Порядок признания права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество

Приложение. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

Приложение
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 10 декабря 2015 г. N 931

Порядок
принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”* (далее – Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – федеральный орган, орган регистрации прав);

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – орган регистрации прав).

На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее – орган регистрации прав).

3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее – объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.

Как оформить право собственности на бесхозяйное имущество через суд?

Когда недвижимость является по закону бесхозяйной, то специализированные государственные органы ставят ее на учет. Когда имущество числится на учете период более года, то некоторые лица вправе заявлять свои права на владения. До истечения годовалого периода подавать прошение о признании прав собственности недопустимо по законодательным нормам.

Подать исковое прошение о признании прав владения может следующая категория:

  • компетентные представители муниципальной организации. У них в прошении будет указано о признании их муниципальными владельцами в отношении рассматриваемого бесхозяйного объекта недвижимости;
  • граждане России. Они вправе подать прошение о признании прав собственности, если данным жилым или нежилым помещением они пользовались длительное время. Установленный законодательством минимальный период пользования составляет 15 лет.

Основания для подачи иска и признании права собственности на бесхозяйное имущество:

  • кто владеет бесхозяйным имуществом неизвестно ни покупателю недвижимости, ни судебному учреждению;
  • персона, претендующая на оформление прав собственности на имущественный объект, не владеет сведениями о его владельце.

Если установленные законом основания отсутствуют, то судья не примет от истца бумаги на рассмотрение дела о бесхозяйном имуществе.

Образец иска.

Как получить в собственность чужое и бесхозяйное имущество

договор аренды спорного объекта.

Как суды разрешают споры о бесхозяйном имуществе с участием муниципалитетов

Проблемы с бесхозяйным имуществом обычно возникают из-за того, что местные власти не налаживают работу с ним: не ставят объекты на учет и не занимаются их содержанием. Во многом это объясняется тем, что не все обязанности органов местного самоуправления в отношении бесхозяйных объектов прямо указаны в законах. Чиновники рассуждают так: пока имущество не муниципальное, мы за него не отвечаем. Может возникнуть и обратная ситуация: муниципалитет пытается получить в собственность имущество, у которого уже есть владелец. Дело заканчивается судом, который местные власти проигрывают. Эта статья поможет вам не тратить время на бесполезные споры о бесхозяйном имуществе и минимизировать возможные убытки.

Когда имущество нельзя признать бесхозяйным

Отсутствие государственной регистрации права собственности еще не означает, что недвижимость можно признать бесхозяйной

Вещь считается бесхозяйной, если:

  • она не имеет собственника;
  • ее собственник неизвестен;
  • собственник отказался от прав на нее.

Бесхозяйная вещь может быть возвращена во владение прежнего собственника либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. С требованием о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности владелец вправе обратиться в суд независимо от того, признано имущество бесхозяйным или муниципальным в суде (п. 19 постановления Пленума Верховного cуда № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010).

Если владелец не зарегистрировал свое право собственности на недвижимость, это еще не основание признать ее бесхозяйной (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).

Имущество, которым фактически владеет лицо, исполняющее полномочия собственника, также нельзя признать бесхозяйным.

ПРИМЕР 1. Компания обратилась в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание, которое использовала. Чуть позже муниципалитет обратился с заявлением о постановке этого здания на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Управление Росреестра поставило здание на учет в качестве бесхозяйной вещи. Компания посчитала действия управления незаконными, обжаловала их в суде и потребовала признать за собой право собственности на спорный объект.

Суд согласился с компанией. Поскольку она претендует на здание, которым открыто и непрерывно владеет с 2002 года, это имущество нельзя признать бесхозяйным. То, что компания пока не зарегистрировала право собственности, значения не имеет (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).

Что будет, если не поставить бесхозяйное имущество на учет

Рекомендация: Готовые образцы документов для работы с бесхозяйным имуществом прикреплены ниже

Бесхозяйное недвижимое имущество подлежит учету в Росреестре. Порядок учета бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 № 931. Подать заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет должен орган местного самоуправления. Когда Росреестр получит заявление, он обязан в течение 15 рабочих дней принять решение по объекту: поставить его на учет или отказать муниципалитету. Если в ЕГРН нет сведений об объекте недвижимости, Росреестр примет его на учет в качестве бесхозяйного имущества и одновременно поставит на кадастровый учет. Через год после принятия бесхозяйной недвижимости на учет муниципалитет может обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на нее (п. 3 ст. 225 ГК).

Если орган местного самоуправления своевременно не поставит имущество на учет в качестве бесхозяйного, эту обязанность на муниципалитет могут возложить принудительно.

ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд и потребовал признать незаконным бездействие администрации сельского поселения. Орган местного самоуправления должен был поставить на учет бесхозяйную скважину и принять меры по профилактике чрезвычайных ситуаций, связанных с нахождением скважины на территории муниципального образования, но не сделал этого.

Суд удовлетворил заявленные требования прокурора. Подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного может только орган местного самоуправления (ст. 225 ГК). Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает орган местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Суд возложил на муниципалитет обязанность обратиться в Росреестр с заявлением о постановке спорной скважины на учет в качестве бесхозяйного имущества и принять меры по содержанию бесхозяйного имущества в безопасном состоянии (решение Новгородского районного суда от 07.06.2012 по делу № 2–1239/2012).

Кто отвечает за содержание бесхозяйного имущества

Если нет доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам, ответственность за их содержание несет муниципалитет

По общему правилу ответственность за содержание имущества несет его собственник (ст. 210 ГК). Закон напрямую не предусматривает обязанность муниципального образования содержать бесхозяйное имущество или имущество, которое еще не признали бесхозяйным. Однако такая обязанность муниципалитета вытекает из общих положений гражданского законодательства, в том числе статьи 225 ГК.

ПРИМЕР 3. Управляющая компания обратилась в суд, чтобы взыскать с муниципалитета расходы на ремонт бесхозяйных сетей. Чиновники с заявленными требованиями не согласились. Спорные сети не поставлены на учет в качестве бесхозяйных, поэтому муниципалитет не обязан финансировать их содержание.

Суд принял доводы управляющей компании и взыскал с органа местного самоуправления стоимость ремонта сетей. В отсутствие доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам ответственность за их содержание несет муниципалитет. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что орган местного самоуправления не подал заявление о признании сетей бесхозяйным имуществом (постановление ФАС Уральского округа от 15.10.2012 № А50-22909/2011).

Орган местной власти обязан не только компенсировать расходы на ремонт бесхозяйного имущества, но и возместить стоимость ресурсов, которые потребляют эти объекты.

ПРИМЕР 4. Энергоснабжающая организация выявила потребление электроэнергии скважинами, расположенными на территории сельского по- селения. Она потребовала, чтобы орган местной власти погасил задолженность по оплате электроэнергии. Но администрация поселения возразила: водоколонки скважин бесхозяйные и не входят в состав муниципального имущества.

Суд указал, что ответчик обязан своевременно выявлять бесхозяйное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на него. Обязанность по содержанию бесхозяйных объектов, в том числе по оплате потребляемых ими энергетических ресурсов, также возлагается на муниципалитет (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 № 03АП-4149/2012, А69-1089/2012).

Кто возместит убытки, причиненные бесхозяйным имуществом

Вред личности или имуществу должен полностью возместить тот, кто его причинил (ст. 1064 ГК). Если вред возник из-за ненадлежащего содержания имущества, его должен возместить владелец имущества.

Собственники обязаны содержать имущество в исправном и безопасном состоянии (ст. 210 ГК). Аналогичная обязанность для муниципалитетов в отношении бесхозяйных объектов в ГК напрямую не прописана. Однако она вытекает из статуса органа местной власти как единственного лица, имеющего право ставить объект на учет в качестве бесхозяйного, и возможности оформить на него право муниципальной собственности. Поэтому ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества, может быть возложена на органы местного самоуправления. Находятся эти объекты во владении муниципалитета или нет, значения не имеет.

Если вы сдали землю в аренду, не пытайтесь возложить ответственность за бесхозяйное имущество на этом участке на арендатора. Он отвечает перед арендодателем только за содержание арендованного имущества. Ответственность перед третьими лицами за содержание бесхозяйного имущества несет муниципалитет.

ПРИМЕР 5. В результате пожара был уничтожен жилой дом. Возгорание произошло в результате перехода пламени с бесхозяйных деревянных строений (сараев). Владелец дома потребовал, чтобы ущерб возместила администрация муниципального образования. Истец утверждал, что муниципалитет не исполнил свою обязанность по содержанию подведомственной территории и бесхозяйного имущества.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, так как участок был передан в аренду частной компании. По договору она должна была благоустроить территорию и не допускать ухудшения качественных характеристик арендуемого земельного участка и экологической обстановки местности. Поэтому суд апелляционной инстанции сделал вывод, что за соблюдение требований пожарной безопасности отвечает арендатор.

Верховный суд с позицией нижестоящих судов не согласился. Высший су- дебный орган указал, что в силу статьи 308 ГК обязательство не создает каких-либо прав и обязанностей для лиц, не участвующих в этом обязательстве. Поэтому за находящееся на переданном в аренду участке бесхозяйное имущество перед третьими лицами должен отвечать собственник земли, то есть муниципалитет. Он же отвечает и за надлежащее содер- жание участка (определение ВС от 20.11.2018 № 5-КГ18-227).

Выводы и рекомендации

Поддерживайте в безопасном состоянии бесхозяйное имущество, даже если оно находится на земле, которую вы сдали в аренду

1. Бесхозяйное имущество подлежит постановке на учет в Росреестре. Подайте туда соответствующее заявление. Если вы не поставите имущество на учет добровольно, эта обязанность может быть возложена на муниципалитет в судебном порядке.

2. Орган местного самоуправления должен поддерживать бесхозяйное имущество в надлежащем состоянии. Ремонт оплачивайте из средств местного бюджета. Исполняйте эту обязанность независимо от того, подавали ли вы заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет. Судьи заставляют муниципальных чиновников заниматься содержанием имущества, если те не делают этого в добровольном порядке.

3. Поддерживайте бесхозяйное имущество в безопасном состоянии. Это касается и тех случаев, когда объекты перешли в фактическое владение третьего лица (например, арендатора). Если в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества причинен вред третьим лицам, его должен возместить муниципалитет за счет средств местного бюджета.

2013 1150 13 по делу А76-24747 2011.

Бесхозяйное имущество

Что включает в себя понятие «Бесхозяйная вещь»? Почему объекты недвижимого имущества могут быть признаны бесхозяйными? Кто ведёт учёт бесхозяйных недвижимых объектов? Как осуществляется признание права собственности на бесхозяйное имущество?

Для понимания данной темы, необходимо определить понятие самой «Бесхозяйной вещи» и порядок признания её таковой.

В действующем законодательстве Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, собственник отказался от права собственности.

Закон даёт право выбора по признанию вещи бесхозяйной. В настоящей статье мы рассмотрим порядок признания бесхозяйной именно объект недвижимости.

Следует обратить внимание, что по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находятся бесхозяйные недвижимые вещи подлежат принятию на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Для того чтобы бесхозяйный объект недвижимого имущества был принят на государственный учёт, органу местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества необходимо предоставить для регистрации заявление, с приложением подтверждающих документов, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.

Также вместе с указанными документами орган местного самоуправления представляет документы, где подробно описаны индивидуализирую щие признаки объекта недвижимого имущества, а также сам план объекта недвижимого имущества. Исключением является такой документ, как кадастровый план земельного участка, от которого сам собственник отказался, т.е. если указанный земельный участок зарегистрирован в надлежащем порядке, его собственник самостоятельно отказался от права собственности на него, то кадастровый план участка вновь предоставлять нет необходимости, т.к. он уже находится в архивном деле органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Если объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, то законом указано, что дополнительными документами, подтверждающими данный факт являются документы, в которых указано, что регистрируемый объект недвижимого имущества, который предположительно является «Бесхозяйным» не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, а также что выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы .

До внесения в реестр записей о принятии на учет объекта недвижимого имущества осуществляется правовая экспертиза представленных документов с целью установления отсутствия оснований для отказа в принятии на учет этого объекта или приостановления принятия на учет.

Признание права собственности состоялось.

Новый порядок признания недвижимости бесхозяйной

В стране существует огромное количество заброшенных зданий и строений. У них нет хозяев, а стало быть некому платить за эти объекты имущественный налог. Недвижимость есть, а пользы от неё нет. Никому, в том числе и муниципальным бюджетам. Местные власти также не имеют на эти объекты никаких прав, а потому ничего не могу с ней сделать. Снести нельзя, реконструировать и использовать по какому-либо назначению тоже. Эту проблему попытались решить законодатели. Министерство экономического развития издало приказ “Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей” (№ 701 от 22 ноября 2013 года), который регулирует механизм признания объектов недвижимости бесхозяйной. Ранее порядок признания такой недвижимости бесхозяйной существовал, названный же документ лишь уточняет ряд вопросов в отношении зданий, строений или квартир. Как установлено в приказе, процедуру признания здания бесхозяйным объектом недвижимости можно запустить в двух случаях: 1) ситуация, когда собственник сам отказывается от прав владения объектом недвижимости; 2) если владелец не объявляется и установить, кому принадлежит здание или строение, невозможно. При наступлении одного из двух случаев местные власти теперь могут заняться заинтересовавшим их объектом недвижимости. Для этого, согласно законодательству, представители власти должны обратиться в территориальный филиал Росреестра и представить туда необходимую документацию (в электронном виде), после чего зданию, строению или квартире будет присвоен статус бесхозяйной. Специалисты ведомства заносят соответствующую информацию в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). В документе сказано, что такая недвижимость будет считаться бесхозяйной в течение года с момента признания ее таковой. Этот срок дается на то, чтобы настоящий владелец имел возможность объявиться и вернуть собственность. Если по истечению года никто не обратится с соответствующим заявлением, местная администрация может приступить к оформлению прав собственности в судебном порядке. По данным Росреестра, в 2013 году бесхозяйными было признано около 35 тысяч объектов недвижимости. За первое полугодие 2014 года на учет было поставлено еще 16 тысяч зданий и строений. Обозначим основные моменты обновленного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей: На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: – прием документов, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей; – правовая экспертиза документов; – внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет (снятии с учета) бесхозяйных объектов недвижимого имущества. Чтобы начать процедуру, нужно подать в Росреестр заявление (по установленной документом форме — см. Приложение № 1 к приказу) о постановке на учет объекта недвижимости. Заявление подается от: – органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; – исполнительного органа государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. Если объект недвижимого имущества расположен на территории более одного муниципального образования, заявление о постановке на учет подается любым органом местного самоуправления. Однако в этом случае необходимо указать наименование другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимости. Если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости, заявление о постановке на учет также должно содержать данные о собственнике, отказавшемся от права собственности на объект недвижимости. К заявлению прилагаются: а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе: – документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; – документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости. Необходимые для принятия на учет документы в форме документов на бумажном носителе, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) объекта недвижимости должен быть возвращен заявителю. Необходимые для принятия на учет документы в форме электронных документов, электронных образов документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего или изготовившего такой документ. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРП в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него, заявителю и отказавшемуся от права собственности лицу (лицам) выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной форме (см. приложение № 2 к приказу). После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, заявителю выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной форме (см. приложение № 3 к приказу). Особо документом оговорены случаи приостановления и отказа в постановке на учет бесхозяйного объекта. Приостановка (не более чем на один месяц) происходит в следующих случаях: – если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным; – когда в представленных заявителем документах отсутствует заявление собственника (участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества; – представленные сведения не свидетельствуют о том, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества; – ЕГРП содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества, а из представленных заявителем документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременении) права известна заявителю; – в течение срока, установленного для рассмотрения заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступят документы об аресте или запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества. Основанием для приостановления принятия на учет объекта недвижимости может явиться наличие в ЕГРП записей об ограничении (обременении) прав на такой объект недвижимого имущества на момент подачи заявления в связи с отказом собственника от права собственности на объект недвижимого имущества. О факте приостановки Росреестр незамедлительно уведомляет орган местного самоуправления. При поступлении в процессе рассмотрения заявления документов об аресте или о запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, также приостанавливает принятие на учет данного объекта недвижимого имущества и незамедлительно уведомляет об этом орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга). Уведомление о приостановлении принятия на учет также направляется собственнику (участникам общей собственности) объекта недвижимого имущества. Случаи, приводящие к отказу в постановке на учет: – собственник объекта недвижимости представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение (в собственность); – собственник представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о том, что им ранее не совершались действия, направленные на отказ от права собственности, и (или) он не выражал волеизъявления об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; – в течение указанного в уведомлении о приостановлении срока собственник объекта недвижимого имущества не представит никакого письменного сообщения (заявления) или организация связи сообщит о невозможности вручения уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному в нем адресу и, кроме того, орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга) также не представит составленного в письменной форме заявления собственника об отказе от права собственности; – по истечении срока, указанного в заявлении о приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества, лицо, ходатайствовавшее о приостановлении, не представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление об устранении указанных им ранее причин; – от права собственности на объект недвижимости отказались не все участники общей собственности; – в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных заявителем дополнительных доказательств не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта. Росреестр обязан в течение пяти рабочих дней с момента прнятия решения об отказе направить заявителю сообщение об отказе в принятии на учет объекта недвижимого имущества с указанием со ссылкой на положения настоящего Порядка причин, послуживших основанием для принятия такого решения, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 20 Закона. Прописаны документом и условия снятия с учета объекта недвижимости в качестве бесхозяйного: – в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом; – в случае принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение; – в случае государственной регистрации права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет; – в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в силу приобретательной давности.

Читайте также:  Правомерны ли действия прокуратуры и должна ли быть проверка?

Объекты землеустройства и порядок внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости

Сделки с дачными участками без межевания попали под запрет

Кадастровые работы являются одной из преимущественных деятельностей нашей компании. Как следствие, мы не могли обойти стороной крупные изменения, готовящиеся в данной области. В настоящий момент произошло внесение законопроекта №962484-7«О внесении.

С 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в.

© Использование материалов сайта 1k-k.ru разрешается только при ссылке на источник | 1997–2020
г. Москва, Волгоградский проспект д. 43 корп. 3, офис № 16
zaproskp@1k-k.ru

Наши эксперты свяжутся
с Вами в ближайшее время

Наши эксперты свяжутся
с Вами в ближайшее время

Если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица лиц от права собственности на объект недвижимости, заявление о постановке на учет также должно содержать данные о собственнике, отказавшемся от права собственности на объект недвижимости.

Признание недвижимости бесхозяйной // Анализ постановления Президиума ВАС

Постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 1150/13 по делу N А76-24747/2011 “Нельзя признать объект недвижимости бесхозяйным лишь потому, что владелец не зарегистрировал право собственности на него”

1. Суть спора

Несмотря на заявление общества, управлением было удовлетворено более позднее заявление муниципального образования от 03.06.2011 о принятии на учет спорного здания как бесхозяйного объекта недвижимого имущества с внесением в ЕГРП соответствующей записи.

Общество посчитало данные действия управления незаконными и обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании управления аннулировать в ЕГРП запись о принятии на учет здания.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, сочли действия управления по принятию на учет спорного здания в качестве бесхозяйного законными. Суд кассационной инстанции акты нижестоящих судов отменил, а заявленные обществом требования удовлетворил. При этом суд, в частности, исходил из того, что факт открытого владения обществом спорным объектом лицами, участвующими в деле, не оспаривался, а названный договор купли-продажи, на основании которого общество вступило во владение, незаключенным или недействительным не признан.

Следует отметить, что позиция суда кассационной инстанции в целом была воспринята Президиумом ВАС РФ, поэтому полностью в настоящем разделе не приводится.

При рассмотрении настоящего дела перед судами возник вопрос о возможности реализации обществом права на государственную регистрацию за ним права собственности на здание в случае признания этого объекта недвижимости бесхозяйным и постановки на учет в качестве такового.

2. Проблема реализации собственником недвижимого имущества права на государственную регистрацию за ним права собственности в случае принятия муниципальным органом такого имущества на учет как бесхозяйного

Результатом такого бездействия владельца недвижимости является то, что объект может быть признан бесхозяйной вещью, то есть вещью, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).

Целью постановки на учет имущества как бесхозяйного является признание на него в дальнейшем права муниципальной собственности. Для этого органу местного самоуправления, на территории которого находится данный объект недвижимости, требуется представить регистрирующему органу заявление с приложенным комплектом документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным (п. 3 ст. 225 ГК РФ, п. п. 5, 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580).

Формально если из представленных документов следует, что данный объект не зарегистрирован в органе технического учета, сведения о нем отсутствуют в региональном и федеральном реестрах имущества, то регистрирующий орган принимает объект недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного. Однако в действительности может возникнуть ситуация, когда недвижимое имущество имеет собственника или законного владельца, хотя сведения о нем отсутствуют в публичных реестрах. Это порождает споры между собственниками недвижимого имущества, органами местного самоуправления и иными заинтересованными лицами.

Полагая, что постановка недвижимой вещи на учет как бесхозяйной препятствует реализации собственниками права на государственную регистрацию права собственности на эту вещь (ст. 551 ГК РФ), последние обращаются в суд за защитой нарушенного права. Если регистрирующий орган удовлетворяет требования собственников, органы местного самоуправления обращаются в суд с исками о признании незаконным отказа в государственной регистрации и принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимости.

Зачастую результат разрешения таких дел зависит от установления судом обстоятельств, являющихся основанием для признания недвижимого имущества бесхозяйным или подтверждающих отсутствие этих оснований.

В практике арбитражных судов в настоящий момент сложилось два противоположных подхода к разрешению данной категории споров.

Арбитражные суды, придерживающиеся первого подхода, обращают внимание на то, что не принятое на учет в ЕГРП недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

– правопритязание на объект недвижимого имущества (факт подачи в арбитражный суд искового заявления о государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект недвижимости);

– фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом (осуществление охраны, текущего ремонта, оплата тепло- электроэнергии, используемой в ходе эксплуатации объекта, сдача объекта в аренду);

– наличие у какого-либо лица правоустанавливающих документов на спорный объект недвижимости (договор купли-продажи, акт приема-передачи).

Таким образом, отсутствие сведений в реестрах муниципальной и федеральной собственности о правообладателе спорного недвижимого имущества, а также сведений о государственной регистрации права какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

Кроме того, суды указывают, что приобретение муниципальной собственности способом, предусмотренным ст. ст. 218, 225 ГК РФ, возможно лишь тогда, когда отсутствуют правопритязания на объект недвижимости, а также фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.

– Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.09.2010 по делу N А19-3825/10;

– Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.08.2011 по делу N А27-11096/2010;

– Постановление ФАС Московского округа от 26.07.2012 по делу N А41-16826/11;

– Постановление ФАС Поволжского округа от 12.07.2012 по делу N А57-5559/2011;

– Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.08.2013 по делу N А22-2398/2012;

– Постановление ФАС Уральского округа от 27.06.2012 N Ф09-4109/12 по делу N А50-16084/2011;

– Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 N 18АП-6507/2012 по делу N А76-25260/2011;

– Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010 N 18АП-9981/2010 по делу N А34-2337/2010.

Приведенный подход арбитражных судов соответствует правовой позиции, изложенной Президиумом ВАС РФ в настоящем Постановлении.

Второй правовой подход к разрешению данной категории споров был изложен коллегией судей ВАС РФ в Определении от 18.04.2013 N ВАС-1150/13 по делу N А76-24747/2011 (далее – Определение N ВАС-1150/13), и он заключается в следующем.

Наличие правопритязаний лица в отношении спорного объекта недвижимого имущества при отсутствии регистрации права на это имущество не может являться основанием для отказа в принятии на учет спорного объекта в качестве бесхозяйного.

Учет спорного объекта в качестве бесхозяйного не влечет нарушения прав неизвестного собственника либо прав владельца в случае признания за ним права собственности на спорный объект недвижимости, а также не влечет изменений в фактическом владении лицом этим объектом.

Применительно к рассматриваемому спору коллегия судей ВАС РФ в Определении N ВАС-1150/13 указала на то, что надлежащих правоустанавливающих документов, свидетельствующих о праве собственности на здание каких-либо лиц, в том числе общества, регистрирующему органу и в материалы дела не предоставлено. Договор купли-продажи, на основании которого общество считает себя собственником здания, оценивался в рамках другого дела, где обществу было отказано в государственной регистрации перехода права собственности на спорное здание.

Сходная позиция по изложенному вопросу ранее встречалась в практике арбитражных судов.

– Постановление ФАС Поволжского округа от 11.07.2013 по делу N А72-11498/2012;

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.04.2010 по делу N А56-37740/2009.

3. Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

3.1. Правовая позиция Президиума ВАС РФ: если у лица, приобретшего недвижимое имущество, или иного лица отсутствует зарегистрированное право собственности на этот объект, то само по себе это не может являться основанием для признания такого объекта бесхозяйным.

Комментарий: Отсутствие оснований для признания недвижимого имущества бесхозяйным может быть подтверждено обстоятельствами, свидетельствующими о наличии условий, при которых недвижимое имущество может быть приобретено законным владельцем либо иным лицом в собственность в силу приобретательной давности. К указанным обстоятельствам относятся:

– нахождение недвижимого имущества в открытом и непрерывном владении лица, приобретшего его на основании договора купли-продажи;

– осуществление лицом в отношении недвижимого имущества всех правомочий собственника (к примеру, сдача имущества в аренду);

– предоставление суду действительных правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, на основании которых лицо вступило во владение.

Таким образом, действия регистрирующего органа по принятию на учет данного имущества в качестве бесхозяйного не соответствуют закону и нарушают права и интересы лица, приобретшего это имущество.

3.2. Правовая позиция Президиума ВАС РФ: к обстоятельствам, подтверждающим отсутствие оснований для признания недвижимого имущества бесхозяйным, также относится наличие правопритязаний лица на объект недвижимости.

Комментарий: Названо еще одно обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии оснований для признания недвижимого имущества бесхозяйным. Президиум ВАС РФ указал, что наличие правопритязаний лица на объект недвижимости может выражаться в подаче:

– заявления в регистрирующий орган о государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект;

– искового заявления в суд о понуждении к государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект в порядке ст. 551 ГК РФ.

4. Оговорка о возможности пересмотра по новым обстоятельствам судебных актов, вступивших в законную силу

Читайте также:  ПФР Кемеровская область, Тисульский район, п. Тисуль, ул. Ленина, 57: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

В силу п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 “О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам” это указывает на придание данной правовой позиции Президиума ВАС РФ обратной силы.

В связи с этим рассматриваемое Постановление Президиума ВАС РФ является основанием для пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.

К указанным обстоятельствам относятся.

Плюсы признания вещи бесхозяйной

После того как признали вещь бесхозяйной на неё могут возникнуть свои плюсы, например:

  1. Вещи принимаются на учёт специальными органами, которые управляют имуществом. Вещь будет признана государственной до тех пор, пока не объявится собственник данного имущества. Имущество может и не поступить на учёт в муниципальную собственность, тогда вещи могут возвратить старые собственники либо приобрести новые в силу приобретательной давности.
  2. Если лицо, не являющееся собственником, а например, арендатором помещения, которое осуществляло уход и пользовалось вещами как своими собственными, как которые признали бесхозяйными,недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, иным имуществом в течение пяти лет, может приобрести данное имущество в собственность на основании приобретательной давности.

Также законодательство выделяет и отдельные категории вещей, которые не имеют хозяина, и на них можно получить быстрое приобретение прав собственности, такие вещи называют ещё брошенными.

  1. При задержании домашних животных и иных животных на улицах (например, рогатого и иного скота). Другое лицо через определенное время, если не объявится хозяин, может приобрести право на данное животное забрав его себе.
  2. Нахождение клада либо потерянной материальной ценности (например, нахождение на улицах либо в реке золотых украшений, денежных средств на улице). Бывают ситуации, что невозможно определить хозяина данной вещи, как и срок пребывания этих вещей на улице, и лицо, которое нашло данные вещи оставляет их себе, то есть приобретает право собственности на них.
  3. Если собственник отказался от данных вещей, то на основании приобретательной давности другое лицо их сможет приобрести.

Вещь будет признана государственной до тех пор, пока не объявится собственник данного имущества.

Досудебное решение вопроса

В связи с признанием права на бесхозяйную недвижимость без обращения в судебные органы не обойтись. Причина тому — фактическое отсутствие доказательной документации, утверждающей право на владение рассматриваемым имуществом.

До обращения в суд с исковым заявлением, заинтересованному лицу надлежит следовать указанному ниже алгоритму действий:

  • Проконсультироваться с юристами, обладающими достаточным опытом в решении дел, подобных рассматриваемому;
  • Собрать необходимую доказательную документацию;
  • Найти свидетелей, готовых выступить в суде в интересах истца;
  • Грамотно составить исковое заявление с целью признать личное право собственности на бесхозяйную недвижимость;
  • Уплатить государственную пошлину.

Если все вышеперечисленные пункты выполнены, следует направить пакет документов в суд.

До обращения в суд с исковым заявлением, заинтересованному лицу надлежит следовать указанному ниже алгоритму действий.

Об учете бесхозяйного имущества

ОТВЕТ:

Заданный вопрос содержит несколько направлений, требующих отдельного рассмотрения. В первую очередь, рассмотрим возможность учета бесхозяйного имущества в реестре муниципального имущества. А затем, более детально, способ учета бесхозяйного имущества органами местного самоуправления.

  1. В определении, данном в ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Полномочиями по выявлению и оформлению бесхозяйного имущества на соответствующей территории наделены органы местного самоуправления.

В рамках полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, установленных Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, органы местного самоуправления ведут реестр муниципального имущества. Порядок ведения Реестра муниципального имущества установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 “Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества”.

Объектами учета в реестрах являются находящиеся в муниципальной собственности:

  • недвижимое и движимое имущество;
  • муниципальные предприятия и учреждения.

Ключевым признаком, объединяющим все объекты учета в реестрах имущества органов местного самоуправления, является слово «муниципальное», т.е. имущество, находящееся в муниципальной собственности. Вышеуказанным Приказом Минэкономразвития также установлена и структура реестра муниципального имущества, который должен состоять из трех разделов. Первый – для учета недвижимого имущества, второй – для учета движимого имущества, третий – для учета муниципальных предприятий и учреждений, а также организаций, в которых муниципальное образование является учредителем или участником. Раздел для учета бесхозяйного имущества в реестре муниципального имущества законодательно не предусмотрен.

С целью постановки бесхозяйного объекта недвижимого имущества на государственный учёт в территориальном подразделении Росреестра, орган местного самоуправления направляет заявление, с приложением подтверждающих документов, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, а также документы, где подробно описаны индивидуализирующие признаки объекта недвижимого имущества.

К документам, подтверждающим, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник не известен, относятся выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества.

Таким образом, в момент постановки бесхозяйного объекта на учет в Росреестре, орган местного самоуправления подтверждает выпиской из Реестра, что указанный объект в Реестре муниципального имущества не числится.

Поэтому оснований для включения бесхозяйного объекта, в какой либо раздел Реестра муниципального имущества, у органа местного самоуправления, в период выявления и оформления такого объекта, нет.

Включение объекта в Реестр муниципального имущества и регистрация права муниципальной собственности, происходит по истечении года со дня приятия его как бесхозного на учет в Росреестре, на основании вступившего в силу решения суда о признании права собственности.

Вывод: у органа местного самоуправления нет оснований для включения бесхозяйного объекта в какой либо раздел Реестра муниципального имущества, в период выявления и оформления такого объекта. Раздел для учета бесхозяйного имущества в реестре муниципального имущества законодательно не предусмотрен.

  1. По вопросу учета сведений о бесхозяйном имуществе органами местного самоуправления сообщаем следующее.

Порядок оформления бесхозяйного имущества четко регламентирован Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 “Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей”. Однако, порядок выявления бесхозяйного имущества на федеральном уровне не закреплен.

В связи с тем, что полномочиями по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйного имущества наделены органы местного самоуправления, то они могут самостоятельно разрабатывать необходимые порядки по выявлению и оформлению, а также ведению реестра бесхозяйного имущества, расположенного на соответствующей подведомственной территории.

В последние годы, все чаще, органы прокуратуры, защищая законные интересы граждан, уделяют внимание вопросам признания права муниципальной собственности на такие социально значимые бесхозяйные объекты как газопроводы, водопроводы, линии электропередач, автомобильные дороги и т.п. Это обусловлено тем, что их нормальное безаварийное функционирование отвечает интересам граждан и по закону должно обеспечиваться собственниками. Прокуратура признает оформление прав на бесхозяйное имущество обязанностью органов местного самоуправления, а непринятие мер по постановке на учет – незаконным бездействием, хотя постановка на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества — это право, а не обязанность муниципалитета.

В этой связи в целях эффективной организации работы по выявлению и оформлению бесхозяйного имущества рекомендуем органам местного самоуправления вести соответствующий учет бесхозяйных объектов. Это может быть организовано путем ведения реестра бесхозяйных объектов, который помимо технических характеристик объекта, будет содержать информацию об этапах его оформления. Но при этом вестись такой реестр должен отдельно от реестра муниципального имущества, так как в реестр имущества объекты попадут только после завершения всей многоступенчатой процедуры оформления в муниципальную собственность.

Вывод: Органы местного самоуправления могут вести реестр бесхозяйных объектов, с целью эффективной организации работы по оформлению их в муниципальную собственность, отдельно от реестра муниципального имущества.

Ответ подготовила:
Ведущий консультант Департамента методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК)
Буянова Наталья

Об учете бесхозяйного имущества.

Статья 225 ГК РФ. Бесхозяйные вещи (действующая редакция)

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Статья 225 ГК РФ.

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С БЕСХОЗЯЙНЫМ И БЕСХОЗЯЙСТВЕННО СОДЕРЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ

    Марина Китаева 3 лет назад Просмотров:

1 ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С БЕСХОЗЯЙНЫМ И БЕСХОЗЯЙСТВЕННО СОДЕРЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области Великий Новгород 2015 год

2 2 Выявление бесхозяйного и бесхозяйственно содержимого имущества, а также проведение с ним работы, в том числе по оформлению прав и приведению его в надлежащий вид, являются прямыми полномочиями органов местного самоуправления (статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). Ответственность за работу с бесхозяйным и бесхозяйственно содержимым имуществом возложена на Глав администраций соответствующих муниципальных образований (городской округ, муниципальный район, городское поселение, сельское поселение). Правовые основания для признания права муниципальной собственности на бесхозяйное и выморочное недвижимое имущество определены гражданским законодательством. Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от Алгоритм действий органов местного самоуправления в отношении бесхозяйных и бесхозяйственно содержимых объектов выглядит следующим образом:

3 3 АЛГОРИТМ действий органов местного самоуправления при работе с бесхозяйным и бесхозяйственно содержимым имуществом Определение бесхозяйных и бесхозяйственно содержимых объектов недвижимости и составление соответствующего перечня Проведение обследования объекта недвижимости и составление соответствующих актов Подготовка и направление запросов Если объект недвижимости не имеет собственника, или собственник неизвестен либо собственник от права собственности отказался Признание права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество в порядке статьи 225 ГК РФ В случае, если в отношении объекта недвижимости отсутствуют наследники Оформление права муниципальной собственности на выморочное имущество в порядке статьи 1151 ГК РФ В случае, если объект недвижимости имеет собственника, который содержит свое имущество в ненадлежащем состоянии Принятие мер административного воздействия на собственника Продажа жилого помещения с публичных торгов в соответствии со статьей 293 ГК РФ

4 4 1. Определение бесхозяйных и бесхозяйственно содержимых объектов недвижимости и составление соответствующего перечня. Администрация муниципального образования формирует комиссию для обследования фактически бесхозяйных и бесхозяйственно содержимых, предположительно брошенных объектов недвижимого имущества – жилого помещения (здания), земельного участка. По результатам работы определяется перечень бесхозяйных и бесхозяйственно содержимых объектов недвижимости. 2. Проведение обследования жилого помещения (здания) и составление соответствующего акта. Акт составляется комиссией, которую, как правило, возглавляет Глава соответствующего муниципального образования. В комиссию могут входить работники Администрации соответствующего муниципального образования, работники органов местного самоуправления муниципального района (по согласованию), иные заинтересованные лица. Состав комиссии формируется в составе, как правило, 3-5 чел. Функции указанной комиссии может осуществлять комиссия по благоустройству территории муниципального образования, утверждаемая нормативным правовым актом органов местного самоуправления муниципального образования. В акте, составленном комиссией, должно быть отражено то, что жилое помещение (здание) содержится в бесхозяйственно содержимом состоянии, неблагоприятно сказывается на архитектурном виде населенного пункта, может создавать опасность для населения.

5 5 3. Подготовка и направление запросов: 3.1. Запрос в муниципальный архив с целью получения информации о собственниках соответствующих жилых помещений (зданий) Запрос в нотариальные органы на территории муниципального образования области с целью получения информации по обращениям граждан на оформление права наследования соответствующего жилого помещения (здания) Запрос в филиал ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» по соответствующей территории муниципального образования области с целью получения информации о наличии или отсутствии прав и остаточной стоимости на соответствующее жилое помещение (здание) Запрос в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области с целью получения информации о нахождении соответствующего имущества в государственной собственности Российской Федерации (о нахождении имущества в реестре федерального имущества) Запрос в департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области с целью получения информации о нахождении соответствующего имущества в государственной собственности Новгородской области (о нахождении имущества в реестре областного имущества) Запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области о представлении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на соответствующее жилое помещение (здание) Запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области о представлении выписки из кадастрового паспорта (кадастровой выписки) земельного участка под жилым помещением (зданием) В случае наличия зарегистрированного права собственности и смерти собственника также запрашивается

6 6 свидетельство о смерти собственника в соответствующем территориальном подразделении органов записи актов гражданского состояния. 4. По результатам полученных на запросы ответов органами муниципальных образований области осуществляются следующие действия: 4.1. В случае, если жилое помещение (здание) не имеет собственника, или собственник неизвестен либо собственник от права собственности отказался необходимо действовать в порядке, установленном статьей 225 ГК РФ и Приказом Минэкономразвития России от «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей»: Направление администрацией муниципального образования в соответствующий территориальный орган Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области заявления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества. К указанному заявлению должны быть приложены: а) документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе: – документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества Новгородской области и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; – документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Новгородской области; б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него

7 7 нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости. Заявление и иные документы, необходимые для принятия на учет объекта недвижимого имущества, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете. Плата за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав Направление администрацией муниципального образования в соответствующий районный суд искового заявления с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество. Необходимо учитывать, что такое заявление может быть направлено не ранее, чем по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет Регистрация права муниципальной собственности на основании решения суда в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области В случае, если в отношении жилого помещения (здания) отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, жилое помещение (здание) является выморочным имуществом и наследуется в порядке установленном ГК РФ. В соответствии с частью 2 статьи 1151 ГК РФ, выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения; земельного участка, а также расположенного на нем здания, сооружения, иных объектов недвижимого

Читайте также:  Пенсионный фонд в Карабаше - адрес, телефон, режим работы отделения

8 8 имущества; доли в праве общей долевой собственности на указанные объекты недвижимого имущества, переходит в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа. Жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Для получения свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество необходимо: На личном приеме у нотариуса Главе муниципального образования или в установленном порядке уполномоченному им лицу необходимо подать заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество в простой письменной форме. При подаче указанного заявления Главой муниципального образования (иным представителем муниципального образования) необходимо иметь при себе следующие документы: – устав муниципального образования; – свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (ИНН); – основной государственный регистрационный номер юридического лица (ОГРН); – протокол об избрании на должность Главы муниципального образования; – паспорт гражданина Российской Федерации. Полномочия представителя органов местного самоуправления муниципального образования (за исключением Главы муниципального образования) подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями статьи 185 ГК РФ. В минимальный перечень документов, необходимых для оформления свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество также входят: – правоустанавливающие документы на жилое помещение; – технический паспорт (технический план); – кадастровый паспорт;

9 9 – справка ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ»; – выписка из ЕГРП о зарегистрированном праве собственности наследодателя; – справка о постоянном проживании по день смерти наследодателя; – документ о смерти наследодателя Регистрация права муниципальной собственности осуществляется в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области. После регистрации права муниципальной собственности на объект муниципальное образование вправе распорядиться им по своему усмотрению В случае, если жилое помещение (здание) имеет собственника, владельца, который содержит свое имущество в ненадлежащем состоянии: Направление администрацией соответствующего муниципального образования предписания собственнику жилого помещения об устранении нарушений Правил благоустройства территории в части ненадлежащего содержания принадлежащего имущества. Примером может служить фото объекта по адресу: Чудовский район, д. Трегубово, ул. Ленинградская, д. 28, находящегося в частной собственности, здание приведено в надлежащий вид по результатам предписаний муниципального образования: В случае неисполнения предписаний об устранении нарушений Правил благоустройства территории муниципального

10 10 образования, уполномоченные должностные лица составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5 областного закона ОЗ “Об административных правонарушениях”: – административные комиссии городского округа и 13 муниципальных районов рассматривают протоколы и привлекают собственников к административной ответственности (областной закон от ОЗ). – органы местного самоуправления остальных районов обращаются в мировой суд для привлечения собственников к административной ответственности. Для примера приведены фото объекта по адресу: Чудовский район, д. Сябреницы, ул. Радищева, д. 5, находящегося в собственности физического лица, – разобрана пристройка к дому, находящаяся в аварийном состоянии: В случае, если собственник не предпринимает мер по устранению допущенных нарушений целесообразно действовать следующим образом. В соответствии с частью 1 статьи 293 ГК РФ, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения – также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения. Таким образом, необходимо направить собственнику предупреждение о необходимости устранить нарушения.

11 11 В случае неустранения собственником помещения нарушений, администрация муниципального образования вправе обратиться в суд с требованием признать жилое помещение бесхозяйственно содержимым. В соответствии с частью 2 статьи 293 ГК РФ, в случае, если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения. Результатом работы является решение суда о признании жилого помещения бесхозяйственно содержимым и продаже его с торгов. 5. Особенности проведения работы в отношении земельных участков. Аналогичную работу необходимо проводить и в отношении земельных участков. При этом следует учесть, что к бесхозяйным земельным участкам относятся только те земельные участки, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен. Земельные участки, от права собственности на которые собственник отказался, не относятся к бесхозяйным земельным участкам. На такие земельные участки в соответствии со статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации, отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. Согласно статье 19 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него

12 12 собственностью городского округа, городского или сельского поселения. Необходимо уделить особое внимание муниципальному контролю. Именно в рамках его проведения муниципального земельного контроля Администрациями городских и сельских поселений проводится работа по обеспечению соблюдения требований земельного законодательства в части использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель, разрешенным использованием, выявление ранее не учтенных земельных участков. После проверок акты муниципального контроля направляются в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области для принятия им действенных мер. В настоящее время органы местного самоуправления области согласно Указу Губернатора Новгородской области от «О мерах по благоустройству территорий муниципальных образований Новгородской области» ежеквартально представляют в департамент архитектуры и градостроительной политики Новгородской области информацию о ходе выполнения данного указа, в том числе о принимаемых мерах по обеспечению надлежащего содержания и состояния объектов недвижимости на территории соответствующего муниципального образования, а также о проводимой работе по обращению в муниципальную собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Обобщенная информация в разрезе муниципальных районов и городского округа по состоянию на представлена ниже.

14 осталось на учете объектов по итогам 2014 года выявлено объектов за I квартал 2015 года всего объектов по итогам I квартала 2015 года в ненадлежащем состоянии демонтаж ветхих и поврежденных пожаром ремонт, реконструкция благоустройство территории всего приведено в надлежащее состояние (снято с учета) осталось на учете объектов в ненадлежащем состоянии на выявлено владельцев применено административных мер решение правовых вопросов (акты, протоколы, суды) выдано предписаний выдано повторных предписаний направлено писем проведено сходов продажа 14 п/п 1 Батецкий Боровичский Валдайский Волотовский Демянский Крестецкий Любытинский Маловишерский Маревский Мошенской Новгородский Окуловский Парфинский Пестовский Поддорский Солецкий Старорусский Хвойнинский Холмский Чудовский Шимский Городской округ, муниципальный район Великий Новгород Итого по области выявлено объектов в ненадлежащем состоянии 1 квартал 2015 года приведено объектов в надлежащее состояние за отчетный период меры, принятые по наведению порядка за отчетный период (квартал)

15 15 В электронном виде брошюра размещена на официальном сайте департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области

Марина Китаева 3 лет назад Просмотров.

Как Сельсовету оформлять здания как бесхозные.

Здравствуйте Татьяна! Ответственность за работу с бесхозяйным и бесхозяйственно содержимым имуществом возложена на Глав администраций соответствующих муниципальных образований (городской округ,муниципальный район, городское поселение, сельское поселение).

Правовые основания для признания права муниципальной собственности на бесхозяйное и выморочное недвижимое имущество определены гражданским законодательством.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 No 701.

Порядок оформления бесхозяных обьектов недвижимого имущества следующий:

1.Сначала определяются бесхозяйные и бесхозяйственно содержимые объекты недвижимости на территории поселения, затем составляется их соответствующий перечень.

Администрация муниципального образования формирует комиссию для обследования фактически бесхозяйных и бесхозяйственно содержимых, предположительно брошенных объектов недвижимого имущества -жилого помещения (здания), земельного участка. По результатам работы определяется перечень бесхозяйных и бесхозяйственно содержимых объектов недвижимости.

2. После этого, проведятся обследования жилых помещений (зданий) и составляются соответствующие акты.

Акт обследования составляется комиссией, которую, как правило,возглавляет Глава соответствующего муниципального образования.

В комиссию могут входить работники Администрации соответствующего муниципального образования, работникиорганов местного самоуправления муниципального района (посогласованию), иные заинтересованные лица. Состав комиссии формируется в составе, как правило, 3-5 чел.

Функции указанной комиссии может осуществлять комиссия по благоустройству территории муниципального образования, утверждаемая нормативным правовым актом органов местного самоуправления муниципального образования. В акте, составленном комиссией,должно быть отражено то, что жилое помещение (здание) содержится в бесхозяйственно содержимом состоянии, неблагоприятно сказывается на архитектурном виде населенного пункта, может создавать опасность для населения.

3. Следующим этапом оформления документов идет – подготовка и направление запросов в соотвествующие органы:

1. Запрос в муниципальный архив с целью получения информации о собственниках соответствующих жилых помещений (зданий).

.2. Запрос в нотариальные органы на территории муниципального образования области с целью получения информации по обращениям граждан на оформление права наследования соответствующего жилого помещения (здания).

.3. Запрос в филиал ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по соответствующей территории муниципального образования области с целью получения информации о наличии или отсутствии прав и остаточной стоимости на соответствующее жилое помещение (здание).

.4. Запрос в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом с целью получения информации о нахождении соответствующего имущества в государственной собственности Российской Федерации (о нахождении имущества в реестре федерального имущества).

.5. Запрос в департамент имущественных отношений и государственных закупок с целью получения информации о нахождении соответствующего имущества в государственной собственности (о нахождении имущества в реестре областного имущества).

.6. Запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по области о представлении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на соответствующее жилое помещение (здание).

.7. Запрос в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии о представлении выписки из кадастрового паспорта (кадастровой выписки) земельного участка под жилым помещением (зданием).

.8. В случае наличия зарегистрированного права собственности и смерти собственника также запрашивается свидетельство о смерти собственника в соответствующем территориальном подразделении органов записи актов гражданского состояния .

4. По результатам полученных на запросы ответов администрация муниципального образ-ования осуществляет следующие действия:

1. В случае, если жилое помещение (здание) не имеет собственника, или собственник неизвестен либо собственник от права собственности отказался необходимо действовать в порядке, установленном статьей 225 ГК РФ и Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 No 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей»:

Направляет в соответствующий территориальный орган Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии заявления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

К указанному заявлению должны быть приложены:

а) документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе: -документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального государственного имущества и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;

– документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями),осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 No 122 – ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”;

б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;

в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.

Заявление и иные документы, необходимые для принятия на учет объекта недвижимого имущества, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.

Плата за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается.

Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

5. Следующим этапом идет подача заявления в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество. Необходимо учитывать, что такое заявление может быть направлено не ранее, чем по истечении 1 года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.

6. После этого,на основании решения суда подается заявление в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о регистрации права муниципальной собственности.

Оставьте пожалуйста свой отзыв!

Здравствуйте, уважаемая Татьяна! Вы правильно решили о том, что началом действий является оформление заброшенных зданий-руин как бесхозяйных: это обязанность органа местного самоуправления.
В
По существу вопроса поясняю следующее (с учетом текущей судебной практики):

1) В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался.

2) Первоначальные действия сельсовета – это постановка на учет бесхозяйной вещи.

И только по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, сельсовет может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Следовательно, только по истечении года после постановки на учет объект недвижимого имущества в судебном порядке может быть признан бесхозяйным, при условии соблюдения всех предусмотренных законом условий.

3) Постановка на учет бесхозяйного имущества.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество – Росреестром, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учёту объектов недвижимого имущества.

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:
– выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

– выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

4) В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматриваются судом в порядке особого производства.

Таким образом, сельсовет после постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества (по истечении года) будет вправе обратиться в суд с заявлением в порядке особого производства о признании за собой права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.

Согласно части 1 статьи 291 ГПК РФ в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение этой вещью.

Согласно ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

5) И только после положительного и вступившего в законную силу решения суда сельсовет будет вправе распоряжаться указанными в вопросе объектами, в том числе «отдать эти здания и стены от зданий на баланс нашего нового НКО (Местная общественная организация)».

Если требуется более детальная консультация, обращайтесь, в том числе на адрес моей электронной почты.

– выданные соответствующими государственными органами организациями , осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г.

Понятие бесхозяйных вещей, их правовой режим

Ст. 225 Кодекса устанавливает крайне значимые нормативные понятия касательно правового положения вещей, не имеющих законного владельца.

Нормы данной статьи позволяют выделить причины, при которых бесхозяйная недвижимая вещь будет присвоена законно, а также определяют порядок возникновения имущественных прав на такие вещи.

Установленная понятиями статьи возможность осуществления присвоения материальных ценностей, не имеющих собственника, позволяет реализовать:

  • их вовлечение в гражданский оборот;
  • возложение бремени по должному содержанию материальной ценности на носителя имущественных прав;
  • обеспечить ответственность такого лица за весь ущерб, причиненный вследствие безответственного несения бремени.

Стоит отметить, что ведение ЕГРП позволяет практически исключить вероятность существования объектов недвижимости с неустановленным или отсутствующим собственником.

Добавить комментарий