Скоро: доступ к каталогу только после регистрации на сайте – Регистрация
Ювенальная криминология: учебник / Кошелева Е.В., Лелеков В.А. – Воронеж: Воронеж. ин-т МВД России, 2012. – 284 c.
Кошелева Е.В., Лелеков В.А. :
Ювенальная криминология: учебник
Тип : Издание
Авторы : Кошелева Е.В., Лелеков В.А.
Издательство : Воронеж. ин-т МВД России
Место издания : Воронеж
Количество страниц : 284
Год издания : 2012 г.
Оглавление:
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Глава 1. Ювенальная криминология как наука. Концепция становления
и развития
1.1. Понятие, предмет и система ювенальной криминологии . . . . . . . . . . . .9
1.2. Ювенальная криминология и другие науки . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.3. Задачи ювенальной криминологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава 2. История ювенальной криминологии
2.1. Концептуальные вопросы становления общей криминологии . . . . . . . . . .18
2.2. Источники ювенальной криминологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.2.1. Труды ученых, литераторов, мыслителей античного периода . . . . . . . .19
2.2.2. Религия и ювенальная криминология . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.2.3. Труды европейских педагогов, психологов, юристов, философов
Средневековья (V-XVII вв.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
2.2.4. Научные, просветительские разработки европейских юристов,
социологов, педагогов, психологов (XVIII-XIX вв.) . . . . . . . . . . . . . . 27
2.2.5. Труды отечественных педагогов, юристов, психологов,
государственных деятелей эпохи Киевской Руси, Средневековья
и XVIII-XIX вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.2.6. Законодательство, разработки отечественных ученых XX-XXI вв. . . . . . 37
Глава 3. Преступность несовершеннолетних
3.1. Преступность несовершеннолетних как предмет ювенальной криминологии.
Понятие, количественные и качественные характеристики, территориальные
различия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
3.2. Состояние и особенности преступности несовершеннолетних в России . . . . 53
Глава 4. Личность несовершеннолетнего преступника
4.1. Понятие и особенности личности несовершеннолетнего преступника . . . . . 60
4.2. Нравственно-психологическая характеристика личности
несовершеннолетнего преступника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
4.3. Социально-правовая характеристика личности несовершеннолетнего
преступника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Глава 5. Причины и условия преступности несовершеннолетних
5.1. Понятие и общая характеристика причин и условий преступности
несовершеннолетних . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
5.2. Семья и преступность несовершеннолетних . . . . . . . . . . . . . . . . .74
5.3. Учебное заведение и трудновоспитуемый несовершеннолетний . . . . . . . .106
5.4. Субъективные свойства личности несовершеннолетнего преступника
и социальная микросреда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107
Глава 6. Методы криминологических исследований преступности
несовершеннолетних
6.1. Понятие и особенности методики изучения преступности
несовершеннолетних . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
6.2. Источники ювенально-криминологической информации . . . . . . . . . . . .118
6.3. Изучение преступности несовершеннолетних с применением
информационно-аналитической системы “Подросток” . . . . . . . . . . . . . . .125
Глава 7. Прогнозирование в ювенальной криминологии
7.1. Понятие, особенности и назначение криминологического прогнозирования
ювенальной преступности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135
7.2. Методы прогнозирования ювенальной преступности . . . . . . . . . . . . .138
Глава 8. Предупреждение преступности несовершеннолетних
8.1. Понятие, цели и задачи предупреждения преступности
несовершеннолетних . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
8.2. Правовая база предупреждения ювенальной преступности . . . . . . . . . .147
8.3. Система, частная методика предупреждения преступности
несовершеннолетних . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Глава 9. Ювенальная виктимология: понятие, предмет, цели и задачи
9.1. Понятие, предмет и цели ювенальной виктимологии . . . . . . . . . . . . 163
9.2. Задачи ювенальной виктимологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164
9.2.1. Изучение состояния, причин и условий несчастных случаев
и преступлений против несовершеннолетних . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
9.2.2. Анализ правовых и организационных проблем защиты несовершеннолетних
от преступного посягательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .169
Глава 10. Криминологическая характеристика групповой преступности среди
несовершеннолетних
10.1. Понятие, состояние и особенности групповой преступности среди
несовершеннолетних . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
10.2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений
несовершеннолетних в группе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .178
10.3. Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних . . . . . . . 191
Глава 11. Криминологическая характеристика преступного рецидива среди
несовершеннолетних
11.1. Понятие, состояние и особенности рецидива в ювенальной преступности . .204
11.2. Детерминанты преступного рецидива несовершеннолетних . . . . . . . . . 206
11.3. Предупреждение преступного рецидива несовершеннолетних . . . . . . . . 216
Глава 12. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений
несовершеннолетних против личности
12.1. Состояние и особенности преступлений несовершеннолетних против
личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
12.2. Причины и условия преступлений несовершеннолетних против личности . . .220
12.3. Предупреждение преступлений несовершеннолетних
против личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .225
Глава 13. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений
несовершеннолетних против собственности
13.1. Понятие, состояние и особенности преступлений несовершеннолетних
против собственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
13.2. Причины и условия преступлений несовершеннолетних против
собственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .230
13.3. Предупреждение преступлений несовершеннолетних против собственности . .232
Глава 14. Криминологическая характеристика и предупреждение ювенальной
наркопреступности
14.1. Понятие, состояние и особенности наркопреступности
несовершеннолетних . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
14.2. Причины и условия ювенальной наркопреступности . . . . . . . . . . . . 238
14.3. Предупреждение ювенальной наркопреступности . . . . . . . . . . . . . .240
Глава 15. Преступность среди студентов высших учебных заведений
15.1. Понятие, состояние и тенденции развития студенческой преступности . . .242
15.2. Факторы, детерминирующие студенческую преступность . . . . . . . . . . 249
15.3. Предупреждение преступлений среди студентов высших учебных
заведений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .251
Глава 16. Маргинальные явления и ювенальная преступность
16.1. Понятия, виды и природа маргинальных явлений, связанных
с ювенальной преступностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
16.2. Предупреждение маргинальных явлений, связанных с ювенальной
преступностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .265
Список рекомендуемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .267
Влияние религии на преступность Текст научной статьи по специальности «Право»
Наша страна уникальна тем, что в ней удается мирно сосуществовать представителямразличных религиозных течений.Главная задача государства сохранить это мирноесосуществование, несмотря на отрицательные мировые тенденции: все возрастающееколичество преступлений, совершенных на религиозной почве, активизацию деятельноститеррористов и экстремистов. Религиозная тема приобрела новый контекст после сериитеррористических актов 11 сентября 2001 года: именно с этого момента проблема приобрелаповышенную актуальность и стала объектом более глубоких исследований. Преступленияпо мотивам религиозной ненависти и вражды одни из самых сложных и неочевидных, всвязи, с чем возникает серьезная проблема их квалификации. В связи с этим в данной статьенеобходимо попытаться исследовать, что заставляет людей, манипулируя религиознымитекстами, ссылаясь на богословские авторитеты, искажая теологическую информациюразличных религий , совершать особо тяжкие преступления, уничтожая всех, ктопридерживается иного вероисповедания.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бугаев В.А., Сударикова Т.Е.
Текст научной работы на тему «Влияние религии на преступность»
Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2016. – Т. 2 (68). № 4. – С. 44-49.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО; УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС И КРИМИНАЛИСТИКА
ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ПРЕСТУПНОСТЬ Бугаев В. А., Сударикова Т. Е.
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
Наша страна уникальна тем, что в ней удается мирно сосуществовать представителям различных религиозных течений.Главная задача государства – сохранить это мирное сосуществование, несмотря на отрицательные мировые тенденции: все возрастающее количество преступлений, совершенных на религиозной почве, активизацию деятельности террористов и экстремистов. Религиозная тема приобрела новый контекст после серии террористических актов 11 сентября 2001 года: именно с этого момента проблема приобрела повышенную актуальность и стала объектом более глубоких исследований. Преступления по мотивам религиозной ненависти и вражды – одни из самых сложных и неочевидных, в связи, с чем возникает серьезная проблема их квалификации. В связи с этим в данной статье необходимо попытаться исследовать, что заставляет людей, манипулируя религиозными текстами, ссылаясь на богословские авторитеты, искажая теологическую информацию различных религий, совершать особо тяжкие преступления, уничтожая всех, кто придерживается иного вероисповедания.
Ключевые слова: религия, религиозные преступления, влияние религии на преступность, религиозная свобода, терроризм, экстремизм, ислам, христианство.
Анализируя проблему преступности в современной России и мире, мы видим необходимость религиозного, философского и научного подхода к данной проблеме для того, чтобы конструктивно изучить это многогранное явление в жизни общества. Особенностью современного российского общества является исторически сложившееся отсутствие единого вероисповедания, что имеет определённое влияние на уровень преступности в нашей стране.
Исследуя разные источники, мы пришли к выводу, что основной причиной совершения преступлений на религиозной почве является неспособность самого общества регулировать межконфессиональные отношения. Именно это дает возможность радикалам использовать религиозные взгляды и убеждения в своих преступных целях.
Сегодня правоохранительные органы сталкиваются с увеличившимся количеством правонарушений со стороны ортодоксальных деструктивных религиозных организаций и тоталитарных сект. В связи с этим МВД РФ все чаще взаимодействует с представителями традиционных религиозных конфессий. К
примеру, уже подписано Соглашение о сотрудничестве с Русской Православной Церковью [6, с. 40].
Для предупреждения и пресечения преступлений необходима координация совместных усилий для решения задач борьбы с преступностью, в т. ч. с религиозным экстремизмом.
Позитивный аспект взаимодействия с Церковью признают и специалисты ФСИН РФ. Неоднократно было отмечено положительное влияние религий на морально-психологическую обстановку в исправительных учреждениях. Профилактика преступности должна происходить через воспитание и просвещение, направленных на утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей. Именно поэтому Православная Церковь все чаще активно взаимодействует со школой, СМИ, и, конечно же, правоохранительными органами.
Необходимо помнить, что всякое религиозное преступление не просто виновно, оно совершается только умышленно. Религиозные преступления посягают на религиозную свободу граждан, на религиозную безопасность российского общества.
Религиозная безопасность является составной частью духовной безопасности, а, следовательно, и общественной безопасностью в целом.
Очень точно определил понятие религиозной безопасности В. Г. Беспалько в своей монографии: «Религиозная безопасность – состояние политико-правовой защищенности и социальной стабильности религиозных отношений, в том числе религиозного мира, свободы совести и вероисповедания, невмешательства государства и кого бы то ни было в дела Церкви, недопустимость распространения в России деструктивных культов, деятельности тоталитарных сект, проявления религиозного экстремизма» [2, с. 201].
Конечно же, РФ является светским государством, однако факт возрастания в мире религиозного экстремизма требует от государства борьбы с данным видом социального зла. По данным ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД за январь-июнь 2016 год зарегистрировано 1313 преступлений террористического характера, что на 66,6 % больше, чем за январь-апрель 2016 года, и 830 преступлений экстремистской направленности, что на 10 % больше, чем за январь-апрель 2016 года [5, с. 47-48].
Президент РФ В. В. Путин в своем послании Федеральному Собранию особо отметил, что кое-кто не гнушается и самыми грязными технологиями, пытаясь разжечь в нашей многонациональной демократической стране межнациональную и межконфессиональную рознь. В связи с чем необходимо ускорить принятие поправок в законодательство, ужесточающих ответственность за экстремистские действия [7, с. 2].
Следовательно, мы видим необходимость совершенствования уголовного законодательства в целях охраны прав и законных интересов граждан, организаций, всего общества. Однако без поддержки народа, государство не сможет в полной мере решать задачи противодействия преступности с помощью одного уголовного законодательства.
Приоритетным для мировой цивилизации является обращение к духовной нравственности и возрождению правового наследия прошлого, к традициям великих мировых религий. Необходимо научиться относиться к уголовному закону
как к нравственной ценности, уметь видеть в каждом совершенном преступлении нарушение нравственного запрета.
Мы знаем, что начало XXI века ознаменовано 2000-летием христианства, именно с этого периода появляется ряд работ о соотношении духовности, нравственности и права.
В XXI веке религия по-прежнему является важным фактором, влияющим на духовную жизнь всего многонационального народа с разным вероисповеданием.
Если мы обратимся к библейской истории, то увидим, что первым совершенным преступлением было религиозное преступление – мятеж прародителей человечества против Бога. Следовательно, можно сделать вывод, что потребность уголовно-правового регулирования в сфере религиозных правоотношениях возникла еще в древности. Попытки вмешательства политических сил в сферу религии можно найти во многих памятниках отечественного права.
Самая главная взаимосвязь христианства и права – в единстве охраняемых интересов. Ведь христианство пришло на землю в виде творения человека и для человека. Во второй заповеди сказано: «Возлюби ближнего своего как самого себя». В полной мере права и свободы человека признала действующая Конституция РФ, в статье 2 говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»[1, с. 2]. Таким образом, начиная с 1993 года, право, как и религия, отдает приоритет интересам человека. Все действия, направленные против человека, должны быть признаны нелегитимными, а исходя из религии – греховными.
Сейчас прослеживается явный кризис в духовной и социальной жизни общества, что оказывает отрицательное влияние на уровень преступности. Проблема современного общества – конфликт ценностей и культур. И невозможно в этом вопросе не согласиться с рассуждением русского футуролога Э. Тофлера, который рассматривает экстремизм как конфликт ценностей и культур [9, с. 94]. Ценно размышление Ю. М. Антоняна о причинах этнорелигиозного терроризма: «Современный этнорелигиозный терроризм представляет собой главным образом столкновение двух мировых культур – ислама и христианства, Востока и Запада, если понимать их не географически, а как ареалы распространения определенных цивилизаций. Это столкновение двух ментальностей, двух мировосприятий, двух отношений к жизни и труду» [9, с. 94].
Под лозунгами ислама с середины 1990-х годов исламский экстремизм, крайним выражением которого является терроризм, оказывает влияние на политическую жизнь большинства стран, включая Россию. Для того, чтобы понять природу современного терроризма, необходимо изучить и постараться понять суть исламского вероучения как с религиозной, так и с правовой точки зрения. Единого определения терроризма в законодательстве разных стран мы не найдем. Достаточно полно, на наш взгляд, определение терроризма дал В. П. Емельянов: «Терроризм – это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы, направленные на устранение всего населения либо различных социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения, либо отказ от него в интересах террористов» [4, с. 138].
Для того, чтобы рассмотреть исламское право как юридическое явление, необходимо разобраться в таких понятиях, как щариат и фикх. Исламская традиция рассматривает шариат как совокупность обращенных к людям предписаний, установленных Аллахом и переданных им через своего Посланника пророка Мухаммада.
Шариат предоставляет возможность самостоятельно подходить к решению мирских дел, так как в священных текстах отсутствуют детальные нормы. Именно благодаря этому появилась наука о нормативной стороне шариата – фикх. Однако, к сожалению, фикх часто далеко отходит от исходного значения. Шариат провозглашает ряд ценностей, таких как религия, жизнь, разум, честь и достоинство.
Фикх должен ориентировать на такие начала, как умеренность, избежание крайностей, исключение вреда. Необходимо понимать, что многие правила ведения войны, отношения к иноверцам вырваны из исторического контекста, не отражают современных реалий и больше не обосновывают нетерпимость и жестокость исламских радикалов. Экстремисты считают, что вправе совершать насилие над теми, кто не подчиняется воле Аллаха. Оправдывают они такое право, ссылаясь на слова пророка Мухаммада: «Если кто-нибудь из вас увидит нечто запрещенное шариатом, то пусть изменит его своей рукой, а если не сможет сделать этого рукой, то пусть остановит грех своим языком, а если и так не сможет, то хотя бы своим сердцем, и это будет самым слабым проявлением веры!» [8, с. 234]. Мы видим, что для обоснования своих действий террористы акцентируют внимание на первой части высказывания – предотвращении отклонений от шариата «рукой», т. е. насильственным путем.
Известные мусульманские мыслители поясняют, что смысл шариата не в буквальной трактовке его предписаний, а в том, чтобы постичь его главные цели, осознать пользу практического применения положений Корана и сунны пророка Мухаммада.
Террористы являются первыми нарушителями шариата, ведь он, даже в ходе законной войны, запрещает убивать женщин, детей и, вообще, исходя из терминологии международного права, – всех некомбатантов.
Ислам осуждает фанатизм и экстремизм в вопросах религии, в подтверждение этого можно привести слова пророка Мухаммада: «Не переходите пределов в религии; воистину, тех, кто был до вас, погубила чрезмерность в религии» [8, с. 277]. В Коране подчеркивается, что Аллах видит все, что делают люди. Православная же церковь говорит, что Бог видит все добрые дела и прегрешения человека, знает любую его тайную мысль. Важная составная часть как ислама, так и христианства – Божий суд, на котором праведники будут награждены, а грешники осуждены.
В свете последних событий многие задумываются о том, не случатся ли подобные социальные конфликты в России? Мы считаем, что в регулировании взаимоотношений между властью и религией прослеживаются позитивные тенденции. Конституция РФ поставила свободу совести на важное место в системе гражданских прав и свобод. Введен запрет на установление в качестве государственной или обязательной какой-либо религии, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Позитивные сдвиги в области противодействия религиозной преступности просматриваются с момента вступления в полномочия В. В. Путина. Уже 10 января 2000 года своим Указом новый Президент утверждает «Концепцию национальной безопасности РФ». Согласной данной Концепции, интерес российского общества состоит в «духовном обновлении России». В 2005 году был опубликован доклад Министерства юстиции о возможных ограничениях въезда иностранных миссионеров путем сокращения выдачи въездных виз иностранным религиозным деятелям и об усложнении процедуры регистрации религиозных объединений[3, с. 38].
Все же еще есть куда совершенствовать законодательство, особенно уголовное, тщательно изучив проблемы религии, а именно:
1. было бы полезным дополнить составы умышленных преступлений против жизни и здоровья квалифицирующим признаком «в связи с отправлением или под видом отправления религиозного обряда»;
2. криминализировать насильственные понуждения граждан к:
– выражению, изменению религиозных убеждений или отказу от них;
– участию в деятельности религиозного или иного общественного объединения или выходу из него;
– участию в религиозных обрядах, церемониях.
Религия может быть частью правосознания (как в русском православии), право может принимать форму религии (как в католицизме и протестантизме), право может быть частью религии (как в исламе), но как бы мы ни выстраивали отношения между правом и религией, несомненно одно: говорить о праве, профилактике преступлений безотносительно к религии невозможно.
Мы пониманием, что на данном этапе мировой порядок представляет собой главную ценность. Одним из главных условий установления такого мира является создание и совершенствование системы профилактических мероприятий с привлечением общественности.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.-М.: Эксмо, 2015.- 63 с.
Литература и периодические издания
2. Беспалько В. Г. Религиозные преступления в Моисеевом уголовном праве и их проекции в российском законодательстве X-XXI вв.: Монография. – М.: ИНФРА, 2016. – 232 с.
3. Горностаева Л. Г. Мировые религии: морально-правовой дискурс : Монография – М.: РАП, 2013.
4. Маникеева А. Ф. Религиозная ненависть или вражда как мотив совершения преступления: уголовно-правовой и криминологический аспекты: автореф.дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук (12.00.08). – Казань, 2005. – 24с.
5. МВД РФ. Состояние преступности в России за январь-июнь 2016 / ФКУ «Главный информационно – аналитический центр». – Москва, 2016. – 46 с.
6. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – Москва, 2000. – 16 с.
7. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г.
8. Рахманова Е. Н. Права человека. Преступность. Глобализация. Опыт комплексного криминологического исследования: Монография. – М.: Российская академия правосудия, 2009 – 192 с.
9. Старков, О. В. Криминотеология. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. – 63с.
Bugayev V. A., Sudarikova T. E. Features of female crime // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. – 2016. – T. 2 (68). № 4. – P. 44-49.
Our country is unique in that it manages to coexist peacefully representatives of different religious movements. The main task of the state to maintain this peaceful coexistence, despite the increasing number of crimes committed on religious grounds, the revitalization of the terrorists and extremists in the world. Because the religious theme has acquired a new context after a series of terrorist acts of 11 September 2001, from that moment, this issue became the object of serious research. Crimes motivated by religious hatred and enmity one of the most difficult and non-obvious, in connection with which there is a serious problem of qualification of these crimes. In this regard, in this article try to explore what makes people manipulating religious texts, referring to the theological authority, distorting the information received from the teachings of various religions, to commit terrible crimes, destroying all who adhere to another religion.
Кeywords: religion, religious crimes, the effect of religion on crime, religious freedom, terrorism, extremism, Islam, Christianity.
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii : prinyata vsenarodnyim golosovaniem 12 dekabrya 1993 goda.- M.: Eksmo, 2015.- 63 s.
Literatura i periodicheskie izdaniya
2. Bespalko V. G. Religioznyie prestupleniya v Moiseevom ugolovnom prave i ih proektsii v rossiyskom zakonodatelstve X – XXI vv.: Monografiya. – M.: INFRA, 2016. – 232 s.
3. Gornostaeva L. G. Mirovyie religii: moralno-pravovoy diskurs: Monografiya – M.: RAP, 2013
4. Manikeeva, A. F. Religioznaya nenavist ili vrazhda kak motiv soversheniya prestupleniya: ugolovno-pravovoy i kriminologicheskiy aspekty: avtoref.dis. na soisk. uchen. step. kand. yurid. nauk (12.00.08). -Kazan, 2005. – 24 s.
5. MVD RF. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar – iyun 2016 / FKU «Glavnyiy informatsionno -analiticheskiy tsentr». – Moskva, 2016. – 46 s.
6. Osnovyi sotsialnoy kontseptsii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. – Moskva, 2000. – 16 s.
7. Poslanie Prezidenta Rossii Vladimira Putina Federalnomu Sobraniyu RF: Poslanie Prezidenta RF Federalnomu Sobraniyu ot 26 aprelya 2007 g.
8. Rahmanova E. N. Prava cheloveka. Prestupnost. Globalizatsiya. Opyit kompleksnogo kriminologicheskogo issledovaniya: Monografiya. – M.: Rossiyskaya akademiya pravosudiya, 2009 – 192 s.
9. Starkov, O. V. Kriminoteologiya. – SPb.: Yuridicheskiy tsentr Press, 2004. – 63 s.
ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ: СТОЛКНОВЕНИЕ ПРАВА И РЕЛИГИИ
Давно назревшая проблема реформирования ювенальной юстиции на постсоветском правовом пространстве, в частности, в Украине, несколько неожиданно вышла за пределы политического и профессионального юридического сообщества и стала полем для столкновения религиозно-православного мировоззрения и правового сознания.
Различные аспекты ювенальной юстиции неоднократно освещались специалистами в области уголовного процесса, конституционного права, административного права, науки судебных и правоохранительных органов (А. С. Автономов, Л. И. Беляева, Н. Е. Борисова, О. Н. Ведерникова, В. Д. Ермаков, Е. В. Марковичева, Н. П. Мелешко, Э. Б. Мельникова, В. В. Нагаев, В. В. Николюк, И. В. Предеина) и в меньшей мере, в Украине, Беларуси и др. постсоветских странах. Однако при всей многочисленности научной и учебной литературы по данной тематике вопрос о соприкосновении ювенальной юстиции с церковью и религией учеными до последнего времени не ставился. Не отражен он и в общетеоретической юридической литературе, посвященной проблемам соотношения права и религии. В массовом же сознании верующих или считающих себя верующими православными людей культивируется образ ювенальной юстиции как врага православия, семьи, национального государства и т.д., что обуславливает актуальность исследования данного феномена с научных позиций.
Целью данной статьи является выяснение вопроса о том, насколько обоснованы «обвинения» в адрес ювенальной юстиции, существуют ли в реальности непримиримые противоречия между защитой прав ребенка и системой христианских норм, между ювенальной юстицией и церковью.
Концепции создания или реформирования ювенальной юстиции разработаны (хотя не всегда на официальном уровне) в России, Беларуси, Украине, Казахстане, понятие и принципы ювенальной юстиции содержит Кодекс о детях Республики Кыргызстан. В России и Республике Казахстан уже действуют специализированные ювенальные суды, имеются профессиональные обобщения практики их работы. При всей сложности данного вида деятельности в условиях финансово-экономического кризиса, у юристов – практиков и ученых – не вызывает сомнения правильность курса, избранного в направлении реформирования ювенальной юстиции. Противники же ювенальной юстиции, как показывает анализ прессы, позиционируют себя как православную родительскую общественность. Внимание общественности к ювенальной юстиции – несомненное благо и свидетельство наличия по крайней мере элементов гражданского общества на постсоветском пространстве. Но, как показывает практика, противодействие введению ювенальной юстиции осуществляется, скорее, по партийно-советским рецептам, нежели по правилам гражданского общества и, тем более, по принципам христианской морали. Противники ювенальной юстиции не особо утруждают себя аргументами, их отличают правовой нигилизм, нежелание выслушать иную точку зрения, навешивание ярлыков. По их мнению, права ребенка и защищающая их ювенальная юстиция противоречат устоям христианской религии, в частности, заповеди «Чти отца своего и матерь свою».
В действительности же христианство является религией, которая не только отстаивает уважение к родителей, но и детство считает ценностью. Приведем отрывок из Евангелия от Луки «Пришла им мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: «Кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик» (Лк 9: 46-48). Иначе говоря, детскость в христианстве рассматривалась как положительная черта взрослого человека. Не лишне напомнить, что такие вероучители как Августин Блаженный и Иоанн Златоустый были не только теологами, но и педагогами. Они же первыми сформулировали не только права, но и обязанности родителей в отношении детей, в частности обязанность воспитания детей в духе христианства.
Именно христианство сыграло определяющую роль в повышении статуса ребенка в обществе. Норвежский теолог О. М. Бакке обращает внимание на три изменения в отношении к ребенку в ранней патристической литературе: трактовку чистоты и невиновности детей, их подобие образу Божьему, как и взрослых; динамику нравственности ребенка в процессе взросления; способность ребенка к спасению, как и у взрослого [1] . Схожие мысли в отношении православия высказывал российский историк и богослов А. А. Царевский, указывая, что «на место жестокой неограниченной власти отца и рабского страха детей Православие полагало в основу их отношений нравственное начало взаимной любви, располагало к преданности и благодарности детей и к бескорыстной заботливости родителей» [2] .
Как показывают современные философские исследования, в христианской культуре сложился высокий образ ребенка и детства в силу того, что: «генеалогически дитя Богом допущено в мир, топологически дитя ближе Богу, чем взрослый, усиологически дитя божественнее как образ Божий, телеологически дитя несет собой то, что не должен потерять взрослый, эргонологически дитя дополняет образ Божий во взрослом. Детство как явление оказывается настолько оправданным, что через него, через ответственность за него в родительстве и учительстве оправдывается и взрослый» [3] .
Воспитание ребенка является своеобразным оправданием, содержанием христианского бытия взрослого. Даже для подвига монашества родители не вправе оставить детей без заботы, и, наоборот – дети должны проявлять заботу о своих родителей, как постановлено апостольськими заповедями и правилами поместного Гангрского собора 376 г .
В целом, следует отметить, что в христианской религии, как и в системах канонического и церковного права нет никаких постановлений, запрещающих признание прав ребенка. Не противоречит правам ребенка и уже цитировання Пятая заповедь «Чти отца своего и матерь свою» уже в силу того, что она устанавливает моральную обязанность детей, а не отрицание прав ребенка. Подлинно христианское понимание отношений родителей и детей зиждется на взаимности их прав и обязанностей: «Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3: 20-21).
Отметим, что признание прав ребенка характерно для всех современных государств, в том числе и для тех, где христианская религия является государственный (Аргентина, Кипр, Греция, Финляндия и т.д.). Святой Престол (Ватикан), будучи самостоятельным субъектом международного права, является участником Конвенции о правах ребенка; в его рамках действует учрежденное в 1948 г . Католическое бюро по проблемам детства. Папа Бенедикт XVI подчеркивает безотлагательную необходимость полного проведения в жизнь положений Конвенции о правах ребенка, чему посвящено принятое Католическим бюро в 2009 г . Всемирное воззвание к новой мобилизации за детство. Документ делает акцент на десяти проблемах детства, решение которых должно стать задачей на ближайшее время: право ребенка на жизнь; борьба против бедности; борьба против насилия в отношении детей; поддержка семей; учет интересов работающих детей; гарантии качественного образования каждому ребенку; гарантии праву на здоровье; учет интересов детей-инвалидов; гуманизация ювенальной юстиции; внедрение новых технологий в обслуживании детей [4] .
Что касается православной доктрины, то хотя в ней права ребенка не присутствует как отдельный институт, ни в одном официальном документе ни одной из пятнадцати канонических православных церквей нет неприятия прав ребенка. К сожалению, многие, не слишком юридически грамотные адепты православия противопоставляют права ребенка правам родителей, полагая, что, например, право ребенка на защиту от насилия и эксплуатации означает запрет на выдвижение по отношению к нему педагогических требований и, в необходимых случаях – применение родительского принуждения. Наиболее непримиримые из них даже требуют отказа от реализации Конвенции о правах ребенка, отмены «детских» законов и исключения норм, гарантирующих права ребенка, из общих законов. Между тем Конвенция о правах ребенка гласит, что государства-участники «уважают ответственность, права и обязанности родителей. обеспечивать управление и руководство в осуществлении ребенком прав, признанных настоящей Конвенцией в соответствии с развивающимися способностями ребенка» (ст. 5). Жизненно важная роль родителей также подчеркивается в преамбуле и утверждается статьями 7-10, 14, 16, 18, 22, 27, 29 и 37.
Таким образом, права ребенка не противоречат христианской религии, не противостоят правам родителей и не подрывают устои церкви. Права ребенка и нормы христианства, связанные с детьми и семьей, находятся в разных, хотя и смежных областях социального регулирования, их предписания не исключают другу друга, а в идеале – должны иметь синергетический эффект, усиливая влияние и эффективность друг друга.
Продолжением темы прав ребенка является феномен ювенальной юстиции – системы обращения с несовершеннолетними правонарушителями и защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Противники ее реформирования (именно реформирования, поскольку часть ее элементов в правовых системах уже имеется) рассматривают ее как систему безнаказанности малолетних преступников и систему массового изъятия детей из семьи по произволу государственных чиновников. В таком духе составлена Резолюция XIV Всемирного Русского Народного Собора от 26 мая 2010 г ., одобренная Синодом Русской Православной Церкви, хотя ВРНС и не является официальным церковным органом.
В реальности ювенальная юстиция во всех своих развитых моделях направлена на подлинную, а не условную ответственность детей-правонарушителей. Унаследованная от советской правовой системы существующая ныне в Украине система уголовно-правового и административно-правового реагирования на проступки и преступления несовершеннолетних в не отвечает реалиям времени. Она причудливо сочетает излишнюю жесткость и неоправданную лояльность по отношению к несовершеннолетним правонарушителям. Во-первых, наказание в виде лишения свободы применяется неоправданно широко – не только за тяжкие преступления, но и за преступления средней тяжести. Во-вторых, в среднем сроки лишения свободы, назначаемые несовершеннолетним, выше, чем в европейских странах. В-третьих, в случаях замены наказания принудительными мерами воспитательного характера несовершеннолетний, так сказать, отделывается легким испугом, поскольку наиболее широко применяемая среди них мера – отдача под надзор родителям, то есть именно тех лицам, которые уже не справились с воспитанием ребенка. Аналогичная ситуация наблюдается и в институте административной ответственности несовершеннолетних, и в институте особенностей производства по делам несовершеннолетних. Уголовно-процессуальное Украины законодательство позволяет содержать под стражей несовершеннолетних на протяжении тех же сроков, что и взрослых.
Между тем международные стандарты и зарубежный опыт ювенальной юстиции нацеливают как на максимально широкое применение видов наказания, альтернативных заключению, так и на широкий веер мер воспитательного характера, воплощающих реальную, а не условную ответственность за содеянное. Так Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») предлагают в качестве таких мер: а) постановления об опеке, руководстве и надзоре; b) пробация; с) постановления о работе на благо общины; d) финансовые наказания, компенсация и реституция; е) постановления о принятии промежуточных и других мер; f) постановления об участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях; g) постановления, касающиеся передачи на воспитание, места проживания или других воспитательных мер; h) другие соответствующие постановления. Таким образом, перечень воспитательных ресурсов является открытым и может быть дополнен иными мерами, соответствующими национальной правовой системе. Особо отметим, что согласно Пекинским правилам семья играет ключевую роль в ресоциализации несовершеннолетнего правонарушителя. Потому ни один несовершеннолетний не может быть изъят из-под надзора родителей, частично или полностью, если это не оправдано обстоятельствами ее или его дела [5] .
Таким образом, высказываемое опасение о всепрощении, якобы лежащим в основе ювенальной юстиции, и тем более подрыве устоев семьи, является полностью несостоятельным.
Отметим, что за рубежом именно христианская церковь сыграла определенную роль в создании ювенальной юстиции, прежде всего, реформаториев для несовершеннолетних правонарушителей (в Испании, Италии, Польше) [6] .
Существуют и собственные традиции взаимодействия православной церкви и правоохранительной системы. Российское уголовное право ХІХ ст. предусматривало такую меру наказания для несовершеннолетних преступников как направление в монастырь на перевоспитание. Так, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г . устанавливало, что за совершение некоторых преступлений несовершеннолетние подлежали заключению в монастыре сроком от 2 месяцев до 8 лет (в зависимости от тяжести преступления).
В 1910-х гг., когда в России создавались первые суды для несовершеннолетних (к началу революции 1917 г . их было не менее семи), данная акция не вызвала никакого противодействия со стороны православной церкви, уже не говоря о том, что судьями были только православные христиане по конфессиональной принадлежности. Один из организаторов Киевского суда для малолетних и защитник прав детей – Ю. П. Новицкий – в 1992 г . канонизирован православной церковью. Да и официальные представители РПЦ признают, что присущая современному секулярному обществу детская специализация права в Европе не вызывала никаких нареканий православной общественности и церковного священноначалия [7] . В дополнение отметим, что Греция (в которой православие является государственной религией), как и все другие государства, ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка и последовательно старается согласовать свое законодательство, в том числе – и ювенальную юстицию – с ее требованиями.
В итоге отметим, что:
1) охрана детства не противоречит церковным канонам в силу того, что детство христианством признается ценностью;
2) и религиозные нормы, и стандарты ювенальной юстиции рассматривают семью как естественную среду жизни и воспитания ребенка. Ювенальная юстиция не покушается на семейные устои, но таковым нельзя признать насилие в отношении ребенка;
3) ювенальная юстиция как одна из организационных ее гарантий защиты прав ребенка не может выведена непосредственно из религиозных норм в силу своей секулярности;
4) конфликт права и религии в вопросах ювенальной юстиции свидетельствует, прежде всего, о невысокой правовой культуре наших граждан, слабом знакомстве даже с теми правовыми нормами и юридическими учреждениями, с которыми они часто сталкиваются. В этом есть известная доля вины и профессиональных юристов, которые в последнее время практически не уделяют внимания правовому воспитанию широких кругов общества.
[1] Bakke O. M. When Children Become People: The Birth of Childhood in Early Christianity / Odd Magne Bakke ; translated from the Norwegian. – Augsburg Fortress Press, 2005. – Р . 57-64.
[2] Царевский А. А Значение Православия . в жизни и исторической судьбе России. 1898 -1998. – Раздел 240 [Электронный ресурс] / А. А. Царевский. – Режим доступа к книге : http://lib.eparhia-saratov.ru/books/22c/carevsky/importance/17.html
[3] Кислов А. Г. Оправдание детства: от нравов к праву / А. Г. Кислов. – Екатеринбург : Изд-во Российского гос. профессионально-пед. университета, 2002. – С. 132-133.
[4] World Appeal to a New Mobilization for Childhood : [Bureau International Catholique de l’Enfance, 2009] / [Electronic resource]. – Way for approach : http://www.bice.org/ewb_pages/w/world-appeal-to-a-new-mobilization-for-childhood-geneva-june-2009.php
[5] Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних : Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1985 г .
[6] Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии : учеб. пособие / Э. Б. Мельникова. – М. : Дело, 2000. – С. 28-29.
[7] Белановский Ю. Православие и ювенальная юстиция. Точки над i / Юрий Белановский // Аргументы и факты. – 2010. – 10 июня.
Криминология общая и ювенальная
Существование ювенальной криминологии в рамках общей криминологии как ее самостоятельной ветви признается всеми криминологами — российскими и западными. Для последних это очевидно еще и потому, что для них ювенальная криминология — это, как правило, область специальных научных интересов неюристов: социологов, психологов, психиатров, врачей иных медицинских специальностей. Более того, в западной криминологии существует мнение, что ювенальная криминология — это наука неюридическая и она не входит в систему отраслей права. Тот факт, что ювенальной криминологией занимаются преимущественно неюристы, наложил свой отпечаток и на направления криминологических исследований, их содержание в целом (на научные программы, реализуемые в рамках соответствующих научных центров, факультетов университетов). При сопоставлении избранных для криминологических исследований объектов действующей ювенальной юстиции наблюдается значительное их сходство именно в использовании в обоих случаях неюридических научных познаний.
Не возникает сомнений, что ювенальная криминология — неотъемлемая составная часть общей криминологии — отражает ее общую концепцию, методологию и методики. Поэтому в литературе по криминологии ювенальная криминология обязательно включается в качестве раздела общей криминологии. Это характерно и для западной, и для отечественной криминологии. К сожалению, в российской криминологии уделяется больше внимания этой общности, а не концептуальной специфике ювенальной ветви. Западные криминологи этот вопрос специально не разрабатывают по иной причине: их, видимо, больше интересуют разработка и обоснование конкретных программ криминологических исследований тех или иных проблем, относящихся к несовершеннолетним.
Позиция отечественных криминологов относительно общности ювенальной и общей криминологии несколько иная. И в этом смысле понятие криминологии как науки о преступности, ее причинах, личности преступника и предупреждении преступности (это, конечно, общая схема предмета криминологии) целиком относится и к криминологии ювенальной. Теоретическим вопросам специфики ювенальной криминологии исторически внимание уделялось гораздо меньшее, чем криминологии как науке о преступности, ее причинах, личности преступника и предупреждении преступности, т.е. общей. Этот пробел заметен и в учебной литературе. Если сравнить между собой некоторые новые учебники и учебные пособия по криминологии для юридических вузов, можно обнаружить распыленность материала о несовершеннолетних по многим разделам. Ювенальная криминология стабильно отражена в разделе Особенной части учебников, где речь идет о разных субъектах или объектах преступлений (преступность несовершеннолетних, женщин, экологическая преступность и т.д.). Даже в вузовском учебнике “Криминология” под редакцией Н.Ф. Кузнецовой и Г.Н. Миньковского, изданном в 1998 г., где гл. X “Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи” написана Г.Н. Миньковским[70] — основателем этого направления в отечественной криминологии, ювенальная криминология как самостоятельная тема не обозначена[71].
Недостаточное внимание к ювенальной криминологии провоцирует опасность игнорирования прав и свобод несовершеннолетних как в самих криминологических исследованиях, так и в использовании их результатов в рамках ювенальной юстиции.
В заключение остановимся на специфических признаках ювенальной криминологии, отличающих ее от общей криминологии:
• особый объект криминологических исследований — личность несовершеннолетнего с ее специфическими признаками: а) подвижностью в связи с физическим и социальным ростом человека; б) вытекающим из этого социально-правовым статусом несовершеннолетнего; в) особенностями поведения несовершеннолетних — неадекватностью в конфликтных ситуациях, завышенными или, наоборот, заниженными возрастными ролевыми ожиданиями;
• особая микросреда несовершеннолетнего с ее влиянием на его личность и поведение. Речь идет о семье, школе, досуге, ближайшем окружении, работе. Особая роль — воспитание и влияние взрослых;
• научная разработка соответствующей системы мер предупреждения отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Превентивная часть ювенальной криминологии напрямую связана с ювенальной юстицией в рамках ее предупредительного “воздействия на личность и поведение несовершеннолетних.
Специфика ювенальной криминологии состоит в том, что комплекс исследуемых обстоятельств и признаков личности несовершеннолетних преступников значительно шире, чем при изучении преступности взрослых. В ст. 392 УПК России и в ст. 89 УК РФ на это есть указания.
Однако принцип повышенной правовой защиты несовершеннолетних, характерный для ювенальной юстиции и отраженный в нормах уголовного и уголовно-процессуального права, не получает адекватного отражения в криминологии. Связано это с тем, что ювенальная юстиция — это действующая система правосудия, реализующая свои функции при расследовании и судебном разбирательстве конкретных уголовных дел несовершеннолетних. Криминологические исследования, предметом которых является преступность несовершеннолетних, не являются частью правоохранительного механизма. Криминология, изучая проблемы преступности несовершеннолетних с помощью научных методик, получает данные, предназначенные:
для более углубленного изучения причин преступности, личности несовершеннолетнего преступника;
использования результатов массовых криминологических исследований для оценки тенденций в преступности несовершеннолетних на базе соответствующих изменений в социально-экономической обстановке в стране;
определения “болевых точек” в преступности несовершеннолетних на данный момент.
Эти результаты криминологических исследований очень важны, но прежде всего для решения стратегических задач борьбы с преступностью несовершеннолетних, а не для расследования и судебного разбирательства по конкретным делам.
Вместе с тем установление состояния, динамики, структуры преступности несовершеннолетних при анализе статистических показателей и качественных характеристик преступности несовершеннолетних (то, чем во всем мире занимается ювенальная криминология) дает в руки следователя, суда тактическое оружие по конкретному уголовному делу (внимание обращается на серьезные изменения в условиях жизни и воспитания, ценностных ориентациях самих подростков, например, в современной России при переходе ее к рыночной экономике).
Тема 2: Понятие, предмет и методика ювенальной криминологии.
1. Формирование понятия и предмета ювенальной криминологии. Взаимосвязь ювенальной криминологии с общей криминологией. Специфические признаки ювенальной криминологии.
2. Специфические условия и требования, предъявляемые к проведению исследований в отношении личности несовершеннолетних правонарушителей. Необходимость соблюдения специфических условий при разработке направлений, средств и мер по предупреждению преступности несовершеннолетних. Сходство и различие методов, применяемых в общей и ювенальной криминологии.
Тема 3. Характеристика современного состояния преступности несовершеннолетних и противодействия ей.
1. Понятие преступности несовершеннолетних. Количественные показатели (характеристики) преступности: состояние (уровень), коэффициент (индекс), динамика. Качественные показатели (характеристики) преступности: структура, характер, цена. Характер преступности: наиболее распространённые и наиболее общественно опасные виды преступности. Региональные различия преступности («география» преступности). Латентность преступности. Соотношение общей преступности и преступности несовершеннолетних.
2. Личность несовершеннолетнего преступника: социально-демографические, социально-ролевые и нравственно-психологические признаки.
3. Детерминанты преступности несовершеннолетних. Семья, образовательные учреждения, сфера досуга – основные элементы микросреды, обуславливающие формирование личности несовершеннолетнего.
2. Общесоциальное, спецально – криминологическое и индивидуальное предупреждение преступности несовершеннолетних. Противодействие преступности несовершеннолетних как часть уголовной политики России.
Тема 4. Современное состояние и перспективы развития ювенальной криминологии
1. Формирование понятия и предмета ювенальной криминологии. Работы российских учёных в области исследования и предупреждения преступности несовершеннолетних. Востребованность и реализация теоретических знаний о преступности несовершеннолетних на современном этапе.
2. Взаимосвязь ювенальной криминологии и ювенальной юстиции, юридической психологией, ювенальной политикой.
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы студентов по дисциплине
1. Примеры типовых заданий
2. Примерные темы докладов
3. Вопросы к экзамену
4. Методические рекомендации по оформлению реферата
5. Примерные темы рефератов.
6. Методические рекомендации по выполнению письменных заданий
7. Тестовые задания
6.1 Распределение часов внеаудиторной самостоятельной работы студента при изучении дисциплины
Таблица 5
Наименование темы или раздела дисциплины (модуля)
Список рекомендуемой литературы
Вопросы для самопроверки
- Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Дисциплина «Ювенальная криминология в России: возникновение и развитие» представляет собой отрасль знаний, являющихся частью общетеоретической науки и учебной дисциплины «Криминология».
Изучение данной дисциплины начинается с изучения теоретических аспектов, в результате которого студенты ознакомятся с основными понятиями, истоками возникновения и развития науки, сформируют представление о сущности и общественной опасности преступности несовершеннолетних, личности преступника, системе предупреждения преступлений несовершеннолетних, правовом регулировании данной деятельности, значении знаний в области ювенальной криминологии для уголовной политики государства.
Рабочая программа по дисциплине «Ювенальная криминология в России: возникновение и развитие» предназначена в помощь студентам в системном овладении знаниями по данной учебной дисциплине.
Учебным планом для изучения данной дисциплины предусмотрены теоретические занятия (лекции), практические занятия и самостоятельная работа студентов.
В процессе самостоятельной работы по изучению данной дисциплины студентам рекомендуется ознакомиться с лекционным материалом, данным преподавателем. Для получения более подробной информации студенты должны выбрать из предлагаемого перечня учебник или учебное пособие, которые помогут в накоплении базовых знаний по вопросам дисциплины. Для более глубокого понимания материала следует обратиться к списку дополнительной литературы, который включает в себя источники фонда библиотеки Северо-Западного института управления. Однако это не исключает возможности обращения студентов к литературе из других фондов.
Самостоятельная работа студентов – совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории и за её пределами (в том числе и в ходе учебных занятий).
Планируя время на изучение дисциплины, студентам можно руководствоваться предложенным учебно-тематическим планом (смотри п.3.5.1), где указано распределение времени, отведенного на изучение дисциплины, между лекциями, практическими занятиями и самостоятельной подготовкой.
В ходе самостоятельной работы студентам необходимо разбираться с изучаемым вопросом, используя учебники (смотри список основной литературы) и материалы лекций. Для подготовки докладов к практическим занятиям, или для углубления знаний по той или иной теме, целесообразно воспользоваться дополнительной литературой (смотри список дополнительной литературы).
При подготовке докладов, сообщений можно воспользоваться Интернет-ресурсами. При этом следует обратить внимание на то, чтобы используемая информация была актуальна и достоверна. Студенты должны уметь пользоваться основными правовыми базами.
При подготовке докладов следует выписывать полные ссылки из тех источников, которыми воспользовались. Это позволит преподавателю проверить качество выполненной работы.
Необходимыми источниками информации являются данные уголовно-правовой статистики, нормативные правовые акты. Статистические данные и нормативные правовые акты студенты могут найти в официальных изданиях «Парламентская газета», «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», а также в справочно-информационных правовых системах «Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс». В числе периодических юридических изданий по данной учебной дисциплине рекомендованы «Уголовное право», «Российская юстиция», «Криминология вчера, сегодня, завтра» и др.
Статистические данные также можно найти на официальных сайтах МВД РФ, Прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ и других ведомств.
В соответствии с учебным планом изучение дисциплины предусматривает текущий контроль – устный опрос, выборочное тестирование, выполнение заданий в письменной форме, анализ ответов на вопросы, сформулированные по тематике дисциплины. Промежуточный контроль – тестирование по каждой теме программы курса или контрольная работа. Студенты, не выполнившие тестовые задания, не представившие в срок на кафедру контрольную работу, отвечающую предъявляемым требованиям, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена как не выполнившие график учебного процесса. Итоговый контроль – экзамен, предполагающий устный ответ на вопросы билета или тестирование по определённому количеству тестовых заданий по всему курсу дисциплины.
Перед началом выполнения контрольной работы следует внимательно изучить методические рекомендации. В ходе подготовки и выполнения работы студенты имеют возможность получать консультацию у преподавателя. Общие правила подготовки, оформления контрольных работ студенты могут найти в Учебно-методических документах, размещённых на сайте кафедры уголовного права Северо-Западного института управления.
Экзаменационные билеты содержат по два теоретических вопроса. Перед началом экзамена проводится консультация, в ходе которой студенты имеют возможность получить ответ на возникшие вопросы.
Вопросы к экзамену
1. Исследования личности несовершеннолетних правонарушителей русскими криминалистами.
2. Деятельность научно-прикладных учреждений по изучению личности несовершеннолетних правонарушителей.
3. Первые исследования преступности несовершеннолетних в советской криминологии.
4. Деятельность секции по изучению преступности несовершеннолетних Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности.
5. Формирование направления в советской криминологии по исследованию преступности несовершеннолетних.
6. Изучение преступности несовершеннолетних в США.
7. Исследование подростков – делинквентов в национальных центрах Франции.
8. Ювенальная криминология Англии и Уэльса.
9. Понятие, предмет ювенальной криминологии.
10. Взаимосвязь ювенальной и общей криминологии.
11. Общенаучные методы исследования, применяемые в ювенальной криминологии.
12. Социологические методы исследования.
13. Психологические методы исследования личности несовершеннолетнего преступника.
14. Понятие, структура, динамика преступности несовершеннолетних.
15. Характеристика наиболее распространённых преступлений.
16. Преступность несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
17. Особенности личности несовершеннолетних преступников.
18. Социально-экономические причины преступности несовершеннолетних.
19. Нравственно-психологические причины противоправного поведения несовершеннолетних.
20. Предупреждение правонарушающего поведения и преступности несовершеннолетних
21. Работы российских учёных, сформировавших предмет ювенальной криминологии.
22. Исследования преступности несовершеннолетних, проводимые учёными Российской криминологической ассоциации.
23. Реализация теоретических знаний в ходе разработки уголовной политики Российской Федерации.
24. Использование результатов исследований в разработке программ в отношении молодёжи и несовершеннолетних.
25. Взаимосвязь ювенальной криминологии и ювенальной юстиции.
26. Значение знаний в области ювенальной криминологии для законотворческой деятельности.
Методические рекомендации по оформлению реферата
- На титульном листе реферата должно быть записано: Название учебного учреждения; название учебного предмета; тема работы; Ф.И.О. студента (ки); номер группы; курс; дата сдачи работы.
- Содержание работы с указанием страниц.
- Объём работы должен быть 15-20 печатных листов (А-4). Интервал полтора, шрифт 14. Возможен рукописный вариант с разборчивым подчерком, по объёму соответствующий указанному в печатном виде (30-40 листов А-4).
- Ссылки на источник информации постраничные.
- Основная часть работы должна быть разбита на отдельные части с указанием названий в соответствии с содержанием реферата.
- Необоснованные пробелы в работе недопустимы.
- Список литературы должен содержать не менее 10 источников. Учебная литература в списке может быть представлена в объёме не более 1/3 от общего числа источников.
Примерные темы рефератов.
1. Дриль Д.А. и его работы о малолетних преступниках.
2. Исследования преступности несовершеннолетних в 20-30-х годах XX века.
3. Ювенальные суды в Российской империи.
4. Преступность несовершеннолетних в Советском Союзе: состояние, структура, характер.
5. Работы Г.М. Миньковского о преступности несовершеннолетних.
6. Корыстная преступность несовершеннолетних в Российской Федерации: состояние, структура, характер.
7. Характеристика личности корыстно-насильственного несовершеннолетнего преступника.
8. Семейное неблагополучие как фактор преступности несовершеннолетних.
9. Нравственно-психологические особенности личности несовершеннолетнего преступника.
10. Насильственная преступность несовершеннолетних в Российской Федерации: состояние и тенденции.
11. Влияние Интернета как источника информации на правонарушающее поведение несовершеннолетних.
12. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
13. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
14. Групповая и организованная преступность несовершеннолетних в российской Федерации.
15. Воспитательные колонии для несовершеннолетних преступников.
16. Рецидивная преступность несовершеннолетних.
17. Специальные школы и специальные профессиональные училища как субъекты предупреждения преступного поведения несовершеннолетних.
18. Забрянский Г.И. и его исследования преступности несовершеннолетних.
Тестовые задания
1. Проблема преступности несовершеннолетних и меры её предупреждения стали исследоваться российской дореволюционной юридической наукой:
1) с начала XIX века
2) со второй половины ХIХ века
3) с начала XX века
2. К наиболее известным учёным – ювенологам дореволюционного периода относятся:
3. Ювенальный суд в России был создан в ### году:
4. Основными причинами преступности несовершеннолетних учёные дореволюционного периода считали:
1) повышенную возбудимость несовершеннолетних
2) недостатки семейного воспитания
3) влияние взрослых преступников
4) тяжёлое материальное положение
5. В центре научно-практических исследований правонарушающего поведения несовершеннолетних в первое десятилетие после октябрьской революции 1917 года находилась:
1) личность несовершеннолетнего правонарушителя
2) социальная среда
3) криминальная среда
6. В основе воздействия на личность несовершеннолетнего преступника в постреволюционный период был положен принцип:
7. Комиссии по делам несовершеннолетних были созданы в:
8. Секция по борьбе с детской преступностью, образованная в 1935 году, находилась в структуре:
1) Наркомата просвещения
2) Наркомата здравоохранения
3) Государственного института уголовной и исправительно-трудовой политики
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы
lektsia.com 2007 – 2022 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.) Главная | Обратная связь
Предупреждение ювенальной преступности в современном государстве
Арутюнян, А. Д. Предупреждение ювенальной преступности в современном государстве / А. Д. Арутюнян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 221-222. — URL: https://moluch.ru/archive/142/40038/ (дата обращения: 05.02.2022).
В работе приводятся официальные статистические данные о преступности несовершеннолетних, а также рассматриваются меры, направленные на предупреждение ювенальной преступности.
Ключевые слова: профилактика, предупреждение, несовершеннолетние, социальные отклонения, ювенальная преступность
По официальным данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, за январь-декабрь 2016 года всего по РФ выявлено 48 023 несовершеннолетних лиц, совершивших преступления.
За аналогичный период всего по РФ предварительно расследовано 53 074 преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии; в Московской области — 1 048; в Ростовской области — 1 178.
В 2016 году в России покончили жизнь самоубийством более 700 несовершеннолетних. Названная цифра не учитывает попыток суицидов, которые также растут.
В феврале 2017 года предложено принять законопроект о профилактике детских самоубийств, в связи с тем, что назрела необходимость противодействовать подобным действиям через принятие законопроекта. Депутаты намерены направить законопроект в Верховный суд и правительство с тем, чтобы на основании экспертных отзывов принять решение о скорейшем внесении инициатив в парламент.
За январь-октябрь 2016 года всего по Российской Федерации предварительно расследовано 1337 особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии; в Московской области — 32; в Ростовской области — 21.
За январь — май 2016 года предварительно расследовано особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии всего по Российской Федерации — 710.
За аналогичный период выявлено несовершеннолетних лиц, совершивших преступления — Московская область (470), — Ростовская область (440).
В соответствии со ст. 6 ч.1 п.7 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» профилактика правонарушений осуществляется по следующим основным направлениям: 7) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних [1].
Анализ теории и практики противодействия преступности в России и мире показывает, что вопросы противодействия преступности в ювенальной сфере всегда включены в «актуальную повестку» криминологических исследований и управленческих решений уполномоченных органов [4, c. 98].
Современную молодежь глобально интересуют вопросы равенства всех перед законом и судом, свободы и социальной справедливости. Многие преподаватели (юристы) согласны рассматривать актуальные и острые проблемы, волнующие молодежь, но, к сожалению, они не имеют для этого возможностей.
Необходимо подумать о квалифицированных кадрах, могущих эффективно, интересно преподавать данный предмет, особо продуктивно вести правовое воспитание среди учащихся. По статистическим данным за январь-октябрь 2015 года выявлено несовершеннолетних лиц, совершивших преступления в Ростовской области — 986, Московская область — 974. В соответствии с информацией МВД России по итогам 8 месяцев 2015 года количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии (по расследованным преступлениям), составило 39 774, что на 5,6 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года [2].
В целях повышения эффективности борьбы с ювенальной преступностью необходимо принятие комплекса мер, направленных на нейтрализацию основных факторов, обуславливающих преступность несовершеннолетних на всех уровнях [3, c. 8].
Под преступностью в ювенальной сфере понимается совокупность общественно опасных деяний, совершаемых лицами, не достигшими 18-летнего возраста и деяний, совершаемых в отношении лиц, не достигших данного возраста, а также совокупность лиц, совершивших такие деяния [5, c. 160].
В соответствии с заключением сектора уголовного права, криминологии и проблем правосудия Института государства и права РАН об основных факторах роста числа суицидов среди несовершеннолетних и предложения по совершенствованию правовых мер предупреждения указанного опасного социального явления необходимо предложить российскому законодателю внести соответствующие изменения в УК РФ и УПК РФ в части, относящейся к введению уголовной ответственности не только за: распространение, создание, эксплуатацию, финансирование, рекламирование, а равно за иное содействие функционированию электронных ресурсов (в том числе, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и электронных социальных сетей), пропагандирующих или иным образом поощряющих совершение несовершеннолетними лицами самоубийств или причинение ими вреда своему здоровью любым способом, но и за неисполнение или ненадлежащее исполнение уполномоченным лицом обязанностей по пресечению действий, которые повлекли причинение несовершеннолетним лицом вреда своему здоровью, покушение на самоубийство или самоубийство несовершеннолетнего лица.
Необходимость нормативного определения системы специализированных, неспециализированных субъектов предупреждения социальных отклонений в подростково-молодежной среде, прежде всего, продиктована соображениями возложения на законодателя обязанности приведения правового регулирования статуса специализированных субъектов профилактики социальных отклонений в подростково-молодежной среде в соответствие с двойным принципом: профилактика социальных отклонений в подростково-молодежной среде как основная или одна из основных внешних и внутренних функций одновременно.
Рассмотренные нами проблемы могут быть комплексно решены путем выработки и реализации молодежной политики в стране в целом и ее адаптации в каждом регионе. Одним из основных направлений такой политики должны стать как профилактика преступности, алкоголизма, наркомании, токсикомании, игромании.
В-первую очередь, для эффективного решения актуальных проблем в сфере профилактики социальных отклонений подростково-молодежной среде необходимо просто родительское внимание общества и государства к подросткам.
Устранение вышеуказанных недостатков создаст должные предпосылки для совершенствования всей целостной системы профилактики ювенальной преступности.
- Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // «Российская газета», № 139, 28.06.2016.
- Протокол заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 14 октября 2015 г. № 9 // минобрнауки РФ / документы / 6585.
- Бастрыкин, А.И., Валуйсков, Н. В. Ювенальная преступность в России и перспективы совершенствования борьбы с ней // Научный вестник Омской академии МВД России научно-практический журнал № 3 (58) 2015. С.8.
- Валуйсков, Н. В. О «Дорожной карте» реформирования системы противодействия преступности в ювенальной сфере // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 11. С. 98–102.
- Валуйсков, Н. В. Проблемы государственной политики борьбы с преступностью в ювенальной сфере: монография. — М.: Юрлитинформ, 2016. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Московская область, подростково-молодежная среда, Российская Федерация, Ростовская область, ювенальная преступность, преступление, отклонение, Россия, РФ, ювенальная сфера.