Проиндексированы нормативы платы за загрязнение окружающей среды

Плата за загрязнение окружающей среды

Экологические сборы уплачиваются за негативное воздействие на окружающую среду, так как согласно ст.16 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», такое воздействие является платным.

Сбор должны уплачивать природопользователи:

  • предприятия,
  • учреждения,
  • организации,
  • иностранные юридические и физические лица,

осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.

Обратите внимание:Уплата экологического сбора не освобождает природопользователей от осуществления мероприятий по охране окружающей среды, а так же – по возмещению причиненного вреда.

Не смотря на то, что экологический сбор не предусмотрен положениями Налогового кодекса, он является обязательным.

При этом, не имеет значения, какую систему налогообложения применяет природопользователь. То есть, ИП и организации, применяющие особые налоговые режимы (например – УСНО) должны уплачивать экологический сбор наравне с организациями, применяющими общую систему налогообложения.

В соответствии с положениями ст.8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.

Кроме своевременной уплаты экологического сбора, необходимо так же отчитаться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору), иначе и за это могут оштрафовать.

На основании ст.8.5 КоАП РФ, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации:

  • о состоянии окружающей среды и природных ресурсов,
  • об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы,
  • о радиационной обстановке,
  • о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды

лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей.

При этом, срок исковой давности составляет 1 год со дня совершения нарушения и отсчитывается со следующего дня, следующего за днем, когда нужно было сдать Расчет и заплатить сбор.

Регистрироваться в Росприроднадзоре плательщикам сбора не нужно – такого требования в действующем законодательстве нет.

Природопользователи рассчитывают сумму сбора и составляют Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам каждого истекшего квартала.

Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. В этот же срок нужно перечислить данный сбор в бюджет. Соответственно, с 21 числа начинает течь срок исковой давности.

Из нашей статьи вы узнаете порядок расчета суммы экологического сбора для владельцев и арендаторов транспортных средств, а так же порядок предоставления отчетности в Росприроднадзор.

При этом, срок исковой давности составляет 1 год со дня совершения нарушения и отсчитывается со следующего дня, следующего за днем, когда нужно было сдать Расчет и заплатить сбор.

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Для применения в период 2016–2018 годов значения ставок приведены в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913. В 2019 году применяются ставки, установленные для 2018 года, с коэффициентом 1,04 (Постановление Правительства от 29.06.2018 № 758). На 2020 год планируется коэффициент 1,08.

Подробнее о применяемых ставках читайте в материале «Декларация по НВОС в 2019 году – ставки платы».

произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;.

Отчетность

Отчетность по форме, утвержденной Приказом N 204 , представляется плательщиками в одном экземпляре в управления по технологическому и экологическому надзору, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору, межрегиональные территориальные управления по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду нужно сдавать не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Заполненный расчет, прошитый, пронумерованный, скрепленный печатью, представляется в орган по месту нахождения и регистрации объекта. Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 000 руб., представления расчета платы в электронном виде не требуется (п. 11 Приказа N 204).

Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 “Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду”.

Заполненный расчет, прошитый, пронумерованный, скрепленный печатью, представляется в орган по месту нахождения и регистрации объекта.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду – сроки

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

ст. 16.4 ФЗ “Об охране окружающей среды”

  1. вносятся ежеквартальные авансовые платежи – в срок не позднее 20-ого числа следующего за отчетным кварталом месяца.
  2. За 4 квартал авансовые платежи не вносятся – вносятся уже скорректированная годовая плата за вычетом 3-ех кварталов.
  3. Субъекты малого и среднего предпринимательства не вносят квартальные авансовые платежи.

Лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата:

1) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате за предыдущий год – самый простой вариант;

2) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

3) в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 настоящего Федерального закона.

Срок предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду – не позднее 10 марта года.

Нормативы выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду

В таблице ниже приведены лишь некоторые позиции из полного списка, для примера. Полная таблица — в Excel файле.

Название загрязняющих веществ/отходовСтавка платы в рублях за 1 тонну загрязняющих веществ/отходов в 2020 году
За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
Азота диоксид149,9
Аммиак149,9
Бенз(а)пирен5910806,2
Взвешенные частицы РМ10101,0
Взвешенные частицы РМ2,5197,0
Марганец и его соединения5911,4
Метан116,6
Сероводород741,1
Серы диоксид49,0
Фенол1969,5
За выбросы загрязняющих веществ в водные объекты
Алюминий20653,7
Аммиак16524,2
Ацетон (диметилкетон, пропанон)16524,2
Борная кислота48597,9
Вольфрам835436,5
Железо6683,9
Медь826152,1
Нефтепродукты (нефть)16524,2
Ртуть и ее соединения82615182,2
Хлорфенолы8261517,9
За размещение отходов производства и потребления по классу их опасности
Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные)5215,8
Отходы II класса опасности (высокоопасные)2235,4
Отходы III класса опасности (умеренно опасные)1490,5
Отходы IV класса опасности, за исключением твердых коммунальных отходов IV класса опасности (умеренно опасные)744,9
Отходы IV класса опасности, твердые коммунальные отходы IV класса опасности (умеренно опасные)95,0
Отходы V класса опасности (практически неопасные), от добывающей промышленности1,2
Отходы V класса опасности (практически неопасные), от перерабатывающей промышленности45,0
Отходы V класса опасности (практически неопасные), прочие19,4

Полная таблица в Excel файле.

Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?

Сбор экологического налога всегда осуществляется по принципу — платит загрязнитель, независимо от того юридическое он или физическое лицо. Каждый предприниматель, в чьей собственности имеется предприятие, в той или иной степени загрязняющее окружающую среду, должен вносить регулярные взносы, согласованные с Росприроднадзором.

Виновниками загрязнения окружающей среды согласно закону регулярно вносятся в казну региона:

  • ставки платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников (например, химических и металлургических предприятий);
  • плата за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками;
  • денежная компенсация за отводы отходов вредного производства в подземные и открытые водоёмы;
  • плата за хранение веществ, отрицательно влияющих на экологию, на открытом воздухе;
  • платежи за размещение экологически опасных веществ в закрытых могильниках, расположенных на общественно полезных землях.

Исключительное положение в списке опасных предприятий занимают только производства, относящиеся к IV классу. Это объясняется их спецификой:

  • они не сбрасывают свои отходы в окружающую среду;
  • в составе отходов производства этих предприятий нет радиоактивных веществ, а также чрезвычайно опасных и опасных выбросов классов I и II.

Тарифы для предприятий, сбрасывающих отходы своего производства в водоёмы.

Сроки уплаты

Согласно новой статье 16.4 Закона № 7-ФЗ сбор уплачивается и предоставляется расчет по нему за календарный год до 1 марта года, следующего за отчетным (ранее сбор платили за квартал).

Каждый субъект РФ предоставляет отдельный расчет. Если на одном субъекте расположено несколько объектов, то расчеты по ним вносятся в единый расчет.

Для этого нужно дать информацию о виде деятельности, о выпускаемой продукции.

Арбитражный суд Дальневосточного округа

Руководствуясь вышеуказанными нормами права, арбитражные суды при рассмотрении таких споров удовлетворяют требования о взыскании задолженности за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ.

Платежи за выбросы: право, учет, налоги

Для транспортных организаций экологические платежи – неизбежная статья расходов. Ведь организации эксплуатируют автомобили, которые являются источниками вредных выбросов в атмосферу. Как же отразить плату за них в бухгалтерском учете? Разрешено ли включать их в расчет налоговой базы? В какие сроки перечислить «экологические» платежи? Как можно поплатиться, если этого не сделать? В статье автор постарался дать ответы на названные вопросы.

Начинаем с базовых основ

Негативное воздействие на окружающую среду нужно оплачивать. Это прописано в Законе об охране окружающей среды [1] . Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, действует без малого – два десятка лет. За это время в него неоднократно вносились различные изменения, но базовые положения остались практически неизменными (согласно ст. 16 Закона об охране окружающей среды). Как и двадцать лет назад, плата взимается за следующие виды воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.). Для перевозчиков, эксплуатирующих транспортные средства, актуальны платежи за выброс в атмосферу загрязняющих веществ, а также за размещение отходов (при наличии).

Читайте также:  Как повлиять на человека, которому ошибочно перевел деньги?

Заметим, обязанность платить за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от вида деятельности (производственная, непроизводственная или иная) при оказании такого воздействия. В случае заключения договора аренды, наличия иных прав на источник (объект) негативного воздействия на окружающую среду плательщиком будет лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект), в результате чего осуществляется негативное воздействие. То есть арендаторы также платят за нарушенную экологию.

Обязанность по внесению «экологической» платы во время простоя, консервации и иного приостановления деятельности не снимается в случае дальнейшего продолжения деятельности, а значит, и дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду. Да, за период простоя нужно платить.

Тарифы на экологические платежи установлены в виде двух базовых нормативов: за выбросы в пределах допустимых нормативов и за выбросы в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей среды и здоровья населения. Эти нормативы утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. Конкретизация применения базовых нормативов платы за выбросы указана в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды [2] .

Внимание следует уделить сверхлимитному загрязнению. Плата в таком случае определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения сумм (внимание!) на пятикратный повышающий коэффициент. Самое неприятное, по мнению автора, в том, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. В таких случаях экологические сверхлимитные платежи рассчитываются в описанном выше порядке с использованием пятикратного коэффициента.

Как посчитать выбросы от автомобилей?

Ответ на этот вопрос дан в упомянутых выше Инструктивно-методических указаниях. Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников подразделяется на плату за допустимые выбросы и плату за выбросы, превышающие допустимые. Для расчета первого показателя используется как готовые данные удельная плата для различных видов топлива. Умножив на количество соответствующего топлива, израсходованного автомобилями за отчетный период, и сложив по видам топлива, получаем искомую величину – плату за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников.

При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств исходя из ожидаемых условий и места их эксплуатации. Усредненные данные по этому показателю есть в Инструктивно-методических указаниях. Максимальная годовая плата за допустимые выбросы предусмотрена для грузовых автомобилей и автобусов с бензиновыми двигателями. Минимальный размер допустимого «экологического» платежа введен для автомобилей, работающих на газовом топливе. Правда, еще меньше плата за загрязнение для строительно-дорожных машин и сельскохозяйственной техники. Вряд ли они выбрасывают в атмосферу меньше токсичных газов, скорее всего, во внимание принята сезонность использования такой техники.

Перейдем к другой составляющей «экологических» платежей – к плате за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников. Расчет достаточно прост. В качестве базиса берется плата за допустимые выбросы, умножается на долю транспортных средств, не соответствующих стандартам, и результат увеличивается в пять раз (то есть применяется пятикратный коэффициент сверхнормативных выбросов). Очевидно, что транспортная и любая другая организация сама себя оговаривать не будет. Поэтому плата за превышение допустимых выбросов начисляется территориальными органами Минприроды по результатам контроля соответствия транспортных средств требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации. В этих целях чиновники могут воспользоваться действующим техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» [3] . А другим документом – Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 83 – установлены правила проведения регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В документе сказано, что проверки автотехники проводятся МВД совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Но можно поступить по-другому и использовать результаты контроля коллег (государственной инспекции безопасности дорожного движения), которая проверяет выбросы в ходе техосмотра ТС. При наличии достоверных сведений о массе выбросов загрязняющих веществ от конкретных видов передвижных источников территориальные органы Минприроды могут определять с их учетом плату за допустимое загрязнение воздуха автомобилями.

При использовании устройств нейтрализации для обезвреживания отработавших газов двигателей авто к платежам применяются понижающие коэффициенты: для автотранспорта, использующего неэтилированный бензин и газовое топливо, – 0,05, для остальных транспортных средств – 0,1. Транспортным компаниям, переходящим на альтернативные виды топлива, это следует взять на заметку. Напомним, что Законом об отходах производства и потребления [4] предусмотрены меры экономического стимулирования деятельности предприятий, которые стараются снизить степень негативного воздействия на окружающую среду. Понижается плата за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов. В частности, в Инструктивно-методических указаниях предусмотрено, что при проведении других мероприятий (комплексов мероприятий) по снижению токсичности отработавших газов величина платы за выброс уменьшается в количество раз, соответствующее подтвержденной эффективности данного мероприятия.

Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью граждан загрязнением окружающей среды, в соответствии с законодательством.

Остается добавить, что плату за допустимые выбросы организация может прикинуть самостоятельно, а плату за их превышение рассчитает Ростехнадзор. Но на практике организации предпочитают воспользоваться услугами самого контролирующего органа по заполнению и согласованию отчетной формы. Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 установлены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения, представления. Отчетность сдается не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В такие же сроки природопользователю следует перечислить платежи за негативное воздействие на окружающую среду [5] .

Для бухгалтера не менее важен вопрос бухгалтерского учета и налогообложения данных видов платежей.

Нужны ли лимиты в бухгалтерском учете?

За ответом на этот вопрос обратимся к Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте [6] . Из нее следует, что платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы относятся к материальным расходам, включаемым в состав затрат по обычным видам деятельности. Есть и такое указание: суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду включаются в состав внереализационных (прочих) расходов. Это сделано, чтобы бухгалтер выделил такие затраты при их наличии и исключил из учитываемых при налогообложении расходов.

К данному моменту вернемся немного позже, а сейчас уделим внимание иному отраслевому документу для перевозчиков – Инструкции по калькулированию затрат предприятий автотранспорта [7] . В ней приведена аналогичная градация экологических затрат. Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду осуществляются за счет себестоимости перевозок (работ, услуг), а платежи за превышение их – за счет прибыли, оставшейся в распоряжении природопользователей. Но это устаревшая терминология, сейчас правильнее относить платежи за сверхнормативные выбросы к прочим расходам. Что же касается платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы), в документе не сказано, в каких именно расходах они отражаются в себестоимости автомобильных перевозок. Тем не менее, если исходить из того, что рассматриваемые платежи рассчитываются по транспортным средствам, используемым в определенных видах перевозок, можно утверждать: это затраты, непосредственно связанные с перевозками. Они распределяются на объекты калькулирования исходя из прямой принадлежности (прямые затраты). Платежи за сверхнормативные выбросы распределять не нужно, они формируют убытки от прочих (неосновных) хозяйственных операций организации.

Кстати, наравне с платой за негативное воздействие на окружающую среду транспортная организация может нести иные затраты, связанные с экологией (на контроль за вредным воздействием, иные мероприятия по сохранению и восстановлению окружающей среды). Порядок учета соответствующих затрат аналогичен правилам учета платы за выбросы, при условии что затраты являются текущими. Если бухгалтер имеет дело с капитальными расходами, их следует отнести к периоду использования актива. В любом случае связанные с экологией затраты нужно не «сваливать в одну кучу», а разделять на те, что включаются в себестоимость оказываемых услуг, и те, что относятся к прочим расходам (если непосредственно не связаны с основной деятельностью организации).

Что нужно знать о налогообложении?

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором, вносимым природопользователем. Следовательно, к таким неналоговым платежам применимы общие нормы по учету хозяйственных расходов и обязательных сборов. При этом в гл. 25 НК РФ есть специальные нормы, посвященные «прибыльному» налогообложению платежей за вредные выбросы в атмосферу.

В частности, для расчета налога на прибыль платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов включаются в состав материальных расходов в пределах утвержденных лимитов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). В то же время платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не должны учитываться при расчете налога (п. 4 ст. 270 НК РФ). Аналогичные правила применимы для исчисления единого налога на УСНО. Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду уменьшают налоговую базу в пределах нормативов [8] .

Как видим, определяющими для налогообложения, как и для бухгалтерского учета, являются утвержденные (установленные) лимиты. Неучитываемые сверхлимитные платежи при расчете налога на прибыль оказывают влияние на финансовый результат, создавая постоянную разницу, с которой следует отразить постоянное налоговое обязательство (см. п. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»).

Читайте также:  Как наследовать дачу, если один из наследников гражданин Белорусии?

За отчетный период транспортная организация начислила плату за допустимые выбросы в размере 20 тыс. руб. (исходя из количества имеющихся автомобилей и их пробега). Однако по информации инспектирующего органа 1/10 часть автопарка не отвечает требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации.

Произведем расчет платы за превышение допустимых выбросов. Для этого базовый размер экологического платежа (за допустимые выбросы) умножим на долю (1/10) не соответствующих экологическим нормам ТС и на пятикратный коэффициент. В итоге плата за превышение допустимых выбросов равна 10 тыс. руб.

В бухгалтерском учете транспортной организации будут сделаны такие проводки:

Самое неприятное, по мнению автора, в том, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Плата за загрязнение окружающей среды

Плата за загрязнение окружающей среды выражается в денежной компенсации предприятиями социального, экономического и экологического ущерба, наносимого природе и здоровью людей.

Плата за загрязнение окружающей среды взимается со всех предприятий (организаций), юридических и физических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, наносящей ущерб природной среде и здоровью людей.

Плата взимается за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду:

– выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

– сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

– санкционированный и несанкционированный вывоз отходов;

– шум, вибрацию, электрические и магнитные поля, радиационные воздействия и т. д.

В настоящее время установлены два вида базовых нормативов:

– за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, вывоз отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

– за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, вывоз отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы: коэффициент экологической ситуации Кэс и коэффициент экологической значимости Кэз (табл. 4 и 5).

Коэффициенты, учитывающие экологические факторы устанавливаются администрацией области.

Плата за загрязнение ежегодно индексируется в связи с изменением уровня цен на строительство природоохранных объектов и природоохранные мероприятия.

Плата за загрязнение в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на массу указанных видов загрязнений с учетом коэффициента индексации и суммирования полученных величин по видам загрязнения.

Плата за загрязнение в пределах временно согласованных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину превышения уровня загрязнения над предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ на коэффициент индексации и суммирования полученных произведений.

Кроме основных базовых нормативов предусмотрена плата за сверхнормативное загрязнение окружающей среды выбросами, стоками, отходами, которая определяется умножением соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах лимита (ВСВ, ВСС) на пятикратный повышающий коэффициент. Предусмотрена также плата за аварийные выбросы, стоки, отходы, которая определяется умножением соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах лимита на десятикратный повышающий коэффициент.

При отсутствии у природопользователя утвержденных временно согласованных нормативов, но при наличии предельно допустимых нормативов, фактически превышаемых, плата за сверхнормативное загрязнение определяется путем умножения соответствующих ставок платы в пределах допустимых нормативов на величину превышения фактической массы загрязняющих веществ над допустимой, на 25-кратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя утвержденных нормативов на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов, вся масса загрязняющих веществ считается как сверхнормативная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, уровни других видов вредного воздействия, за размещение отходов в пределах утвержденных лимитов осуществляются за счет себестоимости продукции, а платежи за их превышение – за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

Таблица 1. Базовые нормативы платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.

Загрязняющее веществоНорматив платы за сброс 1т загрязняющих веществ (руб)
В пределах допустимых нормативовВ пределах временно согласованных нормативов
Азота двуокись0,422,08
Азота окись0,281,38
Ангидрит хромовый11,0055,00
Анилин0,552,75
Ацетон0,050,25
3,4-бензпирен16500,0082500,00
Бензин (нефтяной, малосернистый)0,010,05
Диэтилртуть55,00275,00
Тетраэтилсвинец5500,0027498,98
Трихлорметил (хлороформ)0,552,75
фенол5,5027,50

Таблица 2. Норматив платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании 1т. (1 тыс. м 3 – для газов) топлива.

Вид топливаНорматив платы
Бензин этилированный: АИ-95, АИ-92, АИ-760,04 0,03
Бензин неэтилированный: АИ-95, АИ-92, АИ-760,01
Дизельное топливо0,02
Керосин0,02
Сжатый природный газ0,01
Сжиженный газ0,01

Базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды

Загрязняющее веществоНорматив платы за сброс 1 т. загрязняющих веществ (руб)
В пределах допустимых нормативовВ пределах временно согласованных нормативов
Азот аммонийный5,5527,73
Азот нитратный0,251,23
Азот нитритный110,88554,38
Анилин22175,00110875,00
Бенз(о)пирен44350,00221750,00
Бензин110,88554,38
Бензол4,4422,18
Взвешенные вещества2,9514,75
Железо двухвалентное443,502217,50
Железо общее22,18110,88
Жиры44,35221,75
Кобальт221,751108,75
Марганец221,751108,75
Метакриловая кислота443,502217,50
Медь2217,5011087,50
Ртуть221750,001108750,00
Свинец22,18110,88
Фосфаты11,0955,45
Хром110,88554,38
Цинк221,751108,75

Базовые нормативы платы за размещение отходов

Вид отходовЕдиница измеренияНорматив платы за размещение 1 т (1м 3 ) отходов в пределах утвержденных лимитов
Нетоксичные отходы
Добывающей промышленностит0,0025
Перерабатывающей промышленностим 30,12
Токсичные отходы
1 класс токсичности (чрезвычайно опасные)т
2 класс токсичности (высокоопасные)т
3 класс токсичности (умеренно опасные)т
4 класс токсичности (малоопасные)т

Коэффициенты экологической ситуации (Кэс)

ТерриторияВодные объектыАтмосферный воздухПочва (отходы)Шумовое загрязнение
Нижегородская область1,181,11,51,0

Коэффициенты экологической значимости (Кэз)

Населенный пунктВодные объектыАтмосферный воздухПочва (отходы)Шумовое загрязнение
Нижний Новгород1,21,571,21,2
Дзержинск1,21,571,21,1
Кстово1,21,201,21,0
Арзамас1,01,201,01,0
Балахна1,01,141,01,0
Другие населенные пункты Нижегородской области1,01,001,01,0

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 260 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

При отсутствии у природопользователя утвержденных временно согласованных нормативов, но при наличии предельно допустимых нормативов, фактически превышаемых, плата за сверхнормативное загрязнение определяется путем умножения соответствующих ставок платы в пределах допустимых нормативов на величину превышения фактической массы загрязняющих веществ над допустимой, на 25-кратный повышающий коэффициент.

В каком случае нужно платить

Как упоминалось выше, плату за загрязнение окружающей среды вносят предприятия, индивидуальные предприниматели и иностранные физические лица, чья деятельность влечет за собой такие последствия. Перед началом работы каждая такая организация должна зарегистрироваться в региональном отделении Росприроднадзора. Платежи обязательны для предприятий всех форм налогообложения и распространяются не только на собственников помещений, но и на арендаторов. Этот момент зависит от того, кто именно эксплуатирует объект.

Законом предусмотрена категория организаций, которые освобождаются от платежей за загрязнение . Их деятельность происходит на объектах 4 уровня опасности, в ходе работы которых выброс вредных веществ в атмосферу, водные ресурсы и на землю не превышает 10 тонн за год либо или вовсе отсутствует. Также такие организации освобождены от сдачи декларации по негативному воздействию на окружающую среду поскольку их деятельность наносит минимальный вред экологии.

За выбросы и размещение вредных веществ в пределах нормы.

Электронная библиотека

Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного действия на окружающую природную среду установлен в соответствии с законом «Об охране окружающей среды» 2002 г. и постановлениями Правительства РФ № 632 от 28.08.92 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и № 344 от12.06.2003 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, а также Постановлением № 217 от 17.07.2003 губернатора Хабаровского края «О платежах за загрязнение окружающей среды».

Настоящий порядок распространяется на всех, кто является природопользователем. Это могут быть и юридические (предприятия, организации всех форм собственности) и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.

Предусмотрено взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

· выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

· выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;

· сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

· сброс загрязняющих веществ на рельеф местности;

· неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты;

· смывы загрязняющих веществ с почв.

По существу платежи за загрязнение являются одной из форм налогообложения хозяйствующих субъектов. В основу определения размера такого налогообложения положены так называемые базовые нормативы платы («дифференцированные ставки платы» в терминологии последних постановлений) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов.

Базовые нормативы платы представляют собой цену в рублях за одну тонну конкретного загрязняющего вещества, выброшенного в окружающую среду или цену в рублях за одну тонну размещенных отходов.

Базовые нормативы платы едины для всей территории РФ и устанавливаются на государственном уровне постановлением правительства РФ /2/, а затем для конкретной территории (например, Хабаровский край) – постановлением Главы этой территории (например, Главы Хабаровского края).

В РФ установлено два вида базовых нормативов платы (БНП) (то есть установлены две возможные цены за выброс (сброс), размещение отходов):

1) БНП1 — за выброс (сброс), размещение отходов в пределах установленных нормативов (ПДВ, ПДС) – минимальная цена;

2) БНП2 — за выброс (сброс), размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов: ВСВ, ВСС) – большая цена.

Базовые нормативы платы приведены в табл.

При расчете платежей применяются дополнительные коэффициенты:

1) Повышающий коэффициент /3/: КПОВ = 5. Применяется при сверхлимитном загрязнении окружающей среды или в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс (сброс), тогда вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитная. Применение настоящего коэффициента по своему существу является штрафованием природопользователя. В этом случае при расчете платежей применяется базовый норматив платы БНП2 /3, п. 10/.

2) Дополнительный коэффициент, учитывающий особенности экологической ситуации: КВОЗД = 1,2. Применяется при выбросе в атмосферу городов.

3) На территории Хабаровского края применяется коэффициент 2 ко всем базовым нормативам платы для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов, приравненных к районам Крайнего Севера.

Читайте также:  Пичаево - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Экологические и инфляционные коэффициенты периодически пересматриваются и утверждаются на данной территории на определенный период. Количественные значения, приведенные в настоящем учебном пособии, являются на 01.11.2003 действующими на территории Хабаровского края.

Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы), размещение отходов включаются в себестоимость продукции. Платежи за превышение ПДВ, ПДС осуществляются из прибыли предприятия.

Платежи перечисляются природопользователем ежеквартально в бесспорном порядке до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца, при нарушении установленных сроков – изымаются в безакцептном порядке по платежным распоряжениям (т.е. взыскиваются со счетов предприятия в принудительном порядке без его согласия и участия).

Таким образом, платежи за загрязнение конкретной среды (воздуха, воды и т.д.) определяются путем перемножения количества выбрасываемого i-го вещества (в тоннах) на соответствующий базовый норматив платы (в рублях за тонну) и соответствующие коэффициенты. При этом необходимо установить, к какому виду относится выброс: нормативному (ПДВ, ПДС), в пределах установленных лимитов (ВСВ, ВСС) или сверхлимитному. В зависимости от этого следует выбрать базовые нормативы платы и повышающие коэффициенты.

Затем производится суммирование по всем ингредиентам и по всем средам.

Фактическая масса выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ определяется расчетными или инструментальными методами.

Определение квартального фактического объема возможно на основе:

1) результатов анализов (замеров), регистрируемых в журналах учета установленной формы;

2) по нормативам ПДВ (ПДС), а за год – по данным статистической отчетности с последующим уточнением фактических объемов;

3) для не имеющих нормативов ПДВ – по данным предыдущего года, деленным на четыре с последующим уточнением по итогам года.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

В зависимости от этого следует выбрать базовые нормативы платы и повышающие коэффициенты.

Программа Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)
Программное обеспечение для экологов, аэропортов и авиакомпаний
Комплексная автоматизация деятельности предприятий. Разработка программ под заказ
Создание и поддержка базы данных ORACLE
Адрес и схема проезда skype: airsoft.bit
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

тел. (861) 217-35-28, 217-35-29
WhatsApp: +7-900-262-95-44 (только для звонков)

Общая информация об экологических платежах.

Проиндексированы нормативы платы за загрязнение окружающей среды

5.3. Порядок о п ределения пл а т ы з а з а грязнение о к р у жающей среды

Расчет платы производится в соответствии с п.п. 3, 4, 5, 6 “Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окр у ж ающей природной сред ы , размещение отходо в , др у гие виды вредного воздействи я “, у твержденного постановлением Правительства Российской Федерации о т 28 авг у ста 199 2 г. N 632.

Размер платы определяется как с у мма плат за загрязнение:

– в размера х , не превышающих у становленные предельно доп у стимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

– в пределах у становленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходо в );

– за сверхлимитное загрязнение окр у ж ающей сред ы .

Плата в пределах у становленных плательщикам нормативов предельно доп у стимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов определяется п у тем у множения соответств у ющих нормативов платы на величину (массу загрязняющего веществ а , а для передвижных источников на количество потребленного топлива) у казанных видов загрязнени я , с у ммирования произведений по видам загрязнения и у множения пол у ченных с у мм на коэффициент ы , у читывающие экологические и экономические фактор ы .

Плата в пределах у становленных плательщикам лимитов выбросов, сбросов загрязняющих веществ определяется п у тем у множения соответств у ющих нормативов платы на разницу между лимитными и предельно доп у стимыми выбросам и , сбросами загрязняющих веществ, с у ммирования произведений по видам загрязнения и у множения пол у ченных с у мм на коэффициент ы , у читывающие экологические и экономические фактор ы .

Плата за превышение у становленных плательщикам лимитов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов определяется п у тем у множения соответств у ющих нормативов платы в пределах у становленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходо в , у ровней вредного воздействия над у становленными лимитами, с у ммирования произведений по видам загрязнения и у множения пол у ченных с у мм на пятикратный повышающий коэффициент и коэффициент ы , у читывающие экологические и экономические фактор ы .

В сл у чае отс у тствия у плательщика оформленного в у становленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов вся масса загрязняющих веществ у читывается как сверхлимитная и рассчитывается по аналогичным источника м .

Плата за нормативы предельно доп у стимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов относится к материальным расхода м , а за их превышение производится за счет прибыл и , остающейся в распоря ж ении плательщиков.

Согласно приказу Федеральной сл у ж бы по экологическом у , технологическому и атомному надзору от 5.04.200 7 г. № 20 4 « Об у тверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окр у ж ающ у ю среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окр у ж ающ у ю среду » (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.200 7 г. №) расчет представляется плательщиком до 2 0 числа месяца след у ющего за истекшим отчетным кварталом в территориал ь ное подразделение Сл у ж б ы .

Приказом Федеральной сл у ж бы по экологическом у , технологическому и атомному надзору о т 8.06.200 6 г. № 557 (зарегистрировано в Минюсте РФ 17.07.200 6 г. №8077) у стан о в лен срок у платы платы за негативное воздействие на окр у ж ающ у ю сред у , подлежащей у плате по итогам отчетного периода, не позднее 2 0 числа месяца , след у ющего за отчетным периодо м . Отчетным периодом признается календарный квартал Плата перечисляется плательщиком в полном объеме в Управление Федерального Казначейств а . Управление Федерального Казначейства перечисляет средства платы за негативное воздействие на окр у ж ающ у ю среду бюджетам всех у ровней по у становленным нормативам на специальные счета: 20 % в доход федерального бюджет а , 40% в доход бюджета с у бъект а , 40% в доход бюджетов городских окр у гов и м у ниципальных образовани й .

© Л.Н. Бельдeeвa, Н.В. Бyшминa, Л.Г. Уcынинa (2008)

Плата в пределах у становленных плательщикам лимитов выбросов, сбросов загрязняющих веществ определяется п у тем у множения соответств у ющих нормативов платы на разницу между лимитными и предельно доп у стимыми выбросам и , сбросами загрязняющих веществ, с у ммирования произведений по видам загрязнения и у множения пол у ченных с у мм на коэффициент ы , у читывающие экологические и экономические фактор ы.

Основаниями для взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:

1. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;

2. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ;

3. ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Расчет платы осуществляется в соответствии с:

1. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;

2. Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, зарегистрированные Минюстом 24.03.1993 г. № 90 (применяются в части не противоречащей Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344);

3. Приказом Ростехнадзора «Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» от 12.09.2007 г. № 626.

Форма расчета платы и порядок ее заполнения утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы негативного воздействия на окружающую среду».

Организации, соблюдающие требования законодательства, рассчитывают и вносят плату по базовым нормативам без применения повышающих коэффициентов. Под соблюдением требований законодательства понимают наличие на предприятии действующих:

  • Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР);
  • Проекта предельно – допустимых выбросов (ПДВ);
  • Проекта нормативов допустимых сбросов (НДС).

При отсутствии на предприятии проектов ПДВ и НДС расчет платы производится с применением 25-ти кратного повышающего коэффициента.

При отсутствии на предприятии проекта ПНООЛР расчет платы производится с применением 5-ти кратного повышающего коэффициента.

Размер платежей за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы зависит от перечня выбрасываемых веществ и объемов выброса.

Размер платежей за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты зависит от перечня сбрасываемых веществ и объемов сброса.

Размер платежей за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения зависит от объема и вида израсходованного топлива.

Размер экологических платежей за размещение отходов производства и потребления на полигонах зависит от класса опасности и объемов размещаемых отходов.

При несанкционированном загрязнении окружающей среды должна проводиться оценка экологического ущерба.

Каждое предприятие сдает расчеты только по тем видам воздействия на окружающую среду, которые оказывает.

Органом, осуществляющим контроль в области платы за негативное воздействие на окружающую среду, является Росприроднадзор (в Москве органом, осуществляющим контроль с 3-го квартала 2014 г. по 31.12.2016 года является Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (ДПИООС)).

Расчет платы за негативное воздействие выполняется ежеквартально и представляется на согласование в Росприроднадзор/ДПИООС до 20 числа месяца следующего за каждым кварталом. Экологические платежи предприятия вносят 4 раза в год в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 557 от 08 июня 2006 года.

Росприроднадзор/ДПИООС осуществляет проверку правильности начислений, своевременности внесения экологических платежей, взысканию задолженности по платежам. При обнаружении недоимки по платежам Росприроднадзор/ДПИООС выставляет требование по ее уплате.

Организации должны осуществлять внесение платы за негативное воздействие отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.

Платежи предоставляются отдельно по каждому субъекту РФ.

Если у предприятия на территории субъекта Российской Федерации имеется более одной производственной территории, более одного передвижного объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов, то оформляется один документ.

Компания «ЭкоЦентрПроект» оказывает услуги по анализу документации, необходимой для выполнения расчетов, выполнению работы с использованием программы «Модуль природопользователя», согласованию экологических платежей в Росприроднадзоре/ДПИООС.

Росприроднадзор ДПИООС осуществляет проверку правильности начислений, своевременности внесения экологических платежей, взысканию задолженности по платежам.

Добавить комментарий