Сколько стоит аренда земли у государства

Как по новым правилам отражать в учете земельный участок, арендуемый у государства?

Российская организация (арендатор) берет в аренду на 57 лет земельный участок (ЗУ) у Департамента имущественных отношений субъекта РФ. Как отражать в бухгалтерском учете организации стоимость арендованного земельного участка (на балансе или за балансом) в связи с вступлением в силу ФСБУ 6/2020 “Основные средства”?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В анализируемой ситуации Организации следует вести бухгалтерский учет аренды земельного участка согласно ФСБУ 25/2018.

По общему правилу стоимость арендованного земельного участка отражается за балансом на счете 001 “Арендованные основные средства”, а стоимость права пользования участком на балансовом счете 01 “Основные средства”, субсчет “Право пользования активом”.

Если же Арендатор может применять упрощенный порядок учета (в случаях, предусмотренных п. 11 ФСБУ 25/2018), то он может не признавать право пользования земельным участком в качестве права пользования активом и не признавать обязательство по аренде.

Обоснование вывода:

С 1 января 2022 года обязательными к применению являются:

– Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 “Основные средства”, утвержденный приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (ФСБУ 6/2020);

– Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 “Капитальные вложения”, утвержденный приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (ФСБУ 26/2020).

Согласно п. 4 ФСБУ 6/2020, в качестве основного средства отражается актив, характеризующийся одновременно следующими признаками:

а) имеет материально-вещественную форму;

б) предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд, либо для использования в деятельности некоммерческой организации, направленной на достижение целей, ради которых она создана;

в) предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;

г) способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана).

Новый стандарт по учету основных средств ФСБУ 6/2020 не устанавливает особого порядка учета объектов основных средств (ОС), предназначенных для сдачи в аренду, или являющихся предметом аренды. В то же время п. 7 ФСБУ 6/2020 поясняет, что особенности бухгалтерского учета ОС, являющихся предметом договоров аренды (субаренды), а также иных договоров, положения которых по отдельности или во взаимосвязи предусматривают предоставление за плату имущества во временное пользование, регулируются ФСБУ 25/2018.

Приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 “Бухгалтерский учет аренды”. ФСБУ 25/2018 разработан на основе МСФО (IFRS) 16 “Аренда”, введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 11.07.2016 N 111н. Основные положения ФСБУ 25/2018 совпадают с МСФО (IFRS) 16 “Аренда”. ФСБУ 25/2018 применяют стороны договоров аренды, субаренды и иных договоров, по которым имущество предоставляется во временное пользование.

Согласно п. 2 ФСБУ 25/2018 “Бухгалтерский учет аренды” арендные взаимоотношения в целях бухгалтерского учета возникают в случаях, когда имущество арендодателя предоставляется за плату во временное пользование арендатору. Таким образом, у арендатора возникает право пользования имуществом арендодателя в течение определенного периода времени в обмен на вознаграждение. Дополнительно в п. 5 ФСБУ 25/2018 указано, что объекты бухгалтерского учета классифицируются как объекты учета аренды при единовременном выполнении следующих условий:

1) арендодатель предоставляет арендатору предмет аренды на определенный срок;

2) предмет аренды идентифицируется (предмет аренды определен в договоре аренды, и этим договором не предусмотрено право арендодателя по своему усмотрению заменить предмет аренды в любой момент в течение срока аренды);

3) арендатор имеет право на получение экономических выгод от использования предмета аренды в течение срока аренды;

4) арендатор имеет право определять, как и для какой цели используется предмет аренды в той степени, в которой это не предопределено техническими характеристиками предмета аренды.

Исходя из заданного нам вопроса, в анализируемой ситуации выполняются все условия классификации земельного участка как объекта учета аренды, приведенные в п. 5 ФСБУ 25/2018.

Таким образом, Организации следует вести бухгалтерский учет аренды земельного участка согласно ФСБУ 25/2018.

В общем случае согласно п. 10 ФСБУ 25/2018 на дату получения предмета аренды арендатор отражает в бухгалтерском учете право пользования активом (далее также – ППА) одновременно с обязательством по аренде (далее также – ОПА). Исключения сделаны только для малоценных объектов стоимостью до 300 000 руб., краткосрочных (менее года) договоров, а также организаций, имеющих право на ведение упрощенного учета.

Арендатор может применять упрощенный порядок учета в случаях, предусмотренных п. 11 ФСБУ 25/2018 (при выполнении условий, установленных п. 12 ФСБУ 25/2018):

а) срок аренды не превышает 12 месяцев на дату предоставления предмета аренды;

б) рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб. и при этом арендатор имеет возможность получать экономические выгоды от предмета аренды преимущественно независимо от других активов;

в) арендатор относится к экономическим субъектам, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее – упрощенные способы учета).

В анализируемой ситуации срок аренды заведомо превышает 12 месяцев. О том, выполняется ли одно из остальных условий, Арендатору следует сделать вывод самостоятельно.

В случае, если выполняется хотя бы одно из приведенных выше условий, Арендатор может не признавать право пользования ЗУ в качестве права пользования активом и не признавать обязательство по аренде в бухгалтерском учете.

В дальнейшем мы будем исходить из того, что в рассматриваемом случае исключения неприменимы, соответственно, Организации необходимо отразить в учете и ППА, и ОПА.

Пунктом 13 ФСБУ 25/2018 установлено, что право пользования активом признается по фактической стоимости. Фактическая стоимость ППА включает:

а) величину первоначальной оценки обязательства по аренде;

б) арендные платежи, осуществленные на дату предоставления предмета аренды или до такой даты;

в) затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях;

г) величину подлежащего исполнению арендатором оценочного обязательства, в частности, по демонтажу, перемещению предмета аренды, восстановлению окружающей среды, восстановлению предмета аренды до требуемого договором аренды состояния, если возникновение такого обязательства у арендатора обусловлено получением предмета аренды.

Согласно п. 14 ФСБУ 25/2018, обязательство по аренде первоначально оценивается как сумма приведенной стоимости будущих арендных платежей на дату этой оценки.

В п. 10 ФСБУ 25/2018 указано, что организация должна применять единую учетную политику в отношении права пользования активом и в отношении схожих по характеру использования активов. Схожие по характеру объекты при аренде – это основные средства. Собственные основные средства в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета (утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) учитываются на счете 01. Значит, право пользования Арендатору целесообразно тоже учитывать на счете 01. Для этого следует использовать отдельный субсчет к счету 01 “Право пользования активом”. Также рекомендуем открыть отдельный субсчет к счету 08 и назвать его, например, “Вложения в право пользования” и к счету 02 “Амортизация права пользования”.

Бухгалтерские проводки по признанию ППА могут выглядеть следующим образом:

Дебет 08, субсчет “Вложения в ППА”, Кредит 76, субсчет “Обязательство по аренде”
– получен в аренду земельный участок, определено ОПА в первоначальной оценке;

Дебет 01, субсчет “Право пользования активом”, Кредит 08, субсчет “Вложения в ППА”
– признано ППА по сформированной фактической стоимости.

Отметим, что в общем случае после признания ППА амортизируется. Пункт 17 ФСБУ 25/2018 устанавливает, что стоимость ППА не погашается посредством амортизации, если схожие по характеру использования активы не амортизируются. Поскольку стоимость земельных участков не амортизируется, то и право пользования рассматриваемым ЗУ не амортизируется.

Как указывалось выше, в соответствии с п. 4 ФСБУ 6/2020 в качестве основного средства отражается в первую очередь материально-вещественный актив, но не право на его использование.

Из анализа положений ФСБУ 25/2018 и ФСБУ 6/2020 следует вывод о том, что при признании в качестве внеоборотных активов Организации собственные и арендованные ОС подлежат обособленному представлению в ее бухгалтерском балансе: собственное имущество как основные средства, а арендованное имущество – как “права пользования активом”.

Таким образом, в анализируемой ситуации стоимость арендованного земельного участка отражается за балансом на счете 001 “Арендованные основные средства”, а право пользования активом на балансовом счете 01 “Основные средства”, субсчет “Право пользования активом”.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет вложений в земельные участки в соответствии с ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020;

– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет у арендатора по ФСБУ 25/2018 с 1 января 2022 года;

– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет на забалансовых счетах;

– Вопрос: Учет арендуемого организацией земельного участка в соответствии с ФСБУ 25/2018 при условии, что в договоре аренды установлено целевое использование данного земельного участка (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

3 ноября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Закон Московской области № 221/2020-ОЗ «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2021 год»

Опубликован: Интернет-портал Правительства Московской области (www.mosreg.ru), 13.11.2020; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 16.11.2020; «Ежедневные Новости. Подмосковье», 23.11.2020

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2021 год

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

В соответствии с Законом Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» настоящий Закон устанавливает базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2021 год (далее – земельные участки).

Статья 2. Порядок установления базового размера арендной платы за земельные участки

Значения базового размера арендной платы за земельные участки устанавливаются в соответствии с приложением к настоящему Закону, за исключением случаев, предусмотренных статьями 3−9 настоящего Закона.

Статья 3. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования, в границах населенных пунктов

1. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона, устанавливается:

1) в границах города, микрорайона, квартала в размере 20 процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных) соответствующего городского округа, города, микрорайона, квартала;

2) в границах поселков городского типа (рабочих или дачных)

в десятикратном размере базового размера арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа.

2. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, в границах сельских населенных пунктов устанавливается равным двукратному базовому размеру арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа.

Статья 4. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным), а также предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям, в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных)

Базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных):

1) занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным);

2) предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям для размещения объектов, предназначенных для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, под индивидуальные и кооперативные гаражи,

устанавливается со всей площади земельного участка в размере 5 процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), но не менее 0,95 рубля за квадратный метр.

Статья 5. Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда

Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа. В иных случаях базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в размере 479 рублей за гектар.

Статья 6. Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также за земельные участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные на землях иных категорий

Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также за земельные участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные на землях иных категорий, устанавливается:

1) в границах населенных пунктов в размере 1,98 рубля за квадратный метр;

2) вне границ населенных пунктов в размере 1,66 рубля за квадратный метр.

Статья 7. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами твердых бытовых отходов

Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами твердых бытовых отходов, устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности
и земли иного специального назначения.

Статья 8. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами (кроме полигонов твердых бытовых отходов), аэродромами, аэропортами и вертодромами

Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами (кроме полигонов твердых бытовых отходов), аэродромами, аэропортами и вертодромами, устанавливается:

1) на землях населенных пунктов в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

2) на землях иных категорий в размере 2,40 рубля за квадратный метр.

Статья 9. Базовый размер арендной платы за нарушенные земли

1. При предоставлении в аренду земельных участков из земель населенных пунктов базовый размер арендной платы за нарушенные земли при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель устанавливается в размере 3,03 рубля за квадратный метр.

2. Для целей настоящего Закона под нарушенными землями понимаются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Губернатор

Московской области А.Ю. Воробьев

« 12 » ноября 2020 года

Московской областной Думы

от 29.10.2020 № 5/129-П

к Закону Московской области «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся
в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2021 год»

Базовый размер
арендной платы за земельные участки, находящиеся
в собственности Московской области или государственная
собственность на которые не разграничена на территории Московской области

Наименование городского округа, населенного пункта, микрорайона, квартала

Базовый размер арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных) (руб./кв. м)

Базовый размер арендной платы за земли населенных пунктов в границах сельских населенных пунктов и вне границ населенных пунктов
(руб./кв. м)*

Базовый размер арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения (руб./га)

Базовый размер арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
(руб./кв. м)***

за земельные участки, предоставленные юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

Поле, пашня и лесополоса

Вся земля в Российской Федерации, находящаяся в государственной и муниципальной собственности, предоставляется через торги, за исключением определенных случаев. Условия, при которых такие земельные участки могут быть предоставлены без аукциона, регламентируются Земельным кодексом РФ. О том, кто имеет право на предоставление земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду или собственность без проведения торгов в Подмосковье и что необходимо приложить к заявлению на получение данной услуги, читайте в материале портала mosreg.ru.

Что такое неразграниченный земельный участок

Аэрофотосъемка земель

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области. В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами «О перераспределении полномочий между органами муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

Получатели услуги

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

  • земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, − собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  • земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).

Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.

Как составить заявление

Ноутбук

Заявление на услугу проще всего подать через личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  • сведения о ЕГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • адрес организации;
  • организационно-правовая форма.

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • контактные данные.

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

В случае если земельный участок не сформирован, то есть не имеет границ и кадастрового номера, нужно сначала обратиться за услугой «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». В результате осуществления этой услуги определяются границы участка и вид права на него. Это важно, поскольку в случае, когда запрашиваемые земли по тем или иным объективным причинам не могут быть предоставлены в собственность, заявителю будет предложена альтернатива − аренда участка.

Куда подавать заявление

Макет домов

Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

Сроки оказания услуги

Документы, подписание

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру: 8 (800) 550-50-30.

Расчет стоимости аренды земли у муниципалитета. Сроки найма участка, находящегося в собственности администрации

Каждый гражданин РФ, согласно Гражданскому кодексу, имеет право на доступ к земельным участкам, которые принадлежат региональным структурам.

Землю чаще всего арендуют с целью последующего перевода её в собственность, который осуществляется за плату в размере определённого процента от кадастровой стоимости, установленной региональным законодательством.

В статье мы рассмотрим, стоимость аренды земли, находящейся в собственности у администрации, формулу и примеры расчёта цены за участок.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Стоимость найма земли у муниципалитета

В Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 сказано, что арендная плата определяется, исходя из принципа экономической обоснованности (должна учитываться доходность земли, которая в свою очередь устанавливается прежде всего по назначению земли и разрешённому её использованию) и принципа простоты расчёта.

Она может определяться тремя способами: по кадастровой стоимости, по ставкам арендной платы, утверждённых для наделов федеральной собственности, и по рыночной стоимости.

Второй и третий способ являются исключительными и применяются только в особых случаях, которые обыкновенного арендатора — физическое лицо — не затрагивают никак.

Поэтому в статье рассмотрим расчёт арендной платы по кадастровой стоимости.

Формула и примеры расчёта цены

Размер платы в этом случае фиксирован. Он определяется следующей формулой:

Здесь А — это арендная плата, КС — кадастровая стоимость участка, а вот k — это коэффициент, который зависит от арендатора земли и от цели её сдачи в аренду.

Коэффициент может принимать такие значения:

  • k = 0,0001. Применяется для лиц, которые освобождены от уплаты налога на землю, а также для участков, изъятых из оборота, но всё ещё подлежащих сдаче в аренду.
  • k = 0,006. Используется в случае сдачи в аренду территории сельскохозяйственного назначения, для ведения личного хозяйства и под индивидуальное жилищное строительство.
  • k = 0,02. Используется при сдаче надела в аренду для добычи полезных ископаемых на её территории.
  • k = 0,015. Прямо установлен Земельным кодексом РФ и используется при заключении договора аренды во всех остальных случаях.

Пример 1. Кадастровая стоимость участка составляет 22 800 000 рублей. Арендатор — юридическое лицо, которое использует её с целью добычи полезных ископаемых. Таким образом, он должен выплачивать в год сумму в размере A = 22800000 * 0,002 = 456 000 рублей.

Пример 2. Кадастровая стоимость надела составляет 148 800 рублей, арендатор — физическое лицо, территория имеет сельскохозяйственное назначение. Арендная плата в этом случае составит A = 148800 * 0,006 = 888 рублей в год.

Пример 3. Кадастровая стоимость участка — 35 900 рублей, сам участок был загрязнён токсичными отходами, но всё ещё подлежит передаче в аренду. Арендатор будет платить за него 35900 * 0,0001 = 3 рубля 59 копеек в год.

Хотите знать, как рассчитать цену найма надела у государства на 49 лет?

Об этом расскажет еще одна статья нашего интернет-журнала!

Нужно ли платить НДС при найме надела у администрации?

При аренде участка земельный налог всегда выплачивается арендодателем. Это касается и найма у муниципальных структур.

Длительность прохождения процедуры

Процедура аренды земельного участка может занять длительное время. Это зависит как от выбранного вами способа аренды (через заявление, т. е. без торгов, или через аукцион), так и от того, был ли участок сформирован и поставлен на кадастровый учёт.

Чаще всего аренда предваряется торгами (аукционом), на которых определяется плата за участок. Лицо, предложившее наибольшую сумму, выигрывает торги и получает право на найм надела.

Торги могут быть инициированы самой администрацией или начаты по заявлению от гражданина. Кроме того, земля может быть арендована в обход аукциона, если арендатор пользуется льготами, а также если на земельный участок при подаче заявления со стороны гражданина за 30 дней не нашлось претендентов, желающих участвовать в аукционе.

Если вы участвуете в торгах, тогда вся операция займёт неделю (плюс 50-60 дней ожидания итогового решения). Если же вы подаёте заявление на имя главы администрации, то будьте готовы на ожидание в течение 60 дней.

Если при этом участок не зарегистрирован, то прибавьте к этому ещё минимум 5 дней на подготовку схемы и 40 дней на постановку его на учёт.

  • Скачать бланк заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов
  • Скачать бланк заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды земли

Сроки такой сделки

Сроки аренды муниципальной земли могут существенно варьироваться в зависимости от того, на какие цели берется участок. Возможная длительность данной сделки прописана в пункте 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

Аренду земельных наделов у муниципалитета принято разделять на краткосрочную и долгосрочную. Краткосрочный вид оформляется максимально на 5 лет. Такую сделку заключают при аренде участков для строительства временных сооружений или организации парковок и тому подобное.

Долгосрочную аренду, срок которой превышает 5 лет, заключают для развития и последующего ведения фермерского хозяйства или, например, если собираются выкупить землю в собственность. Максимальный срок аренды земли у государства равен 49 годам.

Итоги

Итак, аренда земли может оказаться весьма выгодным мероприятием, поскольку обеспечивает возможность её последующего выкупа. В то же время необходимо учитывать её назначение (за использовании земли не по назначению грозит административная ответственность), трудоёмкость и длительность процесса аренды, а также собственные финансовые возможности и изменения местного законодательства, которое определяет стоимость последующего выкупа арендованной земли.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Правила аренды земли у государства, муниципалитета или в администрации города: сколько стоит, цены и льготы

Нужна земля для осуществления планов или для открытия своего бизнеса, но купить ее сейчас не представляется возможным? Так почему бы просто не взять в аренду ЗУ у государства и во сколько, в таком случае, она вам обойдется?

Можете ли вы рассчитывать на льготные условия? Давайте рассмотрим эти вопросы подробнее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Кто устанавливает стоимость?

Существуют ключевые принципы, помогающие определять стоимость аренды, они установлены Правительством Российской Федерации, согласно ст. 39.7 ЗК РФ. Также, если вы берете землю у муниципалитета без торгов, то право устанавливать арендную плату имеют:

  1. правительство РФ, если земля является собственностью государства;
  2. государственный земельный надзор;
  3. органы местного самоуправления.

Также, согласно ст.66 ЗК, оценка земли производится в согласии с ФЗ об оценочной деятельности. Кадастровая оценка земельного участка помогает определить его стоимость.

Статья 66 ЗК РФ. Оценка земли

  1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
  2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с «законодательством» Российской Федерации об оценочной деятельности.

Кому доступны льготные условия?

Согласно Земельному Кодексу, некоторые категории граждан могут рассчитывать на льготные условия, а именно:

  • пенсионеры;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • ветераны;
  • лица, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
  • участники ликвидации последствий аварий произошедших на АЭС;
  • многодетные семьи.

В зависимости от региона вашего проживания, могут быть некоторые нюансы, для определения льготных категорий. Взять участок в аренду под ИЖС у государства на льготных условиях могут:

  1. Герои Советского Союза и РФ (должны быть полными кавалерами ордена Славы).
  2. Военнослужащие, проходившие службу по контракту и уволенные в запас по возрасту или состоянию здоровья.
  3. Инвалиды детства и имеющие 1 группу.
  4. Многодетные семьи.
  5. Герои труда.
  6. Ветераны ВОВ и боевых действий.

Правила и принципы установления платы за участок

Важно! Земельные участки являются теми объектами, где цена не может устанавливаться по усмотрению двух сторон, а регулируется официальным документом, в котором прописываются правовые нормы (ч.4 ст.22 ЗК РФ).

Правила установления цены регулирует закон. В ст.65 ЗК прописано, что размер стоимости аренды оговаривается условиями договора, но для земель, находящихся в собственности у муниципалитета или администрации города, цена устанавливается Правительством РФ и органами местного самоуправления.

В Постановлении Правительства №582 от 16 июля 2009 года говорится, что арендная плата устанавливается исходя из соразмерности ограничения экономических интересов, и ее размер должен соответствовать приносимому доходу с данного ЗУ, его категории. Размер аренды устанавливается Законом, хотя и может быть прописан в договоре.

Давайте рассмотрим основные принципы при определении арендной платы:

  • экономическая обоснованность, соразмерная приносимому доходу земельного участка;
  • предсказуемость расчета, исходя из которой, органы госвласти и муниципалитета определяют порядок расчета и оговаривают случаи, когда размер платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке;
  • предельно допустимая простота расчета, которая определяется стоимостью земли по кадастру;
  • поддержка социально значимых видов деятельности, когда сумма аренды не должна быть больше размера земельного налога;
  • запрет необоснованных предпочтений.

Чтобы определить размер арендной платы может использоваться кадастровая оценка, порядок осуществления которой оговорен Правилами проведения. Она должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Исходя из нее, по специальной формуле, определяющей стоимость земельного участка, считается размер арендной платы. Если у земли нет КО, то к ней может быть применена нормативная стоимость, которая определяется качеством, местом нахождения участка и потенциальным валовым доходом.

Ежегодно муниципалитет определяет нормативную стоимость, которая может отличаться от кадастровой и имеет право изменить ее не более чем на 25%, чтобы в итоге она не превышала рыночную более чем на 75%.

Формула для расчета

Учитываются следующие подходы для определения сколько стоит аренда земли:

  1. прибыльный – актуален в случае аренды, так как будет приносить постоянный доход в будущем;
  2. сравнительный – ориентирован на определение соотношения между спросом и предложением и сравнением оценки подобных участков земли;
  3. затратный – если участок нуждается в улучшении.

Какую же формулу используют для того, чтобы рассчитать арендную плату за муниципальную землю?

  • А – сумма, уплачиваемая за аренду;
  • К – стоимость, определенная кадастровой оценкой;
  • % – коэффициент, зависящий от того, кто арендует и с какой целью.
  • 0,01% – для имеющих льготы по уплате налогов или освобожденных от уплаты таковых;
  • 0,6% – для ведения личного подсобного хозяйства (как взять землю для ведения ЛПХ у администрации сельского поселения читайте тут);
  • 1,5% – под строительство (о том, как взять ЗУ под индивидуальное жилищное строительство, узнайте в другой статье);
  • 2% – для извлечения ископаемых.

Если аренда земли была получена в результате торгов, то ее стоимость устанавливается исходя из результатов торгов (ст.447 ГК РФ п.4).

Примеры

О формуле поговорили, теперь давайте на некоторых абстрактных примерах посмотрим, как может высчитываться сумма аренды. Сергей Сергеевич решил арендовать землю у государства для добычи полезных ископаемых. Выбранный им участок земли прошел кадастровую оценку, и его стоимость составила 350 000 рублей. Подставив эти данные в нашу формулу, мы получим размер годовой аренды: 350 000 * 2% = 7000 рублей.

Или еще пример расчета аренды для аренды земельного участка под сельское хозяйство,где % ставка составляет 0,6%, а кадастровая стоимость 250 000р. Подставляем в формулу и получаем: 250 000 * 0,6% = 1500р.

Если вы решили взять землю у государства, возможно, вам будут полезны наши публикации о том, как без проблем взять ЗУ в аренду на 49 лет и с правом дальнейшего его выкупа. Читайте также наши публикации о том, каков порядок заключения и регистрации договора аренды, какие документы необходимы для взятия земли в аренду у государства.

Как видим, необязательно покупать землю, чтобы сделать свою мечту реальностью. Можно просто арендовать надел у государства. Надеемся, наша статья помогла вам увидеть, реально ли это для вас.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Аренда земли у государства: сколько стоит и что влияет на цену?

Земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета, может быть взят в аренду физическими и юридическими лицами, на условиях, определяемых законодательством РФ. Размер арендной платы имеет особое значение во взаимоотношения арендодателя и арендатора, поэтому должен быть четко определен. Конечная стоимость временного пользования земельным участком, которым владеет государство, определяется с учетом массы особенностей.

От чего зависит цена на арендованный ЗУ?

Сколько стоит аренда земли, находящейся в собственности государства, зависит от нескольких факторов. Арендодатель сохраняет за собой право решать, на каких условия предоставлять землю арендатору. Цена зависит от региона расположения, площади и предназначения земельного участка, который планируется сдавать в аренду.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, размер арендной платы зависит от семи факторов:

  1. Принцип экономической обоснованности. Учитывается доходность самого участка, категория земель, где он располагается, и государственные тарифы на работу организаций, ведущих деятельность на аналогичных земельных участках.
  2. Принцип предсказуемости расчета размера арендой платы, согласно которому органы государственной власти и самоуправления могут определять порядок расчета арендатора с арендодателем и пересматривать условия пользования ЗУ в одностороннем порядке.
  3. Принцип максимально допустимой простоты расчетов между арендатором и арендодателем. Допускается возможность определения цены за временное пользование участком на основании его кадастровой стоимости (подробнее о том, как в зависимости от кадастровой стоимости рассчитывается сумма за аренду муниципальных земель, мы рассказывали тут).
  4. Принцип недопущения ухудшения экономического положения землепользователей. Определяет недопустимость превышение размера арендной платы более чем вдвое превышающего сумму земельного налога на данном участке.
  5. Принцип поддержки социально значимых видов деятельности. Для лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, размер арендной платы не может превышать его значение (как рассчитывают размер земельного налога и кто может быть освобожден от его уплаты узнаете здесь).
  6. Принцип запрета необоснованных предпочтений. Земельные участки, которые принадлежат определенному публично-правовому образованию и относятся к одной категории, а также используются для ведения одного вида деятельности, должны предоставляться в аренду на одинаковых условиях.
  7. Принцип учета наличия ограничений на приобретение в собственность ЗУ, на котором располагается здание или сооружение, собственниками которого могут быть арендаторы. Размер арендной платы за эксплуатацию ЗУ с ограниченным правом приобретения не должен превышать земельный налог на пользование участка без такого ограничения.

Как рассчитывается?

Для определения точного размера арендной платы применяется формула:

A = KC * k, где:

  • A – размер арендной платы;
  • KC – кадастровая стоимость ЗУ;
  • k – коэффициент, определяемый арендодателем в зависимости от цели, с которой участок берется во временное пользование арендатором.

Коэффициент обычно принимает следующие значения:

  • 0,0001. Применяется в случаях, когда арендатором выступает лицо, освобожденное от уплаты земельного налога, а также когда арендуется ЗУ, который изъят из оборота, но подлежащий сдаче во временное пользование.
  • 0,006. Применяется для расчета стоимости за временное пользование участками сельскохозяйственного назначения, ведения хозяйства и в случае сдачи ЗУ под индивидуальное жилищное строительство.
  • 0,02. Используется, если участок берется в аренду с целью добычи полезных ископаемых на его территории.
  • 0,015. Применяется для расчета размера АП во всех остальных случаях.

Подробнее о различных методиках расчета стоимости аренды земельных участков мы рассказываем в специальной публикации.

Взять в наем без проведения торгов

Согласно статье 39.6 ЗК РФ, торги не проводятся при предоставлении в аренду:

  1. Юридическим лицам по указу или распоряжению Президента РФ.
  2. Юридическим лицам в соответствии с распоряжение Правительства РФ с целью размещения объектов культурного назначения, проведения инвестиционных проектов.
  3. Юридическим лицам по распоряжению высших должностных лиц субъектов РФ для размещения объектов коммунально-бытового значения.
  4. Для исполнения международных обязательств России, а также юрлицам для установки объектов и оборудования, обеспечивающих водо-, электро-, тепло- и газоснабжения, а также водоотведения и связи.
  5. Земельного участка, образованного из другого муниципального участка земли, для комплексного освоения территории.
  6. Некоммерческой организации для комплексного освоения территории и проведения индивидуального жилищного строительства.
  7. Садоводческой или огороднической некоммерческой структуре.
  8. Ограниченного в обороте участка, который является ЗУ общего назначения и размещается на границе ведения садоводства и огородничества для собственных нужд.

Также взять в аренду участок у государства без торгов имеют право следующие категории граждан:

  1. Собственники зданий и сооружений, которые размещены на участке, которые берется во временное пользование.
  2. Владельцы недостроенных объектов.
  3. Граждане РФ, которые пользуются льготами на предоставление ЗУ без очереди.
  4. Лица, земля которых изымалась в государственных интересах.

Формула для аукциона

В большинстве случае, для получения земельного участка, находящего в собственности государства, во временное пользование, необходимо победить в торгах. Информация по аукциону обычно публикуется за месяц и более до начала самих торгов. Все участники вносят задаток и подают заявления не позднее, чем за 5 дней до аукциона.

Начальная цена составляет 1,5% кадастровой стоимости участка, либо равняется рыночному размеру арендной платы, который устанавливается в результате оценки ЗУ.

Больше информации о взятии в аренду участка через торги найдете в специальной статье.

Отличия в расчете стоимости, исходя из вида, на примере участка под сельское хозяйство

При сдаче земельного участка в аренду и определении стоимости арендной платы под сельское хозяйство учитываются следующие факторы:

  • Необходимость поддержания плодородия почвы с применением агротехники.
  • Зависимость с/х угодий от особенностей физико-географических характеристик территории.
  • Риск ведения с/х, основанный на вероятности возникновения природных катаклизмов, способных уничтожить урожай (наводнения, засухи и др.).
  • Колебание цен на с/х продукцию, содержание сельскохозяйственной техники и т.д.
  • Плотность населения отдаленных районов, которые чаще всего и используются для ведения сельского хозяйства.
  • Развитость инфраструктуры, особенно наличие дорог с твердым покрытием.

При расчете стоимости аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства, учитываются и общие принципы определения размера арендной платы, описанные в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.

О всех нюансах взятия в аренду участка под ведение сельского хозяйства, об условиях и стоимости такой аренды, мы рассказываем в отдельной статье, а о том, как заключается договор получения земли под такие нужды, узнаете тут.

Влияние месторасположения на конечную сумму

Расположение земельного участка сильно влияет на величину арендной платы. Поправочные коэффициенты индивидуальны для каждого региона и населенного пункта.

Регион РФ Размер аренды одного гектара земли в год
Кабардино-Балкарская Республика 2200 р.
Пензенская область 1463 р.
Республика Чувашия 500 р.
Орловская область 900 р.
Московская область 1400-20000 р.
Краснодарский край 705-4500 р.
Ленинградская область 3400 р.
Свердловская область 400-875 р.
Ростовская область 1000-4700 р.

Стоимость аренды в некоторых регионах сильно варьируется именно из-за особенностей оценки земель под сельскохозяйственные нужды, которые были рассмотрены выше.

Как арендовать надел у бесплатно?

Чтобы пользоваться земельным участком на правах аренды бесплатно, нужно попадать под категорию граждан, пользующихся льготами. Льготники в течении шести лет пользуются землей на правах аренды, а потом могут оформить ее в собственность. На получение ЗУ бесплатно имеют право:

  • герои России;
  • герои труда;
  • кавалеры ордена Славы;
  • герои СССР;
  • герои социалистического труда.

Также есть и другие категории граждан, которые могут получить право на бесплатное пользование земельным участком, но в разных регионах они могут отличаться. В большей части субъектов РФ это право также имеют:

  • многодетные семьи и граждане, нуждающиеся в предоставлении жилья;
  • ближние родственники погибшего героя России;
  • дети-сироты;
  • ветераны Великой отечественной войны;
  • чернобыльцы-ликвидаторы;
  • служащие бюджетных учреждений;
  • сотрудники ОВД.

Обычно в регионах, где достаточно свободных земель, перечень льготников достаточно широк, а в густонаселенной местности получить право на бесплатное временное пользование земельным участком с правом получения в собственность могут не так много категорий граждан.

Ссылка на основную публикацию