Статья 1 градостроительного кодекса рф 2022

С 1 сентября 2022 г. вступает в силу новый порядок получения технических условий для целей проектирования и строительства

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 01.07.2022 был подписан и опубликован Федеральный закон от № 276-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 276-ФЗ), изменяющий порядок получения технических условий (далее – ТУ) для целей подключения к сетям водоснабжения, водоотведения теплоснабжения и газоснабжения[1].

Изменения, вносимые законом 276-ФЗ, вступят в силу с 01.09.2021[2].

В настоящее время Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) предусматривает право органов власти, правообладателей земельных участков и ряда иных лиц получить так называемые предварительные ТУ, и, соответственно, обязанность организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, такие ТУ предоставить[3]. Согласно ГрК данные «предварительные» ТУ должны включать в себя:

  • максимальную нагрузку;
  • сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; а также
  • срок действия ТУ.

В настоящий момент полученные («предварительные») ТУ являются обязательными для организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, лишь в части сведений о максимальной нагрузке, сроках подключения и сроке действия ТУ. Это лишь часть информации, необходимой для подготовки проектной документации. При этом иные включенные в такие ТУ сведения (например, о возможной точке подключения), по сути, носят лишь справочный характер и, как правило, являются неточными. При дальнейшем заключении договоров о подключении такие иные сведения могут быть изменены организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В отличие от текущего порядка новый порядок получения ТУ, который вступает в силу 01.09.2021, предусматривает, в том числе, следующее:

  • упразднение выдачи двух видов ТУ: (i) «предварительных»; и (ii) последующих («полноценных») при заключении договора на подключение. Теперь ТУ будут выдаваться один раз (в установленный ранее срок для выдачи «предварительных» ТУ)[6]. При заключении после выдачи ТУ договора о подключении выданные ТУ будут автоматически становиться неотъемлемой частью такого договора. Все условия, которые будут указаны в выданных ТУ, будут являться обязательными: организация, выдавшая ТУ, будет (в случае заключения с ней договора о подключении) связана всеми такими условиями[7];
  • пока не ясно, каким именно будет содержание выдаваемых в соответствии с новым порядком ТУ, но оно будет определяться уже не нормами ГрК РФ[8], а правилами подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, утверждаемыми Правительством РФ[9]. Следует отметить, что в настоящее время правила подключения (технологического присоединения) к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения устанавливают, что ТУ должны содержать лишь три параметра: информацию о максимальной нагрузке; сроках подключения; и сроке действия ТУ[10]. Скорее всего, требования к содержанию выдаваемых ТУ будут изменены Правительством РФ в пользу включения в ТУ большего количества параметров, иначе порядок выдачи ТУ на подключение к сетям тепло-, водоснабжения и водоотведения, по сути, останется прежним (то есть выдаваемые ТУ не будут включать в себя всю необходимую для проектирования информацию);
  • в настоящее время при неподаче заинтересованным лицом заявки на подключение в течение года (при комплексном развитии территории – в течение трех лет) с момента выдачи ТУ, выданные («предварительные») ТУ теряют силу. С 01.09.2022 данная норма ГрК РФ будет упразднена. Возможно, за этим последует упразднение аналогичных норм, содержащихся в правилах подключения (технологического присоединения), утвержденных Правительством РФ. В этом случае заявку на подключение можно будет подать до окончания срока действия ТУ. При этом срок действия ТУ с 01.09.2022 не изменится и будет составлять, как и ранее, не менее трех лет с момента выдачи ТУ (при комплексном развитии территории – не менее пяти лет с момента выдачи ТУ);
  • ТУ будут выдаваться, в том числе, по запросу лиц, с которыми заключен договор подряда на подготовку проектной документации (то есть, в том числе, по запросу проектировщиков)[11].
Необходимо отметить, что, к примеру, в Москве на практике несколько лет назад сложился следующий подход к получению ТУ: лица, желающие получить ТУ, не получают «предварительные» ТУ на основании п. 7 ст. 48 ГрК РФ, а сразу обращаются в сетевые организации с заявкой о заключении договоров о подключении. В рамках процедуры заключения таких договоров сетевые организации (например, МОЭК) готовят в качестве составной части таких договоров полноценные (финальные) ТУ.

Также законом 276-ФЗ для исключения смешения понятий из положений ГрК РФ о градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ) исключается термин «технические условия». С 01.09.2022 сведения, касающиеся подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и включаемые в ГПЗУ, будут именоваться «информация о возможности подключения (технологического присоединения)». В состав этой информации будут входить сведения о максимальной нагрузке в возможных точках подключения (технологического присоединения) к сетям, а также сведения об организации, представившей данную информацию[12]. При этом данная информация исключается из объема информации, указанной в ГПЗУ, которая может быть использована для подготовки проектной документации и получения разрешения на строительство[13]. То есть такая информация, по сути, будет являться справочной (ориентировочной).

Необходимо отметить, что:

  • новые нормы ГрК о предоставлении ТУ не будут распространяться на сети электроснабжения[14]. Таким образом, новый порядок получения ТУ, вступающий в силу с 01.09.2021, будет распространяться на получение ТУ для целей подключения к сетям водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газовым сетям[15];
  • ТУ, выданные до дня вступления в силу нового порядка выдачи ТУ, сохраняют силу, а отношения, связанные с подключением объектов к сетям инженерно-технического обеспечения на основании таких ТУ, будут регулироваться положениями ГрК РФ в редакции, действовавшей до 01.09.2021[16].

О чем подумать, что сделать

Рекомендуем внимательно ознакомиться с указанными выше изменениями в порядке выдачи ТУ и учитывать новые положения при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать юридическую поддержку компаниям по вопросам, связанным с применением нового порядка инвентаризации выбросов.

“Градостроительный кодекс Российской Федерации” от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)

Судебная практика и законодательство — Градостроительный кодекс РФ

Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах своей компетенции рассмотрел обращение с просьбой разъяснить отдельные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Кодекс) и сообщает следующее.

Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации на земельных участках разрешается возведение строений и сооружений вспомогательного использования.

Таким образом, на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, разрешается возведение как объектов жилого назначения (жилой дом, жилое строение), так и объектов хозяйственного назначения (хозяйственных, производственных, бытовых строений и сооружений, хозяйственных построек, строений и сооружений вспомогательного использования и иных аналогичных объектов).

В рамках проводимой реформы института саморегулирования в строительстве с 1 июля 2017 года вводятся национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и национальный реестр специалистов в области строительства (далее – национальный реестр специалистов), в которых будут содержаться сведения о высококвалифицированных специалистах. Их должностные обязанности строго регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) и не могут выполняться иными работниками.

Разработка и внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего внесение в Градостроительный кодекс Российской Федерации изменений в части учета положений Стратегии пространственного развития Российской Федерации при разработке и корректировке документов территориального планирования

7. После поступления от застройщика (технического заказчика) извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с положениями ГрК РФ, Административным регламентом, приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1129, приказом Ростехнадзора от 15 июля 2015 г. N 275 проверяется наличие разрешения на строительство, проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию.

ФАС России и его территориальные органы рассматривают жалобы на нарушения, которые могли быть допущены при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни в сферах строительства, утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

2. Средства компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в целях сохранения и увеличения их размера при наличии соответствующего решения общего собрания членов саморегулируемой организации размещаются только на условиях договора банковского вклада (депозита), заключаемого в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами (далее – договор), в валюте Российской Федерации в той же кредитной организации, в которой открыт специальный банковский счет для размещения средств такого компенсационного фонда.

ГрК – Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Договор ГПХ – Договор гражданско-правового характера;

ДМС – Добровольное медицинское страхование;

ДТП – Дорожно-транспортное происшествие;

Инспектор – государственный инспектор труда;

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

приведение Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации с целью обеспечения возможности проведения комплексных кадастровых работ при отсутствии утвержденного проекта межевания территории

приведение Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации с целью обеспечения возможности проведения комплексных кадастровых работ при отсутствии утвержденного проекта межевания территории

Градостроительный кодекс РФ 2022, 2022

Внимание! Это редакция кодекса, вступающая в силу 1 декабря 2022 года.

Вы можете сравнить редакции данного кодекса, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку “Сравнить”. Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Глава 1. Общие положения

  • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
  • Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
  • Статья 3. Законодательство о градостроительной деятельности
  • Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности
  • Статья 5. Субъекты градостроительных отношений
  • Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

Глава 2. Полномочия органов государственной власти российской федерации, органов государственной власти субъектов российской федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности

  • Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности
  • Статья 6.1. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в области градостроительной деятельности
  • Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности
  • Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
  • Статья 8.1. Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности
  • Статья 8.2. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации

Глава 3. Территориальное планирование

  • Статья 9. Общие положения о документах территориального планирования
  • Статья 10. Содержание документов территориального планирования Российской Федерации
  • Статья 11. Подготовка и утверждение схем территориального планирования Российской Федерации
  • Статья 12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации
  • Статья 13. Утратила силу.
  • Статья 14. Содержание документов территориального планирования субъекта Российской Федерации
  • Статья 15. Подготовка и утверждение схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации
  • Статья 16. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации
  • Статья 17. Утратила силу.
  • Статья 18. Документы территориального планирования муниципальных образований
  • Статья 19. Содержание схемы территориального планирования муниципального района
  • Статья 20. Подготовка и утверждение схемы территориального планирования муниципального района
  • Статья 21. Особенности согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района
  • Статья 13.1. Содержание документа территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации
  • Статья 22. Утратила силу.
  • Статья 13.2. Подготовка проекта и утверждение схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации
  • Статья 23. Содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа
  • Статья 24. Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа
  • Статья 25. Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа
  • Статья 26. Реализация документов территориального планирования
  • Статья 27. Совместная подготовка проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления
  • Статья 28. Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов
  • Статья 29.Утратила силу.

Глава 2.1. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности, федеральный реестр сметных нормативов

  • Статья 8.3. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности
  • Статья 8.4. Федеральный реестр сметных нормативов

Глава 4. Градостроительное зонирование

  • Статья 30. Правила землепользования и застройки
  • Статья 31. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки
  • Статья 32. Порядок утверждения правил землепользования и застройки
  • Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки
  • Статья 34. Порядок установления территориальных зон
  • Статья 35. Виды и состав территориальных зон
  • Статья 36. Градостроительный регламент
  • Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
  • Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
  • Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
  • Статья 40. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

Глава 3.1. Нормативы градостроительного проектирования

  • Статья 29.1. Нормативы градостроительного проектирования
  • Статья 29.2. Содержание нормативов градостроительного проектирования
  • Статья 29.3. Подготовка и утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования
  • Статья 29.4. Подготовка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования

Глава 5. Планировка территории

  • Статья 41. Назначение, виды документации по планировке территории
  • Статья 42. Проект планировки территории
  • Статья 43. Проект межевания территории
  • Статья 44. Утратила силу с 1 июля 2017 г.
  • Статья 45. Подготовка и утверждение документации по планировке территории, порядок внесения в неё изменений и её отмены
  • Статья 46. Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа
  • Статья 46.1. Развитие застроенных территорий
  • Статья 46.2. Договор о развитии застроенной территории
  • Статья 46.3. Порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории
  • Статья 41.1. Общие требования к документации по планировке территории
  • Статья 41.2. Инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории
  • Статья 46.5. Договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья
  • Статья 46.4. Договор о комплексном освоении территории
  • Статья 46.6. Договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья
  • Статья 46.7. Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья
  • Статья 46.8. Требования к участникам аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья
  • Статья 46.9. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества
  • Статья 46.10. Комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления
  • Статья 46.11. Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления

Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства

  • Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства
  • Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование
  • Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
  • Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории
  • Статья 49.1. Аттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий
  • Статья 50. Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий
  • Статья 51. Разрешение на строительство
  • Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
  • Статья 53. Строительный контроль
  • Статья 54. Государственный строительный надзор
  • Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
  • Статья 48.2. Экономически эффективная проектная документация повторного использования
  • Статья 50.1. Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства
  • Статья 51.1. Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома

Глава 7. Информационное обеспечение градостроительной деятельности

  • изм. Статья 56. Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности
  • изм. Статья 57. Создание, развитие и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставление сведений, документов и материалов государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности
  • Статья 57.1. Федеральная государственная информационная система территориального планирования
  • Статья 57.2. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве
  • Статья 57.3. Градостроительный план земельного участка
  • Статья 57.4. Реестр документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса
  • Статья 57.5. Информационная модель объекта капитального строительства
  • Статья 57.6. Классификатор строительной информации

Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности

  • Статья 58. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности
  • Статья 59. Возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории
  • Статья 60. Возмещение вреда, причинённого вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве, сносе объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения
  • Статья 61. Компенсация вреда, причинённого жизни, здоровью или имуществу физических лиц
  • Статья 62. Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности
  • Статья 60.1. Возмещение ущерба, причинённого вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора

Глава 6.1. Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства

  • Статья 55.1. Основные цели саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и содержание их деятельности
  • Статья 55.2. Приобретение статуса саморегулируемой организации
  • Статья 55.3. Виды саморегулируемых организаций
  • Статья 55.4. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации
  • Статья 55.5. Стандарты и внутренние документы саморегулируемой организации
  • Статья 55.6. Прием в члены саморегулируемой организации
  • Статья 55.7. Прекращение членства в саморегулируемой организации
  • Статья 55.8. Право члена саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства
  • Статья 55.9. Обеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов
  • Статья 55.10. Исключительная компетенция общего собрания членов саморегулируемой организации
  • Статья 55.11. Утратила силу с 1 июля 2017 г.
  • Статья 55.12. Утратила силу с 1 июля 2017 г.
  • Статья 55.13. Контроль саморегулируемой организацией за деятельностью своих членов
  • Статья 55.14. Рассмотрение саморегулируемой организацией жалоб на действия своих членов и обращений
  • Статья 55.15. Применение саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации
  • Статья 55.16. Компенсационные фонды саморегулируемой организации
  • Статья 55.17. Ведение реестра членов саморегулируемой организации
  • Статья 55.18. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций
  • Статья 55.19. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций
  • Статья 55.20. Национальные объединения саморегулируемых организаций
  • Статья 55.21. Всероссийский съезд саморегулируемых организаций
  • Статья 55.22. Совет Национального объединения саморегулируемых организаций
  • Статья 55.23. Государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций
  • Статья 55.5-1. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства
  • Статья 55.21-1. Полномочия президента Национального объединения саморегулируемых организаций
  • Статья 55.16-1. Размещение средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в кредитных организациях, инвестирование средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации

Глава 9. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах российской федерации – городах федерального значения москве, санкт-петербурге и севастополе

Глава 6.2. Эксплуатация зданий, сооружений

  • Статья 55.24. Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений
  • Статья 55.25. Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения
  • Статья 55.26. Приостановление и прекращение эксплуатации зданий, сооружений

Глава 6.3. Освоение территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов

  • Статья 55.27. Договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования
  • Статья 55.28. Порядок организации и проведения аукционов на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования
  • Статья 55.29. Требования к участникам аукционов на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования

Глава 6.4. Снос объектов капитального строительства

  • Статья 55.30. Общие положения о сносе объектов капитального строительства
  • Статья 55.31. Осуществление сноса объекта капитального строительства
  • Статья 55.32. Особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями
  • Статья 55.33. Особенности сноса объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий, или приведения таких объектов капитального строительства в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зон с особыми условиями использования территорий
Быстрый переход к статье
Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Раздел «Градостроительный кодекс РФ» всегда поддерживается в актуальном состоянии. Сейчас вы просматриваете редакцию кодекса с изменениями от 01.12.2022.

Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

1) градостроительная деятельность – деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства; (В редакции федеральных законов от 28.11.2011 № 337-ФЗ, от 29.12.2017 № 463-ФЗ, от 03.08.2018 № 340-ФЗ, от 30.12.2022 № 494-ФЗ)

2) территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; (В редакции Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ)

3) устойчивое развитие территорий – обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;

4) зоны с особыми условиями использования территорий – охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 14.07.2008 № 118-ФЗ; от 21.10.2013 № 282-ФЗ; от 01.07.2017 № 135-ФЗ; от 29.07.2017 № 222-ФЗ)

5) функциональные зоны – зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;

6) градостроительное зонирование – зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

7) территориальные зоны – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

8) правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;

9) градостроительный регламент – устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 373-ФЗ, от 30.12.2022 № 494-ФЗ)

10) объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ)

101) линейные объекты – линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения; (Пункт введен – Федеральный закон от 03.07.2016 № 373-ФЗ)

102) некапитальные строения, сооружения – строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений); (Пункт введен – Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ)

103) информационная модель объекта капитального строительства (далее – информационная модель) – совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства; (Пункт введен – Федеральный закон от 27.06.2019 № 151-ФЗ)

11) красные линии – линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории; (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 283-ФЗ)

12) территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары); (В редакции Федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ)

13) строительство – создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; (В редакции Федерального закона от 28.11.2011 № 337-ФЗ)

141) реконструкция линейных объектов – изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов; (Пункт введен – Федеральный закон от 18.07.2011 № 215-ФЗ)

142) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов; (Пункт введен – Федеральный закон от 18.07.2011 № 215-ФЗ)

143) капитальный ремонт линейных объектов – изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; (Пункт введен – Федеральный закон от 18.07.2011 № 215-ФЗ; в редакции Федерального закона от 31.07.2022 № 254-ФЗ)

144) снос объекта капитального строительства – ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей; (Пункт введен – Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ)

15) инженерные изыскания – изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования;

16) застройщик – физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика или которому в соответствии со статьей 133 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ “О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” передали на основании соглашений свои функции застройщика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику; (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 418-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 03.07.2016 № 372-ФЗ, от 03.08.2018 № 340-ФЗ, от 27.06.2019 № 151-ФЗ)

17) саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее также – саморегулируемая организация) – некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – региональный оператор); (Пункт введен – Федеральный закон от 22.07.2008 № 148-ФЗ; в редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 372-ФЗ; от 03.08.2018 № 340-ФЗ)

18) объекты федерального значения – объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса областях, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации; (Пункт введен – Федеральный закон от 20.03.2011 № 41-ФЗ)

19) объекты регионального значения – объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации; (Пункт введен – Федеральный закон от 20.03.2011 № 41-ФЗ)

20) объекты местного значения – объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации; (Пункт введен – Федеральный закон от 20.03.2011 № 41-ФЗ)

21) парковка (парковочное место) – специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка; (Пункт введен – Федеральный закон от 21.04.2011 № 69-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 315-ФЗ)

22) технический заказчик – юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте

Какие законы о жилье и недвижимости вступают в силу в 2022 году

Фото: Andrii Yalanskyishutterstock

В 2022 году вступает в силу ряд законов, которые существенно изменят жизнь россиян. Они касаются налогов на недвижимость, оплаты жилищно-коммунальных услуг, строительства индивидуальных домов, размера машино-мест, кадастровой оценки и аварийных домов.

Вместе с юристами рассказываем, что это за законы.

Строительство домов

С 1 марта 2022 года будет разрешено строить индивидуальные жилые дома на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства.

«Построить можно будет один дом размером не более 500 кв. м, соблюдая при этом площадь застройки — не более 0,25% территории. Регистрация будет проходить по правилам дачной амнистии до марта 2026 года. При этом региональные власти будут наделены правом определять территории, где строительство жилых домов запрещено», — уточнил партнер NOVATOR Legal Group, адвокат Александр Катков.

Льготы для семей

С 1 января 2022 года вступает в силу закон, согласно которому семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности. Юрист практики жилищного права и социальных правоотношений «Амулекс.ру» Александр Титов уточнил: для того чтобы воспользоваться льготой при продаже жилья, должно одновременно соблюдаться пять условий:

  • налогоплательщик (или его супруг) является родителем двух и более детей в возрасте до 18 лет, при их очном обучении — до 24 лет. Усыновленные дети при этом также учитываются;
  • семья купила и оформила право собственности на новую недвижимость в том же календарном году, в котором продала имеющуюся недвижимость, или не позднее 30 апреля следующего года. По договору долевого участия в строительстве в этот срок должна пройти полная оплата без учета доплаты за метры в связи с увеличением площади после ввода объекта в эксплуатацию. При купле-продаже или мене нужно зарегистрировать право собственности. Причем покупателем может быть сам налогоплательщик или члены его семьи;
  • общая площадь нового жилья или его кадастровая стоимость больше, чем у проданного. При этом учитываются совокупные доли членов семьи;
  • кадастровая стоимость проданного жилья не превышает 50 млн руб. Если кадастровую собственность нельзя установить, то учитывается только площадь;
  • на момент продажи налогоплательщику и членам его семьи не принадлежит в совокупности более 50% другого жилья, общая площадь которого больше приобретаемого.

Фото:Evgeny Atamanenkoshutterstock

Налоговая декларация

С 1 января 2022 года также меняется порядок представления гражданами декларации по форме 3-НДФЛ при продаже недорогого недвижимого имущества. «С нового года физлицам больше не нужно будет подавать в инспекцию налоговую декларацию при продаже недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, садовых домов или земельных участков) на сумму до 1 млн руб., а иного имущества (транспорта, гаражей и т. д.) — до 250 тыс. руб. Указанные суммы соответствуют размерам имущественных налоговых вычетов по НДФЛ. То есть если вычет полностью покрыл полученный доход от продажи недвижимости, обязанности по уплате НДФЛ не возникает», — уточнил Катков.

Также подавать декларацию будет не нужно, если продажа осуществляется раньше минимального срока владения (в общем случае пять лет, а в ряде случаев — три года), уточнил юрист. По его словам, данные нововведения будут распространяться на лиц, продавших имущество начиная с налогового периода 2022 года.

Сведения в ЕГРН

С 1 января 2022 года расширен перечень основных сведений, включаемых в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В соответствии с приказом в ЕГРН начнут вносить полную информацию о каждом кадастровом инженере, осуществляющем государственный кадастровый учет недвижимости. Заказав выписку из ЕГРН, можно будет увидеть, кто проводил кадастровые работы, уточнил Катков.

Кроме того, с 1 февраля 2022 года вступает в силу закон, согласно которому Росреестр будет вносить сведения об аварийности многоквартирных домов. Если дом или квартира признаются аварийными, подлежащими сносу или реконструкции, а также непригодными для проживания, это должно обязательно отражаться в сведениях ЕГРН, объяснил партнер Novator Legal Group. Он отметил, что такие сведения в выписках из ЕГРН предупредят покупателей о проблемном доме или помещении.

Регистрация новостроек

С 1 сентября 2022 года вступает в силу закон, который позволит упростить процедуру регистрации прав на объекты капитального строительства для застройщиков. Документ был разработан для улучшения инвестиционного климата в России и направлен на снижение административных барьеров для застройщиков.

«Этот закон ускорит регистрацию прав на объекты капитального строительства. Теперь после получения разрешения на ввод в эксплуатацию дома девелоперы смогут поставить его на кадастровый учет и зарегистрировать, не подавая заявление в Росреестр. Исключение составят многоэтажки, построенные по договорам долевого участия, так как право собственности в них возникает на отдельные квартиры», — пояснила Богданова.

Фото:AP911_Studioshutterstock

Увеличение кадастровой стоимости

С 1 января 2022 года в Москве увеличится кадастровая стоимость объектов недвижимости. Она составит 181 тыс. руб. за 1 кв. м, что на 21,4% больше, чем в 2018 году, когда в последний раз проводилась государственная кадастровая оценка (ГКО), — три года назад она составляла 149 тыс руб. за 1 кв. м.

«Это является прямым следствием быстрого роста цен на квартиры в 2022 году, а кроме того, большого перерыва в проведении кадастровой оценки (в последний раз в Москве ее проводили в 2018 году). Кадастровая стоимость жилой недвижимости впервые испытает такой скачок, что, естественно, отразится на нагрузке налогоплательщиков», — пояснила юрист «Дигмар Групп».

Коммунальные тарифы

Правительство России утвердило индексы изменения платы за коммунальные услуги в среднем по регионам на 2022 год. Согласно постановлению кабмина, в первом полугодии 2022 года плату за коммунальные услуги индексировать не будут. Во втором полугодии индексация будет варьироваться от 2,9% до 6,5% в зависимости от региона.

Наименьший прирост тарифов ожидается в Свердловской области (2,9%), Марий Эл (3,2%) и Чукотском автономном округе (3,3%). Наибольшая индексация — в Чечне (6,5%), Санкт-Петербурге (6,3%), Севастополе, Крыму и Татарстане (по 6,2%), а также в Москве, Якутии и Дагестане (по 6%).

Отказ в субсидии на ЖКУ

С 1 января 2022 года вступят в силу поправки в Жилищный кодекс, ограничивающие возможность получения субсидии должниками по оплате услуг ЖКХ. Отказать в предоставлении субсидии могут только при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности по коммунальным платежам, если эти долги образовались за период не более трех последних лет (ранее заявитель должен был доказать отсутствие задолженности), отметила юрист компании «Дигмар Групп» Дарья Богданова.

Теперь никакие справки об отсутствии долгов предоставлять не нужно, все необходимые сведения должны быть получены компетентным органом по каналам межведомственной связи, уточнила Богданова. По ее словам, на субсидию имеют право семьи, в которых доля расходов на ЖКУ составляет более 22% доходов, а также некоторые категории льготников.

Фото:fizkesshutterstock

Временные участки

С 1 марта 2022 года земельные участки в статусе «временный» снимут с государственного кадастрового учета. Временными считаются участки, которые образованы и поставлены на кадастровый учет в период с 1 марта 2008 года до 1 января 2017 года, однако права на них до сих пор не зарегистрированы.

«Временный характер сведений ЕГРН об образованных объектах недвижимости сохраняется до момента государственной регистрации права или аренды на такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении данного срока сведения об участках, которые носят временный характер, будут исключены Росреестром из ЕГРН», — отметил Катков.

Квартиры соцнайма

С 1 марта 2022 года изменятся правила пользования жилыми помещениями. Согласно приказу Минстроя России, для лиц, которые пользуются государственными квартирами по договорам социального найма, вводится обязанность немедленно сообщать о неисправностях самого жилого помещения или сантехники и другого оборудования в нем, пояснил юрист из Novator Legal Group. Он уточнил, что действующие в настоящее время правила требуют сообщать об этом в муниципалитет только в случае необходимости.

Кроме того, новые правила вводят запрет на обшивку или остекление балконов нанимателями в квартирах и домах, которые используются по договору социального найма, договору специализированного жилого найма и договору найма жилого помещения из состава жилищного фонда социального использования, уточнил юрист. По его словам, чтобы получить разрешение на перепланировку, необходимо будет обратиться в архитектурную инспекцию.

Переоценка земли

В 2022 году впервые во всех субъектах России одновременно пройдет массовая государственная кадастровая оценка всех земельных участков независимо от категории. Ранее кадастровая оценка проходила один раз в четыре года, но было решено, что в 2022 году проведут ее одновременно во всей стране, отметила Богданова из «Дигмар Групп».

Государственная кадастровая оценка увеличит кадастровую стоимость участков и повысит размер налогов, отметила юрист. По ее словам, нововведение может вызвать недовольство российских граждан.

Фото:Arthur Lookyanovshutterstock

Размер машино-мест

С 2022 года вступает в силу закон, согласно которому в России изменятся размеры машино-мест. Документом отменяется максимально допустимый размер парковочного места и определяется минимально допустимый размер, который теперь составит 5,3 на 2,5 м, отметил Катков. По его словам, закон отменяет максимально допустимый размер машино-места, который сегодня составляет 6,2 на 3,6 м.

«Документ разработали из-за разнообразия транспорта, в отношения которого размеры парковочных мест не установлены, в частности сельскохозяйственной техники, транспортных и технических средств для инвалидов. Новые требования относительно размера машино-мест должны будут соблюдать в том числе российские девелоперы при проектировании зданий», — резюмировал юрист.

Градостроительный кодекс РФ: обзор ключевых изменений

Татаринов Александр

С 13 августа Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК) действует в новой редакции.

Изменения внесены сразу двумя федеральными законами от 2 августа 2019 г.

Закон № 294-ФЗ

Законом № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на совершенствование законодательства в сфере организации деятельности заправочных станций для маломерных судов, разрешены строительство, реконструкция и эксплуатация автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов в границах водоохранных зон.

Такой вариант организации заправки маломерных судов признан наиболее экологичным и широко применяется в европейских странах с развитой инфраструктурой водного туризма – в частности, в Хорватии, Черногории, Сербии, на Кипре.

Водный кодекс РФ и ранее в качестве исключения предусматривал размещение автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов на территории инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды. Однако на практике сооружение автозаправочных станций для маломерных судов было крайне затруднительным. Требования законодательства об охране окружающей среды для этих объектов отсутствовали. Существовала проблема отнесения баз (сооружений) для стоянки маломерных судов к инфраструктуре водных путей.

Потребность в автозаправках, расположенных на территориях баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, характерна для субъектов РФ в границах Волго-Балтийского бассейна, Центрального федерального округа и регионов с развитой инфраструктурой водного туризма. И теперь законодателем созданы благоприятные условия для строительства данных сооружений.

Норма п. 5 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в новой редакции сформулирована таким образом, что понятие «инфраструктура внутренних водных путей» включает в том числе базы (сооружения) для стоянки маломерных судов.

В связи с этим нововведением внесены поправки и в ч. 6 ст. 49 ГрК. Теперь в перечень проектной документации, обязательной к прохождению государственной экологической экспертизы, включена документация автозаправочных станций и складов ГСМ, если они:

  • планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон, на территории портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов ФСБ России;
  • предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электростанций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше.

Закон № 283-ФЗ

Законом № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» скорректированы положения ГрК о красных линиях, градостроительном зонировании, планировке территорий, а также о деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий.

Нормы носят в основном уточняющий и дополняющий характер. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Красные линии

Согласно новой редакции Кодекса красными линиями в документации по планировке территории должны обозначаться только границы территории общего пользования, которые подлежат установлению, изменению или отмене.

Ранее красными линиями выделяли также границы территорий, занятых или планируемых для размещения линейных объектов – линий электропередач, связи, а также трубопроводов, автомобильных и железных дорог и др.

Названные поправки можно назвать техническими. Думается, они будут способствовать упрощению содержания понятия «красные линии» и облегчат работу с документацией по планировке.

Градостроительное зонирование

Прежняя редакция ч. 4 ст. 30 ГрК императивно устанавливала, что формирование одного земельного участка из нескольких, расположенных в различных территориальных зонах, недопустимо.

Теперь указанная норма содержит исключения из общего правила, отсылая к Земельному кодексу РФ. Так, п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ допускает образование земельных участков, границы которых пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, образуемых для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Данная поправка направлена на совершенствование законодательства по использованию земельных ресурсов при изучении и разработке недр, размещении объектов инженерной инфраструктуры и искусственных водных объектов.

Кроме того, изменения затронули порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, установленный ст. 33 ГрК. К случаям, не требующим проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, опубликования сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила застройки и землепользования, а также подготовки заключения комиссии, теперь также относятся:

  • однократное изменение вида разрешенного использования, установленного градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, без изменения ранее установленных предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и (или)
  • однократное изменение одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на 10%.

Планирование территорий

Сокращены сроки ряда процедур. В частности, срок проверки уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления документации по планировке территории на соответствие требованиям закона теперь составляет 20 рабочих дней со дня поступления документов (вместо 30 дней) (ч. 12.1 ст. 45 ГрК).

Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки также сократилась и составляет не менее одного и не более трех месяцев (ранее их продолжительность составляла от двух до четырех месяцев) (ч. 13 ст. 31 ГрК).

Думается, что сокращение сроков обязательных процедур (рассмотрения документации, проведения публичных слушаний) позитивно отразится на реализации бизнес-проектов, приведет к сокращению сроков их реализации и минимизации издержек инвесторов.

Комплексное и устойчивое развитие территорий

Особое внимание законодатель уделил корректировке положений, обеспечивающих реализацию института комплексного и устойчивого развития территорий.

Как отмечалось в пояснительной записке к проекту поправок в ГрК, целью введения данного института являлось вовлечение в градостроительную деятельность «депрессивных» площадок муниципальных образований – неиспользуемых или неэффективно используемых площадей. Наличие таких территорий, особенно в центральных районах, вызывает беспокойство как у населения, так и у местных властей, а их техническое и санитарное состояние зачастую создает угрозу здоровью населения.

В связи с этим в ГрК внесены дополнения, в частности:

  • введена новая глава 5.1 «Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий и порядок их осуществления»;
  • обязательным приложением к решению о развитии застроенной территории стали сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание их местоположения, перечень координат характерных точек в системе координат, установленных для ведения ЕГРН (ч. 6 ст. 46.1);
  • конкретизированы условия, при которых правообладатель земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости, не являющийся их собственником, может участвовать в комплексном развитии территории по своей инициативе (ст. 46.9);
  • внесены положения о комплексном развитии территорий по инициативе органов местного самоуправления (ст. 46.10).

В заключение отмечу, что выдача разрешения на строительство антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 м, предназначенных для размещения средств связи, теперь не требуется (п. 17 ст. 51 ГрК признан утратившим силу).

Как видим, большинство поправок направлены на смягчение административных барьеров и упрощение процедур, связанных с применением нормы. На мой взгляд, эти меры позволят ускорить работу по развитию территорий и сделать ее более прозрачной. Возможно, законодателю следовало обратить внимание и на другие положения ГрК, требующие изменений, но в целом нововведения можно охарактеризовать как позитивные и обоснованные практической необходимостью.

Ссылка на основную публикацию