Что делать – машина попала в яму на разбитой дороге

Водитель влетел в яму и попал на ремонт. Его оплатят городские власти

Водитель ехал на мерседесе по освещенному мосту: ничего не нарушает, скорость не превышает, держит дистанцию, а тут яма на дороге. Яма глубокая, не по стандартам. Эту выбоину водитель не заметил, въехал в нее и повредил передние диски. Ремонт мерседеса обошелся дорого — насчитали 125 тысяч рублей.

Другой бы на его месте расстроился и заплатил. Но этот водитель не стал мириться с плохими дорогами и пошел по судам. Решения были противоречивые, но и мужчина оказался не промах. В итоге дошел до Верховного суда и теперь понятно, как отсудить у местной администрации или дорожных служб деньги за ремонт автомобиля.

Может быть, хотя бы так удастся побороть плохие дороги и ям станет меньше. Заделать выбоину все же дешевле для бюджета, чем платить за поврежденные диски на иномарках.

Почему водитель решил, что виновата дорожная служба?

Водитель ничего не нарушал. Он не превышал скорость, не обгонял и не делал опасных маневров. Размеры выбоины на дороге были больше максимально возможных по стандартам.

Никаких предупреждений и ограждений рядом не было. Хоть мост и освещался, но, по словам водителя, заметить яму было сложно.

На дороге не должно быть глубоких ям. Или дорожные службы должны предупредить водителей об опасности, чтобы можно было заранее заметить ограждение и объехать яму. Если власти об этом не позаботились, пусть компенсируют ущерб. Они же выбрали дорожную службу — значит, и отвечать должны вместе с ней.

Почему дорожная служба отказалась платить?

Власти и нанятая ими коммунальная служба решили, что водитель должен был смотреть на дорогу. Мост же освещался, а что еще надо. Вот ехал бы мужчина аккуратнее, смог бы вовремя заметить яму.

Водитель говорит, что не видел и не мог видеть выбоину из-за того, что перед ним ехал другой автомобиль. Но это только слова, а доказательств нет. Нет доказательств — нет и компенсации. Пусть ремонтирует машину за свой счет и ездит внимательнее.

Что сказали суды?

Дороги должны быть безопасными — это написано в федеральном законе.

Администрация должна назначить ответственных за ремонт и содержание дорог. Это могут быть коммунальные службы, управляющие компании, частные или некоммерческие организации. Вместе с властями они следят, чтобы дороги соответствовали стандартам.

Если на дороге есть опасность, об этом нужно предупредить пешеходов и водителей. Например, выставить ограждение или предупреждающий знак возле ямы. Но этого на мосту не было.

Если дорогу не содержат в порядке, коммунальные службы несут за это ответственность по закону и договору.

Если на дороге была выбоина — это ненадлежащее содержание. Если о ней не предупредили водителей — это нарушение (п. 13). Если машина въехала в яму и нужно платить за ремонт — это повод требовать компенсацию. Водитель не виноват.

Он получит возмещение расходов на ремонт, экспертизу и госпошлину — всего 130 тысяч рублей. Эти деньги ему выплатит организация, которая отвечает за ремонт дорог. Если у нее не хватит денег, то ответит администрация. Работника, которые отвечает за ремонт дорог, нужно оштрафовать на 2200 рублей в пользу государства.

Для того чтобы привлечь городские службы и власти к ответственности за яму на дороге, нужны такие условия:

  1. Наличие ущерба.
  2. Вина причинителя.
  3. Его противоправные действия.
  4. Связь этих действий с ущербом.

Администрация не исполнила свои обязанности по содержанию дороги — она виновата. Но ведь и водитель якобы не соблюдал ПДД . Он должен был учесть интенсивность движения и снизить скорость в опасном месте. Он не доказал, что не мог заметить и объехать яму. Тот факт, что перед ним ехала другая машина и поэтому выбоина была не видна, ничего не доказывает.

По мнению суда, водитель обязан представить доказательства, что он не мог заметить выбоину. Как он должен был это сделать — непонятно. Судебная коллегия решила, что раз таких доказательств нет, то и компенсации не будет. Решение районного суда о выплатах отменили.

Водитель не обязан доказывать, что не мог заметить и объехать яму. Решение областного суда незаконное.

Лицо, которое причинило вред, не будет нести ответственность, если докажет, что его вины не было. Это дорожная служба должна доказать, что не виновата. Так работает закон.

Ссылаться на п. 10.1 ПДД тоже неправильно. Водитель должен следить за дорогой и объезжать ямы, но только если он может их заметить. Но городские власти и дорожная служба не позаботились о том, чтобы предупредить о выбоине, и не смогли доказать, что не виноваты.

Итог. Решение областного суда отменили. Дело будут пересматривать с учетом выводов Верховного суда.

Неужели все так просто?

Бывает по-разному. В судебной практике есть много решений в пользу водителей. Но не всем удается получить компенсацию в таких случаях. Кто-то останавливается на второй инстанции, кто-то годами ищет виноватых.

Например, если на дороге не яма, а открытый люк, дорожная служба уже не виновата: нужно предъявлять иск к владельцу люка. А это не всегда водоканал: в частном секторе люки могут принадлежать домовладельцам, причем непонятно, кому именно. Люк может вообще не стоять на балансе и даже быть незарегистрированным. Вроде бы и владельцы есть, а ущерб взыскивать не с кого. Или все оформлено на пенсионера и денег не дождаться.

Еще коммунальные службы могли выставить ограждение, а его сбила другая машина. Формально водитель не виноват, но и службы привлечь к ответственности сложно.

Или знаки стояли, а освещение не работало. Непонятно, кто тогда виноват: дорожная служба или городские электросети. Дело может затянуться на годы.

Машину можно сильно повредить даже из-за небольшой выбоины. Но если она хоть на сантиметр меньше лимита по госту, суд выиграть будет сложно.

Проще всего оформить каско: тогда по судам будет ходить страховая компания. Или заранее требовать от властей отремонтировать дорогу. Может быть, вы сами знаете, что там яма, а другой водитель нет. Если молчать и объезжать опасные выбоины, ничего и не изменится.

Как получить компенсацию за ремонт из-за ямы на дороге?

Следите за дорогой, предупреждениями и знаками. Все-таки эту обязанность водителей никто не отменял.

Если машина попала в яму, вокруг которой не было ограждения, действуйте так:

Попал в яму на дороге. Что делать?

Весна приносит не только радость в виде солнца и долгожданного тепла. Сходит снег, а вместе с ним и… асфальт. Перепады температур в околонулевой зоне начинают разрушать покрытие, проваливается грунт, а легковой и особенно грузовой транспорт довершают чёрное дело. Под небольшой лужей может скрываться чуть ли не Марианская впадина, а потому именно во время смены сезона мы часто наблюдаем печальную картину: автовладелец на обочине меняет колесо «железному коню». Но можно компенсировать понесённый ущерб!

1. Вы попали в яму. Что делать?
Лужа, удар, пробили колесо или сломали подвеску? Даже если в результате попадания в яму никто не пострадал, это самое настоящее ДТП. Об этом многие даже не задумываются, но есть пункт 1.2 ПДД РФ.
Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Пункт 1.2 ПДД РФ

Поэтому порядок действий должен быть точно таким же, как и при «обычных» ДТП. Если нет пострадавших, то, согласно пункту 2.6.1, водитель «обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств». Разумеется, если автомобиль остался на ходу и способен передвигаться.

Далее нужно позвонить в полицию. Скорее всего, «гаишники», узнав об отсутствии пострадавших, предложат приехать к ним в отделение для оформления документов. Вы можете воспользоваться этим предложением, но отказать в выезде на место ДТП они не имеют права. В противном случае звоните в дежурную часть ГУВД и сообщите подробности инцидента в прокуратуру.

Очень хорошо, если есть свидетели — ими могут быть не только проезжавшие мимо водители других автомобилей, но и пассажиры попавшего в яму транспортного средства. Если вы вызвали сотрудников ДПС, то проследите за тем, чтобы в протокол попало максимальное количество сведений: в собственное объяснение впишите имена и данные свидетелей, проследите за качеством составления схемы, а также добивайтесь подробного описания повреждений. И не забудьте вместе с сотрудниками ДПС измерить яму (если решили не дожидаться экипаж, то зафиксируйте всё самостоятельно).

2. Зачем измерять яму?
В Российской Федерации есть ГОСТ, устанавливающий предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см
ГОСТ Р 50597-93, пункт 3.1.2

«Убить» колесо или, тем более, элемент подвески в такой скромной ямке практически невозможно. Потому и нужно тщательно измерить выбоину, отразив параметры в протоколе, чтобы зафиксировать превышение указанных норм. И обязательно приложить фотографии. Важный момент — ГИБДД может попытаться обвинить вас в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РФ.

Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства
Пункт 10.1 ПДД РФ

Поэтому в объяснительной нужно писать, что препятствие появилось внезапно, и вы не имели возможности избежать наезда. Или что яма была скрыта лужей. А если инспектор всё же примет решение обвинить вас в нарушении этого пункта, то можно написать жалобу руководителю подразделения, указав все имеющиеся доказательства. Не лишней будет и запись с видеорегистратора. Главное, чтобы ГИБДД признала вашу невиновность в ДТП.

3. Экипаж ДПС уехал. Что дальше?
Дальнейшие действия зависят от типа страховки и имеющихся повреждений. Если вы просто повредили машину, и у вас имеется полис КАСКО, то достаточно получить справку о ДТП на месте или в отделе ДПС и приехать на осмотр в страховую компанию. Там автомобиль осмотрят и на предмет скрытых повреждений. Хуже, если полиса КАСКО нет. В этом случае придется проводить независимую техническую экспертизу, причём чинить транспортное средство до осмотра крайне нежелательно.

4. Кому предъявлять претензии?
За любой участок дороги ответственность несёт конкретная организация. Для ее поиска нужно обратиться в ГИБДД к инспектору по организации движения. А дальше начинается самое интересное — будьте готовы к постоянному «переводу стрелок» с одного юридического лица на другое.

Когда организация, эксплуатирующая данный участок дороги, будет установлена, лучше вызвать её представителя на экспертизу автомобиля. Сделать это можно с помощью телеграммы или письма с обязательным уведомлением о вручении. Текст может быть произвольным. Например: «30 марта 2016 года в ООО “Дорожная организация” по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, 1, состоится осмотр экспертами и составление калькуляции для исчисления ущерба и определения стоимости ремонта моей автомашины, пострадавшей от ДТП, произошедшего на ул. Липецкой 12 марта 2016 года. Прошу прислать на место осмотра представителя с доверенностью».
С юридической точки зрения экспертиза в любом случае окажется легитимной, но неприбытие на неё уведомлённых представителей эксплуатирующей организации может дать дополнительное преимущество в суде.

Разумеется, представители обслуживающей организации могут либо не явиться, либо не согласиться с результатами экспертизы. Фиксируйте всё это в письменном виде и составляйте досудебную претензию с помощью юриста. Если сумма ущерба невелика, то есть вероятность решить всё мирным путём. Однако чаще всего приходится обращаться в суд. И не исключено, что может быть назначена судебная экспертиза, поэтому до окончания всей тяжбы вы не можете отремонтировать автомобиль и ездить на нём.

Этот факт, а также отсутствие уверенности в выигрыше дела и приводит к тому, что подавляющее большинство водителей предпочитают устранить полученные повреждения за свой счёт. Особенно, если пострадало только колесо. Но именно этим и пользуются дорожные службы, халатно относящиеся к своим обязанностям! Чем больше будет водителей, обратившихся в суд с претензиями, тем больше шансов, что дороги начнут ремонтироваться быстрее и лучше.

Как не попасть в яму?
Следите за погодой. Больше всего ям появляется, когда стрелка термометра пляшет возле нулевой отметки (вода тает днём и замерзает ночью).
Снижайте скорость перед лужами. Это полезно со всех точек зрения: меньше риск аквапланирования, ниже вероятность попадания в яму, да и пешеходы будут благодарны.
Увеличивайте дистанцию. Больше расстояние до впередиидущей машины — больше места для манёвра. Особенно в ночное время или дождливую погоду, когда видимость хуже.
Снижайте скорость, заметив признаки ремонта дороги. Обычно множество заплаток и наспех заделанных ям — верный признак того, что «у них тут гнездо». Вероятно, это участок с нестабильным грунтом или некачественно уложенным асфальтом. Поэтому новые колдобины могут появиться даже на недавно отремонтированном полотне.
Отпускайте педаль тормоза перед самой ямой. Так вы хоть и немного, но снизите нагрузку на подвеску.

Что делать, если вы попали в яму на дороге и повредили авто?

Поездки по дорогам страны больше напоминают экстремальное приключение, чем попытку добраться из пункта А в пункт Б. Проехав по “дырявому” покрытию уже 10-20 км, водитель вспоминает все плохие слова, которые он знал и даже придумывает новые. При этом дорожные службы не сильно стремятся исправить ситуацию, игнорируя иногда огромные ямы посреди дорожного полотна.

Ямы на дороге

Осторожность на дороге обязательна, но ведь и человек не робот. Стоит отвлечься на одну секунду, как автомобиль уже в пробоине. Итог не сложно предсказать – гнутый или разбитый обод, битая подвеска, поврежденная резина на колесе, деформированная полуось или прочие неприятности. Что делать в столь неприятной ситуации? Неужели нет шанса компенсировать полученный ущерб? – Есть, конечно. Главное – защищаться. Если вы попали в яму, обращайтесь к страховщикам или в суд. Процедура возмещения сложна и запутана, но ничего не делая, и денег не получить.

Какие повреждения дороги допустимы?

Для дорог общего пользования действуют нормативы в отношении допустимых ям и повреждений. Разработан даже специальный ГОСТ, в котором указаны главные моменты (номер – 50597-93). В этом документе приведена информация в отношении допустимых ям:

Если яма на дороге больше размером, то ее устранение обязательно за 5-10 дней. Здесь дорожные службы ориентируются на загрузку дороги, ее важность и так далее. Не стоит забывать и о гололедице. У ее устранения также имеются сроки – 4-6 часов.

Упомянуты в ГОСТе требования и в отношении рельс железной дороги или трамвайного полотна. Превышение металлических конструкций над дорогой допускается до двух сантиметров. В противном случае дорожные службы обязаны устранить проблему за два дня.

Отдельное внимание уделяется крышкам канализационный ям. Замена поврежденных люков (в идеале) проводится за три часа, а ненормированный подъем – за один день. Часто автолюбители замечают, что при таянии снегов исчезают крышки канализационных ям с дорог. Как показывает практика, в 90% случаев это не воровство, а преднамеренныйшаг коммунальных служб. Люки убираются, чтобы ускорить уход талой воды с дороги.

Знание упомянутого выше ГОСТа крайне полезно в вопросе защиты собственных прав. Обращайтесь в страховую или суд, если вы:

  • попали в яму размером, превышающий параметру, указанный в ГОСТе;
  • наткнулись на торчащую выше двух сантиметров над поверхностью дороги рельсу;
  • не смогли проехать через шесть часов после снегопада.

ДТП и страховка

Поврежденное колесо автомобиля, после попадания в яму

Чтобы разобраться в обязательствах страховой компании перед клиентами, стоит вспомнить определение ДТП. По сути. Это происшествие, в котором повреждение получило ТС, пострадали люди, грузы или конструкции, нанесен материальный или другойущерб. Следовательно, если вы попали в яму, то такой случай относится к страховым. При этом КАСКО должна покрывать ущерб.

Сама процедура оформления ДТП стандартна – вызов инспектора и страховщика, заявление и получение выплат. Далее страховая компания сама обращается к виновникамдля возмещения ущерба (пострадавшего этот момент уже не интересует). В роли виноватого, как правило, выступает организация, отвечающая за конкретный участок. Если правильно построить дело, то итогом станет «мировая», когда стороны довольны. Но возможны ситуации, когда проблема решается только через суд.

Как действовать, если вы попали в яму?

Теперь рассмотрим пошаговый алгоритм действий при повреждении автомобиля из-за открытого люка, ямы или другой проблемы, описанной ранее в статье.

1. Привлеките очевидцев

Если в результате ДТП люди не пострадали, займитесь сбором доказательств вины коммунальных служб. Здесь потребуются очевидцы. «Зрители» смогут в полной мере обрисовать картину событий, подтвердить информацию о скорости передвижения, соблюдаемых правилах и действиях водителя. Осмотритесь вокруг – понадобится помощь людей в киосках, пешеходов, других водителей и так далее. В случае если ситуацию с попаданием в яму никто не видел, то стоит найти людей, которые подтвердят последствия аварии. Показаний свидетеля о повреждениях машины суду хватит.

2. Зафиксируйте место ДТП

Звоните друзьям или родственникам с просьбой брать с собой видео- или фотокамеру инезамедлительно мчаться к месту событий. Чем подробнее зафиксирована ситуация, тем лучше. В крайнем случае, допускается фиксация события на мобильный телефон или фотоаппарат. Практика показывает, что четкие фото в разы повышают шансы на победу в разборках с дорожными компаниями. При этом не ограничивайтесь одним снимком – фотографируйте повреждение с разных сторон и расстояний. Это делается, чтобы «привязать» автомобиль к конкретной местности и доказать, что ДТП произошло там, где вы говорите.

Фото на средней дистанции – шанс дать информацию о длине тормозного пути, уровне опасности, наличии рядом знаков и других предметов. Фото на ближней дистанции дает информацию об общем состоянии дороги и уровне повреждений. Перед тем как делать фотографии, обязательно устанавливайте знаки аварийной остановки.

Дорожные знаки, предупреждающие о наличии ямы на дороге

Учтите! Ужасное состояние дороги – еще не гарантия компенсацию ущерба. Вас обвинят в неправильном режиме движения, превышении скорости, невнимательности, запоздалом торможении и так далее. В итоге делаются попытки свести ситуацию к тому, что вам никто не должен. Доказательства на руках – шанс подтвердить, что необходимые действия для исключения ДТП выполнены, а последствия налицо.

Что в этом отношении говорят ПДД? В правилах прописан пункт, согласно которого водитель обязан вести машину с учетом действующих ограничений по скорости, транспортного потока, присутствия негабаритного груза и погодных условий. Выбранный скоростной режим должен быть таким, чтобы гарантировать адекватную оценку состояния дорожного покрытия и вовремя нажать на тормоза. Если появилась опасность, то водитель обязан снизить скорость, и объехать препятствие.

Если вы попали в яму на дороге с нарушением правил, то эту «зацепку» используют в суде. Главное – доказать незаметность повреждения на дороги и невозможность заблаговременного обнаружения. Мол, вы нажали на тормоза сразу после обнаружения, но предотвратить ДТП не смогли. Видео и фотографии становятся доказательством слов.

Плюс для пострадавшего, когда колесо «поймало» яму после дождя. В такой ситуации пробоины закрыты водой, и обнаружить повреждение сложно даже при движении с минимальной скоростью. В такую погоду и происходит максимум аварий подобного рода. Практике известен случай, когда люк приоткрылся и стал перпендикулярно яме. Водительпропустил отверстие между колес, не заметив крышки. Итог – повреждение транспорта и водителя.

Что уже говорить за ночное время, когда видимость еще меньше. Если автомобили движутся «гуськом» друг за дружкой, то заметить препятствие итого сложнее – оно возникает перед глазами в последний момент. И если транспорт с высоким клиренсом пропустит «дефект» между колес, то легковой транспорт с этим вряд ли справится.

3. Вызовите сотрудников ГИБДД

Регистрируйте происшествие в органах государственной автоинспекции. При этом не затягивайте со звонком – набирайте номер инспектора сразу после обнаружения проблемы. Времени, пока работники ГИБДД соберутся на выезд и приедут на место событий, достаточно. Известны случаи, когда инспектора отказываются выезжать на такие событияи предлагают нарисовать схему событий самостоятельно. В такой ситуации стоит записать должность и ФИО инспектора, который отказал в прибытии на место событий. При этом вы вправе жаловаться в соответствующие инстанции, начиная от местного УВД и до прокуратуры.

Яма на дороге города

Запомните, что до составления схемы аварии покидать место происшествия запрещено. При этом схему стоит подписать у свидетелей (очевидцев, понятых). В случае приезда инспектора последний заставляет писать фразу, мол, невнимательно следил за дорожной обстановкой, двигался с нарушением скоростного режима и так далее. Держитесь стойко и не поддавайтесь на такие уговоры. Объяснение составляйте так, чтобы из него было ясно, что яма или другое повреждение возникло внезапно, и избежать ДТП не удалось.

Известны ситуации, когда сотрудник ГИБДД лично прописывает в справке, что водитель нарушил ПДД и ехал с недопустимой скоростью. В такой ситуации пишите жалобу на имя начальника ГАИ. В бумаге укажите, что обвинения необоснованны, а в качестве подтверждения слов приводите собранную доказательную базу.

4. Свяжитесь с дорожной службой

Переходите к требованию возмещения ущерба. Начинайте с определения виновника событий – дорожной службы. Для этого набирайте номер местного ГАИ и просите предъявить информацию по организации, которая несет ответственность за участок дороги. Если установить виновника не удалось, то в роли ответчика может выступать администрация города или района. В практике известны ситуации, когда ответчиками выступали до 7-10 компаний.

5. Оцените полученный ущерб

Если вы попали в яму на дороге с последующим повреждением кузова или других узлов машины, то без оценки ущерба не обойтись. Выбирайте независимого оценщика (таких организаций достаточно), и приглашайте на место событий заинтересованных лиц. Для оповещения последних рассылаются телеграммы с последующим уведомлением. Хороший вариант – личная передача бумаги с подтверждением вручения. Собственно, каким бы ни был метод оповещения, подтверждение обязательно.

Если проблема в поврежденной резине или деформированных дисках, то привлекать оценщика не обязательно – хватит и фиксации повреждений в справке ГАИ. Но здесь чем четче соблюдение требований закона, тем выше шансы доказать вину дорожных служб.

Проследите, чтобы «гости» оценочной процедуры поставили подписи в документе и подтвердили заключение эксперта. При наличии замечаний у членов «комиссии», они оглашаются и отражаются документально.

6. Досудебное урегулирование

Досудебное урегулирование – процедура, которая проводится уже после оценки повреждений. При желании допускается подача иска в суд без попытки решить вопрос ранее. Первый вариант актуален, если ущерб от ДТП минимален. В такой ситуации ответчику проще решить проблему полюбовно, чем дотягивать дело до судебной тяжбы. На этом этапе можно завершить процесс решения проблемы и перейти к вопросу транспортировки поврежденного автомобиля: заменить колесо, при незначитальном повреждении транспортного средства или вызвать эвакуатор, если повреждены внутренние узлы автомобиля. При отказе ответчика платить по счетам, без судебного разбирательства не обойтись.

7. При необходимости подайти иск в суд

Подача иска в суд происходит по месту жительства виновника. Если ответчиков группа,то разрешается выбрать любой из вариантов. Перед тем как оформлять исковое заявление, стоит уточнить размер госпошлины (она часто отличается).

Обращайте внимание на правильность составления искового заявления. Его стоит оформить грамотно, с учетом ссылок на действующие законы и правила. При отсутствии знаний и опыта стоит обратиться к профессиональным юристам. Последние помогают на всех этапах разбирательства и повышают шансы на успех.

Теперь вы знаете, как действовать, если попали в яму. Не бойтесь доказывать права, следуйте приведенному алгоритму, будьте внимательны к деталям и боритесь. При правильной организации процедур виновникам не отвертеться от расплаты.

Наезд на яму: получаем компенсацию за разбитое авто

Наезд на яму: получаем компенсацию за разбитое авто

Если автомобиль сломался из-за попадания в яму на дороге, водителю необходимо обратиться в местную администрацию и узнать, какая организация отвечает за качество дороги. Затем автолюбитель оценивает ущерб и направляет претензию ответственному лицу с требованием о его возмещении. Если ответа не поступит, или водителю откажут, то следует обращаться в суд с иском. Главное в подобной ситуации – правильно зафиксировать размер ямы и характер повреждений.

Ямы и ГОСТ

С каждым годом все больше водителей попадает в аварии из-за ям на дороге. Так, по статистике ГИБДД в 2018 году 25 % ДТП произошло из-за некачественных дорог, а в 2019 году – 33 %. То есть, каждый третий водитель рискует повредить машину из-за ямы или выбоины. Статистика учитывает только тех водителей, которые вызвали полицию и оформили ДТП. Поэтому число реальных потерпевших может быть больше.

Что делать, если попал в яму

Водитель должен включить аварийку, надеть светоотражающий жилет (в темное время суток вне города), выставить знак аварийной остановки и осмотреть место происшествия. При выходе из машины водителю стоит убедиться, что на дороге нет других авто.

Затем автовладельцу необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. В это время нужно сфотографировать место происшествия, чтобы было видно автомобиль и его повреждения, улицу или местность, где произошла авария, дорожные знаки и разметку. Также водитель должен измерить глубину, высоту и длину ямы на дороге, сфотографировать их с линейкой или рулеткой. Если нечем определить размер ямы, то ждите полицейского, который сделает нужные фото.

Если машина мешает проезжающим мимо авто, то следует убрать её с дороги. Также водителю нужно записать фамилии и имена очевидцев аварии, чтобы в дальнейшем они могли дать свои пояснения сотруднику ДПС.

На месте происшествия полицейский сначала составит схему аварии, в которой отразит:

  • участок дороги, улицы, населенного пункта, где произошла авария;
  • ограждения, тротуары, газоны, здания (при наличии);
  • положение автомобиля после ДТП, следы торможения, расположение поврежденных деталей и осколков;
  • размеры дорожной ямы (длина, ширина, глубина).

Если автолюбитель не будет согласен со схемой ДТП, то может указать свои замечания при подписании. Затем инспектор ГИБДД сфотографирует или снимет на видео место аварии, опросит водителя и очевидцев. Объяснения составляются в письменном виде и остаются у полицейского.

Также сотрудник ДПС составит акт о недостатках дороги и определение об отказе в возбуждении дела в отношении пострадавшего автовладельца. Это будет важным доказательством при возмещении, так как подтвердит, что водитель не виноват в повреждении машины.

На месте ДТП потерпевший вправе подать заявление полицейскому о привлечении обслуживающей организации к штрафу от 200 000 рублей до 300 000 рублей за несоблюдение требований по содержанию дорог.

Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Тулупов поясняет, что водитель может обратиться с иском, даже если не оформлял ДТП. В качестве доказательств следует предоставить видеозапись с места ДТП с датой и временем события, попросить суд допросить свидетелей произошедшего. Но эксперт отмечает: “Суд свободен в оценке доказательств, поэтому оформление ДТП сотрудниками полиции или только видеозапись не могут однозначно гарантировать удовлетворение или отказ в удовлетворении иска.”

К кому обратиться и как оценить ущерб

Если у водителя КАСКО, а попадание в яму прописано как страховой случай, то нужно получить возмещение у страховщика. При наличии только полиса ОСАГО страховая не выплачивает ущерб. Автовладельцу следует обратиться в местную администрацию, где точно дадут ответ, к кому предъявлять требование компенсировать вред.

Ведущий юрист “Европейской Юридической Службы” Юрий Тулупов поясняет, что для установления виновника нужно обратиться в местную администрацию: “Наличие люка не влияет на выбор ответственного лица. Это подтверждает судебная практика, например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2017 года по делу № А43-1830/2017”.

Сумму возмещения определяет оценщик, который составляет специальный отчет. При этом автовладельцу следует заранее уведомить обслуживающую организацию о времени и месте проведения оценки. Срок для уведомления в законе не предусмотрен, но лучше сделать это за 2 недели до оценки, чтобы сообщение успели доставить. Перед её началом желательно не ремонтировать машину. Так оценка окажется наиболее достоверной.

Оценка проводится даже без явки ответственной организации.

Как получить возмещение без суда

После оценки автовладельцу следует направить претензию в обслуживающую организацию. В ней нужно описать обстоятельства аварии, размер ямы, повреждения машины. К претензии необходимо приложить схему ДТП, объяснения очевидцев, фотографии аварии, отчет об оценке автомобиля. У обслуживающей организации есть 30 дней для ответа. Если она откажет в выплате или не ответит на претензию, то придется идти в суд.

Ведущий юрист “Европейской Юридической Службы” Юрий Тулупов говорит, что для возмещения вреда нужно обратиться в администрацию, чтобы узнать, какая организация отвечает за качество спорного участка дороги. Затем направить претензию (с оценкой ущерба у эксперта), при отказе в выплате подать иск в суд. В качестве доказательств предоставить видеозапись или свидетельские показания, добавляет эксперт: “Не исключено, что может потребоваться экспертиза для определения возможности получения повреждений при описанных обстоятельствах.”

Как взыскать ущерб через суд

Водителю нужно подать иск, где следует указать сведения из претензии, ответственную организацию, стоимость ремонта авто и требования о его возмещении. Также нужно приложить к иску:

  • свидетельство о госрегистрации и паспорт на автомобиль;
  • схему ДТП;
  • письменные объяснения очевидцев и водителя;
  • акт недостатков на дороге;
  • фотографии аварии;
  • претензию, ответ на неё и уведомления о направлении и получении претензии.

Кроме этого, иск оплачивается госпошлиной. Её сумма рассчитывается по правилам п. 1 ст. 333.19 НК. Водитель подает иск по адресу обслуживающей организации мировому судье при цене иска до 50 000 руб., в остальных случаях – в районный суд. Судебное разбирательство длится около 2 месяцев. Судья заслушает объяснения сторон, допросит свидетелей и специалистов, исследует письменные материалы и вынесет решение.

Ведущий юрист “Европейской Юридической Службы” Юрий Тулупов поясняет, что департамент будет надлежащим ответчиком, что подтверждает судебная практика (см. решение от 27 сентября 2018 года мирового судьи судебного участка № 1 Тутаевского судебного района Ярословской области по делу № 2-738/2018). Эксперт добавляет: “Возмещение морального вреда возможно только при причинении вреда здоровью, а не при повреждении автомобиля.”

Решение вступит в силу через месяц после его вынесения, затем будет передано приставам для исполнения. Если на решение поступит жалоба, то ущерб не будут взыскивать до тех пор, пока вышестоящий суд не рассмотрит жалобу.

Водитель получит компенсацию, даже если виновен в наезде на яму или люк. Это подтвердил Верховный суд. Так, в Брянске суды отказались присуждать водителю возмещение из-за результатов экспертизы, которая установила, что автовладелец попал в яму по своей вине. Но ВС отметил, что ДТП произошло ночью, а администрация не огородила яму, поэтому истец не мог избежать наезда. (Определение Верховного суда РФ от 06 августа 2019 года по делу № 83-КГ19-9).

Что делать, если попал в яму на дороге?

ДТП - попадание в яму

Каждый год в начале весны автовладельцы наблюдают одну и ту же картину. На дорогах, которые всего несколько месяцев назад были в неплохом состоянии, появляется огромное количество новых ям и выбоин. Процесс образования ям связан с большим количеством воды на дорогах и был рассмотрен в отдельной статье.

Сегодня же речь пойдет о том, что делать водителю, если его автомобиль попал в яму, пробил колесо или получил другие повреждения:

Самым распространенным повреждением автомобиля при попадании в яму является пробитое колесо. На втором месте – поврежденный колесный диск. Реже встречаются повреждения подвески и кузова.

Является ли попадание в яму ДТП?

В первую очередь рассмотрим, что представляет собой попадание в яму юридически. Пункт 1.2 ПДД:

“Дорожно-транспортное происшествие” – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Поскольку до попадания в яму автомобиль двигался, а в результате получил механические повреждения, попадание в яму является дорожно-транспортным происшествием. Поэтому для фиксации повреждений нужно вызывать не участкового сотрудника полиции, как в случае падения снега, а сотрудников ГИБДД.

Оформление документов при попадании в яму

ДТП открытый колодец

Если автомобиль получил механические повреждения и Вы хотите впоследствии отсудить деньги за ремонт автомобиля у дорожников, то нужно отнестись к оформлению ДТП с особым вниманием. Именно доказательства, собранные сразу же после происшествия, позволят Вам рассчитывать на удачный исход дела.

В данном случае самостоятельное оформление ДТП невозможно, т.к. в происшествии участвует только 1 автомобиль. Поэтому в первую очередь вызовите сотрудников ГИБДД. Это можно сделать, позвонив с мобильного телефона по номеру 102.

До приезда патрульного автомобиля у Вас будет достаточно времени на самостоятельный сбор доказательств:

1. Если у происшествия есть свидетели, то поторопитесь записать их координаты. Обычно свидетели очень быстро расходятся, поэтому через несколько минут найти их уже не удастся.

2. Сфотографируйте место происшествия. На фотографиях должны быть зафиксированы:

  • Адрес места происшествия (фотография автомобиля на фоне таблички с названием улицы и номером дома);
  • Автомобиль вместе с его государственным регистрационным знаком;
  • Видимые повреждения автомобиля;
  • Яма, которая послужила причиной аварии;
  • Отсутствие дорожных знаков и ограждений, предупреждающих о наличии ямы.

После этого ожидайте приезда сотрудников полиции для оформления документов о ДТП.

В процессе заполнения документов следите за тем, чтобы сотрудник зафиксировал на схеме наличие ямы, а также ее размеры. Кроме того, должно быть зафиксировано отсутствие ограждений и предупреждающих знаков.

Обратите внимание, требования к размерам ям на дороге регламентированы ГОСТ Р 50597-2017 “Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля”:

5.2 Покрытие проезжей части

5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В ГОСТ есть целая таблица, в которой указываются максимальные размеры повреждений.

Например, для отдельной выбоины, просадки или пролома максимальные размеры составляют: длина – 15 см, глубина – 5 см, площадь 0,06 м 2 .

Если автомобиль получил повреждения в яме, которая одновременно длиннее 15 см, глубже 5 см, и площадь которой больше 0,06 м 2 , то шансы выиграть в суде дело против дорожников очень хорошие.

С кем судиться, если пробил колесо на дороге?

В первую очередь нужно определить организацию, ответственную за обслуживание данного участка дороги. Такую информацию проще всего получить непосредственно у сотрудника ГИБДД, оформляющего ДТП.

Сотрудник ГИБДД должен выписать организации, ответственной за содержание дороги, протокол по части 1 статьи 12.34 КоАП, а судья наложить соответствующий штраф:

Статья 12.34. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

1. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Однако водителю важен не сам факт наложения штрафа, а реквизиты ответственной организации.

Проведение независимой экспертизы

Для взыскания стоимости ремонта следует провести независимую техническую экспертизу повреждений транспортного средства. В результате экспертизы будет определена стоимость ремонта.

Обратите внимание, на экспертизу следует пригласить представителя организации-ответчика.

Сделать это нужно в письменной форме, например, с помощью заказного письма. При этом не имеет значения, придет представитель на экспертизу или нет. Главное – уведомить о ее проведении.

Добровольное возмещение ущерба

После получения результатов экспертизы Вы можете направить организации-ответчику досудебную претензию с требованием о добровольном возмещении ущерба.

В письмо нужно вложить копии документов о дорожно-транспортном происшествии, а также копию документа с результатами независимой экспертизы. На данном этапе следует требовать возмещения не только стоимости ремонта, но и стоимости проведения независимой экспертизы.

На практике ущерб от попадания в яму на дороге довольно редко возмещают добровольно. Поэтому не стоит расстраиваться, если на этом этапе Вы получите отказ или не получите ничего.

Взыскание стоимости ремонта через суд

При обращении в суд владелец автомобиля должен оплатить государственную пошлину:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей – 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;
от 20 001 рубля до 100 000 рублей – 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;
от 100 001 рубля до 200 000 рублей – 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей – 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;
свыше 1 000 000 рублей – 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

Данная сумма впоследствии будет взыскана с ответчика, однако при обращении в суд оплатить ее придется самостоятельно.

Для взыскания стоимости ремонта автомобиля в суд нужно подать документы о дорожно-транспортном происшествии, а также результаты независимой экспертизы.

Как показывает практика, водители, которые оформили дорожно-транспортное происшествие, а затем решили довести дело до суда, в большинстве случаев возвращают деньги за ремонт автомобиля. Т.е. в финансовом плане справедливость можно восстановить.

Однако имейте в виду, что процесс может отнять приличное количество времени, которое будет потрачено на посещение различных организаций. Поэтому если повреждения небольшие и ремонт обошелся не дорого, то нет смысла тратить время на хождения по судам.

Как избежать попадания в яму?

На практике у водителя есть возможность взыскать деньги за ремонт автомобиля с дорожников, однако гораздо проще соблюдать меры предосторожности, которые позволят избежать повреждения автомобиля:

  • В первую очередь будьте внимательны при управлении автомобилем весной. Именно в это время года образуется огромное количество ям.
  • Если дорога покрыта водой, снизьте скорость до минимума. Это касается в том числе и хорошо знакомых дорог. Яма успевает образоваться на дороге в течение одного дня и если попасть в нее на большой скорости, можно не только пробить покрышку, но и вообще оторвать колесо. Небольшая скорость движения позволит свести ущерб к минимуму.
  • Не пытайтесь в последний момент объехать яму. Если водитель перед попаданием в яму отвернет руль в сторону, то он “загрузит” именно то колесо, которое попадет в яму. Это значительно увеличит силу удара и скорее всего приведет к повреждению покрышки. Лучше проехать через яму напрямую, чем неправильно загрузить одно из колес.

Соблюдение этих несложных правил позволит уберечь Ваш автомобиль. Однако если неприятность все же произошла и автомобиль получил повреждения в яме, то смело вызывайте ГИБДД и обращайтесь в суд.

Удачи на дорогах!

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Влетел в яму и повредил колесо. Как и у кого получить деньги на ремонт?

Число жалоб в подразделения ГИБДД на плохие дороги увеличилось втрое. Такие данные привел в эфире «Милицейской волны» заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России Олег Понарьин. За зиму дорожное полотно износилось, а с самого начала весны на магистралях и во дворах появилось огромное количество ям.

Чиновники Минтранса обещают реагировать на обращения граждан через мобильное приложение «Карта убитых дорог», которое вскоре будет интегрировано с информационной системой ведомства. Но обращаться за возмещением стоимости ремонта поврежденного в дорожной яме автомобиля по-прежнему придется самостоятельно.

С сентября прошлого года в России действует обновленный ГОСТ, регламентирующий допустимые размеры дорожных дефектов и временные рамки на устранение повреждений покрытия. Яма может иметь длину не более 15 см, глубину — не более 5 см, площадь — не более 60 кв. сантиметров. Если превышен любой из параметров, попавший в яму автомобилист имеет право на компенсацию от дорожников. Кроме того, закон регламентирует и четкие временные рамки на устранение повреждений покрытия: от 1 до 12 суток в зависимости от категории дороги.

Также ГОСТ регламентирует допустимые глубину и длину колеи (2 см и 7 м соответственно на участке полосы движения длиной 100 метров). Такие колеи должны устраняться в срок от 5 до 14 суток.

Чаще всего от повреждений дорожного покрытия страдают диски и шины. Стоимость правки стальных колесных дисков составляет несколько сотен рублей, а в случае с легкосплавными счет идет на тысячи. Например, в специализированных сервисах группы РЛД ремонт осевого смещения 17-дюймового диска обойдется в 2200 руб., а ремонт бокового повреждения колеса той же размерности — 2500 рублей. При этом фирменный колесный диск размерностью 17 дюймов может стоить от 10 до 20 тыс. рублей.

В более тяжелых случаях, объясняет технический эксперт сервиса CarFix Олег Чирков, можно повредить элементы подвески. «В зависимости от силы удара могут пострадать рычаг подвески, шаровая опора, рычаг и верхняя опора амортизатора, ШРУС, рулевой наконечник и тяга, а также рулевая рейка», — говорит специалист.

Замена рычага или ШРУСа обойдется в сумму от 2000 руб., амортизатора — около 1500 руб., рулевой рейки — от 3000 до 7000 руб. в зависимости от конструкции узла. Общая сумма ремонта с учетом запчастей может достигать нескольких сотен тысяч.

Автоюрист Сергей Смирнов утверждает, что оформлять повреждения автомобиля нужно так же, как при любом другом ДТП, но справок и документов при этом может потребоваться больше. Необходимо вызвать сотрудников ДПС, попытаться найти свидетелей и сделать фотографии места аварии.

«Дополнительно составляется протокол осмотра проезжей части, дорога и знаки проверяются на соответствие техническим стандартам. Если, например, размер ямы не соответствует ГОСТу или отсутствуют знаки, гаишники, как правило, сразу выносят решение о виновности дорожных служб. Они должны вынести постановление о привлечении к ответственности должностного лица или организации», — объясняет Смирнов.

Статьи 22 марта 2017 400 тысяч в яму: как возместить ущерб от плохих дорог

Новости 9 июля 2018 В России начнут быстрее заделывать ямы на дорогах

Юрист рекомендует обязательно сделать фотографии места ДТП и упомянуть их наличие в описании ДТП с указанием места и времени съемки. Также инспектор должен зафиксировать данные об освещенности участка, наличии предупредительных знаков и ограждений при проведении ремонтных работ. Пострадавшему нужно получить копии этих документов — они понадобятся при обращении за возмещением.

Следующий этап — при помощи эксперта нужно определить размер ущерба, причем на осмотр необходимо вызвать телеграммой представителей ответственной организации. Другой вариант — составить иск после ремонта с суммой фактически понесенных затрат, которые должны подтверждаться документами, но в этом случае ответчик вправе оспорить сумму.

Применить европротокол при отсутствии другого участника ДТП не получится, утверждает Сергей Смирнов. А вот ждать сотрудников ГИБДД на месте необязательно, добавляет юрист: «Сотрудники ДПС стараются не выезжать на простые аварии. Водитель может самостоятельно все зафиксировать, составить схему и сфотографировать место ДТП. Хорошо, если с собой окажется линейка или рулетка для измерения размеров ямы».

После зарисовки и фотографирования водитель должен отправиться на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД. При наличии полиса каско все зависит от условий договора, добавляет Смирнов. Юрист напоминает, что совсем без справок страховщики обычно возмещают либо самые простые повреждения, либо делают ремонт только одного кузовного элемента, а при попадании в яму часто возникают скрытые повреждения. Кроме того, договор страхования часто не покрывает повреждения шин и дисков.

Информацию о том, кто именно владеет дорогой, должны предоставить сотрудники ГИБДД, утверждает юрист. «Это может быть, например, местное жилхозяйство, федеральные трассы находятся в ведении Росавтодора, а за платные магистрали отвечает госкомпания «Автодор». Незакрытый или сломанный люк — зона ответственности Водоканала, переезды обслуживает РЖД», — перечисляет варианты Смирнов.

Требование о возмещении ущерба нужно направить именно той организации, в зоне ответственности которой произошло ДТП. Она может возместить ущерб как сама, так и через страховую компанию, в которой застрахована ответственность компании. Если же пострадавший имеет полис каско, то обращаться ему нужно к своему страховщику, который возьмет на себя дальнейшие хлопоты по разбирательству с ответчиком.

Если виновник не отвечает на претензии, придется обращаться в суд. Помимо справки о ДТП, акта осмотра дорожного полотна и результатов технической экспертизы, в суд нужно будет отправить исковое заявление и копию претензии, на которую ответчик не отреагировал.

В спорах с дорожными службами, рассказывает юрист, последние могут ссылаться на нарушение водителем пункта 10.1 ПДД, который предписывает ехать с учетом состояния дорожного полотна. Но для того, чтобы доказать вину водителя, необходимо проведение трасологической экспертизы, которая покажет, имел он техническую возможность избежать аварии или нет.

На практике, отмечает Сергей Смирнов, вину водителя доказать сложно, но подобные споры часто приводят к компромиссным судебным решениям. «Показания трасологической экспертизы, доказывающие, что водитель явно не учитывал дорожную обстановку и мог избежать аварии, заставят суд пересмотреть сумму выплаты. Скажем, если сумма ущерба машине составила 100 тыс., то суд может присудить к выплате лишь половину», — объясняет юрист.

Что делать если повредил машину на разбитой дороге?

Многие российские дороги, особенно, регионального и местного уровня, содержатся не в самом хорошем состоянии. Различные впадины, лужи, люки, ямы, создают неудобства при движении, провоцируют ДТП и могут нанести существенные повреждения не только транспортным средствам, но и людям. Не стоит ждать, когда ситуация с дорогами будет исправлена. Если имеет место факт происшествия, причиной которого стало плохое состояние покрытий дороги, автовладельцы должны понимать, как получить компенсацию и что для этого потребуется предпринять.

Является ли попадание в яму ДТП?

Любое происшествие на дороге следует рассматривать в первую очередь с точки зрения установленных и действующих норм права. Если обратиться к пункту 1.2 ПДД, то в нем дается понятие дорожно-транспортного происшествия.

Исходя из данной нормы можно выделить ключевые моменты:

  • автомобиль двигается по дороге, наступает событие с его участием;
  • в результате произошедшего, происходит гибель или ранение людей, повреждения транспортного средства или причиняется иной вид материального ущерба.

Так как автомобиль двигался по дороге до попадания в яму, после которого были получены механические повреждения, данный факт может расцениваться как ДТП. Для фиксации произошедшего необходимо вызвать на место событий сотрудников ГИБДД.

Допустимые повреждения дорог

Для дорог общего пользования действуют нормативы допустимых повреждений, включая образующиеся ямы. Требования содержаться в ГОСТ № 50597-93.

Согласно данного норматива, установлены критерии для ям на дорогах:

  • не более 15 см – длина углубления;
  • ширина впадины до 60 см;
  • глубин – не может превышать 5 см.

Если на дорожном покрытии обнаружена яма, размеры которой выходят за установленные рамки, компетентные службы должны устранить ее в течение 10 дней. Проводя ремонтные работы, в расчет должна браться загрузка дороги и погодные условия.

Указанный выше ГОСТ имеет распространение на ремонты железных дорог и трамвайных путей.

Особое внимание уделяется канализационным крышкам. Если на них имеются повреждения, замена должна производится в течение трех часов или не более суток. Часто, проблемы с коалиционными крышками встречаются в период таяния снегов. Автовладельцы замечают, что на отдельных местностях крышки попросту пропадают. Как правило, это не факты воровства, а работа коммунальщиков, убирающих специально люки, для быстрого схода снега.

Познания в нормах ГОСТов и иных нормативных актах, поможет при защите собственных прав, при обращении в страховые службы или судебные инстанции.

Работа страховой при ДТП

В результате дорожно-транспортного происшествия, автомобиль получает существенные повреждения, могут пострадать люди, наносится материальный или иной вид ущерба. Попадание транспортного средства в яму расценивается как факт ДТП, а значит, попадает под страховой случай. Важно понимать, что такое событие не входит в полис ОСАГО. Что касается КАСКО, нужно внимательно читать договор, возможно, даже расширенный полис не будет включать попадание в яму в качестве страхового случая.

Для получения положенной страховой компенсации, владелец транспортного средства должен действовать стандартно – вызвать дорожного инспектора и оповестить страховщика о наступлении случая. Страховая фирма сама инициирует обращение к виновнику, в роли которого выступает дорожная служба, отвечающая за данный участок дорожного покрытия.

Если случившееся не будет попадать под страховой случай, участник ДТП может сам обратиться к ответственному лицу.

Действия при попадании транспортного средства в яму

Пошаговый алгоритм включает следующие действия:

Поиск свидетелей (очевидцев)

Признать вину дорожных служб помогут очевидцы. Они смогут субъективно обрисовать картину случившегося, подтвердить факт наезда автомобиля на яму. Самое главное, на что смогут обратить внимание свидетели – водителем был соблюден скоростной режим и правила дорожного движения. В качестве наблюдателей смогут выступить простые пешеходы, другие водители, сотрудники близ находящихся магазинов офисов.

Фиксация места происшествия

Все произошедшее необходимо заснять на видео или сделать фото. Главное, подробнее зафиксировать произошедшее. Фото и видео должны быть четкого качества, на кадрах прослеживаться факт случившегося. Повреждения на транспортном средстве, имеющиеся на покрытии ямы снимаются со всех ракурсов. Чем больше кадров – тем лучше. Хорошо, если будет заснят общий план местности.

Съемка дистанций

Фиксируя среднюю дистанцию, водитель сможет сделать акцент на тормозной путь, уровень опасности, отсутствие рядом положенных знаков и пр. Ближняя дистанция покажет состояние дороге и уровень имеющихся повреждений. Важно помнить, что никакие фото и видео не помогут доказать правоту, если сам водитель нарушил действующие ПДД, касающихся ограничения скорости, соблюдения транспортного потока, погодных условий и пр. Водитель должен вести свой автомобиль на такой скорости, чтобы гарантировать должную оценку состояния дорожного покрытия и своевременно нажать на педаль тормоза. Находящийся за рулем субъект обязан снизить скорость и объехать видимое препятствие. Хорошо, если получится доказать незаметность повреждения и невозможность его обнаружения. Плюсом для многих водителей будут являться плохие погодные условия. Дождь или снег закрывают дорожное полотно, невозможно разглядеть имеющиеся ямы и провалы на пути. Машина может легко наехать колесом на повреждение или открытый люк.

Вызов сотрудников ГИБДД

Регистрация произошедшего должна производится не только водителем, но и компетентными службами. Попав в ДТП следует незамедлительно вызвать инспекторов. Пока служба будет добираться до места происшествия, водитель сможет провести фиксация и побеседовать с очевидцами. Бывают случаи, когда ГИБДД отказывается выезжать на такого рода происшествия и предлагают прорисовать схему самостоятельно. Такой расклад не правильный. Нужно записать должность и ФИО инспектора, давшего отказ на прибытие. Дальше можно пожаловаться в вышестоящие инстанции. Водитель должен помнить – покидать место происшествия до зарисовки схемы строго запрещено. Составленный схематический план нужно подписать у рядом стоящих очевидцев. Если прибывший инспектор будет требовать указать в протоколе, что управляющий транспортным средством невнимательно следил за дорожной обстановкой, в результате чего наступило ДТП, не следует идти на поводу. Нужно дать объяснения таким образом, чтобы стало ясно – яма или иное дорожное повреждение возникло внезапно, избежать наезда или столкновения не удалось. Если сотрудник ГИБДД сам пропишет фразу в справке о том, что водитель нарушил действующие правила и не соблюдал скоростной режим, потребуется составить жалобу на имя начальника дорожной инспекции, указав, что выдвинутые обвинения необоснованные и не подтвержденные.

Оповестить дорожную службу

Именно от необходимо требовать возмещения ущерба. Узнать, кто отвечает за данный участок дороги можно в том же ГИБДД. Если установить виновника не получается, к ответственности можно привлечь местную администрацию города или района. Может быть и такое, что ответчиками по делу выступят около 5-8 компании.

Оценка нанесенного ущерба

Если в результате попадания в яму средство передвижения получило повреждения, без оценки никак не обойтись. Необходимо подыскать независимого оценщика и вызвать на место происшествия. Привлекать службу оценки не потребуется, если речь идет о повреждениях резины или деформации колесных дисков. Здесь будет достаточно фиксации повреждения со стороны ГИБДД. Чем больше документов будет собрано, те шанс на получение компенсации и привлечении дорожных служб к ответственности больше.

Мирное урегулирование вопроса

После проведения оценки следует досудебное урегулирование вопроса. Чаще всего такой подход применяется, если цена ущерба не слишком велика. Вопрос можно решить быстро и мирно, не прибегая к судебным разбирательствам. Если производился несущественный ремонт авто, замена колеса или покраска кузова, виновнику отправляется претензия, с приложением платежных бумаг, указывающих на понесенные расходы. Если ответчик адекватно отреагирует на выдвигаемые требования, ущерб будет возмещен и вопрос закрыт.

Обращение в суд

Как показывает практика, дорожные службы редко признают свою вину, даже на нее указывают все обстоятельства дела. Судебные тяжбы для них привычное дело. Пострадавшему лицу следует понимать, что судебный процесс может затянуться надолго и даже если его требования будут удовлетворены, получить компенсацию сразу не получится. В любом случае, к процессу следует готовиться грамотно, собрать все имеющие документы, справки, доказательства, правильно выстроить структуру иска. Не нужно писать много «воды», все указывается только по делу Желательно делать ссылки на законы, включая ГОСТы, местные нормативные акты. Немало важно правильно определить ответчика по делу, иначе время будет упущено в пустую. Лучше, если пострадавшее лицо прибегнет к помощи юриста, имеющего опыт по таким делам. Он подготовит иск надлежащим образом и правильно выскажет позицию в суде. При положительном решении, с виновника можно будет взыскать все судебные расходы.

Итоги

Любое дорожное происшествие – мало приятная ситуация. Главное, сохранять спокойствие и трезво оценивать ситуацию. Не надо впадать в панику. Все делается четко по схеме, внимательно, с фиксацией всех деталей. От логически выстроенных действий зависит как дальше повернется дело – будет выплачена компенсация или во всех требованиях будет отказано, из-за недостаточности доказательств и правильной фиксации случившегося. Ем больше будет собрано фактов, документов, приведено доводов в собственную пользу, тем шанс на получение возмещения становится больше. В любом случае, управляя транспортным средством, нужно проявлять особую бдительность на дороге и соблюдать скоростной режим, особенно, в плохие погодные условия и ночное время суток.

Ссылка на основную публикацию