Оформление земель лесного фонда в собственность

Письмо Рослесхоза от 26.04.2018 N ИВ-03-54/6814 “О подготовке документов территориального планирования с учетом положений Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ”

Федеральное агентство лесного хозяйства в целях решения вопросов, возникающих при согласовании проектов документов территориального планирования, предусматривающих включение земель лесного фонда в земли населенных пунктов, с учетом применения положений Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель” (далее – Федеральный закон N 280-ФЗ) сообщает следующее.

Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В свою очередь установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения.

Подготовка и утверждение проекта генерального плана осуществляются в соответствии с требованиями статей 9, 23, 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в частности, перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают в том числе границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения, территории объектов культурного наследия, границы лесничеств, лесопарков.

Таким образом, если проектом генерального плана предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель лесного фонда, Рослесхоз рекомендует в текстовой части проекта представлять перечень участков земель лесного фонда, включаемых в границы населенных пунктов, с указанием площади, местоположения в части лесничеств, участковых лесничеств, кварталов, выделов, а также целевого назначения данных лесов и категорий защитных лесов, а также проектируемое целевое использование данных земельных участков.

Документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, а также о зонах с особыми условиями использования территорий содержится в государственном лесном реестре (далее – ГЛР).

В силу пункта 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, переданы полномочия по ведению ГЛР в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий в границах субъекта Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ) при подготовке в составе проекта генерального плана поселения или городского округа карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта.

При этом до установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 года предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года, и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов), такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством.

Правила землепользования и застройки, устанавливающие градостроительные регламенты применительно к земельным участкам, включенным в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 года предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года, и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенных пунктов не было связано с использованием лесов), могут быть утверждены не ранее чем по истечении одного года со дня включения указанных земельных участков в границы населенных пунктов.

Кроме того, статьей 24 Градостроительного кодекса установлены особенности перевода земельных участков, на которых расположены лесные поселки или военные городки, в земли населенных пунктов.

В целях определения при подготовке проекта генерального плана поселения или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения или городского округа создается комиссия.

Порядок деятельности таких комиссий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

По информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, данные комиссии по состоянию на 1 апреля 2018 года созданы только в отдельных муниципальных образованиях на территории субъектов Российской Федерации. Порядок деятельности комиссий установлен в Орловской, Тульской, Ярославской, Вологодской, Мурманской, Пензенской, Самарской, Иркутской, Сахалинской областях, Республике Марий Эл, Республике Бурятия, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

В связи с этим Федеральное агентство лесного хозяйства рекомендует в возможно короткие сроки утвердить порядок деятельности таких комиссий и обеспечить создание таких комиссий на основании решений органов местного самоуправления поселений или городских округов.

По общему правилу, установленному Федеральным законом N 280-ФЗ, приведение сведений, содержащихся в ГЛР, в соответствие со сведениями ЕГРН осуществляется в отношении земельных участков, на которые права правообладателя или предыдущих правообладателей возникли до 1 января 2016 года.

В связи с этим Федеральное агентство лесного хозяйства считает необходимым отметить, что Правительством Российской Федерации (поручение от 12 февраля 2018 г. N ДК-П9-750) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации поручено при направлении проектов документов территориального планирования на согласование уполномоченным органам государственной власти прилагать к таким проектам графические и текстовые материалы, подтверждающие отнесение спорных земельных участков к иной категории земель, нежели к землям лесного фонда.

В целях выполнения указанного поручения Правительства Российской Федерации Рослесхоз рекомендует в проектах документов территориального планирования, предусматривающих включение земельных участков, относящихся в соответствии с ГЛР к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН к землям иных категорий, в границы населенных пунктов в текстовой части проекта представлять перечень таких земельных участков с указанием кадастровых номеров земельных участков, площади пересечения земельных участков с землями лесного фонда, а также выписки из ЕГРН о зарегистрированных правах на такие земельные участки, а при отсутствии сведений о зарегистрированных правах – правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на данные земельные участки.

Учитывая, что в соответствии с требованиями Федерального закона N 280-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах, Рослесхоз рекомендует в составе материалов, подтверждающих отнесение спорных земельных участков к иной категории земель, нежели к землям лесного фонда, представлять заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений на проекты документов территориального планирования в части местоположения и площади земель лесного фонда, имеющих пересечения с земельными участками иной категории земель.

Также в проектах документов территориального планирования необходимо представлять информацию от уполномоченных органов государственной власти об отсутствии или наличии на спорных земельных участках особо охраняемых природных территорий и территорий объектов культурного наследия.

Следует отметить, что положения Федерального закона N 280-ФЗ применяются с учетом особенностей, установленных для земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” (далее – Федеральный закон N 101-ФЗ), в части наличия у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Таким образом, если в границы населенных пунктов включаются земельные участки, которые в соответствии с данными ЕГРН отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом N 101-ФЗ, а в соответствии с данными ГЛР относятся к землям лесного фонда, в проектах документов территориального планирования необходимо представлять соответствующие сведения от уполномоченных на осуществление земельного надзора органов государственной власти (Россельхознадзор, Росреестр).

В случае если в границы населенных пунктов включаются земельные участки, которые в соответствии с данными ЕГРН отнесены к категории земель промышленности и иного специального назначения, а в соответствии с данными ГЛР – к землям лесного фонда, необходимо в проектах документов территориального планирования представлять сведения о наличии на данных земельных участках объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы.

Также на картографических материалах проектов документов территориального планирования необходимо отображать границы лесничеств, лесопарков, а также земельные участки, имеющие пересечения с землями лесного фонда.

Заместитель Министра
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации –
руководитель Федерального
агентства лесного хозяйства
И.В.ВАЛЕНТИК

Задайте вопрос юристу:

+7 (499) 703-46-71 – для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 – для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Можно ли оформить земли лесного фонда в частную собственность

Объясняем нюансы земельного законодательства простым языком: особенности купли-продажи, аренды участков, перевода земель из одной категории в другую, выдела доли, межевания и многое другое. Поможем избежать финансовых потерь и объясним порядок оформления документов.

Может ли юридическое лицо или гражданин России оформить в частную собственность земли лесного фонда? Ответить «категорически нет» можно, однако это неверно. Способы получить во владение земельный участок, де-юре принадлежащий к неотчуждаемым лесным угодьям, – существуют.

К лесному фонду принадлежат не все земли, покрытые лесной растительностью. Уточним: участки лесных массивов, которые находятся в черте города, относятся к землям населенных пунктов. Но лесфонд составляют около 97% общей площади российских лесов – абсолютное большинство.

Однако и лесфонд – это не только лесные участки. В нем найдется немало земель, которые к лесному хозяйству имеют отношение чисто формальное.

Но даже такой земельный участок взять и приватизировать нельзя. По российскому законодательству ни один гектар из лесфонда не может быть отчужден. Эти земли принадлежат государству, являются федеральной собственностью, и исключая их приватизацию, власть заботится об интересах народа, для которого леса представляют огромную ценность.

Ищем средство

Но означает ли это, что бизнес-субъект или хороший хозяин-физлицо не может стать собственником земельного участка, относящегося к лесному фонду, вообще никак? Нет.

Этому есть две причины:

  1. народ – это не только широкие слои населения, это и крупные предприниматели.
  2. и главное – существуют совершенно законные методы либо решить вопрос с приватизацией нужного земельного участка, либо хотя бы получить его в очень длительное пользование (практически навсегда):
  • перевод лесных земель в другую категорию;
  • аренда;
  • концессия – передача государством лесного участка во владение и пользование инвестору согласно концессионному соглашению;
  • безвозмездное срочное пользование.

Как поменять категорию земель?

Изменение целевого назначения участка, принадлежащего к лесфонду – очень сложная и длительная процедура, часто не гарантирующая результата. Нужно обосновать необходимость перевода земель в другую категорию, оформить огромное количество документов и пройти все круги согласований в ряде учреждений (инстанций), прежде чем Правительство РФ удовлетворит вашу потребность в данных гектарах – выдаст соответствующее распоряжение. Нужно:

  • изменение черты города согласно новому генплану, утвержденному и согласованному на федеральном уровне, либо
  • заключение госэкспертизы о ненужности земельного участка лесному хозяйству или невозможности продолжать его использование по текущему назначению.

Если первый вариант не подходит, следует обратиться в региональное подразделение Рослесхоза и выяснить, каковы шансы получить такое заключение. Если велики, можно начинать процедуру перевода.

От аренды – к собственности?

Лесной участок может быть взят в аренду на срок до сорока девяти лет включительно. Чем дольше, тем лучше, особенно учитывая что «автопродление» договора аренды законом не предусмотрено.

Вид на земли

Но самое интересное, что после пятнадцати лет пользования арендуемым земельным участком добросовестный арендатор может обрести право собственности на него. Причем нигде в законодательстве не указано, что на земли лесфонда эта норма не распространяется. Если что, и поменять целевое назначение участка после стольких лет хозяйствования становится проще.

За некоторыми исключениями, лесфондовские земли сдаются в аренду после аукциона. Он должен быть объявлен в установленном порядке, после чего надо подать заявку и уплатить задаток, а на аукционе предложить самую высокую арендную плату. Но последнее – не всегда, поскольку заявка может быть подана только одна. Если это так и она ваша, аукцион признается состоявшимся, а с вами обязаны заключить договор аренды. Его надо правильно составить, зарегистрировать, затем предоставить надзорному органу проект освоения лесов и каждый год подавать лесную декларацию.

Материалы по теме: узнайте, что такое лесной сервитут. Как происходит кадастровая оценка земель лесного фонда, подробно описано здесь.

А если это лесопользование?

Если же участок лесфонда нужен исключительно для лесопользования и никакое другое использование не предвидится, можно оставить намерения насчет частной собственности на эту землю и попытаться получить ее в безвозмездное срочное пользование.

Также можно использовать ее по договору концессии – если в обмен на пользование ресурсами леса вы готовы сделать большие инвестиции в неосвоенный земельный участок, где отсутствует инфраструктура (ст. 37 ЛК РФ). И договор концессии, и безвозмездного срочного пользования могут быть заключены на тот же срок, что и аренды – от одного до 49 лет.

В итоге – нельзя, но можно

Обратитесь в Рослесхоз по месту нахождения земельного участка лесфонда, которым хотите обладать или уже обрели (что-то построили, не зная о не допускающем отчуждения целевом назначении). Специалисты должны помочь вам окончательно определиться со способом решения вашего вопроса. После этого вы сможете узнать все подробности о нужном варианте и применить его.

Как получить земли лесного фонда в собственность? Секреты сделки

Леса – это важнейший ресурс государства, земельные отношения этого типа подлежат урегулированию федеральным законодательством и непосредственно – правительственными документами.

Такие земли обычно не переходят в собственность граждан. Однако существует механизм, который допускает проведение такой процедуры. Подробнее о том, как перевести земли лесного фонда в собственность, узнаете из этой статьи.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Чьи это территории?

Кто является собственником? Собственником таких земель является государство, на балансе которого числятся все лесные зоны РФ. Леса находятся в федеральной собственности, о чём гласит статья 8 Лесного кодекса, но могут передаваться в ответственное управление муниципалитетам на правах постоянного бессрочного пользования. Распоряжаться землями лесов может только Правительство РФ на основании Постановлений. Ряд решений принимает Министерство Лесного хозяйства, под отчёт перед правительственными органами.

Регламент всех допустимых действий ориентируется на нормы «Лесного кодекса РФ» (ЛК РФ), принятого 04.12.06 под № 200-ФЗ и статьи 101 ЗК РФ. Все лесные зоны подлежат кадастровому учёту, процедуры отчуждения обязательно регистрируются в Росреестре и допускаются только на основании федеральных публичных слушаний, при соответствующем решении Правительства РФ с опорой на положения статьи 1 ЗК РФ.

Исключением являются лесные зоны, выступающие в качестве охранных зон железнодорожных путей, которые могут принадлежать РЖД. Пригородные зелёные зоны зачастую входят в контекст населённого пункта и относятся к землям поселений, управляясь местной администрацией.

Если леса имеют искусственный характер, то могут воспроизводиться собственниками искусственных водоёмов и дачными хозяйствами, но в ограниченном объёме, с согласия муниципалитета.

О том, что относится к лесным землям, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете о том, каков правовой режим их использования, а также кто может стать собственником таких участков.

Условия сделки

Передача лесных угодий в собственность невозможна. Но из этого правила допускаются исключения. Оформление в собственность допустимо для земель, которые могут быть переведены в другую категорию. Пригородные зелёные зоны достаточно легко можно перевести в земли поселений. Правда, правительство требует соблюдения норм законодательства, предусматривающего исключительно их использования по целевому назначению – как лесные зоны отдыха для граждан.

Чаще оформляются в собственность гари – площади после пожара, или редины – массивы после вырубки лесов. Переоформление допустимо если на таких безлесных территориях не планируется его восстановление. Иногда лесные площади перемежаются перелесками, не имеющими древесной растительности и их можно перевести в сельскохозяйственные угодья, которые могут выкупаться или приватизироваться.

Главное условие предоставления в том, что земельный массив перестал представлять для государства ценность, а иногда его содержание становится убыточным. Если претендент на оформление участка представит проект развития лесной зоны, который будет признан актуальным, он может рассчитывать на получение разрешения.

Основаниями для признания права на перевод земель в другую категорию могут быть:

  1. Заявление, поданное в правительственный орган.
  2. Прилагаемые документы, подтверждающие непригодность (иные причины нерентабельности) использования указанной части лесного массива. С приложением проекта развития зоны.
  3. Решение Правительства РФ о переводе земель в другую категорию, с последующим оформлением в собственность.

Иногда вместо права собственности более целесообразно оформить долгосрочную аренду лесного массива для использования по назначению.

Как можно оформить?

Процедура оформления права собственности происходит по определённому алгоритму, основная часть которого ориентирована на получение разрешения правительственного распоряжения о переводе участка в другую категорию. Для этого требуется:

  1. Выбрать подходящий участок лесного массива, который не может использоваться в качестве леса. Им может быть редина после вырубки, место пожарища с погибшими деревьями, болотистые земли или иные не заросшие деревьями участки.
  2. Назначить экспертизу выбранного участка, получить заключения экспертов. Целесообразно иметь не менее трёх различных актов экспертиз, в которых будет указано на то, что установленная зона не отвечает требованиям, предъявляемым к лесному массиву.
  3. Установить сумму ущерба при переводе земель в другую категорию. Эту сумму потребуется уплатить заявителю.
  4. Подать запрос в Министерство, указать подробные причины перевода земель в другую категорию (указать – какую) с опорой на акты экспертизы. Обязательно внести кадастровый адрес и иные параметры лесного участка.
  5. Приложить аналогичную заявку, адресованную Правительственным органам РФ, а также акты экспертизы, нотариально удостоверенную копию паспорта, выписку из ЕГРЮЛ и копию пакета учредительной документации (юр.лицам). Частное лицо должно предоставить лицензию и иные документы, разрешающие соответствующую деятельность.
  6. Поданная заявка рассматривается Министром, который прилагает свою резолюцию.
  7. По его усмотрению, запрос возвращается заявителю на основании мотивированной выписки, со ссылкой на источники законодательства, или передаётся в органы Правительства РФ на рассмотрение.

В заявку нужно включить специальные формулировки, придающие ей характер официального документа. Обязательна опора на факты, подтверждённые заключениями экспертов. В просительной части указывается просьба о разрешении перевода земель в другую категорию и на последующий выкуп в собственность. В целом документ составляется в свободной форме, так как для него не предусмотрено специального регламента.

Обязательно нужно включить в заявку нижеследующее:

  1. Причины невозможности использования участка по назначению: выгоревшие или иным образом испорченные деревья, подвергшаяся порче (заболоченная) почва, на которой не может произрастать древесная порода, размыв почв руслом рек и т.п.
  2. Приблизительные расчёты стоимости восстановления участка путём лесопосадки, или подтверждение невозможности его восстановления.
  3. Проект использования земель или восстановления лесопосадки заявителем, с опорой на нормы ЛК № 200-ФЗ.
  4. Перечислить все факты и основания, подтверждающие эффективность перевода участка в обозначенную категорию, с переходом в собственность.

На основании поданной заявки должен выйти законопроект о переводе земель в другую категорию.

Далее могут последовать действия, соответствующие решению, принятому правительственным органом, уполномоченным на распоряжение такими землями:

  • разрешение приступать к оформления массива в собственность;
  • только получение права аренды на освоение участка с возможностью выкупа;
  • перевод в другую категорию и необходимость приобретения ЗУ с торгов.

После того как разрешение будет получено, в бюджет государства переводится установленная сумма, а на руки получается решение Правительства РФ о переходе права собственности. Полученный правительственный акт будет выступать правоустанавливающим документом. На его основании происходит регистрация права собственности в Росреестре.

Перед регистрацией земель в Росреестре, компании нужно уплатить пошлину в размере 22 000 рублей. Физическое лицо уплачивает 2 тысячи рублей.

После получения Выписки из ЕГРН о праве собственности, можно приступать к освоению зоны в соответствии с полученным правительственным разрешением, а также с соблюдением норм экологии, природоохранных и противопожарных мер.

Если речь идёт о переводе лесов в земли поселений, то они не должны использоваться под застройку жилых кварталов, а функционировать как зелёные зоны или выделяться в земли рекреации, то есть быть доступны для отдыха граждан (о строительстве на землях лесного фонда и видах разрешенного использования читайте тут).

Что означает понятие захвата?

Захват земель – это административное правонарушение, которое характеризуется самовольным использованием земельных участков, к которым приравниваются и участки леса. Согласно статье 7.1 КоАП РФ в этом сл учае наступает административная ответственность.

Размеры штрафов, если заняты земли лесного фонда, могут определяться только должностными лицами органов, уполномоченных на защиту и охрану лесного фонда. Размеры штрафов зависят от статуса правонарушителя:

  1. Максимальные размеры штрафов назначаются юридическим лицам.
  2. Средние – должностным.
  3. Минимальные – физическим лицам.

В категорию административных правонарушений входят:

  • неоформленные прирезки;
  • несанкционированные застройки.

После уплаты штрафа, нарушителю будет вменено обязательство провести рекультивацию участка, то есть снести все постройки и убрать незаконные межи, чтобы в установленных местах продолжала функционировать лесная экосистема.

В особых случаях, когда лесным угодьям нанесён существенный ущерб, или когда присвоение участка связано с мошенническими действиями, может следовать уголовная ответственность в силу статьи 159 УК РФ. Она может привести к лишению свободы сроком до 2 лет. При участии группы лиц – до 6 лет.

Земли лесного фонда принадлежат государству, в собственность физических и юридических лиц не оформляются. Для их получения в собственность нужен перевод земель в другую категорию, что допустимо только по решению Правительства РФ. За самозахват таких участков может следовать административная и уголовная ответственность.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Процедура оформления земель лесного фонда в собственность

На землю, не распределенную на участки, в Российской Федерации также имеется спрос. Оформить земли лесного фонда в собственность возможно при тщательном изучении законодательной базы. Каждый вид имеет свои специфические особенности.

Как оформить земли лесного фонда в собственностьГде и какие документы нужно оформить?

Если у гражданина появилась причина для запрашивания определенного клочка земли в лесном массиве в собственность, то нужно обращаться с заявлением непосредственно к владельцу лесного фонда. Это обычно орган местного самоуправления, на территории которого он и находится. Обычно в собственность подобные участки не дают (они не разграничены). Но, есть исключение из правил. Это перевод лесного участка в иную категорию. Здесь будет принимать участие Департамент лесного хозяйства, а само утверждение будет проходить в 3 стадии – на местном уровне, на уровне субъекта и федеративном. Это очень сложный и запутанный процесс, требующий не только время и силы, но и денежные средства.

Предоставленные документы (их количество обычно огромно) могут возвращать гражданину на доработку и корректировку по несколько раз. Это привычное явление. Сразу при подаче всего пакета участок в собственность не дадут. Уполномоченный орган обычно устраивает аукцион либо предоставляет его конкретному лицу в аренду.

Сроки колеблются от 10 лет до 49-50. За аренду взимается плата – обычно 100% от общей суммы единовременно. Независимо от того, будет ли лицо использовать участок все время или нет.

На участки, отданные в аренду, разрешается:
  • Выращивать саженцы, сооружать пасеки.
  • Охотиться, собирать грибы и ягоды, лекарственные растения.
  • Рубить деревья для индивидуальных целей.
Но, у лиц по договору аренды есть обязательства. Это:
  • Рекультивация почвы.
  • Улучшение и оптимизация участка.
  • Своевременное внесение платы за использование участка.
Есть условия, в соответствии с которыми такой участок можно получить в безвозмездное пользование:
  • Пчеловоды.
  • Религиозные служители.
  • Оборонные предприятия.
Примерный пакет бумаг, необходимых для предоставления:
  • Паспорт гражданина РФ и его копии.
  • ИНН и СНИЛС.
  • Квитанция об оплате госпошлины (при необходимости).
  • Справка из ЕГРН.
  • Собственноручно заполненное заявление.
  • Выписки, справки и акты государственных органов по отношению к участку.

Некоторые запросы, возможно сделать посредством обращения на электронную почту или форму обратной связи на официальных сайтах муниципального образования. Также к услугам физических и юридических лиц существует электронный портал Госуслуги.

Пошаговая инструкция

  • Ознакомиться со статьями ЛК РФ и ЗК РФ. Также можно со статьями ГК РФ. Составить примерный план действий и нужной документации. Написать обоснование – нужно обязательно или можно обойтись без них.
  • Обратиться за бесплатной консультацией к сотрудникам местного органа самоуправления. Сверить список и добавить новые позиции, изменить или удалить их.
  • Составить заявление со ссылками на нормативные правовые источники Российской Федерации. Обозначить цель обращения, в качестве приложений указать необходимые бумаги (прикладывать нужно оригиналы и копии – их заверяет сам работник уполномоченного органа).
  • При необходимости заплатить государственную пошлину посредством безналичного перевода (точная денежная сумма зависит от регионального законодательства).
  • Собрать весь полный пакет документов по списку, при необходимости заверить через нотариуса справки или выписки, копии.
  • В указанные органом местного самоуправления сроки принести документацию на регистрацию и визирование.
  • Заключить с органом местного самоуправления договор в письменной форме (в собственность землю лесного фонда получить весьма проблематично – обычно дело заканчивается арендой или бессрочным пользованием). При наличии же положительного решения нужно нести бумаги в Росреестр для регистрации в собственность.
  • Взять экземпляры договора и иных бумаг (на них обязательно должны стоят соответствующие реквизиты – хотя бы подпись и печать государственного органа).

Полезные советы и рекомендации

  • Обязательно изучить правовые нормы, необходимые для обращения в уполномоченный орган.
  • Для граждан лучше всего будет первичное обращения для составления списка документов. Это поможет избежать суеты и бумажной волокиты.
  • Рекомендуется не строить несанкционированные постройки в лесу, так как администрация откажет в получении разрешения на регистрацию в собственность.
  • Не стоит путать дачную амнистию с лесной – это разные понятия. Первое означает, что гражданин может самостоятельно заниматься вопросами регистрации в собственность участка. Второе означает, что данными вопросами занимаются уполномоченные лица без участия заинтересованных лиц.
  • Нужно иметь в виду, что зоны кладбищ, особо охраняемые, военные и заповедные, парковые невозможно оформить в собственность.
  • По каждому выделенному лесному участку (не переведенному) ежегодно нужно составлять специальный отчет в обязательном порядке. Отчеты подлежат регистрации и хранению в местном муниципальном органе.
  • Для выделенного участка возможен перевод из одной категории в другую.

ВАЖНО . На каждом этапе рекомендуется проверять документацию и обоснованность решений уполномоченных органов.

Нередки случаи, когда сотрудники умалчивают определенную, важную информацию или пренебрегают своими полномочиями, нормами права. В таких проблемных ситуациях следует обращаться с жалобой в суд.

Что такое лесной фонд?

В Российской Федерации существует несколько категорий земель. Все они имеют специфические свойства, черты. Их регулирует Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ.
  • Земли запаса.
  • С/х назначения.
  • Населенных пунктов.
  • Находящиеся под особой охраной государства.
  • Занятые лесами или водными объектами, объектами промышленности или специального назначения.

Лесным фондом называют реестр лесного массива, неразграниченного под конкретные участки.

Они необходимы:
  • Для выращивания лесных насаждений.
  • Для обустройства лесного хозяйства.
  • Для осуществления защиты, охраны и обслуживания.
  • Для поддержания экосистемы и восстановления природных ресурсов.

В соответствии с законодательством РФ есть монополия федеральной собственности. Это обусловлено тем, что она является особой природоохранной зоной. Также зона с насаждениями может располагаться и в пределах сельскохозяйственных угодий, в черте населенного пункта.

Еще относят:
  • Места, пораженные пожаром или грибком.
  • Дороги (проселочные, городские).
  • Места, определенные под вырубку.
  • Зоны лесопарков и лесничеств.

Лесополосой называют только те места, которые покрыты растительностью, древостоями, вырубками, пустырями. Это может питомник, охраняемый по закону. Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации регламентируется порядок отграничения земли путем размещения на планах и картах символов, обозначений с помощью использования общепринятых знаков.

Оформление земель лесного фонда в собственность

Оформление земель лесного фонда в собственность

Вправе ли физическое лицо или организация приобрести во владение земельные наделы лесного фонда? На первый взгляд ответ очевиден – безусловно, нет. Однако данный категоричный ответ является ошибочным, так как имеются способы обзавестись участком земли, юридически причисленным к неотчуждаемым лесным угодьям.

Можно ли оформить земли лесного фонда в собственность

В группу земель лесных угодий входят земли, не находящиеся в пределах населенных пунктов и покрытые лесной флорой или только подлежащие посадке. Также к этой разновидности относятся наделы, предназначенные для осуществления лесной деятельности.

Преобразовать земли леса в другую ипостась довольно трудно, так как это экстраординарное действие. В рамках существующего законодательства предпринять данную процедуру можно в особом порядке и только волею Правительства России.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации» земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Осуществить это трудно, но достижимо. Получить информацию, каким образом возможно приобрести земли леса во владение, можете в компетентном органе местного самоуправления, либо в территориальном Комитете по управлению имуществом.

По сути, способ всего один, переоформить землю из категории лесного фонда в разновидность земли под жилое строительство. Данное мероприятие достаточно ясно закреплено в законодательстве, однако требует личного времени и упорства. Но данные затраты окупятся сторицей.

Для начала подайте в компетентный орган власти ходатайство о переоформлении земли под жилое строительство. Проанализировав подлинность указанных данных, органы местного самоуправления инициируют подготовку документов. Данная стадия является достаточно медленной, однако, к сожалению, других вариантов на данный момент нет.

Будьте готовы к тому, что вердикт по каждому конкретному участку земли выносит Правительство России. Все-таки лесной фонд – заповедная зона, поэтому предоставлять данные земли по первому требованию никто не будет.

Когда процедура переоформления земли окончена и в кадастровом реестре стоит искомая отметка «населенный пункт», можете приступать к следующему шагу – оформлению в собственное владение. Данное действие проходит по установленной законом схеме. В случае если на участке земли существует жилая недвижимость, то ее можно приобрести по минимальной стоимости у муниципальных органов.

Как оформить земли лесного фонда в личную собственность

Переоформление лесных участков возможно только после производства детальной государственной экспертизы, поэтому заранее получите заключение о ее проведении.

С предложением о переоформлении земель в Правительство Российской Федерации обращается профильное Министерство природных ресурсов, которое руководствуется поданным вами ходатайством. Направьте данное ходатайство вместе с пакетом документов в вышеназванное Министерство на имя Министра.

В пакет документов входят:

  • Заявление о переоформлении лесных наделов в другую разновидность в отношении определенного участка;
  • Копия документа, удостоверяющего личность гражданина, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц для организаций;
  • Справка из Единого государственного реестра налогоплательщиков о собственниках данного надела;
  • Кадастровый план земельного надела, созданный в соответствии с показателями лесоустройства, включающий в себя перечень сооружений и конструкций, возведенных на земельном участке;
  • Акт выбора земельного участка лесного фонда;
  • Документ, заключающий в себе вердикт по акту выбора особого федерального органа по лесоустройству;
  • Подсчет ущерба лесного хозяйства в случае переоформления его в другую категорию;
  • Подробный проект сооружения, строящегося на переводимом из лесного фонда участке. Данный проект необходимо согласовать с представителями органов по градостроительству и архитектуре;
  • Документ, полученный от органов исполнительной власти, сообщающий о том, что после проведения геодезических работ и поиска полезных ископаемых, ничего представляющегося ценным на данной территории нет;
  • При наличии на участке полезных ресурсов, нужно приобрести разрешение на их разработку;
  • Дозволительный документ из органов экологической экспертизы на переоформление земли. В данном решении должен быть доказан факт неимения последствий для окружающей среды после уничтожения растительности;
  • Проект постановления о переводе земельного надела в иную категорию;
  • Дополнительные документы, необходимые в данном конкретном случае для той категории земли, в которую будет переведена земля леса.

Понятие земель лесного фонда.

Что значит земли запаса, читайте тут.

Подробный порядок действий по получению земли леса

Приготовьте и добавьте к пакету документов акт натурного технического обследования участка и подсчет возможного ущерба для лесной растительности от замышляемого переоформления надела.

Также в пакет документов добавьте проект размещения объекта, который предполагается соорудить на участке земли. Данный проект должен быть создан в соответствии с установленными схемами территориального планирования и согласован с органами архитектуры и градостроительства.

К основному перечню документов добавьте правильно оформленный вердикт государственной экологической экспертизы с позитивным решением о допустимости перевода лесного надела в другую разновидность.

Далее прибавьте выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющую правомерность владения участком лесного фонда.

Посоветуйтесь с юристом и подготовьте проект решения Правительства Российской Федерации о переоформлении земли в другую категорию.

В том случае если ваша заявка принята на проверку, итоговый вердикт необходимо ожидать в течение двух или трех месяцев. Если решение позитивное, необходимо внести изменения в земельный кадастр и Государственный реестр прав на имущество. После получения нового кадастрового паспорта, процедура перевода земли в другую категорию окончена. Вынесенное положительное решение имеет силу на бессрочный период времени.

Учитывая трудность оформления и неимение уверенности в положительном исходе при самостоятельной подаче заявки на землю лесного фонда, более простым способом является аренда земли.

Как арендовать земли лесного фонда

Юридическое или физическое лицо вправе взять в аренду земельный участок на срок от 10 до 49 лет. Необходимо определиться с предназначением арендуемого участка, так как с 2009 года обязательно применение регламентов лесного хозяйства для определения целей эксплуатации участка и его характеристик.

Какие действия дозволяются производить на арендованном участке:

  • Спиливание деревьев и кустарников;
  • Собирание лечебных растений и съестных припасов;
  • Охотничий промысел;
  • Расположение на участке пасек;
  • Научные исследования;
  • Посадка саженцев растений;
  • Возведение религиозных сооружений и др.

Земельные участки предоставляются в аренду победителю открытого аукциона. Минуя участие в аукционе, получают землю отдельные категории граждан: охотоведы, инвесторы для крупных проектов с использованием территорий лесного фонда, владельцы сооружений, находящихся на арендуемом участке.

Получив земельный участок, вы имеете ряд обязанностей: вовремя производить оплату за аренду, осуществлять рациональное экологическое природопользование, заниматься рекультивацией земли. Однако вы не обязаны выполнять дополнительные требования, не зафиксированные в договоре аренды.

Земельные участки выгоднее брать в аренду на долгий срок и получать выгоду, которая окупит понесенные расходы.

Как оформить в собственность арендованные земли лесного фонда

Как уже было сказано, арендовать участок вы можете на срок до 49 лет. В данном случае рекомендуется заключать договор аренды на максимальный срок, так как его продление законодательством не предусмотрено.

Обратите внимание, что по истечении пятнадцати лет аренды земельного участка вы можете стать его владельцем. Причем данная норма действует и на земельные уделы лесного фонда. Кроме этого, после столь долгого использования участка, в будущем сможете проще изменить назначение земли.

За редкими исключениями земли леса отдаются в аренду посредством аукциона. Он объявляется в определенном порядке, после чего подайте заявку и внесите задаток.

Непосредственно на аукционе предложите опережающую других конкурентов арендную плату (если не подана всего одна заявка). Если ваша заявка принята, аукцион считается состоявшимся, а с вами заключают договор аренды.

Далее корректно составьте договор, зарегистрируйте, предоставьте надзорным органам проект использования лесной территории и ежегодно подавайте лесную декларацию для уведомления о происходящей на вашей территории деятельности.

Права на земли лесного фонда

Права на земли лесного фонда установлены Лесным кодексом Российской Федерации.

Права на земли лесного фонда: пользование и аренда

Лесные участки могут принадлежать лицам на праве собственности, праве постоянного (бессрочного пользования), праве безвозмездного пользования. Также на эти земли можно установить обременения: аренда и сервитут.

Необходимо понимать, что лесные участки могут быть в составе не только земель лесного фонда, но и в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, особо охраняемой природной территории, земель безопасности и обороны.

В этой статье будут подробно рассмотрены все права только на лесные участки, которые находятся в составе земель лесного фонда.

Право собственности на участки лесного фонда

Право собственности на участки лесного фонда законодательно входит в перечень прав на эти земли.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации:

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся только в федеральной собственности.

Оборот лесных участков, находящихся в составе земель лесного фонда не допускается. Поэтому нельзя государству совершать такие сделки (например, купля-продажа, залог), которые повлекут отчуждение земель лесного фонда.

Фактически на практике случаются такие ситуации, когда на земельном участке, находящимся на праве собственности физического или юридического лица находятся земли лесного фонда.

Права на земли лесного фонда

Это связано с тем, что в реестре неправильно установлены границы. В таком случае есть риск принудительного изъятия такого земельного участка в федеральную собственность. Например, Федеральное агентство лесного хозяйства может обратиться в суд и изъять у собственника лесной участок.

Но с введением в действие Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» данные ситуации упростились. Этот закон вступил в силу 11 августа 2017 года.

Федеральный закон № 280-ФЗ часто называют «Закон о лесной амнистии».

Применение данного Закона направлено на защиту прав как граждан и юридических лиц – собственников земельных участков, так и имущественных прав и законных интересов Российской Федерации – собственника земель лесного фонда.

В частности, Закон:

  • защищает права добросовестных граждан, границы земельных участков которых пересекались с границами земель лесного фонда,
  • защищает от незаконной передачи в частную собственность земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации.

В настоящее время один и тот же земельный участок согласно Единому государственному реестру недвижимости (ЕГРН) может относиться к сельскохозяйственным землям, выделенным под СНТ, а согласно государственному лесному реестру (ГЛР) – к лесному фонду.

В такой ситуации не только нарушаются имущественные права граждан, но и подрывается доверие общества к государственным реестрам.

Для того, чтобы решить данную проблему Закон устанавливает приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН, а также правоустанавливающих документов, что позволяет сохранить соответствующие земельные участки за их владельцами.

Таким образом, закон устанавливает приоритет и достоверность ЕГРН как основу защиты права собственности граждан.

Закон предусматривает механизмы, которые обязывают региональные и местные органы власти придавать статус полноценных населенных пунктов бывшим военным городкам и лесным поселкам, расположенным в лесном фонде.

Права на земли лесного фонда

Жителям таких территорий предоставлена законная возможность для легализации своей недвижимости. Это будет способствовать развитию инфраструктуры и улучшению условий жизни.

Меры, которые предлагает Закон, призваны укрепить и гарантировать защиту права собственности на участки лесного фонда. В целом отсутствие противоречий в сведениях государственных реестров повысит доверие граждан к институтам власти и снизит риски ведения бизнеса для предпринимательского сообщества. Государству это позволит эффективнее защищать свое право собственности на лесной фонд.

Росреестр, после вступления Закона в силу, занимается наиболее важными направлениями реализации:

  1. устранение противоречий в сведениях ЕГРН о земельных участках, имеющих пересечения с землями лесного фонда,
  2. исключение из ЕГРН дублирующих сведений о лесных участках.

При выявлении пересечений с лесным фондом заинтересованные лица могут обращаться в Росреестр.

Применение Закона позволяет гражданам сохранить построенные жилые дома, сады и огороды, за которыми они ухаживали много лет, ведь ранее они могли быть изъяты по формальным основаниям. Граждане самое главное смогут сохранить свое право собственности на участки лесного фонда.

Для того чтобы официально устранить противоречия, собственнику необходимо обратиться в МФЦ или через портал Госуслуги на “Внесение изменений в сведения ГЛР и ЕГРН”. В течении 10 рабочих дней Комитет лесного хозяйства даст письменный ответ с положительным или отрицательным ответом.

Как признать право собственности на земли лесного фонда

Как уже говорилось выше, Закон о лесной амнистии дает право собственникам сохранить свои права на земли лесного фонда.

Для это необходимо внести изменения в сведения Государственного лесного реестра и тем самым Вы признаете свои права собственности на земли лесного фонда.

Куда следует обратиться для того, чтобы признать право собственности на участок лесного фонда?

Права на земли лесного фонда

Если такие сведения в ЕГРН отсутствуют, то необходимо обратиться в орган субъекта РФ, который уполномочен вести государственный лесной реестр. В Московской области, например, этот орган называется Комитет лесного хозяйства.

От Вашей конкретной ситуации зависит с каким заявлением нужно обратиться в Росреестр. Заявление может быть:

1. О государственной регистрации права (в том числе в связи с переходом права к другому лицу),

2. О постановке на кадастровый учет земельного участка (если его кадастровый учет не произведен ранее),

3. Об уточнении границ земельного участка (если земельный участок поставлен на кадастровый учет и при наличии оснований, предусмотренных статьей 43 Закона “О Государственной регистрации прав”),

4. С заявлением об устранении реестровой ошибки в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона “О Государственной регистрации прав”.

В случае если сведения в ЕГРН отсутствуют, то необходимо взаимодействовать с органом лесного хозяйства субъекта РФ

Права на земли лесного фонда

В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Закона № 280-ФЗ) сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Таким образом, правообладатель также может обратиться в орган лесного хозяйства соответствующего субъекта РФ с заявлением о внесении изменений в ГЛР на основании статьи 14 Федерального закона 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и пункта 7 статьи 10 Закона № 280-ФЗ.

К заявлению рекомендуется приложить расширенную выписку из ЕГРН о земельном участке (должна быть отражена история возникновения и перехода прав на земельный участок), в которой указаны сведения о местоположении его границ.

Право пользования землями лесного фонда

Согласно статье 9 Лесного Кодекса Российской Федерации:

Право постоянного бессрочного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, право постоянного бессрочного пользования лесным фондом предоставляется исключительно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Право безвозмездного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

Права на земли лесного фонда: пользование и аренда

Исходя из статьи 39.10 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:

  1. тем же лицам, которым предоставляются участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, но только на срок до 1 года;
  2. в виде служебных наделов работникам организаций (например, работникам организаций транспорта), но только на срок трудового договора;
  3. религиозным организациям;
  4. лицам, которые заключили договор на строительство или реконструкцию объектов недвижимости в соответствии с 44-ФЗ;
  5. гражданам для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства или КФХ в определенных муниципальных образованиях, но только на срок не более 6 лет;
  6. гражданину, если на этом участке находится его служебное жилое помещение;
  7. гражданину для сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд на срок не более чем 5 лет;
  8. гражданам и ЮЛ для сельскохозяйственного,

Права на земли лесного фонда: пользование и аренда

Для того чтобы право пользования землями лесного фонда было предоставлено, необходимо заключить договор с уполномоченным органом.

Помимо постоянного бессрочного и безвозмездного пользования лесным участком законодательством предусмотрено такое право как сервитут.

Лесной сервитут – право пользоваться чужими лесными угодьями в своих целях.

Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.

Сервитут бывает публичным и частным.

Публичный сервитут, в частности, позволяет гражданам страны находиться в лесных угодьях, собирать там свободно растущие дикие ягоды, растения и т.д. Разумеется, если нет никаких ограничений со стороны местных законов.

Частный сервитут подразумевает возможность ограничить нахождения граждан в лесу. Это ограничение основывается на различных судебных решениях и правоустанавливающих актах.

К примеру, физическое лицо занимается постройкой чего-либо в лесу. Для этого ему требуется постоянный подъезд строительной техники, подключения энергии, газа и воды. Однако это возможно лишь через территорию соседей. Тогда лицо может установить с ними договор. Сосед может позволить физическому лицу использовать его территорию в целях строителя, но, конечно, имеет полное право запросить с него соответствующую оплату. Это и называется процедурой установления лесного сервитута.

Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом некоторых ограничений ограничений.
Например, если физическое лицо заключило сервитут не с собственником лесного участка, а с землепользователем (арендатором), то срок договора об установлении сервитута не должен превышать срок действия договора аренды с собственником.

Право аренды земель лесного фонда. Правила оформления.

Право аренды земель лесного фонда возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей. Например, ведение сельского хозяйства, заготовка древесины, строительство линейных объектов, осуществление религиозной деятельности.

В большинстве случаев оформить право аренды на земли лесного фонда можно без труда. Для оформления лесной участок должен находится в государственной или муниципальной собственности и стоять на государственном кадастровом учете.

Права на земли лесного фонда: пользование и аренда

Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.
Например, можно заключить договор аренды на срок до 12 месяцев для проведения изыскания на территории лесного надела. Для заготовки древесины предусмотрены сроки от 10 до 49 лет. Для строительства водохранилищ от 1 года до 49 лет. Аренда от 20 до 49 лет предусмотрена и если готовится реализация инвестиционного проекта.

Порядок заключения договора аренды земель лесного фонда (с аукционом)

Итоги аукциона записываются в протоколе, в котором расписываются организаторы и победитель в день проведения.

В течение трех рабочих дней победитель получает заверенный результат протокола, а в течение 5 – возвращаются задатки всем остальным участникам аукциона.

Если в нем приняла участие только одна сторона, то орган местного самоуправления не имеет права отказать ему в аренде. В таком случае договор заключается в течение 20 дней после даты проведения. Он вступает в силу через 10 дней после подписания.

Договор аренды лесного участка заключается составлением договора, подписанного и арендатором, и арендодателем. Такой документ подлежит обязательной регистрации – именно после нее он является заключенным. В договоре должны быть прописаны: границы участка, вид и объем лесопользования, срок и стоимость аренды, права и обязанности арендатора.

Лесные участки могут быть предоставлены в аренду и без проведения аукциона на следующих основаниях:

  1. Инвестиционные проекты по освоению лесов;
  2. Использование участков для строительства водохранилищ и других гидротехнических объектов;
  3. Изучение недр и разработка месторождений;
  4. Заготовка лесов для нужд РФ;
  5. Исполнения изыскательных работ;
  6. Ведение охотничьего хозяйства.

Резюме

Права на земли лесного фонда установлены лесным, земельным, гражданским законодательством Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами. В этой статье подробно были рассмотрены такие права на лесной фонд как собственность, аренда, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование и сервитут.

Ссылка на основную публикацию