Понятие, виды и содержание общих условий взимания таможенных платежей

Тема 9. Понятие и виды таможенных платежей

И порядок их уплаты.

1. Правовая основа общих условий установления, введения и взимания таможенных платежей. Виды и юридическое содержание таможенных платежей.

2. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных платежей.

3. Понятие таможенной стоимости, правовые основы применения и методы ее определения и заявления

Контрольные вопросы

1. Из каких слагаемых складываются общие суммы таможенных платежей, уплачиваемых при таможенном оформлении перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза?

2. Кто обязан уплатить таможенные платежи при таможенном оформлении перемещаемых через таможенную границу товаров?

3. В какие сроки должны быть уплачены таможенные платежи при таможенном оформлении перемещаемых через таможенную границу товаров?

4. Ч то такое таможенная стоимость товаров, для чего она используется в таможенном деле?

5. Охарактеризуйте методы определения таможенной стоимости.

6. Какие виды ставок таможенных пошлин имеют место в таможенном деле России?

7. Как используется информация о стране происхождения товара при начислении причитающихся к уплате таможенных платежей?

8. Какие рассчитать НДС при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза различных видов товара?

9. В каких случаях таможенные органы могут предоставить заинтересованному лицу отсрочку или рассрочку по уплате таможенных платежей?

10. Как влияет страна происхождения товаров на величину совокупного таможенного платежа?

Правовая основа общих условий установления, введения и взимания таможенных платежей. Виды и юридическое содержание таможенных платежей.

Таможенные платежи являются важной статьей доходной части бюджета. Важная функция таможенных органов − взимание таможенных платежей. Уплата таможенных платежей − одно из условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС.

Таможенные платежи являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут быть израсходованы на иные цели, что обусловливает публичное предназначение таможенных платежей, поскольку они, наряду с другими обязательными платежами, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства.

Правовой основой таможенных платежей выступает ТК ТС. К таможенным платежам относятся ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, таможенные сборы (ст. 70 ТК ТС). Перечень таможенных платежей является исчерпывающим. Таможенная пошлина − обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров. Для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности в соответствии с ТК ТС применяется Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Она является основой Единого таможенного тарифа таможенного союза — свода ставок таможенных пошлин и содержит наименования и классификацию товаров. Термин «таможенный тариф» употребляется в нескольких значениях:

Во-первых − таможенный тариф − инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

Во-вторых − свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

В-третьих − конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию (в этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины).

Основные цели таможенного тарифа:

− рационализация товарной структуры ввоза товаров на таможенную территорию ТС;

− поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров;

− создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в государствах, входящих в состав таможенного союза;

− защита экономики государств, входящих в состав таможенного союза, от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

− обеспечение условия для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.

Функции таможенного тарифа:

− фискальная − относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, формирующим доходную часть государственного бюджета государств ТС;

− протекционистская (защитная) − относится к импортным пошлинам, с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

− балансировочная − относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Виды ставок таможенных пошлин:

1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным для взимания ввозной таможенной пошлины.

Виды ставок таможенных пошлин по способу взимания, классифицированы в ст. 71 ТК ТС:

1) адвалорные − начисляются в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров (30% от таможенной стоимости);

2) специфические − начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (15 евро за 1 кг);

3) комбинированные — сочетают адвалорный вид обложения и специфический по методу поглощения (15% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 кг);

4) смешанные – сочетают адвалорный вид обложения и специфический по методу сложения (15% от таможенной стоимости плюс 3 евро за 1 кг).

Термин таможенный тариф употребляется в нескольких значениях.

Виды таможенных платежей

Основными законодательными документами, регламентирующими правила уплаты таможенных платежей, являются Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 3 августа 2018 года №289-ФЗ.

Согласно ТК ЕАЭС к таможенным платежам при импорте товаров в РФ относятся ввозная таможенная пошлина, таможенные сборы, налог на добавленную стоимость, а также акцизы (акцизный налог или акцизный сбор).

Базой для исчисления таможенных платежей в зависимости от вида импортируемого товара и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, объем или иная характеристика товара).

Кто обязан платить таможенные платежи.

Понятие, виды и содержание общих условий взимания таможенных платежей

Государства – члены Таможенного союза обладают исключительным суверенным правом облагать платежом товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Уплата таможенных платежей является одним из условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. В общем виде таможенные платежи – денежные средства, взимаемые таможенными органами с субъекта, участвующего в процессе перемещения товаров через таможенную границу. Правовой основой их выступает раздел 2 ТК ТС, в ст. 70 которого установлен их исчерпывающий перечень. Отдельные вопросы исследуемого института регламентированы в НК РФ и ФЗ РФ «О таможенном тарифе».

Согласно ст. 70 ТК ТС, к таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

5) таможенные сборы.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с договорами государств – членов союза и (или) национальным законодательством и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.

В отношении товаров для личного пользования таможенные платежи применяются с учетом особенностей, установленных главой 49 ТК ТС. В отношении таких товаров полное освобождение от уплаты таможенных платежей и отдельных категорий товаров, а также порядок применения таможенных платежей, налогов устанавливаются международным договором государств – членов Таможенного союза.

Теоретические основы института таможенных платежей требуют определения общих принципов таможенного обложения. Выделим основные принципы обложения таможенными платежами:

1. Всеобщность. Этот принцип развивает норму Конституции РФ (ст. 51), обязывающую каждого платить законно установленные налоги и сборы. Формулировка «налоги и сборы» является обобщающим понятием, включающим все обязательные платежи.

2. Законодательное установление. Перечень таможенных платежей регламентируется в ТК ТС и национальном законодательстве.

3. Единство системы таможенных платежей. Их виды унифицированы для всей территории Таможенного союза и представляют единую логически построенную совокупность обязательных платежей.

4.Сочетание таможенных и налоговых правовых основ.В систему таможенных платежей включены косвенные налоги (НДС и акцизы), к ним применяются положения НК РФ.

5. Равноправие. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу. Они пользуются равными правами и обязанностями при уплате таможенных платежей.

6. Ответственность.В законодательстве устанавливаются лица, ответственные за уплату таможенных платежей (ст. 79 ТК ТС). Ими могут выступать декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами и (или) национальным законодательством возложена обязанность по уплате. Они могут быть принуждены к уплате и привлечены к юридической ответственности.

7. Соразмерность таможенного обложения.Принцип заключается в наличии ограничений по общей сумме ввозных таможенных пошлин и налогов. Согласно п. 6 ст. 76 ТК ТС она не может превышать сумму таможенных платежей, подлежащих уплате, в случае если бы иностранные товары были выпущены для внутреннего потребления, без учета льгот, указанных в п.п. 2, 3 п. 1 ст. 74 ТК ТС, пеней и процентов, кроме случаев, когда сумма таможенных платежей увеличивается вследствие изменения ставок или когда к иностранным товарам применяются ставки, действующие на день принятия декларации при заявлении иной процедуры, в отношении этих иностранных товаров.

В соответствии со ст. 84 ТК ТС таможенные пошлины, налоги уплачиваются в государстве – члене союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров (п. 1). При этом уплата производится в валюте государства, в котором подлежат уплате таможенные платежи (п. 3). Форма и момент исполнения обязанности по уплате определяются законодательством государства, в котором они подлежат уплате (п. 4).

Порядок зачисления и распределения между государствами сумм ввозных таможенных пошлин, обязанность по уплате которых возникла в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется Соглашением между государствами. Ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет уполномоченного органа той страны, в которой они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждого государства-члена Таможенного союза устанавливаются в следующих размерах: Республика Беларусь – 4,70%; Республика Казахстан – 7,33%; Российская Федерация – 87,97%.

Таким образом, под таможенными платежами следует понимать обязательные платежи, являющиеся налоговыми и неналоговыми доходами, взимаемые таможенными органами в процессе финансовой деятельности и уплачиваемые в связи с пересечением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Этот принцип развивает норму Конституции РФ ст.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дворянов С.В.

таможенных органов, имеющая рыночный.

Виды таможенных платежей

В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:

  • Ввозная таможенная пошлина;
  • Вывозная таможенная пошлина;
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акциз;
  • Таможенные сборы;
  • Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция – 0%).

Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.

Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее Статья 72 ТК ТС).

Документы и информация по таможенным платежам

  1. Коды таможенных платежей (Смотреть)
  2. Инструкция по уплате таможенных платежей (Смотреть)

НДС бывает двух видов 0 , 10 или 20 до 31.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖАХ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖАХ.

Описание

В связи с развитием мирового хозяйства, международных экономических связей, увеличением экспорта и импорта, в странах появляются государственные учреждения, осуществляющие контроль за провозом грузов, в том числе багажа и почтовых отправлений, через границу.
Такой орган получил название – таможня. Таможня осуществляет проверку грузов, взимает таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы, штрафы за нарушение таможенных постановлений; задерживает товары, запрещенные к ввозу и вывозу законодательством данной страны; организует временное хранение товаров, проходящих через границу; выполняет другие функции.
Взимание таможенных платежей, их расчет, является важной и актуальной темой на сегодняшний день.
Таможенные платежи играют важную роль для федерального бюджета, так как в полном объеме учитываются в его составе доходов в качестве налоговых (НДС, акцизы) и неналоговых (таможенные пошлины, таможенные сборы) доходов. Активное использование института таможенных платежей серьезно повышает их значимость для государства. Это позволяет им выполнять различные функции. Таможенные платежи являются инструментом регулирования перемещения товаров через таможенную границу.

Первые попытки регламентации правил определения таможенной стоимости появились в тексте ст.

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

иными документами, вышедшими в развитие этих правовых актов.

Понятие и виды таможенных платежей. Порядок взимания таможенных платежей

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФИЛИАЛ

«Понятие и виды таможенных платежей. Порядок взимания таможенных платежей»

Выполнил студент 6 курса

1. Таможенные платежи: общая характеристика и виды

2. Правовое регулирование уплаты и взимания таможенных платежей

3. Принудительный порядок взыскания таможенных платежей

4. Обеспечение уплаты таможенных платежей

Список использованных источников и литературы

Таможенные платежи в большинстве стран мира являются важной статьей доходной части бюджета, и их взимание таможенными органами рассматривается как одна из ведущих их функций. Их уплата — одно из условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Платежи, взимаемые таможенными органами, поступают в бюджет в качестве налогов и неналоговых поступлений; они на постоянной основе полностью закреплены за федеральным бюджетом. Абсолютно все таможенные платежи являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут быть израсходованы на иные цели. Данный фактор обусловливает публичное предназначение таможенных платежей, поскольку они, наряду с другими обязательными платежами, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства.

Правовой основой таможенных платежей выступает Таможенный кодекс РФ, в статье 318 которого установлен их исчерпывающий перечень[1]. Отдельные вопросы исследуемого института регламентируются Налоговым кодексом РФ.

1. Таможенные платежи: общая характеристика и виды

Система таможенных платежей установлена статьей 318 ТК РФ[2] (схема 1.)

Таможенная пошлина – обязательный платеж немалого характера в федеральный бюджет, уплачиваемый таможенным органам или взимаемый ими в связи с реализацией физическими и юридическими лицами права на перемещение товаров через таможенную границу РФ.

Таможенная пошлина причислена к числу неналоговых доходов федерального бюджета.

Определить ставку таможенной пошлины на основании конкретного вида перемещаемого через таможенную границу товара можно посредством Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

ТН ВЭД — документ, утверждаемый Правительством Российской Федерации и основанный на Международной гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Каждый товар, перемещаемый через таможенную границу Российской Федерации, должен быть однозначно отнесен к той или иной группировке, что отражает код ТН ВЭД. Коду соответствует:

1) подробное описание товара в зависимости от вида и степени промышленной переработки;

2) ставка таможенной пошлины.

Код ТН ВЭД следует отличать от штрих-кода, поскольку последний применяется в целях определения страны происхождения и конкретного производителя товара.

Свод ставок таможенных пошлин по всем товарным позициям представляет собой таможенный тариф. Таможенным тарифом называют также таможенную пошлину для конкретного товара.

Читайте также:  Перерасчет пенсии в 2020 году для разных категорий пенсионеров

В Российской Федерации законодательно закреплено 2 вида таможенной пошлины: ввозная и вывозная. Транзитные пошлины практически не встречаются в практике международной торговли.

Закон о таможенном тарифе содержит виды ставок таможенных пошлин в зависимости от способа взимания.

– адвалорные ставки устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара; специфические устанавливаются в фиксированном размере за единицу облагаемого товара (например, за 1 кг);

– комбинированные ставки сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 30% от таможенной стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг).

На уровень таможенного обложения оказывает влияние страна происхождения товара. В ТН ВЭД обычно указывается минимальная ставка таможенной пошлины, применяемая в ходе таможенного обложения товаров, страна происхождения которых пользуется режимом наибольшего благоприятствования. Если такой режим в отношении иностранного государства не действует, ставка удваивается и становится максимальной.

Отдельные страны, перечень которых устанавливает Правительство РФ, пользуются системой преференций, льгот в таможенном обложении. Традиционно «скидки с таможенного тарифа» предоставляются развивающимся странам: от минимального уровня таможенного обложения вычитается 25%.

Применение специальных защитных пошлин, которые являются разновидностью мер нетарифного регулирования и взимаются сверх таможенного тарифа, является примером карательных Обычно срок действия ставок таможенных пошлин не устанавливается, они действуют постоянно и называются ординарными. В некоторых случаях ставки таможенных пошлин устанавливаются на определенный период времени (партикулярные).

НДС и акцизы относятся к категории косвенных налогов и в области таможенного дела взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. При обложении налогом на добавленную стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу России, действует три вида ставок (ст. 164 НК РФ): нулевая, 10% и 18%[3]. Обычно базой для исчисления НДС в таможенных правоотношениях является таможенная стоимость и ставка таможенной пошлины.

В налоговую базу для обложения акцизами включаются (ст. 191 НК РФ): объем подакцизных товаров в натуральном выражении (для товаров, в отношении которых установлены твердые ставки); таможенная стоимость и таможенная пошлина (для товаров, в отношении которых установлены адвалорные, т.е. в процентах, ставки); объем ввозимых товаров в натуральном выражении и их расчетная стоимость (при исчислении комбинированной ставки)[4].

В настоящее время ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации, а их предельный размер не должен превышать 100 тыс.руб. Объем таможенных сборов за таможенное сопровождение варьируется не только от длины пути, но и от вида транспортного средства (ч. 1, 2 ст. 357.10 ТК РФ)[5].

Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях — 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день (ч. 3 ст. 357.10 ТК РФ)[6].

2.Правовое регулирование уплаты и взимания таможенных платежей

таможенный платеж взимание

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

– при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;

– при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

В качестве лица, ответственного за уплату таможенных пошлин и налогов, выступает, как правило, декларант или таможенный брокер, представляющий его интересы. В случае несоблюдения положений Таможенного кодекса Российской Федерации о пользовании и распоряжении товарами либо о выполнении условий, предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, лицами, ответственными за их уплату, могут быть владельцы таможенного склада, склада временного хранения, перевозчик, а также лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима (ст. 320)[7].

При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, совершившие такое деяние, а также лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого ввоза-вывоза.

Если лица приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, и при этом их нельзя признать добросовестными приобретателями (т.е. они знали или должны были знать о незаконности ввоза), они привлекаются к ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а базой для целей их исчисления — таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Методика определения таможенной стоимости для ввозимых товаров устанавливается положениями закона о таможенном тарифе, для вывозимых — постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 500 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации».

Таможенные пошлины, налоги (ст. 324 ТК РФ)[8] исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за их уплату, самостоятельно, кроме случаев выставления требования о такой уплате (например, при просрочке платежа). Исчисление производится в российской валюте. При этом, как правило, применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации.

Пересчет иностранной валюты осуществляется по курсу, устанавливаемому Центральным Банком Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей на момент принятия декларации таможенным органом.

Под сроком уплаты таможенных платежей следует понимать период времени, в течение которого заинтересованное лицо обязано уплатить причитающуюся сумму. Ст. 329 ТК РФ установлены различные сроки уплаты таможенных пошлин и налогов[9].

Таможенные сборы, как правило, уплачиваются до момента совершения таможенным органом юридически значимых действий. За таможенное оформление сборы уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей, за таможенное сопровождение — до начала его фактического осуществления, за хранение — до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада.

Допускается и досрочная уплата таможенных платежей авансом. Авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров (ч. 1 ст. 330 ТК РФ)[10].

Таможенные платежи подлежат уплате в кассу или на счет таможенного органа в валюте Российской Федерации. Обязанность по их уплате признается выполненной (ст. 332 ТК РФ)[11]:

– с момента списания денежных средств со счета плательщика

– с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа;

– с момента зачета излишне уплаченных сумм (авансовых платежей) в счет уплаты таможенных платежей, а если такой зачет производится по инициативе плательщика — с момента принятия заявления (получения распоряжения) о зачете;

– с момента зачета в счет уплаты таможенных платежей денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;

– с момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иной имущество плательщика, если размер сумм указанных денежных средств не менее суммы задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов.

В исключительных случаях установленный срок уплаты таможенных платежей может быть перенесен, что означает предоставление плательщику отсрочки или рассрочки.

Перечень оснований для изменения срока уплаты таможенных платежей является исчерпывающим (ст. 334 ТК РФ)[12]:

– причинение лицу ущерба в результате форс-мажорных обстоятельств;

– задержка плательщику финансирования из федерального бюджета;

– перемещение скоропортящихся товаров;

– осуществление поставок по межправительственным соглашениям.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки (в письменной форме) принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом. Оно доводится до заинтересованного лица.

Таможенный орган не допускает предоставления отсрочки или рассрочки исключительно в двух случаях: при возбуждении в отношении заинтересованного лица уголовного дела по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства, а также при возбуждении процедуры банкротства (ч. 1 ст. 335 ТК РФ)[13].

Перенесение срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей позволяет плательщику определенный период времени (от 1 до 6 месяцев) пользоваться государственными средствами. Поэтому на сумму задолженности начисляются проценты по ставке рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей в период рассрочки или отсрочки (ст. 336 ТК РФ)[14]. В целях усиления гарантии уплаты таможенных платежей и процентов, таможенный орган требует также обеспечить их уплату (например, поручительством).

Отдельные вопросы исследуемого института регламентируются Налоговым кодексом РФ.

§ 1. Понятие и виды таможенных платежей

Основное направление финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации — аккумуляция в федеральном бюджете финансовых ресурсов в виде таможенных платежей. Доходная часть федерального бюджета в целом складывается из налоговых и неналоговых поступлений. К налоговым доходам бюджетов в соответствии с ч. 2 ст. 41 БК относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В качестве неналоговой составляющей выступают доходы от использования государственного или муниципального имущества, доходы от платных услуг бюджетных учреждений, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней.

Платежи, взимаемые таможенными органами, поступают в бюджет в качестве налогов и неналоговых поступлений; они на постоянной основе полностью закреплены за федеральным бюджетом.

Согласно ст. 318 ТК к таможенным платежам относятся: 1)

таможенная пошлина (ввозная и вывозная); 2)

налоги, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (налог на добавленную стоимость и акциз); 3)

В самом общем виде таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с субъектов, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской федерации. Правовой основой таможенных платежей выступает Таможенный кодекс РФ, в ст. 318 которого установлен их исчерпывающий перечень. Отдельные вопросы исследуемого института регламентируются Налоговым кодексом РФ и Закрном РФ «О таможенном тарифе».

Уплата таможенных платежей является одним из условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Этот институт основан на правомерном поведении участников внешнеторговых операций. Отсутствие легитимности в деяниях субъектов влечет привлечение их к юридической ответственности и наложение соответствующих санкций.

Итак, к таможенным платежам относятся следующие категории обязательных взносов: пошлина, налог, сбор. Часть 1 ст. 8 НК определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор представляет собой обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Теоретические основы института таможенных платежей требуют определения общих принципов таможенного обложения.

Выделим основные принципы обложения таможенными платежами: 1.

Всеобщность. Данный принцип развивает конституционную норму, обязывающую каждого платить законно установленные налоги и сборы. Формулировка «налоги и сборы» является обобщающим понятием, включающим все обязательные платежи, поступающие в государственную или муниципальную казну. 2.

Законодательное установление. Частью 2 ст. 318 ТК определено, что таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что перечень таможенных платежей регламентируется федеральным законом, принятым и введенным в действие в установленном порядке. 3. Единство системы таможенных платежей. Их виды унифицированы для всей территории России и представляют единую, цельную, логически построенную совокупность обязательных платежей, уплачиваемых при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. 4.

Сочетание таможенных и налоговых правовых основ. Учитывая, что в систему таможенных платежей включены косвенные налоги (НДС и акцизы), к ним применяются положения Налогового кодекса РФ. В ч. 1 ст. 3 ТК устанавливается, что при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством о налогах и сборах. 5.

Равноправие. Согласно ч. 1 ст. 12 ТК все лица на равных основаниях, как правило, имеют право на перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств. Это означает, что они пользуются равными правами и обязанностями и при уплате таможенных платежей. 6.

Ответственность. Данное начало предполагает установление в таможенном законодательстве лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов (ст. 320 ТК). В качестве таковых могут выступать: декларант, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, а также лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению таможенного режима. Они могут быть принуждены к уплате таможенных платежей и привлечены к юридической ответственности. 7.

Соразмерность таможенного обложения. Этот принцип заключается в наличии ограничений по общей сумме ввозных таможенных пошлин, налогов. Она согласно ст. 321 ТК не должна превышать, как правило, объема таможенных платежей, подлежащих уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения на территорию России. 8.

Свобода выбора плательщика таможенных платежей. Такое правило весьма нетрадиционно для налогового законодательства и означает возможность любого лица уплатить таможенные пошлины, налоги за товары, перемещаемый через таможенную границу Российской Федерации (ч. 2 ст. 328 ТК).

Обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает:

при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;

при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Законодатель предусматривает и основания освобождения от уплаты данной группы таможенных платежей. К ним согласно ч. 2 ст. 319 ТК относятся случаи, когда:

товары в соответствии с законодательством не облагаются таможенными пошлинами и налогами;

в отношений товаров законодательными нормами предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, — в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

общая таможенная стоимость ввозимых товаров в течение одной недели в адрес одного получателя не превышает 5000 руб.;

до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных Таможенным кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой сиды либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования;

товары обращаются в федеральную собственность.

В качестве лица, ответственного за уплату таможенных пошлин и . налогов, выступает, как правило, декларант или таможенный брокер, представляющий его интересы. В случае несоблюдения положений Таможенного кодекса о пользовании и распоряжении товарами либо о выполнении условий, предусматривающих полное или частичное ос- ^ вобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, дицами, ответственными за их уплату, могут быть владельцы таможенного склада, склада временного хранения, перевозчик, а также лица, на которых возложена обязанность по соблюдению таможенного режима. Такие случаи прямо предусматриваются Таможенным кодексом.

При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, совершившие такое деяние, а также лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого ввоза-вывоза. Если лица приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства и при этом их нельзя признать добросовестными приобретателями (т.е. они знали или должны были знать о незаконности ввоза), они привлекаются к ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта.

Таким образом, под таможенными платежами следует понимать обязательные платежи, являющиеся налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, взимаемые таможенными органами в процессе финансовой деятельности и уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Это означает, что они пользуются равными правами и обязанностями и при уплате таможенных платежей.

Правовая природа таможенных платежей

В самом общем виде таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с субъектов, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. При этом необходимо учитывать некоторые факторы.

Читайте также:  Список отделов ПФР Благоварский район, Республика Башкортостан. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Во-первых, правовую основу таможенных платежей составляет Таможенный кодекс РФ, в ст. 318 которого установлен их исчерпывающий перечень. В качестве сопутствующих правовых актов отдельные вопросы исследуемого института регламентируются Налоговым кодексом РФ, Законом РФ “О таможенном тарифе”, а также законодательством РФ о мерах защиты экономических интересов Российской Федерации при внешней торговле.

Во-вторых, таможенные платежи – собственные доходы федерального бюджета. Они закреплены за ним на постоянной основе и в полном объеме (ст. 51 Бюджетного кодекса РФ). Абсолютно все таможенные платежи являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут быть израсходованы на иные цели.

В-третьих, таможенные платежи взимаются лишь в случае перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации. В большинстве случаев они служат условием такого перемещения. В этом признаке выражен их трансграничный характер.

В-четвертых, правом взимания таможенных платежей наделены таможенные органы. Исключение составляют случаи перемещения товаров в международных почтовых отправлениях, когда согласно ч. 4 ст. 295 ТК РФ субъект уплачивает причитающуюся сумму организации почтовой связи, которая впоследствии переводит ее на счет таможенного органа.

В-пятых, уплата таможенных платежей обеспечивается принудительной силой государства. За неуплату, нарушение сроков уплаты, уклонение от уплаты таможенных платежей виновное лицо привлекается к уголовной, административной, финансово-правовой ответственности.

Следует отметить, что законодательством не определен термин “уклонение”, однако оно имеет существенное практическое значение. Правоприменитель зачастую сталкивается с ситуацией, когда необходимо точно квалифицировать то или иное деяние. Представляется необходимым согласиться с мнением Н.С. Гильмутдиновой и В.Д. Ларичева, понимающими под уклонением от внесения таможенных платежей “предусмотренные и запрещенные уголовным законом общественно опасные, уголовно наказуемые, умышленные деяния, направленные на полную или частичную неуплату в установленный срок предписанных в соответствии с законом таможенных платежей”. Такое деяние наказывается в порядке уголовного судопроизводства.

Законодатель использует различные термины для обозначения фискальных таможенных платежей, содержанию которых не всегда соответствует применяемый термин. Иногда это продиктовано традицией. Например, в большинстве стран, в том числе в России, денежный взнос при экспорте и импорте принято называть таможенной пошлиной. В любом случае такой платеж взимается в порядке императива и представляет собой не что иное, как “принудительное изъятие денежных средств”. Несогласованное применение различных терминов возникает, как правило, из-за отсутствия системного подхода к установлению платежей, что ведет к затушевыванию их истинной природы и затрудняет их анализ налогоплательщиком.

Думается, что в связи с этим нельзя согласиться с мнением А.Н. Фомичева о включении в систему таможенных платежей денежных ресурсов в виде штрафов, пени, средств, полученных от реализации товаров, обращенных в федеральную собственность. Безусловно, как меры ответственности по своей правовой природе они являются фискальными доходами в структуре бюджета РФ, но отождествлять их с таможенными платежами, перечень которых установлен ст. 318 ТК РФ, неправомерно.

Следует отметить, что в большинстве стран мира применяется система таможенных платежей, в центре которой находится таможенная пошлина. Помимо нее ввозимые в страны ЕС отдельные товары облагаются таможенными доплатами. Так, в Великобритании с импортного автомобиля взимается налог в размере 10% его оптовой цены. Во Франции взимаются парафискальные налоги: на кожу – 0,18% таможенной стоимости, на производство одежды – 6 – 11%, на чернослив – 4%. В Швеции налогом на защиту растений облагаются луковицы, живые растения, срезанные цветы и т.д. При этом такие доплаты оправданы интересами национальной экономики и применяются к товарам, ввоз которых может существенно отразиться на внутреннем производстве.

Таможенные платежи – одно из условий перемещения товаров через таможенную границу РФ. Этот институт основан на правомерном поведении участников внешнеторговых операций. Отсутствие легитимности в деяниях субъектов влечет привлечение их к юридической ответственности и наложение соответствующих санкций. Данное обстоятельство и служит критерием разграничения финансовых ресурсов, взимаемых в области таможенного дела.

Итак, к таможенным платежам относятся следующие категории обязательных взносов: пошлина, налог, сбор. Такая классификация предусмотренных таможенным законодательством обязательных платежей идет вразрез с нормами налогового законодательства, которое оперирует двумя категориями: “налог” и “сбор”.

Какие же определения данным понятиям дает законодатель? Статья 8 ч. 1 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор представляет собой обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В юридической и экономической литературе всегда уделялось большое внимание дефиниции “налог” и его отличию от понятия “сбор”. Однако А.В. Брызгалин полагает, что термины “налог”, “сбор”, “пошлина” являются синонимами, а их употребление объясняется лишь сложившейся практикой и традициями. Между тем именно налоги проявляют себя как основной источник аккумуляции государственных доходов. В экономической теории принято определять налоги как “денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией финансовых ресурсов в централизованные денежные фонды”. Юристы же считают, что налоги не могут быть отношениями, они выступают прежде всего в качестве платежа, взноса, влекущих определенные отношения.

С.Д. Цыпкин, исследуя категорию налогов в качестве особого финансового института, отмечает, что благодаря налогам “часть доходов граждан и организаций привлекается в централизованный фонд денежных средств для удовлетворения общегосударственных потребностей”. Аналогичной позиции придерживается и Н.П. Кучерявенко, указывая, что главная черта налога – поступление средств государству для удовлетворения общественных затрат и насыщения бюджета. Данное обстоятельство подтверждает фискальный признак налога.

Исследование категории налога позволило В.А. Соловьеву отметить концептуальное противоречие в его определении, выражающееся в словосочетании “взимаемый платеж”. Он считает, что, “с одной стороны, налог – это платеж, активное действие плательщика, проявляющего свою волю, с другой стороны, взимание – активное действие публичного субъекта, проявляющего свою волю по отношению к частному субъекту”. Однако представляется, платеж может и уплачиваться, и взиматься в зависимости от того, кто выполняет это действие. Важно то, что платеж отчуждается, а это может происходить не только путем взимания, но и посредством уплаты в добровольном порядке. Таможенный кодекс РФ в ракурсе термина “таможенные платежи” оперирует различными понятиями: уплата, исчисление, взыскание, возврат, и такое установление не является правовой коллизией.

Отмечая публичный характер и основополагающую фискальную роль, Н.И. Химичева трактует налоги как “обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях – внебюджетные государственные и муниципальные фонды) с определением их размеров и сроков уплаты”. Такое определение с максимальной рельефностью отражает признаки данного вида платежа. Налоги немыслимы без их обязательности, устанавливаемой властно-распорядительным методом.

При этом Н.И. Химичева выделяет группу платежей (государственная и таможенная пошлины, различные сборы), отличие которых от налогов в том, что им свойствен возмездный характер, а обязанность их уплатить возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой. Учитывая наличие общих признаков (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему или внебюджетный фонд, контролируемость уплаты налоговыми органами), законодательство, по мнению Н.И. Химичевой, объединяет эти платежи с налогами в единую систему, названную налоговой системой, впоследствии – системой налогов и сборов. Так, Налоговый и Бюджетный кодексы РФ ранее относили упомянутые платежи к группе налоговых доходов бюджета. Однако впоследствии, благодаря внесению в них изменений, произошли дифференциация и уточнение, выразившиеся в том, что косвенные налоги остались налоговыми доходами бюджета, а таможенная пошлина и таможенные сборы перешли в разряд неналоговых доходов.

Таможенным сбором признается плата за проведение таможенными органами различных мероприятий. В наименовании сбора законодатель определяет содержание встречного удовлетворения. Согласно п. 31 ч. 1 ст. 11 ТК РФ под таможенным сбором понимается платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Такое определение в целом отражает сущность исследуемого платежа, однако более предпочтительным представляется следующее определение: таможенный сбор – обязательный неналоговый взнос, взимаемый с целью покрытия расходов таможенных органов на совершение действий по таможенному оформлению, хранению, сопровождению товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Таким образом, таможенные органы выполняют различные юридически значимые действия, которые оплачиваются субъектами экспортно-импортных операций единовременно. В отличие от налогов они возмездные и взимаются в связи с оказанием каких-либо определенных услуг. Таможенные сборы согласно ст. 357.1 Кодекса уплачиваются за таможенное оформление (при декларировании товаров), таможенное сопровождение (при перевозке товаров в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита), а также за хранение товаров на таможенных складах и складах временного хранения.

Особенность сбора – “установление его размера на основе эквивалентности тем расходам, которые несет фиск при осуществлении соответствующих действий, имеющих юридическое значение, или при производстве товаров (работ, услуг), передаваемых плательщику, при условии уплаты сбора”. Естественно, что в этом случае предполагается не номинальное соответствие, а определенная сопоставимость расходов субъекта и стоимости конкретной услуги. Можно встретить деление таможенных сборов на разовые (оплата за каждую операцию) и паушальные (оплата за весь комплекс предоставленных услуг).

До 1 января 2005 г. размер сборов за таможенное оформление составлял 0,15% таможенной стоимости перемещаемых грузов, что отрицало, по сути, правовую природу данного вида платежа. Зависимость сбора от стоимости товара в определенной степени приравнивает его к налогу, тогда как его размер должен складываться из затрат таможенных органов на выполнение необходимых формальностей. “Привязка” данного вида платежа к издержкам контролирующих органов, несомненно, уменьшит размер таможенного сбора и снизит затраты участников внешней торговли.

В настоящее время ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ, а их предельный размер не должен превышать 100 тыс. руб. Установление такого предела по меньшей мере не ясно. Чем руководствовался законодатель, определяя его сумму? Представляется, что размер таможенных сборов за таможенное оформление должен рассчитываться исключительно на основе стоимости оказанных услуг.

Таможенный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень таможенных платежей. В ст. 30 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” устанавливается система платежей, взимаемых в связи с импортом и экспортом товаров. Платежи относятся к:

– подтверждению соответствия продукции обязательным требованиям;

– экспертизе и инспекции;

– карантину, санитарной службе и фумигации.

Законодатель определяет, что размер платежей не должен превышать приблизительную стоимость оказанных услуг и представлять собой защиту товаров российского происхождения или обложение в фискальных целях. Следовательно, представляется возможным обозначить такие платежи термином “сборы”. При этом далеко не все платежи данной группы относятся к таможенным, так как часть их взимается специализированными государственными органами – например, при сертификации или лицензировании. Следовательно, перечень их может быть открытым, а часть сборов – установлена иными законодательными актами.

Следует отметить, что и таможенная пошлина, и налоги, и таможенные сборы обладают фискальной функцией. Они, по сути, представляют собой обязательные взносы, являются собственными налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, охраняются государством с позиций принуждения.

О фискальном признаке пошлин и сборов указывает С.Г. Пепеляев, отмечая, что “сбор является фискальным барьером доступности основных прав”. Представляется, что в области таможенного дела этот признак имеет разное содержание для пошлины, налога и сбора. Несопоставимы размеры таможенной пошлины и таможенного сбора. Рассчитывая сумму предполагаемых таможенных платежей, субъект в первую очередь обращает внимание на суммы таможенных пошлин и налогов. Объем же уплачиваемого им сбора решающей роли не играет. Поэтому пошлина и налог ассоциируются у плательщика с финансовым барьером, тогда как сбор таким препятствием не является. Но все эти платежи обладают признаком фискальности, так как признаются доходами государственной казны.

Таким образом, таможенные платежи – неотъемлемая часть системы налогов, сборов и иных обязательных платежей, а их применение возможно в случае факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Именно условие перемещения и предопределяет особое место таможенных платежей в бюджетной системе Российской Федерации.

Представляется целесообразным сформулировать следующее определение таможенных платежей.

Таможенные платежи – это обязательные платежи, являющиеся налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, взимаемые таможенными органами и уплачиваемые в связи с перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств.

Практика таможенных платежей позволяет прийти к выводу, что в настоящее время субъекты Федерации не заинтересованы в расширении внешнеэкономических связей на своих территориях. Эта ситуация вызвана тем, что в доходной части региональных бюджетов нет ресурсов, взимаемых таможенными органами. Все они поступают в федеральный бюджет. По нашему мнению, их часть в 5 – 7% могла бы оставаться в регионах, тем самым существенно пополняя казну субъектов Федерации. Введение такого положения создало бы региональную заинтересованность, которая может выразиться в создании благоприятного инвестиционного климата, в расширении сотрудничества с зарубежными партнерами, в активизации деятельности торгово-промышленных палат на местах.

Отсутствие региональной заинтересованности приводит к самоустранению органов власти субъектов Федерации от решения этих актуальных проблем. Совершенствование распределения сумм таможенных платежей между федеральным и региональными бюджетами будет способствовать интеграции России в мировую систему экономических связей.

– карантину, санитарной службе и фумигации.

§ 2. Правовые основы взимания таможенных платежей

Вопросам взимания таможенных платежей посвящен раздел III TK (главы 19–20; ст. 110–125). В главе 19 “Основные положения” перечислены виды таможенных платежей, дается краткая характеристика важнейших из них. В частности, в ст. 110 предусмотрено: при перемещении через таможенную границу Российской Федерации и в других случаях, установленных Кодексом, уплачиваются следующие таможенные платежи:

1) таможенная пошлина;

2) налог на добавленную стоимость;

4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;

5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6) таможенные сборы за таможенное оформление;

7) таможенные сборы за хранение товаров;

8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9) плата за информирование и консультирование;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) плата за участие в таможенных аукционах.

Товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом “О таможенном тарифе”.

Применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с TK и законами Российской Федерации о налоге на добавленную стоимость. Применение акцизов – в соответствии с TK и Законом “Об акцизах”.

Таможенные сборы за таможенное оформление. За таможенное оформление товаров, включая транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу в качестве товара, и товары не для коммерческих целей, перемещаемые в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузом, а также транспортных средств взимаются таможенные сборы в валюте Российской Федерации в размере 0,1 процента таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а за таможенное оформление товаров, исключая товары не для коммерческих целей, – дополнительно сбор в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ в размере 0,05 процента таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов таможенные сборы взимаются в двойном размере.

ГТК России вправе уменьшать указанные размеры таможенных сборов, освобождать от их уплаты, а в исключительных случаях – изменять валюту, в которой должен быть уплачен дополнительный сбор.

Таможенные сборы за хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы, взимаются в размерах, определяемых ГТК РФ исходя из средней стоимости оказанных услуг.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров взимаются в размерах, определяемых ГТК РФ по согласованию с Минфином России.

Читайте также:  Ответственность за управление транспортным средством лишенным права управления

В TK регламентируется также порядок исчисления и уплаты таможенных платежей.

Основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом “О таможенном тарифе”.

Основой для исчисления налога на добавленную стоимость является таможенная стоимость товара, к которой добавляется таможенная пошлина, а по подакцизным товарам – и сумма акциза.

Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с ТК.

В ст. 121 ТК предусмотрена возможность отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей.

Решение об отсрочке или рассрочке принимается таможенными органами, производящими таможенное оформление. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации. За их предоставление взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым ЦБ РФ.

Лицам, предпринимавшим попытку уклониться от уплаты таможенных платежей, отсрочка или рассрочка не предоставляется.

Уплата таможенных платежей может обеспечиваться залогом товаров и транспортных средств, гарантией третьего лица либо внесением причитающихся сумм на депозит.

Заложенные товары и транспортные средства остаются у залогодателя, если таможенный орган не примет иного решения. Залогодатель не вправе распоряжаться предметами залога без согласия таможенного органа. Оформление залога и обращение взыскания на предмет залога осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о залоге.

В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей может использоваться гарантия банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию ЦБ РФ на проведение операций в иностранной валюте. Указанные банки и иные кредитные учреждения включаются (по их заявлению) в реестр, который ведет ГТК РФ.

При несоблюдении условий гарантии и вышеназванных требований банк и иное кредитное учреждение могут быть исключены из реестра по решению ГТК РФ.

На депозит вносится сумма таможенных платежей, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения либо вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта. За время хранения сумм на депозите проценты не начисляются.

Таможенные платежи уплачиваются как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются ЦБ РФ, за исключением случая, когда такой платеж возможен только в иностранной валюте (ст. 123 ТК).

Пересчет иностранной валюты в российскую производится по курсу ЦБ РФ, действующему на день принятия таможенной декларации.

В ТК определяются порядок взыскания таможенных платежей и меры ответственности. Неуплаченные таможенные платежи взыскиваются в бесспорном порядке независимо от времени обнаружения факта неуплаты, за исключением взыскания платежей с физических лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей, взыскание с которых производится по суду.

За время задолженности взыскивается пеня в размере 0,3 процента суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты или взыскания в бесспорном порядке.

Суммы излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей подлежат возврату по требованию лица в течение одного года с момента их уплаты или взыскания (ст. 125 ТК). При возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

Особенности правового регулирования взимания таможенных платежей в рамках Таможенного союза

Ответы к экзамену по дисциплине «Таможенные платежи»

Таможенные платежи: виды, правовые основы взимания

К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.

2. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом “О таможенном тарифе”.

Применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с TK и законами Российской Федерации о налоге на добавленную стоимость. Применение акцизов – в соответствии с TK и Законом “Об акцизах”.

Правовое регулирование взимания таможенных платежей

Поступающие таможенные платежи составляют значительную часть доходов бюджета, и процедура их поступления и дальнейшего использования (распределения) нуждается в четкой правовой регламентации.

Статья 57 Конституции РФ провозглашает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При этом законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Правовая база взимания и начисления таможенных платежей складывается из двух основных блоков – внутреннего таможенного законодательства и международно-правовых договоров и соглашений с участием России в части, касающейся вопросов таможенно-тарифного регулирования.

Законодательные основы по таможенно-тарифному регулированию содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации, а также в Налоговом кодексе Российской Федерации, Таможенном кодекс Таможенного союза, Федеральном законе от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле “, Законе РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 “О таможенном тарифе “, Федеральном законе от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ “О техническом регулировании “, Федеральном законе от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности ” и др. Перечисленными нормативно-правовыми актами определяются принципы построения системы таможенно-тарифного регулирования нашей страны, порядок перемещения товаров через границу и взимание таможенных платежей и сборов 1 .

Бюджетным кодексом Российской Федерации закрепляется осуществление формирования доходной части бюджета публично-правового образования посредством налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений.

Внутренние правовые основы взимания и начисления таможенных платежей также заложены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которое регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

На уровне национального таможенного регулирования приоритет принадлежит Федеральному закону “О таможенном регулировании в Российской Федерации ” от 27.11.2010 г. №311-ФЗ, заменившему в своё время Таможенный кодекс Российской Федерации. Законом определяется правовой статус российских таможенных органов, закрепляются принципы их деятельности и критерии оценки их работы; устанавливается порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц; регламентируется процедура принудительного взыскания таможенных платежей; регулируются особенности проведения отдельных таможенных операций и осуществления таможенных процедур.

Действие Налогового кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, данное положение установлено ст. 19 ФЗ № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности ” 1 .

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, которые принимаются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Важную роль в механизме нормативно-правового регулирования взимания таможенных платежей и сборов играют подзаконные акты, которые принимаются во исполнение законов и должны им соответствовать. При их регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации осуществляется контроль за соответствием ведомственных норм предписаниям соответствующих законов. Таможенно-тарифные отношения регулируются также указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства РФ. Ведомственные подзаконные акты представлены приказами бывшего Государственного таможенного комитета России и нынешней Федеральной таможенной службой России. В пределах своей компетенции ФТС России издает нормативно-правовые акты по таможенному делу, которые обязательны для исполнения всеми таможенными органами и иными государственными органами Российской Федерации, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности, подчиненности, а также должностными лицами и гражданами, осуществляющими внешнеэкономические операции или имеющими отношение к внешнеэкономической деятельности.

Региональные таможенные управления и таможни также могут издавать нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции. Данные акты действуют в границах региона деятельности издавшего их таможенного органа (например, правила пользования таможенным складом, внутренний распорядок таможни и т.д.).

Международно-правовые договоры также составляют правовую базу взимания и начисления таможенных платежей и упорядочивают вопросы таможенно-тарифного регулирования. Например, особая роль в регулировании механизма взимания и распределения таможенных платежей и сборов отведена таможенному законодательству Таможенного союза, которое получило юридическое закрепление в следующих основных нормативно-правовых актах 1 (Приложение 2).

В случае возникновения каких-либо противоречий между нормами внутреннего законодательства и предписанием, установленным в международном договоре, применяется международно-правовая норма.

Особенности правового регулирования взимания таможенных платежей в рамках Таможенного союза

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 503 ;

Особенности правового регулирования взимания таможенных платежей в рамках Таможенного союза.

Таможенные платежи: сущность, виды, назначение

Таможенные платежи: сущность, виды, назначение

Таможенные платежи- это платежи, взыскиваемые таможенными органами как при перемещении товаров через таможенную границу так и в иных случаях.

К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.

2. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено настоящим Кодексом.

(в ред. Протокола от 16.04.2010) (ТК ТС, Статья 70)

Таможенные платежи первой группы (таможенная пошлина, НДС, акциз) являются одним из главных источников пополнения налоговой части федерального бюджет. Назначение таможенной пошлины двояко, во-первых, Таможенная пошлина может рассматриваться как источник пополнения государственного бюджета, поскольку в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» отнесена к федеральным налогам а, во-вторых, как способ регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза за ее пределы (с целью защиты российских производителей товаров и обеспечения внутреннего рынка необходимой продукцией).

п. 1 ст. 4 ТК ТС определяет, что таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Таможенная пошлина имеет черты налога:

1) Обязательный характер уплаты и обеспечения принадлежности характерам

2) Не представляют собой плату за покрытие услуги

3) Не предназначено для покрытия конкретных государственных расходов

Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных платежей

У перевозчика обязанность возникает по уплате:

1) С момента пересечения таможенной границы при прибытии на таможенную территорию

2) С момента выдачи таможенного разрешения на убытие

3) С момента регистрации таможенного органа документов на помещение товаров на временное хранение

У декларантов обязанность по уплате таможенной пошлины и налогов возникает с момента регистрации таможенным органом декларации.

Обязанность по уплате прекращается:

1) В случае уплаты таможенных пошлин и налогов

2) Помещение товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате пошлин и налогов

3) Уничтожения ( утрата товаров)

4) если размер неуплаченной суммы не больше 5 евро

5) помещение под процедуру отказ в пользу государства

6) обращение товаров в собственность государства-членов ТС

7) Обращение взыскания на товары в том числе их стоимости

8) Отказ в выпуске товаров в соответствии с заявленной процедурой

9) Признание ее безнадежной к взысканию

10) Иные обстоятельства связанные с прекращением обязанностей

Виды тарифных льгот

ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ (тарифные преференции)

льготы, предоставляемые страной на условиях взаимности либо в одностороннем порядке в отношении товаров, перемещаемых через ее таможенную границу, в виде установления тарифных квот на льготный ввоз или вывоз товаров.

В зависимости от характера и объема предоставляемых преимуществ тарифные льготы подразделяются на следующие виды: Возврат ранее уплаченных таможенных пошлин. Снижение ставки таможенной пошлины. Полное освобождение от обложения таможенной пошлиной. Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара, т.е. применение пониженных или нулевых ставок пошлин по отношению к товарам ввозимым (вывозимым) в пределах установленных квот. На объемы товара ввезенного (вывезенного) сверх установленных квот и ограничений применяется стандартная ставка пошлины. Отсрочка уплаты таможенных пошлин.
Критериями или основаниями предоставления тарифных льгот могут выступать:

1) Страна происхождения товара.

2) цель ввоза товаров.

3) Категории перемещаемых через таможенную границу товаров.

4) Стоимость ввозимого товара.

5) Вид таможенного режима или специальные таможенные процедуры.

Таможенные платежи: сущность, виды, назначение

Таможенные платежи- это платежи, взыскиваемые таможенными органами как при перемещении товаров через таможенную границу так и в иных случаях.

К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.

2. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено настоящим Кодексом.

(в ред. Протокола от 16.04.2010) (ТК ТС, Статья 70)

Таможенные платежи первой группы (таможенная пошлина, НДС, акциз) являются одним из главных источников пополнения налоговой части федерального бюджет. Назначение таможенной пошлины двояко, во-первых, Таможенная пошлина может рассматриваться как источник пополнения государственного бюджета, поскольку в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» отнесена к федеральным налогам а, во-вторых, как способ регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза за ее пределы (с целью защиты российских производителей товаров и обеспечения внутреннего рынка необходимой продукцией).

п. 1 ст. 4 ТК ТС определяет, что таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Таможенная пошлина имеет черты налога:

1) Обязательный характер уплаты и обеспечения принадлежности характерам

2) Не представляют собой плату за покрытие услуги

3) Не предназначено для покрытия конкретных государственных расходов

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Обязанность по уплате прекращается.

Статья 30. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы

При взыскании таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, в порядке, определенном главой 12 настоящего Федерального закона, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, допускается исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, иными лицами.

Добавить комментарий