Осмотр транспортного средства

Осмотр и досмотр автомобиля: все, что нужно знать

В чем разница между осмотром и досмотром автомобиля сотрудниками ГИБДД? Основания, правила проведения, отказ и нюансы досмотра и осмотра машины.

Часто водители сталкиваются с ситуацией, когда инспектор ГИБДД не ограничивается проверкой документов, а требует открыть багажник для осмотра или досмотра. Но не всегда такие действия сотрудника правоохранительных органов правомерны. Не каждый автолюбитель знает тонкости данных процедур, поэтому соглашаются на провокации полиции, что нередко приводит к серьезным неприятностям.

Разница между осмотром и досмотром

Чтобы понять, чем отличается осмотр от досмотра, следует обратиться к статье 27.9 КоАП и пункту 197 Административного регламента МВД. Согласно этим нормативным актам:

Осмотр — это визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза;

Досмотр — это обследование транспортного средства и груза в нем.

Обыск — более серьезная процедура, на которую должны быть весомые основания. Все подробности есть в специальной статье на RuDogori.ru.

Осмотр автомобиля

По сути, понятия идентичны друг другу, но разница заключается в том, что при осмотре инспектор может только смотреть на автомобиль и вещи, а при досмотре вправе прикасаться к машине и грузу.

Обратите внимание, что инспектор не может открывать сумки. Это уже личные вещи водителя и пассажиров, поэтому для их обследования нужны веские причины. Если инспектор открывает сумки и вещи, не относящиеся к автомобилю, то это — досмотр личных вещей. А когда водителя вынуждают снять одежду или вывернуть карманы, то это — личный досмотр.

Основания для осмотра

Осмотр включает в себя визуальное изучение состояния автомобиля. Инспектор может заглядывать в машину через окна, оценивать фары, тонировку и т.д. Прикасаться к транспортному средству он не имеет права. Основанием для осмотра не может стать личное желание инспектора. Существуют конкретные причины, указанные в пункте 197 Административного регламента МВД:

разосланные ориентировки или полученная информация о том, что автомобиль используется с целью правонарушений;

несоответствие груза, указанного в документах и присутствующего фактически;

сверка кода VIN, маркировок, проверка тонировки и т.д.

Что касается ориентировок и информации о возможных правонарушениях, совершенных на данном автомобиле, то они могут быть устными или храниться на другом посте ДПС. Поэтому доказывать свое право на проведение осмотра инспектора торопятся далеко не всегда. Но все же они обязаны предоставить информацию о причинах проверки автомобиля.

Сотрудник ГИБДД

Основания для досмотра автомобиля

Досмотр — это уже более серьезная операция. Она разрешает инспектору прикасаться к автомобилю, проверять аптечку и огнетушитель. И для его проведения предусмотрены основания:

необходимость в задержании водителя или перевозимых людей;

подозрение на присутствие в автомобиле боеприпасов, бомб и других взрывчатых веществ, наркотиков, яда, радиоактивных веществ и т.д.;

необходимость в поиске предметов нарушения законодательства (съемный ксенон, тонировка и т.д.).

И снова причиной для досмотра автомобиля становятся ориентировки и переданная инспекторам информация. Уточнить этот момент можно по телефону дежурной части. И если там сообщат об отсутствии ориентировок, то действия сотрудника ДПС признаются незаконными.

Досмотр машины

Правила проведения осмотра и досмотра

После проведения осмотра ТС инспектор должен составить акт осмотра. Перед этим никакие действия, кроме предупреждения водителя о своих действия, не производятся. И если были обнаружены нарушения, то акт становится доказательством. Также инспектор может зафиксировать найденные недочеты на камеру.

При осмотре водитель может не покидать транспортное средство. Выходить из машины требуется только для досмотра. А вот проведение досмотра требует составления протокола перед проведением. Более того, нужно присутствие двух понятых, которые обязательно подписываются в документе.

При досмотре водитель и пассажиры должны покинуть автомобиль. Инспектор самостоятельно визуализирует машину и находящиеся в ней предметы. Он вправе доставать вещи из салона и багажника (если они относятся к транспортному средству). После завершения досмотра в протоколе указывается, были ли выявлены нарушения. Документ обязательно подписывается водителем.

Акт осмотра транспортного средства

Каждое транспортное средство время от времени подвергается осмотру и по результатам этой процедуры составляется специальный акт.

Когда необходим осмотр транспортного средства

Осмотр транспортного средства бывает востребован в самых разных ситуациях. При договорах купли-продажи, аренды, лизинге – для того, чтобы стороны могли убедиться в надлежащем техническом состоянии автомобиля, при авариях и ДТП – чтобы удостоверить различные повреждения или их отсутствие, а также при регистрации машины в ГИБДД и оформлении полиса ОСАГО.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Кроме того, такой осмотр может осуществляется компаниями, которые работают в транспортном бизнесе, при перевозках пассажиров и различного рода грузов – перед выходом авто на линию.

Периодичность осмотра

Частота осмотра автомобиля может быть различна. На предприятиях, которые регулярно используют транспортные средства, такой осмотр может проводиться каждый день, раз в неделю, раз в месяц или еще реже – в зависимости от ситуации.

Периодичность таких осмотров, так же как и порядок их проведения прописываются в локальной документации организации, которой и руководствуются работники при совершении вышеозначенной процедуры.

В других случаях (при заключении каких-либо договоров, объектом по которым выступает автомобиль) осмотр обычно становится разовым явлением.

Кто проводит осмотр

Для осмотра транспортного средства на предприятии отдельным приказом директора создается специальная комиссия, в которую включаются специалисты, обладающие достаточной квалификацией для того, чтобы произвести грамотное обследование автомобиля. В иных ситуациях, для осмотра транспорта кроме заинтересованных лиц могут быть привлечены дополнительные свидетели.

Какие документы следует подготовить для осмотра

При осмотре у проверяющих должен быть ряд документов: в первую очередь это свидетельство о регистрации автомобиля и паспорт технического средства. Кроме того, по мере необходимости можно запастись и другими бумагами.

Значение акта

Акт не только подтверждает сам факт проведенного осмотра, но и содержит информацию о его результатах. А это очень важный момент, поскольку в акт включаются сведения о том, в каком состоянии находится кузов (если ли вмятины, ржавчина, трещины, сколы и т.п.), коробка передач, салон, электрика, фары и стекла, шины, другие элементы автомобиля.

На основании этих данных выносится оценка транспортному средству, в том числе дается заключение о пригодности его к дальнейшему использованию.

При выявлении каких-либо неисправностей, поломок и повреждений, в акте также могут быть указаны рекомендации по их устранению.

Как составить акт

На сегодняшний день единого стандарта акта осмотра транспортного средства не существует. Это значит, что документ можно составлять в произвольной форме, ориентируясь на потребности компании и видение его специалистами. Однако, если внутри предприятия есть шаблон документа, указанный в его учетной политике, то применять при осмотре автомобиля следует именно его.

Особенности оформления акта

Акт можно сделать рукописным или напечатать на компьютере, при этом если выбрано электронное заполнение, готовый бланк надо распечатать, чтобы все присутствующие при осмотре лица могли поставить в нем свои подписи. Следует отметить, что для акта подойдет и обыкновенный листок бумаги и лист с фирменным оформлением. Количество экземпляров акта должно равняться числу людей, которые производили осмотр автомобиля.

Кто должен подписать акт

Акт в обязательном порядке должны подписать все, кто проводил осмотр автомобиля. Своими автографами эти лица будут свидетельствовать о том, что все сведения, внесенные в акт достоверны.

Именно поэтому при заполнении документа следует уделять внимание мелочам: неточности и ошибки, а тем более внесение в документ заведомо ложной информации нужно исключить, поскольку в дальнейшем они могут привести к разным неприятностям.

Что касается печати, то ее в акт ставить не обязательно, поскольку сейчас как индивидуальные предприниматели, так и юр.лица могут использовать этот атрибут в добровольном порядке.

Правила по регистрации и хранению акта

Если акт формируется в организации, то факт его создания нужно зафиксировать в специальном учетном журнале, куда вноситься информация обо всех аналогичных бумагах. Туда достаточно вписать номер и дату составления акта. Далее акт следует вложить в отдельную папку с другими такими же бланками и передать на хранение ответственному сотруднику. Период хранения акта должен соответствовать либо нормативно-правовым документам фирмы, либо законодательству РФ.

Образец акта осмотра транспортного средства

Если вам понадобилось сформировать акт об осмотре автомобиля, но вы не знаете, как правильно сделать этот документ, посмотрите приведенный здесь образец и его разбор – с их помощью, при минимальных правках, у вас без особых трудностей получится составить нужный бланк. Рассматриваемый пример касается осмотра автомобиля работниками транспортной компании.

Контакты, вопросы и ответы

Рекомендуемые формы заявлений по аккредитации размещены в разделе Аккредитация.

Рекомендации по открытию документов формата tiff

Информация для владельцев транспортных средств

Технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра, имеющим право проводить технический осмотр транспортных средств соответствующей категории, в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства. Адреса пунктов технического осмотра размещены в Реестре операторов технического осмотра в разделе «Техосмотр».

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» транспортные средства подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью:

1) каждые двадцать четыре месяца в отношении следующих транспортных средств, с года изготовления которых прошло от четырех до десяти лет, включая год их изготовления, указанный в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства (далее – год изготовления):

а) легковые автомобили;

б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;

в) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 Федерального закона о техническом осмотре;

г) мототранспортные средства;

2) каждые двенадцать месяцев в отношении транспортных средств, указанных в пункте 1, с года изготовления которых прошло более чем десять лет;

3) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств, с года изготовления которых прошло не более чем 5 лет:

а) легковые такси;

в) грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя);

4) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств:

а) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более трех тонн пятисот килограмм;

б) транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

в) транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами;

5) каждые шесть месяцев в отношении транспортных средств, указанных в пункте 3, с года изготовления которых прошло более чем 5 лет;

6) каждые шесть месяцев в отношении специализированных транспортных средств и прицепов к ним, предназначенных и оборудованных для перевозок опасных грузов.

Не требуется проведение технического осмотра в первые четыре года, включая год изготовления, в отношении следующих транспортных средств:

1) легковые автомобили;

2) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;

3) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 Федерального закона о техническом осмотре;

4) мототранспортные средства.

Для прохождения технического осмотра владелец транспортного средства или его представитель, в том числе представитель, действующий на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме, обязан представить оператору технического осмотра:

1) документ, удостоверяющий личность, и доверенность (для представителя владельца транспортного средства);
2) свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.

Транспортное средство, техническое состояние которого признано не соответствующим обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подлежит повторному техническому осмотру. При проведении повторного технического осмотра транспортного средства в срок не позднее чем двадцать дней с момента проведения предыдущего технического осмотра осуществляется проверка транспортного средства только в отношении показателей, которые согласно диагностической карте при проведении предыдущего технического осмотра не соответствовали обязательным требованиям безопасности транспортных средств. В случае, если повторный технический осмотр проводится в другом пункте технического осмотра или у другого оператора технического осмотра, такой технический осмотр проводится в полном объеме.

В этом случае, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона об ОСАГО, владелец транспортного средства может заключить договор ОСАГО на срок до 20 дней без предоставления страховщику диагностической карты для следования к месту проведения технического осмотра транспортного средства.

Предельный размер платы за проведение технического осмотра устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Область аккредитации – это деятельность по проведению технического осмотра определенной категории транспортных средств или городского наземного электрического транспорта, на осуществление которой получена аккредитация.

Если срок действия диагностической карты не истек, технический осмотр проходить не нужно.

Направить по рекомендуемой форме на адрес РСА: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, строение 3, заявление, в котором подробно изложить суть жалобы. В качестве адресата необходимо указывать РСА или Президента РСА.

В целях полного и объективного проведения контрольных мероприятий в отношении оператора технического осмотра необходимо:

1. в заявлениях указывать наименование оператора технического осмотра и его номер в Реестре операторов технического осмотра, размещенном в разделе «Техосмотр»;

2. в заявлениях о нарушении оператором технического осмотра требований аккредитации указывать информацию о конкретных нарушениях оператором технического осмотра требований аккредитации, указанных в ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. к заявлениям о нарушении требований аккредитации прикладывать документы и материалы, подтверждающие указанные в заявлении нарушения.

Информация для заявителей и операторов технического осмотра

При оценке соответствия требованиям аккредитации распространёнными нарушениями являются следующие:

1. Сайт заявителя не содержит сведений, позволяющих установить его принадлежность заявителю.

2. Адрес пункта технического осмотра отсутствует в ФИАС.

3. Координаты пункта технического осмотра согласно публичной кадастровой карте не соответствуют заявленному адресу.

4. Документы, подтверждающие наличие на законном основании средств технического диагностирования, заполнены с нарушением законодательства РФ, и не имеют обязательных приложений (например, товарные накладные не подписаны грузополучателем; к договорам аренды оборудования/договорам купли продажи оборудования не приложены акты приема передачи оборудования).

5. К документам, подтверждающим соблюдение квалификационных требований к техническим экспертам, не приложены дипломы государственного образца об образовании не ниже среднего профессионального.

6. В ходе выездной проверки не представлены оригиналы документов, подтверждающих соответствие требованиям аккредитации.

7. Представляемые в ходе выездных проверок производственные помещении, в которых расположены диагностические линии не соответствуют утвержденным характеристикам.

Обращаем внимание, что при подготовке заявлений и прилагаемых к ним документов, представляемых в РСА в рамках аккредитации в сфере технического осмотра, необходимо руководствоваться рекомендациями, размещенными на официальном сайте РСА в разделе Техосмотр – Аккредитация.

Обращаем внимание, что должность работника оператора технического осмотра, проводящего техническое диагностирование, в трудовой книжке, в приказе о приеме на работу, трудовом договоре и в штатном расписании должна называться «Технический эксперт».

Для изменения сведений в Реестре операторов технического осмотра Вам необходимо направить заявление по рекомендуемой форме, размещенной на официальном сайте РСА www.autoins.ru в разделе «Техосмотр/Аккредитация», с приложением копий документов, подтверждающих указанные изменения. К заявлению необходимо приложить копии документов (заверенных должным образом), подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление (для индивидуального предпринимателя – паспорт, для юридического лица – протокол об избрании единоличного исполнительного органа (или решение единственного учредителя), а также приказ об утверждении на должность). Обращаем внимание, что изменение сведений о руководителе юридического лица возможно только после внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

Движение корреспонденции можно проверить, обратившись в службу доставки почтовых отправлений, через которую был отправлен пакет документов.

Все средства измерения, применяемые для технического диагностирования транспортных средств, должны быть утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типах средств измерений, а также сведения о результатах поверки средств измерений вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (сайт http://www.fundmetrology.ru).

Не поверяются следующие средства технического диагностирования: компрессор, нагружатель сцепного устройства, люфтдетектор.

Должность работника оператора технического осмотра, проводящего техническое диагностирование, в трудовой книжке, в приказе о приеме на работу, трудовом договоре и в штатном расписании должна называться «Технический эксперт».

Необходимо прислать в РСА письмо в свободной форме в сканированном виде, содержащее соответствующую просьбу и подписанное руководителем оператора технического осмотра. Документы выдаются представителю оператора на ресепшене РСА по предъявлению доверенности, дающей право на получение соответствующих документов от имени оператора технического осмотра, подписанной руководителем оператора технического осмотра.

Средства фотофиксации, размещаемые на каждой диагностической линии, в том числе и передвижной, должны формировать фотографическое изображение транспортного средства с характеристиками согласно требованиям к фотографическому изображению, утвержденным приказом Минтранса России от 31 марта 2022 года № 97.

Для подтверждения соответствия требованиям аккредитации в части наличия средств фотофиксации в РСА необходимо представлять копии документов, подтверждающих наличие у заявителя/оператора технического осмотра на законном основании оборудования (фотоаппарат, смартфон, электронный планшет и т.п.), позволяющего получать фотографические изображения с размерами не менее 1280х720 пикселей в формате цвета RGB не менее 16 бит.

Образец характеристик и параметров, указываемых в руководстве пользователя, паспорте оборудования и т.п.:

Согласно пункту 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 марта 2022 года) в Реестре операторов технического осмотра должны содержаться сведения об адресе официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Для целей внесения сведений об официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заявителя/оператора технического осмотра в Реестр операторов технического осмотра на указанном сайте необходимо разместить информацию, идентифицирующую заявителя/оператора технического осмотра:

  • сокращенное или полное название организации или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • ИНН или ОГРН.

Для целей соблюдения Правил проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2022 года № 1434, операторы технического осмотра обеспечивают размещение в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”:

  • текста Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • текста Правил проведения технического осмотра транспортных средств;
  • информации справочного характера (в том числе адреса оператора технического осмотра, пунктов технического осмотра и мест работы передвижных диагностических линий (при наличии), номера телефонов, адреса электронной почты, адреса сайта оператора технического осмотра в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”);
  • актуальной информации о режиме работы пунктов технического осмотра и передвижных диагностических линий (при наличии), информации о размерах платы за проведение технического осмотра и платы за проведение повторного технического осмотра;
  • перечня документов, необходимых для прохождения технического осмотра; – копии аттестата аккредитации оператора технического осмотра и сведений о наличии передвижных диагностических линий (при наличии);
  • типовой формы договора о проведении технического осмотра;
  • информации о возможности предварительной записи на технический осмотр.

Для возобновления действия аттестата аккредитации оператору технического осмотра необходимо в сроки, указанные в Предписании об устранении нарушений, представить в РСА Отчет об устранении нарушений с приложением документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.

В соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2011 года «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» РСА осуществляет контроль посредством организации и проведения документарных проверок и (или) выездных проверок, а также постоянного наблюдения за соблюдением операторами технического осмотра требований аккредитации на основании информации о нарушении оператором технического осмотра требований аккредитации, полученной в ходе постоянного наблюдения за соблюдением операторами технического осмотра требований аккредитации, либо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц, а также из средств массовой информации.

Заявление по рекомендуемой форме необходимо направить на адрес РСА: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, строение 3. В качестве адресата необходимо указывать РСА или Президента РСА.

В целях полного и объективного проведения контрольных мероприятий в отношении оператора технического осмотра необходимо:

1. в заявлениях указывать наименование оператора технического осмотра и его номер в Реестре операторов технического осмотра, размещенном в разделе «Техосмотр»;

2. в заявлениях о нарушении оператором технического осмотра требований аккредитации указывать информацию о конкретных нарушениях оператором технического осмотра требований аккредитации, указанных в ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. к заявлениям о нарушении требований аккредитации прикладывать документы и материалы, подтверждающие указанные в заявлении нарушения.

ВОПРОСЫ ПО ЕАИСТО

Уважаемые операторы технического осмотра транспортных средств! Обращаем ваше внимание, что оператором Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра – ЕАИСТО является МВД России!

Российский Союз Автостраховщиков не несет ответственности за работоспособность или информационную безопасность ЕАИСТО.

Осмотр и досмотр в обновленном административном регламенте ГИБДД

Осмотр и досмотр в обновленном административном регламенте ГИБДД

Сегодня речь пойдет о двух важных процедурах – осмотре и досмотре автомобиля. Напомню, что сами эти процедуры были подробно рассмотрены в одном из уроков моего бесплатного аудиокурса “Секреты общения с ГИБДД” (рекомендую его прослушать), а сегодня мы поговорим лишь о нововведениях.

Основания для осмотра транспортного средства

Рассмотрим обновленный перечень оснований (причин) для осмотра транспортного средства:

149. Основаниями для осмотра транспортного средства и груза, то есть визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза, являются:

  • ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий 1 ;
    1 Пункт 23 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации “О милиции”.
  • необходимость проведения сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах (пункт 83 настоящего Административного регламента) 1 ;
    1 Пункт 23 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации “О милиции”.
  • наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в документах на перевозимый груз 1 ;
    1 Пункт 23 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации “О милиции”.
  • наличие оснований полагать, что транспортное средство эксплуатируется при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена 1 .
    1 Пункт 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса.

149. Основаниями для осмотра транспортного средства и груза, то есть визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза, являются:

  • ориентировки, иная информация об их использовании в противоправных целях 1 ;
    1 Пункт 20 части 1 статьи 13 Федерального закона “О полиции”.
  • необходимость проведения сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах (пункт 83 настоящего Административного регламента) 1 ;
    1 Пункт 20 части 1 статьи 13 Федерального закона “О полиции”.
  • наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в документах на перевозимый груз 1 ;
    1 Пункт 20 части 1 статьи 13 Федерального закона “О полиции”.

Обратите внимание, что из перечня оснований для осмотра (визуального) автомобиля исключен последний пункт. Теперь сотрудники ГИБДД не могут осматривать автомобиль даже в том случае, если у них есть основания полагать, что автомобиль неисправен.

В данном случае возможности сотрудников ГИБДД несколько урезаны.

Документы об осмотре транспортного средства

Напомню, что до 4 ноября 2012 года о проведении осмотра автомобиля никакие документы не составлялись:

153. Процессуальные документы о проведении осмотра транспортного средства и груза не составляются.

Т.е. сотрудник ГИБДД мог по собственному желанию обойти автомобиль, заглянуть ему под днище, в салон и т.д. Поскольку документально факт осмотра не подтверждался, я рекомендовал водителям не способствовать осмотру автомобиля, т.е. не открывать салон, багажник, капот и т.д. Таким образом, процедура досмотра была более предпочтительной.

Теперь же ситуация несколько изменилась:

153 1 . О проведении осмотра транспортного средства и груза по основаниям, предусмотренным Федеральным законом “О полиции”, сотрудник составляет акт осмотра транспортного средства и груза.

В акте осмотра транспортного средства и груза указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего акт, сведения о лицах, присутствующих при осмотре, с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, телефона, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке, иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, иных идентификационных признаках перевозимого груза. В акте осмотра транспортного средства и груза делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к акту.

В настоящее время по факту осмотра должен составляться специальный акт, в который в том числе вносится и информация о свидетелях, присутствующих при осмотре.

Так что осмотр теперь не так страшен. Еще раз хочу обратить внимание, что если Ваш автомобиль осматривают, требуйте присутствия свидетелей. Это может сыграть Вам на руку.

Ну а вообще рекомендую прослушать аудиокурс “Секреты общения с ГИБДД”, там процедуры осмотра и досмотра разобраны достаточно детально, повторяться здесь не буду.

Основания для досмотра транспортного средства

Что касается оснований для досмотра транспортного средства, то они подверглись еще большему количеству изменений:

155. Основаниями для досмотра транспортного средства, то есть обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности, являются:

  • ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий 1 ;
    1 Пункты 20, 23 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации “О милиции”.
  • отказ водителя или граждан, сопровождающих грузы, от проведения осмотра транспортного средства и перевозимого груза 1 ;
    1 Пункты 20, 23 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации “О милиции”.
  • проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ, других вещей, предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота и находящихся у граждан без специального разрешения, орудий совершения либо предметов преступления 1 ;
    1 Пункты 20, 23 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации “О милиции”.
  • проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве орудий совершения либо предметов административного правонарушения 1 .
    1 Часть 1 статьи 27.9 Кодекса.

155. Основаниями для досмотра транспортного средства, то есть обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности, являются:

  • проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ 1 ;
    1 Пункт 16 части 1 статьи 13 Федерального закона “О полиции”.
  • проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве или следов административного правонарушения на транспортном средстве 1 .
    1 Часть 1 статьи 27.9 Кодекса.
  • осуществление задержания, административного задержания лица, находившегося в транспортном средстве 1 .
    1 Часть 6 статьи 14 Федерального закона “О полиции”.

Итак обо всем по порядку.

1. Из перечня исключен пункт 1. Теперь автомобили не могут досматриваться в ходе проведения спецопераций. Т.е. даже при наличии у сотрудника ГИБДД ориентировки на автомобиль, похожий на Ваш, он не сможет провести досмотр.

2. Из перечня исключен пункт 2. Теперь отказ от осмотра автомобиля или груза не может служить причиной для досмотра транспортного средства.

3. Добавлен новый пункт перечня, который позволяет проводить досмотр в случае задержания или административного задержания лица, находящегося в автомобиле (водителя или пассажира).

Подведем итоги серии статей, посвященной изменениям административного регламента ГИБДД. В целом количество изменений велико, причем многие из них достаточно интересны для водителей. Так что, если пропустили какие-то статьи серии, рекомендую их прочитать сейчас. Если же у Вас остались какие-то вопросы по изменениям, задайте их в разделе изменения автомобильного законодательства форума pddclub.ru. Не стесняйтесь.

Удачи на дорогах!

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2022 г. N 1434 “Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2022 г. N 1434
“Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

26 октября 2022 г., 30 января, 30 июня 2022 г.

В соответствии с Федеральным законом “О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила проведения технического осмотра транспортных средств;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Пункт 2 вступает в силу с 1 марта 2022 г.

2. Правила проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденные настоящим постановлением, вступают в силу со дня вступления в силу Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” и действуют в течение 6 лет со дня вступления в силу этого Федерального закона.

3. Пункт 2 изменений, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Председатель Правительства
Российской Федерации

ГАРАНТ:

Правила вступают в силу с 1 марта 2022 г.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 сентября 2022 г. N 1434

Правила
проведения технического осмотра транспортных средств

С изменениями и дополнениями от:

30 января 2022 г.

ГАРАНТ:

Срок действия диагностических карт, истекающий в период с 1 февраля по 30 сентября 2022 г., продлевается на 6 месяцев, но не менее чем до 1 октября 2022 г. Продление срока действия диагностических карт не требует внесения дополнительных изменений в диагностическую карту

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают:

а) порядок оказания услуг по проведению технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием передвижной диагностической линии, включая процедуру подтверждения соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности транспортных средств, проводимую в форме технического диагностирования, в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами (далее – технический осмотр);

б) особенности проведения технического осмотра вне пунктов технического осмотра с использованием передвижных диагностических линий;

в) порядок аннулирования диагностической карты.

2. Настоящие Правила не применяются к отношениям, связанным с проведением технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, и прицепов к ним и которые зарегистрированы (или подлежат государственной регистрации) органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.

3. Обязательные требования безопасности транспортных средств, предъявляемые при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, приведены в приложении N 1.

4. При проведении технического осмотра к транспортным средствам не применяются требования, касающиеся наличия подлежащих проверке элементов конструкции, которые не были предусмотрены на транспортном средстве на момент его выпуска в обращение, при условии отсутствия внесения изменений в его конструкцию в части указанных элементов и содержащих их узлов и агрегатов, за исключением требований, касающихся наличия тахографа или контрольного устройства (тахографа) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, предусмотренного Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).

5. Технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств, предусмотренным приложениями N 1 и 2 (далее – операторы технического осмотра).

6. Проведение технического осмотра осуществляется на платной основе в соответствии с договором о проведении технического осмотра, заключаемым владельцем транспортного средства или его представителем, в том числе представителем, действующим на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме (далее – заявитель), и оператором технического осмотра по типовой форме, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации.

7. Размер платы за проведение технического осмотра и размер платы за проведение повторного технического осмотра, который определяется объемом выполненных работ, устанавливаются оператором технического осмотра и не могут превышать предельный размер платы за проведение технического осмотра, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методикой, утвержденной Федеральной антимонопольной службой.

8. Операторы технического осмотра обеспечивают размещение в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и в удобном для ознакомления владельцами транспортных средств месте и виде в пунктах технического осмотра и местах работы передвижных диагностических линий (при наличии) текста Федерального закона “О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, настоящих Правил, информации справочного характера (в том числе адресов оператора технического осмотра, пунктов технического осмотра и мест работы передвижных диагностических линий (при наличии), номеров телефонов, адреса электронной почты, адреса сайта оператора технического осмотра в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”), актуальной информации о режиме работы пунктов технического осмотра и передвижных диагностических линий (при наличии), информации о размерах платы за проведение технического осмотра и платы за проведение повторного технического осмотра, перечня документов, необходимых для прохождения технического осмотра, копии аттестата аккредитации оператора технического осмотра и сведений о наличии передвижных диагностических линий (при наличии), типовой формы договора о проведении технического осмотра, а также информации о возможности предварительной записи на технический осмотр.

II. Порядок оказания услуг по проведению технического осмотра

9. Для проведения технического осмотра заявитель обращается к любому оператору технического осмотра в любой пункт технического осмотра вне зависимости от места государственной регистрации транспортного средства и представляет транспортное средство, а также следующие документы:

а) документ, удостоверяющий личность;

б) свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.

10. В случае непредставления заявителем указанных в пункте 9 настоящих Правил документов либо в случае отказа от оплаты услуг по проведению технического осмотра оператор технического осмотра отказывает заявителю в оказании услуг по проведению технического осмотра.

11. Оператор технического осмотра устанавливает тождественность идентификационного номера транспортного средства и (или) идентификационных номеров основных компонентов транспортного средства (кузова, рамы, кабины) и данных, содержащихся в свидетельстве о регистрации транспортного средства или паспорте транспортного средства (электронном паспорте транспортного средства).

При несоответствии данных транспортного средства, в том числе его идентификационного номера и (или) идентификационных номеров его основных компонентов (кузова, рамы, кабины), данным документов, идентифицирующих это транспортное средство, оператор технического осмотра вносит в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра информацию об отказе в оказании услуг по проведению технического осмотра. Такая информация содержит указание на выявленные несоответствия.

При соответствии данных транспортного средства данным документов, идентифицирующих транспортное средство, это транспортное средство допускается к проведению технического диагностирования.

До начала проведения технического диагностирования заявителем производится оплата услуг, оказываемых по договору о проведении технического осмотра, что подтверждает заключение указанного договора.

12. Техническое диагностирование осуществляется техническими экспертами, отвечающими квалификационным требованиям, установленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, которые уполномочены оператором технического осмотра на проведение такого диагностирования в соответствующем пункте технического осмотра или на соответствующей передвижной диагностической линии и сведения о которых внесены в реестр операторов технического осмотра.

13. Техническое диагностирование проводится с помощью средств технического диагностирования и методов органолептического контроля на пунктах технического осмотра или с использованием передвижных диагностических линий, обеспечивающих выполнение в полном объеме процедуры технического осмотра в соответствии с требованиями к производственно-технической базе, фотографическому изображению транспортного средства, точности определения координат места проведения технического диагностирования и требованиями документов, содержащихся в перечне документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г. N 2438-р.

14. Продолжительность технического диагностирования транспортных средств отдельных категорий приводится в приложении N 2 к настоящим Правилам.

15. По результатам технического осмотра оператор оформляет в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра диагностическую карту по форме согласно приложению N 3, содержащую заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающую или не подтверждающую допуск транспортного средства к участию в дорожном движении), которая подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование транспортного средства.

По запросу заявителя оператор технического осмотра выдает диагностическую карту на бумажном носителе, которая заверяется подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра.

Правила заполнения диагностической карты утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

16. Транспортное средство, в отношении которого оформлена диагностическая карта, содержащая заключение о несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (не подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении), подлежит повторному техническому осмотру, проводимому в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных статьей 18 Федерального закона “О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

III. Особенности проведения технического осмотра вне пунктов технического осмотра

17. Проведение технического осмотра вне пунктов технического осмотра организуется с использованием передвижных диагностических линий в целях выполнения нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра, предусмотренных статьей 6 Федерального закона “О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

18. Оператор технического осмотра, являющийся владельцем передвижной диагностической линии, проводит технический осмотр с использованием передвижной диагностической линии в границах субъекта Российской Федерации, в котором расположен пункт технического осмотра такого оператора технического осмотра.

19. Адреса (координаты) мест проведения технического осмотра, в том числе с использованием передвижной диагностической линии, во входящих в состав субъекта Российской Федерации муниципальных образованиях, в которых не соблюдаются нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра, согласовываются оператором технического осмотра с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на принятие мер по организации проведения технического осмотра.

20. График работы пункта технического осмотра, использующего передвижную диагностическую линию (с учетом климатических условий эксплуатации, установленных заводом-изготовителем передвижных диагностических линий), согласовывается с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на принятие мер по организации технического осмотра в регионе.

IV. Порядок аннулирования диагностической карты

21. В случаях, указанных в части 10 статьи 19 Федерального закона “О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, диагностическая карта аннулируется органом государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств путем внесения уполномоченным должностным лицом этого органа соответствующих сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра на основании решения руководителя (заместителя руководителя) такого органа одновременно с принятием решения о привлечении к административной ответственности оператора технического осмотра транспортного средства в соответствии со статьей 14.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

22. Орган государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств в течение 3 рабочих дней со дня аннулирования диагностической карты информирует о таком аннулировании страховщика, заключившего договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании такой диагностической карты, и (или) профессиональное объединение страховщиков, а также собственника транспортного средства.

Информация об изменениях:

Приложение 1 изменено с 1 марта 2022 г. – Постановление Правительства России от 30 января 2022 г. N 89

Приложение N 1
к Правилам проведения технического
осмотра транспортных средств

Обязательные требования
безопасности транспортных средств, предъявляемые при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий

С изменениями и дополнениями от:

30 января 2022 г.

Обязательные требования безопасности

Категории транспортных средств1

,

,

I. Тормозные системы

1. Показатели эффективности тормозной системы
и устойчивости транспортного средства должны соответствовать требованиям пунктов 1.2 – 1.6, 1.8, 1.10 приложения N 8 к техническому регламенту Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств” (ТР ТС 018/2011), утвержденному решением Комиссии
Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (далее – ТР ТС 018/2011)

2. При проверках на стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси согласно пункту 1.4 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011

ГИБДД хочет провести обыск машины. Это законно?

У инспекторов ГИБДД есть право останавливать машины для осмотра и досмотра. ГИБДД опубликовала на официальном сайте обращение к водителям по этому поводу: там рассказывают, чем осмотр отличается от досмотра, когда проводятся эти процедуры и какие права есть у водителей.

Вот инструкция для водителей с учетом разъяснений ГИБДД и действующих нормативных актов.

Осмотр и досмотр автомобиля — это не одно и то же?

Осмотр и досмотр — разные процедуры, каждая со своими правилами. Инспектор не может сказать, что проводит досмотр, а назвать причину для осмотра. Оформить результаты на свое усмотрение он тоже не может. Если инспектор перепутает осмотр с досмотром, это повод признать проверку незаконной.

Обе процедуры нужны, чтобы проверять, не везет ли водитель что-то запрещенное и опасное, не скрывает ли кого-то и не готовит ли преступление. По крайней мере, формально так.

Осмотр — это визуальное обследование машины и груза

Основания для осмотра:

  1. Есть ориентировка или информация, что машину используют для чего-то незаконного.
  2. Инспектор хочет сверить маркировку машины с документами.
  3. Кажется, что на самом деле везут не тот груз, который числится по документам.

Других оснований для осмотра в регламенте нет.

Как проводится. Инспектор осматривает машину при водителе. Пассажиры не обязаны выходить из машины, водитель тоже. Инспектор может заглянуть в бардачок, багажник, под капот , сверяет пломбы с таможенными документами, но только если водитель не против и показывает все сам .

При осмотре машину именно осматривают, но не трогают вещи , не простукивают обшивку, сотрудник не садится в машину. Если инспектор сделал что-то такое — стоп! Это уже досмотр и другие правила. Требуйте их соблюдать.

Понятые и видеосъемка не обязательны, но не запрещены.

Результат оформляется актом. Специальной формы нет: нужно указать дату, место, данные инспектора, кто присутствовал, что за машина и какой груз, велась ли съемка, были ли понятые. Акт составляют после осмотра .

Что потом. Если все в порядке, водителю разрешают ехать дальше. Если нет, действуют по ситуации: например, могут начать разбираться с грузом. Но это будут уже другие мероприятия. Для тех, кто не возит ничего запрещенного, осмотр занимает несколько минут.

Если отказаться. ГИБДД пишет, что отказ от осмотра — это повод провести досмотр. Это более строгая процедура, в которой участвует не только сотрудник ГИБДД и все нужно фиксировать. Но Верховный суд отменил этот пункт регламента еще в 2012 году. Для досмотра нужны свои основания.

Справедливости ради надо сказать, что при необходимости найти основания для досмотра не так уже сложно, даже если водитель ничего не нарушил. Выполнить требование сотрудника полиции чаще всего проще, чем вступать в конфликт.

Досмотр — это когда можно трогать

Это тоже обследование, но не только визуальное: можно проверять содержимое и элементы автомобиля. Досмотр — серьезная процедура, для которой нужны веские основания и есть свои требования.

Основания для досмотра:

  1. Нужно проверить, нет ли в машине чего-то для совершения административных нарушений. Например, могут искать оружие, опасные вещества, мигалку, поддельные номера, документы или что угодно еще: в законах нет конкретного списка орудий и предметов. Кстати, съемная тонировка или шторки на окнах — это тоже повод для досмотра . Необязательно искать запрещенные предметы. Достаточно признаков или подозрений в административных нарушениях.
  2. Ищут людей, которых подозревают в нарушении. Например, если кого-то надо арестовать, или ищут беглых преступников, или должник по алиментам скрывается от приставов, а призывник — от сборов. Их могут разыскивать, в том числе путем проверки машин. Если найдут — задержат.

Как проводится. Водитель и пассажиры должны выйти из машины. Выходить надо только после составления протокола о досмотре. До этого водитель и пассажиры выходить не обязаны — документы можно передать через окно.

При досмотре должен присутствовать владелец машины. Владелец — это не обязательно собственник. Это тот, у кого во владении фактически находится машина. Если очень надо, могут обойтись и без владельца : всегда найдутся обстоятельства, когда нельзя откладывать. Но если таких обстоятельств не было, результаты досмотра недействительны.

Инспектор начинает обследовать машину, все элементы, места для груза и багажа. Он может сам открывать багажник, заглядывать в бардачок и доставать оттуда вещи. Лучше помогать ему в этом и показывать все лично.

Досмотр проводят так, чтобы не нарушить конструктивную целостность — это когда можно разобрать какой-то элемент, чтобы потом его несложно и быстро можно было собрать и он при этом не сломается. Поднять коврик в багажнике, достать запаску, передвинуть вещи в бардачке, откидывать сиденья — это все не нарушает конструктивную целостность. Так можно при досмотре .

Когда нужно досмотреть таможенный груз, будут связываться с дежурным отделением ДПС . Если надо, вскроют пломбы.

Понятые и видеосъемка. При досмотре нужны обязательно: либо два понятых, либо видеозапись всего процесса . Понятые должны быть незаинтересованными. Это может быть кто угодно старше 18 лет. Но коллега инспектора понятым быть не может. Понятые должны реально присутствовать при досмотре , а не просто быть указанными в документах.

Результат. Еще до начала досмотра нужно составить протокол. В этом важное отличие от осмотра: при осмотре акт составляют после, а при досмотре — протокол в начале . Нет протокола — нет досмотра.

В протоколе должны быть подписи инспектора, понятых и владельца машины. Если не подписать протокол, там поставят отметку об отказе. Лучше подписывать и перечислять возражения. Копию протокола должны выдать водителю.

Что потом. Если нарушений нет, машина поедет дальше. Если что-то найдут или в чем-то заподозрят, могут отправить на освидетельствование и изъять запрещенное. Для всего этого составляют отдельные протоколы: об изъятии, задержании машины, человека, аресте груза. Может понадобиться следственная группа — тогда для нее оставляют отдельные документы и вызывают сотрудников.

Если отказаться. За отказ от досмотра могут оштрафовать на 1000 рублей.

Если при досмотре не составили протокол или не позвали понятых

Это самоуправство. Протокол, понятые или видеосъемка — это не желание водителя и инспектора, а требование закона. Нарушение этого правила грозит инспектору штрафом в 300-500 рублей, а результаты досмотра нельзя считать доказательствами.

Можно ли снимать действия полицейских при осмотре и досмотре

Да, можно. Если это не спецоперация с законным запретом на съемку, документами и основаниями, снимать можно все — от первого слова инспектора до подписи протокола . Как инспектор досматривает машину, что находит и что делают понятые, тоже можно снимать на свой телефон.

Если инспектор говорит, что он против съемки и просит убрать камеру, это незаконно. Еще инспектор может ссылаться на то, что из регламента ГИБДД исключили условие о съемке. Это правда: из регламента исключили. Напомните ему, что регламент не для водителей, запрета на видеосъемку нет, а закон о полиции никто не отменял.

Ссылка на основную публикацию