Вопросы пенсионного права

“Правовые позиции КС РФ по отдельным вопросам. Пенсионное обеспечение”

Настоящее информационно-тематическое собрание правовых позиций подготовлено Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации и не является исчерпывающим. Решения КС РФ, в которых содержатся правовые позиции, даны в хронологическом порядке.

по состоянию на июль 2022 года

“1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом”.

Постановление от 15 июня 1998 года N 18-П/1998

Пункт 4, абз. 3, 5:

Прекращение как начисления, так и выплаты трудовых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, на время их проживания за границей является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации. [. ]

В силу правовой природы пенсий, имеющих характер трудовых, право гражданина на получение полагающейся ему пенсии не может связываться с таким условием, как постоянное его проживание в Российской Федерации: государство обязано гарантировать это право независимо от того, где проживает гражданин, которому назначена пенсия, – в Российской Федерации или за ее пределами. Иное означало бы отказ Российского государства от выполнения вытекающей из статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации обязанности обеспечивать предоставление трудовых пенсий, установленных законом, гражданам, имеющим право на их получение.

Неопределенность содержания положений Закона Российской Федерации “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации” в отношении круга лиц, на которых распространяется действие Закона, и в силу этого возможность произвольного его толкования и применения приводят к нарушению гарантированного Конституцией Российской Федерации равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1), так как фактически устанавливаются необоснованные и несправедливые различия в праве на получение трудовых пенсий между пенсионерами, проживающими на территории Российской Федерации, и пенсионерами, постоянно проживающими за ее пределами, а также между проживающими за границей пенсионерами, выехавшими из России в разное время – до 1 июля 1993 года и после этой даты. Эти различия обусловлены исключительно местом постоянного жительства пенсионеров и датой их выезда за границу, что не соответствует статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Из статьи 2 Конституции Российской Федерации следует, что обязанностью государства является признание, соблюдение и защита в равной мере всех прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим устанавливаемый законодательством порядок реализации гражданами права на получение трудовых пенсий не должен препятствовать им в осуществлении иных гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, в частности права каждого на выбор места пребывания и жительства, права свободно выезжать за пределы Российской Федерации (статья 27, части 1 и 2). Реализация гражданином этих конституционных прав, относящихся к общепризнанным правам, не может служить основанием для ограничения его конституционного права на пенсионное обеспечение.

Постановление от 29 января 2004 года N 2-П/2004

[. ] норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, в силу которой – во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального закона – исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Определение от 27 июня 2005 года N 231-О/2005

Пункт 3, абз. 3 – 5:

[. ] положение статьи 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, устанавливающее право женщин на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от их семейного положения, непосредственного воспитания детей (в домашней обстановке или в специальных интернатах), представляет собой гарантию особой социальной защиты (льготу) одного из родителей – матери, выполнявшей социально значимую функцию воспитания ребенка – инвалида с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.

Данная норма не предусматривает право на досрочную пенсию для отцов инвалидов с детства, причем даже в случаях воспитания ребенка без матери. Между тем, поскольку право на досрочное назначение пенсии в рассматриваемом случае (в отличие от такого же права для многодетных матерей) не обусловлено фактом рождения ребенка, обстоятельство осуществления воспитательной функции отцом в отсутствие матери (в связи со смертью, лишением родительских прав и в других ситуациях отсутствия материнского попечения) может служить лишь основанием для дифференциации условий назначения такой пенсии (по страховому стажу и возрасту), [. ] но не для лишения отцов права на нее (по сути, только по признаку половой принадлежности).

Такое регулирование [. ] приводит в нарушение требований статей 19, 38 (части 1 и 2) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации к несоразмерному ограничению конституционного права отцов детей-инвалидов с детства, воспитавших их без матерей, на пенсионное обеспечение, с точки зрения справедливой и равной социальной защиты обоих родителей (назначения пенсии на льготных условиях).

Постановление от 10 июля 2007 года N 9-П/2007

Пункт 4.3, абз. 2 – 4:

Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата – исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами – должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.

Между тем, установив такой механизм определения права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию, при котором приобретение страхового стажа и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, по существу, зависят от исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов и от эффективности действий налоговых органов и страховщика, федеральный законодатель не предусмотрел в рамках данного механизма достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права.

Кроме того, исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав – в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. [. ]

[. ] законодатель, предусмотрев субсидиарную ответственность государства по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, не конкретизировал условия и порядок наступления такой ответственности, которые с учетом особенностей отношений в сфере обязательного пенсионного страхования обеспечивали бы реальную защиту права застрахованных лиц (работников) на трудовую пенсию в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, как не установил и иных гарантий (механизмов), обеспечивающих реализацию ими пенсионных прав в указанных случаях. Возможность же для страховщика – государственного учреждения в таких случаях не исполнять свое обязательство перед застрахованными лицами, работавшими по трудовому договору, по предоставлению им страхового обеспечения в надлежащем размере умаляет значимость их трудовой деятельности, подрывает доверие граждан к закону и авторитет государственной власти, ставит под сомнение наличие приобретенных пенсионных прав, признание, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства.

Постановление от 27 ноября 2009 года N 18-П/2009

Пункт 3.3, абз. 4, 5:

[. ] конституционный принцип равенства означает, в числе прочего, обеспечение равных условий для реализации лицами, относящимися к одной и той же категории (дети умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, достигшие 18 лет и обучающиеся в образовательных учреждениях с отрывом от производства), своих пенсионных прав вне зависимости от места расположения образовательного учреждения (на территории Российской Федерации или за ее пределами), в котором они обучаются.

Наличие указанного пробела в правовом регулировании отношений в сфере профессионального образования предполагает необходимость его устранения федеральным законодателем, однако в настоящее время не может каким-либо образом влиять на правовой статус лиц, обучающихся в иностранных образовательных учреждениях, как субъектов пенсионных правоотношений.

[. ] положения пункта “а” части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей” и пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации “Об образовании” не могут рассматриваться как препятствующие предоставлению самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации) поступившим в иностранные образовательные учреждения и обучающимся по очной форме обучения совершеннолетним детям умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими возраста 23 лет, на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но обучающимися в иностранных образовательных учреждениях по направлению на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Постановление от 19 июля 2016 года N 16-П/2016

Пункт 3.2, абз. 2, 4:

[. ] потеря в мирное время двоих и более детей, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы (службы в органах внутренних дел), [. ] является обстоятельством, которое в силу социального характера Российского государства, признания добра и справедливости основополагающими конституционными ценностями обязывает государство обеспечить таким родителям максимально возможную – в рамках имеющихся финансовых возможностей и правовых средств – социальную защиту, в том числе при определении размера их пенсионного обеспечения.

[. ] правовой механизм пенсионного обеспечения родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), элементом которого выступают положения частей первой и третьей статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, не предусматривая возможность учета при назначении им пенсии по случаю потери кормильца факта гибели двух и более детей, не согласуется с принципом социального государства и не отвечает требованиям равенства, справедливости и соразмерности, которые должны соблюдаться при осуществлении правового регулирования в этой сфере [. ].

Постановление от 5 декабря 2017 года N 36-П/2017

[. ] условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца его детям, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны определяться таким образом, чтобы обеспечить ее выплату всем лицам, относящимся к данной категории, включая тех из них, кто обучается по очной форме обучения в расположенных за пределами территории Российской Федерации иностранных образовательных организациях по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных, – причем независимо от способа поступления таких лиц в иностранные образовательные организации (самостоятельно либо по направлению в соответствии с международными договорами Российской Федерации) – до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Постановление от 26 февраля 2018 года N 10-П/2018

Гражданин, которому назначены пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата, не может ставиться перед безусловной необходимостью претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий в случаях, если впоследствии выявляется незаконность принятого в отношении него решения, в том числе в связи с признанием представленной им справки об установлении инвалидности недействительной, – безотносительно к характеру нарушений, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, притом что сами эти нарушения не являются следствием противоправных действий гражданина.

Пункт 4, абз. 8, 9:

Возложение на гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу по направлению медицинской организации, пенсионного органа или органа социальной защиты либо без направления, по собственной инициативе, ответственности при нарушении работниками учреждения медико-социальной экспертизы процедуры принятия решения означало бы, по существу, вменение ему в обязанность контролировать их действия, притом что в рамках легальной процедуры проведения такой экспертизы он не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением того или иного решения.

Судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств Пенсионного фонда Российской Федерации, обусловленным выплатой пенсии по инвалидности, назначенной на основе решения уполномоченной организации, признанного впоследствии недействительным ввиду допущенных при его принятии процедурных нарушений, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена пенсия [. ] Иной подход приводил бы к нарушению вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 7, 18, 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов справедливости, правовой определенности и поддержания доверия граждан к действиям государства, препятствуя достижению баланса частных и публичных интересов, и в конечном итоге – к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение (статья 39, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).

Спор с госорганом: когда гражданин выиграет

Спор с госорганом: когда гражданин выиграет

Неправильно начислили пенсию или вычеркнули из очереди на получение жилья после долгих лет ожидания — столкнуться с необоснованным отказом госорганов может каждый. А отстоять свои права в суде будет не так легко, предупреждают юристы. Нужно не бояться идти в вышестоящую инстанцию после отказа, вплоть до Верховного суда. Право.ru подготовило подборку дел, где гражданам удалось выиграть у государственных органов. Эксперты объяснили, какие аргументы усилят позицию заявителей в подобных спорах.

15 августа 2017-го Эльмира Атасова* обратилась в пенсионный фонд, чтобы оформить пенсию по старости. Для этого важно не только достичь определенного возраста (в 2017-м году он составлял 55 лет для женщин), но и иметь минимальный страховой стаж — это сумма времени, когда в течение жизни гражданин уплачивал страховые взносы. Атасовой, чтобы получить пенсию, нужно было иметь не менее 8 лет стажа. Но при подсчете этого периода орган вычеркнул время, когда женщина находилась в декрете. Она представила свидетельство о рождении двух детей, а фонду нужен был документ, подтверждающий ее декрет — справка об отпуске по уходу за ребенком. В итоге ее стаж составил менее чем 6 лет, и ей отказали в пенсии.

8 августа 2018 года женщина обратилась в орган повторно и уже представила все необходимые бумаги. Пенсию ей согласились выплатить, но с момента ее второго визита.

Тогда женщина обратилась с иском к главному управлению Пенсионного фонда № 3 по Москве и Московской области. Суд она просила отменить первое решение госоргана об отказе в пенсии, признать за ней право на получение выплат с момента первого обращения (с 15 августа 2017-го) и обязать чиновников выплатить недостающую пенсию с 15 августа 2017-го по 8 августа 2018-го. Свои требования Атасова объяснила тем, что сам ответчик должен был запросить недостающие документы в соответствующих органах или у нее самой.

Но первая инстанция оказалась на стороне госоргана. Лефортовский райсуд Москвы решил, что при первом обращении ей отказали обоснованно. Ее право на пенсию проверяли исходя из представленных документов. То есть она сама виновата в том, что не собрала все нужные справки. В итоге суд ей отказал, а с этой позицией согласились апелляция и кассация. Но истица не сдалась и пожаловалась в Верховный суд (дело № 5-КГ21-26-К2). «Тройка» под председательством Людмилы Пчелинцевой изучила Правила обращения за страховой пенсией, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты от 17.09.2014. В них сказано, что при приеме заявления гражданина об установлении пенсии орган Пенсионного фонда:

  • проверяет правильность оформления заявления;
  • разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно;
  • выдает уведомление и указывает в нем перечень недостающих документов и сроки их представления.

ВС подчеркнул, что нижестоящие инстанции эти правила не изучили и не выяснили, объяснили ли истице, каких документов не хватает и в какие сроки она может их донести. Коллегия обратила внимание на пояснения представителя Атасовой. Он указывал, что пенсионный орган не объяснил его доверительнице, что нужно принести дополнительные бумаги. В итоге ВС отменил решения трех инстанций, а спор вернул в Лефортовский районный суд г. Москвы. Рассмотрев дело еще раз, суд удовлетворил требования пенсионерки частично, акт по делу не опубликован (дело № 02-2992/2021).

Споры о неверном назначении пенсий можно часто встретить на практике. Нурида Ибрагимова, руководитель департамента контроля качества Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × , считает такие дела одними из самых тяжелых: «Зачастую приходится продираться через многоуровневые расчеты пенсий, с которыми без бухгалтерской экспертизы простой обыватель, а тем более пенсионер, не справится».

Эксперт говорит, что в подобных случаях эффективнее сразу идти в суд: сам Пенсионный фонд порой дает такой устный совет. Это подтверждает и Екатерина Болдинова, партнер, руководитель налоговой практики юридической фирмы Five Stones Consulting Five Stones Consulting Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Частный капитал Профайл компании × . По ее словам, после пенсионной реформы участились ситуации с неверным подсчетом наступления пенсионного возраста. В таких случаях нужно обращаться в суд и обжаловать решение ПФР. В в резолютивной части суд устанавливает дату, с которой должна быть назначена пенсия, и только после этого у ПФР отпадают все вопросы.

Часто споры с госорганами касаются отказов во льготах и выплатах, говорит Ибрагимова. Граждане оспаривают решения, когда чиновники не хотят выдавать им маткапитал или не перечисляют региональные выплаты семьям с детьми или малоимущим.

Валентина Щербанова* — пенсионерка из Челябинской области. Каждый месяц она получала пенсию 6700 руб. Ее размер — ниже прожиточного минимума в регионе (7400 руб.). Жила она в ипотечной квартире. Ежемесячный платеж 9800 руб. за Щербанову оплачивали родственники.

В конце 2016-го женщина обратилась в соцзащиту Сосновского муниципального района Челябинской области для того, чтобы ей предоставили субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг как малоимущей (Постановление Правительства России от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»).

Чтобы определить совокупный доход Щербановой в месяц, соцзащита сложила ее пенсию и платеж по ипотеке. Вышло 16 500 руб. Сотрудники управления решили, что на оплату жилья в месяц у нее уходит не больше 22%, и из этих соображений выплатили ей за январь 2017-го 160 руб., а спустя месяц — 897 руб. С этим расчетом женщина не согласилась: она настаивала, что платеж по ипотеке учитывать не стоит. Пока в органе выясняли, как же нужно платить пенсионерке, она задолжала за коммуналку. Поэтому в марте выплату субсидии приостановили, а в мае ей совсем отказали в поддержке.

Тогда Щербанова обратилась в суд. Она просила обязать соцзащиту пересчитать причитавшуюся ей поддержку исходя из реального дохода — пенсии в 6700 руб., а еще отменить решение о прекращении выплат, компенсировать ей моральный вред (сумма не указана) и судебные расходы.

Пенсионерка уверяла, что находится в тяжелом материальном положении. Из-за неверного определения размера субсидии и начисления слишком маленьких сумм она не могла оплачивать коммунальные услуги. Первая инстанция встала на сторону госоргана, так как по общему правилу субсидию выплачивают, если у гражданина нет долга по оплате жилья. А управляющая компания подтвердила, что пенсионерка не оплатила ЖКУ, а значит и деньги ей не положены. С этим согласилась и апелляция, тогда Щербанова пожаловалась в Верховный суд (дело № 48-КГ18-28).

ВС обратил внимание на административный регламент по предоставлению такой субсидии, который утвердило правительство Челябинской области. В нем есть пункт, что орган соцзащиты не может прекратить выплату, если задолженность образовалась по уважительным причинам. Суд указал, что к ним относится тяжелое материальное положение, невыплата зарплаты, болезнь и другое. В таких случаях отказать в субсидии нельзя. Вместо выяснения всех обстоятельств спора, суды ограничились указанием на правомерность действий ответчика, указал ВС. В итоге он отменил решения нижестоящих инстанций, а спор вернул в районный суд. Информации о новом рассмотрении на сайте суда нет.

В 2009 году Елена Иванова вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья молодая семья не имела, поэтому им пришлось жить у тещи. Кроме них там же проживал брат молодой жены. Места всем не хватало. Тесно было и по жилищным нормам: на пятерых им полагалось жилье площадью 60 кв. м., а площадь их квартиры составляла только 47,5.

Поэтому в 2012-м Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Семь лет они простояли в очереди, а потом из списка их исключили. Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, которые тоже нужно учитывать. А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы.

Но с этим Елена Горина не согласилась. Чтобы восстановиться в списках участников жилищных программ, она обратилась в суд и объяснила, что к брату они не переезжали. То, что их родственник стал собственником части дома, никак не повлияло на ее семью, которая, как и раньше, ютится в маленькой квартире. Первая инстанция решила, что у администрации были все основания, чтобы исключить Горину и ее родных из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такого же мнения оказались апелляция и кассация. Только ВС, до которого дошел этот спор, указал, что сам по себе факт родства сестры с братом не свидетельствует, что они члены одной семьи. Это не означает и то, что площадь принадлежащего брату дома нужно учитывать при определении обеспеченности Гориной и ее детей жильем. ВС отменил акты трех инстанций и принял по делу новое решение: он удовлетворил административный иск Гориной, признав незаконным исключение семьи из списка нуждающихся в жилье (дело № 33-КАД20-3-К3).

Предприниматель Петр Белый* задолжал Владимиру Рябкову* деньги. Мировой судья судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Ульяновска взыскал с бизнесмена долг и выдал Рябову исполнительный лист. С ним мужчина обратился в отдел по ЦАО № 3 УФССП России по Москве. Но в возбуждении исполнительного производства ему отказали, потому что в документе не указали сведения о должнике и взыскателе: дату и место рождения Белова, а еще место госрегистрации должника как индивидуального предпринимателя.

Тогда Рябков обратился в суд, чтобы признать незаконным постановление пристава об отказе в возбуждении исполнительного производства. Первая инстанция ему отказала, а вот Мосгорсуд внимательнее изучил исполлист. Оказалось, что в нем есть данные о регистрации Белова по месту жительства, ИНН и ОГРН индивидуального предпринимателя. По этим сведениям приставы могли идентифицировать должника. А из сведений ЕГРИП возможно установить дату и место рождения, а еще место и дату регистрации Белова в качестве ИП.

Исполнительный документ не содержал недостатков, которые бы мешали судебному приставу возбудить на его основании исполнительное производство и совершать по нему исполнительные действия, указала апелляция.

В итоге апелляция отменила решение первой инстанции, а требования должника удовлетворила (дело № 33а-6017/2019).

Гражданам удавалось выиграть и в других спорах с приставами, например когда долг вместо должника списали с его тезки и накладывали арест на газовую плиту, унитаз, зеркало, две двери и комод. «Но практикующие юристы утверждают, что служба судебных приставов — это один из самых проблемных госорганов для взаимодействия», — предупреждает Вячеслав Балдин, адвокат Адвокатское бюро Asterisk Адвокатское бюро Asterisk Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 5 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 30 место По выручке × . Сложность, по его словам, в том, что дозвониться до конкретного судебного пристава сложно даже в приемные часы. А из-за пандемии общение с приставом зачастую возможно только путем обмена документами.

Поэтому в случае несогласия с действиями сотрудников ФССП имеет смысл обратиться в суд. Балдин говорит, что зачастую судебный пристав приходит в суд с постановлением, уже отмененным начальником отдела, и суд прекращает производство, так как нет предмета рассмотрения. Но это уже результат для гражданина, так как его цель достигнута, уверен эксперт.

Ветеран боевых действий Дмитрий Радьков* получал пенсию на свой единственный счет в банке. Но у мужчины накопились долги за неуплату налогов в размере 2,3 млн руб. Что именно за долги неизвестно, но в судебных актах сказано, что он занимался предпринимательством. В 2012 году судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании суммы долга со счета Решетова. С 2012 по 2018 год с его карты сняли 123 454 руб. После этого Радьков узнал, что задолженность нельзя гасить за счет его «ветеранской» премии. Тогда он обратился к своему приставу, который отменил постановление, но уже взысканные деньги возвращать отказался.

Ветеран обратился в суд, он требовал вернуть списанную сумму (123 454 руб.), а еще возместить средства, потраченные на услуги представителя (20 000 руб.). Первая инстанция оказалась на стороне ФССП, решив, что истец сам не предупредил должностных лиц о природе денег. Они не знали, что трогать их нельзя. По мнению райсуда, сам пристав выяснять происхождение средств на счете должника не должен. С этим согласилась и апелляция. А вот ВС занял другую позицию, решив, что судебный пристав должен выяснить вид счета и целевое назначение денег. Поэтому коллегия отменила решения и вернула дело в апелляцию (дело № 47-КП9-14). При новом рассмотрении суд отменил решение первой инстанции и взыскал с ФССП в пользу пенсионера 123 454 руб. в качестве убытков, а еще 20 000 руб., потраченные на юриста.

Советы для граждан в спорах с госорганами

Споров граждан с госорганами очень много, и их было бы еще больше, если бы граждане знали о своих правах, уверена Болдинова. Владимир Колганов, юрист ЮК Юридическая компания «Генезис» Юридическая компания «Генезис» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения × , говорит, что в первую очередь нужно разобраться в вопросе. Если речь про социальное пособие — прочитать закон, который регулирует его выдачу, а при обращении в налоговую за вычетом — с Налоговым кодексом, приказами и письмами ФНС с толкованием процедуры выплат. Но понять официальные документы обычному гражданину сложно, признает эксперт.

Поэтому Ильсур Закиров, старший юрист БА Бюро адвокатов «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство 8 место По количеству юристов 13 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 15 место По выручке Профайл компании × , полагает, что в таких спорах нужно обращаться к профессионалам. По словам Балдина, необязательно, чтобы юрист все делал за вас. Достаточно получить консультацию и понять, в каком направлении двигаться. Еще юрист сориентирует в судебной практике и объяснит, какие доказательства нужно собрать.

Еще один важный совет — фиксировать любое действие или бездействие должностного лица. Вести переговоры с госорганом только письменном виде. А если вам в чем-либо отказывают, то нужно попросить письменный отказ.

По такой категории споров претензию до обращения в суд направлять необязательно (за исключением обжалования актов налоговой). Ольга Рогачева, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × , считает, что гражданин может только потратить время на досудебный порядок. Она советует сразу обращаться с иском. Но отстаивать свои права в суде нужно решительно, иначе и не стоит начинать, предупреждает Колганов. Нужно быть уверенным в своей правоте и не бояться идти до конца, даже после отказов первой и апелляционной инстанций.

Однозначно можно рекомендовать доходить до Верховного суда для отстаивания своих интересов. К великому сожалению, именно ВС начинает глубоко разбираться в ситуации ущемленных граждан и нередко встает на их сторону.

Нурида Ибрагимова, руководитель Департамента контроля качества Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. ×

При обращении гражданина по вопросам пенсионного обеспечения в связи с возникшим жизненным событием Пенсионный фонд обязан сообщить обо всех возможных выплатах

В одном из дел, дошедших до Верховного Суда РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в очередной раз корректирует работу пенсионных органов.

Пенсионным органом обратившемуся гражданину с заявлением о перерасчете пенсионных выплат со дня возникновения права на такую выплату в связи с неуведомлением его органами Пенсионного Фонда о возможности такой выплаты было отказано.

По данному делу спор возник в связи с правом лица, осуществляющего уход за ребёнком-инвалидом, на получение ежемесячной выплаты, предусмотренной для неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, производимой к установленной ребёнку-инвалиду пенсии.

Решение Пенсионного Фонда устояло во всех судебных инстанциях, кроме Верховного Суда России, который разъяснил следующее.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации. Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы. Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, данное лицо применительно к пункту 16 Правил от 2 мая 2013 г. No 397 имеет право на выплату неполученных сумм ежемесячной выплаты за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будет нарушено установленное Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. No 1455, а впоследствии Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. No 175 право неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, на ежемесячную выплату.

Страховая пенсия: кто имеет право, как оформить

Свинья-копилка

Давайте признаем: большинство людей не очень-то интересуется пенсией. Если до преклонных лет еще далеко, это кажется делом будущим, которое всегда можно отложить на потом. При этом каждому хочется в старости иметь достаточно средств к существованию, чтобы меньше зависеть от превратностей судьбы. А вот добиться этого можно, если принять нужные меры уже сейчас, не дожидаясь наступления пенсионного возраста. Будущим пенсионерам как минимум полезно понять, как устроена пенсионная система, какие нюансы есть в современном законодательстве. Наиболее частые вопросы: что такое накопительная, страховая и социальная пенсия, в чем отличие между ними, как оформить документы. В этой статье мы подробно разберем все, что вам нужно об этом знать.

Три уровня пенсионной системы

Пенсионная система в России состоит из 3 уровней: обязательное пенсионное страхование, а также государственное и негосударственное пенсионное обеспечение. Рассмотрим их подробнее.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ее составляющие части, в свою очередь – это страховая и накопительная пенсии. О них мы поговорим позднее.

Государственное обеспечение. Пенсии формируются за счет денег из федерального бюджета. Они выплачиваются военным, космонавтам, летчикам при выслуге лет или нанесении вреда их здоровью (инвалидности). Также ежемесячная компенсация этого вида может назначаться:

  • людям, пострадавшим в природных катастрофах, и их семьям;
  • социально незащищенным нетрудоспособным неработающим гражданам, которые не могут получать страховую пенсию по ряду причин.

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО). Это негосударственная пенсия, которая складывается из:

  • самостоятельных взносов вкладчика,
  • взносов работодателя;
  • дохода, который был получен от инвестиций.

Кто начисляет пенсию в случае с НПО? Это делает негосударственный пенсионный фонд (НПФ), с которым будущий пенсионер добровольно заключил договор. Он же будет выплачивать негосударственную пенсию по достижении возраста, указанного в договоре НПО.

Виды денежных выплат в системе ОПС

Виды денежных выплат в системе ОПС

Дадим для начала простое определение термина «страховая пенсия». Под этими словами понимается денежная выплата, которая выступает компенсацией:

  • собственной зарплаты получателя, зарабатываемой им во время активной трудовой жизни;
  • дохода, которого лишилась семья из-за гибели лица, имеющего страховку.

Выплату страховой пенсии производит Пенсионный фонд России – ежемесячно, равными платежами и в течение всей жизни получателя. Ее размер ежегодно индексируется на государственном уровне. Страховая пенсия может быть нескольких видов: по старости, инвалидности и утере кормильца.

До 2002 года устройство пенсионной системы было таким, что размер будущей пенсии работника не зависел от его зарплаты: важен был только трудовой стаж. А с 2002 года пенсии разделили на страховую и накопительную. И в страховую часть работодатели стали отчислять взносы в размере 16% от зарплаты сотрудника. Эти деньги не поступают на личный пенсионный счет работника, а идут на выплату пенсий тем, кто свое уже отработал. Но в обмен на них работник получает так называемые пенсионные коэффициенты, также известные как пенсионные баллы. Чем больше зарплата и чем дольше трудовой стаж, тем больше коэффициентов (баллов) на счету. А при выходе на пенсию накопленные коэффициенты пересчитываются в рубли – так и получается размер страховой пенсии.

КСТАТИ Начиная с 2015 года работодатели отчисляют в страховую часть пенсии 22% от зарплаты работника. Это связано с так называемой «заморозкой пенсионных накоплений». На размер будущей страховой части пенсионных выплат работника это, впрочем, никак не влияет.

Но влияет на размер накопительной. Итак, второй вид пенсий в ОПС – накопительная пенсия. В отличие от страховой суммы эти деньги копятся на личном пенсионном счете и выплачиваются по достижении пенсионного возраста либо всей суммой единовременно, либо ежемесячно и по частям. Такие накопления есть не у всех россиян, а лишь у тех, кто:

  • 1967 года рождения или моложе;
  • получал официальный доход в любой период с 2002 по 2013 годы;
  • не обращался к работодателям с просьбой перевести все пенсионные взносы целиком в страховую часть.

Также пенсионные накопления могут быть у:

  • тех, кто родился до 1967 года и добровольно участвовал в программе государственного софинансирования пенсионных накоплений;
  • женщин 1957–1966 года рождения и мужчины 1953–1966 года рождения, которые с 2002 по 2004 год уплачивали страховые взносы на накопительную пенсию;
  • матерей, использовавших средства материнского (семейного) капитала для формирования накопительной пенсии.

В случае с накопительной пенсией сроки ее назначения не изменились – это по-прежнему 55 лет для женщин и 60 – для мужчин. Она также выплачивается ежемесячно, но выплаты может производить как ПФР, так и НПФ – это зависит от того, в какой организации формировались пенсионные накопления. Продолжительность выплаты накопительной пенсии тоже может быть различной:

  • пожизненная, как в случае со страховой частью,
  • срочная (например, в течение 10 лет после выхода на пенсию),
  • единовременная.

КСТАТИ Сейчас, пока действует «заморозка» пенсионных накоплений, их размер может прирастать только за счет дохода от вложения средств. И тут уже все зависит от того, насколько успешно конкретная частная или государственная управляющая компания будет инвестировать ваши накопления.

Когда назначается страховая пенсия

В связи с недавними изменениями в законодательстве многие люди задаются вопросом, как получить страховую пенсию и имеют ли они на это право. Расскажем, кто получает страховую пенсию сегодня и какие условия для этого нужно выполнить. Общие требования для денежной выплаты по старости (без учета льгот) такие.

Достижение возраста 60 лет для женщин и 65 – для мужчин. Эти значения были установлены в 2019 году в ходе пенсионной реформы. Сейчас они определяются по переходным положениям, обозначенным в приложении 6 к Закону № 400-ФЗ. Возрастные границы повышаются разными темпами для каждой категории людей и достигнут требуемого уровня в 2034 году. В общей сложности переходный период составляет 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для наглядности ниже представлена таблица, которая позволит вам понять, какими темпами будет идти повышение пенсионного возраста.

ПЕНСИЯ

Право на пенсию (дополнительное материальное обеспечение) в соответствии с российским законодательством граждане, проживающие за границей, могут реализовать путем подачи соответствующего заявления с приложением всех необходимых документов в органы пенсионного обеспечения следующими тремя способами:

  1. лично
  2. через своего законного представителя, чьи полномочия должны быть оформлены в нотариальном порядке
  3. по почте

Обращаем Ваше внимание на то, что Консульский отдел Посольства осуществляет помощь гражданам в оформлении документов для предоставления в Пенсионный фонд Российской Федерации только в отношении нотариального заверения копий документов и выдачи справок.

По вопросам консультаций рекомендуем, в первую очередь, обращаться в Департамент Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, по многоканальному телефону: +7 495 987 80 30 .

Подробную информацию по всем вопросам, касающимся пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, в том числе формы и бланки заявлений, можно найти на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации.

НОВОСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

25.05.2021

Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы граждан, проживающих за границей, поступающие в Пенсионный фонд Российской Федерации

В связи с поступившей из Пенсионного фонда Российской Федерации информацией рекомендуем ознакомиться с ответами на наиболее часто задаваемые вопросы граждан, проживающих за границей, относительно получения пенсии.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

15.03.2022 – О получении проживающими за пределами Российской Федерации пенсионерами информации о персональных данных в ПФР

Памятка для получения информации о персональных данных в электронном виде либо посредством телефонной связи.

24.02.2022 – Информация Пенсионного фонда Российской Федерации о возможности обращения граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации, за предоставлением государственных услуг по установлению и выплате пенсий в электронном виде

Отмечаем, что содержащийся в указанной информации порядок не распространяется на случаи реализации права на пенсии в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в рамках которых за назначением соответствующей пенсии, включенной в предмет договора (страховые пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца), граждане, проживающие за границей, должны обращаться непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение по месту их жительства за пределами Российской Федерации (Латвия, Эстония, Болгария, Сербия, Чехия, Израиль, Испания).

15.09.2022 – Об изменениях в порядок выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2022 г. № 1356 внесены изменения в Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 1386.

19.03.2022 – О сроках оформления акта о личной явке

Уважаемые граждане, акт о личной явке необходимо оформлять не ранее чем по истечении 12 месяцев с месяца составления предыдущего документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, и не позднее 6 месяцев с момента наступления срока оформления нового акта о личной явке.

05.03.2019 – Изменение времени приема посетителей по пенсионным вопросам

С 11 марта прием посетителей будет проходить с 14:00 до 16:00 (вход до 15:30), в рабочие дни кроме среды.

05.12.2018 – Информация Пенсионного фонда Российской Федерации об изменении с 1 января 2019 года условий назначения пенсий, затрагивающих права лиц, проживающих за границей

С 1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», который предусматривает повышение возраста выхода на страховую пенсию по старости, а также изменение условий и порядка установления страховых пенсий, в том числе в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за границей, которые будут приобретать право на страховые пенсии после вступления в силу данного федерального закона.

24.08.2016 – Информация для российских пенсионеров, проживающих за рубежом

Вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 № 793 «О внесении изменений в Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации».

11.04.2016 – О новой электронной услуге для российских пенсионеров

Введен в эксплуатацию новый интернет-портал для подачи российскими пенсионерами, проживающими в Великобритании, заявок на выдачу консульским учреждением пенсионных справок и составление акта о личной явке.

13.07.2015 – О новых правилах обращения за страховой пенсией

В соответствии с новым порядком выдача пенсионного удостоверения не предусмотрена. При необходимости по желанию гражданина для подтверждения факта установления ему пенсии может выдаваться соответствующая справка.

15.12.2014 – Об изменении адреса Департамента по вопросам пенсионного обеспечении лиц, проживающих за границей.

Департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, переехал по адресу: г. Москва, ул. Академика Анохина, д. 20, корпус А.

Пенсионные права в вопросах и ответах

Закон от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ закрепил общеустановленный пенсионный возраст для мужчин на уровне 65 лет, для женщин – 60 лет. Однако очень многие выйдут на пенсию раньше. Во-первых, переходный период продлится 10 лет. Во-вторых, впервые можно уйти на заслуженный отдых на 2 года раньше при длительном стаже. В-третьих, и тоже впервые, женщинам с тремя детьми пенсионный возраст снижен на 3 года, с четырьмя детьми – на 4 года. К тому же пенсия будет назначена по-прежнему досрочно работникам «вредных» производств, «чернобыльцам», родителям инвалидов с детства, женщинам, родившим пять и более детей и другим категориям граждан по социальным основаниям. Раньше своих ровесников будут получать пенсию педагогические, медицинские и творческие работники. Законодательные возможности очень широкие, много различных льгот для выхода на пенсию.

Каким будет переходный период?

Изменение пенсионного возраста будет проходить постепенно, предусмотрен длительный переходный период – в течение 10 лет. Возраст выхода на пенсию по старости будет повышаться по одному году в год – всего на 5 лет.

Для тех, кто достигнет нового пенсионного возраста в 2022 и 2022 годах (мужчины – 61 и 62 года, женщины – 56 и 57 лет), установлена особая льгота – им пенсия будет назначена на полгода раньше.

Таким образом, мужчины 1959 года рождения выйдут на пенсию в возрасте 60 лет 6 месяцев, женщины 1964 года рождения – в возрасте 55 лет 6 месяцев. Мужчинам 1960 года рождения пенсия будет назначена в возрасте 61 год 6 месяцев, женщинам 1965 года рождения – в 56 лет 6 месяцев.

Далее страховая пенсия будет назначаться в соответствии с новым пенсионным возрастом. Завершится переходный период в 2028 году, когда в возрасте 65 лет выйдут на пенсию мужчины 1963 года рождения и в возрасте 60 лет – женщины 1968 года рождения.

Для кого возраст выхода на пенсию останется прежним?

Как и раньше, в те же сроки и по тем же условиям будет назначаться досрочная пенсия работникам «вредных» производств, «чернобыльцам» и отдельным гражданам по социальным мотивам.

Например, по-прежнему досрочно будут выходить на пенсию работники с опасными и вредными условиями труда, в основном по Спискам №1 и №2. То есть если мужчина отработал по Списку №1 требуемые 10 лет, он сможет выйти на пенсию в 50 лет, как и сегодня.

Сохранены все пенсионные льготы и для так называемых «малых списков», к которым относятся рабочие локомотивных бригад, женщины-текстильщицы, работники плавсостава рыболовных судов, работники учреждений исполнения уголовных наказаний и некоторые другие категории трудящихся.

Пенсионный возраст также останется прежним для летчиков-испытателей и для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в том числе на Чернобыльской АЭС.

Как и сейчас, пенсия ранее общеустановленного возраста будет назначаться по социальным мотивам женщинам, родившим пять и более детей; родителям инвалидов с детства; работницам северных районов с двумя и более детьми; инвалидам вследствие военной травмы; инвалидам по зрению I группы.

Кто может досрочно выйти на пенсию по длительному стажу?

Женщины со стажем 37 лет и мужчины со стажем 42 года смогут выйти на пенсию на 2 года раньше общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Это новая льгота в российском пенсионном законодательстве.

К примеру, гражданину исполнится 60 лет в январе 2019 года. С учетом изменений он должен выйти на пенсию через 6 месяцев. Если же его стаж составляет 42 года, то пенсия по старости ему будет назначена с даты рождения.

При подсчете стажа учитываются периоды работы и иной деятельности, за которые начислялись страховые взносы, а также нахождение на больничном в связи с временной нетрудоспособностью и по беременности и родам.

В настоящее время Пенсионный фонд уточняет списки граждан, имеющих длительный трудовой стаж. Для определения права на получение досрочной пенсии проводится индивидуальная работа с каждым будущим пенсионером. Если до необходимого стажа не хватает небольшого периода, граждане приглашаются в клиентские службы с документами для уточнения, все ли периоды работы учтены.

Жители республики могут и самостоятельно проверить продолжительность своего стажа в «Личном кабинете гражданина» на сайте Пенсионного фонда или на портале Госуслуг. Выписку из лицевого счета со сведениями о стаже также можно получить в клиентских службах ПФР и многофункциональных центрах. Если гражданин обнаружит, что в лицевом счете отсутствуют сведения о каком-то периоде работы, подтверждающие документы необходимо представить в Пенсионный фонд, чтобы эти сведения были учтены при назначении пенсии.

Какие пенсионные льготы предусмотрены для многодетных матерей?

Многодетные матери, родившие и воспитавшие до 8-летнего возраста 5 и более детей, как и сегодня, так и далее будут выходить на пенсию в 50 лет.

Матери с тремя и четырьмя детьми впервые получают право выхода на пенсию досрочно. При наличии троих детей женщина сможет выйти на пенсию в 57 лет – на три года раньше нового пенсионного возраста. Если у женщины четверо детей – пенсию назначат в 56 лет, на четыре года раньше. В нашей республике в соответствии с этой льготой ожидается досрочный выход на пенсию ежегодно около 1,5 тыс. женщин, имеющих троих детей, и около 300 женщин с четырьмя детьми. Первые заявления поступят в 2022 году от матерей четверых детей, достигших 56-летнего возраста.

Для досрочного выхода на пенсию многодетным матерям необходимо 15 лет страхового стажа и обязательно воспитание детей до 8 лет. Уход за детьми до достижения ребенком полутора лет тоже включается в стаж. За троих детей в стаж максимально включается 4,5 года, за четверых детей – 6 лет.

Кто получит прибавку к пенсии и в каком размере?

В период с 2019 по 2024 годы страховые пенсии увеличиваются с 1 января в размерах, существенно превышающих инфляцию. Прибавка у каждого пенсионера будет индивидуальной – в зависимости от размера получаемой пенсии.

С 1 января 2022 года страховые пенсии неработающих пенсионеров увеличены на 6,3%.

Каким будет порядок индексации пенсии? Нужно ли увольняться работающим пенсионерам?

Порядок выплаты пенсии с учетом индексации остается прежним, и причин для волнений нет. Все прибавки обязательно будут учтены при завершении трудовой деятельности. Работать нужно столько, сколько необходимо. После увольнения пенсия будет увеличена на все индексы.

Каким будет размер пенсии после прекращения работы, уже сейчас гражданин может посмотреть в «Личном кабинете гражданина» на сайте Пенсионного фонда или в мобильном приложении ПФР.

Помимо январской индексации пенсии труженики села получают дополнительную прибавку к пенсии. Какой будет льгота для сельчан?

Законом предусмотрено увеличение размера фиксированной выплаты на 25 % с 1 января 2019 года неработающим пенсионерам, трудившимся в сельскохозяйственном производстве 30 лет и более, на весь период проживания в сельской местности. Сельскую прибавку в Чувашской Республике, по состоянию на 1 февраля 2022 года, 25282 человека.

В 2022 году размер повышения составляет 1511,12 руб., это 25 % от фиксированной выплаты 6044,48 руб.

Прибавка за сельский стаж полагается получателям страховых пенсий по старости и страховых пенсий по инвалидности. Пенсионеры, перешедшие после смерти супруга на пенсию по потери кормильца, при наличии стажа в сельском хозяйстве более 30 лет, могут рассмотреть оба варианта, чтобы определить, размер какой пенсии будет выше. Если своя пенсия по старости с учетом сельской надбавки будет больше, чем пенсия по потере кормильца, то целесообразно переходить на пенсию по старости.

Списки производств и должностей и Правила подсчета стажа, согласно которым будет устанавливаться повышение, утверждены Правительством Российской Федерации.

В отношении периодов работы на территории России до 1992 года предусмотрен упрощенный порядок: работа во всех должностях в колхозах, совхозах, на машинно-тракторных станциях, межколхозных предприятиях, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, сельхозартелях включается в сельский стаж.

С 1992 года необходимо, чтобы должность соответствовала Списку и работа протекала в растениеводстве, животноводстве либо рыбоводстве.

Что будет с социальной пенсией при недостаточном стаже или коэффициентах для назначения пенсии по старости?

Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсии, социальная пенсия будет назначаться на 5 лет позже нового пенсионного возраста – в 65 лет женщинам и 70 лет мужчинам. Изменения также будут проводиться постепенно, в том же порядке, что и для страховых пенсий по старости.

Когда и как можно получить пенсионные накопления?

Пенсионные накопления женщины смогут получать при достижении 55 лет, мужчины – 60 лет, а досрочники – еще раньше. То есть педагогу или медицинскому работнику накопительные выплаты могут быть установлены сразу после выработки требуемой выслуги.

Сначала можно получить накопительную пенсию, а затем, при достижении нового пенсионного возраста – страховую пенсию.

Пенсионные накопления, как и сегодня, могут быть выплачены в виде единовременной, срочной пенсионной выплаты или накопительной пенсии. Поскольку у большинства пенсионные накопления формировались до 2014 года, а у людей старше 1966 года рождения накопительные взносы уплачивались с 2002 по 2004 годы, сумма накоплений, как правило, не превышает 5-процентного порога для назначения накопительной пенсии и выплачивается единовременно.

Граждане, достигшие возраста 55/60 лет (в том числе пенсионеры силовых ведомств), но не заработавшие требуемых пенсионных коэффициентов или стажа, получат пенсионные накопления единовременно.

С заявлением на выплату нужно обращаться в Пенсионный фонд или в ранее выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд.

Ссылка на основную публикацию