Какая дата учитывается при намеренном ухудшении жилищных условий

Правовые позиции Конституционного Суда РФ

В случае возникновения споров по поводу того, имелось ли намеренное ухудшение жилищных условий, необходимо руководствоваться правовыми позициями Конституционного Суда РФ, в соответствии с которыми:

…По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем…

…При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются…

…В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции…

Однако, если уже после признания нуждающимися в получении жилья, военнослужащий сделал отчуждение жилого помещения или его части , то это будет совершение сделок и действий, которые привели к уменьшению размера занимаемых помещений.

Что такое ухудшение жилищных условий и как это определяется

Чтобы разобраться во всех юридических тонкостях этого запутанного вопроса, следует понять, что является ухудшением жилищных условий. У этого понятия нет четкого определения в нормативных документах. Но в территориальных законодательных актах определены несколько факторов, при которых у гражданина ухудшаются условия проживания:

  • уменьшение жилой площади в результате обмена жилья;
  • разделение лицевых счетов;
  • прописка дополнительного лица, например, при заключении брака или рождении ребенка;
  • выселение по решению суда в жилое помещение меньшей площади или менее благоустроенное в результате несоблюдения
  • договора найма жилого помещения (неуплата квартплаты, нарушение правил общежития и пр);
  • передача, продажа жилого помещения или же его доли другим лицам в результате сделки;
  • изменение, определение или выделение отдельных долей жилого помещения другим лицам;
  • перевод части жилья в нежилое помещение;
  • отказ от пользования социальным жильем.

Если в результате одного из перечисленных действий гражданин обращается в государственные органы за помощью в улучшении жилищных условий, то можно говорить о намеренном их ухудшении

Однако не все так однозначно. В таком случае рождение ребенка или регистрацию брака можно признать злонамеренным ухудшением жилищных условий, что очень спорно.

Грань между бедственным положением семьи и сознательными деяниями, ухудшающими условия проживания, очень тонка. К тому же нет определенных нормативных документов, которые могли бы ее четко определить. Поэтому такие спорные вопросы чаще всего решаются в суде.

Грань между бедственным положением семьи и сознательными деяниями, ухудшающими условия проживания, очень тонка.

Неумышленное, но «намеренное» ухудшение жилищных условий

Многие из нас со временем начинают задумываться об улучшении своих жилищных условий – в связи с расширением семьи, переездом в другой город или просто с возникновением желания пожить в более просторной и благоустроенной квартире со своими родными и близкими.

И часто делают это не без помощи государства, которое во многих случаях может предоставить как само жилое помещение, так и субсидию на его приобретение. Но порой не все до конца понимают понятие намеренного ухудшения жилищных условий, и недооценивают его последствия. В итоге, в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, государственные и муниципальные органы отвечают отказом, а вы получаете право быть принятым на учет не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Всегда ли намеренное ухудшение жилищных условий действительно является «намеренным»?

Супруги Р., действующие также в интересах несовершеннолетнего сына, обратились в управу района Южное Тушино СЗАО г. Москвы с заявлением о признании нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Распоряжением управы района в удовлетворении заявления им было отказано на основании статьи 10 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” ссылаясь на то, что за последние пять лет, предшествовавшие подаче заявления, супруг совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий. Истцы полагают, что отказ в признании их нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ является незаконным, поскольку супругом Р. ухудшения жилищных условий в данном случае не допущено. Решением Тушинского районного суда г. Москвы в удовлетворении заявленных требований отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда решение районного суда оставлено без изменения. В надзорной жалобе супругом Р. ставился вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и отмене вынесенных по делу судебных постановлений.

Как установлено судом и следует из материалов дела, супруга Р. зарегистрирована и проживает в трехкомнатной приватизированной квартире площадью 56,1 кв. метров, жилой площадью 39,6 кв. метров в качестве члена семьи собственников жилого помещения: её отца и матери. В квартире также зарегистрирована и проживает дочь собственников жилого помещения – сестра Р.

Супруг Р. проживал в двухкомнатной приватизированной квартире площадью 51,6 кв. метров, жилой площадью 30,1 кв. метров, в которой также проживают его отец и брат.

Впоследствии между супругами Р. был заключен брак, после чего супруг Р. был вселен в квартиру к супруге Р., с согласия собственников квартиры и всех проживающих в данном жилом помещении граждан в качестве её мужа. Спустя некоторое время у супругов родился сын, который был зарегистрирован и вселен в жилое помещение по месту жительства родителей.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что переселение Р. из двухкомнатной квартиры, где он проживал ранее, в трехкомнатную квартиру к супруге, является действием, повлекшим ухудшение жилищных условий, что в силу статьи 53 и пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации препятствует постановке на очередь нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.

Между тем, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства, суд неправильно применил нормы материального права.

Из содержания статьи 53 ЖК РФ следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со статьей 9 Закона г. Москвы “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.

Судом установлено и из материалов дела следует, что после вселения супруга Р. в квартиру, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего в ней гражданина, составила 11,22 кв. метров.

После вселения в указанную квартиру новорожденного сына супругов, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого из проживающих в квартире граждан, составила 9,35 кв. метров.

Таким образом, поскольку после вселения супруга Р. в квартиру, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого гражданина, проживающего в данной квартире, была более учетной нормы, установленной пунктом 3 статьи 9 Закона г. Москвы “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”. Нуждаемость в жилых помещениях у истцов возникла после рождения сына и вселения его в указанную квартиру, постольку у суда не имелось оснований для признания действий Р. по вселению в квартиру к супруге и проживающим с ней родственникам ухудшением жилищных условий.

Вывод суда о том, что Р. ухудшил свои жилищные условия, поскольку размер площади жилого помещения, приходившийся на него в двухкомнатной квартире 17,2 кв. метров в связи с переселением в трехкомнатную квартиру к супруге уменьшился до 11,22 кв. метров, является неправильным, поскольку действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях. Однако такой нуждаемости у Р. в связи с вселением в квартиру не возникло.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации совершение действий по ухудшению жилищных условий препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия. Права иных граждан быть принятыми и состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии к тому предусмотренных законом оснований не могут быть ограничены в связи с совершением кем бы то ни было действий по ухудшению жилищных условий.

Между тем, отказывая в удовлетворении требований супруги Р., действующей также в интересах своего несовершеннолетнего сына, о признании их нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, ни управа района Южное Тушино СЗАО г. Москвы, ни судебные инстанции не учли, что предусмотренных статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для отказа ей, действующей также в интересах сына, в удовлетворении указанных требований не имеется, поскольку ни супруг Р., ни супруга Р., не совершали за пять лет, предшествовавших подаче заявления, действий по ухудшению жилищных условий.

Другой случай неправильного применения судами норм материального права произошел в Вологодской области.

Гражданин П. обратился в суд с заявлением к мэрии г. Череповца о признании постановления мэрии г. Череповца незаконным в части снятия его с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и восстановлении его на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В обоснование заявленных требований П. ссылался на то, что на основании договора купли-продажи он является собственником двухкомнатной квартиры. Общая площадь квартиры составляет 36 кв. метров, жилая – 22,7 кв. П. является инвалидом второй группы вследствие ранения, полученного во время Второй мировой войны, а также участником Великой Отечественной войны. Группа инвалидности ему установлена пожизненно, а спустя несколько лет он становится нуждающимся в постоянном уходе. В указанной квартире проживает со своей женой, страдающей рядом заболеваний, и ей одной тяжело ухаживать за ним.

Позднее, с целью ухода за ним и его женой в указанную квартиру в качестве членов их семьи вселилась его внучка – М. вместе со своим сыном Н. Впоследствии М. и ее несовершеннолетний сын были постоянно зарегистрированы в указанной квартире. Брак у внучки расторгнут за год до вселения к П. Ранее внучка и ее несовершеннолетний сын проживали в двухкомнатной квартире дочери П. – С. Данная квартира была приватизирована на С. и М. по 1/2 доле каждому. Внучка М. отказалась от участия в приватизации квартиры.

Читайте также:  Ипотека под залог имеющейся недвижимости в 2020 году: условия, как получить?

Постановлением мэрии г. Череповца “О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях” П. был принят на учет в льготную очередь ветеранов Великой Отечественной войны. При этом перед постановкой на очередь для получения жилья в мэрию г. Череповца им был предоставлен пакет документов, в том числе справки с предыдущего места жительства М. и Н.

Однако затем постановлением мэрии г. Череповца он был снят с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилья. Позднее жилищным управлением мэрии г. Череповца ему письменно сообщили о снятии с учета ввиду намеренного ухудшения жилищных условий, выразившегося во вселении в квартиру в качестве членов семьи внучки М. с ребенком. В период с момента его постановки на данный учет и до момента снятия с учета каких-либо изменений в его жилищных и семейных условиях не происходило.

Указанное постановление мэрии г. Череповца в части снятия его с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, П. считает незаконным.

Решением Череповецкого городского суда Вологодской области в удовлетворении заявленных П. требований отказано. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В надзорной жалобе гражданином П. ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений и направления дела на новое судебное рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Суд первой инстанции, разрешая дело и отказывая в удовлетворении заявленных требований, сослался на статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующую последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, и указал, что решение жилищного управления мэрии г. Череповца о снятии П. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является правомерным, поскольку П. до вселения к нему его внучки М. и правнука Н. был обеспечен жилым помещением более нормы предоставления; последние по прежнему месту жительства были также обеспечены жильем по учетной норме. Между тем, с выводами судов первой и кассационной инстанций нельзя согласиться, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. Также судом допущены существенные нарушения норм процессуального права.

Вселение в квартиру внучки М. с ее несовершеннолетним сыном имело место за четыре года до внесения указанных изменений в Федеральный закон “О ветеранах”, и было обусловлено необходимостью осуществления за П. постоянного постороннего ухода. Данное обстоятельство, как следует из материалов дела, никем в суде не оспаривалось.

По смыслу статьи 53 ЖК РФ (на которую сослался суд, разрешая дело), ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Между тем, суд первой инстанции не выяснил и не отразил в решении, в чем выразился умысел и недобросовестность П. при вселении родственников в квартиру, учитывая, что его право как ветерана Великой Отечественной войны на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета возникло в связи с изменениями, внесенными 21 декабря 2009 г. в Федеральный закон “О ветеранах”. Суд кассационной инстанции, оставляя решение суда от 21 июля 2010 г. без изменения, на допущенные судом первой инстанции нарушения внимания не обратил. Указанные выше требования закона судом не были учтены при рассмотрении возникшего спора и привели к неправильному разрешению дела.

На основании изложенного состоявшиеся судебные постановления нельзя признать законными и они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В дополнение к вышеперечисленному имеет смысл обратить внимание на Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О, которым разъяснено, что по смыслу ст. 53 ЖК РФ (которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя) и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Буквальное толкование данного разъяснения КС РФ может привести к применению ст. 53 ЖК РФ только после вступившего в законную силу приговора суда, которым установлены указанные выше умышленные действия.

Как заключение к данной статье, хочу обратить внимание на следующее.

Федеральное законодательство (а именно – статья 53 ЖК РФ) содержит лишь последствия ухудшения, в то время как детальный перечень деяний граждан, влекущих их намеренность, в нем отсутствует, а содержится лишь в региональных нормативно-правовых актах. Однако вопрос об улучшении жилищных условий всё чаще выносится на федеральный уровень (например, в связи с недавним формированием окончательной нормативно-правовой базы о предоставлении субсидий федеральным государственным гражданским служащим), где уже на сегодняшний день возникает немало вопросов о критериях умышленности действий по ухудшению жилищных условий для получения права быть принятыми на учет, несмотря на попытку конкретизации этих действий в соответствующих Правилах (утв. Постановлением Правительства РФ № 63 от 27.01.2009 г.). По сути, все это дает чиновникам, принимающим решения о постановке нуждающихся на учет, практически неограниченную свободу выбора – имело ли место ухудшение или нет, ведь ухудшение жилищных условий может выражаться в самых различных формах и действиях.

Главное и основное доказательство должно состоять в том, что между действиями гражданина и целью таких действий (постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении) должна быть установлена прямая причинная связь. Косвенные обстоятельства и догадки без документального подтверждения не могут расцениваться как намеренность и не должны быть препятствием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ведь практика свидетельствует, что в большинстве случаев граждане, ухудшившие свои жилищные условия, делали это не намеренно с целью постановки на учет.

Чтобы исключить злоупотребления в этой сфере, (а ведь нельзя не отметить, что злоупотребления могут носить в том числе и коррупционный характер), считаю целесообразным детально раскрыть все обстоятельства, указывающие на намеренность таких действий на уровне федерального законодательства, в том числе и для того, чтобы органы государственной власти и местного самоуправления в основаниях для отказа в постановке на учет или для снятия с учета не ограничивались сухим цитированием статьи 53 ЖК РФ. При этом следует учитывать как региональную нормотворческую практику, так и сложившуюся судебную практику данной категории дел.

В свою очередь гражданам хочу посоветовать тщательно продумывать совершаемые (планируемые) сделки с жилыми помещениями, а также иные действия, связанные с ними – не исключено, что наличие «лишнего» жилья (которым вы де-факто не пользуетесь или пользоваться не сможете) значительно усложнит процесс реального улучшения своих жилищных условий. Конечно, только в том случае, если Вы собираетесь обращаться за помощью к государству. А как поступать – решать только Вам.

Для написания статьи были использованы следующие источники:

  1. Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2011 № 5-В10-102
  2. Определение Верховного Суда РФ от 21.06.2011 № 2-В11-1
  3. Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 № 258-О-О
  4. Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 № 63

зарегистрирована и проживает в трехкомнатной приватизированной квартире площадью 56,1 кв.

Что считается ухудшением жилищных условий

Действиями, которые расцениваются как намеренное ухудшение жилищных условий, являются:

  • обмен жилой недвижимости, вследствие чего жилплощадь уменьшилась, и произошло снижение уровня качества жизни;
  • разделение между членами семьи лицевых счетов;
  • прописка еще одного человека в квартире/доме;
  • переселение в меньшее по площади жилое помещение или с худшим уровнем благоустройства (отсутствие некоторых коммуникаций, отопления, водопровода, санузла и т.д.) согласно решению суда;
  • продажа или передача жилой недвижимости или определенной ее части в результате заключения юридической сделки;
  • изменения размера долей или выделение отдельных долей третьим лицам, в результате чего ухудшаются условия проживания;
  • изменение статуса части жилого помещения на нежилое (использование жилой комнаты в качестве кладовой, гардеробной и т.д.);
  • отказ от проживания и использования жилья на основании договора социального найма.

В случае, когда имел место быть хоть один из вышеперечисленных факторов, а хозяин после этого подал документы на постановку в очередь на бесплатное жилье, то этот фактор будет расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий.

злостное невыполнение условий проживания в социальном жилье;.

Намеренное и ненамеренное ухудшение жилищных условий.

Согласно статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации: граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В формулировке отказов в постановке на очередь факт намеренного ухудшения жилищных условий прослеживается наиболее часто, что подтверждается практикой жилищных комиссий муниципальных образований. Итак, закон устанавливает последствия намеренного ухудшения жилищных условий, однако не разъясняет, что же именно понимать под «намеренным ухудшением». Это обстоятельство создает богатую почву для «вольного толкования» данной нормы органами местного самоуправления, что нередко приводит к необоснованным отказам в постановке на очередь и в конечном итоге к судебному разбирательству.

Анализ практической деятельности жилищных комиссий позволяет достаточно четко разграничить примеры намеренного и ненамеренного ухудшения жилищных условий.

Классические примеры намеренного ухудшения жилищных условий:

1) Брат дарит дом своей двоюродной сестре, которая зарегистрирована и проживает в другом городе и спустя неделю подает заявление о постановке его на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

2) Собственник жилого дома площадью, в несколько раз превышающей принятую в муниципальном образовании учетную норму вселяет в данный дом своих племянников, друзей знакомых и т.д. до тех пор, пока площадь дома не станет менее учетной нормы на одного проживающего и сразу же подает заявлении о признании его нуждающимся в жилье.

3) Сын, зарегистрированный в квартире, принадлежащей на праве собственности его матери и проживающий в ней в качестве члена ее семьи, регистрируется в принадлежащей ему комнате в общежитии площадью менее учетной нормы и подает заявление о постановке его на очередь.

Читайте также:  Жалоба в РСА на страховую компанию по ОСАГО: как подать в 2020 году?

4) Дедушка дарит квартиру своему внуку и спустя год подает заявление в жилищную комиссию о постановке его на очередь.

Таким образом: основополагающими являются действия самих граждан, которые привели к ухудшению жилищной ситуации.

Нередко бывает, что жилищные условия были ухудшены не самими гражданами, а иными лицами. Например, в случае, когда собственник жилья выселяет проживающих совместно с ним граждан через суд. Или наоборот вселяет кого – либо, в результате жилищная ситуация граждан, проживающих совместно с ним ухудшается. Очевидно, что в данном случае нельзя считать эти действия намеренным ухудшением жилищных условий. В данных случаях граждане не сами совершают действия по ухудшению жилищных условий и никак не могут повлиять на эти события.

Встречаются и случаи ненамеренного ухудшения жилищных условий. Классическими примерами ненамеренного ухудшения жилищной ситуации, например, являются: переезд одного из супругов к другому после регистрации брака, рождение ребенка и многие другие. По смыслу своему семья предполагает совместное проживание, поэтому регистрацию одного супруга по адресу другого нельзя расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий, равно как и рождение детей.

Четкая позиция по вопросу намеренного или ненамеренного ухудшения жилищных условий изложена в решениях высших судов Российской Федерации. Так Верховный суд Российской Федерации в своем Определении от 15.03.2011 по делу № 5 – В10 – 102 четко указывает, что действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях. Причем, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации совершение действий по ухудшению жилищных условий препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия. Права иных граждан быть принятыми и состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии к тому предусмотренных законом оснований не могут быть ограничены в связи с совершением кем бы то ни было действий по ухудшению жилищных условий.

Таким образом, намеренное на первый взгляд ухудшение жилищных условий далеко не всегда намеренно.

Как следует из Определения Конституционного суда от 19.04.2007 N 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации»: ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Следует отметить, что согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: обязанности по доказыванию законности обжалуемых постановлений органов местного самоуправления, возлагается на эти органы. Таким образом если дело дойдет до судебного разбирательства: факт намеренного ухудшения жилищных условий гражданами должен быть доказан органами местного самоуправления.

По смыслу своему семья предполагает совместное проживание, поэтому регистрацию одного супруга по адресу другого нельзя расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий, равно как и рождение детей.

Что можно квалифицировать как умышленное ухудшение условий

Чтобы разобраться в том, что является ухудшением жилищных условий, осуществленным с умыслом, следует обратиться к содержанию ЖК РФ.

Именно с его принятием в 2005 году была установлена ответственность за ухудшение имеющегося жилья, итогом которого, согласно намерению, должно быть включение в очередь на социальную жилплощадь.

Так как в отечественной нормативной документации все же отсутствует точно сформулированный юридический термин «ухудшение жилищных условий», тем не менее, можно обозначить характерные особенности, позволяющие квалифицировать деяние именно так.

  • умышленные действия. Лицо, реализуя их, понимает, что его условия проживания непременно изменятся в худшую сторону, и это позволит ему претендовать на недвижимость от государства.
    Например, он отчуждает часть жилплощади в пользу третьих лиц по какому-либо гражданскому договору. Так, он может лишиться жилья или его части вследствие обыкновенной продажи;
  • лицо в результате своих противозаконных действий было поставлено в очередь на жилье;
  • на момент осуществления деяния лицо не было включено в очередь. Ухудшение условий проживания гражданином, который уже имеет необходимый статус и на законных основаниях является очередником на жилье, не повлечет каких-либо неприятных последствий, так как не является противозаконным и, соответственно, не может квалифицироваться как умышленное.

Под намеренным ухудшением могут трактоваться исключительно те действия лица, благодаря которым он сможет стать законным претендентом на жилье от государства.

Рассмотрим наглядный пример.

Молодая семья из 4 домочадцев имеет благоустроенную квартиру из трех комнат, площадь которой составляет 70 кв. метров, что соответствует учетной норме жилья региона их проживания, а именно 16 кв. метров на 1 лицо.

Зная, что несоответствие учетной нормы — это веская причина для включения в очередь на жилье, собственник объекта недвижимости осуществляет сделку, по исходу которой он становится владельцем однокомнатной квартиры площадью 42 кв. м.

Если по итогам таких манипуляций гражданин встает на жилищный учет, то он фактически злоупотребляет субъективным правом, так как его деяния являются сознательными и противозаконными.

временная постановка на учет по собственному адресу, как родственников, так и третьих лиц;.

Как доказать умышленность действий

Не зря, при постановке человека в очередь на жильё, чиновники требуют выписку из Росреестра. Эта бумага содержит сведения обо всех сделках с недвижимостью, в которых принимал участие претендент на получение бесплатного жилья.

Кроме того, подаётся справка о техническом состоянии жилплощади. На основании этих документов, вам могут отказать в получении субсидий или бесплатного жилья. Обратите внимание, что сведения берутся за 5 лет, до подачи заявления. Вот какие действия прямо указывают на намеренное ухудшение жилищных условий:

  • переоборудование жилой комнаты в подсобное помещение. Например, вы решили сделать из маленькой комнаты гардеробную, это уменьшит жилую площадь квартиры, соответственно расценивается как ухудшение жилищных условий. Если вы через некоторое время подадите заявление на предоставление вам более комфортного жилья, ваши действия будут считаться нецелесообразными, поэтому получите гарантированный отказ;
  • продажа недвижимости. Естественно, что являясь собственником, вы вправе распоряжаться квартирой по своему усмотрению. Однако некоторые манипуляции могут определяться как намеренное ухудшение жилищных условий. Пример, вы продали просторную и благоустроенную квартиру, обретя взамен малогабаритную халупу. Если после этого вы подадите заявление на получение субсидии на приобретение квартиры, объяснить логичность своего поступка будет весьма проблематично. Ещё больше вопросов вызывают аналогичные сделки между родственниками;
  • развод. Здесь всё намного интереснее. Если развод сопряжён с разделом квартиры, то вам придётся доказывать, что вы расстались с мужем/женой не с целью обрести в собственность более благоустроенное жильё;
  • аварийный дом. Расселение ветхого жилья — это всегда радостное событие для жильцов. Однако некоторые граждане проводят намеренное ухудшение санитарных норм, рассчитывая получить большую жилплощадь. Например, перед расселением прописывают к себе других родственников.

Все эти действия являются прямыми доказательствами умышленных действий. Исключением является развод, но здесь ситуация спорная.

Здесь всё намного интереснее.

Кто может претендовать на получение квартиры

Неумышленное ухудшение жилищных условий не снимает права встать в очередь. К таким людям относятся лица в следующих случаях:

  • оправданное документально подселение родственника, лишившегося своей жилплощади;
  • прибавление семейства снижает количество квадратов на каждого члена;
  • судебные решения по изъятию доли в доме;
  • утрата жилья вследствие стихийных бедствий позволяет встать на очередь на улучшение жилищных условий незамедлительно и претендовать на новую квартиру в числе первых.

Размытые определения ст. 53 ЖК РФ позволяют повернуть ситуацию в интересах граждан. Желаемые квадратные метры обязательно достаются человеку, грамотно строившему свою доказательную базу. Только ленивый не продолжает борьбу за своё пространство, теряя терпение. Муниципальное жилье могут получать:

  • малоимущие граждане;
  • военнослужащие;
  • сотрудники полиции;
  • государственные служащие.

Для пользования жильем заполняется договор социального найма. Дальнейшее пользование осуществляется безвозмездно. Человеку, не посвященному в правила подсчета граждан на приобретение дополнительных квадратных метров, сложно будет определить свои права на очередность.

В состав математических вычислений входит большое количество параметров. Четко определены несколько подгрупп лиц, имеющих право на дополнительное жилье. К ним относят многодетные семьи, к таковым относят родителей, имеющих более 3 детей. Кроме количества членов семьи в расчет закладывается норма жилой площади на одного человека.

Чтобы претендовать на улучшение жилищных условий, потребуется собрать кипу бумаг. Документы должны быть заверены во всех необходимых инстанциях. К таким относят:

  • справки о доходах с места работы, об отсутствии задолженностей перед налоговой, о составе семьи;
  • бумаги, подтверждающие квадратные метры в квартире и число проживающих.

Каждый административный округ может затребовать пакет дополнительных документов, на то ему дано законное право.

Размытые определения ст.

Намеренное ухудшение жилищных условий (понятие и ситуации ухудшения)

Случаются ситуации при которых хорошие жилищные условия не выгодны и даже вредят некоторым планам граждан. В таких ситуациях люди зачастую идут на намеренное ухудшение жилищных условий, надеясь на их улучшение в дальнейшем. Такие манипуляции редко проходят незамеченными для контролирующих органов и могут привести к плачевным последствиям.

Обстоятельства, при которых приходится идти на ухудшение жилищных условий, обычно связаны с перспективой получения льгот, постановки на квартирный учет в качестве необеспеченных жильем граждан или получения нового жилья, взамен идущего на снос или ветхого дома, подлежащего расселению. В этих случаях выгодно не иметь собственной квартир или иметь площадь на проживающего в квартире меньше положенной нормы.

Перспектива получения льгот и субсидий.

Можно ли говорить об ухудшении жилищных условий?

Мои супруга и совершеннолетняя дочь зарегистрированы по месту жительства в квартире, которая находится в собственности у моей тещи.

Ухудшение жилищных условий

Под ухудшением условий проживания понимают стечение обстоятельств, в случае которых владельцы жилого помещения превращаются в собственников меньшей жилплощади, либо же численность жильцов, зарегистрированных в квартире (в доме) расширяется по разным причинам.

Под ухудшением условий проживания понимают стечение обстоятельств, в случае которых владельцы жилого помещения превращаются в собственников меньшей жилплощади, либо же численность жильцов, зарегистрированных в квартире в доме расширяется по разным причинам.

Что нужно понимать под формулировкой «умышленное ухудшение жилищных условий»?

Бывают случаи, когда члены только что образовавшейся семьи бояться приписывать на свою жилую площадь супруга (супругу), поскольку некоторые чиновники дают негативную оценку таким действиям. В частности, это трактуется, как ухудшение жилищных условий вследствие умышленного уменьшения фактической нормы площади квартиры в расчете на одного человека. Действительно ли это так?

Разберемся в этом подробнее. Итак, понятие намеренного ухудшения жилищных условий появилось в ст. 53 Жилищного Кодекса РФ. Но ни в самом законодательном акте, ни в других Законах не раскрывается, а какие же конкретно действия могут быть классифицированы, как нарушение законодательных норм.
Так, в тексте данного документа говорится о последствиях таких действий, что привели к ухудшению условий проживания. То есть, если граждане намеренно создают условия, при которых у них возникает право встать на учет, как лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, то его они могут реализовать не ранее, чем через пять лет после установления факта, доказывающего, что они сознательно совершили такие действия. И в тоже время нет никаких комментариев, что же конкретно они из себя представляют.
В данном случае можно обратиться к разъяснению Конституционного Суда РФ, и практике юристов, участвующих в рассмотрении дел по подобным вопросам в судах. Это дает возможность систематизировать основные признаки, свидетельствующие об умышленном характере действий, следствием которых явилось ухудшение условий. В этих же разъяснениях можно найти и обоснование отсутствия в поведении граждан намерений нарушить нормы жилищного законодательства. Здесь главное, и определяющее значение имеет то, знал ли человек, совершающий определенные действия, заранее о том, что они приведут к ухудшению жилищных условий, и к последующей процедуре рассмотрения вопроса о постановке данной семьи на жилищный учет, или нет. При этом для квалификации такого поведения, необходимо, чтобы имели место такие моменты:
Результатом совершения гражданином таких действий будет признание территориальными органами власти того факта, что он является нуждающимся в предоставлении жилья. Последствием такого признания будет взятие его на учет по улучшению жилищных условий.

Читайте также:  Пенсионный фонд в Чишме - адрес, телефон, режим работы отделения

Гражданин должен при совершении таких действий иметь намерение встать на учет по улучшению жилищных условий. Если такого намерения нет, то квалифицировать его действия как умышленные, пользуясь положениями субъективного права, не представляется возможным. В тот момент, когда гражданин совершил действия, повлекшие за собой ситуацию, при которой жилищные условия ухудшились, он не должен состоять на квартирном учете. Если же во время совершения таких действий гражданин уже состоял на учете по улучшению жилищных условий, то такие действия автоматически лишаются признаков умышленного деяния. К действиям, квалифицируемым, как направленные на ухудшение жилищных условий, относится также приведение жилья в состояние, которое не отвечает санитарным и прочим другим нормам, требуемым для создания нормальных условий проживания человека.

Таким образом, намеренным ухудшением жилищных условий можно считать действия, являющиеся преднамеренными, конечной целью которых является получение выгоды в виде получения улучшенного жилья. Применение же положений законодательства, ограничивающих права граждан, как свидетельствует специальное решение Конституционного Суда, может быть только совместно с использованием юридической нормы, которой фактически признается презумпция добросовестности действий граждан, и при этом, прежде всего, предполагается их законность.

В некоторых регионах в местных нормативных документах конкретизированы действия, классифицируемые, как умышленное ухудшение жилищных условий. Так, например, администрация Пермского края, утвердила следующий перечень действий, предусматривающих присвоение им квалификации «умышленных, имеющих целью получение улучшенного жилья»:

  • когда изменяется порядок пользования квартирой вследствие заключения соответствующей сделки;
  • в случае совершения обмена квартиры, предоставленной территориальными органами власти, результатом которого стало явное изменение в худшую сторону жилищных условий;
  • невыполнение требований договора социального найма, следствием чего стало выселение по судебному решению в отдельных случаях (например, хроническое и длительное невнесение платы за квартиру и коммунальные услуги);
  • осуществление процедуры вселения в квартиру лиц, не имеющих родственных связей с нанимателем или собственником помещения, что повлекло за собой уменьшение реальной учетной нормы на человека;
  • при выделении доли в натуральном виде одному из владельцев долевой собственности помещения;
  • осуществление отчуждения недвижимости (равно, как и ее доли), находящейся в собственности у граждан или членов их семей;
  • принятие добровольного решения о расторжении договора социального найма, или отказ от помещения, предоставляемого территориальными органами власти;
  • намеренное причинение вреда жилому помещению, повлекшее за собой возникновение условий, препятствующих безопасному проживанию в данном жилье;
  • осуществление процедуры перевода жилого помещения, или его части (полностью пригодного для проживания) в нежилое состояние;
  • покупка недвижимости, признанной до момента заключения сделки, как полностью непригодная для проживания (за исключением случаев дарения или наследования).

На данной территории этот перечень полностью исчерпывает все основания для определения действий граждан, как умышленные, предпринятые в целях ухудшения жилищных условий.

осуществление процедуры вселения в квартиру лиц, не имеющих родственных связей с нанимателем или собственником помещения, что повлекло за собой уменьшение реальной учетной нормы на человека;.

3. Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:

1) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;

2) вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;

3) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

5) вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:

  • обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
  • безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;
  • отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.

Из содержания вышеуказанной нормы видно, как само понятие “намеренное ухудшение жилищных условий”, так и последствия такого ухудшения жилищных условий.

Вселение супруга, нетрудоспособных родителей или иных граждан братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.

Намеренное ухудшение жилищных условий

Добрый день. Я действующий военнослужащий. В 2009 году был признан нуждающимся в жилом помещении. На данный момент получил извещение о распределении жилого помещения. Сотрудниками Департамента жилищного обеспечения МО РФ был отправлен запрос в ЕГРП о наличии собственности военнослужащего и членов его семьи. У меня обнаружилась собственность сроком владения один месяц (данная собственность появилась у меня в следствие дарственной от бабушки, потом я ее продал в течение одного месяца). Вопрос: является ли эти действия ухудшением жилищных условий, которые ведут к доплате за квадратные метры данной квартиры?

Здравствуйте. В соответствии с п. 2 “Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма”, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 (ред. от 21.03.2013) “О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений”, военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются – действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

  • не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
  • имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
  • расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;
  • признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

При рассмотрении вопросов, связанных с действиями, указанными в настоящем пункте, военнослужащие представляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие данные факты и время их наступления.

Евгений, отчуждение Вами указанного жилого помещения является действием по намеренному ухудшению жилищных условий. Вы можете быть сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях.

© 2016 Юридическая компания “СТРАТЕГИЯ” Все права защищены.

Наша организация ЮК «Стратегия» награждена Яндексом «Хорошее место» . Такую награду получают организации, если пользователи оценивают ее деятельность минимум на четыре балла из пяти и она попадает в 10% лучших в своем регионе. Мы — в их числе!

Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!

Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.

*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.

+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва) (на этом номере работает WhatsApp и Viber)

Задать вопрос военному юристу E-mail:sud-mo@yandex.ru

Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерена военной службы, боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре, г. Армавире

Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам, пожалуйста. Спасибо!

Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?)

Добавьте наш сайт в закладки Ctrl В D , он Вам еще пригодится.

Претенденты на улучшение жилищных условий

Законодательно определено несколько категорий граждан, которые официально имеют право претендовать на улучшение жилищных условий.

  1. Лица, которые не являются или не являлись ранее владельцами недвижимости.
  2. Молодые семьи, не имеющие собственного жилья, если их возраст не превышает 35 лет.
  3. Собственники, чья жилплощадь не соответствует установленным нормам.
  4. Люди, проживающие в условиях, непригодных для жизни.
  5. Сироты, которых выпустили из детских домов, интернатов, оставшиеся без попечительства.
  6. Лица, чье состояние здоровья связано с тяжелыми, хроническими заболеваниями.

На данный момент Думой разрабатывается законопроект, которым будут определяться категория лиц, чьи заболевания будут внесены в перечень хронических, тяжелых для участия в программе по предоставлению или улучшению жилищных условий. Пока нельзя конкретно с каким именно заболеванием человек может претендовать на получение муниципальной жилплощади.

Важно! Если один из супругов оставил жилье в пользу другого после развода, то участвовать в программе по улучшению жилищных условий он не имеет права.

Для участников военных действий предусмотрена другая программа, направленная на улучшение жилищных условий.

В 50 ст. ЖК указано, что на каждого человека должно быть не менее 12 квадратов жилой площади. Кроме этого, определяются и другие нормы:

КатегорияСтандартные нормы (кв. м.)
1 человек18
Семья из двух человек42
Семья из трех и более человекБолее 30

Лица, которые не являются или не являлись ранее владельцами недвижимости.

Добавить комментарий