Виды третейских судов и порядок образования

О третейских судах

Наряду с системой государственных арбитражных судов в России развивается относительно новая система разрешения гражданско-право вых споров – третейские суды. Их деятельность в настоящий момент регулируется в том числе Федеральным законом от 24.07.2002 N 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации” (далее – Закон о третейских судах), который с момента принятия претерпел лишь незначительные изменения несмотря на множество претензий со стороны бизнес-сообществ а. Пробелы, оставшиеся в Законе, были заполнены судебной практикой. В настоящий момент подписан и с1 сентября 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации” (далее – Закон об арбитраже). Данный ФЗ определяет порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство) .

Закон об арбитраже содержит новый понятийный аппарат в сфере привычного третейского разбирательства, а также более основательную и детальную проработку арбитражного соглашения, процедуры введения арбитража, а также процедуры создания постоянно действующих третейских судов.

Закон об арбитраже вводит новые понятия и корректирует уже существующие (ст. 2 Закона об арбитраже). Например, понятия “арбитраж” и “третейское разбирательство” указаны в нем как синонимы и подразумевают процесс разрешения спора третейским судом и принятия им решения (арбитражного решения). Важно отметить, что теперь третейским судом будет называться единоличный арбитр или коллегия арбитров, которые рассматривают конкретное дело, а не постоянно действующий орган, созданный для рассмотрения споров.

Планируется, что с сентября 2016 года все третейские суды в России заменят арбитражные учреждения. Именно они будут на постоянной основе обеспечивать арбитраж в том числе по выбору, назначению или отводу арбитров, ведению делопроизводства и распределению арбитражных сборов.

В Законе об арбитраже закрепляются новые принципы арбитража, а именно:

– принцип независимости и беспристрастност и арбитров;

– принцип состязательности сторон;

– принцип равного отношения к сторонам.

Необходимо отметить, что главной новеллой Закона об арбитраже считается новая процедура создания постоянно действующего арбитражного учреждения, которое можно будет создать только при некоммерческой организации (далее НКО) (ранее это могло быть и просто ООО либо любая коммерческая организация).

Наименование постоянно действующего арбитражного учреждения должно содержать указание на полное или сокращенное наименование некоммерческой организации, при которой оно создано. Это правило не распространяется только на Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышле нной палате РФ. Образовать одно арбитражное учреждение при двух и более НКО никто не сможет.

Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства РФ, принимаемым в установленном им порядке, на основании рекомендации совета по совершенствовани ю третейского разбирательства. Кроме того, требования к НКО, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, стали более серьезными и закреплены в Законе об арбитраже. В частности:

– требование достоверности представленной информации об НКО и о ее учредителях (участниках);

– у НКО должны быть репутация, масштаб и характер деятельности, которые позволят ей обеспечить высокий уровень организации деятельности арбитражного учреждения, а также осуществление НКО деятельности, направленной на развитие арбитража в России;

– НКО должны вести и публиковать рекомендованный ими список арбитров не менее чем из 30 человек, при этом один арбитр не может входить в списки более трех арбитражных учреждений.

Важная часть в Законе об арбитраже касается ответственности вплоть до полного прекращения деятельности арбитражного учреждения по решению компетентного суда и по предписанию Минюста России (ч. 1, ч. ч. 3 – 4 ст. 48 Закона об арбитраже).

Закон об арбитраже вводит полноценный институт единых и независимых органов содействия и контроля в отношении арбитража: такие функции будут выполняться государственными судами Российской Федерации. В соответствии с поправками в АПК РФ и ГПК РФ сторонам третейского разбирательства предоставлено право обращения в государственные суды РФ (арбитражные суды РФ) за разрешением вопросов:

– о назначении арбитра по заявлению любой стороны;

– о рассмотрении заявления об отводе арбитра;

– о рассмотрении заявления о прекращении полномочий арбитра.

При этом определение, вынесенное государственным судом РФ в рамках оказания содействия третейским судам, является окончательным и обжалованию не подлежит. Государственные суды по-прежнему будут рассматривать дела об оспаривании арбитражных решений, если только стороны заранее соглашением не предусмотрели, что оно является окончательным, а также о выдаче исполнительных листов на принудительное их исполнение.

Третейские суды, создаваемые для рассмотрения конкретного дела, сохранятся, однако они не будут заниматься корпоративными спорами. Корпоративные споры, на которые есть указание в Законе об арбитраже, могут рассматриваться в рамках арбитража.

Закон об арбитраже прямо устанавливает арбитрабельность споров, которые связаны с созданием юридического лица в РФ, управлением им или участием в юридическом лице, сторонами которых являются учредители, участники, члены юридического лица и само юридическое лицо за некоторыми исключениями.

Такие споры могут быть переданы в третейский суд при одновременном соблюдении следующих условий:

– юридическое лицо, все участники юридического лица, иные лица, которые являются истцами или ответчиками, заключили третейское соглашение;

– арбитраж проводится под администрировани ем постоянно действующего арбитражного учреждения;

– в арбитражном учреждении утверждены правила рассмотрения корпоративных споров;

– местом арбитража является Российская Федерация.

Из общего правила арбитрабельности корпоративных споров будут исключены такие категории споров, как:

– о созыве общего собрания участников юридического лица (п. 7 ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ);

– споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями (п. 9 ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ);

– споры, связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и т.д. (п. 2 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ);

– споры в отношении обществ, имеющих стратегическое значение (п. 3 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ);

– споры, связанные с выкупом акций обществом и со сделками с заинтересованнос тью (п. 4 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ);

– споры, связанные с исключением участников юридических лиц (п. 5 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ).

Третейские суды в РФ: понятие, виды, компетенция, порядок образования

Деятельность третейских судов ранее регламентировалась Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации”. Однако с 1 сентября 2016 года нормы данного документа не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ (ч. 7 ст. 52 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ).

См. также “Правила арбитража внутренних споров” (приложение 3 к Приказу ТПП РФ от 11.01.2017 N 6)

ВНИМАНИЕ! С 1 ноября 2017 года для администрирования арбитража необходимо наличие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. В отсутствие данного права учреждение, например, не может назначать или отводить арбитров, вести делопроизводство, собирать и распределять арбитражные сборы. Постоянно действующие арбитражные учреждения и третейские суды, не получившие права администрировать арбитраж, не могут осуществлять эту деятельность (см. Информацию Минюста РФ от 01.11.2017 “Закончился переходный период реформы арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации”.

Деятельность третейских судов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 29.12.2015 N 382-ФЗ “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации”.

Третейский суд (арбитраж) — институт самоурегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров.

Согласно п. 16 ст. 2 ФЗ “Об арбитраже. ” третейский суд – единоличный арбитр или коллегия арбитров ( третейских судей), под которыми понимаются физические лица, избранные сторонами или избранные (назначенные) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом.

Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской.

Согласно закону сторонами арбитража могут быть:

    1. организации – юридические лица;
    2. граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями;
    3. физические лица:
      • которые п редъявили исковое заявление в порядке арбитража в защиту своих прав и интересов либо
      • к которым предъявлен иск в порядке арбитража, а также
      • которые присоединились к арбитражу корпоративных споров в качестве их участников в предусмотренных Федеральным законом случаях.

      Виды третейских судов и порядок их образования

      Виды третейских судов

      Постоянно действующее арбитражное учреждение – подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража.

      В Российской Федерации постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях.

      Постоянно действующее арбитражное учреждение (кроме Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ) вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства Российской Федерации (ст. 44 ФЗ).

      Не допускается создание постоянно действующих арбитражных учреждений:

      • органами государственной власти и органами местного самоуправления;
      • государственными и муниципальными учреждениями;
      • государственными корпорациями, государственными компаниями;
      • политическими партиями и религиозными организациями;
      • адвокатскими образованиями и нотариальными палатами.

      Не допускается создание одного постоянно действующего арбитражного учреждения одновременно при двух и более некоммерческих организациях.

      Компетенция постоянно действующего арбитражного учреждения

      Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять только те виды деятельности по администрированию арбитража, которые указаны в правилах постоянно действующего арбитражного учреждения. При этом под администрированием арбитража понимается выполнение функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе

        1. по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров,
        2. ведению делопроизводства,
        3. организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора .
        Виды деятельности по администрированию арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением:
        1. администрирование международного коммерческого арбитража;
        2. администрирование арбитража внутренних споров;
        3. выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, в том числе функций по назначению арбитров, разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров, при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, без общего администрирования спора.

        Стороны могут своим соглашением поручить выполнение отдельных функций по администрированию арбитража постоянно действующему арбитражному учреждению, правилами которого предусмотрено осуществление этих видов деятельности. При этом выполнение указанных отдельных функций по администрированию спора постоянно действующим арбитражным учреждением при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, не влечет за собой признание такого арбитража в целом администрируемым со стороны указанного учреждения .

        Запрещается выполнение отдельных функций по администрированию арбитража организацией, не получившей в соответствии с настоящим Федеральным законом права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

        Третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, – третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения (за исключением возможного выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража).

        Порядок образования третейских судов

        Согласно ст. 11 ФЗ от 29.12.2015 N 382-ФЗ “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации” стороны арбитража могут определять по своему усмотрению число арбитров, при этом, если иное не указано в федеральном законе, число арбитров должно быть нечетным .

        Если стороны арбитража не определят число арбитров, назначаются 3 арбитра .

        В отсутствие соглашения сторон применяются следующие правила:

        1) при арбитраже с тремя арбитрами:

          • каждая сторона избирает одного арбитра и
          • два назначенных арбитра избирают третьего.

        Если сторона не изберет арбитра в течение 1 месяца по получении просьбы об этом от другой стороны или если два арбитра в течение одного месяца с момента их избрания не договорятся об избрании третьего арбитра, по заявлению любой стороны назначение производится компетентным судом.

        2) при арбитраже с единоличным арбитром:

          • если стороны арбитража не придут к соглашению об избрании арбитра, по просьбе любой стороны назначение производится компетентным судом.

          При назначении арбитра компетентный суд учитывает

            1. любые требования, предъявляемые к арбитру соглашением сторон, и
            2. такие соображения, которые могут обеспечить назначение независимого и беспристрастного арбитра.

            Если с тороны не договорились об ином, арбитр, разрешающий спор единолично (в случае коллегиального разрешения спора – председатель третейского суда), должен соответствовать одному из следующих требований:

              • иметь высшее юридическое образование, подтвержденное выданным на территории Российской Федерации дипломом установленного образца;
              • иметь высшее юридическое образование, подтвержденное документами иностранных государств, признаваемыми на территории Российской Федерации.
              Арбитром не может быть физическое лицо :
                1. не достигшее возраста двадцати пяти лет, недееспособное лицо или лицо, дееспособность которого ограничена;
                2. имеющее неснятую или непогашенную судимость;
                3. полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью;
                4. которое в соответствии с его статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) арбитром.

                Компетенция третейского суда

                Ст. 16 ФЗ “Об арбитраже. ” устанавливает право третейского суда на принятие постановления по вопросу о своей компетенции .

                Третейский суд может сам принять постановление о своей компетенции, в том числе по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения.

                ВАЖНО! Арбитражная оговорка, являющаяся частью договора, признается соглашением, не зависящим от других условий договора. Принятие арбитражного решения о том, что договор недействителен, само по себе не влечет недействительность арбитражного соглашения.

                Заявление об отсутствии у третейского суда компетенции может быть сделано соответствующей стороной арбитража не позднее представления ею первого заявления по существу спора. По данному заявлению принимается постановление

                • либо как по вопросу предварительного характера,
                • либо в решении по существу спора.

                Постановление третейского суда по вопросу предварительного характера, что он обладает компетенцией, может быть оспорено в течение 1 месяца после получения уведомления о принятии этого постановления в компетентном суде.

                Если стороны не договорились об ином, третейский суд по заявлению любой стороны может распорядиться о принятии какой-либо стороной обеспечительных мер , которые он считает необходимыми. Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с указанными мерами. Постановления и иные процессуальные акты третейского суда о принятии обеспечительных мер подлежат выполнению сторонами.

                Виды третейских судов и порядок образования

                О третейских судах в Российской Федерации

                (с изменениями на 8 декабря 2020 года)

                Документ с изменениями, внесенными:

                Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 168, 30.07.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);

                Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 382-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2015, N 0001201512290042) (вступил в силу с 1 сентября 2016 года);

                Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2018, N 0001201811280063) (о порядке вступления в силу см. статью 21 Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ);

                Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2020, N 0001202012080096).

                Принят
                Государственной Думой
                21 июня 2002 года

                Одобрен
                Советом Федерации
                10 июля 2002 года

                ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

                1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации.

                2. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства (далее также – стороны) передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

                3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.

                4. Если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок образования и деятельности третейских судов, чем предусмотренный настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

                Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

                В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

                третейский суд – постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее – третейский суд для разрешения конкретного спора);

                третейский судья – физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;

                третейское разбирательство – процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом;

                третейское соглашение – соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;

                правила постоянно действующего третейского суда – уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией – юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд;

                правила третейского разбирательства – нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;

                стороны третейского разбирательства – организации – юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее – граждане-предприниматели), физические лица (далее – граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;

                компетентный суд – арбитражный суд субъекта Российской Федерации, районный суд в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным законодательством Российской Федерации.

                (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2019 года Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

                Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов

                1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

                2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом “Об организованных торгах”, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях – юридических лицах.

                (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

                Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

                3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация – юридическое лицо:

                1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

                2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

                3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

                4. Организация – юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

                5. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям пунктов 1, 2, 4 и 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9, статьи 11, пунктов 1 и 2 статьи 13, статьи 14 настоящего Федерального закона. Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения статей 8-14 настоящего Федерального закона.

                6. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

                Статья 4. Получение документов и иных материалов

                1. Документы и иные материалы направляются сторонам в согласованном ими порядке и по указанным ими адресам.

                2. Если стороны не согласовали иной порядок, то документы и иные материалы направляются по последнему известному месту нахождения организации, являющейся стороной третейского разбирательства, или месту жительства гражданина-предпринимателя либо гражданина, являющегося стороной третейского разбирательства, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию доставки указанных документов и материалов. Документы и иные материалы считаются полученными в день их доставки, хотя бы адресат по этому адресу не находится или не проживает.

                Статья 5. Передача спора на разрешение третейского суда

                1. Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.

                2. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

                3. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска и если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт дополнен с 11 февраля 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 8-ФЗ – см. предыдущую редакцию).

                4. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

                5. Спор не может быть передан на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки (пункт дополнительно включен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ).

                Статья 6. Нормы, применяемые третейским судом при разрешении споров

                1. Третейский суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

                2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

                2_1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

                3. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.

                4. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

                Статья 6_1. Применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в третейском суде

                1. Применение процедуры медиации допускается на любой стадии третейского разбирательства.

                2. В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить третейскому суду соответствующее ходатайство. При этом стороны должны представить суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме и соответствующее требованиям, предусмотренным Федеральным законом “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”.

                3. В случае, если третейскому суду представлено соглашение, указанное в пункте 2 настоящей статьи, суд выносит определение о проведении сторонами процедуры медиации.

                4. Срок проведения процедуры медиации устанавливается по соглашению сторон в порядке, установленном Федеральным законом “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”, и указывается в определении третейского суда. На этот срок третейское разбирательство откладывается.

                5. Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным настоящим Федеральным законом.

                (Статья дополнительно включена с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ)

                ГЛАВА II. ТРЕТЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

                Статья 7. Форма и содержание третейского соглашения

                1. Третейское соглашение заключается в письменной форме, если иная форма третейского соглашения не предусмотрена настоящим Федеральным законом или иным федеральным законом. Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.

                (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

                1_1. Соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда может быть включено в правила организованных торгов, правила клиринга, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое соглашение является третейским соглашением участников организованных торгов, сторон договора, заключенного на организованных торгах в соответствии с правилами организованных торгов, или участников клиринга.

                (Пункт дополнительно включен с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ)

                2. При несоблюдении правил, предусмотренных пунктами 1 и 1_1 настоящей статьи, третейское соглашение является незаключенным.

                (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

                3. Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий третейский суд правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения.

                ГЛАВА III. СОСТАВ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

                Статья 8. Требования, предъявляемые к третейскому судье

                1. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

                2. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

                3. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

                4. Третейским судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством.

                5. Третейским судьей не может быть физическое лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности.

                6. Третейским судьей не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью.

                7. Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.

                Статья 9. Число третейских судей

                1. Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным.

                2. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи.

                Третейский суд

                Российское законодательство далеко от идеала, поэтому с целью усовершенствования в него регулярно вносятся различные изменения.

                Новшество внес изданный Федеральный закон от 29.12.2015 г. №382-ФЗ , регулирующий деятельность третейских судов.

                Понятие

                Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности.

                В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

                При рассмотрении спорного вопроса используются не только нормы законодательства РФ, но и договоренность между сторонами, которая оформляется письменным договором или соглашением между участниками.

                Какие дела рассматривают?

                В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

                В большинстве случаев это дела:

                • о взыскании долгов;
                • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
                • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

                Третейский судья

                К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими:

                • возраст судьи должен быть не менее 25 лет;
                • арбитром может стать только дееспособное лицо;
                • требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

                На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

                При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

                Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

                Решение третейского суда

                Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.

                Оспаривание

                Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.

                Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

                Решение могут отменить по следующим основаниям:

                • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
                • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
                • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

                Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

                Преимущества и недостатки

                Что такое третейский суд?

                Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

                • судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;
                • можно выбрать место рассмотрения спора;
                • еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
                • можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;
                • срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;
                • гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;
                • полная конфиденциальность рассмотрения дела.

                Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

                • решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
                • оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться;
                • правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
                • в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

                Палата третейского суда

                Существует международный действующий арбитражный орган — Постоянная палата третейского суда, созданная специально для мирного разрешения международных споров.

                В основном она специализируется на коммерческих и финансовых конфликтах.

                Изменения с 2020 года

                С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.

                На начало 2020 г. действующими являются:

                • Институт современного инструктажа;
                • Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей»;
                • Международный коммерческий арбитражный суд;
                • Морская арбитражная комиссия.

                Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

                Резюме

                Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.

                Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

                Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 102-ФЗ

                1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации.

                2. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства (далее также – стороны) передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

                3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.

                4. Если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок образования и деятельности третейских судов, чем предусмотренный настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

                Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

                В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

                третейский суд – постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее – третейский суд для разрешения конкретного спора);

                третейский судья – физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;

                третейское разбирательство – процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом;

                третейское соглашение – соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;

                правила постоянно действующего третейского суда – уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией – юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд;

                правила третейского разбирательства – нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;

                стороны третейского разбирательства – организации – юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее – граждане-предприниматели), физические лица (далее – граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;

                компетентный суд – арбитражный суд субъекта Российской Федерации, районный суд в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ)

                Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов

                1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

                2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом “Об организованных торгах”, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях – юридических лицах. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

                Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

                3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация – юридическое лицо:

                1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

                2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

                3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

                4. Организация – юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

                5. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям пунктов 1, 2, 4 и 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9, статьи 11, пунктов 1 и 2 статьи 13, статьи 14 настоящего Федерального закона. Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения статей 8 – 14 настоящего Федерального закона.

                6. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

                Статья 4. Получение документов и иных материалов

                1. Документы и иные материалы направляются сторонам в согласованном ими порядке и по указанным ими адресам.

                2. Если стороны не согласовали иной порядок, то документы и иные материалы направляются по последнему известному месту нахождения организации, являющейся стороной третейского разбирательства, или месту жительства гражданина-предпринимателя либо гражданина, являющегося стороной третейского разбирательства, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию доставки указанных документов и материалов. Документы и иные материалы считаются полученными в день их доставки, хотя бы адресат по этому адресу не находится или не проживает.

                Статья 5. Передача спора на разрешение третейского суда

                1. Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.

                2. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

                3. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска и если иное не предусмотрено федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 07.02.2011 № 8-ФЗ)

                4. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

                5. Спор не может быть передан на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки. (Пункт введен – Федеральный закон от 27.07.2010 № 194-ФЗ)

                Статья 6. Нормы, применяемые третейским судом при разрешении споров

                1. Третейский суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

                2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

                21. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Пункт введен – Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

                3. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.

                4. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

                Статья 61. Применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в третейском суде

                1. Применение процедуры медиации допускается на любой стадии третейского разбирательства.

                2. В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить третейскому суду соответствующее ходатайство. При этом стороны должны представить суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме и соответствующее требованиям, предусмотренным Федеральным законом “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”.

                3. В случае, если третейскому суду представлено соглашение, указанное в пункте 2 настоящей статьи, суд выносит определение о проведении сторонами процедуры медиации.

                4. Срок проведения процедуры медиации устанавливается по соглашению сторон в порядке, установленном Федеральным законом “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”, и указывается в определении третейского суда. На этот срок третейское разбирательство откладывается.

                5. Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным настоящим Федеральным законом.

                (Статья введена – Федеральный закон от 27.07.2010 № 194-ФЗ)

                ГЛАВА II. ТРЕТЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

                Статья 7. Форма и содержание третейского соглашения

                1. Третейское соглашение заключается в письменной форме, если иная форма третейского соглашения не предусмотрена настоящим Федеральным законом или иным федеральным законом. Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

                11. Соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда может быть включено в правила организованных торгов, правила клиринга, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое соглашение является третейским соглашением участников организованных торгов, сторон договора, заключенного на организованных торгах в соответствии с правилами организованных торгов, или участников клиринга. (Пункт введен – Федеральный закон от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

                2. При несоблюдении правил, предусмотренных пунктами 1 и 11 настоящей статьи, третейское соглашение является незаключенным. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

                3. Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий третейский суд правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения.

                ГЛАВА III. СОСТАВ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

                Статья 8. Требования, предъявляемые к третейскому судье

                1. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

                2. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

                3. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

                4. Третейским судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством.

                5. Третейским судьей не может быть физическое лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности.

                6. Третейским судьей не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью.

                7. Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.

                Статья 9. Число третейских судей

                1. Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным.

                2. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи.

                3. Если правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей, то избираются (назначаются) три третейских судьи.

                Статья 10. Формирование состава третейского суда

                1. Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи).

                2. В постоянно действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда.

                3. В третейском суде для разрешения конкретного спора формирование состава третейского суда производится в порядке, согласованном сторонами.

                4. Если стороны не договорились об ином, то формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится в следующем порядке:

                1) при формировании состава третейского суда, состоящего из трех третейских судей, каждая сторона избирает одного третейского судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего третейского судью.

                Если одна из сторон не избирает третейского судью в течение 15 дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных третейских судьи в течение 15 дней после их избрания не избирают третьего третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда;

                2) если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании третейского судьи стороны в течение 15 дней не избирают третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда.

                Статья 11. Основания для отвода третейского судьи

                Отвод третейскому судье может быть заявлен в случаях несоблюдения требований, предусмотренных статьей 8 настоящего Федерального закона.

                Статья 12. Порядок отвода третейского судьи

                1. В случае обращения к какому-либо физическому лицу в связи с его возможным избранием (назначением) третейским судьей указанное лицо должно сообщить о наличии обстоятельств, являющихся основаниями для его отвода в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

                В случае, если указанные обстоятельства возникли во время третейского разбирательства, третейский судья должен без промедления сообщить об этом сторонам и заявить самоотвод.

                2. Сторона может заявить отвод избранному ею третейскому судье в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона только в случае, если обстоятельства, являющиеся основаниями для отвода, стали известны стороне после избрания ею отводимого третейского судьи.

                3. В постоянно действующем третейском суде процедура отвода третейского судьи может быть определена правилами постоянно действующего третейского суда.

                4. В третейском суде для разрешения конкретного спора процедура отвода третейского судьи может быть согласована сторонами.

                5. Если процедура отвода третейского судьи не согласована сторонами или не определена правилами постоянно действующего третейского суда, то письменное мотивированное заявление об отводе третейского судьи должно быть подано стороной в течение пяти дней после того, как стороне стало известно о том, что состав третейского суда сформирован и есть основания для отвода третейского судьи в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

                Если третейский судья, которому заявлен отвод, не берет самоотвод или другая сторона не согласна с отводом третейского судьи, то вопрос об отводе третейского судьи разрешается другими третейскими судьями, входящими в состав третейского суда, в десятидневный срок с момента получения письменного мотивированного заявления стороны. Вопрос об отводе третейского судьи, разрешающего спор единолично, разрешается этим третейским судьей.

                Статья 13. Прекращение полномочий третейского судьи

                1. Полномочия третейского судьи могут быть прекращены по соглашению сторон, в связи с самоотводом третейского судьи или отводом третейского судьи по основаниям, предусмотренным статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, а также в случае смерти третейского судьи.

                2. Полномочия третейского судьи прекращаются после принятия решения по конкретному делу. В случаях, предусмотренных статьями 34 – 36 настоящего Федерального закона, полномочия третейского судьи возобновляются, а затем прекращаются после совершения процессуальных действий, предусмотренных указанными статьями.

                3. Основаниями для прекращения полномочий третейского судьи по соглашению сторон, а также для самоотвода третейского судьи являются юридическая или фактическая неспособность третейского судьи участвовать в рассмотрении спора, иные причины, по которым третейский судья не участвует в рассмотрении спора в течение неоправданно длительного срока.

                Статья 14. Замена третейского судьи

                В случае прекращения полномочий третейского судьи другой третейский судья избирается (назначается) в соответствии с правилами, которые применялись при избрании (назначении) заменяемого третейского судьи.

                ГЛАВА IV. РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗРЕШЕНИЕМ СПОРА В ТРЕТЕЙСКОМ СУДЕ

                Статья 15. Состав расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде

                1. Расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, включают:

                гонорар третейских судей;

                расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в т

                Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

                • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 – 6.1)
                  • Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
                  • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
                  • Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов
                  • Статья 4. Получение документов и иных материалов
                  • Статья 5. Передача спора на разрешение третейского суда
                  • Статья 6. Нормы, применяемые третейским судом при разрешении споров
                  • Статья 6.1. Применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в третейском суде
                  • Статья 7. Форма и содержание третейского соглашения
                  • Статья 8. Требования, предъявляемые к третейскому судье
                  • Статья 9. Число третейских судей
                  • Статья 10. Формирование состава третейского суда
                  • Статья 11. Основания для отвода третейского судьи
                  • Статья 12. Порядок отвода третейского судьи
                  • Статья 13. Прекращение полномочий третейского судьи
                  • Статья 14. Замена третейского судьи
                  • Статья 15. Состав расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде
                  • Статья 16. Распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде
                  • Статья 17. Компетенция третейского суда
                  • Статья 18. Принципы третейского разбирательства
                  • Статья 19. Определение правил третейского разбирательства
                  • Статья 20. Место третейского разбирательства
                  • Статья 21. Язык (языки) третейского разбирательства
                  • Статья 22. Конфиденциальность третейского разбирательства
                  • Статья 23. Исковое заявление и отзыв на исковое заявление
                  • Статья 24. Встречный иск и зачет встречных требований
                  • Статья 25. Полномочия третейского суда распорядиться о принятии обеспечительных мер
                  • Статья 26. Представление доказательств
                  • Статья 27. Участие сторон в заседании третейского суда
                  • Статья 28. Последствия непредставления сторонами документов и иных материалов или неявки сторон
                  • Статья 29. Назначение и проведение экспертизы
                  • Статья 30. Протокол заседания третейского суда
                  • Статья 31. Обязательность решения третейского суда
                  • Статья 32. Принятие решения третейским судом
                  • Статья 33. Форма и содержание решения третейского суда
                  • Статья 34. Дополнительное решение
                  • Статья 35. Разъяснение решения
                  • Статья 36. Исправление описок, опечаток, арифметических ошибок
                  • Статья 37. Определение третейского суда
                  • Статья 38. Прекращение третейского разбирательства
                  • Статья 39. Хранение решений и дел
                  • Статья 47. Вступление в силу настоящего Федерального закона

                  Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ
                  “О третейских судах в Российской Федерации”

                  С изменениями и дополнениями от:

                  27 июля 2010 г., 7 февраля, 21 ноября 2011 г., 29 декабря 2015 г., 28 ноября 2018 г., 8 декабря 2020 г.

                  Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года

                  Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

                  ГАРАНТ:

                  См. комментарий к настоящему Федеральному закону

                  Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации” с 1 сентября 2016 г. нормы настоящего Федерального закона не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления в силу названного Федерального закона

                  Президент Российской Федерации

                  Закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории РФ. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

                  Федеральный закон не распространяется на международный коммерческий арбитраж.

                  Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

                  Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации”

                  Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

                  Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 27 июля 2002 г. N 137, в “Парламентской газете” от 27 июля 2002 г. N 140-141, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3019

                  Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации” с 1 сентября 2016 г. нормы настоящего Федерального закона не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления в силу названного Федерального закона

                  В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

                  Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

                  Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

                  Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

                  Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

                  Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ

                  Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

                  Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

                  Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

                  Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ

                  Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Ссылка на основную публикацию