Избежании двойного налогообложения

Избежании двойного налогообложения

________________
* Конвенция вступила в силу 18 апреля 1997 года.

Правительство Российской Федерации и Правительство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии,

желая заключить Конвенцию об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и доходов от прироста стоимости имущества,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Лица, к которым применяется Конвенция

Настоящая Конвенция применяется к лицам, которые являются лицами с постоянным местопребыванием в одном или в обоих Договаривающихся Государствах.

Статья 2

Налоги, на которые распространяется Конвенция

1. Настоящая Конвенция распространяется на налоги с дохода и налоги с доходов от прироста стоимости имущества, взимаемые от имени Договаривающегося Государства, его политических подразделений или местных органов, независимо от метода их взимания.

2. В качестве налогов с дохода и прироста стоимости имущества будут рассматриваться все налоги, взимаемые с общей суммы дохода или с отдельных его элементов, включая доходы от отчуждения движимого и недвижимого имущества, и налоги на общую сумму заработной платы, выплачиваемой предприятиями.

3. Налогами, на которые распространяется настоящая Конвенция, являются:

а) применительно к Соединенному Королевству:

i) подоходный налог;

ii) налог с корпораций;

iii) налог на доходы от прироста стоимости имущества

(далее именуемые “налоги Соединенного Королевства”)

b) применительно к Российской Федерации – налоги на доходы и прибыль, взимаемые в соответствии со следующими законами:

(далее именуемые “налоги Российской Федерации”);

4. Настоящая Конвенция применяется также к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься каждым Договаривающимся Государством после даты подписания Конвенции в дополнение или вместо налогов этого Договаривающегося Государства, указанных в пункте 3 настоящей статьи. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях в их соответствующих налоговых законах.

Статья 3

1. Для целей настоящей Конвенции, если из контекста не вытекает иное:

а) термин “Соединенное Королевство” означает Великобританию и Северную Ирландию и включает любую зону вне территориального моря Соединенного Королевства, которая в соответствии с международным правом определялась или может в дальнейшем определяться согласно законодательству Соединенного Королевства, касающемуся континентального шельфа, как зона, где могут осуществляться права Соединенного Королевства в отношении морского дна, его недр и природных ресурсов;

b) термин “Российская Федерация” при использовании в географическом смысле означает ее территорию, включая территориальные воды, а также экономическую зону и континентальный шельф, где это Государство осуществляет суверенные права или права и юрисдикцию в соответствии с нормами международного права и где действует его налоговое законодательство;

с) термин “гражданин” означает:

i) применительно к Соединенному Королевству – любого британского гражданина или любого британского подданного, не имеющего гражданства любой другой страны или территории Британского Содружества при условии, что он имеет право на проживание в Соединенном Королевстве;

ii) применительно к Российской Федерации – любое физическое лицо, имеющее российское гражданство.

d) термины “Договаривающееся Государство” и “другое Договаривающееся Государство” означают Соединенное Королевство или Российскую Федерацию в зависимости от контекста;

е) термин “лицо” включает физическое лицо, компанию и любое другое объединение лиц за исключением партнерства;

f) термин “компания” означает любое корпоративное объединение или любое образование, которое для налоговых целей рассматривается как корпоративное объединение;

g) выражения “предприятие Договаривающегося Государства” и “предприятие другого Договаривающегося Государства” означают соответственно предприятие, управляемое лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, и предприятие, управляемое лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве;

h) термин “международная перевозка” означает любую перевозку морским или воздушным судном, управляемым предприятием одного Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда морское или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве;

i) термин “компетентный орган” означает:

применительно к Соединенному Королевству – Службу внутренних доходов или уполномоченного ею представителя, и

применительно к Российской Федерации – Министерство финансов или уполномоченного им представителя.

2. При применении настоящей Конвенции Договаривающимся Государством любой термин, не определенный в Конвенции, имеет то значение, которое придается ему законодательством этого Государства в отношенииналогов, на которые распространяется Конвенция, если из контекста не вытекает иное.

Статья 4

1. Для целей настоящей Конвенции термин “лицо с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве” означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, местонахождения руководящего органа или любого другого критерия аналогичного характера; этот термин не включает лицо, которое подлежит налогообложению в этом Договаривающемся Государстве только в отношении доходов из источников в этом Государстве.

2. В случае, когда в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи физическое лицо является лицом с постоянным местопребыванием в обоих Договаривающихся Государствах, его статус будет определяться следующим образом:

а) оно считается лицом с постоянным местожительством в Договаривающемся Государстве, в котором оно располагает постоянным жилищем. Если оно располагает постоянным жилищем в обоих Договаривающихся Государствах, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Договаривающемся Государстве, в котором оно имеет более тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

b) если Договаривающееся Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если оно не располагает постоянным жилищем ни в одном из Договаривающихся Государств, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Договаривающемся Государстве, где оно обычно проживает;

с) если оно обычно проживает в обоих Государствах или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Договаривающемся Государстве, гражданином которого оно является;

d) если оно является гражданином обоих Договаривающихся Государств или если оно не является гражданином ни одного из них, то компетентные органы Договаривающихся Государств решают этот вопрос по взаимному согласию.

3. Если в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи лицо, не являющееся физическим лицом, является лицом с постоянным местопребыванием в обоих Договаривающихся Государствах, тогда оно считается лицом с постоянным местопребыванием в том Договаривающемся Государстве, в котором расположен его фактический руководящий орган.

Статья 5

1. Для целей настоящей Конвенции термин “постоянное представительство” означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.

2. Термин “постоянное представительство”, в частности, включает:

а) место управления;

f) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

3. Строительная площадка или строительный или монтажный объект образуют постоянное представительство только в том случае, когда продолжительность этих работ превышает 12 месяцев.

4. Несмотря на предыдущие положения настоящей статьи, термин “постоянное представительство” не рассматривается как включающий:

а) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих предприятию;

b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно в целях хранения, демонстрации или поставки;

с) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для целей переработки другим предприятием;

d) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия;

е) содержание постоянного места деятельности исключительно в целях осуществления любой другой деятельности подготовительного и вспомогательного характера для предприятия;

f) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, перечисленных в подпунктах от “а” до “е” этого пункта, при условии, что совокупная деятельность постоянного места деятельности, возникшая в результате такой комбинации, имеет подготовительный или вспомогательный характер.

5. Независимо от положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи в случае, если лицо, иное чем агент с независимым статусом, на которого распространяется пункт 6 настоящей статьи, действует от имени предприятия и имеет и обычно использует в Договаривающемся Государстве полномочия заключать контракты от имени предприятия, то это предприятие рассматривается как имеющее постоянное представительство в этом Договаривающемся Государстве в отношении любой деятельности, которую это лицо выполняет для предприятия, за исключением, если его деятельность ограничивается той, что упомянута в пункте 4 настоящей статьи, которая, если и осуществляется через постоянное место деятельности, не превращает его в постоянное представительство согласно положениям этого пункта.

6. Предприятие не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в Договаривающемся Государстве, только если оно осуществляет предпринимательскую деятельность в этом Государстве через брокера, комиссионера или другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности.

7. Тот факт, что компания, являющаяся лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, контролирует или контролируется компанией, являющейся лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, или осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом Государстве (либо через постоянное представительство, либо каким-либо иным образом), сам по себе не превращает одну из этих компаний в постоянное представительство другой.

Статья 6

Доходы от недвижимого имущества

1. Доходы, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве от недвижимого имущества (включая доход от сельского или лесного хозяйства), находящегося в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогами в этом другом Государстве.

2. Термин “недвижимое имущество” должен иметь значение, которое он имеет по законодательству Договаривающегося Государства, в котором находится данное имущество. Этот термин должен в любом случае включать имущество, вспомогательное по отношению к недвижимому имуществу, скот и оборудование, используемые в сельском и лесном хозяйстве, права, к которым применяются положения общего права в отношении земельной собственности, узуфрукт недвижимого имущества и права на переменные или фиксированные платежи в качестве компенсации за разработку или право на разработку минеральных запасов, источников и других природных ресурсов. Морские и воздушные суда не рассматриваются в качестве недвижимого имущества.

3. Положения пункта 1 настоящей статьи применяются также к доходам, получаемым от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме недвижимого имущества.

4. Положения пунктов 1 и 3 настоящей статьи применяются также к доходам от недвижимого имущества предприятий и к доходам от недвижимого имущества, используемого для осуществления независимых личных услуг.

Статья 7

Прибыль от предпринимательской деятельности

1. Прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет, как сказано выше, предпринимательскую деятельность, то его прибыль может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

2. С учетом положений пункта 3 настоящей статьи в случае, когда предприятие Договаривающегося Государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство, то в каждом Договаривающемся Государстве к этому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было обособленным и отдельным предприятием, занятым такой же или аналогичной деятельностью при таких же или аналогичных условиях и действовало совершенно самостоятельно от предприятия, постоянным представительством которого оно является.

3. При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая разумное распределение управленческих и общеадминистративных расходов, понесенных для целей предприятия в целом как в Договаривающемся Государстве, где находится это постоянное представительство, или где бы то ни было.

4. Никакая прибыль не относится к постоянному представительству на основании лишь закупки этим постоянным представительством товаров или изделий для предприятия.

5. Для целей предыдущих пунктов прибыль, относящаяся к постоянному представительству, будет определяться ежегодно одним и тем же методом, если только не имеется достаточной и веской причины для его изменения.

Как избежать двойного налогообложения

Компании, которые ведут бизнес в других странах, платят налоги два раза: сначала в бюджет другой страны, а потом и в российский. Но есть целых 84 страны, где можно заплатить только один раз.

Артур Дулкарнаев

Мария Ильяшенко

Что такое двойное налогообложение

Двойное налогообложение возникает, когда российский предприниматель работает в другой стране. Сначала он платит налог с дохода там, а когда деньги поступают на российские счета, еще и в бюджет России.

Страны знают об этом, поэтому договорились между собой, что два раза с одного дохода платить не надо. Это и называется международным соглашением об избежании двойного налогообложения.

В мире почти двести признанных государств, при этом соглашение с Россией заключили 84: США, Великобритания, Германия, Испания, Израиль, Шри-Ланка, Мексика, Люксембург, Чили, Белоруссия и другие. Список включает страны Азии, Европы, Америки.

С каждой страной у России свое соглашение, но в целом они похожи:

  • позволяют учитывать уже оплаченный в другой стране налог при оплате налога в России;
  • касаются налогов на доход, имущество и капитал;
  • распространяются на всех предпринимателей и компании.

Теперь о том, в каких случаях соглашение работает.

В каких случаях действует соглашение

Чаще всего соглашение об избежании двойного налогообложения нужно при торговле в другой стране. Например, компания «Лосось» продает в Великобритании красную искру, платит подоходный налог там, а затем может не платить налог на прибыль в России.

В тексте соглашения с Великобританией отмечено, что оно распространяется на три вида налога, в частности на подоходный в Великобритании, он же налог на прибыль в России

Было бы здорово, если страны бы не считали суммы: заплатил в Великобритании, а в России забыли про весь налог. На деле же считать придется: вычитать из российского налога сумму, которую уже заплатили в Великобритании, и доплачивать остальное.

Еще несколько случаев, когда действует соглашение об устранении двойного налогообложения:

  • иностранная компания частично владеет российской фирмой и с нее получает дивиденды. С них нужно платить налог, и его размер зависит от соглашения. Если оно есть — налог 0% или 5%, если нет — 15%;
  • американская компания пригласила российских разработчиков приехать и написать для них программу. По законам США и России они должны заплатить подоходный налог и там, и там. Но между странами есть соглашение, поэтому налог разработчики заплатят только один раз;
  • компания открывает филиал в другой стране. Заказчики платят на счет в местном банке, но налог нужно платить в обеих странах. Если между странами есть соглашение, платить налог нужно только один раз.

Часто российские компании работают в странах, с которыми нет соглашения. Вот здесь и появляются те самые оффшорные счета. Такие компании создают технические или транзитные компании в странах, с которыми соглашение есть, например на Кипре, и через Кипр переправляют деньги дальше, в настоящую компанию.

Какие документы нужны, чтобы не платить налог два раза

Чтобы работать в другой стране и платить меньше налогов, нужно предоставить в российскую налоговую документы. Точного списка нет, в целом это подтверждающие документы, которые объяснят, что налог компания уже заплатила. Это может быть что-то одно:

  • налоговая декларация другой страны;
  • банковская платежка;
  • выписка со счета о том, что деньги заплачены.

Какой-то определенной формы для этих документов нет: стран много, везде свои стандарты, и российская налоговая это понимает.

Налоговый год в каждой стране тоже свой, а по правилам налог сначала платят в другом государстве, а потом в России. Если налоговые периоды различаются, в России сдают сначала привычную декларацию, а потом уточненную — чтобы пояснить размер налога, который заплатили в другой стране.

Для чего нужно соглашение об избежании двойного налогообложения

Устранение двойного налогообложения — это одна из основных задач любого экономически развитого государства, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на разработку такой системы налогов и сборов, которая не допускает повторного (неоправданного) обложения одного и того же объекта. В статье расскажем об основных методах устранения двойного налогообложения, применяемых на территории нашей страны.

О чем речь

Экономическое развитие стран невозможно представить без международного сотрудничества и бизнес-партнерства. Многие компании, осуществляя свою деятельность сразу в нескольких государствах, могут подвергаться обложению налогами и сборами каждой из стран.

Однако повторному фискальному обременению подвергаются не только компании и организации, но и простые граждане, которые получают доходы за рубежом. Например, российский специалист, работающий за границей, обязан уплатить налог с дохода в пользу иностранного государства и рассчитаться с ФНС России по НДФЛ с того же заработка.

По сути, один объект — прибыль компании или доходы граждан — обременяется одновременно несколькими однотипными налогами. Чтобы избежать данной несправедливости и повысить экономический интерес к развитию бизнеса, правительства разных стран принимают специальные меры. Например, вносят коррективы в действующее законодательство либо заключают соглашение об избежании двойного налогообложения.

Стоит отметить, что изменение налоговой системы государства — это довольно сложный процесс. Поэтому правительства разных стран предпочитают договориться — предоставить резидентам дополнительные скидки и льготы. Такие «уступки» прописываются в договоре об избежании двойного налогообложения.

Зачем это нужно

Ключевая суть данного договора или соглашения — это полное исключение факта повторного обременения одного объекта однотипными сборами и налогами. Если такой возможности нет, то в соглашении прописывается порядок предоставления налоговых льгот, скидок и иных привилегий, которые существенно снижают объем фискальных платежей для резидентов.

К тому же нормы международных соглашений и договоров имеют приоритет перед фискальным законодательством конкретного государства. Например, если в российском законодательстве ( НК РФ ) прописана ставка налога 10 %, а международное соглашение об устранении двойного налогообложения предусматривает пониженную ставку в 3 %, то компания вправе применять пониженную ставку в 3 %. То есть ту, которая утверждена в международном договоре.

Способы и методы

Как мы отметили выше, у государства есть только два метода избежать повторного обременения граждан и организаций:

  1. Изменить внутреннюю налоговую систему. То есть в действующем фискальном законодательстве предусмотреть льготы и скидки для резидентов. Но внутренние изменения законов имеют многочисленные недостатки, от неверной трактовки НПА налогоплательщиками вплоть до снижения налоговых поступлений в бюджеты и уклонения от уплаты сборов.

Среди недостатков, которыми обладает данный метод избежания двойного налогообложения стоит отметить невозможность определения конкретного круга налогоплательщиков, для которых устанавливаются льготы. Это связано с тем, что каждое государство имеет индивидуальный порядок налогообложения. Следовательно, установить льготы для резидентов конкретного государства недопустимо, это прямое нарушение принципа равенства и справедливости.

  1. Заключить международный договор. Этот метод является более гибким и продуктивным, так как позволяет получить конкретные льготы, скидки или освобождения для определенного круга налогоплательщиков. То есть для резидентов конкретного государства.

Помимо основной формы льготирования, в договоре должны быть прописаны ключевые условия предоставления таких привилегий и скидок и указаны основные формы и порядок налогового обременения. Например, в договоре обязательно должны указать порядок определения дохода, даты его получения, правила подтверждения и прочие нюансы.

Действующие меры

Правительство России принимает активное участие в развитии справедливой и эффективной системы налогообложения, в том числе разрабатывает положения, позволяющие избежать повторного и однотипного обременения.

На сегодняшний день заключено более 80 соглашений, договоров и конвенций, которые позволяют устранить двойное обременение прибыли и доходов. Информация о заключенных соглашениях представлена в виде таблицы:

Что такое двойное налогообложение

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Двойное налогообложение (ДН) – специфический способ обложения активов налогами. При этом плательщику приходится платить налоги два раза. Этот вариант является крайне нежелательным. Для избегания двойного налогообложения были приняты различные международные соглашения.

Что собой представляет двойное налогообложение

Двойное налогообложение – это обложение активов налогом два раза. Удвоение возникает вследствие того, что налоги взыскиваются двумя государствами в одно и то же время. Такая ситуация бывает, как правило, если компания получает доходы как в одном, так и в другом государстве. В рассматриваемом случае очень сложно определить налогооблагаемую базу. Для избегания ДН организации делятся на резидентов и ЮЛ, не являвшихся резидентами.

Существует ФЗ «О налогообложении». Согласно его пунктам, доход, приобретенный в других государствах, входит в состав налогооблагаемой базы в родной стране. Зарубежные средства засчитываются в объеме, который используется при расчете налогов. При этом нужно придерживаться некоторых правил. В частности, суммы, которые учитываются при налогообложении, не должны превышать сумму обязательного налога, перечисляемого в РФ.

Почему ДН настолько нежелательно? По сути, оно дискриминирует плательщика. Компании приходится уплачивать налог в удвоенном размере. Это препятствует нормальному ведению деятельности.

В каких случаях возникает двойное налогообложение

ДН возникает в следующих случаях:

  1. Компания выплачивает налоги в двух государствах. Выходом из положения является или следование конвенциям, по которым налог взимается только в одном государстве, или следование национальным законам.
  2. Компании приходится выплачивать налог в различных местах. Рассматриваемый порядок является смешанным.
  3. Налогом облагается только часть прибыли компании. В данном случае также происходит двойное налогообложение: сначала при начислении налога на доход, а затем на начислении его на дивиденды. В рассматриваемом случае, как правило, используются различные ставки на распределяемый и нераспределяемый доход.

Методы предотвращения двойного налогообложения зафиксированы в нормативных актах.

Разновидности двойного налогообложения

Существует два вида двойного налогообложения:

  1. Внутреннее. Активы облагаются налогом внутри страны. Сбор налога осуществляется на различных административных уровнях. Подобная форма налогообложения может быть вертикальной. В данном случае сбор осуществляется на местном и государственном уровне. Вертикальная форма актуальная для Швеции. Существует также горизонтальная форма. При этом сбор налога осуществляется на одном уровне. Такая форма актуальна для США. В одних штатах облагаются только доходы, полученные там же, в других – доходы в других штатах.
  2. Внешнее. Внешнее двойное налогообложение возникает из-за сложности установления или налогоплательщика, или налогооблагаемой базы.

ВАЖНО! Внешняя форма предполагает налогообложение за пределами государства.

По каким причинам образуется двойное налогообложение?

Двойное налогообложение наблюдается в следующих случаях:

  1. Компания имеет двойное резидентство. То есть она признается резидентом в двух странах.
  2. Один и тот же доход является налогооблагаемой базой в двух государствах. К примеру, в одной стране доход признается налогооблагаемой базой из-за наличия резидентства у компании, а во второй – на основании нормы об источнике дохода.
  3. Траты фирмы по-разному засчитываются в разных государствах.
  4. Источник дохода находится в несколько государствах.

Основная причина образования двойного налогообложения – различные нормативные акты в разных государствах, различное регулирование налогооблагаемой базы. Кроме того, нормативный акт можно истолковывать несколькими путями.

Рассмотрим пример. В США неточности в декларации могут привести к штрафам в размере 10 000 долларов. В Швейцарии же к неверной информации в декларации, если нарушения незначительны, относятся более лояльно. Неточности нарушениями считаться не будут. В данном случае необходимо международное соглашение. Оно требуется для согласования интерпретаций нормативных актов.

Инструменты для устранения двойного налогообложения

Для устранения ДН пользуются двумя способами:

  1. Односторонним. Предполагает меры со стороны одного государства. При этом изменяются нормативные акты, касающиеся налогов, в одной стране. Первым методом одностороннего устранения ДН является налоговый кредит. Предполагает зачет налогов, выплаченных в другой стране, в счет обязательств плательщика внутри государства. Второй метод – налоговая скидка. Предполагает вычет из суммы налогов внутри государства сумму налогов, выплаченных в другой стране.
  2. Многосторонним. Предполагает заключение международных соглашений и конвенций. То есть для реализации этого способа нужны усилия двух государств. Наиболее актуальный метод – распределительный. При этом активы в одном государстве перестают облагаться налогом в пользу другой страны.

К СВЕДЕНИЮ! Как правило, для устранения двойного налогообложения применяются оба этих метода.

Межгосударственные соглашения

Первое межгосударственное соглашение было подписано между Францией и Бельгией в 1843 году. На данное время существует более 400 подобных соглашений. Однако практически все эти нормативные акты базируются на принципах оптимума Парето. Основной критерий: оптимальным вариантом является тот, который несет пользу одной стороне, но при этом не причиняет вред другой стороне. На основании этого можно сказать, что межгосударственные соглашения не должны ухудшать положение страны-участницы. Именно на основании соглашения устанавливается налоговая юрисдикция.

На основании различных международных конвенций выделяются эти методы устранения двойного налогообложения:

  • Формирование точных понятий, которые используются в рамках нормативных актов. Интерпретация терминов.
  • Разработка схемы ликвидации ДН, при котором каждая страна выбирает отдельную налогооблагаемую базу. Налог взимается с конкретного дохода.
  • Формирование механизма ликвидации ДН в случаях, когда оба государства облагают налогами все доходы.
  • Ликвидация обложения налогами, которое дискриминирует плательщика, в другой стране.
  • Обмен актуальными сведениями, для того чтобы не допустить уклонения от обязательных плат или злоупотребления законом.
  • Установление оптимальных способов ликвидации ДН в отношении доходов резидентов.

Государства должны содействовать друг другу при налогообложении.

Особенности определения максимальной суммы платежей

Максимальная сумма зачета рассчитывается следующим образом:

  1. Определяется, подлежат ли налоги, которые уплачены в другой стране, зачету при выплате налога внутри страны.
  2. Устанавливается максимальная сумма зачета. При этом осуществляется расчет ограничения зачета.
  3. Находится меньший размер из суммы налогов, уплаченных в другом государстве и подлежащих зачету, и из максимальной суммы зачета. Если компания уплачивает налог в размере, большем установленного размера максимальной суммы, он не будет принят для иностранного зачета.

Двойное налогообложение – большая проблема, однако она решается за счет целого ряда инструментов. Использовать их может как отдельная страна, так и два государства. Взаимодействие государств друг с другом считается более эффективным.

Соглашение об избежании двойного налогообложения: просто о сложном

Основная задача граждан – платить налоги вовремя и в полном объеме. Задачей государства является установление четкого порядка налогообложения и недопущение ситуаций, когда с одного и того же дохода налог уплачивается дважды.

Что представляет собой Соглашение?

Соглашение – это международный договор, заключенный между двумя странами, который разрешает вопросы устранения двойного налогообложения.

Причем Соглашение регулирует порядок налогообложения как граждан, так и компаний. Суть Соглашения – один и тот же доход или объект не должен облагаться налогами дважды: в России и за рубежом. Вместе с тем Соглашение направлено и на уклонение от уплаты налогов.

В Соглашении прописывается порядок налогообложения в отношении различных доходов, срок действия Соглашения, а также порядок его прекращения.

Отметим, что такие Соглашения заключены Россией не со всеми странами. На сегодняшний день Россия подписала Соглашение с 84 странами.

Какой общий принцип работы Соглашения?

В случае, когда гражданин, постоянно проживающий в России, получает доходы от российских источников, Соглашение не применяется. Аналогичная ситуация и с юридическими лицами, работающими в России, и получающими доход только от российских компаний.

Как только у граждан либо у компаний появляется зарубежный доход, необходимо определиться в какой стране должен быть уплачен налог. Для граждан – это НДФЛ, а для компаний – налог на прибыль, налог на имущество.

Дело в том, что в России, как и во многих странах, установлен приоритет норм международного законодательства над внутренними нормами (п.1 ст.7 НК РФ). Например, в Соглашении ставка по дивидендам, выплачиваемая зарубежной компании составляет 5%, а в российском законодательстве –15%- для нерезидентов РФ (п.3 ст.284 НК РФ). Поэтому при соблюдении условий, прописанных в Соглашении, стороны вправе применять пониженную налоговую ставку.

Как применять нормы Соглашения компаниям?

Российская компания, выплачивая доход иностранной компании, – нерезиденту РФ, должна выполнить функции налогового агента: рассчитать налог, удержать его из дохода и перечислить в российский бюджет по российской налоговой ставке.

В то же время, если Соглашением предусмотрены пониженные ставки или освобождение от уплаты налога, то при наличии подтверждающих документов, применяются нормы международного права (п.1 ст.312 НК РФ).

Но в том случае если речь идет о намеренном снижении налога, об использовании так называемых технических компаний, которые являются номинальными владельцами акций, льготная налоговая ставка не применяется.

Так, налоговики доначислили компании налог на прибыль, а также пени и штрафы по причине неправомерного применения пониженной ставки в размере 5% к доходам, выплаченным в качестве дивидендов иностранным компаниям – резидентам Республики Кипр.

Отметим, что в этих случаях юрисдикция не имеет значения. Как отметили судьи, движение денег имеет транзитный характер. Иностранные компании не имели право распоряжаться полученными дивидендами и не могут рассматриваться в качестве фактического получателя дохода. И ставка по дивидендам была пересчитана с 5% до 15% (постановление АС Волго-Вятского округа от 17.06.2022 г. №А11-6159/2018).

!Бухгалтерские консультации !Бухгалтерские консультации

Для того чтобы сэкономить на ставке по налогу на прибыль, компания решила подвести выплачиваемое вознаграждение «за предоставление лицензии на технологию («ноу-хау») и роялти». В результате этого, при перечислении компании «Джонсон» денежных средств в размере 72 млн рублей, российская компания как налоговый агент ничего не перечислила в российский бюджет.

В Соглашении между РФ и Великобританией есть формулировка, которая сводится к тому, что его положения не применяются, если основной целью сторон является стремление воспользоваться преимуществами данной статьи (п.5 ст.12 Конвенции).

Похожие нормы есть и в других Соглашениях.

Налоговики переквалифицировали сделку в качестве выплаты дивидендов. А вознаграждение за пользование общеизвестными сведениями, которыми компания ранее бесплатно владела, не может рассматриваться как «ноу-хау» (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 09.12.2022 г. №А33-5437/2020).

В российском законодательстве это называется умышленное искажение фактов хозяйственной деятельности (п.1 письма ФНС РФ от 10.03.2022 г. №БВ-4-7/3060@, п.34 Обзора судебной практики ВС РФ №2 за 2022 г.).

Как применять нормы Соглашения физическим лицам?

Физическое лицо – резидент РФ может получать доходы от иностранной компании, например, дивиденды. В этом случае физическое лицо должно самостоятельно отчитаться в российской налоговой инспекции (п.1 ст.229 НК РФ).

Если с иностранным государством – источником выплаты дивидендов заключено Соглашение, то общую сумму НДФЛ можно уменьшить на сумму налога, которая уплачена в иностранном государстве (п.2-п.4 ст.232 НК РФ).

Более подробно о том, как произвести зачет, мы поговорим в следующей статье.

Двойные налоги возвращаются. Во сколько это обойдется инвесторам?

Елена Смирнова, руководитель направления инвестиционного контента в Банки.ру

Соглашение Россия — Нидерланды об избежании двойного налогообложения перестанет действовать с наступлением января 2022 года.

В России дивиденды будут облагаться налогом по ставке 15%, а проценты и роялти — по ставке 20%. ФНС начнет взимать налог на прибыль от продажи акций и долей участия в недвижимом имуществе в России. Эти налоги не попадают под налоговый вычет и будут облагаться налогами дважды: в Нидерландах и России.

На Кипре, Мальте и в Люксембурге аналогичные соглашения остались в силе, но изменены условия по обложению — повышены ставки.

Ставка налогообложения процентов и дивидендов

Льготной ставкой пользуются публичные компании, 15% акций которых находятся в свободном обращении, если они владеют не менее чем 15% в компании, которая платит дивиденды.

Почему разорвали соглашение?

В марте 2022 года президент России поручил обложить налогом в 15% доходы в виде дивидендов и процентов, переводимые на счета за рубежом. Это стало причиной корректировок соглашений об избежании двойного налогообложения с Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами.

Свободы выбора эмитентов или инвесторов эти действия властей не нарушают: первые вправе выбрать место налоговой регистрации, вторые — во что вкладываться.

Олег Трошин, глава российской практики «Делойт» в СНГ по оказанию услуг в сфере налогообложения организациям финансового рынка, поясняет: «Изменения направлены лишь на то, чтобы в интересах бюджета России предотвратить вывод капитала за рубеж, однако напрямую не ограничивают такую возможность, то есть если кто-то собирается использовать иностранные компании для вывода капитала за рубеж, то такая возможность остается, но государство в таком случае требует уплатить повышенный налог».

Сколько собирали Россия и Нидерланды?

Новое двухстороннее налоговое соглашение между странами с высокой вероятностью появится, считает Сергей Нестеренко, старший советник Hill Consulting.

Из пояснительной записки к закону о денонсации соглашения с Нидерландами он приводит цифры по перечислениям из России за 2019 год. В виде дивидендов направлено 182,8 млрд рублей (с них удержан налог — 9,4 млрд рублей), в виде выплат по процентам — 157,06 млрд рублей (удержан налог — 12,5 млн рублей).

Самые доходные акции за прошлый год

«По дивидендам ставка теперь изменится с 5% на 15%, и в случае нового соглашения, и в случае его отсутствия. Тогда российские компании удержат уже не 9 миллиардов, а 27 миллиардов. Если учесть, что «входящие» дивиденды (дивиденды, полученные голландскими компаниями от российских. — Прим. ред.) на уровне нидерландской компании не облагаются налогом, то потери этих компаний составят 18 миллиардов рублей, или около 150 миллионов евро в год», — иллюстрирует Нестеренко.

Как инвесторы платить будут?

С отменой соглашения налоги на доходы от компаний, зарегистрированных в Нидерландах, россияне будут отчислять дважды. Один раз в России, один раз в самом королевстве.

Например, в 2022 году на акцию одной глобальной депозитарной расписки X5 Retail Group в течение года выплатил (двумя траншами) 184,58 рубля дивидендов. При отсутствии соглашения налогоплательщик РФ заплатит 28% налога на дивиденды, из них 15% в Нидерландах и 13% в России. То есть на руки он получит 132,9 рубля.

Если общий доход инвестора превысит 5 млн рублей, то он заплатит по 15% в бюджеты России и королевства.

«Российские брокеры не являются налоговыми агентами и не удерживают налоги по дивидендам, полученным от источников, которые находятся за пределами РФ (статья 214 НК РФ, подпункт 3 пункта 1 статьи 228 НК РФ). Налог удерживается в стране эмитента, по правилам и ставкам, которые приняты в данном иностранном государстве», — напоминает специалист по налогам «Открытие Брокер» Светлана Последовская.

Схема взимания налога, по словам юриста «КСК Групп» Андрея Трубицына, следующая:

  1. Иностранный эмитент самостоятельно удерживает налог при выплате дивидендов, до российского инвестора доходит сумма за вычетом налога.
  2. Российский инвестор заполняет до 30 апреля декларацию 3-НДФЛ по полученным дивидендам в предыдущем году, а затем уплачивает НДФЛ с полученных дивидендов.

Налоговые резиденты — эмитенты с Мальты, Кипра, из Люксембурга, а также держатели их активов счастливо избегут дубля оплаты, но перечислять в бюджет станут больше: не 13%, а 15%.

Что будет с доходами по акциям голландских эмитентов российского происхождения?

В рядах голландских эмитентов российского происхождения Gazprom International, Svyaznoy N.V., X5 Retail Group, Yandex, Veon (материнская компания «Билайна»).

При грубом подсчете, с отменой налогового соглашения их издержки могут вырасти на 10%, прикидывает Ирина Шамраева.

Большинство опрошенных Банки.ру налоговых юристов полагает, что увеличение налоговой нагрузки негативно скажется на финансовом положении компаний, что приведет к падению стоимости их акций.

Конкретный ущерб для компании от межгосударственного разрыва договоренностей будет зависеть и от модели ее развития. «Так, компанию Yandex, которая исторически не выплачивает дивиденды, денонсация соглашения коснется меньше, чем компанию Х5 Retail Group, — рассуждает Андрей Трубицын. — X5 ежегодно направляет 30—40 миллиардов рублей на выплату дивидендов. Таким образом, решение о смене регистрации будет зависеть от экономических последствий денонсации соглашения для конкретной компании».

Представитель X5 Group заявил Банки.ру, что сейчас группа изучает, как скажется на ней разрыв соглашения. На выплаты акционерам 2022 года этот фактор не повлияет, в дальнейшем же бизнес X5 может оказаться в неравных условиях в сравнении с другими публичными компаниями, что зарегистрированы на Кипре, в Германии и Франции. «Мы рассчитываем, что негативные последствия такого развития событий для публичных компаний могут быть нивелированы на законодательном уровне. И в этом случае негативных последствий для группы мы не ожидаем», — уточняет собеседник Банки.ру.

Минфин России ранее вел речь о поддержке таких компаний: для этого в Налоговый кодекс собирались внести специальные льготы для них, вспоминает Габил Абдурахманзаде, старший юрист Guskov & Associates.

Что будет с акциями на ИИС?

В отношении ИИС привязка к налоговому соглашению отсутствует, поясняет Ирина Шамраева, партнер FP Wealth Solutions. «Вычет по таким бумагам работать должен, если выполняются необходимые для него условия. Условия получения вычета не изменятся в связи с отменой соглашения», — резюмирует она.

Можно ли будет сменить «прописку»?

Можно, но это стоит дорого. Если публичная компания решится на смену «налоговой прописки», то это ей может дорого обойтись. Налог на выход составляет 25% суммы условной продажи всех ее активов, если она превышает 245 тыс. евро (если меньше, то 15%). К этому добавляется оплата налоговых, юридических и аудиторских специалистов для сопровождения процесса переезда. Он может занять до года.

Более того, есть значительный риск, что компанию заподозрят в попытке сэкономить на налогах, тогда могут быть претензии со стороны России (страны происхождения), Нидерландов (страны регистрации), а также у принимающей страны. Каждое государство проверит обоснованность переезда.

А вот Россия заранее озаботилась данным вопросом возможного возвращения компаний-эмитентов на историческую родину. Специальные административные районы (САР) — на островах Русском (в Приморье) и Октябрьском (в Калининградской области). Там компании и дальше смогут использовать льготные ставки по дивидендам. «Однако данный инструмент подходит только крупным компаниям, так как для перехода необходимо осуществить инвестиции в САР в размере не менее 50 миллионов рублей», — предупреждает Габил Абдурахманзаде.

Что это значит для инвесторов?

Риск с отменой соглашения об избежании двойного налогообложения предугадать невозможно. Но он существует и затрагивает интересы эмитентов и инвесторов. Возможно, ситуация с Нидерландами научит участников фондового рынка учитывать и такое развитие событий, когда покупаешь актив.

Но если акции или другие виды ценных бумаг у вас уже на руках, то паниковать не стоит. Ведь крупные публичные компании заинтересованы в инвесторах и постараются максимально выполнить свои обязательства.

Что дальше?

Ожидается, что российский Минфин предложит изменить налоговые соглашения Гонконгу (специальному административному району КНР), Сингапуру и Швейцарии.

n nttt nttt ntt nt”,”content”:”tt

ntttu0412u044b u043du0435 u0430u0432u0442u043eu0440u0438u0437u043eu0432u0430u043du044b u043du0430 u0441u0430u0439u0442u0435.ntt ntt

Ссылка на основную публикацию