Как сообщить о двойном гражданстве. Закон о двойном гражданстве

Кто может не сообщать о втором гражданстве

Граждане РФ, проживающие на постоянной основе за рубежом, имеют право не передавать миграционной службе сведения о смене статуса, однако они обязаны обратиться с соответствующей информацией в отделение ГУВМ МВД по прибытии на территорию России не позднее чем через 30 дней. Теперь вы знаете, как не сообщать о втором гражданстве и при этом не иметь проблем с законом.

представитель несовершеннолетнего лица, который имеет второй паспорт;.

Что за второе гражданство

Гражданство может быть двойным, а может быть вторым, или множественным.

Двойное гражданство означает, что государство знает о наличии другого гражданства и признает его. Это возможно, только когда государства заключили специальное соглашение о двойном гражданстве. У России такое соглашение есть только с Таджикистаном. То есть двойным гражданством россиянина будет считаться только одновременное гражданство РФ и Таджикистана. В остальных случаях гражданство будет вторым.

Россияне с двойным гражданством сохраняют полные права и обязанности в обеих странах, но платят налоги и проходят военную службу по месту постоянного жительства.

Когда гражданин РФ оформляет паспорт страны, с которой у России нет специального договора, гражданство считается вторым. В этом случае россиянин будет рассматриваться в России только как подданный РФ , а в стране второго паспорта — как подданный этой страны.

Запрет занимать определенные должности.

Как сообщить о двойном гражданстве. Закон о двойном гражданстве

4 августа 2014 года вступил в силу закон, согласно которому граждане РФ должны уведомить российские власти о наличии другого гражданства. Подать уведомление о наличии второго гражданства можно с 17 августа 2014 года по почте или лично в подразделениях ФМС России. На это отводится 60 дней, т.е. это необходимо будет сделать до 4 октября 2014 года.

Вот Некоторые разъяснения по данному закону:

1. Перед кем из граждан РФ появляется обязанность уведомления ФМС?

– Уведомить ФМС должны российские граждане, имеющие гражданство другого государства или получившие вид на жительство в другом государстве.

– От обязанности подавать уведомление освобождаются граждане, которые постоянно проживают за пределами РФ (уведомить о наличии иного гражданства можно только пребывая на территории РФ). Однако как только гражданин России вернётся в Россию на постоянное жительство, он будет обязан уведомить ФМС о втором гражданстве. Если гражданин России въезжает на Родину временно и имеет постоянное место жительства за границей, то он освобожден от этой обязанности.

2. Какие документы должны быть приложены к уведомлению о наличии второго гражданства? Нужно ли нотариально их заверять или переводить?

Пакет документов, прилагаемых к уведомлению:

А) уведомление о наличии второго гражданства — к форме уведомления прилагается только копия иностранного паспорта / иного документа, удостоверяющего наличие второго гражданства / иностранного вида на жительство и копия внутреннего паспорта гражданина РФ.

Б) уведомление о наличии гражданства у несовершеннолетнего ребенка старше 14 лет (ограниченного в дееспособности совершеннолетнего гражданина) — предоставляется копия иностранного паспорта / иного документа, удостоверяющего наличие второго гражданства / иностранного вида на жительство, свидетельство о рождении ребенка (если заявитель – родитель ребенка) или акт органов опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (если заявитель – опекун или попечитель), а также – копия внутреннего паспорта гражданина РФ или документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории России.

В) Уведомление о наличии гражданства у несовершеннолетнего ребенка младше 14 лет — предоставляются копия иностранного паспорта / иного документа, удостоверяющего наличие второго гражданства / иностранного вида на жительство, копия внутреннего паспорта гражданина РФ или документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории России, – в отношении заявителя и дополнительно по выбору заявителя копия одного из следующих документов:

  • заграничного, дипломатического или служебного паспорта ребенка-гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
  • паспорта гражданина Российской Федерации родителя, в том числе заграничного, дипломатического или служебного паспорта, в который внесены сведения о ребенке;
  • свидетельства о рождении, в которое внесены сведения: о гражданстве Российской Федерации обоих родителей или единственного родителя (независимо от места рождения ребенка); о гражданстве Российской Федерации одного из родителей, если другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим либо если место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); о гражданстве Российской Федерации одного из родителей и гражданстве иностранного государства другого родителя (если свидетельство о рождении выдано на территории Российской Федерации);
  • перевода на русский язык документа, выданного компетентным органом иностранного государства в удостоверение акта регистрации рождения ребенка с отметкой о гражданстве России, проставленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции или его территориальным органом, консульским учреждением Российской Федерации или консульским отделом дипломатического представительства Российской Федерации;
  • свидетельства о рождении, выданного уполномоченным органом Российской Федерации отметкой о гражданстве РФ, проставленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом, консульским учреждением Российской Федерации или консульским отделом дипломатического представительства Российской Федерации; вкладыша к документу, выданному компетентным органом иностранного государства в удостоверение акта регистрации рождения ребенка, либо к свидетельству о рождении, подтверждающим наличие гражданства Российской Федерации, выданных в установленном порядке до 06.02.2007.

При подаче уведомления необходимо иметь при себе оригиналы всех документов, копии которых приложены к уведомлению.

Ни Закон о втором гражданстве, ни порядок подачи уведомления не обязывают предоставлять нотариально заверенные или скрепленные апостилем копии документов, нет требования и о переводе их на русский язык. Однако рекомендуется прилагать к копии иностранного документа его перевод на русский язык, поскольку это облегчит его обработку сотрудниками миграционной службы и снимет вопросы, которые могут у них возникнуть. Перевод нотариально заверять не обязательно.

3. Можно ли направить уведомление о втором гражданстве по электронной почте или иным способом посредством сети Интернет?

Нет. Согласно ч.5 ст.6 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (в редакции Закона о втором гражданстве) подача уведомления о втором гражданстве осуществляется либо лично, либо посредством почтового отправления.

4. Можно ли отправить уведомление о втором гражданстве через консульство России, находясь за границей?

Нет. В соответствии с ч.ч. 3 и 4 ст.6 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (в редакции Закона о втором гражданстве) подача уведомления о втором гражданстве производится только при нахождении гражданина на территории Российской Федерации непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы либо посредством почтового отправления в указанный орган.

Дипломатические представительства и консульские учреждения МИД России не уполномочены принимать от российских граждан уведомления о наличии у них иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на их постоянное проживание в иностранном государстве, нотариально удостоверять на них подпись заявителей, пересылать уведомления в ФМС России, оформлять доверенности на законных представителей для решения этого вопроса на территории России, а также выдавать любые относящиеся к этой процедуре справки.

5. Можно ли отправить уведомление по почте, находясь за границей?

Нет. Согласно п.3 Порядка подачи уведомления почтовое отправление осуществляется через организацию федеральной почтовой связи, иначе говоря, Почту России. Это обусловлено 2 факторами:

– по логике Закона о втором гражданстве от подачи уведомления освобождены российские граждане, постоянно проживающие за ее пределами, соответственно, не предусмотрена возможность направления уведомления из-за рубежа;

– при принятии уведомления сотрудник отделения связи должен заполнить его (в части, относящейся к получению уведомления), поставить на нем оттиск почтового штемпеля и выдать отрывную часть уведомления гражданину. Законодательство России не может возложить такую обязанность на иностранные организации почтовой связи.

6. Нужно ли направлять уведомление о наличии второго гражданства, если человек имеет иностранное гражданство, постоянно проживает за пределами России, но имеет регистрацию по месту жительства (прописку) в России?

Да, нужно. В настоящее время под гражданами России, постоянно проживающими на территории России, понимаются россияне, зарегистрированные по месту жительства в России. Наличие такой регистрации (прописки) автоматически означает, что для целей миграционного законодательства (а не налогового) гражданин постоянно проживает в России и не может постоянно проживать за ее пределами. Безусловно, в рамках отдельно взятого дела можно доказать, что гражданин фактически постоянно проживает за пределами России, а значит – не должен подавать уведомление о втором гражданстве. Но, сделать это можно будет только в рамках отдельного дела, а, значит, может так случиться, что придется пережить не очень приятные моменты, связанные с фактом неисполнения обязанности по уведомлению о втором гражданстве.

Как определяется «постоянно проживающий за границей»?

На данный момент закона или нормативных актов, которые бы определяли понятие «ПМЖ за границей» (как было в СССР), не существует. Единственный «документ» на данное время, по которому ФМС определяет «проживание» есть регистрация. Но вопрос в том, что регистрация есть требование сугубо внутреннее, и к проживанию за границей она никакого отношения не имеет. Существует вероятность (и опасения), что регистрация (а также возврат к практике «выезд на ПМЖ») будет являться для ФМС определением места проживания. Следует заметить, что есть понятие «резидент» и в различных аспектах права оно определяется по-разному. Из пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ в редакции ЗаконаN 406-ФЗ следует, что резидентами считаются физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. Выписка на ПМЖ, т.е. снятие с регистрационного учёта по месту проживания/пребывания со штампом «за рубеж» есть процедура закона, которая более не существует. «Выписываться» куда-либо, тем более из своей собственности, никто заставить не может. Конечно, «выписываться» есть право, но никак не обязанность. Кроме того, когда гражданин приезжает в РФ, у него есть прямая обязанность быть зарегистрированным. Cуществует трактовка ст.3 закона РФ о Гражданстве, которая также используется в валютном и таможенном законодательстве.

Гражданин РФ считается постоянно проживающим за рубежом, если у него есть вид на жительство или иной документ, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории иностранного государства и подтверждающий право на свободный выезд и возвращение в это государство. Достоверно подтвердить факт отсутствия гражданина на территории России, а также период такого отсутствия позволяет информация, содержащаяся в отметках, проставляемых пограничными органами в паспорте при пересечении Государственной границы Российской Федерации.

По информации пресс-службы ФМС России, «постоянно проживающими за пределами РФ считаются граждане, стоящие на консульском учете в другой стране, которые имеют документ, подтверждающий постоянное проживание – вид на жительство, гринкарту и т.д.» Стоит заметить, что постановка на консульский учёт есть право, но никак не обязанность. Консульский учёт не зависит от статуса с точки зрения иммиграционных властей страны пребывания, а потому сама по себе не является ультимативным доказательством постоянного проживания за границей (хотя КУ может быть использован как часть доказательств). Постановка на КУ не порождает никаких изменений во взаимодействии с консульством и не влияет на получение паспорта или других документов.

По информации МИДа России, постановка гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего либо временно находящегося за пределами Российской Федерации, на учет в консульском учреждении Российской Федерации в иностранном государстве сама по себе не может рассматриваться в качестве обстоятельства, доказывающего фактическое непрерывное пребывание (проживание) данного лица за пределами Российской Федерации и не порождает для лица каких-либо правовых последствий.

Читайте также:  Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины - Заполнение декларации 3-НДФЛ онлайн

Таким образом, действие Федерального закона № 142-ФЗ не распространяется на граждан Российской Федерации, снятых с регистрационного учета в Российской Федерации в связи с выездом на постоянное жительство за пределы Российской Федерации с составлением листка статистического учета выбытия. .В случае если пересечение Государственной границы Российской Федерации физическим лицом осуществляется на основании заграничного паспорта гражданина Российской Федерации или иных документов, то при отсутствии документа, подтверждающего факт его постоянного проживания в иностранном государстве (вид на жительство, разрешение на жительство и т.д.), выданного в соответствии с законодательством иностранного государства, он рассматривается таможенными органами в качестве лица государства — члена Таможенного союза.

7. В какой территориальный орган миграционной службы мне подавать уведомление: по месту прописки, по месту временного пребывания или по месту фактического проживания?

В соответствии с ч.ч. 3 и 4 ст.6 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (в редакции Закона о втором гражданстве), подача уведомления о втором гражданстве производится в территориальный орган миграционной службы по месту регистрации жительства (по месту прописки), при отсутствии места жительства – по месту регистрации временного пребывания, а при отсутствии и первого, и второго – по месту фактического проживания. Мы считаем это нелогичным, потому что многие из нас проживают не по месту постоянной регистрации и даже не по месту временной регистрации, соответственно, заставлять людей возвращаться в свои регионы только ради подачи уведомления нецелесообразно. Вопрос о возможности подачи уведомления о втором гражданстве по месту фактического проживания будет разъяснен дополнительно.

8. Нужно ли подать уведомление о наличии иностранного вида на жительство, если его срок истекает в декабре 2014 года?

Статья 6 Закона о втором гражданстве обязывает россиян, имеющих иностранный вид на жительство на момент вступления в силу Закона о втором гражданстве, уведомлять о наличии у них иностранного вида на жительство независимо от того, когда истекает срок его действия. Согласно букве закона, даже если вид на жительство истечет 05.10.2014, необходимо подать уведомление о нем.

9. По какому адресу необходимо направить уведомление о втором гражданстве?

Адрес территориального органа миграционной службы, в который должно быть подано уведомление о втором гражданстве, можно узнать на сайте Управления Федеральной миграционной службы России по субъекту Федерации, его адрес можно узнать на сайте Федеральной миграционной службы России .

10. Из какого отделения Почты России можно отправить уведомление о втором гражданстве?

Уведомление о втором гражданстве может быть отправлено из любого отделения Почты России, главное – направить его по правильному адресу.

11. Какая ответственность предусмотрена за неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации обязанности по подаче уведомления?

Неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации обязанности по подаче в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.

Нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации уведомления о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений, влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

12. Предусмотрена ли административная ответственность за утерю отрывного корешка уведомления о втором гражданстве?

Отрывная часть уведомления о втором гражданстве – единственное доказательство того, что такое уведомление направлено. Следовательно, при ее отсутствии могут привлечь к уголовной ответственности за не уведомление о втором гражданстве. Безусловно, в реестре, который будет вести миграционная служба, скорее всего найдут информацию о том, что уведомление получено. Но в случае если такую информацию не найдут, может возникнуть немало неприятных минут общения с российскими правоохранительными органами и наличие судимости по итогам этого общения. Настоятельно рекомендуется хранить отрывную часть уведомления вместе с загранпаспортом.

. Возможная опасность в будущем для проживающих за границей и имеющих постоянную регистрацию в РФ — ответственность за фиктивную регистрацию. По поводу фиктивной регистрации следует помнить, что главное не сознаваться в намерении «не проживать». Что угодно – «планирую в далёком будущем приезд и т.д.». Как вариант, если гражданин постоянно зарегистрирован, но лишаться регистрации не хочет, оформить убытие с места постоянной регистрации (с предоставлением копии второго паспорта или учебной/рабочей визы и с актом-подтверждением от соседей — что Вы не проживаете по месту прописки!). Эту копию они пошлют в ФМС.

– при принятии уведомления сотрудник отделения связи должен заполнить его в части, относящейся к получению уведомления , поставить на нем оттиск почтового штемпеля и выдать отрывную часть уведомления гражданину.

Пункты приема заявления и сроки подачи документов

Правильно оформленный бланк со всеми сопроводительными документами нужно принести:

  • в ближайший орган по вопросам миграции по месту прописки или по месту пребывания на территории РФ;
  • при отсутствии временной либо постоянной регистрации нужно обратиться в миграционную службу по месту фактического нахождения.

О наличии иного гражданства гражданин РФ должен сообщить в течении 60 дней с момента его приобретения.

Необходимо соблюдать порядок подачи уведомления о втором гражданстве.

Разъяснения УФМС о двойном гражданстве

С 4 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Согласно статье 6 Федерального закона в течение шестидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 4 августа 2014 года по 2 октября 2014 года) обязанность подачи письменного уведомления о наличии иного гражданства (подданства) либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве возлагается на следующих граждан:

– граждан Российской Федерации, имеющих на день вступления в силу настоящего Федерального закона гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве;

– законных представителей граждан Российской Федерации, не достигших возраста восемнадцати лет либо ограниченных в дееспособности, имеющих на день вступления в силу настоящего Федерального закона гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве.

Исключения (подача уведомления не требуется):

в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;

– в случаях, предусмотренных международными договорами или федеральным законом (граждане Таджикистана, Туркменистана).

Письменное уведомление подается:

в территориальный орган ФМС России по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации;

– в случае отсутствия места жительства – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации;

– в случае отсутствия места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту фактического нахождения в Российской Федерации.

Порядок и правила подачи уведомления предусмотрен статьями 6 и 30 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Предполагается, что подача уведомления возможна будет почтовым отправлением.

Порядок подачи уведомления:

– уведомление подается лично лицом, подающим указанное уведомление в территориальное подразделение ФМС России (предполагается также почтовым отправлением);

– предъявляется паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий его личность на территории Российской Федерации (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемый в Российской Федерации в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подается иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации) (копия прилагается к уведомлению);

– предъявляется паспорт иностранного государства либо иной документ, подтверждающий наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (копия прилагается к уведомлению).

В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

В отношении граждан Российской Федерации, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года и Федеральным конституционным законом от 21 марта № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», вышеназванные правила о необходимости уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства либо право постоянного проживания в иностранном государстве применяются с 1 января 2016 года.

Ответственность за неисполнение данной обязанности:

– неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве – уголовная ответственность (статья 330.2 Уголовного кодекса Российской Федерации), в частности штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырёхсот часов.

Ответственность за нарушение установленного порядка подачи вышеназванного уведомления:

нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации уведомления о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые содержатся в таком уведомлении, в неполном объёме, либо заведомо недостоверных сведений – административная ответственность (статья 19.8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) , в частности наложение административног о штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Бланки уведомления можно получить в отделении УФМС России по Москве по месту жительства.

Уплата государственной пошлины за подачу уведомления и за бланки уведомления не предусмотрена.

– уведомление подается лично лицом, подающим указанное уведомление в территориальное подразделение ФМС России предполагается также почтовым отправлением ;.

Как избежать ответственности по закону о втором гражданстве

ФМС старается уверить граждан, что обязанность сообщать о наличии иностранного паспорта или вида на жительство вполне безобидна и мало чем грозит добропорядочным гражданам. Стоит ли доверять этим неофициальным разъяснениям службы?

В начале августа вступил в силу закон, требующий от всех российских граждан, у которых есть второе гражданство, вид на жительство или другой документ, разрешающий постоянное проживание в иностранном государстве, сообщить об этом российским властям. Тех, кто такого уведомления не подаст, по закону ждет административный штраф (500—1000 руб.), а то и уголовная ответственность (штраф до 200 тыс. руб. или обязательные работы) — если будет доказано, что гражданин умышленно все это скрывал.

Читайте также:  Пенсионный фонд в Емельянове - адрес, телефон, режим работы отделения

Однако Федеральная миграционная служба запоздала с разработкой порядка подачи уведомлений — приказ ФМС об этом вступил в силу только 17 августа. Порядок простой: нужно заполнить уведомление по утвержденной форме и подать его в ФМС лично или по почте. Но кто именно подпадает под действие закона и нужно ли вообще о нем думать, если вы живете не в России, понятнее не стало.

Только 19 августа замглавы ФМС Николай Смородин ответил на вопросы пользователей Facebook по поводу применения закона: рассказал, например, что если у гражданина России, постоянно живущего за границей, осталась российская регистрация, он должен подать уведомление при возвращении в Россию, а также что закон распространяется на обладателей не только иностранных паспортов и видов на жительство, но и ряда других разрешений на проживание.

Устные и неофициальные разъяснения ФМС, однако, весьма произвольно трактуют закон, и на наш взгляд, если всем этим трактовкам следовать, можно оказаться под угрозой как минимум административного наказания. Как обезопасить себя?

Можно ли отложить подачу уведомления?

7 августа 2014 года официальный представитель ФМС высказала мнение, что уведомление нужно подавать в течение 60 дней с момента первого въезда гражданина на территорию России после вступления в силу закона. Из ответов Николая Смородина следует, что подавать документы нужно в первый свой приезд в Россию после вступления в силу закона, сколько бы времени к этому моменту ни прошло.

Однако, во-первых, ФМС не уполномочена привлекать или освобождать от административной ответственности за неуведомление. Закон также не дает ФМС и ее должностным лицам права изменять сроки уведомления о втором гражданстве или виде на жительство. Во-вторых, в России разные госорганы могут давать диаметрально противоположное толкование законодательства, поэтому надежнее полагаться на букву закона.

Закон же предусматривает только два срока для уведомления. Для россиян, которые на начало августа уже имели иностранное гражданство, вид на жительство или аналогичный документ, это 60 календарных дней с момента вступления закона в силу, то есть до 3 октября 2014 года. Для всех остальных — 60 дней с момента получения иностранного гражданства или документа на право постоянного проживания. Пока в законе не установлено иное, нужно ориентироваться именно на существующие правила.

В чем еще не стоит доверять ФМС

Сомнение вызывают и другие трактовки, предложенные миграционной службой. Например, из заявлений Смородина следует, что подавать уведомление должны и обладатели резидентских виз, и обладатели краткосрочных видов на жительство (сроком на один год).

В действительности, поскольку в законе нет перечня документов, которые дают право на постоянное проживание в иностранном государстве, нужно руководствоваться законодательством иностранного государства, где находится россиянин. Если речь идет об иностранном паспорте, виде на жительство или ином отдельном документе, в котором не определен конечный срок действия, все понятно — уведомлять действительно нужно.

Но в ряде стран иностранцам выдается пластиковая карточка разрешения на проживание (residence permit) на срок до одного года с правом продления. По национальному праву этих государств она является временным разрешением на пребывание и, значит, не должна рассматриваться как основание для возникновения обязанности по уведомлению.

Не обязывает уведомлять и наличие резидентской визы (вклейки в загранпаспорт). Такие визы имеют конечный срок действия, не являются видом на жительство и не представляют собой отдельный документ, о котором говорится в законе. Это касается и резидентских виз, выданных на период работы по трудовому договору за границей, и виз, выданных для прохождения обучения или лечения: они тоже ограничены соответствующим сроком.

Как избежать уголовной ответственности

Закон не требует уведомлений от граждан России, постоянно проживающих за пределами страны. Это те, кто получил паспорт иностранного государства или документ на право постоянного проживания в иностранном государстве, но при этом не зарегистрирован в базе миграционного учета ФМС по месту жительства или месту пребывания в России (при этом во внутренний паспорт ставится штамп «Зарегистрирован по адресу. »). Если россиянин сам не попросил о снятии с регистрации при выезде за границу, то он не выезжает на постоянное место жительство за рубеж и скоро должен вернуться на родину — такова логика закона.

Если доказать постоянное проживание за границей не получается, то подавать уведомление граждане обязаны с территории России: либо прийти в ФМС лично, либо послать документы через отделения «Почты России». Об этом говорил и замглавы ФМС Смородин.

Если уведомление будет подано из-за границы, пусть даже по установленной форме, это, вероятно, посчитают нарушением порядка уведомления. И от административного штрафа (500—1000 руб.) это не освободит. Зато исключит возможность привлечения к уголовной ответственности — следователям будет затруднительно утверждать, что человек скрывал второе гражданство умышленно.

Поэтому, если не удается приехать в Россию в установленный законом срок, имеет смысл заполнить уведомление и заверить свою подпись в консульстве России в стране нахождения. А затем вместе с нужными копиями документов отправить по официальному адресу ФМС любой международной почтовой службой, которая подтверждает факт вручения получателю.

В этом случае можно не очень волноваться о том, что вы пропустите срок для подачи уведомления на территории РФ. Просто во время ближайшего въезда в Россию нужно будет продублировать уведомление уже в точном соответствии с установленным порядком — в управлении ФМС или через «Почту России».

Если речь идет об иностранном паспорте, виде на жительство или ином отдельном документе, в котором не определен конечный срок действия, все понятно уведомлять действительно нужно.

Шаг 2

Если подаете уведомление самостоятельно, к нему нужно приложить нотариально заверенную копию второго паспорта.
Если от вашего имени действует уполномоченное лицо, кроме копии паспорта, нужно приложить копию доверенности.
Если лицо не достигло 18 лет или является недееспособным, понадобится также свидетельство о рождении. При необходимости, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, а также копия доверенности поручителя.

Обычно процедура не вызывает затруднений, однако она требует времени, особенно если второе гражданство получает семья, состоящая из 4-5 человек.

Сколько гражданств может иметь россиянин, и какими официальными бумагами это регламентируется

Возможность получить гражданином РФ гражданства другого государства в чистом виде, помимо двух ранее приведённых примеров на самом деле вполне допустима и закрепляется за 62 статьёй Конституции.

В статье говорится о том, что при имеющихся гражданствах иностранных государств российский гражданин не освобождается от тех обязанностей, которые требуются от него как от российского гражданина, в то же время не умаляются его права и свободы.

Само собой разумеется, что это действует в том случае, когда иное не предусматривается законодательством или договором Российской Федерации на международном уровне.

Таким образом, Закон Российской Федерации обосновывает вероятность получения двойного и множественного гражданства. При этом не имеет никакого значения тот факт, какое количество гражданств у человека имеется.

Основное, чего необходимо придерживаться в данном случае, — это отсутствие законного оформления выхода из российского гражданства. Тогда россиянин остаётся гражданином своей страны, несмотря на то, что стал подданным или приобрёл гражданство другого государства.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ» от 31. 05. 2002г., становится понятно, что гражданин России имеет право стать гражданином других государств неограниченное количество раз. Наличие этого факта не ставит его перед выбором, и от него не требуется прекращения российского гражданства. Судя по представленной информации, для более правильного восприятия назвать такое гражданство точнее было бы не двойное, а второе или множественное, в зависимости от количества государств, гражданином которого является человек.

17 апреля 2020 года был принят Госдумой и одобрен Советом Федераций ФЗ-134 о внесении изменений в ФЗ-62, существенно упрощающий процедуру получения гражданства: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004240038?index=0&rangeSize=1.Заявителям теперь не обязательно отказываться от прежнего подданства, а большинству из них — соблюдать условие о 5-летнем сроке проживания. Поправки вступят в силу 16.07.2020.

Тогда россиянин остаётся гражданином своей страны, несмотря на то, что стал подданным или приобрёл гражданство другого государства.

Как сообщить о двойном гражданстве в ФМС РФ

Согласно документу, они будут обязаны уведомить ГУВМ ОФ о наличии у них двойного гражданства только с 1 января 2016 года.

Процедура уведомления о двойном гражданстве

Законодательство Российской Федерации допускает возможность приобретения двойного гражданства собственными гражданами. Это довольно удобно, особенно для лиц, которые часто путешествуют в конкретную страну, имеют в ней прочные деловые или иные социальные связи. С другой стороны российские власти требуют, чтобы каждый человек, получивший право гражданства/подданства, подал уведомление о двойном гражданстве в госорганы по вопросам миграции МВД РФ.

По сведениям, полученным из источника в Государственной Думе РФ в 2014 году, судебные органы приняли 43 тысячи решений относительно российских граждан о наложении на них штрафов за несвоевременное уведомление или утаивание информации о наличии второго паспорта. На тот момент штрафы варьировались в пределах 500-1000 рублей. Стоит отметить, что это количество штрафов было наложено за достаточно короткий период. Закон о необходимости сообщать в «компетентные органы» был принят в августе 2014, а сведения о числе судебных решений датируются декабрем того же года.

Закон обязал всех физлиц-резидентов России, имеющих гражданство государства, в случае получения альтернативной правовой связи с иностранным государством. Уведомлять необходимо при этом не только о приобретении нового гражданства, но и о других основаниях для постоянного проживания на территории иностранной державы.

Если лицо имеет несколько гражданств, видов на жительство или права на постоянное место проживание в разных странах, уведомлять госорган по вопросам миграции нужно о каждом.

Именно наличие определенных документов у гражданина Российской Федерации является основанием для обращения в госорган по вопросам миграции для подачи уведомления.

Закон о двойном гражданстве

Новый закон о двойном гражданстве, принятый Государственной Думой в мае 2014 г., вносит некоторые коррективы в общественные отношения. Законодательный акт устанавливает ответственность за сокрытие человеком информации о втором гражданстве. О том, что грозит нашим гражданам за несвоевременное сообщение о наличии гражданства другого государства, мы расскажем в этой статье.

На сегодняшний день, в большом количестве стран запрещено иметь двойное гражданство. Россия не ставит перед гражданами такого ультиматума, подобное ограничение распространяется лишь на сотрудников государственной службы. Более того, до августа 2014 г. даже само наличие иностранного паспорта у граждан никто никогда не проверял, теперь же, с введением нового закона – сообщить о наличии двойного гражданства становится обязанностью человека.

На сегодняшний день, в большом количестве стран запрещено иметь двойное гражданство.

Сроки оповещения в ГУ МВД

О втором гражданстве до августа 2014 года можно было не уведомлять. После внесения изменений в закон «О гражданстве» в обязанности россиян стала входить обязанность сообщить о наличии второго паспорта или вида на жительство в иностранном государстве. От обязательного уведомления ГУ МВД освобождаются лица с гражданством Таджикистана и россияне, на постоянной основе проживающие за границей.

Для уведомления о втором гражданстве в ГУ МВД по месту жительства (пребывания в РФ) нужно подать специальное письменное уведомление. Для отправки уведомления лицу отводится 60 дней после получения российского гражданства или 30 дней после въезда на территорию РФ.

Второй срок предусмотрен для проживающих за пределами российской территории. Им не нужно подавать уведомление вплоть до возврата на территорию РФ. Уведомлять из-за границы необязательно.

После того как лицо въехало на территорию РФ, сроки для передачи уведомления не приостанавливаются на период нахождения за пределами страны. Даже если гражданин приехал на несколько дней, то нужно успеть подать уведомление в МВД.

Если лицо опоздает с передачей уведомления, то ему грозят штрафные санкции в размере 500-1000 р. (на основании ст. 19.8.3 Кодекса об административных правонарушениях). Если вовсе не исполнить свои законные обязанности, то лицу грозит уголовная ответственность. По ст. 330.2 Уголовного кодекса штрафные санкции составляют до 200 тыс. р. и до 400 часов обязательных работ.

Для уведомления о втором гражданстве в ГУ МВД по месту жительства пребывания в РФ нужно подать специальное письменное уведомление.

Перечень документов

Перечень документов, которые нужно подавать для получения двойного гражданства, разнится в зависимости от возраста гражданина: совершеннолетний он или несовершеннолетний. Первый случай требует 2-х документов, это:

  • копия паспорта РФ;
  • бланк или форма, уведомляющая о наличии у гражданина РФ иного гражданства.
Читайте также:  Составить характеристику на военнослужащего бесплатно и онлайн

Для несовершеннолетних список необходимых документов обширнее:

  • свидетельство о рождении в России;
  • паспорт родителя (копия);
  • российский паспорт (тем, кому больше 14 лет); документ, устанавливающий гражданство России (тем, кому меньше 14 лет);
  • аналогичные документы из другой страны;
  • документ, подтверждающий особу родителя или опекуна и обязательства этого человека по отношению к ребенку.

Данные каждого из официальных документов должны соответствовать данным уведомления. Любое несоответствие может привести к последующим судебным разбирательствам. Если у ребенка нет родителей, то данные о двойном гражданстве должен предоставлять опекун. Он сообщает также личные данные о себе из паспортов гражданина России и другой страны.

Подавать нужно копии документов, но оригиналы должны также быть в наличии, поскольку их проверка и заверение относятся к кругу обязанностей того, кто будет сверять подписи на уведомлении с официальными паспортными данными. Если есть гражданство другой страны, а мигрант планирует оформить и российское, то необходимо знать, что нужно для получения гражданства РФ, максимально тщательно изучить этот вопрос.

Что грозит за несвоевременную подачу уведомления.

Новый закон о двойном гражданстве: шаг вперед или два назад?

На прошлой неделе комитет Совета федерации по конституционному законодательству поддержал проект изменений в Федеральный закон «О гражданстве». Согласно предлагаемым новшествам на россиян возлагается уголовная ответственность за сокрытие второго гражданства, вида на жительство или любого документа, подтверждающего право проживания в иностранном государстве. По идее разработчиков жители России обязаны оповестить органы Федеральнйо миграционной службы (ФМС) о получении нероссийского гражданства в течение 60 дней с момента его приобретения. Наше агентство попросило российских экспертов – в большинстве, москвичей — оценить предстоящие нововведения.

Владимир Мукомель, доктор социологических наук:

«Предлагаемые законопроектом дополнения и изменения в закон о гражданстве (в просторечии именуемые «законом о двойном гражданстве»), в принципе, имеют право на существование, но концепция этих поправок вызывает множество вопросов.

Во-первых, контингент подпадающих под эти поправки: наличие второго гражданства еще можно ограничивать среди государственных служащих, но распространение этой нормы на всех россиян нуждается в обосновании.

Во-вторых, меры наказания: уголовное преследование – это, вероятно, чересчур.

В-третьих, почему российское гражданство раздавалось направо и налево жителям самопровозглашенных территорий Приднестровья, Абхазии и Осетии еще до признания последних Россией? Это и тогда противоречило законодательству нашей страны, но было «в тренде».

В-четвертых, как быть с гражданами вышеназванных территорий, которые сегодня имеют де-факто двойное и тройное гражданство? (В Приднестровье стало нормой наличие российского, молдавского, иногда и румынского гражданства вдобавок к приднестровскому). Как быть с населением Крыма, которому раздают российские паспорта, не изымая при этом украинские? – Счет пойдет на миллионы.

В-пятых, такого рода поправки не стимулируют принятие российского гражданства гражданами других государств. Наконец, а как выявлять лиц с вторым гражданством, если они уклоняются от самодоносительства?

Закон декларативный и вряд ли будет работать, но как инструмент для показательных порок — вполне сгодится».

Светлана Ганнушкина, председатель комитета «Гражданское содействие»,член правления правозащитного центра «Мемориал»:

«Необходимо различать два понятия — двойное гражданство и второе гражданство. Двойное гражданство означает, что есть соглашения между государствами о возможности быть гражданином обоих государств, при этом государства договариваются о каких-то отношениях. Такой договор, например, заключен между Россией и Таджикистаном. При получении таджикского гражданства человек не обязан отказаться от российского и наоборот. Военная служба, пройденная в одном из этих государств, учитывается в другом. В изменениях, поддержанных Советом федерации, речь идет не о двойном, а о втором гражданстве. До сих пор ситуация была такой, что в случае отсутствия договора о двойном гражданстве Российская Федерация второго, третьего и любого другого гражданства на своей территории просто не замечала. Например, если у человека два гражданства — России и США, то он не может использовать американское водительское удостоверение, не может вызвать американского консула в случае возникших проблем или задержания. Гражданин США, не имеющий российского гражданства, имеет право на то и другое.

Согласно предлагаемым изменениям, россиянин может иметь, но не может скрывать второе гражданство или вид на жительство. Это будет считаться преступлением. Человек обязан сообщить о том, что у него есть второе гражданство. У нас много людей, которые имеют гражданство России и Молдавии или России и Армении — с ними не было проблем, а вот гражданство России и Грузии — это уже может быть проблемой. Многие в Южной Осетии носят в одном кармане российский паспорт, в другом грузинский — главное не перепутать их в нужный момент.

Я гражданка России, никакого другого гражданства не имею и иметь не хочу, но все происходящее мне небезразлично. Я против этого закона, потому что он ставит человека в положение подозреваемого. Это и заявили инициаторы закона. Психологически российский человек хочет минимизировать свои отношения с государством, потому что не доверяет ему. Он будет второе гражданство скрывать, возможно, чаще, чем делал это раньше. Государству необходимо для начала завоевать доверие населения, а потом уже требовать всяких «саморазоблачений».

Я понимаю, почему министру обороны нельзя быть гражданином Соединенных Штатов Америки или Украины, но зачем такие же требования устанавливаются для рядовых граждан, мне не понятно. Люди быстро поймут, что докладывая о втором гражданстве, они автоматически попадают под подозрение в нелояльности — как будто нельзя быть лояльным двум государствам одновременно. Кроме того, появление такого закона с очевидностью говорит об обострении международной обстановки. А это тоже невесело, независимо от того, есть у вас два гражданства или нет».

Вера Куклина, кандидат географических наук, иркутянка:

«Не так давно я начала процесс оформления документов для получения вида на жительство (ВНЖ) в США и делаю это по нескольким причинам. Во-первых, у меня скоро родится сын, у которого будет американское гражданство. Во-вторых, второе гражданство — это нормальный процесс роста мобильности, который практикуется во всем мире. Это расширение моих собственных границ – я хочу иметь возможность путешествовать без визы в более 170 стран (примерно столько имеют безвизовый режим с США). Мне кажется, что ограничение мобильности – это шаг назад».

Дмитрий Полетаев ведущий научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирование РАН, кандидат экономических наук:

«Законопроект выглядит скорее необдуманным и непроработанным, а карательные меры, им предусматриваемые, будут применены против всех россиян, а не только против тех, кто является госслужащим и не захочет рассказать государству о своём втором гражданстве, как изначально декларировалось. Непонятно, как будет налажен процесс уведомления о наличии второго гражданства и то, как все россияне, его имеющие, узнают о новом законе до того времени, когда без санкций смогут предупредить о его наличии государство.

Законопроект, при сложившейся законодательной практике, расширяет возможности для избирательного применения карательных мер, но слабо достигает своей декларируемой цели – повышения безопасности функционирования государства и общества, которое оно призвано защищать. Те рядовые граждане, не работающие на госслужбе, кто ранее не афишировал наличие двойного гражданства, по-видимому, будут продолжать это делать «на всякий случай», не ожидая ничего хорошего для себя от добровольного признания».

Надежда Скомаровская, адвокат, член Некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество», член Общественной палаты Иркутска:

«Институт уведомления о факте приобретения второго (и последующего) гражданства для российского законодательства не новшество. Так, в Федеральном законе «О государственной гражданской службе» имеется обязанность государственных служащих сообщать нанимателю или его представителю о факте получения второго гражданства в день его приобретения. В этом случае контракт с государственным служащим расторгается (п. 2 ст. 41 Закона), и он оставляет свою должность. Однако за 10 лет действия указанного закона порядок такого уведомления не был прописан. Это не исключает возможность применения данного закона по аналогии в случае принятия законопроекта о двойном гражданстве.

Нашумевший законопроект «о двойном гражданстве», который, скорее всего, будет принят ближайшее время, имеет массу пробелов. Он обязывает граждан России в течение двух месяцев со дня приобретения второго гражданства уведомлять об этом органы ФМС. Однако практика реализации этого законопроекта вызывает много споров. Например, этот закон будет распространяться только на тех, кто получает второе гражданство после введения в действия закона или он будет действовать и в отношении тех, кто уже давно имеет два гражданства? Будет ли ФМС вести реестр граждан с двойным гражданством? Если закон будет действовать и на тех, кто приобрел гражданство до вступления в силу закона, то, подозреваю, что наплыв уведомлений в ФМС будет довольно большой.

Больше всего вопросов вызывает введение уголовной ответственности за неподачу или несвоевременную подачу уведомления о двойном гражданстве. В теории уголовного права, уголовная ответственность вводится за общественно-опасные деяния (или бездействия). В чем заключается общественная опасность тех лиц, которые обязанность по уведомлению не будут соблюдать? В чем необходимость введения столь жесткой меры? Мне кажется, что одобренный в третьем чтении законопроект, не проработан, необходимость его принятия убедительно не обоснована, особенно в вопросах ответственности».

Пресс-служба Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области:

«Госдума приняла в третьем чтении законопроект о внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», обязывающий граждан России уведомлять о наличии второго гражданства или вида на жительство в другом государстве. Данный Федеральный закон вступит в силу по истечении шестидесяти дней после подписания Президентом РФ и официального опубликования.

В соответствии с ним россиянин, который имеет второе гражданство или вид на жительство в другом государстве, обязан в течение 60 дней со дня приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве уведомить об этом территориальный орган ФМС. Вместо несовершеннолетнего гражданина уведомление в ФМС могут подать его законные представители.

Согласно законопроекту неисполнение лицом установленной законодательством РФ обязанности по подаче в соответствующий территориальный орган ФМС России уведомления о наличии у гражданина РФ иного гражданства штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до одного года либо обязательными работами на срок до 400 часов».

Поделитесь новостью с друзьями:

В теории уголовного права, уголовная ответственность вводится за общественно-опасные деяния или бездействия.

Штрафуют ли за двойное гражданство в РФ в 2020 году

Вопрос двойного гражданства в России был решен на законодательном уровне более 20 лет назад. С тех пор законодательство претерпело ряд изменений, но штраф за двойное гражданство в России введен так и не был. Впрочем, это не значит что бипатриды, нарушающие российский закон, могут чувствовать себя безнаказанно – специально для них административное и даже уголовное законодательство было дополнено новыми статьями.

  1. Общая информация о бипатризме
  2. Пройдите социологический опрос!
  3. Запрет бипатризма в РФ
  4. Обязанность сообщать о втором паспорте
  5. Есть ли ответственность за двоегражданство в России
  6. Привлечение к административной ответственности
  7. Привлечение к уголовной ответственности
  8. Как выявляют нарушителей
  9. Можно ли отказаться от второго гражданства
  10. Заключение
  11. Двойное гражданство в России: Видео

Обязанность сообщать о втором паспорте.

Добавить комментарий