Жилищное право – Просто о жилищных правах граждан РФ

Жилищное право: понятие, основные принципы. Конституционное право граждан на жилище. Соотношение со смежными отраслями права.

Жилищное право – это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения. Понятие “жилищное право” употребляется в юридической литературе в двух смыслах, узком и широком. В узком смысле жилищное право – это субъективное право конкретного человека на жилое помещение, в широком смысле – это институт гражданского права, включающий в себя нормы других отраслей права, посвященные либо непосредственно жилищным правоотношениям, либо отношениям, связанным с жильем. Таким образом, предметом регулирования жилищного права является определенная совокупность общественных отношений, которые получили в законодательстве и в юридической литературе название “жилищные отношения”

Метод ЖП права – это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Можно говорить о двух методах правового регулирование жилищных отношений:

1) диспозитивный – при соблюдении равноправия сторон, основан на дозволениях;

2) императивный – основан на предписаниях власти, выполнении обязанностей, наказаниях при нарушении запретов.

Основные принципы жилищного права

Система базовых идей, принципов, на основе которых строится подотрасль жилищного права:

1) неприкосновенность жилища. Этот принцип установлен в Конституции РФ и получил свое развитие в ст. 3 ЖК РФ. Он означает, что никто не может вторгаться в жилище без разрешения на то его владельца. Однако данный принцип ограничивается законодательно, например при проведении отдельных следственных действий;

2) недопустимость произвольного лишения жилья. Этот принцип означает, что закон жестко закрепляет все случаи, когда гражданин может быть выселен из жилого помещения, и выселение по иным, кроме законных, основаниям не допускается;

3) свобода выбора места жительства. Этот принцип заключается в том, что любое лицо может свободно проживать в любом месте на территории РФ;

4) доступность жилого фонда. Суть данного принципа – декларация того, что каждый гражданин может получить в пользование жилое помещение;

5) целевое использование жилого фонда. В соответствии со ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Использование жилого помещения для осуществления профессиональной или индивидуально-предпринимательской деятельности допускается, если это не нарушает прав и интересов других граждан. Так, в жилых помещениях недопустимо размещать промышленные производства.

Жилищные фонды: понятие, их классификация и назначение. Управление жилищным фондом.

В ст. 19 ЖК РФ раскрывается понятие жилищного фонда. Он представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. То есть в него включены жилые помещения независимо от форм собственности и целей использования (общежития, гостиницы, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, дома для одиноких престарелых и т.д.).

Порядок и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Основания к снятию с учета граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по договору социального найма. Сохранение права состоять на учете в качестве малоимущих.

ЖК РФ Статья 55. Сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Жилищные нормы. Требования, предъявляемые к жилым помещениям, предоставляемым по договору социального найма.

Требования, которые предъявляются к жилым помещениям, предоставляемым гражданам, установлены законом лишь относительно жилых помещений жилищного фонда социального использования. Они сводятся к следующему:

а) жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта;

б) жилое помещение должно соответствовать санитарным и техническим требованиям;

в) жилое помещение должно быть предоставлено в пределах нормы, установленной органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности жилыми помещениями на данной территории (п. 2 ст. 50 ЖК РФ);

г) при предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола, кроме супругов, без их согласия (п. 1 ст. 58 ЖК РФ);

д) жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других обстоятельств, заслуживающих внимания (п. 2 ст. 58 ЖК РФ).

Понятие благоустроенное жилое помещение включает в себя наличие водопровода, электрического освещения, ванной комнаты, вспомогательных помещений, встроенных шкафов, туалетной комнаты, центрального отопления, мусоропровода, лифта и др. Естественно, что уровень благоустройства жилых помещений в крупных городах выше, чем в малых городах и селах.

Понятие соответствие установленным санитарным и техническим требованиям предполагает создание условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность человека (обеспечение отдыха, сна, общения, организации питания, способность поддерживать нормальную температуру воздуха в жилом помещении, звуконепроницаемость, проветриваемость, естественное освещение, противопожарная безопасность).

Обмен жилыми помещениями.

Наниматель жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда, имеет право, с согласияпроживающих с ним совершеннолетних членов семьи, обменять занимаемое ими жилое помещение с др. нанимателями.

Предметом обмена могут быть жилые помещения, состоящие из квартиры, либо одной или нескольких комнат. Смежные, неизолированные комнаты также могут обмениваться.

Для того, чтобы оформить обмен, нужно обменщикам подать заявление в местную администрацию.

Обмен жилых помещений оформляется обменным ордером. Обмен жилых помещений происходит, если жилье находится в социальном найме.

Обмен жилых помещений не допускается в случае:

1. Наниматель предъявил иск о расторжении или изменении договора найма.

2. Жилое помещение подлежит сносу или переоборудованию либо передается для государственных нужд.

3. Предстоит капитальный ремонт дома с перепланировкой.

4. В связи с обменом, жилищные условия одной стороны существенно ухудшаются, в результате чего, граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Консенсуальный

5. Договор присоединения – так как есть типовая форма

Стороны:

1. Наниматель – гражданин, не обеспеченный жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте и относящийся к категориям граждан, которым предоставляется конкретный вид помещения, отнесенного к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

o Прямо определены в ЖК РФ лица, признанные беженцами, и вынужденные переселенцы.

o В отношении иных категорий нанимателей либо дается примерный открытый перечень категорий граждан – нанимателей (наниматели по договору найма жилого помещения маневренного фонда), либо дается отсылочная норма к действующему законодательству, которое также содержит открытый перечень (наниматели по договору найма служебного жилого помещения, договору найма жилого помещения в общежитии, договору найма жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения).

2. Наймодатель – собственник специализированного жилого помещения (РФ, S РФ или муниципальное образование)

Члены семьи нанимателя также являются участниками договора НСЖП. Закрепляется равенство прав нанимателя и членов его семьи.

Существенное условия: предмет

Форма: простая письменная (п. 7 ст. 100 ЖК). Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством РФ.

Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания

Объект: специализированное жилое помещение, т. е. помещение, отнесенное к специализированному жилищному фонду

Специализированный жилищный фонд – это совокупность государственных и муниципальных жилых помещений, предназначенных для проживания отдельных категории граждан по договорам найма специализированного жилого помещения или по договорам безвозмездного пользования.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся:

– служебные жилые помещения

– жилые помещения в общежитиях

– жилые помещения маневренного фонда

– жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения

– жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев

– жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами

– жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан

– жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Порядок заключения договора

Договор найма специализированного жилого помещения заключается исключительно на основании решения уполномоченного органа или должностного лица о предоставлении такого помещения. Заключается по типовой форме.

Права и обязанности сторон.

Права и обязанности сторон договора практически совпадают с правами и обязанностями сторон договора социального найма. Но, жилищные права граждан, проживающих в служебных жилых помещениях, ограничены по сравнению с правами нанимателей неслужебных жилых помещений: они не могут обменять, передать в аренду или поднаем занимаемое служебное помещение.

Обязанности нанимателя

1. не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения,

2. не вправе передавать его в поднаем;

3. не вправе отчуждать

4. обязан использовать жилое помещение по назначению

5. обязан обеспечивать сохранность жилого помещения

6. обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги

Права нанимателя:

1. право на пользование общим имуществом в многоквартирном доме;

2. право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Обязанности наймодателя:

1. передать жилое помещение

2. обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

3. обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Права наймодателя

1. требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Наемные дома.

Предназначенным для найма домом – наемным домом признается здание, которое или все помещения в котором принадлежат на праве собственности одному лицу и которое или все жилые помещения в котором предназначены для предоставления гражданам во владение и пользование для проживания по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договорам найма жилых помещений.

Жилые помещения в наемном доме социального использования предоставляются по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договорам найма жилых помещений.

Жилые помещения в наемном доме коммерческого использования предоставляются по договорам найма жилых помещений.

Доля жилых помещений, предоставленных по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в общем количестве жилых помещений в наемном доме социального использования не может быть менее чем пятьдесят процентов, и доля общей площади таких жилых помещений в общей площади всех жилых помещений в наемном доме социального использования также не может быть менее чем пятьдесят процентов.

Продажа либо отчуждение иным образом помещений в наемном доме или являющегося наемным домом жилого дома допускается только в случае продажи или отчуждения иным образом всех помещений в таком наемном доме или такого жилого дома одному лицу при условии сохранения цели использования такого наемного дома

Наемные дома социального использования и земельные участки, предоставленные или предназначенные в соответствии с земельным законодательством для строительства таких домов, подлежат учету в муниципальном реестре наемных домов социального использования органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых расположены такие дома и земельные участки.

Цель использования здания в качестве наемного дома может быть изменена (наемный дом социального использования становится наемным домом коммерческого использования, наемный дом коммерческого использования становится наемным домом социального использования) либо использование здания в качестве наемного дома прекращается в специальном порядке.

Изменение цели не допускается в случае, когда хотя бы одно из жилых помещений в таком здании предоставлено внаем гражданам.

Изменение цели использования здания в качестве наемного дома социального использования (наемный дом социального использования становится наемным домом коммерческого использования) или прекращение использования здания в качестве наемного дома, для создания, эксплуатации которого была предоставлена государственная и (или) муниципальная поддержка, до истечения срока, установленного указанными в части 5 настоящей статьи решением или договором, допускается при условии возмещения этой поддержки в полном объеме.

Владелец счета

Если средства будут поступать на банковский спецсчет, решением собрания устанавливаются его владельцы, которым могут выступать:

1. региональные операторы. Этот вариант используется в домах, где контроль и управление осуществляется непосредственно собственниками или управляющими организациям (к примеру, в ТСЖ или в ЖСК).

2. Товарищества владельцев жилья, которые обязаны осуществлять контроль и управление домом. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете эффективно реализуется при условии, когда в составе ТСЖ находится, к примеру, два жилых дома с малым количеством жилплощади (меньше 40 квартир).

3. Жилищный кооператив (ЖСК или ЖК). Вариант реализуется, когда собственниками создан жилищный или иной кооператив и вынесено решение о создании фонда капитального ремонта общего имущества жилого здания на спецсчете, который открывается на имя кооператива.

Владелец счета

Если средства будут поступать на банковский спецсчет, решением собрания устанавливаются его владельцы, которым могут выступать:

1. региональные операторы. Этот вариант используется в домах, где контроль и управление осуществляется непосредственно собственниками или управляющими организациям (к примеру, в ТСЖ или в ЖСК).

2. Товарищества владельцев жилья, которые обязаны осуществлять контроль и управление домом. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете эффективно реализуется при условии, когда в составе ТСЖ находится, к примеру, два жилых дома с малым количеством жилплощади (меньше 40 квартир).

3. Жилищный кооператив (ЖСК или ЖК). Вариант реализуется, когда собственниками создан жилищный или иной кооператив и вынесено решение о создании фонда капитального ремонта общего имущества жилого здания на спецсчете, который открывается на имя кооператива.

Жилищное право: понятие, основные принципы. Конституционное право граждан на жилище. Соотношение со смежными отраслями права.

Жилищное право – это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения. Понятие “жилищное право” употребляется в юридической литературе в двух смыслах, узком и широком. В узком смысле жилищное право – это субъективное право конкретного человека на жилое помещение, в широком смысле – это институт гражданского права, включающий в себя нормы других отраслей права, посвященные либо непосредственно жилищным правоотношениям, либо отношениям, связанным с жильем. Таким образом, предметом регулирования жилищного права является определенная совокупность общественных отношений, которые получили в законодательстве и в юридической литературе название “жилищные отношения”

Метод ЖП права – это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Можно говорить о двух методах правового регулирование жилищных отношений:

1) диспозитивный – при соблюдении равноправия сторон, основан на дозволениях;

2) императивный – основан на предписаниях власти, выполнении обязанностей, наказаниях при нарушении запретов.

Конституционное право граждан на жилище

Конституция РФ провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина в ст. 40 право на жилище.

Право на жилище появилось в Конституциях сравнительно недавно. В нашей стране право граждан на жилище было впервые установлено в Конституции СССР 1977 г., а затем в Конституции РСФСР и Конституции Российской Федерации, а также в кодифицированных жилищных законах: Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик (24.06.1981), ЖК РСФСР (24.06.1983), ЖК РФ.

В последнее время проблемы сущности и содержания права на жилище являются предметом серьезного внимания российских правоведов.

В литературе подчеркивается многоаспектный характер права на жилище. Оно включает в себя следующие возможности:

  • возможность иметь жилое помещение на различных правах,
  • возможность улучшить свои жилищные условия различными способами, в том числе путем обеспечения жилыми помещениями со стороны государства малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
  • возможность стабильного пользования жилым помещением: никто не может быть произвольно лишен жилища, право на жилое помещение может прекратиться только при наличии оснований и в порядке, предусмотренном в законе

Конституционное право граждан на жилище находит свое конкретное проявление в отраслях права, так гражданское и жилищное законодательство закрепляют основания возникновения и содержание различных прав на жилое помещение: права собственности, права пользования по договору социального найма, по договору коммерческого найма, в силу членства в жилищных кооперативах, на основании завещательного отказа и другие права.

Оценивать содержание права граждан на жилище следует с учетом политических и экономических изменений, произошедших в РФ за последние годы.

С развитием рыночных отношений произошли существенные изменения в жилищной сфере, изменилось соотношение способов удовлетворения жилищных потребностей граждан: если ранее основным из них выступала распределительная система, то есть предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда с заключением договора социального найма, то в настоящее время жилищные потребности удовлетворяются двумя основными способами через собственность (приватизация, договор долевого участия в жилищном строительстве, наследование, рента, купля-продажа, ипотечное жилищное кредитование) и путем заключения договора найма жилого помещения (договор социального найма, договор коммерческого найма и др.).

Литовкин В.Н. выделяет три системы удовлетворения жилищных потребностей общества, функционировавших в России в течение 20 века: дореволюционную, советскую, постсоветскую.

В ст. 2 ЖК РФ в самом общем виде закреплены основные обязанности ОГВ и ОМСУ в целях обеспечения условий для осуществления права на жилище:

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;

7) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;

8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;

9) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль;

10) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с ФЗ от 21.07.2014 № 209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Помимо закрепления права на жилище Конституция содержит и ряд других статей, имеющих особое значение для жилищного права: ст. ст. 71, 72 о разграничении предметов ведения между РФ и субъектами РФ, ст. 35 – неприкосновенность собственности, ст. 25 – неприкосновенность жилища, ст. 27 – право на свободу передвижения, выбора места жительства и места пребывания.

Право на жилище

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.».

Право на здоровое жилье входит как составная часть в понятие «достойный жизненный уровень» для каждого человека, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

Конституционное право на жилище выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. оно является сущностным фундаментальным правом. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, которые должны соответствовать, не противоречить ему. От того, как определяется содержание этого права, часто зависит поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации.

Действующая Конституция отражает смену эпох в удовлетворении жилищных потребностей, переход к новой системе, которая складывается из таких конституционных основ, как отказ от монополии государства на собственность и экономическую деятельность, утверждение равенства и разных форм собственности, частной собственности на жилье и землю. Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, возникли частная собственность граждан и юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные организации, банки, образовался рынок жилья, земли и т.п.

Закреплением в Конституции РФ права на жилище достигается троякая цель:

– определяется нравственное требование общества, согласно которому каждый должен иметь крышу над головой, не быть вынужденным к бродяжничеству;

– формулируется правовой принцип, определяющий действия всех ветвей власти, а также содержание соответствующего законодательства;

– данное право предстает как субъективное право конкретного субъекта жилищных правоотношений (нуждающегося в улучшении жилищных условий, нанимателя, собственника).

Право на жилище реализуется в Жилищном кодексе РФ, а также в комплексных законах и иных актах. С законодательством о праве на жилище связана большая правоприменительная практика судов общей юрисдикции, Конституционного Суда, органов исполнительной власти.

Слово «каждый» в комментируемой статье обозначает всех физических лиц, находящихся на территории России. Юридические лица – собственники жилых помещений, являясь участниками правоотношений в качестве наймодателей, конституционным правом на жилище не обладают (ч. 2 ст. 671 Гражданского кодекса РФ).

Не предоставляются жилые помещения по договорам социального найма иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное (ч. 5 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; ст. 15 Жилищного кодекса РФ). Жилое помещение (одноквартирный жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры) является предметом договора найма (социального, коммерческого, найма специализированного жилого помещения).

Однако жилищем является не только то помещение, которое может быть объектом договора найма. Любое естественые укрытия издавна служили человеку жилищем. С другой стороны, многие из рукотворных помещений (укрытий) жилищем не назовешь в силу их специфического предназначения, хотя в них и можно пребывать (жить) в течение определенного времени. Таковы, например, больница, тюрьма, бомбоубежище, школа и т.д.

Жилище может рассматриваться не только как вид помещения, но и как определенное место на конкретной территории, имеющей адресно-географические координаты. Например, передвижные (переносные) жилища некоторых народов могут устанавливаться на определенной территории (в населенных пунктах), где нет ограничений права на свободу передвижения и выбор места жительства.

Жилище всегда находится в определенном месте, где человек постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ). Под местом жительства понимает жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 8 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»). Однако прежде чем определить конкретный вид жилища при выборе места жительства, граждане определяют место на конкретной территории в пределах России, где будет находиться их дом, квартира или иное жилище.

Для проживания можно выбрать город, деревню или какое-либо иное место. Территория проживания будет иметь правовое значение для возможных ограничений права граждан на свободу передвижения, регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту жительства, самовольной постройки домов и строений на земельном участке, не отведенном для целей строительства.

Под жилищем, таким образом, можно понимать избранное место, адресно-географические координаты которого определяют помещение, специально предназначенное для свободного проживания человека.

Никто не может быть произвольно лишен жилища. Этот конституционный принцип обеспечивает право на жилище. Произвольным считается любое не основанное на законе лишение жилища. Законодательство содержит нормы, обеспечивающие соблюдение этого принципа.

Прекращение права собственности на жилище возможно по основаниям, предусмотренным ст. 235 Гражданского кодекса РФ.

Члены семьи собственника или лица, утратившие семейные связи с собственником жилого помещения, которые обладают наравне с собственником правом общей с ним собственности, пользуются равным с ним правом собственности на жилое помещение (общей собственностью) независимо от размера их доли (ст. 244 Гражданского кодекса РФ).

Специальная защита против произвольного лишения жилища предусматривается для членов семьи собственника, не являющихся собственниками жилья. Так, за ними закрепляется возможность проживания в жилом помещении на условиях, предусмотренных жилищным законодательством (п. 1 ст. 292 Гражданского кодекса РФ). Это право обеспечивается абсолютной защитой от любых лиц, включая собственника жилого помещения (п. 3 ст. 292, ст. 305 Гражданского кодекса РФ). Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не влечет прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника (п. 2 ст. 292 Гражданского кодекса РФ).

Законом устанавливаются основания и порядок выселения граждан, не являющихся собственниками жилья (ст. 687, 688 Гражданского кодекса РФ). В отдельных случаях законодатель связывает возможность лишения жилища с основаниями его предоставления либо занятия. Так, без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены из служебных помещений и общежитий граждане, которым они предоставлялись в связи с их трудовыми отношениями на конкретном предприятии, учреждении, организации и которые прекратили эти трудовые отношения (ст. 107, 110 Жилищного кодекса РФ). Подлежат выселению граждане, самоуправно занявшие жилые помещения, а также лица, получившие ордер на занятие помещения в результате неправомерных действий (ст. 99, 100 Жилищного кодекса РФ).

Часть 2 комментируемой статьи обращена к органам государственной власти и местного самоуправления, которым вменяется в обязанность поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище.

Поощрение жилищного строительства означает широкий спектр деятельности органов власти и органов местного самоуправления – от планирования капитального строительства до приемки в эксплуатацию готовых жилых строений. Это направление деятельности возведено на конституционный уровень, поскольку оно обеспечивает выполнение важнейшей функции социального государства – обеспечить людей жилищем.

Создание условий для осуществления права на жилище и поощрение жилищного строительства предполагают проведение финансовых, организационных, законодательных мероприятий, наилучшим образом способствующих удовлетворению потребностей граждан в жилище.

Предусмотрены новые формы финансирования и кредитования жилищного строительства.

В рамках реализации национального проекта о доступном жилье был принят ряд федеральных законов: Градостроительный кодекс РФ (ст. 16), от 30 декабря 2004 №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (ст. 47), от 30 декабря 2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» (ст. 40), постановление Администрации Алтайского края от 10.10.2014 №461 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Государственная поддержка многодетных семей» на 2015 – 2020 годы», иные нормативные акты.

В условиях рыночной системы экономики реализация принципа удовлетворения жилищных потребностей обусловила необходимость принятия государством дополнительных мер помощи малоимущим и иным гражданам, нуждающимся в жилище. Прежде всего имеются в виду случаи бесплатного предоставления жилища из государственных и муниципальных фондов, поскольку в условиях рынка граждане должны приобретать жилище путем совершения гражданско-правовых сделок.

Часть 3 рассматриваемой статьи закрепляет новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию жилищному строительству и его поощрению, как любых форм собственности, а также юридическому регулированию отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищного фонда социального использования для социально незащищенных слоев населения и других лиц.

Каждый самостоятельно вкладывает средства в покупку или строительство жилья, либо аренду жилья, не рассчитывая на решение возникшей у него жилищной проблемы за счет государственного и муниципального жилищных фондов, а полагаясь на систему компенсаций (субсидий) и кредиты для приобретения жилья. Так объективно решается жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица, названные в законах, обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они могут на условиях социального найма жилого помещения за доступную квартирную плату либо бесплатно.

Согласно части 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Нормативной базой для признания гражданина малоимущим служат постановление Правительства от 20 августа 2003 №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», положения Налогового кодекса РФ, закон Алтайского края от 06.07.2006 №60-ЗС «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» и иных законов.

Наряду с малоимущими нуждающимися в жилище могут быть и иные граждане. Часть 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ прямо предусматривает право федерального и регионального законодателя регламентировать предоставление и иным категориям граждан жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Федерации. Так были приняты закон Алтайского края от 09.12.2005 №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», закон Алтайского края от 14.09.2006 №92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (вместе с «Перечнем муниципальных районов и городских округов, органы местного самоуправления которых наделяются государственными полномочиями, и размер субвенций, предоставляемых местным бюджетам») и иные нормативные акты.

Малоимущим и иным указанным в законе гражданам жилище предоставляется только в случае нуждаемости. Условия нуждаемости определены в Жилищном кодексе РФ, дополнительные условия нуждаемости могут вводиться и законами субъектов Федерации, поскольку, согласно ст. 72 Конституции РФ, вопросы жилищного законодательства отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Наниматели жилого помещения по договору социального найма должны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за коммунальные услуги. Граждане, признанные малоимущими, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (ч. 9 ст. 156 Жилищного кодекса РФ). В крае приняты: закон Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», закон Алтайского края от 07.12.2007 №128-ЗС «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Алтайском крае» и др., обеспечивающие соразмерность вносимых платежей гражданами их доходам.

Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 21.12.2021 г.

Жилищное право. Краткий курс

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине “Жилищное право”. Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки подготовиться и успешно сдать экзамен и зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1. Понятие, предмет и метод жилищного права. Право граждан на жилище
  • 2. Субъекты и объекты жилищного права
  • 3. Жилищные права и обязанности граждан
  • 4. Общая характеристика жилищного кодекса РФ как основного источника жилищного права россии
  • 5. История российского жилищного права. Развитие жилищных правоотношений
  • 6. Принципы жилищного законодательства

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жилищное право. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Понятие, предмет и метод жилищного права. Право граждан на жилище

1. В предмет жилищного права входят общественные отношения, которые складываются при использовании жилых помещений для проживания; взаимоотношения с органами государственной власти и местного самоуправления по поводу изменения правового режима помещения или регистрации прав на жилое помещение и др. Предмет гражданского права и предмет жилищного права частично совпадают, поскольку гражданское право также регулирует вопросы использования жилых помещениях. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (далее — ЖК РФ) устанавливает, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:

☝возникновения, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного, муниципального и частного жилищного фонда;

☝пользования общим имуществом собственников помещений и др.

2. Под объектом жилищного права понимается жилое помещение и правоотношения, возникающие при его использовании. Жилищное право нельзя считать отдельной отраслью, так как часть правоотношений урегулирована гражданским правом, другая часть — гражданским и жилищным, третья — только жилищным.

3. Система способов, которыми регулируется та или иная отрасль права, составляет метод правового регулирования. Существуют следующие методы правового регулирования:

☝императивный, характеризующийся властными предписаниями; данный метод основан на запретах, обязанностях, наказаниях;

☝диспозитивный, предусматривающий равноправие сторон, координацию; основан на дозволениях;

☝рекомендательный — советы по осуществлению конкретного, желательного для общества и государства поведения и т. п.;

☝поощрительный (вознаграждение за определенное заслуженное поведение).

4. Жилищное право, так же как и гражданское, регулируется диспозитивным методом с элементами императивного. Жилищное право можно назвать подотраслью гражданского права, но не его институтом, поскольку оно само состоит из институтов. В систему жилищного права входят следующие институты: права собственности, социального найма, правового регулирования товарищества собственников жилья и т. д.

5. Жилищное право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную волю, устанавливаемых, обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений, складывающихся по поводу его предмета.

6. В объективном смысле это жилищное законодательство РФ, практика его применения, юридические обычаи. В субъективном — мера юридически возможного поведения, удовлетворяющего интересы лица — пользователя жилым помещением. Субъективные жилищные права — конкретные права и свободы личности относительно жилого помещения, которые принадлежат субъекту и зависят от его воли и сознания.

7. Статья 40 Конституции РФ провозглашает право каждого гражданина Российской Федерации на жилище. Посредством реализации данного права обеспечивается удовлетворение жизненно важной потребности человека в жилье. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г. «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи» (ст. 25).

8. Конституционная норма о праве граждан на жилище появилась в нашей стране сравнительно недавно. Впервые это право было закреплено в Конституции СССР 1977 г., а затем нашло отражение в Конституции РСФСР и Конституции РФ, а также в кодифицированных и других жилищных законах (Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик 1981 г., Жилищном кодексе РСФСР, Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 9-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики»).

9. Закреплением в Конституции РФ права на жилище государство принимает на себя ответственность за обеспечение и охрану этого права человека, которое означает возможность каждого иметь жилище и в необходимых случаях пользоваться защитой государства от его произвольного лишения.

10. В ЖК РФ конкретизируются положения Конституции РФ об обеспечении условий для осуществления права на жилище. Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

✓ содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

✓ используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

✓ в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

✓ стимулируют жилищное строительство;

✓ обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

✓ обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

✓ обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.

Право на жилище входит в состав социальных прав, направленных на обеспечение и защиту потребностей, интересов человека

Жилищный Кодекс РФ, вступивший в действие с 1 марта 2005 г, является основным законом, который помогает гражданам реализовывать жилищные права, а в случае необходимости – защищать их.

Правовые принципы регулирования жилищных отношений, отнесенные ст. 1 Жилищного кодекса РФ к основным началам жилищного законодательства, основаны на положениях Конституции РФ.

Таковыми являются: необходимость обеспечения условий для реализации права на жилище, безопасность, неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, необходимость беспрепятственного осуществления жилищных прав, обеспечения их судебной защиты и восстановления в случае нарушения, обеспечение сохранности жилищного фонда и использование жилых помещений по назначению, признание в качестве общего правила равенства участников жилищных отношений.

Жилищным кодексом РФ прежде всего закреплено право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий содействуют осуществлению гражданами права на жилище, создают необходимые условия для удовлетворения потребностей граждан в жилье.

Например, малоимущие и иные предусмотренные законом определенные категории граждан (участники Великой Отечественной войны, военнослужащие, дети-сироты, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний и т. д.) имеют право на предоставление жилья бесплатно или за доступную плату. Жилье предоставляется из государственного и муниципального жилищного фонда. Площадь жилья должна быть не менее установленной законом нормы. Малоимущим гражданам для оплаты жилья и коммунальных услуг государство предоставляет субсидии. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают контроль за соответствием жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, за соблюдением установленных требований при жилищном строительстве. В силу ст. 15 ЖК РФ жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Законом запрещено размещение в жилых помещениях промышленных производств. Согласно ст. 17 ЖК РФ при пользовании жилыми помещениями должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные требования. В соответствии со ст. ст. 86-89 ЖК РФ при выселении граждан из ветхого, аварийного жилого помещения им предоставляется благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение по договору социального найма, равнозначное площади ранее занимаемому.

Принцип неприкосновенности жилища обусловлен ст. 25 Конституции РФ, содержание которой воспроизведено в ст. 3 Жилищного кодекса РФ. Понятие неприкосновенности жилища связано исключительно с проникновением в него посторонних лиц для законно проживающих в помещении граждан.

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным Жилищным кодексом РФ и иными федеральными законами. Данный принцип действует в отношении граждан, владеющих жилищем на законном основании. Гражданин, вселившийся в жилое помещение без правоустанавливающих документов, выселяется из данного жилого помещения на основании решения суда без предоставления другого жилого помещения.

Законодателем закреплено право граждан на свободное установление и реализацию жилищных прав на основе жилищного законодательства или договора. Права, возникающие из договора, также подлежат защите, как и права, возникающие из требований закона. При этом осуществление жилищных прав граждан не должно нарушать права, свободы и законные интересы других лиц. Ограничение жилищных прав возможно только на основе федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное положение основывается на п. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Положение Жилищного кодекса РФ о праве граждан на свободный выбор жилого помещения для проживания в пределах Российской Федерации конкретизирует ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, в соответствии с которой, каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Жилищное законодательство исходит из необходимости восстановления нарушенных прав в случае их нарушения.

В Жилищном Кодексе РФ содержится немало норм, конкретизирующих общие положения о защите субъективных прав, предусматривающих меры, направленные на восстановление права в случае его нарушения.

Например, в соответствии с ч. 3 ст. 29 ЖК РФ собственник жилого помещения либо наниматель жилого помещения, самовольно переустроивший жилое помещение, обязан привести данное жилое помещение в прежнее состояние. В силу ст. 35 ЖК РФ при прекращении у гражданина права пользования жилым помещением он подлежит выселению из жилого помещения по решению суда.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Жилищные споры подведомственны суду. В силу ч. 2 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Например, прокурор района обратился с иском в суд в интересах Л., ветерана Великой Отечественной войны, к органу местного самоуправления, государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области об оспаривании распоряжения Главы администрации района об отказе Л. в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о постановке его на учет для улучшения жилищных условий. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» ветераны, участники и инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на социальную поддержку, в том числе путем предоставления жилых помещений на условиях договора социального найма во внеочередном порядке. Ветеран проживал в квартире, собственником которой он не являлся, другого жилья на каком-либо праве, как установлено судом, он не имел. Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга, на государственные органы возложена обязанность о выделении денежных средств для приобретения жилого помещения в виде однокомнатной квартиры не менее 36 кв.м., отвечающей санитарным и техническим требованиям, расположенной в пределах г. Екатеринбурга.

Решением Серовского районного суда удовлетворен иск прокурора в интересах семьи Б. о предоставлении благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, равноценного по общей площади ранее занимаемому.

В соответствии с актом межведомственной комиссии жилой дом признан непригодным для проживания. Состояние фундамента, стен, крыши и других конструктивных элементов оценивалось как недопустимое. Дом не включен в перечень аварийных домов, подлежащих расселению на территории городского округа в 2014-2017 г.г., в связи с чем расселение жильцов не планировалось. Поскольку существует реальная угроза жизни и здоровью проживающих в доме граждан на орган местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению другого жилого помещения по договору социального найма во внеочередном прядке. Судом восстановлены нарушенные жилищные права граждан.

Обеспечение условий для осуществления права на жилище

Одним из ключевых социально-экономических прав гражданина считается право на жилище, которое определяет Конституция России.

Понятие и содержание права человека на жилище

Одним из ключевых социально-экономических прав гражданина считается право на жилище, которое определяет Конституция России (п.1 ст. 40). Определить содержание права на жилище возможно, указав на его ключевые составляющие:

  • Данное право заключается в том, что государство дает гарантию каждому человеку, проживающему на территории России, иметь возможность использовать то жилище, которым он владеет. Конституционное право граждан на жилище закрепляет ст. 23 Основного закона про неприкосновенность личной жизни и ст. 25, в которой провозглашены принципы жилищной неприкосновенности.
  • Право человека на жилище состоит в том, что государство берет обязательства оказывать содействие в том, чтобы каждый гражданин России был обеспечен жилищем, а также создает условия для приобретения иного жилья, для улучшения своих жилищных условий.

Ст. 673 Гражданского кодекса РФ определяет жилище, как жилое помещение, которое является изолированным и пригодным для проживания. В широком смысле – это все жилые помещения, при этом форма собственности не имеет значения: квартиры, коттеджи, общежития, дома-интернаты, отдельные изолированные комнаты, служебные помещения и т.д. Определение пригодности для проживания проводится в порядке, который предусмотрен ст. 15-16 Жилищного кодекса.

Гарантии реализации права на жилище

Политика государства, в том числе и жилищная, сегодня обусловлена состоянием экономики и сложившейся социально-политической ситуацией, поэтому переориентация на рыночные отношения является неизбежной. Это значит, что человек в первую очередь сам несет ответственность за создание для себя соответствующих условий проживания. Также неизбежными являются ограничения в использовании льгот в этой сфере, так как одна категория лиц получает их за счет остальных категорий. И, тем не менее, государство старается обеспечить право на жилище каждого человека минимальными гарантиями, в связи с чем на органы государственной власти и местного самоуправления возлагаются обязательства обеспечить базу.

Через создание условий, позволяющих человеку осуществлять право на жилище, государство решает несколько задач:

  • Формируется базис для развития рыночных отношений в жилищной сфере: происходит развитие рынка недвижимого имущества, рынка земельных участков для возведения жилья и т.д. Одновременно предоставляется поддержка нуждающимся и малообеспеченным через предоставление им льготного жилья, например, заключается договор социального найма.
  • Обеспечивается надзор за внедрением жилищного законодательства и защитой прав и интересов человека в жилищной сфере: ведется учет лиц, которые нуждаются в жилье, обеспечивается контроль за соответствием санитарным и техническим нормативам, за эксплуатацией и сохранностью жилищного фонда, обеспечивается защита и гарантия прав и интересов лиц, которые покупают жилье и эксплуатируют его на законных основаниях и т.д.

Согласно ст. 40 Конституции России любой человек обладает определенными гарантиями осуществления своего права на жилище:

  • гарантия постоянного использования помещения, которое занимает человек на условиях найма в зданиях различных жилищных фондов, участия в кооперативах, приобретенного на основании различных договоров и на других основаниях, которые допускаются законодательной базой России;
  • гарантия улучшения легитимными способами жилищных условий для человека;
  • гарантия возможности строить или покупать жилое помещение за счет личных сбережений, привлекая государственные денежные субсидии или банковские кредиты;
  • гарантия передачи помещения третьим лицам на основании контракта коммерческого найма;
  • создание для жителей безопасной среды проживания;
  • невозможность произвольно лишать человека его права на жилище.

Способы реализации конституционного права на жилище

Конституционное право граждан на жилище внедряется через систему мер содействия лицам, которые хотят сделать лучше условия проживания. В п. 2 ст. 40 Конституции России зафиксировано, что поощряется возведение жилья и создание условий для использования человеком своего права на жилище.
Так, граждане, которые не имеют жилья, могут рассчитывать на поддержку государства, которое развивает постройку домов различных жилищных фондов, предназначенных для предоставления по договору найма, а также через использование системы льгот и субсидий по оплате строительных и ремонтных работ.

Органы государственной власти и местного самоуправления должны:

  • дать возможность гражданам получить налоговую льготу или кредитную поддержку при возведении или покупке жилья;
  • обеспечить продажу участков земли для жилищного строительства на соответствующих территориях;
  • помочь в получении различных льгот предпринимателям и организациям, которые осуществляют строительные работы, ремонт жилищного фонда;
  • поддерживать финансовые учреждения, которые выдают льготные кредиты и т.д.

Граждане, проживающие в России, могут рассчитывать на получение субсидий, которые позволяют оплачивать жилье в рамках определенных нормативов, с учетом общего дохода семьи. При строительстве или покупке можно рассчитывать на взятие ссуды под залог, например, недвижимого имущества, а также под гарантии органов государственной власти или же под гарантии общественных объединений.

Человеку, который проводит строительство или покупает жилье за личные средства или за счет целевого займа, предоставляются налоговые льготы. Лица, которые осуществляют индивидуальное строительство без использования наемного труда, в случае потери работы не по своей вине в течение двух лет получают дотации в порядке, определенном законодательством России для безработных, которые принимают участие в общественных работах.

Рыночная система экономики вызвала необходимость внедрения государством вспомогательных гарантий оказания помощи нуждающимся в жилье, в том числе малоимущим. Для некоторых категорий, таких как инвалиды ВОВ и лица, которые к ним приравниваются, ветераны войны, семьи, чей доход ниже прожиточного минимума и др., предусмотрена возможность получить жилье на условиях подписания договора найма в домах, принадлежащих государственному, муниципальному и прочим жилищным фондам, безвозмездно или за приемлемую цену.

Анализируя положения Основного закона России и прочих нормативных актов, можно выделить также формы реализации права на жилище. А именно:

  • покупка или возведение жилища за личные средства без ограничения жилой площади;
  • приобретение жилого помещения за счет использования безвозмездных субсидий, банковской ипотеки, различных ссуд и на прочих законных основаниях, таких как принятие в дар, наследование и т.д.;
  • приобретение жилого помещения в доме, принадлежащем государственному или муниципальному жилищному фонду социального назначения на условиях договора найма.

Прочие формы жилищного обеспечения в России имеют временный характер. К ним относятся:

  • служебные помещения;
  • специализированные помещения: общежитие, дом-интернат и т.д.;
  • жилое помещение, предоставленное по контракту безвозмездного пользования;
  • помещения, которые предоставляются на условиях коммерческого найма в домах, принадлежащих к различным фондам.

Таким образом, в законодательстве сформирована мощная база для обеспечения условий реализации права человека на жилище.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Ссылка на основную публикацию