Контрабанда — признаки преступления и наказание – 2020 год

Какая ответственность определена за контрабанду в 2018 году?

Если контрабанда не подпадает под признаки преступления, наказание последует по нормам КоАП РФ. Административные санкции включают в себя:

штрафы установленного размера или рассчитанные в долевом соотношении к стоимости контрабандных товаров;

конфискацию незаконно перевозимого груза.

Контрабанда по УК РФ, в том числе за незаконную перевозку наркотиков, оружия и сигарет, предусматривает назначение штрафных санкций, принудительных или обязательных работ, длительный тюремный срок.

Индивидуальные предприниматели несут такую же ответственность за нарушение таможенного порядка, как и организации.

Наказание может заменяться ограничением свободы до 1 года и штрафом в размере дохода виновного лица за 5 лет.

Контрабанда алкогольной продукции в РФ

За контрабанду алкогольной или табачной продукции законами РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Последняя наступает тогда, когда через таможню перевозится алкогольная или табачная продукция в крупном размере. Крупный размер – это когда стоимость контрабандного алкоголя или табачных изделий превышает 250 тыс. рублей.

В ст. 200.2 Уголовного кодекса РФ предусмотрено такое наказание за контрабанду алкоголя и сигарет через таможенную границу Таможенного союза алкоголя и сигарет в крупном размере:

  • штраф от 300 тыс. руб. до 1 млн. руб.;
  • штраф в размере зарплаты за период от 1 до 3 лет;
  • принудительные работы сроком до 5 лет;
  • лишение свободы сроком до 5 лет.

Если будет установлено, что контрабандой алкоголя и сигарет занималась группа лиц или должностное лицо с использованием служебного положение, тогда злоумышленникам может грозить такое наказание:

  • лишение свободы сроком о 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или без такового.

Если контрабанда алкоголя и сигарет совершалась организованной группой, тогда ее участникам может грозить такое наказание:

  • лишение свободы сроком от 7 до 12 лет со штрафом (до 2 млн. руб.).

лишение свободы сроком о 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн.

Способы переправы контрабандного груза

Такое преступление является совершенным в тот момент, когда контрабандный груз пересёк границу. При этом абсолютно все равно, как именно наркотические средства перемещались между разными странами. Груз может проходить в разных сумках, коробках, в багажнике и тайниках, а иногда и внутри организма человека. Нередки случаи заглатывания пакетиков с наркотиками, когда запретное вещество попадает в желудок и проносится через границу.

Помимо вышеуказанного, частым способом переправления наркотиков является почта. В таком случае пересылка осуществляется через бандероли и посылки с различными разрешёнными товарами. Запретное средство часто скрывается под семенами растений и сигаретами.

Можно выделить следующие основные способы переправки запретного груза:

  1. Дружеское прикрытие.
  2. Перевоз запретных средств в рулонах пластиковой плёнки.
  3. Переправа в полой конструкции чемоданов, сумок и других видах ручной клади.
  4. Перемещение в заранее приготовленных тайниках ручного багажа.
  5. Вместе с перевозимыми предметами.
  6. На теле контрабандиста в заранее приготовленных поясах и карманах, вшитых внутрь одежды и обуви.
  7. Во внутренних органах (заглатывание).
  8. В железнодорожных транспортных средствах (в вагоне поезда внутри спальных комплектов и т. д.).
  9. В автотранспортных средствах (под сидениями автомобиля, обшивкой салона и т. д.).
  10. На суднах дальнего плавания (в полой конструкции, топливных баках и т. д.).

Одним из самых известных случаев стало происшествие в Псковской области, когда задержали большой контейнер с семенами люцерны, которые отправлялись в Нидерланды.

Работники Себежской таможенной службы заметили, что гофра на внутренней и внешней стороне рёбер контейнера не совпадает. При просвете стенок оказалось, что они двойные, между ними специалисты обнаружили более 1500 кг гашиша.

Признаки преступления и уголовное наказание.

Особенности расследования

Любые действия, совершенные лицом для укрытия от сотрудников таможни перевозимых без декларирования ценностей, являются незаконными. Это могут быть тайники в транспортных средствах, багаже, одежде и т. д. При расследовании имеет значение сложность обнаружения тайника, как свидетельство наличия преступного умысла.

Важно отметить, что любой такой предмет, используемый в целях контрабанды (чемодан с двойным дном, автомобиль с оборудованным тайником и т. д.), квалифицируется как орудие преступления и подлежит конфискации.

Если провоз совершается вне оборудованного таможенного пункта либо в нерабочие часы — это уже завершенное преступное деяние, согласно разъяснению Постановления Пленума ВС РФ № 12 от 27.04.2017.

Внимание! В тех случаях, когда обнаруженная контрабанда не имеет установленного владельца, она изымается в полном объеме в пользу государства. Скачать для просмотра и печати:

От того, какая сумма будет подсчитана, напрямую зависит тяжесть наказания.

Статья 229.1 УК РФ. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ

Ст 229.1 УК РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года.

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

  • а) группой лиц по предварительному сговору;
  • б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
  • в) в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере, –
  • наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, в крупном размере, –

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные:

  • а) организованной группой;
  • б) в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, в особо крупном размере;
  • в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, –
  • наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового или пожизненным лишением свободы.

Примечания. Утратили силу. – Федеральный закон от 01.03.2012 N 18-ФЗ.

Организованная группа п.

Наказание за контрабанду

В качестве наказания по ч.1 ст. 200.1 предусмотрено 3 вида наказания:

  1. крупный штраф, который рассчитывается исходя из незаконно перевозимой суммы, либо дохода обвиняемого за период до 2 лет;
  2. принудительные работы до 2 лет;
  3. ограничение свободы на тот же срок.

В ч.2 статьи указаны квалифицированные составы:

В таких случаях, виновным грозит более строгое наказание — принудительные работы или ограничение свободы на срок до четырех лет, либо штраф в размере в 10-15 раз, превышающий контрабандную сумму или заработной платы преступника за период до 3 лет.

Крупный ущерб — это денежные средства или инструменты, сумма которых в 2 раза превышает разрешенную таможенным законодательством сумму для перевозки без письменного декларирования.

Особо крупный ущерб — это денежные средства или финансовые инструменты, сумма которых в 5 раз превышает, разрешенную для перевозки сумму без составления декларации.

Важно! Если преступник в добровольном порядке стал денежные средства или инструменты, то при отсутствии в его действиях составов других преступлений, он освобождается от уголовной ответственности.

Денежные инструменты — это векселя, дорожные и банковские чеки, ценные бумаги.

За контрабанду алкогольной и табачной продукции грозит ответственность, предусмотренная ст. 200.2 Уголовного кодекса РФ.

К лицу, вина которого доказана, будет применено одно из следующих наказаний: штраф, принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет.

Если вышеуказанное преступное деяние совершено с использованием служебного положения или группой лиц, то преступник будет отбывать наказания в местах лишения свободы от 3 до 7 лет. Кроме того, к нему может быть применено дополнительное наказание – штраф в размере до 1 миллиона рублей или его заработной платы за 3 года.

Если преступное деяние, предусмотрено ч.1 или 2 указанной статьи совершено организованной группой, то это является особо квалифицированным составом, представляющим наибольшую опасность. В качестве наказания виновным грозит лишение свободы на срок до 7 до 12 лет. В качестве дополнительных наказаний предусмотрен крупный штраф до 2 миллионов рублей или ограничение свободы на срок до 2 лет.

Крупным признается ущерб, если стоимость перевозимой продукции составляет не менее 250 тысяч рублей.

Ст. 226.1 устанавливает уголовную ответственность за контрабанду вооружения, взрывчатки, боеприпасов, отравляющих и радиоактивных веществ, оружия массового поражения, средств их доставки, а также предметов стратегического назначения, культурных ценностей, ценных животных и водных ресурсов.

Важно! Перечень предметов и ресурсов, которые представляют стратегическую важность, утвержден Постановлением Правительства РФ.

В качестве наказания по ч.1 данной статьи предусмотрено лишение свободы на срок от 3 до 7 лет. При определенных обстоятельствах суд может назначить еще дополнительное наказание — большой штраф или ограничение свободы.

В ч.2 ст.226.1 перечислены квалифицирующие составы преступления:

  1. Совершение деяния с применением насилия в отношения лица, который исполняет пограничный или таможенный контроль;
  2. С использованием служебного положения

При наличии одного из указанных обстоятельств виновному грозит наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом или ограничением свободы, либо без них.

Если преступления, указанные в ч.1 и 2 ст. 226.1 совершены не одним лицом, а организованной группой, то к виновным будет применено наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет. В данном случае также возможно дополнительное применение штрафа или ограничения свободы.

1 УК РФ судья в приговоре указывает наказание в виде лишения свободы сроком от 15 до 20 лет, либо пожизненное заключение.

Статья 229.1. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
ГАРАНТ:

Положения пункта «в» части 2 статьи 229.1 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ) применяются с 1 января 2013 г.

в) в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
ГАРАНТ:

Федеральным законом от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ действие части 3 статьи 229.1 настоящего Кодекса было приостановлено в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, со дня вступления в силу названного Федерального закона до 1 января 2013 г.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, в крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;
ГАРАНТ:

Федеральным законом от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ действие пункта «б» части 4 статьи 229.1 настоящего Кодекса было приостановлено в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, со дня вступления в силу названного Федерального закона до 1 января 2013 г.

б) в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, в особо крупном размере;

в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового или пожизненным лишением свободы.

Примечания. Утратили силу.

а организованной группой; ГАРАНТ.

Кто относится к их числу?

Это те животные, которые занесены в Красную книгу РФ:

  • белый медведь;
  • красный волк;
  • амурский тигр;
  • снежный барс;
  • морж;
  • морская свинья и многие другие.

Но не только за контрабанду животных, но и птиц, а также моллюсков и пресмыкающихся контрабандистам светит уголовная ответственность.

белый медведь;.

Понятие и признаки контрабанды. Условия наступления уголовной ответственности и отличие от административно-наказуемой контрабанды.

Статья 188. Контрабанда

Положение части первой статьи 188 во взаимосвязи с частью 1 статьи 16.2 и частью 2 статьи 27.11 КоАП Российской Федерации признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение в системе действующего правового регулирования позволяет при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления (контрабанда) или административного правонарушения (недекларирование товаров), а также исчисления размера административного штрафа использовать его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов (Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П). В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Читайте также:  Куда обратиться, если квартира была приватизирована обманным путем?

Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П нормативное положение части первой статьи 188 признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно позволяет – во взаимосвязи с примечанием к статье 169 данного документа – при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированной или недостоверно декларированной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в крупном, т.е. превышающем в эквиваленте 250 000 рублей, размере, признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в Российскую Федерацию без письменного декларирования. Нормативное положение части первой статьи 188 – в той мере, в какой Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П оно признано не соответствующим Конституции РФ, – утрачивает силу и не подлежит применению, а основанные на нем решения судов и иных органов подлежат пересмотру в соответствии с частью второй статьи 54 Конституции РФ (в соответствии с Федеральным законом от 07.04.2010 N 60-ФЗ крупным размером признается сумма, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей).

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, –

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2002 N 50-ФЗ, от 06.12.2007 N 335-ФЗ, от 19.05.2010 N 87-ФЗ)

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

Примечание утратило силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ

ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ)

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ)

Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

1. Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации путем их ввоза помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо иных установленных мест прибытия или вне времени работы таможенных органов, а равно совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации товарами и (или) транспортными средствами при их убытии с таможенной территории Российской Федерации помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо иных мест, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, –

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации –

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечания. 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. Для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

1. Статья 188 УК предусматривает два вида контрабанды: менее опасный, включенный в ч. 1 ст. 188 УК, и более опасный, который определяется ч. 2 этой статьи. Разграничение между названными видами контрабанды происходит по предмету – незаконно перемещаемым через границу ценностям, и по одному из элементов объективной стороны – размеру этих ценностей. По ч. 1 деяние должно быть совершено в крупном размере; для более опасного вида контрабанды это не является обязательным условием.

2. Предметом контрабанды, наказуемой по ч. 1, выступают любые товары и иные предметы, кроме тех, которые указаны в ч. 2 статьи. Чаще других в качестве контрабанды перевозятся валюта, ювелирные ценности, часы, техника различного назначения и др.

3. Предметом контрабанды, наказуемой по ч. 2, выступают предметы, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через границу РФ: наркотические средства; вещества психотропные; сильнодействующие; ядовитые; отравляющие; взрывчатые; радиоактивные; и т.д.

4. Объективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 188 УК, совпадает полностью, за исключением одного признака – размера перемещаемых ценностей, и заключается в незаконном перемещении предметов преступления через таможенную границу Российской Федерации. По ч. 1 перемещение должно происходить в крупном размере.

5. Формы незаконного перемещения:

1) перемещение помимо таможенного контроля;

2) перемещение с сокрытием от таможенного контроля;

3) перемещение с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;

4) перемещение, сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

6. Местом совершения преступления признаются таможенная территория и таможенная граница.

7. Субъективная сторона контрабанды характеризуется прямым умыслом.

8. Субъектом контрабанды может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

9. Часть 3 содержит квалифицирующие признаки к обоим видам контрабанды:

1) совершение деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения – п. “б” ч. 3 ст. 188 УК;

2) совершение деяния с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, – п. “в” ч. 3 ст. 188 УК.

10. В ч. 4 предусмотрено ужесточение наказания, если контрабанда совершена организованной группой.

От административно-наказуемой контрабанды контрабанда по уголовному закону отличается прежде всего предметом преступления, повышенной общественной опасностью деяния ( последствиями в виде крупного ущерба в преступлении) и трактовкой данного вида правонарушения в законах. Например, В Уголовном законе речь идет определенно только о контрабанде, закон использует этот термин. А Административный закон данное понятие не использует, хотя объективная сторона обеих деяний почти одинаковая. Данные отличия дают повод для разграничения ответственности.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 513 ;

1, выступают любые товары и иные предметы, кроме тех, которые указаны в ч.

Уголовная ответственность за таможенные преступления в 2020 году

Статья обновлена и дополнена 08.07.2020

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Уголовное преступление 2020

Основной причиной для привлечения к уголовной ответственности в рамках таможенной деятельности — является контрабанда. Уголовная ответственность за контрабанду предусматривает статьи 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ). При рассмотрении уголовных дел о контрабанде судам необходимо учитывать, что правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

К числу международных договоров, в частности, относится Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор и Союз соответственно), а также иные международные договоры, заключенные Российской Федерацией с государствами — членами Союза, другими государствами (например, Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза).

Правила перевозки товаров через границу в 2020 году определяют принципы таможенного дела. Товар, как единица потребления самостоятельно, как правило, не является предметом нарушения. То есть обладание товаром не является преступлением, если товар не относится к категориям запрещенных, например, наркотические средства, оружие и т. д. Однако, в контексте передвижения товара через границу можно говорить о наличии состава преступления, когда данное действие не подчиняется определенным регламентам.

Перемещение через границу товаров это двустороннее соглашение стран, порой с абсолютно различными принципами таможенных правил. Если в одних странах ввоз-вывоз определенных товаров карается уголовным преследованием, вплоть до высшей меры, то в иных случаях данные товары будут лишь облагаться пошлиной.

Как правило в большинстве случаев прецеденты с незаконным ввозом на территорию Российской Федерации попадают в две основные категории: запрещенные товары, например, оружие и наркотические средства. Или товары, которые находятся в свободном обороте, например, алкоголь или табачные изделия. Для второй категории нарушением обычно является превышение установленных квот. Существуют как контрабандные, так и контрафактные табачные изделия. Проблема незаконной торговли табачными изделиями имеет глобальный характер и требует комплексного подхода в ее решении. Сигареты — это подакцизный товар, и существенную часть их стоимости составляет акцизный налог, взимаемый в пользу казны.

Развитие нелегальной торговли принесло серьезные негативные последствия. Помимо очевидных потерь для государственного бюджета, развитие теневого рынка влечет рост организованной преступности, в том числе и международной, возрождение и криминализацию нелегальных каналов производства и сбыта, сокращение легальных рабочих мест. Вступил в силу Федеральный закон № 530, вернувший уголовную ответственность за контрабанду и существенно ужесточивший ответственность за производство и оборот контрафактной табачной продукции.

Профилактика контрабанды, как правило ограничивается насыщением внутреннего рынка товарами как по ассортименту, так и по цене. Закрытость рынка и отсутствие валютного контроля создают почву для развития контрабанды. Основными методами воздействия на контрабандистов является: конфискация контрабандного товара, утрата права пересечения границы и лишение свободы. Единая некогда норма, регламентирующая наступление уголовной ответственности за контрабанду (СССР — ст. 78 УК РСФСР, аналогичные нормы в других союзных республиках, ст. 188 УК РФ), ныне трансформирована в: ст. 200.1 УК РФ — «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»; ст. 226.1 УК РФ — «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов». Перечень товаров, которые попадают под категорию статьи, определяются правительством РФ. Что значит, что на практике абсолютные любые перемещаемые товары могут быть отнесены к «особо важным».

«Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ» (ст. 229.1 УК РФ). Экономическая контрабанда как таковая, имеющая формальный состав преступления, не требующая оценки для квалификации, полностью исчезла из УК РФ.

В других случаях, по словам законодателя, контрабанда для полноценного преступления не привлекается, это так называемое административное правонарушение. Однако санкции для некоторых из них представляют собой самое страшное наказание для контрабандиста — конфискация товаров, непосредственно называемая субъектом преступления (например, ст. 16.2, 16.3, 16.5, 16.7 КоАП РФ и др.).

Обоснование конфискации предмета контрабанды — является камнем преткновения в конфликте двух институтов: уголовном наказании и уголовно-процессуальном принуждении. Предметом споров являлось возможность конфисковать вещественные доказательства, которые являлись орудием преступления. Один и тот же товар, инструмент может являться как предметом преступного посягательства, так и предметом контрабанды. Больше всего вопросов возникает, когда дело касается ввозимых-вывозимых денежных средств. Например, «черный» рынок обмена наличной валюты никак не угрожает банковской системе страны. Вне кредитной организации это просто незаконная валютная операция, такая же, как обмен между физическими лицами на улице. Не случайно контрабанда наличной валюты — преступление небольшой тяжести. Суд как правило не считает необходимым искать разницу между конфискацией предмета контрабанды и инструментом, используемым для совершения этого преступления. Согласно ч. 5 ст. 46 УК РФ в случае злостного уклонения от уплаты штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, назначенного в качестве основного наказания, штраф заменяется наказанием в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Указанный способ (кратное исчисление) определения суммы штрафа применяется при осуждении лица по ст. 200.1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов», ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп», ст. 290 УК РФ «Получение взятки», ст. 291 УК РФ «Дача взятки», ст. 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве». Лицо должно быть признано судом виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 204, 290–291.1 УК РФ. При этом квалификация по конкретной части статей не имеет значения, поскольку во всех случаях, предусмотренных этими статьями, применяется кратный способ исчисления штрафа.

В части 5 ст. 46 УК РФ не оговорено, что данной нормой охватываются и ситуации, когда на основании ст. 200.1 УК РФ штраф назначен в размере, исчисленном исходя из величины, кратной сумме «контрабандных» денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. Кроме того, ст. 200.1 введена в УК РФ Федеральным законом № 134-ФЗ5, и корреспондирующих ей изменений в ч. 5 ст. 46 УК РФ ни этим, ни другими федеральными законами произведено не было. Это явный пробел. Поэтому необходимо внести соответствующие дополнения в ч. 5 ст. 46 УК РФ о замене наказания в отношении осужденных по ст. 200.1 УК РФ к штрафу, исчисленному кратным способом, лишением свободы при злостном уклонении от его уплаты.

Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники также является правонарушением, имеющим основания привлекать к уголовной ответственности.

За неимением в составе преступления контрабанды или государственной измены (ст.275 УК РФ) данное противодействие следует квалифицировать по ст.189 УК РФ.

Изготовление, приобретение, хранение, транспортировка в целях использования или сбыта, а равно сбыт поддельных платежных карт, распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты (за исключением случаев, предусмотренных статьей 186 настоящего Кодекса), а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет.

Те же деяния, совершенные организованной группой, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Другим основанием для привлечения к уголовной ответственности рассматривается невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст.190 УК РФ). Основанием преступления являются перемещение или невозвращение художественных исторических ценностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере (ст.94 УК РФ) наказывается в соответствии с Уголовным кодексом РФ, имея под собой неуплату таможенных пошлин, например, изменение таможенной стоимости товара или предоставление необъективной информации о товаре.

Уклонение от уплаты таможенных платежей считается крупной, в случае если сумма неоплаченных платежей перевозимых через границу товаров превышает два миллиона рублей, и, соответственно особо крупной, если сумма превышает шесть миллионов рублей.

В целом, преступления, совершаемые в таможенной сфере, приводят к увеличению экономических преступлений, что негативно отражается на безопасности Российской Федерации. Изменения в законодательстве, которые имеют под собой вступление в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, должны повлечь за собой положительные новшества в правовом регулировании таможенной сферы, что будет способствовать уменьшению правонарушений в сфере таможенного законодательства.

Убытки 2020
Увеличение социальной поддержки семей с 2020 года
Увольнение 2020
Увольнение пенсионера 2020
Уголовная амнистия 2020

1 УК РФ штраф назначен в размере, исчисленном исходя из величины, кратной сумме контрабандных денежных средств и или стоимости денежных инструментов.

КОНТРАБАНДА: ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ, СПЕЦИАЛЬНОЙ КОНФИСКАЦИИ И ХРАНЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОЙ КОНФИСКАЦИИ И ХРАНЕНИЯ
ПРЕДМЕТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
В. СОБОЛЕВ, С. ДУШКИН
В. Соболев, судья Краснодарского краевого суда.
С. Душкин, помощник Краснодарского транспортного прокурора.
В условиях российских реформ охрана монополии внешнеторговой политики приобретает особую значимость. Одно из наиболее серьезных посягательств на государственные интересы в этой сфере – контрабанда, эффективность борьбы с которой зависит от хорошо скоординированных уголовно – правовых мер. Однако изменившееся таможенное законодательство и современный характер контрабанды усложнили применение уголовно – правовых норм, что повлекло разнобой в правоприменительной практике.
Анализ судебной и следственной практики по делам о контрабанде свидетельствует о весьма различном понимании практиками основных положений установленной законом уголовной ответственности за совершение этого преступления. Ошибки большей частью связаны с недостатками выяснения и учета обстоятельств, влияющих на квалификацию контрабанды, с определением понятия оконченного состава контрабанды и покушения на нее, соучастия, а также с решением судьбы предметов преступления.
Органы предварительного следствия и суды по-разному толкуют понятие “перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов”. В связи с этим возникают трудности при решении вопроса, является ли преступление оконченным, когда лицо совершает действия, направленные на сокрытие, а после подачи декларации при таможенном досмотре задерживается таможенными органами с недекларированными товаром, валютой, иными предметами, которые оно пыталось вывезти или ввезти на территорию России. При попытке незаконно переместить товар, иные предметы в крупном размере через таможенную границу РФ такие действия в одних случаях квалифицируют как оконченное преступление, в других – как покушение на незаконное перемещение через таможенную границу.
Так, действия С., признанного виновным в том, что он при вылете за границу скрыл от таможенного контроля 6800 долларов США, которые после подачи декларации были обнаружены при нем во время таможенного досмотра, Советский суд Краснодара квалифицировал как покушение на перемещение валюты в крупном размере. Как покушение на контрабанду также были квалифицированы действия Р. Адлерским судом Сочи, признавшим установленным, что виновный скрыл имевшиеся при нем 14300 долларов США, которые были обнаружены при таможенном досмотре после оформления и подачи декларации.
Иную позицию при той же ситуации занял Ленинский суд Новороссийска в отношении К., расценив его действия как оконченное преступление – контрабанду, хотя незаконно перемещаемые 3450 долларов США были обнаружены у него также при досмотре в зоне таможенного контроля после оформления и подачи им декларации. Такую позицию, как показало обобщение, занимают лишь немногие суды районного звена.
Различное толкование стадии оконченной контрабанды свидетельствует о явно противоречиво складывающейся судебной и следственной практике. Это связано не только с недостаточно четкой обрисовкой в законе момента окончания такого специфического преступления, но и различным определением его в уголовно – правовой литературе.
В ст. 188 УК РФ контрабанда определяется как перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или с недостоверным декларированием.
Это определение не вызывает затруднений в случаях, когда товары или иные предметы ввозятся из-за границы в Российскую Федерацию. Такое преступление всегда рассматривается как оконченное при незаконном перемещении через таможенную границу РФ путем ввоза товаров или иных предметов в зону таможенного контроля с предъявлением недостоверной декларации либо иным указанным в ст. 188 УК способом, поскольку пересечение любой границы (таможенной, государственной) извне легко ассоциируется с состоявшимся въездом в страну, а следовательно, и с ввозом, перемещением товаров или иных предметов на ее территорию, как оконченным деянием.
Гораздо сложнее применить положение закона о перемещении через таможенную границу, когда речь идет о контрабанде, осуществляемой из Российской Федерации за границу. Поскольку по общим правилам определения стадии оконченного преступления перемещение через границу следует признавать состоявшимся лишь после фактического ее пересечения, установить такой факт можно лишь тогда, когда контрабандист пересек пространство таможенного контроля и оказался за его пределами либо даже на территории другого государства.
Этой позиции придерживаются многие практические работники и отдельные ученые, которые, строго следуя формулировке уголовного закона, квалифицируют контрабанду как оконченное преступление только при фактическом пересечении таможенной границы. По их мнению, если лицо, подавшее декларацию, будет при таможенном досмотре изобличено в попытке вывезти товары незаконным способом, то его действия должны рассматриваться как покушение на контрабанду.
Сторонники такой позиции исходят также из того, что согласно разъяснению, содержащемуся в п. 4 действующего Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. “О судебной практике по делам о контрабанде”, это преступление следует считать оконченным с момента фактического незаконного перемещения товаров через границу.
Однако в соответствии с п. 5 ст. 18 Таможенного кодекса РФ перемещением через таможенную границу товаров или транспортных средств при их вывозе из Российской Федерации признается подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти товары или транспортные средства. Поскольку признак контрабанды “перемещение через таможенную границу” носит бланкетный характер, необходимо обратиться к Таможенному кодексу РФ, в котором, как видим, применительно к вывозу с таможенной территории Российской Федерации товаров или иных предметов дана не буквальная, а ограничительная интерпретация.
Таким образом, при вывозе предметов контрабанды с таможенной территории Российской Федерации момент окончания преступления переносится на более раннюю стадию развития умышленной преступной деятельности, а действия лица, направленные на реализацию намерения незаконно вывезти товары или иные предметы после подачи им таможенной декларации, следует рассматривать как оконченное преступление. С таким определением понятия перемещения через таможенную границу применительно к уголовно – правовым отношениям соглашаются многие авторы, исследовавшие эту проблему.
Такой вывод не противоречит положениям Таможенного кодекса РФ и в тех случаях, когда контрабанда осуществляется любым способом при вывозе товаров или иных предметов на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады, а также при ввозе с этих зон и складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации.
Исходя из необходимости единообразного применения закона целесообразно диспозиции ч. ч. 1 и 2 ст. 188 УК РФ перед словом “перемещение” дополнить словами: “действия, непосредственно направленные на”. При таком законодательном определении этого понятия контрабанда, обнаруженная при таможенном досмотре или при попытке нелегального перехода таможенной границы Российской Федерации, будет рассматриваться как оконченное преступление.
Здесь немаловажно и то, что научно обоснованное определение и законодательное закрепление момента окончания контрабанды позволит правильно применять по делам этой категории институт добровольного отказа от преступления, а также четче дифференцировать ответственность соучастников.
Поскольку добровольный отказ от преступления в соответствии с ч. 1 ст. 31 УК возможен на стадии приготовления к преступлению либо покушения на него, неправильное определение момента окончания контрабанды может повлечь ошибочное освобождение от уголовной ответственности лиц, фактически совершивших преступление.
Так, Советским судом Краснодара необоснованно дважды оправдывался А., который после подачи декларации и уже в помещении личного досмотра непосредственно перед его началом вынужден был признать наличие у него незадекларированной крупной суммы иностранной валюты. Лишь после отмены двух оправдательных приговоров суд обоснованно признал указанные действия А. контрабандой. Свои выводы об оправдании суд обосновывал тем, что преступление якобы считалось неоконченным, а выдача виновным непосредственно перед личным досмотром предметов контрабанды принималась за добровольный отказ от преступления.
Далеко не одинакова практика применения института соучастия в контрабанде, когда сотрудники таможни являются собственно соучастниками либо соисполнителями преступления и возникает вопрос о влиянии должностного положения указанных лиц на квалификацию действий всех соучастников. Особые затруднения вызывает квалификация действий соучастников, когда наряду с должностным лицом в контрабанде участвуют лица, не наделенные должностными полномочиями. К тому же нуждаются в четком определении понятия должностного лица и лица, осуществляющего таможенный контроль, применительно к ч. 3 ст. 188 УК РФ.
В силу специфики объективной стороны состава контрабанды ее совершение в большинстве случаев оказывается возможным только при соучастии нескольких лиц, что уже само по себе свидетельствует о повышенной общественной опасности деяния. Однако по этому признаку закон не предусматривает усиления ответственности. Поэтому ч. 3 ст. 188 УК нуждается, на наш взгляд, в дополнении квалифицирующим признаком “группой лиц по предварительному сговору”.
По-разному суды подходят и к решению вопроса о судьбе предметов контрабанды. Одни возвращают их владельцам, т. е. осужденным за контрабанду, другие – обращают в доход государства.
Причина этого, как выяснилось путем опроса судей, то, что ранее действовавший уголовный закон (ст. ст. 78, 169.1 УК РСФСР) за контрабанду предусматривал наказание с обязательной или альтернативной конфискацией имущества. Новый закон (ч. 1 ст. 188 УК РФ) вообще не предусматривает конфискации имущества и не оговаривает необходимости конфискации предметов контрабанды. Положения же ст. 86 УПК РСФСР большинство судей не применяет, ошибочно полагая, что предметы контрабанды не являются орудиями преступления и к ним не могут быть применены правила специальной конфискации.
Такая позиция противоречит разъяснению, содержащемуся в п. 7 упомянутого Постановления Пленума Верховного Суда СССР “О судебной практике по делам о контрабанде”, согласно которому предметы контрабанды, как вещественные доказательства, подлежат конфискации в соответствии с действующим законодательством. А согласно действующему Таможенному кодексу РФ (ст. ст. 276 – 279) нарушение таможенного законодательства, сопряженное с незаконным перемещением товаров через таможенную границу, влечет конфискацию или взыскание стоимости перемещаемых товаров.
Этому законоположению следует и практика Верховного Суда РФ. Так, Постановлением его Президиума от 10 июня 1998 г. по делу П. отменены все состоявшиеся судебные постановления в части решения о возврате осужденному за контрабанду признанных вещественными доказательствами по делу 85200 долларов США. При этом Президиум указал, что конфискацию имущества как дополнительное наказание следует отличать от конфискации предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, судьба которых решается в соответствии с требованиями п. 1 ст. 86 УПК РСФСР. Признание П. виновным в контрабанде и отнесение тем самым изъятой у него незаконно перемещаемой валюты в крупном размере через таможенную границу РФ к “товарам или иным предметам”, т. е. к предметам этого преступления, дает основание для их конфискации в соответствии с п. 1 ст. 86 УПК РСФСР.
При расследовании по уголовным делам о контрабанде серьезную проблему составляет хранение предметов контрабанды как вещественных доказательств (особенно, когда следственные органы вынуждены организовывать длительное хранение изъятых в большом количестве крупногабаритных контрабандных товаров). Как правило, такие предметы контрабанды хранятся на складах временного хранения, владельцами которых являются не таможенные органы, а иные юридические лица. В этих случаях плата за хранение товаров взимается владельцем склада в зависимости от их количества, веса и срока хранения. Поскольку в соответствии с требованиями ст. 85 УПК РСФСР вещественные доказательства должны храниться до вступления приговора в законную силу или до истечения срока на обжалование постановления или определения о прекращении дела, сумма издержек за их хранение может быть значительной и даже неоднократно превысить стоимость самих изъятых товаров.
Учитывая, что по делам данной категории решающее значение имеет стоимостное выражение вещественных доказательств – предметов контрабанды, их хранение до разрешения дела по существу не вызывается необходимостью. Поэтому при условии надлежащего выполнения требований ч. 1 ст. 84 УПК РСФСР и подробного описания вещественных доказательств они могут быть досрочно сданы в соответствующие учреждения для использования по назначению или реализации. Указанное приводит к выводу о необходимости ч. 3 ст. 85 УПК РСФСР изложить в следующей редакции: “Вещественные доказательства, подвергающиеся быстрой порче, если не могут быть возвращены владельцу, сдаются в соответствующие учреждения для использования по назначению. Если для уголовного дела имеет значение лишь стоимость вещественных доказательств, то они могут быть реализованы в установленном законом порядке, а денежные средства от их реализации переданы на хранение в учреждение Госбанка. При необходимости они возмещаются владельцу предметами того же рода и качества или ему уплачивается их стоимость.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

“УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР”
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
“УГОЛОВНО – ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР”
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
“ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
(утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1)
“УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда СССР от 03.02.1978 N 2
“О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КОНТРАБАНДЕ”
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума Верховного Суда РФ
от 10.06.1998 N 446п98пр
Законность, N 7, 1999

Одни возвращают их владельцам, т.

Субъективная сторона контрабанды

Все преступления, совершаемые в сфере таможенного дела, характеризуются исключительно умышленной виной, причем только в форме прямого умысла. Отличие заключается в содержании умысла и моменте его формирования, которые иногда имеют принципиальное значение для разграничения составов указанных преступлений.

Законодатель в числе обязательных признаков субъективной стороны контрабанды называет лишь вину. Анализ уголовного закона показывает, что контрабанда может быть совершена: во-первых, только умышленно, а во-вторых, только с прямым умыслом.

Прямой умысел включает в себя осознание субъектом общественно опасного характера своего деяния (действия или бездействия), предвидение возможности или неизбежности наступления его общественно опасных последствий и желает их наступления (ч. 2 ст. 25 УК РФ). Однако такое содержание прямого умысла может быть характерно только для преступлений с материальным составом. Так как контрабанда является преступлением с формальным составом, то для определения вины лица в совершении контрабанды необходимо установить следующее:

  • – лицо осознает, что незаконно перемещает предметы преступления через таможенную границу таможенного союза или государственную границу РФ;
  • – лицо осознает принадлежность предметов преступления к особой категории, указанной в ст. 200.1, 226.1 или 229.1 УК РФ;
  • – лицо осознает, что перемещает предметы контрабанды в крупном размере (применительно к ст. 200.1, а также к 226.1 УК РФ в части стратегически важных товаров и ресурсов и культурных ценностей);
  • — лицо желает совершить эти действия.

Установление умышленного отношения к недостоверному декларированию или использованию документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, при перемещении стратегически важных товаров и ресурсов само по себе еще недостаточно для оценки этих действий как контрабанды, поскольку они также могут попадать под действие ст. 194 УК РФ. Такие действия будут считаться контрабандой, если недостоверное декларирование выступало способом перемещения товара, т.е. недекларирование или недостоверное декларирование товаров находилось в причинной связи с решением таможенных органов о пропуске товаров через таможенную границу таможенного союза либо могли сделать возможным их беспрепятственное перемещение через таможенную границу таможенного союза. Если такая контрабанда повлекла за собой неуплату таможенных платежей в крупном размере, деяние следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 226.1 и 194 УК РФ [1] .

Недекларирование товаров, подлежащих декларированию, либо заявление недостоверных сведений, которые не влияли и не могли влиять на принятие таможенным органам решения об их пропуске через таможенную границу, хотя и совершенные умышленно, состава контрабанды не образуют.

Закон не связывает наступление ответственности за контрабанду с определенными мотивом и целью преступления. Эти компоненты субъективной стороны не имеют значения для квалификации преступлений, предусмотренных ст. 200.1, 226.1 и 229.1 УК РФ. Однако определение мотива и цели данного преступления имеет большое значение для установления наличия или отсутствия смягчающих или отягчающих обстоятельств, характеристики личности обвиняемого, выявления степени общественной опасности деяния.

Мотивами контрабанды являются внутренние побуждения лица, определяемые его потребностями и интересами, которые вызывают у него решимость переместить через границу контрабандным способом определенные предметы. По корыстным мотивам контрабанда совершается более чем в 90% случаев. Еще одним мотивом этого преступления является желание скрыть другое, ранее совершенное или обеспечить условия для совершения иного преступления, например, сбыта наркотических средств.

Менее распространенные мотивы — карьеристские соображения, желание владеть предметами, запрещенными к ввозу (вывозу) с территории РФ, и т.д.

Целью контрабанды является мысленный образ будущего результата, к достижению которого стремится лицо (вывезенные или ввезенные предметы контрабанды) и который может быть достигнут лишь путем нарушения таможенного законодательства.

На формирование умысла, мотивов и цели оказывает влияние личные интересы и потребности, индивидуальные качества субъекта контрабанды, которые могут быть учтены при определении меры наказания, но не влияют на квалификацию.

Менее распространенные мотивы карьеристские соображения, желание владеть предметами, запрещенными к ввозу вывозу с территории РФ, и т.

Классификация

Для того чтобы было проще индивидуализировать наказание за совершенное деяние, УК РФ экономические преступления классифицирует на злодеяния в предпринимательской сфере, в сфере финансов, налоговые правонарушения, а также нарушения в сфере инновационных технологий. За каждое из нарушений санкцию предусматривает отдельная статья УК РФ по экономическим преступлениям.

Преступления в сфере предпринимательства классифицируют на:

  • воспрепятствование предпринимательству, незаконные формы деятельности, а также ложное предпринимательство;
  • организацию незаконной работы банка, легализация нелегальных активов, обналичивание денег;
  • монополизм, нарушение правил товарных знаков;
  • распространение коммерческих сведений непредусмотренным законом путем;
  • мошенничество при проведении тендеров;
  • лжебанкротство;
  • нарушение правил ведения бухгалтерского учета;
  • мошенничество в области использования природных ресурсов;
  • требования проведения сделки или отказа от ее проведения лицами без согласия оппонента.

Злодеяния в сфере финансов можно разделить на преступления в кредитной сфере, при работе с ценными бумагами, платежными картами и наличными денежными средствами.

Налоговые преступления четко контролируются не только отделом по борьбе с экономической преступностью, но и Налоговой службой, которой должны быть подотчетны все юридические и физические лица.

Разновидностью налоговых преступлений являются:

  • отказ от выплаты налогов;
  • мошенничество в сфере акцизных сборов и погашения таможенных сборов;
  • экономическая контрабанда.

Преступные деяния в области высоких технологий можно разделить на несанкционированные доступы к электронным данным банков и других финансовых организаций, а также написание и использование вредного программного обеспечения, внедрение которого может привести к потере всех данных о налогоплательщиках и экономической катастрофе в государстве.

Отдельно хотелось бы отметить преступления в сфере торговли и оказания услуг, поскольку они тоже доставляют большой ущерб общественности и отдельным гражданам, которые становятся жертвами махинаций. Этот тип злодеяний разделяют на нарушения в публичности торгов и проведении аукционов, обман потребителей и покупателей, а также взятки в любой из форм.

Признаки экономических преступлений.

Статьи за экономические преступления

Любая экономическая деятельность в российском государстве должна осуществляться в свободной форме, о чем утверждает Конституция. Именно этот принцип был заложен еще в период перехода страны к демократической схеме построения государства. Экономические преступления являются существенным препятствием не только для предпринимательской деятельности, но и для развития всех институтов государства в целом.

Учитывая наносимый вред, в УК РФ была включена отдельная глава, посвященная привлечению к ответственности за коммерческие преступления.

Направления, в которых выражаются экономические правонарушения.

§ 7. Преступления, связанные с контрабандой,

продажей, транспортировкой и изготовлением

наркотиков

Статья 347

Контрабанда, продажа, транспортировка и изготовление наркотиков, независимо от их количества, рассматриваются как преступления и подлежат наказанию в соответствии с настоящим Кодексом.

Контрабанда, продажа, транспортировка и изготовление наркотиков при наличии любого из нижеперечисленных обстоятельств — наказываются лишением свободы на срок 15 лет, бессрочным лишением свободы или смертной казнью:

контрабанда, продажа, транспортировка и изготовление опиума в количестве свыше 1000 г, героина или метилфениламина в количестве свыше 50 г. или иных наркотиков в крупном объеме;

руководство группой, занимающейся контрабандой, продажей, транспортировкой и изготовлением наркотиков;

вооруженное прикрытие контрабанды, продажи, транспортировки и изготовления наркотиков;

сопротивление с применением насилия проведению досмотра, задержанию и аресту, при отягчающих обстоятельствах;

5) участие в организованной международной торговле наркотиками.

Контрабанда, продажа, транспортировка и изготовление опиума в количестве свыше 200 г, но менее 1000 г, героина или метилфениламина в количестве свыше 10 г, но менее 50 г или иных наркотиков в сравнительно крупном объеме — наказываются лишением свободы на срок свыше 7 лет и штрафом.

Контрабанда, продажа, транспортировка и изготовление опиума в количестве менее 200 г, героина или метилфениламина в количестве менее 10 г, или иных наркотиков в небольшом объеме — наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, краткосрочным арестом или надзором, а также штрафом; при отягчающих обстоятельствах — наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и штрафом.

Если преступления, упомянутые в части первой, части второй и части третьей настоящей статьи, совершены организацией, по отношению к организации применяются штрафные санкции, а несущие непосредственную ответственность руководители организации и другие лица, несущие непосредственную ответственность, — наказываются в соответствии с указанными частями настоящей статьи.

Использование, подстрекательство несовершеннолетних к контрабанде, продаже, транспортировке и изготовлению наркотиков или продажа наркотиков несовершеннолетним — наказываются максимально суровым наказанием из предусмотренных настоящей статьей.

Многократная контрабанда, продажа, транспортировка и изготовление наркотиков, не повлекшие за собой наказания ранее, — наказываются исходя из общего объема наркотиков.

Незаконное владение опиумом в количестве свыше 1000 г., героином или метилфениламином в количестве свыше 50 г. или иными наркотиками в крупном объеме — наказывается лишением свободы на срок свыше 7 лет или бессрочным лишением свободы, а также штрафом; то же деяние при владении опиумом в количестве свыше 200 г., но менее 1000 г., героином или метилфениламином в количестве свыше 10 г., но менее 50 г. или иными наркотиками в сравнительно крупном объеме — наказывается лишением свободы на срок до 3 лет, краткосрочным арестом или надзором, а также штрафом; при отягчающих обстоятельствах — наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет.

Покрывательство преступных элементов, занимающихся контрабандой, продажей, транспортировкой и изготовлением наркотиков, предоставление убежища преступным элементам, передача, укрывательство наркотиков или имущества, полученного преступным путем, — наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, краткосрочным арестом или надзором; при отягчающих обстоятельствах — наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Лица, занимающиеся розыском наркотиков, или иные работники государственных органов, покрывающие преступных элементов, занятых контрабандой, продажей, транспортировкой и изготовлением наркотиков, несут максимально суровое наказание из предусмотренных в части первой настоящей статьи.

Совершение указанных в частях первой и второй настоящей статьи преступлений по предварительному сговору одновременно влечет за собой наказание и как за контрабанду, продажу, транспортировку и изготовление наркотиков.

Незаконная транспортировка, владение ангидридом уксусной кислоты, серным эфиром, трихлорметаном или иными веществами, используемыми в качестве сырья для производства наркотиков, либо в нарушение государственных установлений незаконная торговля на территории страны вышеназванными веществами — наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, краткосрочным арестом или надзором, а также штрафом; те же деяния, совершенные в крупном объеме, — наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет, а также штрафом.

Предоставление третьему лицу перечисленных в части первой настоящей статьи веществ, при заведомом знании о том, что данное лицо занимается изготовлением наркотиков, рассматривается и наказывается как изготовление наркотиков.

Если преступления, упомянутые в частях первой и второй настоящей статьи, совершены организацией, по отношению к организации применяются штрафные санкции, а несущие непосредственную ответственность руководители организации и другие лица, несущие непосредственную ответственность, — наказываются в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

Незаконные посевы мака снотворного, конопли или других растений, используемых в качестве сырья для производства наркотиков, в равной мере подлежат уничтожению. При наличии любого из нижеперечисленных обстоятельств данные действия наказываются лишением свободы на срок до 5 лет, краткосрочным арестом или надзором, а также штрафом:

посадка кустов мака в количестве более 500, но менее 3 000 штук или других растений, используемых в качестве сырья для производства наркотиков, в сравнительно большом количестве;

повторная посадка после разбирательства дела органами безопасности;

3) отказ от ликвидации посадок. Незаконные посадки мака в количестве более 3 000 кустов или других растений, используемых в качестве сырья для производства наркотиков, в большом количестве — наказываются лишением свободы на срок более 5 лет, а также штрафом или конфискацией имущества.

В случае добровольной ликвидации посадок мака снотворного или других растений, используемых в качестве сырья для производства наркотиков, до сбора урожая, наказание может не применяться.

Незаконная купля-продажа, транспортировка, наличие при себе, владение не прошедшими обработку для утраты жизнеспособности маком или другими растениями или сеянцами, используемыми в качестве сырья для производства наркотиков, в сравнительно крупном размере — наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, краткосрочным арестом или надзором, а также одновременно или в качестве самостоятельного наказания — штрафом.

Вовлечение, обучение, привлечение обманным путем третьих лиц к употреблению наркотиков перорально или путем инъекций — наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, краткосрочным арестом или надзором, а также штрафом; при отягчающих обстоятельствах—наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и штрафом.

Принуждение третьих лиц к употреблению наркотиков перорально или путем инъекции — наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет и штрафом.

Вовлечение, обучение, привлечение обманным путем или принуждение несовершеннолетних к употреблению наркотиков перорально или путем инъекций — наказываются максимально суровым наказанием из предусмотренных настоящей статьей.

Предоставление помещения третьим лицам для употребления наркотиков перорально или путем инъекций наказывается лишением свободы на срок до 3 лет, краткосрочным арестом или надзором, а также штрафом.

Статья 355

Лица, в соответствии с законом осуществляющие производство, транспортировку, контроль за производством, применением, использованием анестезирующих (наркотических) и психотропных веществ, находящихся под контролем государства, в нарушение государственных установлений поставляющие третьим лицам, употребляющим наркотики перорально или путем инъекции, находящиеся под контролем государства анестезирующие (наркотические) и психотропные вещества, могущие вызвать привыкание, — наказываются лишением свободы на срок до 3 лет или краткосрочным арестом, а также штрафом; при отягчающих обстоятельствах—наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и штрафом.

Лица, поставляющие находящиеся под контролем государства анестезирующие (наркотические) и психотропные вещества, могущие вызвать привыкание, контрабандистам или продавцам наркотиков, либо поставляющие данные вещества третьим лицам с целью получения прибыли, — наказываются в соответствии со статьей 347 настоящего Кодекса

Если преступление, упомянутое в части первой настоящей статьи, совершено организацией, по отношению к организации применяются штрафные санкции, а несущие непосредственную ответственность руководители организации и другие лица, несущие непосредственную ответственность, — наказываются в соответствии с частью первой настоящей статьи.

Лица, ранее осужденные за контрабанду, продажу, транспортировку, изготовление, незаконное владение наркотиками, повторно совершившие преступления, перечисленные в настоящем параграфе, — наказываются максимально суровым наказанием из предусмотренных в статьях настоящего параграфа.

Под наркотиками в настоящем Кодексе подразумеваются опиум, героин, метилфениламин (“ледяной наркотик”), морфий, конопля, кокаин, а также иные находящиеся под контролем государства наркотические и психотропные вещества, могущие вызвать привыкание.

Количество наркотиков определяется исходя из фактического количества контрабандных, продаваемых, транспортируемых, изготовленных, имеемых при себе наркотиков, перерасчет на химически чистый вес не производится.

или иных наркотиков в крупном объеме;.

Добавить комментарий