Ответственность за нарушение валютных операций

О нюансах привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства

КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Так, за совершение незаконных валютных операций налагается штраф на должностных и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы операции (часть 1 статьи 15.25). Предусмотрены штрафы за непредоставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за рубежом (часть 2.1 статьи 15.25). Также привлекают к ответственности за несоблюдение процедуры направления отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за рубежом и (или) подтверждающих банковских документов (часть 6 статьи 15.25).

По мнению ФНС России, если валютная операция по зарубежному счету совершена резидентом с несоблюдением требований валютного законодательства, то он может быть привлечен к административной ответственности одновременно по всем перечисленным видам нарушений.

Отмечено, что получение налоговыми органами информации о наличии у резидента счета в банке за рубежом, по которому им не предоставлено соответствующее уведомление об открытии счета или отчет о движении средств, является основанием для проведения проверки соблюдения валютного законодательства.

Письмо Федеральной налоговой службы

от 5 сентября 2017 г. N ОА-3-17/5973@ “О рассмотрении обращения”

Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение и в дополнение к письму от 16.08.2017 N ЗH-3-17/5523@, сообщает следующее.

По первому вопросу.

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” (далее – Закон 173-ФЗ) резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов и об изменении реквизитов счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов.

Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета или об изменении реквизитов счета в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Также в соответствии с частью 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ физические лица – резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Получение налоговыми органами информации о наличии у резидента счета в банке за пределами территории Российской Федерации, по которому им не представлено соответствующее уведомление об открытии счета или отчет о движении средств, является основанием для проведения в отношении такого резидента проверки соблюдения валютного законодательства и последующего возбуждения дела об административном правонарушении по частям 2.1 и 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Кроме того, в рамках такой проверки налоговые органы исследуют проведенные резидентом валютные операции по зарубежному счету на предмет соответствия их требованиям валютного законодательства.

Исходя из части 1 статьи 15.25 КоАП РФ к незаконной валютной операции относятся валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации или осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.

При установлении незаконных валютных операций резидент также должен быть привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Таким образом, если валютная операция по зарубежному счету совершена резидентом с нарушением требований валютного законодательства, то он может быть привлечен к административной ответственности одновременно как по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, так и по частям 2.1 и 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

По второму и третьему вопросам.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены, за исключением отдельно перечисленных в указанной части статьи случаев.

При этом отсутствие конкретных документов и информации, позволяющих оценить условия договорных обязательств между сторонами и связанных с ними иных обстоятельств, не позволяет оценить законность проведения указанных в обращении валютных операций и, соответственно, дать полноценные ответы на поставленные на вопросы.

Кроме того, проведение экспертизы проведенных операций на соответствие валютному законодательству Российской Федерации, а также установление вины лица, допустившего нарушение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, осуществляется уполномоченным должностным лицом при проведении контрольных мероприятий и привлечении к административной ответственности.

Для получения разъяснений по вопросам применения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле рекомендуем также воспользоваться онлайн сервисом на главной странице официального сайта ФНС России (www.nalog.ru) в разделе “Часто задаваемые вопросы”.

Настоящее разъяснение (письмо) не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования валютных отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует резидентам (нерезидентам) руководствоваться нормами валютного законодательства Российской Федерации в понимании отличном от положений настоящего письма.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса А.Л. Оверчук

Как накажут за незаконные валютные операции?

Незаконные валютные операции, совершаемые как физическими, так и юридическими лицами, при их обнаружении приводят к санкциям. К нарушителям применяют штрафы или даже лишение свободы. При несоблюдении валютного законодательства юридическими лицами к ответственности привлекают также их должностных лиц.

Виды валютных нарушений

Все, кто совершает валютные операции, обязаны выполнять нормы закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173 (в дейст. ред. от 02.07.2021). При их несоблюдении нарушители в зависимости от тяжести проступка рискуют попасть под санкции КоАП и УК РФ. В числе незаконных валютных операций могут быть следующие действия:

  • приобретение или продажа иностранной валюты или чеков с номиналом в иностранной валюте без участия уполномоченных банков;
  • проведение валютных операций в иностранной валюте не через счета, открытые в уполномоченных банках, или минуя заграничные счета, в случаях, не предусмотренных федеральным валютным законодательством;
  • проведение не предусмотренных валютным законодательством операций при участии средств, зачисленных на заграничные счета.

Кроме того, к валютным нарушениям относятся:

  • непредставление и представление с нарушением сроков сведений об открытии/закрытии (изменении реквизитов) заграничных счетов резидентов, которые занимаются предпринимательством;
  • несдача, нарушение сроков (порядка) сдачи отчетности о проведении валютных операций по счетам в банках (иных финансовых организациях) за пределами РФ, в т. ч. о переводах без счета через электронные средства платежей иностранных поставщиков;
  • несвоевременное зачисление резидентами средств на счета в уполномоченных банках от операций, совершенных с нерезидентами (по передаче нерезидентами товаров, выполнению работ, услуг и т. п.);
  • несвоевременный возврат на территорию России средств, полученных от нерезидента за несовершенную в РФ сделку.

Нарушение валютного законодательства — штрафы с 2022 года

Назначаемые за нарушение валютного законодательства штрафы указаны в ст. 15.25 КоАП РФ. Привлечение к ответственности за непредставление информации, документов (либо представление ложных сведений) оговорено также в ст. 19.4 и 19.7 КоАП РФ. Размеры штрафов зависят от вида нарушения, а также от категории провинившегося: простое физлицо, юрлицо, ИП.

Обычно штрафы для физических лиц на порядок меньше, чем установленные для нарушителей — юридических лиц. Кроме того, вместе за совершение незаконной валютной операции штрафуют не только юрлицо, но и виновных в совершении правонарушений должностных лиц такой организации.

Минимальный размер штрафа для нарушителей — физических лиц составляет 1000 руб. Для юридических лиц эта сумма весомее: минимальный размер штрафа равен 50 000 руб. Довольно распространенным является наложение штрафа в сумме от ¾ до 1 размера такой операции.

За нарушение сроков зачисления средств в рамках валютного законодательства нарушителей ждут санкции не в фиксированной сумме, как за совершение незаконных валютных операций, а в размере 1/150 от ставки рефинансирования Центробанка. Удержания производятся от незачисленной суммы за каждый день просрочки.

Между тем в 2022 году действуют постепенно вводимые послабления в части валютного контроля. К примеру, резиденты могут уже не возвращать часть валютной выручки (порядка 30%) на рублевые счета по сырьевым контрактам.

При нарушении зачислений выручки по рублевым договорам налагается штраф в размере 3–5%, а по инвалютным — от 5 до 30%. Санкции применяются по окончании 45 дней после дня наступления обязательств по зачислению средств — это дата, прописанная в договоре (п. 9 ст. 15.25 КоАП РФ). Ответственность по внешторговым договорам (контрактам), заключенным резидентом и нерезидентом на малые суммы (до 200 тыс. руб), не предусмотрена (п. 8 ст. 15.25 КоАП РФ).

Какая статья УК РФ содержит санкции за незаконные валютные операции

Еще более серьезная ответственность за проведение незаконных валютных операций установлена ст. 193, 193.1 УК РФ — от крупных штрафов до лишения свободы.

Под уголовную ответственность, согласно ст. 193, попадает невозврат из-за рубежа (особо) крупных сумм в иностранной валюте. Невозвращенными деньгами считаются суммы, которые должны были быть по контракту зачислены в уполномоченном банке резиденту, но так и не дошли до соответствующих расчетных счетов. Если размер незачисленных средств на протяжении года по однократным (неоднократным) валютным операциям превысил 100 млн руб., считается, что это крупный размер нарушения, и предусмотрено наказание следующего характера:

  • штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты (дохода) за период от 1 до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет;
  • для нарушений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, рамки штрафа изменены от 300 тыс. до 500 тыс. руб., но реальный срок может достичь 4 лет.

Если размер незаконных валютных операций равен или больше особо крупного размера (то есть более 150 млн руб.), в деле участвовала группа лиц, присутствовал подложный документ или в схеме использовалась организация, то размер санкций — до 5 лет срок лишения свободы, штраф до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты (дохода) за 5 лет.

Ст. 193.1 УК РФ регулирует сферу перечисления иностранной валюты на счета нерезидентов. Если такое перечисление сопровождалось предоставлением недостоверных данных в банк, то наказанием может стать:

  • штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • изъятие зарплаты (дохода) в течение срока от 1 до 3 лет;
  • принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет.

Если нарушение совершено группой лиц по договоренности, в крупном размере или в схему специально вводилась организация, через которую и велись все переводы:

  • до 5 лет срок лишения свободы со штрафом до 1 млн руб.;
  • изъятие в таком же размере зарплаты (дохода) в течение 5 лет.

Если размер нарушения особо крупный или в нем участвовала группа лиц, то:

  • от 5 до 10 лет срок заключения со штрафом до 1 млн руб.;
  • изъятие в таком же размере зарплаты (дохода) в течение 5 лет.

Санкции, применяемые по ст. 193.1, относятся к суммам (по однократным, неоднократным операциям на протяжении года), достигшим крупного размера, больше 9 млн руб., либо особо крупного — более 45 млн руб.

Какой срок исковой давности есть у органов валютного контроля для привлечения к ответственности

Срок давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2022 году составляет 2 года. Этот временной промежуток установлен в 2016 году, до этого момента он не превышал 1 год.

Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.

Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствия перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции, и т. д. Срок давности во всех случаях исчисляют со дня (даты), когда совершили незаконную валютную операцию.

Итоги

Перечень нарушений, за которые может последовать привлечение к ответственности, приведен в ст. 15.25 КоАП РФ. Проведение незаконных валютных операций влечет привлечение нарушителя к административной или уголовной ответственности. В списке санкций содержатся штрафы и даже лишение свободы.

Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.

При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».

Ответственность за нарушение правил валютного контроля

За несоблюдение сроков и правил при прохождении валютного контроля можно получить штраф. Иногда он может быть больше суммы контракта. В статье — как защитить свой бизнес от штрафов.

Екатерина Зайлова

Екатерина Зайлова

Эксперт по валютному контролю в Тинькофф Бизнесе

Компании и ИП, которые переводят деньги за рубеж или получают их оттуда, обязаны проходить валютный контроль. Если нарушить правила прохождения валютного контроля, можно получить штраф от налоговой. С экспертом по валютному контролю Тинькофф Бизнеса разбираемся, как построить работу с контрагентами так, чтобы обезопасить свой бизнес.

Что такое валютный контроль и кто его осуществляет

Валютный контроль — это проверка документов по каждому переводу денег через границу России или при расчете между компанией-резидентом и компанией-нерезидентом. Все валютные операции проверяет банк, через который проходит платеж. Правила прохождения валютного контроля закреплены в законе.

Под валютный контроль подпадают все сделки в валюте иностранного государства: долларах, евро, фунтах стерлингов, юанях и так далее. Еще проходить валютный контроль обязаны платежи в российских рублях, если контрагент — иностранная компания. О том, как именно проходить валютный контроль, мы написали отдельную статью — ссылка на полях.

За что можно получить штраф

В валютном законодательстве много нюансов, а ответственность высокая: за отдельные нарушения можно получить штраф от налоговой на всю сумму контракта. Рассмотрим две самые частые статьи, по которым выставляют штрафы:

  1. Деньги от иностранного контрагента пришли позже даты, указанной в контракте, — чч. 4, 5 ст. 15.25 КоАП РФ.
  2. Компания нарушила порядок представления документов: не отправила в банк вовремя из документов, который была обязана отправить по правилам валютного контроля, — ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Разберем каждую статью отдельно.

Деньги от контрагента пришли позже даты, указанной в договоре

Валютные платежи от контрагента должны приходить в сроки, указанные в договоре. Если деньги приходят с опозданием, это нарушение законодательства.

По этой статье могут не назначить штрафы, а ограничиться предупреждением. Ответственность наступает только по истечении 45 дней с момента просрочки.

Размер штрафов за нарушение сроков оплаты, указанных в контракте

Сумма контракта Штраф
Контракты от 200 000 ₽ 1. 1/150 ключевой ставки Центробанка от суммы сделки за каждый день просрочки.

2. От 75 до 100% от суммы не зачисленных по контракту денег.

Тут могут быть две разные ситуации:

  • иностранный контрагент опоздал с оплатой;
  • не вовремя вернул аванс за непоставленный товар или неоказанную услугу.

Иностранный контрагент расплатился позже даты, указанной в контракте. Например, фирма сделала перевод сайта на русский язык для иностранной компании, стоимость услуг — 10 000 $. Срок оплаты по договору — 1 ноября 2022 года, но деньги пришли только 7 ноября 2022 года. Получилось шесть дней просрочки. Штраф не назначат, так как уложились в 45 дней.

Если бы деньги пришли через 46 дней, 17 декабря, то штраф мог быть таким: 10 000 $ × 7,5% × 1/150 × 46 = 230 $.

Чтобы избежать такой ситуации, предупреждайте контрагентов, что вам могут назначить штраф за просрочку платежей. Дополнительно можно прописать в договоре обязанность компенсировать штраф, если контрагент оплатит позже.

Иностранный поставщик вернул аванс за неоказанную услугу или непоставленный товар позже даты, указанной в договоре. Представим, что российская компания заплатила аванс 20 000 € за материалы зарубежному поставщику. В договоре указано, что поставщик должен поставить материалы или вернуть аванс до 10 октября. Поставщик в итоге так и не поставил материалы, вернул аванс только 30 ноября — с просрочкой 50 дней.

В такой ситуации налоговая может назначить штраф российской компании — 1/150 от ключевой ставки за каждый день просрочки.

Если в договоре нет срока для возврата аванса, то деньги должны вернуть в течение 30 дней с момента подачи такого требования. Согласно комментарию 8 к ст. 15.25 КоАП покупатель в такой ситуации как бы кредитует поставщика. Законодательство РФ расценивает такую операцию как договор займа — отсюда установлен срок в 30 дней.

Иностранная компания может не знать, что вам могут назначить штраф за просрочку возврата аванса, и вернуть деньги, когда ей будет удобно. Поэтому обязательно предупредите контрагента об этом.

Нарушили порядок представления документов в банк

Чтобы иностранные деньги пришли на счет российской компании или ИП, бизнес должен представить в банк документы по сделке. Обычно срок представления документов — 15 дней. Если не уложиться в эти сроки, бизнес может получить штраф.

Размер штрафов за непредставление документов в банк вовремя

ИП или компания Руководитель ООО
Первое нарушение Штраф 40 000–50 000 ₽ Штраф 4000–5000 ₽
Повторное нарушение Штраф 120 000–150 000 ₽ Штраф 12 000–15 000 ₽

Под эту статью подпадают сразу несколько ситуаций. Вот некоторые из них.

Банк в течение 15 рабочих дней не получил документы о входящем валютном платеже. Если прислать документы позже, деньги все равно переведут на ваш счет, но банк передаст информацию об этом случае в Центробанк, а тот — в налоговую инспекцию, которая назначит штраф.

Чтобы избежать такой ситуации, отправляйте документы в банк сразу, как только деньги поступили на транзитный счет. Если эксперты валютного контроля найдут недочеты, будет время, чтобы их исправить. Например, в Тинькофф приходят напоминания о сроках представления документов и можно прислать документы на проверку заранее. Специалисты банка подскажут, если надо изменить.

Банк в течение 15 рабочих дней не получил документы о входящем платеже в рублях по контракту на учете. Рублевые платежи от иностранных компаний сразу попадают на обычный счет, а не лежат на транзитном счете до представления документов. Поэтому сразу, как только получили платеж, присылайте нужные документы в банк, иначе о нем можно случайно забыть. В банк нужно представить номер учета контракта и документы, по которым прошла оплата.

Банк не получил справку о подтверждающих документах по контракту на учете. Подать справку о подтверждающих документах — СПД — нужно в течение 15 рабочих дней месяца, следующего за месяцем оформления документа. Например, если оформили акт 22 октября 2022 года, подать СПД нужно не позднее 23 ноября 2022 года. Ответственность наступает, только если опоздали больше чем на 90 дней.

Компания не сообщила об изменениях в контракте, стоящем на учете. Если контракт стоит на учете и вы решили в нем изменить, например дату действия договора или его общую сумму, необходимо заключить допсоглашение с партнером. Это допсоглашение вместе с заявлением о внесении изменений нужно представить в банк в течение 15 рабочих дней с момента подписания.

Контракт не поставили на учет вовремя, поставили на учет дважды или сняли с учета в одном банке и не поставили в другом в течение 30 дней. Экспортные контракты на сумму более 6 млн рублей и импортные контракты на сумму более 3 млн рублей нужно ставить на учет. Сроки постановки контракта на учет зависят от вида контракта.

Обычно контракт ставят на учет только один раз. Если поставили на учет в одном банке, во втором банке ставить на учет этот же контракт нельзя. Чтобы избежать двойной постановки, достаточно проводить платежи через один и тот же банк. Если хотите провести платеж по контракту на учете через другой банк, предварительно переведите контракт в этот банк, иначе могут назначить штраф.

Есть два исключения, когда контракт нужно ставить дважды, но на практике такое встречается редко:

  • ​​в контракте одновременно описаны условия кредитного договора и сделки по поставке товара или оказанию услуг;
  • по кредитному договору вы одновременно предоставляете и получаете заем.

Если подписываете контракт на несколько типов сделок, напишите в банк — там подскажут, придется ли ставить такой контракт на учет дважды.

Как обезопасить себя от штрафов

В основном налоговая может назначить штрафы за несоблюдение сроков — не важно, вы опоздали со сроками или иностранный партнер. Чтобы обезопасить себя, рекомендуем:

  1. Не откладывать на последний день прохождение валютного контроля. Так у вас будет время, чтобы исправить возможные ошибки и вовремя сдать документы.
  2. Если понимаете, что партнер может опоздать с проведением платежа, заключить допсоглашение с новыми сроками и отправить его в банк.
  3. Прописать в контракте с партнером ответственность за просрочку оплаты — такую же, как величина пеней и штрафов по законодательству РФ.
  4. По возможности работать по предоплате — тогда точно сможете избежать штрафа за просрочку платежа.
  5. Следить за суммой контракта, чтобы вовремя поставить его на учет, особенно если сумма контракта не определена заранее.

Если планируете работать с валютой, выбирайте банк, где будет удобно проходить валютный контроль. Например, в Тинькофф можно заранее отправить документы на проверку — специалисты подскажут, что и как изменить, если это потребуется.

Ответственность за нарушение валютного законодательства с 31.07.2020: какие изменения

С целью развития международной кооперации и экспорта в конце июля 2022 года был принят подготовленный Минфином России так называемый закон о либерализации ответственности за невозврат валютной выручки. Это Федеральный закон от 20.07.2022 № 218-ФЗ с изменениями в статью 15.25 КоАП РФ. Рассказываем, что нового в репатриации (возврате) валютной выручки.

  • Новые административные штрафы по КоАП РФ в 2022 году
  • Применение норм КоАП РФ об административных правонарушениях в связи с коронавирусом

Цель нового закона

С 31 июля 2022 года действует Федеральный закон от 20.07.2022 № 218-ФЗ (далее – Закон № 218-ФЗ), который внёс изменения в ст. 3.5 и 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Статья 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Основная цель Закона № 218-ФЗ – смягчение административной нагрузки на российских экспортеров и импортеров при осуществлении внешнеторговой деятельности. В частности, им предоставлена дополнительная возможность для урегулирования проблем с иностранными контрагентами без рисков применения санкций.

Дело в том, что до недавнего времени российские компании-экспортеры и ИП подпадали под штрафные санкции за любые – даже незначительные – нарушения сроков поступления валютной выручки на счет в уполномоченном банке. А это зачастую происходит по вине контрагента-нерезидента, и резидент-экспортер повлиять в большинстве случаев повлиять на это не может. В итоге российские компании и ИП вынуждены были:

  • нести дополнительную финансовую нагрузку;
  • вести переговоры с иностранными контрагентами;
  • оформлять большое количество дополнительных соглашений к контрактам на мелкие просрочки (менее 30 дней);
  • представлять дополнительные соглашения в уполномоченные банки для учета.

Что изменилось

  • до 3-10% – по внешнеторговым договорам в рублях;
  • до 5-30% – по аналогичным договорам в валюте.
  • за нерепатриацию (невозврат) экспортной выручки в рублях и в иностранной валюте – предупреждение или штраф в размере от 3% до 5%;
  • за невозврат аванса по импорту в рублях и в иностранной валюте – штраф от 3% до 5%.

Освобождение от штрафа

Более того, Закон № 218-ФЗ предусмотрел полное освобождение участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) от мер ответственности, если:

  • резидент перевел экспортную выручку на счет в уполномоченном банке не позднее 45 дней со дня зачисления средств на зарубежный счет резидента;
  • сумма внешнеторгового контракта резидента не превышает 200 000 рублей или эквивалент этой суммы в иностранной валюте;
  • срок невозврата резидентом денежных средств не превысил 45 дней со дня окончания срока, установленного во внешнеторговом контракте.

Заключение

Закон № 218-ФЗ дал российским экспортерам дополнительные возможности урегулирования проблем с иностранным контрагентом без рисков получения штрафа за обстоятельства, на которые экспортеры-резиденты не в силах повлиять. Считается, что это снизит избыточное административное давление на российских экспортеров при возникновении:

  • технических просрочек выполнения покупателями условий экспортных контрактов;
  • возникновении претензий от иностранных контрагентов по условиям поставки.

Новое правовое регулирование репатриации валютной выручки даёт резидентам возможность предпринимать необходимые меры по урегулированию указанных претензий в соответствии с международной практикой и обычаями делового оборота.

Новая редакция ст. 15.25 КоАП РФ также предусматривает значительное снижение административных штрафов за незачисление денежных средств:

Новое в валютном законодательстве

С 31 июля 2022 года существенно меняется административная ответственность за нарушения валютного законодательства РФ.

Эксперты СБЕР Решений приводят основные изменения в КоАП РФ в материале ниже, а также готовы оказать юридическую поддержку по любым вопросам, связанным с применением валютного законодательства.

Кому обратить внимание?

Изменения касаются всех компаний и физических лиц, которые имеют импортно-экспортные операции, а также ведут иную международную экономическую деятельность.

Установлена дифференциация размеров штрафов за нарушения резидентами порядка репатриации, снижены размеры штрафов. Размер штрафа резидентов за нарушение срока репатриации денежных средств теперь зависит от валюты обязательств, вида внешнеторгового контракта и статуса самого резидента. Размер штрафа будет определяться следующим образом (ч. 4, ч. 4.2. ст. 15.25 КоАП РФ в редакции закона 218-ФЗ):

  • от 3 до 10 % суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, если во внешнеторговом договоре сумма обязательств определена в валюте РФ и предусмотрена оплата в валюте РФ,
  • от 5 до 30 % суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, если с нерезидентом заключен внешнеторговый договор (контракт), предусматривающий оплату в иностранной валюте,
  • от 5 до 30 % суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, если с нерезидентом заключен договор займа,
  • от 3 до 5 % суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, если резидент, допустивший нарушение, включен в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности.

Предусмотрена ответственность за невыполнение резидентом, в том числе включенным в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом, на который распространяются требования валютного законодательства РФ в виде штрафа в размере от 5 до 30 % суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента; на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей (ч.4.3. ст. 15.25 КоАП РФ в редакции закона 218-ФЗ).

Дифференцированы и уменьшены размеры штрафа за нарушение срока репатриации денежных средств, уплаченных за не ввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Размер штрафа составит (ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ в редакции закона 218-ФЗ):

  • от 3 до 10 % суммы не возвращенных в установленный срок в РФ денежных средств, уплаченных нерезиденту по условиям внешнеторгового договора (контракта), сумма обязательств по которому определена в валюте РФ и условиями которого предусмотрена оплата в валюте РФ,
  • от 5 до 30 % суммы не возвращенных в установленный срок в РФ денежных средств, уплаченных нерезиденту по условиям внешнеторгового договора (контракта) в иностранной валюте;
  • от 3 до 5 % процентов суммы не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию денежных средств, если резидент, допустивший нарушение, включен в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности.

При значительных нарушениях сумма штрафа осталась прежней. Если сумма не своевременно зачисленных денежных средств в течение одного года превышает 100 миллионов рублей, то сумма штрафа определяется, как и раньше – от 75 до 100% указанной суммы денежных средств (ч. 5.2. ст. 15.25 КоАП РФ в редакции закона 218-ФЗ).

Введена ответственность за нарушение срока представления резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций. При просрочке более 90 дней размер штрафа составит:

  • на граждан в размере от 2 500 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 4 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей.

Установлены случаи освобождения от административной ответственности за нарушение порядка проведения валютных операций:

  • административная ответственность за нарушение срока репатриации (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ), не применяется к резиденту, если сумма обязательств по такому внешнеторговому договору (контракту) равна или не превышает 200 000 рублей (или эквиваленту этой суммы в иностранной валюте) (прим. 8 к ст. 15.25 КоАП РФ в редакции закона 218-ФЗ);
  • в случае, если расчеты произведены, минуя счета в уполномоченных банках в нарушение установленного порядка, то административная ответственность не применяется к резиденту, осуществившему зачисление денежных средств на свой счет (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории РФ, и списание с указанного счета таких денежных средств с последующим их зачислением в полном объеме на счет (вклад) этого резидента в уполномоченном банке не позднее 45 дней со дня зачисления их на счет (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории РФ (прим. 7 к ст. 15.25 КоАП РФ в редакции закона 218-ФЗ).

Введен дополнительный срок, после истечения которого возможно применение ответственности за нарушение валютного законодательства. Административная ответственность за нарушение срока репатриации (ч. 4 – 4.3, 5, 5.2 и 5.3 ст. 15.25 КоАП РФ) применяется только по истечении 45 дней после окончания срока, установленного для выполнения соответствующей обязанности, в случае ее невыполнения в течение указанного времени (прим. 9 к ст. 15.25 КоАП РФ в редакции закона 218-ФЗ).

Изменения, которые вносятся в антиотмывочное законодательство

13 июля 2022 г. был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля» (далее – Закон № 208-ФЗ), который существенно расширил перечень операций с денежными средствами и иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

В перечень таких операций включены, в том числе, операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга) на сумму от 600 тыс. рублей, операция почтового перевода денежных средств на сумму от 100 тыс. рублей и операция по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи на сумму от 100 тыс. рублей.

Данный закон направлен на усиление валютного контроля и противодействие возможным злоупотреблениям. Его принятие существенным образом повлияет на положение участников экономической деятельности.

Валютный контроль 2022: что нужно знать

Екатерина Кищук

Все бизнесмены, которые работают с иностранными партнерами, должны хорошо разбираться в валютном законодательстве. Ведь цена ошибки здесь весьма велика: штрафные санкции могут достигать 100% от суммы сделки. Если же размер невозвращенных средств превысил 9 млн руб., то виновные попадут под уголовное преследование. Рассмотрим, как предотвратить проблемы при проведении операций с валютой и как быть, если нарушение уже допущено.

Законодательная база

Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании. ».

Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах. В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».

Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.

Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.

Формы и принципы валютного контроля

Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

  1. Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
  2. Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
  3. Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
  4. Защита прав всех сторон сделки.

Валютный контроль делится на следующие формы:

  1. Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
  2. Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
  3. Последующий, проводимый после завершения сделки.

Кто осуществляет валютный контроль?

Регулирование в этой области осуществляют:

  1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
    ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
  2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
    В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.

Сделки, подлежащие валютному контролю

К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

  1. Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
  2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Валютные сделки между резидентами.

Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД

Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

Сумма

Экспорт

Импорт или кредитование

Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

Штраф за нарушение валютного контроля

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

Просрочка

Юридические лица

Должностные лица и ИП

При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

Что делать, если уже нарушил?

Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.

  1. На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
  2. При подготовке контракта следует:
    • внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
    • предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
    • внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
    • указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
    • предусмотреть страхование коммерческих рисков.
  3. При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
    • своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
    • направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
    • добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.

Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.

Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.

Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).

А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.

Мы несем полную ответственность за соблюдение правил валютного контроля. При возникновении проблем мы можем провести переговоры с контрагентом, а в случае необходимости – представлять интересы наших клиентов в суде.

Вывод

Основной целью валютного контроля в РФ является обеспечение своевременного поступления в страну сумм, предусмотренных условиями контрактов (экспортная выручка, возврат заемных средств, авансов и т.п.).

Санкции за нарушения в этой области могут равняться всей сумме сделки, а при крупном размере – возможно и уголовное преследование.

Если иностранный партнер не выполнил свои обязательства, то нужно принять все меры к тому, чтобы заставить его исполнить контракт. Так как нельзя заранее предугадать, какие именно действия российской компании будут признаны проверяющими и судом достаточными, следует сделать максимум возможного в рамках законодательства и условий контракта.

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет бухгалтерского обслуживания. Специалисты нашей компании знают все тонкости валютного контроля и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы строго соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.

В сложных и запутанных ситуациях мы предлагаем нашим клиентам помощь высококлассных юристов 1С-WiseAdvice, которые имеют богатый опыт сопровождения внешнеторговых сделок и еще на этапе заключения контракта смогут исключить риски для бизнеса клиента.

Ссылка на основную публикацию