Можно ли “объехать” лишение прав, или Наказание за объезд препятствия по встречке

Пример из судебной практики

Оправданием для того, чтобы права оставались при водителе, является плохое состояние дорожной разметки.

Если она пребывает в ненадлежащем виде, местами сильно стёрта, то водителя, совершающего обгон, могут и не наказывать арестов прав.

Но для того, чтобы такое доказать, нужны факты. Таковыми являются фотографии или записи видеорегистратора, камеры видеонаблюдения, установленной на улице в месте, где проезжал водитель.

Судебным решением будет вынесено либо оправдание водителю, либо уплата незначительного штрафа.

Судебная практика предусматривает послабления при следующих обстоятельствах, которые добавляются к уже описанным допущениям в данном материале:

  1. Водитель только начал объезжать впереди едущую машину по пунктиру, как вдруг наехал на начавшуюся сплошную полосу.
  2. Водитель не мог по объективным причинам объехать ДТП справа, пришлось объезжать слева (при наличии доказательств судом может опровергаться ст. 12.15 КоАП РФ).
  3. До вынесения решения суда у водителя отобрано водительское удостоверение дорожным полицейским. Это противозаконно!
  4. Протокол об административном правонарушении заполнен сотрудником ГАИ неправильно, с ошибками, либо заведомо ложными обвинениями.
  5. Недостаточно доказательств против обвиняемого.

Обжаловать приговор водитель еще может в течение 10 дней после вынесения судебного решения. Для этого нужно подать либо встречный иск, либо ходатайство, либо возражение. Конечно же, с подобной задачей лучше всего справится автоюрист или адвокат.

Очень важным моментом для обжалования в суде решений является доказательная база, которая чаще всего состоит из фото-, видеоматериалов, либо показаний очевидцев, изложенных в письменной форме с указанием их контактных номеров телефонов.

В 2020 году все еще рассматриваются предложения, внесенные в Проект поправок в законы относительно установления наказаний за нарушения с выездом на «встречку».

Предлагается таких водителей не наказывать лишением их прав управлять автотранспортом, а лишь штрафовать. Но размеры денежных санкций увеличат в 2 раза – до 10 000 рублей.

Но для нарушителей, которые выявлены вторично в течение года, таких послаблений не предусматривается. Будут ли приняты такие поправки, неизвестно, но в проекте такое уже существует.

Подводя итоги, следует отметить ключевые моменты. За обгон при запрещающем знаке (в том числе грузовикам), пересечение сплошной линии, обгон при заторе, заезд для маршрутных автобусов, езда по самим встречным полосам – назначается арест водительских прав.

Максимальный срок – 1 год, но чаще всего применяют период от 4 до 6 месяцев. Наказание в виде лишения прав могут быть назначены судом, как с оплатой штрафа, так и без такового. Но чаще всего штраф оплачиваются в любом случае.

Про замену международного водительского удостоверения в Москве смотрите на странице.

Про лишение водительских прав за превышение скорости 3 раза узнайте из этой информации.

Конечно же, с подобной задачей лучше всего справится автоюрист или адвокат.

Объезд препятствий с выездом на встречку – незаконное лишение и иногда штраф

Одна из самых спорных дорожных ситуаций – объезд препятствий. В результате такого маневра водитель, в подавляющем большенстве случаев, будет лишен права управления автомобиля. Но законно ли это и как нас обманывают гаишники?

Итак, Вы передвигаетесь на своем автомобиле и неожиданно впереди Вы замечаете препятствие, в виде неправильно припаркованного автомобиля, машины на аварийке, ямы на дороге или любое другое препятствие, которое объехать без выезда на встречную полосу через сплошную линию разметки просто невозможно.

Случай первый – дорога с одной полосой движения в каждую сторону с отсутствием обочины.

Ситуация для водителей практически безвыходная. И этим пользуются инспекторы ДПС. Выезд на встречку объезжая препятствие в большинстве случаев классифицируется по статье 12.15.4 КоАП с последующим лишением прав на 4-6 мес. Ведь судья почти всегда доверяет больше инспектору: “Оснований не доверять инспектору нет” – каждый, кто был в суда наверняка слышал такую фразу судьи.

Сам же инспектор заявляет что

  • препятствия не было вовсе и вы намеренно выехали на встречную
  • после объезда препятствия водитель вернулся в свою полосу не сразу, а двигался по встречной поллосе еще, хоть 10 см. хоть 1 метр – неважно

Те малочисленные водители, которые сумают подтвердить, что препятствие действительно было, а объезд был совершен корректно, получит штраф в размере 1000-1500 руб. по статье 12.15.3 КоАП.

С целью избежания последствий опасного маневра по встречке инспекторы ГИБДД утверждают, что необходимо встать за препятствием и вызывать инспектора – регулировщика, который разрешит объезд. Представьте картинку, решили Вы на своем любимом автомобиле поехать в гости, на дороге вам попадается сломанный автомобиль, который даже не может вставть на обочине т.к. ее нет и кто из Вас, уважаемые водители, будет вызывать инспетора и ждать час – два – десять пока приедет инспетор? А приедет ли он вообще? Смешная ситуация непрвда ли.

А теперь попробуем разобраться, насколько законны действия инспекторов.
Согласно новым поправкам к ПДД: «Препятствие» – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Примичательно, что в ПДД ничего не сказано про то, что следует предпринять, если эта полоса – единственная. Да и о правилах объезда такого препятствия ничего не сказано.
А что об этом написано в КоАП? Статья 12.15 пункт 3: «Выезд, в нарушение Правил дорожного движения, на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия – наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей».

Но подходит ли объезд припятствий на дороге с выездам на встречную под эту статью? Ответ – подходит, но лишь частично!

Итак, Вы передвигаетесь на автомобиле, перед Вами возникается припятствие, объезжать такое припятствие полагается справа:

  • Вы объехали препятствие справа – ничего не нарушили
  • Вы объехали препятствие слева, предварительно уступив дорогу транспортным средствам, причем справа объехать препятствие было невозможно – Вам по закону абсоютно ничего не грозит.
  • Вы объехали припятсиве слева с выездом на полосу встречного движения, предварительно уступив дорогу транспортным средствам, но при этом имели возможность объехать препятствие справа, но по тем или иным причинам не сделали этого – штраф 1000-1500 руб.(ст.12.15 ч.3)

В законе четко сказано, что за данное правонарушение, если Вы нарушили, предусметрен административный штраф, почему тогда водителей лишают права управления автомобилем?

Статья 12.15.п. 4 применима только тогда, когда в протоколе прямо указан пункт ПДД, который нарушил водитель, выехав на встречку (“встречка бывает разная”). Если же речь в нем идет о другом нарушении (разметка 1.1, пункт 1.3 ПДД РФ – общие положения, которые ничего не запрещают – такой протокол не имеет юридической силы, а выезд на встречную полосу только сопровождает его, лишение прав противозаконно.

Итак, Пунктов ПДД, где прямо сказано о выезде на встречную полосу, всего четыре:

  • п. 9.2. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения».
  • п. 9.3. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается».
  • п. 11.5. «Обгон запрещен на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения и в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения. При этом ограниченная видимость определяется знаками 1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот», 1.12.1, 1.12.2 – «Опасные повороты», 1.29 «тоннель», 1.31.1, 1.31.2 «Направление поворота на закруглении дороги малого радиуса с ограниченной видимостью».
  • п. 15.3. Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства».

Это значит, что абсолютно противозаконно лишать водителей прав на основании нарушения разметки и общих положений, не указав при этом конкретного пункта ПДД, который водитель нарушил, совершив выезд на встречную полосу. А в случае объезда препятствия, при невозможности объезда справа, такого пункта просто не существует.
Таким образом, на основании вышеизложенного, вывод один: нынешняя ситуация с лишениями и штрафами – большая афера ГИБДД и судей.

Что делать, если Вас незаконно оштрафовали или лишили прав? Варинт один – отстаивать свои права, жаловаться и ни в коем случае не сдаваться, чем больше будет таких водителей, которые ведут борьбу за свои права, тем больше шансов, что система, несомненно антинародная, даст трещину.

хоть 1 метр – неважно.

Scifch › Блог › Объезд препятствия на дороге – штраф или лишение?

Для справки. Наказания за выезд на полосу встречного движения регламентируют две статьи Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Пожалуй, их стоит процитировать:

12.15 Часть 3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

Но тут стоит определить, что такое препятствие. Снова обратимся к законодательству, а именно к пункту 1.2 Правил дорожного движения:

Читайте также:  Тотал ОСАГО или тотальная гибель автомобиля: правила выплаты

Препятствие” – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Препятствиями могут быть:
*ограждения в связи с дорожными работами;
*провал или яма на дороге;
*машина с выставленным аварийным знаком;
*упавшее дерево и тому подобное;
*прочие предметы, которые не позволяют проехать.
Когда на ограждениях, установленных на все полосы попутного направления, размещены предписывающие знаки направления объезда, то действовать строго их указаниям. В остальных случаях, пропустив машины, объехать препятствие по обочине, а если это невозможно, то, применяя меры предосторожности, можно объехать по встречной полосе движения.

Ваши действия?
Первое: потребуйте у инспектора предъявить служебное удостоверение и зафиксируйте его данные.

Второе: заявите инспектору, что вы совершили вынужденный выезд на встречную (обочину) из-за препятствия и отсутствия возможности другого варианта объезда. И заодно спросите у инспектора, почему им не принимаются все необходимые меры для организации маршрута объезда возникшего препятствия, как того требует статья 49 приказа № 185 МВД РФ, а вместо этого он прячется в засаде. Налицо полная бездейственность со стороны инспекторов ГИБДД.

И, наконец, третье: заявите инспектору, что все его действия вы обжалуете через прокуратуру и суд, а сейчас вы намерены позвонить по телефону 102 и сообщить о его бездействии. Требуйте составления протокола, составления подробной схемы места нарушения, сфотографируйте место, где создана помеха и где “играл в прятки” инспектор.

И в 10-дневный срок отправляйте заявление сразу в суд с требованием обжаловать вынесенное в ваш адрес постановление.
Наказание за объезд препятствия:
Даже если у вас не было выбора, объезд препятствия с нарушением ПДД карается штрафом. Увы, таковы реалии нашего законодательства. В Правилах дорожного движения вообще никак не объяснено, что нужно делать, если на дороге перед вами лежит дерево, стоит аварийная машина или любое другое препятствие, которое можно объехать только по “встречке“. Нет ни соответствующего пункта, ни даже термина “Объезд“.
Действуя строго по букве закона, нужно остановиться и подождать, пока препятствие кто-то уберет.

И все-таки есть пункты, косвенно касающиеся нашего случая:
п.9.2 ПДД.На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения…“;
п.15.3. Движение через ж/п: “Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства“.
Таким образом, если автомобиль выполняет смену полосы движения в связи с тем, что полоса чем-то или кем-то заблокирована, то его маневр может рассматриваться как объезд. Во всех остальных случаях, т.е. если на полосе движения присутствует какая-то активность в виде движущегося транспортного средства, маневр можно расценивать как опережение или как обгон.

Итак, за объезд препятствия в нарушение ПДД вам грозит три варианта наказания:
1. Если вы пересекли для объезда сплошную линию разметки, то это штраф 500 рублей (КоАП, 12.16 часть 1);
2. Если вы объехали препятствие по обочине или по левой полосе 3-полосной (или более широкой) дороги при отсутствии интенсивного движения, то штраф 1 500 рублей (КоАП, 12.15 часть 1);
Если вы выехали на встречную полосу, то штраф 1 000 — 1 500 рублей (КоАП, 12.15 часть 3).

Увы, таковы реалии нашего законодательства.

1. Нет нарушения

Отсутствие наказания. Для того, чтобы не получить наказание за объезд по встречной полосе, необходимо выполнять этот маневр только на 2-х или 3-х полосной дороге, не выезжая при этом дальше второй полосы. Кроме того необходимо, чтобы на попутной полосе движения находилось какое-либо препятствие.

В качестве препятствия может выступать, например, открытый колодец на проезжей части или дорожно-транспортное происшествие. Однако имейте в виду, что объезд автобуса, остановившегося для посадки пассажиров, по встречной полосе не является объездом препятствия. Этот маневр является объездом транспортного средства, не являющегося препятствием. Наказание за его выполнение рассмотрено ниже.

Поэтому наказание за неправильный объезд уместилось лишь в одну часть статьи 12.

Пересечение сплошной линии

Блокировка попутной стороны дорожного движения появляется если:

• в общественный транспорт садятся пассажиры.

В этом моменте перед владельцем авто предстает дилемма, подождать, пока освободится дорога или объехать преграду по сплошной разметке. Во многих ситуациях водители будут выбирать иную траекторию движения.

Определенные полицейские будут расценивать такие решения, как обгон с переездом сплошной отметки. А это может грозить водителю огромным штрафом.

В ПДД отсутствует определение обгона или объезда. Из-за этого стоит почитать ст. 12.15 КоАП. Исходя из данного закона, объездом стоит назвать маневрирование, которое совершалось вследствие отсутствия иного пути последующего передвижения. То есть, когда движение по стороне водителя происходит, пусть и с маленьким скоростным режимом, это уже является обгоном.

За такие нарушения предусматривается административное наказание или лишение прав на конкретное время.

Действие скидки на штраф за обочину

Скидка 50% на штраф по статье 12.15 КоАП РФ действует вплоть до четвертой части при оплате в первые 20 дней. Это регламентирует п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ. Скидка не распространяется на штрафы ГИБДД за тяжелые повторные нарушения и штрафы от администраций населенных пунктов.

В 2020 году в закон внесли поправки и теперь льготный срок оплаты можно восстановить. Чтобы повторно получить право на скидку нужно подать ходатайство туда же и тому же лицу, которые вынесло постановление. Их данные есть в постановлении.

Это регламентирует п.

Когда разрешён объезд по встречке

В некоторых ситуация пересечение разделительной сплошной полосы возможно даже при установленном знаке запрещающем обгон.

Это можно сделать в таких случаях:

  • На дорожное покрытие нанесена прерывистая разметка;
  • Производится обгон тихоходного ТС (на нем обязательно должна быть установлено соответствующее обозначение);
  • Если водитель обгоняет скутер, велосипед, гужевую повозку.

К группе тихоходных средств относится весь автотранспорт, скорость движения которого не превышает 30 км/ч.

В некоторых ситуациях на присутствие препятствия впереди движения сигнализируют установленные вдоль дороги знаки либо временные светофоры. Они сигнализируют о том, куда необходимо выполнить манёвр для объезда препятствия.

Установка таких знаков и светофоров происходит в следующих случаях:

На участке движения автотранспорта происходит работа коммунального транспорта, вследствие чего проезд затруднён.

Действия водителя при составлении протокола

Нарушение правил дорожного движения фиксирует специальная камера или инспектор ГИБДД. В последнем случае составляется протокол, который в дальнейшем направляется в суд. Нарушитель при этом может попросить указать в документе, что просит вести разбирательство по месту его проживания. Если особенности ситуации не зафиксированы с помощью фото- или видеосъемки, к составлению протокола привлекают двух свидетелей происшествия.

Пока сотрудник ГИБДД оформляет документы, водителю рекомендуется заняться фиксацией условий, в которых он нарушил закон. На телефон или регистратор надо снять общую картину, выставленные знаки, нанесение разметки, особенности препятствия, из-за которого был совершен выезд на сплошную. Подписывать можно только такой протокол, который полностью отражает специфику случая, не оставляет спорных моментов.

Действия водителя при составлении протокола.

Размер штрафных санкций

Двигаюсь по дороге и, видя впереди препятствие, перед водителем возникает дилемма, как его объехать? Объезд по встречной полосе водителю обойдется в 1000-1500 руб. (по ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ)

Если двигаться по обочине, то это образует состав по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ, санкция за который составит 1500 руб. штрафа.

Наиболее опасным маневром является объезд по пешеходной или велосипедной дорожке, штраф составит 2000 руб. по ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ.

Если водитель осуществляет выезд на встречку при повороте в результате образовавшегося препятствия, действия будут расцениваться по ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ и сумма штрафа составит 1000-1500 руб.

При наличии времени лучше подождать пока препятствие не будет убрано, а также, если не запрещено правилами можно сдать назад и объехать в другом направлении.

В противном случае за движение задним ходом можно получить штраф 500 руб. по ч. 2 ст. 12.14 КоАП РФ.

Как говорится, попытка не пытка, возможно инспектор окажется хорошим человеком, в лучшем смысле этого слова.

Объезд припаркованной машины через сплошную — будет ли штраф?

Можно ли объезжать стоячие автомобили с выездом на встречную полосу?

  1. Правовые нормы
  2. Наказание неизбежно?

Никто не застрахован от возникновения препятствия на полосе движения. Чаще всего им оказывается неправильно припаркованный автомобиль или посторонний предмет (например, упавшее дерево). Иногда продолжить путь не позволяет состояние самого покрытия. Остается один выход: объехать преграду по встречной полосе. Но что делать, если дорога посередине разделена сплошной разметкой? Можно ли в этом случае пересечь непрерывную линию?

Пока вторая машина движется, деяние подпадает под действие части 4 статьи 12.

Правила езды по “встречке”

Выезжать на встречную полосу опасно – это грозит лобовыми столкновениями. Поэтому и наказание за такое нарушение закономерно суровое — лишение права управления на 4–6 месяцев, а при повторном совершении — на год. Однако бывает, что водители вынуждены выезжать на “встречку”. Правовые аспекты нарушения правил расположения транспортных средств на проезжей части дороги и особенности фиксации подобных нарушений рассмотрел Евгений Храпов, журнал “ГАИ”.

Читайте также:  Фаленки - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Истина в последней инстанции

Статья 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях включает пять частей и учитывает все возможные случаи расположения транспортных средств на проезжей части дороги, начиная с движения по обочинам и велосипедным дорожкам и заканчивая выездом на полосу, предназначенную для встречного движения. При этом максимально широк и разброс наказаний — от пятисот рублей штрафа до лишения прав на длительный срок.

Несмотря на достаточно четкие формулировки статьи, нередко между инспектором, зафиксировавшим нарушение правил, и автолюбителем-нарушителем возникают разногласия в трактовке произошедшего. Особенно часто это касается ситуаций с выездом на “встречку”, которые описаны в 3 и 4 частях этой статьи. В обоих случаях водитель, конечно, нарушает, но 3 часть предусматривает наказание за вынужденное нарушение, связанное с объездом препятствия, а 4 — наказание за преднамеренное нарушение. И разница в наказании существенная. За объезд препятствия по “встречке” водителю грозит штраф до полутора тысяч рублей, за преднамеренный выезд на встречную полосу или на трамвайные пути встречного направления — лишение прав минимум на четыре месяца.

Попадая в подобную ситуацию, когда вы считаете, что пересекли сплошную линию разметки, чтобы объехать препятствие, а инспектор усмотрел в этом преднамеренный выезд на “встречку”, нужно помнить и неукоснительно следовать нескольким простым правилам. Во-первых, не спорьте с инспектором — это бессмысленно и может спровоцировать вас же на конфликт. Существуют более цивилизованные методы: если вы не согласны, укажите это в протоколе об административном правонарушении и схеме, которые составляются на месте. Еще лучше, там же сразу отметьте свои возражения и замечания. Во-вторых, помните, что решение о лишении права управления принимает не инспектор, он лишь оформляет материал и направляет его в суд. Вердикт выносит мировой судья. Но и он не является истиной в последней инстанции.

Если вы не согласны с вынесенным решением, можно идти дальше — подавать апелляцию в районный суд. Все это время, пока не будет вынесено окончательное судебное решение, вы сможете оставаться “на колесах” и управлять автомобилем по временному разрешению, которое вместо изъятых прав выдаст вам инспектор. А там уж — как ваш юрист постарается: либо останетесь с правами, заплатив небольшой штраф, либо без прав — срок ограничения права управления начинается, напоминаем, с момента вынесения окончательного судебного решения, а не с момента сдачи временного разрешения. В случае лишения прав, разрешение тоже лучше сдать, поскольку оно является бланком строгой отчетности, и позже вам придется официально объясняться в автоинспекции (писать заявление), по какой причине вы его не сдали.

Процессуальные нарушения

“Как ваш юрист постарается” — это не оговорка и не реклама услуг автоюристов. Как показывает практика, без помощи юридически подкованного специалиста доказать свою невиновность или же виновность по более мягкой статье практически невозможно. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев, даже профессионалу это удается не с первого раза. Мировые судьи крайне редко выносят решение в пользу автолюбителя. Более детально во всех тонкостях дела обычно разбираются во второй инстанции — в районных судах.

Чтобы объяснить, сколько существенных “мелочей”, незаметных для рядового человека, тут может быть, мы проиллюстрируем это реальным примером. Если помните, осенью прошлого года на участке улицы Радищева (между Шейнкмана и Московской) довольно долго шли ремонтные работы. Причем, ситуация постоянно менялась: полосы для движения то в одном, то в другом направлении закрывались, потом движение возобновлялось, а буквально через пару недель опять частично перекрывалось. В один из дней во всю эту неразбериху и попал владелец Infiniti, который двигался по Радищева в направлении Московской. Поскольку проезжая часть была раскопана, он выехал на трамвайные пути попутного направления и очутился позади трамвая. Прождав минут пять и убедившись, что тот никуда не двигается, автолюбитель решил объехать его по трамвайным путям встречного направления. Сразу за перекрестком его и “приняли” инспекторы.

Конечно, нарушение правил было очевидно, так как выезжать на “встречку” запрещено при любых обстоятельствах. Только водитель был убежден, что он совершил объезд стоящего трамвая, а инспекторы настаивали, что это был банальный выезд на встречную полосу. Цена спора — штраф или лишение прав. Инспекторы составили протокол, схему, изъяли водительское удостоверение, выдав водителю временное разрешение, и отправили материалы в суд.

Владелец Infiniti оказался мудрым человеком и, не дожидаясь судебного заседания, бросился искать профессионального юриста.

Юристу, надо признать, в этом деле было за что зацепиться. И первый повод ему дали сами инспекторы. Оформляя правонарушение, по какой-то причине они составили протокол и схему… “осмотра дорожно-транспортного происшествия”, а не “места совершения административного правонарушения”. Кроме того, и сама схема, составленная, видимо, второпях, пестрила многочисленными нарушениями. В ней отсутствовали условные обозначения транспортных средств, и можно было только догадываться, что находилось перед автомобилем на трамвайных путях. Отсутствовали на ней хотя бы какие-то временные дорожные знаки или разметка, которые в период проведения работ устанавливаются на ремонтируемом участке для организации движения. Наконец, отсутствовали и понятые, которые бы подтверждали факт составления схемы на месте правонарушения. Все это вместе противоречит административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2009 г., утвержденному приказом N 185 и четко определяющему порядок действий сотрудников органов внутренних дел. В частности, приложению N 7 к регламенту, в котором приведен образец схемы оформления правонарушения.

Автоюрист настаивал на том, что все это не позволяет составить полную картину происходившего на перекрестке Радищева и Московской. Но ознакомившись с материалами и выслушав инспекторов, судья не нашла оснований им не доверять. А предоставленная в судебное заседание видеозапись нарушения однозначно убедила ее в том, что Infiniti выехал на трамвайные пути встречного направления и продолжил по ним движение. Поэтому водитель был признан виновным по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ и наказан лишением прав на пять месяцев.

Спасительная переквалификация

Однако водитель с юристом считали по-другому. Конечно, на пути встречного направления он выехал и движение по ним продолжил, только при этом судья оставила без внимания главное — стоящий трамвай, препятствие, которое и стало причиной выезда на “встречку”. С этим они и отправились в суд второй инстанции, также указав в жалобе, что протокол был составлен с многочисленными процессуальными нарушениями.

Судья Ленинского района согласился, что мировой судья не проверил и не опроверг довод водителя о наличии на пути его движения неподвижного препятствия, равно как и “забыл” выяснить этот вопрос со свидетелями.

Инспекторов опять вызвали в суд, но они на этот раз не явились. Да и видеозапись, по мнению районного судьи, с достоверностью не опровергала довод водителя о наличии перед ним неподвижного препятствия — трамвай вообще не попал в поле зрения видеокамеры. А любые неустранимые сомнения, как известно, должны толковаться судом в пользу обвиняемого. Поэтому судья нашел доказанным лишь тот факт, что водитель выехал на встречные пути для объезда препятствия, переквалифицировал его действия с ч. 4 на ч. 3 ст. 12.15 и назначил штраф в размере 1500 руб. Оплатив его в банке, водитель в тот же день получил свои права.

Как видно на этом примере, решать проблемы с выездом на “встречку” можно вполне законным путем, не предлагая взятку и не вступая в конфликт с должностными лицами.

Статья 12.15 КоАП РФ: Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги

Ч. 1. Нарушение правил расположения ТС на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны — штраф 500 руб.
Ч. 2. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам — штраф 2 тыс. руб.
Ч. 3. Выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия — штраф 1000–1500 руб.
Ч. 4. Выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления в иных случаях — штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на 4–6 мес.
Ч. 5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4, — лишение прав на 1 год.

Мировые судьи крайне редко выносят решение в пользу автолюбителя.

Вам письмо

Спустя пару дней приходит штраф. В документах сказано, что такого-то числа в такое-то время по адресу Новослободская, 64 при съезде на Сущевский вал водитель не выполнил требование, предписанное дорожной разметкой. Меня обвинили в нарушении ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» и назначили штраф 500 рублей. Казалось бы, сумма небольшая, но меня возмутил сам факт. К «письму счастья» прилагалось фото с дорожной камеры — оно как раз доказывает, что я был вынужден нарушить правила. Кроме того, в кадр попали еще три машины, которые вместе со мной объезжали в тот момент препятствие через сплошную. Получается, буквально за одну минуту ГИБДД необоснованно оштрафовала четверых водителей. Можно только гадать, сколько нас таких было за день.

Казалось бы, сумма небольшая, но меня возмутил сам факт.

Новые Правила дорожного движения: разбираемся в поправках

Принятые поправки в Правила дорожного движения еще не вступили в силу, а уже успели вызвать бурю споров и непонимания. А самыми сложными оказались разделы про «объезд препятствия» и «обгон по полосе встречного движения». Мы попытались разобраться в изменениях с экспертами.

Читайте также:  Важные нюансы приватизации и других способов приобретения прав на нежилые помещения

Так можно ли объехать препятствие по встречке…

Без наказания – нет. Для водителей все остается по-прежнему, а в новых поправках всего лишь прописали, что именно можно считать препятствием (ранее этого определения не было). Согласно поправкам, «Препятствие – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т. п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил».

То есть сломавшийся автомобиль, упавшее дерево, большая яма – это препятствие. А вот автобус, остановившийся для высадки пассажиров, автомобильная пробка и ждущий пассажира таксист препятствием не считаются.

– С одной стороны, такая поправка на руку водителям – наконец-то гаишники перестанут считать, что авария, перекрывшая всю трассу, всего-навсего помеха, а не препятствие, и вымогать за ее объезд взятку, – высказывается по поводу поправок президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – А с другой – яму какого размера можно считать препятствием? А ремонт дороги к чему отнести? А что подразумевается под «дефектом дороги»? В общем, доработок тут требуется много.

Согласно действующему Кодексу об административных правонарушениях, объезды по встречке наказываются всегда. Только иногда можно схлопотать штраф, а иногда – лишиться прав.

– «В случае выезда на трамвайные пути встречного направления, а равно выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенного с объездом препятствия», грозит штраф в размере от 1000 до 1500 рублей (ст. 12.15. ч. 3 КоАП).

То есть за объезд ямы, дерева или аварии заплатите штраф. При объезде того, что в новых поправках под понятие «препятствие» не подпадают, лишитесь прав.

– «Выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (то есть статья выше. – Авт.)» – лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (ст. 12.15. ч. 4 КоАП).

Многие водители в подобных случаях пытаются объехать препятствие справа. Если для этого есть свободная полоса, то сделать это возможно, потому что в ПДД и КоАП нигде не сказано, что такой маневр запрещен (запрещен только обгон справа, а вы в данном случае не обгоняете, а объезжаете!).

А вот объезд справа по обочине карается штрафом в 500 рублей (ст. 12.15. ч. 1 КоАП).

Объезд по тротуару – 2000 рублей (ст. 12.15. ч. 2 КоАП).

Что же остается делать водителю, если справа нет свободной полосы, а в остальных случаях грозит наказание? Руководство Департамента обеспечения безопасности дорожного движения РФ высказывалось, что такое нарушение можно свести к «крайней необходимости». Заведующая питерской адвокатской консультацией «Автоправо» Марина Виноградова не подтвердила слова госавтоинспекторов и пояснила:

«Правила разрешают объехать препятствие только справа, если такой возможности нет – остается стоять и ждать устранения препятствия или сдавать назад (если это не запрещено) и искать варианты объезда участка по другой дороге.

Если же вы все-таки поехали объезжать препятствие по встречной, и вас поймал гаишник, грозя выписать огромный штраф, то вам необходимо подробно сфотографировать препятствие и дорожную ситуацию со всех сторон: где находился экипаж ДПС, как объезжали это препятствие другие машины. Эти снимки нужно будет представить в суд. Рассмотрев их, суд, если в результате объезда не было ДТП, и встречное движение было не интенсивным, может вынести водителю устное замечание и прекратить дело в силу малозначительности нарушения. Подчеркиваю, МОЖЕТ, ибо это его право, а не обязанность. Ибо за объезд препятствия по встречной водителю грозит штраф. Сведение к крайней необходимости в подобных случаях неправомерно, ибо крайняя необходимость подразумевает предотвращение какой-либо опасности, и причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. В случае с объездом препятствия этих признаков нет».

– А вы представляете себе такую ситуацию: едете пару километров по узкой дороге и вдруг упираетесь в мертво стоящую фуру, которую без штрафа уже никак не объехать, и никуда не деться – сзади уже другие машины подпирают, – возмущается Сергей Канаев, лидер российской Федерации автовладельцев. – По-моему, все эти поправки дают работу коррупционным схемам.

…и обогнать тихоход через сплошную?

В одном из новых параграфов прописано: если висит знак «Обгон запрещен», то «запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных ТС (Согласно «Основным положениям по допуску ТС к эксплуатации», скорость у тихоходного средства не превышает 30 км/час, и на нем устанавливается опознавательный знак в виде красного треугольника), гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски» (см. схему ниже).

А если на дороге сплошная линия? Обгонять при этом нужно по правилам, то есть не выезжая на встречную. Иначе лишение прав (срок 4 – 6 месяцев, (ст. 12.15. ч. 4 КоАП).

При этом другая поправка дает точное определение обгону – это «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)». Все остальное будет именоваться опережением – «движением транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства».

Казалось бы, так понятнее: обошел по встречной – обгон, по соседней попутной полосе – опережение. Но вот тут-то начинается путаница.

Если вернуться к тихоходным средствам (см. выше), то:

– при знаке «Обгон запрещен» тихоходные объезжать можно,

– а обгон не что иное, как езда по встречке.

– Тот, кто писал эти поправки, внес сумятицу в ПДД, которые и без того читаются двояко, – говорит Виктор Травин. – И это будет на руку гаишникам. Ну как, скажите на милость, доказать инспектору, что тихоход ехал со скоростью 28 километров, а не 32 километра? И чего придерживаться водителю: знака, который обгон разрешает, или КоАП, который запрещает?

В ГИБДД столицы на наши расспросы ответили, что не готовы навскидку все разъяснить, и предложили прислать официальный запрос.

И что остается делать водителям? Продолжать жить по старым Правилам. До вступления в силу новых ПДД – еще полгода, и за это время наверняка успеют «поправить поправки».

НА ЗАМЕТКУ

Что еще изменится в ПДД в ближайшее время

+ В городе всем придется ездить с включенным ближним светом или включенными дневными ходовыми огнями, если они предусмотрены конструкцией автомобиля.

+ Все дорожные знаки получат приоритет перед дорожной разметкой.

+ Движение по круговому перекрестку кардинально поменяется: теперь преимущество будет за теми, кто едет по кольцу, а въезжающие на него обязаны будут уступить, если стоит знак «Уступи дорогу».

+ Пропускать пешеходов нужно будет, не только когда они уже переходят проезжую часть, но и когда только «вступили на нее для осуществления перехода» (на пешеходных переходах, обозначенный знаками и/или разметкой).

+ Инструкторам по вождению во время занятий, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальную цветографическую окраску (гаишникам в том числе), тоже придется пристегиваться ремнями.

Опубликовано: 20 мая 2010 года (Российская газета)
Вступают в силу: 21 ноября 2010 года

В случае с объездом препятствия этих признаков нет.

Наказание за неправильный объезд препятствия

Существует два вида наказания водителей, совершивших неправильный маневр при объезде препятствия:

  1. Штраф в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей.
  2. Наложение штрафа в размере 500 рублей.
  3. Изъятие ВУ на срок от 4 до 6 месяцев или штраф в размере пяти тысяч рублей.

Если на участке четко видна сплошная разделительная разметка, то ее пересечение в любом случае обяжет водителя к ответственности, даже при объезде препятствия.

Более легкое наказание предусмотрено, если доказан факт объезда, а ни обгона и водитель не выехал на встречку, а только проехал по сплошной линии.

Но и в этом случае объезд стоящего транспортного средства через сплошную может привести к двоякой ситуации, если инспектор посчитает что ТС не являлось препятствием или его можно было объехать справа.

Если объезд препятствия все же вынуждает водителя нарушить правила и выехать на встречку через сплошную, то при фиксации маневра камерой или инспектором будет выписан штраф в размере от одной до полутора тысяч рублей по усмотрению мирового судьи.

Если на участке четко видна сплошная разделительная разметка, то ее пересечение в любом случае обяжет водителя к ответственности, даже при объезде препятствия.

Как наказывается выезд на встречную полосу для поворота налево или разворота

Да, без «внимания» поворот (разворот) на встречной полосе по ст.12.16, ч.2 КоАП не останется, и водитель будет оштрафован;

Размер штрафа от 1000 — 1500 руб.

При съемке уделить побольше внимания следующим ракурсам нахождению автомобиля инспектора ПДС, состоянию дорожного покрытия, положению автомобиля нарушителя ПДД.

Добавить комментарий