Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Российское административное право

уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ от имени этих органов и учреждений такие дела рассматривают наделенные соответствующей компетенцией должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ ;.

Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

КоАП РФ существенно перераспределил компетенцию судов и иных субъектов административной юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Сейчас КоАП РФ установлено 67 субъектов административной юрисдикции федерального уровня.

В соответствии со ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23:

· судьями (мировыми судьями);

· комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

· федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

· комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

· уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

· административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Дела об административных правонарушениях от имени федеральных органов исполнительной власти рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица (гл. 23 Кодекса): руководители соответствующих органов, их учреждений, их заместители;руководители структурных подразделений и территориальных органов; иные должностные лица, уполномоченные осуществлять надзорные или контрольные функции.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, от имени органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ рассматривают уполномоченные должностные лица этих органов.

Согласно ст. 22.3 КоАП РФ в случае упразднения указанных в гл. 23 этого Кодекса или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи. К сожалению, формулируя данное положение, законодатель не определил, мировой судья или судья районного суда должен рассматривать дело.

Учитывая достаточно частое изменение структуры федеральных органов исполнительной власти, законодатель в гл. 23 КоАП РФ формулирует наименования субъектов административной юрисдикции таким образом, чтобы в случае упразднения ведомств или изменения их названия субъект юрисдикции фактически оставался тем же.

Статьей 23.1 КоАП РФ определены составы административных правонарушений, рассматриваемые судьями. При этом в ч. 1 этой статьи названо более 160 статей, правонарушения сформулированные в которых рассматриваются только судьей. К ним относятся многие правонарушениям, предусмотренные всеми главами Особенной части КоАП РФ, за исключением главы 21. Судьями рассматривается значительное число составов правонарушений, посягающих на права граждан; на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; в области охраны собственности; связи и информации; предпринимательской деятельности; финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; посягающих на институты государственной власти; против порядка управления; посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

В ч. 2 ст. 23.1 названо почти 100 статей КоАП РФ, дела о нарушениях которых рассматриваются в судебном порядке, если должностное лицо либо орган, к которому поступает дело, передает его на рассмотрение судье. Иными словами, ч. 2 ст. 23.1 определяет альтернативную судебную подведомственность. Судьи вправе рассматривать дела о правонарушениях, перечисленных в ч. 2 ст. 23.1, только тогда, когда другие субъекты административной юрисдикции, также уполномоченные их рассматривать, сочтут это необходимым. Такая передача дел судьям связана с тем, что уполномоченные их рассматривать орган или должностное лицо считают возможным применение к виновному наказания, назначить которую вправе только судья.

Если в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ закреплена подведомственность всех судей в целом, то ч. 3 этой статьи определяет подсудность разных видов судов (судей). При этом общее правило гласит, что дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями, если специальными нормами не установлено иное. Так, дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов. Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ и совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

В остальных, не являющихся исключениями случаях, как уже отмечалось выше, дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями.

Районные, городские, районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, т.е. лицами в возрасте от 16 до 18 лет, а также дела об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, родителями.

КоАП РФ установлено 65 органов системы исполнительной власти – субъектов административной юрисдикции. Органы внутренних дел обладают наибольшим объемом административно-юрисдикционных полномочий.

Согласно официальной статистике милицией ежегодно привлекается к административной ответственности до 90 млн. лиц, что составляет не менее 70 ‑ 75% всех привлекаемых в стране к административной ответственности. При этом милиция рассматривает дела о правонарушениях, предусмотренных почти 70 статьями КоАП РФ (ст. 23.3 Кодекса), что составляет около 30% статей его Особенной части.

Дела об административных правонарушениях рассматривают (ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ): начальники территориальных управлений, отделов внутренних дел и милиции, их заместители; начальники линейных управлений, отделов, отделений внутренних дел на транспорте, их заместители; начальники дежурных смен дежурных частей линейных подразделений органов внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции; сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения; старшие участковые и участковые уполномоченные милиции; некоторые другие сотрудники органов внутренних дел (милиции).

Районные, городские, районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, т.

Предмет доказывания, доказательства по делу, оценка доказательств

Предмет доказывания составляют обстоятельства, подлежащие выяснению по делу. К таким обстоятельствам относятся: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Их содержат показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства. Порядок получения доказательств по делу об административном правонарушении регламентирован законом. Не допускается использование в производстве по делу доказательств, полученных с нарушением закона.

Оценка доказательств. Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу [45. Гл. 26].

Не допускается использование в производстве по делу доказательств, полученных с нарушением закона.

Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (статьи с 23.1 по 23.84)

1. В случае упразднения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.

2. В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.

3. В случае изменения наименований указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений.

В случае упразднения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.

Вопрос № 44. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

КоАП (желательно почитать КоАП – раздел III, глава 22):

Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти (их около 60), их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Статья 22.2. Полномочия должностных лиц

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса, от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.

Органы внутренних дел (милиция), налоговые органы, таможенные органы, военные комиссары, органы государственной санитарно-эпидемиологической службы, многочисленные органы, осуществляющие государственный контроль и надзор (санитарный, ветеринарный, экологический, природоохранный, энергетический, пожарный, жилищный, строительный и т.п.)

Особенности рассмотрения дел арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают дела о правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии со ст. 23.1. КоАП РФ. По этим делам арбитражные суды выступают как органы административной юрисдикции, то есть, наказывающие от имени государства лиц, нарушивших нормы права. По общей логике производство по делу об административном правонарушении должно регулироваться КоАП РФ, поскольку это административное судопроизводство. Однако Высший Арбитражный суд разъяснил, что производство должно вестись по правилам АПК РФ. Таким образом, суд выступает как орган административной юстиции.

Обжалование постановления о назначении административного наказания осуществляется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Рассмотрение жалобы – это другое производство, другой вид процесса, т.к. при этом осуществляется судебный контроль за законностью назначения наказания, суд выступает как орган административной юстиции.

КоАП желательно почитать КоАП – раздел III, глава 22.

Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной КоАП РФ:

– судьями (мировыми судьями);

– комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

– федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

– комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

– уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Ведущее положение в системе органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, ныне занимают суды.

К исключительной подсудности судов общей юрисдикции и арбитражных судов отнесены дела об административных правонарушениях, предусмотренных почти половиной статей Особенной части Кодекса. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в федеральную систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии образуются в порядке, определяемом законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Наиболее многочисленным видом органов, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, являются федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, осуществляющие мероприятия по государственному контролю и надзору.

К учреждениям, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4), учреждения, осуществляющие государственный пробирный надзор (ст. 23.54).

К иным государственным органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, следует отнести, в частности, пограничные органы (ст. 23.10), а также военных комиссаров (ст. 23.11).

Наряду с определением компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и учреждений этих органов субъекты РФ могут создавать для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, также административные комиссии и иные коллегиальные органы.

Рассмотрение административными комиссиями дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена Кодексом, ныне не предусмотрено.

Законодательство об административных правонарушениях. Понятие административного правонарушения, система административных правонарушений. Отличие административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.

Законодательство об административных правонарушенияхсостоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Задачи законодательства об административных правонарушениях:защита личности; охрана прав и свобод человека и гражданина; охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения; защита общественной нравственности; охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности; защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Читайте также:  Список отделов ПФР Нерчинско-Заводский район, Забайкальский край. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

То есть признаком общественной опасности административного правонарушенияявляется посягательство в форме действия или бездействия на общественные интересы, которые включены в форме задач, охраняемых нормами административного права.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КОАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

– административным правонарушением является деяние: действие или бездействие;

– деяние является противоправным, т. е. нарушает установленные в государстве нормы поведения;

– деяние должно быть виновным;

– за совершение данного деяния предусмотрена административная ответственность.

С точки зрения состава административного правонарушения необходимо рассматривать его:

Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения. Административные правонарушения всегда связаны с нарушением установленных законом или иным подзаконным актом правил поведения физических и юридических лиц.

С точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений можно разделить на формальные (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними).

Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, нарушившем установленное правило и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, но оно может быть привлечено к ответственности лишь в случае виновного совершения противоправного действия или в случае виновного бездействия. Именно поэтому законодатель определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие).

Вина физического лица рассматривается как субъективное отношение лица, совершившего противоправное деяние, к факту его совершения. В этой связи КоАП РФ определяет признаки административного правонарушения, совершенного умышленно и совершенного по неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Отграничение административного проступка от преступления. Они отличаются по степени общественной опасности. Надо ввести толкование терминов общественной опасности и др. По объему понятия общественная опасность шире общественного вреда. Нужно отличать по всей совокупности признаков. В УК говорится, что преступлением является общественно опасное деяние. В административном праве, общественная вредность. Проступок является основанием административной ответственности. Между административными проступками нет качественных различий по степени опасности. За уголовное преступление ответственность предусмотрена только УК, у административного права источников ответственности множество: КоАП, федеральные законы, законы субъектов федерации.

· Различные меры взыскания за преступление и проступок.

· Различный порядок ведения дел.

· Различие правоприменительных органов: в уголовном праве только суд, в административном и другие органы.

· Различные сроки рассмотрения, за проступок более краткие.

· Отличие по субъективной стороне.

· По наступлению последствий. Если от пожара маленький ущерб, то предусматривается административная ответственность, если ущерб больших размеров, то уже уголовная ответственность.

· Субъективная сторона, объективная, результаты последствий это главное в административном проступке.

· Различаются по приговору суда, в административном праве его нет.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Судьи, органы должностные лица уполномоченные рассматривать дела об административном правонарушении. Общая характеристика ( гл. 22-23 КоАП РФ)

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

5) органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней;

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора

7) государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Еще следующие органы (ПРИВЕСТИ ПАРУ ПРИМЕРОВ ИЗ СПИСКА)

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Органы внутренних дел (полиция)

Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере

Органы экспортного контроля

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор

Органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения

Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области мелиорации земель

Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель

Органы, осуществляющие государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

Органы, осуществляющие федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов

Органы, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор

Органы, осуществляющие функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения

Органы, осуществляющие функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания

Органы, осуществляющие контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания

Органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды

Органы, осуществляющие государственный экологический контроль

Органы государственного энергетического надзора

Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений

Органы, осуществляющие государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств

Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии

Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор

Органы, уполномоченные в области авиации

Органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации

Органы, уполномоченные в области финансовых рынков

№78.Участники производства по делам об административных правонарушениях

Производство – отдельное дело, в рамках которого взаимодействуют как минимум две стороны (представитель государства и привлекаемый).

В КоАП РФ, в законах субъектов РФ об административных правонарушениях названы категории субъектов, принимающих участие в производстве по делам об административных правонарушениях.

Субъекты – участники дел, (часть из них – властные представители государства), которые могут влиять на исход дела. Граждане решающей роли не играют (вопрос решает одна сторона от имени государства), поэтому они чаще всего не являются субъектами административного процесса.

1. Органы исполнительной власти, их структурные подразделения (участники материальных и процессуальных правоотношений).

2. Должностные лица органов исполнительной власти, государственных организаций (участники материальных и процессуальных правоотношений).

3. Судьи, прокуроры (участники только процессуальных правоотношений).

В науке всех субъектов в зависимости от их процессуальной роли делят на 3 группы:

I. Возбуждение дела об административном правонарушении.

1.Представители государства, наделённые властными полномочиями и играющие решающую роль на всех стадиях производства. Они имеют право решать определённые вопросы, издавать индивидуальные акты.

а) Представители конкретных органов (в основном управленческих структур), которые имеют право возбуждать дело.

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях определены ст. 28.3 КоАП РФ.

б) На территориях субъектов РФ (по закону субъекта РФ об административных правонарушениях) есть и другие субъекты – представители Мэрии, Администрации.

в) То, что указано в КоАП РФ – самое основное, верхушка айсберга, поэтому органы, ведомства (указанные в ст. 28.3 КоАП РФ) издают свои акты, в которых конкретно указывают лиц, имеющих право составлять протокол.

II. Рассмотрение дела об административном правонарушении.

а) Дело рассматривает тот субъект, который его возбудил. Дело не выходит за пределы одного ведомства, в котором осуществляются основные процессуальные действия.

Это удобно: один составляет протокол, а его начальник этот протокол рассматривает. Если нарушитель понёс наказание, не было жалобы, то дело не выходит за пределы одного органа.

б) На каждой стадии в дело вступает новый представитель государства (один составляет протокол, возбуждает дело, второй его рассматривает, третий исполняет наказание).

Дело может возбудить один субъект, а передать на рассмотрение другому (представителю другого ведомства: судье, мировому судье). Т.е. к тем, кто рассматривает дело и принимает по нему решение, поступают уже готовые материалы.

С одной стороны это неплохо, т.к. рассматривают дело профессионалы в данной области. С другой стороны – дело в разных руках, и некоторая информация может потеряться.

III. Пересмотр дела об административном правонарушении.

На этой стадии участвуют в основном представители судебных органов.

IV. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

а) Субъект, который вынес постановление по делу

б) представители судебных инстанций (судебные приставы)

в) Субъект, который к постановлению не имеет отношения (например, бухгалтерия по месту работы правонарушителя)

г) Добровольное исполнение постановления правонарушителем. В этом случае со стороны государства никто не участвует.

При некоторых условиях, по определённым вопросам в производстве по делу может участвовать прокурор. Иногда его участие необходимо (по закону), а иногда прокурор сам решает этот вопрос.

Это удобно один составляет протокол, а его начальник этот протокол рассматривает.

Глава III ОРГАНЫ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА О ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Глава III ОРГАНЫ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА О ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Статья 393. Органы, уполномоченные рассматривать дела о правонарушениях Дела о правонарушениях рассматриваются: a) судебными инстанциями; b) прокурорами; c) административными комиссиями; d)

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях 1.

Вопрос № 44. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

КоАП (желательно почитать КоАП – раздел III, глава 22):

Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти (их около 60), их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Статья 22.2. Полномочия должностных лиц

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса, от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.

Органы внутренних дел (милиция), налоговые органы, таможенные органы, военные комиссары, органы государственной санитарно-эпидемиологической службы, многочисленные органы, осуществляющие государственный контроль и надзор (санитарный, ветеринарный, экологический, природоохранный, энергетический, пожарный, жилищный, строительный и т.п.)

Особенности рассмотрения дел арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают дела о правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии со ст. 23.1. КоАП РФ. По этим делам арбитражные суды выступают как органы административной юрисдикции, то есть, наказывающие от имени государства лиц, нарушивших нормы права. По общей логике производство по делу об административном правонарушении должно регулироваться КоАП РФ, поскольку это административное судопроизводство. Однако Высший Арбитражный суд разъяснил, что производство должно вестись по правилам АПК РФ. Таким образом, суд выступает как орган административной юстиции.

Обжалование постановления о назначении административного наказания осуществляется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Рассмотрение жалобы – это другое производство, другой вид процесса, т.к. при этом осуществляется судебный контроль за законностью назначения наказания, суд выступает как орган административной юстиции.

Рассмотрение жалобы – это другое производство, другой вид процесса, т.

Комиссии по делам несовершеннолетних лиц

Указанные государственные органы имеют право заниматься расследованием дел об административных правонарушениях, которые совершены в отношении несовершеннолетних лиц. Важно отметить, что указанные органы также ведут активную деятельность по защите прав несовершеннолетних лиц.

В особенности стоит обратить собственное внимание на то, что обозначенные учреждения имеют право вести расследования административных правонарушений, связанных с безбилетным проездом несовершеннолетних лиц на разных видах платного общественного транспорта, однако это возможно лишь в том случае, если такое дело поступило в комиссию от другого должностного лица или государственного органа.

выдворения за пределы РФ;.

50. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах компетенции:

Читайте также:  Как проверить и выбрать надежного застройщика при покупке квартиры в новостройке?

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными исходя из задач и функций.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

К учреждениям, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4), учреждения, осуществляющие государственный пробирный надзор (ст. 23.54).

К иным государственным органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, следует отнести, в частности, пограничные органы (ст. 23.10), а также военных комиссаров (ст. 23.11).

Наряду с определением компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и учреждений этих органов субъекты РФ могут создавать для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, также административные комиссии и иные коллегиальные органы.

Налоговые органы, Государственные семенные инспекции, Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, Таможенные органы и т.д. также рассматривают дела об административных правонарушениях.

Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать.

Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Четкое определение круга органов (должностных лиц), правомоч­ных вести производство по делам об административных правонару­шениях, имеет важное значение для обеспечения его эффективности. При этом ведущая роль отводится вполне закономерно судьям; их дея­тельность по рассмотрению и разрешению административных дел ха­рактеризуется в качестве существенной гарантии прав привлекаемых к административной ответственности лиц.

а) Судьи (в перспективе мировой судья) районных (городских) су­дов рассматривают значительное число административных дел по пра­вонарушениям, посягающим на права граждан(например, наруше­ние избирательных прав, законодательства о труде и его охране, о соб­раниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, при­нуждение к участию или отказу от участия в забастовках и т.п.); на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (например, незаконное врачевание занятие проституцией и т.п.); собственность (например, уничтоже­ние или повреждение чужого имущества, мелкое хищение и т.п.); ос­новы коммерческой деятельности например, занятие запрещенными видами такой деятельности и т.п.); финансы и систему налогообло­жения (например, воспрепятствование обследованию органом налого­вой службы или налоговой полиции производственных, складских и иных помещений и т.п.; порядок управления (например, неповинове­ние законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего, представителя органа государственного надзора и т.п.); общественный порядок и общественную безопасность (напри­мер, мелкое хулиганство и т.п.).

Установлено, что дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается административное взы­скание в виде административного выдворения из пределов Россий­ской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, административного ареста либо конфискации или возмездного изъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосред­ственным объектом правонарушения, лишения специального права, предоставляемого лицу, рассматриваются судьей.

б) Комиссии по защите прав несовершеннолетних, образуемые главами районной, городской, районной в городе администрацией сов­местно с соответствующими органами местного самоуправления, расс­матривают дела об административных правонарушениях, совершен­ных несовершеннолетними, а также о неисполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязательств по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении несовершеннолетних в употребле­ние спиртных напитков или одурманивающих веществ. Дела иного рода, например, о правонарушениях в области дорожного движения, рассматриваются комиссиями в тех случаях, когда орган (должност­ное лицо), к которому поступило дело, передает его на рассмотрение комиссии.

в) Органы Федеральной инспекции труда при Министерстве тру­да и социального развития Российской Федерации (Рострудинспекции) рассматривают дела о нарушениях законодательства о труде и охране труда, а также о непредоставлении информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения. От имени Феде­ральной инспекции дела рассматривают Главный государственный инспектор труда, руководители государственных инспекций труда, го­сударственные правовые инспекторы труда, государственные инспек­торы по охране труда.

г) Органы внутренних дел (полиции) рассматривают значитель­ное количество дел об административных правонарушениях. Напри­мер, это дела о незаконном приобретении или хранении наркоти­ческих средств в небольших размерах, о потреблении наркотических средств без назначения врача, о мелком хищении, о незаконном посе­ве и выращивании наркотикосодержащих растений, о действиях, уг­рожающих безопасности движения на железнодорожном транспорте и полетов, а также на водном транспорте, о нарушении правил государственной регистрации и прохождения государственного техни­ческого осмотра транспортных средств, о превышении установленной скорости движения, о незаконной торговле товарами (иными предме­тами), свободная реализация которых запрещена или ограничена, о незаконных операциях с иностранной валютой, о нарушении иммиг­рационных правил, о применении насилия в отношении должностных лиц органа, уполномоченного осуществлять административно-процес­суальные действия, о проживании граждан Российской Федерации без удостоверения гражданина (паспорта) или без регистрации, о мелком хулиганстве, о нарушении требований режима чрезвычайного поло­жения, о производстве, продаже, передаче, приобретении, хранении или ношении оружия, запрещенного в Российской Федерации и т.п.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов внутренних дел вправе: начальники и заместители начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел, начальники территориальных отделов отделений полиции и их заместители, на­чальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции, должностные лица Государственной автомобильной инспекции, а также другие сот­рудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соот­ветствующих правил.

д) Государственные органы, на которых возложено осуществ­ление контрольно-надзорных функций и полномочий. Их система крайне разнообразна, часто изменяема, что, естественно, уменьшает возможности реального и строгого контроля за законностью их дейст­вий. В настоящее время к числу таких органов отнесено 51 подразде­ление государственного аппарата. Все они осуществляют надзор за соблюдением физическими, а нередко и юридическими лицами специальных общеобязательных правил, нарушение которых влечет за собой административную ответственность. Это, например, органы санитарно-эпидемиологического надзора, государственного ветерина­рного Надзора, государственного экологического контроля, государст­венного контроля в сфере охраны и использования недр. Федерально­го горного и промышленного надзора Российской Федерации, государ­ственной противопожарной службы, государственной налоговой служ­бы, государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, государственного пробирного надзора, Федеральной пограничной службы, миграционной службы, государственной жилищной инспек­ции и т.д.

49.Доказательства по делу об административных правонарушениях: понятия и виды.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

· объяснения лиц, в отношении которых ведется производство по делу;

· показания потерпевшего, свидетелей;

· показания специальных технических средств;

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.

Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

; финансы и систему налогообло жения например, воспрепятствование обследованию органом налого вой службы или налоговой полиции производственных, складских и иных помещений и т.

Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

  1. Задачи, принципы и общие положения производства по делам об административных правонарушениях
  2. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

в иные должностные лица, осуществляющие в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.

Раздел III. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Глава 22. Общие положения

Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

1. В комментируемой статье закреплен перечень видов органов, которые могут быть наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, а также законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Перечень таких органов, объем полномочий каждого конкретного органа, перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, установлены нормами главы 23 Кодекса. Законами субъектов РФ об административных правонарушениях также должны быть установлены в пределах их компетенции перечни органов, должностные лица, которые вправе рассматривать дела об административных нарушениях. При этом вопрос о полномочиях того или иного органа в области рассмотрения дел об административных правонарушениях должен решаться законодателем с учетом положений комментируемой статьи, а также других статей главы 22 Кодекса.

2. Ведущее положение в системе органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, ныне занимают суды.

К исключительной подсудности судов общей юрисдикции и арбитражных судов отнесены дела об административных правонарушениях, предусмотренных почти половиной статей Особенной части Кодекса. Кроме того, в случае необходимости применения административного наказания в виде возмездного изъятия или конфискации предмета, явившегося орудием совершения или предметом административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, дисквалификации, а также административного приостановления деятельности на рассмотрение судей могут быть переданы дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями, перечисленными в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ.

Дела, отнесенные к юрисдикции судей, распределяются между мировыми судьями (большая часть дел), районными судьями, гарнизонными военными судьями и арбитражными судьями (см. комментарий к ст. 23.1).

3. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (с изм. и доп.) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в федеральную систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии образуются в порядке, определяемом законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (подробнее о составе, полномочиях и порядке деятельности комиссий по делам несовершеннолетних см. комментарий к ст. 23.2). Подведомственность дел об административных правонарушениях указанным комиссиям устанавливается настоящим Кодексом, а также законодательством субъектов РФ.

4. Наиболее многочисленным видом органов, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, являются федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, осуществляющие мероприятия по государственному контролю и надзору.

Как правило, федеральные органы исполнительной власти (ныне – это в большинстве случаев федеральные службы) реализуют свои полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях через свои специальные структурные подразделения, возглавляемые главными государственными инспекторами в соответствующей отрасли. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица территориальных органов, осуществляющих полномочия соответствующего федерального органа на территории одного или нескольких субъектов РФ или на иной закрепленной за ними территории.

5. К учреждениям, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4), учреждения, осуществляющие государственный пробирный надзор (ст. 23.54).

6. К иным государственным органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, следует отнести, в частности, пограничные органы (ст. 23.10), а также военные комиссариаты (военных комиссаров) (ст. 23.11).

Следует также иметь в виду, что в статьях главы 23 не используются официальные наименования федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, учреждений и территориальных органов. Законодатель лишь указывает отрасль государственного управления, с осуществлением государственного контроля (надзора) в которой связывается право рассматривать дела о тех или иных административных правонарушениях.

Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти решаются Президентом РФ в соответствии со ст. 112 Конституции РФ, ст. 12 и 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” (с изменениями).

7. Аналогичным образом с учетом положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (с изм. и доп.) должен решаться вопрос о полномочиях органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ в области рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством соответствующего субъекта РФ.

8. Наряду с определением компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и учреждений этих органов субъекты РФ могут создавать для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, также административные комиссии и иные коллегиальные органы.

Рассмотрение административными комиссиями дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена Кодексом, ныне не предусмотрено.

Статья 22.2. Полномочия должностных лиц

1. Дела об административных правонарушениях, отнесенных нормами главы 23 Кодекса к подведомственности федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, учреждений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор), рассматриваются единолично уполномоченными на то должностными лицами указанных органов, их подразделений и учреждений. Перечень таких должностных лиц и их полномочия установлены соответствующими статьями главы 23.

Должностные лица вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания лишь в пределах своих полномочий. Данную норму ч. 1 ст. 22.2 следует рассматривать в ее нормативном единстве с положением ч. 2 ст. 1.6 Кодекса о том, что применение уполномоченным на то должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанного должностного лица в соответствии с законом (см. комментарий к ст. 1.6).

Читайте также:  Детские пособия в Республике Ингушетия и Назрани в 2020 году

Полномочия должностных лиц определяются перечнем категорий дел, рассмотрение которых отнесено к их ведению (предметная компетенция), а также ограничены территорией, на которую распространяется юрисдикция соответствующих должностных лиц.

2. К числу руководителей федеральных органов исполнительной власти и их заместителей, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов, относятся, например, руководители федеральных служб: налоговой, таможенной, по надзору в сфере природопользования и их заместители.

К числу руководителей государственных учреждений, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся, в частности, начальники исправительных учреждений (ст. 23.4), начальники таможен (ст. 23.8).

К числу руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся, в частности, начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители (ст. 23.3).

Помимо руководителей федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений,их учреждений и территориальных органов дела об административных правонарушениях вправе рассматривать также их заместители.

3. К иным должностным лицам, осуществляющим надзорные или контрольные функции, относятся в первую очередь различные государственные инспектора. Нормами главы 23 Кодекса право рассматривать дела об административных правонарушениях предоставлено государственным инспекторам безопасности дорожного движения, государственным инспекторам дорожного надзора, участковым инспекторам органов внутренних дел, государственным инспекторам труда, государственным ветеринарным инспекторам и др. (см. комментарий к главе 23).

Помимо государственных инспекторов к должностным лицам, указанным в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, относятся также государственные санитарные врачи, военные комиссары, контролеры-ревизоры, билетные контролеры, иные уполномоченные на то работники пассажирского междугородного автомобильного транспорта, капитаны портов, капитаны портового надзора, капитаны судов, ревизоры по безопасности движения поездов, контролеры-ревизоры пассажирских поездов и др.

4. Законодатель субъекта РФ в праве самостоятельно решать вопрос о перечне должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ и отнесенных к подведомственности органов исполнительной власти субъектов РФ и их учреждений.

5. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи объем прав должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, как правило, не ограничен в зависимости от занимаемой должности. Однако в целях повышения гарантий соблюдения прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, а также повышения качества рассмотрения наиболее сложных дел из данного правила сделаны исключения.

Например, согласно ч. 3 ст. 23.3 начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, а также начальники линейных пунктов милиции в праве назначать административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа до трехсот рублей. В соответствии с ч. 3 ст. 23.24 не может превышать трехсот рублей административный штраф, налагаемый государственными инспекторами в зоне деятельности лесхозов по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 23.8 начальники таможенных постов вправе рассматривать лишь дела об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

Законодатель субъекта РФ при решении вопроса о полномочиях тех или иных должностных лиц в области рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законом РФ, вправе аналогичным образом ограничивать объем полномочий отдельных категорий должностных лиц.

Статья 22.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

1. Целью комментируемой статьи является обеспечение возможности рассмотрения должностными лицами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ дел об административных правонарушениях вне зависимости от изменений системы, структуры, организационно-правовой формы, подчиненности и наименования соответствующих органов.

2. Упразднение органа заключается в его ликвидации с передачей, как правило, его функций другому органу. Вопросы о порядке осуществления функций упраздняемого органа решаются путем дополнительного правового регулирования.

В целях исключения возможности применения мер административного принуждения органами, которыми такое право не предоставлено (см. комментарий к ст. 22.1), законодатель счел необходимым установить требование о внесении необходимых изменений соответственно в Кодекс (см. главу 23) или закон субъекта РФ. До внесения таких изменений дела, которые были подведомственны упраздненному органу, рассматривают судьи.

Вопрос о том, к подсудности какого именно суда относится дело, переданное в связи с упразднением органа или должности лица, уполномоченного рассматривать дело в соответствии с нормами главы 23 Кодекса или законом субъекта РФ, должен решаться с учетом положений законодательства о судебной системе Российской Федерации, устанавливающего полномочия судов, а также с учетом разграничения подсудности, закрепленной в ст. 23.1 Кодекса.

3. Преобразование органа предполагает изменение его организационно-правовой формы. При этом функции и полномочия преобразовываемого органа, а также весь комплекс связанных с ними прав и обязанностей переходят к органу, возникшему в результате преобразования. Иная реорганизация может заключаться в слиянии (объединении), присоединении, разделении, выделении (организационном обособлении) органов.

Переподчинение органа заключается в изменении его организационной подчиненности. При этом структура, функции и объем полномочий такого органа чаще всего не изменяются. Нередко переподчинение специализированных структурных подразделений и учреждений федеральных органов исполнительной власти осуществляется в случае упразднения или преобразования федерального органа, которому они подчинены.

Частью 2 комментируемой статьи установлено, что до внесения в Кодекс или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные преобразованным или иным образом реорганизованным органам дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.

4. Изменение наименования органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, в отличие от его преобразования не связано с изменением организационно-правовой формы, характера и объема полномочий или организационной подчиненности такого органа. По сути, переименованный орган продолжает осуществлять ранее установленные для него полномочия. Это положение закреплено в ч. 3 комментируемой статьи.

Аналогичным образом решается вопрос о полномочиях должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях в случае изменения наименований их должностей.

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

При этом структура, функции и объем полномочий такого органа чаще всего не изменяются.

Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Для обеспечения обоснованного, целесообразного, справедливого привлечения нарушителей к административной ответственности и назначения административных наказаний большое значение имеет определение круга государственных органов (должностных лиц), полномочных рассматривать и решать дела об административных правонарушениях.

Система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, отличается неоднородностью субъектов и построена по территориально-отраслевому принципу(гл.22-23 КоАП).

Cтатья 23.1-23.61 перечислят органы надзора и инспекции (60 органов) рассматривающие дела об административных правонарушениях.

Новый КоАП РФ закрепил более 400 видов административных правонарушений и все они подлежат рассмотрению полномочными органами (должностными лицами) из числа указанных 60 органов. Полномочия каждого из них точно определены в соответствующих статьях глав 22-23. Рассмотрение наибольшего числа правонарушений отнесено к полномочиям судей. Органы внутренних дел рассматривают, согласно ст.23.3 КоАП, дела более чем по 50 видам правонарушений, среди них нарушения порядка работы транспорта, дорожного движения, охраны общественного порядка и другие.

В отличие от некоторых органов управления, где правом рассмотрения административных правонарушений наделены многие должностные лица, в органах внутренних дел таким правом наделены в основном руководители органов и их заместители. Кроме них рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания , например в органах внутренних дел (милиции) вправе:

– начальники (заместители) отделений (отделов, управлений) ГИБДД, командиры подразделений дорожно-патрульной службы, их заместители, государственные инспекторы дорожно-патрульной службы и другие работники ГИБДД, имеющие специальные звания;

– участковые уполномоченные милиции.

Так, в соответствии со ст. 23.3 КоАП начальники органов внутренних дел и их заместители рассматривают дела:

– о мелком хулиганстве;

– о распитии спиртных напитков в общественных местах;

– о появлении в общественных местах в пьяном виде,

– о нарушении правил, обеспечивающих безопасность движения транспорта и правил пользования средствами транспорта;

– о нарушении правил въезда в пограничную зону и пребывания в ней и др. Административную юрисдикцию органов внутренних дел отличает также единоличный порядок рассмотрения и разрешения дел об административных проступках.

Согласно действующему законодательству дела об административных правонарушениях рассматриваются (ст. 22.1 – 23.61 КоАП РФ):

1. Судьями (мировыми судьями) ст.23.1 КоАП РФ. Напомним , что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции и вправе рассматривать самые разные дела, которые не противоречат закону о таких судьях, но только на своём участке, определённым местным законодательным органом, в котором количество жителей должно быть не более 30 тысяч(судья по месту жительства, для разрешения житейских вопросов). Например, дела о расторжении брака, выдача судебных приказов, если нет имущественных претензий. Судья заболел –председатель суда может поручить вести дела соседнему мировому арбитру. Федеральный закон от 4.2.2005г «О мировых судьях» внёс изменения в ст.3 , который расширил полномочия мировых судей. Например, судья может рассматривать в первой инстанции: уголовные дела по которым наказание предусмотрено в виде лишения свободы до 3 лет(ст.31 УПК РФ); установлен точный перечень гражданских дел; дела о выдаче судебного приказа; о расторжении брака(если нет спора о детях); дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающим 500 МРОТ на день подачи заявления; дела о разделе имущества совместно нажитого независимо от цены иска; семейные дела (за исключением об оспаривании отцовства; о установлении и лишении родительских прав); дела о трудовых отношениях(за исключением о делах где требуется восстановлении на работе и дел о коллективных трудовых споров ); дела о определении порядка пользования имуществом. Мировые судья рассматривают дела об административных правонарушениях отнесённые к компетенции мирового судьи КоАП РФ.

2. Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2 КоАП РФ);

3.Уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

4.Административными комиссиями, иными коллегиальными органами (ст. 22.1 КоАП РФ);

5.Должностными лицами от имени соответствующих федеральных органов исполнительной власти их учреждений, их заместителей;

6.Органами внутренних дел (милиция) ст.23.3 КоАП РФ;

7.Органами государственных инспекций и другими органами /должностными лицами/, уполномоченными на то законода­тельными актами (например: налоговые органы, военные комиссары, таможенные органы, органы и войска пограничной службы и др.(ст. 22.1-23.61 КоАП РФ).

Следующий вопрос, связанный с процессуальной характеристикой стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях – о лицах, участ­вующих в производстве. К ним относятся: лицо, совершившее правонарушение, потерпевшие; законные представители: адвокат; свидетели; эксперты; перево­дчики, понятые, специалисты. Безусловно, участником является также орган /должностное лицо/, уполномоченный на рассмотрение и разрешение дел, и должностное лицо, возбудившее данное дело.

Кодекс РФ «об административных правонарушениях» (ст. 25.1-25.11 КоАП РФ) определяет про­цессуальный статус каждого лица, участвующего в деле, и каждой стороны, акцентируя при этом внимание на правах и обязанностях лица, привлекаемого к административной ответственности.

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, а также по месту учёта транспортных средств.

Установлены определённые сроки рассмотрения таких дел. Как правило, они рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения органом /должностным лицом/, правомочным рассматривать дело, протокола об адми­нистративном правонарушении и других материалов дела. Некоторые дела в установленных законом случаях рассматриваются в сокращенные сроки (например, административный арест, не позднее 48 часов с момента задержания лица).

Порядок рассмотрения дела установлен следующий. Начинается оно с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Затем председательствующий или долж­ностное лицо объявляют, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается, к административной ответственности. Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности. После оглашения протокола о право­нарушении заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении, исследуются доказательства, разрешаются ходатайства, заслушивается заключение прокуро­ра, если он участвует в рассмотрении дела, выясняются обстоятельства, от ко­торых зависит решение. При рассмотрении дела ведётся протокол, в котором фиксируются все процессуальные данные.

Завершается данная стадия вынесением постановления по делу об адми­нистративном правонарушении, которое должно содержать следующие рекви­зиты: наименование органа /должностного лица/, вынесшего постановление, сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение об­стоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения де­ла. Копия постановления в течение трёх дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

Пересмотр постановления является факультативной стадией и состоит в обжаловании или опротестовании постановления, но делу (ст. 30.1- 30. 11 КоАП РФ).

Обжалование постановления о наложении административного взыскания может быть осуществлено лицом, в отношении которого оно вынесено, а так же потерпевшим, а от имени привлечённого к административной ответственности – адвокатом.

Обжалование производится в вышестоящий орган /вышестоящему долж­ностному лицу/ или в суд в десятидневный срок со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он, по заявлению жалобщика, может быть восстановлен органом /должностным лицом/, правомочным рассматривать жа­лобу. Подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение об­жалуемого постановления, за исключением обжалования предупреждения, ад­министративного ареста и штрафа, налагаемого на месте совершения правона­рушения.

Жалоба рассматривается правомочным органом /должностным лицом/ в десятидневный срок со дня ее поступления.

Опротестование постановления о наложении административного взыска­ния осуществляется прокурорами Сроки рассмотрения протестов, порядок и последствия их принесения такие же, как и при обжаловании.

Отмена постановления и прекращение дела влечет за собой возврат взы­сканных сумм, возмездие изъятых и конфискованных предметов, а также отме­ну других ограничений. При невозможности возврата предмета возмещается его стоимость.

Исполнение постановления о наложении административных взысканий – заключительная обязательная стадия производства. Как правило, постановление подлежит исполнению с момента его вынесения. При наличии обстоятельств, вследствие которых немедленное исполнение в виде административного ареста, исправительных работ или штрафа /за исключением взыскания его на месте со­вершения правонарушения/ невозможно, орган /должностное лицо/, вынесшее постановление, может отсрочить его исполнение на срок до одного месяца.

В случае издания акта амнистии, если он устраняет применение админи­стративного взыскания, отмены акта, устанавливающего административную от­ветственность либо смерти виновного в правонарушении, исполнение поста­новления прекращается.

Предусматривается давность исполнения постановления. Так, не подле­жит исполнению постановление, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения. Это не относится к конфискации кон­трабанды, которая производится независимо от времени обнаружения

Действующим законодательством установлен определенный порядок ис­полнения постановлений о наложении различных видов административных взысканий.

Иногда отдельные виды производства по административным правонару­шениям дополнительно регламентируются специальными нормативными актами ведомственного характера. Так, Министром внутренних дел РФ от 23 марта 1993 года была утверждена “Инструкция по организации в ор­ганах внутренних дел производства по делам об административных нарушени­ях, правил дорожного движения и иных норм, действующих в обеспечение безопасности дорожного движения”. Таможенный кодекс РФ регламентирует производство по делам о нарушении таможенных правил более детально, чем Кодекс РФ «об административных правонарушениях».

Такова общая характеристика административной ответственности как одного из видов административного принуждения , одного из видов юридической ответственности, в государственном управлении.

Дата публикования: 2014-10-25 ; Прочитано: 5440 | Нарушение авторского права страницы

Обжалование постановления о наложении административного взыскания может быть осуществлено лицом, в отношении которого оно вынесено, а так же потерпевшим, а от имени привлечённого к административной ответственности – адвокатом.

Добавить комментарий