российской Федерации и нахождении на ее территории апатриду необходимы документы для удостоверения личности. В соответствии со ст. 10 ФЗ № 115 определены позиции, которые могут быть использованы лицами без гражданства:

    • свидетельство о рождении, паспорт или иной документ, выданный уполномоченной службой иного государства;
    • разрешение на временное проживание;
    • вид на жительство;
    • специальная бумага, которая выдается апатриду на период рассмотрения его запроса по присвоению гражданства;
    • свидетельство, по которому можно установить, что человек получил временное убежище в конкретной стране.

    В случае с посещением России лицом без подданства нет необходимости в предоставлении биологического паспорта. Актуальной позицией в данном случае выступает виза, приобрести которую можно лишь при наличии специального приглашения от физического или юридического лица, находящемся в РФ и являющемся полноправным резидентом страны.

    ФЗ «О миграционном учете иностранцев и апатридов»

    ФЗ «О миграционном учете иностранцев и апатридов»

    Миграционный учет представителей иного государства и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с ФЗ № 109 от 2006 года. Если разобрать ключевые особенности данного нормативно-правового акта, то можно выделить такие позиции:

    • после въезда на территорию РФ необходимо оформить миграционную карту;
    • находиться в России допускается лишь на протяжении срока действия визы;
    • постановка на миграционный учет должна быть произведена в течение суток после пересечения границы – сделать это нужно в ближайшем отделении миграционной службы (с собой важно иметь миграционную карту и удостоверение личности);
    • если возникла необходимость в продлении права нахождения в России, то в первую очередь понадобится иметь на руках документальное подтверждение основания для успешной реализации данной процедуры, в качестве которых могут выступать: продление визы, получение РВП или ВНЖ, приобретение патента, оформление специального статуса – беженца;
    • при покидании страны регистрация аннулируется автоматически – никаких дополнительных действий со стороны апатридов или иностранных граждан не требуется;
    • несколько иная ситуация актуальна при изменении субъекта проживания внутри самой России – об этом нужно в обязательном порядке уведомлять миграционную службу.

    Важно! При игнорировании положений законодательства, ответственное лицо без гражданства может быть привлечено к уплате штрафа. При злостном нарушении и выявлении факта несоблюдения норм человек может быть принудительно депортирован с последующим наложением запрета на посещение страны в течение определенного периода.

    ВНЖ для апатридов в РФ

    Вид на жительство для лиц без гражданства является важной составляющей, при наличии которой можно рассчитывать на:

    • использование права проживания на территории Российской Федерации;
    • подтверждение личности держателя документа;
    • беспрепятственное пересечение границы государства.

    Помимо вышеперечисленных позиций, ВНЖ позволяет воспользоваться упрощенной процедурой устройства в российскую компанию для осуществления трудовой деятельности. Для получения вида на жительства понадобится следовать конкретному порядку действий:

    1. Подготовка запрашиваемых документов и заполнение соответствующего заявления.
    2. Подача бумаг в территориальное отделение миграционной службы.
    3. Ожидание рассмотрения ходатайства о выдаче ВНЖ. Занимает данный этап от двух недель до шести месяцев – зависит от статуса заявителя. После вынесения решения апатрид уведомляется о результатах.
    4. Уплата государственной пошлины в установленном размере.
    5. Получение ВНЖ.

    Важно! Рассчитывать на успешное оформление вида на жительства можно только в том случае, если соискатель прожил на территории России по РВП в течение двенадцати месяцев, как минимум.

    Причины отказа в выдаче

    В качестве ключевых оснований, используемых при отказе в предоставлении разрешения на проживание в России приняты следующие позиции:

    • наличие потенциальной угрозы для безопасности государства;
    • стремление к изменениям норм конституционного строя;
    • участие в вооруженных конфликтах, террористических и экстремистских мероприятиях;
    • запрет на въезд на территорию Российской Федерации в связи с наложением депортации или выдворением из-за несоблюдения норм миграционного законодательства;
    • совершение действий, которые по российскому законодательству предполагают административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность;
    • использование недостоверной информации или поддельных документов при подаче заявления;
    • несение военной службы или службы в правоохранительных структурах иного государства;
    • наличие непогашенной судимости;
    • уголовное преследование как в России, так и за ее пределами;
    • нахождение в местах лишения свободы.

    В каждой стране свой перечень наиболее актуальных причин. К примеру, в США самыми распространенными являются: фиктивный брак, предоставление недостоверных данных, злостное употребление алкогольных или наркотических веществ. Для государств Европейского союза: наличие судимости, совершение серьезного преступления, отсутствие достаточных знаний государственного языка. Также не редкость, когда власти отказывают без объяснения причин – они имеют на это полное право.

    Заключение

    Итак, миграционное законодательство Российской Федерации сформировало отношение к апатридам в той степени, которое соответствует положениям, актуальным для иностранных граждан. То есть человек без подданства при проживании на территории России может воспользоваться всеми основными правами человека. Ограничения и запреты – те же, что действуют и для представителей иного государства. Но все же нахождение в данном статусе предполагает немало неудобств, так как каждая страна предъявляет свои критерии к апатридам, поэтому так важно обеспечить скорейшее вступление в гражданство при его утрате.

    Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

    Статус и права апатрида

    28 сентября 1954 года

    Преамбула

    Высокие Договаривающиеся Стороны,

    принимая во внимание, что Устав Организации Объединенных Наций и Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, установили принцип, согласно которому все люди должны пользоваться основными правами и свободами без какой бы то ни было дискриминации,

    * Принята 28 сентября 1954 года Конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 526 А (XVII) Экономического и Социального Совета от 26 апреля 1954 года Вступила в силу 6 июня 1960 года. По состоянию на 31 мая 1995 года 41 участник. РФ не участвует. Из государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, участвует Армения.

    принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций неоднократно проявляла свой глубокий интерес к судьбе апатридов и прилагала усилия к тому, чтобы обеспечить апатридам возможно более широкое пользование указанными основными правами и свободами,

    принимая во внимание, что только те апатриды, которые являются также беженцами, охватываются Конвенцией о статусе беженцев от 28 июля 1951 года и что имеется много апатридов, не охватываемых этой Конвенцией,

    принимая во внимание, что желательно урегулировать и улучшить положение апатридов международным соглашением,

    соглашаются о нижеследующем:

    Глава I

    Статья 1

    Определение понятия “апатрид”

    1. В настоящей Конвенции под словом “апатрид” подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его закона.

    2. Положения настоящей Конвенции не распространяются:

    i) на лиц, которые в настоящее время пользуются защитой или помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев;

    ii) на лиц, за которыми компетентные власти страны, в которой они проживают, признают права и обязательства, связанные с гражданством этой страны;

    iii) на лиц, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они:

    a) совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деянием в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

    b) совершили тяжкое преступление неполитического характера вне страны, давшей им убежище, и до того, как они были допущены в эту страну;

    c) виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.

    Статья 2

    У каждого апатрида существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится, в силу которых, в частности, он должен подчиняться законам и постановлениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка.

    Статья 3

    Договаривающиеся государства будут применять положения настоящей Конвенции к апатридам без какой бы то ни было дискриминации по признаку их расы, религии или страны их происхождения.

    Статья 4

    Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам, находящимся на их территориях, по меньшей мере столь же благоприятное положение, как и своим собственным гражданам, в отношении свободы исповедовать свою религию и свободы предоставлять своим детям религиозное воспитание.

    Статья 5

    Права, предоставленные независимо от настоящей Конвенции

    Ничто в настоящей Конвенции не нарушает никаких прав и преимуществ, предоставленных апатридам каким-либо Договаривающимся государством независимо от настоящей Конвенции.

    Статья 6

    Выражение “при тех же обстоятельствах”

    В настоящей Конвенции выражение “при тех же обстоятельствах” означает, что апатрид должен удовлетворять любым требованиям (включая требования, касающиеся срока и условий пребывания или проживания в стране), которым данное частное лицо должно было бы удовлетворять для пользования соответствующим правом, если бы оно не было апатридом, за исключением требований, которым в силу их характера апатрид не в состоянии удовлетворить.

    Статья 7

    Изъятия из принципа взаимности

    1. Кроме тех случаев, когда апатридам на основании настоящей Конвенции предоставляется более благоприятное правовое положение, Договаривающееся государство будет предоставлять им положение, которым вообще пользуются иностранцы.

    2. По истечении трехлетнего срока проживания на территории Договаривающихся государств все апатриды будут освобождены от установленного законодательным путем требования взаимности.

    3. Каждое Договаривающееся государство будет и впредь предоставлять апатридам права и преимущества, на которые они, без всякой взаимности, имели право в день вступления в силу настоящей Конвенции в отношении данного государства.

    4. Договаривающиеся государства благожелательно отнесутся к возможности предоставления апатридам, без всякой взаимности, прав и преимуществ, помимо тех, на которые они имеют право согласно пунктам 2 и 3, и к возможному освобождению от требования взаимности апатридов, которые не отвечают условиям, предусмотренным в пунктах 2 и 3.

    5. Положения пунктов 2 и 3 применяются как к правам и преимуществам, упомянутым в статьях 13, 18, 19, 21 и 22 настоящей Конвенции, так и к правам и преимуществам, не предусмотренным в ней.

    Статья 8

    Изъятия из исключительных мер

    Исключительные меры, которые могут быть применены в отношении лиц, имущества или интересов граждан или бывших граждан иностранного государства, не будут применяться договаривающимися государствами в отношении апатридов исключительно на основании предшествовавшего обладания ими гражданством данного иностранного государства. Договаривающиеся государства, законодательство которых не допускает применения выраженного в настоящей статье общего принципа, будут в соответствующих случаях устанавливать изъятия в интересах таких апатридов.

    Статья 9

    Ничто в настоящей Конвенции не лишает Договаривающиеся государства права во время войны или при наличии других чрезвычайных и исключительных обстоятельств принимать временно меры, которые оно считает необходимыми в интересах государственной безопасности, по отношению к тому или иному определенному лицу еще до выяснения этим Договаривающимся государством, что оно действительно является апатридом и что дальнейшее применение в отношении него таких мер необходимо в интересах государственной безопасности.

    Статья 10

    1. Если апатрид был депортирован во время второй мировой войны и отправлен на территорию одного из Договаривающихся государств и там проживает, то время такого принудительного пребывания будет рассматриваться как время законного проживания в пределах этой территории.

    2. Если апатрид был депортирован во время второй мировой войны из территории одного из Договаривающихся государств и до вступления в силу настоящей Конвенции возвратился туда с целью обосноваться там на постоянное жительство, то период проживания до и после такой депортации будет рассматриваться как один непрерывный период во всех тех случаях, когда требуется непрерывность проживания.

    Статья 11

    Если апатридами являются лица, нормально служащие в экипажах кораблей, плавающих под флагом одного из Договаривающихся государств, то это государство благожелательно отнесется к поселению этих лиц на своей территории и к выдаче им проездных документов или же к предоставлению им временного права въезда не его территорию, в частности в целях облегчения их поселения в какой-либо другой стране.

    Глава II

    Статья 12

    1. Личный статус апатрида определяется законами страны его домициля или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания.

    2. Ранее приобретенные апатридом права, связанные с его личным статусом, и в частности права, вытекающие из брака, будут соблюдаться Договаривающимися государствами по выполнении, в случае надобности, формальностей, предписанных законами данного государства, при условии что соответствующее право является одним из тех прав, которые были бы признаны законами данного государства, если бы это лицо не стало апатридом.

    Статья 13

    Движимое и недвижимое имущество

    В отношении приобретения движимого и недвижимого имущества и прочих связанных с ним прав, а также в отношении арендных и иных договоров, касающихся движимого и недвижимого имущества, Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам возможно более благоприятное положение и, во всяком случае, не менее благоприятное, чем то, каким при тех же обстоятельствах обычно пользуются иностранцы.

    Статья 14

    Авторские п промышленные права

    Что касается защиты промышленных прав, как-то: прав на изобретения, чертежи и модели, торговые марки, название фирмы и прав на литературные, художественные и научные произведения, то апатридам в той стране, где они имеют свое обычное местожительство, будет предоставляться та же защита, что и гражданам этой страны. На территории любого другого Договаривающегося государства им будет предоставляться та же защита, что предоставляется на этой территории гражданам страны, в которой они имеют свое обычное местожительство.

    Статья 15

    В отношении ассоциаций, не имеющих политического характера и не преследующих цели извлечения выгоды, и в отношении профессиональных союзов Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам, законно проживающим на их территории, наиболее благоприятствуемое положение, соответствующее положению граждан иностранного государства при тех же обстоятельствах.

    Статья 16

    Право обращения в суд

    1. Каждый апатрид имеет право свободного обращения в суды на территории всех Договаривающихся государств.

    2. На территории Договаривающегося государства, в котором находится его обычное местожительство, каждый апатрид будет пользоваться в отношении права обращения в суд тем же положением, что и граждане, в частности в вопросах юридической помощи и освобождения от обеспечения уплаты судебных расходов.

    3. Каждому апатриду во всех прочих странах, кроме страны его обычного проживания, будет в отношении вопросов, упомянутых в пункте 2, предоставляться то же положение, что и гражданам страны его обычного местожительства.

    Глава III

    ЗАНЯТИЯ, ПРИНОСЯЩИЕ ДОХОД

    Статья 17

    Работа по найму

    1. Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам, законно проживающим на их территории, в отношении их права работы по найму наиболее благоприятное правовое положение, которым пользуются граждане иностранных государств при тех же обстоятельствах.

    2. Договаривающиеся государства благожелательно отнесутся к возможности уравнения прав всех апатридов в отношении работы по найму с правами граждан и, в частности, тех апатридов, которые вступили на их территорию в порядке выполнения программы вербовки рабочей силы или согласно планам иммиграции.

    Статья 18

    Работа в собственном предприятии

    Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам, законно проживающим на их территории, возможно более благоприятное правовое положение и, во всяком случае, положение, не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах в отношении права заниматься самостоятельно сельским хозяйством, промышленностью, ремеслами и торговлей, а также права учреждать торговые и промышленные товарищества.

    Статья 19

    Каждое Договаривающееся государство будет предоставлять апатридам, законно проживающим на его территории и имеющим диплом, признанный компетентными властями этого государства, желающим заниматься свободными профессиями, возможно более благоприятное правовое положение и, во всяком случае, положение, не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах.

    Глава IV

    Статья 20

    Там, где существует обязательная для всего населения система пайков, регулирующая общее распределение дефицитных продуктов, такая система применяется к апатридам на равных основаниях с гражданами.

    Статья 21

    Поскольку жилищный вопрос регулируется законами или постановлениями или находится под контролем государственной власти, Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам, законно проживающим на их территории, возможно более благоприятное правовое положение и, во всяком случае, положение, не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах.

    Статья 22

    1. В отношении начального образования Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам то же правовое положение, что и гражданам.

    2. В отношении других видов народного образования, помимо начального, и в частности в отношении возможности учиться, признания иностранных аттестатов, дипломов и степеней, освобождения от платы за право учения и сборов, а также в отношении предоставления стипендий Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам возможно более благоприятное правовое положение и, во всяком случае, положение, не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранцы при тех обстоятельствах.

Ссылка на основную публикацию