Как защитить авторские права фотографа? (часть 1: способы предупреждения нарушения авторских прав на фотографии)

6. Может ли фотограф выложить в интернете фотосессии клиентов для рекламы услуг?

Коротко. Может, если не продал клиенту исключительные права и взял согласие на публикацию. Но стоит убедиться, что клиенты действительно не против.

Подробно. У фотографа могут быть проблемы, если клиент не соглашался на публикацию фотосессии. Клиент может через суд забанить лендинг и взыскать моральный вред по ст. 152.1 ГК РФ.

Часто клиенты не вчитываются в договор и не замечают пункт о публикации снимков для рекламы услуг. Получается, формально согласие есть, но на деле человек не хочет, чтобы его семейные фото выложили на всеобщее обозрение. Поэтому спросить согласие клиента лучше дважды — так сохранится имидж.

Часто клиенты не вчитываются в договор и не замечают пункт о публикации снимков для рекламы услуг.

Как защитить авторские права фотографа? (часть 1: способы предупреждения нарушения авторских прав на фотографии)

Автор статьи: Дмитрий Лидов
Если вам нужна бесплатная юридическая консультация – жмите сюда

Эта статья посвящена одной из самых волнующих для фотографов тем – способам и методам защиты авторских прав. Для удобства понимания статья разделена на 2 части:

Первая часть посвящена предупредительным мерам по защите. То есть как фотографу максимально себя обезопасить от возможного нарушения своих прав и как другим людям показать, что ваши фотографии просто так брать и использовать нельзя. Предупредительные меры являются крайне важными, т.к. при грамотном их использовании фотографу можно существенно упростить свою жизнь.

Вторая часть статьи посвящена мерам защиты, когда право фотографа уже нарушили. Например, если кто-либо без разрешения фотографа начал использовать фотографию: разместил в Интернете, журнале, на баннере, рекламной продукции или каком-либо СМИ.

Храните у себя оригиналы фотографий в формате RAW.

Фотографам

В каких случаях публикацию работ нужно согласовывать с заказчиком.

Рекомендации по защите авторских прав на фотографии

Рекомендации предоставлены юристом Вадимом Колосовым

Старайтесь не передавать (даже заказчику) свои фотографии в формате RAW, а также иные исходные и рабочие файлы. Например, файл в формате Photoshopa (psd) может быть хорошим доказательством Вашей работы над фотографией.

Заносите в настройках фото-камеры данные о себе (поле owner / владелец, authour / автор и т.п.). Укажите данные таким образом, чтобы не составляло проблем установить Вашу личность. Как минимум: имя, фамилия и иная информация (например, адрес Вашего сайта или номер паспорта или др.).

На фотографиях, размещаемых в Интернете, а при возможности на всех иных своих фотографиях и при любых иных способах использования (в том числе при печати фотографий в журналах) размещайте на самой фотографии информацию об авторе. Принятый формат: © Имя-Фамилия Автора, Год первого опубликования (например, © Иван Иванов, 2008). Не лишним будет дать ссылку на свой сайт, особенно если Вы публикуете фотографии под псевдонимом. Обратите внимание, что ст. 1271 Гражданского кодекса оповещает об исключительном праве (это имущественные права авторов), поэтому в случае, если Вы создаете фотографию по заказу и передаете все права заказчику (передаваться могут только имущественные права), то заказчик может обоснованно возражать против указания Вас в копирайте (в качестве правообладателя), а указать себя. Вы же можете настаивать на указании Вас в качестве автора (по закону у Вас есть такое право – ст. 1265 Гражданского кодекса), тогда вместо значка копирайта (©) Вы можете указать «Автор:». Ст.1300 Гражданского кодекса предусматривает конкретный размер компенсации за нарушение неимущественных прав (удаление информации об авторстве или правообладателе), а ведь нарушители почти всегда удаляют или обрезают информацию об авторе и/или знак копирайта.

Здесь же применимы и такие общие способы защиты авторских прав, как: распечатка фотографий в большом формате – экспертиза может определить примерное время печати, а соответственно – установить Ваш временной приоритет – приоритет обладания фотографией в определенный период времени; нотариальное удостоверение; запись файлов на одноразовый финализированный диск; «регистрация» авторских прав в организациях по коллективному управлению авторскими правами; публикация фотографий в периодических и/или иных изданиях и др.

Имущественные права автора могут быть переданы только на основании договора о передаче прав. Использование фотографий третьими лицами без договора является незаконным и подлежит ответственности. Так, статья 1301 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность правообладателю (изначально фотографу, если права на использование фотографий не переданы им другим лицам) требовать компенсации в случае нарушения его исключительного права в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей. При этом согласно статье 1252 Гражданского кодекса РФ фотограф вправе требовать от нарушителя компенсацию за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуального деятельности (за каждое отдельное применение фотографии), либо за допущенное правонарушение в целом. Большое преимущество указания себя в качестве автора на фотографии заключается в том, что если кто-то использовал Вашу фотографию без Вашего разрешения, то по закону минимальная компенсация за такое нарушение авторских прав составит не 10 000, а 20 000 р. за одну (каждую) фотографию (хотя суд и не всегда рассматривает в качестве отдельного «случая» каждую фотографию)! Это значит, что фотограф может потребовать денежную компенсацию, как за каждое использование его фотографии, так и за совокупное использование фото.

Рекомендации по защите авторских прав на фотографии.

Фотографы начинают и выигрывают

или Как подготовить атаку на нарушителей авторского права

С Федором Кравченко мы познакомились на фестивале рекламной фотографии «Мастер-2017», где он проводил семинар «Авторское право в фотографии». Разъяснение терминов, разбор конкретных ситуаций, сильные и слабые стороны позиции фотографа — слушатели продолжали общаться с профессиональным юристом и после завершения его выступления. Дискуссии, которые я услышал, еще раз подтвердили, что в большинстве своем отечественные фотографы обладают весьма поверхностными знаниями в области авторского права. В этом интервью я решил задать Федору Кравченко самые принципиальные вопросы.

Федор Кравченко – управляющий партнер в Коллегии медиа-юристов. Один из лучших специалистов в области авторского права и медиаправа.

Как правило, наиболее часто фотографы обнаруживают нелегальное использование своих работ в интернете. Что вы порекомендуете сделать в этом случае?

Совет очень простой: как только увидели свою фотографию, сразу зафиксируйте этот факт, зафиксируйте доказательство использования изображения. Нужно сделать снимок экрана (скриншот), сохранить его, распечатать изображение и сохранить положить в папку. Затем отправить ссылку знакомому и попросить его сделать то же самое, прислав вам результаты. В случае необходимости это будет лишним доказательством того, что неправомерное использование вашей работы действительно имело место. Если вы понимаете, что вам предстоит сложная битва с крупным нарушителем за большие деньги, то после «самодельной» распечатки скриншотов стоит зафиксировать факт нахождения ваших фотографий на чужом сайте у нотариуса путём оформления протокола осмотра доказательств. У нотариуса нужно написать заявление (он объяснит как), в котором следует указать ссылку на нужный вам ресурс и дать объяснение, как его можно найти. Сейчас это нотариальное действие доступно почти во всех нотариальных конторах. Процедура довольно простая. В результате вы получаете протокол осмотра доказательства в сети. Услуги нотариуса обойдутся вам от 3 до 30 тыс. руб. Сумма ориентировочная и зависит от конкретной ситуации (в первую очередь, от количества фотографий и переходов по ссылкам).

Получив ваше заявление, нотариус обязан пригласить для участия в осмотре заинтересованных лиц, прежде всего – владельца сайта. Делать это некоторые нотариусы не любят, поскольку задача чревата для них долгими и иногда конфликтными объяснениями с вашими потенциальными оппонентами-нарушителями. Поэтому многие нотариусы предлагают указать в заявлении, что осмотр не терпит отлагательств, поскольку нарушитель авторских прав может удалить спорные материалы со своего сайта. Иногда в самых ответственных случаях мы проводим нотариальный осмотр дважды: первый раз без вызова нарушителя в качестве заинтересованного лица, а второй раз – вызывая его телеграммой от имени нотариуса для участия в осмотре его сайта. Как правило, уже на этом этапе нарушители оперативно удаляют спорные материалы и начинают искать способы для примирения (например, предлагают выплатить компенсацию или заключить лицензионный договор с приемлемым вознаграждением).

Наконец, последний способ обеспечить доказательства – обратится с соответствующим заявлением в суд. Несмотря на то, что такое заявление об обеспечении доказательств носит предварительный характер (это ещё не иск), его составление требует профессиональной работы юриста. В случае если судья удовлетворяет такое заявление, осмотром сайта и составлением протокола, с формальной точки зрения, будут заниматься судебные приставы-исполнители, но фактически, конечно, большую часть работы за них придётся выполнить самому заявителю. Для начинающих свою судебную «карьеру» фотографов, действующих самостоятельно, мы этот способ не рекомендуем. После того как вы закрепили доказательства, нарушение перестаёт быть вопросом эмоций: «Ах, мою фотографию взяли без разрешения!», а становится документально зафиксированным деликтом – нарушением ваших имущественных и, возможно, неимущественных прав, влекущем установленную законом ответственность для нарушителя. Таким образом, минимально необходимая отправная точка для защиты исключительного прав фотографа – это распечатка сайта.

В то же время я знаю практику, когда фотографы просто пишут или звонят сотрудникам, или владельцам, сайта и бросят убрать снимок. Таким образом, конфликтная ситуация решается проще и бесплатно.

Безусловно, можно поступать и так. В принципе, можно ничего не делать: «Воруют мои фотографии, и ладно». Я говорю именно о юридическом подходе. Ведь если вы звоните, то увеличивается вероятность того, что ваши фотографии просто удалят, а у вас не окажется доказательств для взыскания через суд компенсации за нарушение ваших прав. А свою работу надо ценить. Поэтому еще раз повторю алгоритм действий. Скриншот — распечатка — ссылка другу — поход к нотариусу — протокол. И после этого следует составить претензию. На этом этапе я рекомендую привлечь профессионального юриста, иначе можно «наломать дров», поскольку с противоположной стороны точно окажется профессионал своего дела. Вести переговоры без юриста можно, но это как лотерея. Может, повезет, а может, и нет.

А можно просто позвонить и сказать, что имеется доказательство и предложить урегулировать вопрос?

Не могу запретить, но скажу, что это слабый ход. Вы проинформируете своих оппонентов о наличии претензии, но у вас не окажется никаких материальных следов вашего обращения для их возможного представления суду в качестве доказательства попытки досудебного (претензионного) урегулирования спора. Поэтому письменная претензия лучше телефонного разговора. Вы с юристом готовите текст и отправляете его нарушителю ваших прав заказным письмом. К слову, мы по умолчанию имеем в виду, что фотограф уверен в своей правоте. Что его фотография была использована действительно незаконно. А ведь ситуации бывают разные. Права на изображение покупаются и продаются. Фотограф может не знать какие-то факты, и в результате оценит ситуацию ошибочно. Учесть нюансы как раз и призван юрист.

Что делать, когда претензия отправлена?

Просто ждать. Знаете, это как в быстрых шахматах, когда каждому сопернику дается определенное количество времени, например, по 20 минут. Вы сделали ход, нажали кнопочку на часах, и теперь смотрите, как ваш соперник мучается, а время работает на вас. Ваши часы стоят, а его тикают. Так и в нашей ситуации. Каждый день, пока ваш оппонент думает, это ваше преимущество. Спустя, допустим, неделю, сделайте еще один скриншот, еще одну распечатку, еще раз пошлите ссылку другу. В будущем в суде это поможет доказать «злостность» нарушения – то, что длилось оно долго, и то, что, даже получив вашу претензию, нарушитель не удалил фото с сайта, добровольно не прекратил нарушение. И это «благотворно» повлияет на размер взыскиваемой с него компенсации.

Какой ответ ожидать?

От юриста с той стороны обязательно придет запрос, чтобы фотограф подтвердил свое авторство. Если фотограф прав, то его претензии с большой вероятностью будут удовлетворены на этом этапе — досудебном. Вообще вопрос часто решается на основе простого финансового анализа. Менеджеры и юристы просчитывают, во сколько им обойдутся выплаты по суду, сравнивают с теми суммами, которые запросил фотограф, оценивают временнЫе затраты и принимают решение. Поэтому в претензии нужно обозначить разумные суммы.

Можно ли говорить, что, будучи записанными на диктофон, подобные обращения со стороны фотографа «дайте мне денег за то, что вы нелегально используете мою фотографию», могут быть восприняты, как шантаж?

Нет. Даже если фотограф позвонит и вежливо скажет о своих претензиях и озвучит сумму компенсации, в этом нет ничего криминального. Однако все же общение с оппонентом лучше вести в письменной форме по почте. В принципе, урегулировать вопрос можно и совсем без звонков и личных встреч с нарушителем. Вы отправляете претензию, они ее принимают, запрашивают у вас реквизиты, копии документов и проч., переводят деньги. Все! Если договориться не удается, тогда дело передается в суд.

Читайте также:  Изменение трудовой функции работника по инициативе работника или работодателя

Можно ли сказать, сколько процентов подобных конфликтов решается в досудебном порядке и сколько в суде?

Точной статистики не существует. Если говорить об эмпирических данных, то все претензии нужно разделить на условно разумные и условно неразумные. Разумные — это когда у правообладателя имеются доказательства использования, суммы, на которые он претендует, разумные, а у его оппонента нет никаких правовых оснований для использования фотографий. В таких случаях в суд попадает всего около 25-30 процентов дел, и в основном «по глупости» со стороны нарушителя. Неразумные претензии — это когда правообладатель требует неадекватных по размеру компенсаций или когда его оппонент знает, что имел право законно использовать эти фотографии (например, купил их в фотобанке, в который их продал сам фотограф, но потом забыл об этом). В суд попадает до 90 (девяносто) процентов таких дел. Еще раз подчеркну: в своих действиях ответчик чаще всего руководствуется чистой арифметикой — что выгодно, что нет.

Как авторское право реализуется в нашей стране?

В законодательном плане имеется все необходимое, чтобы люди могли защищать свою интеллектуальную собственность. Вопрос заключается в том, а насколько полно эти возможности реализуются? В то же время отмечу, что эта область стремительно развивается, по сравнению с остальными. При этом для обывателя базовые положения авторского права не меняются уже лет десять. Для профессионалов, напротив, изменения происходят чуть ли не каждый день. К слову, почти любая средняя или крупная юридическая фирма ведет сейчас дела, связанные с интеллектуальной собственностью.

Замечу, что в 2000-х годах многие стали приобретать легальное программное обеспечение. В 1990-х такое поведение было редкостью. Основная причина в том, что цены стали доступными, и многие люди получили возможность стать легальными пользователями, о чем они раньше только мечтали. Один мой знакомый принципиально не скачивает в интернете композиции любимых музыкальных групп, а покупает компакт-диски. Правда, в последнее время наметилась обратная тенденция. Одна известная компания-производитель графических программ подняла абонентскую плату на свои продукты, и пользователи задумались, а нужно ли продолжать сотрудничество.

Очень интересные факты. Важная причина, которая сдерживает рост легального пользования контентом, заключается в том, что у нас непопулярны юридические (легальные) методы решения проблем в бизнесе. В свою очередь, это обусловлено и сложностью поиска квалифицированного юриста с вознаграждением доступного размера. Как следствие, люди к ним мало обращаются, считают, что решать проблемы в суде бессмысленно. Мыслят в категориях: «Я им пригрожу, они испугаются и заплатят». Как вы понимаете, тут возникают уже другие проблемы, причем более серьезные. Профессиональный юрист редко когда скажет, что ситуация безнадежная. Но также он не станет обещать 100-процентную победу. Скорее он назовет наиболее вероятные варианты развития событий.

Не являются ли некоторые положения авторского права абсурдными? Например, если я буду громко слушать музыку на лесной поляне около озера, то меня можно привлечь за нарушение прав авторов и исполнителей композиции — публичное исполнение произведения? Если я повешу календарь рок-группы около рабочего стола, ко мне тоже можно предъявить претензии?

Каждый случай нужно рассматривать отдельно. Поэтому на основе ваших фантазий я попробую смоделировать конкретные ситуации. За музыку на поляне в лесу вам ничего не будет. Слушайте на здоровье! Но если вы являетесь индивидуальным предпринимателем, продаете на поляне в лесу воздушные шарики, и рядом звучит музыка, то окажется, что вы используете объекты исключительного права авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм. В последнем случае ключевое слово «использовать». Вы не просто слушаете музыку, вы используете ее путём публичного исполнения для стимулирования продаж воздушных шариков. Аналогично и с календарем. Если он висит в таком месте, где его кроме никто, ваших друзей и родственников, не видит, допустим, дома или в персональном шкафчике на производстве, проблем нет. А если вы повесили его в том месте, где бывают ваши потенциальные клиенты, то вы уже «используете» этот календарь для привлечения потребителей ваших услуг, продукции. И если грамотно собрать все доказательства, вас можно хорошенько наказать за нарушение авторских прав. Однако этим, к сожалению (или к счастью для вас), никто заниматься не будет — см. причины выше. Есть гораздо более серьезные нарушения, где цифры компенсаций и гонораров для юристов выше. Такова реальность.

Alpha-советы

1. Как только обнаружили свою фотографию на чужом сайте, сделайте скриншот, распечатайте это изображение.

2. Отправьте ссылку на страницу вашему знакомому.

3. Если дело серьёзное – дополнительно сходите к нотариусу и попросите его «и нотариально заверить полученное доказательство».

4. Найдите юриста, который специализируется в области авторского права. С его помощью составьте «претензию» и отправьте ее по обычной (бумажной) почте заказным письмом в организацию, которой принадлежит сайт, где размещена ваша «украденная» фотография.

5. Подготовьте доказательства ваших авторских прав на проблемное изображение.

6. Доверяйте вашему юристу или замените его. Это нормальная практика.

7. Будьте готовы к тому, что вам потребуется в среднем месяца два для получения компенсации в досудебном порядке и до года, если дело дойдет до суда.

Как авторское право реализуется в нашей стране.

Авторское право: как безопасно использовать фото из интернета

Время чтения: 10 минут

Нет времени читать? Оставьте почту — пришлём ссылку на статью.

Бывает, предпринимателю нужны фотографии для сайта, листовок или чтобы напечатать на сувенирах. Он втихаря скачивает картинки из интернета, использует для рекламы, а спустя несколько месяцев получает повестку в суд. Фотографии охраняются авторским правом. Те, кто использует их без разрешения, рискуют попасть на штрафы в десятки, а иногда сотни тысяч рублей.

Рассказываем, что такое авторское право, как его не нарушить и где взять фотографию для бизнеса.

Время чтения 10 минут.

Как защитить авторские права фотографа? (часть 1: способы предупреждения нарушения авторских прав на фотографии)

Q: Охраняется ли фотография авторским правом?
A: На этот вопрос может быть только один ответ — утвердительный. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», принятый в 1993 году, среди предметов, охраняемых авторским правом, прямо называет «фотографические произведения и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии».
Фотографию, в первом столетии ее существования, считали ремеслом. К ней относились как к способу точного, документального изображения. Снимки представляли собой лишь копии действительности. В последнии 40-50 лет творческое использование фотокамеры превратило фотографию в полноценный вид изобразительного искусства. Другими словами, фотография и искусство сейчас находятся в плотном взаимодействии.

В Европе фотографию, на протяжении долгого времени, не считали за искусство, в противоположность США, где уже с давних пор музеи активно занимались коллекционированием снимков и даже включали их в постоянные экспозиции.
Автоским правом охраняются как негативы (черно-белые и цветные), слайды, цифровые имиджи, так и отпечатки с них. Если негатив или слайд утрачены, а отпечатки с них сохранились, то они охраняются «на правах оригинала». Это значительно повышает ценность таких фотоотпечатков. На Западе есть фотографы, уничтожающие негативы после создания первых пяти-десяти отпечатков. Их стоимость, из-за невозможности создания дополнительных копий, становится очень высокой.

Q: Как отличаются личные и имущественные права фотографа?
A: За фотографом закрепляются определенные права: личные и имущественные.
Личные права неотделимы от авторских, а вот имущественные права могут быть переданы автором или перейти по закону к другим лицам — гражданам или организациям.
Скажем, пожилой фотограф на склоне лет решил передать свою фототеку городскому архиву за определенное вознаграждение. В этом случае, после заключения договора между частным и юридическим лицом, происходит передача имущественных прав архиву. Теперь архив вправе распоряжаться полученной фототекой, используя снимки, скажем, для выставок и публикаций. Однако, при этом личные права фотографа должны соблюдаться: под снимками воспроизводится фамилия автора.
Имущественные права закрепляют за фотографом ( или иным владельцем исключительных авторских прав) право разрешать или запрещать использование фотографии. При этом использованием считается воспроизведение и распространение экземпляров фотографий, их публичный показ, в том числе по телевидению. Разрешение на использование фотографии дается в устной или письменной форме. Такое разрешение есть авторский договор, в соответствии с которым пользователь получает часть имущественных и авторских прав.

Q: Что такое имущественные права фотографа?
A: Имущественные права фотографа заключаются в том, что фотограф вправе разрешить или запретить использование своей фотографии следующими способами: воспроизведение, распространение, публичный показ, в том числе по телевидению.
Закон «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает следующие имущественные права:

  • — право на воспроизведение (тиражирование) в любой печатной продукции;
  • — право на распространение экземпляров фотографии (продажа, бесплатная раздача);
  • — право на импорт экземпляров фотографии, в том числе в любых печатных изданиях;
  • — право на публичный показ, в том числе по любым каналам телевидения;
  • — право на изменение формы изображения.

Q: Что включает в себя понятие «личные права фотографа»?
A: Фотограф пользуется авторским правом на свои фотографии. Поэтому он является автором и получает все права автора, предусмотренные российским Законом об авторском праве от 9 июля 1993 года. Авторские права подразделяются на две группы: личные права и имущественные права. Личные права фотографа включают: право авторства, право на имя, право на обнародование и право на защиту репутации автора.
Право авторства — это право как считаться, так и признаваться автором фотографии. Оно распространяется как на всю авторскую фотографию, так и на отдельные ее детали. Никто не может присвоить авторство фотографа. Присвоение авторства — это плагиат, гражданское правонарушение, а часто — уголовное преступление, подпадающее под определенную статью уголовного кодекса.
Право на имя — это право обозначить фотографию своим именем или выпустить ее в свет под псевдонимом, а также без указания имени автора (анонимно). Никто не вправе снимать с фотографии имя автора или его псевдоним. Вместе с тем, никто не вправе раскрывать псевдоним автора, без его согласия.
Право на обнародование фотографии — это право фотографа разрешить или не разрешить выставить или опубликовать фотографию. Согласно закону, это право реализуется только один раз. Довольно часто оно соединяется с правом на первое использование фотографии. Другими словами, если автор дает разрешение на тиражирование своей фотографии или выставляет ее, скажем, на фотовитрине, то тем самым он разрешает ее обнародование. Однако, автор, принявший ранее решение об обнародовании своей фотографии, вправе, в дальнейшем, пересмотреть это решение. При этом используется, предусмотренное законом об авторских правах, право на отзыв. Право на отзыв может быть применено, если фотограф считает свою фотографию неудачной, а также в любых других случаях.
Право на защиту репутации автора — это право на защиту фотографии от любого изменения и искажения. Например, иное кадрирование, добавление, устранение отдельных деталей, добавление цвета или использование цветной фотографии в виде черно-белой. Все вышеперечисленные изменения могут производиться только с согласия автора.

Q: Каковы сроки действия авторских прав?
A: Авторское право на фотографию возникает с момента создания фотографии и действует в течение всей жизни автора и еще 50 лет после его смерти.
Правда, советское законодательство об авторском праве устанавливало более краткий срок охраны авторских произведений. Поэтому фотографии авторов, скончавшихся в 1968 году или ранее, теперь уже не охраняются.
Фотографии зарубежных авторов, впервые увидевшие свет за рубежом, охраняются лишь на основе международных договоров, заключенных как Россией, так и Советским Союзом с отдельными странами.

Q: Возможно ли использование, без согласования с фотографом, части оригинальной фотографии?
A: Любая часть оригинальной фотографии охраняется авторским правом. Причем неважно, сколь малой эта часть является. Для использования части оригинальной фотографии, например, в фотоколлаже, с автором должен быть заключен договор. Если использование части снимка осуществляется без авторского договора, чем нарушается закон, то фотограф или иной владелец исключительных имущественных прав может требовать запрета незаконного использования и взыскания своих убытков или выплаты денежной компенсации.

Q: Правда ли, что охраняются лишь опубликованные фотографии?
A: Нет, это не так. Авторское право на фотографию возникает автоматически — с момента создания фотографии и выражения ее в объективной форме, доступной для окружающих. При этом неопубликованные фотографии охраняются также, как и опубликованные.
Авторское право охраняет фотографию независимо от ее художественных достоинств. Конечно, слабая в художественном отношении фотография вряд ли станет использоваться. Однако, если она используется, то это может производиться только с соблюдением авторских прав.
Для обозначения своих авторских прав владелец исключительных авторских прав может поместить на фотографии знак охраны авторских прав. Знак состоит из следующих частей: буквы С, обрамленной окружностью, имени владельца исключительных авторских прав, времени первого выхода фотграфии в свет. Конечно, отсутствие этого знака не лишает фотографа авторских прав ни целиком, ни частично.

Читайте также:  Что такое абилитация инвалидов: определение термина, особенности проведения

Q: В каких случаях фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения?
A: Фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения исключительно в следующих случаях: — в изданиях, телепередачах и видеозаписях учебного характера может быть использована опубликованная фотография; — фотография может быть воспроизведена в обзоре текущих событий по телевидению; — фотография, опубликованная в прессе, может быть репродуцирована библиотекой или архивом по запросам отдельных граждан или в исследовательских целях; — фотография, помещенная в сборнике или периодике, может быть репродуцирована образовательным учреждением с целью показа во время проведения аудиторных занятий. Во всех остальных случаях использование фотографии допускается только с согласия фотографа и с выплатой вознаграждения.

Q: Чем отличаются исключительное и неисключительное право на использование фотографии?
A: Когда фотографу предлагают выполнить какую-либо работу — создать одну или серию фотографий, делать снимки в течение длительного периода, либо когда фотограф сдает выполненную работу, скажем, в фотоагентство или издательство, то с точки зрения авторского права речь идет о заключении авторского договора на использование фотографии.
По такому договору фотограф передает свои авторские права на фотографии пользователю, а пользователь вправе распорядиться фотографией в пределах, обусловленных договором.
Один из основных вопросов, который должен быть рассмотрен в договоре — это вопрос о том, получит ли организация — пользователь исключительное право распоряжаться снимком, или она получит лишь неисключительное право.
Если организация — пользователь становится на указанный в договоре срок единственным пользователем фотографии, то автор уже не может передавать эту фотографию другой организации. Если организация получает только неисключительное право, то автор вправе распоряжаться такой фотографией в дальнейшем по своему усмотрению.
Отметим сразу: тема, поднимаемая здесь, очень важна для российских фотографов. Скажем, на Западе фотограф за удачный снимок получает разовое вознаграждение, а затем заключает с агентством или издательством договор, согласно которому, в течение обусловленного периода, имеет право на дополнительные выплаты от использования этого снимка. Причем, вознаграждение за последующее использование переданной фотографии в десятки, а то и в сотни раз превышает первоначальный гонорар.
У нас в России довольно часто происходит так. Фотограф, продающий снимок для разовой публикации, затем видит его на рекламных плакатах и других изданиях. Поэтому, в момент совершения сделки, фотографу нужно оговорить условия использования продаваемой им фотографии. Причем нужно помнить, что исключительное право стоит во много крат дороже неисключительного.
Если из договора не ясно, какое именно право получила организация, то полученное право считается неисключительным. Также немаловажно указать в договоре способ использования снимка. Скажем, если слайд станет воспроизводиться на открытках, выходящих миллионным тиражом, то и гонорар должен быть соответствующим. В договоре о передаче прав на использование фотографии необходимо указать срок. Он может быть различным — от одного месяца до окончания срока действия авторского права на фотографию.
Фотограф может разделить право на использование снимка территориально, например, на территории России — российскому изданию, а на территории Франции — французскому.

Q: Фотограф послал свои снимки на фотоконкурс. Через некоторое время после подведения итогов, он увидел свои снимки воспроизведенными на официальных плакатах фотоконкурса. Нет ли здесь нарушений?
A: Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать условия проведения конкурса, о котором идет речь. Как правило, при объявлении о проведении того или иного фотоконкурса говорится, что учредитель вправе использовать присланные фотографии на определенных условиях.
Если учредитель не оговаривает их, а затем использует присланные фотографии по своему усмотрению, то это является нарушением Закона об авторских правах.
Однако, подавляющее большинство фотоконкурсов и фотофестивалей, победителям которых присуждаются денежные премии и ценные призы, вправе использовать присланные работы в рамках, оговариваемых учредителем. Ему необходимо выпустить плакат, каталог, воспроизвести фотографии участников и лауреатов в прессе.
Конечно, все эти моменты должны оговариваться при проведении фотоконкурса или фотофестиваля, а автор, приславший свои работы, этим самым подтверждает соглаcие с условиями, предложенными учредителем.
Поэтому, прежде чем послать свои фотографии на какой-либо фотоконкурс и подписаться под соответствующими условиями, необходимо внимательно ознакомиться с ними. Скажем, есть такие фотоконкурсы, которые не возвращают присланные работы или используют их по своему усмотрению в рекламных целях, или требуют от лауреатов предоставить эксклюзивные ( исключительные ) права на определенный период.
Есть фотоконкурсы, которые возвращают работы, но одновременно требуют согласия всех участников на использование присланных снимков без выплаты вознаграждения.
Повторю еще раз — прежде чем послать свои фотографии на какой-либо фотоконкурс, внимательно познакомьтесь с его условиями и только после этого принимайте решение о передаче части своих авторских прав. Информация о проведении фотоконкурса должна быть написана доступным, ясным языком и не вызывать вопросов.

Q: Фотограф занимается репродукционной съемкой живописи и графики. Являются ли слайды — репродукции объектом охраны авторских прав?
A: Авторское право охраняет любые оригинальные, творческие фотографические произведения и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии. При этом способ создания фотографии влияет на существование авторской охраны. Оригинальность фотографии, ее неповторимость определяются выбором объекта, места и момента съемки, в выборе освещения.
Задача фотографа, производящего фотосъемку произведения живописи и графики — добиться правильной цветопередачи, свойственной объекту съемки. Не более того. Для этого подбираются соответствующие свет и фотопленка, используются специальные приборы, определяющие цветовую температуру. Другими словами, задача фотографа, занимающегося репродукционной съемкой, не создать оригинальное авторское произведение, а добиться максимального соответствия снимаемому оригиналу. Поэтому не могут считаться оригинальными и не охраняются авторским правом так называемые «технические» фотографии: репродукции картин, графики, рисунков, гобеленов, мозаик, панно, витражей.

Как правило, при объявлении о проведении того или иного фотоконкурса говорится, что учредитель вправе использовать присланные фотографии на определенных условиях.

Какие фотографии охраняются авторским правом?

Ответ — любые. Авторским правом защищены все фотографии. Не важно, сделал их профессиональный фотограф или любитель. Наличие в изображении творческой составляющей, которая делает произведение объектом защиты, подтверждать не требуется. В судебной практике считается, что все фотографии создаются творческим путём.

Даже если планируется использовать только часть изображения в фотоколлаже, шапке сайта, рекламном баннере — обязательно следует получить на это согласие у автора снимка, а в идеале заключить с ним договор.

Если фотография выложена в соцсетях, её можно использовать.

Как проверить, что фотография защищена

Часто при написании контента для разных сайтов автору для оформления текста требуются соответствующие изображения. Поэтому важным является вопрос, как проверить защищена ли фотография авторским правом, какие снимки можно использовать, не нарушая закон, и в каких случаях законом разрешается применение фото. Закон однозначно трактует ответ на вопрос об авторских правах и наличии защиты фотоизображения. Отсутствие запрета не является разрешением, поэтому если отсутствует прямое разрешение, то фото использовать нельзя. Для того чтобы найти в интернете, проверить и применить фото для собственных целей имеются различные возможности.

Обычно картинки находят в Google. Для того чтобы проверить можно ли использовать фото в своих целях, не нарушая закон достаточно открыть фотографии нужной тематики и нажать «Инструменты». Далее открыть строку «Права на использование». Для собственного контента подойдут фото с лицензией на использование и изменение. Это означает, что изображение можно не только применять без ограничения, но и изменять их с помощью фоторедакторов, делать коллажи и фотомонтажи.

Огромное количество фото для свободного использования можно найти по открытой лицензии. Нужно набрать «Creative Commons Photo», после чего откроется страница, где перечислены десятки ресурсов с тысячами фотографий. Снимки группируются по категориям, что облегчает поиск нужного материала. На некоторых сайтах нужно зарегистрироваться, но большинство доступно без регистрации. Фото, выложенные в свободном доступе, можно использовать в коммерческих целях и изменять по своему усмотрению. В интернете так же существуют платные банки фотографий. Прежде чем начать работать с ними, нужно внимательно проверить все пункты, чтобы не «попасть» на деньги, так как подписка на некоторых ресурсах требует введения номера банковской карты. Если снимки будут использоваться в образовательных целях, то согласие автора на публикацию не обязательно, но нужно указать его имя и источник, откуда была взята фотография.

В интернете так же существуют платные банки фотографий.

В каких случаях разрешено использовать снимки?

Чужие фотографии использовать нельзя – запрет, регламентирующийся Гражданским Кодексом РФ, в нем имеется целая глава, посвященная авторскому праву. В правилах должны быть исключения, поэтому беспрепятственно использовать фотографии можно при соблюдении одного из условий:

    На сайте, откуда снимок взят, имеется пометка об открытой лицензии – владелец ресурса разрешает желающим пользоваться медиа-контентом. Отметка о лицензии обезопасит от претензий за скачивание.

Creative Common Photos – разрешенные для скачивания картинки, расположенные на просторах сети. Владельцы изображений помечают их подобной отметкой, чтобы желающие могли использовать снимки.Creative Common – международная лицензия, популярная в странах Европы, набирающая обороты в России.

Использование картинки в качестве цитаты, вместе с текстом или отдельно, в образовательных целях или для научных обсуждений. Сложно определить грань между нарушением авторского права и цитированием, нужно быть осторожным.

В образовательных целей, в процессе объяснения учебного материала можно применять снимки без заключения договора с автором. Но указать имя придется.

Условно разрешено брать фотографии, распечатывать их для личного домашнего пользования. То есть напечатать снимок и повесить на стену в гостиной – не преступление, поступок не несет коммерческой подоплеки.

  • Если не хочется потом разбираться с недовольным автором, проверяйте фотографии, до размещения на сайте или использовать в рекламной кампании.
  • Лучше перепроверить несколько раз уникальность, для этого существуют специальные площадки, куда загружаете картинку или ссылку на размещение.

    Защита прав фотографов

    Согласно нормам действующего законодательства, фотографии, независимо от того выполнены ли они профессиональным фотографом или это любительская фотосъемка, представляют собой авторские произведения и охраняются в рамках авторского права.

    В области фотосъемки объектами правовой охраны, в том числе признаются:

    • любые фотографии, а также их части;
    • цифровые и пленочные негативы;
    • слайды.

    Какими правами обладают фотографы?

    С момента создания фотографии, фотограф наделяется в отношении нее широким спектром авторских правомочий как имущественных (исключительных), так и неимущественных (личных).

    Исключительные правомочия включают в себя все возможные варианты использования фото, в том числе в коммерческих целях (например, продажа фото или лицензий на его использование рекламным агентствам, дизайнерам или фотобанкам, а также размещение лучших фотографий в портфолио и т.д.). Здесь важно отметить, что фотограф не утрачивает своих прав на фотографии даже при выполнении фотосъемки по заказу, за исключением случаев, когда:

    • договором с клиентом предусматривается полная или частичная передача исключительных прав;
    • фотограф не располагает письменным согласием модели на использование ее изображения.

    Личные права предполагают, что фотограф вправе:

    • считаться автором фото и свободно заявлять о своем авторстве;
    • указывать под фотографией своё имя или творческий псевдоним;
    • пресекать любые действия третьих лиц, направленные на искажение или изменения оригинального фото;
    • свободно демонстрировать свои фото любыми доступными способами (публикацией в печати, СМИ и интернете, показывать их по ТВ и т.д.).

    Нарушение любого из указанных и ряда иных прав влечет за собой правовую возможность фотографа привлечь нарушителя к ответственности, в том числе путем обращения в суд. Однако, чтобы реализовать такую возможность необходимо обладать доказательствами авторства на конкретное фото, оказавшееся предметом спора.

    Превентивные меры защиты

    Чтобы избежать несанкционированного использования фотографии третьими лицами или, по крайней мере обеспечить доказательства своего авторства для судебной защиты, прежде всего, следует довести до сведения потенциальных нарушителей, что Вы являетесь автором конкретного фото и заинтересованы в соблюдении своих прав. В этих целях, в случае опубликования или публичного показа фото, не забывайте указать на нем знак авторской охраны (©) и свое имя. Кроме этого никогда не публикуйте в открытом доступе исходный файл в оригинальном разрешении. В случаях размещения фото в интернете или при передаче его в печать обрезайте края фотографии или предоставляйте ее аналоги в меньшем разрешении. При этом всегда сохраняйте исходные файлы фото на цифровом носителе. Помните, что исходное фото в оригинальном разрешении является самым значимым доказательством авторства фотографа в суде.

    Если Вы снимаете художественные и/или коммерчески интересные фото, целесообразно воспользоваться услугой депонирования произведений. Такая услуга предоставляется различными авторскими обществами, самым авторитетным из которых является РАО. Суть депонирования заключается в регистрации на конкретную дату факта передачи произведения (в Вашем случае – исходного файла фото в его оригинальном разрешении или его точной копии), находящегося на цифровом или ином материальном носителе, на хранение в депозитарий. Услуга оказывается на платной основе и предусматривает выдачу свидетельства о депонировании. Такое свидетельство является доказательством того, что на дату обращения в депозитарий Вы располагали оригиналом фотографии, соответственно любые варианты использования Вашей фотографии третьими лицами, совершенные после этой даты, будут расцениваться как нарушение Ваших прав и являться неопровержимым доказательством в суде.

    Читайте также:  Разрешено ли оформление придомовой территории многоквартирного дома в собственность?

    Удостоверение наличия фотоконтента у нотариуса

    Другим вариантом юридического закрепления прав на фото является размещение их на Вашем сайте с последующим обращением к нотариусу за услугой нотариального удостоверения наличия в Вашем распоряжении соответствующего фотоконтента на дату оказания нотариальной услуги. Этот способ является альтернативой депонированию и также позволяет зафиксировать доказательство Вашего авторства для суда.

    Что делать, если Ваши права на фотографии уже нарушены?

    Прежде всего, попытайтесь выйти на контакт с нарушителем. Возможно Вам удастся убедить его добровольно удалить Ваши фотоработы, если они были размещены на сайте или в соцсетях. В случаях коммерческого использования, например в рекламной или сувенирной продукции, можно попытаться договориться о заключении договора на использование и выплату соответствующего вознаграждения. Если конструктивный диалог с нарушителем Ваших прав невозможен или по каким-либо причинам Вы сами его не желаете, целесообразно обратиться в суд.

    В этой ситуации Вам потребуется:

    • предоставить суду доказательства Вашего авторства (речь идет о предъявлении исходных файлов фото в оригинальном разрешении, свидетельства о депонировании, нотариального удостоверения наличия фотоконтента на Вашем сайте, договора на фотосъемку, показаний свидетелей и иных доказательств, прямо или косвенно подтверждающих Ваше авторство);
    • зафиксировать факт нарушения Ваших прав (оптимальный вариант – обращение к нотариусу, который составит и удостоверит протокол осмотра сайта, в котором будет отмечено, что на конкретную дату такой-то сайт несанкционированно использовал Ваши фотографии в открытом доступе, также можно продемонстрировать наличие Ваших фото на сайте нарушителя непосредственно во время судебного заседания, однако здесь есть опасность, что на момент суда Ваш оппонент удалит спорные фото, и в этом случае доказать его вину уже будет невозможно);
    • составить исковое заявление и грамотно заявить исковые требования к нарушителю (здесь важно тщательно соблюдать требования законодательства к форме и содержанию иска, в противном случае закон будет не на Вашей стороне).

    Важно: судебная защита авторских прав будет более эффективной, если Вашим делом будет заниматься опытный юрист, специализирующийся по данному правовому направлению. При этом, расходы на юриста всегда можно вернуть в полном объеме за счет оппонента, заявив в иске требование о возмещении судебных расходов.

    Этот способ является альтернативой депонированию и также позволяет зафиксировать доказательство Вашего авторства для суда.

    Все фотографии в одном месте

    Вы будете иметь больше контроля над своими фотографиями и сможете защитить их, если поместите их в одном месте. Не загружайте кучу фотографий на Facebook, еще часть на Flickr, а оставшиеся – на свой собственный сайт. Храните все ваши изображения с высоким разрешением в одном месте, так вы будете знать, где что лежит.
    Dropbox – это отличный способ хранения изображений. Во-первых, это бесплатно, а во-вторых, позволяет разместить большое количество изображений в одном месте. Вы даже можете организовать их в папки и ориентироваться по ним.

    Храните все ваши изображения с высоким разрешением в одном месте, так вы будете знать, где что лежит.

    Судебная практика

    При обращении в суд за защитой авторских прав фотографа, последний должен доказать, что является автором фотографий, а также что именно ему принадлежат имущественные авторские права на фотографии, которые были незаконно использованы ответчиком.

    Отмечаю, что в соответствии с законодательством, автором произведения считается гражданин, чье имя указано на оригинале или экземпляре произведения. То есть при подаче искового заявления фотографу необходимо представить распечатанные фотографии, на которых будет отмечено его имя.

    И только если другая сторона оспаривает авторство, то должны быть представлены другие доказательства, подтверждающие, что фотографии сделаны именно истцом. Например, предоставление суду файлов с фотографиями в формате .RAW, который в основном используют профессиональные фотографы.

    В то же время, обращаясь в суд необходимо доказать, что ответчик незаконно осуществил использование чужих фотографий. Например, если он разместил их на своем сайте в сети Интернет, то самым предпочтительным доказательством нарушения будет заверение нотариусом страниц сайта, на которых используются фотографии.

    Несмотря на то, что обращаясь в суд, фотограф может самостоятельно определить размер компенсации, который он хотел бы взыскать с нарушителя, суд определяет такой размер на свое усмотрение, рассмотрев все доказательства, имеющиеся в деле и заслушав объяснения сторон.

    При этом размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. Определяя размер компенсации, суд учитывает, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования фотографии, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений авторских прав именно данного автора, вероятные убытки фотографа, соразмерность компенсации последствиям нарушения и т.д.

    Необходимо отметить, что в случае удовлетворения требований фотографа, суд должен взыскать с ответчика понесенные фотографом расходы, связанные с рассмотрением дела в суде. Сюда входит: оплаченная за обращение в суд госпошлина, оплата услуг нотариуса по заверению Интернет-сайта, оплата услуг юриста и другие расходы.

    Имущественные права автора могут быть переданы только на основании договора о передаче прав.

    Авторские права фотографа включают в себя личные и имущественные.

    Личные:

    • Право авторства: действует и на саму фотографию, и на её отдельные части. Присвоение права авторства преследуется законом как гражданское правонарушение, в отдельных ситуациях, как уголовное преступление. Авторским правом охраняются как негативы (черно-белые и цветные), слайды, цифровые изображения, так и отпечатки с них. Если негатив или слайд утрачены, а отпечатки с них сохранились, то они охраняются “на правах оригинала”. Это значительно повышает ценность таких фотоотпечатков. На Западе есть фотографы, которые уничтожают негативы после создания первых пяти-десяти отпечатков. Их ценность, из-за невозможности создания копий, увеличивается.
    • Право на имя: право подписать фотографию своим именем/псевдонимом, либо публиковать её без подписи
    • Право на обнародование и на защиту репутации. Это означает, что автор вправе разрешить или не разрешить публиковать фотографию, показывать её общественности. Если фотограф решил отозвать свою фотографию после обнародования – он может воспользоваться правом на отзыв только один раз. Право на отзыв означает, что этот снимок не должен использоваться и упоминаться как работа фотографа. Право на защиту репутации автора включает защиту фотографии от изменения: кадрирования, добавление или вырезку деталей, изменения цветового решения фотографии… Такие изменения проводятся только с согласия самого автора.

    К имущественным авторским правам фотографа относится право фотографа на запрет или разрешение использования фотографии через распространение, а также общедоступный показ, тиражирование, продажа или бесплатная раздача экземпляров фотографии, ввоз снимка на территорию страны. К имущественным также относится право на изменение фотографии.

    Все части оригинальной фотографии охраняются авторским правом. При этом, не имеет значения, насколько маленькой эта часть является. Для использования части оригинальной фотографии, например, в фотоколлаже, с автором должен быть заключен договор. Если использование части снимка осуществляется без авторского договора, чем нарушается закон, то фотограф или иной владелец исключительных имущественных прав может требовать запрета незаконного использования и взыскания своих убытков или выплаты денежной компенсации.

    Личные права неотъемлемы от авторских, а вот имущественные могут быть переданы автором или перейти по закону к другим лицам или организациям.

    Авторские права фотографа возникают с момента создания снимка и действуют на протяжении всей жизни создателя, а также в течении 50 лет после его смерти.

    Когда фотограф делает фото по служебному поручению от организации-работодателя, то такой снимок попадает в особый правовой режим и считается “служебным”.

    Исключение – в определённых случаях, фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения:

    1. В печатных- и телепроэктах, видематериалах учебного характера
    2. В обзоре текущих событий на телевидении
    3. Фотография, размещенная в газете/журнале, может быть копирована библиотекой или архивом по официальной просьбе отдельных граждан или в исследовательских целях.
    4. Образовательное учреждение для проведения аудиторных занятий может репродуцировать фотографию, помещенную в сборнике или периодике.

    Немножко обрежьте края и уменьшите разрешение, например, до 900 пикселей.

    Тонкости авторского права: иллюстрации

    Как не нарушить чужие права и защитить свои

    До сих пор в среде работников массмедиа и рекламы можно встретить неправильные представления об авторском праве. Эти мифы настолько живучи, что даже профессиональные издатели периодически попадают в залы суда в качестве ответчиков по искам о нарушении прав на авторство. И чаще всего речь идет о фотографиях. Поэтому сначала разберемся с главными ошибками, которые делают медиакомпании и рекламные агентства.

    Так, московский фотограф Н. обнаружила неожиданно свои снимки на сайте популярного трэвел-издания. Фотографии иллюстрировали статью об этнографическом музее в Мордовии.

    Снимки были взяты с сайта фотографа, где они сопровождались знаком копирайта. Однако сотрудники трэвел-издания копирайты аккуратно стерли, имя автора тоже указывать не стали. «Мирные» переговоры ни к чему не привели. Зато по итогам судебного разбирательства фотограф получила 40 тыс. рублей компенсации.

    Это стандартная схема развития конфликта по авторскому праву. Автор обнаруживает на сайте или в издании свое произведение и пытается получить заслуженный гонорар за использованный снимок или рисунок. Его просьбу игнорируют, он обращается в суд — и в подавляющем большинстве случаев выигрывает процесс.

    При этом суммы, которые платит нарушитель по судебному решению, в разы превышают те гонорары, которые можно было бы заплатить добровольно. А одному саратовскому фотографу в 2015 году удалось отсудить за один-единственный снимок у местной администрации 530 тысяч рублей. Чиновники использовали его пейзажную фотографию на билборде и при этом никак не хотели признавать право автора распоряжаться своим произведением.

    Если вас впечатлили эти истории, давайте разбираться с авторским правом на иллюстрации. И для начала избавимся от заблуждений.

    8 ОПАСНЫХ МИФОВ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ

    1. Если выложили в сеть, то можно использовать.

    Самый опасный и, увы, распространенный миф. Даже если сам автор выкладывает свои работы в сеть, он всего лишь разрешает нам смотреть на них.

    2. Автор фотографии должен зарегистрировать свое авторское право.

    На этом настаивал, например, представитель саратовской администрации в судебном процессе, о котором мы рассказывали выше. Те, кто так считает, обычно путают авторское право с патентом. По закону авторское право начинает действовать по факту создания произведения и никаких дополнительных действий не требует.

    3. Раз не указан автор — значит, ничье.

    Это не так. Закон не требует от автора обязательно указывать свое имя, ставить знак копирайта и т. п. Тем более велика вероятность, что авторство не указано, потому что фотография уже кем-то опубликована незаконно.

    4. Я взял фото не у автора, а с другого сайта.

    Значит, отвечать будет владелец сайта, а не я. На самом деле отвечать будет тот, кому предъявит иск правообладатель (автор). И то, что вы не первый, кто незаконно использует фотографию, никак вас не спасает от ответственности.

    5. Указал автора и источник — выполнил требование закона.

    Очень распространенное заблуждение. Указывая автора, вы сохраняете только одну часть авторского права — «право на имя». Но при этом вы все равно используете снимок без согласия правообладателя.

    6. Я использовал фото в некоммерческих целях, поэтому я не буду платить автору компенсацию.

    Это не имеет значения, все равно права автора нарушены. Незаконное использование объекта авторского права в коммерческих целях — это всего лишь «отягчающее обстоятельство»: в таких случаях суды, как правило, увеличивают компенсацию автору.

    7. Мне разрешил использовать фотографию человек, который на ней изображен.

    Просить разрешение на публикацию у того, кто изображен на снимке, — правильно. Но здесь вы выполняете другое требование — право гражданина на свое изображение. При этом все равно нужно разрешение автора: его право на произведение никто не отменял.

    8. Интернет большой, автор не узнает, что я использую его произведение.

    Думать так очень самонадеянно и опасно. Во-первых, существуют сервисы поиска по иллюстрациям. Многие фотографы, которые следят за использованием своих произведений, часто «мониторят» их в сети. Во-вторых, адвокаты и адвокатские конторы, специализирующиеся на защите авторских прав, тоже ищут нарушения копирайта в сети, а потом предлагают авторам фотографий свои услуги в подаче исков.

    Думать так очень самонадеянно и опасно.

    Добавить комментарий