Коэффициент страховки ОСАГО

Актуальные коэффициенты расчёта ОСАГО на 2022 год

Всем автовладельцам ежегодно приходится продлевать полис ОСАГО, наличие которого обязательно для законного управления транспортом. Не зная всех тонкостей расчета стоимости договора, можно стать «легкой добычей» для страховщиков, которые выставят максимальную сумму без учета понижающих факторов. В статье рассмотрим, что такое коэффициенты ОСАГО, каким образом они определяют цену полиса и какие нюансы нужно учитывать, чтобы приобрести «автогражданку» максимально выгодно.

Формула расчета

Цена ОСАГО регулируется государством, и это не позволяет СК самовольно ее устанавливать. Но стоимость договора зависит от многих факторов, поэтому для каждого автовладельца она разная. Это дает компаниям возможность повышать цены, пользуясь незнанием водителем своих прав.

Чтобы не стать жертвой недобросовестных страховщиков, нужно учитывать, что стоимость определяется по формуле:

(Цена) = (Базовая ставка) * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КП* КН
где ТБ умножается на коэффициенты:

Стоимость полиса складывается из следующих составляющих:

Чтобы определить, сколько будет стоить личная страховка, нужно знать значение каждого показателя из общей формулы, а также порядок его расчета. Ниже будет приведена расшифровка каждого из них с пояснениями по применению.

ТБ – Базовый коэффициент (базовый тариф)

На ее размер влияют два фактора:

  • тип и категория ТС;
  • статус страхователя (физическое или юридическое лицо).

Раньше это была фиксированная сумма, и все страховщики должны были ее придерживаться. Это существенно снижало конкурентоспособность СК, которые не могли привлекать новых клиентов снижением цен.

Но с 2015 года в закон были внесены изменения, по которым компаниям предоставлен денежный коридор, благодаря которому они могут устанавливать свои базовые коэффициенты в пределах максимальной суммы. Это позволяет выбрать страховщика с наиболее выгодным предложением. Но компании-старожилы редко устанавливают существенные скидки, чаще подобные предложения поступают от новичков на рынке.

Важно! В последнем случае, выбирая страховщика без рейтинга надежности, но с низким базовым тарифом, стоит быть готовым к проблемам с получением компенсации.

Базовый тариф является основным значение от которого начинается отсчет стоимости полиса.

Значение базового тарифа определяется страховой компанией и зависит от вида транспортного средства и региона использования

Значения БТ для всех ТС приведены в таблице

Категория транспортного средства Минимально Максимально
Мотоциклы, мопеды и легкие квадроциклы (“A”, “M”) 625 1548
Легковые автомобили юридических лиц (“B”, “BE”) 1646 3493
Легковые автомобили (“B”, “BE”) 2471 5436
Легковые автомобили такси (“B”, “BE”) 2877 9619
Автобусы с числом пассажирских мест более 16 (“D”, “DE”) 2134 4165
Автобусы с числом пассажирских мест до 16 включительно (“D”, “DE”) 2667 5205
Автобусы, используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров (“D”, “DE”) 3905 7399
Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее (“C”, “CE”) 2246 6064
Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 16 тонн (“C”, “CE”) 3382 9131
Трамваи (“Tm”) 1331 2521
Троллейбусы (“Tb”) 2134 4044
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины , за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей 872 1952

КТ – Территориальный коэффициент. Территория преимущественного использования

Коэффициент территории зафиксирован для всех субъектов страны. Он отражает интенсивность дорожного движения: если она большая, то и показатель высокий. К примеру, в столице установлено значение 2.0, но в Подмосковье показатель уже снижен и равняется 1,7. Объясняется это количеством транспорта на дорогах, что ведёт к увеличению риска возникновения дорожных аварий.

Важно! Этот критерий рассчитывается по адресу регистрации страхователя (для физлиц) либо машины (для юрлиц).

Таблица территориальных коэффициентов на 2019 год по регионам представлена ниже. В ней используется два индикатора:

КБМ – коэффициент бонус-малус

Этот показатель выступает своеобразным поощрением автолюбителя за безаварийную эксплуатацию машины. Может как повышать, так и понижать стоимость договора, исходя из истории вождения. Каждый год владения страховкой без ДТП предполагает уменьшение цены последующего соглашения на 5%.

Обратите внимание! При определении коэффициента аварийности в расчет берутся лишь те случаи (ДТП), в которых вина страхователя была доказан, по которым была выплачена компенсация.

Число классов вождения – 15, каждому из них присвоен свой КБМ. Подробная информация представлена в таблице ниже.

Как пользоваться таблицей для расчета КБМ
  • В поле «Класс на начало годового срока страхования» найдите свой текущий класс (если вы ранее не страховались, то ваш класс равен 3)
  • В поле «Коэффициент» указано значение коэффициента соответствующее классу
  • Далее перемещаемся вправо по строке.
  • В поле «0 страховых выплат» – указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если вы не допустите ни одной аварии
  • В поле «1 страховых выплат» – указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если у вас была 1 авария
  • В поле «2 страховых выплат» – указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если у вас была 2 авария и т.д.

Класс на начало годового срока страхования

Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования

Коэффициенты ОСАГО

Полис страхования гражданской ответственности является обязательным для каждого автомобилиста, выезжающего на дороги общего пользования. Оформить документ можно в любой страховой компании, зарегистрированной в Российской Федерации, имеющей соответствующую лицензию и предоставляющей такие услуги. Стоимость страховки зависит от множества параметров – эти коэффициенты ОСАГО в 2022 году могут как повышать, так и снижать стоимость.

Коэффициенты ОСАГО

Какие коэффициенты ОСАГО используются при расчёте стоимости страховки и что они означают

Страховщики используют такую формулу:

Ниже представлена расшифровка коэффициентов ОСАГО:

С – стоимость услуг страховщика
БТ – базовый тариф, который установил Центробанк России
КБМ – коэффициент бонус-малус, рассчитывается индивидуально для каждого автомобилиста
КО – коэффициент, на который влияет количество страхуемых автомобилистов
КС – множитель, который зависит от сезонности эксплуатации авто
КП – коэффициент для ОСАГО, зависящий от периода действия страхового договора
КТ – множитель, зависящий от региона регистрации автотранспортного средства, устанавливается на региональном уровне
КВС – множитель, рассчитываемый с учётом возраста и стажа автомобилистов, которые будут внесены в полис
КМ – коэффициент КМ в ОСАГО определяется с учётом мощности силового агрегата
КН – множитель, используемый исключительно для автомобилистов, грубо нарушивших правила дорожного движения

Рассмотрим подробно каждую составляющую формулы.

Базовый тариф

Стоимость полиса ОСАГО зависит от множества коэффициентов. Они представляют собой множители, которые повышают и снижают цену страховых услуг. Базовый тариф является основой для расчёта стоимости. Его «коридор» для каждой категории автотранспорта ежегодно устанавливает Центральный банк России. Страховая компания может выбрать своё значение из него и уведомить об этом монетарный регулятор и РСА. После этого самостоятельно по-тихому изменять параметр запрещается.

На 2022 год действуют такие базовые тарифы:

Тип транспортного средства

Минимальное значение, руб.

Максимальное значение, руб.

Категории «А» и «М» – мотоциклы и мопеды

Категории «В» и «ВЕ» – легковые автомобили физических лиц

Категории «В» и «ВЕ» – легковые авто, применяемые для работы в такси

Категории «В» и «ВЕ» – легковые авто для организаций

Категория «С» – грузовые авто массой до 16 т

Категория «С» – грузовые авто массой свыше 16 т

Категория «D» и «DE» — автобусы, применяемые для работы в такси либо перевозки пассажиров

Категория «D» и «DE» – автобусы с количеством мест до 16

Категория «D» и «DE» – автобусы с количеством мест свыше 16

Тракторы и дорожная спецтехника

Коэффициент бонус-малус

Коэффициент КБМ отражает класс безаварийности езды, он определяется в индивидуальном порядке для каждого автомобилиста. На множитель влияет количество ДТП, которые произошли по вине страхуемого и по которым производились страховые выплаты в предшествующем периоде. Он может быть изменён как в большую, так и в меньшую сторону.

При расчёте стоимости страховки ОСАГО страховщик должен по базе РСА узнать величину КБМ водителей, на которых она будет оформляться. Эта база хранит информацию о всех автомобилистах Российской Федерации.

Коэффициенты КБМ по ОСАГО в 2022 году представлены в таблице:

КБМ в прошлом году

КБМ в текущем году (с учётом количества полученных страховых выплат)

4 и больше выплат

Множитель 1 применяется к таким категориям водителей:

  • Лицо только получило водительское удостоверение и в первый раз вписывается в страховку ОСАГО;
  • Автомобиль, на который оформляется полис, зарегистрирован в другой стране;
  • Полис приобретается на срок перемещения автомобиля к месту постановки на учёт.

Из представленной выше таблицы видно, что если начинающий водитель ни разу за год не попал в ДТП, то на следующий год коэффициент будет уменьшен до 0.95. А вот даже одна выплата в таком случае приведёт к повышению множителя до 1.55. Таблица очень наглядно показывает порядок изменения коэффициента бонус-малус на следующий период.

Для определения множителя КБМ используются такие принципы:

  1. При оформлении страховки с определённым числом водителей, которые допущены к управлению авто, применяется самый большой коэффициент.
  2. Для неограниченного полиса величина и класс коэффициента рассчитывается только по владельцу автотранспорта.

Коэффициент КО

Коэффициент КО в ОСАГО – это множитель, который установлен с учётом количества водителей, допущенных к управлению автотранспортом. В 2022 году действует лишь 2 значения:

  • 1 – страховой договор распространяется на ограниченное количество водителей, которые имеют право управлять автомобилем. Максимум их может быть 5 человек.
  • 1.87 – соглашение страхования распространяется на неограниченное число водителей, которые могут управлять определённым транспортным средством.

В минувшем году второй показатель составлял 1.8. Сейчас это значение было сохранено только для юридических лиц, автомобилями которых управляет неограниченное количество водителей. Новые коэффициенты в ОСАГО начали действовать исключительно для частных водителей. При покупке неограниченного полиса не указываются сведения участников движения, автомобилем может управлять любое лицо, имеющее водительское удостоверение соответствующей категории.

Коэффициент КС

В России полис гражданского страхования можно оформить на период от 3 до 12 месяцев.

Использовать коэффициент сезонности страховки ОСАГО можно в таких случаях:

автотранспорт применяется только в определённый сезон (пример, для поездок на дачу либо на море, сезонная работа);
запланировано продолжительное лечение либо реабилитация;
водитель планирует отправиться в продолжительную командировку.

В таблице представлены коэффициенты КС при расчете ОСАГО в 2022 году:

Срок эксплуатации автотранспорта

10 месяцев и больше

Как видно из таблицы, при эксплуатации автомобиля в течение трёх месяцев можно заплатить всего половину стоимости полиса. Дальше с увеличением срока действия страховки возрастает и множитель.

Коэффициент КП

Многих интересует, что представляет собой коэффициент КП в ОСАГО. Этот множитель определяется с учётом срока действия полиса. Он не распространяется на автотранспорт, зарегистрированный в РФ. Показатель используется только в двух случаях:

Страхование гражданской ответственности собственников автотранспорта, прошедшего регистрацию в других государствах и эксплуатируется в РФ на временной основе.
Страхование гражданской ответственности собственников автотранспорта, который направляется к месту регистрации на период поездки.

В таблице представлены коэффициенты по ОСАГО КП в 2022 году:

Срок оформления полиса ОСАГО собственников ТС, которые зарегистрированы не в России и временно эксплуатируются в РФ

От 16 до 30 дней

10 месяцев и больше

Данный коэффициент может пересекаться с КС. При расчёте стоимости автогражданки используется только один множитель.

Коэффициент КТ

Данный коэффициент при расчете ОСАГО представляет собой множитель, величину которого устанавливают региональные власти. Для его определения может применяться следующее:

Регион прописки владельца транспортного средства (когда ТС зарегистрировано на частное лицо)
Регион регистрации организации (когда ТС оформлено на юридическое лицо)

Российское законодательство устанавливает величину территориального коэффициента. Его максимальное значение распространяется на Москву и другие мегаполисы, для малонаселённых городов используется небольшой множитель.

Территориальные коэффициенты страхования ОСАГО устанавливаются с учётом аварийной обстановки в регионе или городе. Так, в Москве и Тюмени действует множитель 2 (самое большое значение). Минимальный показатель 0.6 доступен для автомобилистов в Магаданской области и Чукотском АО.

Коэффициент КВС

Возраст автомобилиста и стаж вождения оказывают большое влияние на стоимость полиса. Страховые компании исходят из того, что неопытные и молодые водители чаще склонны попадать в дорожно-транспортное происшествие, чем те, за плечами которых имеется многолетний опыт.

Таблица коэффициентов КВС ОСАГО позволяет быстро найти нужный множитель и наглядно увидеть, как он рассчитывается:

Возраст автомобилиста Опыт автомобилиста (количество лет за рулём)

Опыт автомобилиста (количество лет за рулём)

Данная таблица отражает коэффициенты по страховке ОСАГО, которые были введены в 2022 году. Раньше показатель находился в диапазоне от 1 до 1.8. Сейчас он значительно расширен. Так, водители возрастом свыше 59 лет и стажем более 3 лет, получают 0.93. А вот для молодёжи возрастом до 21 года без опыта действует показатель 1.87.

Коэффициент КМ

Коэффициент КМ в ОСАГО – это показатель, который зависит от мощности двигателя страхуемого автомобиля. Информацию о нём получить очень просто – нужно просто открыть техпаспорт транспортного средства. Коэффициент для ОСАГО должен быть указан в лошадиных силах. Для перевода из киловатт необходимо воспользоваться формулой:

Мощность в лошидиных силах=(Мощность в киловаттах)/1.35962

Ниже представлена таблица значений КМ для расчета ОСАГО:

Мощность двигателя, л.с.

Как видно, для владельцев автомобилей с двигателями небольшой мощности доступны минимальные коэффициенты. А вот собственники транспортных средств с мощностью свыше 150 лошадиных сил платят самую большую сумму.

При разработке коэффициентов КМ для полиса ОСАГО страховщики исходят из того факта, что более мощные автомобили на дорогах чаще становятся виновниками аварий.

Коэффициенты КН

Данный коэффициент для расчета ОСАГО отражает количество грубых нарушений, которые совершил водитель при управлении транспортным средством. Для него не разработана таблица, поскольку при использовании множителя его значение всегда равно 1.5.

Коэффициент КН при страховании ОСАГО применяется в следующих ситуациях:

  • Соглашение автогражданского страхования заключается либо продлевается на срок 12 месяцев.
  • Владелец транспортного средства остался прежним.
  • Автомобилист совершил одно из таких нарушений:
    • Застрахованный умышленно спровоцировал наступление страхового случая.
    • Страхуемый предоставил страховщику заведомо неправдивые данные (в отношении собственника транспортного средства или обстоятельств, из-за которых произошло ДТП).
    • Умышленное причинение ущерба при обстоятельствах, ставших причиной для регрессивных требований.

    В отношении последнего пункта регрессивные требования могут быть выдвинуты в следующих случаях:

    1. Преднамеренное причинение ущерба здоровью и жизни потерпевшего.
    2. Ущерб причинило лицо, не имеющее допуска к управлению автомобилем соответствующей категории.
    3. Лицо, действия которого стали причиной аварии, не внесено в страховку ОСАГО.
    4. Виновный в аварии водитель не направил страховщику бланк извещения об инциденте на протяжении пяти дней.
    5. Диагностическая карта транспортного средства перестала действовать на момент ДТП.
    6. Автомобилисты при возникновении ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения.
    7. Виновный водитель скрылся с места происшествия.
    8. ДТП произошло в течение времени, на которое страховой договор не действует.
    9. На протяжении 15 дней после ДТП владелец автомобиля начал восстановление автомобиля или его утилизацию, не предоставив транспортное средство для проведения экспертизы и осмотра.
    10. При покупке полиса через интернет страхователь предоставил недостоверные данные, что привело к безосновательному снижению стоимости страховки.

    Если автомобилист не совершил нарушений из приведенного выше перечня, тогда коэффициент КН для расчета ОСАГО для него будет равняться 1.

    Водитель, в истории которого имеется одно из вышеперечисленных правонарушений, не должен на протяжении 12 месяцев быть внесён в какое-либо страховое соглашение. Иначе будет использоваться повышающий коэффициент. Если же такой случай произойдёт, тогда стоит рассмотреть оформление автогражданки с неограниченным количеством автомобилистов, допущенных к его управлению.

    Если вы желаете получить минимальные коэф ОСАГО и снизить стоимость полиса, тогда самый простой способ достижения этой цели – полностью придерживаться правил дорожного движения и обязательств, закреплённых страховым договором.

    Как самостоятельно рассчитать стоимость полиса ОСАГО

    Чтобы самостоятельно определить цену автогражданки, необходимо знать все новые коэффициенты ОСАГО. Сделать это в большинстве случаев несложно. Главная трудность появляется при получении информации о КБМ. При большом опыте вождения может быть сложно вспомнить, когда конкретно возникали страховые случаи и выполнить все расчёты с момента получения прав.

    Точно узнать коэффициент безаварийной езды можно лишь по базе Российского Союза Автостраховщиков. Для этого нужно перейти на официальный сайт организации и ввести такие сведения:

    • Является ли владелец транспортного средства физическим или юридическим лицом;
    • Фамилия, имя и отчество автомобилиста, для которого нужно рассчитать коэффициент бонус-малус;
    • Тип страхового полиса: количество водителей, на которых будет распространяться действие страхового полиса;
    • Номер ВУ (должен быть указан в ОСАГО);
    • Дата рождения автомобилиста;
    • Дата начала действия страховки.

    После проверки пользователь может получить одно из двух сообщений:

    • Конкретное значение коэффициента. В таком случае сервис имеет данные о водителей в своей базе. Также будут отображены реквизиты действующей страховки, сроке её действия и страховщике, которыйоформил документ.
    • Водителю присваивается класс 3 и коэффициент КБМ 1.

    Последнее сообщение может быть отображено по одной из таких причин:

    • Информация была указана с ошибками. Для проверки результата лучше всего ввести их повторно и получить ещё один ответ.
    • Сбой системы при обработке данных. Можно также повторно провести проверку.
    • Отсутствие данных об автомобилисте в базе данных организации (иногда страховщики забывают передать информацию либо делают это с ошибкой).
    • Замена удостоверения водителя в недавнем времени.

    В некоторых ситуациях сервис РСА предоставляет неправильный коэффициент бонус-малус. В этом случае можно повторно ввести данные и добиться правильного расчёта значения. Сделать это можно в несколько этапов:

    1. Пройдите проверку на сервисе РСА в несколько стадий, это позволит определить, когда параметр был обнулён.
    2. Отыщите прежние полисы, в которых параметры были указаны правильно.
    3. Подайте страховщику письменную заявку. Обратитесь в ЦБР и РСА, указав причину обращения и детально описав проблему. К заявке приложите копию своего паспорта, действующего ВУ, сканы запросов в РСА и страховок за предшествующие годы.

    После поступления заявления на его рассмотрение отводится 30 дней. Если на протяжении данного периода коэффициент будет изменён, а пользователь получит ответ, это сообщит о решении проблемы. При отсутствии ответа для получения точного значения КБМ можно подать судебный иск.

    Как быстро и удобно рассчитать стоимость страховки с учётом всех коэффициентов в полисе ОСАГО

    Сервис instore.market использует самые последние коэффициенты для ОСАГО при расчёте его стоимости. Все действия выполняются автоматически, от пользователя требуется просто ввести данные для арифметических операций и формирования полиса. На главной странице следует ввести такую информацию:

    • Госномер автомобиля с указанием региона
    • Категория транспортного средства
    • Период действия страховки

    На следующем этапе сервис выполнит поиск автомобиля пользователя по базе. В случае успеха из неё будут взяты все необходимые данные. Иначе пользователь будет должен указать информацию о модели и марке транспортного средства, годе выпуске, мощности и регионе его регистрации. После нажатия на кнопку «Далее» посетитель перейдёт на следующий этап.

    После этого нужно обозначить, выступает ли пользователь страхователем и владельцем авто. Система попросит указать ФИО, номер ВУ, дату рождения и получения водительского удостоверения, обозначить стаж вождения. Такую информацию потребуется ввести о каждом автомобилисте. Лишь при выполнении этого условия станет активной кнопка «Рассчитать точную стоимость». Нужно кликнуть по ней и сервис предоставит наиболее соответствующие запросу программы на российском страховом рынке. Из них нужно выбрать самую подходящую для своих целей.

    Дальше нужно сообщить информацию, которая нужна для оплаты. Она осуществляется посредством банковской карты. Данные отправляются по защищённому от перехвата и взлома каналу. Они не попадут в руки злоумышленников.

    После получения денежных средств в автоматическом режиме на указанный пользователем e-mail будет выслан электронный полис. Чтобы документ получил юридическую силу, его необходимо распечатать и подписать. В таком виде его можно предоставлять на проверку сотрудникам ГИБДД. Весь процесс от начала до получения электронного полиса занимает не более четверти часа!

    Поиск программ осуществляется только среди проверенных российских страховщиков с уровнем надёжности А+ и выше. Пользователь может легко сравнить предложенные продукты, чтобы выбрать из них наиболее подходящий. При расчёте используются самые актуальные данные и коэффициенты, которые действуют на момент использования сервиса. Вы сможете сразу же оформить страховку по предложенной цене и быть полностью уверенными в надёжной защите в соответствии с заключённым договором.

    Коэффициенты ОСАГО с расшифровкой 2022

    Коэффициенты ОСАГО с расшифровкой 2022

    Страховые компании в процессе определения размера страховой премии по договорам ОСАГО опираются на базовый тариф и набор поправочных коэффициентов. Ранее было принято решение сократить их количество в 2022-м году до семи, отказавшись двух коэффициентов. Ниже более подробно будет раскрыта суть и степень влияния каждого из них на итоговый ценник.

    Таблица коэффициентов в полисе ОСАГО 2022

    Таблица коэффициентов в полисе ОСАГО 2022

    ТБ — Базовая ставка

    Это фундамент всего расчета. Страховщики имеют значительные возможности для маневрирования размером базовой ставки, выбирая значения в пределах тарифного коридора, установленного для них Центробанком России. На 2022-й год для легкового автотранспорта, принадлежащего гражданам, выбираемые значения должны находиться в границах 2471-5436 рублей.

    Таблица базовых ставок ОСАГО в 2022 году

    КБМ – коэффициент Бонус-малус

    Коэффициент, обладающий наибольшим воздействием на ценник страховки, так как его диапазон показателей варьируется в границах 0,5-2,45. Размер коэффициента зависит от уровня аварийности вождения, причем за каждый год, проведенный без ДТП (по вине водителя) КБМ снижается на 0,05.

    Полная таблица существующих значений представлена ниже.

    КБМ в 2022 году - таблица и онлайн-проверка в РСА

    Выяснить собственный КБМ каждый водитель может самостоятельно в реальном времени, введя персональные данные на странице, посвященной коэффициенту КБМ.

    КВС – коэффициент возраста и стажа

    Существование данного коэффициента призвано дифференцировать цену ОСАГО в соответствии с рисками возникновения ДТП. Чем старше возраст и больше водительский стаж человека, тем меньше вероятности его участия в аварийных ситуациях и ниже значение коэффициента КВС в 2022 году. Больше всего придется заплатить молодежи с минимальным опытом.

    Коэффициент возраста и стажа (КВС) ОСАГО в 2022 году

    КТ – коэффициент территории

    Вводит градацию стоимости в зависимости от уровня аварийности не только в конкретном регионе, но и отдельных населенных пунктах. Это один из наиболее спорных коэффициентов, возможность отмены которого рассматривалась неоднократно, но он продолжает существовать. Предел значений для него составляет 0,64-1,99. Полный список значений можно увидеть на странице коэффициентов КТ 2022.

    КМ – коэффициент мощности автомобиля

    Еще один спорный показатель, устанавливающий зависимость между мощностью мотора авто и ценником страховки. Возможные значения коэффициента 0,6-1,6. При этом для получения скидки необходимо иметь автомобиль с двигателем менее 50 л.с. Даже за стандартные «Жигули» используется повышающий коэффициент 1,1. Полная таблица существующих значений КМ представлена ниже.

    Таблица КМ (коэффициентов мощности) ОСАГО 2022 года

    КО — Коэффициент ограничений

    Влияние на стоимость страховки он оказывает только в тех ситуациях, когда страхователь выбирает полис неограниченный полис, то есть на протяжении всего срока договора управлять автомобилем способен совершенно любой водитель. В этом случае применяется повышающее значение 1,94. Если речь идет об авто, зарегистрированных на организации, он составляет немного больше – 1,97.

    При включении в полис конкретных лиц, значение коэффициента принимается равным 1.

    КС- коэффициент продолжительности страхования

    При оформлении ОСАГО страхователь не обязан заключать договор на 12 месяцев. Страховкой может быть покрыт и менее продолжительный срок, но не менее трех месяцев. В этом случае применяется коэффициент КС.

    Его значения представлены в списке ниже, причем размер снижения стоимости страховки не пропорционален сокращению периода страхования.

    • 3 месяца: 0,5
    • 4 месяца: 0,6
    • 5 месяцев: 0,65
    • 6 месяцев: 0,7
    • 7 месяцев: 0,8
    • 8 месяцев: 0,9
    • 9 месяцев: 0,95
    • 10 и более месяцев: 1

    КП – коэффициент продолжительности страхования иностранных граждан

    Данный коэффициент применяется только для авто, не имеющих регистрации на территории РФ. В этом случае он выступает заменой для значения КС. С учетом возможностей кратковременного пребывания на территории России иностранных авто, минимальный срок страхования составляет всего 5 дней. Полный список значений коэффициента в зависимости от срока оформления ОСАГО представлен ниже:

    • 5 — 15 дней: 02
    • 16 дней — 1 месяц: 0,3
    • до 2 месяцев: 0,4
    • до 3 месяцев: 0,5
    • до 4 месяцев: 0,6
    • до 5 месяцев: 0,65
    • до 6 месяцев: 0,7
    • до 7 месяцев: 0,8
    • до 8 месяцев: 0,9
    • до 9 месяцев: 0,95
    • до 10 месяцев и более: 1

    Ликвидированные коэффициенты

    В 2022-м году на размер страховых премий по ОСАГО не будут оказывать влияние два коэффициента:

    КПр – коэффициент прицепа

    До недавнего времени при наличии прицепа водителям ОСАГО обходился дороже, а величина повышающего коэффициента составляла в зависимости от категории объекта страхования 1,16-1,4.

    КН – коэффициент нарушений

    Он предусматривал применение повышающего значения для лиц, ранее нарушавших условия заключенного договора. По новым правилам для данной категории клиентов страховщики имеют возможность применять максимально возможное значение базового тарифа.

    Расчет ОСАГО 2022

    Чтобы правильно учесть все поправочные коэффициенты и базовый тариф, одновременно проведя расчеты для нескольких страховщиков, существует онлайн-калькулятор. Достаточно один раз указать все необходимые данные, и система самостоятельно определит стоимость ОСАГО по основным страховщикам, выводя необходимую информацию на экран.

    Расшифровка коэффициентов ОСАГО и базовые ставки по страховым компаниям

    Полис ОСАГО – это страхование ответственности водителя перед другими участниками дорожного движения. Если по его вине пешеход или другой водитель получают ущерб, то его компенсирует компания, где оформлена страховка. Чтобы понимать, откуда берутся расценки на полисы, следует знать про коэффициенты ОСАГО, и как они высчитываются.

    Формула расчета ОСАГО

    Тарифный коридор, в пределах которого можно устанавливать стоимость ОСАГО, находится на строгом контроле у регулятора, им выступает Центробанк РФ. Цена зависит от нескольких факторов, поэтому для каждого владельца автомобиля она отличается.

    Стоимость определяется по формуле, где базовая ставка ОСАГО перемножается на коэффициенты.

    Формула расчета ОСАГО: Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС x КН х КПр

    • ТБ — базовый тариф
    • КТ — территориальный коэффициент
    • КБМ — коэффициент бонус-малус
    • КВС — коэффициент возраста и стажа
    • КО — ограничение количества водителей
    • КМ — коэффициент мощности
    • КС — коэффициент сезонности (периода использования)
    • КН — коэффицент нарушений
    • КПр — коэффицент прицепа

    Раньше ставка была фиксирована, теперь же компании снижают тарифы для привлечения клиентов. Чаще всего выгодные условия у новичков. Старожилы страхового рынка с крупным именем редко делают скидки. Их козырь – высокий рейтинг надежности.

    Коэффициенты ОСАГО

    Цена зависит от нескольких показателей. Они повышают или понижают итоговую сумму полиса. Базовый тариф устанавливается Центральным банком России и пересчитывается каждый год. Страховая компания имеет право выбирать значение только в указанном диапазоне. Перед началом деятельности по новому тарифу она уведомляет РСА и регулятор о его размере. Самовольные изменения находятся под строгим государственным контролем.

    Территориальный коэффициент

    Он рассчитывается на основании интенсивности движения в регионе для каждого субъекта отдельно. Это связано с тем, что большое количество машин на дорогах ведёт к увеличению аварийности. Любой риск должен учитываться.

    Показатель считается по месту регистрации физического или юридического лица.

    Например, в Москве установлено значение 2.0, а в Подмосковье – 1.7. Человек, который оформляет договор, работает и живёт в столице, но прописка у него в Иваново. Значит, территориальный коэффициент считает по городу Иваново.

    Коэффициент бонус-малус

    Показатель выступает в роли регулятора «хорошего поведения» на дороге. Безаварийное вождение вознаграждается снижением цены. Один год без ДТП снижает стоимость на 5%. Для расчётов принимаются только те происшествия, где доказана вина, и была выплачена компенсация.

    Каждому водителю присваивается один из 15 классов вождения. Первый договор рассчитывается с КБМ 1.0, если избегать аварий, то постепенно класс повышается, бонус-малус уменьшается, стоимость приятно снижается.

    Например, новичок за первую страховку платит примерно 15 000 рублей. Проходит год без аварий, следовательно, цена за следующий полис составит порядка 14 250 рублей.

    Если в договор включено больше одного человека, то КБМ считается по тому, у кого выше показатель. В страховку невыгодно вписывать водителя с высокой аварийностью.

    Возраст и стаж водителя

    Показатель учитывает факт, что юные и неопытные водители чаще попадают в ДТП. Повышающий коэффициент распространяется на всех, кому ещё не исполнилось 22 года и/или стаж составляет меньше 3 лет. При расчётах учитываются все, кто указан в страховом договоре.

    Оформление неограниченной страховки устанавливает КВС 1.0. Если у владельца автомобиля высокий класс, и он вынужден вписать в договор неопытного родственника, то рекомендуется оформлять неограниченную страховку.

    Стоимость снизится за счёт того, при расчётах будет использоваться КБМ собственника.

    Ограничения по количеству водителей

    КО – это показатель количества допущенных к ТС водителей. На 2022 год установили только два значения:

    1. 1.0 – можно вписать до 5 человек;
    2. 1.87 – неограниченное количество.

    Увеличение неограниченной страховки с 1.8 до 1.87 действует только для тех машин, которыми управляются физическими лицами. Для юридических лиц показатель остался на прежнем уровне.

    Покупка неограниченного полиса означает, что ТС может управлять любой человек с ВУ соответствующей категории.

    Мощность двигателя

    Технические характеристики транспортного средства указываются в его паспорте. КМ ОСАГО рассчитывается, исходя из статистики. Автомобили с большим количеством лошадиных сил под капотом чаще становятся участниками аварий, так как их используют для разгонов по трассам, проводят рискованные манёвры. Для расчёта берут информацию из ПТС или диагностической карты.

    Чем выше показатель мощности двигателя, тем дороже полис.

    Коэффициент нарушений

    Стоимость полиса стала своеобразным регулятором поведения на дорогах. Пока возможность учитывать при расчёте страховки штрафы за нарушения ПДД находится на стадии обсуждения.

    К коэффициенту нарушения относят следующие ситуации:

    • Доказанная вина водителя в возникновении ДТП с выплатой компенсации.
    • Незаконное занижение цены за счёт предоставление заведомо ложных данных.
    • Умышленное причинение вреда, которое повлекло страховой случай. Сюда можно сразу отнести передачу машины человеку без водительского удостоверения, нанесение вреда под действием алкоголя и/или наркотиков, хулиганские побуждения, попадание в аварию без действующего полиса ОСАГО, покидание места ДТП.

    Страховые компании имеют право расширять список. У КН есть всего два значения:

    1. 1.0 – нет нарушений;
    2. 1.5 – одно и более нарушений.

    Даже одно зафиксированное нарушение влечёт увеличение значения.

    Чтобы не попадать в этот «чёрный список», достаточно соблюдать закон, уважать других участников дорожного движения и никогда не покидать место ДТП до приезда ДПС вне зависимости от степени вины.

    Срок страхования

    Как понятно из названия, параметр учитывает срочность договора со страховой компанией. У легковых машин чаще всего ОСАГО оформляется на 1 год, потом наступает новый период, который оплачивается с учётом изменившихся коэффициентов.

    Допускается более короткий срок. Это зависит от целей, для которых используется ТС. Единственное условие – эксплуатация разрешена только в оплаченный период страховки.

    Сезонный коэффициент

    Для специальной техники на первый план выходит сезонность их использования. Машины для уборки снега выходят зимой и весной, поливальные – весной и летом. Полис заключается на 1 год, но с учётом перерасчета по КС. Показатель относится только к спецтехнике.

    Если автомобиль в семье используется только для поездок на дачу или зимнюю рыбалку, то ОСАГО всё равно оплачивается в полном объёме за весь год.

    Коэффициент прицепа

    Прицеп повышает риск попадания в ДТП. При заключении договора на транспорт с прицепом ставится специальная отметка. На цифру влияет грузоподъемность ТС. Самый большой показатель у грузовиков весом не выше 16 тонн, в целом значение находится в диапазоне от 1 до 1,4.

    Особенности расчета стоимости полиса ОСАГО

    В каждом деле существуют свои нюансы, и страхование – не исключение. Чтобы не удивляться стоимости или поймать недобросовестного страхового агента, стоит учитывать особенности расчётов полиса. Автовладельцам можно взять на заметку, что электронный и бумажный вариант страховки полностью идентичны и не отличаются по стоимости.

    Прописка

    Адрес регистрации учитывается только тот, который указан в паспорте. Фактический адрес проживания не играет роли. Человек может жить на Чукотке, но, будучи прописанным в столице, он платит по московскому тарифу. Чаще всего встречается ситуация, когда человек переехал в город, но остался прописан в деревне. В сельской местности малая интенсивность движения, поэтому КТ для деревенских жителей сильно отличается от городских величин в меньшую сторону.

    КТ для юридических лиц устанавливается по региону, где предприятие зарегистрировано в качестве плательщика налогов.

    Возраст и стаж водителей

    Расчёты стоимости ОСАГО всегда включают в себя стаж и возраст водителя. Это критерии, по которым страховые компании чаще всего выбирают клиентов. Утвердилось мнение, что молодой и неопытный водитель чаще становится виновником аварий на дорогах.

    Страховая компания – это коммерческая организация, которая просчитывает риски. Коэффициент возраст-стаж направлен на снижение рисков страховщиков, потому что в случае ДТП они возмещают суммы чаще всего превышающие сумму одного страхового полиса.

    Присвоенное значение указывает на опыт водителя. Минимум – 1.0, то категория лиц с водительским стажем больше 3 лет и возраста старше 22 лет. Максимум – 3.0, присваивается молодым людям до 22 лет и стажем меньше 3.

    Учитываются все лица, указанные в договоре со страховой компанией. Если в одном полисе указан отец со стажем в 17 лет и сын со стажем в 1 год, то базовый тариф ОСАГО умножается на показатель, присвоенный неопытному сыну. В таких случаях специалисты рекомендуют оформлять неограниченную страховку, она приводит КВС к 1.0 и значительно снижает сумму к оплате.

    История вождения

    С 2019 года страховая история водителя закрепляется в ОСАГО. Теперь после перерыва в вождении владелец машины может пользоваться теми же привилегиями, что и раньше.

    Скидки не сгорают, но и штрафные коэффициенты тоже сохранятся.

    Для водителя сохраненная история хороша тем, что теперь при переходе в другую СК не надо начинать копить бонусы с нуля. Раньше компании часто жаловались на неслаженную работу созданной системы АИС РСА и невозможность проверить факт безаварийной езды. Единая база позволяет оперативно отслеживать КБМ, накапливая год за годом положенную скидку.

    Расценки компаний в вашем городе

    Одним из популярных сервисов стал сайт РСА (Российского Союза Автомобилистов). Удобная система подсчёта учитывает основные коэффициенты и предлагает на выбор несколько страховых компаний, работающих в вашем городе.

    Если пользователь не знает свой КБМ, то можно сделать проверку онлайн по ФИО и водительскому удостоверению.

    Заключение

    Важно понимать один момент в работе страховых компаний. Они всегда оценивают клиентов с точки зрения благонадёжности. Тщательно выстроенная система расчётов ОСАГО стала методом «кнута и пряника». Хорошие водители с большим опытом и ездой без аварии платят намного меньше. Тогда как люди, замеченные в серьёзных ДТП, попытках покинуть место аварии до прибытия экипажа ДПС, без стажа, по статистике чаще всего попадают в аварии.

    Будьте бдительны на дорогах, берегите себя и улучшайте коэффициенты ОСАГО, чтобы платить меньше. Система это позволяет.

    Новые правила при расчете ОСАГО с 5 сентября 2022 года

    Внимание! 9 января 2022 года тарифы для расчета стоимости ОСАГО в очередной раз обновлены.

    Новые правила при расчете ОСАГО с 5 сентября 2022 года

    Добрый день, уважаемый читатель.

    С 5 сентября 2022 года действует новое Указание Банка России “О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, которое внесло серьезные изменения в правила расчета стоимости страховки ОСАГО.

    Нововведений довольно много и первая их часть рассмотрена в статье “Новые тарифы для расчета стоимости ОСАГО с 5 сентября 2022 года”. Сегодня, во второй части, будут рассмотрены новые коэффициенты для расчета стоимости страховки и новые формулы, применяемые при расчете.

    Новые коэффициенты возраста и стажа (КВС)

    В первую очередь рассмотрим изменения, которые затронули таблицу коэффициентов, зависящих от возраста и стажа водителей:

    N Стаж, лет
    Возраст, лет
    0 1 2 3-4 5-6 7-9 10-14 более 14
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 16-21 1,93 1,90 1,87 1,66 1,64
    2 22-24 1,79 1,77 1,76 1,08 1,06 1,06
    3 25-29 1,77 1,68 1,61 1,06 1,05 1,05 1,01
    4 30-34 1,62 1,61 1,59 1,04 1,04 1,01 0,96 0,95
    5 35-39 1,61 1,59 1,58 0,99 0,96 0,95 0,95 0,94
    6 40-49 1,59 1,58 1,57 0,95 0,95 0,94 0,94 0,94
    7 50-59 1,58 1,57 1,56 0,94 0,94 0,94 0,94 0,93
    8 старше 59 1,55 1,54 1,53 0,92 0,91 0,91 0,91 0,90

    Примечание. Зеленым цветом в таблице выделены значения, которые стали меньше, красным – которые увеличились.

    Больше всего стоимость страховки возросла у водителей в возрасте от 16 лет до 21 года, не имеющих стажа, – на 6% .

    Сильнее всего страховка подешевела у водителей старше 50 лет, имеющих стаж 2 года, – на 7% .

    Отмена КВС для иностранных транспортных средств

    Изменения затронули не только саму таблицу с коэффициентами КВС, рассмотренную выше, но и примечания к этой таблице:

    При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, коэффициент КВС устанавливается в следующем размере:

    • 1,7 – в отношении транспортного средства, владельцем которого является физическое лицо;
    • 1 – в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо.

    Ранее для транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, применялись особые правила. Фактический стаж и возраст водителя не учитывался, а для расчета бралось значение 1,7 (для физических лиц) или 1 (для юридических лиц). С 5 сентября 2022 года возраст и стаж водителей иностранных автомобилей учитывается на общих основаниях.

    Увеличение КВС для юридических лиц

    1. В случае если собственником транспортного средства является юридическое лицо, коэффициент КВС увеличивается в 1,8 раза.

    Данное примечание вводит одно из самых серьезных изменений. С 5 сентября 2022 года КВС для всех автомобилей, принадлежащих юридическим лицам, увеличивается в 1,8 раза. То есть это автоматически приводит к тому, что стоимость страховки у транспортных средств юридических лиц возрастает в 1,8 раза.

    Например, Андрей имеет стаж 12 лет и возраст 35 лет.

    При покупке страховки для личного автомобиля его КВС составит 0,95.

    Если Андрей решит купить точно такую же страховку для автомобиля, принадлежащего юридическому лицу, размер КВС составит 0,95 * 1,8 = 1,71

    Расчет КВС для водителей, не имеющих российских прав

    2. Стаж водителей, не имеющих российского национального водительского удостоверения, принимается равным нулю.

    Еще одно очень серьезное нововведение. Если водитель управляет автомобилем на основании иностранных прав, то при расчете стоимости страховки его стаж не учитывается. То есть значение КВС берется из первого столбца приведенной выше таблицы.

    Например, Борис имеет стаж вождения 15 лет, а его возраст 61 год. При этом у Бориса есть только иностранное водительское удостоверение, выданное в Казахстане.

    При покупке ОСАГО до 5 сентября 2022 года Борис мог рассчитывать на минимальный коэффициент КВС равный 0,93.

    С 5 сентября 2022 года стаж Бориса при расчете КВС не учитывается и коэффициент принимает значение 1,55.

    Если Вы попали в похожую ситуацию и стоимость страховки серьезно возросла, то имеет смысл обратиться в ГИБДД для замены иностранного водительского удостоверения на российское. В этом случае стаж будет полностью перенесен, после чего страховка станет заметно дешевле.

    Отмена коэффициента для управления автомобилем с прицепом КПр

    6. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (далее – коэффициент КПр).

    N п/п Прицеп в зависимости от типа и назначения транспортного средства Коэффициент КПр
    1 2 3
    1 Прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам 1,16
    2 Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепы, прицепы-роспуски 1,40
    3 Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски 1,25
    3 Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей 1,24
    4 Прицепы к другим типам (категориям) и назначению транспортных средств 1

    Коэффициент КПр полностью исключен из Указания Банка России. Начиная с 5 сентября 2022 года использование прицепа никак не влияет на стоимость страховки. То есть, при наличии любой страховки ОСАГО на автомобиль можно к этому автомобилю присоединить и прицеп. Никакого нарушения при этом не будет.

    Что касается финансовой стороны вопроса, то можно сказать, что страховка станет несколько дешевле для тех водителей, кто раньше покупал специальный полис для эксплуатации с прицепом (для личных легковых автомобилей с прицепом такой полис не требовался).

    Отмена коэффициента нарушений КН

    9. Коэффициент, применяемый при наличии действий (бездействии) владельцев транспортных средств, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее – коэффициент КН).

    Коэффициент КН равен 1,5.

    Коэффициент нарушений КН применялся при расчете стоимости ОСАГО для тех водителей, которые допустили серьезные нарушения правил страхования.

    Например, если водитель скрылся с места ДТП.

    Коэффициент нарушений увеличивал стоимость страховки в 1,5 раза. С 5 сентября 2022 года этот коэффициент не используется.

    Выбор коэффициента КБМ при наличии нескольких водителей

    5. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

    5. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

    В пункте 5 приложения 4 исчезло упоминание физических лиц, являющихся владельцами транспортных средств. То есть обновленный пункт говорит о том, что при покупке ограниченной страховки правила стали одинаковыми для физических и юридических лиц. В качестве КБМ выбирается наибольший коэффициент среди всех водителей, допущенных к управлению.

    Новые формулы для расчета стоимости страховки

    Выше были рассмотрены базовые страховые тарифы и коэффициенты, которые изменились с 5 сентября 2022 года. Однако кроме них нововведения затронули и формулы, которые используются для расчета.

    Категория ТС Старые формулы
    (для физических лиц
    для юридических лиц)
    Новая формула
    “B”, “BE” (в том числе такси), зарегистрированные в РФ Т = ТБ * КТ * КБМ водителя * КВС * КО * КМ * КС * КН
    Т = ТБ * КТ * КБМ юридического лица * КО * КМ * КС * КН * КПр
    Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КС
    “A”, “M”, “C”, “CE”, “D”, “DE”, “Tb”, “Tm”, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, зарегистрированные в РФ Т = ТБ * КТ * КБМ водителя * КВС * КО * КС * КН * КПр
    Т = ТБ * КТ * КБМ юридического лица * КО * КС * КН * КПр
    Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КС
    “B”, “BE” (в том числе такси) для движения к месту регистрации или техосмотра Т = ТБ * КБМ водителя * КВС * КО * КМ * КП
    Т = ТБ * КБМ юридического лица * КО * КМ * КП * КПр
    Т = ТБ * КБМ * КВС * КО * КМ * КП
    A”, “M”, “C”, “CE”, “D”, “DE”, “Tb”, “Tm”, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины для движения к месту регистрации или техосмотра Т = ТБ * КБМ водителя * КВС * КО * КП * КПр
    Т = ТБ * КБМ юридического лица * КО * КП * КПр
    Т = ТБ * КБМ * КВС * КО * КП
    “B”, “BE” (в том числе такси), зарегистрированные за границей Т = ТБ * КТ * КБМ водителя 2 * КВС * КО * КМ * КП * КН
    Т = ТБ * КТ * КБМ юридического лица 2 * КО * КМ * КП * КН * КПр
    Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КП
    A”, “M”, “C”, “CE”, “D”, “DE”, “Tb”, “Tm”, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, зарегистрированные за границей Т = ТБ * КТ * КБМ водителя 2 * КВС * КО * КП * КН * КПр
    Т = ТБ * КТ * КБМ юридического лица 2 * КО * КП * КН * КПр
    Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КП

    Из данной таблицы можно сделать следующие выводы:

    • Формулы расчета стали едиными для транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам.
    • Коэффициенты КН и КПр полностью исключены из формул. Это не удивительно, ведь чуть выше речь шла о том, что эти коэффициенты в Указании Банка России больше не упоминаются.
    • Коэффициент возраста и стажа КВС ранее не использовался при расчете стоимости страховки для юридических лиц. Теперь же он присутствует в формулах.

    В заключение хочу отметить, что с 5 сентября 2022 года правила расчета стоимости страховки ОСАГО изменились довольно сильно. И если Вас в ближайшее время ожидает покупка нового полиса ОСАГО, то рекомендую заранее рассчитать его предполагаемую стоимость с помощью обновленного калькулятора ОСАГО:

    Ведь в первое время не исключены ошибки страховых компаний при расчете по новым правилам.

    Что касается итоговой стоимости страховки для каждого водителя, то невозможно сделать однозначный вывод о том, станет она больше или меньше. Дело в том, что изменения одновременно затронули множество коэффициентов. Поэтому не исключено, что у кого-то страховка станет немного дешевле, а у кого-то несколько дороже. Расчет в любом случае имеет смысл сделать индивидуально для каждого водителя.

    Удачи на дорогах!

    эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

    Актуальные коэффициенты ОСАГО

    Как известно, базовый коэффициент ОСАГО корректируется с учетом различных факторов, например, возраста и стажа водителей, скидки за безаварийность и территории преимущественного использования транспортного средства.

    Поправочные коэффициенты нужны для индивидуализации страхового платежа. Так, например, риск дорожно-транспортного происшествия в столице в несколько раз выше, чем в небольшом сибирском поселке, потому в последнем автогражданка обойдется дешевле.

    При расчете применяются и другие коэффициенты ОСАГО на 2022 год, среди которых:

    • территориальный (определяется по месту прописки собственника авто);
    • возраста и стажа водителей (Квс при составлении списка, Ко при списке без ограничений);
    • бонус-малус (повышает или понижает тариф в зависимости от наличия ДТП по вине водителя);
    • мощности двигателя (применяется для легкового транспорта);
    • наличия или отсутствия прицепа (не применяется для легковушек физлиц);
    • сезонности использования (при эксплуатации транспорта несколько месяцев в году).

    Также для краткосрочных договоров, когда страхуются авто из других стран или оформляется транзитная страховка, применятся коэффициент в зависимости от срока страхования. Минимальный срок составляет от пяти до пятнадцати дней, максимальный – десять и более месяцев.

    В исключительных случаях цена на страховой полис формируется с учетом коэффициента нарушений. Его применяют, в частности, когда водитель указал недостоверные сведения при оформлении электронного полиса обязательного автострахования.

    От чего же зависит применение того или иного коэффициента в конкретном случае? Для каждого типа транспортных средств применяется свой набор поправочных коэффициентов. Так, при определении итогового платежа для грузовика не учитывается мощность двигателя, а при страховании транспорта юридических лиц не применяется коэффициент возраста и стажа, вместо него всегда используется Ко, равный 1,87 – максимальному значению Квс.

    Расшифровка использованных коэффициентов, как правило, приводится в графе «Особые условия».

    Как сильно коэффициенты меняют тарифы ОСАГО?

    Если взять за основу тарифы на 2019 год, то получится, что базовый тариф, скажем, в Москве, увеличивался более чем в два раза. Один только коэффициент территории для столицы равен двум, а ведь есть еще мощность двигателя для легковушек, возраст и стаж водителей размер их скидки. Также к водителю может быть применен коэффициент нарушений.

    Таким образом, цена полиса ОСАГО в итоге может оказаться даже выше двукратной величины базовой ставки.

    При этом единственным законным инструментом снижения размера платежа остается бонус-малус, который, впрочем, очень быстро превращается из понижающего в повышающий коэффициент, если водитель часто провоцирует дорожные происшествия с последующим возмещением ущерба пострадавшим в рамках системы обязательного автострахования.

    Коэффициент мощности автомобиля ОСАГО

    Данная норма корректировки тарифа применяется исключительно к легковым автомобилям физических и юридических лиц, включая транспорт, используемый в качестве такси. Коэффициент мощности ОСАГО может как увеличивать, так и уменьшать итоговый платеж.

    Рассчитывать на снижение платежа могут владельцы автомобилей с двигателями мощностью до пятидесяти лошадей включительно.

    Для собственников машин с двигателями мощностью свыше пятидесяти и до семидесяти лошадиных сил включительно тариф не изменится. В их случае в полисе не применяется ни повышенный, ни пониженный коэффициент Км.

    В иных случаях значение коэффициента мощности определяется в соответствии с приведенной таблицей.

    Таблица. Коэффициенты ОСАГО в зависимости от мощности двигателя легкового авто

    Более 120 до 150 включительно

    Более 100 до 120 включительно

    Более 70 до 100 включительно

    Таким образом, существует взаимосвязь между мощностью автомобиля и итоговым платежом. Более мощные транспортные средства по статистике чаще приносят убытки страховым компаниям, потому их владельца приходится платить за автогражданку больше.

    При этом Км является одним из коэффициентов, из-за которых может быть необоснованно занижен платеж, что в дальнейшем часто приводит к расторжению полиса по инициативе страховой компании. Если же водитель такого авто успел стать виновником дорожной аварии, ему предъявят регрессное требование.

    Поэтому крайне важно корректно определить мощность двигателя легкового автомобиля и без ошибок внести эту информацию в онлайн-заявление при заключении электронного полиса ОСАГО.

    Часто в регистрационных документах мощность указывается не в лошадиных силах, а в киловаттах. В таком случае нужно перемножить мощность в киловаттах на 1,36. Например, если в Свидетельстве о государственного регистрации ТС указано «55 кВт», реальная мощность в лошадях составляет 74,8. Мощность в киловаттах, как правило, указана в регистрационных документах подержанных автомобилей.

    Таким образом, автовладелец никак не сможет повлиять на Км без риска расторжения полиса и предъявления регресса от страховой компании. Подобный риск однозначно перевешивает возможную экономию на автогражданке.

    Коэффициент водительского стажа ОСАГО

    Один из наиболее влияющих на тариф факторов – возраст и стаж водителей, допущенных к управлению автомобилем по полису обязательного автострахования. Коэффициент стажа ОСАГО называется «Квс». Он используется при составлении ограниченного списка водителей, то есть не применяется в случае с юридическими лицами, по которым перечень водителей всегда остается без ограничений.

    Отличие Квс в том, что собственник автомобиля в некоторых случаях может регулировать за счет этого коэффициента итоговый платеж.

    Допустим, водителю не хватает пары месяцев до стажа других лиц, вписанных в страховку. В таком случае его можно вписать в полис после достижения нужного срока. При соответствии размера скидки данного гражданина скидке остальных водителей доплата не потребуется.

    Либо автовладелец может принять решение о том, что какого-либо водителя, не проходящего по возрасту и стажу, вообще можно не вписывать в страховку. Порой такое решение разумно, особенно если водителя добавляют просто на всякий случай.

    Кроме того, в ОСАГО коэффициент стажа водителя с минимальным возрастом равен коэффициенту ограничений (Ко), применяемому при неограниченном списке лиц, допущенных к управлению. Использование Ко поможет сэкономить в ситуации, когда водителя необходимо вписать страховку, но у него высокое значение Кбм из-за ДТП по его вине.

    Оформление договора без ограничений по водителям позволит на следующий год обнулить значение Кбм, но при условии, что водитель не будет вписан ни в один другой полис ОСАГО.

    Значение Ко равняется 1,87, что равнозначно Квс для водителей до двадцати одного года со стажем до трех лет. Например, если у двадцатилетнего водителя с годовым стажем было несколько ДТП по его вине в прошлом страховом году, то при использовании Ко вместо Квс платеж не изменится, но не будет применен повышающий коэффициент бонус-малус.

    В случае с более возрастными и опытными водителями нужно прочитать оба варианта в калькуляторе ОСАГО, а затем выбрать наиболее выгодный. Максимально допустимый коэффициент за наличие аварий составляет 2,45, что увеличивает платеж почти в два с половиной раза. Его присваивают водителям с нулевой скидкой за пять ДТП в год, водители со скидкой в пятьдесят процентов должны совершить за год семь ДТП. Размер возмещения по каждому страховому случаю не учитывается.

    Коэффициент Кбм в полисе ОСАГО

    Это самый известный среди водителей коэффициент, что неудивительно, ведь именно благодаря его применению аккуратные граждане могут существенно снизить платеж за обязательную автостраховку. Однако этот же коэффициент превращается в повышающий, если водитель провоцирует дорожно-транспортные происшествия с выплатой страхового возмещения.

    Все коэффициент в полисе ОСАГО должны быть указаны в разделе «Особые условия», именно в нём водитель может проверить, корректное ли значение Кбм (бонус-малус) применено в конкретном случае. В дополнение стоит проверить, правильно ли страховая компания передала в базу Российского Союза Автостраховщиков сведения о размере скидки водителя.

    Иногда в результате технических сбоев страховщики передают в РСА некорректные сведения о Кбм.

    В таком случае будет лучше, если водитель узнает о проблеме сразу после оформления полиса, что даст время на корректировку информации. Если же дотянуть до заключения следующего договора, то вполне вероятно, что это принесет дополнительные сложности, так как на изменение Кбм в базе РСА требуется несколько дней.

    Актуальные коэффициенты страхования ОСАГО Кбм представлены в таблице, приложенной к Указанию ЦБ РФ № 5000-У от 4 декабря 2018 года. При условии отсутствия ДТП по вине водителя ежегодно его скидка увеличивается на пять процентов, максимальная скидка не может превышать пятьдесят процентов.

    После ДТП по вине водителя, если страховщик возместил причиненный им ущерб, значение Кбм увеличивается. Предельное значение бонус-малуса – 2,45. Добиться такого повышающего коэффициента непросто, в частности, водителю с максимальной скидкой нужно совершить не менее семи ДТП за страховой год.

    Повлиять на размер Кбм немедленно – невозможно, но при желании водитель может обнулить его значение, если в течение года не будет вписан ни в один полис ОСАГО либо будет пользоваться автомобилем с неограниченным перечнем лиц, допущенных к управлению.

    Речь именно про перечень водителей, сегодня Кбм не привязывается к собственнику транспортного средства. То есть виновник ДТП, являясь собственником авто, может оформить договор на условии «без ограничений», будучи вписанным в полис в качество автовладельца и страхователя.

    Территориальный коэффициент

    Таблица коэффициентов ОСАГО по регионам включает все крупные населенные пункты России и все без исключения субъекты РФ. Если для населенного пункта не установлен индивидуальный Кт, то значение коэффициента нужно определять по пункту «Прочие населенные пункты», который есть по каждому региону.

    Как правило, чем крупнее город, тем выше территориальный коэффициент по автогражданке.

    В частности, самые высокие расценки на ОСАГО установлены в Мурманске и Челябинске (Кт 2,1), Москве и Казани (Кт 2). В соответствии со статистикой аварийности, риск ДТП выше в крупных городах, где более оживленное движение. К тому же в региональных центрах на дорогах чаще встречаются дорогие иномарки, ремонт которых требует значительных финансовых затрат.

    Стоимость ОСАГО и коэффициенты территории выше именно в таких населенных пунктах. А вот в небольших поселениях Кт часто не увеличивает, а уменьшает тариф, что логично, ведь, скажем, в городке с население 10 тысяч человек аварии на дорогах случаются редко. Конечно, есть исключения, но в целом по рынку вполне применимо высказывание: «Чем меньше город, тем дешевле автогражданка».

    Естественно, автовладелец не сможет повлиять на значение коэффициента территории. В теории жители крупных городов, конечно, могли бы переоформлять транспортные средства на родственников из глубинки, но на практике это требует расходов, сопоставимых с экономией. Кроме того, мало кто захочет переписывать свой автомобиль на другого человека, пусть и родственника.

    Таким образом, остается смириться с коэффициентом, установленным для населенного пункта, где проживает автовладелец.

    Некоторые ошибочно полагают, что страховая компания должна учитывать место проживания автовладельца. Но в действительности будет использован адрес, указанный в гражданском паспорте собственника автомашины.

    Другие страховые коэффициенты ОСАГО

    Есть и другие коэффициенты страхования ОСАГО, которые применяются не столь часто, как ранее упомянутые, среди них:

    • коэффициент нарушений (Кн);
    • коэффициент использования прицепа (КПр);
    • коэффициенты сезонности (Кс) и срока страхования (Кп).

    Первый применяется для злостных нарушителей правил страхования. Например, Кн применят к тем водителям, которые сообщили недостоверные сведения при оформлении электронного полиса ОСАГО. Данный коэффициент увеличивает цена страховки почти в два с половиной раза.

    Коэффициент использования прицепа нужен, когда предполагается использование прицепа к транспортному средству. КПр не применяется в случае с легковушками физических лиц. Однако если частник страхует грузовик, предполагая использовать его с прицепом, придется доплатить сорок процентов за ТС до 16 тонн включительно и двадцать пять процентов для более грузоподъемных машин. Какой именно будет применен КПр, зависит от сведений в регистрационных документах на авто.

    Коэффициенты Кс и Кп применяются при необходимости краткосрочного действия полиса.

    Первый регулирует сезонность использования транспорта, он применяется для оформления автогражданки на срок от трех месяцев. При этом платеж составит пятьдесят процентов от годовой цены страховки. Данный коэффициент нужен тем, кто не использует автомобиль круглый год. В частности, Кс позволяет сэкономить тем, кто водит только в теплое время года, или тем, кто часто бывает в длительных командировках.

    Кп нужен в двух случаях, при страховании транспортных средств:

    • следующих к месту государственной регистрации;
    • стоящих на учете в других государствах.

    Минимальный срок страхования авто с учетом Кп составляет пятнадцать дней. Такая страховка обойдется автовладельцу в двадцать процентов от годового платежа. Также период использования можно установить кратным полному календарному месяцу.

    Чаще всего коэффициент в зависимости от срока страхования применяется по полисам ОСАГО для транспорта, зарегистрированного в сопредельных с Россией странах, которые не участвуют в международной системе страхования автогражданской ответственности «Зеленая карта».

Ссылка на основную публикацию