Принудительные меры воспитательного воздействия – виды и условия их применения, когда их заменяет уголовное наказание

Что такое принудительные меры воспитательного воздействия?

В рамках принудительного воздействия используют уголовно-правовые меры, которые ставят целью исправить и перевоспитать правонарушителей, чтобы они не совершали новых преступлений в будущем.

Такие воспитательные меры применяются на основании Постановления Пленума ВС РФ №1 от 2011 года. Согласно этому документу подростков, которые могут исправиться, к уголовной ответственности не привлекают.

Однако принудительные меры воспитательного воздействия можно применить только к совершившим преступления небольшой и средней тяжести.

При нарушении подростком предписаний принудительного воздействия, его дело снова отправят в суд и применят уголовное наказание.

Принудительные меры воспитательного воздействия – виды и условия их применения, когда их заменяет уголовное наказание

Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

2. передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

3. возложение обязанностей загладить причиненный вред;

4. ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Принудительные меры воспитательного воздействия – это не являющиеся уголовным наказанием особые меры государственного принуждения. Их применение к несовершеннолетним означает освобождение от уголовной ответственности (ст. 90 УК) либо от наказания (ст. 92 УК). Главное отличие этих мер от наказания заключается в том, что они не влекут за собой судимости.

Принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться по общему правилу к лицам, не достигшим совершеннолетия. В исключительных случаях данные меры могут применяться к психически и социально незрелым лицам в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 36 УК).

УК РФ существенно ограничивает перечень принудительных мер воспитательного характера, применяемых к несовершеннолетним. Так, помещение несовершеннолетних в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение допускается только при освобождении несовершеннолетних от наказания и если совершено преступление средней тяжести (ч. 2 ст. 92 УК). При этом срок пребывания в указанном учреждении не может превышать максимального срока наказания за совершенное преступление.

Применение мер воспитательного характера содержит четыре принципиальных положения: а) речь идет о несовершеннолетнем, впервые совершившим преступление; б) преступление должно быть небольшой тяжести; в) средней тяжести (ст. 15 УК); г) данная норма не указывает, кем (каким органом, должностным лицом) эти меры могут быть назначены. Так, освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности не исключается и по постановлению следователя (лица, производящего дознание), прокурора, а также суда, но применение этих мер, возможно только по решению суда. Хотя вопрос об их применении может быть поставлен на стадиях, как предварительного следствия, так и судебного разбирательства.

Вполне обоснованным, соответствующим характеру принудительных мер воспитательного воздействия является положение УК (ч. 3 ст. 90) о возможности назначения несовершеннолетнему одновременно нескольких мер. Действительно, вполне сочетаются, например, такие принудительные меры воспитательного воздействия, как предупреждение и передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга, и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Существуют юридические последствия систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия. По представлению специализированного органа данная мера отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Допуская отмену в этом случае назначенной несовершеннолетнему принудительной меры и указывая на привлечение к уголовной ответственности за ранее совершенное преступление, закон тем самым фактически подчеркивает условный характер применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.

Суд вправе избрать в отношения несовершеннолетнего любую из указанных мер, которая в большей степени может способствовать его исправлению, недопущению совершения им новых преступлений.

В ст. 91 УК раскрывается содержание принудительных мер воспитательного воздействия. Так, предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК. Несовершеннолетний предупреждается, что в случае совершения нового преступного деяния, он будет привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Передача под надзор представляет собой возложение на родителей или лиц, их заменяющих (даже без их согласия), либо на специализированные государственные органы, в частности, на инспекции по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел) обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Речь идет о том, что подросток своим трудом и поведением может устранить причиненный материальный ущерб, а также моральный, в частности путем публичного извинения. Это устанавливается и признается судом, который фиксирует способность виновного непосредственно устранить причиненный вред. Наиболее серьезной является мера принудительного воспитательного воздействия, указанная в Законе как ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Данная мера предусматривает запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Важно, чтобы подросток почувствовал тяжесть ответственности за причиненный вред его деянием, осознал, что его поведение находится под пристальным контролем соответствующих лиц и организаций, задача которых помочь ему в исправлении поведения и предупреждения новых правонарушений.

Допуская отмену в этом случае назначенной несовершеннолетнему принудительной меры и указывая на привлечение к уголовной ответственности за ранее совершенное преступление, закон тем самым фактически подчеркивает условный характер применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.

Вопрос 83.Принудительные меры воспитательного воздействия: понятие, меры, основания и порядок применения

ПОНЯТИЕ Под ними следует понимать установленные законом меры государственного принуждения к подросткам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести (в предусмотренных законом случаях — и за тяжкое преступление), с целью исправить их педагогическими средствами без привлечения к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания.

Принудительными они являются потому, что назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли виновного или его законного представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступления, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственной власти. Они не влекут судимости, не делятся на основные и дополнительные виды.

ВИДЫ

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

1) предупреждение. Оно состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его действиями (бездействием). Разъясняются и последствия повторного совершения преступления, когда может встать вопрос о наказании. Повторное совершение преступления лицом, в отношении которого выносилось предупреждение (предостережение), может свидетельствовать об устойчивой ценностной дезориентации подростка;

2) передача под надзор – состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган ( В на- стоящее время это — комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при соответствующем органе местного самоуправления.)обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением;

3) возложение обязанности загладить причиненный вред. Данная мера возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Имущественное положение несовершеннолетнего в случае возложения на него обязанности загладить причиненный вред определяется наличием у него самостоятельного заработка и трудовых навыков,подросток достиг 15-летнего возраста; .

Под самостоятельным заработком следует понимать не только плату, полученную за выполнение постоянной или временной работы, доходы от предпринимательской деятельности, но и стипендию, другие выплаты;

Ущерб может быть возмещен деньгами, взамен испорченного предмета передается качественная вещь, производится установка демонтированного оборудования и т.д. Возмещение ущерба производится через судебного исполнителя.

4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Сюда же могут быть включены требования: вернуться в школу, если подросток бросил учебу; трудоустроиться, если он нигде не работает и не учится;

5) помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием – применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

Такие принудительные меры воспитательного воздействия, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа или ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, устанавливается продолжительностью:

-от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести;

– от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести. Несовершеннолетнему может быть назначена одна принудительная мера воспитательного воздействия или несколько в любом их сочетании.

деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести;

исправление несовершеннолетнего возможно мерами воспитательного воздействия.

В тех случаях, когда несовершеннолетний систематически не исполняет назначенные судом принудительные меры воспитательного воздействия, эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Вопрос 84. Иные меры уголовно-правового характера.

Принудительные меры медицинского характера – система различных лечебно-реабилитационных мер, предусмотренных уголовным законом и применяемых судом к лицам, совершившим общественно опасные деяния и страдающим психическими расстройствами (меры государственного принуждения, назначаемые судом и обеспечиваемые принудительной силой государственных органов).Устанавливаются постановлением суда (их продолжительность не устанавливается).

Критериипринудительных мер медицинского характера:

1) юридический (основания, цели, виды, порядок назначения, продления, изменения, прекращения этих мер судом в рамках уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства);

2) медицинский (содержание этих мер, определяемое врачами-психиатрами (диагноз, рекомендации по проведению лечения)).

Основания применения принудительных мер медицинского характера:

1) Возможность их назначения судом лицам, совершившим общественно опасные деяния, предусмотренные Особенной частью УК (при отсутствии в деянии признаков состава преступления или совершении лицом малозначительного деяния дело прекращается, нет основания для применения этих мер).

2) Наличие у лица, совершившего общественно опасное деяние, психического расстройства – 3 категории лиц, страдающих психическими расстройствами, к которым могут быть применены эти меры (ч.1 ст.97 УК):

· совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости;( в силу психического расстройства они не способны осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.)

· у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; ( Вторую категорию составляют: 1) лица, совершившие преступление, но до вынесения приговора заболевшие таким психическим заболеванием, при котором невозможно либо назначить, либо исполнить наказание; 2) лица, у которых после совершения общественно опасного деяния, но до вынесения приговора наступило временное психическое расстройство, препятствующее определению их психического состояния во время совершения этого деяния, если по характеру содеянного и по своему психическому состоянию они представляют опасность для общества; 3) лица, заболевшие психическим расстройством во время отбывания наказания.)

· совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.(Они в силу психического расстройства не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. )

3) Они назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда или с опасностью для себя или других лиц

Цели применения принудительных мер медицинского характера (ст.98 УК) – излечение указанных лиц или улучшение их психического состояния, предупреждение совершения ими новых преступлений.

Виды принудительных мер медицинского характера (ч.1 ст.99 УК) (назначаются судом с учетом заключения судебно-психиатрической или судебно-наркологической экспертизы):

1) Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (направление лица, к которому оно применено, под наблюдение учреждения, осуществляющего амбулаторную помощь по месту жительства (психоневрологический диспансер)) (при применении этой меры суд должен установить, что лицо представляет наименьшую опасность для общества и способно адекватно осознать смысл применяемой меры).

Может быть применено (к лицам, совершившим преступления в состоянии временного психического расстройства; к лицам после проведения принудительного лечения хронического психического расстройства) (при применении этой меры, соединенной с исполнением наказания, ее исполнение возлагается на администрацию и медицинскую службу исправительной колонии; если лицу назначено наказание, не связанно с лишением свободы, – на учреждения здравоохранения).

2) Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа (лечение лиц, нуждающихся в стационарном лечении и наблюдении, не требующее интенсивного наблюдения) (может быть назначено, если характер психического расстройства лица требует определенных условий лечения, ухода, содержания и наблюдения).

3) Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа (лечение лиц, требующее постоянного наблюдения мед.персоналом и наружной охраной).

4) Принудительное представляющих повышенную опасность для себя и для других лиц, и требующих постоянного интенсивного наблюдения).

Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осущ-ся судом по представлению админ-ции учреждения, осуществляющего принуд. лечение, на основании заключения комиссии врачей-психиатров (ч.1 ст.102 УК).

Освидетельствование лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся на принудительном лечении, осуществляет комиссия врачей-психиатров не реже 1 раза в 6 месяцев (для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры).

Основание для прекращения применения указанных мер – выздоровление лица или изменение его психического состояния, при котором исчезает его общественная опасность (отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры).

Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества:

а) деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

По новым правилам конфискация имущества может быть применена не только в случае совершения тяжких преступлений, но и преступлений небольшой и средней тяжести, как, например, предусмотренных статьей 147 УК.

Принудительные меры медицинского характера система различных лечебно-реабилитационных мер, предусмотренных уголовным законом и применяемых судом к лицам, совершившим общественно опасные деяния и страдающим психическими расстройствами меры государственного принуждения, назначаемые судом и обеспечиваемые принудительной силой государственных органов.

Статья 90 УК РФ. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами “б” и “г” части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести.

Читайте также:  Компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск при увольнении

4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

б передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;.

Принудительные меры воспитательного воздействия – виды и условия их применения, когда их заменяет уголовное наказание

58. Принудительные меры воспитательного воздействия: понятие и виды; основания и цели применения.

Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами “б” и “г” части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести.

4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Основания применения принудительных мер воспитательного воздействия:

– деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести;

– исправление несовершеннолетнего возможно мерами воспитательного воздействия.

Принудительными мерами воспитательного воздействия являются:

1) предупреждение. Оно состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его действиями (бездействием). Разъясняются и последствия повторного совершения преступления, когда может встать вопрос о наказании. Повторное совершение преступления лицом, в отношении которого выносилось предупреждение (предостережение), может свидетельствовать об устойчивой ценностной дезориентации подростка;

2) передача под надзор – состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением;

3) возложение обязанности загладить причиненный вред. Данная мера возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Имущественное положение несовершеннолетнего в случае возложения на него обязанности загладить причиненный вред определяется наличием у него самостоятельного заработка и трудовых навыков.

Под самостоятельным заработком следует понимать не только плату, полученную за выполнение постоянной или временной работы, доходы от предпринимательской деятельности, но и стипендию, другие выплаты;

4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Сюда же могут быть включены требования: вернуться в школу, если подросток бросил учебу; трудоустроиться, если он нигде не работает и не учится;

5) помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием – применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года. Такие принудительные меры воспитательного воздействия, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа или ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, устанавливается продолжительностью:

– от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести;

– от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести. Несовершеннолетнему может быть назначена одна принудительная мера воспитательного воздействия или несколько в любом их сочетании.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия.

Катечкин Сергей Николаевич

Как правило, это связано с низким уровнем юридических знаний и ошибками в воспитательном и образовательном процессах.

69. Принудительные меры воспитательного воздействия. Понятие, виды, порядок применения. (Статья 90).

69.1 Предусмотренные уголовным законом принудительные меры воспитательного воздействия — это не являющиеся уголовным наказанием меры государственного принуждения, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления, с целью их исправления.

По своей правовой природе эти меры относятся к иным мерам уголовно-правового характера, указанным в статье 6 УК, поэтому при их применении следует учитывать, что они должны быть справедливыми, то есть, соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Уголовно-правовой характер этих мер определяется тем, что они применяются судом к лицам, совершившим преступления, в связи с их освобождением от уголовной ответственности или от наказания и в порядке и на основаниях, предусмотренных уголовным и уголовно-процессуальным законами. Сходные и тождественные меры, применяемые в порядке, установленном административным законодательством, мерами уголовно-правового характера не являются.

Спорным остается вопрос о том, входят ли эти меры в содержание уголовной ответственности. Представляется, что они не входят в содержание уголовной ответственности, когда применяются в связи с освобождением от уголовной ответственности, и входят — когда применяются в связи с освобождением от наказания. Причем в последнем случае в силу статьи 86 УК несовершеннолетний одновременно освобождается и от судимости. Поэтому в содержание уголовной ответственности входит лишь акт применения их судом, но не их исполнение.

Принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться по общему правилу к лицам, не достигшим совершеннолетия ко времени их применения.

В исключительных случаях эти меры могут применяться к психически и социально незрелым лицам в возрасте от 18 до 20 лет в соответствии со статьей 96 УК. Причем к указанной категории лиц из всего спектра принудительных мер могут применяться разве что предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред, так как другие меры связаны с ограничением прав лица и требуют осуществления контроля за их исполнением со стороны специализированного государственного органа.

Таким образом, при применении принудительных мер воспитательного воздействия суд должен учитывать возраст преступника. Нецелесообразно, а иногда и невозможно назначать принудительные меры лицам, достигшим совершеннолетия, и лицам, близким к его достижению, если цели принудительных мер не могут быть достигнуты до наступления совершеннолетия. В этих случаях целесообразно применять другие способы исправления преступника, например условное осуждение.

69.2 Статья 90 УК определяет виды принудительных мер воспитательного воздействия:

— передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

— возложение обязанности загладить причиненный вред;

— ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Необходимо отметить, что в отношении родителей и лиц, их заменяющих, предусмотренная обязанность существует и на основе норм семейного права. Применение этой меры не дает родителям и другим лицам в отношении несовершеннолетних никаких прав, которых бы они не имели, исходя из норм семейного права. Данная мера является своеобразным предупреждением родителям и другим лицам о возможности привлечения их ребенка (подопечного) к ответственности, с тем чтобы побудить их к более активной воспитательной деятельности. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 14.02.2000 N 7 разъяснил: „При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Несмотря на то что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено“.

Обязанность загладить причиненный ущерб назначается с учетом имущественного положения и трудовых навыков несовершеннолетнего. Обязанность загладить причиненный вред не сводится исключительно к возмещению ущерба, причиненного преступлением, и компенсации морального вреда. В некоторых случаях с согласия потерпевшего ущерб может быть возмещен не в полном объеме, моральный вред может быть заглажен извинением раскаявшегося преступника. Вред может быть заглажен путем совершения каких-либо полезных для потерпевшего или для общества действий, независимо от факта причинения преступлением имущественного ущерба и того факта, что причиненный преступником вред находится за рамками состава преступления (например, вред от преступления с формальным составом).

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, запрет выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в общеобразовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. В отношении несовершеннолетнего могут быть предъявлены и другие требования, необходимые для его исправления. Требования эти должны быть целесообразными, не должны быть жестокими, причинять вред несовершеннолетнему, целью их не может быть унижение достоинства несовершеннолетнего.

Предусмотренные статьей 90 УК принудительные меры воспитательного воздействия не делятся на основные и дополнительные. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного воздействия.

Часть 2 статьи 92 УК предусматривает в качестве особой принудительной меры воспитательного воздействия помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Применение этой меры регламентируется УК, Федеральным законом „Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“, Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.

Несовершеннолетние, освобожденные от наказания по части 2 статьи 92 УК, на основании приговора суда помещаются в специальные профессиональные училища закрытого типа и специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа. В коррекционные учреждения закрытого типа помещаются несовершеннолетние, имеющие отклонения в развитии и заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях (умственно отсталые, глухонемые, слепые и др.). В указанные специальные учреждения (в том числе и коррекционные) не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в специальных учреждениях закрытого типа (перечень утверждается Правительством).

В специальные общеобразовательные школы закрытого типа они не помещаются, туда помещаются лица в возрасте от 11 до 14 лет.

Несовершеннолетний может быть помещен в специальное учреждение до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на 3 года. Установленный судом срок может быть изменен в процессе применения принудительной меры:

— воспитанник может быть досрочно выпущен из специального учреждения, если судом будет признано, что он не нуждается более в применении этой меры;

— срок может быть продлен по ходатайству самого воспитанника в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки (после чего содержание в учреждении уже не может рассматриваться в качестве принудительной меры).

Обязанность загладить причиненный вред не сводится исключительно к возмещению ущерба, причиненного преступлением, и компенсации морального вреда.

Другой комментарий к статье 90 УК РФ

1. Наряду с общими видами (в связи с деятельным раскаянием – ст. 75 УК; в связи с примирением с потерпевшим – ст. 76 УК; в связи с истечением сроков давности – ст. 78 УК; в связи с актом амнистии – ст. 84 УК) закон содержит специальный вид освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Оно возможно при совершении несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести.

Основанием для такого освобождения является прогнозируемая возможность исправления несовершеннолетнего без привлечения его к уголовной ответственности путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Принудительные меры воспитательного воздействия – это меры государственного принуждения, которые не являются наказанием и применяются к несовершеннолетним, совершившим преступление, в целях их исправления.

Несовершеннолетнему может быть назначена одна или одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия, перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи. Перечень принудительных мер воспитательного воздействия является исчерпывающим, вопрос о их применении решается только судом.

3. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия является единственным условным видом освобождения от ответственности. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. При этом возобновление производства по делу допустимо, если не истекли сроки давности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Сервис доустпен с 9 00 до 21 00 ежедневно по Московскому времени.

Обязанность загладить причиненный вред

Данный вид воспитательной меры применяется только с учетом двух факторов:

  • Имущественного или материального положения несовершеннолетнего;
  • Имеющихся у него трудовых навыков.

Обязанность загладить причиненный вред должна предполагать либо выплату денежной компенсации за поврежденное имущество, либо передачу в счет поврежденного имущества другого, либо восстановление имущества с помощью собственных трудовых навыков.

Трудовые или материальные обязательства не должны являться непосильным бременем для несовершеннолетнего.

Если подросток работает и получает денежное вознаграждение, скорее всего, возмещение ущерба будет осуществляться в денежном эквиваленте.

Это обусловлено тем, что на собственноручное восстановление поврежденного имущества у подростка просто нет времени ввиду другой занятости.

Ограничения на выезд за пределы населенного пункт и др.

Принудительные меры воспитательного воздействия

Законодательство предусматривает возможность как применения назначения несовершеннолетним наказания, так и применения к ним принудительных мер воспитательного воздействия.

Принудительные меры воспитательного характера по своей юридической природе не являются наказанием по следующим причинам:

они в отличие от наказания не носят карательного характера;

применяются только при условии полного освобождения несовершеннолетнего от наказания и уголовной ответственности;

их применение не влечет за собой судимости;

суд, применяя эти меры, выносит определение от своего имени, а не обвинительный приговор от имени государства.

В статье 81 УК, исходя из принципов справедливости и гуманизма, установлено, что несовершеннолетний, впервые осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Принудительные меры воспитательного воздействия применяются только к лицам, виновным в совершении преступления. Основанием применения принудительных мер воспитательного воздействия является нецелесообразность применения уголовного наказания, возможность исправления несовершеннолетнего без его применения.

Читайте также:  Штраф за езду на зимней резине летом: что нужно знать всем автомобилистам

Решая вопрос о целесообразности применения принудительных мер воспитательного воздействия, необходимо исходить из анализа характера и степени общественной опасности совершенного преступления (тяжести совершенного преступления), оценка личности виновного, условий его воспитания, семейного положения и других обстоятельств, которые дают суду основание быть уверенным, что для исправления виновного не требуется назначение уголовного наказания.

Поскольку цели общественного реагирования на совершение несовершеннолетним преступления – цели сугубо утилитарные, наилучшим способом реагирования является применение специальных мер, разработанных для достижения этих целей. Такими мерами являются принудительные меры воспитательного воздействия, не являющиеся уголовным наказанием.

Пленум Верховного Суда РСФСР в пункте 11 постановления от 21 декабря 1993 года указал, что «суды не должны допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного характера» Постановление «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность» Пленума ВС РСФСР от 21.12.1993г. №11 пункт 11..

Пленум Верховного суда Республики Казахстан от 24 июня 1993 года №2 «О соблюдении судами законности при назначении наказания», с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 23 декабря 1994 года №9 рекомендовал судам «в отношении несовершеннолетнего, совершившего деяние, содержащее признаки преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше одного года либо более мягкое наказание, в каждом конкретном случае, с учетом обстоятельств решать вопрос о прекращении уголовного дела и применении одной из принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных законом» Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда Республики Казахстан, том первый, Алматы, «Санат», 1997, с.239..

Такими мерами являются:

  • а) предупреждение,
  • б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • в) возложение обязанностей загладить причиненный вред;
  • г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;
  • д) помещение в специальное воспитательное и лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия (ч.2 ст.82 УК).

Принудительные меры воспитательного воздействия по своей природе являются уголовно-правовыми мерами. Будучи предусмотренными в УК, они представляют собой разновидность мер государственного принуждения. Их применение к несовершеннолетнему означает освобождение от наказания, как было сказано выше. Главное отличие рассматриваемых мер от наказания заключается в том, что они, являясь мерами государственного принуждения, несут воспитательный характер и не влекут за собой судимости.

В рассматриваемой статье прямо указано, что применение данных мер является прерогативой только суда. Судебной практикой выработано три условия, наличие которых в совокупности дает основание для применения судом принудительных мер воспитательного воздействия:

совершение преступления впервые;

совершение преступления небольшой или средней тяжести;

вывод суда о возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, складывающийся из совокупности ряда объективных и субъективных факторов: характер общественной опасности деяния, личность подростка (его поведение до совершения преступления, алкогольная или наркотическая зависимость), отношения в семье, учебном заведении или на производстве; возмещение причиненного ущерба; оказание помощи следствию в раскрытии преступления и т.д.

При наличии указанных условий уголовное дело прекращается, и суд применяет принудительные меры воспитательного воздействия. Содержание этих мер раскрывается в статье 83 УК.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера отменяется по представлению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление несовершеннолетнего, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных Кодексом. Несовершеннолетний предупреждается, что в случае совершения нового деяния, предусмотренного УК, он будет привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Для решение вопроса о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, должны быть собраны необходимые данные о моральном облике, отношении соответствующих лиц к своим обязанностям воспитания несовершеннолетнего. Следует также выяснить, имеют ли эти лица возможность в зависимости от состояния здоровья, характера работы, материального положения и т.п., реально осуществлять присмотр за подростком. В противном случае, не является целесообразным применение указанной меры принудительного воспитательного воздействия.

Также особую осторожность надо проявлять при решении вопроса передачи несовершеннолетнего под надзор администрации специализированных государственных учреждений, особенно в случаях совершения побегов из учреждений, в которых воспитывались несовершеннолетние.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест (например, дискотеки, ресторанов. клубов и т.д.), использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также, требование возвратиться в образовательное учреждение, продолжить или окончить обучение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение на срок от шести месяцев до двух лет может быть назначено судом несовершеннолетнему, совершившему умышленное преступление средней тяжести. Данная мера также является принудительной мерой воспитательного воздействия, однако, она отличается от других мер своей особенной строгостью. Максимальный срок содержания несовершеннолетних в этих учреждениях ограничена сроком наказания, предусмотренного УК за совершенное несовершеннолетним преступление. Из смысла закона следует, что максимальным сроком наказания является максимальный срок лишения свободы. Пребывание в названных учреждениях может быть прекращено досрочно в связи с достижением лицом совершеннолетия, а также, если на основании заключения специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, суд придет к выводу, что несовершеннолетний для своего исправления в дальнейшем не нуждается в применении данной меры.

Продление пребывания в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении для несовершеннолетних после стечения срока, предусмотренного частью пятой статьи 83 УК, допускается только в случае необходимости завершить несовершеннолетнему общеобразовательную или профессиональную подготовку, но не более чем до достижения им совершеннолетия.

Порядок и условия нахождения несовершеннолетнего в специальных воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях определяются законодательством.

Необходимо отметить, что помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение и особенно длительное там пребывание усложняют ресоциализацию несовершеннолетнего; несовершеннолетний утрачивает опыт нормальной жизни на свободе. Кроме того, тяжелое финансовое состояние этих учреждений и отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров не позволяют этим учреждениям в полной мере выполнять поставленные перед ними задачи. Поэтому применять эту меру воспитательного воздействия следует, строго руководствуясь законом, лишь в исключительных случаях.

В зависимости от характера преступления, нравственно- психологической характеристики личности несовершеннолетнего суд вправе избрать в отношении него любую из указанных мер, способствующих его исправлению, предупреждению новых преступлений. Продолжительность срока применения таких принудительных мер воспитательного воздействия, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, а также ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, устанавливается судом, назначающим эти меры.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, законом определены его юридические последствия: указанная мера отменяется по представлению специализированного органа, обеспечивающего исправление несовершеннолетнего, и материалы направляются для привлечения его к уголовной ответственности.

При решении вопроса о применении конкретных принудительных мер воспитательного воздействия судами учитываются:

положительное поведение несовершеннолетнего до совершения преступления;

совершения преступления впервые;

возмещение причиненного ущерба;

явка с повинной, признание вины, активное способствование раскрытию преступления и др.

И наконец, исходя из соображений гуманности, законодатель впервые предусмотрел ранее не известное прежнему Уголовному кодексу положение о том, что «В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности, суд может применять положения настоящего раздела к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное воспитательное или лечебно- воспитательное учреждение для несовершеннолетних» (статья 87 УК).

В законе не указывается, какие случаи признаются исключительными. Однако, здесь безусловно, необходимо учитывать характер совершенного преступления, личность виновного, условия его жизни и воспитания, причины и условия, способствовавшие совершению преступления и т.п. По своему психическому складу лицо в возрасте от 18 до 20 лет отличается от взрослого человека и максимально приближено к несовершеннолетнему. Зачастую это еще не сформировавшаяся личность. Характер его, как правило, окончательно не сложился. Свойства личности (как положительные, так и отрицательные) и характер этих лиц недостаточно устойчивы, они подвижны, изменчивы. Эти лица, так же как и несовершеннолетние, более чем взрослые реагируют на внешние воздействия, их психика еще легко ранима.

Применение к названным лицам таких же наказаний, какие применяются к взрослым преступникам, не всегда вызывается необходимостью.

Поэтому исправление лиц в возрасте от 18 до 20 лет, если суд установит исключительные случаи, может быть достигнуто путем применения мер наказания, содержащих значительно меньшее количество карательных элементов, чем меры наказания, применяемые к взрослым преступникам с учетом того, что к лицам указанной возрастной категории не может быть применено помещение их в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

Пленум Верховного Суда РСФСР в пункте 11 постановления от 21 декабря 1993 года указал, что суды не должны допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного характера Постановление О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность Пленума ВС РСФСР от 21.

Виды принудительных мер воспитательного воздействия

В отношении несовершеннолетнего обвиняемого или осужденного возможно применить принудительные воспитательные меры. Какие именно и в каких границах? Ответы на эти вопросы [о видах принудительных мер воспитательного воздействия] содержатся в ст. 90-92 УК.

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия, в частности предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга (см. ч. 3 ст. 90 УК; абз. 2 п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1). Это повышает эффективность их применения.

Предупреждение заключается в разъяснении подростку вреда, причиненного его преступным деянием, и последствий повторного совершения преступления (см. ч. 1 ст. 91 У К).

Передача под надзор представляет собой возложение на родителей или лиц, их заменяющих (например, родственников, попечителей), либо на специализированный государственный орган (в частности, на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав) обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением (см. ч. 2 ст. 91 УК).

Применяя данную воспитательную меру, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, адекватно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. При этом суду следует получить согласие родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор (см. абз. 2 п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1).

Обязанность загладить причиненный преступлением вред может быть возложена на подростка с учетом его имущественного положения и наличия у него соответствующих трудовых навыков (см. ч. 3 ст. 91 УК). Понятно, что трудовые навыки необходимы для того, чтобы своими физическими и интеллектуальными усилиями возместить или загладить причиненный вред, например восстановить поврежденное имущество.

Применяя данную воспитательную меру, следует иметь в виду, что в силу ст. 21 и 27 ГК и ст. 13 Семейного кодекса РФ самостоятельную ответственность за причиненный вред несет несовершеннолетний, который в момент причинения вреда, а также в момент рассмотрения судом вопроса о возмещении вреда обладал полной дееспособностью (см. абз. 2 п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1).

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего состоит в возложении на него запретов, обязанностей и ограничений. Например, запрета посещать определенные места, управлять механическим транспортным средством, покидать жилище в ночное время суток, выезжать за пределы населенного пункта без разрешения контролирующего органа. Может быть возложена обязанность пройти курс обучения или трудоустроиться и т.д. (см. ч. 4 ст. 91 УК).

В случае систематического неисполнения возложенной на несовершеннолетнее лицо принудительной меры воспитательного воздействия данная мера по представлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав отменяется, и материалы направляются для привлечения подростка к уголовной ответственности (см. ч. 4 ст. 90 УК; абз. 3 п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1).

О систематичности неисполнения возложенной на несовершеннолетнего принудительной воспитательной меры свидетельствует повторное ее неисполнение после вынесенного письменного предупреждения о возможности отмены дайной меры и привлечения лица к уголовной ответственности. Иными словами, нарушения допущены более двух раз (и зарегистрированы в установленном порядке) в течение назначенного судом срока применения соответствующей воспитательной меры. Если несовершеннолетнему лицу назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия и в течение определенного срока он допустил единичные нарушения (не более двух раз по каждой из них), то таковые не могут быть признаны систематическими, дающими основание для отмены данных мер воздействия согласно ч. 4 ст. 90 УК (см. п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1).

Наконец, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа является исключительной принудительной мерой воспитательного воздействия и применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода (см. ч. 2 ст. 92 УК). Такое решение принимается в порядке замены назначенного осужденному подростку лишения свободы другим видом наказания.

21 и 27 ГК и ст.

Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности

От уголовной ответственности и наказания несовершеннолетний может быть освобожден:

    1. по общим основаниям;
    2. по специальным, имеющим отношение только к данной категории лиц.

При этом надо иметь в виду, что при применении общих видов освобождения от уголовной ответственности учитываются особенности привлечения к уголовной ответственности и наказания лиц, не достигших 18-летнего возраста.

По своему содержанию меры, предусмотренные ч.

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Таким образом, результатом отклонения в поведении подростка становятся не только предупредительное воздействие или передача под надзор, но и различного рода лишения и ограничения в правах.

Принудительные меры воспитательного воздействия

Принудительные меры воспитательного воздействия – это не являющиеся уголовным наказанием особые меры государственного принуждения. Их применение к несовершеннолетним означает освобождение от уголовной ответственности (ст. 90 УК РФ) либо от наказания (ст. 92 УК РФ). Главное отличие этих мер от наказания заключается в том, что они не влекут за собой судимости.

Принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться по общему правилу к лицам, не достигшим совершеннолетия. В исключительных случаях данные меры могут применяться к психически и социально незрелым лицам в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК РФ).

Читайте также:  С чего начать строительный бизнес с нуля: план, пошаговая инструкция и рекомендации

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

  • а) предупреждение;
  • б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • в) возложение обязанностей загладить причиненный вред;
  • г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пп. «б» и «г», устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести. При этом несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Такое решение следует признать правильным. Действительно, вполне сочетаются, например, такие принудительные меры воспитательного воздействия, как предупреждение и передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Применение мер воспитательного характера содержит принципиальные положения:

  • а) речь идет о несовершеннолетнем, совершившем преступление;
  • б) преступление должно быть деянием небольшой или средней тяжести (ст. 15 УК РФ);
  • в) данная норма не указывает, кем (каким органом, должностным лицом) эти меры могут быть назначены.

Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности по данному основанию не исключается по постановлению следователя (лица, производящего дознание), а также суда, но назначение мер воспитательного характера возможно только по решению суда. Хотя вопрос об их применении может быть поставлен на стадиях как предварительного следствия, так и судебного разбирательства.

Существуют юридические последствия систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия. По представлению специализированного органа данная мера отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Допуская отмену в этом случае назначенной несовершеннолетнему принудительной меры и указывая на привлечение к уголовной ответственности за ранее совершенное преступление, закон тем самым фактически подчеркивает условный характер применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.

Суд вправе избрать в отношении несовершеннолетнего любую из указанных мер, которая в большей степени может способствовать его исправлению, недопущению совершения им новых преступлений.

Приведенные законодательные решения затрагивают как раз те ситуации, когда «специфика соответствующих мер объясняется не автоматической скидкой на возраст, а реальными особенностями личности подростка».

Во-первых, только всестороннее исследование и учет личности несовершеннолетнего позволяют прийти к обоснованному выводу о возможности исправления лица с помощью принудительных мер воспитательного воздействия, сопряженных с освобождением такого лица от уголовной ответственности.

Во-вторых, освобождение подростка от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия базируется на вероятностном прогнозе, в соответствии с которым собранные данные о личности субъекта, не достигшего 18 лет, проецируются на его возможное поведение в будущем.

Поэтому акт освобождения от уголовной ответственности в подобных ситуациях носит, с одной стороны, факультативный характер и зависит от усмотрения органа, принимающего решение об этом, а с другой – в определенной мере условный характер (хотя прямое указание по данному вопросу отсутствует в законе), поскольку позитивный прогноз нуждается в проверке временем на основе оценки реального поведения несовершеннолетнего.

В ст. 91 УК РФ раскрывается содержание принудительных мер воспитательного воздействия. Так, предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений. Несовершеннолетний предупреждается, что в случае совершения нового преступного деяния он будет привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Передача под надзор представляет собой возложение на родителей или лиц, их заменяющих (даже без их согласия), либо на специализированные государственные органы обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. При этом нельзя допускать передачу несовершеннолетних таким субъектам, которые сами ведут аморальный образ жизни и не смогут осуществить должный надзор.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Речь идет о том, что подросток своим трудом и поведением может устранить причиненный материальный ущерб, а также моральный, в частности путем публичного извинения. Это устанавливается и признается судом, который фиксирует способность виновного непосредственно устранить причиненный вред.

Наиболее серьезной мерой является ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Данная мера предусматривает запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Перечень особых требований к поведению не является исчерпывающим.

Важно, чтобы подросток почувствовал тяжесть ответственности за причиненный его деянием вред, осознал, что его поведение находится под пристальным контролем соответствующих лиц и организаций, задача которых помочь ему в исправлении поведения и предупреждения новых правонарушений.

Действует Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ (ред. от 03 декабря 2011 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которому при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказании, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, в том числе, в части гуманного обращения с несовершеннолетними правонарушителями, оказания им квалифицированной юридической помощи. Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка. В случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия суд, принимая решение о применении указанных мер, за исключением такой меры как помещение в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, вправе признать необходимым проведение мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего. Если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях.

Анализу вопросов применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия уделено в Постановлении ВС РФ об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних. Так, в п. 32 разъясняется, что под систематическим неисполнением несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия следует понимать неоднократные (более двух раз) нарушения в течение назначенного судом срока применения принудительной меры воспитательного воздействия (например, ограничения досуга, установления особых требований к его поведению), которые были зарегистрированы специализированным органом, осуществляющим контроль за поведением подростка. Кроме того, высшей судебной инстанцией обращено внимание на то, что если несовершеннолетнему назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия и в течение определенного срока он допустил единичные нарушения (не более двух раз по каждой из них), то такие нарушения не могут быть признаны систематическими и не влекут отмены принудительных мер воспитательного воздействия.

Следует отметить, что отдельные имеющиеся в Постановлении ВС РФ об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних разъяснения вызывают неоднозначное к ним отношение. Так, указание в п. 34 Постановления на то, что при решении вопроса о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их замещающих, судам необходимо получить согласие указанных лиц, представляет собой, по сути, расширительное толкование ст. 91 УК РФ, поскольку прямого указания на это в законе не содержится.

Предлагается следующая редакция ст. 91 УК РФ:

«Статья 91. Понятие и содержание принудительных мер воспитательного воздействия

  • 1. Принудительные меры воспитательного воздействия – это иные меры уголовно-правового характера, содержащие методы психолого-педагогического воздействия, применяемые в отношении несовершеннолетних на основании совершенного преступления небольшой или средней тяжести и небольшой степени общественной опасности деяния, при условии небольшой степени общественной опасности личности несовершеннолетнего в целях его исправления и предупреждения совершения им новых преступлений. Ими являются: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного учреждения, на воспитании и (или) реабилитации которого находится несовершеннолетний, или подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) установление требований для формирования социально полезного поведения несовершеннолетнего в сфере досуга, режима дня и учебно-трудовой деятельности; д) амбулаторные психолого-педагогические или медико-психолого-педагогические меры либо помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
  • 2. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.
  • 3. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного учреждения, на воспитании и (или) реабилитации которого находится несовершеннолетний, или подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.
  • 4. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.
  • 5. Установление требований для формирования социально полезного поведения несовершеннолетнего в сфере досуга, режима дня и учебно-трудовой деятельности может предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного учреждения, на воспитании и (или) реабилитации которого находится несовершеннолетний, или подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Несовершеннолетнему также может быть предъявлено требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью органа службы занятости. Настоящий перечень не является исчерпывающим.».

В целом, сфера применения принудительных мер воспитательного воздействия в УК РФ не является оптимальной. Следует согласиться с высказанной в литературе позицией, что это произошло ввиду:

  • 1) ограничения сферы применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним только двумя категориями преступлений – небольшой и средней тяжести;
  • 2) совпадения сферы применения специальных видов освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания (ст. ст. 90, 92 УК РФ) с общими видами освобождения, предусмотренными ст. ст. 75 – 77 УК РФ;
  • 3) унифицированного порядка их применения к несовершеннолетним, относящимся к различным возрастным группам.

Все это указывает на то, что данный институт не может рассматриваться в качестве серьезной альтернативы применению лишения свободы на сроки до двух-трех лет, назначению условного осуждения и стимулировать суды к более активному использованию таких мер к несовершеннолетним правонарушителям.

Как представляется, в уголовном законе область применения принудительных мер воспитательного воздействия для указанных возрастных категорий несовершеннолетних должна быть различной и строиться на следующих подходах. Для несовершеннолетних возрастной категории 14 – 15 лет их следует рассматривать наряду с уголовным наказанием в качестве основной меры уголовно-правового воздействия. Для несовершеннолетних старшей возрастной группы (16 – 18 лет) сфера применения принудительных мер воспитательного воздействия должна быть более ограниченной по сравнению с первыми возрастными категориями указанных лиц.

Юридический анализ принудительных мер воспитательного воздействия ведет к выявлению значительного числа проблем, связанных с их применением, что, в частности, проявляется в отсутствии в законе указания на понятие и цели этих мер, в отсутствии указания на срок их применения, порядок снятия и отмены, понятие их систематического неисполнения.

Во-первых, не установлена продолжительность срока применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пп. «б» и «г» ч. 2 ст. 90 УК РФ. Вместо четкого определения нижнего и верхнего предела продолжительности этих мер законодатель ограничился лишь указанием на то, что срок устанавливается органом, назначающим эти меры.

В связи с этим следует согласиться с мнением, что оптимальный срок для названных мер – один или максимум два года, в течение которого можно с большой долей достоверности сделать вывод об исправлении несовершеннолетнего либо его стремлении уклониться от исполнения принудительных мер воспитательного воздействия.

Второй недостаток видится в том, что в рассматриваемой норме не дан исчерпывающий перечень мер, которые могут быть применены к несовершеннолетним по ограничению досуга и установлению особых требований к их поведению.

Таким образом, законодатель, отказавшись от исчерпывающего перечня особых требований, предъявляемых к поведению освобожденного от уголовной ответственности несовершеннолетнего, создал реальные условия для расширительного толкования части 4 ст. 91 УК РФ, что может привести к нарушению конституционных прав и свобод несовершеннолетнего. Кроме того, законодатель не учел следующее: расширительному толкованию в уголовном праве могут подвергаться лишь обстоятельства, смягчающие ответственность. Как считает А.А. Иванов, здесь имеются в виду ограничения, которые способны существенно нарушить, урезать права и свободы несовершеннолетнего.

Третий недостаток ст. 90 УК РФ заключается в том, что в ней не раскрыто содержание систематичности неисполнения несовершеннолетним возложенных на него мер и нарушений, которые можно квалифицировать как неисполнение. Так, возникают вопросы: какое количество случаев неисполнения возложенных на подростка мер и за какой отрезок времени следует считать систематическим? Надо ли считать неисполнением возложенных мер совершение подростком того или иного проступка по неосторожности?

Четвертый недостаток анализируемой нормы: в УК РФ законодатель не раскрывает понятие «специализированные государственные органы» в случаях передачи несовершеннолетнего таковым под надзор, а также в случае контроля над поведением несовершеннолетнего.

Думается, до решения этой проблемы на законодательном уровне к специализированным государственным органам, призванным осуществлять контроль над исполнением несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия, следует относить: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; отделы (отделения) по профилактике правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел; специализированные образовательные учреждения (школы, профессиональные училища, техникумы и т.д.). Вместе с тем было бы целесообразным исчерпывающий перечень таких специализированных государственных органов установить законодательно.

Итак, принудительные меры воспитательного воздействия являются самостоятельной формой государственного реагирования на неправомерное поведение несовершеннолетних. По своей правовой природе принудительные меры не относятся к уголовной ответственности, не являются наказанием, но существуют и реализуются в рамках уголовно-правовых отношений. Исходя из принципов справедливости, гуманизма, экономии уголовной репрессии, законодатель совершенно справедливо полагает, что уголовная ответственность и свойственные ей формы реализации далеко не всегда являются лучшим, наиболее эффективным средством воздействия на личность, корректировки ее поведения. Это особенно верно в тех случаях, когда воздействие оказывается на несовершеннолетних, т.е. лиц с неустоявшимся мировоззрением, у которых отсутствует твердая социальная позиция и, следовательно, на которых еще можно воздействовать не прибегая к крайним мерам, связанным с уголовной репрессией. Важный акцент при применении принудительных мер воспитательного воздействия делается на оказание помощи семье несовершеннолетнего в его исправлении, преодолении последствий противоправного поведения подростка.

Все это указывает на то, что данный институт не может рассматриваться в качестве серьезной альтернативы применению лишения свободы на сроки до двух-трех лет, назначению условного осуждения и стимулировать суды к более активному использованию таких мер к несовершеннолетним правонарушителям.

Несовершеннолетние подсудимые и применение к ним судом принудительных мер воспитательного воздействия

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 09.02.2020 2020-02-09

Статья просмотрена: 78 раз

Вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера может быть поставлен как на стадии предварительного следствия с поступлением соответствующего ходатайства, так и на стадии судебного разбирательства.

Добавить комментарий