Транспортные преступления и правонарушения: инструкции, правовые нормы и наказания, характеристики

Общая характеристика и виды транспортных преступлений

Транспортные преступления, не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Общая характеристика и виды транспортных преступлений

Лекция № 22. Общая характеристика транспортных преступлений (1 час)

Транспортными преступлениями признаются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния (действие или бездействие), посягающие на общественные отношения в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств и повлекшие либо могущие повлечь за собой наступление вредных последствий.

Транспортные преступления можно подразделить на следующие две группы. К первой группе относятся деяния, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Это нарушение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами: оставление места дорожно-транспортного происшествия; неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие; нарушение международных правил полетов.

Вторую группу образуют, транспортные преступления, не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Сюда относятся: недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплутацию с техническими неисправностями; допуск к управлению транспортными средством лица, находящегося в состоянии опьянения; умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; нарушение правил обеспечивающих безопасную работу транспорта; самовольная без надобности остановка поезда; нарушение действующих на транспорте правил; нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или магистральных трубопроводов; повреждение или разрушение трубопроводов.

Диспозиция большинство статей о транспортных преступлениях бланкетная, поэтому для выяснения сущности противоправности деяния необходимо обратиться к следующим нормативно-правовым актам, регулирующим безопасную работу транспорта.

1.) Закон РК «О транспорте» от 21 сентября 1994 года. 2.) Закон РК «О безопасности дорожного движения» от 15 июля 1996 года. К ним также следует отнести:

а) на железнодорожном транспорте – Устав железных дорог РК, Правила технической эксплуатации железных дорог РК, Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РК и др.;

б) на водном транспорте – Международные правила предупреждения столкновений судов. Правила технической эксплуатации судов, Кодекс торгового мореплавания и др.;

в) на воздушном транспорте – Воздушный кодекс РК, Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям РК, Наставление по производству полетов в гражданской авиации РК, Наставление по технической эксплуатации воздушных судов в гражданской авиации РК;

г) на автомототранспорте – Правила дорожного движения РК, вступившие в силу с 1 января 1998 года.

Для правильной квалификации транспортного преступления важно точное определение видов транспорта как предмета преступления.

Перечень их дается в диспозиции статьи к примеру, ст.ст. 295,296 УК РК.

Содержание используемых понятий законодатель раскрывает в примечании к указанным статьям. Так под транспортом понимаются все виды железнодорожных, морских, речных и воздушных транспортных средств, в том числе морские и речные маломерные суда. К другим механическим транспортным средствам законодатель отнес тракторы, мотоциклы и иные самоходные машины.

С субъективной стороны большинство составов транспортных преступлений представлена двойной “сложной” виной: умыслом по отношению к деянию и неосторожностью по отношению к наступившим последствия.

Субъектами рассматриваемых преступлений могут быть любые физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, кроме ст. 299 УК, ответственность за которую наступает с 14 лет. Субъектом ряда транспортных преступлений (статьи 295, 302, 305, 306, часть 1 статьи 298 УК) может быть специальный субъект.

С субъективной стороны большинство составов транспортных преступлений представлена двойной сложной виной умыслом по отношению к деянию и неосторожностью по отношению к наступившим последствия.

Понятие и виды транспортных правонарушений .

Правонарушения на транспорте прежде всего характеризуются особой общественной опасностью , поскольку последствия этих правонарушений значительные Материальная расходы и человеческие жертвы , или угроза имуществу и лицам . Правонарушения на транспорте – это проттиправне , социально -опасное виновное деяние деликтоспособного лица или юридического лица – которое предусмотрено действующим законодательством и за которое установлена ​​юридическая ответственность . Транспортные правонарушения отличаются от других наличие связи с деятельностью на транспорте , управлении транспортом и объектами транспорта.

Правонарушение можно разделить на : уголовные преступления ; проступки . Проступки бывают : административные , гражданско – правовые , дисциплинарные . Объект транспортных правонарушений – общественные отношения в сфере безопасной работы транспорта. Последствиями правонарушений являются аварии , катастрофы , несчастные случаи с людьми , дезорганизация работы транспортных предприятий , нарушение графика работы транспортных средств , задержка перевозки грузов и пассажиров. Общественная опасность этих правонарушений имеет два аспекта : возникновение опасности жизни и здоровью людей; нанесения или угроза нанесения материального ущерба и нарушение безопасности функционирования транспорта. Особенностью этих видов транспортных правонарушений является то , что вред личности или имуществу наносятся при нарушении правил использования источников повышенной опасности , а также нарушение правил безопасности . Преступления отличается от проступков по степени общественной опасности , то есть одни и те же действия могут быть как проступком так и преступлением , в зависимости от степени и характера общественной опасности . Степень и характер общественной опасности выражается в размере ущерба , способе совершения правонарушения , особенностями субъекта и субъективной стороны.

28 . Транспортные преступления их характеристика и особенности .

Необходимо найти уголовный кодекс – раздел Преступления против безопасности движения . склады транспортных преступлений в 276-292

Некоторые составы ( нормы ) имеют бланкетные диспозиции ( необходимо обращаться к нормативным актам действующими на железнодорожном , водном, воздушном , атомобильного транспорте правилам дорожного движения; устава автомобильного транспорта , правила технической эксплуатации ; Инструкции движения поездов и маневровой работе на железных дорогах ; единые правила ремонта и содержания улиц , ж . Переходов ; кодекса портов торгового мореплавания , станций внутреннего водного транспорта ; правела технической эксплуатации судов ; воздушный кодекс Украины , положение об организации и обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации.

Некоторые транспортные преступления имеют формальные составы – считаются законченными в момент совершения предусмотренного в законе деяния : непредставление помощи судну и лицам, потерпела бедствия ; неуведомление капитаном названия своего судна при столкновений судов ; нзаконне завладение транспортным средством ; угон или захват железнодорожного подвижного состава , воздушного , речного или морского судна . Обязательный признак объективной стороны большинства транспортных преступлений – наличие последствий (материальные склады) : нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта , нарушение правил безопасности движения , которые управляют транспортными средствами ; выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств , нарушение правил норм и стандартов , нарушение действующих на транспорте правил .

Под понятием последствия , которые вызывают уголовную ответственность понимается : ​​несчастного случая с людьми (причинение тяжких или средних телесных повреждений , смерти ) катастрофы (столкновение , затопления , выброса на берег , посадка на мель , если это повлекло ущерб членам экипажа или пассажирам , или привело к уничтожению или повреждению подвижного состава , путей сообщения ; аварии – не приводят к гибели людей , однако причиняют значительный вред .

С субъективной стороны , к преступлениям , которые характеризуются прямым умыслом можно отнести : нарушение правил международных полетов , нарушение путей сообщения транспортных средств , повреждение объектов нефтепроводов ; непредставление помощи ; незаконное завладение транспортным средством ; угон или захват железнодорожного , воздушного и др. . Транспорта ; блокирование транспортных коммуникаций , а также захват транспортного пыдприэмства . Преступления , которые характеризуются неосторожностью виновного : нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами ; выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств , нарушение правил , норм и стандартов , касающихся обеспечения дорожного движения , нарушение действующих на транспорте правил . Субъективная сторона преступления – самовольная , без надобности, остановка поезда может быть как умистною так и неосторожной . При выяснении субъективной стороны транспортных преступлений следует исходить из того , что при нарушении действующих правил безопасности эксплуатации транспорта лицо может их нарушить как неосторожно так и навмистно , а по отношению к тяжелым последствиям – неосторожно .

Субъекты транспортных преступлений: лица, которые управляют транспортными средствами , лица занимающиеся эксплуатацией или ремонтом транспортных средств , лица , которые находятся в сфере действия транспортных средств обязаны выполнять требования безопасности .

Субъект является общим . Згыдно зы ст.292 Крым кодекса за совершение зловмистного повреждения шляхыв сообщений и транспортных средств ; угон или захват железнодорожного подвижного состава , воздушного сообщения или речного судна ; незаконное завладение транспортным средством ; субъектами преступления могут быть особи14 -го возраста .

За совершение транспортных преступлений предусматриваются наказания : основные – исправительные работы , штраф , ограничение свободы , лишение свободы , дополнительные – запрет заниматься определенными видами деятельности , конфискация .

Дата добавления: 2015-08-30 ; просмотров: 1914 . Нарушение авторских прав

292 Крым кодекса за совершение зловмистного повреждения шляхыв сообщений и транспортных средств ; угон или захват железнодорожного подвижного состава , воздушного сообщения или речного судна ; незаконное завладение транспортным средством ; субъектами преступления могут быть особи14 -го возраста.

Состав и криминалистическая характеристика преступления

Основное противоправное деяние, возникающее в данной сфере — это умышленное нарушение человеком правил безопасного движения и выпуска в эксплуатацию автотранспорта и прочих машин. Именно по этой причине криминалистический состав преступления, чаще всего, определяется, исходя из характеристик именно этих двух правонарушений.

По нормам российского законодательства, к понятию «дорожно-транспортного происшествия» могут быть отнесены не только бытовые ситуации, но и ряд исключительных случаев, которые люди, по ошибке, не относят к данной категории правонарушений.

Криминалистическая характеристика преступного деяния состоит из нескольких взаимосвязанных характеристик ДТП , обстоятельств случившегося, личных свойств участников произошедшего, в частности, особенностей их поведения.

К ним относятся.

Криминология

В число условий, способствующих созданию и реализации аварийной обстановки, входят.

80. Правонарушения на транспорте: понятие, виды и ответственность за их совершение.

Правонарушение – виновное противоправное общественно-опасное деяние, соверш. деесп лиц., и влекущее юридическую ответственность: Дел. на преступления и проступки.

Общ-ная вредность правонарушения на транспорте состоит в том, что созданная ими опасность может причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести материальный ущерб, нарушить безопасное функционирование транспортных средств и предприятий, нарушить экологическое равновесие.

Преступление на транспорте:

1. Уголовно-наказуемые правонарушения на транспорте. (гл. 27 УК РФ «преступления против безопасности и эксплуатации транспорта»)

– нарушение правил безопасности движения и эксплуатации ж/д-го, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности, обязанным соблюдать эти правила

– недобросовестный ремонт трансп-х средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

– неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути

– нарушение правил м/д-х полетов и т.д.

2. Административные правонарушения на транспорте (КОАП);

– действия, угрожающие безопасности движения на ж/д-ом транспорте

– действия, угрожающие безопасности полетов, нарушение правил использования воздушного пространства

– действия, угрожающие безопасности движения на водном транс-те

– управление транспот-м средством без правил, в состоянии алкогольного опьянения

-нарушение правил перевозки грузов, перевозки людей и т.д.

3. Гражданско-правовые нарушения (деликты) на транспорте – противоправные действия наносящие вред имущественным и связанными с ними личным неимущественным отношениям:

– неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору перевозки пассажиров

– неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по подаче транспот-х средств и предъявлению груза

– нарушение обязательств, вытекающих из договора перевозки груза.

По договору перевозки пассажира ответственность наступает: в слу­чае нарушения расписания движения транспортных средств (опоздание отправления и прибытия); за несохранность перевозимого багажа; за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира; за причинение пассажиру морального вреда.

Ответственность за нарушение обязательств, вытекающих из договора перевозки груза, регулируется нормами транспортных кодексов и уставов

Порядок применения дисциплинарных взысканий за совершение трудового правонарушения (дисциплинарного проступка) на транспорте регулируется ТК РФ, уставами и положениями о дисциплине.

– неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору перевозки пассажиров.

Автотранспортная преступность: криминологическая характеристика этих преступлений и лиц, их совершающих, причины и методы предупреждения

В общем объеме неосторожных преступлений наибольшую долю (до 75%) составляют автотранспортные. Автотранспортные преступления — собирательное криминологическое понятие, охватывающее нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Читайте также:  Новоржев - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Являясь результатом технической неосторожности, автотранспортные преступления обладают определенной спецификой (в причинах, условиях совершения, в механизме преступного поведения и т.п.), обусловливающей использование различных форм и методов их предупреждения.

Проблема предупреждения автотранспортных преступлений стала особенно острой в последние годы в связи с постоянным ростом их числа и увеличением тяжести последствий. До середины 80-х гг. прошлого столетия в стране наблюдалась тенденция снижения (в расчете на 10 гыс. единиц автотранспорта) автотранспортных происшествий, а также значительного сокращения числа погибших в них. Однако уже в 1990-е гг. наблюдался рост (до 1,5 млн в течение пяти лет) дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 250 тыс. и получили ранения 1,5 млн человек. При этом свыше 70% погибших составляли люди трудоспособного возраста.

В настоящее время в России ежегодно совершается свыше 180 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет более 32 тыс., а получают увечья более 215 тыс. человек. Следует отметить, что потери от этих происшествий в несколько раз превышают потери от железнодорожных катастроф, пожаров и несчастных случаев и составляют в денежном выражении свыше 180 млрд руб. ежегодно.

Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий в России многократно выше, чем в других странах. Так, ежегодно у нас на каждые 100 дорожно-транспортных происшествий приходится до 14 погибших, что в три-четыре раза больше, чем в Европе, Америке, Японии.

Негативные тенденции в увеличении дорожно-транспортных происшествий во многом определяются тем, что за последние 10—15 лет в стране существенно изменился парк автотранспортных средств. Начиная с 1975 г. число автомобилей увеличилось почти в пять раз и в настоящее время составляет немногим более 20 млн единиц. Для сравнения скажем, что в США этот показатель составляет 200 млн единиц. По количеству автомобилей на душу населения Россия уступает странам Европы в четыре раза, а США — в десять раз. В структуре автопарка России количество индивидуальных транспортных средств почти в 3,5 раза превышает весь государственный транспорт, в 6,5 раза — количество грузовых автомобилей. Следует отметить, что в 1980—1990-е гг. прирост транспортных преступлений в стране опережал рост числа индивидуальных автомобилей.

Структура автотранспортных преступлений включает несколько видов нарушений таких правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, как превышение скорости движения, обгон транспортных средств, проезд перекрестков (свыше 23% их общего числа), запрет управлять транспортным средством в состоянии опьянения (12%), управление транспортным средством при наличии неисправностей автомобиля (2%). Кроме того, свыше 26% от их числа связано с плохим состоянием автомобильных дорог. Эти нарушения вызывают последствия в виде столкновений с другим автотранспортным средством, с животными; наездов на людей; опрокидывания транспортных средств и выпадения людей из них. Две трети автотранспортных преступлений (и 3/4 аварий) связаны с нарушением только со стороны водителей; 1/3 — со «смешанной с другими участниками движения виной». Каждый третий водитель находился в момент преступления в состоянии опьянения.

Преобладающая часть автотранспортных преступлений приходится на окончание рабочего времени (17—19 ч) и вечерние часы (22—24 ч), причем в вечернее время большинство виновных — водители личного транспорта. «Пик» аварийности у последних — апрель (выезд после длительной зимней стоянки транспортного средства). Среди погибших или получивших тяжкие телесные повреждения в результате автотранспортных преступлений 20% — несовершеннолетние.

В сельской местности происходит половина дорожно-транспортных происшествий и 70% — со смертельным исходом.

Следует также выделить некоторые особенности механизма совершения автотранспортных преступлений.

Во-первых, эти преступления являются результатом создания аварийной ситуации, которая возникает в процессе сложного взаимодействия нескольких участников дорожного движения между собой и с обстоятельствами, определяющими объективную обстановку движения. В данном случае как бы пересекаются несколько линий развития причинно-следственных связей и условий.

Во-вторых, в процессе совершения автотранспортных преступлений взаимодействуют процессы и явления социального, технического и природного характера (хотя последние лишь опосредованно влияют на действия участников движения, приводящие к созданию аварийной обстановки).

Криминологическая характеристика личности участников неосторожных дорожно-транспортных преступлений показывает, что в своем большинстве они относятся к категориям ситуативных и неустойчивых преступников. Вместе с тем определенная их часть, как и лиц, совершающих неосторожные преступления других видов, по своим личностным качествам, систематичности и злостности нарушений соответствует типу злостных преступников (разумеется, с некоторыми отличиями от умышленных преступников этого типа).

Исследования опровергают бытующее мнение, будто лица, совершающие преступления рассматриваемого вида, по нравственно-психологическим свойствам не отличаются от законопослушных граждан, что в автотранспортных преступлениях ведущей при взаимодействии личности и ситуации обычно оказывается последняя. Сама по себе дорожная ситуация, даже при ярко выраженной сложности, никогда, минуя личность, не способна стать причиной преступлений (в отличие от аварий непреступного характера). В данном случае всегда проявляется пренебрежение правилами безопасности, предосторожности как особый вид антиобщественной установки, негативное личностное свойство, хотя и выраженное в разной степени.

Характеристика личности участников дорожно-транспортных преступлений — законных водителей транспорта и водителей-угонщиков — различна. Внутри первой группы по ряду показателей (например, возрасту, полу, образованию) имеются различия между водителями-профессиона- лами и водителями личного транспорта. При этом следует отметить, что большинство дорожно-транспортных происшествий лежит на совести водителей индивидуальных транспортных средств. По их вине ежегодно совершается 100—120 тыс. таких происшествий (65—70% их общего количества), в которых погибают 25—30 тыс. и получают ранения 150—200 тыс. человек (70—75% всех погибших и раненых). За малым исключением (в девяти из десяти случаев) подобные происшествия как следствие виновного нарушения установленных правил и неосторожного причинения вреда личности или крупного ущерба являются преступлениями. Исследователями установлена непосредственная связь между противоправным поведением водителей, совершением ими административных проступков и неосторожными автотранспортными преступлениями, к которым эти проступки приводят с известной степенью вероятности.

Среди законных водителей и угонщиков преобладают мужчины (97— 98%). Однако в последние годы отмечается тенденция возрастания доли женщин среди водителей, совершающих неосторожные преступления, главным образом за счет увеличения парка личных автомобилей индивидуального пользования, которыми нередко управляют женщины. Тем не менее в структуре контингента участников автотранспортных преступлений различия по полу относительно стабильны, так как связаны с типичной психологией женщип-водителей. Последние предпочитают остановить автомобиль, нежели увеличить риск аварийной обстановки, гораздо реже управляют транспортом в состоянии опьянения (доля лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения, у женщин в 1,5 раза ниже, чем у мужчин), более строго соблюдают правила дорожного движения.

Что касается возрастной характеристики, то наибольшую долю в контингенте водителей, совершивших автотранспортные преступления, составляют лица в возрасте 18—24 лет. Это обусловлено небольшим опытом вождения машин в сочетании с завышенной оценкой своих психофизиологических возможностей, склонностью к лихачеству, частым употреблением спиртных напитков.

Анализ уровня образования и профессиональной подготовки преступ- ников-водителей показывает преобладание среди них лиц с неполным средним образованием и низкой профессиональной квалификацией. Этим особенно отличаются автолюбители, на долю которых приходится большинство дорожно-транспортных происшествий.

Хотя водители, совершающие автотранспортные преступления, отличаются низким профессиональным и образовательно-культурным уровнем, его повышением они, как правило, не занимаются. Значительная их часть злоупотребляет спиртными напитками. Так, вопреки строгому запрету управлять автомобилем в нетрезвом виде, от 15 до 30% лиц, совершивших рассматриваемые преступления, находились за рулем в состоянии опьянения. Среди угонщиков доля автотранспортных преступлений, совершенных в состоянии опьянения, достигает 60%.

Социально-ролевая характеристика участников автотранспортных преступлений не имеет существенных отличий от аналогичной характеристики законопослушных участников движения. Среди водителей-профессиона- лов отмечается лишь значительно более высокая доля лиц, неоднократно менявших место работы. Доля лиц, не занятых общественно полезным трудом, среди законных водителей невелика — 3%, а неработающие и неуча- щиеся угонщики составляют более 2/3.

Общий рецидив у иреступников-водителей в три раза ниже, чем у всех преступников. Среди угонщиков доля рецидивистов значительно больше.

Каждый третий из числа привлекавшихся к уголовной ответственности за автотранспортные преступления ранее привлекался и к административной, дисциплинарной, общественной ответственности за различные нарушения правил дорожного движения (чаще всего за управление транспортом в нетрезвом виде и превышение скорости).

Каждый десятый из совершивших наезд водителей скрывался с места происшествия (независимо от степени вины в содеянном). Подобные действия в настоящее время квалифицируются как административное правонарушение (оставление места дорожно-транспортного происшествия) либо как преступление (заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению). Статистика судебно-медицинских экспертиз по делам об автотранспортных происшествиях свидетельствует, что во многих случаях оказание потерпевшему своевременной помощи спасло бы его от смерти либо значительно уменьшило вред здоровью.

Причины автотранспортных преступлений связаны с характерной для их участников личностной позицией: эгоизм, социальная расхлябанность, безответственность, пренебрежительное отношение к нормам общественного поведения, адресованным участникам дорожного движения, и искаженная (заниженная) оценка степени опасности допускаемых в данной сфере нарушений. В действиях лиц, создающих аварийную обстановку, отмечается влияние общих нравственных и эмоционально-волевых деформаций личности, криминогенной ситуации, а также специфических деформаций, связанных с функцией участника движения, искажением ценностной значимости норм безопасности движения, их места в ценностной ориентации. Специфические деформации в наибольшей степени обусловлены дефектами воспитательной работы с водителями автотранспортных средств, а также с другими участниками дорожного движения, нарушениями правил профессионального отбора водителей; злоупотреблениями должностных лиц, разрешающих эксплуатацию технически неисправных автотранспортных средств.

К условиям, способствующим совершению автотранспортных преступлений, относятся:

  • — ненадлежащее содержание дорог, нарушение безопасных нормативов ширины проезжей части, разметки развязок, переходов (по выборочным данным, этот фактор присутствует не менее чем в 10—15% случаев автотранспортных преступлений);
  • — недостатки конструкции автотранспортных средств, затрудняющие управление, ограничивающие возможности наблюдения, вызывающие повышенную усталость водителя;
  • – неиспользование водителем и пассажирами приспособлений, уменьшающих риск аварийной обстановки или ее тяжких последствий;
  • – ошибки в выборе режима регулирования движения и технических средств для этого (количество и характер дорожных знаков, светофоров);
  • — нарушения нормативов рабочего времени водителей;

низкий уровень контроля за состоянием автотранспортных средств, дорог и технических средств регулирования движения;

  • – упущения в дисциплинарной, административно-правовой и уголовно-правовой борьбе с нарушениями правил безопасности движения, в результате чего не обеспечиваются неотвратимость ответственности нарушителей, ее гласность, дифференциация и индивидуализация (в частности, согласно результатам изучения уголовных дел, при расследовании 2/5 соответствующих преступлений не был выяснен весь комплекс обстоятельств, влияющих на форму вины и степень ответственности);
  • — неправильное поведение пешеходов, которые в каждой четвертой, а в крупных городах — в каждой второй аварии наряду с водителями допускали нарушения правил дорожного движения.

В формировании и реализации аварийной ситуации при автотранспортных преступлениях определенную роль могут играть особенности состояния здоровья водителя, пешехода, природные условия, от которых зависят видимость, величина сцепления с дорогой. Обстоятельствами, способствующими совершению автотранспортного преступления, однако, будут не они сами по себе, а игнорирование или неправильная их оценка участниками движения. Иными словами, такие обстоятельства взаимодействуют с другими элементами аварийной обстановки через личность участников движения.

Особенности предупреждения рассматриваемых преступлений связаны с необходимостью воздействия на все элементы системы «человек — автомобиль — дорога», на всех участников дорожного движения. Следовательно, наряду и во взаимосвязи с мерами, направленными на соблюдение водителями норм безопасности (подбор кадров, учеба, воспитание, контроль), нужны меры, обеспечивающие безопасное поведение других участников движения, а равно меры, предупреждающие и устраняющие условия аварийных ситуаций, возникающих из-за плохого состояния дорог и транспортных средств.

Читайте также:  Расчетно-платежная ведомость форма Т-49 - образец скачать.

Общесоциальные меры предупреждения связаны с реализацией программ социального и экономического развития в области автомобилестроения, дорожного строительства, с работой среди участников транспортного движения, разъясняющей общественное значение норм безопасности и формирующей навыки дисциплинированного поведения, исходящего из осознания интересов общества. В настоящее время в стране последовательно совершенствуется конструкция автомобилей, предусматриваются лучшие условия работы водителей, разрабатываются технические средства, ограничивающие возможность тяжких последствий при аварии (ремни безопасности, неранящие стекла, вдавливающееся рулевое управление).

Важнейшее направление общесоциалыюго предупреждения — обеспечение надлежащей подготовки и повышения квалификации водителей.

Специальные меры предупреждения автотранспортных преступлений включают контроль за соблюдением правил безопасности движения; выявление и устранение конкретных обстоятельств, способствующих возникновению аварийной обстановки (улучшение состояния дорог, транспортных средств, квалификации водителей); выявление и устранение причин и условий конкретных преступлений; предупреждение рецидива; воспитательная работа с водителями, техническим обслуживающим персоналом, населением (в том числе с особо виктимным контингентом — несовершеннолетними).

Главным субъектом специального предупреждения автотранспортных преступлений, включая предупреждение и пресечение аварийных ситуаций, выступают органы Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России, их помощники в лице общественных автоинспекторов и члены специализированных народных дружин. ДОБДД осуществляет правовоспитательную работу, направленную на обеспечение безопасности движения, среди водителей, администрации и всего коллектива транспортных предприятий, населения. Правовоспитательная работа с целью обеспечения безопасности движения включает и разъяснение ответственности за нарушения правил безопасности. Особое внимание ДОБДД уделяет непосредственному контролю движения на дорогах, применяя при этом современные технические средства (радары, наблюдение с вертолетов).

Активно участвуют в контроле безопасности движения и других формах предупреждения автотранспортных преступлений общественные автоинспекторы, специализированные народные дружины и трудовые коллективы автохозяйств. В последние годы стали создаваться посты безопасности движения в сельской местности, особенно в период перевозки урожая.

Большое внимание в предупреждении автотранспортных преступлений уделяется борьбе с употреблением спиртных напитков водителями и другими участниками движения. Алкоголь в любой дозе резко снижает возможность выбора правильных решений в сложной дорожной обстановке и многократно увеличивает время реакции (а в аварийной ситуации водителю приходится принимать до 15 решений в секунду). Кроме того, алкоголь сохраняется в организме человека длительное время, в связи с чем управление автомобилем даже на следующий после его употребления день небезопасно.

По их вине ежегодно совершается 100 120 тыс.

ГИА по обществознанию

разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;.

Правонарушения и преступления

Правонарушение — виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое право/дееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность.

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки. Правонарушение – нарушение права, действующих законов, преступление.

Существует 4 вида юридической ответственности:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), терроризм (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ:

лишение свободы на определенный срок;

лишение права заниматься определенной деятельностью.

2. Административная ответственность – применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся, нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности, в том числе курение в неположенных местах. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.

Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру, опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Приведем примеры правонарушений и виды ответственности за них:

1. Порвал учебник – гражданско-правовая ответственность.

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде – административная ответственность

3. Избил человека – уголовная ответственность

4. Совершил кражу мобильного телефона – уголовная ответственность

5. Совершил прогул – дисциплинарная ответственность

6. Переходил дорогу в неположенном месте административная ответственность

7. Разбил мячом окно гражданско-правовая ответственность

8. Нецензурно выражался в общественном месте – административная ответственность.

Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток.

Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека, – совершенное преступление.

Еще раз перечислим преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:

умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;

разбой, грабеж, кража, вымогательство;

угон и приведение в негодность транспорта;

вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;

умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;

хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;

терроризм, захват заложника.

Из Кодекса РФ об административных правонарушениях

Статья 162. Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (в сокращении)

Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков – влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих…

Статья 164. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей (в сокращении)

… Потребление несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача или совершение ими других правонарушений…;

Мелкое хулиганство или хулиганство, совершенное подростками в возрасте от 14 до 16 лет, –

Влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих…

Из Уголовного Кодекса РФ

Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти (в сокращении)

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей – наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда… , либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

1.продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетнему лицу,
2.продажа алкоголя в ночное время,
3. ношение оружия лицом, не имеющим соответствующего права,
4.вход в продуктовый магазин с собакой,
5. собаку ведут в общественном месте без намордника и поводка,
6. разжигание национальной розни,
7. отсутствует касса.

Правонарушение виновное противоправное деяние действие или бездействие , противоречащее требованиям правовых норм и совершённое право дееспособным деликтоспособным лицом или лицами.

Право. 10 класс

Ценность такого вида правомерного поведения заключается в высокой степени организованности и дисциплинированности личности, ее уважительном отношении к праву.

Юридический анализ состава преступления «нарушение ПДД и эксплуатация транспортных средств»

Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в российском законодательстве в самостоятельную главу в новом Уголовном кодексе, вступившем в силу с 1 января 1997 г. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.

Глава, объединяющая данные преступления расположена в IX разделе УК: «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», помещенного на третье место после раздела о преступлениях против личности и в сфере экономики. Таким образом, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе. В самом разделе глава занимает четвертое место после глав о преступлениях против общественной безопасности, против здоровья населения и общественной нравственности, а также экологических преступлений.

В 27 главе УК предусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как:

нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст.263);

нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст.264);

оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст.265);

недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст.266);

приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267);

нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст.268);

нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст.269);

неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст.270);

нарушение правил международных полетов (ст.271).

Объединение этих преступлений в самостоятельную главу обусловлено их посягательством на единый родовой объект, каковым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта.

По объективной стороне преступления, против безопасности движения и эксплуатации транспорта, представляют собой действия, например, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267 УК) или бездействия, например, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст.270 УК), содержанием которых является заведомое нарушение установленных на транспорте правил безопасности. Эти правила носят многоуровневый характер: законы («О Федеральном железнодорожном транспорте» от 20 июля 1995г., «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995г.), правительственные постановления («Правила дорожного движения РФ»), ведомственные приказы и инструкции. Сложность и многообразие правил безопасности вынудили законодателя сделать нормы об ответственности за транспортные преступления бланкетными. Таким образом, особенностью преступлений, посягающих на безопасность использования транспортных средств, является то, что диспозиции норм уголовного закона, определяющие их признаки, являются бланкетными. Поэтому для установления наличия состава конкретного преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта всякий раз необходимо обращаться к законам и другим нормативным актам, регламентирующим правила безопасности движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.

Для характеристики объективной стороны транспортных преступлений важно также, что, как правило, (кроме ст.270 и 271 УК) имеет место материальное описание составов. Условием уголовной ответственности в этих случаях является наступление указанных в законе общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ст.263 – 269 УК) или крупного ущерба (ст.263, 266, 267, 269 УК). Причинение при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта легкого вреда здоровью человека, а также ущерба (уголовная ответственность за причинение крупного ущерба отменена Федеральным законом «Изменения и дополнения в УК РФ» от 25 июня 1998г. №92-ФЗ) Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» от 25 июня 1998г. № 92-ФЗ. Информационно-правовая база: Законодательство России. влечет не уголовную, а административную ответственность.

Составы двух преступлений – неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст.270 УК) и нарушение правил международных полетов (ст.271 УК) сконструированы как формальные. Так, например, в диспозиции ст.271 нет указания на возможный вред при нарушении правил международных полетов и такой вред может не наступить.

Читайте также:  Материнский капитал в Республике Карелия и Петрозаводске в 2020 году

При совершении некоторых преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта предусмотрена повышенная ответственность за причинение таких последствий, как смерть человека или гибель двух и более лиц (ст.263, 264 УК и др.). Усиление ответственности, за подобного рода деяния, обусловлено тяжестью последствий и их распространенностью.

Субъективная сторона транспортных преступлений – всегда преступная неосторожность (кроме двух – ст.270 и 271) в форме самонадеянности или небрежности по отношению к последствиям, о чем свидетельствует содержащееся указание в самом законе.

Констатация же умышленного причинения вреда жизни, здоровью, имуществу с использованием транспортного средства (для наезда, тарана и т.д.) должна влечь квалификацию деяния по соответствующим статьям об ответственности за преступления против личности или собственности.

Субъект рассматриваемых деяний в большинстве случаев специальный, а именно лица, управляющие транспортным средством или иным лицом, профессионально обязанным соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, в том числе, обеспечивать его безопасную эксплуатацию (ст.263-266, 269-271 УК).

Возраст уголовной ответственности за транспортные преступления – 16 лет. Хотя несовершеннолетние в возрасте 16-17 лет могут быть учеником машинистов, водителей автотранспорта, слесарей-ремонтников либо обучаться профессии соответствующего профиля в учебных заведениях, либо управлять мотоциклом, но в подавляющем большинстве случаев лица, виновные в транспортных преступлениях, по крайней мере, из числа лиц, управляющих транспортом или его обслуживающих, уже достигли совершеннолетия.

Субъектами преступления, предусмотренного ст.267 УК могут быть лица, достигшие к моменту совершения 14-летнего возраста Уголовный Кодекс Российской Федерации. – М., 1997..

Таким образом, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой «предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта» Уголовное право. Особенная часть: Учебник под ред. А.И.Рарога.- М.: Институт международного права и экономики,1996.- 480с. страница 311.

В учебной литературе предложена классификация преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающая две их группы:

  • 1) преступления, связанные с использованием транспортных средств;
  • 2)иные преступления в сфере функционирования транспорта.

К первой группе относятся преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст.263, 264, 265, 266, 271 УК), ко второй – преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст.267, 268, 269, 270 УК).

Сложность и многообразие правил безопасности вынудили законодателя сделать нормы об ответственности за транспортные преступления бланкетными.

Виды правонарушений

Все множество правонарушений можно разделить на два вида:

  • проступок,
  • преступление.

Все множество правонарушений можно разделить на два вида.

Исторический аспект изменения наказания за преступления в сфере транспорта и их сравнительно-правовая характеристика с зарубежными странами

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 21.07.2019 2019-07-21

Статья просмотрена: 35 раз

Если взять, например, статистику за 2003 год, то там количество тех же преступлений составляет 53609 3.

Исторический аспект изменения наказания за преступления в сфере транспорта и их сравнительно-правовая характеристика с зарубежными странами

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 21.07.2019 2019-07-21

Статья просмотрена: 35 раз

Если посмотреть на зарубежный опыт противоборства пьяным водителям, то там эффективны методы, такие как, пожизненное лишение водительских прав, конфискация автомобиля и смертная казнь.

Правонарушения и юридическая ответственность

Основной признак, который характеризует любое правонарушение, это его общественная опасность.

26.3 Виды правонарушений, причины их совершения

Виды правонарушений, причины их совершения

В теории государства и права применяется главным образом отраслевая классификация правонарушений. В зависимости от степени социальной опасности (вредности) правонарушения подразделяются на преступления и иные правонарушения (проступки) — административные, гражданские, дисциплинарные, процессуальные и др.

Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности, поскольку посягают на наиболее важные общественные отношения и ценности. Понятие «преступление» сформулировано в ст. 14 УК РФ, где в качестве признаков преступления названы общественная опасность, виновность, запрещенность уголовным законом (противоправность) и наказуемость. В Уголовном кодексе закрепляются виды (категории) преступлений в зависимости от тяжести возможного наказания в виде лишения свободы в его верхних пределах и от формы вины. Соответственно преступления различаются небольшой, средней тяжести, а также тяжкие и особо тяжкие. Квалифицировать правонарушение в качестве преступления вправе только суд, и он же назначает наказание.

Административные правонарушения посягают на права и свободы человека и гражданина, его здоровье, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, собственность, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства. Административное правонарушение представляет собой противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или соответствующими законами субъектов Федерации установлена административная ответственность (ст. 2.1). Особенность административных правонарушений состоит в том, что правонарушитель не находится в трудовых или служебных отношениях с органами или должностными лицами, обладающими правом наложения административных наказаний. Административные правонарушения отличаются от преступлений нередко только степенью общественной опасности. Меры административного наказания вправе применять специально на то уполномоченные органы и должностные лица и в особом порядке (административное производство).

Гражданские правонарушения (деликты) совершаются в сфере имущественных и неимущественных отношений и представляют собой действия, нарушающие нормы гражданского законодательства, условия договора, обычаи делового оборота и причиняющие вред личности или ее имуществу. При этом под вредом понимается умаление личного или имущественного блага. Гражданские правонарушения возможны и без одного из главных условий любого правонарушения — вины, например ответственность должника без вины, т. е. «за случай» (п. 3 ст. 401 ГК РФ). В ранее действовавшем гражданском законодательстве предусматривалась ответственность без вины за вред, причиненный источником повышенной опасности. Сейчас же расширяется сфера действия этого принципа на многие нарушения договорных обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности.

Непременное условие гражданско-правовых деликтов — требование возмещения убытков и иных имущественных потерь для потерпевшего, восстановление нарушенного права, исполнение невыполненной обязанности, отмена незаконных сделок и т. д. Таким образом, санкции за гражданские деликты носят правовосстановительный, компенсационный характер.

Гражданские правонарушения могут возникать из договора, т. е. они связаны с нарушением обязательств одной из сторон договора или могут быть обусловлены внедоговорными фактами, например в связи с нарушением гражданско-правовых норм.

Дисциплинарные проступки состоят в нарушении норм трудового законодательства, например неисполнение рабочим или служащим возложенных на него трудовых обязанностей, нарушение трудовой дисциплины (прогул, опоздание на работу, невыполнение распоряжений представителей администрации организации). Дисциплинарные проступки, как правило, нарушают внутренний распорядок организации, учебную, служебную и иные виды дисциплины. Санкции за совершение дисциплинарных проступков устанавливаются Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, ведомственными уставами, положениями, инструкциями и другими локальными актами.

Процессуальные правонарушения обусловлены нарушением установленной законом юридической процедуры при рассмотрении различного характера споров в суде, при осуществлении конституционного правосудия, регламентации уголовно-процессуальной процедуры, производства в арбитраже, административного производства. Процессуальные вопросы в действующем законодательстве во многом не урегулированы, процессуальные кодексы по ряду отраслей права не приняты или не соответствуют новым кодексам. Вместе с тем процессуальным вопросам уделяется важное внимание как юридической наукой, так и практикой, поскольку от соблюдения процессуальных норм во многом зависят законность и обоснованность принимаемых юридических решений. К процессуальным правонарушениям можно отнести неявку в суд свидетеля, подсудимого, эксперта, нарушение сроков рассмотрения жалоб граждан в административных органах, несоблюдение порядка подачи иска в суд и др. Санкции за такого рода правонарушения разнообразны: от штрафа до признания принятого в результате нарушения процедуры акта недействительным (например, аннулирование актов записи о регистрации брака).

Международные правонарушения характеризуются противоправностью деяния, причинением ущерба защищаемым международным правом интересам других государств или всему международному сообществу. Что касается вины, то хотя она в международных документах прямо не указывается, однако считается, что государство при любых обстоятельствах проявляет свою волю. Следовательно, при международном правонарушении проявление воли носит неправомерный характер, т. е. предполагается наличие вины.

Различают международные преступления и простые (ординарные) правонарушения.

К международным преступлениям относятся международный терроризм, пиратство, работорговля, наркобизнес, геноцид и др. Их совершение вызывает вмешательство мирового сообщества в лице создаваемых международных трибуналов. Международные преступления не имеют сроков давности.

Ординарные международно-противоправные деяния выражаются чаще всего в непринятии мер по пресечению противоправных действий в отношении дипломатических представителей, в нарушении торговых обязательств и т. д. Они, как правило, не требуют реагирования всего мирового сообщества и разрешаются (регулируются) различными мерами внутригосударственного характера или взаимными примирительными процедурами.

Причины и условия совершения правонарушений — сложнейшая проблема, которая до конца не решена ни юридической наукой, ни другими общественными науками.

В юридической науке, в частности, дискутируется вопрос о социальных и биологических причинах правонарушений. Некоторые ученые отдают предпочтение социальным причинам, однако все чаще признается необходимость учета психофизических и биологических особенностей индивидов, влияющих на формирование правовых установок и поведение в целом. Однако было бы правильным при объяснении причин правонарушений исходить из единства социального и биологического начал в поведении человека, в том числе и в выборе варианта поведения.

В последние годы возрастает правонарушаемость вообще, в том числе преступность, которая все больше носит организованный характер, с распределением ролей среди участников преступной группировки, со специализацией на конкретных видах преступлений, а подчас перерастает границы одного государства. Появились новые, не известные ранее преступления, например преднамеренное банкротство, коммерческий подкуп, лжепредпринимательство, похищение человека, заражение ВИЧ-инфекцией, в сфере компьютерной информации и др. Все это диктует необходимость тщательно изучать причины и условия как отдельных видов преступлений, так и правонарушений в целом, правильно определять политику государства по борьбе с ними.

Следует различать причины и условия совершения правонарушений. Как указывается в юридической литературе, причина находится в прямой, закономерной связи со следствием, непосредственно вызывая его, а условие в сочетании с другими обстоятельствами способствует формированию следствия, усиливая или ослабляя действие причины, не вызывая с необходимостью данное следствие.

В литературе среди условий, вызывающих причины совершения правонарушений, обычно называют:

а) низкий уровень материальной жизни населения;

б) невысокий уровень общей культуры и правовой культуры;

в) несовершенство законодательства;

г) неэффективную работу правоохранительных органов;

д) несовпадение интересов и целей, закрепленных в норме права и преследуемых лицом-правонарушителем;

е) деформации в образе жизни отдельных категорий людей, например алкоголизм и наркомания, распространенные в молодежной среде, и т. д.

В различные периоды возникают и другие причины и условия, вызывающие правонарушения, поэтому для их пресечения нужны разнообразные меры экономического, правового и организационного характера.

Помимо указанного, выделяют поводы совершения правонарушения, которые представляют собой отрицательные обстоятельства ситуативного характера, возникающие в определенных условиях и выступающие толчком, побудительным фактором для действия причины. Это могут быть обида, ревность, психотравмирующая ситуация, чувство глубокого унижения достоинства и др.

В последнее время ученые пришли к выводу об объективной неизбежности правонарушений, утопичности задачи полной ликвидации преступности и правонарушений в целом. Речь может идти о снижении уровня правонарушаемости до определенных пределов, когда она не будет представлять угрозу безопасности общества. Здесь большое место отводится профилактической, воспитательной работе, правовому просвещению и правовой информированности общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

В последнее время ученые пришли к выводу об объективной неизбежности правонарушений, утопичности задачи полной ликвидации преступности и правонарушений в целом.

Добавить комментарий