223 ФЗ о закупках, изменения закона с 2020: договор, положения, образцы

Закупки по 223-ФЗ: как проходят и кто в них может участвовать

Время на чтение: 8 мин

Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г. N223-ФЗ, в отличие от федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 N44-ФЗ, определяет не четкий порядок проведения закупок, а только устанавливает общие принципы и правила их проведения.

  • Общие положения федерального закона 223-ФЗ
  • Виды процедур закупок
  • Планирование и регламентирование закупок
  • Отчетность
  • Контроль и ответственность в области закупок

Время на чтение 8 мин.

Изменения в 223-ФЗ с 01.07.2018

Изменения в 223-ФЗ внесла ст. 3 Федерального закона № 505-ФЗ от 31.12.2017. А в статье 4 говорится о том, когда и какие положения начинают применяться. Часть правил действует с момента опубликования закона № 505. Другая часть вступила в силу с 01.07.2018.

По п. 3 ст. 4 № 505-ФЗ, заказчики обновляли, утверждали и размещали в ЕИС положение о закупках до 01.01.2019. Если этого не сделали, документ не имеет силы.

В положении о закупке предусматривали как конкурентные, так и неконкурентные способы. Причем для первых в приоритете закон ставит электронные торги (иное заказчик прописывает в документах сам). Если такие процедуры проводятся для субъектов малого и среднего предпринимательства, то допускаются только электронные закупки.

К конкурентным тендерам относят такие :

  • конкурсы;
  • аукционы;
  • запросы предложений;
  • запросы котировок.

Заказчики дополняют список в положении по нормам 223-ФЗ.

Для участников прописали правила, по которым они направляют запросы о разъяснениях. На ответ и размещение его в ЕИС заказчикам дается 3 рабочих дня. Отменяют торги до окончания подачи заявок. После этого момента отказываются от проведения закупки только при наступлении форс-мажорных обстоятельств.

В электронном виде конкурентные закупки проводятся на электронных площадках и в соответствии с новым порядком и особенностями для СМП.

В отношении неконкурентных процедур (в т. ч. закупок у единственного поставщика) заказчик прописывает в положении их способы, порядок проведения и перечень случаев, когда они применимы.

В документацию включают сведения о технических и качественных характеристиках закупаемой продукции, а при использовании товарного знака дополняют позицию фразой «или эквивалент». Исключение здесь составляет, например, приобретение запасных частей к технике.

Начальную цену контракта в ряде случаев заменяют на цену за единицу продукции или формулу, по которой вычисляют общую стоимость закупаемых товаров, работ или услуг. В этом случае указывают и максимальную цену контракта.

Отменяют торги до окончания подачи заявок.

Государственные

К государственным закупкам относятся закупки, в которых заказчиком выступает государственное учреждение либо компания с большим государственным участием.

Ответственность за нарушение.

Изменения в 223-ФЗ в 2019 году

С 03.12.2019 вступил в силу приказ госкорпорации «Росатом» № 1/23-НПА от 22.10.2019, который утвердил критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции или высокотехнологичной продукции для формирования плана закупки.

А вот изменений 223 ФЗ от 01.07.2019 нет. В Федеральном законе № 70-ФЗ от 01.05.2019 прописали изменения для тендеров по 223-ФЗ, которые вступили в силу с 31.07.2019. С этой даты заказчики расходуют, по 223-ФЗ, деньги, которые подарили, в том числе пожертвования, или достались по завещанию, при условии, что они внесли изменения в положение о закупках и прописали в нем такое право. Это нужно было сделать до 01.10.2019.

С 27.07.2019 формально вступило в силу постановление правительства № 878. С этой даты заработали новые правила ведения реестра радиоэлектронной продукции и положения о приоритете отечественной радиоэлектроники в закупках по 223-ФЗ. Но фактически реестр появился на сайте Минпромторга только с 16.09.2019. Соответственно, и изменения в правилах о преференциях для отечественной радиоэлектроники применяют с этой даты.

Информация о дате сформируется автоматически после указания ИНН и КПП в соответствии со сведениями реестра МСП.

223 ФЗ о закупках, изменения закона с 2020: договор, положения, образцы

Положение о закупке является основным документом для заказчиков, проводящих закупки по Закону 223-ФЗ. Поскольку именно в данном внутреннем нормативном документе прописываются и регламентируются все основные вопросы и нюансы проведения закупок, а именно:
− какие способы закупок можно использовать,
− в каких случаях использовать именно данный конкретный способ,
− сроки и порядок проведения закупок установленными в Положении способами,
− планирование закупочной деятельности и формирование отчетности,
− порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения договоров,
− иные вопросы, характерные для работы конкретного заказчика.
Положение о закупках утверждается в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона 223 ФЗ соответствующим уполномоченным органом заказчика:
1) для гос. корпорации или гос. компании – высшим органом управления;
2) для унитарного предприятия – его руководителем;
3) для автономного учреждения – наблюдательным советом;
4) для АО – советом директоров (наблюдательным советом) либо, когда уставом АО предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров общества, коллегиальным исполнительным органом или при отсутствии коллегиального исполнительного органа общим собранием акционеров общества;
5) для ООО – общим собранием участников либо, когда утверждение положения о закупке отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) или коллегиальным исполнительным органом общества;
6) для бюджетного учреждения – органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
7) для публично-правовой компании – наблюдательным советом.
В 2020 году в Положении о закупке необходимо предусмотреть:
− наличие в документе конкурентных и неконкурентных способов закупки.
При этом законом установлено, что конкурентные процедуры, участниками которых являются только субъекты МСП, проводятся исключительно в электронной форме на федеральных электронных площадках;
− среди конкурентных способов согласно ч. 3.1 ст. 3 Закона 223-ФЗ обязательно должны присутствовать торговые процедуры: конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
В статье 3.2 Закона 223 ФЗ установлены минимальные сроки для проведения каждой торговой процедуры, которые следует учитывать при установлении сроков в Положении о закупке.
При желании заказчики могут добавить в Положение и иные, неторговые конкурентные способы.
− если в Положении о закупке не оговорено иное, конкурентные процедуры должны проводиться в электронной форме на электронной площадке.
Независимо от того, разрешено ли Положением о закупке проводить конкурентные процедуры в бумажной форме, закупки товаров, работ, услуг, перечень которых определен в ПП РФ 616, проводятся только в электронной форме.
− при проведении запроса котировок можно не составлять документацию о закупке, при этом все требуемые сведения нужно будет отразить в извещении;
− отменить конкурентную закупку можно не позднее дня подачи заявок;
− в соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ договор по итогам конкурентной закупки может быть заключен не ранее 10 дней (и не позднее 20 дней) со дня размещения в Единой информационной системе итогового протокола, в котором определен победитель. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа;
− при определении случаев, в которых можно проводить закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчикам следует учитывать, что должны соблюдаться требования и принципы Закона 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
− при закупках у единственного поставщика могут не составляться извещение и документация о закупке, но информацию о заключении договоров на сумму свыше 100 (300) тысяч рублей – в зависимости от размера выручки за предыдущий год – требуется размещать в Реестре договоров.

Читайте также:  Правила работы с электронным документом: как отправить больничный лист в ФСС через СБИС?

Бюджетные учреждения и унитарные предприятия, которые не переразместили в ЕИС свои Положения о закупке до конца 2019 года, не имеют права в 2020 году осуществлять закупочную деятельность в соответствии с Законом 223-ФЗ и должны до конца года руководствоваться Законом 44-ФЗ.

Вновь зарегистрированные организации должны утвердить Положение о закупке в течение 3 месяцев с момента регистрации. В противном случае закупочная деятельность должна будет осуществляться в соответствии с требованиями Закона 44-ФЗ.

Также необходимо помнить о том, что утвержденное Положение о закупках и вносимые в него изменения необходимо размещать в Единой информационной системе в течение 15 (календарных) дней со дня утверждения, обязательно в формате, допускающем поиск и копирование текста.

Эксперты нашей компании разработают для вас максимально удобное Положение о закупках, учитывающее специфику деятельности именно вашей организации, а также с учетом всех норм закона 223-ФЗ, действующих в 2020 году. Это поможет вам проводить закупки комфортно и в полном соответствии с действующим законодательством.

3 Закона 223-ФЗ обязательно должны присутствовать торговые процедуры конкурс открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс , аукцион открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион , запрос котировок запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок , запрос предложений запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений.

С изменениями и дополнениями от:

6 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 июня, 2 июля, 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 7 июня, 29, 31 декабря 2017 г., 29 июня, 3 августа, 30 октября, 28 ноября 2018 г., 1 мая, 2 августа, 27 декабря 2019 г., 24 апреля 2020 г.

Принят Государственной Думой 8 июля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Изменения в Федеральном законе № 223-ФЗ

С 24.04.2020 в Федеральном законе № 223-ФЗ изменилось следующее:

  1. Ст.3.5 была расширена и теперь указывает не только на государственную тайну, но и на случаи, когда закупки направлены на достижение целей обеспечения обороны и безопасности РФ.
  2. В ст. 4 также появилось упоминание государственных заказов, цель которых обеспечение обороны и безопасности РФ.

По закупкам в рамках реализации государственного оборонного заказа исключается необходимость размещения информации в единой информационной системе. Данное изменение касается не всего государственного оборонного заказа, а только его части (военная, космическая техники и космическая инфраструктура).

В рамках Федерального закона № 223-ФЗ есть косвенные признаки, по которым можно определить, что закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа:

  • наличие информации в проекте договора
  • наличие казначейского сопровождения
  • определенный перечень заказчиков (например, Роскосмос, Росатом)
  • определенный перечень объектов закупки
  • определенный источник финансирования

На фоне изменений в законодательстве есть определенный минус: наличие у заказчика более развитой системы оценки. Одним из показателей часто является наличие опыта в исполнении подобных договоров. Зачастую такой опыт должен быть подтвержден записью в реестре договоров.

По 223-ФЗ текст договора не размещается в реестре.

В 223-ФЗ сроки заключения договора четко определены, а в 44-ФЗ есть возможность увеличения срока.

Таблица сроков

ДокументСрок размещения в ЕИС
Положение15 дней с даты утверждения
Изменения в Положение
Извещение20 дней до конца срока подачи заявок
Изменения в извещение3 дня
Закупочная документацияОдновременно с извещением
Разъяснения3 дня с даты получения запроса
Протоколы3 дня
Договор после подписания
Изменения в договор10 дней
ОтчетностьНе позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным
Читайте также:  Можно ли подать заявление в ЗАГС на развод через интернет

В зависимости от вида закупки и состава участников в 2018 году действуют минимальные сроки на подачу заявок.

ПроцедураДля когоДо конца срока на подачу заявок или до запроса предложений
Конкурс и аукционВсем и МСП при начальной цене выше 30 млн руб.15 дней
МСП при начальной цене не выше 30 млн руб.7 дней
Запрос котировокВсем5 рабочих дней
МСП, при этом НМЦД не должна быть выше 7 млн руб.4 рабочих дня
Запрос предложенийВсем7 рабочих дней
МСП, при этом НМЦД не должна быть выше 15 млн руб.5 рабочих дней

Процедура Для кого До конца срока на подачу заявок или до запроса предложений Конкурс и аукцион Всем и МСП при начальной цене выше 30 млн руб.

Ваш браузер устарел и больше не поддерживается!

Необходимо обновить до актуальной версии.

Сведения о таких закупках не должны будут размещаться в ЕИС.

Закон № 223-ФЗ о закупках: что изменится в 2020 году

В конце 2019 года законодательство Российской Федерации в сфере закупок претерпело ряд изменений. Они вступят в силу в течение 2020 года. Что нужно знать о ФЗ-223? В чем суть этих самых изменений, когда они начнут действовать и какие последствия ждут предпринимателей?

Важно, что стоимость договоров, которые подписаны с представителями малого и среднего бизнеса, должна составлять не менее 18 стоимости договоров, которые будут подписаны по окончании всех закупочных процедур.

Блог Ларисы Поповой

Изменения в закон 44-ФЗ внесены в часть 6 статьи 96.

Внесены изменения в Закон № 223-ФЗ в части подготовки и осуществления закупок у МСП

Опубликованы нормативные правовые акты, вносящие существенные изменения в порядок подготовки и осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, которые обязаны осуществлять ряд заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ.

Были опубликованы нормативные правовые акты, вносящие существенные изменения в порядок подготовки и осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), которые обязаны осуществлять ряд заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 (далее – Постановление № 1352):

ИЗМЕНЕНИЕ 1: с 01 ноября 2019 года увеличивается минимальный срок планирования закупок у субъектов МСП до 3 лет для конкретных заказчиков, определённых Правительством РФ

Федеральным законом от 02.08.2019 № 263-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в часть 3.1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках, согласно которым заказчики, определённые Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ,, обязаны включать в план закупки раздел о закупке у субъектов МСП, формируемый на срок не менее чем 3 года.

Указанные изменения вступают в силу по истечении 90 дней с даты опубликования этого федерального закона, то есть с 01 ноября 2019 года.

Новая редакция части 3.1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках будет выглядеть следующим образом:

3.1. План закупки товаров, работ, услуг заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, должен содержать, формируемый на срок не менее чем 3 года, раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.

Таким образом, уже с 01.11.2019 г. планирование закупок у субъектов МСП у заказчиков, определённых Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, должно осуществлять на срок не менее чем 3 года.

Какие же именно заказчики по 223-ФЗ обязаны осуществлять планирование закупок у субъектов МСП на срок не менее 3-х лет?

Исходя из содержания пункта 2 части 8.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ речь идёт только о следующих конкретных категориях заказчиков:

  • конкретные заказчики, в отношении планов закупок которых АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» или органами исполнительной власти субъектов Федерации проводится оценка соответствия требованиям российского законодательства об участии субъектов МСП в закупках. Такие конкретные заказчики по 223-ФЗ определены распоряжениями Правительства от 6 ноября 2015 года №2258-р (ред. от 30.12.2018) и от 19 апреля 2016 года №717-р (ред. от 16.03.2018)
  • заказчики, в отношении утверждённых планов закупок которых АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» или органами исполнительной власти субъектов Федерации проводится мониторинг соответствия требованиям российского законодательства об участии субъектов МСП в закупках.

Такие заказчики определяются в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1169 “О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга”.

Мониторинг соответствия проводится в отношении заказчиков, которые указаны в части 2 статьи 1 Федерального закона, за исключением заказчиков, в отношении которых осуществляется оценка соответствия:

  • корпорацией – в отношении заказчиков, которые указаны в подпункте “а” пункта 3 настоящего постановления и общий объем заключенных договоров которых по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год составляет от 250 млн. рублей до 1 млрд. рублей, а также в отношении заказчиков, являющихся дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит указанным дочерним хозяйственным обществам;
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) созданными ими организациями – в отношении заказчиков, указанных в подпункте “б” пункта 3 настоящего постановления, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 10 млрд. рублей, и указанными заказчиками заключены договоры по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год в размере менее 50 млн. рублей.
Читайте также:  Список отделов ПФР Родниковский район, Ивановская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Таким образом, данная поправка в часть 3.1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках распространяется не на всех заказчиков, подпадающих под Постановление № 1352, а только тех на заказчиков, которые определены Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках.

ИЗМЕНЕНИЕ 2: с 01 января 2020 года увеличивается размер годового объема закупок у субъектов МСП, которые обязаны осуществлять заказчики по 223-ФЗ

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.08.2019 № 1001 внесены изменения в пункты 5 и 5.1 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утв. постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352:

  1. годовой объем закупок у субъектов МСП увеличивается с 18 % до 20 % совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.
  2. годовой объем закупок, которые планируется в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки осуществить по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, увеличивается с 15 % до 18 % от совокупного годового стоимостного объема закупок, планируемых к осуществлению.

Обращаю внимание читателей, что с учётом увеличения с 01 ноября 2019 года периода планирования закупок у субъектов МСП до 3-х лет и более это существенным образом усложняет положение заказчиков, подпадающих под действие Постановления 1352.

ИЗМЕНЕНИЕ 3: с 07 августа 2019 года заказчики направляют для включения в Реестр договоров, заключённых заказчиками, договор по результатам конкурентной закупки с участием СМП в форме электронного документа

В соответствии с частью 28 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. То есть представляется из себя электронный документ.

Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.2019 № 973 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации” с 07 августа 2019 года вносятся изменения в пункт 11 Правил ведения реестра договоров, заключённых заказчиками по результатам закупки, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132.

С указанной даты документы для включения в Реестр договоров, если они были сформированы в электронном виде (например, с помощью функционала электронной площадки), направляются заказчиками в форме электронного документа.

планирование закупок у субъектов МСП у заказчиков, определённых Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 части 8.

Отчетность

Согласно статье 4 223-ФЗ, каждый заказчик должен ежемесячно отчитываться о закупках. Существует 4 вида ежемесячных отчетов:

  • об общей цене заключенных договоров;
  • о договорах с единственным поставщиком;
  • об общей цене контрактов с государственной тайной или договоров, заключенных по решению Правительства РФ;
  • об общей стоимости договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Заказчики с выручкой в 2 миллиарда рублей и более обязаны осуществлять закупки у МСП – 18% от общего объема закупок.

вынесение предписания об исправлении нарушений;.

Открытый конкурс по 223-ФЗ

В положении, разработанным заказчиком указывается способ проведения закупки. Если это открытый аукцион, то извещение, разработанное в соответствие с этим положением, должно быть опубликовано за 20 дней до окончания подачи заявки.

Для серьезных участников это достаточный срок для подготовки своей заявки.

После рассмотрения всех заявок, проводится конкурс, определяющий победителя. Им является участник, предложивший выгодные условия исполнения договора.

Со временем, заказчик может начать вносить изменения в положение.

Изменения в госзакупках с 1 июля 2020 года – полный список

  • Изменения в госзакупках с 1 июля 2020 года – новое понятие в законе
  • Изменения в госзакупках с 1 июля 2020 года – список
  • Законодательные акты по теме
  • Типичные ошибки
  • Ответы на распространенные вопросы о том, каковы изменения в госзакупках с 1 июля 2020 года

С 1 июля 2020 года вступают в силу изменения в тексте Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В законе появляется новое понятие «конкурентной закупки» и новые положения, с ним связанные. Давайте выясним, какие произошли изменения в госзакупках с 1 июля 2020 года, и к чему следует быть готовыми.

Ответы на распространенные вопросы о том, каковы изменения в госзакупках с 1 июля 2020 года.

Добавить комментарий