Как внести изменения в кадастровый паспорт в 2022 году

Инструкция по внесению изменений в кадастровый паспорт земельного участка. Как исправить ошибки?

Кадастровый паспорт – документ, содержащий все сведения о земельном участке.

С 1 января 2017 года был принят закон о замене кадастрового паспорта на выписку из ЕГРН.

В данной статье мы рассмотрим процесс внесения изменений в кадастровый паспорт земельного участка.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Основания для внесения новых данных

Список оснований включает следующие:

  • установление сервитута;
  • постройка новых сооружений;
  • изменение адреса;
  • уменьшение либо увеличение размера участка;
  • завершение строительных процессов; ;
  • изменение категории земель;
  • увеличение либо уменьшение кадастровой цены;
  • иные случаи.

Узнайте, какие документы нужны для получения такой бумаги!

Кто имеет право?

Осуществлять подачу заявления касаемо изменения в кадастре разрешено только владельцу земельного надела.

Это значит, что при предоставлении заявления к нему нужно прикрепить свидетельство о государственной регистрации.

Если владельцем выступает юридическое лицо, то его будет представлять организация, либо руководитель, имеющий доверенность.

Внимание! Если изменения незначительные, например изменение категории земель либо новый адрес участка, то обратиться может каждый.

Также имеют право обратиться государственные организации, чтобы получить информацию о кадастровой цене.

Необходимые документы

Рассмотрим примерный перечень документов, поскольку в каждом случае он меняется в зависимости от происшедших изменений:

    .
  1. Заявление, составленное согласно требованиям.
  2. Паспорт.
  3. Подтверждение того, что вы являетесь собственником земли.

Еще потребуется предоставить подтверждающие документы о произведенных изменениях:

  • Если изменения связаны со зданиями на участке, то предоставляется технический план.
  • Документ, свидетельствующий об изменении целевого назначения земли либо о переводе земель в другую категорию.
  • Если изменяется назначение сооружения, нужно предоставить постановление.
  • Решение об изменении адреса.
  • И другие, в зависимости от случая.

Обязательно предоставьте как копию, так и оригинал. Это обязательное условие, с целью избежать подделывания бумаг.

Пошаговая инструкция

Теперь подробно расскажем, как внести изменения в кадастровый паспорт.

Куда обращаться?

На выбор предоставляется несколько вариантов:

  1. Кадастровая палата (Росреестр).
  2. Многофункциональный центр.

В каждую из этих организаций можно предоставить документы разными методами:

  • прийти и принести все самому;
  • отослать все через почту заказным письмом;
  • с помощью интернета, сайта https://www.gosuslugi.ru/.

Несмотря на это разнообразие, проще всего навестить центр самостоятельно. Дело в том, что если вы воспользуетесь услугами почты, вам нужно будет потратиться на нотариуса. При личном обращении это необязательно, поэтому делаем вывод, что это лишние расходы.

Как отослать запрос на исправление по почте?

Для обращения за внесением изменений в кадастровый паспорт по почте, собственнику земельного участка необходимо придерживаться такого порядка действий:

    Подготовить документальное оформление фактов, на основании которых в кадастр будут внесены изменения.

Получить выписку из государственного кадастра в территориальной палате, чтобы убедиться в необходимости внесения изменений и несоответствии хранимой информации актуальному состоянию недвижимости.

Совет! Чтобы заявление было рассмотрено по почте, в первую очередь следует предъявить документы, служащие основанием для внесения изменений.

Поскольку каждый случай индивидуален, конкретный пакет первичной документации составляется исходя из персональных рекомендаций, после консультации с юристом или сотрудником БТИ.

Для большинства изменений обращение составляется собственником или его доверенным представителем, но есть случаи, когда подать заявление может любое лицо:

  • ошибочный адрес недвижимости;
  • несоответствие в описании расположения объекта;
  • неверно указана категория земель;
  • некорректна кадастровая стоимость государственной компании.

К письму следует приложить выписку из государственного кадастра со сведениями, не соответствующими фактическому положению дел, согласно приложенным документальным доказательствам.

Все копии посылаемых документов следует предварительно заверить у нотариуса, что удобнее всего сделать во время консультации по содержанию пакета справок.

Как отправить документы он-лайн

Есть и третий способ — через интернет. Удобным способом подачи заявки является возможность передавать запрос через сайт Росреестра. К своему обращению необходимо приложить межевой план в файле формата XML, форма которого предоставлена на сайте.

Важно! Документ необходимо подписать электронной подписью (ЭЦП), если у вас ее нет — потребуется ее обязательное изготовление.

Если обращение подается от доверенного лица, его полномочия также подтверждаются ЭЦП владельца.

Составление заявления

Заявление должно быть составлено по всем требованиям (имеется в виду получение специального бланка в кадастровой палате либо на сайте Росреестра).

Оно должно содержать:

  • Вашу личную информацию (ФИО, данные паспорта, контактная информация).
  • Информацию о том, как вы будете предоставлять данные (путем изложения на бумаге или в электронном варианте).
  • Причину внесения изменений в паспорт (нужно подчеркнуть подходящий вариант).
  • Вариант получения кадастровой выписки (выписки из ЕГРН): лично, по почте и по электронной почте.
  • Вашу подпись.

К нему не забудьте прикрепить:

  1. Паспорт (оригинал и копию!).
  2. Документальное подтверждение того, что вы являетесь собственником земли.
  • Скачать бланк заявления о внесении изменений в кадастровый паспорт объекта недвижимости
  • Скачать образец заявления о внесении изменений в кадастровый паспорт объекта недвижимости

Заключительные действия

  1. Все совершенные изменения требуется подкрепить подтверждающими документами, так как без данного действия невозможно изменить кадастровый паспорт (выписку из ЕГРН).

Важно! Срок оформления и внесения изменений зависит от организации, в которую вы обратитесь. Если в многофункциональный центр, то потребуется ждать в среднем 3 недели, если в ближайшую кадастровую палату, то 2,5 недели.

    в подлиннике и оригинале;
  • паспорт;
  • документальное подтверждение того, что вы являетесь собственником земли;
  • заявление.

Процедура по внесению изменений бесплатна. А вот за внесение данных в госреестр придется заплатить юридическим и физическим лицам 600 и 200 рублей соответственно.

Не имеете понятия, в какую сумму это обойдется?

Узнайте о стоимости оформления кадастрового паспорта из другой статьи нашего сайта!

Что делать, если получен отказ?

Как ни странно, отказать могут по-разному. Есть отказ частичный (когда рассмотрение вашей заявки приостанавливается), а есть отказ полный.

К причинам отказа относят следующие:

    Если заявитель не является собственником земли и обращается по поводу, который не является исключением.

Обратите внимание! Если отказ категоричный, то сделать вы ничего не сможете. Если же он частичный, то при условии исправления недочетов заявку одобрят.

Возможные недочеты:

  • неправильно заполненное заявление;
  • неполная информация об объекте; (например, соседские);
  • совпадает положение нескольких совершенно разных объектов.

Как исправить ошибки в документе на землю?

Рассмотрим подробнее, как это правильно сделать.

Часто в кадастровом паспорте обнаруживаются неточности. Ошибки делятся на два вида: технические и кадастровые.

  1. Технические ошибки – неточности между электронной базой данных кадастровой палаты и документами кадастра, которые находятся в архиве. Чаще всего под ошибками подразумеваются неправильные цифры, грамматические ошибки и пр. За данные ошибки отвечает сама палата, так как они допущены по её вине.
  2. Кадастровые (реестровые) ошибки – неточности предоставляемые кадастру в виде самих документов. Это межевой, технический план и любой другой документ, предоставляемый палате. То есть здесь информация в кадастровом деле соответствует информации в электронном реестре. Но проблема в том, что данные изначально неверны.

К ошибкам можно отнести:

  • неверно установленные границы;
  • неправильно указанную площадь; и иные.

В появлении самих ошибок чаще всего виновен кадастровый инженер.

Одна из особенностей при исправлении ошибок – это то, что техническую ошибку могут исправить и по вашему заявлению, и по желанию кадастровой палаты, и по решению суда.

Кадастровую ошибку сам кадастр исправлять не будет, так как здесь есть всего два основания: по вашему заявлению и решению суда. Данный нюанс не очень хорош потому, что пока вы заметите ошибку может пройти несколько лет, а то и больше. Все дело в том, что вовремя заметить ошибку очень важно, в ином случае, к примеру, вы будете платить налог на землю больше (если кадастровая ошибка относится к этому аспекту).

Владелец чаще всего находит эти ошибки при:

  • снятии земли с учета;
  • внесении изменений в кадастровый паспорт; (выписки из ЕГРН);
  • установлении сервитута и пр.

Технические неточности

Всего есть три варианта:

  1. По судебному решению.
  2. Заявлению собственника либо другого лица.
  3. По инициативе кадастра.
По судебному решению

Чаще всего, поводом для обращения в суд становится:

  1. Протест собственника земли против позиции кадастравиков в отношении исправления технических ошибок по заявлению третьих лиц — соседей, госорганов.
  2. Несогласие владельца земли с отказом органа кадастрового учета в исправлении технических ошибок.

В таких случаях, заявитель может подавать исковое заявление о бездействие должностных лиц, гос/муниципальных органов либо на обжалование их действий.

Такие судебные дела имеют свои особенности:

    иск можно подать в арбитражный суд либо в суд общей юрисдикции;

После положительного решения судом автоматически направляется постановление в ОКУ для исполнения работниками кадастрового органа. Если по какой-либо причине судебный акт не дошел в кадастровую палату, можно предъявить копию судебного решения со стандартным заявлением свободной формы.

Справка! После получения судебного распоряжения постановление исполняется ответственным органом в течение недели.

При игнорировании судебного предписания работникам кадастровой службы грозит ст.315 УК РФ и 100 тысяч рублей штрафа.

По заявлению собственника или другого лица

В случае исправления ошибки по заявлению процесс схож с тем, что мы описывали выше. Обычно заявление подает собственник в случае, когда границы его участка нарушаются при межевании без оснований и уведомления. Такая ситуация происходит, если земельный надел зарегистрирован в кадастре старого образца до 2008 года. Для исправления ситуации необходимо повторной осуществить межевание.

Заявление подается заинтересованным лицом по форме, описанной в приказе Минэкономразвития РФ №125, в МФЦ или местный ОКУ.

Здесь также есть 3 варианта подачи заявления:

  • через сайт Госуслуг;
  • стационарную почту;
  • личным присутствием.

Нужно написать заявление об обнаруженной ошибке и прикрепить доказательства (например план межевания). Данная процедура бесплатна.

После этого нужно ожидать 5 дней и получить исправленный кадастровый паспорт. Об этом вам придет уведомление на стационарную или электронную почту. Если же вам вынесли отказ, уведомление не направляют.

Нет времени стоять в очередях, но кадастровый паспорт оформить необходимо? Наша статья расскажет, как получить его онлайн!

По инициативе кадастра

Если при внутренней проверке кадастровая служба самостоятельно находит неточность, то регламент ее устранения таков:

  1. В течение 5 дней после нахождения неточности выносится решение об ее исправлении, и кадастровая запись приводится в фактическое соответствие.
  2. На следующий день после выпуска решения, копия внутреннего распоряжения и актуальный кадастровый паспорт высылаются владельцу.

Получив письмо, собственник может оспорить действия кадастровой службы в судебном порядке.

Кадастровые неточности

Всего есть два варианта: по инициативе владельца и решению суда. Самостоятельно исправлять кадастровые ошибки, в отличие от технических, кадастровое учреждение имеет право только в случаях просчетов в межевании.

Порядок исправления по инициативе владельца

Всего 3 варианта подачи заявления:

  • через сайт Госуслуг;
  • стационарную почту;
  • личным присутствием.

Порядок действий:

    Сначала вы должны подготовить исправленные документы, которые стали причиной кадастровой (реестровой) ошибки.

По судебному решению

Самыми частыми причинами обращения в суд при наличии кадастровых ошибок являются такие ситуации:

    во время проведения землеустроительных работ, инженером была обнаружена кадастровая ошибка и подготовлено соответствующее заключение;

Справка! После завершения процесса, постановление суда за 3-5 дней рассылается участникам дела. Кадастровая служба должна исполнить предписание или приостановить проведение кадастрового учета на 3 месяца.

Приостановку также следует обжаловать в судебном порядке, а при уклонении обращаться в контролирующий орган.

Что получают в результате?

Итогом рассмотрения заявки о внесении изменений в кадастровый паспорт являются такие последствия:

    При изменении вида пользования надела, решение принимается главой районной администрации после публичных слушаний. С июля 2016 для изменения разрешенной к пользованию территории на предназначенную под застройку публичные слушания необязательны.

Для рассмотрения у госслужащих есть 30 дней в обычном режиме и 60 дней при необходимости организовать общественные слушания. Решение по итогу мероприятий выносится в письменной форме, с подписью главы районной администрации.

Изменение назначения участка является основанием актуализации его данных в кадастре и Едином реестре. На внесение изменений чиновникам отведено 2 недели. В результате заявитель получит кадастровую выписку с проставленным новым видом разрешения на пользование.

Чтобы не допустить появления различных проблем, с каждым вопросом нужно детально ознакомиться. Вопрос о внесении изменений в кадастровый паспорт (выписку из ЕГРН) не стал исключением. Вооружившись данной информацией вы сможете быть уверены, что никаких неприятных ситуаций в процессе не возникнет и внести изменения для вас окажется самой легкой задачей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Внесение изменений в ЕГРН после перепланировки нежилого помещения

В нежилом помещении сделали перепланировку – некапитальными стенами разделили пространство на помещения. При этом площадь изменилась (за счет появления внутренних стен). Вопрос достаточно ли просто подготовить технический план и внести изменения в ЕГРН или нужно обращаться в администрацию за разрешением на перепланировку.

На сегодняшний день в отношении перепланировки нежилых помещений в нежилых зданиях имеется неоднозначная позиция в части обязательности/отсутствия получения необходимых разрешительных документов на перепланировку. Это связано с тем, что действующее законодательство не содержит понятий «перепланировка», «переустройство» нежилых помещений.

Вместе с тем, согласно разъяснениям письма Министерства экономического развития от 03.03.2017 г. №Д23и-1179: Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В свою очередь, Жилищным кодексом Российской Федерации урегулированы вопросы, связанные с переустройством и перепланировкой жилых помещений (глава 4).

Таким образом, в настоящее время на уровне федерального законодательства в настоящее время порядок перепланировки нежилых помещений не урегулирован.

Позиция Департамента недвижимости с учетом позиции Минстроя России (письмо от 18 февраля 2015 г. N 4302-НА/06) относительно перепланировки в том числе нежилых помещений изложена в письме Минэкономразвития России 14 апреля 2015 г. N Д23и-1578 (размещено на сайте Минэкономразвития России, а также в информационно-справочных системах в телекоммуникационной сети Интернет), в частности, вопросы изменения границ нежилых помещений решаются посредством реконструкции зданий, сооружений, в которых такие помещения расположены.

В соответствии с частью 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 – 10 данной статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Учитывая, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, полагаем целесообразным рекомендовать относительно вопросов порядка перепланировки нежилых помещений обращаться в Минстрой России.

При этом считаем необходимым отметить, что необходимость выдачи органами местного самоуправления справок, подтверждающих завершение перепланировки нежилого помещения, а также подтверждающих, что выполненная перепланировка не угрожает жизни и здоровью граждан и отвечает требованиям санитарных норм и правил, либо иных подобных документов не предусматривается ни ГрК РФ, ни Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Ниже приведены разъяснения письма, согласно которым, получение разрешительных документов от ОМС не требуется.

«Согласно ч. 10 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о помещении, за исключением сведений о площади помещения и о его местоположении в пределах этажа здания, либо в пределах здания, либо в пределах соответствующей части здания, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания, в которых расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания, в котором расположено помещение, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки.

Как следует из положений Жилищного кодекса РФ проект перепланировки и акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки включаются в состав технического плана, подготовленного в отношении жилого помещения.

Данные разъяснения, позволяют, в случае если перегородки были убраны/добавлены только внутри помещения и не затронули внешних стен помещения, подготовить технический план на основании выписки из ЕГРН (так как площадь и местоположение помещения в здании определяется кадастровым инженером самостоятельно и каких-либо документов на здание не требуется, если не затронуты характеристики здания, а также проектной документации помещения при наличии.

Также интересен и другой ответ: «В настоящее время на уровне федерального законодательства порядок перепланировки нежилых помещений не урегулирован. (Письмо Минэкономразвития России от 03.03.2017 N Д23и-1179) Позиция Департамента недвижимости Минэкономразвития России с учетом позиции Минстроя России (письмо от 18 февраля 2015 г. N 4302-НА/06) относительно перепланировки в том числе нежилых помещений изложена в письме МЭР 14 апреля 2015 г. N Д23и-1578 (размещено на сайте Минэкономразвития России), в частности, вопросы изменения границ нежилых помещений решаются посредством реконструкции зданий, сооружений, в которых такие помещения расположены.

В соответствии с ч. 11 ст. 24 Закона N 218-ФЗ, если законодательством РФ в отношении ОН не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в ТП на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Следовательно, ГКУ изменений нежилых помещений в связи с физическим изменением параметров их планировки, осуществляется в соответствии с ТП, подготовленным на основании документов о реконструкции здания (сооружения) или его части, т.е. разрешения на ввод. При отсутствии необходимости получения разрешительной документации в ТП помещения дополнительно к проекту «перепланировки» и (или) техническому заключению о состоянии строительных конструкций после выполненной «перепланировки» включается заключение уполномоченного органа, подтверждающее отсутствие необходимости получения разрешительных документов.

При этом согласно позиции в письмах МЭР: необходимость выдачи ОМС справок, подтверждающих завершение перепланировки нежилого помещения, а также подтверждающих, что выполненная перепланировка не угрожает жизни и здоровью граждан и отвечает требованиям санитарных норм и правил, либо иных подобных документов не предусматривается ни ГрК РФ, ни Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Однако, справки (заключения), подтверждающие отсутствие необходимости получения разрешительных документов от органов уполномоченных в градостроительной сфере, не относятся к вышеуказанным случаям в силу того, что именно к полномочиям ОМС (ОГВ, которые уполномочены выдавать разрешительные документы) отнесено принятие решения о необходимости (отсутствии необходимости) выдачи разрешительных документов (вывод подтверждается многочисленной судебной практикой Управления и Филиала)».

Росреестра от 28.07.2021 N 13/1-5758-АБ/21

В связи с обращениями территориальных органов Росреестра, кадастровых инженеров, саморегулируемых организаций кадастровых инженеров по вопросам, возникающим при применении положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Федеральный закон N 218-ФЗ), действующих с 12.07.2021 в редакции отдельных положений Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, Росреестр сообщает.

1. Согласно изменениям, внесенным в части 8 – 10 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ:

представление в качестве приложения к техническому плану здания, сооружения, объекта незавершенного строительства помещения, машино-места проектной документации и (или) иной указанной в части 8 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ документации (копий такой документации) или проекта перепланировки помещений в многоквартирном доме (копии такого проекта) (далее – проект перепланировки) не осуществляется;

сведения из такой документации включаются в текстовую и графическую части технического плана в объеме, предусмотренном формой технического плана, требованиями к его подготовке, составом содержащихся в нем сведений;

в техническом плане указываются сведения о такой документации.

Кроме этого, в соответствии с пунктами 61 и 61.1 части 1 статьи 26, частями 13 и 14 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ:

государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на объекты капитального строительства или помещения приостанавливаются в случае, если в результате строительства или реконструкции площадь здания, сооружения, не являющегося линейным объектом (при условии, что основной характеристикой такого сооружения является площадь), указанная в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, техническом плане, отличается более чем на пять процентов от площади, указанной в разрешении на строительство, или в результате строительства или реконструкции протяженность линейного объекта (при условии, что основной характеристикой такого объекта является протяженность), указанная в разрешении на ввод в эксплуатацию, техническом плане, отличается от протяженности, указанной в разрешении на строительство, более чем на пять процентов от протяженности, указанной в разрешении на строительство;

в рамках проведения правовой экспертизы на предмет наличия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, представленные документы в части их содержания проверяются государственным регистратором прав исключительно на соответствие сведений, указанных в техническом плане:

1) разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случае осуществления государственного кадастрового учета объекта, введенного в эксплуатацию);

2) акту приемочной комиссии, подтверждающему завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме (в случае, если осуществляются государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на помещения, образованные (измененные) в результате перепланировки);

сведения, указанные в техническом плане, проверяются на соответствие документам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 13 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ, исключительно в отношении площади объекта недвижимости (с учетом положений пункта 61 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона), количества этажей, жилых и (или) нежилых помещений (при наличии) и машино-мест (при наличии).

Таким образом, с учетом внесенных изменений Федеральным законом N 218-ФЗ не предусмотрена проверка органом регистрации прав сведений, содержащихся в техническом плане, на предмет их соответствия аналогичным сведениям в проектной или исполнительной документации, а также проекте перепланировки.

В настоящее время Росреестром осуществляется разработка проекта приказа Росреестра “Об утверждении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений”, в котором будут учтены в том числе указанные выше изменения, и до вступления в силу этого приказа положения приказа Минэкономразвития России от 18.12.2021 N 953 применяются в части, не противоречащей действующим нормам Федерального закона N 218-ФЗ.

Вместе с тем необходимо отметить, что форма технического плана, требования к его подготовке и состав содержащихся в нем сведений, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 18.12.2021 N 953 (далее соответственно – Форма техплана, Требования N 953), не препятствуют реализации указанных положений Федерального закона N 218-ФЗ.

Исходя из положений пунктов 19 и 20 Требований N 953, в приложение к техническому плану включаются копии документов, на основании которых сведения внесены в технический план.

С учетом внесенных в Федеральный закон N 218-ФЗ изменений при подготовке технического плана используются проектная документация, исполнительная документация или проект перепланировки, однако копии указанных документов в приложение к техническому плану не включаются, реквизиты указанных документации или проекта перепланировки приводятся в разделе “Исходные данные” технического плана, объем вносимых в технический план на основании указанных проектной и исполнительной документации или проекта перепланировки сведений определяется Формой техплана и Требованиями N 953.

Также в разделе “Исходные данные” технического плана указываются реквизиты разрешения на строительство (если возведение объекта капитального строительства осуществляется на основании такого разрешения), копия разрешения на строительство включается в приложение к техническому плану.

Вместе с тем если до вступления в силу приказа Росреестра “Об утверждении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений” технический план подготовлен для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и является приложением к этому разрешению, но в техническом плане не приведены указанные сведения о разрешении на строительство и в приложении отсутствует копия разрешения на строительство, данные обстоятельства не являются причиной приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В этом случае орган регистрации прав в соответствии с частью 10 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ для осуществления проверок, предусмотренных пунктами 61 и 61.1 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, направляет межведомственный запрос в орган, выдавший разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (согласно форме разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, утвержденной приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр, в этом разрешении в соответствии со сведениями, содержащимися в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, подлежат указанию сведения о реквизитах (дата, номер) разрешения на строительство и наименование органа, выдавшего разрешение на строительство). В зависимости от наличия или отсутствия ответа органа, выдавшего разрешения, а также содержания такого ответа на межведомственный запрос органа регистрации прав учетно-регистрационные действия при наличии соответствующих оснований могут быть приостановлены в соответствии с пунктами 9, 10 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ.

2. Согласно части 6 статьи 71 Федерального закона N 218-ФЗ при подготовке технического плана в отношении линейного объекта, введенного в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (13.07.2015), сведения о таком объекте указываются в данном техническом плане на основании проектной документации и (или) исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Обращаем внимание на то, что указанные положения статьи 71 Федерального закона N 218-ФЗ могут применяться только в отношении определенной группы линейных объектов, а именно, введенных в эксплуатацию до 13.07.2015.

С учетом положений части 5 статьи 71 Федерального закона N 218-ФЗ, согласно которой в случае если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о линейном сооружении (за исключением сведений о местоположении сооружения на земельном участке) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, при выполнении кадастровых работ и подготовке технического плана линейных объектов, введенных в эксплуатацию до 13.07.2015, используются сведения как разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, так и сведения проектной и (или) исполнительной документации. В приложение к техническому плану включаются копии только разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

В рассматриваемом случае в отличие от общих правил, установленных статьей 24 Федерального закона N 218-ФЗ, исполнительная документация может применяться кадастровым инженером не только для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (земельных участках), но и для указания в техническом плане иных характеристик такого сооружения, в частности протяженности линейного сооружения.

Также обращаем внимание на то, что в отношении таких линейных сооружений допускается применение исполнительной документации не только совместно с проектной документацией, но и в отсутствие проектной документации, технический план такого линейного сооружения может быть подготовлен на основании только исполнительной документации, разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Параметры (характеристики) линейного объекта, включая его протяженность, указываются в реквизите “6. Краткие проектные характеристики линейного объекта” формы разрешения на строительство, утвержденной приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр, с учетом показателей, содержащихся в утвержденной проектной документации на основании положительного заключения экспертизы проектной документации. Таким образом, протяженность линейного объекта, указанная в проектной документации, указывается в разрешении на строительство.

Согласно части 6 статьи 71 Федерального закона N 218-ФЗ несоответствие параметров введенного в эксплуатацию до 13.07.2015 линейного объекта, указанных в проектной документации и (или) исполнительной документации и в разрешении на ввод в эксплуатацию этого линейного объекта, не является препятствием для подготовки технического плана и государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Учитывая изложенное, полагаем, что в рамках реализации положений части 6 статьи 71 Федерального закона N 218-ФЗ несоответствие параметров линейного объекта, указанных в проектной документации, исполнительной документации, разрешении на строительство, разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, не является препятствием для подготовки технического плана, а также причиной приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на такой объект недвижимости. В рассматриваемом случае в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объекте недвижимости, содержащиеся в техническом плане.

Прошу территориальные органы Росреестра, Госкомрегистр, Севреестр довести изложенную выше позицию до государственных регистраторов прав.

Как внести изменения в кадастровые сведения ОБ ОБЪЕКТЕ НЕДВИЖИМОСТИ

Учет изменений объекта недвижимости – кадастровая процедура, которая проводится в случае изменения уникальных характеристик объекта недвижимости или других сведений о нем.

Последовательность действий заявителя:

Подготовить необходимые документы согласно списку.

Подать документы одним из предложенных способов.

Получить кадастровую выписку.

Какие документы необходимы

• Документ, удостоверяющий личность заявителя.

• Заявление об учете изменений характеристик объекта недвижимого имущества, поставленного на государственный кадастровый учет. Заявление может подать собственник, его представитель на основании нотариально удостоверенной доверенности или иное лицо в случаях, установленных законом. Бланк заявления можно скачать на сайте Росреестра, получить в офисе Кадастровой палаты и МФЦ.
• Межевой план земельного участка или технический план здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства. Межевой план требуется при учете изменений уникальных характеристик земельного участка и учете части земельного участка. Технический план требуется при учете изменений объекта капитального строительства (за исключением сведений о назначении объекта) и учете части объекта капитального строительства.

• Для оформления межевого или технического плана необходимо заключить договор на его подготовку с кадастровым инженером, имеющим квалификационный аттестат. На сайте Росреестра можно ознакомиться со списком всех аттестованных кадастровых инженеров в Российской Федерации.

• Документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на объект недвижимости (оригинал или нотариально заверенная копия; копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, заверенная печатью и подписью уполномоченного должностного лица такого органа). Если сведения о праве на объект уже содержатся в государственном кадастре недвижимости <ГКН), представлять документ не требуется.
• Документ, подтверждающий разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка, если имел место спор о границах земельного участка (оригинал или нотариально заверенная копия).

Заявитель может по собственной инициативе представить следующие документы:

• если изменена категория земель, к которой отнесен земельный участок, – документ, подтверждающий принадлежность земельного участка к определенной категории земель,

• если изменен вид разрешенного использования земельного участка – документ, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка;
• если изменен адрес объекта недвижимости – решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о присвоении адреса объекту недвижимости или изменении такого адреса;

• если изменено назначение здания, помещения – решение органа местного самоуправления об изменении назначения здания или помещения.

Заявителе, вправе представить оригинал или копию документа, заверенную печатью и подписью уполномоченного должностного лица указанного органа, или нотариально удостоверенную копию. В случае если заявитель не представляет указанные документы, они запрашиваются Росреестром самостоятельно в рамках системы межведомственного информационного взаимодействия.

Сроки предоставления и стоимость услуги Кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесенные в ГКН новые сведения, выдается лично заявителю (его представителю) или направляется почтовым отправлением при наличии соответствующего указания в заявлении в срок не более 18 календарных дней со дня приема заявления и документов органом кадастрового учета.

Внесение изменений в ГКН осуществляется без взимания платы с заявителя.

Возможные причины приостановления рассмотрения заявления:

• одна из границ земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором уже содержатся в ГКН;

• одна из границ участка пересекает границу муниципального образования или населенного пункта;
• если местоположение помещения в соответствии с кадастровыми сведениями совпадает с местоположением другого помещения за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости;

• заявление или документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства или представлен неполный комплект документов.

Возможные причины для отказа в учете изменений:

• межевой или технический план заверены лицом, не имеющим соответствующих прав;
• ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и информации, необходимой для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;
• с заявлением об изменении кадастровых сведений обратилось ненадлежащее лицо;
• изменение площади и (или) изменение описания местоположения границ земельного участка не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ;

• в результате кадастрового учета изменений площадь земельного участка будет больше площади, указанной в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% площади, указанной в ГКН;
• при уточнении границ земельного участка нарушен установленный порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ не считается согласованным (за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора).

Для получения подробной информации посетите сайт Росреестра или обратитесь к специалисту в офисе.

Как подать документы

Заявление об учете изменений характеристик объекта недвижимого имущества можно подать любым из предложенных способов:

1. Обратиться в офис кадастровой палаты. Запишитесь на прием заранее:
• на официальном сайте Росреестра в разделе «Офисы и приемные»;

• по единому номеру центра телефонного обслуживания Росреестра.

2. Подать заявление и необходимые документы, подписанные электронной цифровой подписью, на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги».

3. Подать документы в ближайший многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Удостоверьтесь, что МФЦ предоставляет данную услугу.

4. Отправить нотариально заверенные документы почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в офис Кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

* Возможность представления документов но данную услугу в электронном виде уточните но сайте Росреестро, у оператора центра телефонного обслуживания или у специалиста в офисе.

Вы можете оперативно отслеживать статус рассмотрения своего заявления с помощью электронного сервиса «Проверка статуса запроса» на сайте Росреестра независимо от того, каким способом Вы подали документы.

Информация предоставлена Октябрьским отделом Управления Росреестра по Ростовской области

Как внести изменение в государственный кадастр в 2021

Сведения об объекте недвижимости в виду различных причин со временем могут меняться. Такие изменения целесообразно отражать в кадастре. В противном случае возникшие противоречия могут стать препятствием для совершения сделок и иных манипуляций с недвижимостью, либо сильно затруднить их совершение, а также негативно влиять на реализацию иных прав собственника.

Например, гражданин изменил вид разрешенного использования своего земельного участка и не внес изменения в кадастр. Ему налоговая инспекция не будет перерассчитывать размер налога на землю (в том числе в сторону уменьшения) до тех пор, пока в кадастре не появиться сведения о новом виде использования земельного участка.

Основания для изменения кадастра

Изменения в кадастре необходимо проводить в следующих случаях:

в отношении земельных участков при изменении:

  • площади участка;
  • адреса или описания месторасположения земли;
  • кадастровой стоимости;
  • появление или исчезновение лесных, водных и иных природных объектах, находящихся на участке;
  • категории земель или вида разрешенного использования;
  • сведений об ограничении права собственника.

касаемо зданий, помещений, сооружений, когда изменяются:

  • основные технические характеристики (площадь, высота, количество этажей, материал наружных стен и пр.);
  • адреса или внеадресные описания местонахождения объекта недвижимости;
  • размер кадастровой стоимости;
  • вид назначения недвижимости;
  • наименование объекта;
  • степень готовности незавершенки.

Порядок внесения изменений в кадастр по месту обращения, времени осуществления процедуры похож на процедуру постановки объектов недвижимости на госкадастр, однако все же имеются различия.

Пошаговая инструкция по внесению изменений в кадастр

1. Документально оформить изменения, подлежащие внесению в кадастр.

Например, при изменении разрешенного использования земельного участка, сначала необходимо получить акт местного самоуправления (решение, постановление и т.п.) о согласовании нового вида разрешенного использования участка.

Вообще каждый случай индивидуальный, поэтому для правильности оформления первичной документации целесообразно получить рекомендации и консультации у дипломированных риэлторов, юристов, работников местной администрации, БТИ, росреестра и пр.

2. Получить в территориальной кадастровой палате выписку из гос. кадастра

И удостоверится, что фактические (актуальные) сведения о недвижимом имуществе не соответствуют сведениям, значащимся в кадастре.

3. Кто имеет право на обращение в кадастр для внесения изменений

С таким вопросом может обратиться только собственник или его представитель по нотариальной доверенности (в доверенности должны быть обязательно указаны сведения о том, что представитель имеет право подавать заявления о внесение изменений в кадастр).

Однако есть исключения:

  1. любое лицо по вопросу:
    • сведений об адресе или описании нахождения объекта;
    • категории земель.
  2. госкомпании относительно сведений о размере кадастровой стоимости.
4. Куда обращаться

изменение в кадастре

Собственник недвижимости может обращаться по своему выбору:

  1. в территориальную кадастровую палату;
  2. отделение МФЦ.

Обратиться в указанные организации можно тремя способами:

  • лично явиться;
  • отправить по почте документы;
  • переслать пакет документов по Интернету через сайт государственных и муниципальных услуг.

Наиболее верный способ – непосредственная явка, так как:

  • это экономически выгодно (при отсылке по почте все документы необходимо заверять у нотариуса, плюс услуги почты);
  • имеется обратная связь (у специалиста можно получить разъяснения и консультации по существу вопроса, и если имеются какие-либо ошибки, которые могут привести к отказу, то их можно устранить на месте, что сбережет время и нервы);
  • не требуется дополнительных тех.средств (при обращении через Интернет нужно иметь электронную подпись и пр.).

Поэтому в дальнейшем говоря о процедуре внесения изменений в кадастр, мы будем подразумевать сдачу документов непосредственно в кадастровый орган или МФЦ.

5. Какие документы необходимо предоставить

1. Заявление установленного образца. Бланк заявления можно получить в кадастровой палате. Там же специалист окажет помощь в его заполнении. Кроме того, формуляр заявление имеется на сайте Росреестра в разделе «кадастровая деятельность». Заявление заполняется в одном экземпляре и подписывается заявителем (его представителем) в присутствии работника кадастровой палаты или сотрудника МФЦ. В заявлении желательно указать действующий номер телефона для того, чтобы в случае возникновения проблем, сотрудник кадастра мог связаться с Вами и оперативно решить затруднительную ситуацию.

2. Паспорт гражданина. Если документы сдает представитель, то еще и нотариальная доверенность. Паспорт и доверенность представляется в подлиннике и копия. Подлинник только предъявляется, копии остаются в деле у кадастрового работника.

3. Документы, подтверждающие право собственности на объект, о котором вносятся изменения. Обычно это свидетельство о праве собственности. В случае если такого документа нет или он устарел, а также в других подобных ситуациях, в кадастр представляется документы-основания (договор купли-продажи, акт ввода в эксплуатацию, технический паспорт и пр.). Чиновнику предъявляется подлинник (с возвратом), а копии таких документов остаются в деле.

4. Документ, который содержит сведения об изменениях. Разновидность документов варьируется от конкретного жизненного случая. Основные ситуации бываю следующие:

  • Межевой план (в отношении земельных участков). Такой план содержит новые (уточненные, измененные и пр.) сведения об участке (расположение границ, площадь и т.п.);
  • Технический план (касаемо зданий и помещений). В этом плане указываются типичные данные с обновленными параметрами (этажность, площадь, материал наружных стен и т.п.). Старый технический план хоть и остается в деле, но юридическую силу имеет новый.
  • Перевод земель — решения полномочных органов местного самоуправления или гос. органов о переводе земель из одной категории в другую (при изменении категорийности зем.участка);
  • Постановление муниципальных или федеральных органов о присвоении нового вида пользования земельного участка (если ранее такой вид не был предусмотрен), справку из отдела архитектуры администрации об имеющихся видах разрешенного пользования (в случае смены одного вида пользования на другой из числа уже имеющихся (разрешенных));
  • Назначение здания — документы муниципального или гос.органа об изменении назначения здания или помещения. В основном это постановления администраций населенных пунктов;
  • Изменение адреса — решения, постановления муниципального органа о присвоении или изменении адреса (если изменения касаются местонахождения земельного участка и зданий);
  • прочее.

Указанная категория документов предъявляется в копиях с подлинниками для удостоверения верности документов.

При обращении об изменении сведений в кадастре госпошлина и иные платежи не уплачиваются.

О принятии документов работник кадастра или МФЦ выдает заявителю расписку, в которой указано дата приема документов, их перечень и дату явки в кадастр (МФЦ) после проведения изменений.

6. Сроки

Срок изменений в кадастре после сдачи документов составляет не более 18 календарных дней. Если обращение производится через МФЦ, то не более 21 дня.

7. Явиться за получением

К указанному в расписке сроку необходимо явиться в кадастровую палату или МФЦ (в зависимости от того, куда сдавались документы) и по предъявлению паспорта получить кадастровый паспорт, в котором будут учтены все требуемые изменения. С этого момента процедура считается завершенной.

Однако возможен отказ в изменении сведений в кадастре. О чем выносится мотивированное решение. Такое решение можно оспорить, но лучше учесть его замечания и сдать документы повторно. Основанием для отказа могут служить следующие причины:

  • для изменения сведений в кадастре обратилось неполномочное лицо (не собственник или неправильно оформлены полномочия представителя);
  • в целях изменения кадастра заявителем не представлены необходимые документы, либо документы содержат грубые неточности и ошибки;
  • в результате произведенных изменений могут возникнуть нарушения законодательства РФ.
8. Обратиться в регистрационную службу Росреестра

Изменения в кадастре – это только половина дела. С новым кадастровым паспортом далее требуется обратиться в регистрационную службу Росреестра для внесения корректировки в гос. реестр недвижимого имущества и сделок с ним. Для этого в регистрационку представляют:

  • заявление установленного образца об изменении сведении в гос. реестр;
  • один экземпляр кадастрового паспорта в оригинале и копия;
  • документы, подтверждающие право собственности на объект;
  • государственную пошлину (для физлиц -200 р., для юрлиц -600 р.). Пошлину можно оплатить через терминалы в помещение росреестра;
  • паспорт заявителя (если документы сдает представитель, то еще и нотариальная доверенность).

Для сдачи документов можно обращаться как в территориальный регистрационный отдел, так и в МФЦ. Это можно сделать как непосредственно, так и по почте, либо через сайт гос.улуг. Время регистрации 5 -10 рабочих дней.

Тонкости

Необходимо отличать изменения в кадастре от постановки на учет после прекращения учета на недвижимость и от исправления ошибок.

Касаемо одновременного снятия с учета и новой постановки следует указать, что, как правило, такие ситуации возникают при глобальном переделе недвижимости или, когда в процессе задействованы несколько объектов. При внесении необходимых изменений в кадастр происходят лишь незначительные переделки. Например, если в результате реконструкции здания площадь увеличилась на 10 кв.м, то конечно это идет речь об изменении в кадастре. Если же была возведена пристройка к зданию, требующая отдельного ввода в эксплуатацию, то первоначальное здание снимается с кадастрового учета и производится постановка всего комплекса сразу (старее задние, плюс пристройка, как единый объект).

В отношении исправления ошибок, то это специальная процедура, предусмотренная законом. Исправление ошибок производится либо по инициативе кадастрового органа, либо по заявлению любого лица, либо по решению суда. В любом случае о выявленной ошибке уполномоченный орган выносит решение и устраняет ошибку в течение пяти дней, о чем уведомляются заинтересованные лица.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней.

В Кадастровой палате рассказали, как убрать ошибки из документов на землю

У дачников и владельцев частных домов проблемы с имеющимися кадастровыми документами возникают постоянно. И не всегда удается полюбовно договориться с соседями,чтобы внести изменения в документы. Почему так происходит и что делать, “Российской газете” рассказал глава Федеральной кадастровой палаты Вячеслав Спиренков.

 Фото: Александр Рюмин/ТАСС

По его словам, существует несколько причин реестровых ошибок. Первая – накопленный груз проблем. “Надо понимать, что до начала 2000-х годов, когда велся земельный кадастр, границы большинства участков не координировались, а просто определялись размеры – расстояния между точками. Системы координат, которые использовались, были условными и некачественными. Государственные системы координат были недоступны, засекречены. Аналогично и с приборами. Таким образом, массив участков, который был намерен до начала 2000-х годов, не совсем качественный. Сейчас ведется кропотливая работа по исправлению ошибок, накопленных годами”, – рассказал Спиренков.

Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

Причина вторая. Нередко кадастровый инженер вместо того, чтобы править ошибку, добавлял к ней еще одну. “Вот вам распространенный вопиющий случай. Кадастровый инженер померил участок и понял, что тот накладывается на два соседних. Перед ним выбор: править два соседних либо один пододвинуть к ошибочным границам и сдать в кадастр. Что он делает? Понятно, что идет по пути наименьшего сопротивления. Но мы-то видим, что пересечений нет, и принимаем работу, за которую несет ответственность кадастровый инженер и его организация. Но через год выясняется, что он просто из-за нежелания вести дополнительную затраты вместо исправления ошибки допустил еще одну. Простому человеку это не отследить – нужно быть экспертом в геодезии”, – пояснил глава ведомства.

Но с 2015 года за внесение заведомо ложных сведений в межевой и технический планы инженеров стало можно привлекать к уголовной ответственности. Это помогло. Заведомо недостоверных сведений стало меньше, но, к сожалению, они встречаются. Росреестр активно ведет работу по исправлению реестровых ошибок, выполняются комплексные кадастровые работы.

Третья проблема – сами граждане могут не понимать, что “захватив” сотку у соседа или у территории общего пользования, они нарушают закон. И живут так спокойно, пока не начнется спор с владельцем смежного участка. “Земля общего пользования тоже не значит ничья – это либо муниципальная собственность, либо собственность членов СНТ. Но эта проблема постепенно уходит все-таки. Сейчас уровень защиты прав совершенно другой. Можно открыть публичную кадастровую карту или заказать выписку и понять, кто собственник земли. Эффективный надзор и штрафы приводят к снижению нарушений”, – добавляет Спиренков.

Он считает, что если между соседями возникает спор, проще все-таки договориться, померить два участка и сделать два межевых плана. Если договориться не получается – придется идти в суд. Можно еще попросить председателя СНТ, например, организовать комплексные кадастровые работы. По словам Спиренкова, комплексные кадастровые работы хороши тем, что в них заложен механизм решения споров соседей по границам. Кадастровый инженер измеряет границы всех участков в СНТ и публикует результаты. Далее он собирает претензии с собственников. Затем претензии рассматривает специально созданная в муниципалитете комиссия. Она может выявить, что претензии собственника незаконны, то есть, допустим, ему было предоставлено 6 соток, а он занял 8 и еще спорит, что две сотки его. Тогда муниципалитет опровергает претензию, а в кадастр вносится отметка, что есть спор по границам. Если в течение 5 лет недобросовестный собственник не убедит суд, что замеры были неверными, эти границы приобретут статус обычных границ.

Фото: iStock

Единственная проблема, напоминает Спиренков, – пока комплексные работы может заказывать только муниципалитет. Но разработанный Росреестром законопроект, разрешающий заказчиком таких работ быть и физическим лицам, уже прошел первое чтение в Госдуме. “Мы надеемся, что его примут, и станет проще массово устанавливать границы и исправлять ошибки.

Пока же председатель СНТ может обратиться в муниципалитет и попросить выделить деньги, включить в план работ и провести комплексные работы. Также обратиться в муниципалитет может инициативная группа собственников. Есть регионы, которые очень активно выполняют такие работы. Это, например, Севастополь, Пермский край. Причем в первую очередь работы выполняются именно в СНТ, где много участков, а значит, и споров, и ошибок. Муниципалитету, конечно, выгоднее их исправить”, – пояснил глава Кадастровой палаты.

Полное интервью с Вячеславом Спиренковым читайте в ближайших номерах “Российской газеты”.

Ссылка на основную публикацию