Бухгалтерский учет в управляющей компании ЖКХ: проводки при УСН и ОСНО, налогообложение и пример учетной политики

Учетная политика управляющей компании ЖКХ – образец

Учетная политика управляющей компании ЖКХ – образец.

В чём заключаются отличия между ОСНО и УСН?

Управляющие компании в праве самостоятельно выбирать систему налогообложения. Различие заключается в том, что ведение бухучёта через систему УСН значительно проще, чем в ОСНО. Состав отчётности первой сокращён.

Предлагаем посмотреть видео о том, в чем заключается отличие ОСНО и УСН:

Контроль своевременного перечисления налогов в бюджет.

Учетная политика управляющей компании ЖКХ

Многие многоэтажные дома сегодня содержатся и эксплуатируются управляющими компаниями, которые должны предоставлять качественные коммунальные услуги и проводить косметические и капитальные ремонты. Бухгалтерский учет в управляющей компании осуществляется со специфическими особенностями, о которых пойдет речь ниже.

расчеты налогов;.

Налогообложение управляющих компаний

Управляющая организация может выбрать как общую систему налогообложения (далее — ОСНО), так и упрощенную системы налогообложения (далее — УСН) при выполнении необходимых условий. И в том, и в другом случае налогооблагаемой базой в целях исчисления соответствующих налогов, является разница между доходами и расходами.

При использовании ОСНО необходимо оплачивать налог на прибыль, который составляет 20%, и НДС. В то же время, в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации управляющая организация освобождается от уплаты НДС при предоставлении коммунальных услуг, осуществлении работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома с привлечением соответствующих организаций.

Предприятия сферы ЖХК, используя систему налогообложения в виде УСН не оплачивают НДС и налог на прибыль. Вместо этого они оплачивают отдельный налог в связи с использованием упрощенной системы налогообложения. Налоговая ставка зависит от объекта налогообложения и составляет 6% или 15%.

Правом использования УСН обладают управляющие организации, доход которых не превышал 60 млн. рублей, балансовая стоимость основных средств компании составляет менее 100 млн. руб., а количество штатных сотрудников не превышает 100 человек.

Дебет 20 Кредит 10 60 списаны материалы получены услуги на выполнение целевых работ.

Что делать с расходами?

С 01.01.2018 УК, применяющие УСНО, не учитывают при определении объекта налогообложения доходы, полученные ими от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями (пп. 4 п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Эта норма, как уже не раз указывал Минфин, распространяется и на УК, выступающих в качестве исполнителей коммунальных услуг, которые приобретают коммунальные ресурсы у РСО на основании договоров ресурсоснабжения (последние письма об этом – от 17.07.2018 № 03-11-06/2/49839, 03-11-06/2/50011, 03-11-06/2/50009).

Согласно пп. «а» п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД определяются в договоре управления домом, заключаемом собственниками помещений или органом управления ТСЖ, ЖК, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива с УК, выбранной в установленном порядке для управления МКД. При этом УК не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления МКД условий о предоставлении тех коммунальных услуг, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства дома, а также не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.

В свою очередь, предоставление коммунальных услуг обеспечивается УК посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения этих договоров (п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг).

Перечень расходов (причем закрытый), которые могут учитываться при определении объекта налогообложения «доходы, уменьшаемые на величину расходов», приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Эти расходы признаются налоговыми при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Напомним их.

Итак, расходами признаются затраты, которые являются обоснованными (экономически оправданными), документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (дохода, учитываемого при налогообложении). Так как поступления в виде оплаты коммунальных услуг исключены из состава налоговых доходов, расходы на приобретение соответствующих коммунальных ресурсов у РСО не признаются налоговыми расходами. Как результат, расходы на оплату коммунальных ресурсов, приобретенных у РСО, УК, применяющей УСНО и выбравшей в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не нужно учитывать при определении объекта налогообложения.

Бухгалтерский учет.

Проводки на разных режимах налогообложения

Принципиальных различий в проводках на ОСНО и УСН немного. Одно из главных касается как раз НДС. Если управляющая компания применяет упрощенку, для нее неактуальны проводки Д90/3 К68 и Д68 К19. На УСН не оплачивается НДС 20%.

Проводки, отражающие расчеты с контрагентами, получателями жилищно-коммунальных услуг и коммунальных ресурсов, для пользователей обоих налоговых режимов идентичны. УК на ОСНО и УСН используют для отражения соответствующих операций те же счета.

Но от ошибок никто не застрахован.

Затраты

Учет расходов производят на основании ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н). Затраты на ремонт и обслуживание домового имущества, фиксируются в Дт 20 счета в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками, подотчетными лицами и т. д., проводками Дт 20 Кт 10 (60, 68, 69, 70, 71, 76 и пр.). Если подразделений в УК несколько, то расходы учитывают для каждого подразделения и каждого дома.

Затраты, которые относятся к управлению каждым структурным подразделением, собираются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по статьям расходов: амортизация, оплата труда, страховые взносы, аренда и пр. Все управленческие издержки на обслуживание аппарата управления относятся в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».

По итогам месяца сальдо 25 и 26 счета закрывается в Дт 20, а 20 распределяется в себестоимость продаж Дт 90.2.

Руководитель вводит политику в действие указом.

Управляющая компания: особенности налогообложения «коммунальщиков»

Как известно, обеспечение населения коммунальными услугами, ремонт и содержание жилищного фонда являются делом хлопотным и весьма затратным. В этой связи является вполне понятным желание управляющих компаний, создаваемых, как правило, на базе бывших ЖКУ и ЖКО, применять упрощенную систему налогообложения, позволяющую законным способом минимизировать налоговые обязательства. Наш опыт налогового консультирования показывает, что управляющим компаниям следует обращать особое внимание на особенности налоговых последствий сделок, заключаемых ими в интересах граждан.

Его основными задачами является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (ч.1 ст.161 ЖК РФ).

Приведенные положения ясно указывают на социальную направленность института Управления: в целях максимальной защиты интересов граждан, проживающих в жилых помещениях, законодатель разграничил функции по непосредственному выполнению работ (оказанию услуг) в сфере ЖКХ и по организации указанных процессов между различными субъектами, поставив, по сути, «буфер» между потребителями и непосредственными исполнителями в виде Управляющей организации.

Жилищным кодексом РФ предусмотрены три формы управления многоквартирным домом (ч.2 ст.161 ЖК РФ): непосредственно гражданами, товариществом собственников жилья (иным специализированным потребительским кооперативом) и управляющей компанией. Первые два из перечисленных способов находятся за рамками настоящего исследования, поэтому мы будем рассматривать лишь правоотношения, возникающие в рамках управления с привлечением Управляющей организации.

Фактически жилищное законодательство содержит три случая, когда многоквартирный дом может управляться Управляющей организацией:

1) если такой способ Управления выбран на общем собрании собственников помещений в доме (ч.3 ст.161 ЖК РФ); 2) при получении от органа местного самоуправления уведомления о необходимости заключить договор управления с Управляющей организацией, признанной победителем открытого конкурса. Такое уведомление направляется, если до 01 января 2007 года собственники не приняли решение о выборе способа управления или не реализовали его на практике (ч.4 ст.161 ЖК РФ, ч.1 ст.18 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.04 г. №189-ФЗ); 3) если все помещения в многоквартирном доме находятся в государственной или муниципальной собственности (ст.163 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления должен заключаться в письменной форме с каждым собственником помещения в многоквартирном доме.

Читайте также:  Кэшбэк с чеков – что это такое, как получить и насколько выгодно?

По общему правилу, конкретные условия договора управления определяются общим собранием собственников. Однако в случае, если такое собрание не утвердило такие условия, либо договор управления заключается на основании уведомления органа местного самоуправления (ч.4 ст.161 ЖК РФ), последний утверждает форму договора управления своим решением.

Предмет договора управления состоит в том, что Заказчики обязуются оплачивать, а Управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей Управления деятельность.

Таким образом, договор управления по своей правовой природе является смешанным договором с элементами подряда и возмездного оказания услуг. Данный вывод подтверждает и пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, определяющий исполнителя (которым может быть и Управляющая организация) как юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Кроме того, согласно п.16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме… «надлежащее содержание общего имущества … обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией…».

В целом деятельность Управляющей организации можно разделить на две основные составляющие.

1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ.

Специфика данного вида деятельности заключается в том, что Управляющая организация самостоятельно производит либо покупает коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций и трансформирует их в коммунальные услуги, предоставляемые потребителям (пункт 3, подпункт «в» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Таким образом, если Управляющая организация не имеет собственных мощностей для производства коммунальных ресурсов, она заключает договор купли-продажи с ресурсоснабжающей организацией.

Очевидно, что при такой схеме оформления договорных отношений (обусловленной требованиями действующего законодательства) невозможно говорить о том, что Управляющая компания в отношениях с ресурсоснабжающей организацией выполняет функции агента, выполняющего задание собственников жилых помещений.

Следовательно, ресурсоснабжающие организации несут ответственность за надлежащее выполнение условий договора только перед Управляющей компанией.

В свою очередь, Управляющая компания в отношениях с гражданами не может ссылаться на нарушение условий договора ресурсоснабжающей организацией.

Если рассматривать налоговые последствия данного вида деятельности, необходимо отметить, что выручка Управляющей организации должна складываться из всех сумм, поступающих от жильцов, поскольку они являются доходом от реализации (ст.249 НК РФ).

Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что плата за коммунальные услуги не включает в себя вознаграждение Управляющей компании (ст.154 ЖК РФ). На практике это означает, что приобретение коммунальных ресурсов и предоставление коммунальных услуг гражданам производится по одному тарифу, утвержденному в установленном порядке (п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), то есть в распоряжении Управляющей компании после расчетов с ресурсоснабжающей организацией не остается какой-либо прибыли, ее доходы в целях налогообложения равны расходам.

2. СОДЕРЖАНИЕ, ТЕКУЩИЙ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В ДОМЕ.

Содержание данного вида деятельности регламентируется Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые определяют состав общего имущества и требования к его содержанию, а также перечень видов работ, которые не относятся к содержанию общего имущества.

Управляющая компания может обладать необходимыми мощностями и трудовыми ресурсами для осуществления содержания и текущего ремонта своими силами. Вместе с тем она может привлекать для выполнения указанных работ третьих лиц, если запрет на это не установлен договором управления.

Рассматриваемый вид деятельности содержит в себе как элементы подряда (текущий и капитальный ремонт), так и возмездного оказания услуг (содержание имущества). В этой связи отношения, связанные с привлечением третьих лиц, регулируются нормами о генеральном подрядчике и субподрядчике.

В результате Управляющая организация выступает неким «буфером», поскольку в силу закона несет ответственность как перед жильцами – за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств субподрядчиком, так и перед субподрядчиком – за невнесение либо несвоевременное внесение оплаты гражданами (ч.3 ст.706, ст.783 ГК РФ).

В соответствии со ст.154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя, в том числе, и плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом. По общему правилу, размер платы за содержание и ремонт общего имущества определяется общим собранием собственников. Однако в случае, когда собственники не приняли решения о выборе способа управления, размер такой платы утверждается органами местного самоуправления.

Специфика данного вида деятельности Управляющей организации заключается в том, что собственники вносят плату за текущий и капитальный ремонт здесь и сейчас, а фактически эти работы будут выполнены в будущем, то есть Управляющая компания аккумулирует эти средства на своих счетах до момента принятия общим собранием собственников решения о необходимости проведения ремонта.

Безусловно, сразу же возникает вопрос: каким образом Управляющая компания должна определять свою выручку?

Относительно платы за содержание жилья все ясно: она учитывается в составе доходов от реализации, поскольку эти услуги оказываются в текущем периоде. Что же касается средств на осуществление ремонта, они также являются доходом от реализации, однако их учет в целях налогообложения зависит от применяемого Управляющей компанией метода определения дохода.

Если Управляющая организация применяет общую систему налогообложения и определяет доходы по методу начисления, у нее есть возможность отнести средства на капитальный ремонт к доходам будущих периодов в виде предварительной оплаты работ и на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ не учитывать их при формировании налогооблагаемой базы.

В случае, если Управляющая организация определяет доходы кассовым методом, суммы оплаты за ремонт должны учитываться ей в том периоде, когда они фактически поступили в кассу (пункт 2 ст.273 НК РФ). Возможность отнесения на расходы данных сумм связана с моментом фактического выполнения и оплаты ремонтных работ (п.3 ст.273 НК РФ).

Аналогичный учет необходимо вести и Управляющим компаниям, применяющим упрощенную систему налогообложения. Поскольку в силу пункта 1 ст.346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств в кассу (кассовый метод), плата за ремонт жилья должна учитываться в периоде ее фактического поступления от жильцов.

Представляется, что плата за ремонт не может быть признана имуществом, получаемым в рамках целевого финансирования, поскольку перечень случаев такого финансирования, приведенный в подпункте 14 п.1 ст.251 НК РФ, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

К аналогичному выводу приходит и Минфин РФ, рассматривая в письме от 26 июня 2006 г. №03-11-04/2/128 вопрос о налогообложении платы за ремонт, получаемой ТСЖ: «…средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями не являются.

Плата членов ТСЖ за услуги (работы) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, а также плата за коммунальные услуги являются выручкой от реализации работ, услуг и, соответственно, учитываются ТСЖ при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» (выделено автором).

Нельзя не отметить, что существует альтернативная рассмотренной в настоящей статье точка зрения, основанная, в частности, на письме МНС России от 06.10.03 г. №22-2-16/8195-ак185, а также на письмах Минфина России от 14.11.05 г. №03-11-05/100 и от 26.06.06 г. №03-11-04/2/128.

Сторонники указанной позиции считают возможным учитывать в составе доходов Управляющей организации только сумму ее вознаграждения, то есть фактически допускают применение в сфере ЖКХ института агентирования.

Данная точка зрения представляется нам в корне неверной, поскольку она базируется на терминах и понятиях, содержавшихся в Правилах предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 26.09.94 г. №1099, и утративших юридическую силу с 09 июня 2006 г. в связи с утверждением постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. №307 новых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, изменивших правовые подходы к толкованию понятия «коммунальные услуги».

Читайте также:  Жалоба в РСА на страховую компанию по ОСАГО: как подать в 2020 году?

В заключение хотелось бы отметить, что необходимость включения в состав доходов Управляющей организации всех сумм, поступающих от граждан, а также высокая вероятность утраты права на применение УСН побуждают компании, управляющие многоквартирными домами, изыскивать законные способы налоговой оптимизации своей деятельности, которые, безусловно, существуют.

Фактически жилищное законодательство содержит три случая, когда многоквартирный дом может управляться Управляющей организацией.

Цель создания товарищества собственников жилья

ТСЖ образуется для эффективного управления недвижимостью, принадлежащей участникам этого объединения. В товарищества чаще всего объединяются собственники жилья в многоквартирных домах, но не возбраняется это для владельцев частных домов, расположенных на соседних участках.
ТСЖ формируется для:

  • поддержания имущества собственников в должном состоянии;
  • своевременного его ремонта;
  • создания условий комфортного проживания.

Кроме того, товариществу не запрещается занятие коммерческой деятельностью и получение дохода. Это могут быть мелкие платные услуги по ремонту для жильцов товарищества, предоставление в наем недвижимости, размещение рекламы и т.д.

В большинстве случаев ТСЖ предпочитает упрощенную систему. Основное преимущество упрощенки для ТСЖ – понижение страховых взносов (ставка 20%) Бухгалтер ТСЖ должен различать поступления, которые относятся к доходам, и суммы, не попадающие под это определение и, соответственно, под налогообложение.

Не относятся к доходам товарищества при УСН следующие поступления:

  • взносы;
  • от собственников на содержание имущества;
  • из бюджета на ремонт недвижимости, в том числе капитальный.

Поэтому все денежные средства, полученные товариществом на такие цели, не относятся к доходам организации. Необходимо учесть, что денежные средства, поступающие на указанные цели, от членов ТСЖ к доходам не относятся. Но средства, полученные на эти же цели от лиц, не являющихся членами товарищества, к доходам относятся и подлежат налогообложению.

Денежные поступления, подлежащие и не подлежащие налогообложению, необходимо учитывать раздельно. Также важно обеспечить раздельный учет расходов средств, полученных в качестве целевых поступлений. Поэтому к приоритетным направлениям работы бухгалтера ТСЖ относится составление сметы расходов и распределения затрат, организация аналитического учета издержек организации.

ТСЖ, применяющие ОСНО, являются плательщиками налога на прибыль и НДС.

  1. Налог на прибыль. От начисления и уплаты этого налога освобождаются средства, относящиеся к целевому финансированию. Это суммы, поступившие от владельцев жилья в товариществе на ремонт и подержание помещений ТСЖ в должном состоянии. Все доходы и расходы ТСЖ должны учитывать обособленно. Если такое условие не соблюдается, то суммы целевого финансирования подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Под налогообложение не попадают вступительные, членские, паевые взносы, пожертвования, средства в резерве на ремонт. Налоговый учет сумм в ТСЖ, поступивших в качестве дохода, не имеет отличий от учета в иных организациях, осуществляющих коммерческую деятельность.
  2. НДС. ТСЖ, не применяющие специальные налоговые режимы, относятся к плательщикам НДС. Этим налогом не облагаются целевые средства, поступление которых не определено коммерческой деятельностью организации. Для товариществ по НДС установлены льготы. Продажа услуг ТСЖ по содержанию, ремонту помещений НДС не облагается.

Для индивидуальных предпринимателей.

Проводки в бухгалтерском учете управляющей компании

Далее разберем проводки, которые чаще всего встречаются в учете управляющих компаний. Для удобства распределим их на 2 участка учета, обозначенных ранее:

  1. Приобретение ресурсов:
    • Д20 К60 – приобретена электроэнергия, водные ресурсы и др. у поставщиков;
    • Д19 К60 – отражен НДС по приобретенным ресурсам;
    • Д68 К19 – НДС принят к вычету;
    • Д60 К51 – перечислены денежные средства в счет оплаты приобретенных ресурсов;
  2. Оказание услуг жилищно-коммунального характера:
    • Д62 К90/1 – выставлены счета собственникам жилья;
    • Д 90/2 К20 – отражена себестоимость оказанных услуг;
    • Д90/3 К68 – начислен НДС;
    • Д51 К62 – поступили средства от собственников;
    • Д60 К62 – зачет средств, которые поступили напрямую от собственников к поставщикам ресурсов.

Указанные проводки применимы для бухгалтерского учета тех управляющих компаний ЖКХ, которые находятся на ОСНО. В учете в УК при УСН, проводок Д68 К19 и Д90/3 К68 не будет.

Что касается льгот по НДС для управляющих компаний, находящихся на ОСНО, они отражаются в учете следующим образом — Д20 К19 – НДС по приобретенным ресурсам отражен в составе их себестоимости (проводок Д68 К19 и Д90/3 К68 при этом также не будет).

Перечисленные выше проводки наиболее часто встречаются в учете управляющих компаний, однако, конечно же, только ими бухгалтерский учет в управляющих компаниях не ограничивается. При возникновении вопросов по другим объектам учета, бухгалтер может обратиться к Инструкции к плану счетов, являющейся частью упомянутого выше Приказа Минфина РФ №94н.

3 деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества.

Особенности учета в управляющих компаниях

В соответствии со статьей 1 61 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме

При этом собственники помещений многоквартирного дома на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 1 61 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе выбрать такой способ управления многоквартирным домом, как его управление управляющей организацией.

Деятельность управляющей организацией регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации. Жилищный кодекс Российской Федерации определяет, что управляющей организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют деятельность по управлению многоквартирным домом. С 1 июля 2015 года для ведения деятельность управляющим организациям необходимо получение лицензии надзорного органа.

При выборе способа управления многоквартирным домом при помощи управляющей компании, собственники помещений в многоквартирном доме заключают договоры управления, а управляющая компания заключает договоры с организациями – поставщиками жилищно-коммунальных услуг от имени собственников помещений в доме.

Бухгалтерский учет в управляющей организации ведется в соответствии с общепринятыми правилами и Планом счетов. Руководитель организации обязан приказом определить учетную политику организации, рабочий план счетов, утвердить формы первичных документов, правила документооборота и проведения инвентаризации, методику оценки имущества и обязательств по нему, порядок контроля финансовых и хозяйственных операций.

Управляющая организация может выбрать как общую систему налогообложения (ОСНО), так и упрощенную системы налогообложения (УСН) при выполнении необходимых условий.

И в том, и в другом случае налогообложение управляющих организаций осуществляется за счет налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

При использовании ОСНО необходимо оплачивать налог на прибыль, который составляет 20%, и НДС. В то же время, в соответствии со статьей 1 49 Налогового кодекса Российской Федерации управляющая организация освобождается от уплаты НДС при предоставлении коммунальных услуг, осуществлении работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома с привлечением соответствующих организаций.

В управляющей организации находящейся на УСН организации не оплачивают НДС и налог на прибыль. Вместо этого они оплачивают отдельный сбор за использование упрощенной системы. Размер сбора зависит от объекта обложения и составляет 5% или 15 Счет 15 – Заготовление и приобретение материальных ценностей (Активные) %.

Правом использования УСН обладают управляющие организации, доход которых не превышал 6 0 млн. рублей, балансовая стоимость основных средств компании составляет менее 1 00 млн рублей. а количество штатных сотрудников не превышает 1 00 человек.

Для организации расчетов с поставщиками и потребителями коммунальных платежей управляющая организация заключает договора о возмездном характере оказанных услуг. Средства, поступившие от собственников квартир, относят к доходам организации, а стоимость услуг по счета поставщиков – к расходам. При этом управляющая организация должна вести раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС.

Бухгалтерские проводки, используемые Управляющей компанией, можно условно разделить на две группы. Первая группа связана с покупкой ресурсов, вторая группа отражает расчеты с жителями многоквартирного дома.

Для организации расчетов с поставщиками и потребителями ресурсов управляющие компании заключают договора о возмездном характере оказанных услуг. При этом оплата услуг по счетам поставщиков ресурсов образует кредиторскую задолженность и относится к расходам Управляющей компании, а средства, поступившие от собственников многоквартирного дома, относят к доходам компании и формируют дебиторскую задолженность.

Читайте также:  Регистрируется ли договор безвозмездного пользования нежилым помещением

Управляющая компания, находящаяся на ОСНО использует в основном следующие бухгалтерские проводки:

  • Дебет 20 Кредит 60 Счет 60 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками (Активно-пассивные) – приобретение у поставщиков электроэнергия, газа, воды и других ресурсов;
  • Дебет 19 Кредит 60 Счет 60 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками (Активно-пассивные) – отражен НДС по приобретенным ресурсам;
  • Дебет 68 Кредит 19 –принят к вычету НДС;
  • Дебет 60 Счет 60 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками (Активно-пассивные) Кредит 51 Счет 51 – Расчетные счета (Активные) – на расчетный счет перечислены денежные средства за приобретенные ресурсы;
  • Дебет 62 Счет 62 – Расчеты с покупателями и заказчиками (Активно-пассивные) Кредит 90-1 Счет 90-1 – Выручка (Активно-пассивные) – собственникам многоквартирного дома выставлены счета за потребленные ресурсы;
  • Дебет 90-2 Счет 90-2 – Себестоимость продаж (Активно-пассивные) Кредит 20 – отражена себестоимость оказанных услуг;
  • Дебет 90-3 Счет 90-3 – Налог на добавленную стоимость (Активно-пассивные) Кредит 68 – начислен НДС;
  • Дебет 51 Счет 51 – Расчетные счета (Активные) Кредит 62 Счет 62 – Расчеты с покупателями и заказчиками (Активно-пассивные) – на расчетный счет поступили средства от собственников многоквартирного дома;
  • Дебет 60 Счет 60 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками (Активно-пассивные) Кредит 62 Счет 62 – Расчеты с покупателями и заказчиками (Активно-пассивные) – зачет средств, которые поступили напрямую от собственников к поставщикам ресурсов.

Если при ОСНО Управляющая компания имеет льготы по оплате НДС, а также при использовании Управляющей компанией УСН, проводки Дебет 68 Кредит 19 и Дебет 90-3 Счет 90-3 – Налог на добавленную стоимость (Активно-пассивные) Кредит 68 не используются.

Необходимо также учесть, что Управляющие компании обязаны предоставлять потребителям льготы, определенных законодательством в рамках социальной защиты отдельных категорий населения.

В случае наличия льготы на оплату коммунальных услуг потребители услуг уплачивают коммунальные платежи по льготным тарифам, а остальную сумму Управляющие компании получают из бюджетов

При получении Управляющей компанией из бюджета целевых денежных средств, например, на капитальный ремонт или иные дотации, то для их учета используется счет 86 Счет 86 – Целевое финансирование (Пассивные) «Целевое финансирование» и составляются следующие проводки:

  • Дебет 51 Счет 51 – Расчетные счета (Активные) Кредит 86 Счет 86 – Целевое финансирование (Пассивные) — получены целевые денежные средства из бюджета.
  • Дебет 20 Кредит 10 Счет 10 – Материалы (Активные) (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
  • Дебет 86 Счет 86 – Целевое финансирование (Пассивные) Кредит 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

Управляющие компании часть своих обязанностей могут передать единым рассчетно-кассовым центрам (ЕРКЦ). ЕРКЦ – это организация, основной задачей которой является ведение расчета общей суммы коммунальных платежей для населения. ЕРКЦ оказывают посреднические операции по расчету и начислению коммунальных услуг, а также по учету поступивших коммунальных платежей.

Для учета расчетов с привлечением ЕРКЦ к счету 76 Счет 76 – Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (Активно-пассивные) открывают два субсчета: субсчет 5 «Задолженность перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг» и субсчет 6 «ЕРКЦ».

При осуществлении расчетов за ресурсы с помощью ЕРКЦ используются следующие бухгалтерские проводки:

  • Дебет 20 Кредит 60 Счет 60 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками (Активно-пассивные) – получены счета поставщиков за жилищно- коммунальные услуги.
  • Дебет 19 Кредит 60 Счет 60 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками (Активно-пассивные) – отражен НДС
  • Дебет 26 Счет 26 – Общехозяйственные расходы (Активные) Кредит 60 Счет 60 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками (Активно-пассивные) – получены счета от ЕРКЦ за услуги по начислению и сбору денег от населения, а также прочие общехозяйственные расходы
  • Дебет 19 Кредит 60 Счет 60 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками (Активно-пассивные) – отражен НДС
  • Дебет 76 Счет 76 – Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (Активно-пассивные) -6 Кредит 90 Счет 90 – Продажи (Активно-пассивные) – отражено начисление жилищно-коммунальных

услуг населению по справке ЕРКЦ

При этом оплата услуг по счетам поставщиков ресурсов образует кредиторскую задолженность и относится к расходам Управляющей компании, а средства, поступившие от собственников многоквартирного дома, относят к доходам компании и формируют дебиторскую задолженность.

Понятие упрощённой системы налогообложения

Упрощённая система налогообложения или УСН – один из пяти специальных налоговых режимов, согласно п. 2 ст. 18 НК РФ. Такой режим ориентирован на малый бизнес, а его цель – упрощение расчёта и уплаты налогов при ведении предпринимательской деятельности. Порядок применения упрощённой системы налогообложения регулируется нормами главы 26.2 НК РФ.

Эксперт по налогам, основатель аутсорсинговой компании «ЮрфинекС» и помощник по налогам Уполномоченного по правам предпринимателей Республики Карелия Юрий Романченко на онлайн-семинаре «Упрощённая система налогообложения: риски, возможности, правила для УО и ТСЖ» отметил, что УСН – оптимальное решение для ведения налогового учёта в управляющих компаниях и ТСЖ, ЖК, ЖСК. Ведь кооперативы и товарищества сложно отнести к крупному бизнесу, а управляющие компании далеко не всегда вырастают до среднего предпринимательства.

Тем не менее сложилась судебная практика, когда суды признают поступления оплаты за коммунальные и жилищные услуги доходами УО, ТСЖ, ЖК. Поэтому устойчивого мнения о том, делает ли УСН их жизнь легче, нет.

Также отметим, что при УСН налогоплательщик вправе сам выбрать один из двух объектов налогообложения, указанный в ст. 346.14 НК РФ:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на расходы.

вид объекта налогообложения,.

Особенности существующих документов и налогообложения

Рабочий план, утверждение – документы, оформляющиеся единым приказом, обновляющимся ежегодно. Делают модернизацию ввиду изменяющихся законов, норм, правил. Бухгалтера составляют отчетность и вовремя сдают. Помимо этого необходимо передавать на проверку статистическую обоснованность. Бухучет в управляющей компании – целостный, непрерывный процесс, включающий перечисленные этапы, документы.

ОСНО – наиболее приемлемая и простая. Здесь есть ряд нюансов таких как налог на добавленную стоимость, общий 20%. УК осуществляющая услуги по ЖКХ, ремонта для собственников с привлечением подрядчиков освобождаются от уплаты общего налогообложения. При наличии подобных норм экономических выгод не существует, поэтому ставка НДС нулевая. Если дело касается ремонта, то здесь ситуация такова: не выплачивается налоговая сумма если доход равен расходу, оплате сторонним предприятиям, подрядчикам.

Эти факты сводят к тому, что для компании проще применять упрощенную систему налогообложения. Ввиду того, что прибыли как таковой нет, а присутствуют лишь споры с регулирующими органами, поддерживающихся судами. УСН для управляющей организации применяется в следующих ситуациях:

  1. доходы на установленном максимуме и не превышают его;
  2. штат рабочих более 100 человек;
  3. баланс не больше 100 млн.

Подобные условия легко выполнимы, поэтому при желании можно перейти на упрощенную систему. Для того, чтобы это сделать, необходимо подать заявление в инспекцию до конца года. Если в основе деятельности этот принцип, то общий налог, добавленная стоимость не уплачиваются. Юридические лица, вносят определенную сумму средств от УСН. Ставка 6%, при структуре доходы-расходы= 15%.

штат рабочих более 100 человек;.

Учет в ЖКХ

ЕРЦ же в своем балансе не указывает долг перед УК, поскольку средства, проходящие через него транзитные.

Отчетность управляющей компании

Согласно Жилищному кодексу и договору об управлении домом, компания обязана ежегодно отчитываться о своей работе перед собственниками жилья. Это отчет о полученных и израсходованных средствах, произведенных ремонтных работах, коммунальных услугах, в том числе по уборке и благоустройству территории, об охране, автостоянках и т.п.

Кроме отчетности жильцам, управляющая компания своевременно предоставляет в налоговую инспекцию все положенные по закону отчеты хозяйствующего субъекта: квартальные и годовые отчеты, балансы, аудиторские заключения, изменения в структуре и все, что требуется от конкретного юридического лица.

Отчетность управляющей компании.

Добавить комментарий