Оплата коммунальных услуг при временном отсутствии

Оплата коммунальных услуг при временном отсутствии

VIII. Порядок перерасчета размера платы

за отдельные виды коммунальных услуг за период временного

отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении,

не оборудованном индивидуальным и (или) общим

(квартирным) прибором учета

86. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами “д” и “е” пункта 4 настоящих Правил.

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

(п. 86 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

87. Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.

88. Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

89. При применении двухставочных тарифов перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится только в отношении переменной составляющей платы, которая определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов исходя из объемов потребления коммунальных ресурсов. Постоянная составляющая платы, приходящаяся на занимаемое потребителем жилое помещение, не подлежат перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.

90. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

91. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее – заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.

В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.

92. В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.

93. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

и) справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;

(пп. “и” в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2018 N 1622)

(см. текст в предыдущей редакции)

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

94. Документы, указанные в пункте 93 настоящих Правил, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предоставляемые потребителем копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.

Потребитель вправе предоставить исполнителю одновременно оригинал и копию документа, подтверждающего продолжительность периода временного отсутствия потребителя. В этом случае в момент принятия документа от потребителя исполнитель обязан произвести сверку идентичности копии и оригинала предоставленного документа, сделать на копии документа отметку о соответствии подлинности копии документа оригиналу и вернуть оригинал такого документа потребителю.

95. Исполнитель вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.

96. В случае если на период временного отсутствия потребителя исполнителем по обращению потребителя было произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем, и после возвращения потребителя исполнителем в ходе проведенной им проверки был установлен факт сохранности установленных пломб по окончании периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится без представления потребителем исполнителю документов, указанных в пункте 93 настоящих Правил.

97. Результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются:

а) в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия – в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

б) в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия – в очередном платежном документе.

Условия перерасчёта при временном отсутствии согласно № 354 и ЖК РФ

Основания, по которым исполнитель коммунальных услуг делает перерасчёт платы за период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении, изложены в разд. VIII ПП РФ № 354. Их попытался оспорить в Верховной суде РФ собственник доли в квартире, где нет приборов учета. Рассказываем о судебном решении.

Условия перерасчёта при временном отсутствии изложены в ПП РФ № 354

Обязанность оплачивать жилищные и коммунальные услуги возникает с момента регистрации права собственности на помещение или его долю (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). Расчёт платы за коммунальные услуги производится согласно показаниям установленных приборов учёта, а если их нет – исходя из нормативов потребления ресурсов, утверждённых органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Порядок перерасчёта платы за КУ при временном отсутствии потребителя в помещении определён в разд. VIII ПП РФ № 354. Если в помещении установлены индивидуальные приборы учёта, то за время отсутствия проживающих перерасчёт платы за ЖКУ не делается. Потребление ресурсов фиксируется показаниями ИПУ.

Если квартира не оснащена счётчиками, то при непроживании в ней потребителей более пяти полных дней собственник имеет право обратиться к исполнителю КУ за перерасчётом платы (п. 86 ПП РФ № 354). При этом важным условием является отсутствие технической возможности установки в квартире ИПУ, подтверждённой соответствующим актом обследования.

Перерасчёт делается в течение пяти рабочих дней после получения заявления от потребителя и подтверждающих период временного отсутствия документов. Подаётся такое заявление до отъезда или не позднее 30 дней после окончания периода непроживания. К заявлению должна прилагаться копия акта обследования о невозможности установки ИПУ (п.п. 91, 92 ПП РФ № 354).

Такое обследование проводится в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 627. Если невозможность установки счётчиков не подтверждена или ИПУ вышел из строя, перерасчёт платы за соответствующие КУ при временном отсутствии проживающих не производится (п. 86 ПП РФ № 354).

Перерасчёт платы за коммунальные услуги

Собственник посчитал условия для перерасчёта противоречащими ЖК РФ

С подходом к перерасчёту платы за КУ за время отсутствия, изложенном в ПП РФ № 354, не согласился владелец доли в квартире в многоквартирном доме. В жилом помещении не установлены приборы учёта коммунальных ресурсов, так как об этом не смогли договориться все собственники квартиры. Расчёт платы производится исходя из нормативов потребления.

Поскольку владелец доли не проживает в помещении почти год, он обратился в управляющую организацию с просьбой сделать перерасчёт платы за КУ из-за временного отсутствия. УО отказала собственнику в перерасчёте, сославшись на п. 86 ПП РФ № 354: у заявителя не было акта, подтверждающего невозможность установки в квартире ИПУ.

Собственник посчитал, что перечень оснований для перерасчёта при временном отсутствии, приведённый в ПП РФ № 354, неполный, и обратился в Верховный суд РФ с просьбой признать частично недействующими п. 86, первый абзац п. 91 второй абзац п. 92 ПП РФ № 354.

  • перерасчёт платы при временном отсутствии делается только в отсутствие технической возможности установки ИПУ;
  • сроки подачи заявления на перерасчёт при временном отсутствии ограничены 30 днями после окончания периода отсутствия;
  • к заявлению о перерасчёте должен быть приложен акт обследования на предмет отсутствия возможности установить ИПУ.

Истец утверждал, что данные пункты ПП РФ № 354 нарушают его права и устанавливают принципы неравенства потребителей, что противоречит ст. 1 ЖК РФ. Ведь получить перерасчёт платы за КУ в период временного отсутствия вправе только потребители с актом о невозможности установить ИПУ.

Условия для перерасчёта за период отсутствия способствуют энергосбережению

Верховный Суд РФ, проанализировав указанные пункты ПП РФ № 354 и доводы истца, не согласился с ним. В решении судья подчеркнул, что неиспользование помещения собственником не является основанием невнесения платы за ЖКУ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

Верховный Суд РФ не нашёл подтверждения доводам истца, что условие предоставления акта о невозможности установки счётчика противоречит принципам равенства и создаёт преимущества одних потребителей над другими (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).

Такое условие, наоборот, способствует исполнению требованийФедерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Указанный Федеральный закон установил, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат учёту с использованием ИПУ (ст. 13 № 261-ФЗ).

Подтверждение невозможности установить ИПУ направлено на то, чтобы потребители переходили на оплату коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета. Это способствует эффективному и рациональному использованию ресурсов. Поэтому собственник, при наличии технической возможности не установивший счётчики, не может ссылаться на их отсутствие, чтобы не оплачивать ЖКУ.

Довод истца о том, что счётчики не установлены из-за отсутствия согласия между собственниками долей в квартире, суд также не принял во внимание. Вп. 1 ст. 247 ГК РФ прописана процедура разрешения споров между владельцами долевой собственности. Пользование долевым имуществом происходит по соглашению собственников долей, а если согласия достичь не удаётся – в судебном порядке.

Поэтому неустановка ИПУ из-за разногласий участников долевой собственности не может служить основанием для перерасчёта платы в период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении. Верховный Суд РФ отказал истцув удовлетворении иска, подтвердив правомерность отказа управляющей организации в перерасчёте.

Временно проживающие и временно отсутствующие пользователи

УО обязана сделать перерасчёт при соблюдении потребителем норм ПП РФ № 354

Верховный Суд РФ подтвердил правомерность применения управляющими организациями и ТСЖ п. 86 ПП РФ № 354, если к ним с заявлением обратился потребитель с требованием сделать перерасчёт за период его отсутствия.

Наличие акта обследования квартиры, который подтверждает невозможность установить приборы учёта, по-прежнему остаётся ключевым условием для произведения перерасчёта за время непроживания заявителя в квартире.

Важно соблюдение заявителем условия о сроках подачи документов: перед отъездом или в течение 30 дней после возвращения в квартиру (п. 91 ПП РФ № 354). Законность данной нормы также подтвердил ВС РФ.

Если требования раздела VIII ПП РФ № 354 соблюдены, то УО или ТСЖ не имеют права отказать потребителю в перерасчёте, который необходимо сделать в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления.

Тариф “отпускной”

В Ассоциации юристов России напомнили: если человек уехал в отпуск или надолго переселился на дачу, он вправе потребовать уменьшения коммунальной платы. Сделать это можно через МФЦ.

Сама по себе поездка в отпуск не повод не оплачивать счета ЖКХ. Но гражданин может попросить провести перерасчет за время отсутствия. Фото: Александр Корольков

Сама по себе поездка в отпуск не повод не оплачивать счета ЖКХ. Но гражданин может попросить провести перерасчет за время отсутствия. Фото: Александр Корольков

“Граждане вправе требовать перерасчета платы за коммунальные услуги при одновременном соблюдении следующих условий: отсутствие в жилом помещении более 5 календарных дней подряд, отсутствие в жилом помещении индивидуального прибора учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, – рассказала член Ассоциации юристов России Ольга Эттлер. – Следовательно, может быть осуществлен перерасчет платы за воду, электроэнергию, газ. Перерасчет будет произведен из расчета количества дней, в течение которых потребитель не проживал в жилом помещении, не считая дни выбытия и прибытия”.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

При этом она подчеркивает, что не допускается перерасчет в отношении платы за отопление, а также энергоснабжение и газоснабжение, если такие услуги начислены в составе затрат на отопление. Иными словами, за горячие батареи – если человек вдруг уехал в холодный сезон – заплатить все равно придется.

“Более того, согласно Жилищному кодексу потребитель обязан оплатить услуги по содержанию общедомового имущества, даже если часть времени последний не проживал в жилом помещении”, – говорит Ольга Эттлер.

Так что полностью от платы человека не освободят. Но, безусловно, размер счета может быть уменьшен.

По словам старшего преподавателя департамента правовых дисциплин университета “Синергия” Наталии Пшеничниковой, для пересчета необходимо в течение месяца подать заявление на перерасчет. Сделать это можно через МФЦ.

“К заявлению следует приложить документы, которые подтверждают факт отсутствия, – пояснила Наталия Пшеничникова. – Это могут быть именные проездные билеты, справки из санатория или даже “дачная” справка, которая подписана председателем поселка. Пересчитать можно услуги водоснабжения, водоотведения и газоснабжения. Перерасчет за услуги должен быть сделан в течение пяти дней после подачи заявления”.

Дачные счета к оплате обязательны

Немало споров возникает по поводу оплаты счетов, выставляемых домовладельцам в дачных поселках.

Фото: РИА Новости

“Решение о том, какие платежи будут вносить члены СНТ и в каком размере, принимается голосованием на очном собрании членов СНТ. Не платить – значит получить в итоге иск о взыскании задолженности, – говорит старший преподаватель департамента правовых дисциплин университета “Синергия” Наталия Пшеничникова. – Членские взносы, плата за электроэнергию и воду являются обязательными платежами. Все спорные ситуации по платежам лучше вынести на обсуждение общего собрания членов СНТ и попытаться пересмотреть их размер”.

По ее словам, жители, которые не являются членами СНТ, но являются собственниками участков в границах конкретного СНТ, должны помнить о том, что бесплатно пользоваться объектами инфраструктуры и общим имуществом СНТ не получится.

“Сложнее ситуация с жителями коттеджных поселков, потому что коттеджный поселок – не сообщество собственников, где есть индивидуальные или коллективные соглашения о пользовании объектами, – говорит она. – Необходимо обращать внимание на правовой режим и условия пользования объектами инфраструктуры в таких поселках. Только так можно избежать платы за ненужные или неиспользуемые услуги и умерить аппетиты управляющих коттеджным поселком”.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Ставропольского края

Обязанность оплачивать жилищные и коммунальные услуги возникает с момента регистрации права собственности на помещение или его долю (п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ). Расчёт платы за коммунальные услуги производится согласно показаниям установленных приборов учёта, а если их нет – исходя из нормативов потребления ресурсов, утверждённых органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ).

Летний период является для большинства граждан отпускным. И к сожалению, немногие из нас реально используют возможность сократить свои расходы за счет различных перерасчетов коммунальных платежей в период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении. Однако вернуть деньги за коммунальные услуги, которыми вы не пользовались, не так сложно.

Следует заметить, что перерасчету подлежат только такие услуги, как водоснабжение (горячее и холодное), водоотведение, газо- и электроснабжение.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов,

включает плату за:

– пользование жилым помещением (плата за наем)

– содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает:

– плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме

Плата за коммунальные услуги, в свою очередь, включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Временное отсутствие жильца в квартире никак не отражается на плате за отопление, содержание и ремонт жилого помещения, плате за наем, поэтому оплачивать данные услуги придется полностью.

В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу (за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления).

Если жилое помещение не оборудовано прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено либо в случае неисправности прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится.

Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, например, копия командировочного удостоверения, справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении, проездные билеты, счета за проживание в гостинице, справка консульского учреждения, справка садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, иные документы.

Статьи

Перерасчёт в коммунальной квартире за период временного отсутствия

Источник фото: https://www.pexels.com/

Сегодня мы опишем весьма распространенную в Северной Пальмире ситуацию.

Вообразите себе просторную коммунальную квартиру, которая находится в управляемом Вами многоквартирном доме. В одной из комнат проживает себе ничем не примечательный наниматель, о котором Вы не слышали ровно до тех пор, пока не улыбнулся он на пороге секретарю.

А цель визита – перерасчёт «по коммуналке» за период временного отсутствия. Вернулся человек из командировки и, как положено, обратился в управляющую организацию с заявлением.

Сроки ответа на такого рода заявления мы прекрасно помним, а потому начали ломать голову над вопросом: а положен ли заявителю перерасчёт или есть законные основания отказать?

Поскольку мы – буквоеды, припадём к букве закона.

Согласно п. 86 Правил № 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами “д” и “е” пункта 4 настоящих Правил.

Сразу обозначились базовые моменты:

если менее 5 дней подряд, то это не считается отсутствием;

прибор учёта отсутствует не просто так, а ввиду отсутствия технической возможности его установки;

прямо указаны услуги, по которым перерасчёт не предусмотрен.

Соответственно, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81.13 настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

Пунктами 92, 93 Правил № 354 установлено, что к заявлению о перерасчете должны прилагаться:

а) документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя;

б) акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.

Ещё одно замечание между делом: есть случаи, когда заявитель приносит документы о том, что он проживает по иному адресу и «там платит» за коммуналку.

В такой ситуации не имеет решающего значения факт несения расходов на оплату коммунальных услуг по иному адресу, ибо указанные в п. 93 Правил № 354 счета за проживание в гостинице или ином месте пребывания являются документами, подтверждающими факт проживания, а не факт несения расходов.

Также следует учитывать, что, если к заявлению не приложен акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета, у управляющей организации нет оснований к перерасчёту. Это следует из формулировки п. 86 Правил № 354.

Разделами II и II.1 Приложения № 2 к Правилам № 354 урегулирован порядок расчёта платы за коммунальные услуги в коммунальной квартире, при этом там используются понятию «количество граждан, постоянно и временно проживающих в коммунальной квартире» и «количество граждан, постоянно и временно проживающих в принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате (комнатах) в коммунальной квартире».

Таким образом, законодательно нет различий в методике расчёта размера платы в зависимости от того, собственник ли это или наниматель. Правила № 354 оперируют понятием «потребитель» и «проживающий». Соответственно, для целей перерасчёта платы в установленных Правилами № 354 случаях также не имеет значения, является ли заявитель собственником или нанимателем.

А теперь самый важный момент – какое помещение обследовать на предмет наличия технической возможности установки прибора учёта, если у нас коммунальная квартира?

Здесь мы призываем следить за руками и решать строго по понятиям.

Правила № 354 содержат такие понятия:

«индивидуальный прибор учета» – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении;

«комнатный прибор учета электрической энергии» – средство измерения, устанавливаемое на одно жилое помещение потребителя в коммунальной квартире или на несколько жилых помещений, занимаемых потребителем в коммунальной квартире, при условии, что такой прибор учета позволяет определить объем (количество) потребления электрической энергии суммарно по нескольким жилым помещениям, занимаемым потребителем, и при наличии технической возможности, используемое для определения объемов (количества) потребления электрической энергии в указанных одном жилом помещении или в нескольких жилых помещениях.

Уловили разницу? Соответственно, можно говорить о том, что в комнатах коммунальной квартиры законодатель предусмотрел использование только приборов учёта электрической энергии, но не воды.

Ещё раз: в комнате коммунальной квартиры не требуется ПУ ГВС / ХВС и это нормально.

Также в Правилах № 354 приведено понятие:

«общий (квартирный) прибор учета» – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на коммунальную квартиру при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в такой квартире.

Поскольку понятие не ограничено указанием на электроэнергию, оно может применяться в отношении приборов учёта ГВС и ХВС.

Из абзацев 8 – 12 п. 6 Правил № 354, следует, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, даже если они не являются ИКУ, обязаны как минимум иметь у себя информацию о составленных актах о наличии (отсутствии) технической возможности.

Подп. к 3 п. 33 Правил № 354 указывает на то, что составление таких актов – прямая обязанность ИКУ, причём выполнение её осуществляется по требованию потребителя.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее – Критерии), а также форма и порядок заполнения соответствующего акта утверждены приказом Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр.

Таким образом, проживающий в комнате коммунальной квартиры потребитель вправе требовать от ИКУ:

составления акта в отношении комнатного прибора учета электрической энергии;

составления акта в отношении общего (квартирного) прибора учета ГВС и ХВС (то есть актом будет установлено наличие (отсутствие) технической возможности установки прибора учёта не в занимаемой им комнате, а в отношении всей коммунальной квартиры в целом).

Так что возвращаемся к началу истории: внимательно изучаем заявление и приложенные к нему документы. Если не приложен акт о наличии (отсутствии) технической возможности установки прибора учёта, а Вы не являетесь ИКУ по указанным в заявлении коммунальным услугам, то необходимо разъяснить заявителю, что соответствующий акт ему обязан выдать ИКУ.

Компания «Бурмистр.ру» объявляет прием заявок на годовую подписку на вебинары и онлайн-планерки. Вся необходимая информация о сервисе по ссылке .

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Подписка на рассылку

instagram vk facebook youtube zen

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, – влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Экономим на коммуналке в отпуске: не платите лишнее!

Экономим на коммуналке в отпуске: не платите лишнее!

Уезжая надолго из квартиры, например, летом на дачу, или на заработки в другой город, многие оставляют квартиру пустовать. Можно ли в этом случае не оплачивать за газ, свет, воду и прочие услуги ЖКХ, которыми вы не пользуетесь? Можно!

Если вы отсутствовали больше пяти дней, вы вправе получить перерасчет.

Уважительные причины отсутствия

  • длительная командировка;
  • лечение в больнице (стационар);
  • проживание на даче;
  • проживание в другой квартире;
  • нахождение в отеле/ гостинице/ лагере.

Основание для перерасчета — отсутствие зарегистрированного в квартире жильца по уважительным причинам, подтвержденным документально.

Можно получить перерасчет, если соблюдены следующие условия:

1) Длительное отсутствие (свыше 5 дней) одного или нескольких членов семьи.
Важно! День приезда и отъезда не учитываются.

2) Отсутствие счетчиков в квартире.

3) Не истек срок давности подачи заявления на перерасчет (30 дней).

  • Холодная и горячая вода
  • Канализация
  • Газоснабжение
  • Электричество

Важно!

Все это возможно лишь при условии отсутствия счетчиков.

К тому же, потребителю потребуется справка об отсутствии технической возможности поставить счетчики на воду и/ или электричество. Справка выдается поставщиком коммунальных услуг (например, ТСЖ или УК) после обследования состояния инженерных сетей в квартире.

Уменьшение оплаты за коммунальные услуги должно быть пропорционально числу полных календарных дней отсутствия потребителя (одного или нескольких) в квартире.

  • Отопление
  • Газоснабжение, если оно требуется для отопления
  • Содержание и ремонт жилфонда
  • Телефон, коллективная антенна, радиоточка.

Внимание.
Если вы собираетесь отсутствовать достаточно долго, можно сэкономить на проводной телефонной связи. Для этого надо написать заявление на временное отключение оператору связи, предварительно выяснив, предоставляет ли оператор подобную услугу.
Также можно договориться и с интернет-провайдером.

Для получения перерасчета потребуются документы, доказывающие ваше отсутствие, и заявление в ТСЖ или Управляющую компанию.

Это документы, которые подтвердят длительное отсутствие жильца и (или) проживающих совместно с вами лиц по месту постоянного жительства:

  • копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;
  • справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • проездные билеты, оформленные на ваше имя (в случае если имя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;

Важно!
Электронный билет, который вы получаете при покупке билетов на самолет через интернет, не имеет юридической силы. На нем нет печатей, штампов, отметок.
Сохраняйте посадочный талон. Он будет служить доказательством.

  • счета за ваше проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
  • копия страницы иностранного паспорта с отметками о пересечении границы туда и обратно.
  • справка ОВД с места, где вы провели отпуск или свидетельство о вашей временной регистрации по месту пребывания;
  • справка организации, осуществляющей охрану вашего жилого помещения, в котором вы временно отсутствовали;
  • иные документы, подтверждающие ваше временное отсутствие, например:

— путевка и справка о пребывании ребенка в детском летнем лагере отдыха и т.д.
— справка из УК по адресу реального проживания (если вы прописаны в одной квартире, а проживаете в другой).
— справка из садового товарищества, дачного кооператива или администрации села/ деревни, где вы проживали. Должен быть указан период времени, адрес/номер дачи, на которой временно проживал потребитель. Обязательна подпись председателя и печать садоводческого товарищества.

Важно!

Документы должны быть составлены надлежащим образом. Любой документ из перечисленных должен содержать реквизиты выдавшей его организации, четкую печать, расшифровку (ФМО) подписи выдавшего его ответственного лица, контактный телефон. Организация, производящая перерасчет, вправе проверить подлинность предоставленных документов.

  • Также потребуется справка об отсутствии технической возможности поставить счетчики на воду и/ или электричество от поставщика коммунальных услуг.
  • Нужно написать заявление в ту организацию, которая рассчитывает вам квартплату. Координаты, как правило, имеются на ежемесячной квитанции. Обычно это МФЦ, Единый информационно-расчетный центр, ТСЖ или управляющая компания.

Заявление можно написать не только в течение 30 дней по возвращении, но и до отъезда.

  • К заявлению прикрепите доказательства. Сохраняйте копии прикрепленных к заявлению документов.
  • Служба обязана сделать вам перерасчет и выдать обновленные платежки в течение 5 дней после подачи заявления.
  • Если поменять за текущий месяц не получается, служба должна сделать вам перерасчет коммунальных услуг с уменьшением платежей на следующий месяц.
  • УК игнорирует ваше заявление? Жалуйтесь в Роспотребнадзор, в общество защиты прав потребителей, подавайте иск в суд.

Внимание!
Имейте в виду, что УК вправе проверять подлинность предъявляемых вами документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также направлять официальные запросы в выдавшие их органы и организации.

  • Постановление «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» № 354 от 6 мая 2011 года. На основании этого Постановления можно получить перерасчет в случае длительного отсутствия (свыше 5 дней).
  • Жилищный кодекс, статья 155, п.11. Здесь определено право жильцов не платить за неполученные услуги.
  • Письмо министерства регионального развития N 10611-ЮТ/07 от 04.06.2007 г. «О разъяснении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, в части изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». В этом письме содержатся рекомендации о том, какие документы принимаются в качестве подтверждающих, и конкретные примеры перерасчета оплаты за коммунальные услуги.
  • Письмо Минрегиона N 14762-СК/14 от 15.05.2009 г. «О применении справок, выданных органами управления садоводческих некоммерческих организаций в качестве документов, подтверждающих временное отсутствие потребителя по месту проживания». Разъясняет, что надлежащим образом оформленные справки, подписанные председателем садового товарищества, являются полноценным документом и должны приниматься расчетными организациями.

Для решения проблем, связанных с недвижимостью, обращайтесь к юристам Союза защиты потребителей «Росконтроль». Специалисты помогут написать претензию, составить исковое заявление, выступят в суде вашими представителями по вопросам, касающимся нарушения сроков сдачи жилья, сдачи новостройки с недоделками, безосновательно начисленной квартплаты или некачественно проведенного ремонта.

Ссылка на основную публикацию