Выдача преступников по экстрадиции

Что такое экстрадиция? Разъясняет аппарат прокуратуры Свердловской области

Разъясняет прокурор отдела по надзору за оперативно-розыскной деятельностью управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области М.М. Гладских.

Экстрадиция – передача одним государством другому (по запросу последнего) лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо осужденного преступника.

Вопросы выдачи (экстрадиции) лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора регламентированы Европейской конвенцией о выдаче от 13 декабря 1957 года, дополнительным протоколом к Европейской конвенции о выдаче от 15 октября 1975 года, вторым дополнительным протоколом к Европейской конвенции о выдаче от 17 марта 1978 года, Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, иными нормами международного и российского права, регулирующих вопросы выдачи лиц для уголовного преследования.

Экстрадиции подлежат лица, находящиеся в межгосударственном (федеральном) или международном розыске за совершение деяний, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой – договаривающихся сторон являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.

Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача.

Выдача лица может быть произведена в случаях:

если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

В 1 квартале 2018 года правоохранительными органами на территории Свердловской области установлено (задержано) 15 лиц, разыскиваемых правоохранительными органами иностранных государств, с целью привлечения к уголовной ответственности либо исполнения назначенного судом наказания. Подавляющее большинство лиц указанной категории разыскивалось правоохранительными органами стран бывшего Советского Союза (преимущественно Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Армения).

По результатам рассмотрения материалов о выдаче разыскиваемых, установленных на территории Свердловской области в 1 квартале 2018 года, Генеральной прокуратурой Российской Федерации решения о выдаче правоохранительным органам иностранных государств для привлечения к уголовной ответственности либо исполнения приговора суда приняты в отношении 3 разыскиваемых, 2 лица переданы сотрудниками ФКУ СИЗО № 1 г.Екатеринбурга ГУФСИН России по Свердловской области представителям правоохранительных органов иностранных государств для осуществления уголовного преследования.

В исправительных учреждениях Свердловской области по приговору российского суда отбывает наказание 19 осужденных, находящихся в розыске за иностранными государствами. Контроль за исполнением приговоров российских судов в отношении указанных осужденных осуществляют прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Экстрадиция в международном праве

Подборка наиболее важных документов по запросу Экстрадиция в международном праве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Экстрадиция в международном праве

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 247 “Участие подсудимого” УПК РФ
(О.М. Кабанов) Приговор об осуждении граждан РФ за присвоение/растрату; легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления; злоупотребление полномочиями; организацию преступного сообщества уточнен в части конфискации и обращения имущества в доход государства. При этом права заочно осужденных лиц признаны соблюденными, поскольку заочное осуждение проведено в соответствии со ст. 247 УПК РФ и обусловлено поведением самих обвиняемых, скрывающихся от суда: им инкриминируется совершение особо тяжких и тяжких преступлений, они длительное время находятся в международном розыске, осуществить их экстрадицию в Российскую Федерацию стало невозможным из-за отказов магистратского суда Англии, они пребывают на территории иностранного государства, английская сторона приостановила какую-либо правовую помощь по уголовному делу, в том числе по установленному международными правилами оповещению их о необходимости явки в российский суд, сами они, зная о судебном процессе, уклонились от явки в российский суд, что свидетельствует об их отказе от осуществления права лично участвовать в рассмотрении дела. При этом в судебном заседании принимали участие их защитники, как того требует уголовно-процессуальный закон.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Экстрадиция в международном праве

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Модели экстрадиции в соглашениях ЕС с третьими государствами
(Обгольц И.А.)
(“Российская юстиция”, 2020, N 9) Ключевые слова: экстрадиция, международные договоры, право Европейского союза, европейский ордер на арест.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Европейский ордер на арест и экстрадиция: общие черты и особенности
(Обгольц И.А.)
(“Российский юридический журнал”, 2020, N 3) См., например: Нагдалиев Х.З. Современные особенности регулирования экстрадиции в международном праве: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2016; Воронин О.В. О понятии, содержании, типах, видах и сложившихся моделях экстрадиции // Уголовная юстиция. 2018. N 11. С. 39; Deen-Racsmany Z. Lessons of the European Arrest Warrant for Domestic Implementation of the Obligation to Surrender Nationals to the International Criminal Court // Leiden Journal of International Law. 2007. Vol. 20. Iss. 1. P. 167 – 191; Costa M.J. Extradition Law: Reviewing Grounds for Refusal from the Classic Paradigm to Mutual Recognition and Beyond. Maastricht, 2019. P. 62 – 64.

Нормативные акты: Экстрадиция в международном праве

“Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)”
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017) Оценка Комитетом фактических обстоятельств дела: Комитет отмечает утверждение адвоката о том, что пытки и жестокое обращение особенно в отношении экстрадированных просителей убежища по всей видимости применяются в Узбекистане систематически. Он отмечает далее подробно изложенные утверждения о том, что в прошлом, до отъезда в Казахстан, заявитель подвергался преследованиям по религиозным мотивам и жестокому обращению со стороны узбекских властей. Он. принимает к сведению тот аргумент защитника, что судебное разбирательство в государстве-участнике, по итогам которого было принято решение о высылке заявителя, не являлось справедливым, поскольку заявителю не были обеспечены услуги переводчика; что суды не рассмотрели по существу утверждений заявителя о том, что в случае экстрадиции ему грозят пытки, и не рассмотрели в порядке судебного надзора решение Комитета по миграции об отклонении его ходатайства о предоставлении убежища. Он далее отмечает утверждения государства-участника, будто заявитель и его адвокат были поставлены в известность о праве просить об услугах переводчика, но не сделали это; что УВКБ , поначалу не согласившись с решением по итогам рассмотрения ходатайства, позднее оставило за государством-участником право принять решение по вопросу об экстрадиции заявителя. Помимо этого государство-участник выразило то мнение, что процедура экстрадиции соответствовала и внутренним, и международным нормам и что суды, рассматривавшие апелляционные жалобы заявителя по поводу решения об экстрадиции, не правомочны рассматривать в порядке надзора решение Комитета по миграции об отклонении его ходатайства об убежище. Комитет надлежащим образом принимает во внимание заявление государства-участника о полученных от узбекских властей заверениях в том, что заявитель не будет подвергнут преследованиям по политическим мотивам или по соображениям расы, вероисповедания, гражданства или политических взглядов; что он не будет подвергнут пыткам, насилию либо бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Он. отмечает предоставленную адвокатом информацию о том, что после экстрадиции в Узбекистан заявитель был приговорен там к 16 годам тюремного заключения, при том что в ходе уголовного следствия он, предположительно, подвергался давлению и жестокому обращению, что стало причиной вынужденного признания заявителем вины за преступления и его молчания в ходе судебных слушаний. И, наконец, Комитет отмечает тот аргумент государства-участника, что существо уголовного дела согласуется с обвинениями против заявителя, указанными в запросе об экстрадиции, и что вынесенный приговор не ставил целью подвергнуть его репрессиям или пыткам (п. 9.5 решения).

“Обзор практики применения судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации при рассмотрении уголовных дел”
(утв. Президиумом Верховного суда 08.12.2021) Европейский Суд неоднократно отмечал, что, несмотря на указание в международных докладах на серьезные проблемы в отношении прав человека в Республике Казахстан, нет указаний на то, что данная ситуация является достаточно безнадежной, чтобы призвать к полному запрету экстрадиции в данное государство. При этом Судебная коллегия сослалась на постановления Европейского Суда по делам: “Шарипов против Российской Федерации” от 11 октября 2011 года; “Ефимов против Российской Федерации” от 19 февраля 2013 года; “Ошлаков против Российской Федерации” от 3 апреля 2014 года.

Выдача преступников по экстрадиции

Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области

    Вы здесь:
  1. Главная страница

Как происходит уголовное преследование лиц, совершивших преступления на территории Российской Федерации и в дальнейшем скрывшихся за ее пределами?

  • размер шрифта уменьшить размер шрифтаувеличить размер шрифта
  • Печать

В российском и международном праве существует такой термин как «экстрадиция». Что это такое – отвечает на вопрос начальник управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Самарской области Антон Атяскин.

Выдача (экстрадиция) – это передача лица, в отношении которого ведется уголовное преследование или которое осуждено за совершение преступления, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству, под юрисдикцию которого подпадает это лицо, в целях привлечения последнего к уголовной ответственности или исполнения приговора.

Российская Федерация имеет специальные двусторонние и многосторонние международные договоры, регламентирующие вопросы выдачи.

Важное место в реализации выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора отводится и российскому законодательству. В правовой системе Российской Федерации международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства регулируется нормами главы 54 УПК РФ.

Согласно части 1 статьи 460 УПК РФ в случае задержания (установления) на территории иностранного государства лица, совершившего преступление в Российской Федерации и скрывшегося за ее пределами, «Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей данного лица для уголовного преследования или исполнения приговора».

Какие условия должны быть соблюдены при направлении запроса?

Направление запроса о выдаче лица осуществляется, если в соответствии с законодательством обоих государств деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание – в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев – в случае выдачи для исполнения приговора.

Можно ли требовать выдачу у иностранного государства лица (преступника), являющегося его гражданином?

Нет, нельзя. Выдача лица не производится, если лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой стороны.

Может ли лицо (преступник), выданное Российской Федерации, привлечено к уголовной ответственности за преступление, не указанное в запросе о выдаче?

Лицо, выданное иностранным государством, не может быть привлечено к уголовной ответственности, осуждено за преступление, не указанное в запросе о выдаче и совершенное до выдачи, без согласия запрашиваемого государства (часть 1 статьи 461 УПК РФ).

Если в ходе расследования уголовного дела были установлены или изменены квалифицирующие признаки преступления, в связи с совершением которого лицо было выдано Российской Федерации, то дополнительное согласие запрашиваемого государства необходимо получить, если указанные признаки свидетельствуют о совершении лицом до его выдачи другого преступления, например убийства, сопряженного с разбоем, вымогательством (пункт “з” части 2 статьи 105 УК РФ), при условии, что ранее лицо было выдано Российской Федерации в связи с совершением деяния, предусмотренного частью 1 статьи 105 УК РФ. Указанное согласие также требуется, если вследствие изменения квалификации деяния, в связи с совершением которого лицо было выдано, ухудшается положение такого лица.

Возможно ли самостоятельное исполнение лицом (преступником) решения о выдаче?

Нет, невозможно. В соответствии с международными договорами, в частности ст. 60 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 28.03.1997 «по получении требования запрашиваемая Договаривающаяся Сторона немедленно принимает меры к взятию под стражу лица, выдача которого требуется, за исключением тех случаев, когда выдача не может быть произведена».

Срок содержания под стражей должен определяться необходимостью разрешения вопроса о выдаче такого лица, включая его фактическую передачу Российской Федерации. При этом общий срок нахождения лица под стражей не должен превышать срок, предусмотренный в статье 109 УПК РФ за преступление соответствующей категории, в связи с совершением которого направлен запрос о выдаче.

В дальнейшем иностранное государство (запрашиваемая договаривающаяся сторона) уведомляет Российскую Федерацию (запрашивающую договаривающуюся сторону) о месте и времени передача лица (преступника) для дальнейшего осуществления в отношении него уголовного преследования.

Где укрывают преступников? Понятие экстрадиции, список стран 2020 года без выдачи нарушителей закона в Россию и США

Чтобы уклониться от уголовного наказания, нарушители покидают страну, в которой ведется преследование. Для свершения правосудия государство должно вернуть преступника на родину. Одним из способов избежать судебного процесса является эмиграция преследуемого в те страны, откуда не осуществляется выдача преступников. Чтобы наказать виновного по закону, используется экстрадиция.

  • 1. Что это такое: определение
  • 2. Виды и их классификация
  • 3. Условия выдачи преступника
    • 3.1. В каких случаях возможна?
    • 3.2. Когда не предусмотрена?
    • 7.1. Где не отправят злоумышленника в Россию?
    • 7.2. В каких государствах не выдадут преступника в США: список

    Что это такое: определение

    Экстрадиция – это выдача преступника из государства, где он находится, государству, в котором он совершил преступление.

    Экстрадицию вправе затребовать государство в случае, если:

    • преступник – это гражданин государства, подавшего запрос на выдачу;
    • иностранное лицо совершило преступление на его территории;
    • причинен ущерб непосредственно стране.

    Текущие нормы международного права характеризуют экстрадицию как право, но не обязанность, если между странами не заключен соответствующий договор о взаимном сотрудничестве по борьбе с уголовными преступлениями.

    Конституция Российской Федерации категорически запрещает экстрадицию своих граждан.

    Выдача иностранцев и лиц без гражданства РФ возможна при наличии подписанных соглашений между заинтересованной стороной и Россией. Также в выдаче будет непременно отказано, если преступнику на родине после экстрадиции будет грозить:

    • смертная казнь;
    • пытки;
    • иные нечеловеческие условия содержания под стражей.

    Виды и их классификация

    Среди многочисленных международных и национальных законов можно провести черту и выделить общие признаки, которые характерны для большинства стран. Отсюда вытекает следующая классификация видов:

    • субъективная;
    • нормативно-правовая;
    • целевая;
    • регулятивная.

    Субъективная экстрадиция подразумевает решения, вынесенные на основе гражданства подозреваемого, и включает в себя выдачу:

    • иностранных граждан;
    • граждан РФ;
    • лиц без гражданства;
    • лиц с двойным гражданством.

    Нормативно-правовой аспект разделяет процесс по характеру взаимодействия на основе:

    • международных законов;
    • национальных законов;
    • взаимного сотрудничества.

    Цели экстрадиции выражаются в:

    • свершении правосудия;
    • вынесении наказания;
    • отбывании наказания.

    Регулятивный вид экстрадиции предполагает соблюдение взаимных прав и обязанностей и делится на:

    • экстрадицию нарушителя в страну, которая инициировала запрос;
    • экстрадицию преступника из страны по запросу другого государства.

    Условия выдачи преступника

    Экстрадиция применяется только в отношении лица, совершившего преступление из списка в договоре о взаимном сотрудничестве между странами. Главный критерий признания нарушителя виновным – принцип, при котором преступление влечет за собой наказание в обеих странах.

    Выдача нарушителя, преступившего закон сразу в нескольких странах, регламентируется дипломатическими переговорами и международными соглашениями. Государство, запрашивающее экстрадицию, должно представить неопровержимые доказательства вины преступника. Если на родине нарушителю уже вынесен приговор, решение о выдаче принимается исходя из материалов дела.

    Весомым аргументом отказа в экстрадиции может послужить политическая составляющая преследования.

    Согласно Европейской конвенции от 1957 года запрещена выдача для последующего политического преследования. Такие лица поступают под защиту государства, откуда запрашивается экстрадиция. Гражданин, выданный по запросу, не должен подвергаться наказанию за преступления, не заявленные при запросе на выдачу.

    В каких случаях возможна?

    Выдача преступника возможна в случаях, если:

    • по закону нарушитель получит за преступление не менее одного года заключения или оно классифицируется, как особо тяжкое и подлежит уголовной юрисдикции;
    • выдаваемое лицо уже осуждено на срок не менее полугода на территории государства, не являющегося родиной преступника;
    • заинтересованное государство гарантирует, что нарушитель будет преследоваться и наказываться только за то преступление, которое указано на момент запроса;
    • заинтересованное государство гарантирует, что после освобождения из-под стражи выданный гражданин сможет беспрепятственно покинуть страну;
    • заинтересованное государство гарантирует, что правонарушитель не будет насильно выслан из страны или передан другому государству без разрешения страны, осуществившей экстрадицию.

    Когда не предусмотрена?

    В России запрос на выдачу не будет рассмотрен положительно, если:

    • нарушитель – это гражданин РФ;
    • запрашиваемому лицу предоставлено убежище в России;
    • преступник уже осужден на территории РФ или дело закрыто;
    • наличествуют законные препятствия для выдачи;
    • истек срок давности преступления;
    • Россия не признает содеянное нарушение преступлением;
    • преступление совершено на территории РФ или против ее интересов.

    Порядок исполнения

    Выдаваемое лицо вправе воспользоваться услугами адвоката по международным делам. Его опыт в подобного рода делах позволит избежать нарушений прав человека при передаче гражданина другому государству.

    Для осуществления экстрадиции заинтересованному государству необходимо подать запрос в страну, где находится преступник. После этого в течение 40 дней начнется рассмотрение дела о выдаче. Государство, выдающее затребованное лицо, действует согласно следующим пунктам:

    • передает нарушителя прокуратуре по адресу пребывания;
    • избирает меру пресечения;
    • осуществляет экстрадиционную проверку;
    • принимает решение по выдаче;
    • выносит постановление;
    • уведомляет лицо о принятом решении;
    • передает лицо запросившему государству.

    Согласно п. 6 ст. 462 УПК РФ гражданин вправе обжаловать решение не позднее 10 дней с момента уведомления его об этом.

    Кассационная жалоба подается в срок до 7 суток от дня получения отказа. В ряде случаев Генеральная прокуратура может отсрочить экстрадицию или выдать лицо на определенное время для его участия в судебном процессе.

    Вопрос в российском уголовном праве

    • П. 1 ст. 61 Конституции РФ запрещает экстрадицию граждан своей страны.
    • Согласно п. 2 ст. 63 Конституции РФ не выдаются граждане, совершившие преступления, которые не признаются таковыми на территории России, а также преследуемые по политическим мотивам.
    • Экстрадицию иностранных граждан и лиц без гражданства регулирует ст. 13 УК РФ.
    • Решение по вопросу об экстрадиции рассматривает генеральный прокурор или его заместитель в соответствии с п.7 ст. 462 УПК РФ.

    Правовую основу помимо вышеуказанных документов составляют правовые акты и договоры международного масштаба. Россия имеет подписанные соглашения о сотрудничестве по вопросам выдачи с 65 странами. Совершить экстрадицию можно без наличия договора в рамках равноценного обмена между государствами.

    Также не выдают своих граждан такие страны, как:

    • Япония.
    • Франция.
    • Беларусь.
    • Украина.
    • Китай.

    А вот страны Евросоюза, напротив, охотно передают преступников в руки правосудия внутри объединения. Но при выдаче за пределы Союза они будут руководствоваться уже персональными обстоятельствами дела.

    Когда могут отказать?

    Основаниями для отказа в экстрадиции являются:

    • нарушения при подаче запроса;
    • отсутствие доказательств вины;
    • запрашиваемое лицо не является гражданином страны;
    • срок наказания не превышает 6 месяцев;
    • на родине нарушителю грозит смертная казнь или пытки;
    • условия содержания заключенных не соответствуют нормам международного права.

    В случаях, когда заинтересованное в экстрадиции государство запрашивает выдать уже осужденное лицо для отбывания наказания на родине, основаниями для отказа могут послужить следующие условия:

    • преступник осужден за нарушения, которые не являются таковыми в родной стране;
    • наказание будет отменено на родине из-за срока давности или по решению суда;
    • между государствами не подписан международный договор о выдаче;
    • осужденное лицо живет в РФ на постоянной основе.

    Государства, в которых нет этого понятия

    Стоит оговориться, что стран, которые никогда не выдают преступников запрашивающей стороне, не существует.

    Любое государство под давлением мирового сообщества рано или поздно осуществит экстрадицию нарушителя на родину. Вопрос заключается только в том, насколько активными будут действия заинтересованной державы.

    Есть страны, которые из-за обостренных отношений с соседями или любой другой страной не осуществляют туда выдачу преступников. Но у них есть и партнеры или верховенствующие государства, с которыми налажен процесс экстрадиции по международным соглашениям и договорам.

    Несмотря на все это существует ряд государств, от которых добиться выдачи практически невозможно. Так, например, ни при каких обстоятельствах не выдают своих граждан, если они не убийцы или члены ОПГ, следующие страны:

    • Великобритания;
    • Объединенные Арабские Эмираты;
    • Израиль;
    • Королевство Бутан;
    • Соломоновы Острова.

    Схожей политики придерживаются самопровозглашенные и частично признанные страны. Они рассуждают так: раз их не признает мировое сообщество, то и разговора о выдаче преступников с их территории быть не может. К таким государствам относятся:

    • Острова Кука.
    • Остров Ниуэ.
    • Сахарская Арабская Демократическая Республика.
    • Свободный Кашмир.
    • Республика Косово.
    • Турецкая Республика Северного Кипра.

    Где не отправят злоумышленника в Россию?

    Российской Федерации нет смысла ждать выдачи преступника из стран, которые:

    • не являются участником международных конвенций о взаимном сотрудничестве;
    • не заключили с Россией договор о взаимной помощи в борьбе с международной преступностью;
    • не признают нарушение преступлением;
    • находятся в геополитической конфронтации с Россией.

    К таким странам относятся:

    • США;
    • Канада;
    • Япония;
    • Китай;
    • Польша;
    • Швеция;
    • Литва;
    • Латвия;
    • Эстония;
    • Грузия;
    • Австрия;
    • Южная Корея;
    • Беларусь.

    В каких государствах не выдадут преступника в США: список

    Экстрадицию в США не осуществляют такие страны, как:

    • Россия;
    • Украина;
    • Беларусь;
    • Молдавия;
    • Армения;
    • Казахстан;
    • Узбекистан;
    • Китай;
    • Сирия;
    • Хорватия;
    • Черногория;
    • Босния и Герцеговина;
    • Азербайджан;
    • Грузия;
    • Киргизия;
    • КНДР;
    • Марокко;
    • Сербия;
    • Тунис;
    • Таджикистан.

    Отличие от депортации

    Термины экстрадиция и депортация означают схожие по смыслу действия – выселение человека из страны. Но при этом есть ряд условий, которые влияют на результат данного процесса.

    Депортация — это принудительное изгнание иностранного гражданина или лица без гражданства, у которых закончились законные полномочия на пребывание в стране.

    Для депортации не нужен запрос от другого государства. Решение о ней принимает миграционная служба страны. Если экстрадиция – это высылка из страны преступника, то депортация – тот же процесс, но по отношению к рядовому гражданину, находящемуся на территории страны нелегально.

    Еще одно фундаментальное отличие заключается в том, что на родине депортируемый не будет подвержен преследованию и наказанию. За депортацию даже штраф не предусмотрен, а перелет оплатит государство, которое ее осуществляет. Правда, въезд в страну будет закрыт минимум на 5 лет. Общее между терминами в том, что депортация наравне с экстрадицией запрещена в отношении своих граждан.

    Применение экстрадиции не гарантирует справедливого правосудия и снижения уровня международной преступности. Нередко она действенна только на бумаге, а на деле даже опасные преступники вольготно себя чувствуют на территории государства-укрывателя. Но в 2019 году в международном праве наметились положительные тенденции в этом направлении, которые позволят упростить процедуру выдачи.

    Основные положения об экстрадиции: понятие, виды, страны без экстрадиции

    экстрадиция

    Стремясь скрыться от наказания, гражданин страны может использовать возможность нелегальной эмиграции на территорию государства, находящегося в политической конфронтации с родиной правонарушителя.

    Однако правительство в «новом доме» далеко не всегда решает встать на сторону беглеца.

    О том, что это такое экстрадиция, из каких стран нет экстрадиции в Россию вы узнаете в данной статье.

    Понятие экстрадиции

    Экстрадиция представляет собой официально организованную выдачу лица одним государством другому, на основании признания виновным выдаваемого преступника, совершившего преступление закона на территории страны, запросившей экстрадицию.

    По субъектному основанию различают следующие виды экстрадиции:

    • лица, являющегося гражданином РФ;
    • подданного другого государства;
    • лица без гражданства;
    • лица с двумя или более гражданствами.

    Классификация с учетом цели процедуры:

    • необходимость осуществить уголовное преследование;
    • необходимость отправления правосудия;
    • необходимость исполнить приговор.

    Классификация с учетом обязанностей, прав сторон, договаривающихся о проведении процедуры выдачи:

    • по запросу РФ из другого государства в соответствующее ведомство России;
    • по запросу любого государства к РФ.

    Принцип экстрадиции

    Решая судьбу лица, относительно которого поставлен вопрос о передаче, государство в лице компетентных органов:

    • стремится к первоочередному соблюдению собственных законов, обеспечивающих спокойствие внутри страны, а не порядок в другом государстве;
    • придерживается позиции, что подданных можно привлекать к уголовной ответственности только согласно кодексу их страны проживания;
    • не считает правомерным наказывать за содеянное вне своих территориальных границ;
    • ориентируется на свою обязанность защищать собственных граждан;
    • противится выдаче своих граждан, так как это станет действием, ослабляющим политическую независимость страны.

    Каким органом разрешаются вопросы экстрадиции?

    Запрос о выдаче рассматривает Генпрокурор РФ, а для разрешения требуется согласование с МИД.

    Порядок исполнения

    Общие положения:

    • Инициатор выдачи занимается сбором пакета документов, подтверждающих, что процедура экстрадиции лица обоснована (ст. 58 Минской конвенции), не нарушит принципов, правил процедуры.
    • Запрашиваемая сторона изучает правомерность предложения о выдаче.
    • В случае одобрения выдачи, проводят согласование условий проведения процесса (определяют дату, время, круг лиц для выполнения конвоирования).

    Условия экстрадиции преступника

    Экстрадиция преступника это выдача преступника одним государством другому, которая производится в случае:

    • Наличия двухстороннего договора между РФ и страной заявителем/ответчиком об экстрадиции (при этом условия конкретного процесса должны соответствовать прочим условиям выдачи лиц по запросу).
    • Отсутствия у лица российского гражданства (подданные РФ, совершившие в другой стране уголовное преступление, находящиеся в момент запроса об экстрадиции на территории России, выдаче не подлежат — ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, ч. 1 ст. 13 УК).
    • Наличия доказательств, что преступник совершил уголовное преступление (политические (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ), административные, гражданские провинности не являются условиями для инициации экстрадиции).
    • Наличия у преступника подданства страны, запросившей выдачу.
    • Отсутствия упомянутых выше факторов и классификации совершенного преступления, как повлекшего нанесение вреда стране, запросившей выдачу.
    • Тождественности оценок совершенного правонарушения в стране выдающей и запрашивающей выдачу (правонарушение должно считаться таковым не только в стране, требующей экстрадиции, но и в РФ).
    • Предоставления гарантий неприменения к преступнику пыток, унижающих процедур, смертной казни.
    • Предоставления гарантий о содержании обвиненного и осужденного в условиях, не унижающих его человеческого достоинства, не способствующих ухудшению здоровья.

    Выдача своих граждан

    Не проводится, так как это противоречит Конституции, УК РФ (ч. 1 ст. 61 и ч. 1 ст. 13 УК соответственно).

    ВАЖНО! Лица, официально являющиеся подданными двух государств, одно из которых РФ, автоматически попадают в категорию лиц, передача которых не осуществляется.

    Запрос об экстрадиции преступника

    Соблюдение правил подачи запроса, гарантирует положительный исход дела, если выдача лица не будет противоречить принципам и условиям, делающих невозможным удовлетворение просьбы.

    Как правильно сделать?

    В запросе обязательно должны присутствовать следующие сведения:

    • полное наименование, адрес учреждения, составившего запрос;
    • полные личные данные лица, о выдаче которого ходатайствует запрашивающий (необходимо перечислить время рождения, сведения о гражданстве, фактическом месте проживания, прочие данные для облегчения идентификации, фото);
    • перечисление причин, приведших к необходимости инициации выдачи, упоминание нарушенных статей закона, документы, подтверждающие правонарушение и размер ущерба;
    • документация с фактами о времени официального вынесения приговора (заверенные копии).

    Куда нужно обращаться?

    Основания для отказа в экстрадиции

    Основные причины для отказа в выдаче:

    1. Нарушение регламента подачи запроса.
    2. Отсутствие базы доказательств вины человека.
    3. Лицо не является подданным государства, запросившего выдачу.
    4. Экстрадиция станет нарушением перечня условий, запрещающих выдачу (см. п. Условия выдачи преступника).

    Пример экстрадиции

    В июне 2012 года Израиль удовлетворил запрос со стороны РФ об высылке гражданина России Леонида Сухих, нанесшего умышленные тяжелые физические увечья свой жене в ходе бытовой ссоры, случившейся в декабре 2004 года.

    Опасаясь возмездия, Сухих скрылся от представителей правоохранительных структур. Уклонение от ответственности стало причиной инициации федерального розыска (март 2005 года), а затем и международного (ноябрь 2009).

    После рассмотрения запроса и выяснения обстоятельств дела, соответствующие службы Израиля приняли решение об удовлетворении запроса. К процессу передачи преступника были подключены представители российского Интерпола и ФСИН России.

    Страны где нет экстрадиции

    Частично страны Азии и Америки с низким уровнем развития (решения принимают ситуативно).

    Список стран без экстрадиции в Россию

    Рассмотрим подробнее в каких странах нет экстрадиции в Россию?

    России запросы о выдаче бессмысленно подавать, если правонарушитель является подданным:

    • Америки.
    • Японии.
    • Украины.
    • Белоруссии.
    • Китая.
    • Польши.
    • Великобритании.
    • Швеции.

    Экстрадиция из России в Украину

    Выдача лиц, совершивших преступление, возможна в случае, когда правонарушитель является:

    • подданным Украины;
    • лицом, не просившим у РФ политического убежища;
    • запрашивающий имеет пакет неопровержимых доказательств, указывающих на вину лица;
    • при подаче запроса были соблюдены формальности;
    • выдача гражданина не противоречит условиям экстрадиции.

    Экстрадиция в России есть или нет?

    Есть. РФ активно участвует в процессах возвращения преступников в страну, где те совершили преступления, если это не противоречит Минским конвенциям и условиям для экстрадиции.

    Преступникам не всегда удается избегать правового возмездия из страны проживания, если получается сбежать в другое государство.

    При запросе об экстрадиции, вопрос будут решать с учетом целого ряда факторов.

    Прокурор разъясняет – Прокуратура Ульяновской области

    Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), – это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого он является.

    Часть 1 ст. 61 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

    Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, в соответствии с ч.1 ст.12 УК подлежат уголовной ответственности по отечественному законодательству.

    В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

    Так, государства – участники СНГ приняли 22 января 1993 г. Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы экстрадиции, имеются у России с рядом государств ближнего и дальнего зарубежья.

    В соответствии со ст. 77 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран – членов СНГ (Минской конвенции) 1993 г., сторонами которой являются все государства – участники СНГ, Российская Федерация может выдать другому договаривающемуся государству иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление на ее территории, в случае если они обвиняются в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны судам обоих государств, а предварительное расследование закончено в другом государстве.

    Федеральным законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ “О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней” ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.

    Кроме России участниками Европейской конвенции о выдаче являлись: Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония; Протокола 1975 г. – Албания, Бельгия, Болгария, Венгрия, Дания, Исландия, Испания, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония; Протокола 1978 г. – Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Дания, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

    Двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, в которых регламентированы вопросы выдачи, заключены с Азербайджаном (1992 г.), Албанией (1953 г., 1995 г.), Алжиром (1982 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г., с Протоколом 1971 г.), Вьетнамом (1981 г., 1998 г.), Грецией (1981 г.), Ираком (1973 г.), Ираном (1996 г.), Йеменом (1985 г.), Кипром (1984 г.), Республикой Кыргызстан (1992 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), Латвией (1993 г.), Литвой (1992 г.), Мали (2000 г.), Молдовой (1993 г.), Монголией (1988 г., 1999 г.), Польшей (1957 г., с Протоколом 1980 г., 1997 г.), Румынией (1958 г.), Тунисом (1984 г.), Чехословакией (1982 г.), Эстонией (1993 г.) и Югославией (1962 г.), а также договоры о выдаче с Китаем (1995 г.) и Индией (1998 г.).

    Как правило, в договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

    В большинстве международных договоров РФ оговорены условия, при которых российская сторона отказывает в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. В частности, если:

    а) на момент получения требования уголовное преследование согласно российскому законодательству не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по другому законному основанию;

    б) в отношении лица, выдача которого требуется, в Российской Федерации за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;

    в) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего о выдаче государства или российским законодательством преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

    Институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ – Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

    Российская Федерация является участником почти всех универсальных (в основном заключенных в рамках ООН и ее специализированных учреждений) международных договоров о борьбе с отдельными видами преступлений. В этих договорах, в частности, содержится обязательство государств-участников сотрудничать в вопросах выдачи в связи с указанными в них преступными деяниями. В некоторых из этих договоров предусмотрено, что государства-участники могут рассматривать их в качестве правового основания для выдачи лиц, совершивших или обвиняемых в совершении указанных в этих договорах преступлений.

    Среди таких договоров: Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (1923 г.);

    Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков (1929 г.); Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.);

    Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1949 г.);

    Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.);

    Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.);

    Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 г.);

    Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979 г.);

    Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 г.);

    Конвенция ООН о морском праве (1982 г.);

    Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.).

    В прокуратуре района в текущем году проводились экстрадиционные проверки отношении иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации.

    Так, 16.04.2010 следователем отдела по расследованию преступлений на территории Засвияжского района СУ при УВД по городу Ульяновску возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п.п. «а, г» ч.2 ст.161 УК РФ, по факту открытого хищения имущества, принадлежащего гр-ну С.

    По данному делу к уголовной ответственности привлечено три лица, один из которых являлся гражданином Республики Азербайджан. Всем предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.162 УК РФ (разбойное нападение).

    Приговором Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 20.09.2011 К.В., 1982 г.р., К.Э., 1989 г.р., признаны виновными в совершении преступления.

    Постановлением от 03.08.2011 Засвияжского районного суда г.Ульяновска уголовное дело в отношении Г. выделено в отдельное производство и приостановлено до его розыска. Подсудимый объявлен розыск, мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу.

    Приговором Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 16.11.2011 Г.М.Н.-оглы, 1983 г.р., признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.162 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Срок отбывания наказания исчислять со дня его розыска и задержания. Приговор суда вынесен заочно.

    Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 21.12.2011 приговор Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 16.11.2011 в отношении осужденного оставлен без изменения.

    Заключением руководства УФМС по Ульяновской области от 20.02.2014 Г.М.Н.-оглы, 1983 г.р., гражданином Российской Федерации не является, в установленном законом порядке по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища указанный гражданин не обращался.

    По сообщению правоохранительных органов России, на территории Республики Азербайджан установлено местонахождение Г., объявленного в розыск для исполнения приговора Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 16.11.2011 по уголовному делу №103400584.

    Согласно Положению о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента Российской Федерации №1313 от 13.10.2004, центральным органом по вопросам, связанным с исполнением приговоров в иностранных государствах, является Министерство юстиции Российской Федерации.

    Г.М.Н.-о является гражданином Азербайджана и выдаче Российской Федерации не подлежит, председателю Засвияжского районного суда письмом указано на необходимости решения вопроса о направлении в компетентные органы Азербайджанской Республики через Министерство юстиции РФ ходатайства о признании и исполнении российского приговора в отношении осужденного Г.М.Н.-оглы.

Ссылка на основную публикацию