Вступил ли в силу закон о упрощенном гражданстве

Welcome в россияне

О вступлении в силу очередной порции поправок в закон “О гражданстве РФ”, значительно упрощающих процедуру получения российского паспорта иностранцами, “Российской газете” в интервью рассказала начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России генерал-лейтенант Валентина Казакова. Изменения заработали с 24 июля.

Этой даты, по словам Казаковой, ждали многие, поскольку было отменено условие предоставления документов о желании выйти из имеющегося гражданства. “У многих причиной отказа от приобретения российского гражданства служил тот факт, что либо нужно было выйти из имеющегося гражданства, либо предъявить этот документ, который направлялся в полномочные органы государства гражданской принадлежности. Вот с 24 июля этот документ никому предоставлять не нужно, независимо от гражданской принадлежности”, – пояснила Казакова.

“Значительное количество лиц из дальнего зарубежья, имеющих виды на жительство для проживания на территории РФ, с учетом изменившихся условий об отказе от имеющегося гражданства теперь скорее всего обратятся с заявлениями о приобретении гражданства”, – прогнозирует Казакова.

Кроме того, понимая, что большое количество документов иностранный гражданин собирает для получения того или иного статуса, вместе с заявлением о приобретении гражданства не нужно будет предоставлять документы, подтверждающие источник средств существования. Так как это происходит, по словам начальника миграционного главка МВД, при подаче документов на вид на жительство.

Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости

С 24 июля произошли также следующие изменения – граждане Украины, Белоруссии, Молдовы и Казахстана при получении вида на жительство сразу без срока проживания (ранее не менее 5 лет) смогут подавать документы на приобретение гражданства. На сегодняшний день это более 240 тысяч человек, проживающих в России с видом на жительство и подпадающих под процедуру упрощения приобретения гражданства.

Упростится процедура получения гражданства и для иностранцев, окончивших российские вузы. “По ранее действующему законодательству необходимо было представлять документы о том, что человек после окончания вуза отработал официально 3 года с отчислением в различные фонды социального страхования определенных денежных средств. Но, учитывая такую категорию иностранных граждан как выпускники вузов, которая востребована на рынке труда и адаптирована в российское общество, срок осуществления трудовой деятельности был снижен с 3 лет до 1 года. И я надеюсь, что данной нормой воспользуются многие иностранные граждане”, – считает Валентина Казакова.

Зашел в беседе начальником миграционного главка МВД несомненно разговор и о том, как коронавирус отразился на миграционной ситуации в России. “С учетом закрытия границ с марта месяца на территорию России не въезжает большое количество иностранных граждан, с теми же гражданами, которые находятся в России, мы продолжаем активно работать. С учетом указов президента, которые определили особый порядок правового статуса на территории РФ иностранных граждан, все миграционные подразделения принимают иностранных граждан. И с марта месяца к нам обратилось более полутора миллионов иностранных граждан, которые хотели урегулировать свой правовой статус, то есть получить разрешительные документы, соответственно, продлить визы”, – рассказала Валентина Казакова.

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

В связи с осложнившейся эпидемиологической ситуацией миграционщики предсказуемо зафиксировали спад в обращениях к ним – приблизительно на 30 процентов. При этом по вопросам получения гражданства, даже несмотря на коронавирус, фиксируется рост количества соискателей. Прирост – в два с лишним раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. “Если говорить в абсолютных цифрах, то порядка 300 тысяч человек за первое полугодие приобрели гражданство Российской Федерации. И, конечно, этому способствуют те изменения в законодательстве, которые произошли в текущем году. В июне вступили в силу изменения, которые сократили срок рассмотрения заявления о приобретении гражданства с 6 до 3 месяцев”, – напомнила Валентина Казакова.

Кроме того, граждане Белоруссии и Украины освобождены от процедуры прохождения собеседования, если они попадают под условия носителей русского языка. Это означает, что украинцам и белорусам, свободно владеющим русским языком, не придется проходить собеседование специально образованной комиссией МВД России.

Как будет проходить собеседование для всех остальных граждан иностранных государств, попадающих под условия нормы носителей русского языка, можно будет вскоре узнать на сайте МВД. “Очень было много нареканий о том, что в одном субъекте спрашивают правила русского языка, в другом заставляют писать диктанты – вот для того, чтобы унифицировать эти процедуры, МВД разработало контрольно-измерительные материалы”, – пояснила начальник главка МВД по вопросам миграции.

Фото: iStock

В целом же в МВД фиксируют тенденцию ежегодного роста числа иностранцев, желающих приобрести гражданство РФ. Если в прошлом году в российское гражданство было принято порядка 500 тысяч человек, то только за первое полугодие этого года изъявили желание и были приняты в гражданство РФ уже более 300 тысяч человек.

Стоит отметить, что вступившие в силу 24 июля поправки – не последние из числа вводящих послабления для иностранцев, желающих стать россиянами.

12 октября текущего года вступят в силу изменения в закон “О гражданстве”, которые позволят работоспособным гражданам, имеющим совершеннолетних детей – граждан РФ и проживающих на территории России, приобрести наше гражданство. Пока российское гражданство могут приобрести только нетрудоспособные родители пенсионного возраста, имеющие совершеннолетних детей – граждан России. А с 12 октября уже трудоспособные, то есть люди, еще не достигшие пенсионного возраста, смогут приобрести гражданство “по детям, проживающим на территории России”. “Я думаю, что после этих изменений количество трудоспособных граждан в возрасте от 40 до 60 лет увеличится”, – заключила Валентина Казакова.

Вступил ли в силу закон о упрощенном гражданстве

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а” и “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные лица имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданство этих государств.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 24.04.2022 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а” и “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

(в ред. Федерального закона от 24.04.2022 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят не менее трех лет в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;

(п. “б” в ред. Федерального закона от 24.04.2022 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2022 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, – в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

(п. “г” введен Федеральным законом от 28.06.2009 N 127-ФЗ)

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, – в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

(п. “д” введен Федеральным законом от 28.06.2009 N 127-ФЗ)

е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2016 N 124-ФЗ, от 24.04.2022 N 134-ФЗ, от 30.12.2022 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;

(п. “ж” в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 124-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;

(п. “з” в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 124-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

и) осуществляют не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2016 N 124-ФЗ, от 03.07.2019 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

к) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

(п. “к” введен Федеральным законом от 24.04.2022 N 134-ФЗ)

л) являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины.

(п. “л” введен Федеральным законом от 24.04.2022 N 134-ФЗ)

2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а” и “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 24.04.2022 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно или постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом “а” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без соблюдения условия, установленного пунктом “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанный гражданин или указанное лицо состоит в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, и имеет в этом браке общих детей.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 24.04.2022 N 134-ФЗ)

3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом “а” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 01.12.2007 N 296-ФЗ, от 30.12.2008 N 301-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 24.04.2022 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. С заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке ребенка и недееспособного лица, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, вправе обратиться:

а) один из родителей ребенка, имеющий гражданство Российской Федерации, при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) единственный родитель ребенка, имеющий гражданство Российской Федерации;

в) опекун ребенка, его попечитель или опекун недееспособного лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12 и частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” (далее – Федеральный закон “Об опеке и попечительстве”);

г) руководитель российской организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую под надзор помещен ребенок, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации;

д) руководитель образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной российской организации, в которую под надзор помещено недееспособное лицо, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 11 Федерального закона “Об опеке и попечительстве”.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 13.07.2022 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой либо состоят на учете по месту пребывания на территории указанного субъекта Российской Федерации, они вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 544-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица без гражданства относятся к категориям иностранных граждан и лиц без гражданства, определенным Президентом Российской Федерации в соответствии с частью первой.1 статьи 29 настоящего Федерального закона.

(часть 8 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 544-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.04.2022 N 134-ФЗ)

Федеральный закон от 24.04.2022 г. № 134-ФЗ

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031; 2003, № 46, ст. 4447; 2006, № 2, ст. 170; № 31, ст. 3420; 2007, № 49, ст. 6057; № 50, ст. 6241; 2008, № 40, ст. 4498; 2009, № 1, ст. 9; № 26, ст. 3125; 2012, № 47, ст. 6393; 2013, № 27, ст. 3461, 3477; 2014, № 16, ст. 1828, 1829; № 23, ст. 2927; № 26, ст. 3363; № 42, ст. 5615; 2016, № 18, ст. 2500; 2017, № 31, ст. 4792; 2018, № 53, ст. 8454, 8470; 2019, № 27, ст. 3530) следующие изменения:

1) пункт “г” части первой статьи 13 признать утратившим силу;

а) часть первую изложить в следующей редакции:

“1. Лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а” и “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные лица имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданство этих государств.”;

б) в части второй:

абзац первый изложить в следующей редакции:

“2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а” и “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:”;

пункт “б” изложить в следующей редакции:

“б) состоят не менее трех лет в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;”;

в пункте “е” слова “не менее трех лет” заменить словами “не менее одного года”;

дополнить пунктами “к” и “л” следующего содержания:

“к) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

л) являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины.”;

в) часть вторую1 изложить в следующей редакции:

“21. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 331 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а” и “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.”;

г) дополнить частью второй2 следующего содержания:

“22. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно или постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом “а” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без соблюдения условия, установленного пунктом “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанный гражданин или указанное лицо состоит в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, и имеет в этом браке общих детей.”;

д) в части пятой слова “пунктами “а”, “в”, “г” и “д” части первой” заменить словами “пунктами “а”, “в” и “д” части первой”;

е) в части восьмой слова “пунктами “а”, “в”, “г” и “д” части первой” заменить словами “пунктами “а”, “в” и “д” части первой”;

а) в пункте “б” слова “седьмой или” исключить;

б) пункт “ж1” изложить в следующей редакции:

“ж1) принимают от граждан Российской Федерации уведомления о наличии или о прекращении у данных граждан гражданства иного государства и ведут учет указанных уведомлений. Правила осуществления такого учета устанавливаются Правительством Российской Федерации;”;

в) пункт “к” изложить в следующей редакции:

“к) рассматривают заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, поданные иностранными гражданами.”;

4) в части первой1 статьи 32 слова “либо временно пребывающим” исключить.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Изменения в порядке получения гражданства РФ

Федеральным законом от 24.04.2022 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О гражданстве РФ“ в части упрощения процедуры приема в гражданство РФ иностранных граждан и лиц без гражданства» (далее по тексту — Закон № 134-ФЗ) внесены изменения в процедуру получениягражданства РФ.

Законом № 134-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» в части упрощения процедуры получения гражданства РФ для иностранных граждан и лиц без гражданства.

Важно!

По-новому правилу, для получения гражданства РФ в общем порядке не нужно представлять так называемый «отказ от прежнего гражданства», то есть документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства.

Благодаря исключению этого требования, облегчается процедура получения гражданства РФ.

Если иностранец не отказывался от своего первоначального гражданства, то ему грозили штрафы.

Напомним, что в течение 60 дней со дня приобретения иного гражданства или получения вида на жительство (или 30 дней со дня въезда в РФ) иностранцу необходимо было подать уведомление и иные необходимые документы в МВД РФ по месту жительства, временного пребывания или фактического нахождения в РФ.

Так, несвоевременная подача уведомления, предоставление в неполном объеме или заведомо недостоверных сведений (т.е. не вовремя или с некорректными данными) могла повлечь за собой штраф в размере от 500 до 1000 рублей (ст.19.8.3 КоАП РФ).

А за сокрытие информации о своем гражданстве могла наступить уголовная ответственность в виде штрафа в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до года либо обязательных работ на срок до 400 часов (ст.330.2 УК РФ). Уголовная ответственность для иностранца могла наступить только за умышленное сокрытие информации об имеющемся гражданстве.

Законом № 134-ФЗ упрощены правила получения российского гражданства для граждан Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова и Украины.

Граждане этих стран смогут обратиться с заявлением о получении российского гражданства при наличии действительного вида на жительство, без учета установленного срока проживания в РФ.

Важно!

Для граждан Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова и Украины для получения российского гражданства исключается условие о пятилетнем сроке проживания на территории РФ.

Условие об обязательном пятилетнем сроке проживания на территории РФ также не будет распространяться на иностранцев и лиц без гражданства, если они имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ.

Иностранец (либо лицо без гражданства), временно или постоянно проживающие на территории РФ, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ также в упрощенном порядке (т.е. без соблюдения условия о сроке проживания и подтверждения источника к существованию), если гражданин или лицо состоит в браке с гражданином РФ, проживающим на территории РФ, и имеет в этом браке общих детей.

По упрощенной процедуре также могут получить гражданство РФ иностранец (либо лицо без гражданства), кто более трех лет состоит в браке с гражданином РФ, проживающим на территории РФ.

Важно!

Законом № 134-ФЗ сокращен срок с 3-х лет до одного года необходимого стажа трудовой деятельности в РФ для тех, кто получил профессиональное образование в российских учебных заведениях после 1 июля 2002 года.

Обновленная редакция Закона № 134-ФЗ вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, т.е. действует с 24 июля 2022 г.

Получить российское гражданство станет проще

Аксенова Юлия

24 апреля 2022 г. были приняты поправки в ряд положений Закона о гражданстве, упрощающие прием иностранцев и апатридов в гражданство России (Федеральный закон № 134-ФЗ). Изменения вступят в силу 25 июля.

Действительно ли иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства, станет проще получить российский паспорт, и если да, то насколько?

Что изменилось

Предлагается дать гражданам Украины, Молдовы, Казахстана и Беларуси возможность стать россиянами без проживания нужного срока в РФ, но при наличии действительного вида на жительство

Во-первых, из Закона о гражданстве исключено требование о необходимости отказа от предыдущего гражданства. Полагаю, это одно из самых важных изменений, значительно упрощающих процедуру получения российского гражданства.

Так, многие претенденты на гражданство РФ не имели возможности получить подтверждение отказа – например, если в России отсутствует консульство их страны или оно отказывается официально подтвердить, что гражданин обращался с подобным запросом.

Также ранее у иностранного гражданина был риск стать лицом без гражданства, если гражданства страны исхода его лишали, а в российское принять отказывались. Дело в том, что факт подачи заявления на получение гражданства РФ положительный ответ не гарантирует. При этом в России до сих пор не урегулирован вопрос о предоставлении апатридам документов, удостоверяющих личность.

Кроме того, после внесения изменений в п. «г» ч. 1 ст. 13, предусматривающий обязательный отказ от имеющегося гражданства при подаче документов на российское, Закон о гражданстве перестанет противоречить ст. 62 Конституции РФ, согласно которой гражданин России может иметь двойное гражданство – это относится к основам правового статуса личности в РФ.

Во-вторых, для получения гражданства в упрощенном порядке теперь нет необходимости в течение 5 лет находиться на территории России и подтверждать наличие законного источника средств к существованию для лиц следующих категорий:

  • совершеннолетних апатридов, имевших гражданство СССР, которые жили или живут в государствах, входивших в состав Советского Союза, и не получили гражданство этих государств;
  • иностранных граждан, состоящих в браке с гражданином РФ, проживающим на территории России, и имеющих общих детей;
  • иностранных граждан, у которых хотя бы один из родителей имеет российское гражданство и проживает на территории РФ;
  • иных категорий иностранных граждан, указанных в ч. 2 ст. 14 Закона о гражданстве.

В-третьих, граждане Беларуси, Казахстана, Молдовы и Украины, имеющие вид на жительство, согласно новой редакции Закона также могут обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке. Подтверждать срок проживания в России им не требуется.

В-четвертых, иностранцы, окончившие образовательные и научные учреждения в России, должны проработать в нашей стране год (а не три, как ранее), чтобы иметь возможность претендовать на получение гражданства в упрощенном порядке.

В-пятых, иностранцы и апатриды, имеющие вид на жительство в РФ и признанные носителями русского языка в соответствии с установленной процедурой, больше не должны будут соблюдать условие о пятилетнем сроке пребывания на территории России и подтверждать наличие источника средств к существованию. Фактически для этой категории остается только требование о соблюдении Конституции РФ.

Новые ограничения

Изменены правила обращения за гражданством РФ иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, состоящих в браке с гражданами РФ не менее трех лет. Теперь супруг, имеющий российский паспорт, должен будет подтвердить, что постоянно проживает в России.

Это новое условие, на мой взгляд, на практике может создать сложности. Например, если у супруга – гражданина РФ есть только регистрация по месту пребывания, она не будет засчитана как постоянное проживание независимо от того, сколько времени он прожил в стране.

Также могут возникнуть проблемы у тех супругов – граждан РФ, которые хотя и имеют постоянную регистрацию на территории России, но при этом постоянно проживают за пределами страны. Так, в соответствии с новой нормой (ч. 2.2 ст. 14 Закона о гражданстве) супруг – гражданин РФ должен постоянно проживать на территории России, а супруг-иностранец – постоянно (вид на жительство) или временно (разрешение на временное проживание). Это исключает проживание супругов за пределами России для возможности реализации права супруга-иностранца обратиться за получением российского гражданства. То есть семья фактически должна жить только на территории России.

Решить данную проблему, на мой взгляд, помогло бы исключение указания о требовании постоянного проживания на территории РФ супруга – гражданина РФ как из новой ч. 2.2 ст. 14, так и из измененного п. «б» ч. 2 ст. 14 Закона о гражданстве.

В целом, полагаю, поправки можно оценить положительно – они действительно упрощают процесс получения российского гражданства.

При этом не думаю, что должны быть сняты и оставшиеся в Законе о гражданстве условия (в частности, соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ, владение русским языком, получение вида на жительство), предъявляемые к иностранцам, желающим получить российский паспорт.

В заключение отмечу, что вступление в гражданство – шаг, к которому нужно подходить ответственно, и, если соискатели смогут сделать это фактически в уведомительном порядке, понятие гражданской принадлежности, на мой взгляд, может быть обесценено.

20 категорий, миллионы людей! Кому Путин новым законом предложил упростить получение гражданства России

Новый закон об упрощении получения гражданства России внес Владимир Путин. Кто сможет получить российский паспорт?

Президент предложил упростить основания и порядок получения гражданства для более чем 20 дополнительных категорий лиц. Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Президент предложил упростить основания и порядок получения гражданства для более чем 20 дополнительных категорий лиц. Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Президент внес в Госдуму свой законопроект “О гражданстве РФ”. Разбираемся, кому стать гражданином РФ будет проще?

Под занавес уходящего 2022-го Владимир Путин внес в Госдуму полноценный новый законопроект “О гражданстве Российской Федерации”. Главная новация в документе – изменение условий приобретения российского гражданства и введение порядка его прекращения.

То, что Госдума его примет быстро — нет особых сомнений. И у миллионов наших соотечественников уже со следующего года появится шанс, да не просто шанс, а реальная возможность, из просто соотечественников превратиться в граждан России.

Президент предложил упростить основания и порядок получения гражданства для более чем 20 дополнительных категорий лиц.

По упрощенной схеме российскими гражданами могут стать:

— соотечественники (граждане бывшего СССР и их дети, участники программы по добровольному переселению);

— те, у кого в России живут близкие родственники-россияне;

— потомки тех, кто постоянно жил на территории Российской империи или Советском Союзе (в пределах границ Российской Федерации);

– граждане бывшего СССР, которые проживали на территории России по состоянию на 6 февраля 1992 года;

— родившиеся на территории России (РСФСР) до 6 февраля 1992;

— те, у кого хотя бы один из родителей на день их рождения был гражданином бывшего Советского Союза и постоянно проживал на территории России (РСФСР);

— военные, которые принесли присягу на верность СССР или Российской Федерации и на 6 февраля 1992 проходили службу в российских воинских частях на территориях других государств.

Есть и такие категории лиц, решение о принятии которых в российское гражданство будет принимать непосредственно сам глава государства. Гражданами России в исключительном порядке по решению президента смогут стать:

— ветераны Великой Отечественной войны, у которых есть гражданство стран бывшего СССР;

— люди, имеющие особые заслуги перед Россией;

— те, кто ввиду своей профессии или квалификации либо по иным причинам представляют интерес для России.

Безусловно, новый законопроект является развитием того упрощенного порядка, который не так давно стал действовать для соотечественников, проживающих в Донбассе. И сотни тысяч новых граждан России – яркий пример того, что паспорт гражданина РФ действительно может быть и является востребованным.

Примечательно и то, что наличие у наших будущих сограждан другого гражданства не будет считаться для отказа им в желании стать россиянами и признания их таковыми.

По оценкам экспертов под законопроект президента подпадают десятки миллионов русскоязычных соотечественников.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Депутат Константин Затулин: В Россию едут, потому что мы привлекательны

Зампред комитета Госдумы по делам СНГ прокомментировал «КП» резкий рост числа желающих получить российский паспорт в 2022-м (подробнее)

Как помочь русским из республик бывшего СССР вернуться в Россию

И как защитить наших соотечественников за рубежом (подробнее)

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2022 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Ссылка на основную публикацию