Сроки приватизации земельных участков до какого года

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Бесплатная приватизация земельных участков: особенности и условия проведения процедуры

Право на бесплатную приватизацию отдельных земельных участков было предоставлено гражданам РФ еще несколько лет назад, однако за этот период далеко не все землевладельцы успели оформить права собственности на данную недвижимость.

В связи с этим программа бесплатной приватизации снова была продлена, на этот раз с крайним сроком до 2020 года. Поэтому стоит рассмотреть условия, на которых реализуется эта программа, и краткий порядок действий для этого.

Законодательные основания

Прежде всего, стоит определить, что представляет собой льготная (или упрощенная) приватизация. Под ней понимается процедура по оформлению прав частной собственности на земельный участок, которым гражданин владеет на других правах (а полные права собственности на него находятся у государства или муниципалитета).

Особенностью данной процедуры является то, что она носит безвозмездный характер (то есть владелец надела не платит никаких денежных средств в счет его стоимости, недвижимость предоставляется в собственность бесплатно).

штраф за неуплату земельного налога

Это связано с тем, что владельцы относятся ко льготной категории граждан или используют участок достаточно долго для того, чтобы стать его полноценными собственниками. Очевидно, что безвозмездность этой сделки ограничивает число ее участников только строго определенными в законодательстве категориями.

Изменения, которые непосредственно коснулись вопроса приватизации земельных участков, на законодательном уровне произошли относительно недавно, а именно в 2016 году. Именно с 01.03.2016 года был введен в действие Закон №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Данный документ отменил некоторые статьи Земельного кодекса и внес ряд изменений в порядок и условия приватизации земли.

Несмотря на это, основное законодательное регулирование процедуры приватизации, как и раньше, осуществляется Земельным кодексом РФ.

В отдельных статьях этого нормативно-правового документа перечислены конкретные основания, когда данная процедура становится возможна, а также необходимые условия для этого.

Кто имеет право и в какой срок

Процесс бесплатной приватизации земельных участков (а также некоторых расположенных на них объектов недвижимости) получил среди граждан негласное название «дачной амнистии» (это касается участков различных садоводческих и дачных товариществ).

Действие данной программы ограничено временными рамками, но уже несколько раз продлевалось.

В последний раз изменения произошли в 2015 году — тогда возможность оформить в собственность землю была продлена до 2020 года. Для расположенных на них объектов недвижимости (чаще всего это дома) временные рамки несколько меньше — до 2018 года. Стоит отметить, что в законодательстве имеется ограниченный перечень оснований, которые дают право на бесплатную приватизацию земли.

налоговая декларация

Данные основания включают в себя:

  1. Наличие у гражданина участка на правах постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения. В этом случае обязательным условием является тот факт, чтобы у него также были оформлены права собственности на жилую недвижимость, которая располагается на этом наделе.
  2. Оформление земли в аренду с целью ИЖС или ЛПХ. При этом также имеется условие — участок должен быть оформлен в аренду до введения в действие нового Земельного кодекса (что произошло в 2001 году).
  3. Включение заявителя в состав членов какого-либо садоводческого или гаражно-строительного кооператива. В данном случае процедура приватизации является максимально упрощенной.
  4. Принадлежность землевладельца ко льготной категории. Такие категории устанавливаются на законодательном уровне, причем как на федеральном, так и на региональном.

В частности, к ним могут быть отнесены:

Уточнить информацию о наличии подобного рода льготы или принадлежности гражданина ко льготной территории он может в администрации того населенного пункта, где он проживает (или где расположен тот участок, который он хочет приватизировать).

Также стоит учесть, что существует определенный перечень земель, которые не подлежат приватизации ни при каких условиях. В частности, это земли лесного и водного фондов, общественные, зараженные опасными веществами, имеющие природоохранное значение и т. п.

Участки такого рода не могут быть переданы в частную собственность гражданам ни на одном основании.

Порядок действий и необходимые документы

Для реализации права на бесплатную приватизацию участка землевладельцу необходимо, прежде всего, убедиться в наличии у себя оснований для этого. Если данные основания действительно имеются, алгоритм действий будет следующим:

Подготовка необходимых документов

поиск электронных документов

Пакет бумаг включает в себя:

  • заявление (установленной формы документа нет, но образец, как правило, можно получить в органе обращения);
  • паспорт заявителя (копия);
  • документ, на основании которого он владеет участком (например, это может быть договор аренды или акт администрации населённого пункта о выделении земли);
  • правоустанавливающие бумаги на строения, находящиеся на территории надела (при наличии); (предоставляется только при условии, что участок включен в государственный кадастр);
  • выписка из ЕГРП, которая с 2017 года заменила кадастровый паспорт (стоит учесть, что срок ее действия составляет 1 месяц со дня получения).

В зависимости от ситуации могут потребоваться и некоторые другие документы, поэтому их точный перечень стоит заранее уточнить в том органе, куда будет происходить обращение. В случае предоставления копий они должны подаваться вместе с оригиналами или быть заверенными должным образом (то есть нотариально).

Подача документов в уполномоченный орган

Как правило, рассмотрением данного вопроса занимается специальный земельный отдел или департамент органа местного самоуправления. В каждом конкретном населенном пункте этот отдел может носить свое название.

Ожидание решения

с/х земли

Минимальный срок рассмотрения составляет 14 дней с момента подачи заявления, однако в отдельных случаях он может быть и продлен. В случае отказа в приватизации это решение обязательно должно быть обосновано, в случае положительного решения стороны могут переходить к оформлению необходимых документов.

В последней ситуации заявитель получает официальное решение о предоставлении земли в собственность, которое является основанием для дальнейшей государственной регистрации этого права.

как заплатить земельный налог через сбербанк онлайн

Вынос границ земельного участка в натуру необходим при проведении различных сделок с землей.

Физические лица имеют право оплатить земельный налог через интернет. Пошаговую инструкцию вы найдете в нашей статье.

Предоставление земли в пользование имеет свои особенности. Подробнее читайте здесь.

Регистрация перехода права собственности

Данная процедура является обязательной и осуществляется в специальном органе — Росреестре. Для этого землевладельцу необходимо подготовить и предоставить в регистрационный орган определенный пакет документов и обязательно оплатить государственную пошлину.

По окончании процесса приватизации гражданину будет выдан документ, подтверждающий его права на участок — свидетельство о праве собственности на землю. Именно это свидетельство и будет главным документальным основанием того, что теперь участок находится в его частной собственности. После этого он получает практически ничем не ограниченные (кроме законодательства) права на пользование и распоряжение данным видом недвижимости.

Бесплатная приватизация земли под частным домом и дачных земельных участков: до какого года продлили и кому она доступна?

Бесплатная приватизация земли - кому доступна и до какого года?

Частная собственность на землю появилась относительно недавно.

Еще во времена советского союза такое понятие совсем не существовало, все попросту принадлежало государству, которое, позволяло своим гражданам пользоваться ею, не ограничивая при этом такое пользование определенным сроком.

При этом такое право могло быть унаследовано.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Со времен принятия Земельного кодекса гражданам было запрещено передавать земельные участки на неограниченное пользование.

При этом Земельный кодекс позволял гражданам один раз в жизни оформить земельный участок.

Бесплатная приватизация земли под частным домом: до какого года продлили процедуру и кому доступна такая форма оформления земельного участка в собственность? Давайте разберемся.

Кому доступна?

Правом на бесплатное оформление обладают граждане:

  • что подписали договор, предполагающий использование участков без определенного срока, (многие получили участок в качестве наследства);
  • что имеют территорию под домом, где они живут;
  • которые стали обладателями новых наделов, что были им выделена взамен отобранной на пользу государства или общественности;
  • которые имеют специальный социальный статус.

Приватизация представляет собой ряд юридических действий, что позволяют перевести участки, ранее находившиеся в собственности страны, в собственность гражданам этой же страны.

Согласно закону, описывающего процедуру оформления общественного имущества: «Если на приватизационной земле построено капитальное сооружение (законодатель не говорит о незаконных сооружениях), то владельцы участка обязаны купить его или оформить его другим способом».

Данная процедура может быть произведена: без определенной платы, с оплатой, в порядке общей юрисдикции, через судебные инстанции.

Приватизация земельного участка: до какого года продлили?

До 2015 года приватизация в пределах Российской Федерации была разрешена на законодательном уровне и проводилась бесплатно.

Приватизация земли продлена или нет? Сроки, когда закончится приватизация земли, были продлены до конца 2020 года из-за того, что многие жители страны просто не смогли осуществить свое законное право.

Когда заканчивается приватизация дачных участков в России? Срок бесплатного оформления может быть продлен, но только если решение такого плана примут органы местного совета.

Кроме того, законодатель обозначил разные категории, что несмотря ни на что будут оформлены на безоплатной основе: участки, которые находятся в бессрочном пользовании и участки, что были унаследованы.

Отличие от платной процедуры

Законодательный орган выделил платную процедуру для тех, у кого нет оснований для проведения бесплатной услуги. Другими словами, такой процесс — это выкуп земельного участка у государства.

В отличие от классического приобретения площади, эта процедура существенно отличается своей ценовой политикой, так как участок, который находится под вашим домом, будет реализован не по цене рынка, а по кадастровой стоимости.

То есть – в сотни раз дешевле. Окончательная стоимость участка, будет определена, основываясь на экспертизу органов местного самоуправления.

Землю, которая находится на кадастровом учете, можно также оформить в собственность. Если же информация о желаемом участке отсутствует в реестре, то сначала необходимо провести межевание такого участка.

На какие участки распространяется бесплатная процедура?

Земельный кодекс страны указывает, что если территория находится на праве пользователя у владельца или он пожизненно унаследовал этот кусок, оформление будет производиться без взыскания платы.

Изначально оформление участков без взыскания платы производилась до зимы 2010 года. Но в результате проведения общественных слушаний, законодательный орган разрешил проводить такое оформление до весны 2015 года.

Для участников различных кооперативов: садоводческого, огороднического и дачного на законодательном уровне прописана более позитивное решение.

Закон «О дачной амнистии» указывает, что участники таких сообществ могут на безоплатной основе провести оформление собственных участков, но перед этим им необходимо подать в органы местного управления обязательный пакет документов.

Для такой процедуры несущественна дата вступления в участники кооператива. Провести оформление по более лояльной схеме участники кооперативов могут до конца 2020 года.

Гражданам разрешено приватизировать все земли?

На законодательном уровне запрещено оформлять такие территории:

  1. Государственные и городские, которые были сохранены на случай возникновения непредвиденных обстоятельств.
  2. Земли транспортных и магистральных путей, что предназначены для реализации нормальной работы этой отрасли страны.
  3. Те, что были обработаны химическими токсинами или подвергались токсическому воздействию.
  4. Территории общественности (скверы, тротуары).
  5. Те, на которых размещен лесной фонд страны.

Этот список не является исчерпывающим. Приватизировать можно только те участки, что прямо указаны в нормах Земельного кодекса.

Видео-консультация директора юридического агентства De fence на тему приватизации земельных участков

Порядок действий

Регистрационная служба на протяжении 14 рабочих дней обязана изучить пакет документов и принять решение о регистрации или принять решение об отказе в регистрации.

После получения специального регистрационного документа, заявщик направляет свои материалы в земельный комитет. Там он должен заполнить соответствующую форму.

Документы рассматриваются, и на протяжении 7 дней с заявщиком должен быть подписан договор, согласно которому он получает право на оформление.

Если же заявщик не получил право на безоплатную приватизацию, ему предоставляется право оформить землю за определенную плату. Если заявщик согласен на такие условия, он подписывает договор купли-продажи.

Если заявщик подал необходимые документы в орган земельных ресурсов, а тот, в свою очередь, не рассматривает его заявление, и не оформляет с заявщиком договор, то он может подать на государственный орган в суд, заявив о признании действий органов власти таких, что противоречат закону.

Если орган судебной инстанции посчитает требования заявителя законными, то в своем решении он должен указать период, на протяжении которого орган земельных ресурсов должен подготовить проект договора и направить его заявщику.

Документы

Список документов, которые нужно подавать в регистрационные органы, утвержден Приказом Министерства экономического развития страны.

Заявщик подает:

    Копию документа, по которому можно идентифицировать его личность. Если документы будут подаваться от имени предприятия или частного предпринимателя, то удостоверяющий документом станет данные с реестра юридических лиц.

Все указанные выше документы должны быть поданы одновременно с заявлением, где заявщик указывает:

  • в какой орган подаются документы;
  • детальная информация о человеке, который подает документы;
  • размер территории и ее номер согласно кадастровому реестру;
  • информация, которая позволит «идентифицировать» участок, адрес;
  • категория земли;
  • информация о запретах, на право распоряжаться участком.

Что такое приватизация и чем она отличается от права собственности?

На практике довольно часто эти два понятия считают одинаковыми. Это юридическая ошибка и неграмотность.

Бесплатной или платной приватизацией называют процедуру передачи выбранного участка из собственности страны в собственность граждан.

Процедура, согласно которой участок перейдет в собственность граждан, может быть реализована не только в виде приватизации, но и в виде подписания определенного гражданского договора.

В результате оформление – узкий термин и включается в процедуру оформления права собственности.

Приватизация земли под частным домом

Приватизация территории под домом может пройти четырьмя различными методами:

  • на бесплатной основе в упрощенном порядке;
  • на бесплатной основе в административном порядке;
  • путем покупки участка;
  • в судебном порядке.

Если вы владеете документами на право собственности и выданы они в период с 92 по 96 год, то повторно проходить процедуру оформления собственности на участок не нужно. Достаточно просто оформить документ нового образца в органах регистрации.

Что касается арендованной территории: если договор аренды уже закончил срок своего действия, у арендодателя есть возможность на безоплатной основе «оформить» арендуемую землю.

Перед приватизацией всё-таки важно четко определить границы. Это связано с тем, что документы советского образца не соответствуют кадастровым планам, площадь таких участков может быть значительно больше, а после проведения процедуры межевания может оказаться, что несколько гектаров принадлежат уже не вам.

Оформление позволяет человеку реализовать свое законное право на получение участка. Конечно, оформление приватизации требует определенных финансовых затрат, но со временем потраченные деньги и время безусловно окупятся.

Земля никогда не упадет в цене и станет достойным капиталовложением.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

«Дачная амнистия»: как ей воспользоваться

деревня дом

Принятый закон продлевает до 1 марта 2026 года срок, в течение которого допускается применение упрощенного порядка оформления гражданами прав на жилые или садовые дома, возведенные на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства.

О том, как работает закон и почему он важен не только для дачников, но и для горожан, разъясняет Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Насколько продлевается «дачная амнистия» и почему было необходимо ее введение?

«Дачная амнистия» действует уже 14 лет (с 1 сентября 2006 года) и позволила гражданам в упрощенном порядке оформить права почти на 14 млн объектов недвижимости (дачи, земельные участки, жилые и садовые дома, бани и т. д.).

Из них около 1 млн объектов было зарегистрировано после очередного продления «дачной амнистии» – в 2019 году продлевалась еще на два года.

Положения «дачной амнистии» об упрощенном порядке закончат свое действие 1 марта 2021 года. После этой даты правообладатели участков будут обязаны руководствоваться уведомительным порядком строительства объектов (вступил в силу 4 августа 2018 года).

«После 1 марта 2021 года действие указанных положений «дачной амнистии» прекратится и большое количество граждан, которые не оформили свои права на недвижимость, не смогут воспользоваться упрощенным порядком и окажутся в сложной ситуации, которая усугубляется непростой эпидемиологической обстановкой», — подчеркнул Павел Крашенинников.

Чтобы избавить граждан от таких проблем, и был принят новый закон о продлении «амнистии» еще на пять лет.

Кто может воспользоваться «дачной амнистией»? Какие документы необходимы для упрощенного оформления собственности? Куда с ними обратиться?

Основные нормы об упрощенном порядке оформления права собственности касаются жилых и садовых домов, расположенных на садовых (дачных) земельных участках, участках для ИЖС и личного подсобного хозяйства. Оформление прав будет осуществляться при наличии права на земельный участок – на основании технического плана и декларации, составленной правообладателем объекта недвижимости. Все необходимые документы владелец сможет подать в органы регистрации прав самостоятельно.

Что немаловажно, установлена обязанность органов власти по информированию граждан об изменениях в правилах строительства домов на дачных и садовых участках. Речь идет о разъяснительной работе на местах, поскольку с учетом происходящих изменений разобраться гражданам самостоятельно бывает очень сложно.

Для исключения случаев строительства на таких участках домов, не соответствующих установленным требованиям к объектам ИЖС, законом предусматривается, что индивидуальный жилой дом или садовый дом должны соответствовать параметрам объекта ИЖС, определенным Градостроительным кодексом.

Во сколько обойдется гражданам оформление недвижимости по «дачной амнистии»?

За государственную регистрацию права собственности гражданину нужно будет уплатить пошлину в размере 350 рублей.

Что касается цен на кадастровые работы, которые необходимы для подготовки технического плана, то здесь работает бессрочная норма, по которой регионы могут контролировать цены от завышения, устанавливая их максимальный предел. Это касается работ по межеванию земельных участков, предназначенных для ведения гражданами личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, и расположенных на них объектов недвижимости.

Какие еще вопросы, важные для граждан, решены в этом законе?

Также продлевается на пять лет срок действия положений о возможности направления уведомлений о строительстве жилых домов, строительство которых было начато до 4 августа 2018 года (то есть до введения уведомительного порядка). Предложенные нормы послужат мотивацией для граждан к возобновлению строительства жилых домов и позволят без лишних сложностей оформить свои права на строящуюся недвижимость.

Как приватизировать частный дом и землю в 2022 году?

Приватизация представляет собой передачу имущества гражданину от государства. Процедура выполняется для того, чтобы оформить недвижимость в собственность. Приватизация частного дома имеет свои особенности. Необходимо оформить в собственность не только строение, но и землю под ним. Эти процедуры различаются, так как регулируются разными законодательными актами.

Приватизация частного дома

Приватизация делается для домов, которые находились в собственности государства или муниципалитета и были выделены на определенных условиях.

В Законе № 1541-1 от 04.07.1991 устанавливаются основные положения для процедуры:

  1. Необходимость получить согласие всех жильцов. Если кто-то из жильцов не хочет участвовать в процедуре, то пишется нотариально заверенный отказ.
  2. После оформления дом делится в равных долях между всеми участниками процедуры.
  3. Совершеннолетний гражданин может оформить государственную недвижимость в собственность только один раз. Повторное участие в приватизации допускается только в случае, если первый раз собственнику было менее 18 лет.
  4. У жильцов должны отсутствовать долги по коммунальным услугам.

Справка! Несовершеннолетние, прописанные в доме, автоматически включаются в перечень собственников и не могут быть исключены из процедуры. Но интересы детей представляют родители или законные представители, если им не исполнилось 18 лет.

Нужна ли приватизация земли под частным домом?

При оформлении в собственность частного или дачного дома, граждане могут задаваться вопросом, нужна ли приватизация участка, на котором он находится.

Владельцы недвижимости могут пользоваться землей на основании договора аренды. В таком случае собственником остается муниципалитет. Земля может быть изъята в любой момент под государственные нужды.

Оформление участка в собственность позволит распоряжаться им по собственному усмотрению. Граждане могут продавать, дарить, оставлять в наследство землю.

С неприватизированным участком запрещены подобные сделки, из-за чего могут возникнуть проблемы при заключении договора купли-продажи на дом.

Обязательно ли это делать?

Оформление участка, где находится недвижимость, не является обязательной процедурой. Жильцы могут приватизировать только дом, а владельцем земли останется муниципалитет или государство.

Среди плюсов данного решения то, что не понадобится платить налог на собственность. К минусам относят то, что с недвижимостью нельзя будет совершать сделки, требующие регистрационных действий.

Владелец не сможет возводить на участке хозяйственные постройки, так как они будут считаться «самостроем».

До какого срока продлена амнистия?

Жителям загородных домов, построенных на дачных участках, предлагается упрощенная процедура оформления в собственность как земли, так и строения. Такую возможность предоставляет «дачная амнистия», которая действует с 2006 г.

Многих владельцев садовых участков интересует, до какого года можно будет воспользоваться упрощенным оформлением земли и построек. Закон продлен до 2021 г., но рассматривается возможность сделать его действующим до 2026 г.

Благодаря этому в 2022 году можно оформить строение в собственность при соблюдении следующих условий:

  • дом или капитальное строение находится на садоводческом или огородном участке;
  • сооружение не предназначено для коммерческой деятельности;
  • в ЕГРН отсутствуют сведения о постройке.

Дачный дом можно перевести в жилой, где допускается прописка. Для этого строение должно отвечать установленным требованиям.

Для того, чтобы зарегистрировать право собственности по упрощенным правилам, понадобится подготовить следующие документы:

  • заявление;
  • технический план;
  • правоустанавливающие документы на землю.

Госпошлина за переоформление права собственности на земельный участок или построек на нем составляет 350 руб. (ст. 333.33 НК РФ)

С чего начать приватизацию земельного участка под частным домом?

При регистрации в собственность земли муниципалитета или государства, которая была в аренде, понадобится:

  • подготовить документы, дающие право пользоваться участком;
  • обратиться в жилищный отдел при администрации;
  • дождаться решения от должностных лиц;
  • зарегистрировать право собственности.

Заявление на приватизацию земельного участка необходимо заполнить в администрации или МФЦ. В некоторых субъектах РФ его можно подать через Портал госуслуг. Но в дальнейшем заявителю придется посетить жилищный отдел для предоставления подлинников документов и заверения копий.

Бесплатная передача земли в собственность возможна на следующих основаниях:

  • участок выдан под ИЖС или ведения личного хозяйства;
  • домом и землей гражданин пользуется с 1991 года или ранее;
  • недвижимость находится на территории садоводческого или огороднического хозяйства;
  • владелец относится к льготной категории.

В остальных случаях земля выкупается у муниципалитета по кадастровой стоимости. Неприватизированный участок можно продать, если он находится на территории некоммерческого объединения, но его стоимость будет ниже рыночной.

Порядок приватизации

Порядок приватизации дома следующий:

  1. Подача заявления в жилищный отдел местного органа самоуправления.
  2. Получение кадастрового паспорта в БТИ или выписки из него (при наличии).
  3. Оформление кадастрового плана.
  4. Передача пакета документов в жилищный отдел.
  5. Ожидание ответа в течение 30 дней.
  6. Регистрация сделки в Росреестре.

Если все шаги выполнены правильно, то собственники получат выписку из ЕГРН о регистрации права собственности.

документы

Для процедуры понадобится подготовить следующие документы:

  • удостоверение личности всех жильцов;
  • правоустанавливающие бумаги на пользование домом и земельным участком;
  • кадастровый паспорт;
  • техническая документация из БТИ;
  • выписка из ЕГРП, подтверждающая отсутствие обременения;
  • квитанции об оплате госпошлины.

Каждый прописанный в доме пишет заявление об участии в приватизации. Если кто-то отказывается от собственности, то он должен оформить это письменно и заверить у нотариуса.

стоимость

Стоимость приватизации частного дома складывается из нескольких факторов:

  • госпошлина за оформление муниципальной недвижимости в собственность 2000 руб. (ст. 333.33 НК РФ);
  • сбор за регистрацию сделки в Росреестре 350 руб. (ст. 333.33 НК РФ);
  • плата за оформление кадастрового плана и паспорта (зависит от региона);
  • услуги нотариуса от 1000 руб. (при необходимости оформления отказа от приватизации, доверенности).

Внимание! Размер госпошлины не различается на всей территории России. Оплата услуг нотариуса или геодезиста зависит от субъекта РФ.

Особенности приватизации земли под частным домом с долями

Встречается, что частный дом оформлен с долями. Оформление земельного участка в собственность допускается при согласии всех собственников (ст. 39.20 ЗК РФ). Поэтому для того, чтобы приватизировать участок, необходимо, чтобы в регистрирующие органы обратились все владельцы недвижимости.

Если же с кем-то из соседей не удается договориться, то можно разделить дом, даже если он находится в долевой собственности. Выдел доли осуществляется по соглашению между совладельцами на основании ст. 252 ГК РФ. В случае, когда договориться не удается, можно обратиться в суд с требованием разделить имущество в натуре.

После того, как доля будет выделена в судебном порядке, владелец имущества может обратиться с документами по оформлению в собственность земли, на которой построена его часть дома. Согласие второго собственника в данном случае не требуется.

Судебная практика

Администрация муниципального образования не всегда идет навстречу жильцам дома и позволяет оформить недвижимость в собственность. Отказ может быть обоснованным в случае, если потенциальный владелец уже участвовал в приватизации, предоставил не все бумаги или в документах имеются ошибки. Землю не передадут в собственность гражданина, если она находится на территории водо- или природоохранной зоны.

Когда жильцы дома считают, что отрицательный ответ не имеет весомых причин, можно обратиться в суд. Судебная практика показывает, что закон часто на стороне будущих собственников, когда подготовлена хорошая доказательная база того, что они имеют право на владение объектом недвижимости.

В Сестрорецкий районный суд г. Санкт-Петербурга в 2009 году обратилась гражданка Т. с иском об оспаривании отказа в регистрации недвижимости. Она приобрела дом в 2003 году, а в 2008 была проведена его реконструкция. Затем гражданка обратилась в отдел администрации с просьбой зарегистрировать за ней право на обновленный объект недвижимости. Сотрудники отказали, ссылаясь на несоответствие разрешения на реконструкцию.

Истец посчитала отказ несоответствующим законодательным нормам об упрощенном порядке регистрации некоторых объектов недвижимости. Суд рассмотрел дело и принял решение в пользу владелицы дома.

Заключение

На основании сказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Приватизация дома осуществляется в общем порядке и представляет собой оформление муниципальной или государственной собственности в частную.
  2. Для недвижимости, расположенной на садоводческих или огороднических участках, предусмотрен упрощенный способ подачи документа.
  3. В собственность рекомендуется оформить не только недвижимость, но землю, где он построен.
  4. В приватизации должны участвовать все лица, которые прописаны в частном доме.
  5. Оформление земли в собственность может выполнять как на безвозмездной основе, так и путем выкупа участка по кадастровой стоимости.

Приватизация частного дома и земельного участка является сложным юридическим процессом, который требует затрат времени и сил. Поэтому лучше воспользоваться услугами специалистов, имеющих большой опыт работы. Юристы помогут собрать нужные документы и правильно их оформить, чтобы владелец дома мог официально зарегистрировать право собственности на него.

Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат

Сроки приватизации земельных участков до какого года

Пресс-центр

Новости

«Дачная амнистия 2.0»: Госдума в III чтении приняла законопроект об упрощенном оформлении прав на земельные участки и объекты индивидуального жилищного строительства

«Дачная амнистия 2.0»: Госдума в III чтении приняла законопроект об упрощенном оформлении прав на земельные участки и объекты индивидуального жилищного строительства

Государственная Дума приняла в III чтении законопроект « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает новые возможности в части оформления прав на земельные участки и объекты бытовой недвижимости, а также продление срока «дачной амнистии» еще на пять лет.

Законопроект разработан при участии Росреестра и направлен на дальнейшее создание для граждан комфортных условий для регистрации прав на свою недвижимость.

Как отметил статс-секретарь – заместитель руководителя ведомства Алексей Бутовецкий, предлагаемые правовые механизмы позволят решить проблему переоформления прав по документам старого образца, а также легализовать построенные жилые дома на участках, в отношении которых отсутствуют правоустанавливающие документы.

Граждане смогут без суда оформить дома, построенные хозяйственным способом

З акон позволит решить многолетнюю проблему, когда люди не в силах легализовать и оформить свое жилье, построенное ещё в советский период. Подтвердить право собственности гражданин сможет даже при отсутствии на руках правоустанавливающих документов. Такие дома могут числиться учтенными в старых документах совхозного (колхозного) учета, похозяйственного учета бывших поселковых советов, в учетных документах бывших БТИ. Однако сегодня этого недостаточно для внесудебного и простого оформления прав.

« Законопроект предлагает комплексное решение: в упрощенном порядке оформить права на такие жилые дома и одновременно земельные участки под ними в собственность бесплатно. При этом жилые дома должны быть построены до 14 мая 1998 года (до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ) и располагаться в границах населенного пункта на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности », – отметил Алексей Бутовецкий.

Граждане должны будут подать заявление в орган местного самоуправления о предоставлении участка под существующим домом и приложить любой документ, подтверждающий факт владения домом (документы об уплате коммунальных услуг, документ о проведении государственного технического учета и (или) технической инвентаризации). Возможны и другие документы, их перечень вправе дополнительно определить региональные власти.

Права наследников будут защищены

В настоящее время сохраняются препятствия в оформлении прав наследников на земельные участки, предоставленные предыдущим владельцам на праве постоянного (бессрочного) пользования. Например, если гражданину был предоставлен в постоянное пользование огородный земельный участок, то несмотря на использование земельного участка на протяжении десятков лет, он не перейдет по наследству ни его детям, ни внукам. Этот участок придется приобретать на общих основаниях у органов публичной власти.

Законопроект предлагает принадлежащие гражданам права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненно наследуемого владения земельными участками признавать правом собственности в силу закона – независимо от вида их разрешенного использования. Это позволит наследникам признать право собственности на такие земельные участки.

Владельцу такого участка теперь не нужно будет обращаться в Росреестр, чтобы переоформить право собственности. При наличии документов старого образца о праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования (например, свидетельства на землю) он сможет распоряжаться своим земельным участком – продать его, сдать в аренду и т.д.

«Дачную амнистию» предлагается продлить

Чтобы создать более комфортные условия для оформления прав граждан на садовые и жилые дома, законопроект предлагает продлить еще на пять лет действующий до 2026 года упрощенный порядок регистрации прав на жилые и садовые дома («дачная амнистия»). Таким образом, он будет действовать до 1 марта 2031 года.

Напомним, в декабре 2020 года вступил в силу разработанный при участии Росреестра Федеральный закон № 404-ФЗ, согласно которому «дачная амнистия» была продлена до 2026 года с расширением ее возможностей для индивидуального жилищного строительства. На сегодняшний день этим механизмом воспользовались около 14 млн человек.

Оформление прав на землю под многоквартирными домами

Законопроектом также предлагается разрешить образование земельных участков под многоквартирными домами не по дорогостоящему проекту межевания, а на основании схемы расположения участка.

Это позволит ускорить процесс оформления земли под МКД в первую очередь для целей защиты жилищных прав граждан на придомовые территории.

Ссылка на основную публикацию