Полномочия трудовой инспекции

Основные полномочия федеральной инспекции труда

Полномочия Федеральной инспекции труда и занятости (Роструда) определяют, чем вправе заниматься эта организация. Реализуя их, ведомство выполняет главную задачу, ради которой оно создавалось – инспекторы надзирают за выполнением работодателями требований трудового законодательства, обеспечивают его соблюдение. Роструд состоит из головного федерального органа и региональных ГИТ (государственных инспекций труда), осуществляющих контроль в пределах вверенной им территории.

Чем занимается трудовая инспекция: нормативные акты

Работа Роструда регулируется следующими правовыми документами:

  • Трудовым кодексом РФ:
    • ст. 353 – относит надзор за соблюдением норм трудового законодательства к ведению Федеральной инспекции по труду;
    • ст. 354 – структура надзорного ведомства;
    • ст. 356 – его полномочия;
    • ст. 357 – права инспекторов Роструда, и т.д.;

    Также на официальном сайте ведомства размещены подробные регламенты отдельных видов его деятельности, например, при расследовании несчастных случаев на производстве или рассмотрении разногласий, возникающих по вопросам спецоценки условий труда работников.

    Трудовая инспекция: функции и полномочия

    Понятия функции и полномочия имеют разный смысл:

    • функции Роструда определяют, что входит в его работу;
    • полномочия Роструда – это перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять ведомство, чтобы функционировать и решать возложенные на него задачи.

    Например, одной из функций данной организации является надзор за исполнением трудового законодательства. Для ее осуществления инспекторы уполномочены:

    • проводить плановые и внеплановые проверки работодателей;
    • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений (с указанием даты, до истечения которой это следует сделать);
    • составлять административные протоколы, и т.п.

    Эти и другие ключевые полномочия трудовой инспекции сформулированы в ст. 356 Трудового кодекса РФ. Ведомство также вправе заниматься:

    • анализом причин допущенных работодателем нарушений, фактов производственного травматизма;
    • проверкой, правильно ли организованы расследования несчастных случаев на предприятии;
    • обобщением правоприменительной практикой в области трудового законодательства, подготовкой предложений по его совершенствованию;
    • направлением запросов в различные инстанции – о предоставлении информации, необходимой для осуществления соответствующего полномочия ГИТ (Государственной инспекции труда);
    • консультированием сотрудников и работодателей по вопросам трудового права, разъяснением содержания норм законов и иных правовых источников в данной сфере;
    • рассмотрением поступающих заявлений и жалоб, организацией приема граждан, и др.

    В полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе работника входит организация внеплановой проверки его работодателя. О ее проведении организация или ИП предупреждается не менее, чем за сутки до прихода инспектора. Однако если проверка связана с обращением работника о нарушении его прав, невыплатой в срок зарплаты, установлением размера зарплаты менее МРОТ, имеющейся угрозой жизни или здоровью работающих на производстве людей – инспекторы вправе провести ее незамедлительно, без предварительного уведомления (ст. 360 ТК РФ).

    Трудовая инспекция: новые полномочия с 2019 года

    С 13 декабря 2019 года трудовым инспекторам добавили два новых полномочия (федеральный закон № 393-ФЗ от 02.12.2019):

    • организация и проведение мероприятий по заранее утвержденному плану, цель которых – профилактика нарушений норм трудового законодательства;
    • принуждение работодателя к исполнению обязанности по выплате сотрудникам заработной платы.

    Полномочия трудовой инспекции при невыплате заработной платы ведомство осуществляет в соответствии с процедурой, установленной новой ст. 360.1 Трудового кодекса. Вначале требование об исполнении данной обязанности включается в предписание, направляемое в адрес работодателя. В этом же документе его предупреждают, что если в указанный срок зарплата не будет выплачена, государственный инспектор имеет право взыскать ее в принудительном порядке (в течение 1 месяца после окончания данного срока). Для этого он выносит соответствующее решение, которое приравнивается к исполнительному листу. В трехдневный срок документ отправляется работодателю-нарушителю, и у него есть 10 дней на обжалование. Если оно не последует, по истечении этого срока решение госинспектора передается для исполнения судебным приставам.

    Новые полномочия трудовой инспекции с 2019 года прибавил и обновленный Административный регламент осуществления Рострудом надзора за соблюдением трудового законодательства. В частности, при планировании проверок инспекторы должны применять риск-ориентированный подход, то есть определять их периодичность с учетом категории риска, к которой относится тот или иной работодатель. Так, при самой высокой категории риска проверки проводят 1 раз в 2 года, при умеренной – 1 раз в 6 лет, а при низкой плановые проверки вообще не проводятся.

    Изменилось и время публикации сводного плана проверок на год – теперь он размещается на сайте Роструда до 10 ноября предшествующего года (раньше его публиковали до 1 декабря).

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Статья 356 ТК РФ. Основные полномочия федеральной инспекции труда

    В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

    осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

    осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

    направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

    абзац утратил силу. – Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

    абзац утратил силу. – Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ;

    проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

    обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

    анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

    абзацы одиннадцатый – двенадцатый утратили силу. – Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

    принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

    запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

    ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

    осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

    готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

    проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

    направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

    направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

    направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Комментарии к ст. 356 ТК РФ

    1. Для реализации задач, определенных в ст. 355 ТК, федеральная инспекция труда наделяется широким кругом полномочий. В ст. 356 ТК установлен перечень основных полномочий федеральной инспекции труда в целях реализации возложенных на нее задач. Эти полномочия отражают как компетенцию, т.е. сферу правовой деятельности, федеральной инспекции труда, так и основные права органов, составляющих систему федеральной инспекции труда.

    В приведенном в комментируемой статье перечне указаны только 14 основных общих полномочий федеральной инспекции труда, тогда как фактически реализуемые федеральной инспекцией труда полномочия не ограничиваются установленным перечнем, на что указывает последний абзац ст. 356 ТК. При этом перечень реализуемых в настоящее время полномочий федеральной инспекции труда может быть в любое время дополнен в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

    2. Закрепленные в комментируемой статье основные полномочия федеральной инспекции труда базируются на положениях Конвенции N 81 МОТ. Наряду с положениями указанной Конвенции и ТК полномочия федеральной инспекции труда установлены и в иных федеральных законах и нормативных правовых актах.

    В частности, полномочия федеральной инспекции труда по рассмотрению дел об административных правонарушениях установлены в КоАП; полномочия должностных лиц федеральной инспекции труда при осуществлении мероприятий по надзору (контролю) установлены в Федеральном законе “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”, а полномочия в сфере расследования несчастных случаев на производстве – в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73.

    Полномочия Роструда в целом конкретизированы в Положении об этой Службе, а полномочия территориальных органов Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (государственных инспекций труда в субъектах РФ) – в положениях о них, утвержденных Приказами Роструда в марте 2005 г.

    3. Главным полномочием федеральной инспекции труда, установленным в комментируемой статье, является осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

    Все другие полномочия подчинены этому главному полномочию и фактически являются его производными, необходимыми для реализации основного.

    Например, для эффективной реализации основного полномочия федеральная инспекция труда наделена полномочием запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда. Должностным лицам федеральной инспекции труда предоставлены полномочия непосредственного общения с работниками и другими заинтересованными гражданами во время регулярно организуемых приемов. Полученная таким образом информация служит исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок.

    Возложенные на федеральную инспекцию труда полномочия по проведению анализа обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о труде, а также состояния и причин производственного травматизма зачастую требуют специальных познаний в области здравоохранения и техники безопасности. Поэтому органы федеральной инспекции труда наделены полномочием привлекать квалифицированных специалистов.

    При реализации возложенного комментируемой статьей полномочия по распространению информации о должных и наиболее эффективных способах исполнения законодательства федеральная инспекция труда анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений законодательства о труде, осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства, ведет разъяснительную работу о трудовых правах работников, информирует общественность о выявленных нарушениях.

    4. В соответствии с комментируемой статьей к компетенции федеральной инспекции труда отнесены проведение регулярного анализа материалов проведенных проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда. Материалы проверок направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.

    В связи с этим, а также в соответствии с положениями Конвенции N 81 МОТ федеральная инспекция труда уполномочена готовить и публиковать ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и представлять их в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ.

    Полномочия трудовой инспекции

    ПО ЗАКОНУ

    10 МИН

    Как работает трудовая инспекция

    Чем занимается трудовая инспекция, виды проверок и сроки. Может ли инспектор приехать без предупреждения, и на что он будет обращать внимание.

    Что делает трудовая инспекция

    Инспекция контролирует исполнение норм Трудового кодекса: правильно ли вы оформляете договор, вовремя ли выплачиваете зарплату и соблюдаете ли условия труда. Она защищает сотрудников от недобросовестных работодателей и проводит плановые и внеплановые проверки.

    Инспектор может посетить компанию в любое время суток, но только в присутствии её руководителя или уполномоченного сотрудника.

    Плановые проверки

    Проходят раз в три года по плану, который ежегодно публикует Роструд. Ревизор приедет к вам через три года со дня государственной регистрации, начала предпринимательской деятельности и предыдущей плановой проверки.

    Периодичность визитов зависит от категории риска бизнеса: чем выше его уровень, тем чаще вас будут проверять.

    В конце календарного года (не позднее 31 декабря) на сайте Роструда публикуют список организаций для проверки в следующем году, основание для визита и планируемую дату. Поискать себя можно там или на сайте Генеральной прокуратуры . Но можно и не искать — вас всё равно должны уведомить о начале проверки не позднее чем за три дня до её начала.

    Как проходит плановая проверка

    1

    Приходит уведомление о начале проверки

    Вы получите распоряжение трудовой инспекции по почте (заказным письмом или в электронном виде).

    2

    Приезжают проверяющие

    С вашей стороны на проверке должен присутствовать руководитель или должностное лицо.

    3

    Инспектор составляет акт по итогам проверки

    И выдаёт вам один экземпляр заключения. Если вы возражаете против результатов инспекции или конкретных действий инспектора во время проверки, напишите об этом в акте.

    4

    Вы узнаёте, что и когда нужно исправить

    Инспектор прилагает к своему решению предписание, протоколы экспертиз. В предписании укажут, какие ошибки нужно исправить и в какие сроки. По истечении этого времени инспектор проведёт повторную проверку. Если вы не успеете исправить нарушения, придётся заплатить штраф .

    5

    Инспектор ставит отметку в журнале учёта проверок

    Проверяющий должен оставить запись в вашем журнале об итогах проверки, указать дату и время проведения проверки и подписаться под итоговым решением.

    6

    Вы обжалуете результат, если ваши права нарушили

    Если вы не согласны с результатом проверки, подайте заявление в трудовую инспекцию в течение 15 календарных дней. Приложите к нему документы, доказывающие вашу правоту.

    Организацию и порядок проведения плановых проверок регламентируют ст. 9 и 16 ФЗ-294 .

    Внеплановые проверки

    Проводятся, если истёк срок исполнения предписания или в трудовую инспекцию поступило обращение об определённом нарушении.

    Порядок проведения такой проверки:

    1

    Инспекция получает обращение с жалобой

    Перед тем как привести его в исполнение, инспекция проверит, кто направил запрос, — анонимные не рассматривают. Однако инспектор должен хранить имя заявителя в тайне .

    2

    Прокуратура согласовывает проверку

    Выездную внеплановую проверку согласовывает прокуратура. Она может отказать в проведении проверки, если не найдёт для неё оснований.

    Проверку проводят без согласования с прокуратурой в следующих случаях:

    • нарушены права неоформленных работников (ИП и подрядчиков в том числе), работодатель не захотел заключать трудовой договор или сделал это неправильно;
    • нарушения трудового законодательства угрожают жизни и здоровью сотрудников.

    Пожаловаться на это может кто угодно, не только нынешние, но и бывшие сотрудники, жёны бывших сотрудников, ваш конкурент или журналист.

    3

    Приходит уведомление о начале проверки

    Вас уведомят по электронной почте не менее чем за 24 часа до начала проверки. Могут приехать без предупреждения, если есть угроза жизни и здоровью сотрудников или работодатель не хочет заключать трудовой договор.

    4

    Приезжают проверяющие

    Если поводом для визита стало истечение срока предписания предыдущей проверки, инспектор должен исполнить предписание: проверить исправление нарушений и, если потребуется, выписать штраф. Процесс проверки идентичен процессу при плановом визите. Его регламентирует ст. 10 ФЗ-294.

    Документарные проверки

    Их проводят в офисе трудовой инспекции. Инспектор к вам не поедет, но запросит документы, изучит акты предыдущих проверок и уведомления о начале предпринимательской деятельности.

    Вы должны предоставить копии или электронные версии запрашиваемых документов в течение 10 рабочих дней ( ч. 4 и 5 ст. 11 ФЗ-294 ). Если в процессе проверки инспектор нашёл ошибки или несоответствия, он запросит пояснения. Их нужно сдать в те же сроки.

    Выездные проверки

    Назначают, если инспектору необходимо лично убедиться в достоверности сведений о предпринимательской деятельности (ч. 3 ст. 12 ФЗ-294).

    Во время выездной проверки смотрят:

    • документы юрлица или ИП;
    • состояние работников;
    • состояние имущества: территории, зданий, строений, оборудования, транспорта, производимых и реализуемых товаров.

    Выездную проверку проводят так же, как и внеплановую: только при предъявлении инспектором служебного удостоверения и в присутствии руководства компании.

    Как подготовиться к визиту трудовой инспекции

    К визиту трудового инспектора нельзя подготовиться за сутки. Занимайтесь охраной труда систематически: проводите аудиты, инструктажи, медосмотры сотрудников и оценку условий труда.

    Наймите специалиста по охране труда или научитесь сами

    Если в штате менее 50 человек, охраной труда может заниматься руководитель. Для этого нужно пройти платное обучение в центре, аккредитованном Минтрудом России, получить диплом и удостоверение. Те же самые правила действуют и для индивидуальных предпринимателей.

    Если в штате более 50 сотрудников, нужно нанять специалиста.

    Проводите инструктажи

    Для всех новых сотрудников, с которыми вы заключаете трудовой договор, нужно проводить вводный инструктаж (в том числе если вы ИП). Дату, время и результат инструктажа записывайте в специальном журнале. Попросите сотрудников оставить подпись рядом с этой записью и подтвердить, что они прошли проверку.

    Инспектор захочет посмотреть этот журнал, когда приедет с визитом. Если обнаружит, что инструктаж не провели, оштрафует .

    Организуйте медосмотры для сотрудников

    Медосмотр — это не самостоятельная диспансеризация в поликлинике. Работодатель организует и оплачивает медосмотр, а медицинский центр, у которого есть лицензия на такой вид деятельности, его проводит.

    Кому и как часто нужно проходить медосмотр, разъясняет закон. Регулярность зависит от должности и условий работы. Например, работник общепита посещает врачей один раз в год , машинист крана — один раз в два года. Есть исключения: сотрудников младше 21 года, занятых на любой работе, нужно отправлять на медосмотр раз в год.

    По поводу офисных сотрудников, работающих за компьютерами (бухгалтеров, операторов, менеджеров), в законе конкретных указаний нет. Общая практика такова: если условия труда в норме, отсутствуют вредные и опасные факторы, медосмотр проводить необязательно.

    Проводите специальную оценку условий труда (СОУТ)

    Это нужно делать в любой компании и любому ИП с наёмными работниками раз в пять лет. Спецоценкой занимаются организации, аккредитованные министерством труда. Они смотрят на условия работы и вредные факторы (количество света, шума и пыли в помещении) и проверяют их соответствие нормам.

    После проверки эксперт всё описывает в отчёте, а вы подаёте об этом декларацию в Роструд и знакомите сотрудников под подпись с результатами проверки их рабочих мест.

    Статья 356 ТК РФ. Основные полномочия федеральной инспекции труда (действующая редакция)

    В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

    осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

    осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях;

    направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

    абзац утратил силу. – Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

    абзац утратил силу. – Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ;

    проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

    обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

    анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

    абзацы одиннадцатый – двенадцатый утратили силу. – Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

    принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

    запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

    ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

    осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

    готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

    проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

    направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

    направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

    направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;

    принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;

    иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Комментарий к ст. 356 ТК РФ

    1. Комментируемая статья посвящена полномочиям федеральной инспекции труда, посредством которой реализуются стоящие перед ней задачи. Федеральная инспекция труда в своей деятельности не должна выходить за пределы своей компетенции, иначе она будет либо препятствовать надзорно-контрольной деятельности других уполномоченных на то государственных органов, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций. Государственные инспекторы труда и работники организаций должны иметь полное представление о задачах и полномочиях федеральной инспекции труда для предотвращения подобных случаев.

    2. Одно из основных направлений деятельности федеральной инспекции труда – проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, расположенных на соответствующей территории. Основания для проверок – поступающие в федеральную инспекцию труда заявления и жалобы трудящихся; материалы средств массовой информации, данные статистики; судебной, прокурорской практики; материалы проверок, прежде всего технической и правовой инспекций профсоюзов, других общественных организаций.

    Еще одно важное полномочие федеральной инспекции труда – запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда. Во время регулярно организуемых приемов ей предоставлена возможность непосредственного общения с любыми заинтересованными гражданами, в первую очередь с работниками.

    Указанные источники информации служат исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок, т.е. по конкретному факту правонарушения. Так, федеральная инспекция труда принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно (см. ст. ст. 229, 230 и коммент. к ним).

    Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489. Важно знать, что такие проверки нельзя проводить чаще чем один раз в три года.

    Федеральная инспекция труда наделена полномочием привлекать экспертов, экспертные организации к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя. Эти эксперты (экспертные организации) не могут состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, а также быть аффилированными лицами проверяемых лиц (см. ч. 6 ст. 12 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей). Их помощь может оказываться в различных формах: консультации, обследования, дача заключений по конкретным вопросам. Таким образом обеспечивается потребность в специальных познаниях в области здравоохранения и техники безопасности при анализе материалов о нарушении законодательства по безопасности труда.

    3. Важным участком работы федеральной инспекции труда служит предупреждение правонарушений в сфере труда. В связи с этим в ее компетенцию входит предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вплоть до ввода их в эксплуатацию.

    4. По результатам проверок федеральная инспекция труда:

    – выдает обязательные предписания об устранении нарушений;

    – составляет протоколы об административных правонарушениях в пределах предоставленных ей полномочий;

    – подготавливает необходимые материалы, на основании которых ставит вопрос перед компетентным органом или должностными лицами о привлечении виновных к установленной федеральным законом ответственности;

    – в соответствии с законодательством РФ рассматривает дела об административных правонарушениях (см. ст. 362 и коммент. к ней).

    5. Федеральная инспекция труда вправе принимать и рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав. Она уполномочена также на принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

    6. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 18.05.2012 N 581н. В соответствии с этим Регламентом федеральная инспекция труда информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права актов.

    7. Регулярный анализ материалов проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда также относится к компетенции федеральной инспекции труда. Собранные в ходе проверок материалы направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.

    Доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подлежат ежегодной публикации. Они подготавливаются по Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 N 215.

    Доклады надзорно-контрольных органов направляются в Минэкономразвития России, которое подготавливает сводный доклад о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля за отчетный год и представляет его в Правительство РФ до 15 апреля года, следующего за отчетным годом (п. 7 Правил).

    Содержащиеся в докладах сведения являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в сети Интернет, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством РФ (п. 8 Правил).

    8. Федеральная инспекция труда уполномочена осуществлять надзор и контроль:

    – за реализацией прав работников на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    – назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (см. ст. ст. 183, 184 и коммент. к ним).

    Отв. ред. Ю.П. Орловский “КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”, изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

    ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

    Проверка трудовой инспекции: что это и как проходит

    Трудовая инспекция может прийти к работодателю и проверить, как он соблюдает права работников и трудовое законодательство. Если при проверке найдут нарушения, работодателя могут оштрафовать на сумму до 200 000 ₽ или даже запретить работать.

    Рассказываем, что проверяет трудовая инспекция и как подготовиться к проверке, чтобы избежать штрафов и других негативных последствий.

    Статья будет полезна ИП с сотрудниками, руководителям компаний и специалистам по персоналу.

    Что проверяет трудовая инспекция

    Государственная инспекция труда, сокращенно — ГИТ, проверяет, как работодатели соблюдают Трудовой кодекс и правила охраны труда: верно ли оформляют документы, есть ли задержки в выплате зарплаты и в каких условиях трудятся работники.

    Если инспекция найдет нарушения, то выпишет работодателю предписание, по которому он обязан будет их устранить. Если проигнорировать предписание, инспекторы придут снова и накажут строже.

    Проверить работодателя могут двумя способами: запросить документы или приехать по юридическому адресу. В первом случае это называют документарной проверкой, во втором — выездной.

    Документарная проверка. В этом случае трудовой инспектор не приезжает в компанию, а запрашивает документы удаленно. Работодатель должен прислать нужные документы по эл. почте, обычной почтой, курьером или самостоятельно привезти по адресу трудовой инспекции.

    Документы нужно отправить в течение 10 рабочих дней. Оригиналы отправлять не обязательно, достаточно заверенных копий с подписью ИП, руководителя компании или доверенного лица.

    Если предоставленной информации недостаточно, трудовая пришлет официальный запрос на предоставление дополнительных сведений. Эти документы нужно также отправить за 10 рабочих дней. В случае если трудовую инспекцию не убедят документы, назначат выездную проверку.

    Выездная проверка. При выездной проверке инспекторы приедут на место работы: в офис, больницу, школу или на завод.

    Например, на работодателя поступила жалоба о том, что в компании по производству красок сотрудникам не выдают рабочую обувь. Проверяющие приедут на производство, посмотрят, в каких условиях работают сотрудники, и могут задать им уточняющие вопросы.

    Обе проверки могут проходить как в плановом режиме, так и во внеплановом.

    Плановая проверка. Ежегодно Роструд публикует план проверок, где указывает тех работодателей, к которым придут проверяющие. О такой проверке работодателям напоминают за три рабочих дня.

    Плановые проверки проводят в зависимости от присвоенной работодателю категории риска.

    Чем выше риск работодателя, тем чаще его проверяют:

    • Высокий риск — раз в 2 года.
    • Значительный риск — раз в 3 года.
    • Средний риск — раз в 5 лет.
    • Умеренный риск — раз в 6 лет.

    Если работодателя относят к категории низкого риска, то плановых проверок не проводят. К таким работодателям могут приехать только с внеплановой проверкой.

    Внеплановая проверка. Причин для внеплановой проверки может быть две:

    1. Жалоба сотрудника или группы сотрудников.
    2. Истек срок предписания на устранение нарушений. Это значит, что трудовая инспекция ранее приходила с проверкой, выявила нарушения и потребовала их устранить в положенный срок, чего работодатель не сделал.

    В этом случае работодателя должны уведомить не позднее чем за сутки до начала проверки. Исключение — если жизни и здоровью сотрудников угрожает опасность.

    Причины жалоб сотрудников в трудовую инспекцию

    За что сотрудники чаще всего жалуются на работодателя:

    • задерживает зарплату;
    • не оформляет трудовой договор;
    • оформляет работника не по Трудовому кодексу, например берет на полную занятость с 9 до 18, а по документам оформляет как совместителя;
    • устанавливает оклад меньше МРОТ по региону;
    • платит «в конверте» — то есть в трудовом договоре написана минимальная сумма, а по факту сотрудник получает больше. Работодатели так поступают, чтобы сэкономить на НДФЛ и страховых взносах. Работники таких махинаций получают меньше отпускных, больничных и других пособий, а в итоге еще и пенсию получают значительно меньше;
    • не оплачивает переработки;
    • предоставляет плохие условия труда, например в офисе холодно, долгое время нет воды или не предусмотрен туалет;
    • не соблюдает технику безопасности на производстве. Например, не выдает сотрудникам на вредных производствах спецодежду и средства индивидуальной защиты;
    • не полностью рассчитывает при увольнении;
    • нарушает трудовые права беременных сотрудниц или других категорий защищенных работников;
    • не дает уйти в отпуск;
    • заставляет уволиться по собственному желанию против воли работника.

    Другая популярная причина внеплановой проверки: работодателю уже выписали предписание, а он не устранил нарушения в срок. О том, что такое предписание и в какие сроки нужно устранять нарушения, расскажем дальше.

    В отличие от плановых, внеплановых проверок может быть сколько угодно. Если на работодателя поступают жалобы, ГИТ приедет снова.

    Какие документы проверяет трудовая инспекция

    В законе нет точного списка документов, которые требуют инспекторы при проверке. Это могут быть любые документы по кадрам и охране труда за любой период.

    В приказе о проведении проверки указывают список документов, которые понадобятся. Их нужно привести в порядок и подготовить заранее.

    Пример того, что может запросить ГИТ:

    • учредительные документы;
    • трудовые договоры с сотрудниками;
    • личные карточки;
    • должностные инструкции;
    • штатное расписание;
    • приказы, например при приеме и увольнении;
    • трудовые книжки, если они есть;
    • документы об оплате труда, например положение об оплате труда;
    • график отпусков;
    • расчетные листки;
    • больничные листы;
    • положение о защите персональных данных;
    • табели учета рабочего времени.

    Если тема проверки — требования по охране труда, инспекторы могут запросить, например, журнал регистрации инструктажа на рабочем месте или протоколы проверки знаний требований охраны труда работников.

    За что трудовая инспекция накажет работодателя

    Расскажем о наиболее частых нарушениях, за которые может наказать трудовая инспекция.

    Задержка зарплаты. По трудовому договору работодатели обязаны выплачивать зарплату не реже чем дважды в месяц и присылать расчетный листок. Исключение — сдельная оплата, при которой работодатель платит по факту выполненной работы.

    Неполный пакет документов. Работодатели обязаны правильно оформлять документы на всех этапах отношений с сотрудниками. Если работодатель не заполнил хоть один из них — это нарушение. Например, если при приеме на работу сотрудника, переводе или увольнении не оформили соответствующие приказы.

    Неправильный вид трудового договора. Если неправильно закрепить рабочие отношения с сотрудником и он пожалуется — это повод для проверки. Например, компания оформила сотрудника по договору ГПХ, а по факту требует от него быть в офисе с 9 до 18, соблюдать дресс-код и рабочую дисциплину.

    Отсутствие индексации зарплаты. Если сотрудник работает давно, а зарплата не меняется, для трудовой инспекции это повод провести проверку. По закону все работодатели должны индексировать зарплаты сотрудников, но как часто — на усмотрение работодателя, в соответствии с локальным нормативным актом.

    Работодатель не индексировал зарплаты и проиграл суд

    Инспекторы ГИТ пришли с проверкой к работодателю и выяснили, что он не индексирует зарплаты сотрудникам. За такое нарушение ему выписали предупреждение.

    Директор компании не согласился с таким решением и обратился в суд. По его словам, он применял альтернативный способ мотивации сотрудников: платил надбавку за сложность и напряженность.

    Суд постановил, что индексация оклада должна быть обязательно, независимо от дополнительных выплат. Предупреждение ГИТ оставили в силе.

    Нет графика отпусков. По закону каждый сотрудник должен ежегодно ходить в отпуск. Для этого заранее составляют график отпусков. Если такого нет у работодателя и ему нечем подтвердить, что сотрудники отдыхают, это нарушение.

    Неполный расчет при увольнении. В последний день работы сотрудника работодатель обязан подготовить и выдать все необходимые документы при увольнении, а также полностью его рассчитать.

    К выплатам при увольнении относятся:

    • зарплата за отработанные дни;
    • компенсация за неиспользованный отпуск;
    • выходное пособие, если сотрудника увольняют по сокращению или ликвидации организации.

    Задерживать расчет нельзя. Если в последний день сотрудник не работал, например по болезни, выплатить деньги нужно не позднее следующего дня после того, как он прислал письменное требование о расчете.

    Права работодателей при проверке

    По закону работодатель имеет право:

    • присутствовать во время проверки;
    • давать устные и письменные объяснения;
    • получать информацию о цели проверки, основаниях, документах, которые будут проверять;
    • ознакомляться с документами по проверке, например с приказом трудовой инспекции на ее проведение;
    • ознакомляться с результатами проверки и, если нужно, указывать свое несогласие с ее результатами;
    • обжаловать результаты проверки.

    Во время проверки не обязательно должен быть руководитель компании. Помимо него контролировать процесс проверки может сотрудник с доверенностью.

    Как проходит выездная проверка трудовой инспекции

    Плановые и внеплановые выездные проверки проходят по одному сценарию, за исключением некоторых нюансов.

    Расскажем об этом подробнее.

    Как проходит выездная проверка трудовой инспекции

    Обычно проверка ГИТ состоит из четырех этапов

    Работодателя уведомляют о проверке. Проверку проводят на основании распоряжения или приказа. Приказ издает руководитель инспекции или другое должностное лицо, например заместитель руководителя. В приказе указывают конкретных сотрудников, которые будут проводить проверку. Люди, которые не указаны в приказе, не могут приходить с проверкой в компанию и смотреть документы.

    Что должно быть в приказе:

    • наименование трудовой инспекции, от которой приедут проверяющие;
    • ФИО и должности инспекторов, которые приедут, и приглашенных экспертов, если они будут;
    • цель проверки и срок ее проведения;
    • основания для проведения проверки;
    • список документов, которые должен представить работодатель;
    • дата начала и дата окончания проверки.

    Уведомить работодателя могут по эл. почте или заказным письмом по юридическому адресу.

    Приказ о проведении проверки трудовой инспекции

    Настоящий приказ занимает 3-4 страницы. В этом примере мы собрали основные пункты из приказа, на которые нужно обратить внимание

    Трудовые инспекторы приезжают и проводят проверку. Перед тем как допускать проверяющих, работодатель имеет право убедиться, что пришли те люди, которые указаны в приказе. Для этого инспекторы предъявляют свои удостоверения, а работодатель может сверить данные с указанными в приказе.

    На общих основаниях срок проверки не может превышать 10 рабочих дней. Но есть исключения: для микропредприятий — от 15 до 40 часов, для малого бизнеса — до 50 часов.

    У инспекторов есть ограничения, которых они должны придерживаться при проведении проверки.

    Инспекторы не имеют права:

    • запрашивать документы, которые не относятся к данной проверке. Например, запрашивать журнал регистрации несчастных случаев на производстве при проверке задержки зарплат;
    • начинать проверять без руководителя, заместителя или другого работника, у которого есть доверенность;
    • незаконно распространять информацию о проверке. Например, инспектор проверял крупную компанию и потом стал рассказывать размеры зарплат и другую информацию конкурентам этой компании;
    • превышать установленные сроки проверки;
    • требовать оплату с работодателя за проведение проверки.

    Работодатель может пожаловаться на незаконные действия инспектора: написать письмо руководителю трудовой инспекции или подать жалобу через интернет.

    Например, можно оставить жалобу на сайте госуслуг.

    Жалоба на проверку трудовой инспекции

    Выберите «Не согласен с действиями должностного лица в рамках проверки» и заполните форму

    Инспекторы оформляют результаты проверки. По окончанию проверки инспекторы должны составить акт с результатами в двух экземплярах.

    Что указано в акте:

    • дата, время и место, где его составили;
    • наименование трудовой инспекции;
    • дата и номер приказа, которым назначили проверку;
    • ФИО и должности проверяющих, в том числе приглашенных экспертов;
    • ФИО ИП или название компании, а также ФИО сотрудника компании, который участвовал в проверке;
    • дата, время, место и продолжительность проверки;
    • результаты проверки: нарушения и информация о тех, кто совершил эти нарушения;
    • сведения о том, что работодатель ознакомлен с результатами проверки и согласен или не согласен с результатами;
    • подписи всех проверяющих инспекторов и приглашенных экспертов.

    По желанию работодателя акт могут отправить в электронном виде с цифровой подписью трудовой инспекции.

    Если работодатель отказывается принимать и подписывать свой экземпляр акта, ему отправляют его заказным письмом по юридическому адресу с уведомлением о вручении.

    Работодателю выдают предписание. Предписание — это документ, где указывают нарушения, которые нашли у работодателя, и срок, в который их нужно устранить. Если компания не исправит нарушения в указанный срок, инспекторы придут снова и смогут выписать штраф и даже запретить работать.

    Если работодатель согласен с нарушениями, но считает, что в указанный срок не получится их исправить, можно продлить срок предписания.

    Как продлить срок предписания

    Закон позволяет работодателю увеличить срок на устранение нарушений, которые выявила проверка. Для этого нужно подготовить и отправить ходатайство в ту трудовую инспекцию, которая выписала предписание.

    Единой формы ходатайства нет, поэтому его можно написать в свободной форме.

    Какая информация должна быть в ходатайстве:

    • адресат — инспекция, что выдала предписание;
    • реквизиты работодателя;
    • дата и номер предписания, по которому нужно устранить нарушения;
    • причины, по которым работодатель просит перенести сроки;
    • срок, который просит работодатель на устранение нарушений;
    • подпись руководителя или сотрудника, который имеет право подписи.

    Ходатайство можно отправить по эл. почте или обычной почтой, главное — соблюсти установленный срок: трудовая инспекция должна получить его не позднее чем за 5 рабочих дней до конца срока предписания.

    ГИТ рассматривает ходатайство в течение 3 рабочих дней с даты получения ходатайства, затем отправляет свое решение.

    Советуем отправить 2 экземпляра: один трудовая оставляет себе, второй присылает обратно с уведомлением о получении. С этой даты и начинается ожидание ответа.

    Как обжаловать результаты проверки

    У работодателя есть право обжаловать предписание трудовой инспекции, если он не согласен с ним. Сразу в суд идти нельзя: сначала нужно подать досудебную жалобу.

    Что указать в жалобе:

    • наименование инспекции, которая проводила проверку и выдала предписание;
    • данные работодателя: ФИО и адрес ИП или реквизиты и наименование компании;
    • указание, какое решение ГИТ хочет обжаловать работодатель. Можно обжаловать как все решение, так и отдельные пункты. Для этого нужно подробно расписать, почему вы не согласны, и приложить доказательства своей правоты;
    • дата и номер предписания.

    Подать жалобу можно через портал госуслуг, через сайт Онлайнинспекция.рф, отправить на эл. почту трудовой инспекции или бумажным письмом с уведомлением.

    Сделать это нужно в течение 10 календарных дней с того дня, когда выписали предписание. Трудовая инспекция будет рассматривать жалобу в течение 20 рабочих дней и может запросить дополнительные документы.

    Как наказывают за нарушение трудового законодательства и охраны труда

    В КоАП РФ перечислены штрафы и санкции, которые могут быть за нарушения прав сотрудников. Мы составили таблицу с наиболее частыми видами нарушений трудового законодательства и охраны труда и наказаниями за них.

    Нарушение Как накажут Повторное наказание Основание
    Работодатель не хочет оформлять трудовой договор или оформил неправильно ИП — штраф от 5000 до 10 000 ₽

    Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽

    Должностные лица — дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

    Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽

    Должностные лица — штраф от 20 000 до 30 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

    Должностные лица — штраф от 1000 до 5000 ₽

    Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

    Должностные лица — штраф от 5000 до 10 000 ₽

    Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

    Должностные лица — штраф от 15 000 до 25 000 ₽

    Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

    Должностные лица — штраф от 20 000 до 30 000 ₽

    Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

    Должностные лица — штраф от 2000 до 5000 ₽

    Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

    Перечень Государственных услуг и функций

    Территориальный орган осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

    1. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:

    1.1. работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    1.2. установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

    2. осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

    3.1. рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;

    3.2. информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    3.3. обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;

    3.4. анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике, участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение его самостоятельно;

    3.5. государственную экспертизу условий труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

    3.6. информирование общественности о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан;

    4. анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

    5. направляет в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды информацию о фактах нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    6. регистрирует в уведомительном порядке коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена, предоставляет в установленном порядке сведения об указанных коллективных трудовых спорах;

    7. организует подготовку трудовых арбитров;

    8. выявляет и анализирует причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;

    9. принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

    10. ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

    11. осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и реализацию возложенных на него функций;

    12. подготавливает и представляет в Роструд в установленном порядке статистическую, финансовую и бюджетную отчетность, а также иную ведомственную отчетность о деятельности территориального органа;

    13. приобретает в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в пределах предоставленных ему полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде;

    14. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

    15. обеспечивает мобилизационную подготовку территориального органа;

    15.(1). осуществляет организацию и ведения гражданской обороны в территориальном органе;

    16. осуществляет профессиональную подготовку работников территориального органа, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

    17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности территориального органа;

    18. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд территориального органа;

    19. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию