Ответственность заказчика за нечестные торги

Таблица штрафов за нарушения в закупках по 223-ФЗ: изменения с 2021 года

Ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках — это штрафы от 3000 рублей и до 500 000 рублей. Со 02.01.2021 вступает в силу Федеральный закон №453 от 22.12.2020, который вводит новые санкции для заказчиков.

Что изменится в 2021 году

02.01.2021 вступает в силу Федеральный закон №453-ФЗ от 22.12.2020, который утвердил штрафы за просрочку оплаты в закупках с ограничениями для СМСП по 223-ФЗ. Этот закон ввел ч. 9 в ст. 7.32.3 кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Ответственность вводят не только за нарушение срока оплаты товаров, работ, услуг по договору, но и за неоплату исполненных обязательств по отдельному этапу договора, который заключен по итогам закупки с ограничениями для СМСП. Размер штрафа установили такой:

  • от 50 000 до 100 000 рублей — для заказчика;
  • от 30 000 до 50 000 рублей — для должностного лица.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали что делать, если привлекают к ответственности. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какая ответственность грозит участникам за несоблюдение норм 223-ФЗ

Любые нарушения в сфере закупок подразумевают наказание. Наступает ответственность по 223-ФЗ 2021 года в тех случаях, когда заказчик пренебрегает правилами ведения закупочной деятельности, прописанными в законе о закупках отдельными видами юридических лиц. В случае нарушений организацию-заказчика привлекут к административной, дисциплинарной или гражданской ответственности. Самая высшая мера наказания — уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок — в нормативах Федерального закона №223 не прописана. Но это не означает, что серьезные правонарушения останутся безнаказанными. Некоторые действия заказчика и несоблюдение правовых основ действующего законодательства РФ влекут за собой экономические преступления, за которые последуют санкции по статьям УК РФ:

  1. Ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».
  2. Ч. 5, 6 ст. 204 УК РФ «Получение коммерческого подкупа». За это следует серьезная уголовная ответственность — штрафы по 223-ФЗ будут исчисляться существенными суммами: минимум — 200 000 рублей и максимум — 1 000 000 рублей. Возможен и иной вариант: совокупная заработная плата или иной вид дохода осужденного за период от 3 месяцев до 1 года. Оштрафуют и на сумму, равную 20-, 40-кратной величины установленного подкупа. И еще предусмотрено лишение права заниматься определенной деятельностью и трудоустраиваться на определенные должности в течение трехлетнего срока. Самое строгое наказание — лишение свободы возможным сроком до 5 лет с уплатой штрафа на сумму 20-кратной величины совершенного подкупа либо лишение свободы без штрафа, но с отсутствием возможности в дальнейшем заниматься определенной деятельностью или работать на определенных должностях в течение трех лет либо бессрочно.

Дисциплинарное наказание назначается строго в соответствии с Трудовым кодексом РФ и только тому должностному лицу, по вине которого и были нарушены правила закупочной деятельности организации-заказчика. Под гражданско-правовой ответственностью подразумевается обязанность заказчика, нарушившего нормативы и обязательства, возместить пострадавшему лицу убытки на основании положений ГК РФ. Если процедура закупки проведена с существенными ошибками, что привело к неправильному результату определения поставщика, то организации-заказчику придется не только заплатить штраф, но и возместить убыток тому исполнителю, который пострадал в результате некорректного выбора величины цены незаключенного по вине заказчика договора. Существует норматив, по которому заказчику придется закупать товары, работы и услуги по 44-ФЗ, а не по Федеральному закону №223. Такое наказание последует, если организация не закупила ТРУ в требуемом объеме у субъектов малого и среднего предпринимательства или не предоставила отчет о закупках у МСП в положенный срок — до 1 февраля года, следующего за отчетным. С учетом обновленных положений 223-ФЗ действует еще одно правило. Если повторный тендер, который осуществляется электронно, проводят не в положенном электронном виде, то сотрудника, ответственного за ведение закупочной деятельности, а следовательно, и за данное правонарушение, исполнительные органы либо привлекут к штрафу, либо определят наказание в виде дисквалификации в течение 1 года.

Не только заказчики подвергаются ответственности за несоблюдение требований действующего законодательства. Если нарушителем стал претендент на контракт, то сведения о нем направят в реестр недобросовестных поставщиков.

Как применяется административная ответственность

Меры административного наказания за несоблюдение законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц стали применяться начиная с 2014 года. После разработки системы наказания в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) внесли поправки, добавили новые штрафы. Рассмотрение дел о нарушении законодательства о закупках — это зона ответственности Федеральной антимонопольной службы РФ и ее региональных подразделений. Если органы ФАС примут положительное решение и признают правонарушение организации, то заказчика ждут штрафные санкции в размере от 2000 до 50 000 рублей — на должностное лицо, и от 5000 до 500 000 рублей — на юридическое лицо. Рассматривает дела по правонарушениям и прокуратура, нарушения при нормировании в сфере закупок после прокурорских проверок анализируют сотрудники этого ведомства, после чего нарушитель предоставляет объяснения и перечень мероприятий по устранению выявленных ошибок. Ведомства, которые контролируют нарушения закупок по оборонному заказу, — МВД (в качестве представителей заказчика), ФАС и прокуратура. Контроль по ГОЗ ведется как по законодательству о закупках, так и по Закону о государственном оборонном заказе №275-ФЗ.

Что влияет на выбранную меру ответственности

При выборе наказания исполнительные органы учитывают различные аспекты: на кого будут возлагаться санкции по КоАП (должностное лицо или организация), в результате чего были нарушены правила, повлияли ли проступки на третьих лиц, получили ли участники закупок ущерб и прочее. Бывают ситуации, когда после тщательного анализа конкретного дела сотрудники ведомств считают ошибки несущественными. Ответственность за это установлены в виде устного взыскания, а не штрафа, на основании статей КоАП. Влияет на выбор ответственности изучение личностных характеристик должностного лица, в результате действий которого и установили проступок. Учитывают все существенные факторы: наличие за виновником других нарушений и штрафов, отягчающих или смягчающих обстоятельств, его финансовое состояние, имущественную базу. Если виновник попытался предотвратить или по возможности исправить последствия своих ошибок, это смягчает меру ответственности. Если противоправные действия совершаются должностным лицом не впервые, а исполнительный орган ранее выставлял предупреждения, то это, наоборот, расценивается как отягчающее обстоятельство и приводит к ужесточению ответственности.

Таблица штрафов по 223-ФЗ

Ответственность за нарушения лежит как на самой организации, выступающей в роли заказчика, так и на должностных лицах, ответственных за ведение закупочной деятельности. Для удобства пользователей мы подготовили весь список существующих нарушений по 223-ФЗ в виде таблицы.

Вид нарушения Штраф на должностное лицо, руб. Штраф на организацию-заказчика, руб. Правовая основа в соответствии с КоАП
Проведение заказа в бумажном виде, в то время как обязательным является электронный вид 10 000–30 000 100 000–300 000 Ч. 1 ст. 7.32.3
Проведение заказа в бумажном виде, в то время как обязательным является электронный вид, и закупку осуществило должностное лицо, подвергавшееся административной ответственности более двух раз От 40 000–50 000 вплоть до отстранения от занимаемой должности от полугода до 1 года Ч. 2 ст. 7.32.3
Проведение госзакупки, которую надлежит осуществлять в рамках действия Федеральной контрактной системы (44-ФЗ) по нормам 223-ФЗ 20 000–30 000 50 000–100 000 Ч. 3 ст. 7.32.3
Несоблюдение положенных сроков размещения данных о закупке 2000–5000 10 000–30 000 Ч. 4 ст. 7.32.3
Отсутствие в ЕИС опубликованной информации о заказе 30 000–50 000 100 000–300 000 Ч. 5 ст. 7.32.3
Несоблюдение сроков размещения в ЕИС изменений по проводимой госзакупке 5000–10 000 10 000–30 000 Ч. 6 ст. 7.32.3
Согласована закупочная документация, которая противоречит действующим нормам 223-ФЗ 2000–3000 5000–10 000 Ч. 7 ст. 7.32.3
Отклонение участника по основаниям, не предусмотренным документами о закупке. Заявки рассматривались и оценивались по критериям, не указанным в закупочной документации 2000–3000 5000–10 000 Ч. 8 ст. 7.32.3
Направление в реестр недобросовестных поставщиков ошибочных сведений об участниках 10 000–15 000 30 000–50 000 Ст. 19.7.2-1
Неисполнение предписаний Федеральной антимонопольной службы 30 000–50 000 300 000–500 000 Ч. 7.2 ст. 19.5

Ближайшие изменения по штрафам

В 2018 году в перечне проектов нормативно-правовых актов Федеральной антимонопольной службы опубликован законопроект, в котором указаны плановые санкции, предусматривающие ответственность за нарушение проведения процедуры закупки и порядка взаиморасчетов по 223-ФЗ.

Вид нарушения Штраф на должностных лиц, руб. Штраф на организацию-заказчика, руб.
Признание участника уклонившимся от заключения контракта без правовых оснований 50 000
Ошибки в порядке подачи разъяснений по документации о закупке 2000–3000 10 000–30 000
Ошибки при составлении или неполное содержание протоколов рассмотрения заявок и протоколов подведения итогов для закупок по 223-ФЗ 2000–3000 5000–10 000
Преднамеренное, непреднамеренное занижение сроков, установленных для подачи заявок участниками закупок по процедуре заказа; несоблюдение сроков, положенных 223-ФЗ для отмены закупки 10 000–30 000 100 000–300 000
Невыполнение надлежащего объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ 30 000–50 000 100 000–300 000
Несоблюдение существенных условий договора по 223-ФЗ в части взаиморасчетов — нарушение срока и регламента оплаты, отсутствие фактической оплаты аванса, предусмотренного условиями соглашения 30 000–50 000 50 000–100 000

Штрафы за несоблюдение сроков закупки

Самые распространенные нарушения в госзакупках по 223-ФЗ — это несоблюдение положенных законом сроков по различным видам конкурентных процедур и ошибки при публикации извещений. Многие заказчики забывают, что в составе извещения, размещаемого для заказов отдельными видами юридических лиц, необходимо публиковать документацию о закупке и проект договора. Исключением из этого правила является только одна процедура — запрос котировок. Чтобы избежать ответственности за нарушения, пользуйтесь сводной таблицей сроков для размещения закупочных документов по Федеральному закону №223.

Публикуемый документ Предельный срок Нормативно-правовая база
Локальные нормативы заказчика
Положение о закупке заказчика, решение о присоединении к положению о закупке, к изменениям положения 15 дней с момента согласования Ч. 1 ст. 4, ч. 4 ст. 2 223-ФЗ
План закупки В течение 10 дней с момента подписания, но не позже 31 декабря года, предшествующего году планирования Ч. 2 ст. 4 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке
Сведения о вносимых в план закупок изменениях В течение 10 дней с момента принятия новой версии документа Ч. 2 ст. 4 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке
Закупочная документация
Извещение — конкурс, аукцион Не позднее 15 рабочих дней до даты окончания подачи заявок Ч. 17, 19 ст. 3.2 223-ФЗ
Извещение — запрос котировок Не позднее 5 рабочих дней до даты проведения процедуры Ч. 21 ст. 3.2 223-ФЗ
Извещение — запрос предложений Не позднее 5 рабочих дней до даты проведения процедуры Ч. 23 ст. 3.2 223-ФЗ
Извещение — электронный конкурс, электронный аукцион, с ограничениями для субъектов МСП Не позднее 7 рабочих дней до даты проведения процедуры при начальной (максимальной) цене договора не более 30 млн руб. Не позднее 15 рабочих дней до даты окончания подачи заявок при начальной (максимальной) цене договора свыше 30 млн руб. П. 1, 2 ч. 3 ст. 3.4 223-ФЗ
Извещение — запрос предложений в электронной форме только для субъектов МСП, с ценой договора не более 15 млн руб. Не позднее 5 рабочих дней до даты проведения процедуры П. 3 ч. 3 ст. 3.4 223-ФЗ
Извещение — запрос котировок в электронной форме только для субъектов МСП, с ценой договора не более 7 млн руб. Не позднее 4 рабочих дней до даты проведения процедуры П. 4 ч. 3 ст. 3.4 223-ФЗ
Внесение изменений в извещение, документацию В течение 3 дней с даты принятия решения об изменении документов. Приходится продлевать срок подачи заявок таким образом, чтобы с момента размещения извещения в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок участниками осталось не менее половины срока, установленного положением о закупке заказчика Ч. 11 ст. 4 223-ФЗ
Разъяснение положений закупочной документации В течение 3 дней с момента их предоставления Ч. 11 ст. 4 223-ФЗ
Решение об отмене конкурентного заказа Непосредственно в день подписания такого документа Ч. 6 ст. 3.2 223-ФЗ
Все закупочные протоколы В течение 3 дней с момента подписания Ч. 12 ст. 4 223-ФЗ
Отчетность по 223-ФЗ
Сведения о количестве и общей стоимости договоров, включая информацию об общей стоимости договоров, не включенных в реестр договоров, в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 закона №223 Ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным П. 1 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ
Сведения о количестве и стоимости договоров с единственным поставщиком Ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным П. 2 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ
Сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся Ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным П. 3 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ
Годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства В срок до 1 февраля года, следующего за отчетным Ч. 21 ст. 4 223-ФЗ
Годовой отчет о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства В срок до 1 февраля года, следующего за отчетным П. 2 ПП РФ №1442 от 25.12.2015
Информация об изменении объема, цены или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в итоговом протоколе В течение 10 дней с даты внесения изменений Ч. 5 ст. 4 223-ФЗ
Информация о заключении договора (в том числе с единственным поставщиком, если его стоимость превышает 100 000 руб. либо 500 000 руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год свыше 5 млрд руб.), направляемая в реестр договоров В течение 3 дней с момента заключения соглашения Ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ
Информация об исполнении, изменении, расторжении договора, направляемая в реестр договоров В течение 10 дней с момента внесения изменений, исполнения или расторжения соглашения Ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ

Какие нарушения встречаются на практике

Для изучения существующих правонарушений заказчики используют классификатор нарушений в сфере закупок — перечень, разработанный специалистами Счетной палаты и систематизирующий итоги проведенных процедур внешнего государственного аудита. Классификатор включает 55 пунктов несоблюдения законодательства в области государственных и корпоративных закупок. По 223-ФЗ выделяют такие группы отклонений:

  • несоблюдение установленного порядка закупок (заказ осуществлен в бумажном виде вместо надлежащего электронного, торги проведены по 223-ФЗ вместо 44-ФЗ);
  • неисполнение регламента по публикации сведений в ЕИС (нарушены сроки размещения информации, заказчик не опубликовал надлежащие данные и отчеты);
  • установление в закупочной документации излишних или не предусмотренных законом требований к участникам закупки, нарушение содержательного порядка оформления документации и извещения о заказе.

Если организация-заказчик несвоевременно выполнила или не исполнила определенные предписания или решения Федеральной антимонопольной службы об устранении выявленных нарушений и ошибок, закрепленных в КоАП, то это расценивается как серьезный административный проступок, за которым следует ответственность в виде штрафа.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
Обзор судебной практики по вопросам применения 223-ФЗ Б/н от 16.05.2018 Скачать
Об авторе этой статьи

Александра Задорожнева Бухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.

Ответственность заказчика за нечестные торги

КоАП РФ Статья 7.32.4. Нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися

(введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст.7.32.4 КоАП РФ

1. Неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации о проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Нарушение порядка определения формы проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.29 и 7.32.3 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Размещение недостоверной информации о проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продаже государственного или муниципального имущества либо предоставление документации, содержащей недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.31 и 7.32.3 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

4. Нарушение сроков размещения информации о проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Нарушение порядка предоставления документации об обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, порядка разъяснения такой документации, порядка приема заявок на участие в торгах, заявок на участие в продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

6. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Нарушение порядка определения победителя обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

8. Нарушение сроков заключения договоров по результатам проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества или в случае, если торги признаны несостоявшимися, либо уклонение организатора торгов, продавца государственного или муниципального имущества, организатора продажи государственного или муниципального имущества от заключения такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.32 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

9. Изменение организатором обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продавцом государственного или муниципального имущества, а также лицом, являющимся стороной договора, условий договора при его заключении или исполнении, установленных в документации о таких торгах, извещении о проведении торгов, информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, проектах договоров, по соглашению сторон или в одностороннем порядке в случае, если федеральным законом предусмотрен запрет такого изменения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.32 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

10. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 – 9 настоящей статьи и статьями 7.29 – 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Штрафы для заказчиков по 44‑ФЗ

Закон № 44-ФЗ устанавливает строгие правила проведения госзакупок. За их нарушение заказчика привлекут к ответственности: от дисциплинарной до уголовной (ст. 107 44-ФЗ). Чаще всего к госзаказчикам применяют денежное наказание. От них требуют выплатить административный штраф (фиксированная сумма) или пени (плата за каждый день просрочки).

Штрафы для заказчиков

Штрафные санкции к заказчику применят за нарушение 44-ФЗ на любом этапе закупки:

  1. При планировании закупок и составлении планов-графиков.
  2. Выборе способа закупки, расчете НМЦК.
  3. Во время проведении тендера, заключения и оплаты контракта.
  4. При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.

Санкции для заказчиков прописаны в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ). Согласно нему, заказчикам-нарушителям почти всегда назначают штраф, в редких случаях — дисквалификацию до 2 лет. При этом ответственность чаще всего несут должностные лица заказчика, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Привлечь сотрудника к ответственности могут и после его увольнения, если не истек срок давности нарушения — в течение 1 года.

Штрафы организациям назначают реже, потому что тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если правонарушение серьезное, то к ответственности привлекут и сотрудника, и организацию.

Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. рублей, для юрлица заказчика — 100-300 тыс. рублей.

Отметим, что санкции за нарушения в госзакупках применяют и к подрядчикам. Размер штрафа по 44-ФЗ для поставщиков чаще всего сопоставим с суммой штрафа для заказчика. Но он устанавливается не КоАП, а рассчитывается от цены контракта по правилам из постановления Правительства №1042 .

Наказание за срыв сроков оплаты

Заказчики должны оплачивать контракты в четкие сроки. Правила устанавливает ст. 34 44-ФЗ: для всех закупок — до 30 дней со дня подписания актов о приемке, для закупок среди СМП — до 15 дней. Если сорвать сроки, то заказчика привлекут к ответственности по ст. 7.32.5 КоАП.

Наказание назначат сотруднику, который оплатит контракт позже срока или нарушит порядок оплаты, — это будет штраф от 30 до 50 тыс. рублей. Если сотрудник повторит нарушение, то его дисквалифицируют на срок от 1 до 2 лет.

Кроме того, поставщик может потребовать с заказчика пени, если тот оплатит контракт с опозданием (ч.5 ст.34 44-ФЗ). Пени начисляют за каждый день просрочки, в том числе праздничные и выходные дни по формуле: 1/300 действующей ключевой ставки Центробанка РФ * от неуплаченной в срок суммы. Пени не начислят за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

Отдельно заказчику начислят штраф, если он не выполнит свои обязательства по контракту. Размер штрафа рассчитывается по правилам из постановления Правительства № 1042 (п.9):

  • 1 тыс. руб., если итоговая цена контракта не больше 3 млн руб.;
  • 5 тыс. руб., если цена контракта 3-50 млн руб.;
  • 10 тыс. руб., если цена — 50-100 млн руб.;
  • 100 тыс. руб., если цена — более 100 млн руб.

При этом общая сумма штрафов, начисленных заказчику в рамках одной закупки, не должна превышать цену контракта (п.12 ПП №1042).

Чтобы не ошибиться в сроках оплаты контракта и избежать штрафов, заранее рассчитайте даты этапов закупки и следите за ними. Быстро спланировать сроки поможет бесплатный калькулятор сроков в онлайн-сервисе для госзаказчиков Контур.Снаб.

Таблица штрафов КоАП по 44-ФЗ с изменениями 2019 года

Неправильный выбор способа закупки

В план-график или план закупок включены:

  • один или несколько объектов закупки, которые не соответствуют целям осуществления госзакупок;
  • объекты, не соответствующие требованиям к закупаемым товарам и услугам, установленным законодательством;
  • НМЦК без обоснования или с обоснованием, противоречащим законодательству (требование относится и к контрактам с единственным поставщиком).

Нарушения при подготовке закупки: обоснование НМЦК, размещение документов, установка требований и утверждение документации

  • не более чем на 2 рабочих дня
  • более чем на 2 рабочих дня
  • не более чем на 1 рабочий день
  • более чем на один рабочий день
  • требований 44-ФЗ,
  • порядка предоставления документации конкурса или аукциона,
  • порядка разъяснения положений документации,
  • порядка приема заявок на участие и окончательных предложений.
  • порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений,
  • требования к участникам закупки,
  • требования к размеру обеспечения заявок на участие,
  • требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта,
  • требования о предоставлении в заяве документов, не предусмотренных 44-ФЗ.

Нарушения при составлении плана-графика

Нарушения при проведении закупки: от размещения извещения до подписания протокола

Участник не допущен к участию в закупке, отстранен от участия или его заявка признана ненадлежащей по основаниям, не предусмотренным 44-ФЗ.

По 44-ФЗ участника не должны были допустить к участию в закупке, но его заявка признана надлежащей.

Нарушен установленный документацией порядок:

  • вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам,
  • рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений.
  • для аукциона и конкурса
  • для запроса котировок и запроса предложений
  • не более чем на 2 рабочих дня
  • более чем на два рабочих дня

Нарушение сроков возврата обеспечения заявок

  • не более, чем на 3 рабочих дня,
  • более, чем на 3 рабочих дня.

Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов

  • Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг.
  • Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг
  • Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАП

Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП)

Закупки по 44-ФЗ в сфере энергоснабжения

Закупки у СМП

Невыполнение в срок законного предписания

Нарушения при предоставлении информации в ФАС

Как оспорить наказание

Нарушения в работе заказчика обычно выявляют сотрудники ФАС или прокуратуры во время проверок. Тогда антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении, рассматривает его и назначает штраф заказчику или его сотрудникам. При этом к ответственности не привлекут, если нарушение выявлено спустя 1 год с момента его совершения.

Наказание можно оспорить в суде. Точно делать это стоит в трех случаях:

Если штраф назначили незаконно — истек срок давности, сотрудник не виновен и т.д.

Если нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении оформили неверно, обвиняемого не уведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.

Если заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимой силы или по вине поставщика. Эти смягчающие условия прописаны в ч.9 ст. 34 44-ФЗ.

При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. В судебной практике есть примеры, когда в первом случае суд снизил сумму штрафа, во втором — вообще отменил наказание.

Оспорить постановление об административном правонарушении нужно в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление вступит в силу.

Как заплатить штраф

Оплатите штраф в течение 60 дней после того, как административное постановление вступило в силу. Если для штрафа предусмотрена рассрочка или отсрочка, то заплатить его нужно не позднее, чем через 60 дней после истечения их срока.

Реквизиты для оплаты штрафа указаны в административном постановлении. При перечислении денег пропишите назначение платежа — номер и дата постановления ФАС.

Самый удобный способ заплатить штраф — перечислить деньги через портал Госуслуг или мобильные банки. Найдите в них раздел «Платежи» / «Штрафы» / «Налоги» и следуйте инструкции. Также оплатить штраф можно в банкоматах и отделениях банков, но за услугу могут взять комиссию.

Перевод денег занимает до 5-7 дней. Проверить, прошла ли оплата, можно на сайте Службы судебных приставов или портале Госуслуг.

Если не оплатите штраф или сделаете это позже срока, то судебные приставы увеличат сумму взыскания или назначат до 50 часов обязательных работ или 15 суток ареста.

Чтобы быстро организовать закупку без ошибок, воспользуйтесь сервисом для госзаказчиков Контур.Снаб. Он подберет актуальные коды в классификаторах ОКПД-2 и КТРУ, рассчитает НМЦК и спланирует сроки закупки.

Недобросовестный заказчик

Недобросовестный заказчик

Вам знакома следующая ситуация? Подрядчик выполнил большую часть предусмотренной договором подряда работы, а заказчик под разными предлогами затягивает подписание актов выполненных работ и их оплату подрядчику. Наверняка Вы столкнулись с недобросовестным заказчиком. Его цель состоит в следующем: любыми способами существенно снизить размер своего платежа за выполненные работы, либо не платить подрядчику вовсе! Это не что иное, как “кидок”. Однако недобросовестный заказчик уверен в своей практически полной безнаказанности, поскольку правоохранительные органы отказываются признавать такие действия заказчика мошенничеством, признавая их исключительно гражданско-правовыми отношениями.

Подрядчику, столкнувшемуся с недобросовестным заказчиком, следует учесть следующее. Если со стороны заказчика действует профессиональный мошенник, то наверняка выступающая в качестве заказчика организация явялется генеральным подрядчиком, т.е. “прокладкой и пустышкой”. С такой организации подрядчик все равно ничего не получит, даже по решению арбитражного суда, поскольку у нее нет никакого имущества. А настоящий заказчик формально остается невиновен, поскольку он якобы расчитался со своим генеральным подрядчиком, а ответственность перед субподрядчиком он не несет в силу закона! Это особо сложный для подрядчика случай.

В других случаях участь подрядчика не столь печальна, особенно если заказчиком выступает кпупная организация или государственная (муниципальная) организация.

Моя основная специализация – оказание юридической помощи в строительстве. Поэтому за более, чем 25-ти летний практический опыт мне неоднократно доводилось сталкиваться с различными уловками со стороны недобросовестного заказчика. Как следствие, мной накоплен успешный опыт противодействия недобросовестному поведению заказчика.

Чтобы существенно снизить риск подрядчика от неправомерных действий заказчика могу дать ему следующие рекомендации:

1. Никогда не доверяйте словам и заверениям заказчика. Все достигнутые договоренности следует фиксировать в переписке, а лучше – в двусторонне составленных дополнениях к договору подряда.

2. Оперативно реагируйте на любые нарушения и проволочки со стороны заказчика. Вовремя не передал строительные материалы, без которых невозможно вовремя начать или завершить работы – срочно в письменном виде уведомляйте об этом заказчика и сообщайте, что конечный срок выполнения работы из-за этого сдвигается. Электронную переписку обязательно следует дублировать курьером, телеграммой с уведомлением о вручении (текст телеграммы обязательно следует заверить) или заказным письмом с уведомлением о вручении.

3. Никогда не допускайте накапливания заказчиком большого долга перед вами. Чем больше долг, тем выше вероятность обмана со стороны заказчика. Требуйте погашения долга вплоть то угрозы приостановки выполнения работ!

4. Всегда имейте под рукой хорошего юриста или адвоката, специализирующихся на рассмотрении строительных споров. Вовремя данный квалифицированный совет стоит недорого, а позволит Вам сэкономить милионы рублей убытков! И чем раньше квалифицированный юрист или адвокат подключится к решению Вашей проблемы, тем выше Ваш шанс на успех!

5. Привлечение профессионала не является панацеей. Каждая ситуация уникальна и поэтому далеко не всегда профессионал сможет Вам помочь. Однако даже в этом случае квалифицированный юрист или адвокат убережет Вас от необдуманных действий и ошибок. Как следствие, от дополнительных убытков.

Если у Вас возникли вопросы, свяжитесь со мной. Я изучу материалы Вашего дела и дам свое мотивированное мнение о его перспективе и выскажу практические рекомендации, направленные на улучшение Вашего положения!

Между генеральным подрядчиком и субподрядчиком был заключен договор субподряда на реконструкцию федеральной автодороги. В установленный срок работа не была завершена и генеральный подрядчик обратил взыскание на банковскую гарантию в размере 110 млн. рублей, предоставленную субподрядчиком при заключении договора.
Адвокат Демьянчук А.В. доказал отсутствие вины субподрядчика в нарушении сроков выполнения работ. Поэтому обращение взыскания на банковскую гарантию было незаконно. Арбитражный суд Московской области признал данную позицию обоснованной и в полном объеме взыскал с генерального подрядчика 110 млн. рублей неосновательного обогащения.

Адвокат Демьянчук А.В. участия в суде первой инстанции не принимал, а подключился к делу на стадии апелляционного обжалования. Доводы его жалобы сводились к следующим тезисам:
1. Из материалов дела исчезло более 4 тыс. документов, представленных субподрядчиком в обоснование своих возражений.
2. Судебно-строительная экспертиза проведена с нарушением закона, поскольку эксперт не исследовал проектную документацию (проект в деле отсутствует). Без проекта невозможно установить какие виды работ, не предусмотренные сметой, требовалось выполнять, а какие – нет. Поэтому выводы судов о наличии на стороне субподрядчика неосновательного обогащения при таких обстоятельствах является преждевременным!
Арбитражный суд Московского округа согласился с доводами адвоката Демьянчука А.В. и отменил все принятые по делу судебные акты. Дело было направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

Генеральный подрядчик предъявил к субподрядчику иск о взыскании 12 млн. рублей неосновательного обогащения в виде неотработанного аванса. Иск мотивирован тем, что работы были выполнены некачественно и генподрядчик был вынужден их полностью переделать. В доказательство истец представил акты о выявлении недостатков и их устранении, подписанные им и представителями муниципального заказчика. Кроме того, он представил документы, согласно которым работы были полностью переделаны третьим лицом. Адвокат Демьянчук А.В. заявил о фальсификации представленных истцом доказательств и просил суд назначить судебно-техническую экспертизу давности составления представленных истцом документов. Экспертиза показала, что оспариваемые документы были изготовлены в иное время. Кроме того, суду были представлены доказательства того, что денежные средства, якобы уплаченные третьему лицу за выполненную работу, в действительности в банк третьего лица не поступали. В сложившихся обстоятельствах для истца возникла угроза привлечения к уголовной ответственности ответственности по статье 303 УК (фальсификация доказательств по гражданскому делу). В итоге, он в полном объеме отказался от своих требований к субподрядчику!

Между покупателем и поставщиком был заключен смешанный договор на поставку и монтаж оборудования. Оборудование было поставлено и смонтировано с просрочкой, что послужило основанием для предъявления иска к поставщику. Адвокат Демьянчук А.В. представил суду доказательства нарушения покупателем встречного обязательства – он своевременно не представил необходимое для монтажа оборудования помещение. При наличии обоюдной вины сторон в нарушении обязательств арбитражный суд снизил ответственность поставщика в 10 раз!

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения обратилась с иском к исполнителю государственного контракта о взыскании пени в размере 5,5 млн. рублей за нарушение сроков оказания услуг, предусмотренных промежуточным этапом. Адвокат Демьянчук представил суду следующие возражения: расчет пени должен быть производен не из всей цены контракта, а из цены отдельного этапа, в котором было допущено нарушение. На этом основании суд признал исполнителя виновным в нарушении сроков, предусмотренных промежуточным этапом, и взыскал с него 150 тыс. рублей пени!

Тендерный коэффициент не подлежит применению к работам, выполненным в рамках государственного контракта.

В электронных торгах на капитальный ремонт кровли строительная организация предложила заменить один вид кровельного материала другим, более дешевым. Она была признана победителем торгов и с ней был заключен государственный контракт. После выполнения работы заказчик подписал акты сдачи-приемки выполненных работ, но не по контрактной цене, а с учетом понижающего тендерного коэффициента. Свои действия он объяснил тем, что подрядчик применил более дешевый кровельный материал, не предусмотренный сметой. Он также предложил подрядчику подписать соглашение о снижении цены контракта. Подрядчик отказался от подписания соглашения, а заказчик отказался от каких-либо выплат. Арбитражный суд Республики Крым в полном объеме удовлетворил иск подрядчика. Апелляция стала на сторону заказчика и изменила решение. Суд кассационной инстанции отменил апелляционное постановление и оставил в силе решение суда первой инстанции.

Размер штрафа взысканного с исполнителя госконтракта штрафа снижен с 401 тыс. рублей до 33 тыс. рублей.

Исполнитель заявлял о своей полной невиновности в нарушении государственного контракта. Однако в рамках другого дела исполнитель был признан виновным в нарушении этого контракта. В этом втором деле исполнитель не участвовал, поскольку надлежащим образом не контролировал почтовую корреспонденцию. О принятом решении он узнал только после вступления решения в законную силу, когда его иск был уже в суде. В такой ситуации уже не могло быть и речи о невиновности исполнителя в нарушении контракта. Оставалось только бороться за снижение размера штрафа, что и было успешно сделано.

В кассации отменены решения о взыскании с субподрядчика 47 млн. рублей неосновательного обогащения и 27 млн. рублей пени.

Сложное дело. Пришлось исправлять чужие ошибки. Вначале позиция генподрядчика сводилась к следующему: поскольку заказчик не принял у него выполненную работу, то и он не может ее принять у субподрядчика. А когда через суд были истребованы документы у заказчика, то выяснилось, что генподрядчик в полном объеме не только сдал, но получил оплату за выполненную субподрядчиком работу. То есть стало очевидно, что рассчитываться с субподрядчиком он не собирался. После этого генподрядчик изменил свою позицию: он заявил, что спорную работу выполнил не субподрядчик, а другое лицо. Тем не менее Арбитражный суд Московского округа удовлетворил кассационную жалобу адвоката Демьянчука А.В.

Заказчик (ГУП города Москвы “Мосгортранс”) трижды отказывался от приемки разработанного проектным институтом проекта. В итоге, он принял решение об одностороннем отказе от исполнения договора и полном отказе от оплаты выполненных институтом работ. Институт обратился с иском в Арбитражный суд гор. Москвы. Адвокат Демьянчук, представлявший институт, заявил ходатайство о проведении судебной проектно-технической экспертизы. Эксперт не выявил нарушений в проекте. Суд также согласился с доводами адвоката о том, что заказчик необоснованно требует от проектировщика выполнения работ, не предусмотренных договором. Как следствие, суд в полном объеме удовлетворил требования истца.

Подрядчик нарушил срок выполнения работ по договору на 1,5 года. Заказчик обратился с иском о взыскании неустойки. Адвокат Демьянчук А.В. представил суду доказательства вины самого заказчика в нарушении принятых на себя обязательств. После изучения отзыва на иск заказчик согласился на заключение мирового соглашения на условиях, предложенных адвокатом Демьянчуком А.В.

К нашей строительной компании заказчик предъявил иск на 170 млн. рублей. Наш юрист оказался неэффективен – мы проиграли дело в суде первой инстанции. Начали искать юриста, который смог бы добиться отмены судебного решения. После долгих поисков мы обратились к адвокату Демьянчуку А.В. После изучения материалов дела он указал на допущенные нами ошибки и, самое главное, выстроил четкую систему нашей защиты в вышестоящих судах. На подготовку дополнительной апелляционной жалобы ему потребовалось 2 месяца (дело очень сложное и многотомное). Составленная им жалоба четко показала, что в выборе адвоката мы не ошиблись. Это совершенно другой уровень по сравнению с тем, что мы видели ранее. К сожалению, суд апелляционной инстанции решение оставил в силе, а нашу жалобу – без удовлетворения. Но мы верили своему адвокату и он нас не подвел – суд кассационной интатнции удовлетворил нашу жалобу и отменил все решения по делу. Спасибо, Александр Владимирович. Вы подтвердили свой высший профессиональный уровень.

Генподрядчик взыскал с нас 110 млн. рублей банковской гарантии. Свое решение он объяснил тем, что мы сорвали сроки выполнения работ. Мы были не согласны с его решеним, поскольку считали себя невиновными. Вначале мы обратились за помощью к другим адвокатам. Однако составленный ими иск показал, что нужен адвокат другого профессионального уровня. Поэтому мы обратились к адвокату Демьянчуку. Около 2-х месяцев ушло на изучение ситуации и подготовку иска. Результат – наша полная победа в очень сложном деле. Большое Вам спасибо! Уверен, это не последнее наше сотрудничество. Ведь, юристов много, а профессионала очень трудно найти.

Адвокат Демьянчук А.В. приводит рекомендации подрядчику на случай, когда заказчик уклоняется от подписания актов о приемке выполненных работ, составленных по форме КС-2, или не платит по договору подряда.

В данной статье адвокат Демьянчук А.В. анализирует арбитражную практику разрешения споров между подрядчиком и заказчиком, возникающих при сдаче-приемки выполненных работ.

В данной статье адвокат Демьянчук А.В. анализирует арбитражную практику, связанную с расторжением договора подряда в одностороннем или судебном порядке. Рассмотрены примеры, когда в одних случаях решение заказчика об отказе от договора является правомерным, а в других – нет.

В данной статье адвокат Демьянчук А.В. раскрывает понятие “экономия подрядчика” (статья 710 ГК РФ). Далеко не каждое отступление от сметы или замену материалов на более дешевые арбитражные суды признают экономией подрядчика.

Адвокат Демьянчук А.В. анализирует арбитражную практику, связанную с осуществлением государственных и муниципальных закупок. Рассмотрены следующие вопросы:
1. О праве поставщика по государственному контакту на взыскание убытков со своего контрагента в случае, если нарушение срока поставки по контракту произошло по вине контрагента.
2. О праве одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по п.2 статьи 715 ГК РФ в связи с нарушением подрядчиком конечного срока выполнения работ.

Отсутствие в договоре срока выполнения работ не является безусловным основанием для признания договора подряда незаконченным.

В данной статье адвокат Демьянчук А.В. комментирует дело, рассмотренное Президиумом ВАС РФ: условие о периоде выполнения работ считается согласованным, а договор подряда признается заключенным, если начальный момент периода определен указанием на действие стороны или иных лиц, в том числе на момент уплаты аванса, и такие действия совершены в разумный срок, то неопределенность в определении срока производства работ устраняется.

В данной статье адвокат Демьянчук А.В. комментирует определение ВАС РФ по делу, в котором подрядчик допустил просрочку выполнения отдельного этапа работ, а арбитражные суды взыскали с него неустойку исходя из стоимости всех работ по договору, а не из стоимости этапа, в котором была допущена просрочка.

В данной статье адвокат Демьянчук А.В. анализирует арбитражную практику, связанную с использованием банковской гарантии в качестве средства обеспечения обязательства по договору подряда или государственному контракту. Также рассмотрен вопрос о неосновательном обогащении заказчика при обращении им взыскания на банковскую гарантию в размере, превышающем допущенное подрядчиком нарушение.

Существенные условия договора подряда, признание его незаключенным, неосновательное обогащение заказчика.

В данной статье адвокат Демьянчук А.В. анализирует арбитражную практику на предмет наличия (отсутствия) в договоре подряда существенных условий, признания его незаконченным, выполнения работ без договора, а также возникновения неосновательного обогащения на стороне заказчика.

Адвокат Демьянчук А.В. анализирует правовые основания, при наступлении которых проектировщик может быть освобожден от ответственности перед заказчиком за нарушение сроков выполнения проектных работ.

Незаконные и серые схемы в госзакупках: как это работает и что за это грозит

Незаконные и серые схемы в госзакупках используют и заказчики, и поставщики. Это не просто нарушение закона. Это серьёзные риски, вплоть до привлечения к уголовной ответственности. В этой статье мы расскажем о сути разного рода схем, приведём примеры, а также рассмотрим ответственность за нарушения и действия в обход закона.

Ключевая цель любой схемы — обеспечить победу конкретного участника. В результате одна сторона получает выгодный контракт, а вторая — «дружественного» или «своего» поставщика, который «отблагодарит» деньгами, имуществом, лояльностью или чем-то ещё. Другие участники схемы — те, которые не являются сторонами сделки, но активно им помогают, — имеют свой интерес. Они могут стать субподрядчиками в госконтракте, им будет обеспечена победа в следующий раз или они сразу получат вознаграждение за своё участие в схеме с нужным результатом.

Деление схем на незаконные и серые достаточно условное — все они противоправные. Разница в том, что в первом случае закон явно нарушается, а во втором применяются инструменты его обхода. Но любая — риск ответственности, удара по репутации и финансовой устойчивости бизнеса.

Опытные участники госзакупок из-за высокой степени риска уже давно отказались от явно незаконных инструментов. Одни разумно не хотят рисковать, другие практикуют серые схемы в надежде на то, что их применение не выявят и не докажут. А вот новым участникам стоит быть предельно осторожными. Им могут предложить, продать, посоветовать именно незаконную схему.

Единственный правильный вариант — действовать законными способами. Чтобы случайно, по ошибке или незнанию не стать участником какой-либо схемы, нужно как минимум понимать, какими они бывают, и избегать их. В последнее время выявлять нарушения стали чаще, а наказывать — строже. Этому способствует открытость закупок (любой имеет онлайн-доступ к информации) и общественный контроль.

Какие бывают схемы

Все схемы можно разделить на три категории:

  1. Картели (соглашения между конкурирующими субъектами) — классические, сезонные, одноразовые, с двумя участниками, поликартели и синдикаты.
  2. Запрещённые соглашения (сговоры) — «вертикальные», скоординированные, между органами власти, между властью и бизнесом, между участником госзакупки и заказчиком, при участии организатора торгов.
  3. Отдельные схемы, используемые заказчиками или поставщиками (участниками) в конкретных закупках или в качестве инструментов реализации картельных соглашений и сговоров.

Исчерпывающего перечня незаконных и серых схем нет. Есть такие, которые давно известны, изучены и описаны, но новые схемы также постоянно изобретаются или создаются на базе старых. Однако всё, что может быть причислено к «схемам», исходя из действий, их характера и последствий, указано в статьях 10, 11 и 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Положения этих статей можно использовать как чек-лист для анализа закупки на наличие сговора. Основные варианты недобросовестной конкуренции перечислены в статьях 14.1—14.7 этого же закона — такие действия тоже нарушения, влекущие административную или уголовную ответственность. Но важен и ещё один момент: перечень нарушений — открытый (ст. 14.8). Запрещены все и любые формы недобросовестной конкуренции.

Картельные сговоры

На картельный сговор идут несколько конкурирующих субъектов, чтобы временно, сезонно или надолго поделить рынок, а вместе с этим и потенциальные контракты, которые можно получить в госзакупках. Принцип прост: не создавать друг другу помехи, а договориться, чтобы каждый в пределах своей доли рынка побеждал на торгах и получал выгодные в отсутствие конкуренции условия.

Чаще всего картельные сговоры носят длительный характер — классические картели. Они действуют, пока участники «дружат» или пока не попадут под проверку антимонопольного органа (ФАС).

Сезонные картели создаются и распадаются в соответствии с сезонными колебаниями рыночной активности, в том числе активности в сфере госзакупок. Они могут иметь постоянный состав участников или менять их. Но цель одна — подготовиться к периоду повышенного спроса на какую-либо продукцию (товары, работы, услуги) и получить свою долю в условиях максимальной цены.

Одноразовые картели создаются для участия в одной закупке или нескольких идущих подряд закупках. Здесь немного другие цели, чем при создании классических или сезонных картелей. В ходе закупки участники картеля будут создавать условия для победы одного конкретного участника на максимально возможной цене. А после заключения контракта победитель передаст исполнение части контракта на субподряд другому участнику или участникам картеля в согласованных долях. В результате каждый получит свою выгоду от госконтракта независимо от того, кто стал победителем торгов. При реализации одноразовой схемы в нескольких подряд идущих закупках может обеспечиваться победа то одного, то другого участника картельного сговора.

Самые сложные, высокоорганизованные схемы используют картельные синдикаты. По сути, это организованная преступная группа, куда нередко входят десятки компаний и ИП. Картельные синдикаты практикуют множество серых схем, выстраивая систему, которая помогает заключать многомиллиардные контракты.

Что говорит о наличии картельного сговора (признаки, на которые обращает внимание ФАС):

  1. Одинаковый или почти не меняющийся состав участников закупок одного профиля.
  2. Один и тот же победитель или чередование победителей среди одинаковых участников закупок одного профиля.
  3. Связи между участниками торгов на уровне руководства, учредителей, собственников, прошлое функционирование в составе одной команды, компании, холдинга, аффилированность и т.п.
  4. Минимальное (для видимости) снижение цены, использование одинакового диапазона снижений цены одними и теми же участниками в разных закупках.
  5. Формальное участие, без особых активностей и побед одной и той же компании в закупках с одинаковым составом участников.

Более серьёзное расследование проводит ФАС. Нередко проверки занимают несколько месяцев и затрагивают всех предполагаемых участников сговора, независимо от участия и побед в госзакупках.

Другие сговоры

Наиболее распространены следующие сговоры (соглашения):

  1. «Вертикальные» соглашения — между компаниями (предпринимателями) разного уровня в пределах цепочки «производитель — розничный потребитель». Цель — договориться о цене, жестко её урегулировать и не допустить на рынок конкурентов, в том числе потенциальных.
  2. Скоординированный сговор — любая схема, которая организована, управляется и контролируется со стороны, без непосредственного в ней участия. Координатор схемы — конечный выгодоприобретатель, а рядовые участники только выполняют конкретный набор задач, в том числе периодически сменяя друг друга, побеждают и проигрывают в госторгах.
  3. Сговоры с властью, которые создают предпосылки для победы конкретного участника торгов, или сговоры с заказчиком, когда победа конкретного участника предрешена.

Схемы

Картельные и другие антиконкурентные соглашения (сговоры) — фундамент, который создаёт условия и обеспечивает нужный результат. Но его достижение невозможно без применения конкретных схем — практических инструментов для решения задач. Может использоваться как одна, так и сразу несколько схем.

Большой объём работы по выявлению схем, их изучению и систематизации приходится на проект ОНФ «За честные закупки» (работает с сентября 2013 года). Любое заинтересованное лицо может сообщить о нарушении — оно будет проверено независимыми экспертами. На сайте проекта опубликована «Серая книга», в которой даны описания и примеры используемых в госзакупках серых схем (сейчас их 32).

Каждой из схем дано своё название: «Угадай-ка», «Ювелир», «Экстрасенс», «Таланты и поклонники», «Профессор», «Блат», «Ошибочка» и т.д. Авторы творчески подошли к своей работе, но это не отменяет всю серьёзность проекта и главного — для каждой схемы дано описание и приведён пример её использования в жизни. Разумеется, не для применения, а для понимания — так делать нельзя. Потому что схема уже известна и изучена, а её признаки заложены в систему мониторинга всех госзакупок. И потому что её применение — прямая угроза ответственности.

Приведём некоторые схемы:

  1. Схема «Промах». Заказчик устанавливает цену контракта по своему усмотрению и сильно её завышает. «Дружественный» участник предлагает относительно реальную цену, что и способствует его победе.
  2. Схема «Кто тут главный». Чтобы избежать обязательного общественного обсуждения закупки, заказчик разбивает её на несколько лотов — каждый по цене в пределах нужного уровня. В закупках побеждает «дружественный» участник.
  3. Схема «Таран». В аукционе участвуют минимум три договорившихся между собой компании. Две вступают в схему с самого начала и, чередуясь, сильно сбавляют цену — так, чтобы добросовестные участники не могли ей что-либо противопоставить. Перед самым закрытием аукциона появляется предложение третьего участника — с минимальным снижением начальной цены. Он в итоге и выигрывает аукцион, поскольку у компаний, предложивших самые низкие цены, «случайно» были допущены ошибки в документах.
  4. Схема «Близнецы». Одинаковая закупка проводится дважды. Первую закупку за счёт максимального демпинга выигрывает «дружественная» компания, но через какое-то время по соглашению сторон контракт расторгается. Далее, зная, что скоро будет вторая закупка, эта компания договаривается с потенциальными участниками о том, что они не будут подавать заявки или активно участвовать в торгах — за это они получат вознаграждение. Вторую закупку снова выигрывает та же самая компания, что и в первый раз. Только теперь цена максимальная и при этом завышена на сумму вознаграждения участникам сговора.

Ответственность

Первичную проверку сомнительных закупок проводит ФАС. Это может быть инициатива самого антимонопольного органа или обращение со стороны, в частности жалоба добросовестного участника торгов.

При выявлении нарушений возможны два вида ответственности:

  1. Административная – по ст. 14.32 КоАП РФ. Санкции варьируются в зависимости от характера правонарушения и статуса нарушителя. Должностным лицам грозит штраф в несколько десятков тысяч рублей или профессиональная дисквалификация на несколько лет. К юридическим лицам применяются штрафные санкции — подлежит уплате определённая доля от суммы выручки.
  2. Уголовная — по ст. 178 УК РФ. Ответственность наступает за действия, связанные с ограничением конкуренции, если они повлекли причинение крупного ущерба (свыше 10 млн рублей) или получение крупного дохода (свыше 50 млн рублей).

Участники торгов (поставщики) рискуют в случае нарушений антимонопольного законодательства попасть в реестр недобросовестных поставщиков, что блокирует их дальнейшее участие в госзакупках.

Поскольку серые схемы бывает сложно выявить и доказать, ФАС и правоохранительные органы могут воспользоваться предусмотренным КоАП и УК инструментом — предложить освобождение от ответственности для того, кто первым даст показания о сущности схемы и её участниках. Многие предприниматели и компании этим пользуются — в проблемных ситуациях о прошлых договоренностях забывают.

Любая схема опасна тем, что добросовестные участники, проигравшие в торгах, могут обратиться в ФАС и правоохранительные органы. И, как правило, пользуются таким правом. Достаточно только подозрений — доказательства собираются в ходе проверки. Выявленная схема — не только наказание, но и отмена торгов. Таким образом, добросовестные участники получают ещё один шанс для заключения интересующего их контракта.

Госконтракты в России: нарушения и наказания

Госконтракты в России: нарушения и наказания

По подсчетам Минфина, ежегодно в России проходят госзакупки на общую сумму в несколько триллионов рублей. И всегда есть те, кто хочет завладеть этими деньгами незаконно. Одни обходят конкурентную систему, чтобы тендер достался «дружеской» фирме. Для этого используют разные схемы: «укрупняют лот» или делают «завышенные требования». Другие сразу проводят закупку у единственного поставщика и находят для этого нужные основания. Эксперты объяснили, что нужно изменить в проблемной сфере, а представители ФАС рассказали о том, что уже удалось реформировать.

Самые частые нарушения

По сравнению с 2018-м в прошлом году увеличилось количество жалоб на нарушения в госзакупках. Рост составил 4%, а число таких обращений в ФАС достигло 87 064. Из них ведомство признало обоснованными 44% заявлений.

Чаще всего встречается, что условия закупки формируют под определенного поставщика, говорит Мария Кобаненко, советник практики антимонопольного права Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Морское право группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Страховое право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал группа Экологическое право группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) 1 место По выручке 1 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 1 место По количеству юристов Профайл компании × . Для этого заказчик может прямо указать в тексте технической документации на конкретное наименование продукции, которая ему необходима, объясняет Вацлав Макарский, партнёр INTEGRITES INTEGRITES Федеральный рейтинг. группа Комплаенс группа Международный арбитраж группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство × . Еще один вариант – требования составляют таким образом, что под них подходит товар только одного производителя.

Другое типичное нарушение – «укрупнение» лотов. В один заказ необоснованно включают сразу несколько товаров, работ и услуг, которые не связаны между собой. Незаконно отсекаются потенциальные участники, которые не могут одновременно поставить все предметы закупки, говорит Макарский. По его словам, подобные нарушения часто встречаются в строительной сфере. В рамках одного лота могут заказать и строительство здания, и отделку его помещений. Суды подчеркивают, что «нельзя ограничивать конкуренцию и включать в состав одного лота объекты, которые технологически и функционально не связаны» (дело № А56-19146/2019). Бывают и более «экзотичные» ситуации, когда заказчик объединил в рамках одного лота услуги по организации питания и работы по выполнению косметического ремонта в помещениях, в которых предполагалось оказание услуг по питанию (дело № А40-113614/2019). Суды согласились с антимонопольным органом, что это нарушение.

Еще один нечестный прием – установить завышенные требования к участникам тендера. Например, учебное заведение при выборе клининговой компании указало конкретную модель уборочной машины. Участники, обладающие этим аппаратом, получили преимущество, хотя у соперников могла быть техника еще лучше, замечает Ксения Подгузова из VEGAS LEX VEGAS LEX Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Транспортное право группа Экологическое право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Страховое право группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) Профайл компании × . Антимонопольный орган признал, что заказчик установил избыточный показатель, который не соответствует целям законодательства о закупках (решение Калужского УФАС России № 040/07/3-1148/2019 от 2 декабря 2019 года).

Не менее часто пропускаются сроки размещения сведений о закупке и об изменении ее статуса. Такое нарушение нельзя назвать серьезным, но оно встречается часто и напрямую влияет на информированность участников закупки, замечает старший юрист практики антимонопольного права Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Частный капитал группа Уголовное право × Виктор Фадеев. Но на практике сложно привлечь к ответственности за подобное несоблюдение правил. В деле № А83-16173/2018 заявителю для этого пришлось пройти для этого три инстанции.

Страдают исполнители и от задержек по оплате работ, добавляет Фадеев. Как правило, сроки платежей срываются по двум причинам: 1) на счет заказчика не перевели деньги из бюджета; 2) у заказчика есть немного средств, которые в первую очередь тратятся на другие нужды. Например, выплачиваются долги работникам.

Среди самых частых нарушений – требования, которые ограничивают число участников закупки. Например, избыточные характеристики товара, укрупнение предмета контракта, включение в одну закупку товаров, работ или услуг, которые не связаны технологически и функционально, а также требования об описании в заявке характеристик товаров, которые отвечают требованиям документации, но противоречат требованиям стандартов.

Михаил Евраев, заместитель руководителя ФАС

Проблемы закупки у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика изначально задумывалась как исключение из общего правила, рассказывает Подгузова. В ней есть смысл, когда на рынке нет конкуренции. Например, требуются услуги естественных монополий или нужно арендовать или купить определенное здание. Подобные тендеры целесообразны, чтобы удовлетворить срочные потребности. Речь идет об аварийных или чрезвычайных ситуациях. Другие подходящие случаи – если проведение конкурентной закупки не смогло вызвать интерес у потенциальных участников или нужный товар стоит недорого.

По закону (№ 44-ФЗ) есть широкий перечень оснований (более 50) для закупки товаров или услуг у единственного поставщика. Подход законодателя в том, что такой вариант стоит использовать, если он будет выгоднее конкурентного способа, поясняет Фадеев. С коммерческими тендерами (№ 223-ФЗ) другая ситуация. Там заказчики могут в своих положениях предусмотреть случаи, когда необходим единственный поставщик, учитывая специфику своей работы.

Закупка у единственного поставщика – это всегда игра на грани фола. Как правило, заказчик должен ее обосновать. Часто это либо срочность закупки, либо уникальность товара, работ или услуг. Но на практике такие закупки могут быть вынужденной мерой из-за несовершенства закупочных процедур, часто не позволяющих выбрать качественного исполнителя.

Алексей Костоваров, партнер Линия Права Линия Права Федеральный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Рынки капиталов группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Цифровая экономика группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) ×

По закону годовой объем таких госзакупок у учреждения не должен превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема тендеров заказчика (не более 50 млн руб.). Но порой предприятия дробят один лот на несколько контрактов с небольшой стоимостью, чтобы обойти закон, говорит Фадеев. Другая схема – когда товар покупают по частям вместо закупки одной единицы.

Претензии к подрядчикам

Нарушения среди подрядчиков обычно встречаются уже во время исполнения договора. «Это нарушение сроков, некачественные поставки, уклонение от исполнения контракта, – перечисляет Костоваров. – Но они встречаются все реже, ведь никто не хочет попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Чаще встречаются нарушения, вызванные объективными обстоятельствами либо даже поведением самого заказчика».

Но недобросовестное поведение встречается и при проведении закупки. Оно выражается в сговоре отдельных подрядчиков, которые хотят повлиять на результаты конкурентных процедур, отмечает Фадеев: «Такой сговор может иметь признаки антиконкурентных соглашений. Например, картеля». При этом в них принимают участие госорганы и их работники, указывает в своем докладе ФАС. За 2019 год антимонопольщики возбудили 320 дел о заключении антиконкурентных соглашений с участием органов власти – это на 6% больше, чем в позапрошлом году.

И в практике ФАС, которую поддерживают и арбитражные суды, четко прослеживается политика по пресечению сговора участников закупок, констатирует Фадеев. При этом антимонопольное ведомство активно использует косвенные доказательства, чтобы подтвердить наличие сговора и взаимной заинтересованности участников торгов.

  • компании осуществляют однородные виды деятельности и являются конкурентами;
  • компании зарегистрированы по одному и тому же адресу;
  • подача заявок и участие в аукционах с одного IP-адреса;
  • промежуток подачи ценовых предложений составлял 1–2 минуты;
  • содержание и форма заполнения первых частей заявок идентичны, автор файла – одно и то же лицо.

Источник: Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 февраля 2018 года по делу № А69-511/2017.

Из своей практики за прошлый год ФАС среди самых интересных дел выделяет разбирательства по поводу антиконкурентных соглашений. Первое из них касалось картельного сговора, который выявили на торгах по строительству школ и детских садов в Дагестане. Антимонопольная служба, внепланово проверяя заказчика работ, организацию «Сейсмобезопасность», установила, что двое участников тендера – фирмы «ПОН» и «Дагстройсервис» – обладали устойчивыми финансовыми связями и использовали единую инфраструктуру при подаче заявок и ценовых предложений. Компании оштрафовали в общей сложности на 44,5 млн руб.

Другое резонансное дело прошлого года касалось нарушений на трех электронных открытых аукционах по поставке быстровозводимых модульных фельдшерско-акушерских пунктов. Общая цена контрактов составляла 250,8 млн руб. Несмотря на наличие у этих торгов победителей, которые существенно снизили начальную цену, Минздрав Тверской области отказался от подписания соглашений с ними. Вместо этого ведомство организовало повторные торги, что привело к заключению контракта по более высокой стоимости.

Надзорный орган обнаружил еще один картель с участием компаний «Детский рядъ», «Энфа Трэйд» и «Альбатрос», которые участвовали в 26-ти закупках по поставке продуктов детского питания в госучреждения Республики Саха (Якутия), Ульяновской области и Астраханской области. Общий доход участников этой схемы составил 658 млн руб.

Что изменить в закупочной сфере

Существующее законодательство о госзакупках остро нуждается в либерализации, уверен Фадеев. Об этом свидетельствует и то, что существенная часть нарушений здесь объясняется попытками обойти действующие нормы. Ведь они серьезно ограничивают свободу деятельности заказчиков, добавляет Подгузова. В ряде случаев законодателю стоит проявить более гибкий подход к регулированию, чтобы законодательство о закупках учитывало не только публичную цель защитить конкуренцию, но и интересы заказчиков купить наиболее качественный товар, уверена юрист.

Некоторые меры, которые упрощают жизнь заказчикам, уже вступили в силу в прошлом году.

Юристы предлагают, как можно дальше совершенствовать законодательство.Фадеев считает нужным отказаться от плана закупок, ведь он бесполезен: «На практике в него можно бесконечно вносить изменения». Еще одна инициатива – увеличить максимальную цену, при которой можно заключать контракты с единственным поставщиком. Существующее ограничение давно не отвечает потребностям рынка из-за падения курса рубля, утверждает Фадеев.

В то же время пандемия коронавируса уже подтолкнула законодателя к изменениям: в конце апреля 2020 года был подписан закон, который с 300 000 до 600 000 руб. увеличил порог закупки у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ.

Закупочное законодательство достаточно зарегулировано и постоянно дополняется новыми нормами. Думаю, искать решение проблемы в создании нового регулирования не стоит. Здесь важна функция регулятора, который должен создавать единообразие в подходах применения законодательства и наказывать действительно недобросовестных поставщиков, а не гнаться за количеством решений с обвинительным уклоном.

Кроме того, в систему госзакупок (№ 44-ФЗ) стоит включить конкурентные процедуры, которые доказали свою эффективность при проведении коммерческих тендеров, уверен Фадеев:

  • заключение контракта с двумя победителями;
  • запрос предложений;
  • банковское сопровождение для всех категорий контрактов, а не только для контрактов в сфере строительства, как это происходит в настоящее время.

Также в 44-ФЗ необходимо изменить порядок уплаты авансовых платежей, считает эксперт. Сейчас законодательство предусматривает однократные авансы, которые по закону не могут превышать 30% от стоимости контракта. В результате в крупных строительных и инфраструктурных проектах исполнители вынуждены брать кредиты для финансирования своих расходов при исполнении контракта. Такая проблема могла бы решаться обязательным требованием о предоставлении банковской гарантии на возврат аванса, уверен эксперт.

Нет альтернатив и банковской гарантии как средству обеспечения закупочной заявки (не считая внесения денег). Это затратнее и сложнее, чем поручительство, замечает Никита Показанник из Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Экологическое право группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) × . Вместе с тем в юридическом мире сейчас есть тенденция «уравнивать» правовой статус банковской гарантии и поручительства, заключает эксперт. Одним словом, учитывая перечисленные предложения, надо стремиться обеспечить не конкуренцию (часто мнимую) любой ценой, а разумный баланс интересов заказчика, участников и бюджета, резюмирует Макарский. «Тогда нарушений станет меньше, а закупки будут проходить эффективнее».

В то же время уже в этом году ФАС планирует внедрить сразу несколько нововведений. Их перечислил Евраев:

– «Онлайн-согласие» на участие в строительных тендерах, которое внедрили год назад, планируют распространить на все виды закупок. Предпринимателям больше не придется заполнять многостраничные заявки, объясняет представитель ФАС: «Торги по таким закупкам теперь проводятся спустя всего четыре часа после окончания подачи заявок».

– Ввести универсальную предквалификацию участников торгов. Это повысит качество исполнения контракта и уменьшит число «профессиональных» жалобщиков в этой сфере.

– Внедрить рейтинг деловой репутации предпринимателей.

– Развивать электронные магазины для проведения коротких торговых сессий (с возможностью оперативного онлайн-обжалования).

– Разрешить предпринимателям оспаривать решения заказчиков, которые в одностороннем порядке расторгают госконтракты.

– Ввести административную ответственность за нарушения при закупках в коммерческих торгах по аналогии с той, которая существует в сфере госзакупок.

Ссылка на основную публикацию