Налог на добычу полезных ископаемых
НДПИ — это федеральный налог,который регулируется главой 26 НК РФ. Также в его правовую базу входит Закон РФ «О недрах». Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых на основании лицензии.
Чтобы добывать полезные ископаемые, нужно получить лицензию на пользование участком недр. После этого налогоплательщики должны встать на учет в налоговую по месту нахождения участка в течение 30 календарных дней. Если участок находится за пределами России, то постановка на учет производится по местонахождению организации.
Что попадает под НДПИ?
Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые:
добытые из недр на территории РФ;
извлеченные из отходов добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
добытые из недр за пределами РФ.
Но есть и те полезные ископаемые, за которые налог платить не надо. К ним относятся:
общераспространенные полезные ископаемые. К ним также относятся подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;
минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов.
Какие есть налоговые ставки?
Есть два вида налоговых ставок НДПИ:
Адвалорные ставки – применяются в отношении стоимости добытого полезного ископаемого. Исчисляются в процентах.
Специфические ставки – применяются в отношении количества добытого полезного ископаемого. Исчисляются в рублях за тонну.
Сами ставки регулирует статья 342 НК РФ.
Но есть и приятные стороны. Налог предусматривает нулевую ставку. Она применяется при добыче:
полезных ископаемых в части нормативных потерь;
полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых.;
подземных вод, извлеченных при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
минеральных вод, используемых в лечебных и курортных целях;
подземных вод, используемых налогоплательщиком в сельскохозяйственных целях;
полезных ископаемых, которые добыты из вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающих производств.
Что относится к налоговой базе?
Налоговой базой является:
многокомпонентных комплексных руд на территории Красноярского края;
стоимость добытых полезных ископаемых.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. То есть, если компания добывает мрамор и гранит, то для каждого рассчитывается своя налоговая база.
Стоимость добытых полезных ископаемых определяется:
исходя из цен реализации добытых полезных ископаемых;
исходя из цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Важно: последний способ оценки применяется в случае отсутствия реализации полезных ископаемых в соответствующем налоговом периоде.
Как рассчитать стоимость добытых ископаемых?
Здесь проще использовать специальные программы учета и калькуляторы. Сам механизм расчета выглядит так:
1. Рассчитываем стоимость добытого полезного ископаемого:
Стоимость добытого полезного ископаемого = Количество х Стоимость единицы
2. Стоимость единицы можно рассчитать двумя способами:
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации ÷ Количество реализованного
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость ÷ Количество добытого
3. Выручка рассчитывается следующим образом:
Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза – Сумма расходов по доставке
Что еще нужно учитывать при определении расчетной стоимости добытых ископаемых? Прямые и косвенные расходы.
расходы на оплату труда;
расходы на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых;
суммы страховых взносов.
Расходы за налоговый период распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства.
прочие материальные расходы;
расходы на ремонт основных средств;
расходы на освоение природных ресурсов;
расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;
расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов.
Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика. Сумма косвенных расходов полностью включается в расчетную стоимость добытых ископаемых за налоговый период.
Как рассчитать сумму налога?
Сумма НДПИ = Налоговая база х Налоговая ставка
Когда платить налог?
По итогам месяца налог начисляется отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Всю сумму нужно уплатить в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.
Налог уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация по НДПИ представляется за каждый период в налоговые органы по месту нахождения или месту жительства налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сумма налога по полезным ископаемым, добытым за пределами России, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Какие есть особенности?
Для некоторых видов полезных ископаемых установлены особые правила расчета НДПИ. Все они закреплены в НК РФ.
Особенности налогообложения нефти — статья 342.5 НК РФ.
Особенности налогообложения газа — подпункты 2, 13, 18 и 19 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
Особенности налогообложения угля — статья 343.1 НК РФ.
Особенности налогообложения драгоценных металлов — статья 342.3 НК и Федеральный закон № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Что будет нового?
Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.
Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.
Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.
Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.
РАЗДЕЛ 6. ПЛАТЕЖИ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Целью данного раздела является изучение платежей за природные ресурсы, которые установлены для экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды. Средства от взимания этих платежей используются для охраны и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики.
Современная российская система платежей за использование природных ресурсов включает следующие налоги и сборы:
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- земельный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
ТЕМА 6.1. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Действовавшая до 2002 г. в РФ система платежей при пользовании недрами включала три налога – плату за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат. Существовавшее законодательство о платности пользования недрами носило рамочный характер, не давало четкого определения основных элементов налогообложения, что становилось поводом для многочисленных судебных разбирательств. В этой связи с 1 января 2002 г. был введен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который уплачивается пользователями недр, добывающими полезные ископаемые. Одновременно были отменены три ранее действовавших специальных налога за пользование недрами. С введением НДПИ были изменены пропорции распределения налоговых платежей при добыче природных ресурсов в пользу федерального бюджета, поскольку собственником недр является государство, а большинство используемых месторождений были освоены за счет государственных средств и введены в эксплуатацию еще до начала 1990-х гг.
Важным следствием реформы налогообложения добычи полезных ископаемых стал заметный рост сумм налоговых платежей, связанных с использованием природных ресурсов. Так, удельный вес этих платежей в налоговых доходах бюджета в 2002 г. по сравнению с 2001 г. вырос с 10,4 до 15,1 %. В 2005 г. удельный вес НДПИ в доходах федерального бюджета составил 16,3%, в 2006 г. – 14,9%.
После изучения материалов данной темы студенты смогут:
- оценить роль налога на добычу полезных ископаемых в формировании доходной базы бюджета;
- назвать состав налогоплательщиков и объект обложения НДПИ;
- определить налоговую базу по НДПИ;
- применять порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых;
- рассчитать налог с указанием конкретных сроков его уплаты в бюджет.
Оглавление
6.1.1. Плательщики налога на добычу полезных ископаемых
Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с Законом РФ «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами. Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть: граждане РФ; иностранные граждане; юридические лица; создаваемые на основе договоров о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.
Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых производится:
- по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в течение 30 дней с момента государственной регистрации на пользование участком недр;
- по своему месту нахождения при добыче полезных ископаемых:
- на континентальном шельфе РФ;
- в исключительной экономической зоне РФ;
- за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
6.1.2. Объект налога на добычу полезных ископаемых
Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые:
- добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
- извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;
- добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая одному из следующих стандартов:
- государственному стандарту Российской Федерации,
- стандарту отрасли,
- региональному стандарту,
- международному стандарту,
- стандарту организации (предприятия) – в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого.
Полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ, а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ.
В настоящее время НДПИ облагаются следующие виды добытых полезных ископаемых:
- антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы;
- торф;
- углеводородное сырье (нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная, газовый конденсат и газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, за исключением попутного газа);
- товарные руды (черных, цветных, редких металлов, образующих собственные месторождения, а также многокомпонентные комплексные руды);
- полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел);
- горно-химическое и горнорудное неметаллическое сырье, битуминозные породы;
- сырье редких металлов (рассеянных элементов), а также другие извлекаемые полезные компоненты, являющиеся полезными компонентами в рудах других полезных ископаемых;
- неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрид и др.);
- кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, аметист, бирюза, агаты, яшма и др.);
- природные алмазы, другие драгоценные камни (изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);
- концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина и др.);
- соль природная и чистый хлористый натрий;
- подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды;
- сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).
Налоговым кодексом РФ предусмотрены исключения из состава объекта налогообложения. Так, не признаются объектом налогообложения:
- общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
- добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
- полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно – оздоровительное или иное общественное значение;
- полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов ил отходов (потерь) добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
- дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.
6.1.3. Налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых
Налоговая база НДПИ определяется отдельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого самостоятельно налогоплательщиком.
Налоговая база определяется как:
- стоимость добытых полезных ископаемых определяется как произведение количества добытых полезных ископаемых на стоимость единицы добытого полезного ископаемого;
- количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении – в отношении попутного газа и горючего природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья.
Следует отметить, что в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2006 г. налоговая база при добыче нефти определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
Количество добытых полезных ископаемых определяется плательщиком самостоятельно в единицах нетто массы или объема одним из следующих методов:
- прямой метод – количество определяется посредством применения измерительных средств и устройств;
- косвенный метод – количество определяется расчетным путем по показателям содержания добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.
Один из методов утверждается в учетной политике и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого и подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии их добычи.
При применении прямого метода количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. При этом фактическими потерями признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из трех способов (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых
6.1.4. Ставки налога на добычу полезных ископаемых
По налогу на добычу полезных ископаемых установлены следующие виды налоговых ставок:
- процентные – установлены в отношении большинства добытых полезных ископаемых и дифференцированы в зависимости от их вида;
- твердые – применяется при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.
Ставки НДПИ приведены в табл. 6.1.
Ставки налога на добычу полезных ископаемых
Виды добытых полезных ископаемых
- Торф
- Апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд
- Уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы
- Сырье радиоактивных металлов
- Горно-химическое неметаллическое сырье (за исключением калийных солей, апатит – нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд)
- Соль природная и чистый хлористый натрий
- Сырье радиоактивных металлов
- Подземные промышленные и термальные воды
- Неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии
- Нефелины и бокситы
- Горнорудное неметаллическое сырье
- Битуминозные породы
- Концентраты и другие полупродукты, содержащие золото
- Другие полезные ископаемые, не включенные в другие группировки
- Концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (за исключением золота)
- Кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья
- Драгоценные металлы, являющиеся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота)
- Кондиционная руда цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов)
- Природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные камни
- Многокомпонентная комплексная руда, а также полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, за исключением драгоценных металлов
- Редкие металлы, как образующие собственные месторождения, так и являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых
- Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья
- Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья
147 руб. за 1000 куб. м
Существует перечень полезных ископаемых, при добыче которых применяется нулевая ставка. Так, налогообложение производиться по ставке 0 % (0 руб. в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче:
- попутного газа;
- подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленных вод), извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
- полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения);
- полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в РФ промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ;
- минеральных вод, используемых исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива);
- подземных вод, используемых исключительно в сельскохозяйственных целях, включая орошение земель сельскохозяйственного назначения, водоснабжение животноводческих ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик, садоводческих, огороднических и животноводческих объединений граждан.
6.1.5. Порядок исчисления и сроки уплаты налога
на добычу полезных ископаемых
При установлении процентной ставки сумма налога по добытому полезному ископаемому исчисляется по следующей формуле:
НДПИ = СТ × С %,
где СТ – стоимость добытого полезного ископаемого; С % – ставка НДПИ, установленная в %.
При установлении твердой ставки сумма налога по попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется по следующей формуле:
НДПИ = К × Ств,
где К – количество добытого полезного ископаемого в натуральном выражении; Ств – ставка НДПИ в рублях.
Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода отдельно по каждому добытому полезному ископаемому.
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.
Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых (ст. 334 – 346)
Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ в главу 26 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона, и распространяющиеся на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.
Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых
ГАРАНТ:
См. Методические указания по осуществлению налогового контроля за налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых, направленные письмом МНС РФ от 22 марта 2002 г. N АС-6-21/337
- Статья 334. Налогоплательщики
- Статья 335. Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых
- Статья 336. Объект налогообложения
- Статья 337. Добытое полезное ископаемое
- Статья 338. Налоговая база
- Статья 339. Порядок определения количества добытого полезного ископаемого
- Статья 340. Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы
- Статья 340.1 Особенности определения стоимости углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья
- Статья 341. Налоговый период
- Статья 342. Налоговая ставка
- Статья 342.1. Порядок определения и применения коэффициента, характеризующего способ добычи кондиционных руд черных металлов (К_подз)
- Статья 342.2. Порядок определения и применения коэффициента, характеризующего степень сложности добычи нефти (К_Д), и коэффициента, характеризующего степень выработанности конкретной залежи углеводородного сырья (К_ДВ)
- Статья 342.3. Порядок определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого
- Статья 342.3-1. Порядок определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого, для участников региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов
- Статья 342.4. Порядок расчета базового значения единицы условного топлива (Е_УТ), коэффициента, характеризующего степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья (К_С), и показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного (Т_Г)
- Статья 342.5. Порядок определения показателя, характеризующего особенности добычи нефти (Д_м)
- Статья 342.6. Порядок определения коэффициента, характеризующего уровень налогообложения нефти, добываемой на участках недр, в отношении которой исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (К_ндд)
- Статья 342.7. Порядок определения и применения коэффициента, характеризующего особенности добычи редких металлов (К_рм)
- Статья 342.8. Порядок определения и применения рентного коэффициента (К_рента)
- Статья 342.9. Порядок определения и применения коэффициента (К_жр)
- Статья 342.10. Порядок определения и применения коэффициента (К_мкр)
- Статья 342.11. Порядок определения и применения коэффициента (К_уг)
- Статья 342.12. Порядок определения и применения коэффициента (К_кс)
- Статья 343. Порядок исчисления и уплаты налога
- Статья 343.1. Порядок уменьшения суммы налога, исчисленного при добыче угля, на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда
- Статья 343.2. Порядок уменьшения суммы налога, исчисленной при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, на сумму налогового вычета
- Статья 343.3. Порядок уменьшения суммы налога, исчисленной при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья, добытого на участке недр, расположенном полностью или частично в Черном море
- Статья 343.4. Порядок уменьшения суммы налога, исчисленного при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья, на сумму налогового вычета в связи с получением при переработке газового конденсата широкой фракции легких углеводородов
- Статья 343.5. Порядок уменьшения суммы налога, исчисленной при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, на сумму налогового вычета, связанного с созданием объектов внешней инфраструктуры
- Статья 343.6. Порядок уменьшения суммы налога, исчисленной при добыче отдельных видов полезных ископаемых резидентами Арктической зоны Российской Федерации
- Статья 344. Сроки уплаты налога
- Статья 345. Налоговая декларация
- Статья 345.1. Порядок представления сведений органами управления государственным фондом недр, а также органами, осуществляющими контроль и надзор в сфере природопользования
- Статья 346. (утратила силу)
Налоговая декларация | Статья 334. >> Налогоплательщики |
Содержание Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) |
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 г.
Как определяется налоговая база НДПИ?
Налоговая база НДПИ может определяться разными способами в зависимости от типа конкретного полезного ископаемого, а также, например, географии и условий его добычи. Рассмотрим особенности методов ее исчисления, установленных НК РФ, подробнее.
Как определяется налоговая база налога на добычу полезных ископаемых?
То, каким способом правомерно определять базу по рассматриваемому налогу, устанавливает ст. 338 НК РФ, а также корреспондирующие с ней разделы кодекса. База, о которой идет речь, определяется плательщиком самостоятельно и может быть представлена:
- исчисленной по правилам ст. 340 НК РФ стоимостью сырья и минералов — всех, что не являются углем, а также углеводородами, извлеченными за пределами новых залежей в море (в соответствии с условиями добычи, определенными в подп. 6 п. 1 ст. 338 НК РФ);
- определенным по ст. 339 НК РФ количеством извлеченных полезных ископаемых — тех, что относятся к углю и углеводородам, добытым за пределами новых залежей в море.
Для каждого типа сырья или минерала рассматриваемая база определяется раздельно (п. 4 ст. 338 НК РФ). Если для них установлены разные ставки (либо при их расчете применяются особые коэффициенты), то база исчисляется для каждой из соответствующих ставок (группы коэффициентов).
Если налоговая база по НДПИ определяется как количество полезного ископаемого: нюансы расчета
Количество ископаемого может фиксироваться в тех или иных единицах (п. 1 ст. 339 НК РФ):
- массы — например, в тоннах, если речь идет об угле;
- объема — например, в кубических метрах, если речь идет о природном газе.
Измерение соответствующих показателей может быть:
- прямым — который предполагает задействование различных измерительных приборов;
- косвенным — который предполагает расчетное определение массы или объема добытого сырья или минерала на основе сведений о его наличии в минеральном сырье, что извлекается компанией из недр.
Приоритетным должен быть первый метод, второй задействуется, если первый применить невозможно (п. 2 ст. 339 НК РФ). Конкретный способ определения объема либо массы добытого сырья или минералов должен быть утвержден в учетной политике предприятия.
В случае если метод подсчета объема или массы ископаемых — прямой, то соответствующие показатели устанавливаются с учетом фактических потерь сырья в ходе добычи. Они представляют собой разницу между расчетной массой или объемом сырья или минералов, на которые снижаются их запасы, и фактическими объемом или массой, которые устанавливаются по окончании технологического цикла извлечения.
Особым способом рассчитываются показатели при добыче нефти — в соответствии с п. 9 ст. 339 НК РФ. Расчет базы по черному золоту применяется с учетом довольно сложной системы дополнительных коэффициентов, установленных только для соответствующего ископаемого.
Узнать больше об определении налоговой базы и иных особенностях исчисления НДПИ для нефти вы можете в статье «Данные для расчета НДПИ за февраль 2016 года».
Итоговый объем добытого сырья или минералов в налоговом периоде фиксируется только по окончании технологических этапов, что предусмотрены процессом его добычи (п. 7 ст. 339 НК РФ). Но если минеральное сырье реализуется до завершения всех технологических операций, то этот объем определяется как количество полезного ископаемого в том же минеральном сырье, задействованном для собственных нужд налогоплательщика (п. 8 ст. 339 НК РФ).
Налоговая база как стоимость ископаемого: расчет
Стоимость сырья или минерала как показатель, соответствующий налоговой базе, может устанавливаться:
- исходя из реализационных цен плательщика, получающего субсидии из бюджета;
- исходя из реализационных цен плательщика, не получающего субсидии;
- исходя из расчетной стоимости сырья (если его реализация не осуществляется).
Плательщики НДПИ чаще всего получают бюджетные субсидии на покрытие разницы между оптовыми ценами закупки и отпускными ценами на полезные ископаемые. Например, в соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 24 закона «О федеральном бюджете на 2011 год» от 13.12.2010 № 357-ФЗ подобные субсидии получал «Газпром» — как раз таки на покрытие разницы между ценой покупки газа у оператора «Сахалин-2» и реализационной — что была установлена на входе в распределительную систему «Сахалин — Хабаровск — Владивосток».
Стоимость сырья или минерала определяется в два этапа:
1. Определяется стоимость единицы ископаемого — сумма выручки от реализации сырья или минерала делится на количество проданного.
2. Определяется стоимость добытого сырья или минерала — стоимость единицы умножается на добытое количество (которое, в свою очередь, рассчитывается в соответствии с положениями ст. 339 НК РФ).
Если фирма получает субсидии из бюджета, то ее выручка определяется исходя из отпускных цен на продукт, уменьшенных на величину соответствующих субсидий, и исчисляется без учета НДС, акцизов, а также издержек по доставке реализуемого продукта покупателю (п. 2 ст. 340 НК РФ). Если хозяйствующий субъект не получает субсидий, то выручка подсчитывается без учета НДС, акцизов, а также издержек на доставку (п. 3 ст. 340 НК РФ).
В числе основных расходов на доставку, которые можно высчитать:
- таможенные пошлины, внешнеторговые перечисления;
- оплата услуг по перевозке продукта от склада к потребителю;
- оплата услуг по транспортировке продукта магистральным трубопроводом;
- расходы на услуги по сливу, наливу, погрузке, разгрузке, перегрузке продукта;
- оплата услуг, которые оказаны транспортными, экспедиционными компаниями.
Порядок исчисления стоимости сырья или минералов определяется плательщиком самостоятельно исходя из данных, отраженных в налоговом учете, а также в соответствии с порядком фиксации доходов и расходов при исчислении суммы налога на прибыль (п. 4 ст. 340 НК РФ). При этом берутся в рассмотрение расходы, перечень которых отражен в подп. 1–7 п. 4 ст. 340 НК РФ.
Рядом нюансов характеризуется оценка стоимости добытых драгметаллов, а также драгоценных камней.
Стоимость добытых драгметаллов и драгоценных камней как налоговая база: нюансы
Оценка стоимости драгметаллов осуществляется исходя из установленных налогоплательщиком отпускных цен на химически чистый драгоценный металл без учета НДС, а также уменьшенных на издержки, связанные с аффинажем, то есть очисткой и доставкой до покупателя.
Стоимость единицы драгметалла определяется посредством умножения доли химически чистого драгметалла, которая содержится в единице добытого сырья, на цену соответствующей единицы химически чистого драгметалла (п. 5 ст. 340 НК РФ).
Стоимость добытых фирмой камней устанавливается исходя из результатов осуществления их первичной оценки, которая проводится в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими оборот драгоценных камней в РФ.
Если камни, а также самородки драгметаллов, что добыты из недр, не подлежат дальнейшей обработке, то их оценка осуществляется исходя из их реализационной стоимости без учета НДС, а также уменьшенной на расходы, связанные с доставкой до покупателя (п. 6. ст. 340 НК РФ).
Налоговая база по углеводородам на морских месторождениях: нюансы расчета
Особым способом считается стоимость углеводородов, добытых на новых морских залежах. Выше мы отметили, что именно по стоимости определяется налоговая база по НДПИ для соответствующих типов сырья.
Стоимость рассматриваемых углеводородов может устанавливаться:
1. Умножением количества извлеченного сырья или минерала, исчисленного по ст. 339 НК РФ, на стоимость единицы сырья или минерала, рассчитанную на основе ст. 340 НК РФ. Если последняя величина окажется ниже минимальной величины, рассчитанной на основании ст. 340.1 НК РФ, то для целей налогообложения используется та стоимость единицы продукта, что рассчитана как минимальная по ст. 340.1 (п. 1 ст. 340.1 НК РФ).
2. Умножением количества добытого сырья или минерала на минимальную предельную стоимость единицы добытого сырья.
Фирма-налогоплательщик, добывающая углеводороды на новых месторождениях в море, имеет право выбрать 1 из 2 отмеченных методов определения стоимости добытого сырья или минерала. То, как именно определяется стоимость сырья, фиксируется в учетной политике фирмы. Соответствующий метод обязательно применяется в течение последующих 5 лет (п. 5 ст. 340.1 НК РФ).
Минимальный предельный критерий стоимости единицы сырья, не относящегося к природному или же попутному газу и добываемого на новой залежи на море, определяется посредством умножения:
- средней цены продукта на мировых рынках в долларах США в расчете на единицу данного сырья;
- средней стоимости доллара США в российских рублях по курсу, устанавливаемому ЦБ РФ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Средние цены на углеводороды исчисляются с учетом положений Правительства РФ, регулирующих порядок их установления (п. 3 ст. 340.1 НК РФ). Средний курс доллара к рублю за налоговый период определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднее арифметическое значение курса, установленного ЦБ, за все дни в рамках соответствующего налогового периода (п. 4 ст. 340.1 НК РФ).
Если сырье — природный или попутный газ, то, в свою очередь, минимальная предельная стоимость единицы его добычи определяется как средневзвешенная цена соответствующего вида топлива, исчисленная на основе показателей внутренних и экспортных поставок (п. 2 ст. 340.1 НК РФ). Особенности определения внутренней и экспортной цен на газ отражены в п. 2 ст. 340.1 НК РФ.
Если фирма не осуществляет реализацию сырья или минералов, добытых предприятием на новом месторождении в море, в том или ином налоговом периоде, то для подсчета налоговой базы применяется минимальная предельная стоимость, установленная для соответствующего типа полезных ископаемых (п. 6 ст. 340.1 НК РФ).
Итоги
Определение налоговой базы НДПИ может быть осуществлено исходя из 2 возможных параметров:
- количества добытого из недр Земли полезного ископаемого;
- стоимости сырья или минерала.
В первом случае необходимые показатели берутся на основе положений главным образом ст. 339 НК РФ (в ряде случаев корреспондирующих с иными частями кодекса — например, при вычислении коэффициентов при расчете НДПИ для нефти). Во втором — преимущественно на основе положений ст. 339, 340, 340.1 НК РФ, которые корреспондируют друг с другом и содержат в ряде случаев формулировки о необходимости применения различных подзаконных правовых актов — например, постановлений Правительства РФ.
Ознакомиться с иными фактами, отражающими особенности исчисления НДПИ, вы можете в статьях:
- «Кто признается налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых?»;
- «Порядок расчета НДПИ на песок — пример».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
НК РФ Статья 340. Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы
1. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:
1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
2. Если налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии – в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.
При этом выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета), определяемых с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, без налога на добавленную стоимость (при реализации на территории Российской Федерации и в государства – участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.
В случае, если выручка от реализации добытого полезного ископаемого получена в иностранной валюте, то она пересчитывается в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату реализации добытого полезного ископаемого, определяемую в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса.
В целях настоящей главы в сумму расходов по доставке включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, расходы по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и тому подобных условий) до получателя, а также на расходы по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях настоящей главы к расходам по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого до получателя, в частности, относятся расходы по доставке (транспортировке) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг в портах и транспортно-экспедиционных услуг.
Оценка производится отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации соответствующего добытого полезного ископаемого.
Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом.
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.
Рассчитанная в порядке, определенном настоящим пунктом, стоимость единицы добытого полезного ископаемого округляется до 2-го знака после запятой в соответствии с действующим порядком округления.
3. В случае отсутствия субсидий к ценам реализации добываемых полезных ископаемых налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи. При этом оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, определяемой на основании цен реализации с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, без налога на добавленную стоимость (при реализации на территории Российской Федерации и в государства – участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.
В случае, если выручка от реализации добытого полезного ископаемого, получена в иностранной валюте, то она пересчитывается в валюту Российской Федерации по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату реализации добытого полезного ископаемого, определяемую в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса.
В целях настоящей главы в сумму расходов по доставке включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, расходы по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и тому подобных условий) до получателя, а также на расходы по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях настоящей главы к расходам по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого до получателя, в частности, относятся расходы по доставке (транспортировке) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг в портах и транспортно-экспедиционных услуг.
Оценка производится отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации соответствующего добытого полезного ископаемого.
Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом.
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.
Рассчитанная в порядке, определенном настоящим пунктом, стоимость единицы добытого полезного ископаемого округляется до 2-го знака после запятой в соответствии с действующим порядком округления.
4. В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи.
При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются следующие виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде:
1) материальные расходы, определяемые в соответствии со статьей 254 настоящего Кодекса, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку), при реализации добытых полезных ископаемых (включая материальные расходы, а также за исключением расходов, осуществленных налогоплательщиком при производстве и реализации иных видов продукции, товаров (работ, услуг));
2) расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со статьей 255 настоящего Кодекса, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых;
3) суммы начисленной амортизации, определяемой в порядке, установленном статьями 256 – 259.2 настоящего Кодекса, за исключением сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых;
4) расходы на ремонт основных средств, определяемые в порядке, установленном статьей 260 настоящего Кодекса, за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) расходы на освоение природных ресурсов, определяемые в соответствии со статьей 261 настоящего Кодекса;
6) расходы, предусмотренные подпунктами 8 и 9 статьи 265 настоящего Кодекса, за исключением указанных в этих подпунктах расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых;
7) прочие расходы, определяемые в соответствии со статьями 263, 264 и 269 настоящего Кодекса, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых.
При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого не учитываются расходы, предусмотренные статьями 266, 267 и 270 настоящего Кодекса.
При этом прямые расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. Остаток незавершенного производства определяется и оценивается с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 319 настоящего Кодекса. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы, определяемые в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса. При этом косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.
5. Оценка стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, производится исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при их отсутствии – в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации химически чистого металла без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя.
При этом стоимость единицы указанного добытого полезного ископаемого определяется как произведение доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла.
6. Оценка стоимости добытых драгоценных камней производится исходя из сложившейся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при ее отсутствии – в ближайшем из двенадцати предыдущих налоговых периодов) средневзвешенной цены реализации добытых драгоценных камней (за исключением природных алмазов массой 10,80 карата и более) без учета налога на добавленную стоимость, но не ниже их первичной оценки, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях, если иное не установлено настоящим пунктом.
Оценка стоимости добытых драгоценных камней (природных алмазов) массой 10,80 карата и более производится исходя из цен их реализации без учета налога на добавленную стоимость, но не ниже их первичной оценки, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
В случае направления драгоценных камней (природных алмазов) массой 10,80 карата и более для дальнейшей переработки оценка их стоимости производится исходя из сложившейся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при ее отсутствии – в ближайшем из двенадцати предыдущих налоговых периодов) средневзвешенной цены реализации добытых драгоценных камней (природных алмазов) массой 10,80 карата и более без учета налога на добавленную стоимость, но не ниже их первичной (лимитной) оценки, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
Оценка стоимости добытых уникальных драгоценных камней и уникальных самородков драгоценных металлов, не подлежащих переработке, производится исходя из цен их реализации без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенных на суммы расходов налогоплательщика по их доставке (перевозке) получателю.
7. Определение стоимости углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 340.1 настоящего Кодекса.
Что такое НДПИ. Объясняем простыми словами
НДПИ — налог, который платят компании или индивидуальные предприниматели за добычу полезных ископаемых.
НДПИ нужно платить за:
- полезные ископаемые, добытые из недр на территории России;
- полезные ископаемые, извлечённые из отходов добывающего производства, если извлечение подлежит отдельному лицензированию;
- полезные ископаемые, добытые за пределами России.
К добытым полезным ископаемым относятся:
- горючие сланцы;
- уголь;
- торф;
- углеводородное сырьё (включая нефть, газ, газовый конденсат, метан);
- товарные руды чёрных, цветных и редких металлов;
- многокомпонентные комплексные руды;
- полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые при дальнейшей переработке;
- соль;
- сырьё радиоактивных металлов и др.
НДПИ не нужно платить за:
- общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, которые добываются ИП и используются для личного потребления;
- минералогические, палеонтологические и другие коллекционные материалы;
- полезные ископаемые, добытые из недр при реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов;
- полезные ископаемые, извлечённые из собственных отвалов или отходов, если при добыче они облагались налогом.
Примеры употребления на «Секрете»
«Газовая отрасль платит в бюджет всего 1 трлн налогов в виде НДПИ и экспортных пошлин, тогда как нефтяники — 5 трлн. При этом газа в России добывают больше, чем нефти».
(Директор института энергетической политики Владимир Милов — в колонке о разрастании госсектора в экономике.)
«Очень сильно на стоимости продуктов питания отразилось повышение акцизов на бензин и дизельное топливо, а также рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) из-за налогового маневра».
(Доцент кафедры экономики и финансов РАНХиГС Алисен Алисенов — о том, почему постепенно растёт «индекс оливье».)
Нюансы
Налоговые ставки по НДПИ бывают:
Адвалорные — ставка исчисляется в процентах от стоимости добытой налоговой базы
Специфические — ставка исчисляется в рублях за тонну, определяется как количество добытых полезных ископаемых
Также есть льготная налоговая ставка в 0 рублей. Она применяется в ряде случаев, например при добыче попутного газа, остаточных запасов пониженного качества, минвод, которые используются в лечебных или курортных целях и т. д.
Налоговый период для НДПИ равен месяцу, налоговой базой является:
- количество добытых полезных ископаемых (нефть, газ, уголь, и др.);
- стоимость добытых полезных ископаемых (в остальных случаях).
Налог должен быть уплачен в ту инспекцию, где территориально у налогоплательщика находятся разрабатываемые им участки недр. Если у налогоплательщика несколько участков в одном регионе, то по всем участкам налог уплачиваются в одну инспекцию, которая поставила предпринимателя на учёт как плательщика НДПИ и выдала соответствующее уведомление.
Проблема
Полезным ископаемым не всегда признаётся конечная продукция разработки месторождения. Проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена переработка добытого.
На это обратила внимание Федеральная налоговая служба. По логике фискального органа, чтобы правильно определить, является ли полученный продукт разработки объектом обложения НДПИ в каждом конкретном случае, следует изучать содержание лицензии на пользование недрами, технического проекта разработки месторождения, данные государственного баланса запасов полезных ископаемых и прочие документы налогоплательщика. То есть необходимо установить, является ли конкретная операция частью технологического цикла по добыче, а содержащаяся в добытой породе продукция — первой по своему качеству, соответствующей требованиям применяемых стандартов.
В последние годы НДПИ стал объектом самого значимого налогового манёвра в российской экономике. Он предполагает снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 30 до 0% в 2019–2024 годах при одновременном повышении для нефтяников налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
В итоге федеральный бюджет будет получать доходы от нефтяной отрасли за счёт НДПИ, а не экспортных пошлин. В июне 2022 года в Минфине прогнозировали, что за 6 лет благодаря налоговому манёвру бюджет получит 1,3–1,5 трлн рублей, при условии, что нефть будет стоить $42–43 за баррель (такую базовую цену заложили в бюджет).
Критики налогового манёвра отмечают, что из-за него повышаются цены на бензин — в них закладывается рост стоимости нефти на внутреннем рынке, а она дорожает за счёт увеличения НДПИ. В результате возникает ситуация, когда бензин в России стоит дороже, чем, например, в США.