Кого признают нуждающимися в улучшении жилищных условий

Полный обзор всех программ улучшения жилищных условий

Согласно официальной статистике, в улучшении жилищных условий ежегодно нуждаются сотни тысяч российских семей.

В Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. В реализации этого права содействие оказывают органы государственной и муниципальной власти. На сегодняшний день в решении различных социальных проблем приоритет отдается именно решению вопросов с обеспечением доступного жилья.

В сегодняшней статье собрала для вас максимально полный обзор всех программ улучшения жилищных условий.

Основные рабочие программы поддержки семей

  • Материнский капитал (в рамках реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан»)

За счет предоставляемых государством денежных средств молодая семья имеет право приобрести жилье.

Так, в частности, можно направить средства маткапитала, сумма которого в 2020 году для семей с двумя детьми, рожденными в период действия данной государственной программы, составляет 616 617 рублей, на погашение ипотеки, на приобретение, строительство или реконструкцию жилья.

  • Получение ипотечного кредита (займа) на покупку недвижимости на льготных условиях — по ставке не выше 6% годовых

На сегодняшний день размер льготной ставки для многодетных составляет 6 процентов. Некоторые банки предлагают и еще более низкие ставки. Разница между стандартной и льготной ставками в пользу банка покрывается государством.

  • Программа «Дальневосточная ипотека» дает возможность получения ипотечного кредита (займа) на приобретение жилья на территории ДФО на льготных условиях

В ближайшие несколько лет (до 2024 года) жилье на Дальнем Востоке можно взять в кредит и по весьма выгодной ставке — 2%. Ставку может быть увеличена, если не подтвердить прописку или же отказаться от страховки.

Размер кредита составляет не более 6 миллионов рублей и покрывает не более 80 процентов стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо стоимости приобретаемого жилья с земельным участком, либо стоимости строящегося индивидуального жилого дома на земельном участке, либо стоимости приобретаемого земельного участка и строящегося на нем дома.

  • Программа «Молодая семья»

В рамках программы, срок реализации которой заканчивается в 2025 году, молодые семьи, соответствующие установленным условиям и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право претендовать на финансовую помощь на приобретение жилья от государства.

Это не ипотека и не кредит, а субсидия, которую возвращать не придется. При этом полную стоимость жилья за счет бюджетных средств не покроют, но помощь от государства все равно существенная.

Размер выплачиваемой субсидии считается исходя из расчетной стоимости жилья. Молодая семья, в которой растет хотя бы один ребенок, получить субсидию в размере 35% от расчетной стоимости. Если же в программе участвует бездетная пара, государство выделит только 30%.

  • Единоразовая выплата на погашение ипотечного кредита (займа) в размере 450 000 тысяч рублей

При рождении третьего ребенка у семьи автоматически появляется право на получение целевой федеральной выплаты в 450 тысяч рублей, которая может быть использована только на погашение ипотеки. И это еще не все! Помимо федеральной выплаты, многие регионы также в дополнительном порядке предоставляют аналогичную субсидию на ипотеку, как правило, в размере 100 или 150 000 тысяч рублей.

  • Обеспечение социальным жильем на условиях социального найма

Льгота предоставляется на безвозмездной основе, но только при условии, что семья является малоимущей и не имеет жилого помещения на праве собственности, либо площадь жилья слишком мала и не соответствует нормам для проживания, предусмотренным в регионе.

  • Субсидии на приобретение квартиры или частного дома

В этом случае речь идет о предоставлении региональными властями от 30 до 50 процентов денежных средств, необходимых для покупки недвижимости, при условии, что оставшуюся часть стоимости семья сможет оплатить самостоятельно.

  • Предоставление земельного участка для строительства частного дома

Земля предоставляется на безвозмездной основе в объеме до 15 соток, только один раз и только в том регионе, в котором проживает «многодетная семья». Землю можно также использовать и для строительства дачи, либо под фермерство или для ведения садоводства.

Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.

При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».

Кого признают нуждающимися в улучшении жилищных условий

Субсидии для приобретения или строительства жилого помещения

Предоставление субсидии для приобретения или строительства жилья – способ улучшения жилищных условий жителей города Москвы, состоящих на жилищном учете, реализуемый путем предоставления очереднику средств для приобретения жилья на рынке недвижимости из бюджета города Москвы.

Основные нормативные документы, регулирующие вопросы предоставления и использования субсидии«Государственная программа города Москвы «Жилище».

Закон города Москвы от 14.06.2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Кому предоставляются субсидии, порядок расчета размера субсидии

Гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и выбравшим способом улучшения жилищных условий приобретение жилья с использованием субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее субсидия), после решения Департамента городского имущества города Москвы и оформления соответствующего распоряжения о предоставлении, оформляется свидетельство на получение субсидии для приобретения или строительство жилого помещения (далее – свидетельство), открывается Именной блокированный целевой счет (ИБЦС) в банке, на который зачисляются средства субсидии. С использованием субсидии очередник может приобрести жилище на рынке недвижимости.Срок действия свидетельства не может превышать шесть месяцев со дня вынесения решения о предоставлении субсидии.

Субсидии для приобретения или строительства жилья предоставляются гражданам из бюджета Москвы в объемах финансирования, предусмотренного Законом о бюджете города, в порядке очередности исходя из года постановки на учет, с учетом даты подачи заявления.

Субсидия считается реализованной очередниками с момента перечисления денежных средств субсидии на ИБЦС очередника, после чего очередники снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Расчет размера субсидииПри расчете размера субсидии учитывается размер площади жилого помещения (части жилого помещения), в отношении которого граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (частями жилых помещений).

Норма предоставления площади жилого помещения, используемая при расчете субсидии:

  • Для одиноко проживающего или единственного гражданина, состоящего на жилищном учете – 36 кв. метров;
  • На одного гражданина – 18 кв.метров;
  • На семью из двухграждан – 50 кв. метров;
  • На семью из трех граждан – 70 кв. метров;
  • На семью из четырех граждан – 85 кв. метров;
  • На семью из пяти и более граждан– по 18 кв. метровна одного члена семьи.

Таблица определения размера субсидий в процентах для граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий:

Определение размера субсидий в процентах для граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий

Процент от нормативной стоимости жилого помещения

Общие основания

Многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим трех и более несовершеннолетних детей

Расчет размера субсидии производится следующим образом:

(Норма предоставления на семью – Площадь жилого помещения занимаемого гражданами, состоящими на учете – Площадь иных жилых помещений на праве собственности/праве пользования) × Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра площади × Процент от нормативной стоимости жилого помещения.

Пример расчета

Для семьи из 4-х человек, не являющаяся многодетной, занимающая квартиру площадью 38,5 кв.м, имеющая в собственности долю иного жилого помещения, составляющую 15,3 кв.м, размер субсидии будет рассчитан следующим образом:

(85,0 кв.м – 38,5 кв.м) × стоимость 1 кв. метра по субсидии × 0,7.

Основные положения предоставления и использования субсидии:

  • По договорам инвестирования строительства степень готовности дома должна быть не менее 70 процентов;
  • Субсидия не может быть использована на приобретение жилища, находящегося под арестом, залогом, обремененного чьим-либо правом на проживание в нем, сохраняющимися после перехода жилища в собственность в результате использования субсидии, а также не отвечающего стандартам благоустройства в городе Москве;
  • Жители города Москвы, не воспользовавшиеся предоставленной субсидией, подлежат восстановлению на жилищном учете с сохранением года постановки на учет при возврате субсидии в бюджет города Москвы

В случае если Вы не нашли подходящую услугу, перейдите в электронную приемную и оставьте персональное обращение.

Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся

Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся

2,5 млн семей в России стоят в очереди на улучшение жилищных условий, ждать надо 20 лет. А чиновники хотят сократить расходы и выдумывают способы исключить людей из очереди. Как-то они исключили из состава семьи отца двоих детей, потому что он специально прописался в маленькой квартире для ухудшения жилищных условий. Зато в семью добавили брата жены. А поскольку у него была своя жилплощадь, то если ее учесть, выходило, что все обеспечены квадратными метрами по норме. Верховный суд «креатива» не оценил.

Роман и Елена Ивановы* жили с матерью в квартире площадью 47,5 кв. м. В ней брат и сестра были прописаны с детства, а в 2004 году получили по доле размером 1/3 в собственность. В 2009-м дочь вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья у молодой семьи не было, они жили у тещи. А спустя время брату Роману досталась половина дома площадью 71,3 кв. м.

В 2012 году Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Чиновники исходили из нормы жилплощади, которую утвердил местный совет депутатов (12 кв. м. на 1 человека в квартире). Пятерым полагалось жилье площадью 60 кв м, а квартира была меньше.

Спустя год у Гориных родился второй ребенок, его тоже прописали в квартире тещи. А еще через год (в 2014-м) там решил зарегистрироваться глава семейства. Администрация района посчитала, что он это сделал намеренно для ухудшения жилищных условий. Поэтому его решили не учитывать для получения льгот, а считать, что семья состоит из трех человек (мать и двое детей): «Муж административного истца исключен из состава семьи. Постановлено считать состав семьи Гориной из трех человек (она и несовершеннолетние дети)».

А затем чиновники нашли, в чем еще Горины виноваты. В 2019 году их исключили из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, и решила, что эту площадь тоже нужно учитывать. А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы для района. Значит, в перечень нуждающихся они не попадают.

Позиция трех судов

Но с этим Елена Горина не согласилась, она решила оспорить постановление администрации об исключении ее семьи из перечня нуждающихся. Для того, чтобы восстановиться в списках участников жилищных программ, она обратилась в суд.

Горина указала, что к брату они не переезжали. То, что он стал собственником части дома, никак не повлияло на ее семью, которая все так же ютилась в маленькой квартире.

Администрация в суде уверяла, что Гориных вообще не нужно было включать в список нуждающихся. В 2012 году (когда семье дали добро на включение) специалисты не знали, что у ее родного брата есть другое имущество. Чиновники настаивали на том, что раз Горина проживает вместе с братом, то они являются членами одной семьи.

Кингисеппский городской суд согласился с ответчиком и решил, что у администрации были все основания, чтобы исключить Горину и ее детей из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение «засилила» апелляция и кассация. Тогда женщина пожаловалась в Верховный суд (дело № 33-КАД20-3-К3)

Родственник, но не член семьи

Дело рассмотрела тройка судей под председательством Владимира Хаменкова. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса («Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях»), вычеркнуть из списков нуждающихся можно, если выяснится, что граждане предоставили недостоверные сведения, указал ВС. Но Горины ложных данных не сообщали.

При этом ВС обратил внимание на формулировку «члены семьи». К ним относятся супруги, дети и родители собственника жилого помещения. Других родственников можно признать членами семьи, если владелец квартиры сам вселил их к себе – то есть Горина должна была позвать брата жить с ней. Но в спорной квартире брат с сестрой жили с самого детства. Жилье принадлежало их матери, они получили там равные доли, она не вселяла брата в квартиру.

Сам по себе факт родства сестры с братом не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи. Это не означает и то, что площадь принадлежащего брату дома нужно учитывать при определении обеспеченности Гориной и ее детей жильем, указал ВС.

ВС отметил, что Горину исключили из списка только потому, что у нее якобы было другое жилое помещение (доля в доме, которая принадлежала брату). Следовательно, у нижестоящих инстанций не было оснований отказывать Гориной в иске. Акты трех инстанций ВС отменил и принял по делу новое решение: административный иск Гориной он удовлетворил, признав незаконным решение об исключении семьи из списков нуждающихся в жилье.

Проблема в формальном подходе

Органы исполнительной власти «намеренно стараются сократить свои расходы и уменьшить список очередников», говорит Юрий Нетреба, руководитель практики судебной защиты МКА Московская коллегия адвокатов «Арбат» Московская коллегия адвокатов «Арбат» Федеральный рейтинг. × . Еще в 2012 году уполномоченный по правам человека в Москве в своем докладе описывал аналогичные случаи. В пример он приводил ситуацию, когда мужчину и его дочь исключили из реестра, потому что у жены была дополнительная жилплощадь. Уполномоченный указал, что ее доход и имущественное положение не нужно учитывать, так как она не прописана с мужем и дочерью и не вставала на учет как нуждающаяся. Александра Воскресенская из КА Юков и Партнеры Юков и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Уголовное право 4 место По количеству юристов 12 место По выручке 17 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × приводит в пример другое дело. Там выяснилось, что расторжение брака фактически не повлияло на жилищные условия заявителя (дело № 33-35560/2020).

По формальным признакам чиновники отказывают не только тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, но и другим льготникам, говорит Нетреба. Например, отказывают в признании граждан малоимущими или, как по делу № 33-33785/2020, не выдают удостоверение многодетной семьи. Органы исполнительной власти решили, что муж с женой проживают в разных регионах, так как у них разная прописка – в Москве и Московской области. Только через суд им удалось отстоять право на льготный статус многодетной семьи, который положен несмотря на регистрацию по разным адресам.

Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Перечень оснований, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, содержится в ст. 51 ЖК:

  • площадь жилья, приходящаяся на каждого члена семьи, меньше учетной нормы;
  • жилье не отвечает установленным для жилых помещений требованиям;
  • в одной квартире живет несколько семей и кто-то из ее членов страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;
  • нет жилья.

Отнесение граждан к категории нуждающихся в улучшении жилищных условиях регулируется не только ЖК, но и региональным законодательством, отмечает Воскресенская. Согласно закону «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если они:

  • граждане России;
  • проживают в Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
  • не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
  • признаны малоимущими (ст. 7 закона).

Но попасть в реестр – это не вся проблема. По данным Общественной палаты, на 2020 год в стране было 2,5 млн семей, которые ждут в очередях на обеспечение жильем по разным программам. При этом среднее время ожидания в списке на улучшение жилищных условий составляет около 20 лет. Не исключено, что и Гориным придется очень долго ждать помощи от государства.

Статья 51 ЖК РФ. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Комментарии к ст. 51 ЖК РФ

1. Как отмечалось (см. ст. 49 ЖК и комментарий к ней) на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются малоимущие и иные указанные в законе граждане.

В комментируемой статье названы основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования. Соответствующие правила распространяются как на малоимущих, так и на иных указанных в законе граждан (см. комментарий к ст. 49 ЖК). Но в отношении последних в федеральном законе или законе субъекта Федерации могут быть установлены и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях (дополнительно к тому, что установлено в ст. 51 ЖК).

2. Среди нуждающихся в жилище в первую очередь (п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК) названы граждане, которые не имеют своего жилья по договору социального найма или в собственности, а также члены семьи таких граждан. Это те, кто “снимает квартиру” (или “угол”), т.е. пользуются жильем по договорам коммерческого найма или поднайма, проживают в качестве временных жильцов, занимают жилые помещения специализированного жилищного фонда.

3. Нуждающимися являются граждане, обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы (см. п. п. 2, 3 комментария к ст. 50 ЖК). Естественно, что по указанному основанию могут быть приняты на учет только наниматели по договорам социального найма и собственники жилых помещений, а также члены семей этих субъектов. Все остальные лица принимаются на учет независимо от того, сколько квадратных метров общей площади жилого помещения приходится на одного человека (п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК).

При определении уровня обеспеченности общей площадью на одного человека учитывается площадь всех имеющихся у заявителей жилых помещений на основании договоров социального найма и (или) находящихся в их собственности (или собственности одного либо нескольких членов семьи) (ч. 2 ст. 51 ЖК). Например, семья из пяти человек проживает в квартире площадью 35 кв. м, предоставленной по договору социального найма. Один из членов семьи является собственником квартиры площадью 28,9 кв. м. При определении того, являются ли такие граждане нуждающимися в жилых помещениях, нужно учитывать площадь обеих квартир (35 + 28,9). Если, предположим, в данном муниципальном образовании учетная норма составляет 15 кв. м, то такие граждане признаются нуждающимися в жилье, поскольку на одного человека приходится менее чем по 15 кв. м.

4. Жилое помещение не отвечает установленным требованиям, если оно темное, сырое, в нем шум свыше установленных норм и т.д. Соответствующие обстоятельства могут подтверждаться заключениями санитарно-эпидемиологической службы, органов здравоохранения, противопожарной службы и т.д. (см. также п. п. п. 5 – 11 комментария к ст. 15 ЖК).

5. При рассмотрении такого основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, как невозможность совместного проживания в одной квартире с больными, страдающими тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи), надо иметь в виду следующее. Для признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилья не имеет значения, идет ли речь о коммунальной (густонаселенной) квартире, в которой проживает несколько семей, или об отдельной квартире, где две или более семьи проживают по одному договору. Не имеет значения также и то, что граждане (все или их часть) являются собственниками всей квартиры (жилого дома) или собственниками отдельных комнат и т.д. Не принимается во внимание и размер занимаемого жилого помещения, как и факт наличия (или отсутствия) родственных отношений между семьями.

Важны лишь следующие обстоятельства:

а) в квартире проживают несколько семей;

б) в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;

в) проживание с этими больными в одной квартире невозможно;

г) у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 . В этом Перечне указываются такие болезни, как активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и некоторые другие заболевания.

Как получить жилье от государства?

Как получить жилье от государства?

Нуждающиеся в жилых помещениях москвичи могут претендовать на предоставление им жилья по договору социального найма. Это значит, что город бесплатно передает жилье в пользование нуждающимся на неограниченный срок. Его можно приватизировать, после чего жилье будет передано в собственность. Для получения помощи в улучшении жилищных условий семье нужно будет встать на жилищный учет.

Кто имеет право получить жилье от государства?

В Москве получить помощь в улучшении жилищных условий может семья, если:

  • размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы (для квартир – 10 кв. м, для коммунальных квартир – 15 кв. м);
  • заявители являются гражданами РФ и постоянно проживают в Москве не менее 10 лет;
  • заявители не совершали за последние 5 лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий;
  • заявители признаны малоимущими.

Предоставление жилых помещений в столице находится в компетенции Департамента городского имущества г. Москвы (далее – ДГИ г. Москвы).

Как встать на жилищный учет для получения жилья?

Заявитель и члены его семьи подают заявление через любой центр госуслуг «Мои документы» в Москве о признании их малоимущими в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма. К заявлению прикладываются документы о праве собственности на движимое и недвижимое имущество; документы, подтверждающие доходы каждого члена семьи за 2 последних года.

Затем, уже после принятия решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими, они предъявляют заявление о постановке на жилищный учет в центр госуслуг «Мои документы». К нему прикладываются документы, подтверждающие жилищную обеспеченность и проживание в Москве не менее 10 лет.

Как определяется состав семьи заявителя?

До 2005 г., т.е. до момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ, проживающие в одной квартире граждане могли встать на жилищный учет как разные семьи. Сейчас такое невозможно. Согласно действующему законодательству те, кто зарегистрирован в одной квартире, являются одной семьей, – если, конечно, квартира не коммунальная. В судебном порядке установить факт проживания в квартире разных семей не получится.

Как понять, признают ли семью малоимущей?

Малоимущими для постановки на жилищный учет признает граждан ДГИ г. Москвы. Для этого необходимо, чтобы имущественная обеспеченность семьи была меньше общей стоимости жилого помещения, необходимого семье для обеспечения по норме предоставления жилплощади на одного человека.

Методика определения имущественной обеспеченности семьи: доход семьи (доходы за 2 последних года минус налоги) / 24 месяца – количество членов семьи X на величину прожиточного минимума, действующего на дату подачи заявления + стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи.

Методика определения общей стоимости жилого помещения, необходимого семье: норма предоставления жилплощади на одного человека X на количество членов семьи – общая площадь жилого помещения, в отношении которого члены семьи имеют самостоятельное право пользования.

Учитывается ли материальная обеспеченность супругов и детей членов семьи заявителя, которые не зарегистрированы с ними и на улучшение жилищных условий не претендуют?

При решении вопроса о признании семьи малоимущей ДГИ г. Москвы будет учитывать доходы и имущество супругов и детей членов семьи заявителя, не зарегистрированных совместно с желающими встать на жилищный учет.

Учитывается ли жилищная обеспеченность близких родственников, которые не проживают с заявителем и не претендуют на улучшение жилищных условий?

ДГИ г. Москвы учитывает жилищную обеспеченность детей и супруга заявителя, даже если они не проживают в одном жилом помещении с ним. Однако суды признают подобные действия департамента незаконными. В таких случаях выясняется, имеется ли у желающего встать на жилищный учет самостоятельное право пользования имуществом детей или супруга, которые не зарегистрированы в жилом помещении совместно с ним и на улучшение жилищных условий не претендуют (Апелляционное определение Московского городского суда от 10 февраля 2020 г. по делу № 33-5255/2020).

А если кто-то из членов семьи не желает вставать на жилищный учет?

ДГИ г. Москвы без подписи этого члена семьи заявление не примет и не поставит на жилищный учет. Однако по этому вопросу имеется судебная практика, согласно которой такие действия департамента незаконны, гражданин может быть поставлен на жилищный учет исключительно при его желании. Но при этом жилищные и иные материальные условия члена семьи, не желающего вставать на жилищный учет, будут учитываться (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 января 2017 г. по делу № 33-2379/2017).

Как встать на жилищный учет, если один из членов семьи проживает в Москве менее 10 лет?

Сделать это будет крайне проблематично. Если один из членов семьи проживает в Москве менее 10 лет, ДГИ г. Москвы откажет в постановке на жилищный учет. На практике данный вопрос является спорным (Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 октября 2020 г. по делу № 02-5313/20, Апелляционное определение Московского городского суда от 2 марта 2018 г. по делу № 33-9343/2018).

Возможна и иная ситуация. Для ДГИ г. Москвы единственным доказательством длительного проживания в столице является регистрация по месту жительства. Но бывает так, что гражданин живет в Москве 10 лет или даже больше, а регистрации по месту жительства в течение необходимого времени не имеет. В этом случае можно обратиться в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания в Москве на протяжении 10 или более лет, предоставив доказательства (работа в городе, прикрепление к поликлинике, свидетельские показания). Однако, к сожалению, шансы на удовлетворение такого заявления крайне малы (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 февраля 2020 г. по делу № 33-6752/2020, Апелляционное определение Московского городского суда от 18 декабря 2019 г. по делу № 33-53649/2019).

Что считается ухудшением жилищных условий, влияющим на постановку на жилищный учет?

Это действия членов семьи заявителя, которые привели к отчуждению жилых помещений или уменьшению их площади, приходящейся на каждого члена семьи. После совершения таких действий встать на жилищный учет можно лишь по истечении 5 лет.

Важно отметить, что расторжение брака, если оно не повлекло уменьшение площади жилого помещения, согласно практике судов Москвы, не является ухудшением жилищных условий (Апелляционное определение Московского городского суда от 26 сентября 2019 г. по делу № 33-43229/2019, Апелляционное определение Московского городского суда от 24 октября 2019 г. № 33-48324/19).

Государственная помощь молодым семьям: какие программы существуют?

Молодые семьи в России могут улучшить свои жилищные условия. Для этого на федеральном и региональном уровнях действует ряд программ, которые позволяют молодым семьям уменьшить ставки по ипотечным кредитам и займам или получить жилищную субсидию. Разберемся, как молодой семье получить помощь от государства.

Из этой инструкции вы узнаете:

  • Какие есть программы по улучшению жилья для молодых семей.
  • В какой форме предоставляется помощь от государства.
  • Какие семьи могут участвовать в госпрограммах.
  • Куда обращаться за улучшением жилищных условий.
  • Какие документы потребуются для участия в программе.
  • На какой размер субсидии можно рассчитывать.
  • Почему могут отказать в субсидии.
  • Как получить ипотечный кредит или заем молодой семье на льготных условиях.

Какие есть государственные программы по улучшению жилья для молодых семей?

Понятие «программа» довольно часто используется в разных значениях, отсюда путаница в названии различных способов улучшить свои жилищные условия с помощью государства. На федеральном уровне реализуются государственные и федеральные целевые программы. Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации действуют региональные программы.

Основные виды поддержки, оказываемые государством на федеральном уровне, за счет которых молодыми семьями могут быть улучшены жилищные условия, — это:

Госпрограммы по улучшению жилья для молодых семей

1. Молодые семьи могут получить социальные выплаты на приобретение жилья или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (разд. III Особенностей реализации отдельных мероприятий программы, утв. Постановлением Правительства РФ от № 1050; п. п. 1, 2 Приложения № 1 к Особенностям, утв. Постановлением № 1050).

По этой программе молодая семья может получить из бюджета средства на покрытие 30–35% доли при покупке квартиры в многоэтажных домах (или на первый взнос при получении ипотечного кредита или займа).

2. Материнский (семейный) капитал (в рамках реализации государственной программы российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства РФ от № 296) (до 31 декабря 2026 года).

Размер материнского капитала

Как купить квартиру на материнский капитал, читайте в нашей инструкции.

3. Возможность получения семьями с детьми ипотечного кредита (займа) на приобретение жилья на льготных условиях — по ставке не выше 6% годовых (в рамках реализации постановления Правительства РФ от N 1711).

Подробнее о государственной программе льготного кредитования семей с детьми читайте здесь.

4. Возможность получения ипотечного кредита (займа) на приобретение жилья на территории Дальневосточного федерального округа на льготных условиях — по ставке не выше 2% годовых (в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от № 1609).

Подробнее о льготной ипотеке под 2% годовых на жилье, расположенное на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО) читайте в нашей инструкции.

5. Возможность получения единоразовой выплаты на погашение ипотечного кредита (займа) в размере 450 тыс. рублей (в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от N 1170).

Подробнее о выплате в размере 450 тыс. рублей читайте здесь.

Кроме того, в регионах действуют различные программы и подпрограммы, при участии в молодым семьям предоставляется финансовая поддержка в размере 30–40% от стоимости жилья. Иногда социальную выплату можно потратить не только на покупку жилья, но и на строительство жилого дома.

Некоторые муниципальные власти выделяют дополнительные средства из региональных бюджетов на помощь молодым семьям. Этими средствами можно оплатить до 50–60% от стоимости покупки жилья или строительства. Поэтому начинать поиск способа получить от государства помощь с жильем лучше с сайта местной администрации в своем регионе.

Размер компенсации региональных программ

В какой форме предоставляется помощь от государства?

Как правило, программы с государственной помощью семьям делятся условно на два типа:

  • Те, что дают возможность оформить ипотечный кредит/заем по сниженной ставке в ряде банков и некредитных организаций;
  • Те, что дают право на получение субсидии, суммарная величина которой может покрыть до 50% цены жилья в отдельно взятом регионе страны.

Форма предоставления помощи от государства

Кто может участвовать в госпрограммах по улучшению жилищных условий?

Условия участия могут быть разными, в зависимости от конкретной программы. Как правило, их участники должны быть гражданами России, нуждаться в улучшении жилищных условий, а также быть способными выплатить разницу в цене за квартиру (или другое жилье), которую не покроет субсидия (это можно сделать с применением ипотечного кредита или займа). Чтобы доказать государству свою платежеспособность, нужно быть официально трудоустроенными.

Например, таковы требования к участникам подпрограммы «Молодая семья» в рамках ФЦП «Жилище»:

  • Семейная пара должна состоять в официальном браке;
  • Каждому из супругов должно быть меньше 35 лет;
  • Может участвовать и неполная семья, например, один родитель в возрасте до 36 лет и один ребенок или несколько несовершеннолетних детей.

Субсидии обычно выдаются в порядке очереди. Если ваша семья подпадает под требования к конкретной программе, вы можете направить заявку на участие, а затем встать в очередь на улучшение жилищных условий.

В некоторых программах также могут участвовать семейные граждане в возрасте до 35 лет (включительно), проживающие в следующих условиях:

  • в аварийных домах и непригодных для жизни постройках;
  • в помещениях, не обеспеченных холодной и горячей водой, канализацией, газом, электричеством;
  • в общежитиях без временной прописки;
  • в коммунальных квартирах или комнатах по соседству с людьми, страдающими хроническими заболеваниями, например, психическими или кожными.

Какие семьи считаются нуждающимися в жилье?

Претендовать на помощь государства с жильем могут не все молодые семьи, а только те, кого признают нуждающимися в улучшении жилищных условий. Обычно для этого нужно доказать местной администрации, что размер имеющейся у семьи жилплощади не превышает норму для этого региона (норму общей площади жилого помещения на человека устанавливают органы местного самоуправления — пункт 2 статьи 685 Гражданского кодекса Российской Федерации). В большинстве российских регионов, включая Москву, этот показатель составляет 18 м² на человека, а если семья проживает в коммунальной квартире или доме барачного типа, то минимальная норма площади на одного человека — 20 м².

Норма жилой площади

Участвовать в некоторых госпрограммах могут только малоимущие семьи, то есть те, в которых доход на человека ниже прожиточного минимума по региону. При этом берутся в расчет доходы всех членов семьи — студенческие стипендии, пенсии, алименты и прочее. Этот статус можно получить в отделе социальной защиты населения по месту регистрации, а затем надо каждые 6 месяцев приносить справки обо всех доходах семьи, чтобы подтвердить его.

При этом работники соцзащиты также принимают во внимание остальное имущество семьи, чтобы оценить ее финансовое положение. Если отдел соцзащиты принимает решение о том, что данная семья в ближайшие 20 лет не сможет самостоятельно купить квартиру, он признает ее малоимущей.

Кто может получить субсидию вне очереди

Иногда субсидии и право на льготную ипотеку предоставляются вне очереди, например:

  • Если жилье, где проживает молодая семья, непригодно для использования и не может быть улучшено (например, аварийные дома или слишком тесные помещения);
  • Если у одного из супругов выявлено серьезное хроническое заболевание. В этих случаях в муниципальный жилищный отдел нужно предоставить медицинскую справку.

На какой размер субсидии можно рассчитывать?

Размер субсидии во многом определяет состав семьи:

Размер субсидии

  • бездетная семейная пара может претендовать на компенсацию 30% от стоимости жилья;
  • семья с одним ребенком — 35%;
  • в семье двое детей — 40%;
  • трое детей и более — 50%.

В ряде регионов России молодая семья вправе рассчитывать на более крупную компенсацию — до 70–80% от цены приобретаемого объекта недвижимости.

Может ли семья получить жилье от государства бесплатно?

Нет. Государственные программы не подразумевают обеспечение граждан жильем (улучшение жилищных условий) на бесплатной основе. Чтобы улучшить жилищные условия, придется задействовать в том числе и собственные финансы.

Куда обращаться за улучшением жилищных условий?

Стоит начать с местной администрации, например, администрации населенного пункта, а если речь идет о большом городе — со специального ведомства. Например, в Москве эти вопросы решает Департамент жилищной политики и жилищного фонда, в — центр доступного жилья.

Там вы узнаете о действующих программах и сможете получить актуальную информацию о том, как стать их участником, в том числе взять все нужные формы заявлений и изучить перечень документов.

Отсутствие жилплощади или ее негодное состояние требуется подтвердить конкретными документами. Решение о том, нуждается ли семья в жилье, принимается в индивидуальном порядке после изучения ее материального положения и поданных документов. Как правило, по обращению выносится постановление о признании заявителя нуждающимся в жилье и постановке его на учет или мотивированный отказ. Еще раз стоит подчеркнуть, что без использования личных средств не обойтись. По мере возможности рекомендуется использовать материнский капитал и ипотечный кредит или заем, а также дополнительные меры поддержки для многодетных семей на погашение ипотеки.

За получением ипотечного кредита (займа) на льготных условиях следует обращаться в кредитные или некредитные организации, принимающие участие в реализации соответствующих государственных программ.

Оформление материнского (семейного) капитала следует начать с обращения в Пенсионный фонд РФ. Теперь оформить документы на получение МСК можно также в Многофункциональном центре, а начиная с середины апреля должна появиться возможность оформления документов на выплату и через банк, который предоставил ипотечный кредит.

За получением выплаты в размере 450 тыс. рублей на погашение ипотеки следует обратиться к своему кредитору.

Куда обращаться за улучшением жилищных условий?

Какие документы нужны для участия в программе?

Итоговый список документов может меняться от программы к программе, но велика вероятность, что вам понадобится большая часть из следующих документов (приведен список документов для участия в программе «Молодая семья»):

подписанное заявление об участии в программе в 2 экземплярах (один экземпляр останется у вас);

паспорта всех членов молодой семьи, свидетельства о рождении детей и копии;

свидетельства о браке и копии(только для полных семей);

документы, подтверждающие, что вы нуждаетесь в улучшении жилищных условий, например, технический паспорт на квартиру, подтверждающий, что на каждого члена семьи приходится площадь меньше региональной нормы;

выписка из ЕГРН или справка из БТИ, где указаны сведения обо всей зарегистрированной на вас недвижимости с 1995 года);

финансовые документы, например, выписка по банковскому счету и справка о доходах , чтобы подтвердить, что сможете выплачивать ипотечный кредит или заем;

сведения о регистрации каждого члена семьи;

реквизиты банковского счета.

Кроме того, вам могут понадобиться:

сертификат на материнский (семейный) капитал (при его наличии);

справка о составе семьи из управляющей компании;

выписка об отсутствии долгов по коммунальным платежам;

документы на жилье, которое планируется приобрести.

Все эти документы нужно подать в местную администрацию и ждать решения. Если все документы одобрены, вы получаете сертификат на покупку жилья (свидетельство о праве на получение социальной выплаты).

С этим сертификатом нужно будет обратиться в банк, в котором будет открыт специальный счет для перечисления социальной выплаты в размере 30% от стоимости покупаемого жилья, а для семей с детьми — 35% и более. В документе будет прописан размер социальной выплаты, срок ее действия и дата, до которой сертификат нужно предъявить банку. Субсидия поступит на спецсчет после того, как вы выберете квартиру и банк одобрит сделку (будь то сделка или договор по ипотечному кредиту/займу).

Чтобы получить льготы на приобретение жилья от государства, нужно подтвердить наличие остальной суммы, необходимой для приобретения жилья. Без этого субсидия не предоставляется.

Почему могут отказать в предоставлении льготы?

Отказать могут по следующим причинам:

  • Пакет документов собран не в полном объеме;
  • Сведения даны неправильно или неправдиво;
  • Семья ранее уже участвовала в других программах;
  • Претендент или полученный им ранее ипотечный кредит (заем) не подпадает под условия программы;
  • Семья не может доказать финансовую состоятельность (наличие постоянной работы) для выплаты ипотечного кредита или займа;
  • Наличие у семьи собственной недвижимости, если это противоречит условиям программы.

Отказ в предоставлении сертификата на получение выплаты или субсидии должны выдать в письменном виде. В документе обязательно должны быть указаны причины, то есть факты, которые препятствуют включению гражданина в очередь на жилье, с указанием правовых норм, которые будут нарушены в случае одобрения. Уполномоченные лица, оповещая гражданина об отказе, должны пояснить, чем оно было мотивировано, и указать, где он допустил ошибку. Возможно, потребуется донести документы или запросить новые.

Если вы считаете, что вам отказали незаконно, то можете обжаловать решение в суде. В этом случае стоит обратиться к юристу — тот разберется с деталями, составит план действий, соберет пакет документов и обжалует отказ от постановки на учет. Здесь важно сразу все сделать правильно, поскольку обжаловать решение государственных органов в суде можно только один раз — и если суд вынесет решение не в вашу пользу, повторно подать иск по тому же вопросу не получится. Если вы собрали весь пакет документов, разобрались с деталями и подобрали опытного юриста, шансы выиграть дело и в будущем получить недвижимость по субсидии или с помощью государства возрастают.

Как молодой семье получить льготы при получении ипотечного кредита (займа)?

Получить ипотечный кредит (заем) на льготных условиях молодая семья может в следующих случаях:

  • Если получит субсидию по федеральной программе по улучшению жилищных условий (например, «Молодая семья»), с помощью которой можно сделать первый взнос;
  • Если воспользуется льготным кредитом по государственным программам для семей с двумя и более детьми или «Дальневосточная ипотека»;
  • Если воспользуется предложением конкретного банка или некредитной организации, многие из которых предлагают молодым семьям пониженную ставку по ипотечному кредиту или займу.

Например, льготные условия по ипотечному кредиту можно получить благодаря программе «Семейная ипотека». Это ипотечная программа для семей, в которых с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года родился первый ребенок или последующие дети.

Семейная ипотека

Ипотечный кредит можно оформить до 1 марта 2023 года. При этом ставка составит не более 6% годовых (не более 5% для жителей ДФО).

Подробнее ознакомиться с условиями программы можно здесь.

Рассчитать семейную ипотеку можно здесь.

Отдельные условия льготного кредитования для жителей Дальневосточного федерального округа предусмотрены программой «Дальневосточная ипотека», условия которой утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от № 1609. Ставка по таким кредитам не превышает 2% годовых.

Кого признают нуждающимися в улучшении жилищных условий

от 6 апреля 2018 года N 216/пр

В целях реализации положений части 7 статьи 13, частей 2 и 5* статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14, ст.18; 2006, N 1, ст.10; 2009, N 48, ст.5711; 2007, N 43, ст.5084; 2011, N 30, ст.4590; 2012, N 26, ст.3446, N 53, ст.7596; 2013, N 52, ст.6982; 2014, N 30, ст.4218, ст.4256; 2015, N 1, ст.38; 2017, N 52, ст.7922; 2018, N 15, ст.2030)

* Текст документа соответствует оригиналу. – Примечание изготовителя базы данных.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Н.Е. Стасишина.

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

от 6 апреля 2018 года N 216/пр

Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма

Настоящие Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и органами местного самоуправления при ведении учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлении таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.13, ст.14, ст.21; N 43, ст.5084; 2008, N 17, ст.1756; N 20, ст.2251; N 30, ст.3616; 2009, N 23, ст.2776; N 39, ст.4542; N 48, ст.5711; N 51, ст.6153; 2010, N 19, ст.2278; N 31, ст.4206; N 49, ст.6424; 2011, N 23, ст.3263; N 30, ст.4590; N 49, ст.7027, ст.7061; N 50, ст.7337, ст.7343; ст.7359; 2012, N 10, ст.1163; N 14, ст.1552; N 24, ст.3072; N 26, ст.3446; N 27, ст.3587; N 31, ст.4322; N 53, ст.7596; 2013, N 14, ст.1646; N 27, ст.3477; N 52, ст.6982; 2014, N 23, ст.2937; N 26, ст.3388, ст.3406; N 30, ст.4218, ст.4256, ст.4264; N 49, ст.6928; 2015, N 1, ст.11, ст.38, ст.52; N 27, ст.3967; N 29, ст.4362; N 45, ст.6208; N 48, ст.6724; 2016, N 1, ст.19, ст.24; N 5, ст.559; N 23, ст.3299; N 27, ст.4200, ст.4237, ст.4288, ст.4294, ст.4305; N 28, ст.4558; 2017, N 1, ст.10, ст.39; N 27, ст.3946; N 31, ст.4806, ст.4807, ст.4828; N 52, ст.7922, ст.7939; 2018, N 1, ст.46, ст.69, ст.72; N 1, ст.87; N 15, ст.2030.

I. Рекомендации по установлению порядка учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях

1. При установлении порядка учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее – порядок), рекомендуется устанавливать:

– порядок учета органами местного самоуправления малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях;

– порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.

2. При установлении порядка рекомендуется отразить, что право на бесплатное предоставление жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с Жилищным кодексом имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса).

3. В порядке рекомендуется отразить основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса.

4. В порядок рекомендуется включить положения о порядке определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, который рекомендуется определять исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.

5. Исходя из статьи 53 Жилищного кодекса, в порядке рекомендуется отразить, что граждане, которые совершили действия приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

6. В порядке рекомендуется отразить, что учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении на условиях социального найма, осуществляется органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее – заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. При этом также рекомендуется отразить, что в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

7. В порядке рекомендуется указать, что для принятия на учет гражданин подает заявление о принятии на учет.

В порядке также рекомендуется указать необходимые для предоставления одновременно с заявлением о принятии на учет документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Документы, необходимые для признания гражданина малоимущим рекомендуется запрашивать после признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.

В порядке рекомендуется предусмотреть предоставление копий документов одновременно с предоставлением их оригиналов, а также рекомендуется предусмотреть обязанность лица, принимающего такие документы, по заверению их копий после проверки соответствия оригиналу.

В порядке рекомендуется предусмотреть что орган, осуществляющий принятие на учет, самостоятельно запрашивает документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

8. В порядке рекомендуется предусмотреть регистрацию заявления о принятии на учет в Книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в жилом помещении, а также о выдаче гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, расписки о получении документов с указанием их перечня и даты получения органом, осуществляющим принятие на учет.

9. В порядке рекомендуется установить, что срок для принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет органом, осуществляющим принятие на учет, по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов. Срок для принятия такого решения рекомендуется установить не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет рекомендуется исчислять со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

10. В порядке рекомендуется отразить направление гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, уведомления о принятии на учет или отказе в принятии на учет, органом, осуществляющим принятие на учет, и срок для направления такого уведомления, который рекомендуется рассматривать не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр, такое уведомление, рекомендуется направлять в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.

11. В порядке рекомендуется указать, что решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано гражданином в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. В порядке рекомендуется предусмотреть основания для отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в качестве которых рекомендуется рассматривать:

непредставление предусмотренных частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

наличие ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

представленными документами не подтверждается право гражданина состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса срок.

13. В порядке рекомендуется установить определение даты, с которой гражданин считается принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. При этом такой датой рекомендуется определять дату принятия соответствующего решения, органом, осуществляющим принятие на учет.

В порядке рекомендуется определить очередность рассмотрения заявлений о принятии на учет, поданных несколькими гражданами одновременно (в один день). При этом очередность их рассмотрения рекомендуется определять по времени подачи заявления о принятии на учет с комплектом документов, предусмотренных частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса.

14. В порядке рекомендуется указать о включении в отдельные списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма.

15. В порядке рекомендуется предусмотреть включение в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилом помещении (далее – Книга учета) лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Обязанность по ведению Книги учета рекомендуется возложить на орган, осуществляющий принятие на учет.

16. В порядке рекомендуется отразить положения о недопустимости подчисток в Книге учета, а также о порядке внесения в нее поправок и изменений. При этом внесение таких поправок и изменений рекомендуется заверять должностным лицом, на которое возложена ответственность за ведение учета граждан, нуждающихся в получении жилого помещения.

17. В порядке рекомендуется установить, что на каждого гражданина, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, рекомендуется заводить учетное дело, в котором содержатся все предоставленные им необходимые документы. Учетному делу рекомендуется присваивать номер, соответствующий номеру в Книге учета.

18. В порядке рекомендуется указать, что органы, осуществляющие принятие на учет, обеспечивают надлежащее хранение Книг учета, в том числе списков очередников и учетных дел граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Хранить книги учета, списки граждан, нуждающихся в жилом помещении, и их учетные дела рекомендуется в течение десяти лет со дня предоставления жилого помещения.

19. В порядке рекомендуется указать, что органы, осуществляющие принятие на учет, ежегодно проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении.

Рекомендуется также указать, что для прохождения перерегистрации гражданин обязан предоставить в орган, осуществляющий принятие на учет, сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении. Порядок подтверждения сведений может быть следующим:

– в случае, если у гражданина за истекший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, рекомендуется оформлять это соответствующей распиской гражданина, которой он подтверждает неизменность ранее предоставленных им сведений;

– в случае, если в составе сведений о гражданине произошли изменения, рекомендуется предусмотреть обязанность гражданина предоставить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае органу, осуществляющему принятие на учет, рекомендуется осуществить проверку обоснованности отнесения гражданина к нуждающемуся в жилом помещении с учетом новых предоставленных документов.

20. В порядке рекомендуется отразить, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия с учета.

21. В порядке также рекомендуется отразить основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренные статьей 56 Жилищного кодекса.

22. В порядке рекомендуется указать, что решения о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении должны содержать основания снятия с такого учета. Решения о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях рекомендуется выдавать или направлять гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений. Рекомендуется также указать в порядке, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении могут быть обжалованы гражданами, в отношении которых приняты такие решения, в судебном порядке.

23. При возникновении у гражданина права принятия на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения вновь после снятия его с учета по основаниям, предусмотренным статьей 56 Жилищного кодекса, принятие на учет такого гражданина рекомендуется производить по общим основаниям.

II. Рекомендации по предоставлению малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма

24. При предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма рекомендуется учитывать, что малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете, право на внеочередное или первоочередное предоставление жилых помещений, вне зависимости от уровня их доходов (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.15)).

Ссылка на основную публикацию