Лишение права занимать определенные должности – в каких случаях применяется такая санкция, статьи по УК РФ

Изложения и основные положения

Законодательные нормы определяют положения статьи следующим образом:

  1. В части лишения права заниматься определенной деятельностью, занимать должности понимается запрет на занятие должностей в государственных учреждениях, органах местного (муниципального) управления, а также категорические ограничения на указанные виды деятельности профессионального, иного порядка.
  2. Временной период наказания как основного вида составляет 1-5 лет. Также статья применяется в части дополнительного наказания сроком на 6-36 месяцев. Если есть основания, то дополнительное наказание может быть до 20 лет, что указанно в статьях Особенного кодекса.
  3. Наказание по ст. 47 УК РФ может быть назначено как дополнительное в случаях, не предусмотренных кодексом, если суд не признал права за обвиняемым занимать должность, вести деятельность ввиду серьезности совершенного правонарушения.
  4. Если назначение наказания является дополнительным к основному в виде: выполнения обязательных работ исправительного назначения, ограничения свободы, условного срока осуждения, то срок назначения наказания начинается от фактического применения решения суда.

Дополнительный тип наказания по данной статье, применимый к наложенному аресту, содержанию под стражей в дисциплинарной войсковой части, принудительным работам, распространяется на весь период отбывания наказаний основного типа, но срок при этом исчисляется с момента отбытия наказания.

Данное правило введено в редакцию закона от 2009 г, 2011 г.

Статья 47 УК РФ. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Первый состоит в запрещении занимать указанные в приговоре суда должности на государственной или муниципальной службе.

Как дополнительное наказание

Использование нормы ст. 47 УК РФ в качестве дополнительной санкции более распространено, чем в качестве основной. Данная мера ответственности лишь дополняет главное наказание ограничениями, наступающими после его окончания.

В качестве дополнительного наказания норма применяется на срок от полугода до 3 лет в следующих случаях:

  • Когда в статье Кодекса оно используется в качестве основного наказания, но судьей было избрано иное;
  • Когда она выступает в качестве дополнительной санкции, на что прямо указывает статья;
  • Когда в статье нет указания о возможности применения данного ограничения за преступление, а судья считает, что степень совершенного деяния является опасной и требуется дополнительная санкция по отношению к виновному.

По определенным статьям Особенной части УК РФ лишение права занимать определенные должности и вести определенную деятельность может применяться на срок до 20 лет.

Исчисляется лишение права на должности и деятельность с момента вступления приговора в законную силу, если оно выступает в качестве дополнительного при следующих основных видах наказания:

  • Обязательные работы;
  • Исправительные работы;
  • Ограничение свободы;
  • Условное осуждение.

При этом, если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется дополнительно к другим видам основного наказания, то срок их исчисления начинается с момента отбытия основного.

К таким основным видом уголовных наказаний законодатель причисляет следующие:

  • Арест;
  • Содержание в дисциплинарной воинской части;
  • Принудительные работы;
  • Лишение свободы.

47 УК РФ следит уголовно-исполнительная инспекция.

Когда назначается

Мера ответственности в виде лишения права занимать определенные должности назначается в отношении преступников, которыми было осуществлено одно из деяний, относящееся к незаконному использованию или превышению служебных полномочий. Подобных преступлений достаточно много, наиболее часто встречающиеся:

  • Получение денежных средств, которые принадлежат государству незаконным путем в процессе выполнения с ними определенных операций.
  • Вымогательство у граждан или организаций денежных средств для создания условий необходимых пострадавшему.
  • Получение незаконного вознаграждения после корыстного распределения установленных государством льгот и субсидий.

Мера ответственности в виде запрета заниматься определенной деятельностью связанной с профессиональными навыками гражданина применяется в следующих случаях:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 394-37-20

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 305-28-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 550-93-75

  • Врач и другие медицинские работники халатно относились к выполнению своих профессиональных обязанностей, что привело к ухудшению здоровья и создало угрозу жизни пациентов
  • Неподобающее поведение работников сферы образования в отношении обучающихся граждан, в том числе высказывание угроз насилия и оказания морального или физического воздействия.
  • Несоответствующий уровень сотрудников полиции, которые своими действиями инициировали опасную ситуацию.
  • Руководители на производственных объектах, действия которых привели к ущемлению прав работников или стали причиной возникновения аварий и инцидентов с человеческими жертвами.
  • Любые другие противоправные действия, работник на руководящих постах, которые создали реальную угрозу обществу.

Любые другие противоправные действия, работник на руководящих постах, которые создали реальную угрозу обществу.

Занимать определенные должности

Законодателем в статье 47 Уголовного Кодекса РФ предусмотрено, что лицо, совершившее преступление, может быть лишено прав занимать какую-то конкретную должность.

Суд может принять такое решение, исходя из характера деятельности осужденного, во время выполнения им своих должностных обязанностей. Но суд может прийти к такому же выводу даже в тех случаях, если осужденный не занимал таких должностей, однако характер его преступного деяния указывает на то, что оставлять за ним такое право нецелесообразно.

Оно может действовать от одного года до пяти лет, по истечении которых осужденный вновь имеет право занимать соответствующие должности. Но тут есть один важный нюанс.

Несмотря на то, что такое право у осужденного появиться вновь, у работодателя нет обязанности брать его на эту должность. Ведь претендентов на нее может быть очень много. Более того, в период, когда осужденный не имеет права ее занимать, на эту должность уже будет назначен другой человек.

На каком же основании его увольнять, если он добросовестно выполняет свои обязанности? К тому же, кандидат на ту или иную должность, у которого есть или была судимость за преступление, связанное с выполнением обязанностей на подобной должности, представляется для организации или учреждения малоперспективным. Вот здесь и срабатывает эффект бессрочности этого наказания.

С одной стороны законодателем преступник лишается прав на какой-то временной отрезок, в данном случае от одного до пяти лет. Но общество продолжает наказывать преступника, сильно сокращая в дальнейшем его шансы на занимание таких должностей.

Кто может быть подвержен такому наказанию или, выражаясь юридическим языком, кто является субъектом преступления?

Лишить права занимать определенные должности могут тех сотрудников и служащих, которые работают на государственной службе.

Но лишив права занимать какую-то должность, закон не лишает осужденного права продолжать работу в данном учреждении, но уже на другой должности. Другое дело, что сам руководитель учреждения сочтет невозможным оставлять осужденного в качестве своего подчиненного. Основание для увольнения такого работника у него будет. Это приговор суда. А вот обязать его взять осужденного на какую-то другую должность не может никто.

Это исключает двусмысленное толкование приговора, оставляя за руководителем право предоставить осужденному другую должность или уволить его на основании решения суда.

Данный вид наказания используется более широко, поскольку его субъектами могут быть различные лица , которые выполняют свою работу как в государственных, бюджетных учреждениях и организациях, так и на частных предприятиях.

Статья 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

В том случае, если лишение свободы лицу назначено условно, то исчисление срока дополнительного наказания определяется с момента вступления приговора в законную силу.

Лишение права занимать определенные должности

Такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности, всегда вызывает массу вопросов – кому можно назначить такой вид наказания, каковы его сроки и многое другое. В данной статье Вы найдете ответы на любые вопросы, касающиеся этого вида наказания.

Согласно статье 47 Уголовного кодекса РФ лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать конкретные должности есть вид уголовного наказания, который заключается в запрете либо ограничении заниматься теми или иными видами деятельности, а также занимать определенные должности. Ограничения делятся в течении определенного приговором суда срока, данное наказание распространяется исключительно на должности государственных служащих и лиц, занимающихся деятельностью, используя которую они совершили преступления либо могли бы совершить в дальнейшем.

Лишение права заниматься конкретной деятельностью подразумевает не только запрет на работу в профессии, но и на отдельную деятельность, не связанную с какой-либо профессией.

Основной задачей лишения права заниматься определенной деятельностью является предупреждение совершения преступлений лицами, чьи деяния были реализованы со злоупотреблением должностных полномочий либо с осуществлением какой-либо деятельности. Следует учитывать, что запрет может касаться любой деятельности, которая регламентирована законодательством РФ. Круг должностей государственных служащих, право на занятие которых может быть ограничено судом, определяется согласно ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации», а также ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Стоит отметить, что данный вид наказания не может быть применен к должностям, не относящимся к государственной либо муниципальной службе. Вид должности, занятие которых запрещено, обязательно должен быть прописан в приговоре суда.

Важно! По закону за одно и тоже преступное деяние осужденному не может быть назначено одновременно два наказания – и лишение права занимать должность и заниматься определенной деятельностью. Однако в случае, когда по характеру преступлений, совершенных виновным и с учетом его личности, суд сочтет невозможным сохранение за ним права занимать определенную должность, равно как и продолжать деятельность в определенной сфере, применение обоих видов ограничений допускается.

Однако в случае, когда по характеру преступлений, совершенных виновным и с учетом его личности, суд сочтет невозможным сохранение за ним права занимать определенную должность, равно как и продолжать деятельность в определенной сфере, применение обоих видов ограничений допускается.

Лишение права занимать определенные должности – в каких случаях применяется такая санкция, статьи по УК РФ

41. Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Читайте также:  Выполнение работ по договору найма без трудовой книжки: возможные нюансы, образец документа

Статья 46. Штраф

1. Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Штраф устанавливается в размере от пяти тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки. Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за исключением случаев исчисления размера штрафа исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки. Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей.

3. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до пяти лет.

4. Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

5. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется иным наказанием, за исключением лишения свободы. Указанное положение не распространяется на осужденных к наказанию в виде штрафа за преступления, предусмотренные статьями 204, 290, 291, 291.1 настоящего Кодекса.

По содержанию штраф относится к подсистеме наказаний, ограничивающих имущественные права осужденного. Он может быть как основным, так и дополнительным видом наказания.

В качестве основного наказания штраф назначается в случаях, когда:

– он указан в санкции статьи Особенной части;

– он назначается в качестве более мягкого наказания, чем предусмотрено в законе;

– он применяется в порядке замены не отбытой части наказания более мягким;

– имеет место вердикт присяжных о снисхождении.

Как дополнительный вид наказания штраф может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

Штраф устанавливается:

– за совершение преступлений небольшой или средней тяжести в размере от двух тысяч пятисот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до трех лет;

– за совершение тяжких или особо тяжких преступлений в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет.

При определении размера штрафа учитывается тяжесть совершенного преступления и имущественное положение осужденного и его семьи, а также возможность получения осужденным заработной платы или иного дохода. В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд может рассрочить уплату штрафа на срок до трех лет.

Осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу либо первую часть штрафа в течение 30 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу или не уплачивающий оставшиеся части штрафа ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца (ст. 32 УИК РФ).

В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Особенности назначения штрафа несовершеннолетним:

– штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых;

– штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия;

– штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Статья 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью:

– в случаях, когда оно является основным видом наказания, назначается на срок от одного года до пяти лет;

– в случаях, когда оно является дополнительным, – на срок от шести месяцев до трех лет.

Сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляются в месяцах и годах.

Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляется с момента:

– вступления приговора суда в законную силу, если оно назначается в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью;

– отбытия таких основных видов наказания, как ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы. При этом лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяется на все время отбывания названных основных видов наказаний.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных (ст. 33 УИК рФ). Администрация учреждения, где отбывает основной вид наказания лицо, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.

он назначается в качестве более мягкого наказания, чем предусмотрено в законе;.

Особенности лишения права занимать определенные должности

В нашей стране практически ежедневно происходят случаи злоупотребления служебным положением, которое может позволить некоторым людям, занимающим те или иные должности, получать дополнительный доход от своей деятельности. Причем этот доход зачастую во много раз превышает размер заработной платы, которую получает гражданин по официальным бумагам.

Получение максимальной выгоды при занятии различными видами деятельности нередко становится мотивом для совершения преступления, которое могло быть содеяно именно благодаря тому, что лицо занимало какую-то должность, особенно если эта должность высокая. Государство старается пресекать подобные случаи, вводя для этого специальные санкции — лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью – надеясь сократить количество подобных преступлений.

На должности, занимаемые лицами в частных, негосударственных компаниях, действие статьи не распространяется.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Оно устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2009 г. № 215-ФЗ с 30 июля 2009 г. вступило в силу положение о том, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 47 УК РФ).

Элемент кары у этого вида наказания выражается в лишении осужденного по приговору суда привилегий и преимуществ, которыми он обладал, занимая ту или иную должность или осуществляя ту или иную деятельность. Сфера применения первой разновидности данного наказания определена кругом лиц, занимающих должности на государственной службе или в органах местного самоуправления. Под должностью понимается не только осуществление функций должностных лиц (представителей власти, организационно-распорядительных, административно-хозяйственных), по и выполнение обязанностей рядового работника.

В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В случае назначения данного вида наказания в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия (изменения внесены Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ).

Вторая разновидность этого наказания связывается с лишением прав заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Профессиональная деятельность связана с выполнением работы, требующей специальных знаний или подготовки (профессии врача, преподавателя, учителя, бухгалтера, адвоката и др.).

Иная деятельность – любая иная (кроме профессиональной) деятельность, например, связанная с рыбной ловлей, охотой, частным извозом и др.

В приговоре должен быть четко определен конкретный вид деятельности, которым запрещено судом заниматься осужденному.

Как основной вид наказания он может назначаться судом, когда это указано в санкции статьи Особенной части УК РФ, а также в случаях, предусмотренных ст. 64, 65, 80 УК РФ.

Как дополнительное наказание оно может назначаться и в случаях, не предусмотренных санкцией статьи Особенной части, если суд признает невозможным с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 47 УК РФ).

Читайте также:  Программа «Социальная ипотека» в Московской области в 2020 году

В п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. № 20 закреплено, что возможно назначение данного вида наказания, если оно указано в санкциях в качестве одного из основных видов наказаний (например, в ч. 1 ст. 286 УК РФ наряду с лишением свободы).

Согласно ч. 2 ст. 47 УК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 215) в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания.

Предусмотренные ст. 47 УК РФ виды наказаний могут быть назначены и тем лицам, которые выполняли соответствующие служебные обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления (п. 13 указанного постановления).

Данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части), и поэтому в приговоре должен быть указан не перечень, а определенная конкретными признаками категория должностей, на которую распространяется запрет (п. 14 постановления).

Если наказание назначено в качестве основного, срок начинает исчисляться с момента вступления приговора в законную силу. Такой же порядок исчисления предусмотрен при назначении данного наказания в качестве дополнительного к штрафу, исправительным или обязательным работам, при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено (ч. 1 ст. 36 УИК РФ).

При назначении наказания в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из арестного дома, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения (ч. 2 ст. 36 УИК РФ).

Требование приговора о лишении права занимать определенные должности распространяется также на время отбывания осужденными указанных видов наказания (ч. 3 ст. 36 УИК РФ).

Порядок исполнения этого вида наказания подробно регламентирован в гл. 6 УИК РФ. Предусмотрена уголовная ответственность по ст. 315 УК РФ за неисполнение приговора суда, а равно воспрепятствование его исполнению. Это касается любого вида наказания, включая лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В отношении осужденных, нарушающих требования приговора, возможны такие правовые последствия, как расторжение с ним трудового договора администрацией предприятия (п. 4 ст. 83 Трудового кодекса РФ), административная ответственность (например, по п. 2 ст. 12.7 КоАП РФ), невключение времени занятия запрещенной должности и запрещенной деятельностью в срок наказания.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется лишь в качестве дополнительного за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного (ст. 48 УК РФ). Решение суда о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград после вступления приговора в законную силу является обязательным к исполнению всеми органами и учреждениями, включая федеральные органы власти. Суд вправе принять мотивированное решение о применении как одного, так и нескольких указанных в ст. 48 правоограничений (например, воинского звания и государственных наград). При изменении судом кассационной инстанции квалификации содеянного лицом с тяжкого или особо тяжкого преступления на преступление средней или небольшой тяжести назначенное на основании ст. 48 УК РФ дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не назначается (п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. № 20).

Специальными являются звания, которые устанавливаются в различных ведомствах, например в системе органов внутренних дел, федеральной службы исполнения наказаний, таможенной, дипломатической службы, железнодорожного, морского, воздушного транспорта.

Воинские звания устанавливаются в Вооруженных силах РФ, в других войсках и воинских формированиях федеральных органов исполнительной власти, в которых военная служба предусмотрена в законодательном порядке (например, во внутренних войсках МВД РФ, в войсках Гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности РФ). Порядок присвоения воинских званий регламентирован Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-Φ3 “О воинской обязанности и военной службе”, в котором определен полный перечень воинских званий от рядового до маршала Российской Федерации.

Почетные звания присваиваются за высокие заслуги, профессиональное мастерство в искусстве, науке, других сферах (например, Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель науки Российской Федерации).

Классные чипы присваиваются государственным служащим, занимающим государственные должности РФ, судьям, прокурорам, работникам органов юстиции (например, советник юстиции 2-го класса).

Государственные награды – это награды СССР, РСФСР, Российской Федерации, являющиеся высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в науке, культуре, искусстве, воспитании, защите Отечества, иные заслуги перед государством. Исчерпывающий перечень этих наград определен Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442. К ним отнесены звание “Герой Российской Федерации”, орден “За заслуги перед Отечеством”, другие ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации.

Суд не вправе лишить осужденного ученой степени, ученого звания, званий, носящих квалификационный характер (спортивный, профессиональный разряд и др.).

В соответствии с ч. 1 ст. 61 УИК РФ суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского, почетного звания и государственных наград, после вступления приговора в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Должностное лицо обязано в месячный срок сообщить суду, вынесшему приговор, о его исполнении (ч. 4 ст. 61 УИК РФ).

Такой же порядок исчисления предусмотрен при назначении данного наказания в качестве дополнительного к штрафу, исправительным или обязательным работам, при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено ч.

Комментарии к ст. 47 УК РФ

1. В комментируемой норме регламентируется применение, по существу, двух самостоятельных видов наказания: лишения права занимать определенные должности (к несовершеннолетним оно не применяется) и лишение права заниматься определенной деятельностью.

Первый состоит в запрещении занимать указанные в приговоре суда должности на государственной или муниципальной службе. В приговоре требуется указать не перечень конкретных должностей, а их характер: должности, связанные с осуществлением функций представителей власти или с выполнением организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных полномочий. Не следует определять круг запрещенных должностей путем указания на характер осуществляемой по должности деятельности (например, деятельностью по воспитанию детей, медицинской), поскольку это, во-первых, означало бы смешение запрета занимать должности с запретом заниматься деятельностью, и во-вторых, неосновательно расширяло бы очерченную законом сферу применения запрета занимать определенные должности.

Второй вид означает запрещение на установленный судом срок заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Такой запрет может касаться служебной деятельности осужденного (фармацевтической, педагогической, управления общественным транспортом), неслужебной профессиональной деятельности (например, охотничьего промысла, оказания юридических услуг и т.д.), а также любой иной непрофессиональной деятельности (например, управления личными транспортными средствами).

2. Карательная сущность рассматриваемых видов наказания заключается в ущемлении права на свободный выбор рода занятий или должности в соответствии с профессиональными возможностями и квалификацией осужденного, а также в лишении или ограничении предусмотренных законом льгот и преимуществ, вытекающих из занимаемой ранее должности или рода занятий.

3. Наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обладают двойственной юридической природой: они могут назначаться и в качестве основных, и в качестве дополнительных.

В качестве основного наказания они могут быть назначены на срок от одного года до пяти лет, во-первых, в случаях, когда такое наказание предусмотрено санкцией применяемой нормы Особенной части УК, и во-вторых, при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено законом, на основании ст. 64 УК.

Как дополнительное наказание – на срок от шести месяцев до трех лет в случаях, когда такое наказание предусмотрено санкцией соответствующей статьи Особенной части УК, а также в случаях, когда оно санкцией не предусмотрено, но суд с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного сочтет невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В качестве дополнительного наказания в указанных законом случаях данный вид наказания устанавливается на срок до 20 лет.

4. Одна из целей рассматриваемых видов наказаний – предупредить совершение новых преступлений с использованием занимаемой должности или рода занятий. Поэтому назначение этих наказаний влечет обязательное расторжение трудового договора с осужденным и последующее запрещение на установленный судом срок занимать указанные должности. Однако отстранение виновного от этой должности еще до вынесения приговора не является препятствием для назначения такого наказания.

5. Порядок исчисления срока отбывания этих видов наказания, назначенных в качестве дополнительных, зависит от вида основного наказания, которому подвергается осужденный. Если указанное наказание присоединяется к обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы либо назначается при условном осуждении (независимо от вида основного наказания), то его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу, т.е. дополнительное наказание отбывается параллельно с основным. А если рассматриваемое наказание присоединяется к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, то вынесенный судом запрет распространяется на все время отбывания основного наказания и, сверх того, на установленный срок дополнительного наказания.

, а также любой иной непрофессиональной деятельности например, управления личными транспортными средствами.

Исторический анализ лишения права как наказания

Впервые встретить такое наказание можно еще во времена царской России. Данная ограничительная норма была частью более общего комплекса, сужающего сословные права лица.

Вот самые часто упоминаемые исторические виды умаления прав:

  • табу на государеву службу;
  • запрет устроения военной карьеры;
  • невозможность посещения местных судов как заседатель.

Во времена императора данное наказание считалось факультативным в момент претерпевания более серьезной санкции.

Подобный тип воздействия сохранился с 1903 года и имелся в законах времен СССР , предусматривающим ответственность для должностных лиц.

За один эпизод с единственным совершенным деянием судья не сможет параллельно запретить находиться на должности, и осуществлять определенную деятельность.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

В соответствии со ст. 47 УК РФлишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью есть запрещение занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Этот вид наказания оказывает существенное психологическое воздействие на осужденного, значительно ограничивает его права и возможности, способствует очищению государственной службы и иных видов деятельности от лиц, которые наносят серьезный ущерб обществу и отдельным гражданам.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью выступает как в виде основного, так и в виде дополнительного наказания.

Основанием назначения данного вида наказания является:

– в качестве основного – прямое установление его в санкциях Особенной части УК;

– в качестве дополнительного − это наказание может быть назначено и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление, если по характеру совершенных виновным преступлений по должности или при занятии определенной деятельностью суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве дополнительного наказания к лишению свободы, аресту, ограничению свободы, обязательным и исправительным работам, содержанию в дисциплинарной воинской части.

Как показывает судебная практика, этот вид наказания применяется, как правило, к работникам транспорта, должностным лицам, в ведении которых находятся материальные ценности, к некоторым видам работников торговли, а также к лицам, совершившим преступления, связанные с врачебной или медицинской, педагогической деятельностью, исполнением инженерных обязанностей, к чиновникам государственной или муниципальной службы, на которых возложены обязанности принимать юридически значимые решения и т.п.

Требование приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны как для организаций (государственных, общественных или частных), в которой работает осужденный, так и для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, которые в течение трех дней после получения копии приговора суда обязаны либо освободить осужденного от занимаемой должности, либо аннулировать соответствующее разрешение и изъять лицензию. В случае увольнения из организации осужденного, не отбывшего наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, администрация обязана внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании и на какой срок он лишается права занимать определенные должности или заниматься каким видом деятельности.

Читайте также:  Необходимая информация о доверенности в соцстрах, образец документа

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного до пяти лет в качестве основного наказания и на срок от шести месяцев до трех лет – в качестве дополнительного наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания[9]. Такое положение было введено связи с ужесточением уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних.

Уголовный кодекс определяет порядок исчисления сроков этого наказания. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия[10].

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Согласно ст. 48 УК РФ лишение специального воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград применяется с учетом личности виновного при осуждении за совершение тяжких или особо тяжких преступлений.

Карательные свойства этого наказания проявляются: в моральном воздействии на осужденного, который лишается знаков отличия, полученных им за прошлую деятельность и, как правило, значимых для него; возможное ограничение профессиональной деятельности осужденного, поскольку она может быть связана с наличием определенного специального или воинского звания и – поскольку лишение этих знаков отличия (наряду с судимостью) создает дополнительные препятствия для профессиональной карьеры лица, отбывающего наказание, − сохраняет свое негативное действие на положение осужденного и после погашения или снятия судимости. Этот вид наказания оказывает прямое или косвенное экономическое воздействие, так как оно может привести к потере возможных преимуществ и льгот, установленных для лиц, имеющих воинские, специальные и почетные звания, государственные награды.

Перечень воинских званий определен Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и воинской службе от 11 февраля 1993 г., в соответствии с которым звания высших офицеров (генералов) присваиваются Президентом Российской Федерации.

Специальные звания (например, в милиции) и иные звания, в частности классные чины (например, в прокуратуре и судебных органах), присваиваются отдельным категориям государственных служащих Российской Федерации в соответствии с законодательством и положениями о прохождении соответствующего вида государственной службы.

К почетным званиям относятся: заслуженный или народный артист; народный учитель РФ; заслуженный деятель науки и техники РФ; заслуженный юрист РФ и другие в соответствии с Указом Президента РФ «Об установлении почетных званий Российской Федерации», утверждения положения о почетных званиях и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. № 1341.

Наказание в виде лишения почетного звания не распространяется на все виды званий, носящих квалификационный характер, т. е. подтверждающие признанный государством уровень профессионального мастерства. К ним относятся ученые степени и звания, спортивные звания, профессиональные квалификационные разряды.

Государственными наградами в соответствии с Положением о Государственных наградах Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ от 2 марта 1994 г., является: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации.

Суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу, направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его запись о лишении осужденного указанных звания, чина, наград, а также принять меры по лишению осужденного прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующее звание, чин или награды. Копия приговора суда в отношении военнослужащего запаса направляется в военный комиссариат по месту воинского учета. Лишение государственных наград может быть произведено только Президентом Российской Федерации по представлению суда в случае осуждения гражданина за тяжкое преступление. Такой порядок распространяется и на граждан, удостоенных государственных наград СССР.

Обязательные работы[11]

Обязательные работы новый вид наказания, установленный УК РФ 1996 г. и не известный прежнему уголовному законодательству Российской Федерации. Обязательные работы относятся к основному виду наказания.

В соответствии со ст. 49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Предполагается, что это могут быть работы по благоустройству города или поселка, очистке улиц и площадей, уходу за больными, физические работы, не требующие особой квалификации. Эти работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Для несовершеннолетних предусматриваются иные сроки этого вида наказания, о чем будет сказано ниже.

Осужденные к обязательным работам должны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают наказание, в виде обязательных работ; добросовестно относится к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный срок; ставить уголовно-исполнительную инспекцию в известность о перемене места жительства.

В случае злостного уклонения от обязательных работ, они заменяются судом лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ[12]. Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, который: а) более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушал трудовую дисциплину; в) скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.

Обязательные работы не назначаются лицам:

– признанным инвалидами I группы;

– женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;

– военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Обязательные работы новый вид наказания, установленный УК РФ 1996 г.

Какая статья применяется при запрете заниматься определенной деятельностью

2 лишение права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: типичные ошибки на практике при назначении наказания за преступления, предусмотренные гл. 23 УК РФ

Думаю ни для кого не секрет, что ст.47 УК РФ на сегодняшний день включает в себя два вида уголовных наказаний: запрет занимать определенные должности; запрет на осуществление определенной деятельности. Каждый из них является по своей уголовно-правовой природе самостоятельным и они не могут быть назначены в совокупности. Этот законодательный прием выглядит вполне обоснованным, так как по характеру правоограничений данные виды наказаний являются идентичными и ставить их один над другим в четко структурированной, иерархически выстроенной системе уголовных наказаний (ст.44 УК РФ) было бы совершенно некорректно.

Однако при всей ясности самой правовой природы данных видов наказаний, возникают и по сей день немало вопросов, связанных с их применением на практике. Пленум Верховного Суда РФ (далее – ВС РФ) в п.9 Постановления от 22.12.2015 №58 указал:

Обратить внимание судов на то, что лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления.

То есть ВС РФ недвусмысленно определил, что самостоятельный вид наказания – запрет занимать определенные должности a priori не имеет своего распространения на должности в коммерческих и иных организациях. При этом, если обратить внимание на санкции некоторых статей, установленных в главе 23 УК РФ (ч.2 ст.201 УК РФ; ч.2-4, ч.6-8 ст.204 УК РФ), которые по своей диспозиции не связаны с государственной или муниципальной службой, то встает вопрос о каких должностях в них тогда идет речь в рамках уголовного наказания. Некоторые суды и на данный момент считают, что видимо эти нормы предполагают лишение права занимать должности в коммерческих или иных организациях. Хотя подобная позиция с очевидностью своей противоречит нормам Общей части УК РФ. Наглядно продемострирую такие ошибки:

Первый пример. Приговор Кущевского районного суда Краснодарского края от 17.12.2019 по делу N 1-343/2019

Признать П. виновным в совершении преступления, предусмотренного п. “в” ч. 7 ст. 204 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок пять лет шесть месяцев со штрафом в размере 520 000 (пятьсот двадцать тысяч) рублей и лишением права занимать должности, связанные с управленческими, организационно-распорядительными функциями в коммерческих организациях, на срок два года

Второй пример. Приговор Коломенского городского суда Московской области от 07.08.2014 по делу N 1-246Т/14

Р. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 204 ч. 4 п. “в”, 204 ч. 3 УК РФ, и назначить ему наказание:

– по ст. 204 ч. 4 п. “в” УК РФ в виде 3 (трех) лет лишения свободы со штрафом в размере однократной суммы коммерческого подкупа, то есть в размере 180 000 (ста восьмидесяти тысяч) рублей с лишением права занимать руководящие должности, связанные с выполнением управленческих функций, в коммерческих и некоммерческих организациях, сроком на 3 (три) года

Третий пример. Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 16.01.2018 по делу N 22-19/2018(22-995/17;)

В апелляционном представлении государственный обвинитель – помощник прокурора Камчатского края Бондаренко О.С. полагает приговор несправедливым, вследствие его чрезмерной мягкости. Просит его изменить и назначать К.К. наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы коммерческого подкупа, равной 447423000 рублей с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в некоммерческих организациях, сроком на 6 лет.

Далее суд укажет на ошибочное вменение лицу данного вида наказания.

Как было продемонстрировано, правоприменители иногда игнорируют разъяснения Пленума ВС РФ и допускают существенные нарушения в толковании уголовного закона. И хочу обратить внимание, данные судебные акты не были обжалованы. В связи с этим вызывает сомнение и квалифицированность защитников обвиняемых по данным делам. Подобная пассивная роль стороны защиты недопустима. Как указывал выдающийся классик уголовного процесса И.Я. Фойницкий: «защитник – это один из необходимых органов процесса, преследующий также цели правосудия как и весь суд».

Однако есть и другие случаи, когда суд все же правильно подходит к разрешению рассматриваемого вопроса.

Пример. Приговор Динского районного суда Краснодарского края от 10.12.2019 по делу N 1-276/2019

По смыслу закона лишение права занимать определенные должности не предусматривает запрета занимать должности в коммерческих организациях.

Судом установлено, что ФИО34 на государственной и муниципальной службе не состояла, инкриминируемые деяния совершила, занимая должность заместителя начальника участка в ООО “Газпром межрегионгаз Краснодар”, что исключает назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности

По итогу хочется все же решить вопрос – зачем законодатель включил в санкции статей главы 23 УК РФ данный вид наказания. Можно конечно сказать как обычно о том, что это ошибка законодателя, он неправильно сформулировал санкции. Однако на наш взгляд это не так. Если руководствоваться правилом, указанным в п.8 Постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2015 №58, что не имеет значения для применения данного вида наказания тот факт, что лицо на момент постановления приговора уже не занимает соответствующие должности либо не занимается конкретной деятельностью. В рассматриваемых случаях вполне вероятно, что совершив преступление, предусмотренное гл.23 УК РФ, виновный прекратил трудовую деятельность в той или иной коммерческой либо иной организации и перешёл на государственную или муниципальную службу. С целью недопущения продолжения преступной деятельности уже по месту его текущей работы, тем самым реализуя цели наказания в соответствии с ч.2 ст.43 УК РФ, суд назначает наказание в виде запрета занимать должности уже на государственной или муниципальной службе.

Каждый из них является по своей уголовно-правовой природе самостоятельным и они не могут быть назначены в совокупности.

Добавить комментарий