Что называется публичной формой собственности?

Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

Понятие и законодательное регулирование

Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права. Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.

Публичная форма собственности подразумевает принадлежность имущества к следующим публично-общественным образованиям:

  • государству в целом;
  • конкретному субъекту РФ (в лице его органов исполнительной власти);
  • отдельному муниципалитету.

Публичное право собственности делится на две группы:

Долгое время (практически все прошлое столетие) именно публичная собственность (а конкретно государственная) была основной и, в большинстве случаев, единственной формой владения таким видом недвижимости, как земля.

документы на землю

И только пару десятилетий назад был начат процесс приватизации, то есть оформления на государственное или муниципальное имущество частных прав со стороны юридических и физических лиц.

Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.

Основания для возникновения

дом в собственность

В ЗК РФ предусмотрена отдельная глава 3, которая регулирует вопросы, связанные с правами собственности на землю. В частности, в данной главе предусмотрены статьи с основаниями для их возникновения в различных случаях, среди которых стоит выделить:

  1. Ст. 17 ЗК РФ, посвященную основаниям возникновения федеральной собственности на землю (то есть принадлежащей Российской Федерации). Данный вид права охватывает такие участки:
  • признанные таковыми в соответствии с действующими федеральными законами;
  • право на которые возникло при разграничении государственной собственности;
  • приобретенные по основаниям, предусмотренным в гражданском законодательстве.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, к основаниям для возникновения прав собственности относятся:

  • осуществление законной сделки (купли-продажи, дарения, мены или другого вида договора по отчуждению имущества); (если последний неизвестен, добровольно отказался или был лишен прав на него);
  • создание нового участка (например, путем его разделения или объединения).

Каждое из этих оснований обязательно должно находиться в соответствии с требованиями законодательства (преимущественно гражданского).

  1. Ст. 18 ЗК РФ предусматривает те же основания для возникновения собственности субъектов РФ, что и в предыдущем случае, а также еще одно дополнительное:
  • выделение безвозмездно из федеральной собственности.

В совокупности собственность РФ и субъектов РФ представляет собой государственную собственность.

  1. Ст. 19 ЗК РФ содержит те же основания для образования муниципальной собственности, что уже были перечислены.

Очевидно, что данные основания являются практически идентичными, лишь в некоторых случаях существуют свои особенности. Стоит учесть, что для отдельных видов земельных наделов законом допускается только публичная форма собственности, в частной они находиться не могут.

Более подробно такие особенности будут рассмотрены далее.

Какие участки могут находиться в публичной собственности?

Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям, которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:

  • наличие установленных границ;
  • определенное месторасположение или точный адрес;
  • постановка на государственный кадастровый учет.

земли лесного фонда

В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:

  • земли лесного и водного фондов (в последнем случае водные объекты должны находиться в федеральной собственности);
  • особо охраняемые территории, которые имеют федеральное значение;
  • земли обороны и безопасности;
  • земли запаса, при условии размещения на них федерального недвижимого имущества;
  • земли населенных пунктов, транспорта, связи, промышленности, сельскохозяйственного назначения, телевидения и радиовещания, природоохранного и культурного значения, информатики, энергетики и космического назначения;
  • участки, под поверхностью которых находятся недра федерального значения.

Этот перечень не является исчерпывающим, поэтому федеральными и региональными законами РФ могут быть определены и другие дополнительные основания для нахождения земли только в государственной собственности.

Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).

Права и обязанности участников

отказ в оформлении земли

Публичные земли могут в отдельных случаях предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам (на праве аренды, постоянного бессрочного пользования или владения). При этом конкретный набор прав и обязанностей у этих лиц будет напрямую зависеть от того, на каком именно праве он получает недвижимость. К общим правам можно отнести:

  • возможность использовать землю по своему усмотрению (в том числе выращивать различные растения, разводить животных, заниматься иными видами хозяйственной деятельности);
  • право возводить на ней постройки;
  • возможность осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • право передавать землю в пользование третьим лицам (но далеко не всегда).

Стоит учитывать, что все эти права ограничены видом разрешенного использования участка, с которым владельцы обязательно должны считаться при его эксплуатации.

Например, если земля предназначена для сельского хозяйства, но не допускает возможности строительства жилых зданий, то возвести их законным путем не получится. Поэтому основной обязанностью каждого владельца является использование предоставленной ему публичной земли только в рамках целевого назначения.

К другим обязанностям можно отнести:

  • соблюдение законодательства при эксплуатации надела;
  • внесение платы за него (если его предоставление носило не безвозмездный характер);
  • предоставление права ограниченного использования земли другим гражданам (то есть сервитута) в случаях, установленных законом;
  • обеспечение сохранности отдельных объектов, расположенных на территории надела (если они подлежат особой охране);
  • другие обязанности, установленные действующим законодательством.

При выделении участка на правах аренды или безвозмездного пользования данная сделка обязательно закрепляется документально, при помощи соответствующего договора. Именно в этом документе и будут официально закреплены взаимные права и обязанности обеих сторон.

земля многодетной семье условия получения

Составление акта передачи земельного участка договору дарения земельного участка поможет защитить свои права.

Многодетные семьи могут получить земельный участок на льготных условиях. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Для проведения межевания участка потребуется собрать пакет определенных документов. Перечень вы найдете здесь.

Отличия от частной собственности

Публичная собственность имеет множество признаков и особенностей, которые отличают ее от другой предусмотренной в российском законодательстве формы собственности — частной.

Главная разница состоит в том, что при публичной собственности отсутствуют конкретные лица, которые владеют или могут распоряжаться недвижимостью.

Для большей наглядности основные отличия можно представить в виде таблицы:

Критерий Публичная Частная
Субъект Государство или субъект РФ (в лице государственных органов исполнительной власти), муниципалитет Юридическое или физическое лицо (гражданин или предприниматель)
Налогообложение Отсутствует Присутствует — собственники обязаны уплачивать такой местный сбор, как земельный налог
Возможность передачи конкретным частным лицам На правах аренды или пользования, а также путем приватизации (но только в случаях, когда это допускается законом, и в отношении не всех видов земель) На основании любой законной сделки по отчуждению имущества
Возможность передачи иностранным лицам Практически отсутствует (земли могут быть переданы только с целью обустройства посольств или консульств) Имеется — собственник может свободно продавать свое имущество иностранцам (кроме некоторых видов земель, установленных ЗК РФ)
Получение благ от пользования землей Блага предназначаются народу и в целях выполнения государством (муниципалитетом) своих обязанностей перед гражданами Собственник может использовать их лично и в любых целях, не противоречащих закону
Срок владения В большинстве случаев ограниченный (речь идет о случаях, когда земля предоставляется в пользование частным лицам) Не имеет сроков (право может прекратиться только после передачи его другим лицам)
Цели использования Только те, которые предусмотрены законодательством и договором Любые, не противоречащие закону

Очевидно, что больше прав и преимуществ для землевладельца имеется в том случае, когда участок принадлежит ему на праве частной собственности. Однако и публичная имеет определенные выгоды — например, отсутствие необходимости платить налоги, а также некоторая защищенность со стороны государства (например, эту землю не смогут отобрать мошенники или незаконно захватить соседи). Поэтому получение таких наделов является достаточно выгодной сделкой, тем более что при наличии оснований участок может быть со временем приватизирован.

Общие положения о публичной собственности

Экономическое значение публичной собственности. Одна из важнейших функций государства – обеспечение удовлетворения общественных потребностей. Данное обстоятельство осознавалось уже в древности. Так, древнегреческий философ Сократ считал побудительной причиной создания государства многообразие материальных нужд человека и невозможность удовлетворять их в одиночку. А поскольку удовлетворение общественных потребностей требует обобществления части национального богатства в производстве и потреблении, то публичная собственность является объективно необходимым элементом структуры любого общества. Публичная собственность – это база формирования государственных доходов, без которых невозможно осуществление публично-правовыми образованиями их публичных функций.

Публичная собственность тесно связана с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное предпринимательство. Публичная собственность и публичный сектор служат факторами экономического роста, залогом стабильности и устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства. Вот почему в большинстве стран публичный сектор представлен достаточно широко.

Процесс становления и развития государственного сектора экономики специфичен в каждой стране и в каждый исторический временной период. Объем публичной собственности определяется исходя из публичного интереса – признанного государством и обеспеченного правом интереса социальной общности, удовлетворение которого является условием и гарантией ее существования*(916). Именно для обеспечения публичного интереса публично-правовые образования вступают в имущественные отношения в сфере гражданского оборота. Его удовлетворение невозможно, в том числе без реализации права собственности.

В настоящее время в нашей стране осуществляется широкомасштабное перераспределение имущественных прав и пока до конца не ясно, какое место будет занимать государственный сектор в после реформенной экономике России. Большинство исследователей отмечает, что официальная политика по отношению к публичному сектору, его границам, сферам приложения до сих пор не выработана. Идет процесс разрушения публичной собственности и самоустранения публично-правовых образований от исполнения функций собственника. Соотношение частной и публичной собственности приблизилось к признаваемым нормальными показателям, экономика уже не страдает переизбытком государственной собственности, но уровень ее управления еще не отвечает потребностям современного общества.

Такое положение во многом обусловлено все еще широко распространенным представлением о неэффективности публичной собственности в том ее виде, в каком она существовала во времена СССР. Кроме того, современные отечественные экономическая и юридическая науки страдают отсутствием сколько-нибудь комплексного исследования вопросов публичной собственности, а сами публично-правовые образования не обладают достаточным опытом осознанного пользования и распоряжения в условиях рынка той частью национального богатства, которая находится в их руках*(917).

Публичная собственность как экономическая категория большинством исследователей-экономистов отождествляется с ее материально-вещественным содержанием, понимается как все материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении публично-правовых образований. Некоторые авторы видят в ней сложное явление, представляющее собой совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе владения, пользования и распоряжения имуществом*(918).

Экономическое содержание публичной собственности раскрывается через ряд принципиальных характеристик:

1. Публичная собственность служит для осуществления функции по реализации общегосударственных (общенациональных) интересов. Данная функция проявляется посредством аккумулирования и распределения той или иной части национального дохода.

2. Публичная собственность охватывает те сферы рынка, которые не интересны субъектам частной собственности из-за высоких издержек, низкой прибыли, значительных рисков и т.п.; либо в которых они не могут обеспечить эффективное производство товаров; либо деятельность на которых сопряжена с нанесением существенных потерь и угроз для существования общества (например, производство так называемых общественных товаров, национальная оборона и т.п.).

3. Интересом публично-правового образования является публичный интерес, поэтому и управление объектами публичной собственности должно строиться с учетом реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства.

4. Природа публичной собственности в условиях рыночной экономики является двойственной, сочетающей в себе два начала – рыночное и нерыночное. Поэтому оценка эффективности использования объектов публичной собственности должна опираться не на экономические, а на социально-экономические критерии.

Таким образом, публичная собственность представляет собой сложную комплексную и иерархическую систему отношений. Поэтому в экономической литературе публичная собственность характеризуется как самый сложный по своей структуре вид собственности. Сложнейшее организационное строение, особая политическая природа собственника предопределяют специфику и значение права публичной собственности.

Понятие права публичной собственности в объективном смысле. Действующее законодательство не содержит легальной дефиниции понятия “публичная собственность”. В ст. 214, 215 ГК используются термины “государственная собственность” и “муниципальная собственность”. В литературе принято совокупность этих явлений называть публичной собственностью. Публичная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности публично-правовым образованиям.

Аналогично общему понятию права собственности различают право публичной собственности в объективном и субъективном смыслах. Право публичной собственности в объективном смысле – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению публичным имуществом.

Право публичной собственности является составной частью (подинститутом) института гражданского права “право собственности”. В то же время в науке отсутствует единый подход к определению места данной совокупности норм в системе права.

Дискуссии идут в связи с различиями в публично-правовой и частно-правовой трактовке права собственности. Особое назначение публичной собственности и специфика правового режима некоторых ее объектов вызвали в литературе спор относительно того, чем регулируется публичная собственность: государственным правом, гражданским правом или совокупностью комплексных норм. Несомненно, что право публичной собственности имеет большую практическую значимость не только для гражданского, но и для других отраслей права. Но это не делает его комплексным или государственно-правовым. Многоотраслевое использование субъективного гражданского права не является редкостью для правовой действительности, но это не превращает регулирующие его нормы в комплексную совокупность норм. Действия по реализации данного права и правомочия публичного собственника, как бы ни были они широки, всегда обязательно выражаются в гражданско-правовых формах и, по большому счету, не отличаются от действий других собственников (которые также обязаны не нарушать прав и свобод третьих лиц, вести учет своего имущества и т.д., а административный акт для них также является одним из оснований возникновения гражданских правоотношений).

Публичная собственность не может быть оторвана от права собственности вообще. Поскольку право собственности – институт гражданского права, то и право публичной собственности должно рассматривать в рамках гражданско-правовых категорий.

Понятие права публичной собственности в субъективном смысле. В субъективном смысле право публичной собственности – это право народа Российской Федерации и населения определенной территории, непосредственно или через уполномоченные ими органы владеть, пользоваться и распоряжаться публичным имуществом в целях удовлетворения публичных интересов.

Содержание права публичной собственности выражается через традиционную триаду правомочий собственника: владение, пользование и распоряжение. В советский период в литературе предпринимались попытки обособить государственную собственность от других форм собственности через выделение специфических правомочий публичного собственника. Так, некоторые ученые говорили о том, что содержание права публичной собственности составляет лишь одно исходное правомочие – управление; другие дополняли традиционную триаду правомочий еще одним – управлением или двумя правомочиями – управлением и контролем; третьи – в традиционной триаде правомочий владение заменяли правом управления. Современные исследователи не склонны разделять подобные взгляды.

Действующее законодательство связывает форму собственности исключительно с принадлежностью имущества различным субъектам, и объем правомочий для них предусмотрен одинаковый, поэтому административные полномочия не следует включать в содержание права публичной собственности. Все действия собственника реализуются в пределах трех правомочий независимо от субъекта. Кроме того, законодательство под управлением государственным имуществом понимает осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества и управление находящимися в федеральной собственности акциями ОАО*(919).

Роль права публичной собственности в литературе оценивается неоднозначно. В гражданском обороте публично-правовые образования действуют на тех же началах, что и прочие субъекты гражданского права. Опираясь на данное обстоятельство, некоторые исследователи утверждают, что разграничение форм и видов права собственности утратило гражданско-правовой смысл, и теперь право частной и публичной собственности следует рассматривать как обобщенное обозначение различий в правовом режиме отдельных объектов права собственности*(920). Однако нельзя отрицать того, что вещно-правовой статус публично-правовых образований обладает рядом особенностей, которые обусловлены особыми функциями данных субъектов (представление и защита общественных интересов). Действующее законодательство говорит не о равноправии форм собственности, как нередко трактуется п. 4 ст. 212 ГК, а о равной их защите, что совсем не одно и то же.

В противоположность этому некоторые авторы отмечают, что равенства форм собственности вообще не может быть. В частности, среди специалистов в сфере конституционного и государственного права популярна концепция “публичной и частной собственности государства”, согласно которой участие государственного имущества в гражданско-правовом обороте должно быть исключением, а не правилом, иначе государственная собственность приобретает совершенно иное, не свойственное ее природе, качество*(921). Поэтому правовое регулирование публичной собственности должно получить совершенно отличные от частной собственности свойства. “Публичность” такой собственности проявляется в ее особом статусе, направленном на прямое осуществление публичных функций*(922).

Однако сторонники данной концепции, во-первых, не учитывают, что законодательство и без того уже выделяет так называемую исключительную собственность, не подлежащую отчуждению и изъятую из оборота. Во-вторых, рассматривая государство, участвующее в гражданско-правовых отношениях, как некоего “частника”, они игнорируют то обстоятельство, что подобных характеристик ни у государства, ни у других публичных образований быть не может. Их действия всегда направлены на удовлетворение публичного интереса. Роль собственника они выполняют исключительно для этих целей: иначе получение доходов, а значит, гарантирование прав и интересов общества и его членов было бы невозможно. Личных интересов у государства быть не может априори. Все его имущество, как и имущество любого публичного образования, является публичным.

Таким образом, нельзя говорить ни о полном слиянии частной и публичной собственности, ни о коренном их различии.

Особенности права публичной собственности. В соответствии с п. 3 ст. 212 ГК законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в частной или публичной собственности. Действующее законодательство позволяет выделить следующие особенности права публичной собственности.

1. Для публичной собственности характерен принцип всеобщности, означающий, что в публичной собственности может быть любое имущество, в том числе изъятое из оборота и ограниченное в обороте. Частная собственность, хотя и признается основной формой собственности, устанавливается в нашей стране, как и в большинстве обществ с развитой рыночной экономикой, по остаточному принципу – ее объектами может быть любое имущество, неотносящееся к публичной собственности.

2. Отдельные виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (абз. 2 п. 3 ст. 212 ГК). В российской правовой традиции такое имущество принято называть исключительной собственностью. В постсоветское время данный термин законодательством не используется, а в некоторых актах, по примеру европейского права, такое имущество называется национальным достоянием народов Российской Федерации*(923). Осуществление права собственности на такое имущество должно обеспечивать не столько интересы публично-правового образования, сколько граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования. Такое имущество, как правило, изъято из оборота, не подлежит ни отчуждению в частную собственность, ни передаче иностранным государствам или международным организациям.

Перечень объектов, которые могут находиться в исключительной собственности публично-правовых образований, определяется законом. Но единого нормативного акта, содержащего исчерпывающий перечень такого имущества, в российском праве пока нет. Отдельные виды данного имущества названы в законах о природных ресурсах и приватизации. Такая ситуация признается большинством исследователей не отвечающей потребностям общества. Отнесение имущества к исключительной собственности призвано обеспечить экономическую и иную безопасность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, в силу чего необходим унифицированный перечень такого имущества. При этом в законодательстве прослеживается тенденция к сокращению перечня объектов исключительной собственности.

3. Поскольку публично-правовые образования не могут непосредственно осуществлять права собственника, от их имени в гражданском обороте выступают особые органы и лица, указанные в ст. 125 ГК. Иными словами, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях посредством своих органов или специально назначаемых представителей.

По общему правилу от имени Российской Федерации и ее субъектов выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, а от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

Федеральными органами государственной власти, осуществляющими права собственника от имени Российской Федерации, согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” являются федеральные службы, не связанные с осуществлением контроля и надзора, а также федеральные агентства*(924).

Система законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и изданными по этим вопросам законами Российской Федерации. Структура органов местного самоуправления определяется самостоятельно населением (ст. 131 Конституции РФ).

Права и компетенция названных органов на выступление от имени Российской Федерации, ее субъектов или муниципального образования определяются положением о соответствующем органе и другими нормативными актами.

Кроме органов представлять интересы публично-правовых образований могут иные юридические лица и граждане. Такое представительство допускается в случаях, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации, ее субъектов или муниципального образования, лишь при наличии специального поручения от соответствующего публично-правового образования*(925).

4. Право публичной собственности может возникать на тех же основаниях, что и право частной собственности. Но, кроме того, Гражданским кодексом предусмотрены особые основания приобретения публичной собственности, которые не могут повлечь возникновение частной собственности:

поступление в государственную собственность обнаруженного клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры (п. 2 ст. 233);

поступление в муниципальную собственность бесхозяйной недвижимости, находки и безнадзорных животных (п. 3 ст. 225, п. 2 ст. 228, п. 1 ст. 231);

отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (п. 2 ст. 238);

изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд (ст. 239);

выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240);

реквизиция, конфискация и национализация частного имущества (ст. 242, 243, 306).

Гражданским законодательством предусмотрен также особый случай прекращения права публичной собственности, а именно приватизация, в результате которой публичная собственность превращается в частную.

5. Известная специфика имеется у публично-правовых образований как собственников имущества. Так, они практически не могут быть объявлены банкротами. Кроме того, в отличие от иных собственников они отвечают по своим обязательствам не всем своим имуществом, поскольку от взысканий освобождены закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями имущество и объекты исключительной собственности.

Что называется публичной формой собственности?

Главная » Кадастр » Общие вопросы » Что называется публичной формой собственности?

Что называется публичной формой собственности?

Как известно, в современном государстве существует два варианты собственности, публичная и частная. И если второй вариант предполагает владение граждан, то первый владения самого государства и его субъектов.

Главная особенность публичной собственности в том, что полностью государство ее не использует. Отсюда и вытекает вопрос, а для чего она существует, и как используется в действительности?

Что такое публичная форма собственности и какой она бывает?

Государство, несмотря на всю свою власть, такой же участник различных общественных отношений. Оно может даже выступать в суде (разумеется, через представителя). Отсюда возникает момент и с собственностью, которой государство и его субъекты также обладают.

И, несмотря на то, что государство может регулировать и контролировать общество, оно должно помнить о том, что всегда необходимо соблюдать интересы граждан, в том числе в части определения форм собственности.

Публичная собственность особенна тем, что к ней гражданам доступ закрыт, а если и открыт, то ограничен и контролируется государством и его органами. Отсюда вытекает разделение публичной формы владения имуществом.

Собственником может выступать либо самого государство, либо его субъекты (например, область или край, либо муниципалитет, то есть определенное образование, например, населенный пункт). Все это в целом образует публичную форму владения, которая никак не будет касаться граждан.

Преимущества публичной формы собственности

Большое количество граждан сталкиваются с муниципальным жильем. Смысл в том, что они живут в квартире, которая принадлежит муниципалитету, и при этом стремятся переоформить ее на себя.

О землях специального назначения читайте тут.

Однако спешить с этим не стоит, так как публичная собственность также может иметь ряд преимуществ:

  • Отсутствие налогов на имущество, а если таковой и определяется, то по заниженной ставке;
  • Муниципалитет всегда делает так, чтобы жилье соответствовало всем требованиям и нормам, а если этого не происходит, то предлагает иной вариант квартиры;
  • Если квартира будет утрачена, то органы власти всегда предоставят другое жилье, в то время как при частном владении делать это придется своими силами;
  • Обеспечение защиты от мошенничества, так как квартиры муниципалитета нельзя кому-то подарить, или продать, переписать на другого человека или совершить иные подобные сделки.

То есть публичная собственность более защищена, а граждане, проживающие в ней, имеют больше гарантий на то, что не окажутся на улице ни при каких ситуациях.

Недостатки публичной формы собственности

Говоря о недостатках публичной собственности, следует уделить особое внимание двум из них. Первый, отсутствие возможности совершать сделки. С одной стороны, это защищает от мошенников и прочих неприятностей с реализацией имущества.

С другой стороны, не дает в полной мере распорядиться жильем. Однако закон не ограничивает граждан и даже им возможность переоформить квартиру, если это на самом деле необходимо.

Второй недостаток — это зависимость от государства, которое и является владельцем имущества. Именно оно будет решать судьбу квартиры.

Да, на улицу выгнать людей никто не может, всегда гарантируется замена жилья при необходимости или сниженный уровень ответственности граждан, но по сути, люди не могут свободно рассчитывать на квартиру, опять-таки, совершать с ней сделки.

Кроме того, всегда существует контроль над жильцами и немедленное выселение в случае неуплаты по счетам.

Публичная форма собственности земельного участка

В соответствии с нормами российского законодательства, существует несколько форм собственности земельных участков. Особое внимание заслуживает публичная форма, так как к ней относится существенная часть территории нашей страны.

Что означает публичная форма собственности земли?

Публичная форма собственности земельного участка

Если земельный участок относится к публично-общественному образованию, то есть принадлежит государству, отдельным субъектам РФ или муниципальным властям, речь идёт о публичной форме собственности.

Граждане способны получить такой объект недвижимости в частное владение, подобный процесс называется приватизацией.

Публичная форма собственности земельного участка имеет две разновидности:

  • муниципальную;
  • государственную.

В последнем случае объект недвижимости принадлежит государству в целом, то есть всей Российской Федерации. Государственная собственность имеет 2 уровня – федеральный и относящийся к отдельным субъектам РФ (областям, республикам и т. п.).

Государство может выступать в качестве самостоятельного владельца участка. К таким землям относятся парки, заповедные зоны, территория, выделенная для обеспечения обороны страны, предназначенная для научно-исследовательских целей и т. д.

Государство вправе сдавать такие объекты недвижимости в аренду частным лицам, организациям и муниципалитету.

Собственность муниципальных властей не относится к разновидности государственного владения, так как муниципальные образования имеют отдельный правовой статус и обладают определёнными правомочиями.

К муниципальным территориям относятся фермерские и крестьянские хозяйства, земли садоводческих товариществ и различных кооперативов, территории, необходимые для жизнеобеспечения населённых пунктов. От имени муниципалитета объектами недвижимости распоряжаются органы местного самоуправления.

Как оформить муниципальную или государственную землю в собственность?

Законодательство РФ предусматривает несколько способов передачи муниципальной или государственной территории в частное владение – с помощью заключения договора купли-продажи, путём приватизации интересующего участка или его арендования. На практике чаще всего встречается последний вариант.

Процесс получения прав на землю, находящуюся во владении муниципалитета либо государственных властей, не ограничивается подписанием соответствующего договора.

Новый хозяин имущества должен обратиться в территориальное отделение единого Росреестра и зарегистрировать факт перехода прав на землю. Только после получения выписки из ЕГРН лицо становится официальным владельцем объекта недвижимости.

Далеко не каждую землю можно приватизировать или выкупить у государства и органов местной власти. Чтобы узнать, подлежит ли участок отчуждению в частное владение, рекомендуется обратиться в муниципалитет.

Сотрудник проконсультирует вас по интересующему вопросу и сообщит, какой список документации требуется для оформления сделки (при необходимости).

Минусы и плюсы такой формы собственности

Публичная форма собственности земельного участка

Граждане, имеющие во владении частное строение (жилой дом или дачу), часто задумываются о приватизации земельного участка под постройкой.

Однако публичная форма собственности обладает как преимуществами, так и существенными недостатками, с которыми рекомендуется ознакомиться перед принятием окончательного решения о переводе земли в частное владение.

Плюсы публичной формы

К положительным чертам такой формы собственности относят:

  • отсутствие необходимости оплачивать обязательный налоговый сбор на объект недвижимости (после получения прав на участок гражданин становится полноценным налогоплательщиком, арендаторы освобождаются от оплаты налога);
  • защита от мошенников (недоброжелатели способны получить права на землю, находящуюся в собственности гражданина, путём обмана или введения лица в заблуждение).

Кроме этого, если речь идёт о квартире или доме, находящемся во владении государственных либо муниципальных властей, приватизация объекта будет означать потерю некоторых привилегий.

  • Во-первых, лица, проживающие в муниципальном жилье, вправе претендовать на улучшение жилищных условий. Если квартира не соответствует тем или иным нормам, гражданин может получить более просторное жилое помещение, отвечающее его требованиям.
  • Во-вторых, если жилое помещение будет серьёзно повреждено в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, государство и муниципалитет обязуются предоставить гражданину новое жильё.

То же касается строения, находящегося в аварийном состоянии. Расселение жильцов осуществляется в кратчайшие сроки и на безвозмездной основе. Новая квартира должна соответствовать прежним условиям или быть ещё лучше.

Минусы публичной формы

Отчуждение земельного участка — что это?Покупка земельного участка у собственника — https://metrtop.ru/zemlya/pokupka-uchastka-u-sobstvennika/.

Граждане, арендующие участок или жилое помещение, находящиеся во владении муниципалитета либо государственных властей, могут столкнуться с двумя существенными недостатками такой формы собственности.

  • Во-первых, лицо, арендующее землю или проживающее в квартире по договору социального найма, не имеет прав на данные объекты недвижимости. Иными словами, гражданин не сможет полноценно распоряжаться и владеть этим имуществом (подарить, завещать, обменять, оставить под залог и т. д.). Для получения прав на объект необходимо его приватизировать или выкупить у государства либо местных властей.
  • Во-вторых, в любой момент гражданин может быть выселен из муниципальной квартиры или лишиться участка, не находящегося в его владении. Чаще всего это невозможно без наличия существенной причины (например, при нарушении арендаторами норм законодательства или условий заключённого ранее договора).

Прежде чем решить, нужно ли вам приватизировать земельный участок или жилое помещение, взвесьте все «за» и «против» данной процедуры, а также определите возможные последствия, которые ожидают вас после регистрации перехода прав в Росреестре.

Публичная собственность в гражданском праве

Гост

ГОСТ

Понятие публичной собственности

Публичная собственность может выступать в виде муниципальной или государственной собственности. Право государственной собственности характеризуется наличием большого числа различных субъектов: Российская Федерация (касательно имущества, представляющего федеральную собственность), субъекты РФ (области, края, республики и т.д. (касательно имущества, являющегося их собственностью). К субъектам права государственной собственности относятся соответствующие публично-правовые государственные образования. Субъекты РФ в имущественном обороте выступают от имени государственного образования, осуществляют какие-либо правомочия публичного собственника в соответствии со своими функциями.

Муниципальная собственность принадлежит публичной собственности. Ее субъектами выступают публично-правовые образования. Муниципальная собственность представляет самостоятельную разновидность публичной собственности. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также иные муниципальные образования.

Публичная собственность является фундаментом для создания государственных доходов, являющихся обязательным условием для осуществления функций публично-правовыми образованиями. Публичная собственность неотрывно связана с экономической деятельностью государства, так как частное предпринимательство не может удовлетворить всех потребностей населения. Публичный сектор и публичная собственность выступают залогом устойчивого развития и стабильности, факторами экономического роста, гарантом сбережения национального богатства.

Объем публичной собственности зависит от публичного интереса, обеспеченного правом интересов той или иной социальной общности и признанного государством. Публично-правовые образования входят в имущественные отношения в области гражданского оборота для обеспечения публичного интереса, удовлетворение которого невозможно без реализации права собственности.

Экономическое содержание публичной собственности

Публичная собственность имеет ряд характеристик, раскрывающих ее экономическое содержание. Так, публичная собственность:

Готовые работы на аналогичную тему

  • необходима для реализации функций по осуществлению общенациональных и общегосударственных интересов, что проявляется благодаря аккумулированию и распределению какой-либо части национального дохода;
  • охватывает сферы рынка, не представляющие интереса субъектам частной собственности вследствие низкой прибыли, высоких издержек, больших рисков и т.д.; в сферах, где частная собственность не в состоянии обеспечить интенсивное производство товаров; где присутствует риск существенных потерь и т.д.;
  • обладает объектами, управление которыми должно строиться с учетом основных экономических и социальных интересов государства и общества;
  • в условиях рыночной экономики имеет двойственную природу, в которой сочетаются рыночное и нерыночное начало; оценка использования объектов публичной собственности в идеале должна основываться на социально-экономических критериях.

Публичная собственность является сложной иерархической и комплексной системой отношений. Политическая природа собственника, сложнейшее организационное строение предопределяют роль и специфику права публичной собственности. Публичную собственность можно рассматривать как имущество, которое принадлежит публично-правовым образованиям на праве собственности.

Право публичной собственности можно рассматривать с двух аспектов:

  • в объективном смысле, как совокупность различных правовых норм, которые регулируют общественные отношения по пользованию, владению и распоряжению публичным имуществом.
  • в субъективном смысле, как право народа РФ и населения определенной территории, которые могут непосредственно или опосредованно через уполномоченные органы пользоваться, владеть и распоряжаться публичным имуществом для удовлетворения общественных интересов.

Содержание права публичной собственности реализуется через правомочия собственника: пользование, владение и распоряжение.

Особенности права публичной собственности

Законом могут устанавливаться особенности прекращения и приобретения права собственности на владения, имущество, пользования и распоряжения данным имуществом в зависимости от того, в чей собственности оно находится – в частной или публичной.

Особенности права публичной собственности:

  1. Принцип всеобщности. Публичной собственности может принадлежать любое имущество, включая ограниченное в обороте или изъятое из оборота.
  2. В государственной или муниципальной собственности могут находиться только отдельные виды имущества – национальное достояние народа, или исключительная собственность. Реализация права собственности на данное имущество в первую очередь обеспечивает интересы граждан, проживающих на соответствующем публичном образовании, а также интересы публично-правового образования. Закон определяет перечень объектов, находящихся в исключительной собственности публично-правовых образований.

В гражданском обороте от имени публично-правовых образований выступают органы и лица, указанные в ГК (ст. 125), а именно: РФ и ее субъекты, муниципальные образования. От их имени выступают органы государственной власти в границах их компетенции, органы местного самоуправления. Федеральными органами государственной власти являются федеральные службы, которые не связаны с осуществлением функции надзора и контроля, федеральные агентства. В отдельных случаях интересы публично-правовых образований могут представлять юридические лица и граждане только при наличии специального поручения от публично-правового образования.

Право публичной собственности может возникать на таких же основаниях, что и право частной собственности.

Публично-правовые образования практически никогда не могут быть объявлены банкротами. По своим обязательствам они отвечают не всем имуществом, так как от взысканий освобождены объекты исключительной собственности и имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями.

Гражданский кодекс По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Курсовая. Гражданское право подробнее предусматривает особые основания приобретения публичной собственности, исключающие возникновение частной собственности:

  • поступление в собственность государства обнаруженного клада, который содержит вещи, относящиеся к памятникам культуры и истории;
  • поступление бесхозяйной недвижимости в муниципальную собственность, а также безнадзорные животные и различные находки;
  • отчуждение у частного собственника вещей, которые были ограничены в обороте или изъяты из него;
  • изъятие недвижимости для муниципальных или государственных нужд;
  • выкуп культурных ценностей, бесхозяйственно содержимых;
  • конфискация, реквизиция и национализация частного имущества.

Гражданское законодательство предусматривает случаи прекращения права публичной собственности в результате приватизации, когда публичная собственность переходит в частную.

Право публичной собственности — понятие на простом языке

Значительная часть недвижимых объектов и земель до сих пор находится в государственной собственности.

Правильно это или нет, можно говорить об этом много, но для простых граждан важно уже сейчас различать основные формы собственности.

Согласно Конституции РФ на территории страны признается три основные формы:

Если вы успели заметить, в приведенном перечне легко улавливается некая иерархия, в которой главную позицию занимает государство, сохраняя тем самым прежний статус обладания правом на все стратегически важные объекты недвижимости, в том числе земельные участки.

Собственно, как государство, так и его муниципалитеты обладают, как принято говорить юридическим языком, публичной, то есть общественной собственностью. Следовательно, это понятие трактуется широко.

Это важно знать: несмотря, что обе формы подразумевают общий для всех характер публично-правовых имущественных отношений, они подразумевают разные виды полномочий и объектов права. Для государства это практически все объекты федерального значения (территории, здания и сооружения) и субъекты прав (субъекты РФ), тогда как для муниципалитетов это их поселения (города и села). Часто на территории конкретного субъекта РФ действуют оба режима публичной собственности.

Понятие публичной собственности

Публичная собственность

Согласно законодательству России государство точно такой же самостоятельный субъект права, подобно физическим и юридическим лицам. Но конкретно правом публичной собственности являются органы власти (федеральные или муниципальные).

Однако, юридическую ответственность за имущество и земли все же несут не они непосредственно, а государство или его конкретное публично-правовое образование (муниципалитет).

Ее можно определить по компетенции органа власти, закрепленной в законах РФ. Приведем несколько примеров.

Пример №1

Одним из самых известных способов изменения статуса публичного имущества является приватизация. По всей стране прошло несколько ее этапов, и вот в очередной раз приватизируются госучреждения и их земли. Эти процессы подразумевают переход собственности в частные руки, то есть в частную собственность.

Правом на акции и доли приватизируемых государственных и муниципальных компаний обладают различные комитеты и фонды по управлению имуществом. В случае нарушений процедуры приватизации, к примеру, продажей фондами имущества умышленно по заниженной стоимости частным владельцам, ответственность несут либо государство (если объект находился в компетенции федерального центра), либо администрация муниципального образования (города, села и т.д.).

Из этой статьи вы узнаете о функция и задачах Кадастровой палаты.

Читайте здесь для чего нужен проект межевания линейных объектов.

Пример №2

Исторические и культурные памятники часто служат объектом отчуждения вследствие вынужденно принимаемых решений на государственном уровне.

Правом проводить процедуру купли-продажи или передачи культурных ценностей наделены комитеты Министерства культуры РФ. Ошибки, потенциально допущенные ими, будут исправляться от имени государства, а не конкретно комитетом или фондом при министерстве. Например, необоснованная безвозмездная передача картин представителю музея другого государства может повлечь прямой материальный ущерб обществу.

Недостатки и явные преимущества публичной собственности

Плюсы

Если говорить о недостатках публичного правового статуса имущества, то здесь важно сделать одно замечание, их едва ли заметишь, и вот почему. С точки зрения владения самим государством или муниципалитетом объект может приносить одни убытки (содержание или отсутствие прибыли).

С другой стороны, если учитывать, что до сих пор в публичной собственности может оставаться земельный участок или квартира, то здесь обнаружится сразу несколько рисков для человека, владеющего ими на правах по договору социального найма. Он известен своими ограничениями и жесткими государственными положениями.

Например, наниматель не вправе продать государственное (публичное) жилье от своего имени и получить от этой сделки прибыль. Нарушая обязательные требования Жилищного кодекса РФ, наниматель может быть выселен на вполне реальных основаниях, без предоставления другой жилой площади. Собственниками являются ведомства или муниципальные органы власти.

Читайте здесь о функциях и задачах Росреестра.

Плюсы есть и они очевидны

Плюсы

Опять возвращаясь к теме повальной приватизации жилого фонда, продемонстрируем преимущество нахождения квартир в публичной собственности:

  • частники обязаны платить налог на имущество, а нахождение квартиры в публичной собственности освобождает граждан от подати;
  • в случае возникновения природных бедствий и утери публичного жилья, можно надеяться на скорое возмещение убытков в виде новой квартиры или дома;
  • наниматель всегда лучше защищен от мошенничества, чего нельзя сказать о частных собственниках при продаже квартир. Их просто нельзя будет забрать у нанимателей.

Это важно знать: квартиры, особенно выдаваемые в советский период государством, имели очень маленькую жилплощадь. Семьи разрастались, и возникала потребность в улучшении условий проживания. То есть существовала возможность получить более просторную жилплощадь. Подобные санитарные нормы действуют и сегодня. И только для обладателей квартир, находящихся в публичной собственности, доступно бесплатное расширение.

Из этого видео вы узнаете о праве собственности:

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:
+7(499) 703-42-21 — Москва
+7(812) 309-91-17 — Санкт-Петербург
+7(800) 500-27-29 доб. 482 — Россия (общий)
или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта ниже!
Все консультации у юристов бесплатны.

ПАО, ООО или кооператив: какие формы существуют и зачем

Закон делит организации не по видам деятельности — ООО и АО могут заниматься одним и тем же, но по-разному управлять компаниями и получать прибыль. В чем разница — в нашей статье.

Еще о компаниях:

Юрий Кочергин

Организации бывают коммерческими и некоммерческими

Все правовые формы организаций сначала делятся на коммерческие, некоммерческие, а потом на все остальные. Всё крутится вокруг денег: кто и сколько вкладывает, что получает, с кем делится.

Виды правовых форм — в общероссийском классификаторе

Вот основные коммерческие организации:

  • товарищества полные и на вере;
  • хозяйственные партнерства;
  • фермерские хозяйства;
  • хозяйственные общества — ООО, ПАО, АО;
  • производственные кооперативы, их еще называют артели.

Некоммерческих организаций больше, вот некоторые примеры:

  • общественные и религиозные организации;
  • благотворительные фонды;
  • некоммерческие партнерства;
  • казачьи общества;
  • бюджетные учреждения.

Еще бывают формы для физлиц — ИП, крестьянские хозяйства, нотариусы и адвокаты. Мы остановимся на коммерческих формах — там деньги и всё, что мы так любим.

Товарищества полные и на вере

Товарищество — это как компания друзей, которые скидываются на новый велосипед. В товарищества вкладывают деньги, автомобили, недвижимость, а если денег нет, но есть идеи, опыт и желание, всё равно можно стать участником. Товарищество как бы промежуточная форма перед ООО.

Максимальное количество участников

От двух до бесконечности

Уставной капитал

Любой, складывается из взносов участников

Ответственность

Субсидиарная. Отвечают имуществом товарищества, если недостаточно — личным имуществом каждого участника

Какие налоги платят

НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Полные товарищества состоят из предпринимателей и компаний, которые вносят свои деньги, а затем работают, чтобы получить прибыль. Если что-то пойдет не так, товарищество будет отвечать своими деньгами, а участники — личным имуществом.

Товарищество на вере работает немного иначе: есть участники товарищества, а есть вкладчики. Товарищество работает ради прибыли всех, вкладчики только дают деньги. Если что-то пойдет не так, товарищество отвечает всем имуществом, вкладчики отвечают только вкладами.

Бухгалтеры с ИП Иванов, Петров и Ершов объединились и создали бухгалтерскую фирму «Ершов и Ко». Они внесли свои вклады и вместе ведут бухгалтерии клиентов. Если фирма обанкротится, у бухгалтеров не отнимут дома и машины, чтобы покрыть долг — только вклады.

Заниматься товарищества могут чем угодно, это удобная форма, если нужно быстро собрать деньги на развитие дела или найти партнеров. Есть и риски — каждый участник товарищества занимается предпринимательской деятельностью наравне со всеми, поэтому рискованное решение одного повлияет на всех.

Общества с ограниченной ответственностью

Общества с ограниченной ответственностью — распространенная форма собственности. В такие компании несложно найти опытного бухгалтера, разобраться в нюансах налогов и отчетностей. В ООО может быть один учредитель, а может десять, но не больше 50 участников.

Максимальное количество участников

От одного до 50

Уставной капитал

От 10 000 рублей до бесконечности

Ответственность

В размере уставного капитала. В случае недобросовестности учредителя долги могут списать с финансового директора и бухгалтера

Какие налоги платят

На общей системе: НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Упрощенка, вмененка, сельскохозяйственный налог: налог по своей системе налогообложения, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

У ООО обязательно должен быть уставный капитал, который складывается из денег учредителей. Каждый может внести разную сумму или вложить свое имущество, это и будет его долей. Если что-то пойдет не так, соучредители отвечают своими долями и по административному кодексу, а гендиректор и главный бухгалтер могут получить уголовную ответственность.

Проблема ООО — бюрократия. Чтобы принять решение, каждый раз нужно собирать учредителей, и делать это по уставу и законам. На каждое действие — по десять документов, а если участники не могут договориться — приходится идти в суд.

С другой стороны, это еще и плюс — деятельность компании четко регламентирована, поэтому проще принимать решение и работать.

Акционерные общества

Акционерные общества делятся на публичные и непубличные, раньше их еще называли открытые и закрытые. Публичные теперь называются ПАО, непубличные просто АО. В таких обществах всё, как и в ООО, только вместо долей — акции.

Максимальное количество участников

Уставной капитал

От 100 000 рублей для ПАО и 10 000 рублей для АО до бесконечности

Ответственность

Какие налоги платят

НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Могут быть на упрощенке, тогда НДС и налог на прибыль заменит налог по своей системе налогообложения

Акционерные общества нужны, чтобы с помощью акций привлекать деньги. Эта форма собственности предназначена для среднего и крупного бизнеса. Преимущество такого общества перед ООО — практически нет ответственности, если возникнут долги, а еще в любой момент можно сменить собственников без изменения документов.

Открытое акционерное общество такое же, как закрытое, только в открытом акции могут покупать все желающие, а в закрытом — сначала акционеры, а потом обычные люди и другие компании.

Основная проблема акционерных обществ, как и ООО — нет «живых» денег. ИП может делать с прибылью что угодно — может развивать бизнес, может купить вагон шоколада и нырять в него. Деньги же ООО и АО не принадлежат учредителям, они могут получать только зарплату или дивиденды. Вторая проблема — бюрократия и регламенты, как и в ООО.

Хозяйственные партнерства

Хозяйственные партнерства — это почти те же акционерные общества, только вместо акционеров партнеры. У них нет акций, но есть вклады участников, которые идут на развитие и получение прибыли.

Максимальное количество участников

Уставной капитал

Любой, складывается из вкладов участников

Ответственность

Партнерство отвечает имуществом, не отвечает за своих участников

Какие налоги платят

НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Хозяйственные партнерства не могут выпускать ценные бумаги и давать рекламу в СМИ и на билбордах — им нельзя рекламировать себя. В таком партнерстве не может быть больше 50 человек.

Каждый участник партнерства вносит свой денежный вклад на развитие, но каких-либо лимитов нет — как договорятся, столько и вносят. Если что-то пойдет не так, отвечать личным имуществом они не будут, только суммой вклада.

Хозяйственные партнерства подходят консультантам, стартапам, инновационным и научным видам бизнеса. Такие партнерства могут спокойно работать в тени и не опасаться, что кто-то позаимствует их разработки — информацию о них не вносят в реестр юридических лиц.

Есть и риски — в законодательной свободе. Если между партнерами возникнет спор по вопросам, о которых не писали в уставе, государство никак не сможет помочь.

Фермерские хозяйства

Фермерские хозяйства — это союз уже не друзей или партнеров, а родственников. В таком хозяйстве есть глава — его основатель, он лично участвует в бизнесе, а также бабушки, дедушки, внуки, братья и сестры, муж или жена.

Максимальное количество участников

Родственники — не больше, чем из трех семей

Люди, которые не являются родственником главе хозяйства — не больше пяти человек

Уставной капитал

Ответственность

Субсидиарная. Участники отвечают своим имуществом и отвечают друг за друга

Какие налоги платят

Единый сельскохозяйственный налог. Не платят НДС, налог на прибыль и налог на имущество. Можно работать на упрощенке или общей системе

Хозяйство создает один человек, остальные вступают в него. Если члену семьи исполнилось 16 лет, он тоже может присоединиться к хозяйству.

Цель хозяйства — заработать на сельскохозяйственной отрасли. Можно разводить коров или индеек, выращивать пшеницу, арбузы и огурцы, завести пасеку.

Фермерские хозяйства подходят жителям сельских территорий, у которых есть большие семьи. Все члены хозяйства лично участвуют в его работе и объединены соглашением. Всё имущество хозяйства — совместная собственность участников, если о другом не написали в соглашении.

Если человек хочет выйти из хозяйства, то получает компенсацию его части.

Жена жителя Нижних Лапок устала от посевов и хочет уйти в криптотрейдинг. На старте она вложила 50 000 рублей на строительство теплиц и трактор, который стоил 100 000 рублей. Жена по закону не может потребовать часть земли или забрать трактор, но может получить компенсацию равную ее вкладу — то есть, 150 000 рублей.

Есть и риски — если создать фермерское хозяйство, нельзя привлечь наемного директора в случае проблем с бизнесом. А еще компенсацию можно прождать год — это долго, если решил вложиться в крипту уже завтра. Даже если уже вышли из фермерского хозяйства, выдохнуть можно будет только через два года — всё это время бывший участник несет ответственность в размере доли.

Производственные кооперативы

Производственный кооператив похож на партнерства и товарищества, но вступают в него все: ИП, компании, физлица. Заниматься кооперативы могут производственной или хозяйственной деятельностью: чинить одежду и обувь, производить консервы, устраивать свадьбы.

Ссылка на основную публикацию