Амнистия по административному правонарушению

Амнистия по административным правонарушениям в 2022 году

Амнистия объявляется Государственной Думой и представляет собой акт гуманизма по отношению к лицам, отбывающим наказание за нарушение закона. В ст. 84 УК РФ не сказано, что амнистия может быть только уголовной. Однако ранее в РФ иные виды амнистии не практиковались. Ситуация может измениться в самое ближайшее время, так как в Госдуму депутатами от фракции ЛДПР внесен проект закона об административной амнистии в 2022 году.

Читайте, что представляет из себя проект административной амнистии и кого могут освободить от наказания в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Бесплатно по России: 8

Уважаемые читатели!

Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Суть законопроекта

Законопроект №952430-7 8 мая отправлен на рассмотрение в Комитет по государственному строительству и законодательству. В соответствии с документом предполагается амнистия в 2022 году по административным делам. Последние новости — первое чтение законопроекта должно состояться до конца весенней сессии парламента.

Что предлагается в законопроекте:

  • освобождение от наказания по определенным статьям КоАП РФ;
  • отказ от возбуждения дел и прекращение производства по делам, возбужденным по этим статьям, если правонарушение совершено до вступления в силу постановления об амнистии;
  • отменить срок, в течение которого лицо считается подвергнутым наказанию по указанным статья.

Штраф за неношение маски в 2022 году в Москве – ст. 3.18.1 КоАП

Прощенная штрафная

Освободить от наказания граждан предлагается по 58 статьям КоАП. Это мелкое хищение, безбилетный проезд, нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа, нарушение правил охоты и рыбалки, правил регистрации по месту пребывания или месту жительства.

Также в связи с введением режимов самоизоляции предложено освободить от административной ответственности за совершение таких нарушений, как осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без лицензии, невыполнение в срок законного предписания постановления, представления, решения контролирующего органа, а также за нарушение сроков регистрации оружия.

Отдельно прописано освобождение от ответственности за нарушения правил дорожного движения, то есть по статьям 12-й водительской главы КоАП. Например за превышение скорости, и даже выезд на встречную полосу или проезд на красный свет. Однако, сделано исключение для таких составов, как управление в нетрезвом виде, или отказ от медосвидетельствования. Также не удастся попасть под амнистию тем, кто скрылся с места происшествия.

Предлагается освободить граждан от наказания за незначительные правонарушения

Как рассказал «РГ» один из авторов законопроекта, глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, принятие амнистии позволит избавить большое количество граждан от дополнительных финансовых обременений, связанных с расходами по уплате штрафов за совершение незначительных административных правонарушений. В условиях непростой экономической ситуации, когда многие граждане оказались без работы или столкнулись с проблемой снижения своих доходов при принятии неизбежных ограничительных мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции. Авторы идеи считают, что в такой обстановке освобождение уплаты штрафов и лишения прав за незначительные нарушения — мера необходимая, обоснованная и уместная.

Применение амнистии предлагается возложить на судей, органы и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Действовать постановление об амнистии, если его одобрят депутаты, будет в течение полугода.

Надо сказать, что ранее предложение амнистировать водителей, лишенных прав, направил в Госдуму член Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Дмитрий Гулиев. Он также предлагал не освобождать от наказания тех, кто управлял автомобилем в нетрезвом виде. Его предложение было направлено в комитет Госдумы по госстроительству и законодательству.

Проект, который внесли в Госдуму депутаты фракции ЛДПР, гораздо шире, но учитывает и ту инициативу.

Стоит отметить, что традиционно амнистия применяется только в отношении тех, кто совершил уголовное преступление. Но впервые и небольшой или средней тяжести. Тот же действующий КоАП содержит нормы, которые предусматривают механизм освобождения от наказания тех, кто совершил административные нарушения, изданием акта амнистии. Однако этот механизм до сих пор ни разу не применялся.

Когда и по каким статьям могут объявить?

Конечно, всех интересуют, в каком месяце и по каким статьям будет амнистия. Депутаты Госдумы РФ предлагают объявить ее к 75-летию Победы в ВОВ. Официально датой окончания ВОВ является 9 мая, а вот дату окончания второй мировой войны недавно изменили с 3 сентября на 2.

Какие составы в соответствии с законопроектом подпадают по амнистию:

  • 5.38 — нарушение правил проведения митингов, шествий и т.д.;
  • 7.12 — нарушение авторских и иных интеллектуальных прав;
  • 7.20 — самовольное подключение к сетям водоснабжения;
  • 7.27 — мелкое хищение;
  • 8.25 и 8.26 — нарушение правил заготовки древесины, рубки лесов, использования лесных ресурсов;
  • 8.37 — нарушение правил охоты;
  • 9.7 и 9.10 — повреждение электрических сетей, тепловых сетей и т.д.;
  • 10.5 — отказ от мер по борьбе с ростом растений, используемых для производства наркотиков и т.д.;
  • 11.8 и 11.8.1 — нарушение правил эксплуатации судов;
  • 11.18 и 11.19 — проезд без билета, нарушение провоза багажа;
  • главой 12, то есть, правонарушения в области дорожного движения, но есть исключения;
  • 14.1 — ведение предпринимательства без регистрации и разрешения;
  • 19.5 — невыполнение законного предписания госоргана;
  • 19.15, 19.15.1, 19.15.2 — проживание без паспорта, без регистрации;
  • 19.16 — умышленная порча паспорта;
  • 19.22 — нарушение правил регистрации машин;
  • 20.2 — нарушение правил проведения шествий, митингов и т.д.;
  • 20.11 — нарушение сроков регистрации оружия;
  • 20.21 — появление в состоянии опьянения в общественных местах;
  • ч. ст. 20.25 — неуплата административной санкции.

Какой штраф за нарушение социальной дистанции в 2022 году?

Как проходит амнистирование

Первый этап амнистирования нарушителей – принятие соответствующего нормативного правового акта. Вся процедура проводится в течение установленного законом срока.

Решение об амнистировании одного человека может быть принято несколькими лицами:

  1. Следователем.
  2. Прокурором.
  3. Судом.

Принятие решения об амнистии человека возможно на любой из стадий исполнительного производства. Кроме того, такая мера может быть применена и в отношении осужденных, которые отбывают свое наказание.

Как правило, под амнистию не попадают граждане, которые совершили тяжкое преступление, нарушали установленный законом режим при отбытии наказания или совершили такое нарушение повторно. Круг лиц, которые не могут быть амнистированы, также определен законодательными актами.

В нормативно-правовом акте указываются все аспекты принятия такого решения и основания для применения такой меры в отношении одного человека или отдельной группы лиц.

Административная амнистия

Такое название получила недавно внесенная на рассмотрение Государственной Думы инициатива совета при Президенте по вопросам прав человека. Члены Совета предлагают провести такую «амнистию» исключительно для штрафов за нарушения режима самоизоляции в стране. Однако, обязательным условием освобождения человека от такого взыскания является то, чтобы это нарушение не привело к заражению других людей.

Также были выявлены случаи сбоя приложения по определению нарушителей режима самоизоляции «Социальный мониторинг». При этом, граждане получали уведомления о штрафах, которые довольно трудно обжаловать. По мнению ЧС по правам человека, главной причиной введения штрафов было предотвратить случаи нарушения самоизоляции, что сейчас уже не является целесообразным, а потому отмена данных штрафов не сможет оказать негативного влияния на ситуацию с заболеваемостью в стране. К тому же отмечается, что довольно большие размеры таких принудительных платежей могут негативно сказаться на материальном состоянии москвичей, которые и так столкнулись в финансовыми трудностями во время эпидемии.

Процедура амнистии

О том, попадает ли лицо под амнистию, решают следующие органы:

  • суд;
  • органы следствия;
  • прокуратура.

Любой из органов руководствуется требованиями, указанными в документации об амнистии. После того как закон вступает в силу, начинают создаваться постановления для тех групп лиц, которые попадают под освобождение. С данными постановлениями виновник может обращаться в соответствующие органы для возвращения ВУ.

Чтобы вернуть документ, попав под амнистию, водитель вновь должен пройти аттестацию, а также собрать соответствующие медицинские документы.

Данные шаги созданы для того, чтобы проверить, готов ли водитель транспорта вновь сесть за руль, поскольку за время несения ответственности множество навыков утрачиваются. Также не исключено, что за определенный интервал произошли ухудшения в состоянии здоровья гражданина.

Документация для амнистии

Если проект, подразумевающий все нововведения, все же будет принят, ряд лиц, попавших под освобождение, будет обязан собрать перечень документов. Среди таких документов необходимо иметь:

  • решение суда;
  • паспорт;
  • справка о прохождении медицинского осмотра;
  • справка, подтверждающая прохождении аттестации;
  • справка о выдаче ВУ в ГИБДД.

Вероятность подписания проекта в России

Будет ли введено нововведение в виде амнистии для водителей в России, точно не может сказать никто, так как прежде такой проект не пробовался. Однако это еще не отрицает возможность такого эксперимента. На данный момент в РФ действует амнистия, к которой имеют отношения лица, совершившие иные административные проступки и даже уголовные нарушения.

Стоит понимать, что к подобным проведениям амнистий общество тоже относится весьма отрицательно, что еще сильнее ставит под сомнение проект.

Поведение общества на данный счет является вполне оправданным, поскольку, несмотря на то, что освобождение или смягчение ответственности проводится крайне редко, множество граждан все равно не имеют на него права, особенно это распространяется на случаи насилия и причинения тяжкого вреда другим людям.

Преимуществом амнистии для водителей является лишь тот факт, что их нарушения нечасто влекут за собой столь серьезные нарушения, как лишение жизни.

Перед тем как решить, стоит ли претворять проект в реальность, органы РФ особо тщательно подойдут ко всем пунктам, рассматривая каждый случай в отдельности. О вероятности подобного закона станет ясно совсем скоро.

Полезная информация

Если водитель был условно-досрочно освобожден от административного наказания, оно будет отменено, если он снова содержит такое же нарушение, ставшее причиной потери водительского удостоверения. В таком случае освобождение будет отменено полностью, следовательно, нарушитель будет лишен своих прав на сумму старых и новых сроков.
Если срок лишения водительского удостоверения превышает три года, водитель будет должен вновь пересдать экзамены. Разработчики законопроектов сошлись во мнении, что навыки вождения не утрачиваются, только если человек не сидел за рулем в течение небольшого промежутка времени – не более одного года.

Не все поддерживают такой законопроект. Сотрудники ГИБДД считают, что такой закон будет поддержкой несознательным автомобилистам.

Какая амнистия ожидается в 2022 году по водительским правам

Для многих автолюбителей, которые в силу различных причин лишились своих прав, актуальным является вопрос их досрочного возврата.

Принятие проекта состоялось 21 апреля. Основным документом, представленным на рассмотрение, был проект Президента, остальные предложения рассматривались в виде поправок к нему.

Соответствующие поправки находятся на рассмотрении законодателей вот уже почти два года.

При этом в законопроект относительно изменений в КоАП РФ постоянно вносятся коррективы.СодержаниеЕсли верить последней редакции законопроекта, то вернуть права раньше срока смогут те водители, которые примерно себя вели и твердо стали на путь исправления. Понятно, что критерии добросовестного поведения еще нуждаются в четком определении.

Этим во многом и вызвана задержка в принятии таких важных поправок.Однако с уверенностью можно предположить, что досрочный возврат прав ускорят:

  1. поступки, свидетельствующие о добровольном раскаянии человека;
  2. возмещение ущерба пострадавшей стороне в полном объеме или частично;
  3. отсутствие нарушений законодательства в рамках отведенного срока лишения прав;
  4. погашение всех обязательств в части существующих штрафов.

Лишение прав, так же как их возврат, является прерогативой суда. Для этого нарушитель должен будет подать в суд ходатайство, в котором нужно обосновать, что человек окончательно изменил свое поведение в лучшую сторону.

Однако законодательные инициативы предполагают, что досрочно вернуть свои права далеко не всем. Не будут попадать под «амнистию» те люди, у которых забрали права по причине:

  1. управления автомобилем в нетрезвом состоянии или под влиянием наркотиков;
  2. повторного нарушения прав.
  3. отказа проходить медицинское освидетельствование;

Есть в предлагаемом законопроекте еще одна немаловажная деталь. Добиваться досрочного возврата прав можно только по истечении половины того срока, который в качестве наказания назначил водителю суд.Существующая сегодня процедура возврата лишенных водительских прав предполагает обязательную сдачу экзамена на знание пунктов правил дорожного движения.Это нужно делать независимо от того, на какой срок у владельца машины отобрали права.

Отменить штрафы: многих российских водителей могут «простить» за нарушения ПДД

В Госдуму на рассмотрение в ближайшее время отправится документ с предложением объявить амнистию для россиян по так называемым «лёгким» статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП). В список войдёт большинство нарушений правил дорожного движения. «Прощение» граждан хотят приурочить к празднованию 75-летия победы в Великой Отечественной войне.

Как сообщают «Известия», авторами проекта постановления «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших административные правонарушения» являются депутаты фракции ЛДПР Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Алексей Диденко. Подобную идею разрабатывают и в КПРФ. По мнению инициаторов, отмена наказания за «несерьёзные» нарушения ПДД позволит поддержать россиян в сложной экономической ситуации, которая была вызвана мерами борьбы с распространением инфекции COVID-19. Дело в том, что часть людей лишилась работы, другие столкнулись с понижением зарплаты.

Россиянам предлагается «простить» штрафы по более чем 30 статьям КоАП, в проект почти в полном составе вошла 12-ая «водительская» глава, но есть пара исключений: они касаются нетрезвого вождения (статья 12.8) и отказа от медосвидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26). Напомним, нарушителей, попавшихся в первый раз, сейчас наказывают одинаково: штрафом в размере 30 тыс. рублей и лишением прав на срок от 1,5 до 2 лет. Кстати, сейчас Минюст занимается проектом обновлённого КоАП, в одной из ранних редакций предлагалось увеличить штраф для тех, кто отказывается от освидетельствования, до 40 тыс. рублей, а максимальный срок лишения прав – до 3 лет.

Инициаторы отметили, что начали подготовку проекта постановления об амнистии для россиян до пандемии (предполагалось просто приурочить предложение к 75-летию Победы). Однако, в связи с негативными социально-экономическими последствиями распространения вируса, депутаты решили расширить список статей, попадающих под отмену наказания (дабы снизить нарастающее раздражение в обществе).

По словам вице-спикера Госдумы Игоря Лебедева, «прощение» нарушителей не окажет заметного влияния на доходы федерального бюджета. Однако, стоит отметить, что штрафы с дорожных камер (а именно так в стране фиксируется большинство нарушений ПДД) поступают в региональные бюджеты, а оттуда – в том числе в дорожные фонды субъектов РФ. Так, по итогам прошлого года российским водителям выписали в общей сложности 142 млн штрафов на сумму 106,5 млрд рублей (в 80% случаев это были «письма счастья»).

В случае, если инициатива найдёт поддержку и будет объявлена, норма вступит в силу в день официального опубликования постановления. Тогда россиян-нарушителей амнистируют в течение ближайших шести месяцев. Документ будет внесён до 9 мая.

Решение об амнистии россиян в последний раз принималось в мае 2015 года, тогда оно было приурочено к празднованию 70-летия победы в Великой Отечественной войне. В тот момент «прощали» некоторые категории граждан, впервые осуждённых по статьям Уголовного кодекса РФ за умышленные преступления небольшой и средней тяжести.

В ранней версии проекта нового КоАП, о которой мы уже упоминали, была норма о заметном увеличении штрафов за превышение скорости. К примеру, за езду быстрее на 20-40 км/ч, чем указано на знаке, предлагалось взимать 3 тыс. рублей (сейчас – 500 рублей). Однако после критики автосообщества и властей Минюст отказался от этой идеи. Как мы сообщали недавно, в актуальной редакции документа оказалось заложено смягчение санкции, касающейся лишённых прав водителей, пойманных за рулём: сейчас таких нарушителей можно наказать обязательными работами на 200 часов, а предлагается сократить максимальное количество более, чем втрое – до 60 часов.

Водителей-нарушителей могут амнистировать

Обновлённая Государственная дума может начать свою работу с инициативы провести амнистию по штрафам за нарушение Правил дорожного движения (ПДД). Как стало известно «Октагону», соответствующие предложения для депутатов готовят профильные автомобильные организации. Юристы подтверждают возможность проведения подобной процедуры, указывая, что ранее такая индульгенция никогда не затрагивала автомобилистов. Экономически бюджет, несомненно, потеряет, однако у предложения – прекрасные политические перспективы, уверены эксперты.

Идея амнистии по штрафам за нарушение ПДД исходит от организаций, отстаивающих интересы автомобилистов. Сразу после сентябрьских выборов представители этих объединений готовы передать в парламент свои предложения. Также инициаторами амнистии выступают Коллегия правовой защиты автовладельцев и общественное движение «Синие ведёрки». Источник «Октагона» в нижней палате парламента сообщил, что инициатива в том или ином виде вполне может получить развитие.

Согласно официальным данным Федеральной службы судебных приставов РФ (ФССП России), суммарная задолженность по штрафам за нарушение ПДД, находящаяся на взыскании у приставов в первом полугодии, превысила 18 млрд рублей, средняя сумма долга составила около 840 рублей. Всего в первом полугодии у сотрудников ФССП России находилось 21,7 млн исполнительных производств о взыскании штрафов, назначенных ГИБДД.

Простить миллиарды

О разумности объявления амнистии в разговоре с «Октагоном» заявил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его мнению, колоссальная сумма штрафов, которую до сих пор не выплатили россияне, объясняется тем, что многим просто их нечем платить.

– Экономическая ситуация в стране очень сложная. При этом штрафы растут постоянно, хотя на повышение безопасности дорожного движения это практически не влияет. Автомобилисты начали воспринимать штрафы не как наказание, а как очередной сбор или налог. Платим же мы за бензин, полис ОСАГО, так и здесь: хочешь ездить – плати штрафы, – пояснил Травин.

Согласно данным ФССП, суммарная задолженность по штрафам ГИБДД, которая находилась на взыскании у приставов в первом полугодии, превысила 18 млрд рублей.

Согласно данным ФССП, суммарная задолженность по штрафам ГИБДД, которая находилась на взыскании у приставов в первом полугодии, превысила 18 млрд рублей. Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

По его словам, многие уже даже не выясняют, за что получили тот или иной штраф, предпочитая фактически «откупаться». Однако, уточняет эксперт, люди начали выбирать, какой штраф они готовы оплатить, а какой – нет.

– Всё, как на рынке: эти персики стоят 250 рублей, я их, пожалуй, возьму. А вот эти, за 500, брать не стану, не по карману. В такой ситуации объявление амнистии представляется вполне справедливым. Думаю, вполне можно простить штрафы на сумму менее тысячи рублей, – указал Травин.

Он также напомнил: в стране регулярно организуются амнистии. Например, для отбывающих наказание в исправительных колониях. Другая категория – дачники или те, кто недоплатил налоги или страховые взносы.

Проведение амнистии по штрафам не потребует радикальных законодательных изменений. Статья 31.7 Кодекса об административных правонарушениях содержит норму, согласно которой постановление об административном наказании может быть отменено в ряде случаев. В числе таковых называется и проведение амнистии.

Виктор Травин | президент Коллегии правовой защиты автовладельцев

«Пока же выходит, что государство готово прощать и выпускать на свободу профессиональных преступников. Однако не может простить любителя прокатиться с ветерком».

Виктор Травин
президент Коллегии правовой защиты автовладельцев

Аналогичной позиции придерживаются и представители общественного движения «Синие ведёрки». Координатор организации Юлия Каблинова заявила «Октагону», что идею амнистии для Москвы даже следует расширить: распространить меру на отмену штрафов Московской административной дорожной инспекции, часть из которых сейчас массово обжалуют в судах из-за сомнений в легитимности приложения «Помощник Москвы», с помощью которого нарушения были зафиксированы.

– Есть немало претензий и к штрафам, выписанным с помощью камер автоматической фиксации, часть из них является ошибочной и несправедливой. Безусловно, вся эта штрафная экономика отравляет жизнь многих людей, и подобная инициатива не может быть не встречена с самой позитивной стороны, – указала Каблинова.

Нет препятствий

Для проведения амнистии по штрафам ГИБДД нет юридических препятствий, указывает в разговоре с «Октагоном» руководитель коллегии адвокатов «Князев и партнёры» Андрей Князев. Однако, по его словам, авторам инициативы необходимо аргументированно обосновать её реализацию. Он предположил, что простить штрафы можно, например, только тем автомобилистам, которые допустили незначительные нарушения ПДД.

– Одно дело, когда девочка в первый раз получила штраф, и совсем другое, когда мы имеем дело со злостными нарушителями, которых пять раз лишали водительских прав, – объясняет Князев.

По данным ГИБДД, чаще всего водителей наказывают за следующие нарушения: превышение скорости, несоблюдение требований дорожных знаков или разметки, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона, непристёгнутый ремень, а также отсутствие полиса ОСАГО и нарушение правил тонировки.

По мнению экспертов, для проведения амнистии по штрафам ГИБДД нет юридических препятствий.

По мнению экспертов, для проведения амнистии по штрафам ГИБДД нет юридических препятствий. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

Князев отмечает, что подчас государству дешевле и проще простить автовладельцу штраф, нежели взыскать его. По его словам, «нерентабельно бегать за гражданином, чтобы стрясти с него тысячу рублей». Он также подтвердил, что штрафы за нарушение ПДД в России чересчур высокие: за некоторые нарушения предусмотрены санкции в размере пяти тыс. рублей, в то время как многие жители регионов получают зарплату 15–20 тысяч рублей.

Очевидно, что такая амнистия может оказать и позитивный политический эффект. Властям нужно каким-то образом повышать уровень лоялизма и принимать популярные решения, считает политолог Дмитрий Михайличенко. Он предположил, что инициатива будет встречена позитивно частью общества, это будут не самые бедные его слои.

Впрочем, у амнистии для автомобилистов находятся и противники, которые придерживаются мнения, что подобное «прощение» подстегнёт водителей к дальнейшему нарушению ПДД.

Сергей Храпач | председатель правления организации «Межрегионавтотранс»

«Такая амнистия – это отнюдь не акт гуманизма, а включение зелёного света для нарушителей. Очередной рецидивист за рулём обрадуется – слава богу, простили – пойдёт и ещё накатит. После чего сядет за руль пьяным, например».

Сергей Храпач
председатель правления организации «Межрегионавтотранс»

Он напомнил, что президент поставил задачу добиться нулевой смертности на дорогах. Однако идея амнистии, скорее всего, пойдёт вразрез с поручением главы государства, указывает собеседник издания.

Тем временем треть водителей считают, что их штрафуют несправедливо, таковы результаты всероссийского опроса, проведённого ранее автомобильным порталом «Дром». При этом лишь четыре процента опрошенных сумели отстоять свою правоту в суде.

Как заявил «Октагону» автомобильный эксперт Вячеслав Субботин, амнистия как таковая не решит проблем. По его мнению, ключевая проблема заключается в том, что механизм обжалования штрафов практически утрачен.

– Фактически мы откупаемся, но к безопасности движения это не имеет ровным счётом никакого отношения. С таким же успехом можно начать продавать абонементы на нарушения, – считает Субботин.

Амнистия по административным делам в 2022 году

Сутью амнистия по административным делам в 2022 году является полное или частичное освобождение виновного лица от ответственности. В отдельных случаях при амнистии наказание может быть не отменено полностью, а заменено на другую более мягкую меру ответственности.

Большинство водителей не могут увидеть разницу между такими понятиями как «амнистия» и «помилование». В отличие от помилования, которое может быть принято только в отношении одного конкретного человека, амнистия распространяется на целую группу людей, общих по одной категории.

Выделяют несколько видов амнистии:

1. Полная амнистия назначается в отношении группы лиц, которые были наказаны по конкретной статье административного кодекса.
2. При частичной амнистии группа лиц, которые освобождаются от ответственности, определяются по иным признакам.

Амнистия – традиционно институт уголовного права. КоАП РФ она не предусмотрена. Тем не менее в административном кодексе данный термин используется в двух случаях. Во-первых, согласно статье 24.5 КоАП РФ издание акта амнистии, устраняющего применение административного наказания, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Во-вторых, в соответствии с частью 1 статьи 31.7 КоАП РФ при наличии такого акта исполнение постановления должно быть прекращено. Однако, фактически данные нормы не работают. Обсуждалась возможность применения административной амнистии в проекте постановления в связи 70-летием победу в ВОВ. В дальнейшем от этой идеи отказались. В настоящее время этот вопрос снова встал на повестке дня при обсуждении проекта нового КоАП РФ.

Все водители, которые были лишены своего удостоверения или были привлечены к другим видам административной ответственности, могли получить амнистию.

В соответствии с Кодексом об административной ответственности, под амнистию могут попасть водители, которые:

1. Были лишены своего водительского удостоверения не из-за езды в нетрезвом виде.
2. При нарушении правил дорожного движения, их автомобиль не стал причиной дорожно-транспортного происшествия с человеческими жертвами или причинением человеку тяжкого вреда здоровью.
3. Были лишены своего водительского удостоверения, при условии, что большая половина срока лишения уже прошло.
4. На момент амнистии не имеют неоплаченных штрафов за нарушения правил дорожного движения.
5. Имеют примерное поведение.

Амнистия может быть назначена только лицам, лишенным водительского удостоверения, и только при условии, если нарушение было несильным. К примеру, если права были отобраны из-за оставления водителем места ДТП.

Если же нарушитель не только грубо нарушил правила дорожного движения, но и спровоцировал своими действиями дорожно-транспортное происшествие, он не может получить свои права раньше срока.

Как правило, применение такой меры зависит не только от обстоятельства, по которому водитель был лишен своего удостоверения, но и от самого человека.

Чаще всего амнистия распространяется на несколько категорий граждан:

1. Женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей.
2. Несовершеннолетние дети.
3. Лица, совершившие правонарушения легкой или средней тяжести.
4. Лица, принимавшие участие в боевых действиях.
5. Лица, старше определенного возраста.
6. Инвалиды.

В Советском Союзе амнистия проводилась каждый год и приурочивалась к очередной годовщине великой революции. Сейчас же проведение такой меры связано с праздником Победы.

Однако основная причина амнистии – это не своеобразный подарок к празднику, а необходимость разгрузить переполненные тюрьмы и изоляторы временного содержания.

Так как амнистия не предполагает признание необоснованности принятого судом решения, такая мера не является поводом для реабилитации нарушителя перед обществом. Следовательно, при амнистии человек также остается преступником, который полностью отбыл весь назначенный ему срок наказания. При применении в отношении человека такой меры, он может рассчитывать на получение компенсации, как лицо, которое было признано неправильно осужденным.

При этом амнистированный водитель, который был освобожден от административной или уголовной ответственности, не освобождается от претензий, заявленных третьими лицами. К примеру, если в результате дорожно-транспортного происшествия человеку был причинен тяжкий вред, нарушитель будет обязан возместить моральный и материальный ущерб (при наличии соответствующего решения суда).

Стоит отметить, что амнистирование – окончательное решение, которое не может быть обжаловано или отменено.

Под амнистией подразумевается законодательный акт, который принимается уполномоченным на это органом. В соответствии с требованиями Конституции, принимать такой акт может только Государственная Дума.

Основные аспекты амнистирования предусмотрены Уголовным кодексом.

Совместно с решением об амнистии определенной категории водителей, уполномоченный орган принимает и другой документ, которым утверждается:

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

1. Период применения данного закона.

2. Круг амнистированных лиц.

3. Перечень лиц, которые ответственны за исполнение этого нормативного правового акта.

Первый этап амнистирования нарушителей – принятие соответствующего нормативного правового акта. Вся процедура проводится в течение установленного законом срока.

Решение об амнистировании одного человека может быть принято несколькими лицами:

Принятие решения об амнистии человека возможно на любой из стадий исполнительного производства. Кроме того, такая мера может быть применена и в отношении осужденных, которые отбывают свое наказание.

Как правило, под амнистию не попадают граждане, которые совершили тяжкое преступление, нарушали установленный законом режим при отбытии наказания или совершили такое нарушение повторно. Круг лиц, которые не могут быть амнистированы, также определен законодательными актами.

В нормативно-правовом акте указываются все аспекты принятия такого решения и основания для применения такой меры в отношении одного человека или отдельной группы лиц.

Если водитель был условно-досрочно освобожден от административного наказания, оно будет отменено, если он снова содержит такое же нарушение, ставшее причиной потери водительского удостоверения. В таком случае освобождение будет отменено полностью, следовательно, нарушитель будет лишен своих прав на сумму старых и новых сроков.

Если срок лишения водительского удостоверения превышает три года, водитель будет должен вновь пересдать экзамены. Разработчики законопроектов сошлись во мнении, что навыки вождения не утрачиваются, только если человек не сидел за рулем в течение небольшого промежутка времени – не более одного года.

Не все поддерживают такой законопроект. Сотрудники ГИБДД считают, что такой закон будет поддержкой несознательным автомобилистам.

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Однажды один путешественник попал в плен к амазонкам.
После недолгого совещания эти отважные воительницы приняли решение убить беднягу.
Однако перед этим они предложили «идущему на смерть» исполнить его последнюю просьбу.
Подумал-подумал путешественник и попросил амазонок кое-о-чем. Это-то, собственно говоря, его и спасло.
-так, вопрос: какую просьбу высказал обреченный»?

Бесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83

ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!

СПЧ предложил провести первую в истории административную амнистию

Совет при президенте РФ по правам человека предложил в досудебном порядке отменить штрафы, выписанные за нарушение самоизоляции. Однако в Госдуме полагают, что сейчас это технически невозможно – нужно менять законодательство.

СПЧ предложил провести первую в истории административную амнистию

Административные штрафы за нарушение самоизоляции в период распространения коронавируса нужно амнистировать в досудебном порядке. Такую инициативу выдвинул Совет при президенте РФ по правам человека. Как отмечается в докладе СПЧ, речь идет не только о штрафах, начисленных в результате сбоя приложения «Социальный мониторинг», но и всех остальных случаях нарушения, если они не повлекли за собой заражения другого человека.

«Если целью введения штрафов было снижение случаев нарушения самоизоляции, то их отмена уже никак на эту цель не повлияет», — подчеркивается в докладе СП.

Режим самоизоляции «включили» в Москве 30 марта, а уже с 1 апреля начали действовать поправки к федеральному КоАП, предусматривающие штрафы для нарушителей в размере от 15 до 40 тысяч рублей. А согласно поправкам, принятым к региональным административным кодексам, в Москве нарушителей ожидал штраф в 4 тысячи рублей. И только за первую неделю работы системы в столице, было составлено более 10 тысяч протоколов в общей сложности на 50 миллионов рублей.

Всего же, если ориентироваться на данные портала Znak.com, с 1 апреля по 8 июня в российские суды было направлено порядка 400 тысяч дел по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения», и около 16 тысяч дел по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения». В общей сложности, почти на миллиард рублей.

«Совет полагает, что в сложившейся экономической ситуации оплата довольно высоких штрафов за нарушение самоизоляции может существенным образом повлиять на уровень благосостояния московских семей», — отмечается в докладе СПЧ.

При этом, как отметил в ходе пресс-конференции, на которой был представлен доклад, председатель Совета Валерий Фадеев, система «Социальный мониторинг» на момент запуска режима самоизоляции технически не была готова к внедрению, сбоев было слишком много. «Подобного рода системы, работающие с обществом, должны быть идеально отлажены. Они не должны вызывать социального напряжения», — подчеркнул председатель СПЧ, добавив, что эти системы должны быть отлажены не менее тщательно, чем, например, те, что управляют атомными электростанциями.

Между тем, «Социальный мониторинг» вызывал даже не раздражение, а бурное негодование своей работой. Он штрафовал граждан, заболевших коронавирусом, которые были госпитализированы (они же не дома!), при том, что пациенты пытались дозвониться на горячую линию, предоставить документы из больницы. И тех, кто находился с установленным диагнозом дома, но не реагировал на требование приложения срочно прислать фотографию, подтверждающую, что больной «на месте». Причем сообщения могли приходить и среди ночи. На все это обращается внимание и в докладе СПЧ.

«В ходе работы «Горячей линии» Совета и АЮР (Ассоциации юристов России — ред.) поступило значительное количество обращений граждан, получивших административные штрафы на основании данных мобильного приложения «Социальный мониторинг». Кроме того, в СМИ широко освещались случаи начисления штрафов за отказ сделать «селфи» глубокой ночью, а также за покидание места жительства лицам, неспособным к самостоятельному передвижению вследствие инвалидности», — отмечается в документе, добавляя, что немало штрафов было выписано и по номерам транспортных средств из-за отмены ранее оформленных пропусков или ошибок в их оформлении.

«Следует заметить, что законодательством об административных правонарушениях исчерпывающим образом закреплен перечень административных правонарушений, которые могут быть зафиксированы посредством автономно работающих видеокамер. Случаи нарушения самоизоляции в этот перечень не входят», — подчеркивают в СПЧ.

Беспрецедентная акция

Однако не предусмотрена законодательством об административных правонарушениях, как выяснилось, и амнистия.

Сам СПЧ для ее проведения предлагает Госдуме издать соответствующий акт. В докладе подчеркивается, что в российской истории подобных прецедентов нет. Однако такая амнистия «полностью соответствует Конституции РФ и не противоречит административному законодательству», — отмечают в Совете.

Но в Госдуме придерживаются иной точки зрения. По словам первого зампреда комитета ГД по государственному строительству и законодательству Михаила Емельянова, провести предложенную амнистию сейчас невозможно.

«У нас нет сегодня в законодательстве понятия “административная амнистия”, нет механизма проведения административной амнистии», — пояснил депутат «Интерфаксу», добавив, что в случае, если будет предложено юридическое решение, на эту меру (амнистию) можно будет пойти, «но это должен быть какой-то специальный закон».

По словам Емельянова, на подготовку и принятие отдельного законопроекта потребуется слишком много времени, так что логичнее включить новую норму при обсуждении нового КоАП.

Как пояснил агентству первый зампред думского комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин, в действующем кодексе есть только «ссылки на возможное проведение административной амнистии». Однако, в отличие от уголовной, ее порядок еще нигде не прописан. Вяткин добавил, что в проекте нового КоАП возможность проведения такой амнистии предусмотрена.

В Государственную Думу внесли проект постановления об амнистии некоторым нарушителям ПДД

В Государственную Думу внесли проект постановления об амнистии некоторым нарушителям ПДД

Депутаты от фракции ЛДПР во главе с вице-спикером Игорем Лебедевым, а также член Совета Федерации Сергей Леонов в четверг, 7-го мая, внесли в Государственную Думу проект постановления об объявлении амнистии по ряду административных правонарушений, сообщает ТАСС. Она приурочена к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Согласно пояснительным материалам, парламентарии предлагают провести амнистию не только в связи с 75-летием Победы, но и «в целях смягчения негативных социально-экономических последствий распространения новой коронавирусной инфекции». Проектом постановления «предлагается в качестве особой меры поддержки объявить амнистию в отношении граждан РФ, совершивших незначительные административные правонарушения».

Всего предлагается освободить от административного наказания граждан, совершивших правонарушения, указанные в 58 статьях Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

«К таким административным правонарушениям относятся: мелкое хищение, безбилетный проезд, нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа, нарушение правил охоты и рыбалки, правил регистрации по месту пребывания или месту жительства и другие», — говорится в пояснительной записке.

В частности, в ЛДПР считают необходимым на фоне введенных ограничений в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции освободить от ответственности граждан РФ за совершение таких административных правонарушений, как осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, невыполнение в срок законного предписания надзорных органов, нарушение сроков регистрации и перерегистрации оружия, сроков постановки его на учет и др.

Амнистия предусмотрена и для нарушителей правил дорожного движения, если их действия не повлекли большую общественную опасность. При этом освобождение от ответственности не затронет тех, кто управлял автомобилем в нетрезвом виде, позволил сесть за руль своей машины нетрезвому водителю, не стал проходить медицинское освидетельствование, незаконно установил специальные знаки или «мигалки». Амнистия не коснется лиц, управлявших неисправным автомобилем, пешеходов или водителей, создавших помехи для движения транспорта, а также виновников ДТП с легкими и средними травмами у потерпевших.

Что касается грузоперевозок, то статьи 12.21, 12.21.1, 12.21.2 и 12.21.3 КоАП не входят в список исключений, поэтому если проект постановления будет принят, то амнистия также будет объявлена по нарушениям правил перевозки грузов, движению крупногабаритного транспорта без разрешения и неуплате средств по «Платону».

Проект постановление предусматривает не только освобождение от ответственности, но и прекращение начатого производства. Постановление должно вступить в силу со дня опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев. В пояснительной записке авторы указывают, что традиционно амнистия объявляется по статьям Уголовного кодекса. Однако статьи 24.5 и 31.7 КоАП РФ «предусматривают механизм освобождения от наказания лиц, совершивших административные правонарушения, путем издания акта амнистии».

«Однако данный механизм до настоящего времени не применялся», — констатируют разработчики.

Последний раз амнистия объявлялась в 2015-м году в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Председатель думского комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил ТАСС, что Государственная Дума не готовит проведение амнистии, ее не ожидается, заметив, что в целом не поддерживает ее регулярное проведение.

Дело в том, что проект постановления не содержит статистики для оценки того, как объявление амнистии отразится на ситуации с другими правонарушениями. Кроме того, по словам Павла Крашенникова, амнистия ущемит права тех, кто уже заплатил штраф.

Ссылка на основную публикацию