Аттестация государственного служащего

Как аттестовать гражданского служащего

Аттестация госслужащего — это обязательная процедура, позволяющая определить квалификационный уровень специалиста. Проводят ее периодически по правилам, оговоренным законодательством.

О необходимости регулярно проходить аттестацию заявлено в Указе Президента Российской Федерации №110 от 01.02.2005 и Федеральном законе №79 от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а сама процедура регламентирована Постановлением Правительства РФ №1387 от 09.09.2020. В этих нормах оговаривается периодичность проведения аттестации государственного гражданского служащего, правила ее организации, список необходимых документов и другие детали.

Зачем это нужно

Основная цель проверки — определение соответствия госслужащего его должности на основании его профессиональной деятельности. Помимо этого, аттестация государственного гражданского служащего проводится в целях выявления перспективных специалистов, оценки их потенциала, необходимости направить на дополнительное обучение для повышения квалификации или переобучения.

Если сотрудник покажет в ходе аттестации негативные результаты, его или понизят в должности, или даже, при определенных обстоятельствах, освободят от занимаемой должности и уволят с государственной службы.

Кто проходит аттестацию

Проходить аттестацию обязаны все государственные гражданские служащие. Но есть и исключения. Законодательством предусмотрено, что аттестации не подлежат гражданские служащие, которые подпадают под один из критериев:

  • проработали на занимаемой должности менее одного года;
  • достигли 60 лет;
  • беременные женщины;
  • работницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам или отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  • прошли аттестацию менее одного года назад;
  • замещают должности руководителей, помощников и советников, с которыми заключен срочный трудовой контракт (за исключением должностей, назначение на которые производится президентом или правительством).

Частота проведения

На основании законодательства очередная аттестация на государственной гражданской службе проводится раз в три года, а внеочередную организуют до истечения трехлетнего срока с момента последнего оценивания.

Внеочередную проверку проводят по соглашению сторон с учетом годового отчета о результатах профессиональной деятельности служащего. Либо она проводится по инициативе нанимателя в связи с необходимостью сокращения кадрового состава или изменения условий оплаты труда.

Порядок проведения

В государственных структурах вся процедура аттестации государственного служащего прописывается в специальном нормативном акте — положении, порядке, регламенте (в статье мы будем использовать термин «Положение»). Независимо от названия документа, его суть одна — представить полную информацию о графике проверки, аттестационной комиссии, необходимых документах, списке государственных гражданских служащих, подлежащих аттестации, и иных подробностях.

Для проведения очередной проверки госорган издает приказ по форме, рекомендуемой правительством. Основные моменты, которые в нем прописывают:

  • состав комиссии, сроки и порядок ее работы;
  • график проведения аттестации и списки сотрудников, которые приглашаются на нее;
  • порядок ознакомления с документами каждого аттестуемого;
  • необходимость подготовки и представления в комиссию отзыва об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей, материалов, необходимых для работы комиссии;
  • методы оценки профессиональной служебной деятельности;
  • иные подробности.

Приказ о проведении аттестации гражданских служащих

Кого включить в аттестационную комиссию

Порядок и правила формирования аттестационной комиссии подробно описаны в ст. 48 ФЗ №79-ФЗ. Аттестационную комиссию формируют таким образом, чтобы среди ее членов не возникало конфликтов интересов. И в законе отдельно прописано, что происходит, если государственный гражданский служащий, подлежащий аттестации, является членом аттестационной комиссии, — его временно выводят из состава комиссии на время проверки, а затем возвращают полномочия.

При формировании комиссии обязательно учитывать специфику должностных обязанностей служащих, а при необходимости допустимо создавать несколько составов экспертов. Например, аттестация госслужащих, использующих в работе информацию, содержащую государственную тайну, проводится отдельно. Но и членов комиссии обязаны иметь допуск к секретным сведениям нужного уровня.

Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Среди членов — представитель нанимателя, представитель федерального государственного органа по управлению госслужбой, представители образовательных организаций в качестве независимых экспертов. Численность последних должна составлять не менее ¼ от общего числа членов. Все члены аттестационной комиссии имеют равные права при принятии решений.

График проведения проверки

График составляют ежегодно, а утверждает его наниматель. Каждого из аттестуемых следует ознакомить с этим документом не позднее, чем за месяц до проведения проверки.

В график включают следующие сведения:

  • название государственной структуры, подразделения, в которых проводится аттестация;
  • перечень аттестуемых сотрудников;
  • дата, время и место проведения проверки;
  • дата предоставления в комиссию необходимых документов;
  • список ответственных за их предоставление руководителей.

Бланк графика проведения аттестации

График проведения аттестации

Подготовка документов

Абсолютно на каждого служащего, подлежащего аттестации, готовится пакет документов, указанный в положении. Обязательные среди них:

  • аттестационный лист с результатами предыдущей аттестации (допустимо представлять в электронном виде);
  • отзыв об исполнении сотрудниками обязанностей, подписанный руководителями и самим служащим (разрешено представлять в электронном виде);
  • отчеты о проделанной работе;
  • выписка из личного дела с информацией о специальности, стаже службы, включении в кадровый резерв государственного органа, наличии поощрений и награждений, имеющихся дисциплинарных взысканиях, иными важными сведениями. Этот документ готовит кадровая служба.

Отзыв об исполнении служащим обязанностей готовят и передают в аттестационную комиссию не позднее, чем за две недели до даты проверки.

Бланк аттестационного листа

Аттестационный лист

Бланк отзыва об аттестуемом служащем

Как проходит процедура

Не менее чем за неделю до планируемой аттестации работник кадровой службы обязан ознакомить каждого подлежащего аттестации государственного гражданского служащего с подготовленным для передачи в комиссию отзывом об исполнении им должностных обязанностей. Если аттестуемый не согласен с отзывом, он вправе подать заявление о несогласии или пояснительную записку на отзыв и подготовить дополнительные сведения, подтверждающие успешную службу.

Во время проверки знаний служащего приглашают в специально выделенное помещение к аттестационной комиссии, которая изучает предоставленные документы и вправе проводить тестирования, опросы, собеседования и другие процедуры, позволяющие определить квалификационный уровень сотрудника. Все эти детали закрепляют в Положении и приказе.

Если сотрудник не явился, то мероприятие перенесут. Но надо понимать, каковы последствия, если гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительной причины, — минимум дисциплинарное взыскание в виде замечания на основании ст. 57 ФЗ №79-ФЗ.

Варианты принятых решений

Порядок и сроки оглашения решений аттестационной комиссии рекомендуется закрепить в Положении. Для оформления решений используют следующие формулировки:

  • соответствует занимаемой должности;
  • соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • соответствует занимаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
  • не соответствует занимаемой должности.

Все результаты принимают открытым голосованием, а затем вносят в протокол заседания комиссии. При вынесении решения рекомендуется обосновать его и предложить меры по улучшению результатов аттестации.

Результаты не оглашают в присутствии служащего или его непосредственного руководителя. Эту информацию им передают позже: аттестуемому — сразу после подведения итогов, а его нанимателю — в течение 7 дней.

Бланк протокола заседания комиссии

Аттестационный лист предоставляют гражданскому служащему для ознакомления под подпись и затем хранят в его личном деле вместе с отзывом о выполнении обязанностей и отчетом о работе.

Не позднее чем через 7 дней после проведения проверки государственных гражданских служащих ее итоги передают представителю нанимателя, который в течение 30 дней издает правовой акт государственного органа с решениями относительно аттестованных гражданских служащих. Используя уже имеющиеся формулировки, по результатам аттестации гражданского служащего могут быть приняты решения следующего плана:

  • о включении гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • о направлении гражданского служащего на профессиональ­ную переподготовку или повышение квалификации;
  • о понижении гражданского служащего в должности гражданской службы.

По трудовому законодательству уволить сотрудника с гражданской службы по итогам аттестации нельзя. Но если он отказывается от понижения в должности, повышения квалификации или переподготовки, работодатель вправе отстранить его от должности и уволить с гражданской службы (п. 17 ст. 48 ФЗ №79-ФЗ).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести аттестацию гражданских служащих. Используйте эти инструкции бесплатно.

Обжалование результатов

При несогласии с результатами или решением, принятым по итогу проверки, сотрудник вправе обжаловать эти результаты (п. 18 ст. 48 ФЗ №79-ФЗ) путем открытия трудового спора или в судебном порядке.

Приказ Роструда от 18.09.2019 N 267-к “О Порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов” (Зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2022 N 57189)

В целях повышения эффективности проведения аттестации государственных гражданских служащих Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, руководствуясь частью 9 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2015, N 24, ст. 3374), пунктом 8 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 “О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 437; 2014, N 12, ст. 1263), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов.

2. Признать утратившим силу приказ Роструда от 14 апреля 2009 г. N 81-к “Об утверждении Положения о проведении аттестации и порядке сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы по труду и занятости” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 мая 2009 г., регистрационный N 13926).

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Приложение
к приказу Федеральной службы
по труду и занятости
от 18 сентября 2019 г. N 267-к

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Федеральной службы по труду и занятости (далее – Порядок) регламентирует вопросы организации проведения аттестации государственных гражданских служащих Роструда и его территориальных органов (далее – гражданские служащие).

2. Аттестация гражданских служащих проводится в соответствии с Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 “О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 437; 2015, N 35, ст. 4970) (далее – Положение о проведении аттестации) в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы (далее – гражданская служба) на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

3. Аттестация призвана способствовать повышению профессионального уровня гражданских служащих, а также формированию кадрового резерва Роструда и его территориальных органов.

4. Аттестации не подлежат гражданские служащие:

а) замещающие должности государственной гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, с которыми заключен срочный служебный контракт;

б) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена;

в) проработавшие в занимаемой должности менее одного года;

г) беременные женщины;

д) находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через год с даты после выхода из отпуска;

е) в течение года после окончания обучения по программам повышения квалификации или программам профессиональной переподготовки, если обучение осуществлялось по направлению работодателя.

5. Аттестация гражданских служащих проводится один раз в три года. До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации по решению руководителя может проводиться внеочередная аттестация в целях определения квалификации гражданских служащих и подтверждения их соответствия занимаемым должностям.

6. Внеочередная аттестация может проводиться в случаях, предусмотренных пунктом 5 Положения о проведении аттестации.

По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2013, N 14, ст. 1665; N 27, ст. 3477; 2016, N 27, ст. 4157).

II. Порядок формирования и состав аттестационной комиссии

7. Для проведения аттестации в Роструде и его территориальных органах формируются аттестационные комиссии. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

8. Аттестационные комиссии создаются:

а) в Роструде – приказом руководителя Роструда;

б) в территориальных органах Роструда – приказом руководителя территориального органа Роструда.

9. Аттестационная комиссия осуществляет свои полномочия в отношении следующих категорий работников:

а) аттестационная комиссия Роструда – в отношении гражданских служащих, занимающих должности (претендующих на должности), назначение на которые осуществляется приказом руководителя Роструда;

б) аттестационная комиссия (комиссии) территориального органа Роструда – в отношении работников, занимающих должности (претендующих на должности), назначение на которые осуществляется приказом руководителя территориального органа Роструда.

10. Аттестационная комиссия состоит из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, членов комиссии и секретаря комиссии (далее – члены аттестационной комиссии).

Все члены аттестационной комиссии обладают равными правами при осуществлении своих полномочий и принятии решений.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным при условии присутствия не менее двух третей ее членов.

Проведение заседания аттестационной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается.

При равенстве голосов решение принимается в пользу аттестуемого гражданского служащего.

11. В состав аттестационной комиссии включаются представители кадровых и юридических подразделений, руководители структурных подразделений, а также представитель профсоюзной организации (при ее наличии).

12. В состав аттестационной комиссии включаются руководитель Роструда и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из отдела по вопросам государственной службы и кадров, Юридического Управления и Управления, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), (при проведении аттестации в территориальном органе Роструда – руководитель территориального органа Роструда и уполномоченные им лица), а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые по запросу руководителя Роструда в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Состав аттестационной комиссии должен формироваться таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, которая может повлиять на решения, принимаемые аттестационной комиссией.

13. В целях предупреждения возникновения конфликта интересов устанавливаются следующие ограничения:

а) в случае аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, а также в иных случаях его личной заинтересованности, которая приведет или может привести к конфликту интересов, аттестуемый в оценке своих профессиональных, деловых и личностных качеств, а также в голосовании по решению аттестационной комиссии не участвует, о чем в протоколе заседания аттестационной комиссии делается соответствующая запись;

б) председателем аттестационной комиссии не может являться руководитель Роструда, руководитель территориального органа Роструда.

14. Организационное обеспечение деятельности аттестационных комиссий возлагается на отдел по вопросам государственной службы и кадров Роструда или кадровые подразделения территориальных органов Роструда (далее – кадровые подразделения).

15. Решения о проведении аттестации принимаются:

об аттестации аттестационной комиссией Роструда – решением руководителя Роструда, которое оформляется соответствующим приказом;

об аттестации аттестационной комиссией (комиссиями) территориальных органов Роструда – решением руководителя территориального органа Роструда, которое оформляется приказом руководителя территориального органа Роструда.

16. Приказы Роструда и его территориальных органов о проведении аттестации (далее – распорядительные акты о проведении аттестации) издаются не позднее одного месяца до даты (начала срока) проведения аттестации.

17. Распорядительные акты о проведении аттестации должны содержать:

цель проведения аттестации;

дату (сроки) проведения аттестации;

график проведения аттестации (при необходимости);

список гражданских служащих, подлежащих аттестации.

18. Список гражданских служащих, подлежащих аттестации, формируется отделом по вопросам государственной службы и кадров Роструда или кадровым подразделением территориального органа Роструда.

19. О дате аттестации гражданский служащий уведомляется под роспись не позднее чем за две недели до этой даты.

20. В соответствии с пунктами 12 – 14 Положения о проведении аттестации на каждого аттестуемого гражданского служащего непосредственным руководителем составляется отзыв, с которым гражданский служащий должен быть ознакомлен под роспись, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку.

21. Аттестуемый гражданский служащий не позднее чем за пять рабочих дней до дня проведения аттестации вправе представить в кадровое подразделение дополнительные сведения о себе и о выполнении своих трудовых функций, а также мотивированное письменное заявление о своем частичном или полном несогласии с представленным отзывом.

22. Отдел по вопросам государственной службы и кадров Роструда или кадровое подразделение территориального органа Роструда организует сбор и проверку аттестационных материалов, которые передает секретарю аттестационной комиссии.

23. В целях объективного, полного и всестороннего изучения дополнительных сведений, представленных аттестуемым, либо при необходимости получения аттестационной комиссией дополнительной информации от гражданского служащего или его непосредственного руководителя аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание.

III. Проведение аттестации

24. Аттестация проводится путем личного присутствия гражданского служащего на заседании аттестационной комиссии или в режиме видеоконференции. Личное присутствие гражданского служащего на заседании аттестационной комиссии или участие в режиме видеоконференции признаются равнозначными.

25. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

В случае невозможности присутствия на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам (болезнь, служебная командировка, отпуск) аттестуемый гражданский служащий должен не позднее чем за один день до начала заседания аттестационной комиссии сообщить об этом секретарю аттестационной комиссии. Аттестация в этом случае переносится на более поздний срок.

26. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости – его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии. В ходе проведения заседания аттестационной комиссии:

заслушивается сообщение представителя отдела государственной службы и кадров Роструда или кадрового подразделения территориального органа Роструда (секретаря комиссии) об аттестуемом на основании представленного отзыва;

рассматриваются представленные в комиссию аттестационные материалы;

аттестуемому задаются вопросы по фактически выполняемым обязанностям, правам, ответственности и квалификационным требованиям, установленным должностным регламентом;

для получения дополнительной информации на заседание аттестационной комиссии могут быть приглашены непосредственный руководитель аттестуемого и руководители структурных подразделений, во взаимодействии с которыми аттестуемый осуществляет свою профессиональную деятельность.

На аттестуемого оформляется аттестационный лист, составленный по форме согласно приложению к Положению о проведении аттестации.

Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под роспись.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

27. Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

28. В соответствии с пунктом 17 Положения о проведении аттестации профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности, с учетом рекомендаций, представленных в приложении N 2 к настоящему Порядку.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, также организаторские способности.

29. Материалы аттестации гражданских служащих представляются руководителю Роструда (при проведении аттестации в территориальном органе Роструда – руководителю территориального органа Роструда) не позднее чем через семь дней после ее проведения.

30. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается приказ Роструда или принимается решение руководителя Роструда (при проведении аттестации в территориальном органе Роструда издается приказ территориального органа Роструда или принимается решение руководителя территориального органа Роструда) о том, что гражданский служащий:

подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

направляется для получения дополнительного профессионального образования;

понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

31. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или от перевода на другую должность гражданской службы руководитель Роструда (при проведении аттестации в территориальном органе Роструда – руководитель территориального органа Роструда) вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

32. По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

33. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение N 1
к Порядку проведения аттестации
государственных гражданских служащих
Федеральной службы по труду и занятости
и ее территориальных органов

Аттестация государственного служащего

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 сентября 2022 года N 1387

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 сентября 2022 года N 1387

Единая методика проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящая единая методика направлена на формирование единых методологических подходов к проведению аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – гражданские служащие).

2. Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба).

3. Результаты аттестации гражданских служащих используются для:

оценки их профессиональной служебной деятельности;

стимулирования добросовестного исполнения должностных обязанностей и повышения профессионального уровня;

определения направлений профессионального развития;

обеспечения обоснованности принимаемых представителем нанимателя решений на основе результатов оценки профессиональной служебной деятельности гражданских служащих;

формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей гражданской службы в порядке должностного роста.

4. В ходе аттестации осуществляется оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего исходя из следующих характеристик:

участие гражданского служащего в решении (разработке) вопросов (документов), направленных на реализацию задач, стоящих перед соответствующим подразделением (государственным органом);

сложность выполняемой гражданским служащим профессиональной служебной деятельности, ее эффективность и результативность;

соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки;

отсутствие установленных фактов несоблюдения гражданским служащим служебной дисциплины и ограничений, нарушения запретов, невыполнения требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе и о противодействии коррупции.

5. Организацию и обеспечение проведения аттестации осуществляет подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров (далее – кадровая служба).

Кадровая служба готовит проект правового акта государственного органа о проведении аттестации.

6. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в 3 года. Дата проведения внеочередной аттестации может определяться вне зависимости от сроков проведения предыдущей аттестации. Внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего либо после принятия в установленном порядке решения:

а) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

б) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

7. Инициатива о проведении внеочередной аттестации, проводимой в соответствии с подпунктом “а” пункта 5 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 “О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации” (далее – Положение), может исходить от представителя нанимателя или гражданского служащего. В случае согласия одной из сторон служебного контракта с инициативой другой стороны служебного контракта о проведении внеочередной аттестации издается правовой акт государственного органа о проведении внеочередной аттестации.

Гражданский служащий, выступивший с инициативой о проведении в отношении него внеочередной аттестации, направляет в кадровую службу заявление на имя представителя нанимателя с указанием причин, послуживших основанием для проведения внеочередной аттестации.

Проект решения представителя нанимателя с указанием причин, послуживших основанием для проведения внеочередной аттестации, направляется непосредственным руководителем гражданского служащего в кадровую службу в 3-дневный срок со дня согласования проекта такого решения с гражданским служащим.

II. Организация проведения аттестации

8. В правовой акт государственного органа о проведении аттестации, составленный в соответствии с примерным правовым актом государственного органа по форме согласно приложению N 1, подлежат включению положения:

о составе аттестационной комиссии, сроках и порядке ее работы;

об утверждении графика проведения аттестации и списков гражданских служащих, подлежащих аттестации, а также об организации ознакомления с данными документами каждого аттестуемого гражданского служащего;

о необходимости подготовки непосредственным руководителем и представления в аттестационную комиссию отзыва об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период (далее – отзыв), составляемого по форме согласно приложению N 2;

о применяемых методах оценки профессиональной служебной деятельности гражданских служащих с учетом категорий и групп должностей гражданской службы, областей и видов профессиональной служебной деятельности;

об ознакомлении гражданского служащего с отзывом не позднее чем за 2 недели до начала аттестации;

о подготовке кадровой службой материалов, необходимых для работы аттестационной комиссии;

об обеспечении информирования независимых экспертов о месте и времени заседания аттестационной комиссии.

9. График проведения аттестации составляется кадровой службой с учетом мнения непосредственного руководителя аттестуемого гражданского служащего, даты проведения предыдущей аттестации и ежегодно представляется для утверждения представителю нанимателя.

10. Для проведения аттестации гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, кадровой службой совместно с непосредственным руководителем определяется возможность проведения оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего без использования сведений, составляющих государственную тайну. В этом случае аттестация гражданского служащего может проводиться аттестационной комиссией с участием лиц, не допущенных к государственной тайне.

В случае невозможности оценки профессиональной служебной деятельности такого гражданского служащего без использования сведений, составляющих государственную тайну, состав аттестационной комиссии формируется из числа лиц, допущенных к государственной тайне.

11. На заседании аттестационной комиссии присутствует непосредственный руководитель аттестуемого гражданского служащего либо его заместитель в случае, если ни один из них не был включен в состав аттестационной комиссии.

12. Представитель нанимателя принимает меры по исключению возможности возникновения конфликта интересов у членов аттестационной комиссии, исходя из имеющейся у него информации об их личной заинтересованности, которая может повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения. Представителю нанимателя рекомендуется предупредить членов аттестационной комиссии о необходимости его информирования в случае возникновения у них личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

13. Член аттестационной комиссии в случае выявления возможности возникновения у него конфликта интересов, связанного с участием в заседании аттестационной комиссии или с рассмотрением комиссией отдельных вопросов, не участвует в данном заседании и в принятии соответствующего решения.

14. По решению представителя нанимателя в соответствии с пунктом 8 Положения в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий с учетом специфики должностных обязанностей гражданских служащих.

15. К числу обязательных документов, необходимых для работы аттестационной комиссии и представляемых в аттестационную комиссию не позднее чем за 2 недели до начала аттестации, относятся:

отзыв, подписанный непосредственным руководителем гражданского служащего и утвержденный вышестоящим руководителем;

аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации (при наличии).

Указанные документы могут быть подготовлены в виде электронного документа.

16. С целью подготовки отзыва используются годовые отчеты о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

17. Кадровой службой готовится выписка из личного дела аттестуемого гражданского служащего, содержащая информацию о специальности, направлении подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки, включении в кадровый резерв государственного органа, об участии в мероприятиях по профессиональному развитию, наличии поощрений и награждений за период прохождения гражданской службы, имеющихся дисциплинарных взысканиях, а также иную значимую для целей аттестации информацию.

III. Проведение аттестации

18. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае если гражданский служащий в день проведения аттестации отсутствует на служебном месте по уважительной причине, дата проведения аттестации переносится на более поздний срок. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

19. Рекомендуемый порядок работы аттестационной комиссии включает рассмотрение представленных документов, заслушивание сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости – его непосредственного руководителя (либо его заместителя) о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, обсуждение результатов его профессиональной служебной деятельности, принятие решения в отношении аттестуемого гражданского служащего.

20. Аттестационная комиссия оценивает профессиональную служебную деятельность гражданского служащего на основании отзыва с учетом информации, представленной кадровой службой в выписке, указанной в пункте 17 настоящей единой методики, а также на основании заслушивания сообщения аттестуемого гражданского служащего, в ходе которого членами аттестационной комиссии могут задаваться вопросы, направленные на оценку профессиональной служебной деятельности аттестуемого гражданского служащего.

Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

Аттестуемый гражданский служащий может принять участие в заседании аттестационной комиссии в формате видеоконференции (при наличии технической возможности).

Оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего подразумевает определение его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности, включая количество и качество выполненных поручений и подготовленных проектов документов.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, отсутствие установленных фактов несоблюдения гражданским служащим служебной дисциплины и ограничений, нарушений запретов, невыполнения требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе и о противодействии коррупции, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, – также организаторские способности.

IV. Итоги аттестации

21. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста (с указанием группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая гражданским служащим должность, либо с указанием более высокой группы должностей, на которые гражданский служащий может быть назначен);

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

22. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией может быть рекомендовано направление в приоритетном порядке гражданского служащего для получения дополнительного профессионального образования по программе, направленной на получение профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также в целях дальнейшего профессионального развития и должностного роста.

23. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению к Положению, и сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

24. Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

В случае отказа аттестуемого гражданского служащего от подписи в аттестационном листе об этом делается соответствующая запись, которая заверяется подписями председателя и секретаря аттестационной комиссии.

25. Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв хранятся в личном деле гражданского служащего.

Аттестация: правовые основания и порядок проведения

Одним из оснований расторжения трудового договора с работником (служебного контракта – с гражданским служащим) является подтвержденное результатами аттестации несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации. Пользуясь данным положением, работодатели нередко проводят аттестацию, когда необходимо прекратить трудовые отношения с неугодным работником. Однако цели аттестации с точки зрения экономической теории более значимы, нежели существующая практика формального ее проведения для расторжения трудового договора с тем или иным сотрудником.

В статье рассмотрим вопросы как экономического характера – цели и принципы проведения аттестации, так и юридического – нормативно-правовая база, порядок проведения и документального оформления аттестации.

Понятие, цели и принципы аттестации

В основном правовом акте, регулирующем труд работников, – ТК РФ отсутствует определение термина “аттестация”. Из содержания п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ и ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (ред. от 18.07.2009) (далее – Закон N 79-ФЗ) следует, что аттестация – это процедура определения соответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе, а гражданского служащего – замещаемой должности гражданской службы (далее – соответствие занимаемой должности).

Аттестация проводится с конкретными экономическими целями. Так, она позволяет определить, соответствуют ли знания и умения конкретных работников занимаемой ими должности или выполняемой работе, и по ее результатам работодатель вправе:

– установить доплаты, премии, повысить в должности или иным образом поощрить работника (при положительном результате);

– понизить в должности, перевести на другую работу или уволить (при несоответствии).

Таким образом, аттестация – это средство экономического регулирования труда работников. Очевидно, аттестация имеет и юридические последствия для работника, о чем подробнее будет сказано ниже.

Наиболее важными принципами проведения аттестации являются следующие:

1. К проведению аттестации необходимо тщательно подготовиться – издать организационные документы, разработать бланки и уточнить критерии оценок, разъяснить порядок работы членам аттестационной комиссии, уведомить работников о целях и порядке ее проведения, в случае необходимости разрешить возникшие у работников вопросы.

2. По результатам аттестации проводятся мероприятия, стимулирующие труд работника. В частности, можно установить дополнительную оплату за выполняемую работу, оформить переводы и перемещения на другие должности (как на вышестоящие, так и на нижестоящие должности). Если по результатам аттестации работодатель не проводит подобные действия, у работников не будет стимула к прохождению аттестации.

3. Аттестация должна проводиться систематично. В противном случае не будут достигнуты ее экономические цели.

Отметим, что в большинстве коммерческих организаций проведение аттестации не является обязательным и зависит лишь от решения руководителя. В то же время в отношении работников бюджетных учреждений отдельных сфер деятельности необходимость проведения аттестации установлена правовыми актами. Рассмотрим порядок проведения аттестации на примере правовых актов, регламентирующих деятельность государственных гражданских служащих.

Правовые основания аттестации государственных гражданских служащих

Общие положения о порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих установлены в ст. 48 Закона N 79-ФЗ. Более детально порядок аттестации описан в Положении о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – Положение), утвержденном Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110. Действие данного документа распространяется на государственных гражданских служащих РФ, замещающих должности государственной гражданской службы РФ в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ или их аппаратах (п. 1 Положения).

Кроме того, при применении данных документов необходимо учитывать отраслевые приказы, которые в большей части повторяют положения указанных нормативных правовых актов, но могут содержать некоторые нюансы. Например, п. 3.3 Положения о порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих Федерального агентства связи, утвержденного Приказом Россвязи от 11.08.2008 N 175, установлены уважительные причины неявки гражданского служащего на аттестацию, в то время как федеральными законами такого перечня не предусмотрено. Пунктом 32 Порядка проведения аттестации и сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Министерства транспорта Российской Федерации и заместителями руководителей федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, утвержденного Приказом Минтранса России от 13.04.2009 N 58, установлено, что в случае отказа аттестуемого гражданского служащего от росписи об ознакомлении с аттестационным листом об этом делается соответствующая запись, которая заверяется председателем и секретарем аттестационной комиссии. Поэтому кадровые работники организаций при подготовке к проведению аттестации должны иметь в виду нормы ведомственных приказов.

Согласно п. 2 Положения целью аттестации является определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. При этом, как указано в ч. 7 ст. 48 Закона N 79-ФЗ, необходимо учитывать соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных Законом N 79-ФЗ.

По результатам аттестации могут быть решены вопросы:

– формирования кадрового состава государственной гражданской службы РФ;

– повышения профессионального уровня гражданских служащих;

– определения преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

– изменения условий оплаты труда гражданских служащих.

Согласно п. 3 Положения аттестации не подлежат гражданские служащие:

– проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

– достигшие возраста 60 лет;

– находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска (ч. 8 ст. 48 Закона N 79-ФЗ);

– замещающие должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, с которыми заключен срочный служебный контракт;

– в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

В отношении остальных категорий гражданских служащих аттестация должна проводиться один раз в три года (ч. 4 ст. 48 Закона N 79-ФЗ). Ранее этого срока может проводиться внеочередная аттестация после принятия представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителем этого руководителя, осуществляющим полномочия представителя нанимателя от имени РФ или субъекта РФ (далее – представитель нанимателя) в установленном порядке решения:

– о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

– об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Кроме того, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (ч. 6 ст. 48 Закона N 79-ФЗ). По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона N 79-ФЗ.

Документальное оформление

Для проведения аттестации гражданских служащих необходимо по решению представителя нанимателя издать правовой акт государственного органа, содержащий сведения (п. 7 Положения):

– о формировании аттестационной комиссии;

– об утверждении графика проведения аттестации;

– о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

– о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

В соответствии с п. 10 Положения и указанным правовым актом государственного органа представитель нанимателя ежегодно утверждает график проведения аттестации. Он доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации. В этом графике должны быть указаны (п. 11 Положения):

– наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;

– список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

– дата, время и место проведения аттестации;

– дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

Аттестационная комиссия

Для проведения аттестации гражданских служащих формируется аттестационная комиссия, состав, сроки и порядок работы которой утверждаются правовым актом государственного органа (п. 8 Положения).

Согласно п. 9 Положения аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

В состав аттестационной комиссии включаются:

– представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы);

– представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта РФ по управлению государственной службой;

– представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возникновение конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые решения.

В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается (ч. 13 ст. 48 Закона N 79-ФЗ).

Не позднее чем за две недели до начала аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет в аттестационную комиссию мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. Отзыв должен быть утвержден вышестоящим руководителем и должен содержать (п. п. 12, 13 Положения) следующие данные:

– фамилию, имя, отчество;

– замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дату назначения на эту должность;

– перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

– мотивированную оценку профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Кроме того, к мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (п. 14 Положения).

Не менее чем за неделю до начала аттестации кадровая служба государственного органа должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя (п. 15 Положения). Такая пояснительная записка представляется в аттестационную комиссию вместе с мотивированным отзывом (ч. 2 ст. 48 Закона N 79-ФЗ).

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации (п. 14 Положения).

Порядок проведения аттестации

Аттестуемый гражданский служащий обязательно должен быть приглашен на заседание аттестационной комиссии (п. 16 Положения). То есть нельзя провести аттестацию служащего лишь на основании представленных документов. Если гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительных причин или отказался от ее прохождения, он привлекается к дисциплинарной ответственности по ст. 56 Закона N 79-ФЗ, а аттестация переносится на более поздний срок (ч. 14 ст. 48 Закона N 79-ФЗ, п. 16 Положения).

Аттестационная комиссия должна:

– рассмотреть представленные документы;

– заслушать сообщение аттестуемого гражданского служащего и при необходимости – его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности аттестуемого.

После рассмотрения представленных аттестуемым дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии (п. 16 Положения).

При обсуждении профессиональных и личностных качеств аттестуемого применительно к его профессиональной служебной деятельности необходимо придерживаться принципов объективности и доброжелательности. Об этом сказано в п. 17 Положения. Кроме того, отмечено, что при оценке профессиональной служебной деятельности гражданского служащего определяются и учитываются:

– его соответствие квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы;

– его участие в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач;

– сложность выполняемой им работы, ее эффективность и результативность;

– результаты исполнения должностного регламента;

– профессиональные знания и опыт работы;

– соблюдение ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством РФ о государственной гражданской службе;

– организаторские способности, если аттестуют гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим.

Правомочным считается заседание комиссии, на котором присутствует не менее двух третей ее членов. Решение принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии, но в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы (п. п. 18, 19 Положения).

Аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений (ч. 15 ст. 48 Закона N 79-ФЗ, п. 20 Положения). Аттестуемый:

– соответствует замещаемой должности гражданской службы;

– соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

– соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

– не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Во время заседания аттестационной комиссии секретарь ведет протокол, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Непосредственно после подведения итогов голосования результаты аттестации сообщаются аттестованному. Они заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме, установленной Приложением к Положению. Аттестационный лист также подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. С аттестационным листом аттестованного гражданского служащего знакомят под расписку. После этого аттестационный лист и отзыв об исполнении должностных обязанностей за аттестационный период помещают для хранения в личное дело гражданского служащего (п. 21 Положения).

Не позднее чем через семь дней после проведения аттестации ее результаты передаются представителю нанимателя (п. 22 Положения). Далее, в течение одного месяца после аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий (п. 23 Положения):

– подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

– направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

– понижается в должности гражданской службы.

Если по результатам проведения аттестации представитель нанимателя принимает решение о направлении гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации или о понижении в должности гражданской службы, а аттестованный отказывается от переподготовки, повышения квалификации или перевода, представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы по пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ – несоответствие замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (ч. 17 ст. 48 Закона N 79-ФЗ).

Внимание! По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается (п. 24 Положения).

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством РФ (п. 25 Положения).

Аттестация государственного служащего

Статья 47. Должностной регламент

1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

2. В должностной регламент включаются:

  • квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
  • должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
  • сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
  • порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
  • перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
  • показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

4. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

5. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

Статья 48. Аттестация гражданских служащих

1. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт.

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

  • о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
  • об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

7. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.

15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

  • соответствует замещаемой должности гражданской службы;
  • соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  • не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

16. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

  • подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
  • понижается в должности гражданской службы.

17. При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

18. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

19. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

Статья 49. Квалификационный экзамен

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 204-ФЗ)

1. Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, указанные в части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

2. Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина гражданской службы.

3. Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.

4. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Порядок сдачи квалификационного экзамена гражданскими служащими определяется указом Президента Российской Федерации.

Аттестация и квалификационный экзамен

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестации не подлежат гражданские служащие:

а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

д) замещающие должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации);

е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

При проведении аттестации могут использоваться следующие методы оценки гражданского служащего:

1) тестовое задание;

2) индивидуальное собеседование;

3) иные не противоречащие законодательству Российской Федерации и Ненецкого автономного округа методы оценки, позволяющие определить соответствие гражданского служащего квалификационным требованиям по замещаемой им должности гражданской службы.

Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Квалификационный экзамен проводится:

а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – классный чин), первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;

б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;

в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, с которыми заключены срочные служебные контракты, за исключением гражданских служащих, замещающих:

а) должности гражданской службы категории “руководители”, относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы;

б) должности гражданской службы категории “помощники (советники)”, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации;

в) должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации.

При проведении квалификационного экзамена могут использоваться следующие экзаменационные процедуры:

1) тестовое задание;

2) индивидуальное собеседование;

3) иные методы оценки профессиональных качеств, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Ненецкого автономного округа.

По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего аттестационной комиссией выносится одно из следующих решений:

1) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

Ссылка на основную публикацию