Коэффициент территории ОСАГО законодательная база

Коэффициенты ОСАГО 2022 года с расшифровками

Для того, чтобы страховые компании могли больше снижать тарифы для хороших водителей и повышать стоимость полиса для автомобилистов с повышенным уровнем рисков, Банк России расширил границы тарифного коридора по ОСАГО. Указание Банка России зарегистрировано Минюстом за номером №66609 от 28.12.2021 года. Документ вступил в силу с 9 января 2022 года, за исключением положений о КБМ, которые начнут действовать с 1 апреля 2022 года.

  1. Формулы расчета
  2. Базовая ставка (ТБ)
  3. Таблица базовых ставок
  4. Коэффициент безаварийной езды (КБМ)
  5. Коэффициент возраста/стажа (КВС)
  6. Территориальный коэффициент (КТ)
  7. Коэффициент мощности (КМ)
  8. Коэффициент ограничения кол-ва водителей (КО)
  9. Коэффициент сезонности (КС)
  10. Коэффициент длительности страховки для зарубежных граждан (КП)
  11. Расчет ОСАГО с учетом всех коэффициентов
  12. Отмененные коэффициенты
  13. Ответы на вопросы
    1. Что влияет на стоимость ОСАГО?
    2. Имеет ли страховая компания право самостоятельно определять цену обязательной автостраховки?
    3. Как рассчитать цену ОСАГО самостоятельно?

    Стоимость обязательного автострахования, как и прежде, определяется на основании сложных формул. Итоговая цена полиса ОСАГО зависит от разных коэффициентов. Знание основных принципов расчета позволит подобрать оптимальный вариант страхования и даже сэкономить при оформлении страховки. Поэтому имеет смысл подробнее рассмотреть, от чего зависит стоимость ОСАГО и какие именно коэффициенты будут использоваться для расчета с 2022 года.

    Формулы расчета

    При ответе на вопрос, от чего зависит стоимость страховки на автомобиль, необходимо учитывать тот факт, что каждая страховая компания разрабатывает собственные правила расчета. При этом государство регламентирует пороговые тарифы ОСАГО (другое частое название – тарифный коридор), то есть нижнее и верхнее значение цены страховки. Другими словами, автономность автостраховщиков жестко ограничена и контролируется регулятором рынка в лице Центробанка России.

    В общем случае новые тарифы ОСАГО, действующие в 2022 году, рассчитываются по следующей формуле:

    Итоговая стоимость = Базовый тариф ОСАГО * КБМ * КВС * КТ * КМ * КО * КС (или КП).

    Все составные элементы расчета подробно рассматриваются ниже. Здесь же необходимо отметить следующее. По сути, цена страховки определяется последовательным умножением базы на понижающий/повышающий коэффициент ОСАГО. И если подобные коэффициенты четко определяются таблицами, то исходный тариф варьируется, причем в достаточно серьезных границах. Как было отмечено, их определяет регулятор. Именно это становится причиной разницы в итоговой стоимости полиса обязательного автострахования.

    Базовая ставка (ТБ)

    Основой для расчета цены страховки становится базовая ставка ОСАГО. Она определяется в зависимости от двух факторов. Первый – категория и тип транспортного средства, второй – статус его владельца (гражданин или организация).

    До 2015 года ТБ устанавливалась централизованно, что вело к единой для всех участников рынка стоимости полиса для одинаковых автомобилей. Но затем в правила автострахования были внесены изменения, которые позволили устанавливать базовый тариф в рамках определенного коридора. В результате предложения разных страховых компаний стали достаточно заметно различаться.

    Таблица базовых ставок

    Базовый коэффициент ОСАГО на 2022 год приводится в таблице. Важно отметить, что автостраховщики обычно не раскрывают, какое именно значение они используются для расчета. Клиентам доводится только итоговая цифра стоимости страховки.

    Категория и тип ТС

    Величина тарифа, руб. в год

    Мопеды, квадроциклы и мотоциклы

    • юридических лиц
    • физических лиц
    • такси
    • с максимальным количеством пассажиров в пределах 16
    • с максимальным количеством пассажиров свыше 16
    • для регулярных маршрутных перевозок
    • массой менее 16 тонн включительно;
    • массой свыше 16 тонн

    Специальная техника – тракторы, дорожно-строительные самоходные машины (кроме ТС без колесных движителей)

    Практика показывает, что при определении базовой ставки тарифа обязательного страхования автостраховщики учитывают не только категорию ТС, но и регион оформления полиса. Это объясняется как разными финансовыми возможностями владельцев транспортных средств, так и политикой каждой отдельной страховой компании.

    Последняя зависит от желания увеличить долю на рынке определенного субъекта РФ и расширить клиентскую базу.

    Коэффициент безаварийной езды (КБМ)

    Потенциальная вероятность наступления страхового случая в значительной степени зависит от того, насколько аккуратно водитель управляет транспортным средством. Чтобы учесть подобные риски и стимулировать безопасный стиль вождения, введен специальный коэффициент безаварийной езды под названием бонус-малус.

    Каждый год управления автомобилем без попадания в ДТП позволяет сократить стоимость страховки ОСАГО на 5%. Важно учесть, что речь идет об аварийных ситуациях с доказанной виной водителя, оформляющего полис, и повлекших собой выплату компенсации.

    Значение КБМ определяется на основании таблицы, в соответствии с которой автовладельцу ежегодно присваивается класс вождения. По завершении 12 месяцев он пересматривается с учетом количества произошедших за это время страховых случаев. Изначально коэффициент равняется 1. Минимальное значение показателя составляет 0,46, максимальное установлено на уровне 3,92.

    В период с 01.04. 2021 г. по 31.06.2022г. КБМ устанавливается в соответствии со следующей таблицей:

    Класс вождения на начало срока действия годовой страховки

    Класс вождения на конец срока действия полиса ОСАГО (в зависимости от числа попаданий в ДТП по вине водителя)

    Количество страховых случаев за год

    Коэффициент КБМ определяется в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений при осуществлении обязательного страхования с 01 апреля предыдущего года по 31 марта, следующего за ним года, в соответствии со следующей таблицей:

    КБМ на период КБМ

    КБМ при отсутствии страховых возмещений на период КБМ

    КБМ при одном возмещении на период КБМ

    КБМ при 2-х возмещениях на период КБМ

    КБМ при 3-х возмещениях на период КБМ

    КБМ при более 3-х возмещениях на период КБМ

    Соответствие коэффициента в зависимости от количества страховых возмещений, произведенных в предшествующие периоды, определенного на период с 01.04. 2021 г по 31.03.20022 г. по классу КБМ на 31.03. 2022 г.:

    Класс КБМ на 31 марта 2022 года

    Коэффициент КБМ на период КБМ с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года

    Быстро определить значение собственного коэффициента бонус-малус далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Тем более – для водителей с многолетним стажем. Поэтому для установления КБМ обычно используется сервис официального сайта РСА. Он представляет собой общефедеральную базу данных, в которой содержится информация по всем автовладельцам страны и эксплуатируемых ими автомобилях.

    Чтобы узнать значение коэффициента, достаточно ввести следующие данные:

    • статус собственника (гражданин или организация);
    • особенности оформляемого полиса ОСАГО (количество водителей и т.д.);
    • ФИО водителя, для которого требуется определить КБМ;
    • дату его рождения;
    • реквизиты водительского удостоверения;
    • дата заключения страхового договора.

    Если информация о водителе присутствует в базе данных, по указанным им реквизитам направляется значение интересующего коэффициента. В противном случае следует использовать КБМ для третьего класса вождения, равный 1.

    Если водитель не согласен с полученными из базы данных РСА сведениями, требуется пройти процедуру восстановления коэффициента. Для этого необходимо обратиться с запросом в службу поддержки, предоставив документы, подтверждающие стаж безаварийной езды.

    Коэффициент возраста/стажа (КВС)

    Аббревиатура КВС обозначает коэффициент к базовой ставке ОСАГО, учитывающий возраст и стаж вождения автовладельца. Таким образом в расчет вносится поправка на опыт конкретного водителя или нескольких водителей, указанных в договоре обязательного автострахования. Важно обратиться внимание, что для молодых людей, не имеющих стажа, коэффициент становится повышающим. В результате стоимости полиса существенно – практически в два раза – возрастает. Значения КВС, которые необходимо использовать при расчете цены ОСАГО, приводятся в таблице.

    Актуальные коэффициенты расчёта ОСАГО на 2022 год

    Всем автовладельцам ежегодно приходится продлевать полис ОСАГО, наличие которого обязательно для законного управления транспортом. Не зная всех тонкостей расчета стоимости договора, можно стать «легкой добычей» для страховщиков, которые выставят максимальную сумму без учета понижающих факторов. В статье рассмотрим, что такое коэффициенты ОСАГО, каким образом они определяют цену полиса и какие нюансы нужно учитывать, чтобы приобрести «автогражданку» максимально выгодно.

    Формула расчета

    Цена ОСАГО регулируется государством, и это не позволяет СК самовольно ее устанавливать. Но стоимость договора зависит от многих факторов, поэтому для каждого автовладельца она разная. Это дает компаниям возможность повышать цены, пользуясь незнанием водителем своих прав.

    Чтобы не стать жертвой недобросовестных страховщиков, нужно учитывать, что стоимость определяется по формуле:

    (Цена) = (Базовая ставка) * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КП* КН
    где ТБ умножается на коэффициенты:

    Стоимость полиса складывается из следующих составляющих:

    Чтобы определить, сколько будет стоить личная страховка, нужно знать значение каждого показателя из общей формулы, а также порядок его расчета. Ниже будет приведена расшифровка каждого из них с пояснениями по применению.

    ТБ – Базовый коэффициент (базовый тариф)

    На ее размер влияют два фактора:

    • тип и категория ТС;
    • статус страхователя (физическое или юридическое лицо).

    Раньше это была фиксированная сумма, и все страховщики должны были ее придерживаться. Это существенно снижало конкурентоспособность СК, которые не могли привлекать новых клиентов снижением цен.

    Но с 2015 года в закон были внесены изменения, по которым компаниям предоставлен денежный коридор, благодаря которому они могут устанавливать свои базовые коэффициенты в пределах максимальной суммы. Это позволяет выбрать страховщика с наиболее выгодным предложением. Но компании-старожилы редко устанавливают существенные скидки, чаще подобные предложения поступают от новичков на рынке.

    Важно! В последнем случае, выбирая страховщика без рейтинга надежности, но с низким базовым тарифом, стоит быть готовым к проблемам с получением компенсации.

    Базовый тариф является основным значение от которого начинается отсчет стоимости полиса.

    Значение базового тарифа определяется страховой компанией и зависит от вида транспортного средства и региона использования

    Значения БТ для всех ТС приведены в таблице

    Категория транспортного средства Минимально Максимально
    Мотоциклы, мопеды и легкие квадроциклы (“A”, “M”) 625 1548
    Легковые автомобили юридических лиц (“B”, “BE”) 1646 3493
    Легковые автомобили (“B”, “BE”) 2471 5436
    Легковые автомобили такси (“B”, “BE”) 2877 9619
    Автобусы с числом пассажирских мест более 16 (“D”, “DE”) 2134 4165
    Автобусы с числом пассажирских мест до 16 включительно (“D”, “DE”) 2667 5205
    Автобусы, используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров (“D”, “DE”) 3905 7399
    Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее (“C”, “CE”) 2246 6064
    Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 16 тонн (“C”, “CE”) 3382 9131
    Трамваи (“Tm”) 1331 2521
    Троллейбусы (“Tb”) 2134 4044
    Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины , за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей 872 1952

    КТ – Территориальный коэффициент. Территория преимущественного использования

    Коэффициент территории зафиксирован для всех субъектов страны. Он отражает интенсивность дорожного движения: если она большая, то и показатель высокий. К примеру, в столице установлено значение 2.0, но в Подмосковье показатель уже снижен и равняется 1,7. Объясняется это количеством транспорта на дорогах, что ведёт к увеличению риска возникновения дорожных аварий.

    Важно! Этот критерий рассчитывается по адресу регистрации страхователя (для физлиц) либо машины (для юрлиц).

    Таблица территориальных коэффициентов на 2019 год по регионам представлена ниже. В ней используется два индикатора:

    КБМ – коэффициент бонус-малус

    Этот показатель выступает своеобразным поощрением автолюбителя за безаварийную эксплуатацию машины. Может как повышать, так и понижать стоимость договора, исходя из истории вождения. Каждый год владения страховкой без ДТП предполагает уменьшение цены последующего соглашения на 5%.

    Обратите внимание! При определении коэффициента аварийности в расчет берутся лишь те случаи (ДТП), в которых вина страхователя была доказан, по которым была выплачена компенсация.

    Число классов вождения – 15, каждому из них присвоен свой КБМ. Подробная информация представлена в таблице ниже.

    Как пользоваться таблицей для расчета КБМ
    • В поле «Класс на начало годового срока страхования» найдите свой текущий класс (если вы ранее не страховались, то ваш класс равен 3)
    • В поле «Коэффициент» указано значение коэффициента соответствующее классу
    • Далее перемещаемся вправо по строке.
    • В поле «0 страховых выплат» – указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если вы не допустите ни одной аварии
    • В поле «1 страховых выплат» – указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если у вас была 1 авария
    • В поле «2 страховых выплат» – указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если у вас была 2 авария и т.д.

    Класс на начало годового срока страхования

    Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования

    ОСАГО в новых границах: как изменится стоимость «автогражданки»?

    ОСАГО в новых границах: как изменится стоимость «автогражданки»?

    Указание, расширяющее границы тарифного коридора ОСАГО, Банк России обнародовал под занавес минувшего года. Его без промедлений зарегистрировал Минюст, и 9 января 2022 года документ вступил в силу. Это значит, что страховые компании уже могут устанавливать базовые ставки тарифа в новых, более расширенных коридорах. Кроме того, изменился территориальный коэффициент, а с апреля введут новые КБМ, которые влияют на стоимость полиса.

    Новый коридор

    Тарифный коридор — это границы минимального и максимального значения базовой ставки. Ее страховые компании устанавливают персонально для каждого водителя. Чтобы получить стоимость ОСАГО для конкретного автовладельца, базовую ставку умножают на коэффициенты: территориальный, за безаварийную езду (КБМ), стажа вождения (КВС), количество водителей (КО), мощности двигателя (КМ), сезонного использования (КС). На конечную стоимость «автогражданки» влияют и другие факторы, которые у разных страховщиков могут отличаться, например марка и даже цвет машины. Но основные составляющие, влияющие на тариф, — все же базовая ставка и коэффициенты.

    С 9 января границы, в пределах которых страховщики смогут устанавливать базовые ставки, расширились для легковых авто физлиц на 10% вверх и вниз, для общественного транспорта — на 4,9%, а для других категорий транспортных средств, в том числе для такси, — на 30%. Это значит, что теперь для автовладельца, который использует легковушку в личных целях, страховщики смогут устанавливать базовую ставку в границах от 2 224 до 5 980 рублей. Для мотоциклов, мопедов и легких квадроциклов физлиц тарифный коридор установлен от 438 до 2 013, для грузовых авто весом до 16 тонн — от 1 572 до 7 884 рублей, тяжелее этого веса — от 2 367 до 11 871 рубля.

    То есть у страховщиков появилось больше возможностей для формирования индивидуального тарифа для конкретного автовладельца. Собственно, и задумывалась реформа ОСАГО для того, чтобы безаварийные аккуратные водители платили минимум, а лихачи — максимальную цену. Но если вы в прошлом году не были виновником ДТП, это не означает, что ваш полис подешевеет. Во-первых, потому, что ваш страховщик вполне может поднять вам базовый тариф в новых границах коридора, а во-вторых, изменились территориальные коэффициенты.

    Территориальные коэффициенты

    С 9 января вступили в силу новые территориальные коэффициенты. В Российском союзе автостраховщиков сообщили, что снижены они для 143 населенных пунктов из 262, без изменений осталось 45.

    Уменьшили коэффициенты практически для всех крупных населенных пунктов: в Москве — с 1,9 до 1,8, Московской области — с 1,63 до 1,56, Санкт-Петербурге — с 1,72 до 1,64, Ленинградской области — с 1,27 до 1,24, Уфе — с 1,72 до 1,64, Казани — с 1,9 до 1,8, Екатеринбурге — с 1,72 до 1,64, Нижнем Новгороде — с 1,72 до 1,64, Челябинске — с 1,99 до 1,88, Самаре — с 1,54 до 1,48, Омске — с 1,54 до 1,48, Ростове-на-Дону — с 1,72 до 1,64, Красноярске — с 1,72 до 1,64, Воронеже — с 1,45 до 1,4, Перми — с 1,9 до 1,8, Волгограде — с 1,27 до 1,24, Самаре — с 1,54 до 1,48.

    Из городов-миллионников коэффициент территории не снизился только в Новосибирске , где он остался на прежнем уровне (1,63). Причина в том, что Новосибирская область долгое время была одним из регионов с высоким уровнем риска мошеннических действий в ОСАГО. Улучшение страховщики отметили только по итогам девяти месяцев 2021 года после активной работы по противодействию мошенничеству, в которой приняли участие представители страховых компаний и властей региона.

    Но если в каком-то регионе процветает мошенничество и аварийные комиссары или автоюристы в судах взыскивают со страховых компаний суммы в несколько раз больше, чем реальный ущерб автомобилю, то эти расходы в конечном счете перекладываются на всех автомобилистов региона. Страховщики потенциальные расходы на аваркомов закладывают в каждый продаваемый полис, чтобы свести свой баланс. В результате стоимость каждого полиса увеличивается на несколько сотен рублей, а в особо проблемных регионах ОСАГО может стать дороже и на все 700 рублей. Поэтому для проблемных населенных пунктов из так называемой «красной зоны» рейтинга РСА (то есть регионов, наиболее подверженных рискам страхового мошенничества в ОСАГО) территориальные коэффициенты повысили.

    В Республике Ингушетия коэффициент в Малгобеке вырос с 0,82 до 0,88, в Назрани — с 0,64 до 0,76, в прочих населенных пунктах — с 0,64 до 0,76. В Чеченской Республике он увеличился с 0,64 до 0,76, в Республике Дагестан — с 0,73 до 0,9 в Буйнакске, Дербенте, Каспийске, Махачкале, Хасавюрте и с 0,64 до 0,84 в прочих городах и населенных пунктах. Выросли коэффициенты для Севастополя и Симферополя (с 0,64 до 0,76), которые хоть и не бьют рекорды по мошенничеству, но изначально получили низкие коэффициенты.

    Приложение 2. Коэффициенты страховых тарифов

    1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (далее – коэффициент КТ) определяется в соответствии со следующей таблицей:

    Территория преимущественного использования транспортного средства

    Коэффициент КТ для транспортных средств, за исключением указанных в строке 7 приложения 1 к настоящему Указанию

    Коэффициент КТ для транспортных средств, указанных в строке 7 приложения 1 к настоящему Указанию

    Республика Адыгея (Адыгея)

    Прочие города и населенные пункты

    Ишимбай, Кумертау, Салават

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Буйнакск, Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Республика Марий Эл

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Республика Саха (Якутия)

    Прочие города и населенные пункты

    Республика Северная Осетия – Алания

    Прочие города и населенные пункты

    Республика Татарстан (Татарстан)

    Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск

    Бугульма, Лениногорск, Чистополь

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Абакан, Саяногорск, Черногорск

    Прочие города и населенные пункты

    Чувашская Республика – Чувашия

    Прочие города и населенные пункты

    Заринск, Новоалтайск, Рубцовск

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Армавир, Сочи, Туапсе

    Белореченск, Ейск, Кропоткин, Крымск, Курганинск, Лабинск, Славянск-на-Кубани, Тимашевск, Тихорецк

    Прочие города и населенные пункты

    Канск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Арсеньев, Артем, Находка, Спасск-Дальний, Уссурийск

    Прочие города и населенные пункты

    Буденновск, Георгиевск, Ессентуки, Минеральные Воды, Невинномысск, Пятигорск

    Кисловодск, Михайловск, Ставрополь

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Губкин, Старый Оскол

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Борисоглебск, Лиски, Россошь

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Братск, Тулун, Усть-Илимск, Усть-Кут, Черемхово

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Кемеровская область – Кузбасс

    Анжеро-Судженск, Киселевск, Юрга

    Белово, Березовский, Междуреченск, Осинники, Прокопьевск

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Арзамас, Выкса, Саров

    Балахна, Бор, Дзержинск

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Бугуруслан, Бузулук, Новотроицк

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Сальск, Таганрог

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Балаково, Балашов, Вольск

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Березовский, Верхняя Пышма, Новоуральск, Первоуральск

    Верхняя Салда, Полевской

    Прочие города и населенные пункты

    Вязьма, Рославль, Сафоново, Ярцево

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Вышний Волочек, Кимры, Ржев

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Алексин, Ефремов, Новомосковск

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Прочие города и населенные пункты

    Еврейская автономная область

    Прочие города и населенные пункты

    Ненецкий автономный округ

    Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

    Прочие города и населенные пункты

    Чукотский автономный округ

    Ямало-Ненецкий автономный округ

    Прочие города и населенные пункты

    1. Территория преимущественного использования транспортного средства определяется в соответствии с подпунктом “а” пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2020, N 22, ст. 3382) для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств, иных обособленных подразделений – по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, иного обособленного подразделения (указывается в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе).

    2. При обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, применяется коэффициент КТ в размере 1,7.

    2. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды (далее – коэффициент КБМ) определяется в соответствии со следующей таблицей:

    Таблица территориальных коэффициентов (КТ) ОСАГО в 2021 году

    В различных регионах России стоимость страхования ОСАГО для одного и того же авто и списка водителей будет различной. Объясняется это наличием в расчетной формуле территориального коэффициента. На законодательном уровне рассматривался вопрос отказаться от его использования, но в результате в 2021-м году он продолжит оказывать влияние на цену ОСАГО.

    Онлайн-калькулятор ОСАГО

    Значения коэффициента

    В регионах и конкретных населенных пунктах, где уровень аварийности низкий, применяются минимальные значения территориального коэффициента. В России минимальный коэффициент составляет 0,64. Он применяется на территории ряда республик Северного Кавказа, Чувашии, Тувы, Хакасии, отдельных регионов Дальнего Востока.

    Самый большой коэффициент предусмотрен для Мурманска и Челябинска, где водителям приходится платить за ОСАГО втрое больше (размер коэффициента 1,99).

    При этом для тракторов и спецтехники используются отличные от остальных категорий транспортных средств коэффициенты.

    Таблица коэффициентов на 2021 год

    Регион Территориальный коэффициент
    Республика Адыгея (Адыгея) 1,27
    Республика Алтай
    Горно-Алтайск 1,27
    Прочие города и населенные пункты 0,73
    Республика Башкортостан
    Благовещенск, Октябрьский 1,18
    Ишимбай, Кумертау, Салават 1,09
    Стерлитамак, Туймазы 1,27
    Уфа 1,72
    Прочие города и населенные пункты 1
    Республика Бурятия
    Улан-Удэ 1,27
    Прочие города и населенные пункты 0,64
    Республика Дагестан
    Буйнакск, Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт 0,73
    Прочие города и населенные пункты 0,64
    Республика Ингушетия
    Малгобек 0,82
    Назрань 0,64
    Прочие города и населенные пункты 0,64
    Кабардино-Балкарская Республика
    Нальчик, Прохладный 1
    Прочие города и населенные пункты 0,73
    Республика Калмыкия
    Элиста 1,27
    Прочие города и населенные пункты 0,64
    Карачаево-Черкесская Республика 1
    Республика Карелия
    Петрозаводск 1,27
    Прочие города и населенные пункты 0,82
    Республика Коми
    Сыктывкар 1,54
    Ухта 1,27
    Прочие города и населенные пункты 1
    Республика Крым
    Симферополь 0,64
    Прочие города и населенные пункты 0,64
    Республика Марий Эл
    Волжск 1
    Йошкар-Ола 1,36
    Прочие города и населенные пункты 0,73
    Республика Мордовия
    Рузаевка 1,18
    Саранск 1,45
    Прочие города и населенные пункты 0,82
    Республика Саха (Якутия)
    Нерюнгри 0,82
    Якутск 1,18
    Прочие города и населенные пункты 0,64
    Республика Северная Осетия — Алания
    Владикавказ 1
    Прочие города и населенные пункты 0,82
    Республика Татарстан (Татарстан)
    Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск 1,27
    Бугульма, Лениногорск, Чистополь 1
    Елабуга 1,18
    Казань 1,9
    Набережные Челны 1,63
    Прочие города и населенные пункты 1,09
    Республика Тыва
    Кызыл 0,64
    Прочие города и населенные пункты 0,64
    Удмуртская Республика
    Воткинск 1,09
    Глазов, Сарапул 1
    Ижевск 1,54
    Прочие города и населенные пункты 0,82
    Республика Хакасия
    Абакан, Саяногорск, Черногорск 1
    Прочие города и населенные пункты 0,64
    Чеченская Республика 0,64
    Чувашская Республика — Чувашия
    Канаш 1,09
    Новочебоксарск 1,18
    Чебоксары 1,63
    Прочие города и населенные пункты 0,82
    Алтайский край
    Барнаул 1,63
    Бийск 1,18
    Заринск, Новоалтайск, Рубцовск 1,09
    Прочие города и населенные пункты 0,73
    Забайкальский край
    Краснокаменск 0,64
    Чита 0,73
    Прочие города и населенные пункты 0,64
    Камчатский край
    Петропавловск-Камчатский 1,27
    Прочие города и населенные пункты 1
    Краснодарский край
    Анапа, Геленджик 1,27
    Армавир, Сочи, Туапсе 1,18
    Белореченск, Ейск, Кропоткин, Крымск, Курганинск, Лабинск, Славянск-на-Кубани, Тимашевск, Тихорецк 1,09
    Краснодар, Новороссийск 1,72
    Прочие города и населенные пункты 1
    Красноярский край
    Ачинск, Зеленогорск 1,09
    Железногорск, Норильск 1,27
    Канск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово 1
    Красноярск 1,72
    Прочие города и населенные пункты 0,91
    Пермский край
    Березники, Краснокамск 1,27
    Лысьва, Чайковский 1
    Пермь 1,9
    Соликамск 1,18
    Прочие города и населенные пункты 1,09
    Приморский край
    Арсеньев, Артем, Находка, Спасск-Дальний, Уссурийск 1
    Владивосток 1,36
    Прочие города и населенные пункты 0,73
    Ставропольский край
    Буденновск, Георгиевск, Ессентуки, Минеральные Воды, Невинномысск, Пятигорск 1
    Кисловодск, Михайловск, Ставрополь 1,18
    Прочие города и населенные пункты 0,73
    Хабаровский край
    Амурск 1
    Комсомольск-на-Амуре 1,27
    Хабаровск 1,63
    Прочие города и населенные пункты 0,82
    Амурская область
    Белогорск, Свободный 1,09
    Благовещенск 1,54
    Прочие города и населенные пункты 1
    Архангельская область
    Архангельск 1,72
    Котлас 1,54
    Северодвинск 1,63
    Прочие города и населенные пункты 0,865
    Астраханская область
    Астрахань 1,36
    Прочие города и населенные пункты 0,82
    Белгородская область
    Белгород 1,27
    Губкин, Старый Оскол 1
    Прочие города и населенные пункты 0,82
    Брянская область
    Брянск 1,45
    Клинцы 1
    Прочие города и населенные пункты 0,73
    Владимирская область
    Владимир 1,54
    Гусь-Хрустальный 1,09
    Муром 1,18
    Прочие города и населенные пункты 1
    Волгоградская область
    Волгоград 1,27
    Волжский 1,09
    Камышин, Михайловка 1
    Прочие города и населенные пункты 0,73
    Вологодская область
    Вологда 1,63
    Череповец 1,72
    Прочие города и населенные пункты 0,91
    Воронежская область
    Борисоглебск, Лиски, Россошь 1,09
    Воронеж 1,45
    Прочие города и населенные пункты 0,82
    Ивановская область
    Иваново 1,72
    Кинешма 1,09
    Шуя 1
    Прочие города и населенные пункты 0,91
    Иркутская область
    Ангарск 1,18
    Братск, Тулун, Усть-Илимск, Усть-Кут, Черемхово 1
    Иркутск 1,63
    Усолье-Сибирское 1,09
    Шелехов 1,27
    Прочие города и населенные пункты 0,82
    Калининградская область
    Калининград 1,09
    Прочие города и населенные пункты 0,82
    Калужская область
    Калуга 1,18
    Обнинск 1,27
    Прочие города и населенные пункты 0,91
    Кемеровская область — Кузбасс
    Анжеро-Судженск, Киселевск, Юрга 1,18
    Белово, Березовский, Междуреченск, Осинники, Прокопьевск 1,27
    Кемерово 1,81
    Новокузнецк 1,72
    Прочие города и населенные пункты 1,09
    Кировская область
    Киров 1,36
    Кирово-Чепецк 1,18
    Прочие города и населенные пункты 0,82
    Костромская область
    Кострома 1,27
    Прочие города и населенные пункты 0,73
    Курганская область
    Курган 1,36
    Шадринск 1,09
    Прочие города и населенные пункты 0,64
    Курская область
    Железногорск 1
    Курск 1,18
    Прочие города и населенные пункты 0,73
    Ленинградская область 1,27
    Липецкая область
    Елец 1
    Липецк 1,45
    Прочие города и населенные пункты 0,82
    Магаданская область
    Магадан 0,73
    Прочие города и населенные пункты 0,64
    Московская область 1,63
    Мурманская область
    Апатиты, Мончегорск 1,27
    Мурманск 1,99
    Североморск 1,54
    Прочие города и населенные пункты 1,18
    Нижегородская область
    Арзамас, Выкса, Саров 1,09
    Балахна, Бор, Дзержинск 1,27
    Кстово 1,18
    Нижний Новгород 1,72
    Прочие города и населенные пункты 1
    Новгородская область
    Боровичи 1
    Великий Новгород 1,27
    Прочие города и населенные пункты 0,91
    Новосибирская область
    Бердск 1,27
    Искитим 1,18
    Куйбышев 1
    Новосибирск 1,63
    Прочие города и населенные пункты 0,91
    Омская область
    Омск 1,54
    Прочие города и населенные пункты 0,91
    Оренбургская область
    Бугуруслан, Бузулук, Новотроицк 1
    Оренбург 1,63
    Орск 1,09
    Прочие города и населенные пункты 0,82
    Орловская область
    Ливны, Мценск 1
    Орел 1,18
    Прочие города и населенные пункты 0,73
    Пензенская область
    Заречный 1,18
    Кузнецк 1
    Пенза 1,36
    Прочие города и населенные пункты 0,73
    Псковская область
    Великие Луки 1
    Псков 1,18
    Прочие города и населенные пункты 0,73
    Ростовская область
    Азов 1,18
    Батайск 1,27
    Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Сальск, Таганрог 1
    Ростов-на-Дону 1,72
    Шахты 1,09
    Прочие города и населенные пункты 0,82
    Рязанская область
    Рязань 1,36
    Прочие города и населенные пункты 0,91
    Самарская область
    Новокуйбышевск, Сызрань 1,09
    Самара 1,54
    Тольятти 1,45
    Чапаевск 1,18
    Прочие города и населенные пункты 0,91
    Саратовская область
    Балаково, Балашов, Вольск 1
    Саратов 1,54
    Энгельс 1,18
    Прочие города и населенные пункты 0,73
    Сахалинская область
    Южно-Сахалинск 1,45
    Прочие города и населенные пункты 0,91
    Свердловская область
    Асбест, Ревда 1,09
    Березовский, Верхняя Пышма, Новоуральск, Первоуральск 1,27
    Верхняя Салда, Полевской 1,18
    Екатеринбург 1,72
    Прочие города и населенные пункты 1
    Смоленская область
    Вязьма, Рославль, Сафоново, Ярцево 1
    Смоленск 1,18
    Прочие города и населенные пункты 0,73
    Тамбовская область
    Мичуринск 1
    Тамбов 1,18
    Прочие города и населенные пункты 0,82
    Тверская область
    Вышний Волочек, Кимры, Ржев 1
    Тверь 1,45
    Прочие города и населенные пункты 0,82
    Томская область
    Северск 1,18
    Томск 1,54
    Прочие города и населенные пункты 0,91
    Тульская область
    Алексин, Ефремов, Новомосковск 1
    Тула 1,45
    Узловая, Щекино 1,18
    Прочие города и населенные пункты 0,91
    Тюменская область
    Тобольск 1,27
    Тюмень 1,9
    Прочие города и населенные пункты 1,09
    Ульяновская область
    Димитровград 1,18
    Ульяновск 1,45
    Прочие города и населенные пункты 0,91
    Челябинская область
    Златоуст, Миасс 1,36
    Копейск 1,54
    Магнитогорск 1,72
    Сатка, Чебаркуль 1,18
    Челябинск 1,99
    Прочие города и населенные пункты 1
    Ярославская область
    Ярославль 1,45
    Прочие города и населенные пункты 0,91
    Москва 1,9
    Санкт-Петербург 1,72
    Севастополь 0,64
    Еврейская автономная область
    Биробиджан 0,64
    Прочие города и населенные пункты 0,64
    Ненецкий автономный округ 0,82
    Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
    Когалым 1
    Нефтеюганск, Нягань 1,27
    Сургут 1,9
    Нижневартовск 1,72
    Ханты-Мансийск 1,45
    Прочие города и населенные пункты 1,09
    Чукотский автономный округ 0,64
    Ямало-Ненецкий автономный округ
    Новый Уренгой 1
    Ноябрьск 1,63
    Прочие города и населенные пункты 1,09
    Байконур 0,64

    Расчетный онлайн-калькулятор

    Чтобы определить ценник на ОСАГО с учетом территориального коэффициента, достаточно воспользоваться онлайн-калькулятором. Достаточно просто ввести исходные данные для страхования, и система самостоятельно проведет расчет для легальных страховщиков, подключенных к программе. Пользователю на экран будет выведена информация по стоимости полиса для дальнейшего выбора страховщика.

    Территориальный коэффициент ОСАГО 2022 и таблица значений

    В соответствии с российским законодательством, каждый водитель на территории страны должен при себе иметь страховой сертификат. Отсутствие документа влечёт наложение штрафа. Оплачивать его придётся при каждой фиксации нарушения. Стоимость страховки зависит от большого количества факторов и параметров. Одним из них является коэффициент территории ОСАГО.

    Территориальный коэффициент ОСАГО

    Что такое территориальный коэффициент КТ в ОСАГО

    Региональный коэффициент ОСАГО на 2022 год зависит от места регистрации транспортного средства. При его определении действует такое правило: с повышением населённости города и субъекта, в котором зарегистрирован автомобиль множитель возрастает. На зависимость влияет численность автотранспортных средств, которые сконцентрированы в одной местности. Это логично – с повышением количества автомобилей на дорогах возрастает вероятность наступления дорожно-транспортных происшествий. Например, один из самых больших множителей установлен для Москвы, он составляет 2. А в небольших посёлках он может быть 0.55. Как видно, показатель оказывает большое влияние на конечное значение.

    Многие водители хотят получить минимальный коэффициент ОСАГО по регионам в 2022 году. Для этого нужно оформить автомобиль на родственников, которые проживают в соответствующем регионе, или же прописаться в нём самому. Конечно, эти действия связаны с бумажной волокитой. С другой стороны, если снизить показатель с 2 до 0.55, это позволит практически в 4 (!) раза уменьшить стоимость страхования. За несколько лет покупки полиса такие усилия более чем оправданны.

    Таблица территориальных коэффициентов ОСАГО на 2022 год единая для всех российских страховщиков. Организация не имеет права изменять множитель по своему желанию. Поэтому и стоимость услуг от него не зависит. Поэтому при выборе страховой лучше всего ориентироваться на надёжность, а не на территориальный коэффициент ОСАГО.

    Снижение и повышение территориальных коэффициентов ОСАГО в 2022 году

    После 2015 года множитель КТ был изменён для регионов, в разных частях страны изменения оказались разные. В каких-то субъектах показатель увеличился, в других – снизился. Больше всего множитель вырос для Камчатского края и Мордовии, его рост достиг 25%. Это объясняется невысокой прибыльностью и даже убытками страховщиков в данных регионах. Именно поэтому было принято решение повысить КТ ОСАГО в этих областях.

    Ещё одна причина изменения коэффициентов ОСАГО по регионам – повышение максимальных выплат по автогражданке до 400 000 рублей. К тому же страховой бизнес переживает не лучший период, что объясняется низкой доходностью этого рыночного сегмента, а также девальвацией российской национальной валюты.

    Что влияет на коэффициент территории ОСАГО в 2022 году

    Величина коэффициента страхования ОСАГО по регионам в 2022 году зависит от нескольких критериев:

    • Обстановка на дорогах в регионах – количество автотранспортных средств, зарегистрированных в области.
    • Населённость пункта проживания, в котором зарегистрировано ТС по месту регистрации собственника транспортного средства.
    • Аварийность в населённом пункте – количество дорожно-транспортных происшествий, которые случились в прошлом году.

    С повышением описанных выше показателей возрастает коэффициент КТ в ОСАГО.

    Как устанавливается территориальный коэффициент

    Базовые значения КТ в ОСАГО установлены такими нормативными актами:

    • Федеральный закон №40, изданный 25 апреля 2002 года.
    • Постановление ЦБР №3384, изданное 19 сентября 2004 года.

    Эти нормативные акты регламентируют:

    • Правила страхования транспортных средств разных категорий.
    • Порядок досудебного урегулирования споров между страховщиком и клиентом.
    • Правила составления извещения о возникновении страхового случая.
    • Порядок фиксации места происшествия.
    • Принципы, на которых базируется обязательное автострахование.
    • Порядок начисления компенсаций при возникновении страхового случая.
    • Расчёты страховой премии с учётом различных показателей, среди которых коэффициент для ОСАГО по городам.

    Влияние территориальных коэффициентов по ОСАГО на стоимость полиса

    Существует три варианта изменения стоимости страховых услуг с учётом коэффициента КТ:

    • Равен 1. Утверждённая ставка не изменяется.
    • Больше 1. Утверждённая ставка повышается.
    • Меньше 1. Утверждённая ставка уменьшается.

    Если страховая компания самовольно решит изменить коэффициент территории при оформлении автогражданки страховщику будет выписан внушительный штраф.

Ссылка на основную публикацию