Вывоз мусора: подробно о новом в законе, в 2022 году

Тарифы на вывоз мусора, ТКО и ТБО в 2022 году

Говоря о ценах на обращение с мусором, следует принимать во внимание действующие нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных и частных зданий (МКД и ИЖД).

Мусор возле домов и на улицах мало кому нравится, поэтому коммунальные службы должны заняться его вывозом. Эта услуга не бесплатная. Жители домов, со дворов которых вывозят мусор, должны оплачивать рассматриваемую процедуру. На неё действуют специалисты тарифы, которые устанавливает правительство регионов. Называется этот тариф «За обращение с твердыми коммунальными отходами».

Рассматриваемые тарифы могут быть пересмотрены раз в год. Но иногда пересмотр выполняется чаще или наоборот, реже. К тому же следует принимать во внимание, что региональных операторов, которые занимаются вывозом мусора, может быть несколько. Но практически всегда цена формируется зависимо от того, сколько тысяч кубометров мусора было вывезено с территории города. Ценообразование происходит в рублях.

Кстати, говоря о ценах на обращение с мусором, следует принимать во внимание действующие нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных и частных зданий (МКД и ИЖД). Они рассчитываются в м3/мес, хотя встречается тарификация, которая учитывает не месяцы, а годы.

Какой будет максимальная цена тарифа для обычных граждан

На данный момент используемая тарификация не позволяет установить общую стоимость по всей стране, попросту потому что такого тарифа нет. Каждый регион устанавливает свою цену, которая может заметно отличаться от стоимости вывоза мусора в соседнем регионе. Более того, тарификация может меняться в регионе – в одном населенном пункте цена одна, а в другом уже совершенно другая. Помимо этого свою цену может устанавливать компания-поставщик услуг.

Чтобы было проще понять специфику расчета, рассмотрим его на примере:

    Региональный оператор работает по среднему тарифу 500 руб за вывоз одного куб. м. мусора.

Средняя норма для одного жильца дома будет 0,2 м3/мес (2,4 м3/год).

Умножаем 500 на 0,2. Получается, что в месяц один жилец дома должен будет платить 100 рублей.

Так что, если хотите узнать точную стоимость вывоза мусора, лучше изначально ознакомиться с тарифами компаний. Дальше умножьте представленные данные на норматив дома, где проживаете, и подготовьте нужную сумму.

Какой будет точная тарификация вывоза мусора для обычных граждан в 2022 году

Управляющие компании начали выставлять отдельные счета за вывоз мусора ещё в конце прошлого года. И судя по всему, именно в тот период появляются опасения, что цена услуги возрастет. По сути, так и получилось.

Начиная с января 2022 года, цены на вывоз мусора выросли во всех регионах. Но сумма, на которую поднялся тариф в каждом регионе, отличается. Например, жители Приморья будут платить на 4,5% больше, чем делали это в прошлом году. Но такой рост недостаточно большой, чтобы покрыть расходы операторов, поэтому скорее всего они будут оформлять льготы и субсидии, чтобы компенсировать свои убытки, возникающие из-за инфляции.

А вот Москвичам повезло не так сильно, поскольку новый тариф подразумевает, что за один квадратный метр мусора придется заплатить 7,27 руб. Причем платить по этому тарифу нужно, даже если в квартире никто не проживает, а значит, не производит мусора.

Как выяснить актуальный тариф на вывоз мусора в вашем регионе

Поскольку 2022 год только начался, не все успели ознакомиться с актуальными тарифами на вывоз мусора. Существует несколько способов, выяснить актуальные цены:

  • На сайте комитета по тарифам в вашем регионе.
  • Сайт регионального оператора, который занимается вывозом ТКО и ТБО.

Также точный тариф можно найти на сайте управляющей компании, которая занимается обслуживанием вашего дома. Обычно эта плата включена в общий счет на коммуналку.

Что такое ТКО: зачем эта отметка в квитанции и можно ли не платить?

ТКО – это аббревиатура, что означает твердые коммунальные отходы. То есть, это остатки еды, упаковки, металлические или пластиковые вещи, бумага, различные типы смета. Платить за ТКО обязательно. Этот платеж является составляющей частью обязательных коммунальных расходов. Начиная с 2019 года, плата за рассматриваемую услугу снимается региональными операторами. Если вовремя не внести оплату, накопится задолженность.

Получить юридическую помощь по вопросам тарифов на вывоз мусора, ТКО и ТБО можно на нашем сайте.

Вывоз бытовых отходов по правилам 2021-2022

Реформе, которую с первых дней прозвали «мусорной», скоро год. Положения, меняющие порядок вывоза мусора, вступили в силу 01.01.2019 года. Время идет, но все, что для потребителей изменилось – это новые строки в платежках. Как поменялись правила обращения с ТБО, знают отнюдь не все. Правовед.RU устраняет этот пробел. Изучаем федеральный закон о вывозе мусора (ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления») и основные вопросы, которые он регулирует.

Кто теперь вывозит мусор?

С 1 января 2019 года сбором, транспортировкой и утилизацией коммунальных отходов занимаются региональные операторы, которые должны быть созданы в рамках региональной программы обращения с ТБО (ст. 24.6 ФЗ № 89). Это такие себе частные предприятия, которые будут заниматься вывозом вашего мусора. Власти субъекта выбирают их на конкурсной основе, при условии, что те имеют лицензию на вывоз мусора.

За каждым региональным оператором на территориальной схеме закреплена собственная зона деятельности, которая не пересекается с зонами других операторов. Другими словами, территорию вашей области поделили на кластеры, с каждым из которых работает отдельная компания. Например, в Санкт-Петербурге это СПб ГУП «Завод МПБО-2», а в Московской области это сразу 7 компаний.

Как работает региональный оператор?

Теперь под обращением с бытовыми отходами понимается не только вывоз мусора, но и весь дальнейший спектр работы с ним (ст. 24.8 ФЗ № 89):

  • прием и сбор твердых и крупногабаритных отходов;
  • транспортировка мусора;
  • обработка, обезвреживание и захоронение отходов.

Откуда вывозится мусор?

Сбор мусора осуществляется исключительно из мест сбора и накопления, которые размещаются утвержденной в регионе схемой обращения с ТКО. Так, вывоз мусора в многоквартирном доме осуществляется только из контейнеров в мусороприемных камерах либо из контейнеров на контейнерных площадках (п. 9, 10 Правил, утв. Постановлением Правительства № 1156 от 12.11.2016).

Стихийные свалки теперь будут убираться только в порядке исключения . Выявив такую, оператор будет фиксировать ее, и уведомлять о ее образовании собственника земельного участка, органы местного самоуправления и органы эконадзора. Собственник земли должен ликвидировать ее самостоятельно, и только если он не сделает это в 30-дневный срок, за дело обязан взяться региональный оператор (п. 16 Правил).

Он отвечает за мусор только с момента его погрузки в мусорную машину, содержание мест сбора и накопления – обязанность управляющей организации или ТСЖ. Именно они должны контролировать состояния ограждения и контейнеров, обеспечивать освещение, своевременный доступ техники к контейнерной площадке. В частном секторе эта обязанность возложена на собственника земельного участка, на котором та расположена (п. 13 Правил).

Когда вывозится?

Введена и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов. В холодное время суток, когда температура воздуха +5 ̊С и ниже, мусор должен вывозиться не реже, чем раз в три дня. В остальное время года – ежедневно с 7-00 до 23-00. В случае отклонения от этого графика, сумма в платежка должна быть снижена – на 3,3% за каждые 24 часа отклонения суммарно (Раздел VII Требований к качеству коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011). Для крупногабаритных отходов сроки хранения иные – они должны вывозиться не реже раза в неделю (п. 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88).

Должны ли вывозиться листья?

Листья, ветки, опилки, трава и иные отходы от зеленых насаждений не соответствуют определению коммунальных отходов как таких, которые образовались в жилых помещениях (ст. 1 ФЗ № 89). В их вывозе не могут отказать, но он будет осуществляться региональным оператором по дополнительным договорам за отдельную плату. Ее размер определяется по нерегулируемой цене, то есть по цене, установленной оператором самостоятельно, а не по единому тарифу.

Должен ли вывозиться строительный мусор?

Да! Мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и прочие отходы считаются крупногабаритными. Это также твердые коммунальные отходы, а потому их вывоз – обязанность регионального оператора. Стоимость утилизации рассчитывается по отдельному тарифу, но он, как правило, уже включен в платежку. Например, в Московской области вывоз крупногабаритных отходов включен в квитанции только для жильцов МКД, жителям частного сектора такие отходы вывозят лишь по заявкам.

Нужно ли заключать договор с региональным оператором?

С одной стороны, да, нужно. Собственники мусора обязаны заключить такой договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого находятся места накопления их отходов (п. 4 ст. 24.7 ФЗ № 89). Если они проживают в многоквартирном доме, каждому жильцу лично заключать такой договор не нужно – от их лица это может сделать управляющая организация или ТСЖ. Если такой договор отсутствует, собственники квартир могут заключить его самостоятельно.

Типовая форма договора утверждена правительственным Постановлением о вывозе мусора № 1156 от 12.11.2016. Он является публичным, потому достаточно заполнить его и направить письмом в адрес оператора. Обратно вернется подписанный экземпляр с печатью компании.

С другой стороны, это не обязательно. Минстрой уверяет: если управляющая организация такой договор с оператором не подписала, он считается подписанным со всеми жильцами многоэтажки с момента заключения соглашения между оператором и муниципалитетом (Письмо Минстроя РФ № 41963-АЧ/04 от 16.10.2018).

Как теперь платить?

С начала 2019 вы тоже стали получать платежки с новой строкой? Все в порядке, это не ошибка. Теперь обращение с ТКО – самостоятельная коммунальная услуга. Ее исключили из состава жилищных услуг, а потому она приходит теперь отдельной строкой в платежке.

Платить по ним нужно ежемесячно. Тарифы на вывоз мусора устанавливаются нормативными актами субъекта федерации (п. 2 ст. 24.8 ФЗ № 89) и обычно состоят из двух составляющих: норматива накопления и непосредственно стоимости вывоза 1 м 3 отходов.

В большинстве регионов норматив накопления зависит от количества временно и постоянно проживающих жильцов (в пересчете на 1 жильца), в некоторых регионах (например, в Московской области) – от площади жилых помещений (в пересчете на 1 м 2 жилой площади). Норматив накопления обычно одинаков для всего региона, а вот стоимость вывоза 1 м 3 отходов может отличаться. Как посчитала Finexpertiza, средняя стоимость вывоза 1 кубометра мусора по стране составляет 562 рубля. Конкретные тарифы рекомендуем узнать на сайте своего оператора.

Всё вышеописанное – новеллы законодательства, заставить работать которые лишь предстоит на местах. Ощутимее всего реформа сказалась на платежках: люди стали платить больше, в то время как качество услуг осталось на прежнем уровне. И даже если Счетная палата оценила неэффективность основных показателей мусорной реформы, едва ли стоит это отрицать.

Кто теперь может не платить за вывоз мусора: новые решения суда

В результате т. н. «мусорной реформы» вывоз твердых бытовых отходов стал коммунальной услугой. Однако количество вопросов по поводу оплаты этой услуги не только не снизилось, но, наоборот, выросло в разы. И пока нет официальных правительственных постановлений по выявленным пробелам, ответы на них приходится искать в суде.

На данный момент можно выделить два важных судебных решения, дополнившие круг лиц, которые могут не платить за вывоз мусора (в отличие от устоявшейся «отказной» практики региональных операторов).

1. Человек, который не пользовался жильем, не должен платить за вывоз мусора

В Московской области разгорелся спор в связи с ситуацией, которая знакома многим не понаслышке.

Регоператор по вывозу отходов, как обычно, начислил владельцу частного домовладения плату за оказанные услуги.

Однако мужчина не согласился с тем, что должен оплачивать квитанцию, поскольку в тот период, за который она была выставлена (с января по апрель), в доме не проживал ни он, ни кто-либо из членов его семьи.

Загородным домом они пользовались только в теплое время года (с мая по октябрь), а с наступлением холодов переезжали в городскую квартиру. Несложно догадаться, что бытовой мусор не может накапливаться в доме, где никто не живет — а значит, и услугой по его вывозу никто не пользовался.

Мужчина представил регоператору документы, подтверждающие, что он в спорный период проживал с семьей в квартире (оплаченные квитанции по тому адресу за вывоз мусора, справку от управляющей организации).

Но, как обычно в таких случаях происходит, регоператор отказался делать перерасчет и настаивал на оплате его услуг. Дело в том, что в Московской области плата за вывоз ТКО начисляется исходя из площади жилого помещения, а не по числу проживающих.

Но официальной методики, которая бы предусматривала порядок перерасчета при таком варианте начисления платежей, на данный момент нет. Поэтому добиться перерасчета от регоператора за период временного отсутствия в жилом помещении в таких регионах невозможно.

Зато это оказалось возможным в суде. Там обратили внимание на то, что в Правилах № 354 (утв. Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г.) нет прямого запрета на перерасчет платы за вывоз мусора в связи с временным отсутствием жильцов.

Значит, его разрешается делать, и отказывать только лишь из-за отсутствия методики, неправомерно. Истец доказал, что его семья не пользовалась услугой по вывозу ТКО в доме, они оплачивали ее по другому месту своего жительства.

Поэтому начисление платы за период отсутствия в доме было признано незаконным, регоператора обязали сделать перерасчет (Московский облсуд, дело № 33-5339/2020).

2. Собственник может освободиться от платы за вывоз мусора, даже если в его жилье никто не прописан

Как видно по предыдущему примеру, регоператор добровольно сделает перерасчет платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия жильцов только в том случае, если в регионе плата начисляется по количеству проживающих (а не по метражу жилья).

Но и здесь не все так гладко. Согласно п. 148 (36) уже упомянутых Правил № 354, если в жилом помещении никто не зарегистрирован (ни постоянно, ни временно), то плата за вывоз мусора начисляется по числу его собственников.

С этим правилом пришлось столкнуться жительнице Алтайского края, когда за принадлежащую ей на праве собственности квартиру выставили задолженность по оплате вывоза мусора за целый год.

Это при том, что квартира пустовала (собственница подтвердила, что все это время проживала по другому адресу). Регоператор ссылался на тот самый п. 148 (36) Правил № 354 и отказывался делать перерасчет.

Тогда женщина обратилась в Верховный суд РФ, требуя отменить действие спорного пункта как противоречащего закону. В высшей инстанции не усмотрели нарушения закона, но сделали важное заявление:

  • плата за вывоз мусора начисляется по установленным нормативам,
  • а согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ такие коммунальные платежи подлежат перерасчету, если в жилом помещении временно отсутствуют граждане,
  • следовательно, собственник, который не пользовался своим жильем, также может требовать перерасчета за период своего отсутствия.

Отказ регоператора можно обжаловать в суде (ВС РФ, дело № АКПИ19-967).

Таким образом, в указанных случаях можно освободиться от платы за вывоз мусора. Но, к сожалению, пока только через суд.

Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.

При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».

Информация об обращении с отходами I и II классов опасности с 1 марта 2022 года

Информация об обращении с отходами I и II классов опасности с 1 марта 2022 года

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует о том, что с 1 марта 2022 года в соответствии с пунктом 4 статьи 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 № 2684-р федеральное государственное унитарное предприятие «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (далее – ФГУП «РосРАО»), являющееся предприятием Госкорпорации «Росатом», определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее – федеральный оператор).

В 2020 году ФГУП «РосРАО» переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (далее – ФГУП «ФЭО»).

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 14.1 Федерального закона № 89-ФЗ с 1 марта 2022 года федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности, согласно пункту 1 статьи 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ, создается федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее – ФГИС ОПВК), которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию.

Положение о ФГИС ОПВК, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346 «Об утверждении Положения
о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности» (далее – Положение о ФГИС ОПВК) устанавливает порядок создания, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами
I и II классов опасности.

Пунктом 10 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что поставщиками информации являются:
а) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами – в части информации, предусмотренной подпунктами «а» – «г», «з», «л», «м» пункта 8 Положения о ФГИС ОПВК;
б) оператор системы, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности – в части информации, предусмотренной подпунктами «д» – «м» пункта 8 Положения о ФГИС ОПВК.

Пунктом 15 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что информация для включения в систему представляется поставщиками посредством направления электронных документов с использованием ФГИС ОПВК.

Согласно пункту 6 статьи 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в ФГИС ОПВК с учетом требований законодательных актов Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, персональных данных, государственной тайны.

В целях недопущения нарушения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами Федеральная служба по надзору в сфере природопользования просит учесть данную информацию при организации соответствующей деятельности с отходами I и II классов опасности Информация о подключении к ФГИС ОПВК, в том числе в части регистрации в личном кабинете, его изучении и тестировании, а также направлении соответствующих предложений и замечаний по его работе размещена на официальном сайте ФГУП «ФЭО» в сети «Интернет ».

Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить?

Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить?

Необходимость реформы обусловлена экологическими проблемами. На территории России находится более 60 млрд тонн мусора, и площадь свалок продолжает расти. В стране насчитывается более 14 тыс. крупных мусорных свалок (не считая несанкционированных стихийных). Их площадь — более 4 млн га. Это как четыре острова Кипр. По данным Гринписа России, «каждый россиянин отправляет на свалку 400–500 кг мусора в год. Если бы из мусора, который жители России выбрасывают за год, построили башню шириной метр на метр, то по ней можно было бы добраться до Луны». При этом 94% мусора не подлежит переработке, т.е. отходы накапливаются и занимают все больше территории. По мнению экологов, в течение десяти лет площадь свалок увеличится в два раза.

В 2018 г. мусорная проблема обострилась. Граждане выступили с массовыми протестами и митингами сразу в нескольких регионах страны. Газета «Коммерсантъ» провела исследование и опубликовала «мусорный атлас», в котором представлены экологические конфликты в России из-за неправильного обращения с отходами. По результатам этого исследования обнаружилось, что в основном жители регионов жалуются на неприятный запах, постоянное превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосфере и выражают справедливое нежелание жить по соседству с мусорными свалками. По данным РБК, 3 февраля 2019 г. протесты против мусорных свалок состоялись в 25–30 регионах России. Предполагается, что мусорная реформа должна решить эту проблему.

Как возникла мусорная проблема?

Советская система обращения с мусором считалась одной из самых эффективных. Существовали пункты приема металлолома, макулатуры, стеклотары и др. К тому же в то время отходов было меньше, так как продуктов массового потребления объективно было меньше. Да и состав отходов был другим, в том числе тара из пластика не была столь распространена.

После распада СССР настала эпоха массового потребления, повлекшая стремительный рост количества отходов. Распространение получил пластик. Сбором вторсырья занимались уже реже. Строящееся государство было занято решением экономических проблем, а вопросами сбора и утилизации мусора на высоком уровне не занимались. Так стали появляться стихийные мусорные свалки, которые гнили и горели.

До 2011 г. сбором и захоронением отходов занимались компании, получившие специальные лицензии. Затем лицензии отменили. Функции по обращению с мусором перешли к мелким предпринимателям, которые для видимости имели договоры с лицензированными полигонами, а фактически вывозили мусор на несанкционированные свалки. Рост числа таких свалок, в том числе вблизи населенных пунктов, и спровоцировал людей в 2018–2019 гг. на протесты.

В чем суть мусорной реформы?

Реформа стартовала с 1 января 2019 г.

Цели реформы сводятся к (1) ликвидации несанкционированных свалок, (2) сокращению числа мусорных полигонов, (3) строительству комплексов по обработке и утилизации отходов, (4) увеличению доли переработки твердых коммунальных отходов.

Предполагается, что цели реформы будут достигнуты посредством (1) передачи всей цепочки обращения с мусором – от сбора до утилизации – под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора, (2) жесткого контроля за сдачей отходов компаниями, (3) раздельного сбора мусора, (4) строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов, (5) ликвидации старых свалок.

Кроме того, реформа призвана избавить страну от «мусорной мафии» и несанкционированных свалок в лесах и оврагах. Планируется, что мусорные полигоны превратятся в современные высокотехнологичные комплексы. Стихийные мусорные свалки рядом с жилыми районами будут ликвидированы, земли будут восстановлены, и на месте бывших свалок будет создаваться городская инфраструктура.

Кто должен платить за вывоз мусора по новой системе?

Платить будут все: и жители многоквартирных домов, и дачники, и организации.

Если у гражданина имеется в собственности несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только по тому, где он проживает.

Стоимость услуги составит 120–130 рублей в месяц с человека. И повлиять на эту стоимость или отказаться от оплаты нельзя.

Также нельзя отказаться от заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором. Согласно статье 6.21 КоАП Московской области отсутствие у собственника такого договора карается штрафом в размере 5 тысяч рублей для граждан, 50 тысяч – для должностных лиц и 300 тысяч – для юрлиц.

Важно. Ранее услуга по сбору твердых бытовых отходов была включена в общедомовые нужды. Сейчас она будет исключена из состава жилищных услуг, и населению не придется платить дважды. Плата за эту услугу начнет взиматься отдельно, как за воду и электричество.

Если в квитанции строка «Содержание жилья» не изменилась, то необходимо направить в управляющую организацию претензию об исключении платежа и о перерасчете начислений. В случае если в течение трех дней управляющая организация не отреагировала на претензию и не произвела перерасчет, необходимо обратиться в Госжилинспекцию, которая произведет перерасчет и начислит компенсацию.

Как и кем формируется тариф оплаты новой услуги?

Тарифы оплаты услуги по обращению с коммунальными отходами устанавливают регионы: они имеют право взимать плату как с квадратного метра, так и с проживающего в квартире человека. Большинство регионов рассчитывают тарифы исходя из количества прописанных в квартире, методику взимания платы с квадратного метра используют реже.

Тариф можно оспорить посредством обращения в прокуратуру, антимонопольный орган и суд.

Можно ли получить льготы?

В отдельных случаях собственник вправе рассчитывать на перерасчет, например если он находился в отъезде. Для этого региональному оператору направляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет указана сумма с учетом вычета. Однако при начислении платы за обращение с коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения перерасчет сделать нельзя. Законодательством такой порядок не установлен.

Для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы в виде компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг. К ним относятся:

  • инвалиды I, II и III групп;
  • инвалиды и участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • ветераны труда;
  • инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших;
  • участники боевых действий;
  • лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда», и члены их семей;
  • семьи с детьми-инвалидами;
  • лица, пострадавшие от политических репрессий;
  • многодетные семьи (им предоставляется компенсация в размере 30%).

Региональная власть может вводить свои субсидии на оплату за обращение с отходами для определенных категорий граждан. Так, например, в Московской области люди старше 80 лет освобождены от платы за уборку мусора, неработающим пенсионерам до 70 лет предоставляется скидка по тарифам в размере 30%, а от 70 до 80 лет – 70%.

Почему мусорные баки переполнены и что с этим делать?

В новогодние праздники мусорные контейнеры во многих регионах страны оказались переполненными, а в некоторых регионах остаются таковыми и по сей день.

Обязанность вывозить мусор возложена на регионального оператора. Значит, если контейнер переполнен, жалобу необходимо направить именно ему.

Количество и место размещения контейнерных площадок определяет муниципалитет. Потому туда надо жаловаться в случае дефицита контейнерных площадок или несогласия со схемой их размещения.

Обеспечение надлежащего состояния общедомового имущества и придомовой территории является сферой ответственности управляющей компании. В случае ненадлежащего состояния контейнерной площадки следует обращаться в Госжилинспекцию с жалобой на бездействие управляющей компании.

Можно говорить о том, что в сложившейся ситуации с переполненными контейнерами виноваты все и никто. И все-таки вывозить мусор обязан региональный оператор, который выиграл конкурс и обязался в срок убирать мусорные кучи у подъездов.

Во время новогодних праздников Минприроды заявило, что «сложности с вывозом мусора в период длинных праздников точечно есть в разных регионах. Это было всегда. И связывать с реформой возникшие проблемы не совсем корректно. Мусорный коллапс обусловлен повышенной нагрузкой на службы, которые занимаются вывозом и утилизацией мусора».

Однако праздники прошли, а мусор остался. Возможно, это связано с тем, что мусорные полигоны закрываются, а новых заводов по утилизации и переработке отходов по-прежнему нет. Выходит, операторам некуда вывозить мусор. Они везут его на другие, отдаленно расположенные полигоны. Но это требует дополнительного времени и затрат. А потому операторы просто не справляются.

Изменилось ли что-то в обращении с мусором?

Реформу начали с уничтожения конкуренции на рынке вывоза мусора в пользу специальных операторов. В первую очередь было решено ликвидировать старые свалки и лишь затем строить заводы по переработке отходов. Однако непонятно, как это должно работать, ведь если закрывать свалки (а они уже закрываются), то куда вывозить мусор?

В большинстве регионов инфраструктуры для реализации реформы нет. И речь идет даже не о строительстве современных предприятий по переработке отходов, а об установке контейнеров для раздельного сбора мусора.

Более того, население не привыкло сортировать отходы. Это требует дополнительных усилий, ведь для разделения мусора человек вместо одного ведра должен иметь пять – для стекла, пластика, металла, бумаги и пищевых продуктов. К тому же содержание этих ведер должно высвобождаться в соответствующие уличные контейнеры, которые не всегда легко найти в своем дворе, районе или даже округе.

Несмотря на то что по новому закону за обращение с мусором отвечают региональные операторы, на деле как были подрядчики и субподрядчики, так они и остаются. Только теперь их нанимают операторы, а не управляющие компании. При этом операторами, вероятно, становятся компании, аффилированные с местными администрациями, что не способствует борьбе с коррупцией.

Кроме того, задача по формированию тарифа оплаты коммунальной услуги передана региональным властям, и он может рассчитываться исходя из количества как квадратных метров, так и проживающих в помещении граждан. Потому тарифы могут различаться: в одном регионе он может быть выше, в соседнем – ниже. И это вызывает некоторую напряженность.

Казалось бы, логичными шагами в ходе реализации реформы были бы строительство заводов, оборудование дворов специальными контейнерами, доведение до населения информации о раздельном сборе отходов и о том, для чего устанавливаются высокие цены на услугу по обращению с мусором. Однако такие меры не принимаются.

Главной проблемой реформы является то, что гражданам придется платить больше. При этом положительные результаты пока не видны. В некоторых регионах о реформе узнают только из квитанций. Увеличение платы за вывоз мусора будет следующим 1 :

  • Нижегородская область – почти в 17 раз;
  • Ингушетия – в 18 раз;
  • Астраханская область – в 10 раз;
  • Воронежский регион – в 5 раз;
  • Пермский край – в 7 раз.

Так нужна ли мусорная реформа?

Изменение системы обращения с отходами однозначно необходимо, так как сейчас она рождает серьезные экологические проблемы, угрожает пожарной безопасности и в целом безопасности жизнедеятельности населения. Однако мусорная реформа в том виде, в котором она существует на текущий момент, не решает эти проблемы. Она лишь ложится финансовым бременем на плечи собственников недвижимости и обогащает компании, которые находятся под контролем местных администраций, и при этом система обращения с мусором не меняется.

1 Шестакова Е. Мусорная реформа. Как решается проблема утилизации отходов // Финансовая газета. 2019. № 13. С. 7–9.

Минприроды нашло способ повысить норму утилизации упаковки с 2022 года

Минприроды предложило увеличить с 2022 года нормативы по обязательной утилизации всей упаковки через распоряжение правительства. Законопроекты для реализации этой реформы власти согласовать не успели из-за разных позиций ведомств

Фото: Денис Абрамов / РИА Новости

Минприроды разработало проект распоряжения правительства об увеличении нормативов по утилизации товаров и упаковки на 2022–2024 годы: норматив для упаковки должен вырасти с текущих 10–45% (в зависимости от ее вида) до 100%, для утилизации товаров он будет расти на 10% в год.

Это следует из письма замглавы Минприроды Дмитрия Тетенькина, которое он направил 21 сентября в другие профильные ведомства для согласования распоряжения. У РБК есть копия документа. Гендиректор Российского экологического оператора (РЭО, куратор мусорной реформы) Денис Буцаев сообщил РБК, что документ подготовлен Минприроды совместно с РЭО.

«Нормативы утилизации согласно закону «Об отходах производства и потребления» устанавливаются правительством и соответствуют положениям концепции расширенной ответственности производителей (РОП). Мы работаем над запуском реформы РОП с 1 января 2022 года», — отметил Буцаев.

РБК направил запросы в Минприроды и представителю вице-премьера Виктории Абрамченко, которая курирует экологию.

Что известно о реформе РОП

Механизм РОП, который предполагает, что за утилизацию товаров и упаковки должны платить их производители, действует в России с 2015 года. Сейчас нормативы на утилизацию разных товаров и видов упаковки колеблются от 10 до 45% от объема их производства.

Согласно новой концепции РОП, принятой правительством в конце 2020 года, к началу 2022 года должна быть введена стопроцентная утилизация упаковки, а норматив утилизации товаров будет поэтапно расти на 10% в год. Компании могут сами не утилизировать товары и упаковку, но тогда им придется платить экосбор.

Как Минприроды планирует ускорить реформу РОП

Для реализации реформы РОП было необходимо принять ряд нормативных документов, включая поправки в закон «Об отходах производства и потребления» и ст. 8 закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», которые разработало Минприроды.

Но против их принятия в сентябре выступили два профильных ведомства — Минэкономразвития и Минсельхоз, которые предложили перенести начало реформы с 2022 года на 2024–2025 годы, чтобы не вызвать резкого подорожания товаров. О таких рисках предупреждали и представители разных бизнес-ассоциаций и компаний. Замечания к законопроекту также высказал Минпромторг. Основная претензия бизнеса в том, что 100% упаковки невозможно переработать, что делает установку такого норматива фискальной мерой. Из-за позиции этих трех ведомств законопроект был направлен на доработку, что поставило под угрозу реализацию реформы РОП с начала 2022 года.

Фото:Андрей Любимов / РБК

Помимо принятия поправок новые требования по утилизации товаров и упаковки можно установить нормативным актом правительства, что и предлагает сделать Минприроды, отмечает гендиректор юридической компании «Дельфи» Наталья Беляева. «Порядок согласования распоряжений правительства не предполагает прохождения процедур оценки регулирующего воздействия и общественных обсуждений, что сокращает сроки его принятия», — добавляет она.

Ведомства должны были прислать свои замечания к проекту распоряжения до 28 сентября, говорится в письме Тетенькина. А на следующий день, 29 сентября, в Минприроды прошло совещание, посвященное согласованию документа. На этом совещании Минсельхоз выступил против увеличения норматива по утилизации упаковки с 10–45% до 100% в 2022 году, но не представил обоснований, рассказал РБК источник, знакомый с его итогами. В итоге процесс согласования распоряжения перешел в аппарат правительства. На согласительном совещании Минсельхоз подтвердил свою позицию о необходимости рассмотрения возможности поэтапного повышения норматива утилизации упаковки до 2025 года, сообщил РБК представитель ведомства. По его словам, по итогам совещания должна быть подготовлена таблица разногласий и разослана его участникам.

Насколько вырастут сборы благодаря реформе РОП

До сих пор отчетность об утилизации товаров или упаковки сдавали только 20 тыс. примерно из 4 млн компаний, следует из данных Росприроднадзора. В прошлом году они заплатили экосбор на 4 млрд руб.

После реализации реформы экосбор вырастет до 100 млрд руб. с 2022 года, заявлял глава Минпромторга Денис Мантуров 3 июня на Петербургском международном экономическом форуме. «Мы, конечно же, поддерживаем тот подход, который согласован правительством, а это расширенная ответственность производителей (РОП), который в конце года запускается. И в общей сложности, эксперты оценивают, экосбор составит около 100 млрд руб., и эти деньги должны пойти на создание мусороперерабатывающих предприятий», — сказал он тогда. Минприроды ранее прогнозировало, что поступления могут быть еще выше — 136 млрд руб. в год.

Но в проекте бюджета на 2022–2024 годы, который накануне Минфин внес в Госдуму, заложены поступления от экосбора по 5,2 млрд руб. в год. Главным администратором доходов федерального бюджета по экологическому сбору является Росприроднадзор, который рассчитал объем поступлений от экосбора в объеме 5,2 млрд руб. при формировании прогноза доходов к проекту федерального бюджета, сообщил РБК представитель Минприроды. РБК направил запросы в Росприроднадзор, Минпромторг и Минфин.

Возможное увеличение экосбора не было учтено в проекте бюджета из-за отсутствия нормативных правовых актов, регулирующих реформу РОП, отмечает член комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России» Наталья Беляева. Согласно отчету Счетной палаты, действующие механизмы определения ответственных за утилизацию упаковки и товаров неэффективны, а это напрямую влияет на прогнозы собираемости, поясняет она. Кроме того, бизнес вправе выбрать, платить экосбор или утилизировать продукцию самостоятельно, что также повлияет на итоговый размер платежей в бюджет.

Фото:Максим Коротченко / ТАСС

«Нормативы утилизации направлены на то, чтобы привлечь производителей к утилизации товаров и упаковки. Чем выше нормативы, тем выше заинтересованность производителей в соблюдении возложенных на них обязанностей по утилизации», — указывает глава РЭО Денис Буцаев.

Руководитель ассоциации «РусПЭК» (в нее входят Coca-Cola, Danone, Procter&Gamble и т.д.) Любовь Меланевская считает, что достичь сбора и переработки 100% упаковки невозможно — этого не удалось сделать ни в одной стране. Поэтому реформа приведет только к увеличению экоплатежей добросовестных компаний, которые должны будут «забыть» про попытки самостоятельной утилизации отходов, предупреждает она.

Ссылка на основную публикацию