Бездействие администрации по расселению непригодного для проживания частного дома

Аварийное жилье: законно ли администрация отказывает нам в переселении сейчас?

Добрый день! Прошу уточнить у вас на руках имеются постановление главы админитсрации о признании дома аварийным и не пригодным для проживания и подлежащим к расселению. В данном случае вы правильно подали заявление – но в нём надо было просить предоставить жилое помещение во внеочередном порядке т.е. без очереди. Я советую не тратя время подать исковое заявление в суд на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке.СТ 57 ЖК РФ. 1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. 2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) утратил силу с 1 января 2013 г.; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. 3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. 4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. Решение суда будет обязательно для исполнения всеми органами власти – так будет быстрее. Будут вопросы или необходимость в составлении заявлений пишите подготовлю. С Уважением.

Здравствуйте, уважаемый Посетитель!

Вы имеете право обжаловать в судебном порядке решение администрации на расселение на 2024 год. Основание обжалования: дом признан аварийным.

Отличие ветхого жилья от аварийного заключается в том, что в ветхом жилье, независимо на имеющийся износ, жить можно, а вот в аварийном существует реальная угроза обрушения конструкций.

Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Вы можете обратиться за помощью по составлению документов, заказать персональную консультацию.

Можете оставить положительный отзыв, оценку под моим ответом на ваш вопрос. Благодарю.

Здравствуйте, уважаемый автор вопроса! То, о чем Вы пишите, даже просто читать страшно! На мой взгляд, без судебного разбирательства вряд ли удастся добиться справедливости. Однако, обо всем по порядку, постараюсь донести как можно больше информации, которая станет полезной при разрешении возникшей ситуации, в связи с чем поясняю следующее:

1) Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ 28 января 2006 года принято постановление N 47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции” (далее – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности (пункт 2 Положения).

Порядок признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу также урегулирован данным Положением, которое распространяется на жилые помещения независимо от их формы собственности, то есть непригодными для проживания могут быть признаны как жилые помещения муниципального (государственного) жилого фонда, так и жилые помещения, находящиеся в собственности граждан.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Положения на основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Именно на это Положение опираются суды при разрешении споров по аналогичным Вашему вопросам.

В силу положений части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Следовательно, в соответствии с вышеприведенной нормой граждане вправе оспорить в суде действие (бездействие) межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе сроков переселения.

2) При рассмотрении таких дел судами, как правило, учитываются разъяснения Верховного Суда РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года.

Согласно данным разъяснениям:
– определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления;

– однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Таким образом, советую обращаться в администрацию с коллективной жалобой о проведении нового обследования дома и расселении его жильцов по причине того, что его состояние с момента признания аварийным значительно ухудшилось и представляет угрозу для жизни людей.
Если получите отказ, то следует обратиться в суд с административным иском в соответствии с положениями КАС РФ.

Одновременно с жалобой в администрацию пишите жалобы прокурору, управомоченному по правам человека в вашем регионе, губернатору и др.

Прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту жильцов вашего дома, вправе провести прокурорскую проверку с привлечением специалистов с целью установления реальнойВ угрозы жизни и здоровью жильцов.В

Аварийное жилье законно ли администрация отказывает нам в переселении сейчас.

Бездействие администрации по расселению непригодного для проживания частного дома

Оспаривание бездействия местной администрации в обследовании дома межведомственной комиссией
При очевидном наличии у жилого дома признаков непригодности для проживания (аварийности) и непринятии по жалобам жителей мер по обследованию жилого дома межведомственной комиссией можно оспаривать бездействие местной администрации в принятии решения о непригодности дома для проживания (в порядке главы 25 ГПК РФ). Здесь требуется доказать наличие признаков непригодности для проживания. Доказательствами могут быть выявленные специализированной организацией по результатам обследования нарушения по многочисленным жалобам граждан, официальный износ дома по БТИ и др. При этом статус жилья не имеет значения. В частности, можно обязать МВК обследовать на предмет пригодности для проживания и жилое помещение частного жилищного фонда (п. 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Верховным Судом РФ 29.04.2014 г.). Сразу обязать местную администрацию представить жилье нельзя, поскольку решение о расселении принимается только на основании соответствующего заключения МВК (там же)

Оспаривание решения межведомственной комиссии о пригодности дома для проживания (порядок принятия, анализ видов и результатов проведенных обследований, выводы)
При недействительности решения МВК можно обязать ее повторно провести в определенный срок надлежащее обследование, не предрешая его результата (п. 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Верховным Судом РФ 29.04.2014 г.)

Незаконность переселения собственника в другое жилье при нарушении местной администрацией процедуры, предусмотренной ст. 32 ЖК РФ

Установив отсутствие со стороны местной администрации предложения о выкупе занимаемого ответчиками на праве собственности жилья, суд обоснованно отказал администрации в удовлетворении иска об их переселении в данное жилье (п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 о применении Жилищного кодекса РФ, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.12.2014 г. № 24-КГ14-8).

Аналогичны правовые последствия и ненаправления администрацией предложения о сносе дома и реконструкции (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.03.2014 г. № 18-КГ13-198)

Оспаривание бездействия местной администрации во включении жилого дома в региональную адресную программу по переселению из аварийного жилья
При невключении аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома в адресную региональную программу по переселению из аварийного жилья и отсутствии соглашения о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого, собственник квартиры имеет только право на выкуп по ст. 32 ЖК РФ (п. 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Верховным Судом РФ 29.04.2014 г.). Размер выкупа зависит от рыночной цены изымаемого помещения в аварийном доме, на которую маловероятно приобрести равноценное жилье даже с учетом возмещения всех убытков (при том, что их еще надо доказать). Поэтому целесообразно добиться включения местной администрацией аварийного дома в региональную программу переселения из аварийного жилья, оспорив бездействие администрации в суде.
При включении аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома в адресную региональную программу по переселению из аварийного жилья собственник вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности, причем по своему выбору (п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ, ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2, 3 ст. 88 ЖК РФ, п. 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Верховным Судом РФ 29.04.2014 г.)

Особенности предоставления другого жилья либо выкупной стоимости

В случае признания жилья очередника непригодным для проживания другое жилье ему предоставляется вне очереди независимо от того, является ли он нанимателем либо собственником, а также независимо от наличия других внеочередников (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.01.2014 г. № 56-КГ13-10)

Очереднику, жилье которого признано непригодным для проживания, что автоматически означает невозможность его восстановления, должно быть вне очереди предоставлено равноценное жилье по договору социального найма (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.05.2013 г. № 34-КГ13-2)

В случае признания жилья очередника-собственника непригодным для проживания другое жилье ему предоставляется вне очереди по п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, а не по длительной процедуре расселения аварийных домов, предусмотренной ч. 10 ст. 32 ЖК РФ (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.01.2014 г. № 56-КГ13-10)

Собственника жилого помещения нельзя выселить из аварийного дома без предоставления другого жилья. По соглашению сторон возможно предоставление ему другого жилья в собственность, а при отсутствии соглашения – компенсация выкупной цены стоимости жилья
Поскольку предоставление собственнику жилого помещения в подлежащем расселению доме другого жилья взамен изымаемого допускается только с его согласия (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ), то при наличии такого согласия ему можно предоставить другое жилое помещение на праве собственности (с зачем стоимости нового и прежнего жилья), а при отсутствии – выкупную стоимость (п. 20 «и» постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 о применении Жилищного кодекса РФ).
Выкупная стоимость рассчитывается в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ. В нее включаются рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (при наличии соответствующего соглашения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

При изъятии помещения собственника в аварийном доме в выкупную цену изымаемого жилого помещения незаконно не включены:
– убытки, причиненные собственнику его изъятием, в т.ч. упущенная выгода,
– сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт,
– стоимость доли в праве собственности на такое имущество (в соответствии со ст. 36 – 38 ЖК РФ и ст. 290 ГК РФ).
По делу о выкупе жилого помещения в аварийном доме подтверждено, что экспертное заключение торгово-промышленной палаты не является отчетом об оценке, а лишь предваряет его (постановление президиума Московского областного суда от 28.01.2015 г. № 41)

Дача экспертом подписки о предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения уже после подготовки заключения влечет его недействительность как недопустимого доказательства (постановление президиума Московского областного суда от 28.01.2015 г. № 41)

При недостижении с собственником жилого помещения в сносимом доме согласия на предоставление другого жилого помещения, а также по выкупной стоимости (неответ), нет оснований для прекращения права собственности и выселения (определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.02.2014 г. № 18-КГ13-154; от 04.03.2014 г. № 18-КГ13-198)

Собственнику жилья в сносимом доме при его желании может быть предоставлено другое жилое помещение по договору социального найма (например, отдельная квартира вместо двух комнат в коммуналке). К отношениям по предоставлению собственникам жилья в доме, признанном непригодным для проживания, другого жилья по договору социального найма, применяется п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ по аналогии закона (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.06.2014 г. № 56-КГ14-2)

Другое жилье взамен сносимого может быть предоставлено и гражданам, не состоящим на жилищном учете, не имеющим статуса малоимущих и занимающим жилое помещение на праве собственности при их объективной нуждаемости в жилом помещении, поскольку изложенные обстоятельства вытекают из содержания ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ и п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.12.2014 г. № 33-КГ14-12). Данная позиция представляется нам обоснованной лишь для случаев законодательной невозможности предоставить данным лицам другое жилье (напр., отсутствие соглашения о предоставлении жилья собственнику при сносе дома, не включенного в региональную программу сноса аварийного жилья и др.). При отсутствии таких случаев действует п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ как специальная норма права, не предусматривающая никаких вышеназванных условий для внеочередного предоставления другого жилья по договору социального найма любым переселяющимся из непригодного жилья.

Признание жилого дома аварийным и подлежащим сносу подтверждает и непригодность для проживания всех расположенных в нем жилых помещений (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 01.04.2014 г. № 12-КГ14-2)

Потребительские свойства жилых помещений определяются, в первую очередь, размером жилой площади, количеством комнат, а также полом переселяемых лиц (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.04.2013 г. № 8-КГ13-3)

Размер другого жилья, предоставляемого взамен признанного непригодным для проживания, определяется количеством состоящих на жилищном учете очередников (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12.03.2013 г. № 85-КГ12-4)

Суды двух инстанций постановили предоставить нанимателям аварийного жилья другое жилое помещение соответственно по норме предоставления (на состав семьи из 16 чел.), а апелляционный суд – лишь состоящим на жилищном учете членам семьи (6 чел.). Верховный Суд постановления отменил, определив предоставить всем одну равноценную 2-комнатную квартиру (опрделение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12.01.2016 г. № 69-КГ15-8)

При расселении аварийного дома переселение разнополых детей возможно в одну комнату лишь если они не являются жилищными очередниками и до переселения проживали в одной комнате (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.04.2013 г. № 8-КГ13-3)

Установив отсутствие со стороны местной администрации предложения о выкупе занимаемого ответчиками на праве собственности жилья, суд обоснованно отказал администрации в удовлетворении иска об их переселении в данное жилье п.

Переселение из аварийного жилья. Споры с местными администрациями

Недавно Верховный Суд РФ обобщил судебную практику рассмотрения дел по спорам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Одновременно судьями был выработан ряд рекомендаций разрешения подобных споров, предметом которых зачастую является бездействие и ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления своих обязанностей в сфере жилищного строительства.

Читайте также:  Предупредительные меры за счет ФСС РФ в 2020 году: новый порядок принятия решения о финансовом обеспечении

Впрочем, как показала судебная практика, подавая в суд иски, заявители нередко сами пытаются нарушить административный порядок признания своего жилья аварийным, обойдя его через суд. Причиной этого является банальное незнание закона. В качестве примера в Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года, приводятся действия истицы, заявившей в суд требования о признании своей квартиры непригодной для проживания, а также не подлежащей восстановлению путем реконструкции и ремонта.

Суды, отказывая в удовлетворении данных требований, сослались на то, что решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии и не входит в полномочия судебных органов. Данная комиссия создается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта или органом местного самоуправления, то есть в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду.

Иными словами, решить вопрос о признании жилья аварийным через суд, минуя спецкомиссию, нельзя. Равным образом нельзя обязать и местные администрации признать жилые здания аварийными, непригодными для проживания и предоставить заявителям новые жилые помещения. Понуждение администрации к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.

ВС РФ поддерживает данную позицию, отмечая, что заявительница может обратиться в суд лишь в одном случае. А именно тогда, когда будет налицо бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решения, связанного с признанием жилого помещения непригодным для проживания.

Таким образом, для того, чтобы признать жилье ветхим необходимо соблюдение законной процедуры. Данная процедура подробно регламентирована Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года. Согласно данному положению, признание жилого помещения пригодным или непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу производится специальной межведомственной комиссией. Для этого требуется наличие заявления собственника помещения (нанимателя), либо заключение органов государственного жилищного надзора.

По результатам работы комиссия принимает решение: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Только потом и именно на основании полученного от комиссии заключения администрация может принять решение и издать соответствующее распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Другое дело, когда вышеуказанное заключение делается комиссией формально, без фактической проверки и обследования жилых помещений. Например, когда вместо проведения строительных и санитарных экспертиз, замеров, снятия параметров микроклимата, обследования несущих конструкций, проверки инженерно-технических систем отопления и электроснабжения, комиссией проводится исключительно визуальный осмотр помещений.

В этих случаях действия, а, скорее всего, бездействие, комиссии могут быть признаны судом неправомерными, а заключение – вынесенным без учета требований законодательства. В противовес заключению комиссии здесь может быть представлено заключение независимого эксперта, нанятого за счет самих жильцов ветхого жилья. Если комиссия не сможет опровергнуть выводы независимой экспертизы, ее действия будут считаться незаконными. Кроме того, о бездействии будет свидетельствовать и отсутствие у комиссии технических заключений и актов органов жилищного надзора, из которых следует соответствие, либо несоответствие состояния помещений требованиям СНиПов.

Установив бездействие комиссии, суд возлагает на нее обязанность в оговоренный срок провести оценку соответствия помещения установленным законом требованиям. В свою очередь недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению. Следовательно, у принявшего его органа возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения.

Немало споров вызывает и решение вопроса о предоставлении собственникам (нанимателям) жилья, признанного аварийным, новых жилых помещений. По закону если собственники жилых помещений в аварийном доме не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Нетрудно догадаться, что заключать с жильцами данные соглашения местные администрации не торопятся, ссылаясь на недофинансирование и прочие проблемы местного масштаба. В этих случаях жильцы спешат в суд с требованиями о возложении на администрацию обязанности предоставить им другое пригодное для проживания жилое помещение. Со своей стороны суды отказывают жильцам в удовлетворении таких требований, что, с точки зрения ВС РФ, является правильным.

В обзоре поясняется, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением. Это обусловлено тем, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается лишь обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Следовательно, если соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого не имеется, суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жильем. С другой стороны, если между органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого, не может быть удовлетворено и требование о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи.

Между тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению, то собственнику жилого помещения в таком доме не может быть отказано в предоставлении другого жилого помещения. И если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жильцы уже на законных основаниях и по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

К слову, даже в тех случаях, когда вопрос с переселением из аварийного жилья уже решен, права и интересы жильцов многими администрациями продолжают нарушаться. Например, путем понуждении к заключению договора мены жилых помещений и принудительного выселения с предоставлением другого жилого помещения. При этом ряд судов полагает возможным удовлетворение исков о принудительном переселении собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах в предлагаемые органами местного самоуправления жилые помещения, ссылаясь на равноценность и благоустроенность предлагаемого жилья.

Другие же суды исходят из того, что предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома. То есть, принудительно переселить жильцов, пусть даже из непригодного для проживания помещения, администрация не имеет права. Причем данную позицию судов ВС РФ и признает правильной и обоснованной.

Теперь что касается выкупа. В соответствии с нормами ЖК РФ, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются путем выкупа изымаемого жилого помещения. При этом выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется, исходя из рыночной его стоимости. По общему же правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Поэтому нетрудно догадаться, что, определяя выкупную стоимость изымаемого жилья, местные администрации в целях экономии средств нередко занижают ее истинное значение.

В связи с этим Пленум ВС дает судам на этот счет ряд важных рекомендаций. Так, при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме. Это объясняется тем, что гражданским законодательством сейчас установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме всегда следует судьбе права собственности на указанное жилое помещение. Следовательно, стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.

То же самое касается и земельного участка под аварийным домом. Здесь следует обратить внимание на то, что с переходом права собственности на помещение в многоквартирном доме к жильцу переходит и доля в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которого был проведен государственный кадастровый учет. ВС РФ подчеркивает, что поскольку отдельно стоимость земельного участка при выкупе жилого помещения не определяется, так как предназначен он именно для обеспечения возможности пользования жилым помещением, то при определении выкупной цены необходимо учитывать рыночную стоимость принадлежащей ответчику доли в праве общей собственности на земельный участок под домом.

Более того, ВС РФ рекомендует судам учитывать, что выкупная цена изымаемого жилого помещения в обязательном порядке должна включать в себя и все дополнительные расходы убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

В частности, в выкупную стоимость подлежат включению расходы жильца на переезд, оплату услуг агентства недвижимости по подбору жилого помещения, оформление договора купли-продажи иного жилого помещения. Разумеется, расходы могут быть учтены лишь в разумных пределах и стоимость роскошных апартаментов и питания в ресторанах на время решения вопроса о выплате выкупной цены никто компенсировать не станет. Все чрезмерные расходы жильцов учету не подлежат.

Стоит отметить, что данный перечень возможных расходов жильцов закрытым не является и при желании может быть расширен. В качестве примера здесь ВС РФ приводит спор относительно размера предложенной администрацией муниципального образования выкупной цены, который не включал сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома.

Установив, что обязанность по производству капитального ремонта не была выполнена, суд пришел к выводу, что невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.

В свою очередь к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах. Соответственно, все вышеуказанные расходы, определенные по рыночным ценам, и подлежат включению в выкупную стоимость жилья.

С другой стороны, если между органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого, не может быть удовлетворено и требование о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи.

Образец заявления о признании дома аварийным

За основу можно взять нижеприведенный шаблон:

Также потребуется заполнить и подписать согласие на обработку личных данных заявителя. Пример того, как выглядит документ вы можете найти ниже:

Закон также позволяет отправить электронную форму заявления о признании дома аварийным.

Отказ в расселении дома, признанного непригодным для проживания

Уважаемые юристы, насколько обоснованны наши обращения к работникам ЖКХ городской администрации и в областные органы исполнительной власти с просьбой о расселении нашего МКД, официально признанного непригодным для проживания в 2004 году.

Здание построено около 70 лет тому назад, в качестве колхозной конторы МТС, позднее было переведено в жилое. Дом признан подлежащим расселению в первую очередь на основании программы городской думы по переселению граждан города из ветхого и аварийного жилищного фонда на период 2005 – 2010 гг.

На наше административное обжалование мы получаем отписки, суть которых – программа уже не действует, и нам следует обращаться в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 для еще одного признания нашего дома аварийным.

Мы с этим не согласны и свою позицию обосновываем: Постановление Правительства РФ от 2006, не имея обратной силы, не регулирует наши правоотношения, так как оно принято после официального признания нашего дома непригодным для проживания, кроме того дом не подлежит и реконструкции, в связи с чем с нас прекращен сбор взносов на капитальный ремонт.

Помимо этого, постановление Правительства РФ как подзаконный акт не может противоречить Федеральному закону “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” от 21.07.2007 N 185-ФЗ (п. 2 ст. 2: «Аварийный жилищный фонд – совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации»).

Скажите, пожалуйста, можно ли надеяться на эффективность мер прокурорского реагирования, а если нет, то каковы перспективы обжалования в суд. Спасибо

    признание дома непригодным для проживания, жилье, расселение, капитальный ремонт
  • Поделиться

Ответы юристов ( 2 )

  • 8,3 рейтинг
  • 273 отзыва

В соответствии с ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

На основании данной нормы и было принято постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее — постановление № 47). Действие данного положения распространяются на все жилые помещения, независимо от форм собственности, расположенные на территории страны.

Квартира — один из видов жилых помещений (ст.16 ЖК РФ), многоквартирный дом — совокупность двух и более квартир (п.6 постановления № 47).

Таким образом, чтобы признать Ваше жилое помещение или весь многоквартирный дом непригодным для проживания (дом — аварийным и подлежащим сносу) необходимо соблюсти процедуру, установленную Правительством РФ. В настоящее время действует постановление № 47.

Между тем, Вы пишите:

Дом признан подлежащим расселению в первую очередь на основании программы городской думы по переселению граждан города из ветхого и аварийного жилищного фонда на период 2005 — 2010 гг.

Следовательно, Ваш дом признан подлежащим расселению на основании местного законодательства, что противоречит ст.15 ЖК РФ. Более того, Вам отвечают, что эта программа не действует (это видно по временным рамкам 2005-2010).

Помимо этого, постановление Правительства РФ как подзаконный акт не может противоречить Федеральному закону «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 N 185-ФЗ (п. 2 ст. 2: «Аварийный жилищный фонд — совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации»).

Постановление правительства РФ от 28.01.2006 № 47 не противоречит Федеральному закону «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 N 185-ФЗ. Вы правильно отметили, что согласно этому Закону аварийный жилищный фонд — совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Порядок признания дома аварийным и подлежащим сносу, т.е. жилых помещений этих домов непригодными для проживания, устанавливается правительством РФ во исполнение требования ст.15 ЖК РФ. До постановления № 47 действовало Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 552«Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания»

Скажите, пожалуйста, можно ли надеяться на эффективность мер прокурорского реагирования, а если нет, то каковы перспективы обжалования в суд.

Вы можете написать соответствующую жалобу в прокуратуру на действия администрации. Однако, предполагаю, что Вам ответят о необходимости признать дом аварийным и подлежащим сносу, согласно требований постановления № 47 по вышеизложенным основаниям.

Читайте также:  Почему среди прав ребенка преобладают социальные и культурные? Законодательство РФ и примеры

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, указано:

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ)

Таким образом, если комиссия не признает Ваш дом аварийным и непригодным для проживания, либо станет бездействовать, Вы вправе оспорить данное решение (бездействие) в суде. Только теперь согласно норм Кодекса административного судопроизводства РФ (глава 25 ГПК РФ исключена, в связи с принятием КАС РФ).

жилых помещений этих домов непригодными для проживания, устанавливается правительством РФ во исполнение требования ст.

Какое жилье считается непригодным для проживания

ФЗ РФ №185-ФЗ непригодной (аварийным) признает жилую площадь:

  • находящуюся в опасной для обитания человека зоне (существует риск оползней, сельвы, лавины из снега, подтопления, дом располагается слишком близко к воздушным линиям передач переменного тока, в зоне ЧС);
  • свыше 70% несущих конструкций которой изношены (со временем в стенах и фундаменте появляются не подлежащие заделке трещины);
  • в пределах которой нарушаются санитарно-эпидемиологические нормы проживания (если исправить ситуацию невозможно без переселения жильцов и разрушения постройки);
  • расположенную вблизи оживленной магистрали (существует предел уровня шума, превышение которого негативно отражается на здоровье).

Невозможно проживать в доме по причине его частичного или полного разрушения под воздействием природной стихии (ураган, наводнение, землетрясение), пожара.

Аварийным дом становится, только если доказано, что, проживая в нем, жильцы рискуют своими жизнями и здоровьем (существует риск обрушения здания, потолка, пола, заражения опасными заболеваниями из-за наличия плесени и вредителей).

При этом отсутствие в доме необходимых коммуникаций (горячая и холодная вода, свет, газ, санузел) не является причиной для переселения по причине непригодности здания для проживания. Это же касается случаев отсутствия лифта или отдаленности мусорных контейнеров, не благоустроенной территории.

ФЗ РФ 185-ФЗ непригодной аварийным признает жилую площадь.

Крыша по выбору

Толкование норм закона высокой судебной инстанцией очень актуально, так как по статистике подобных исков немало по всей стране. Один из них – иск жительницы Якутска к городским чиновникам. В суде гражданка потребовала от местной администрации предоставить ей в собственность жилье взамен того, что идет под снос. Истица рассказала, что многоквартирный дом, в котором она живет, распоряжением администрации города признан аварийным и подлежащим сносу. Дом включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Но то жилье, что ей предложили, ее не устраивает. В ответ на иск в суде чиновники рассказали, что администрация просто приняла решение изъятия квартиры истицы, так как все сроки расселения прошли, а женщина не переезжает. Выход, на их взгляд, – выселить. Истица же была уверена, что ей должны выделить “равнозначное занимаемому благоустроенное жилое помещение”.

Но городской суд Якутска принял решение не в пользу жительницы аварийного жилья и в иске отказал. Судебная коллегия Верховного суда республики поддержала коллег. Пришлось истице обращаться в Верховный суд РФ.

В Верховном суде РФ спор изучили и с доводами гражданки согласились, так как, по мнению высокой инстанции, в деле “имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений”. Нарушения Верховный суд РФ нашел в решениях и городского суда, и в апелляции.

Вот что увидел в материалах дела Верховный суд. Наша героиня купила квартиру в доме в 2014 году. За несколько лет до этого здание было признано аварийным и попало в республиканскую программу переселения. Вместе с истицей в квартире была зарегистрирована ее дочь.

В документах суда есть распоряжение администрации города о выделении гражданке квартиры, куда она должна была переселиться. Это жилье давалось взамен “подлежащего изъятию для муниципальных нужд” квадратных метров в аварийном доме. Но истица не согласилась переселяться в предложенное жилье. И захотела другую квартиру, оговорив, что жилье хочет “без дополнительной платы”. Городской суд, отказывая истице, исходил из того, что предоставление собственникам жилья взамен изымаемого “допускается только по соглашению с органом местного самоуправления”. А такое соглашение “достигнуто не было”, так как гражданка от предложенного помещения отказалась. Апелляция с формулировкой отказа согласилась. А вот Верховный суд РФ оказался не согласен.

Сначала Верховный суд РФ напомнил жилищные права собственника в доме, который признан аварийным. Об этих правах написано в статье 32 Жилищного кодекса. И там сказано следующее – в случае, когда собственник жилья в аварийном доме “не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором стоит аварийный дом, для муниципальных нужд и соответственно об изъятии каждой квартиры в доме”.

Возмещение за аварийное жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником.

Верховный суд РФ процитировал еще раз статью 32 Жилищного кодекса, в которой сказано – принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилье. Это опять Жилищный кодекс, статья 32.

Если жилой дом, признанный аварийным, включен в региональную программу по переселению, то собственник жилья в таком доме по закону “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом, подчеркивает Верховный суд РФ, собственник имеет право выбора любого из этих способов обеспечения его жилищных прав.

Вывод из всего сказанного Верховным судом РФ такой – наша истица по своему выбору имеет право требовать либо выкупа своего помещения, либо предоставления ей другого жилья в собственность. Истица правильно известила администрацию города, что выбрала способ реализации своих жилищных прав, требуя предоставить другое жилье в собственность. От предложенного жилья гражданка отказалась. Но вот что важно: этот отказ не является отказом от выбранного гражданкой способа реализации жилищных прав “в виде предоставления другого жилья в собственность”.

И вот что еще напомнил коллегам Верховный суд: вступил в законную силу отказ Якутского городского суда на иск администрации – принудительно переселить нашу героиню в то жилье, которое предложила администрация.

Вывод: по Закону “О Фонде содействия реформированию ЖКХ” у местной администрации “имеется обязанность” предоставить истице в собственность другое равнозначное благоустроенное жилье. Но местные суды при вынесении решения об отказе гражданке в иске эти положения закона не применили, хотя они “подлежали применению”.

И еще, в нарушение 196 статьи Гражданского кодекса якутские суды “ошибочно исследовали вопрос о наличии (отсутствии) оснований для внеочередного обеспечения истицы жильем по правилам 57-й статьи Жилищного кодекса, поскольку таких требований истица не заявляла”.

Дом включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда.

Расселение аварийных домов в Подмосковье: как добиться переезда из опасного жилья

Татьяна Луновая

Аварийными считаются дома, состояние которых угрожает безопасности жильцов. В Московской области действует адресная программа по переселению граждан из аварийного жилья. О том, как добиться признания дома аварийным, что обязаны делать управляющие компании в таких зданиях, а также об особенностях расселения жильцов читайте в материале портала mosreg.ru.

Признаки аварийного жилья

Источник: Орехово-Зуевское информагентство, Александр Каблев

Главное условие для признания дома аварийным – его опасность для жильцов.

Признаками аварийности и непригодности для проживания жилых помещений являются:

– деформация фундамента, стен, несущих конструкций, представляющая опасность обрушения;

– превышение показателей санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических, химических и биологических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение);

– расположение в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами;

– расположение в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях;

– расположение на территориях, близко прилегающих к воздушной линии электропередачи переменного тока;

– расположение в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате сложных геологических явлений (пожаров, взрывов, аварий, землетрясений и т.д.);

– выход окон на магистрали с превышением предельно допустимого уровня шума;

– расположение над жильем или смежное расположение приспособления для промывки и очистки мусоропровода.

Такое жилье признается непригодным для проживания при условии, что инженерными и проектными способами, а также восстановительными работами невозможно решить указанные проблемы.

Как добиться признания жилья аварийным

Источник: Фотобанк Московской области

Вынести решение о признании дома аварийным могут районные или городские межведомственные комиссии (МВК). Жильцу для признания помещения аварийным необходимо подать заявление в местную администрацию, при которой создана МВК. Вместе с заявлением следует представить:

– нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

– план жилого помещения с его техническим паспортом.

По желанию можно приложить письменные жалобы собственников (в том числе соседей) на условия проживания, не соответствующие нормам.

На рассмотрение заявления отведен срок 30 дней. Комиссия после осмотра строения может признать аварийными лишь некоторые квартиры в доме, а остальные отнести к категории жилфонда.

Действия управляющей компании в аварийном доме

Источник: Главное управление «Государственная жилищная инспекция Московской области»

Если здание признано аварийным, до момента его расселения управляющие компании должны проводить ремонтные работы для поддержания надлежащего технического состояния общего имущества дома. В соответствии с п. 2.4.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.

Что делать при отказе признания дома аварийным

Источник: Фотобанк Московской области, Анастасия Осипова

Если жилье соответствует признакам аварийности, но МВК этого не подтверждает, то можно самостоятельно провести независимую экспертизу технического состояния дома. Для этого надо обратиться в специализированную компанию, имеющую соответствующую лицензию. Заключение экспертизы следует представить в МВК или обратиться с документом в суд.

Дом, признанный аварийным, подлежит расселению и сносу. Бездействие местных властей в данном случае также можно обжаловать в суде.

Переселение или компенсация

Источник: Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области

Жилье, признанное аварийным, включают в специальную программу по переселению граждан. Жильцы могут узнать о внесении в нее своего дома:

При распределении квартир учитывается площадь жилья, которую семья занимала ранее. Для переселения могут предлагать квартиры в новостройках или в домах, построенных ранее. При переселении из аварийного дома невозможно улучшить жилищные условия за счет государства. Однако и на худшие условия переезда соглашаться не следует.

Жильцы аварийных домов могут получить:

– квартиру в другом доме, равноценную предыдущей (в порядке очередности); чаще всего жилье предоставляется в том же населенном пункте (муниципалитете), но по желанию граждан им могут подобрать другое место жительства;

– квартиру большей площади (с оплатой разницы стоимости предыдущего и нынешнего жилья);

– денежную компенсацию стоимости предыдущего жилья.

– квартиру в другом доме, равноценную предыдущей в порядке очередности ; чаще всего жилье предоставляется в том же населенном пункте муниципалитете , но по желанию граждан им могут подобрать другое место жительства;.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Информационные материалы.

Сроки

Конкретного ответа на вопрос о том, через сколько лет дом может быть признан аварийным не существует. Некоторые строения, возводившиеся еще до революции, отличаются отличной износоустойчивостью и до сих пор отлично себя чувствуют. В то же время, некоторые современные новостройки изначально строились с расчетом на 20-30 лет и их несущие конструкции могут прийти в аварийное состояние значительно быстрее, чем многие старинные дома.

Также не получится заранее сказать, сколько времени пройдет с момента подачи заявления и до предоставления новой недвижимости. В среднем, около месяца может уйти на рассмотрение заявки и формирование комиссии (если дом находится в селе, то может и больше). Потом еще несколько дней комиссия будет работать и около 5 дней будут составлять постановление о результатах проверки.

После появления результата осмотра строения, дом будет поставлен в очередь на переселение. Тут уже все зависит от того, в каком он состоянии. Если недвижимость, предположительно, не будет разваливаться в ближайшее время, то срок ожидания может растянуться даже на несколько лет, так как в первую очередь расселяются дома, которые представляют угрозу для жизни прямо сейчас.

Что делать собственникам все это время? Ждать. Никаких реальных способов повлиять на комиссию нет. Единственный вариант – если дом был признан ветхим, а не аварийным, можно попробовать обратиться в суд и, получив решение суда, в принудительном порядке заставить признать строение именно аварийным. Впрочем, учитывая тот факт, что комиссия руководствуется действующим законодательством, шанс на такой исход будет небольшим.

Что делать собственникам все это время.

Споры по расселению домов, признанных непригодными для проживания

Разрешим споры, связанные с расселением аварийного и ветхого жилья. Проверим процедуру признания жилья непригодным. Оспорим незаконные действия органов власти. Поможем получить достойную компенсацию. Отстоим ваши права в суде и в органах государственной власти.

ЗВОНИТЕ: +7 (343) 201-81-81

Признание межведомственной комиссией жилого дома аварийным, то есть непригодным для проживания, а граждан, подлежащими расселению, является важным этапом на пути к улучшению жилищных условий.

Жилищный кодекс по-разному, дифференцированно регулирует отношения, связанные с расселением многоквартирных домов, исходя из критерия, в чьей собственности находится помещение: муниципальной или частной.

Вопреки имеющему место заблуждению, на органе местного самоуправления обязанность по передаче взамен непригодной для проживания квартиры другого достойного жилого помещения не лежит, она не может быть возложена и судом.

Процедура Сформированный порядок в ведении, рассмотрении определенного дела (примером может быть судебная процедура) расселения непригодного для проживания дома возможна только при согласии Администрации. Общим же правилом является предоставление собственнику, у которого забирается помещение, компенсации, выраженной в конкретной денежной сумме.

После признания строения аварийным, администрация города предъявляет всем собственникам требование о сносе такого дома, соответственно за счёт последних. Данная позиция законодательной и правоприменительной практики обусловлена и вытекает из гражданского законодательства, которым установлено, что собственник обязан нести бремя по содержанию принадлежащей ему вещи.

Вполне логично предположить, что собственники дома будут не в состоянии (ни в материальном, ни в техническом смысле этого слова) самостоятельно снести дом. Учитывая данное обстоятельство, законодатель закрепил альтернативную процедуру утилизации ветхого жилья.

В том случае, если собственники не осуществили демонтаж (не снесли дом), то орган власти решает изъять земельный участок, на котором расположено строение, для своих нужд и, как следствие этого, производит выкуп каждого жилого помещения.

Вопреки достаточно регламентированной процедуре отселения многоквартирного дома, органы власти, как правило, ввиду отсутствия в бюджете финансов на данные цели буквально годами воплощают в жизнь свои решения по изъятию земли и предоставлению материальной компенсации.

В данном случае единственно верным решением является признание бездействия администрации незаконным и о возложении обязанности предоставить жилое помещение без очереди.

Вроде бы всё логично и правильно, однако на практике суды обычно отказывают гражданам в удовлетворении требований в части возложения на Администрацию обязанности предоставить другое жилое помещение. В чём подвох?

В незнании закона. Суды при рассмотрении данных требований устанавливают в обязательном порядке два фактора: было ли заключено между жильцами и местными властями соглашение о получении другого жилья с зачётом его стоимости в выкупную цену аварийного и включён ли аварийный дом в региональную программу по расселению граждан из аварийного жилого фонда.

Читайте также:  Правила содержания в тюрьме и колонии особого режима - 2020 год

Если эти условия отсутствуют, то суд не может обязать Администрацию предоставить гражданам другое жильё – только денежная компенсация. Другое дело, когда эти условия учтены. В таком случае за жильцами предусмотрено право требовать предоставить им новое жильё взамен аварийного.

Отметим, что при удовлетворении требований о признании бездействия Администрации по выкупу незаконным, на первый план выходят вопросы о размере денежной суммы и (или) сроках предоставления иного пригодного жилья. Бесспорно, целью муниципального образования является установление такого размера выплаты, который отвечает целям и возможностям соответствующего муниципалитета.

Комфортабельность новой квартиры должна соответствовать уровню, который сложился в населенном пункте.

Заключение межведомственой комиссии о признании частного дома аварийным и подлежащим сносу (образец)

Старые аварийные дома подлежат расселению в рамках существующей региональной программы.

Порядок признания жилья аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу

Значительный износ дома, повреждения фундамента, несущих стен, крыши часто несут угрозу для жизни и здоровья жильцов дома. В такой ситуации собственник может приобрести другое жилье или попробовать признать помещение опасным для проживания. Рассмотрим подробнее, что такое аварийное жилье и причины признания жилого помещения непригодным для проживания.

воздействия внешних факторов;.

Порядок признания дома аварийным

Запустить проверку дома на процент износа и аварийность могут следующие стороны:

  • проживающие лица;
  • пожарная инстанция;
  • ответственные лица из Роспотребнадзора;
  • муниципалитет, в ведении которого находится контроль за домами на вверенной территории.

Далее ответственными лицами выявляется степень аварийности. Выдается решение, по которому дом для дальнейшего проживания признается непригодным. Если при явных показателях и результатах экспертизы администрация не предоставляет новое жилье, можно обратиться в судебный орган с коллективным иском.

муниципалитет, в ведении которого находится контроль за домами на вверенной территории.

Признание индивидуального (частного) дома непригодным для проживания

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение от 28 января 2006 г. N 47).

В п. 2 Положения от 28 января 2006 г. N 47 указано, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение от 28 января 2006 г. N 47 распространяется в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.

В соответствии с п. 5 Положения от 28 января 2006 г. N 47 жилым помещением признается жилой дом – индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В этой статье мы рассмотрим правовые последствия признания индивидуального (частного) дома непригодным для проживания как для самих собственников – граждан, так и для органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Признание частных жилых домов непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии не только на основании Положения от 28 января 2006 г. N 47, но и на основании своего местного положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым, как правило, также утверждаются состав и полномочия межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых домов (помещений) для проживания в нем граждан.

Межведомственная комиссия органа местного самоуправления после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии индивидуального жилого дома и условиях проживания в нем, вправе принять решение о том, что частный жилой дом непригоден либо пригоден для проживания. В случае признания частного жилого дома непригодным для проживания по причине технического состояния дома либо по иным основаниям, установленным Положением от 28 января 2006 г. N 47, у органа местного самоуправления возникают соответствующие обязанности, а у граждан – собственников частного дома возникают права, предусмотренные жилищным законодательством, и в первую очередь это право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Казалось бы, все хорошо, орган местного самоуправления признает частный дом непригодным для проживания, и гражданину на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма, причем исходя из нормы предоставления, так как частный жилой дом признан в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.

Само понятие “вне очереди” также означает и то, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, а право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет . Проще говоря, гражданину должно быть предоставлено жилое помещение практически сразу, его, как мы знаем, практически также не бывает.

Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года: утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.

И возможно, все так и было бы, если бы не одно слово в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 – “вправе”.

Еще раз отметим, что согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 не следует обязанность органа местного самоуправления по принятию указанного в нем решения о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан .

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 июля 2009 г. по делу N А79-6259/2008.

Орган местного самоуправления почти всегда откажет в признании индивидуального (частного) дома непригодным для проживания, если этим могут быть нарушены интересы органа местного самоуправления в области жилищных прав и обязанностей или возникнут обязательства, которые придется выполнять своими силами и средствами за счет муниципального бюджета.

В чем такие обязательства могут выражаться, мы покажем ниже.

После признания жилого помещения и/или частного дома непригодным для проживания (далее – ветхим) у органа местного самоуправления и у гражданина возникает ряд прав и обязанностей, в том числе и взаимообусловленных.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Так, после признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции у гражданина согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникает право, а у органа местного самоуправления обязанность по принятию такого гражданина и его семьи на очередь внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, официальное признание жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции порождает у органа местного самоуправления обязанность принять гражданина и его семью на очередь вне очередного предоставления жилого помещения по договору социального найма и соответственно предоставить такое жилое помещение.

Постановка гражданина собственника частного дома на жилищный учет по ст. 57 ЖК РФ и признание дома ветхим не лишают его права собственности на этот дом и не лишают права собственности либо иного вещного права на земельный участок, занятый домом и необходимый для его обслуживания.

После предоставления гражданину жилого помещения в виде квартиры по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ либо предоставления ему любой денежной субсидии по одной из федеральных либо региональных жилищных программ у гражданина как собственника ветхого жилого дома в соответствии с действующим жилищным и гражданским законодательством не возникает обязанности по передаче ветхого дома в муниципальную либо государственную собственность, а гражданин, соответственно, как собственник ветхого дома и земельного участка вправе распоряжаться ими по своему усмотрению либо оставить в своей собственности.

Поскольку у гражданина дом, признанный ветхим, и земельный участок под ним органом местного самоуправления не изымаются, обязательства по сдаче такого дома и земельного участка под ним законодательством не предусмотрено, гражданин имеет право продать либо совершить иную гражданско-правовую сделку с ветхим домом и земельным участком.

В свою очередь, у нового собственника после покупки непригодного для проживания частного дома также может возникнуть право на внеочередное предоставление жилого помещения от органа местного самоуправления в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как по Жилищному кодексу РФ не имеет значения, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья собственника, пришло в состояние, непригодное для проживания, так же как и время получения свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение .

Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 44-В09-41.

Такой “круговорот домовладения” от собственника к собственнику, как мы понимаем, конечно, не может устроить орган местного самоуправления.

Единственным способом его прекратить является снос такого частного дома либо его изъятие вместе с земельным участком в муниципальную собственность в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства при условии компенсации рыночной стоимости.

Однако при таком изъятии собственнику орган местного самоуправления обязан выплатить рыночную стоимость не только дома, но и земельного участка, что, естественно, не может устраивать орган местного самоуправления, тем более если учесть, что он еще в соответствии со ст. 57 ЖК РФ обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления, при этом исходя из количества членов семьи, зарегистрированных в непригодном для проживания доме.

Вот и получается, что собственник не только получает жилое помещение вне очереди от органа местного самоуправления, но и в его собственности остаются непригодный для проживания дом и земельный участок под ним, которыми он как собственник может распорядиться по своему усмотрению (продать, обменять, подарить и т.д.) либо у него его может изъять орган местного самоуправления по изложенной выше процедуре.

Выкупать же данный дом и земельный участок под ним для органа местного самоуправления чаще просто невыгодно и нецелесообразно, так как такие земельные участки, как правило, небольшие по размеру и не представляют ни для органа местного самоуправления, ни для потенциального застройщика никакого экономического и коммерческого интереса.

При этом, даже если при принятии решения орган местного самоуправления обяжет собственника снести непригодный для проживания частный дом, собственник этого может просто не сделать, во-первых, просто из-за отсутствия финансовых средств для этого, во-вторых, он – собственник, и обязать его снести (уничтожить) свою собственность в соответствии с гражданским и жилищным законодательством практически невозможно.

На основании вышеизложенного у органа местного самоуправления фактически перед собственником непригодного для проживания дома возникают одни обязанности, в то время как у гражданина (собственника) практически одни права.

В этом случае орган местного самоуправления, естественно, воспользуется тем, что в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 закреплено только его право, а не обязанность на принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, тем более что для этого есть немало законных оснований.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно п. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ в императивной форме указывают на те расходы и усилия, которые должен нести и предпринимать собственник в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе собственник частного дома. Тем самым законодатель четко определяет, что помимо наличия у собственника определенных прав на него возлагаются и вполне определенные обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему жилого помещения либо жилого дома.

Имущество, которое является предметом собственности и служит удовлетворению интересов собственника, само по себе нуждается в заботе о нем, поддержании его в пригодном состоянии, устранении различных угроз и опасностей, исходящих от тех или иных качеств вещей, и проч.

Осуществление всех этих мер возлагается на собственника и рассматривается как естественное следствие права собственности.

Юридически бремя собственности выражается, например, в обязанностях по текущему и капитальному ремонту имущества (дома, здания и т.д.), его страхованию, предъявлению для осмотра, регистрации.

Юридическое бремя собственности возлагает на собственника обязанность изыскивать (находить, предусматривать) необходимые финансовые средства на своевременное производство текущего и капитального ремонта своего жилого дома либо жилого помещения, чтобы не допустить приведения жилого помещения, в котором постоянно проживают и находятся люди, в непригодное и угрожающее жизни людей состояние, при котором проживание в таком помещении будет просто опасно и невозможно.

Из вышеизложенного следует, что на собственнике жилого дома (жилого помещения) в соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством лежит обязанность не только по надлежащему уходу за своим недвижимым имуществом (домом, зданием), его содержанию, своевременному текущему и капитальному ремонту, но и обязанность по изысканию необходимых для этого финансовых средств.

Инициатива законодателя о возможности признания индивидуальных (частных) домов непригодными для проживания, которая в первую очередь направлена на возможность улучшения жилищных прав граждан, у которых на это нет собственных, в первую очередь финансовых, возможностей, к сожалению, на законодательном уровне остается только инициативой, не подкрепленной абсолютно ничем.

57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Добавить комментарий