Признание закупки несостоявшейся по 223-ФЗ: основания, последствия, порядок заключения договора

Энциклопедия решений. Ранее действовавшие требования к признанию закупки по Закону N 223-ФЗ несостоявшейся

Признание закупки по Закону N 223-ФЗ несостоявшейся

Закон N 223-ФЗ не определяет сами способы закупки, условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их применения. Требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров определяются положением о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, см. также письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317, раздел 6 разъяснений по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12). В частности, Закон N 223-ФЗ не определяет условия признания закупки конкурентными способами несостоявшейся, равно как и последствия такового признания. Соответственно, данный вопрос должен решаться исходя из содержания положения о закупке, с учетом норм Гражданского кодекса РФ, на которых, в том числе основан этот Закон (ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Применяя аналогию права, можно заметить, что системный анализ норм Закона N 44-ФЗ (ч. 13 ст. 51, ч. 6 ст. 53, ч. 9 ст. 56, ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 6 ст. 77, ч. 9 ст. 78, ч.ч. 18, 19 ст. 83 этого Закона) показывает, что несостоявшейся закупка по этому Закону признается если не было подано ни одной заявки на участие в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – контрагент) или ни одна заявка не была признана соответствующей установленным требованиям, либо если была подана только одна заявка и (или) только одна заявка была признана соответствующей установленным требованиям. Безусловно, это только аналогия, поскольку из ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 1, ч.ч. 2, 2.1, 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ следует, что сферы действия этих законов не пересекаются. Однако, полагаем, что в случае отсутствия заявок на участие признание закупки несостоявшейся следует и из логики и здравого смысла. При наличии же единственной заявки, соответствующей установленным требованиям, ситуацию в отношении торгов – конкурса или аукциона, на наш взгляд, также иначе определить нельзя, поскольку согласно п. 5 ст. 447 ГК РФ “аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися”. В отношении иных процедур заказчик теоретически может установить в положении о закупке условие о признании таких процедур состоявшимися при подаче и (или) признании соответствующей установленным требованиям хотя бы одно заявки. К сожалению, официальных разъяснений или правоприменительной практики, разрешавших бы данный вопрос в настоящее время, нам обнаружить не удалось.

Что касается последствий признания закупки несостоявшейся, то следует заметить, что в соответствии с п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, заключение которого осуществляется путем проведения торгов, должен быть заключен с лицом, выигравшим торги. В случае признания торгов несостоявшимися лицо, выигравшее торги, отсутствует. При этом отдельной обязанности заключить договор с единственным участником торгов нормы Гражданского кодекса РФ не содержат. Таким образом, общими нормами гражданского законодательства обязанность организатора торгов заключить договор по результатам несостоявшихся торгов с кем-либо, в том числе с единственным участником торгов, не установлена (см., например, постановление Девятого ААС от 25.06.2008 N 09АП-6394/2008, оставленное без изменения постановлением ФАС Московского округа от 01.11.2008 N КГ-А40/9035-08). Представляется очевидным, что тем более такой обязанности не существует у организатора иных конкурентных процедур определения контрагента.

Заметим, что в нормативных правовых актах, устанавливающих дополнительные к предусмотренным Гражданским кодексом РФ правила проведения торгов для определенных случаев, обязанность заключить договор с единственным участником несостоявшихся торгов указывается как особое последствие признания торгов несостоявшимися и отдельное основание для заключения договора с единственным контрагентом (см., например, ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ, п. 15 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, ч. 5.7 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе”).

Соответственно, последствия признания конкурентной закупки несостоявшейся определяются положением о закупке, которое может в зависимости от ситуации предусматривать как обязанность заказчика заключить договор с участником заявки, подавшим единственную заявку, соответствующую установленным требованиям, так и его право сделать это или осуществить повторную закупку, изменив ее условия, а также право заказчика заключить договор с лицом, заявка которого была отклонена или с одним из таких лиц при отсутствии заявок, соответствующих установленным требованиям и т.п. (см. постановления Девятого ААС от 02.07.2013 N 09АП-17578/13 и от 07.08.2014 N 09АП-29414/14, Третьего ААС от 30.12.2013 N 03АП-6371/13).

При этом, по нашему мнению, заключение договора с одним из лиц, подавших заявку на участие в закупке, признанной несостоявшейся, по общему правилу само по себе должно признаваться новой закупкой.

Из ряда указаний Закона N 223-ФЗ следует, что итогом закупки всегда является заключение договора. В частности, согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке должно включать качестве элемента порядка закупки порядок заключения договора. В соответствии с ч. 5 ст. 4 указанного Закона в состав информации о закупке входит проект договора. В силу п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в извещении о закупке в обязательном порядке указывается предмет договора. Наконец, согласно ч. 19 ст. 4 этого Закона заказчик обязан размещать на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных им по результатам закупки.

Отсюда можно сделать вывод, что если процедура не заканчивается заключением договора, – что предполагается при признании ее несостоявшейся, – заключение договора с тем же предметом должно считаться уже новой закупкой. Здесь также применима аналогия с нормами Закона N 44-ФЗ: в случае признания закупки конкурентным способом несостоявшейся закупка производится на основании отдельного п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, который предусматривает самостоятельные требования к порядку заключения контракта, включая необходимость получения согласия контролирующего органа.

Поэтому при согласовании условий договора, заключаемого в соответствии с положением о закупке с единственным контрагентом – претендентом на участие в несостоявшейся закупке, заказчик связан условиями документации об этой закупке, только если это предусмотрено соответствующими нормами положения о закупке.

Однако, полагаем, что в случае отсутствия заявок на участие признание закупки несостоявшейся следует и из логики и здравого смысла.

Что такое несостоявшаяся закупка по 223-ФЗ и перечень оснований для ее признания

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ-223, при проведении торгов на поставку определенных товаров и оказание услуг заказчики, помимо самого закона о закупках, должны руководствоваться в своих действиях Гражданским кодексом и внутренним утвержденным Положением о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 447 Гражданского кодекса, под несостоявшимися торгами можно понимать торги, в которых принял участие единственный участник. Здесь стоит подчеркнуть, что речь в гражданско-правовом законодательстве идет именно о торгах, а не всех возможных закупочных процедурах.

Помимо данного случая, который указан в ч. 5 ст. 447 ГК, для признания торгов несостоявшимися в закупочной практике обычно выделяют такие основания:

  1. Если в установленные сроки не поступила ни одна заявка на участие в закупочной процедуре.
  2. Если только один участник из подавших заявку на участие в торгах был признан соответствующим условиям закупки.
  3. Если по результатам рассмотрения поступивших заявок они все были отклонены.

В зависимости от конкретной закупочной процедуры перечень оснований для признания закупки несостоявшейся может быть шире. Например, при проведении открытого конкурса или аукциона могут быть предусмотрены такие основания:

  1. После завершения сроков подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки.
  2. По результатам рассмотрения поступивших заявок на участие в конкурсе комиссией были отклонены все заявки.
  3. Результатом предквалификационного отбора стало то, что ни один участник закупочного мероприятия не был признан соответствующим требованиям документации.
  4. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не было подано ни одной заявки.
  5. Результатом рассмотрения первых частей заявок стало то, что комиссия отклонила от участия их все.
  6. В течение установленного времени после начала проведения аукциона ни один участник не подал предложений по цене договора.

В указанных выше ситуациях заказчику придется предпринять ряд мер для проведения повторных торгов либо новой закупочной процедуры.

Следует понимать разницу между несостоявшимися и недействительными торгами. Согласно ст. 449 ГК торги, которые были проведены с нарушением установленных правил, допускается признать недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными имеет целый ряд последствий. Оно автоматически приводит их к недействительности договора, который подписан с победителем торгов.

Таким образом, недействительные торги – это торги, которые были проведены в обход закона и с нарушением процессуальных правил. Тогда как несостоявшиеся торги проведены по нормам закона и по их результатам можно подписать договор с единственным участником, и он не подлежит отмене.

Результатом рассмотрения первых частей заявок стало то, что комиссия отклонила от участия их все.

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником или только ваша заявка соответствует всем требованиям, то после подведения итогов закупки вам нужно подписать контракт.

  • По максимальной цене, если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронного аукциона. Например, как в этом аукционе.
  • По вашей цене, если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям.

Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло в этой закупке.

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.

Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и через день может провести повторную закупку указанным выше способом.

Решение №223ФЗ-311/18

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-311/18

по результатам рассмотрения жалобы Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: , при участии представителей:

ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения»: (доверенность от 28.12.2017 № 9170-301), . – (доверенность от 28.12.2017 № 9170-302),

Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум»: (доверенность от 04.05.2018 № 18), (доверенность от 04.05.2018 № 19).

рассмотрев жалобу Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» от 19.04.2018 № 79, направленную письмом Московского областного УФАС России от 25.04.2018 № 07/ПА/3551, на действия (бездействие) заказчика ФГУП «ЦНИИмаш» при проведении открытого конкурса в бумажной форме на право заключения договора на выполнение работ «Реализация мероприятий по обеспечению взаимодополняемости глобальных навигационных спутниковых систем в части применения технологий спутниковой навигации» Шифр: «Лидер-СВ-Применение» (извещени е № 31806240821 ) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

Читайте также:  Расчет пени по договору аренды земельного участка формула

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» (далее – Заявитель) от 19.04.2018 № 79, направленная письмом Московского областного УФАС России от 25.04.2018 № 07/ПА/3551, на действия (бездействие) заказчика ФГУП «ЦНИИмаш» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в бумажной форме на право заключения договора на выполнение работ «Реализация мероприятий по обеспечению взаимодополняемости глобальных навигационных спутниковых систем в части применения технологий спутниковой навигации» Шифр: «Лидер-СВ-Применение» (извещени е № 31806240821 ) (далее — Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», утвержденным протоколом Наблюдательного совета Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» от 01.12.2015 № 3/2015 (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

И звещение о проведении Конкурса, Конкурсная документация (далее — Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 15.03.2018;

Начальная (максимальная) цена договора — 15 310 000,00 рублей;

Дата окончания подачи заявок — 05.04 .2018;

Дата рассмотрения заявок — 10.04.2018;

Д ата подведения итогов Конкурса — 12.04.2018 .

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком неправомерно продлевается процедура заключения договора.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

Пунктом 9 протокола вскрытия заявок на участие в Конкурсе от 05.04.2018 закупка признана несостоявшейся, в связи с тем, что на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка, в соответствии с пунктом 18.3.5 Положения о закупках.

В соответствии с пунктом 18.3.5 Положения о закупках конкурентная закупка признается не состоявшейся в случаях, если не подано ни одной заявки или по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка; при этом в протокол вскрытия конвертов с заявками вносится соответствующая информация. Последствия признания процедуры закупки несостоявшейся по указанным основаниям установлены в пунктах 11.9.6 и 11.9.7 Положения соответственно.

Согласно пункту 11.9.7 Положения о закупках в случае признания процедуры несостоявшейся в соответствии с подпунктом 8 пункта 11.9.1 Положения о закупках, а именно, по окончании срока подачи заявок на конкурентную процедуру закупки подана только одна заявка, закупочная комиссия рассматривает единственную заявку в порядке, установленном в документации о закупке. В случае принятия закупочной комиссией решения о признании указанной заявки и участника процедуры закупки соответствующими всем установленным требованиям заказчик вправе:

заключить заключить договор с единственным участником конкурентной закупки по основанию, предусмотренному в подпункте 6.6.2(32) Положения;

принять решение о проведении повторной закупки (пункт 11.9.8 Положения);

отказаться от проведения закупки.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что закупка признана не состоявшейся, ни одно из решений предусмотренных пунктом 11.9.7 Положения о закупках на данный момент не принято.

Вместе с тем, представители Заявителя доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы не представили.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Признать жалобу Ассоциация «ГЛОНАСС-ГНСС-Форум » (ИНН: 7714320665, ОГРН: 1077799022003) от 19.04.2018 № 79, направленную письмом Московского областного УФАС России от 25.04.2018 № 07/ПА/3551, на действия (бездействие) заказчика ФГУП «ЦНИИмаш» (ИНН: 5018034218, ОГРН: 1025002032791) при проведении открытого конкурса в бумажной форме на право заключения договора на выполнение работ «Реализация мероприятий по обеспечению взаимодополняемости глобальных навигационных спутниковых систем в части применения технологий спутниковой навигации» Шифр: «Лидер-СВ-Применение» (извещени е № 31806240821 ) необоснованной .

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

2011 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Может ли заказчик по 223-ФЗ отказаться от заключения договора

    On 08.09.2017 0 Комментарии 223-ФЗ, Гособоронзаказ, Статьи, ФАС

Бывает, что закупка в рамках корпоративного заказа проведена, победитель определен, но заказчик поменял планы. Объект закупки перестал быть нужным либо требования к нему серьезно изменились. В любом случае заключать договор заказчику невыгодно. Может ли он от этого отказать?

Рамочный закон 223-ФЗ не содержит положений об особенностях отказа от заключения контракта в одностороннем порядке. А значит, в этих вопросах следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса. Из них следует, что в случае отказа от заключения контракта решение заказчика можно обжаловать. Это подтверждает и практика антимонопольных органов.

Так, в одном из решений Московского УФАС заказчику, отказавшемуся после проведения торгов от контракта, было предписано завершить процедуру. А именно заключить контракт с тем поставщиком, который победил на торгах. Эта позиция нашла поддержку и в Арбитражном суде Москвы. В итоге заказчику заключить договор пришлось, однако могло быть и хуже. Например, информация о заказчике могла быть передана в правоохранительные органы для проверки его участия в сговоре.

Таким образом, отказавшись от контракта, заказчик может быть не только принужден к его заключению, но и заподозрен в коррупции. Поэтому в Положении о закупке необходимо грамотно и корректно прописать основания, сроки и процедуру отказа от продолжения закупки и от заключения контракта. Кроме того, в документации и извещении каждой закупки следует указывать на то, что заказчик имеет право на отказ в одностороннем порядке в соответствии со своим Положением. Четкие правила и точное их соблюдение подтвердят, что заказчик действовал чисто. Хотя от подозрений и возможных проблем такое поведение все равно не убережет.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Значит ли это, что заказчик обязан в любом случае заключать договор с победителем закупки по 223-ФЗ? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно — слишком много нюансов. Единой позиции нет даже у контролирующих органов. В своей практике они принимали разные решения.

Например, позиция Минэкономразвития такова. Если поставщик был определен не в результате торгов, а Положение о закупке заказчика предусматривает возможность отказа, то не заключать договор с победителем правомерно (письмо от 25.04.2016 № Д28и-1013). Из этого следует, что если процедура содержала признаки торгов, то отказываться от заключения договора с победителем нельзя. Вывод подтверждается решение Московского УФАС от 18.04.2016 № 1-00-665/77-16. А в решении от 08.07.2015 № 1-00-1072/77-15 тот же орган формулирует свою позицию так: отказываться от заключения договора с победителем закупки неправомерно.

Однако во многих случаях отказ от заключения контракта следует не просто так — для этого есть основания, причем весьма веские. Например, в своем решении от 05.11.2015 № 1-00-1848/77-15 Московское Управление ФАС указало следующее. Если сделка является для заказчика крупной, а он не получил согласия собственника, то отказ от заключения контракта правомерен.

Но порой ФАС может признать незаключение контракта нарушением и при наличии оснований. В подтверждение приведем такой случай. Заказчик по гособоронзаказу отказался от продолжения процедуры до определения поставщика, но после вскрытия конвертов. Свои действия он мотивировал тем, что в этот период изменилось законодательство об оборонном заказе. А поскольку проект договора в закупочной документации поправки не учитывал, то заказчик решил привести его в соответствие с новыми требованиями. Однако ФАС признала его действия неправомерными и предписала продолжить закупку с той стадии, на которой она остановилась. То есть вернуться к моменту выбора победителя и заключить с ним договор.

Читайте также:  ОСАГО коэффициент мощности: 4 способа уменьшения стоимости страховки

Правда, контракт по этой закупке так и не был заключен, и причиной того стал недосмотр самого контролирующего органа. В предписании не было сказано, что заказчик должен был дать участникам возможность предоставить новые документы, подтверждающие обеспечение заявки. Рассмотрение жалобы заняло определенное время, да и сам заказчик не торопился исполнять предписание ФАС. К тому моменту, когда закупка была возобновлена, истек срок действия обеспечения всех заявок. В итоге ни одна из них не соответствовала документации, поэтому закупка не состоялась.

Надо сказать, что это уберегло заказчика от попадания в абсурдную ситуацию. Если бы ФАС обязала его принять новое обеспечение заявок, то он был бы вынужден заключить контракт. Парадокс в том, что этот контракт был бы составлен с нарушением требований закона 275-ФЗ о гособоронзаказе.

Бывает, что закупка в рамках корпоративного заказа проведена, победитель определен, но заказчик поменял планы.

Как определяются последствия процедуры в Положении о закупке

Последствия признания закупки несостоявшейся определяются по 223-ФЗ в Положении о закупке заказчика. На основании п. 1 ст. 447 ГК договор, заключение которого определяется через проведение торгов, подписывается с победителем. При неконкурентной или несостоявшейся закупке победителей быть не может, поэтому Гражданский кодекс не указывает на обязанность заказчика подписать договор с единственным поставщиком по 223-ФЗ.

Если торговая закупочная процедура была признана несостоявшейся, то это предполагает принятие заказчиком ряда мер:

  1. Выявление причин признания закупки несостоявшейся.
  2. Подготовка итогового протокола и его публикация на официальном сайте по закупкам.
  3. Принятие решения о последствиях официального признания закупки несостоявшейся (например, подписание договора с единственным поставщиком, проведение повторной закупки, изменение способа закупки).

Заказчик предусматривает возможности выбора последствий признания процедуры несостоявшейся в своем Положении о закупке. В частности, заказчик может принять такие решения:

  1. О закупке и подписании договора с единственным поставщиком. Это может быть оправдано, если проводить новые закупочные процедуры нецелесообразно, например, по причине исчерпания лимитов на проведение закупочной процедуры; если у заказчика есть основания полагать, что проведение новой закупки не приведет к изменению круга участников закупки.
  2. О заключении договора – если предоставленная заявка и участник, который подал заявку, соответствуют требованиям извещения и документации.
  3. О продлении сроков приема предложений участников.
  4. О проведении повторной закупки тем же способом.
  5. О проведении повторной закупки иным способом: например, вместо конкурса – в виде запроса предложений.

Необходимость публикации в ЕИС извещения о закупке у единственного поставщика.

Заключение сделки не в рамках процедур, предусмотренных Законом № 223-ФЗ, не является основанием для признания ее ничтожной

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Определение ВС РФ от 11.03.2020 № 302-ЭС19-16620 по делу № А33-21242/2018

Индивидуальный предприниматель П.

­КГПОУ «Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики»

Если заказчик подписал договор без применения процедур по Закону № 223-ФЗ, он не вправе ссылаться на его ничтожность по аналогии с Законом № 44-ФЗ (о контрактной системе). Это обстоятельство не является основанием для признания договора ничтожным и отказа в иске о взыскании задолженности за выполненные работы.

Но заказчик эти деньги не выплатил.

Какими могут быть последствия признания электронного аукциона несостоявшимся

Законом N 223-ФЗ такие последствия не урегулированы. Действуйте строго в соответствии с вашим положением о закупке. В нем может быть установлен различный порядок действий в зависимости от причин признания аукциона несостоявшимся:

1) если заявок не подано или все заявки отклонены, договор по результатам такой закупки заключен не будет.

В этом случае возможен, например, один из следующих вариантов действий:

– отказаться от проведения закупки, если потребность в ней уже отпала;
– провести повторную закупку тем же или иным способом (в зависимости от норм вашего положения о закупке);
– изменить условия и провести новую закупку.

В любом случае вам потребуется внести изменения в план закупки;

2) если подана и допущена единственная заявка, вы можете заключить договор с участником, который ее подал.

Однако помните, что ваше положение может предусматривать и иной порядок действий, например, отказ от заключения договора или дополнительное согласование его заключения.

Как правильно подать кассационную жалобу в Верховный Суд РФ. Какие требования к содержанию и каков порядок рассмотрения жалоб.

Гражданин вправе обжаловать решение (заключение) призывной комиссии. В зависимости от обстоятельств дела допускается внесудебный и (или) судебный порядок обжалования.

Учреждения культуры – российские государственные (в том числе ведомственные) и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры.

– результаты рассмотрения единственной заявки; – сведения о признании аукциона несостоявшимся с указанием причины.

Как отменить закупку по 223-ФЗ: пошаговая инструкция

При этом порядок каждый заказчик сам должен прописать в Положении о закупках ч.

Процедура заключения договора пошагово

Процедура заключения договора состоит из нескольких шагов. Рассмотрим их подробно.

Виды конкурентных процедур конкурс, аукцион и т.

Обзор дела № А65-14687/2017 об обязательности заключения договора по результатам несостоявшихся торгов (Закон № 223-ФЗ)

Акционерное общество “Татспиртпром”, г.Казань, (далее – заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, (далее – ответчик) об отмене решения и предписания, в соответствии с которыми ответчик обязал заявителя заключить договор с ООО «Технопрод» по итогам проведенного редукциона.

Заявитель провел редукцион по правилам Положения об организации закупочной деятельности АО «Татспиртпром» и в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ( далее по тексту – закон о закупках). В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в редукционе для участия в редукционе была подана 1 (одна) заявка ООО «Технопрод», комиссия уполномоченного органа признала ее соответствующей требованиям действующего законодательства и редукционной документации, редукцион признан несостоявшимся. Однако, заказчик не заключил контракт с ООО «Технопрод». ООО «Технопрод» в адрес заказчика было направлено письмо о готовности к переговорам о снижении цены договора. Заказчик на данное письмо не отреагировал.

1. заключение договора с единственным участником редукциона – право, а не обязанность заказчика: пункт 9.4.1 Положения: «В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе, редукционе подана только одна заявка и указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным аукционной, редукционной документацией. Общество в случае документального подтверждения риска возникновения ущерба Обществу вследствие увеличения времени на проведение повторного открытого аукциона, редукциона вправе заключить договор с указанным участником на условиях, указанных в извещении, аукционной, редукционной документации, а также в заявке участника процедуры закупки, с которым заключается договор по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора, установленную в извещении о проведении аукциона и аукционной документации. При этом проведение переговоров о снижении цены договора с таким участником в соответствии с пунктом 9.8 настоящего Положения является обязательным»;

2. исполнить решение и предписание в части заключения договора с ООО «Технопрод» не представляется возможным по причине наличия договора поставки с другим лицом, заключенного по результатам проведения процедуры закупки из единственного источника.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке). В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Раздел 6.3 Положения об организации закупочной деятельности в ОАО «Татспиртпром» регулирует осуществление закупки путем проведения электронного редукциона. Так, в соответствии с п.6.3.2 Положения, под электронным редукционном (далее – редукцион) понимается – торги со снижением цены (торги на понижение), проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки в порядке, установленном настоящим разделом. Согласно п.6.3.9.7 Положения, в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в редукционе подана только одна заявка на участие в Редукионе или не подана ни одна заявка на участие в Редукционе, а также в случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в Редукционе принято решение об отказе в допуске к участию в Редукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в Редукционе, или о признании только одного участника закупки подавшего заявку на участие в Редукционе, участником Редукциона, в протокол вносится информация о признании Редукциона несостоявшимся. В случае, если Редукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что только один участник закупки, подавший заявку на участие в Редукционе и такой участник закупки признан участником Редукциона Общество заключает договор с таким участником закупки в соответствии с настоящим Положением. А также в соответствии с пунктом 2.22 документации редукциона договор с победителем редукциона или с участником, заявка которого признана единственной заявкой, соответствующей требованиям и условиям, предусмотренным документацией редукциона, в том числе в случае если заявка такого участника является единственной заявкой, поданной на участие в редукционе заключается Заказчиком не ранее 10 (десяти) календарных дней и не позднее 30 (тридцати) рабочих дней с даты подведения итогов редукциона.

Решение суда первой инстанции: в пользу ответчика.

в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки, – положениями о закупке. Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Исходя из вышеуказанного, заказчики при проведении закупки действуют в рамках закона, а также в рамках своего Положения, т.е. Положение Общества о закупках является основополагающим и главенствующим документом. Непосредственно в самом Положении в рамках описания способа закупки «редукцион», а именно в п.6.3.9.7 и п.6.3.10.8 указывается, что в случае, если в Редукционе принял участие только один участник Общество заключает договор с таким участником закупки.

Читайте также:  Пенсионный фонд в Краснотурьинске: особенности деятельности, режим работы, адрес

В соответствии с Положением об организации закупочной деятельности в ОАО «Татспиртпром» (раздел 6 Положения), заказчик обязан был заключить договор с единственным участником закупки. Согласно ч. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения. Отказ заявителя от заключения договора с обществом является злоупотреблением правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ) и не подлежит правовой защите.

В обоснование своих доводов суд сослался на судебную практику других судебных округов (что довольно необычно): «Аналогичная позиция изложена в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2016г. по делу №А72-3506/2015, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 07.07.2016г по делу №А40-163328/2015».

Решение суда обжаловано заявителем в апелляционную инстанцию, но перспективы, скорее всего, неутешительны.

1. обязательность заключения договора по итогам состоявшихся торгов не ставится под сомнение ни законом, ни судебной практикой;

2. являются ли некоторые закупочные процедуры, кроме конкурса и аукциона, торгами или нет? Арбитражные суды Московского округа считают, что являются, в других округах позиция судов, скорее всего, тоже приближается к тому же. Соответственно, заключение договора обязательно также и по итогам, например, состоявшегося запроса котировок;

3. обязательно или нет заключение договора по результатам несостоявшейся закупочной процедуры? Зависит от условий Положения о закупке. Причем, подобные условия, по моему мнению, не должны выглядеть как «заключение договора с единственным подавшим заявку необязательно», а скорее быть вида «закупочная процедура признается несостоявшейся», и устанавливать, что заказчик вправе заключить договор по итогам другой закупочной процедуры, то есть условия Положения о закупке не должны связывать между собой итоги несостоявшейся закупки и заключение договора.

2 Положения, под электронным редукционном далее редукцион понимается – торги со снижением цены торги на понижение , проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки в порядке, установленном настоящим разделом.

Заключение договора с учетом протокола разногласий

В антимонопольную службу обратился организатор торгов с заявлением о включении сведений о победителе запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению энергетического обследования предприятия с составлением энергетического паспорта в реестр недобросовестных поставщиков. По мнению заказчика, названный участник процедуры уклонился от заключения с ним договора. Рассматривая материалы дела, комиссия УФАС России установила, что после подведения итогов закупки между организатором процедуры и победителем велась переписка о корректировке проекта договора посредством направления заказчику протокола разногласий . Подписав со своей стороны данный документ, победитель закупки посчитал, что выполнил все необходимые условия для заключения договора. В своем решении антимонопольный орган отметил, что у названного участника торгов отсутствовало намерение уклониться от подписания договора на проведение работ по энергетическому обследованию промышленного объекта (Заключение № РНП 05-01/2019 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков УФАС по Тульской области от 29.01.2019 )

Вывод: при заключении договора стороны могут исправлять его исходную редакцию, однако всегда необходимо следить за процессом корректировки данного документа, иначе можно неверно понять сторону по договору.

В своем решении антимонопольный орган признал жалобу обоснованной, а заказчика нарушившим п.

Признание закупки несостоявшейся по 223-ФЗ: основания, последствия, порядок заключения договора

Функцией также можно воспользоваться через поиск окпд-> поиск по ключевому слову->выбор кода->рассчитать НМЦК

Ответить alina_999 0
Ответ написан 15.07.2019 в 16:20

Закупка по 223-ФЗ. Наша заявка – единственная.

В итоговом протоколе: “Комиссия оценила и сопоставила заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями и условиями закупочной документации и приняла решение:

В соответствии с п.. Положения о закупках признать аукцион не состоявшимся.

В соответствии с п.. Положения о закупках заключить договор с Участником №1″

Положение заказчика о закупках:

“При признании Закупочной процедуры несостоявшейся Заказчик вправе принять одно из следующих решений:

– о проведении новой Закупочной процедуры;

– об использовании иного Способа закупки;

– о рассмотрении единственной соответствующей требованиям Документации Заявки Участника, с возможным заключением договора с этим Участником по цене и на условиях, предложенных этим Участником (в том числе на условиях, определѐнных по итогам переговоров с ним), но не выше начальной (максимальной) стоимости по данной Закупочной процедуре, и на условиях, не хуже заявленных Заказчиком при открытии данной Закупочной процедуры;

– об отказе от проведения Закупки…..

По Закупочным процедурам, являющимся Торгами, Участник, признанный Победителем, обязан заключить с Аэропортом договор (соглашение), если он выбран Победителем, в порядке и сроки, установленные в п. п. Положения. “

Обязан ли поставщик заключить договор в этом случае? Если откажемся, можем попасть в РНП?

Оценка ответа: 0

Ответить Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт 5180
Ответ написан 15.07.2019 в 19:55

Закупка по 223-ФЗ. Наша заявка – единственная.

В итоговом протоколе: “Комиссия оценила и сопоставила заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями и условиями закупочной документации и приняла решение:

В соответствии с п.. Положения о закупках признать аукцион не состоявшимся.

В соответствии с п.. Положения о закупках заключить договор с Участником №1″

Положение заказчика о закупках:

“При признании Закупочной процедуры несостоявшейся Заказчик вправе принять одно из следующих решений:

– о проведении новой Закупочной процедуры;

– об использовании иного Способа закупки;

– о рассмотрении единственной соответствующей требованиям Документации Заявки Участника, с возможным заключением договора с этим Участником по цене и на условиях, предложенных этим Участником (в том числе на условиях, определѐнных по итогам переговоров с ним), но не выше начальной (максимальной) стоимости по данной Закупочной процедуре, и на условиях, не хуже заявленных Заказчиком при открытии данной Закупочной процедуры;

– об отказе от проведения Закупки…..

По Закупочным процедурам, являющимся Торгами, Участник, признанный Победителем, обязан заключить с Аэропортом договор (соглашение), если он выбран Победителем, в порядке и сроки, установленные в п. п. Положения. “

Обязан ли поставщик заключить договор в этом случае? Если откажемся, можем попасть в РНП?

Если не хотите заключать контракт, то может настаивать на том, что Вы не победитель, а единственный участник закупки, поэтому не обязаны подписывать контракт. Ведь в положении заказчика написано: По Закупочным процедурам, являющимся Торгами, Участник, признанный Победителем, обязан заключить с Аэропортом договор (соглашение), если он выбран Победителем, в порядке и сроки, установленные в п. п. Положения. ” При этом учтите, что согласно ч. 2 ст. 5 Закона №223-ФЗ В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Согласно пункта 3 Правил о ведении РНП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 в случае если единственный участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, либо участник закупки, признанный единственным участником закупки, либо участник закупки, единственно участвующий на всех этапах закупки, которые в соответствии с документацией о закупке обязаны заключить договор, уклонились от заключения договора (далее – лицо, уклонившееся от заключения договора), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке, направляет в уполномоченный орган сведения для включения в РНП.

Таким образом, если в документации о закупке Вы найдете обязанность единственного участника подписать контракт, то лучше подпишите.

Положения о закупках заключить договор с Участником 1.

Как заполнить проект контракта

Добавьте в проект сведения из заявки участника — реквизиты поставщика, его ценовое предложение, другие условия выполнения обязательств. В ч. 28 ст. 3.4 223-ФЗ прописаны особенности для заключения договора в закупках среди МСП:

  1. Сделки в таких закупках совершают только на электронной площадке с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.
  2. Участники вправе отправить протокол разногласий через электронную площадку.

По результатам бумажных конкурентных процедур или электронной процедуры среди любых участников, а не только СМСП, совершают сделки как на бумаге, так и путем обмена электронными документами. В 223 ФЗ в этой части нет ограничений, руководствуйтесь правилами, которые закреплены в положении о закупке.

Если ограничили участников только МСП и требуете обеспечить обязательства, соблюдайте два правила.

Меры ответственности

В пункте 12 Обзора Президиум ВС РФ обратил внимание на следующий момент.

Если участник нарушил условия участия в закупке, например, предоставил недостоверную информацию, а в конкурсной документации имеется условие о том, что заказчик вправе удерживать сумму обеспечения заявки в данном случае, это удержание представляет собой меру ответственности.

Так, участник предоставил недостоверную информацию о среднесписочном числе его работников. Заказчик по завершении конкурса не возвратил указанному участнику денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения. Участник требовал вернуть их через суд. Арбитражный суд удовлетворил требования, поскольку не установил умысла по искажению информации о численности персонала. Апелляционная инстанция отменила это решение, поскольку исходя из положений ст. 421 ГК РФ, ст. 2, 3 Закона № 223-ФЗ заказчики вправе устанавливать в положении о закупке, закупочной документации требования об обеспечении заявки на участие в закупке, условия его предоставления, возврата и удержания. По условиям документации сообщение заведомо недостоверной информации является достаточным основанием для удержания обеспечения.

Такое изменение является произвольным, направлено на нивелирование условий проведенного аукциона в частности, основной договор содержал условие о неизменности цены договора на протяжении всего срока его действия , не соответствует принципам осуществления закупок эффективности, обеспечения конкуренции, недопущения злоупотреблений, в том числе коррупции.

Добавить комментарий