Могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья или субсидии? Как быть в этом случае?
До апреля 2015 года увольнение военнослужащих могло производиться только после предоставления работнику жилья. В связи с внесёнными поправками в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в апреле 2015 года появилась возможность освободить от службы человека, не обеспеченного жильем.
Могут ли произвести увольнение из армии военного, не обеспеченного жильем?
Право военнослужащих на получение жилья по окончанию срока службы устанавливается Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ. В статье 15 части 1 говорится о гарантированном предоставлении следующих видов льгот для служащих:
- материальная субсидия на приобретение или строительство жилья;
- предоставление жилья в пользование или собственность.
Каждому работнику и его семье в течении 3-х месяцев с момента прибытия на службу предоставляется служебная квартира. Если служащий имеет 3-х и более детей, то жилье ему предоставляется вне очереди.
В прежней версии закона были совершены некоторые упущения. Так, согласно закону нельзя было расторгнуть контракт с военным, не обеспечив его жильем. Но при этом служащим давалось право многократно оказываться от предлагаемых им квадратным метров, вследствие чего увольнение становилось невозможным. Поэтому граждан нельзя было уволить и приходилось выплачивать денежное содержание, хотя служить они уже не могли.
В целях пресечения подобных ситуаций с апреля 2015 года было разрешено увольнять военнослужащих, прослуживших более 10 лет, без их согласия, если они отказались от предложенной им жилой площади (п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Также военного можно освободить от службы без обеспечения жильем, если он в течение месяца не предоставил документы, чтобы получить квартиру или финансовую субсидию на ее приобретение. Срок считается с момента, когда командование уведомило военного о том, что готово предоставить ему жилье или субсидию.
Увольнение без обеспечения жилья может считаться незаконным, если расторгли контракт со служащим, который отказался от предложенных метров по причине несоответствия установленным стандартам.
Такие ограничения действуют только для «льготных» оснований увольнения: по состоянию здоровья, по достижению предельного возраста или по ОШМ. При этом гражданин должен прослужить больше 10 лет и стоять на жилищном учете в том органе, в котором служит.
Увольнение в связи с истечением срока контракта не мешает уволить военного, не обеспеченного жильем. В таком случае служащий увольняется по окончанию срока договора и отправляется ждать квартиру «на гражданке».
Законно ли увольнение человека по предельному возрасту или ОШМ без обеспечения его квартирой или финансовой субсидией?
Уволить военнослужащего без обеспечения жильем нельзя, если военный увольняется, прослужив 10 лет, из-за плохого здоровья, достижения предельного возраста пребывания на службе или из-за ОШМ. Это мы рассмотрели выше.
В остальных случаях уволить служащего без предоставления жилья могут. В том числе, если гражданин хочет уйти со службы сам, хотя основания для получения жилья до увольнения у него есть. Если военный стоит на учете как нуждающийся, после ухода со службы его обязан курировать военкомат, занимающийся обеспечением жильем таких лиц.
Работник числится в списках ВС РФ до дня издания приказа, который исключает его из личного состава воинской части. Днем увольнения считается день поступления выписки из приказа в воинскую часть и ее регистрация.
При увольнении военные имеют право на единовременные выплаты: при выслуге меньше 20 лет выплата составляет 2 оклада (по званию и должности), свыше 20 лет – 7 окладов. Военным, которые получили государственную награду, дополнительно выплачивают еще один оклад.
Служащие, имеющие выслугу более 20 лет, обеспечиваются пенсионными выплатами.
Величина военной пенсии за выслугу лет регламентируется Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», ст. 14.
В отдельных публикациях на сайте наши эксперты подскажут, какие выплаты и льготы положены военнослужащим при увольнении, а также можно ли рассчитывать на отпуск перед расчетом и как его оформить.
Что можно сделать, если при сокращении с военной службы эти льготы не предоставили?
Если служащего уволили без его согласия, не обеспечив квартирой или финансовой субсидией на покупку квартиры или строительство жилья, такие действия командования признаются неправомерными. Приказ о незаконном увольнении можно и даже нужно обжаловать в вышестоящие инстанции.
Можно выбрать суд по месту своего жительства или по месту нахождения воинской части. Здесь важно не упустить сроки, заявление должно быть подано не позднее 3-х месяцев с момента доведения приказа до сведения военнослужащего.
Порядок подачи заявления военнослужащего:
- Заявление военнослужащего, который оспаривает решение, действие командира (начальника) военной части, подается в военный суд (Кодекс администратвного судопроизводства, гл. 22 ст. 218). Гражданин имеет право обратиться с исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня его извещения о незаконных действиях командования (Кодекс администратвного судопроизводства, гл. 22 ст. 219).
- Иск рассматривается в течение 10 дней с участием обеих сторон. Неявка на судебное заседании одного из лиц не является причиной для перенесения рассмотрения дела (Кодекс администратвного судопроизводства, гл. 22 ст. 221)
Если суд удовлетворит иск и признает действия командира незаконными, служащему возместят все причиненные убытки. Военнослужащий также может взыскать еще и моральную компенсацию.
Граждане, уволенные необоснованно, имеют право на восстановление в равной должности или выше и на выплату всех довольствий. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.
Могут ли уволить без предоставления жилья, субсидии?
Календарная выслуга 26 лет, увольняюсь по окончанию контракта, жильем не обеспечена признана нуждающейся в получении субсидии. Могут ли уволить без предоставления жилья, субсидии?
Ответы на вопрос:
Согласно ст 15 федерального закона О статусе военнослужащих при вашей выслуге 25 лет вас при увольнении должны обеспечить жильем либо выдать жилищный сертификат Увольнение же без обеспечения жилья будет незаконным Вам тогда на основании ст 10 ФЗ О прокуратуре РФ нужно жаловаться в военную прокуратуру.
Увольнение по окончанию контракта не является льготным основанием, которое запрещает увольнение до обеспечения жильем (субсидией), предусмотренное статьей 23 ФЗ О статусе военнослужащих. Даже при увольнении по предельному возрасту если Вы будете обеспечены жилым помещением по установленным нормам по месту военной службы при желании получить постоянное жилое помещение по избранному месту жительства, Вас смогут уволить а потом обеспечивать жилищной субсидией в порядке очередности. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О статусе военнослужащих» Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство 1. Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Исходя из закона могут уволить а потом обеспечивать жилищной субсидией в порядке очередности. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О статусе военнослужащих
— Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, смотря от обстоятельств и от того что вы считаете необеспеченностью жильём. При наличии ранее предоставленного вам жилья, как служебного, так и по договору соцнайма, его нужно сдать, и в этом случае, получите право на субсидию. А если его не получали никакого, являетесь военнослужащей, и стоите в очереди на жильё и признаны нуждающейся в улучшении жилищных условий,-требуйте сертификат на жильё, на основании Федерального закона “О статусе военнослужащих” от 27.05.1998 N 76-ФЗ (последняя редакция).
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
Светлана, уволить Вас могут, законодательство это не запрещает, при этом, вы будете ждать получение субсидии в соответсвии с очередностью.
Если на момент увольнения вы обеспечены служебным жильем, то, учитывая вашу выслугу, договор найма служебного помещения с вами расторгнуть не могут, это предусмотрено в Постановлении Правительства РФ от 4 мая 1999 г. N 487 “Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба”, до выплаты субсидии или обеспечения вас постоянным жильем.
Уволить могут, но не предоставить жильё нет. За Вами сохраняется право на получение жилья. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О статусе военнослужащих» КонсультантПлюс: примечание. По вопросу, касающемуся предоставления жилья во внеочередном порядке членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), Статья 15. Право на жилище 13. Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
поскольку Вы увольняетесь с военной службы не по одному из льготных оснований, то командование воинской части вправе Вас уволить с военной службы с оставлением в списках нуждающихся и без выплаты жилищной субсидии, которой Вы будете обеспечены за рамками военной службы.
Также, Вам полезно будет ознакомиться с выводами ВС РФ, изложенными в решении от 14 сентября 2016 г. № ВКАПИ 16-44, апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2016 г. № АПДЛ 16-513, который приходят к следующему:
Законодательством предусмотрены различные формы и порядок предоставления военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений с установлением дифференцированных гарантий в зависимости от категорий военнослужащих и выбора ими конкретного способа реализации жилищных прав. Такое правовое регулирование не является нарушением их конституционных прав при условии соблюдения права на жилище, гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации. Указанная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 1046-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки С.Е. на нарушение ее конституционных прав абзацем первым пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы” и в ряде других определений (от 25 сентября 2014 г. N 2271-О, от 27 октября 2015 г. N 2527-О и других).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 97-ФЗ военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим названного пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 этого федерального закона.
Таким образом, законодатель, выделяя в данной норме военнослужащих, пожелавших получить жилые помещения не по месту увольнения, фактически установил, что гарантия в виде запрета на увольнение соответствующих категорий военнослужащих, нуждающихся в особой защите, без их согласия до предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии предусмотрена для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях обеспечения жильем по месту службы. Вместе с тем в целях обеспечения конституционного права на жилище данная гарантия может быть распространена на указанных военнослужащих, не обеспеченных к моменту увольнения никаким жильем и возражающих против увольнения без предоставления жилья тем способом, который они избрали.
Такое толкование закона согласуется с позицией Европейского Суда по правам человека, высказанной в постановлении по делу “Сладков против России” от 18 декабря 2008 г. (жалоба N 13979/03), который констатировал, что данная норма защищает военнослужащих от бездомности тем самым, что связывает возможность их увольнения с предоставлением жилья. Закон не запрещает военнослужащим покинуть службу, если они согласны выйти в отставку, не получив жилого помещения.
Что касается военнослужащих, пожелавших реализовать свое право на получение жилых помещений по избранному после увольнения месту жительства, не совпадающему с последним местом службы, то в пункте 14 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” для них установлен особый порядок предоставления жилых помещений, который направлен, в первую очередь, на реализацию конституционного права на выбор места жительства, гарантированного статьей 27 Конституции Российской Федерации.
При этом в пункте 3 статье 6 Федерального закона “О статусе военнослужащих” указано, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В целях обеспечения возможности осуществления данного права законодатель, как указано выше, в пункте 14 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” установил, что обеспечение жилым помещением военнослужащих – граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В данной норме закона не содержится запрета на увольнение военнослужащих до предоставления им жилых помещений по избранному месту жительства.
Согласно абзацам третьему и двенадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” выплата жилищной субсидии является одной из форм реализации прав военнослужащих на жилище, в том числе в порядке, установленном в пункте 14 статьи 15 названного закона, равнозначной по правовым последствиям иным способам предоставления жилых помещений – в виде жилых помещений в натуре в собственность или по договору социального найма.
Анализируя приведенные выше нормы во взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что военнослужащие, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, пожелавшие воспользоваться правом на выбор постоянного места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением их жилыми помещениями, вне зависимости от формы такого обеспечения при перемене места жительства не могут претендовать на социальную гарантию в виде запрета на увольнение без их согласия до получения жилых помещений при условии, что они до этого обеспечены жилым помещением, в том числе служебным, из которого не подлежат выселению до предоставления жилья для постоянного проживания.
Такое толкование закона основано на указании в абзаце первом пункта 14 статьи 15 названного закона на то, что обеспечение жильем в данном порядке осуществляется “при перемене места жительства”. В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно абзацу восьмому статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” (в редакции от 2 июня 2016 г.) местом жительства являются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, военнослужащие, имеющие по последнему перед увольнением месту службы место жительства, в том числе в виде специализированного жилого помещения, не признанные согласно собственному волеизъявлению нуждающимися в жилом помещении по последнему месту службы, а пожелавшие изменить место жительства в порядке, установленном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, не входят в перечень лиц, указанных в первом предложении абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, имеющих право на социальную гарантию в виде запрета на увольнение до получения жилого помещения, поскольку данная группа, по смыслу закона, выделена в отдельную категорию граждан в целях реализации их права на свободу выбора места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением возможности реализовать это право путем предоставления жилых помещений в избранном месте жительства взамен сдаваемых по последнему месту службы.
Таким военнослужащим предоставлены иные гарантии реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации – запрет на выселение из служебного жилья до получения жилого помещения для постоянного проживания в избранном месте жительства в соответствии с пунктом 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487, или выплата ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 “О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей” (в редакции от 18 сентября 2015 г.), в том числе в случаях, когда уволенные военнослужащие пожелают выехать в населенный пункт, в котором ими избрано место жительства, до получения там жилого помещения.
О праве органов военного управления увольнять без предоставления жилья
По указанному вопросу было все ясно и понятно до 20 июня 2007 г. До этой даты считалось, что запрещено без каких-либо оговорок увольнять военнослужащих без их согласия до обеспечения жильем, в том числе в тех случаях, когда военнослужащий проживал в служебной квартире (напомним, что служебное жилое помещение дается на период военной службы, по окончании которой, военнослужащий обязан его освободить и это прямо указано в п. 18 типового договора найма служебного жилого помещения (Утвержден постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42), что указанный договор найма служебного жилого помещения прекращается с окончанием срока службы) и не дал согласие на увольнение до предоставления жилого помещения в избранном им месте жительства. Правоприменительная практика (в том числе судебная) придерживалась этой позиции до того момента пока группа товарищей (Р. и его представители С., М. и К.) по какой-то причине не решила обратиться в Верховный Суд РФ с заявлением о признании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречащим статье 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и недействующим в этой части. И вот, по указанному заявлению Военная коллегия Верховного Суда РФ приняла свое знаменитое Определение ВКПИ07-30, в котором в обоснование сделанного вывода о том, что пункт 17 статьи 34 Положения не противоречит статье 23 Федерального закона, кроме прочего указала, что если военнослужащий обеспечен по месту прохождения военной службы служебным жильем и избрал при увольнении с военной службы место жительства отличное от последнего места службы, он может быть уволен с военной службы (вообще странная логика, если ты обеспечен по месту прохождения службы каким-никаким жильем (напомню, что служебное жилье предоставляется только на период прохождения военной службы, увольнение с военной службы является основанием для прекращения действия договора найма специализированного жилого помещения, к которому относится и служебная квартира) и хочешь получить квартиру в этом же населенном пункте тебя уволить не могут, а если хочешь получить квартиру там, где тебе негде жить – то это законно. Примером судебной практики, когда увольнение военнослужащего без его согласия, обеспеченного служебным жильем, было признано законным может служить кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации Верховного Суда РФ от 1 октября 2015 г. № 208-КГ15-6, где суд, в частности указал: “Более того, в силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сдача Аксененко Л.В. служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности вовсе жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение. Следовательно, непредоставление заявителю жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствиям для увольнения в запас.”
Однако в последнее время стала складываться судебная практика согласно которой, независимо от того, где военнослужащий избрал место жительства в связи с увольнением с военной службы, если он обеспечен служебной квартирой, он может быть уволен с военной службы даже если на это нет его согласия. Кроме того, Президентом РФ был подписан Указ от 2 января 2016 г. № 2 «О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237» в соответствии с которым “Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.”. Таким образом, буквальное содержание указанной нормы позволяет увольнять с военной службы даже тех лиц, кто вовсе не обеспечен жилыми помещениями и избравших место жительства не совпадающее с последним местом прохождения военной службы. Полагаем, что данный Указ противоречит абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” в той его части, которая позволяет увольнять с военной службы до обеспечения жильем без получения согласия военнослужащего на такое увольнение. (Если Вы столкнулись с такой проблемой, готовы подготовить соответствующую жалобу в Верховный Суд РФ и представить Ваши интересы в суде.).
Кроме того, как отмечено выше реализовать право на получение жилья можно только при условии сдачи ранее занимаемого жилого помещения, в том числе служебного. Часто возникает вопрос: кто вправе и обязан выселять (обращаться в суд с требованием о выселении) из служебных квартир, сам военнослужащий или воинская часть (квартирный орган)? Ответ на это вопрос можно найти в двух судебных актах Верховного Суда РФ кассационное определение Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. № 201-КГ15-39 и (, из которых следует, что если военнослужащий проживает в указанной квартире, то таким правом обладает только он, если в указанной квартире не живет, а живут прежние члены его семьи (бывшая супруга, например), то таким правом военнослужащий не обладает, такое право (на обращение с иском о выселении) есть только у органа, за которым закреплено указанное жилое помещение.
Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, увольнения без жилья, представление интересов в суде?
Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?
Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?
Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)
Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:
Правомерность увольнения без предоставления жилья
Призван в 1984 году, календарная выслуга 34 с лишним года, полковник. Написал рапорт об увольнении в августе 2018 года. В рапорте указал, прошу уволить по достижении предельного возраста, после предоставления субсидии, с увольнением без предоставления субсидии не согласен. Избрал постоянным местом жительства г. Санкт Петербург. Семья 4 чел.
В отделе кадров сказали, денег на субсидию нет и не будет, Вас уволят в марте 2019 года однозначно, без субсидии и квартиры, т.к. у Вас есть служебная квартира в г. Магас Республики Ингушетия. Служебная квартира расположена в закрытом военном городке. Ингушетия это регион со сложной оперативной обстановкой и есть множество ограничений.
Считаю такое увольнение неправомерным по следующим причинам:
1. Заставляя меня жить неопределенное время (10 лет и более) в г. Магас против моей воли, меня лишают конституционного права в выборе места жительства и пользования жилплощадью. Фактически я буду на поселении, как человек привлеченный к уголовной ответственности.
2. Мне искусственно уменьшают размер жилой площади, которую я приобрету неизвестно когда.
Через неопределенное время (как показывает практика 10 лет и более) выдадут субсидию. В условиях постоянно ухудшающегося состояния экономики, кризисов, дефолтов, что я могу купить на эту субсидию, возможно половину недостроенного сарая.
Дочери скоро взрослые, и они ко времени получения субсидии потеряют право на жилье как члены семьи.
3. Работы я в г. Магас не найду! Мне придется сидеть все это время на заборе воинской части, высотой шесть метров и все это время сходить с ума.
Сменил 18 мест службы, большинство из которых «дыра» за Уралом и в Средней Азии, 12,5 лет в Таджикистане. Получается, большую часть своей жизни я прожил в не очень хороших условиях и оставшуюся придется доживать также. Почему государство не выполняет свои обязательства по заключенному со мной контракту?
Правомерно ли мое увольнение, без предоставления квартиры или субсидии?
Прошу прокомментировать ситуацию.
Добрый день. А служите Вы где? В Магасе?
Дело в том, что по мнению ВС такое увольнение возможно.
В частности об этом говорит
Решение Верховного Суда РФ от 14.09.2016 N ВКАПИ16-44
Таким образом, военнослужащие, имеющие по последнему перед увольнением месту службы место жительства, в том числе в виде специализированного жилого помещения,не признанные согласно собственному волеизъявлению нуждающимися в жилом помещении по последнему месту службы, а пожелавшие изменить место жительства в порядке, установленном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»,не входят в перечень лиц, указанных в первом предложении абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», имеющих право на социальную гарантию в виде запрета на увольнение до получения жилого помещения
Насчет увольнения без квартиры ВС РФ так же высказывался в Обзоре судебной практики № 4 за 2016 год
Закон не содержит запрета на увольнение военнослужащего, обеспеченного по месту службы служебным жильем и признанного нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, отличному от места службы.
меня интересует почему я не могу сам определить свое место жительства как положено по закону а мне его навязывают, и какова судебная перспектива этого вопроса (выбора места жительства)
Согласен с ответом уважаемого коллеги. Суды руководствуются следующим пунктом статьи 23 ФЗ О статусе военнослужащих, согласно которого, при желании военнослужащих получить жилье не по месту службы, они обеспечиваются жильем после увольнения.
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ
(ред. от 03.08.2018)
«О статусе военнослужащих»Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство
Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Если Вы выбираете постоянным местом жительства при увольнении место, отличное от места службы, то при обеспеченности Вас по месту военной службы служебным жилым помещением по учетной норме, Вас могут уволить и исключить из списков части до обеспечения жильем (субсидией).
Как вариант, избирать местом жительства населенный пункт по месту Вашей службы, тогда обеспеченность служебным жилым помещением по месту службы будет не в счет.
Еще вариант, сдать служебное жилое помещение, а потом признаваться нуждающимся в нем, возможно, что не сразу обеспечат заново.
Что делать, если военнослужащего увольняют, а он не признан нуждающимся в жилье.
К сожалению, нередко бывают такие случаи, что военнослужащий при увольнении с военной службы остается не обеспеченным жильем, в связи с тем, что он попросту не успел подать документы о признании нуждающимся. Зачастую мы и сами сталкиваемся с этим, «вытаскивая» военнослужащих из подобной ситуации в последний момент. И звонки с вопросом что делать в похожих случаях нам поступают постоянно. Поэтому очевидно, что тема крайне актуальная. Давайте сегодня и разберемся в ней.
Сами основания признания нуждающимся в постоянном жилье мы затрагивать не будем. Думаю, Вы это уже знаете прекрасно. Если подзабыли, можете посмотреть наш блог – нормы жилья при признании военного нуждающимся в жилом помещении.
А теперь давайте смоделируем такую ситуацию – военнослужащий по каким-то причинам не подал при увольнении документы в жилорган о признании нуждающимся.
Может, забыл, может, его ввели в заблуждение, теперь не важно. Но что происходит дальше?
Естественно, военный в растерянности. Или в спешке подает документы и получает отказ, либо упускает много времени и начинает что-то предпринимать спустя несколько лет. Но сами понимаете, что при второй ситуации шансы вообще могут стремиться к нулю, но опять же все зависит от обстоятельств.
При таком раскладе, несомненно, придется доказывать в суде в целом свое право на жилищное обеспечение. Судебная практика ранее по таким делам была отказная, но последние несколько лет развернулась в сторону военнослужащих.
И Верховный Суд говорит следующее: Само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”. То есть Верховный суд отреагировал на проблему, когда получалось так, что право военнослужащего на социальную гарантию в виде жилобеспечения, закрепленную федеральным законом, сами же суды ставили в зависимость от факта — успел быть признанным в период службы или нет. Согласитесь, что это на самом деле полный абсурд.
Но в настоящее время наконец-то рассматривают именно сам факт права военнослужащего быть обеспеченным вне зависимости от того успели его признать нуждающимся в жилье или нет.
Конечно, здесь не все до конца гладко, и при защите права военнослужащего необходима доказательная база того, что он все-таки хоть как-то заявлял о необеспеченности, например, был рапорт, или в приказе на увольнение есть сведения о необеспеченности и тому подобное.
Но в общем ситуация изменилась, поэтому друзья, сейчас есть хороший шанс, восстановить свое право на жилищное обеспечение, если произошла подобная ситуация.
Далее для большего понимания сегодняшней темы и принятия правильного решения, предлагаю рассмотреть ошибки и алгоритм их решения, подробнее в 63-м выпуске нашего военно-правового видео блога:
1. Если так случилось, что у Вас происходит увольнение, а вы не успели собрать весь пакет документов на признание нуждающимся, рекомендуем, не тяните, подавайте то, что есть на руках.
Это избавит Вас от последующего доказывания права на жилобеспечение. Как говорится, «остальное донесете потом».
2. Если исключение через пару дней, а вы не успели дособрать документы на членов семьи, но есть документы на себя. Также не тяните, срочно подавайте на себя, а членами семьи родственников признаете позже.
Иначе придется сначала доказывать свое право на жиобеспечение, как я говорила выше.
3. Если случилось быстрое увольнение, не теряя времени в срочном порядке отправляйте документы о признании нуждающимся заказным письмом, особенно, если жилорган расположен далеко от вас.
Ведь зачастую если Вы пришли в жилорган в такой ситуации, чтобы лично зарегистрировать заявление, вам скорее всего начнут говорить, что они не примут документы и будут тянуть – донесите это, донесите то. Не поддавайтесь на подобное, отправляйте документы заказным письмом с описью.
В любом случае, как бы не разворачивались события перед увольнением, обязательно и в листе беседы, и дополнительно рапортом зафиксируйте, что вы не обеспечены жильем.
Ну а если все-таки случилась ситуация, что вас исключили из списков части и вы не признаны нуждающимся, то готовьте суд. Т.к. шанс на успех есть всегда, и конечно же, только при грамотном подходе и грамотной досудебной подготовке.
Увольнение без жилья военнослужащего в 2022 году
До апреля 2015 года увольнение военнослужащего было возможно после предоставления ему жилья. После внесения корректировок в ФЗ «О статусе военнослужащих» все кардинально изменилось, и расторжение контракта теперь производится без обеспечения увольняющихся военных квартирами, что вызвало широкий общественный резонанс.
Какие нормы содержались в предыдущей версии закона:
Жилье | Отказ от жилья | Возможность расторжение контракта |
Увольнение производилось только после выделения военному соответствующей жилплощади | Предоставлялась возможность отказаться от квартиры | Без выделения жилья невозможно было уволить сотрудника ВС РФ |
До внесения изменений военнослужащие могли отказаться от предложенной недвижимости, что делало невозможным их увольнение. Этим пользовались офицеры, достигшие пенсионного возраста или лица, не подходящие для службы по квалификационным требованиям, чтобы получать ежемесячное денежное довольствие и иметь право на социальные льготы.
«Несправедливо увольнять военных, прослуживших более 10 лет, без предоставления жилья. Я в ближайшее время издам указ, чтобы исключить этот недостаток. Даже если офицер увольняется по достижении максимально допустимого возраста нахождения на службе или по состоянию здоровья, ему необходимо в обязательном порядке предоставить квартиру» — сказал на одном из заседаний Президент РФ В.В. Путин.
01.02.2016 года был опубликован Указ Президента, согласно которому все же должны делаться исключения:
- Предоставляться недвижимость военным, прослужившим от 10 лет и более.
- Передаваться квартиры в пользование, если офицер увольняется в связи с выходом на пенсию или по болезни.
Увольнение без обеспечения недвижимостью по собственному желанию
Согласно действующему законодательству, военнослужащий может инициировать расторжение контракта по собственному желанию. Для этого необходимо выполнить следующее:
- Составить рапорт, указав в нем причину (желательно). Это может быть переезд в другой город, необходимость в постоянном уходе за близким родственником, и т.д.
- Предоставить рапорт начальнику для рассмотрения за месяц до предполагаемой даты увольнения.
- Дождаться окончательного решения начальника, который после получения рапорта отдает его на рассмотрение комиссии, состоящей из сотрудника отдела кадров, юриста и командиров подразделений.
- Когда решение будет принято, об этом оповещают увольняющегося посредством ознакомления с приказом. На нем должны быть подписи уполномоченного руководителя и самого военнослужащего.
- С него берут письменный отказ от жилплощади, если он прослужил более трех лет и имеет право на нее.
Причина расторжения контракта | Необходимость отказа |
Наступление предельного возраста службы | Письменный отказ не нужен |
Организационно-штатные мероприятия | |
Плохое состояние здоровья |
Как видно из вышеперечисленного, при наличии любой из вышеперечисленных причин при увольнении может и не браться отказ от квартиры в письменной форме, но лишь в том случае, если ранее жилье предлагалось неоднократно, но по каким-либо мотивам сотрудник от него отказывался:
- Несоответствие санитарным требованиям.
- Несоответствие стандартам жилья.
Указ Президента также делает ряд исключений, которые были упущением в прошлой редакции ФЗ:
- Если военному предлагалась квартира всего один раз, он не может быть уволен без жилья.
- Офицер может оспорить решение комиссии, если жилище было выдано не по месту прохождения службы.
- Если выслуга равна 20 годам и более, и сотрудник нуждается в повышении условий проживания, он может ходатайствовать об оформлении права собственности на квартиру или составлении договора социального найма.
Примеры из судебной практики
Чтобы разобраться в теме более детально, достаточно изучить пример, когда расторжение контракта без предоставления жилья было признано незаконным:
Капитан Савельев В.В. прослужил 12 лет в ВС РФ, нуждается в повышении уровня жилищных условий в связи с рождением третьего ребенка. Контракт с ним расторгли на основании проводящихся ОШМ, его согласие не принималось. Ранее жилье ему предлагалось только один раз, но он давал письменный отказ в связи с несоответствием жилища общепринятым стандартам.
Суд удовлетворил иск Савельева В.В. и постановил:
- Восстановить сотрудника в рядах ВС РФ и признал увольнение незаконным.
- Выделить капитану квартиру, пригодную для проживания.
Основанием для такого решения послужила нужда Савельева В.В. в улучшении жилищных условий и то, что отказ от квартиры с него брался только один раз, другие варианты не предлагались.
Увольнение без обеспечения квартирой по инициативе работодателя
Согласно ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности…», прекращение действия контракта вне воли военнослужащего возможно в следующих случаях:
Для увольнения здесь письменное заявление от сотрудника не требуется. Достаточно доказательств виновных действий, проведения служебного расследования, заключения комиссии и издания приказа. В качестве основания в нем и в трудовой книжке будет указана ст. 51 ФЗ №53-ФЗ.
Наиболее распространенные ошибки
Ошибка №1. Даже если от военнослужащего есть 3 отказа, его можно уволить.
Нет, нельзя. При обращении им в суд будут выясняться причины отказа от квартиры, и, если судья найдет их обоснованными, это засчитается за нарушение права на обеспечение жильем.
Ошибка №2. Если сотрудник несколько раз безосновательно отвергал предлагаемую жилплощадь, но нуждается в улучшении жилищных условий, его нельзя уволить.
Если военнослужащим были грубо нарушены условия контракта, после расследования или заседаний в гарнизонном суде он может быть уволен без предоставления жилья.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос №1. Где оспаривается увольнение, если военнослужащему незаконно было отказано в выдаче квартиры?
Для подачи иска необходимо обращаться в военный суд по месту нахождения воинской части.
Вопрос №2. Может ли военнослужащий быть уволен по состоянию здоровья без жилья, если в штате есть подходящая должность?
Если здоровье военнослужащего соответствует требованиям, предъявляемым к другой должности, его необходимо перевести на нее до момента предоставления квартиры.
Заключение
Возможность увольнения военнослужащего без обеспечения жильем в настоящий момент предусмотрена законодательством, однако для этого необходимо соблюсти ряд требований, в противном случае он сможет обжаловать нарушение своих прав через суд.