Основания и процедура принудительной ликвидации ООО

Ликвидация юридического лица

1. Под ликвидацией понимается такой способ прекращения юридического лица, который не сопровождается переходом прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам ( п. 1 ст. 61 ГК).

Ликвидация юридического лица предполагает как добровольный, так и принудительный порядок.

Ликвидация юридического лица в добровольном порядке производится по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Основаниями для добровольной ликвидации могут быть в том числе истечение срока, на который создано юридическое лицо, а также достижение целей, ради которых оно было создано. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда. Перечень оснований для принудительной ликвидации приведен в п. 3 ст. 61 ГК, однако не является исчерпывающим. Иные основания для ликвидации могут устанавливаться на основании ГК и специальных законов. Например, общество с ограниченной ответственностью подлежит принудительной ликвидации в случае, если число его участников превысит установленный законом предел и при этом не произойдет преобразования в акционерное общество или производственный кооператив.

Решение о принудительной ликвидации юридического лица выносится судом по иску уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, а в случае невозможности достижения юридическим лицом уставных целей — по иску учредителя (участника).

2. Начало процедуры ликвидации сопровождается обязательным уведомлением регистрирующего органа о принятом решении. Данная обязанность возлагается на учредителей (участников) юридического лица либо на орган, принявший соответствующее решение. Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, заносятся в ЕГРЮЛ. Для проведения процедуры ликвидации назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор), к которой переходят все полномочия по управлению делами юридического лица.

3. Сама процедура ликвидации состоит из нескольких этапов, каждый из которых сопровождается определенными действиями ликвидационной комиссии или ликвидатора ( ст. 63 ГК):

1) размещение в средствах массовой информации сообщения о ликвидации юридического лица, о порядке и сроках заявления требований его кредиторами. Срок по заявлению указанных требований не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению известных кредиторов, письменному уведомлению их о ликвидации юридического лица. Также комиссии предоставлено полномочие на получение дебиторской задолженности ликвидируемого юридического лица, в том числе в судебном порядке;

2) составление промежуточного ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица либо его органом, принявшим решение о ликвидации. Содержанием ликвидационного баланса являются сведения об активах и пассивах ликвидируемого юридического лица ( абз. 1 п. 2 ст. 63 ГК);

3) продажа имущества ликвидируемого юридического лица при недостаточности для удовлетворения требований кредиторов имеющихся в активе денежных средств. По общему правилу имущество ликвидируемого юридического лица подлежит продаже с публичных торгов;

4) расчет с кредиторами в порядке очередности, установленной п. 1 ст. 64 ГК, и в соответствии с утвержденным ликвидационным балансом.

Вне очереди удовлетворяются требования, связанные с погашением текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о компенсации морального вреда, компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения норм и правил строительства и эксплуатации здания, сооружения.

Во вторую очередь производятся расчеты по трудовым договорам, выплачиваются вознаграждения по авторским договорам.

В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

В четвертую очередь производятся расчеты со всеми остальными кредиторами.

Требования кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются только после полного погашения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований всех кредиторов оно распределяется между кредиторами текущей очереди пропорционально размерам их требований.

Требования, обеспеченные залогом, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи заложенного имущества юридического лица, преимущественно перед всеми кредиторами (кроме первой и второй очередей, если требования кредиторов данных очередей возникли до появления залога), а при недостаточности полученных средств — в составе кредиторов четвертой очереди.

Требования кредиторов, не удовлетворенные вследствие недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица либо не признанные ликвидационной комиссией, считаются погашенными;

5) составление окончательного баланса; передача имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, учредителям (участникам) ликвидируемого юридического лица, имеющим в отношении его обязательственные (например, хозяйственные товарищества и общества) или вещные (например, унитарные предприятия) права, либо направление такого имущества на указанные в уставе цели (например, в отношении фондов, религиозных организаций);

6) занесение сведений о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ.

Обнаружение имущества ликвидированного юридического лица после завершения ликвидации может повлечь назначение процедуры распределения такого имущества. Соответствующее заявление может быть подано в суд заинтересованным лицом (например, кредитором ликвидированного юридического лица) либо уполномоченным государственным органом. Срок исковой давности по таким требованиям составляет пять лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица.

4. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) несет гражданско-правовую ответственность в форме возмещения убытков за нарушения, допущенные в процессе своей деятельности. Ответственность наступает как перед кредиторами, так и перед учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица ( ст. 64.1 ГК).

5. Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей ( ст. 2 Закона о банкротстве).

Банкротство является одной из форм ликвидации юридического лица, которая применяется при наличии у него признаков банкротства, под которыми понимаются, во-первых, неплатежеспособность должника (другими словами, его неспособность удовлетворить требования кредиторов по обязательствам) и, во-вторых, определенный период существования неплатежеспособности — три месяца с даты, когда соответствующие обязательства должны были быть исполнены ( п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве). Правом на обращение в арбитражный суд о признании юридического лица банкротом обладают как сам должник, так и его кредиторы.

В рамках дела о банкротстве к должнику (несостоятельному юридическому лицу) могут быть применены следующие процедуры: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

Под наблюдением понимается процедура, применяемая к юридическому лицу по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании его банкротом. В рамках наблюдения назначаемый арбитражным судом внешний управляющий производит действия, направленные на анализ финансового состояния должника, сохранение его имущества и определение размера требований кредиторов. Внешний управляющий созывает и проводит первое собрание кредиторов, на котором принимается решение о введении следующих процедур банкротства. Наблюдение вводится на срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

В рамках финансового оздоровления назначаемый арбитражным судом административный управляющий реализует утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности и план финансового оздоровления, содержащий обоснование возможности исполнения требований кредиторов по обязательствам. В целях исполнения обязательств должника может предоставляться обеспечение. Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет. Результатом проведения процедуры может быть как определение арбитражного суда о введении следующей процедуры банкротства, так и определение о прекращении производства по делу (при отсутствии непогашенной задолженности).

Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлено, но не более чем на шесть месяцев. Данная процедура предполагает введение мер по восстановлению платежеспособности должника ( ст. 109 Закона о банкротстве). Полномочия по управлению юридическим лицом передаются внешнему управляющему.

Конкурсное производство — процедура, вводимая в результате принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Вводится на срок до шести месяцев с возможностью последующего продления. Конкурсный управляющий, к которому переходят полномочия по управлению юридическим лицом, принимает меры, направленные на соразмерное удовлетворение требований кредиторов, в том числе проводит оценку имущества должника, формирует из него конкурсную массу, осуществляет поиск и истребование дебиторской задолженности. Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое арбитражным судом и содержащее положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

Юридическое лицо, признанное несостоятельным (банкротом), следует считать ликвидированным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Кто может инициировать принудительную ликвидацию юрлица? Каковы основания и условия для этого?

Законодательно предусмотрены варианты как для добровольной ликвидации, так и для принудительной. Сама процедура завершается прекращением деятельности юридического лица и внесением отметки о закрытии компании в ЕГРЮЛ.

Основания и условия

На основании п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса допускается ликвидация как по инициативе учредителей, так и уполномоченного органа. Причины для ликвидации по решению учредителей могут быть разнообразными, но в любом случае речь идет о добровольном прекращении деятельности. Когда в процессе ликвидации становится очевидно, что юрлицо не способно исполнять свои обязательства перед бюджетом и контрагентами, то это означает, что необходимо инициировать процедуру банкротства (с учетом положений п. 4 ст. 62 Гражданского кодекса).

В отличие от добровольной ликвидации компании принудительная осуществляется только в судебном порядке. Основаниями принудительной ликвидации по п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса могут стать:

  1. Нарушение действующего законодательства в процессе регистрации компании, если его невозможно устранить.
  2. Ведение деятельности без необходимых лицензий или допуска к работе.
  3. Ведение запрещенной законодательно деятельности либо неоднократное нарушение закона и неустранение законных предписаний контролирующих инстанций.
  4. Деятельность организации осуществляется с нарушением Конституции РФ.
  5. Систематическое осуществление НКО, общественной и религиозной организацией, благотворительным фондом деятельности, которая противоречит уставным целям компании.
  6. Иные установленные законодательством случаи.

Вышеперечисленные основания позволяют ликвидировать действующее юрлицо.

В случае когда на судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации будет установлено, что компания фактически прекратила свою деятельность, то заявление о ее ликвидации подлежит оставлению без рассмотрения. В подобном случае возбуждается дело о банкротстве несуществующего должника.

Косвенным свидетельством невозможности установления места пребывания может стать отсутствие сведений о месте пребывания учредителей, отсутствие операций по счетам в течение последнего года и пр.

Решение суда о ликвидации из-за неоднократного или грубого нарушения закона принимается с учетом тяжести совершенных проступков. Существуют определенные условия, неисполнение которых может повлечь ликвидацию. В качестве примеров можно выделить:

  1. На основании п. 3 ст. 7 ФЗ-14 законодательно установлено ограничение общей численности участников ООО в 50 человек. Превышение указанного числа влечет за собой необходимость преобразования ООО в ОАО в течение года. Если общество не исполнит эту норму, то оно должно быть ликвидировано.
  2. Аналогичное правило содержится в отношении непубличных компаний. По нему численность акционеров не может превышать 50 человек либо его следует преобразовать в публичную.
  3. При неполной оплате размера уставного капитала компании в течение года юрлицо должно уменьшить величину уставного капитала до фактически оплаченного размера или выпустить решение о закрытии.
  4. Когда по окончании второго и последующего финансового года стоимость чистых активов общества достигнет критического уровня (меньше минимального значения уставного капитала на момент регистрации), то общество нужно ликвидировать.

С учетом арбитражной практики при принятии решения о принудительном закрытии компании суды руководствуются Постановлением Конституционного суда от 2003 года №14-П. Здесь приводится одна важная рекомендация: хотя в п. 2 ст. 61 ГК нет конкретного перечня положений, которые могут являться основанием для ликвидации при неоднократном нарушении закона, суды не могут принимать решение о ликвидации по формальным основаниям. То есть если компания несколько раз несущественно нарушит закон, закрыть ее за это не вправе.

По рекомендациям Конституционного суда неоднократные нарушения в совокупности должны быть столь существенными и серьезно ущемлять права и свободы граждан, чтобы позволить суду принять решение о ликвидации юрлица.

В Постановлении Конституционного суда от 2003 года №14-П также подчеркивается, что само по себе нарушение нормативно-правовых актов при создании юрлица или в процессе его работы не является основанием для закрытия компании, если они устранимы.

Например, если участники общества допустили ошибку в наименовании, или их устав противоречит положениям закона о юрлицах, то может быть запущена процедура их принудительной ликвидации, только если это неустранимо.

Веским условием для ликвидации юрлица является ведение им деятельности без лицензии. На основании п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса юрлицо вправе заниматься некоторыми видами деятельности только при наличии действующей лицензии или разрешения на ведение деятельности в данной сфере.

Вопросам лицензирования посвящен ФЗ-99 от 2011 года «О лицензировании..». При несоблюдении требований к получателю лицензии она может быть отозвана досрочно, и это также станет основанием для принудительной ликвидации.

Кто может инициировать ликвидацию

На основании п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса ликвидация компании может быть инициирована уполномоченными на это инстанциями.

Принудительная ликвидация юрлица может быть инициирована:

  1. Федеральными, региональными или муниципальными органами власти.
  2. Налоговой службой.
  3. Прокуратурой.
  4. Росреестром.
  5. Учредителем общества.
  6. Центробанком.
  7. Федеральной антимонопольной службой.
  8. Органами жилищного контроля.

Налоговая служба

Право на подачу искового заявления ФНС предоставлено ей Налоговым кодексом, в частности, п. 14 ст. 31 НК. Налоговая инстанция может передавать в суды общей юрисдикции или в арбитраж иски о ликвидации любого предприятия по основаниям, которые установлены действующим законодательством РФ.

В частности, налоговая инстанция может обратиться к суду с требованием о ликвидации ОАО, если компания не исполняет требования п. 1 ст. 34 ФЗ-208. Также ФНС может подавать иски как орган, который ответственен в России за ликвидацию юрлиц. В качестве примера выступают требования ст. 26 ФЗ-129 о передаче сведений, нужных для перерегистрации юрлица.

Также с 2005 года за ФНС закрепили право ликвидировать юрлицо через исключение его из реестра без судебного решения.

Согласно нормам закона, ФНС может исключить из реестра юрлицо, если в течение последних 12 месяцев оно не представляло положенную отчетность и не вело операции по счетам.

Исковое заявление о ликвидации юрлица может быть подано государственными или местными органами власти.

Распространенным основанием для ликвидации является недостоверность адреса, по которому зарегистрирована компания. Например, компания приобрела фиктивный адрес при регистрации и никогда не вела по нему деятельность, не имела там торговых площадей и офисов. Под особым вниманием налоговиков находятся так называемые «адреса массовой регистрации».

Налоговыми службами установлены критерии, по которым они выбирают объект для проведения проверки. Если компания была зарегистрирована менее года назад, то для проверки необходима регистрация от 10 и более компаний по одному адресу, если более года – то 50 и более.

Проверка компании будет проводиться по следующему алгоритму:

  1. Налоговый орган передает запрос по юридическому адресу в целях проверки местонахождения организации.
  2. Если налоговики не получат подтверждения на отправленный ими запрос, то они должны направить требования юрлицам о предоставлении достоверной информации.
  3. Если организация подобные сведения не предоставит в срок до 30 дней, то в ЕГРЮЛ вносятся сведения о недостоверности данных организации.
  4. Тогда налоговый орган вправе обратиться с заявлением о принудительной ликвидации ООО в суд из-за грубого нарушения законодательства в процессе ликвидации.

Расходы на ликвидацию такой компании будет нести ее собственник. В частности, такое постановление вынес арбитражный суд Московского округа от 2016 года №Ф05-19852/2016 по делу №А41-89559/15.

Налоговая служба может инициировать иски о принудительной ликвидации и по другому основанию. Например, если чистые активы общества менее минимального размера два и более лет подряд и общество не было ликвидировано добровольно.

В судебной практике это неоднозначное основание для ликвидации, так как учредители вправе принять меры по финансовому оздоровлению компании. Например, об этом говорится в Постановлении арбитражного суда Московского округа от 2015 года №Ф05-8810/2015 по делу №А41-74235/14.

По иску учредителя общества

Принудительная ликвидация по иску учредителя ООО возможна по основанию, указанному в п. 5 ст. 61 Гражданского кодекса. Инициатор ликвидации может аргументировать необходимость закрытия компании невозможностью продолжения деятельности или возникновением существенных сложностей для продолжения работы.

В частности, в п. 29 Постановления Пленума ВС от 2015 года №25 приведены разъяснения, по которым ликвидация по инициативе одного из учредителей допустима при корпоративном конфликте, который затрудняет процедуру принятия решений, предполагает уклонение от управленческих обязанностей и пр.

Оптимально, если учредители добровольно примут решение о ликвидации, это будет дешевле судебного разбирательства.

Судебные споры о ликвидации компании между собственниками возникают при различных корпоративных конфликтах, когда добровольная ликвидация невозможна. Участник, который обращается в суд, должен доказать факт того, что действия иных учредителей влекут негативные последствия для компании.

Заявление прокурора

Прокурор может обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и законных интересов общества и государства. Это право предоставлено ему ст. 35 ФЗ №2202-1 «О прокуратуре». Например, он может инициировать процесс при нарушении исключительных прав по ст. 1253 Гражданского кодекса, нарушении прав и свобод, конституционных норм, ведении экстремистской деятельности по ст. 9 114-ФЗ, нарушениях закона общественными объединениями по ст. 44 ФЗ-82 и пр.

Требование Центрального Банка

ЦБ может выступить с иском о ликвидации юрлица, которое занимается банковскими операциями без лицензии на основании Закона №395-1 или нарушает требования закона в кредитно-финансовой сфере.

Исковое заявление органами жилищного контроля

Органы жилищного контроля наделены правом на подачу искового заявления о принудительной ликвидации ТСЖ, жилищного или строительного кооперативов при неисполнении предписания о несоответствии уставу и при наличии неустранимых нарушений по п. 6 ст. 20 ЖК РФ.

Иск антимонопольной службы

ФАС может подать иск, если компания была создана без предварительного согласия со стороны ФАС, когда такое согласие является обязательным по ст. 34 ФЗ-135.

Государственные или местные органы самоуправления

Государственные и местные органы самоуправления обычно подают исковые заявления при грубых нарушениях законодательства, ведении деятельности без необходимой лицензии, неисполнении предписания по преобразованию, ведении противоречащей целям религиозной деятельности, серьезном нарушении Конституции и пр.

Согласно сложившейся судебной практике, чаще всего принудительная ликвидация ООО связана с грубыми и неоднократными нарушениями закона. В качестве примеров можно выделить:

  1. Неверное наименование при госрегистрации.
  2. Неправильный адрес.
  3. Несоответствие деятельности уставным целям.

Обычно первоначально в адрес компании выносится предписание об устранении нарушений, и только если они не были устранены, то компания ликвидируется.

Но не всегда суды встают на сторону заявителей. Были прецеденты, когда им было отказано в требованиях. Например, суд отказал в ликвидации компании с неверным адресом, так как компания вела деятельность, совершала операции, сдавала отчетность, а неполучение корреспонденции по адресу регистрации не является веской причиной для прекращения работы.

Еще один отказ суда был вынесен при попытках ликвидировать компанию без назначенного директора (договор со старым истек, а новый не был назначен).

Порядок и сроки процедуры ликвидации

Так как применить процедуру ликвидации допускается только по отношению к действующему обществу, то сначала нужно выяснить, ведет ли указанная компания деятельность. Для этого проверяется отчетность юрлица за последний год, наличие операций по расчетному счету, отсутствие отметки в ЕГРЮЛ об исключении компании из реестра, отсутствие мотивированного протеста против исключения сведений о юрлице из ЕГРЮЛ.

Суд не примет заявление в рамках возбужденного дела о банкротстве по п. 11 информационного письма ВАС от 2004 года №84.

Правила проведения процедуры принудительной ликвидации компании прописаны в Гражданском кодексе. Процедура предполагает прохождение следующих шагов:

  1. Суд определяет, кто будет нести ответственность за процедуру. Эта обязанность может быть передана учредителям или уполномоченной инстанции. Если указанные субъекты не справляются со своими обязанностями, то назначается арбитражный управляющий.
  2. Утверждается состав ликвидационной комиссии, к которой переходят все управленческие функции.
  3. Ликвидационная комиссия публикует обязательные сведения в СМИ, указывает сроки для предъявления требований кредиторов.
  4. Закрываются счета компании.
  5. Ликвидатор или ликвидационная комиссия находят всех кредиторов компании и оповещают их о начале процедуры ликвидации.
  6. Когда сроки для предъявления требований кредиторами истекли, создается промежуточный ликвидационный баланс. В нем прописываются все претензии кредиторов, результаты их рассмотрения и сведения об имуществе, а также данные о погашенной на текущий момент задолженности.
  7. Если размера активов компании оказалось недостаточно для погашения всех кредиторских требований, то инициируется процедура банкротства. В этом случае назначается конкурсный управляющий. Также признание судом обоснованным заявления о банкротстве автоматически останавливает действие гражданско-правовых норм к процессу ликвидации и начинает действовать 127-ФЗ.
  8. Погашаются требования кредиторов в рамках процедуры конкурсного производства или из собственных ресурсов предприятия. При этом должны соблюдаться требования к очередности погашения долгов. Первоначально погашаются обязательства в виде компенсации за причинение вреда жизни и здоровью. Затем – перед работниками в части долгов по зарплате и выходному пособию. В составе третьей очереди погашают кредиторские требования.
  9. После расчетов с кредиторами формируется новый баланс.
  10. Оставшиеся активы переходят к учредителям.
  11. Принудительная ликвидация считается завершенной после внесения отметки в ЕГРЮЛ о прекращении работы компании по нормам ст. 63 Гражданского кодекса.

Что касается сроков принудительной ликвидации, то однозначного ответа относительно продолжительности процесса закон не содержит.

Продолжительность зависит от согласия учредителей, серьезности оснований и количества имущества у компании. Первоначально процесс банкротства вводится на полгода, но по решению суда указанные сроки допускается продлить. Процедура конкурсного производства в рамках дела о банкротстве также проводится в течение 6-8 месяцев с возможностью пролонгации.

Таким образом, принудительная ликвидация ООО или иного юрлица может проводиться исключительно в судебном порядке: по решению суда по нормам Гражданского кодекса и в рамках процедуры банкротства. Основания для этого содержатся в ст. 61-65 ГК РФ и ФЗ-127.

Основания и порядок принудительной ликвидации ООО

Основания и порядок принудительной ликвидации ООО

Деятельность организации прекращается с ее ликвидацией. Как правило, процедура применяется по инициативе учредителей после принятия соответствующего решения. Однако принудительная ликвидация юридического лица также допускается действующим законодательством. Инициатором может выступать как государственный орган, так и один из учредителей при наличии внутреннего корпоративного противоречия между участниками.

Причины принудительной ликвидации Общества

Для инициации принудительной ликвидации необходимы основания, которые указаны в статье 61 ГК РФ . К ним относят такие обстоятельства:

  • при регистрации Общества было нарушено действующее законодательство и данный фактор невозможно исправить. Если же учредители имеют возможность внести изменения и устранить нарушения, то фирма может продолжить свою деятельность. Однако возможно привлечение к административной ответственности как самой организации, так и ее руководителей;
  • фирма осуществляет деятельность, не оформив лицензию, когда такое требование устанавливается законодательством. Лицензия может быть получена к моменту начала производства о ликвидации, то есть нарушение может быть устранено. В таком случае привлечение к административной ответственности также возможно и широко применяется на практике;
  • деятельность фирмы вовсе противоречит действующим правовым нормам. Например, организация торгует запрещенными препаратами или веществами, либо оказывает услуги, недопустимые в соответствии с законодательством РФ;
  • цели, для которых фирма была создана, невозможно осуществить. Как правило, такая ситуация возникает уже после регистрации, так как иначе ООО было бы вовсе не зарегистрировано.

На практике, чаще всего фирма ликвидируется в принудительном порядке при наличии следующих причин:

  • фирма создавалась на установленный уставными документами период, который завершился. Учредители имеют возможность внести изменения в документы и продлить срок действия организации;
  • цели, для которых фирма создавалась, были достигнуты, и дальнейшее существование организации не имеет практического смысла. В данном случае также могут быть изменены цели, что требует внесения изменений в Устав;
  • деятельность фирмы носит нецелесообразный характер, например, не приносит финансовой выгоды ее участникам. Так, если компания несколько лет подряд будет сдавать нулевые отчетности, у налогового органа возникнут подозрения;
  • между учредителями имеются противоречия, которые невозможно устранить. Например, они касаются изменения направления последующей деятельности или финансовой политики;
  • деятельность ООО не приносит финансовой выгоды. Учитывая, что основная цель ООО – это извлечение выгоды, долговременная деятельность без прибыли не имеет никакого практического смысла;
  • учредители не принимают участия в деятельности фирмы. Например, они уже на протяжении длительного периода ведут иную предпринимательскую деятельность, не уделяя достаточного внимания ООО, что приводит к практическим и экономическим проблемам.

Причины могут быть и иными. Главное – в дальнейшем в существовании фирмы не должно быть смысла и практической выгоды ее участникам.

Кто может инициировать ликвидацию ООО

ООО может ликвидироваться по инициативе одного из учредителей или государственного или муниципального органа. Данный факт устанавливается статьей 61 ГК РФ .

Как правило, инициатором выступает Федеральная налоговая служба. Закон определяет, в каких случаях с инициативой может выступать государственный орган:

  • если общество создано с нарушением закона. Например, выяснилось, что фирма создавалась с использованием поддельных документов, что не могло быть обнаружено сразу при регистрационных действиях;
  • если фирма работает при отсутствии разрешительной документации, например, лицензии или допуска к определенным работам;
  • если деятельность ООО нарушает действующее законодательство;
  • в иных ситуациях, если это предусматривается правовыми актами.

Орган, который инициирует ликвидацию, должен обратиться в суд с заявлением. Только такой порядок предусматривается законодательством. Ликвидация в административном порядке недопустима.

Ликвидация по требованию ФНС

Ликвидация по требованию ФНС

Ликвидация по инициативе налоговой службы – самый распространенный вариант из всех встречающихся на практике.

Довольно часто в качестве причины для инициации процедуры выступает отсутствие фирмы по адресу ее регистрации либо использование адреса массового расположения юридических лиц. В соответствии с Письмом ФНС от 3 августа 2016 г. № ГД-4-14/14126@ , если организация зарегистрирована менее года назад, то допускается не более десяти фирм по одному адресу, если более, то максимум пятьдесят.

Перед началом процедуры ФНС делает запрос и проводит соответствующую проверку. Фирме выставляется требование исправить данные в ЕГРЮЛ и внести корректировки. Только если действие не производится, начинается процедура ликвидации.

Ликвидация по требованию участника ООО

Не только государственный орган может выступить с подобной инициативой. Один из участников общества также может требовать ликвидацию в некоторых случаях.

Как правило, все доводы сводятся к тому, что дальнейшая деятельность Общества не представляется возможной. В фирме имеется некий корпоративный спор, противоречия, которые невозможно устранить.

Процедура также проводится через суд, как и в случае ликвидации по требованию государственного органа. Заявитель должен будет доказать, что фирма не может продолжать успешную деятельность. А действия иных участников приносят лишь негативные последствия как для сторон, так и для самого Общества.

Процедура принудительной ликвидации ООО

Принудительная ликвидация общества производится в следующем порядке:

  1. Принятие соответствующего решения органом или лицом, которое будет инициировать производство.
  2. Подготовка документации и судебного заявления.
  3. Назначение ликвидационной комиссии. Она также будет необходима, как и при добровольной ликвидации.
  4. Публикация данных о ликвидации организации.
  5. Формирование промежуточного баланса. В нем указывается, какое имущество имеется у организации, а также сведения о требованиях кредиторов и результате их рассмотрения. Если выясняется, что активов фирмы недостаточно для погашения требований всех имеющихся кредиторов, начинается стадия реализации имущества.
  6. Произведение расчетов с кредиторами. Стадия начинается с утверждения промежуточного баланса. Расчеты реализуются в порядке установленной законом очередности. Например, долги по зарплате выплачиваются раньше, чем долги перед банками.
  7. Формирование окончательного ликвидационного баланса.

Если после ликвидации останется какое-то имущество, оно делится между учредителями в соответствии с размером их долей.

Последствия принудительной ликвидации ООО

Последствия принудительной ликвидации ООО

Основной результат ликвидации ООО (как добровольной, так и принудительной) заключается во внесении в ЕГРЮЛ данных о проведенной процедуре и прекращении существования организации. Правоспособность организации полностью перестает существовать, как и фирма сама по себе. Однако до момента, пока сведения о прекращении работы общества не внесены в ЕГРЮЛ, процесс можно повернуть вспять. Пошаговая инструкция по отмене ликвидации ООО здесь.

Основные последствия следующие :

  • ООО больше не может быть субъектом правоотношений;
  • универсальное правопреемство не представляется возможным, однако, отдельные права и обязанности могут переходить иным лицам, например, учредителям;
  • имущество, которое остается после удовлетворения требований всех кредиторов, переходит учредителям и делится в соответствии с размерами их долей;
  • организация увольняет всех сотрудников в связи с ликвидацией фирмы.

Данные последствия применимы для самого Общества. Однако принудительная ликвидация также влияет и на учредителей. Речь идет в первую очередь о возможной субсидиарной ответственности.

Если после ликвидации ООО остаются непогашенные долги, они могут быть предъявлены к тем лицам, которые принимали решения, касающиеся деятельности Общества. Однако это допускается далеко не всегда.

Чтобы кредитор смог предъявить требования учредителю, тот должен иметь вину в наступлении последствий. Например, если из-за прямых решений такого лица фирма потеряла средства и не смогла расплатиться с банком, тот вправе требовать выплаты. Если же события произошли непредумышленно, то ответственности не будет.

Имеются также и административные последствия для учредителей и директора фирмы, которая была ликвидирована по требованию государственного органа. Регистрация новой фирмы может стать невозможной в трехлетний период после завершения процедуры.

Невозможность регистрации новой фирмы позволяет сократить количество фирм-однодневок, которые открывались на одних и тех же людей на короткий период.

Еще одно возможное последствие – учредитель или руководитель фирмы может иметь трудности с получением кредита в будущем. Прямого государственного запрета нет, но банки часто придерживаются такой политики.

Если лицо было внесено в «черный список» и не имеет возможности зарегистрировать новую фирму, то оно не вправе выступать и в качестве руководителя новой организации.

Подведем итоги

Процедура принудительной ликвидации юридического лица может производиться по инициативе одного из учредителей или государственного (либо муниципального) органа. На практике, чаще всего в качестве инициатора выступает ФНС. Для процедуры нужны основания, представленные в законодательстве. Реализация возможна только в судебном порядке.

Закрытие недействующего ООО

Может ли налоговая в одностороннем порядке закрыть недействующее ООО с нулевым балансом? Деятельность никогда не велась, контрагентов нет, счетов нет. ООО находится в стадии ликвидации. Что будет, если я прекращу подавать нулевые отчетности?

Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда закрытие происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов.

В конце 2016 года в федеральные законы от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) и от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) были внесены поправки. По большей части они вступили в силу с 28 июня 2017 г., а некоторые из них – с 1 сентября 2017 г. Покидая «тонущее» юридическое лицо, нужно учитывать то, как ФНС будет исключать его из реестра и какие могут быть негативные последствия.

Содержание

В каких случаях юрлицо исключается из ЕГРЮЛ

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних 12 месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации ). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 г. добавлено еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации).

  1. При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В Законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации. На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
  2. При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла – ответ законодателя на постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру ликвидации юрлица?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появилась возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по ст. 119, 126 Налогового кодекса РФ, ст. 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем все бросать на самотек, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из ЕГРЮЛ, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что касается остальных обязательств, то тут все зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Как происходит исключение юрлица из реестра?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 г. остановить запущенный механизм стало сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь, если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Последствия исключения из реестра

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (ст. 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступившая в силу с 28 июня 2017 г. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает свое дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. А это значит – отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Таким образом, если прекратить сдавать налоговую отчетность, то ИФНС ликвидирует организацию по своему решению в течение 12 месяцев.

Порядок ликвидации ООО: пошаговая инструкция по закрытию общества с ограниченной ответственностью – этапы, способы, перечень документов

Бобков Олег

За 2019 год прекратило деятельность более миллиона российских компаний. В 2020 г. экономисты предрекают еще большее усугубление тенденции. В таких условиях важно не только знать об особенностях открытия бизнеса, но и понимать пошаговый порядок процедуры закрытия общества с ограниченной ответственностью по инструкции, какие документы нужны для ликвидации ООО самостоятельно.

Виды реорганизаций

В этой статье рассматриваем процесс добровольного завершения бизнеса, но проходит преимущественно по ст. 61 ГК РФ, в этом разделе Гражданского Кодекса предусмотрены различные обстоятельства. Однако есть еще несколько вариантов, как поступить со своим делом, если вы попали в сложную ситуацию. Обычно альтернативой становится реорганизация, и вот какие разновидности бывают:

Соответствующая статья в ФЗ №14

Все права двух или более сообществ передаются одному, специально для этого созданному

Ряд организаций (или одна) прекращают работу, передавая свои полномочия другому ООО

Обратная ситуация со слиянием. Теперь единственное общество разделяется по обязанностям на 2 и более других

Только часть прав передается другому сообществу, но остальные остаются у начального, оно не ликвидируется

Это изменение статуса компании, проще говоря, меняется форма деятельности, например, становится фермерское хозяйство или ИП

Если вы приняли решение о реорганизации, то обязательно на бумаге (под подпись каждого) оповестить сотрудников о планах, а также уведомить центр занятости населения. Срок данного действия — не менее, чем за 30 суток до процесса реструктуризации. Затем подчиненным требуется заплатить компенсацию, величиной в один оклад. Более того, после этого сохраняется средняя заработная плата в течение не более двух месячных заработков.

Далее в этой статье мы будем говорить о процессе ликвидации, а не реорганизации ООО пошагово.

Кто такой ликвидатор компании

Чтобы вся процедура прошла совершенно честно без ущемления чьих-либо интересов, а также для соответствия всем требованиям, учредители общества назначают ответственное юридическое лицо. Это может быть один из работников фирмы или наёмный сотрудник. Как правило, выбирают второй вариант, поскольку эти люди обладают достаточными знаниями для проведения ликвидационной деятельности, а также соблюдают полную субъективность. Он работает в содружестве с комиссией. Основная его задача в том, чтобы распоряжаться всей собственностью юрлица, но при этом не владеть ей. То есть, как многие переживают, продать или доверить кому-либо недвижимость, активы, ликвидатор не может.

Готовые решения для всех направлений

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Обязательная маркировка товаров – это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».

Причины для ликвидации

Все их можно разделить на добровольные и принудительные. К первым следует отнести:

  • Отсутствие достаточной прибыли. Бизнес попросту становится нерентабельным.
  • Баланс фирмы выходит в ноль. Но при этом компанию не освобождают от налогов, заработных плат работникам и прочих обязательных выплат.
  • Проблемы личного или рабочего характера между двумя или более учредителями, разногласия.
  • Новшества, которые несовместимы с текущей формой деятельности, реорганизация предприятия.
  • Просто нет желания заниматься тем же делом.
  • Истечение периода действия лицензии или аренды помещения, оборудования.

Важный нюанс: все учредители должны добровольно согласиться на закрытие бизнеса, вне зависимости от того, что стало побуждением к этому.

Единственной возможностью принудительно ликвидировать ООО является решение суда. Причинами для ликвидации могут стать:

  • Нарушение закона либо при ведении каких-либо операций, либо при открытии дела.
  • Отсутствие лицензии, сертификатов, которые позволяют определенный вид деятельности.
  • Дело, инициированное налоговой службой, на основании отказа от выплаты налогов и сведения отчетности.

закрытие ооо пошаговая

Есть еще некоторые дополнительные причины, они могут зависеть одновременно и от учредителей, и от сторонних лиц. К их числу можно причислить:

  • Банкротство. Инициировать процедуру признания несостоятельности может как сам делец, так и кредиторы, которым он задолжал и не расплачивается.
  • Естественный человеческий фактор. Представитель фирмы может перестать интересоваться занятием или по иным причинам захотеть закончить деятельность.
  • Чрезвычайные ситуации, катастрофы, бедствия стихийного характера.
  • Карантин или другие ограничения работы фирмы, которые обусловлены законом или постановлением.
  • Халатность руководителей или иные огрехи их деятельности.

Обычно причины из предыдущего перечня скорее являются косвенными. Некоторые учредители вполне могут выйти из сложившейся ситуации, другие видят в этом большую проблему — прямое показание к закрытию организации.

Таким образом, критериями, как происходит ликвидация ООО, можно считать:

  • Достижение поставленных целей.
  • Получение максимальной прибыли.
  • Срок производства закончен.
  • Судебное постановление.
  • Завершение периода действия лицензии или ее отсутствие вовсе.
  • Нарушение закона.

Иногда налоговая инспекция становится инициатором прекращения деятельности предприятия. Это происходит в том случае, если на регулярной основе подаются декларации, в которых значатся минусовые активы. Иногда кредиторы оспаривают это решение суда, поскольку хотят получить свою часть после банкротства.

ликвидация ооо самостоятельно пошаговая инструкция

Кроме того, можно отметить так называемые вторичные причины, к ним причисляются:

  • если фирма была создана как косвенная, вторичная по отношению к основной, то по завершении задач она может быть прекращена;
  • если учредитель не хочет копить налоговые риски;
  • долги перед прочими службами — коммунальными, муниципальными.

Таким образом, у каждого бизнеса свои особенности, поэтому назвать универсальных условий невозможно.

Способы ликвидации ООО

Выделим 4 основные возможности, каждая из них обладает своими достоинствами и недостатками:

  • Банкротство. Это идеальный вариант для тех, кто имеет множество долгов перед государственными органами и кредиторами. Процедура может занимать от 6 месяцев до года, в зависимости от того, какие будут действия — продажа имущества с аукциона и пр. Основным недостатком данной методики, по мнению многих участников ООО, является дороговизна. На услуги финансового управляющего, публикации и прочие издержки уйдет порядка 250 тысяч рублей. К тому же всегда остается возможность, что юридическое лицо приведут к субсидиарной ответственности.
  • Сама ликвидация. Это достаточно долгая процедура со множеством этапов, но отличный вариант именно для тех, кто был ответственным руководителем, хорошо вел отчетность, платил все налоги, а еще лучше — не имеет долгов. Основной минус, в отличе от банкротства, это то, что в обязательном порядке будет проводиться выездная налоговая проверка. Но на практике налоговики иногда не выезжают к небольшим компаниям, поскольку они сильно загружены.
  • Альтернативная ликвидация. Фирма прекращает работать только формально, на бумаге. Считается, что таким способом можно избежать тщательного анализа бухгалтерии от ФНС. В процессе участвуют подставные лица, номинальные директора. Им, кстати, придется заплатить приличную сумму. Но на самом деле большинство таких противозаконных уловок заканчивается трагично и с печальными последствиями.
  • Просто бросить все дела. В теории можно добиться своего. Через 2 года налоговая служба подаст прошение об исключении фирмы из ЕГРЮЛ, видя нулевые балансы. Но это возможно только при полном отсутствии долгов. Если есть материальная ответственность перед кредиторами и контрагентами, то они могут или инициировать процедуру банкротства с распродажей всего имущества, или призвать юридическое лицо к субсидиарной ответственности, что еще сложнее. Данная процедура (ее преимущество в том, что она полностью бесплатна) подойдет только для тех бизнесменов, которые больше не хотят в будущем оформлять предприятие на свое имя.

Таким образом, из всех легальных и незаконных способов лучше всего подходят первые два.

ликвидация ооо последний этап

Пошаговая инструкция по процедуре ликвидации ООО

Мы установили, что ликвидировать фирму можно по добровольному намерению или по постановлению суда. Далее мы рассмотрим этапы для процесса, выполненного по собственной воле, вне зависимости от причин.

Принятие решения

Следует созвать собрание соучредителей. На нем выносится единогласный вердикт о закрытии организации. Данный результат необходимо оформить в виде протокола. На основании этого документа создается постановление о формировании ликвидационной комиссии, она обычно состоит из главных лиц компании, бухгалтера, юриста, выбирается руководящая должность — ликвидатор. Он полностью отвечает за все решения, связанные с закрытием ООО, а также представляет ее в судебных инстанциях.

Уведомление ФНС и фондов в течение 3 суток

Следует подать два акта:

  • Оповещение о ликвидации по установленному образцу. Его необходимо заверить у нотариуса.
  • Вышеупомянутый протокол собрания с подписями всех участников.

В срок до 5 суток налоговики обязаны выдать вам подтверждение того, что они внесли запись в реестр о том, что вы находитесь в стадии прекращения деятельности предприятия.

Важный нюанс: ранее необходимо было также уведомлять пенсионный фонд и ФСС. Теперь эта обязанность возлагается на ФНС. Но так как межведомственные связи в России могут быть запутанными, лучше уточнить этот момент в налоговой.

Ниже прилагаем образцы документов:

Публикация в СМИ

Необходимо оповестить всех контрагентов компании о ее закрытии. Сделать это нужно через «Вестник государственной регистрации». Подать текст заявления можно онлайн на официальном сайте .

Уведомление кредиторов

Вам необходимо письменно известить банки и прочие лица, где вы получали кредиты, о том, что ООО предстоит закрытие. Сделать это можно, например, заказным письмом. Или иным образом, но так, чтобы на руках у вас осталось официальное подтверждение, что вы сделали оповещение. Также необходимо указать порядок и сроки (не менее 2 мес.), как и когда они могут предъявить свои материальные претензии.

порядок ликвидации ооо пошаговая

Извещение для сотрудников и ЦЗН

Все работники обязаны получить специальный документ, в котором они оповещаются о предстоящей ликвидации через два или более месяцев. При этом обязательно должно быть отмечено, что увольнение происходит по причине завершения работы ООО.

Аналогичные требования накладываются и по отношению к органу, регулирующему занятость населения. Срок подачи акта тот же, но если сокращение будет крупное (от 15 человек), нужно сделать это за 3 месяца. В заявлениях по каждому работнику необходимо указать:

  • профессию;
  • на какой должности стоял;
  • квалификацию, которой обладал;
  • заработную плату;
  • наличие специальности.

Следующий этап взаимодействия с подчиненными — выплата им зарплаты вместе с выходным пособием и прочими компенсациями. Они должны быть прописаны в трудовом соглашении.

Отчетность за сотрудников

Сформулируйте все отчетные документы (по формам с отметками «Прекращение деятельности») на каждое трудящееся у вас физическое лицо. Затем подайте их в соответствующие органы:

Расчет по страховым взносам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ

После этого у вас есть 15 дней на то, чтобы выплатить все страховые и пенсионные взносы.

Подготовка к проверке от ФНС

По закону инспектор имеет право, но не обязан, осуществить выезд на объект с целью сверить всю бухгалтерию. Как правило, они этой процедурой пренебрегают, особенно в тех случаях, когда подозрений никаких не возникает. Но все же мы настоятельно рекомендуем привести все бумаги в норму. Если вас заранее оповестили, что инспектирование будет осуществляться, то к следующему в последовательности шагу при ликвидации ООО можно переходить по окончании проверки.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

Этим можно заниматься только после того, как закончится период взыскания со стороны кредиторов. Это два месяца после публикации в СМИ и частных уведомлений. Это обычная бухгалтерская отчетность, которая должна содержать данные:

  • об имуществе, которое находится в собственности организации;
  • о долгах перед кредиторами;
  • акты рассмотрения этих требований.

последний этап ликвидации ооо какие документы

Данный баланс должен быть подписан всеми участниками ликвидационной комиссии, на очередном собрании следует по нему составить протокол. Все эти бумаги необходимо отнести в налоговую службу. У сотрудников будет, как всегда, 5 рабочих дней на то, чтобы выдать вам подтверждение записи в государственном реестре. Прилагаем образцы заполнения:

Управлять активами и пассивами организации, а также создавать отчетность и прочие сводки, можно с помощью программ по автоматизации бухучета. Наша компания «Клеверенс» реализует оборудование и программное обеспечение для оптимизации бизнеса и рабочих процессов.

Подача декларации

Ее тоже нужно сразу отнести в ИФНС, если больше не планируется проводить процедур, которые облагаются налогами. Период, за который должен быть сформирован отчет, — с 1 января текущего календарного года до даты внесения записи в госреестр. Способ создания декларации соответствуют выбранной системе налогообложения.

Оплата задолженностей

Выплаты должны осуществлять по порядку:

  • Компенсации за причиненный ущерб, вред здоровью.
  • Сотрудникам — оклад, выходные пособия и прочие обязательные выплаты.
  • Налоги, отчисления в фонды.
  • Прочие долги, например, банкам или партнерам по бизнесу.

Если денег не хватило, то нужно начать распродавать имущество. В том случае, когда после аукциона все еще остаются неоплаченные обязательства, можно подать в суд заявление о банкротстве юридического лица, остаток будет списан.

Подготовка окончательного баланса и распределение активов

Эта бухгалтерская отчетность формируется по обычным правилам после оплаты задолженностей. Если остаются «свободные» материальные средства, то они распределяются в равных долях между соучредителями. По этому решению комиссии оформляется протокол.

Последний этап ликвидации ООО: какие документы подать в налоговую

Вы на финишной прямой. Отнесите в ФНС заявление вместе с последним решением собрания, квитанцией оплаченной государственной пошлины, справками из ПФР и ССФ и ликвидационным балансом. Через 5 дней вы получите документ о полном прекращении деятельности организации. Не забудьте закрыть р/с в банке — это делается с помощью подачи заявления в ваше финансовое учреждение. Если на расчетном счете есть остатки средств, то его следует обнулить переводом по другим реквизитам. Также нужно уничтожить печать.

Итак, в статье мы подробно рассмотрели процедуру ликвидации ООО. Надеемся, что теперь у вас не осталось вопросов по этой теме.

Тема 2.4. Ликвидация предпринимательской фирмы

Целью темы является ознакомление с основными видами ликвидации фирмы.

Достижение поставленной цели требует решение следующих задач:

  • характеристика основных видов ликвидации фирмы;
  • изучение особенностей той или иной формы (вида) ликвидации;
  • выявление важнейших характеристик добровольной и принудительной ликвидации фирмы.

Оглавление

2.4.1. Ликвидация в зависимости от проводимой реорганизации

Ликвидация – это способ прекращения деятельности фирмы, без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. То есть в результате ликвидации фирмы – прекращается экономическая деятельность субъекта.

Прежде чем переходить к подробному описанию порядка, видов и оснований ликвидации, необходимо рассмотреть ликвидацию присоединяемого общества и ликвидацию при слиянии.

Для регистрации прекращения деятельности присоединяемого (поглощаемого) юридического лица требуются следующие документы:

  • письменное заявление;
  • решение о реорганизации обществ;
  • оригиналы учредительных документов присоединяемой фирмы;
  • документ об оплате за оформление регистрации;
  • разрешение антимонопольного органа, в случаях, когда оно требуется.

Далее выдаётся заключения регистрирующего органа, являющееся основанием для:

  • снятия присоединяемого общества с налогового учёта;
  • аннулирования идентификационных кодов;
  • закрытия счетов в банке;
  • снятия с учёта в отделениях Пенсионного, Обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования.

После этого все документы и справки (о снятии с учётов), передаются в регистрирующий орган, который на их основании погашает оригиналы учредительных документов, а затем уведомляет об этом налоговые органы.

Если же говорить о слиянии, то сначала необходимо создать и зарегистрировать вновь образованное общество, после этого его учредителям выдаётся временное свидетельство о регистрации, подлежащее замене на постоянное свидетельство, после представления в регистрирующий орган следующих документов.

  1. Временное свидетельство.
  2. Документ об уничтожении печатей, штампов и бланков, реорганизуемых изготовление их для нового.
  3. Справки:
    • из налоговой инспекции о снятии с учёта всех реорганизуемых обществ и, следовательно, постановке на учёт вновь возникшего;
    • из банка о закрытии счетов реорганизованных и об открытии для нового юридического лица;
    • из органов статистики об аннулировании идентификационных кодов реорганизуемых и о присвоении для новой фирмы;
    • из отделения Пенсионного фонда о снятии реорганизуемых с учёта и о постановке на учёт нового.

2.4.2. Добровольная и принудительная ликвидации

Добровольная ликвидация фирмы происходит по решению:

  • участников;
  • органа юридического лица уполномоченного на то учредительными документами.

В соответствии с законам об АО и об ООО, таковыми органами являются:

  • в АО – общее собрание акционеров по представлению совета директоров (наблюдательного совета), также им решается вопрос о назначении ликвидационной комиссии.
  • в ООО – общее собрание участников по предложению совета директоров, также ими решается вопрос о назначении ликвидационной комиссии.

Причинами добровольной ликвидации являются:

  • истечение срока, на который оно было создано, но общее собрание может продлить срок или вообще отказаться от его указания;
  • достижение цели – решение общего собрания устанавливает, достигнута ли цель, для которой оно создавалось;
  • нецелесообразность дальнейшего существования – явная недостижимость цели;
  • сокращение стоимость чистых активов общества ниже уровня минимального размера уставного капитала.

Не является основанием для принудительной ликвидации невыполнение добровольного решения о ликвидации, если в деятельности фирмы не установлены неоднократные и грубые нарушения законов.

Если же эти нарушения имеют место – это является основанием для принудительной ликвидации.

Принудительная ликвидация фирмы осуществляется по решению суда.

Существует пять основных причин принудительной ликвидации.

  1. Нарушение закона при его создании, если они носят неустранимый характер (ст.61 п.2 абз.2 ГК РФ).
  2. Деятельность без лицензии, если она необходима.
  3. Деятельность, запрещённая законом.
  4. Иные неоднократные или грубые нарушения закона, к которым относятся:
    1. Неисполнение законных предписаний антимонопольного органа или неполучение разрешения данного органа на реорганизацию (если такое разрешение было необходимым условием).
    2. При повторном нарушении закона «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением», от 18.06.1993г. Судебная практика рекомендует под повторным нарушением понимать – любые нарушения данного закона, если за первое нарушение был наложен штраф. При этом налоговый орган налагает штраф или предъявляет иск о ликвидации.
    3. Не приведение учредительных документов в соответствие с законом.
    4. Осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без получения лицензии или после аннулирования таковой.

    Из вышесказанного следует, что иски о принудительной ликвидации вправе подавать государственные органы и органы местного самоуправления, а именно:

    • антимонопольные органы;
    • прокурор;
    • налоговые органы, причём иски налоговых органов принимаются арбитражным судом к рассмотрению, если в законах прямо оговорено право налоговых органов заявлять такие требования и существует соответствие этих требований полномочиям, задачам и целям налоговых органов (например, контроль за соблюдением налогового законодательства);
    • Центральный Банк – он вправе предъявлять иски о ликвидации кредитной организации (а они чаще всего имеют организационно-правовую форму в виде АО (ОАО/ЗАО) или ООО) на основании ст.20 ФЗ О банках и банковской деятельности.

    Пятой причиной принудительной ликвидации является – несостоятельность (банкротство).

    При рассмотрении требований суд учитывает все обстоятельства дела, оценивает характер и последствия нарушений, то есть достаточность оснований для ликвидации фирмы. Суд вправе:

    • предложить обществу внести необходимые изменения и дополнения с регистрацией их в установленном порядке или устранить последствия нарушения закона, если это возможно;
    • отложить рассмотрение дела.

    Порядок ликвидации фирмы урегулирован статьями 62-64 ГК РФ и соответствующими статьями ФЗ об АО и ФЗ об ООО. Если суммировать эти нормы и иные положения (других законов и судебной практики), то можно вывести следующий порядок ликвидации.

    1. Появление непосредственно самой идеи о ликвидации, или совершение неоднократного (повторного) правонарушения.
    2. Представление советом директоров решения о ликвидации на общее собрание акционеров (участников).
    3. Письменное сообщение о ликвидации в регистрирующий орган для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что фирма находится в процессе ликвидации.

    Уведомление делается в письменной форме в течении трёх дней по месту своего нахождения. После этого регистрирующий орган делает запись о процессе ликвидации данной фирмы и делает последующее уведомление регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии.

    Наряду с выше изложенным требуются соответствующие документы:

    • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, а в нём наличие информации о соблюдении порядка ликвидации о расчётах с кредиторами;
    • ликвидационный баланс;
    • документы об уплате государственной пошлины.

    Если ликвидация происходит в принудительном порядке, то суд направляет в регистрирующий орган сведения о том, что фирма находится в процессе ликвидации.

    Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

    • непредставления указанных документов;
    • представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

    За необоснованный отказ в государственной регистрации или неосуществление её в сроки должностные лица несут ответственность и возмещение ущерба.

    Четвёртый этап – это назначение ликвидационной комиссии.

    Если акционером (участником) ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета, фонда или органа местного самоуправления. Обязанности по проведению принудительной ликвидации не могут возлагаться судом на государственные или муниципальные органы, по иску которых принято соответствующее решение.

    Назначение добровольной ликвидационной комиссии происходит по решению общего собрания по предложению совета директоров (наблюдательного совета).

    Пятый этап – установление порядка и срока ликвидации. Эти положения также принимаются общим собранием.

    Шестой этап – ликвидационная комиссия (после её назначения в её руках все полномочия по управлению обществом) помещает в органах печати информацию о предстоящей ликвидации с указанием:

    • порядка заявления требований кредиторами;
    • срока заявления требований, при этом срок не может быть меньше чем два месяца;
    • своих реквизитов.

    На седьмом этапе – ликвидационная комиссия выявляет:

    • кредиторов, и уведомляет их о ликвидации данной фирмы;
    • дебиторов, и взыскивает их задолженности перед обществом.

    Восьмой этап – это составление промежуточного ликвидационного баланса, в котором должны быть отражены:

    • состав имущества общества (данные об её активах);
    • заявленные требования кредиторов;
    • учёт требований, срок платежа по которым ещё не наступил;
    • результаты рассмотрения требований кредиторов с установлением достаточности денежных средств общества. Если денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то происходит продажа имущества общества с публичных торгов и последующие выплаты кредиторам в порядке очерёдности (ст.64 ГК).

    Промежуточный баланс утверждается общим собрание акционеров (АО) или учредителями, участниками (ООО), общим собранием участников (ООО).

    На девятом этапе принимается ликвидационный баланс (ст.63 п.5 ГК), так же утверждаемый общим собранием.

    На десятом этапе оставшееся имущество после расчётов с кредиторами передаётся учредителям и участникам. В учредительных документах могут содержаться иные лица, получающие оставшееся имущество.

    Одиннадцатый этап – все соответствующие документы, возникающие в порядке ликвидации, передаются в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об исключении этой фирмы и, следовательно, она прекращает своё существование.

    Не реализованные кредиторами требования погашаются (аннулируются).

    Ликвидация может быть признана судом недействительной по основаниям:

    • если с 8.12.1994г. ликвидация производилась не по правилам статей 61065 ГК РФ.
    • если само ликвидируемое предприятие обратится в Арбитражный суд с иском о признании недействительным акта о его принудительной ликвидации, до момента исключения из государственного реестра. Основания могут быть самыми различными.

    Необходимо также учитывать, что правила ГК РФ о ликвидации юридических лиц не может и не должен применяться к индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица. Достаточно аннулировать его регистрацию в качестве такового.

    Выводы

    1. Ликвидация – это способ прекращения деятельности фирмы без правопреемства.
    • ликвидация присоединяемого общества (обществ);
    • ликвидация сливающихся обществ.

    Причины добровольной ликвидации могут быть различными (истечение срока, нецелесообразность…).

    Принудительная (по решению суда) ликвидация происходит при наличии основательных нарушений закона.

    Данная ликвидация производится по иску уполномоченного на то органа, таких как: налоговые органы; прокуратура; Центральный банк и другие, государственные и муниципальные органы.

    Ликвидация должна проводиться строго в установленном порядке, иначе она может быть в дальнейшем признана недействительной.

Ссылка на основную публикацию